Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАЛОВАНЬЕ

ЖАЛОВАНЬЕ - оплата труда гос. служащих существовала во все времена. В Афинах Ж., выплачив. судьям, членам ареопага и чиновникам, было введено Периклом. Также и в эллинистич. империях служащие получали определ. денежное вознаграждение. В Рим. империи твердые оклады для высших чиновников и офицеров были введены при Августе. Годовое Ж. рим. прокуратора составляло, напр., от 60 до 300 тыс. сестерциев, наместников Азии и Африки - до 1 млн. сестерциев. Ж. получали и визант. чиновники и служащие, причем оно выплачив. самим императором. Уже в 6 в. до н.э. в греч. городах врачи находились на гос. службе. В 4 в. до н.э. возникли и гос. учебные заведения, преподавател. состав к-рых получал Ж. В Риме аналогич. развитие началось в эпоху Рим. империи. Жалованье (в армии): в Афинах конный воин получал ежедневно одну драхму, столько же платили наемникам; воен. моряки и гребцы имели дневное Ж. от 3 до 4 оболов.

Офицер получал в ср. двойное Ж., генерал - в четыре раза больше. В рим. армии Ж. впервые стали выплач. в 406 до н.э. во время осады Вей. С этого времени рим. ополченцы получали Ж. регулярно. Положение изменилось после воен. реформы Мария, когда пролетарии, ранее не имевшие права служить в армии, могли добровольцами вступать в войско, получая за это Ж. При Цезаре Ж. носило хар-р дополнит. пособия на обмундирование и продовольствие, к-рое составляло в год 225 денариев для солдат и 450 - для центурионов. Высшие офицеры Ж. не получали. Им выдавались денеж. вознаграждения за службу в мирное время и особые награды по окончании воен. походов. При Августе годовое Ж. оставалось прежним. Домициан поднял его до 300 денариев, а Септимий Север - до 450 денариев легионерам и 1500 - преторианцам.

ЖАТКА

ЖАТКА - в 1 в. н.э. для применения на обшир. латифундиях была создана Ж. - единств., если не считать колесного плуга, образец с.-х. техники эпохи античности. Уборка зерновых производилась с помощью дерев. платформы с режущими клинками, поддержив. 2 колесами. Срезаемые пучки стеблей попадали в растворы между клинками и падали на платформу; на обшир. пространствах применять Ж. было гораздо экономич., чем скашивать хлеба вручную с помощью серпа (косой не пользовались). Тем не менее избежать больших потерь сырого колоса и соломы было невозможно. Оба дошедших до нас рельефных изображ. Ж. сделаны в Галлии, где в 3 в. н.э. ощущалась острая нехватка рабочей силы.

ЖЕЛЕЗО

ЖЕЛЕЗО - осн. металл в античности. Его добыча обусловила расцвет железн. века. Известно произ-во Ж. в М. Азии у халибов; их закал. сталь именов. «халипс». Ж. вырабатывалось еще в 11 в. до н.э. в культуре Вилланова в Италии. В 9 - 8 вв. до н.э. оно распростр. по всему средизем. басс. Тот, кто не использовал новый металл, не только уступал в борьбе, но, пользуясь орудиями труда из бронзы, производил меньше продукции, чем владелец орудий труда из Ж.: мотыги, ножа, серпа, топора, кирки и молота. В 7 в. до н.э. Ж. стало материалом для изготовл. большинства земледельч. орудий труда. В антич. мире месторождения Ж. были известны во мн. местах, однако хорошая сталь производилась не всюду (произ-во стали сводилось к науглероживанию Ж. в сыродутных печах или кузнеч. горне при наличии толстого слоя древесн. угля). Лучшим по кач-ву греки считали лаконское Ж., из к-рого изготавлив. даже напильники, бурава, зубила, инструменты для граверных работ. Греция импортировала также лидийскую сталь - прекрасный материал для изготовл. бритв. Ж. с Кипра в больших кол-вах поступало как в Грецию, так и в Финикию. Этруски разрабатывали на Эльбе значит. месторождение (ок. 5 в. до н.э. его пытались захватить греки (Порто Феррайо) и карфагеняне, ок. 309 до н.э. оно досталось римлянам). Плавка Ж. из этого месторождения производилась в лесистой местности (Популония). После 200 до н.э. гл. поставщиком Ж. стала Испания. Из-за низкого кач-ва руды ей уступала Галлия, также богатая запасами руды. Со временем сев. Ж. вытеснило все др. его сорта. Технология сыродутн. способа позволяла получать ковкое и сваривающ. Ж., а при достаточ. науглероживании также закаливающ. сталь. Чугун произво-дился в недостаточ. кол-ве, т.к. в сыродутных печах невозможно было достигнуть точки его плавления. Произво-дительность плавильных печей в Греции была довольно значит., но особенно развитой была металлургия у халибов, индусов и китайцев. Производимое ими Ж. импортировалось др. странами и народами. Известностью пользовались производители сев. Ж. (Штайермарк, Каринтия), а также исп. клинки из Толетума (Толедо). Крупные изделия из Ж. редки (вес железн. якоря из Немизее достигал 414 кг, вес железной болванки из Трирского музея - 100 кг). В торговле в кач-ве денег использовались различ. формы слитков из Ж., спартанские железные монеты весили ок. 625 г.

ЖЕМЧУГ

ЖЕМЧУГ - драгоц. камень, к-рый по ценности стоял на втором месте после бриллиантов. В древности его добывали из раковин жемчужниц. Ловцы Ж. должны были нырять за ним на глубину до 30 м. Особая прелесть Ж. и трудность добывания объясняют его высокую стоимость на рынке. Особенно известны две ценные жемчужины Клеопатры. Одну из них она на пари с Антонием выпила растворен. в уксусе. Имитация Ж. была доходнейшим предприятием ремесленников. Кроме настоящ. и искусств. Ж., для украшений производили цветной, в особенности голубой стекл. Ж., к-рый часто встреч. уже в Микенах. Ж. изготовляли также из янтаря.

ЖЕНЕВА

ЖЕНЕВА - город, на С. обл. аллоброгов - на юг-зап. берегу Женевск. оз., у выхода из него р. Родан (Рона).

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ - обряд приношения в дар богам напитков (вина, воды, молока), масла, совершался обычно вместе с др. обрядами, преим. во время жертвопринош., а также церемонии захоронения. При жертво-принош. Ж. в. совершалось в нач. и в кон. обряда, при этом напитки выливались на принесен. в жертву животное. В светской жизни в дар приносился каждый из напитков в нач. и в кон. трапезы.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - ритуал. действие, относящ. к древнейшим культовым формам. При помощи Ж. люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за получ. помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Ж. соверш. также при исполнении клятв (клятв. Ж.), при заключ. договора, Ж. умершим - при погребении или у могилы. Объектом Ж. было все, что люди счит. необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные Ж.: у земледельцев - плоды (Ж. начатков) или приготовл. из них кушанья - каши, печенья; в культе героев - мед, молоко и оливковое масло. Большое знач. имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т.п.) или драгоц. вост. благовония (ладан и т.д.).

Кровавыми Ж. были приносимые в жертву животные, по б. ч. свиньи, овцы, крупный рогатый скот, а также козы и мелкие домаш. животные, рыба и посвящ. данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т.д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при Ж. подземным богам, Ж. умершим, Ж. при клятвах и очищении и при Ж. с целью вопрошения о будущем).

При Ж. пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Ж. совершалось с соблюд. строгих предписаний относит. безупречности и красоты спец. выбранных животных, употреблявш. при этом утвари и участников Ж. (облачения, культовая чистота совершающих Ж., заповедь молчания). Если происходили к.-л. нарушения, Ж. следовало повторить. Ж. соверш. также в форме вотивных даров (изображ. больных частей тела) в храмах богов здоровья; Ж. волос при вступл. в зрелый возраст или при вступл. девушек в брак. Формой Ж. был также лектистерний. Традиция единич. человеч. Ж. в греко-рим. мире в ист. время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н.э. в Риме) спорна.

Христиане отказывались от всех Ж., в т.ч. и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя гос. властям, рассматрив. отправление культа императора как доказат. лояльности. В раннем христианстве Ж. счит. молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т.к. Христос сам принес себя в жертву, Ж. усматривали позднее также в Тайной вечере.

ЖИВОПИСЕЦ

ЖИВОПИСЕЦ - появл. стенных росписей оказалось возможным только после того, как стены жилых домов начали покрывать штукатур. раствором. В эпоху Алки-виада, напр., декоративные росписи не получ. широкого распростр., поскольку покрывать стены отделоч. раствором могли только богатые люди. В период эллинизма постепенно утвердилась практика росписей, выполн. на оштукатур. стенах, затем она получила распростр. за пределами Греции (Фракия) в тех странах, где она, как, напр., в Египте, соотв. уже сложивш. местным традициям. В это время в Риме Катон считал ее порочной, поэтому профессия художника, украшавш. росписью стены, потолки и полы внутри домов, зародилась здесь неск. позже. В основе достаточно рано появивш. традиции украшать цветной росписью архитект. детали обществ. зданий и надгробные рельефы лежало владение различ. техникой живописи: при росписи по свежей сырой штукатурке (фрески) в краски добавляли известь, при росписи полиров. мрамора пользовались энкаустикой (восковые краски наносились в подогретом виде); применяли также и рыбий клей. Иногда Ж. создавали настоящие шедевры (пейзажи), но чаще от них требовалось сделать красоч. роспись стен в виде орнамента. Такие росписи Ж. делали как вывески торг. помещений или ремесл. мастерских (фрески).

ЖИРОРАСЧЕТЫ

ЖИРОРАСЧЕТЫ - перевод со счета на счет без реальных платежей практиковался в позднеэллин. время в расчетах за зерно. Была ли эта практика распростр. и в денежных операциях взамен расчета наличными, точно не установлено.

ЖОШУЙ

ЖОШУЙ - в др.-кит. миф. река под горой Куньлунь, где жила Си-ван-му («владычица З.»). Вода в этой реке не держала на поверхности даже легк. лебедин. перышка.

ЖРЕБИЙ

ЖРЕБИЙ - один из видов доказательств в обвинит. процессе эпохи рабовлад. общества. При помощи Ж. разрешалось суд. дело. Суд. процедура при Ж. заключ. в том, что для разрешения спора подбирались спец. предметы - Ж. (палочки разной длины, восковые шарики и др.), на к-рых обознач. имена тяжущихся. Судья опускал Ж. в шапку или соотв. сосуд. Затем по приглашению судьи кто-либо из присутств. вынимал Ж. Правым счит. тот, чье имя оказывалось на вынутом Ж.

ЖРЕЦ

ЖРЕЦ - лицо в языч. религиях, соверш. богослужения, жертвоприношения и т.п.

ЖРЕЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

ЖРЕЧЕСКИЕ ШКОЛЫ - кастовые муж. религ. школы в Индии, Египте и др. странах Др. Востока для молодежи из высших сословий, к-рая подготовлялась к роли правителей госуд. и жрецов. В Ж. ш. обучали религ. догмам, чтению, письму, математике (арифметике и начаткам геометрии), астрологии и начаткам медицины. Общее образование, даваемое в Ж. ш. было подчинено религ. воспитанию. Содержание обуч. в этих школах держалось в строгой тайне от населения.

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС - термин, применяемый для обознач. одной из составных частей Ветхого завета. Введен в 19 в. учеными, занимавш. исследованием текста Библии. «Ж. к.» явл. обработкой древ. преданий (произведен. в 5 в. до н.э.), а также содержит регламентацию храмов. ритуала, фиксацию доходов жрецов и др. установления, помещ. в различ. частях Пятикнижия (в особенности в т.н. книге Левит).

ЖРЕЧЕСТВО

ЖРЕЧЕСТВО - обществ. группа в ряде древ. госуд., занимавш. отправлением религ. культа (в форме жертвопринош., молитв, обрядов и т.д.). В докласс. обществе функции жрецов выполняли обычно старшие в роде - родонач., позднее - главы семейств.

В период разложения первобытно-общин. строя появ. первые колдуны, гадатели, предсказатели, шаманы и др. профессионал. «посредники» между людьми и тем, что представлялось им как сверхъест. силы. Постепенно стало складываться Ж. Оно обособлялось как особое, занимавшее привилегир. положение сословие, иногда даже как замкнутая каста. Наибольш. развития Ж. достигло в древнем рабовлад. обществе индусов, персов, вавилонян, египтян, иудеев, древ. кельтов. Сословие жрецов пользовалось огромным экономич. и политич. влиянием. Др.-егип. храмы владели при Рамсесе IV (12 в. до н.э.) значит. частью всей обрабат. земли, св. 100 тыс. рабов, сотнями городов и селений и т.д. В библейской книге Левит, составлявшей основную часть т.н. «жреч. кодекса», перечисляются всевозможные доходы иуд. жрецов: 2 десятины, первинки от урожая, от приплода скота, от стрижки овец, первый урожай от садов и виноградников целиком, бесчисл. обязател. жертвы, взносы по обету (деньгами и натурой) и т.д. Жрецы использовали свое могущество для жестоких расправ с нарушителями религ. обрядов и запретов. Особенно чудовищна была власть жрецов в теократич. госуд., где власть религ. объед. с властью политич., напр., в Египте в 11 - 10 вв. до н.э., в Иудее в 6 в. до н.э. - 1 в. н.э., в Индии при династии Канва (73 - 28 до н.э.). Ж. стремилось использовать в своих интересах тогдашнюю науку как средство обогащения и укрепления своей власти. Так егип. жрецы наблюдали за разливами Нила, занимались астрономией, математикой, медициной. В Др. Греции не было такого могуществ. Ж., как в странах Др. Востока. Исключением явл. толковавшие прорицания дельфийск. оракула жрецы, к-рые пользовались значит. привилегиями и играли известную роль в политич. жизни страны.

ЖУК У ЖАМАНАК

ЖУК У ЖАМАНАК - в армян. миф. персониф. времени. Ж. у Ж. - седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Как распорядитель времени держит в руках два клубка - белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по др. стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит донизу - светлеет и восходит солнце. Когда Ж. у Ж. сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз - темнеет и заходит солнце.

ЖУН ЧЭН

ЖУН ЧЭН - в др.-кит. миф. маг, учитель Хуан-ди («Желтого государя»). Ему припис. изобретение календаря, а также способа достижения бессмертия посредством акта половой жизни.

ЖУПА

ЖУПА - терр.. объед. родов, позднее - соседских общин у юж. и зап. славян в раннем средневековье. Общины, образующие Ж., состояли из задруг и индивид. семей, совместно владевших общинной землей; в соседских общинах каждая семья владела индивид. участком, наряду с этим существовали и общинные угодья. Высшим органом Ж. был нар. сход. Во главе Ж. стоял выбран. жупан, решавший совместно со старейшинами родов адм. и суд. дела, во время войны возглавлявший воен. силы Ж. С разложением родового строя власть жупана стала наследств. Ж. балканских славян 6 - 14 вв. - гл. обр. воен. объед.

ЖУПАН

ЖУПАН - у юж. славян первонач. старейшина, глава жупы; в период разложения родоплем. строя и возникновения классов Ж. - представитель родовой знати, князь. С развитием у юж. славян феод. госуд. Ж. отдельных жуп подчинились королевской власти.

ЖУРАВЕЛЬ

ЖУРАВЕЛЬ - для древних Ж. был символом бдительности. Богатые римляне приручали и держали у себя Ж. для развлеч.; ценилось и мясо этих птиц. Повадки Ж. описал Плиний Старший.

ЖУ-ШОУ

ЖУ-ШОУ - в др.-кит. миф. божество осени. В комментарии к «Книге обрядов» (4 - 2 вв. до н.э.) объясн. его имя: «Осенью все растения созревают (жу) и начинается сбор (шоу) урожая». Ж.-ш. счит. также духом металла, а поскольку металл связывался с З., то Ж.-ш. помещали в зап. части храма. Его изображали с угольником в руках. Он ведал также наказаниями на небе.

Предыдущая страница Следующая страница