Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕЛ"-"МЕХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕЛ"-"МЕХ")

МЕЛЬХИСЕДЕК

МЕЛЬХИСЕДЕК - Малкицедек - в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима), священнослужитель предмонотеистич. культа Эльона (в русском переводе - «бога всевышнего»), отожд. библейской традицией с Яхве.

МЕМНОН

МЕМНОН - в греч. миф. царь Эфиопии, союзник троянцев в Троянской войне. Сын Эос и брата Приама Тифона. После гибели Гектора М. в доспехах, изготовл. Гефестом, приходит на помощь троянцам. По-скольку греки, видевшие в Эфиопии сказоч. страну, локализовали ее достаточно неопределенно - где-то на Ю., то родиной М. называли весьма отдаленные друг от друга р-ны Сирии, Сусианы и даже Египта: в Абидосе показывали дворец М.; в егип. Фивах М. был выстроен храм, по назв. к-рого вся зап. часть города получила назв. Мемнония; одна из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III, считалась изображ. М. Поврежд. во время землетряс. статуя издавала на рассвете звук, к-рый воспринимался как приветствие М. своей матери Эос. Наиболее подробное описание участия М. в Троянской войне и его погребения - у Квинта Смирнского в «Послегомеровском эпосе».

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ - памятные монумент. сооруж. в Др. Риме, воздвигавш. в честь выдающ. личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Траяна и Марка Аврелия, первонач. увенчан. статуями этих императоров. На стволах М. к. были нанесены рельефные украшения, к-рые изображали события победоносных походов императоров, поэтому М. к. назыв. также триумф. колоннами. Прообраз М. к. можно встретить в Греции, напр., в Дельфах.

МЕМФИС

МЕМФИС - др.-егип. город на зап. берегу Нила. Первонач. наз. «Белые стены», по имени крепости на границе Верх. и Ниж. Египта, возле к-рой был основан. В период Др. царства (28 - 23 вв. до н.э.) стал царской резиденцией, осн. религ. и культурным центром Др. Египта. Со времени Джосера в окрестностях М. (на терр. ок. совр. поселений Абу-Роаш, Гиза, Абусир-эль-Мелек, Завиет-эль-Ариан, Саккара и Дахшур) стали строить царские усыпальницы-пирамиды, вокруг них вырастали некрополи. В период Ср. царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.) столица Египта была перенесена в Фивы, но М. оставался значит. экономич. центром с храмом бога Птаха. В связи с политикой воен. экспансии егип. царей Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) в Сирии, М. приобрел важное значение стратегич. пункта; он часто служил фактич., а иногда и офиц. резиденцией царей, напр., Тутанхамона. С возникновением нового центра - Александрии (осн. в 332 - 331 до н.э.) М. стал терять свою прежнюю роль.

МЕНА

МЕНА - Менес - согл. спискам др.-егип. царей и сообщениям Геродота и Манефона, первый царь I династии в Египте. М. приписывается объед. Верх. и Ниж. Египта и сооружение крепости «Белые стены», ставшей центром царской резиденции времени Др. царства (греч. Мемфис). В памятниках I династии М. под своим личным именем не упомянут. Полагают, что он тожд. с царем Нармером или, скорее всего, с его сыном и преемником, тронное имя к-рого было Хор-Аха (Хор-Боец).

МЕНАДЫ

МЕНАДЫ - вакханки, бассариды - в греч. миф. спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, М., украшен. виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, увитыми тоже плющом. Полуобнаж., в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушен. змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию («Шумному») или к Дионису Плюшевому, восклицая «Вакх, Эвое». Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют кровь, как бы приобщаясь к растерзан. божеству. Тирсами М. выбивают из скал и земли молоко и мел, нередки человеч. жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

МЕНАКА

МЕНАКА - Мена - в др.-инд. миф. божеств. апсара, впервые упомянутая в «Яджурведе». По указанию Брахмы соблазнила мудреца Вишвамитру, чтобы отвлечь его от аскетич. подвигов, и имела от него дочь Шакунталу. Др. дочь М. - Прамадвара, ставшая женой Руру, была рожд. ею от царя гандхарвов Вишвавасу.

МЕНАНДР

МЕНАНДР - 1. (ок. 343 - ок. 291 до н.э.) - др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т.н. новоаттич. бытовой комедии. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранивш. комедия «Угрюмец».

2. (ум. ок. 150 до н.э.) - греч. правитель Сев. Индии. Расширив в результате завоеват. походов владения Греко-Бактрийского царства в Индии вплоть до низовьев Инда, М. стал самостоят. правителем греч. владений в Индии. Его столица находилась в г. Шакала (совр. Сиалкот). Стремясь укрепить соц. базу своего госуд., М. пытался опереться также на нек-рые слои местного населения; видимо, с этой целью он принял буддизм. В будд. традиции М. отожд. иногда с царем Милиндой, упомин. в трактате «Милиндапаньха».

МЕНАНДР ПРОТЕКТОР

МЕНАНДР ПРОТЕКТОР - визант. историк 6 в. сначала юрист, затем, по-видимому, занимал высшую воен. должность (отсюда прозвище Протектор). Его ист. соч. представляет собой продолжение труда Агафия и охватывает период 558 - 582 (сохран. отдельные фрагменты); в нем приводятся интересные данные о 2 посольствах, отправл. к хану турок-сельджуков (в 569 и 576).

МЕНАПИИ

МЕНАПИИ - кельт. племя из группы белгов, жившее в 1 в. до н.э. в Сев. Галлии по ниж. теч. рр. Шельды и Рейна. В 57 до н.э. М. были покорены Цезарем. Во 2 в. н.э. в занимаемую ими обл. началось переселение герм. племен, во время к-рого М. были частично уничтожены, а частично ассимилированы завоевателями.

МЕНЕКЕЙ

МЕНЕКЕЙ - Менокей - в греч. миф. сын фиванского царя Креонта. В войне семерых против Фив во время осады города войском семи вождей М. узнал от прорицателя Тиресия, что, принеся себя в жертву, он спасет город от разорения. Обманув бдительность отца, М. закололся перед входом в пещеру, посвящ. богу войны Аресу.

МЕНЕЛАЙ

МЕНЕЛАЙ - 1. в греч. миф. сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгифсом М. и Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея, к-рый выдал замуж за Агамемнона Клитемнестру и помог ему вернуть царский трон в Микенах. М., избранному из неск. десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс), Тинадрей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, М. призвал на помощь всех ее бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь ее супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях. До начала воен. действий М. вместе с Одиссеем отправились в кач-ве послов в Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путем, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной. М. входил в число греч. воинов, укрывш. в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троян. царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса. В Аркадии находился старый платан, посаж. М., когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, согл. гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей). В Спарте показывали дом, в к-ром некогда жили М. с Еленой; видимо, близ него в ист. время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвид. в 18-й идиллии поэта 3 в. до н.э. Феокрита.

2. др.-греч. астроном и математик (1 в.). Известен в основном работами по сферич. тригонометрии: 6 книг о вычислении хорд и 3 книги «Сферики». «Сферика» сохран. в араб. переводе. У М. тригонометрия отделена от геометрии и астрономии.

3. греч. скульптор, работавший в 1-й пол. 1 в. в Риме. В своем творчестве исходил преимуществ. из образцов греч. скульптуры 2-й пол. 4 в. до н.э. Гл. работа - скульптурная группа, известная под условным назв. «Орест и Электра».

МЕНЕНИЙ АГРИППА

МЕНЕНИЙ АГРИППА - рим. патриций (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Вел переговоры с плебеями, ушедш. в нач. 5 в. до н.э. на Священную гору в знак протеста против притеснений патрициев. Он убедил их вернуться в Рим якобы с помощью притчи, где сравнивал общество с человеч. телом, в к-ром желудок (патриции) и руки (плебеи) не могут существовать друг без друга.

МЕНЕТИЙ

МЕНЕТИЙ - Менойтий - в греч. миф.:

1. Сын титана Иапета и Климены, брат Прометея, Атланта и Эпиметея. Во время титаномахии М. был поражен перуном Зевса и сброшен в тартар.

2. Сын Актора, один из аргонавтов, отец Патрокла, родич и друг Пелея.

МЕНИПП

МЕНИПП (2-я пол. 3 в. до н.э.) - философ-киник из Гадары (Сирия), сначала раб, затем состоят. житель Фив (Беотия). Автор 13 сатир, хар-ризующ. свободным соед. стихов и прозы. Его персонажи действуют в условиях фантастич. мира (полет на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяет остроумно и едко высмеять различ. философские школы и человеч. слабости. Произв. не сохран.; их мотивы отчетливо ощущаются в соч. Варрона, Сенеки Младшего, Петрония и особенно Лукиана.

МЕНКАУРА

МЕНКАУРА - егип. фараон (3-е тыс. до н.э.). Др. форма имени - Микерин.

МЕНКЕРОТ

МЕНКЕРОТ - в егип. миф. богиня-львица. М. - мать солнца, к-рое она в виде ребенка поднимает на небо. Отожд. с Сехмет. В заупокойной лит-ре М. поднимает на небо умерших.

МЕНКЕТ

МЕНКЕТ - в егип. миф. богиня, покровит. изготовлению пива. Совершала ритуал. возлияния, была связана с культом мертвых.

МЕНОН

МЕНОН - командир отряда греч. наемников в армии младшего сына перс. царя Дария II Кира в 401 до н.э. Платон назвал его именем один из своих «Диалогов», в к-ром, в отличие от Ксенофонта, дал М. положит. оценку.

МЕНРВА

МЕНРВА - в этрус. миф. богиня материнства, покровит. рожениц. Древнейшее материн. божество эгейско-анатолийск. ареала. Позднее почиталась как покровит. ремесла и ремесленников и воительница. Считалась также защитницей этрусских городов и в г. Вейи почиталась как царица. Изображ. в полном вооруж. и с копьем в руке. Вместе с Тином и Уни входила в этрусскую триаду богов, соотв. рим. триаде (Юпитер, Юнона, Минерва).

МЕНСАРИИ

МЕНСАРИИ - банкиры в Др. Риме, к-рые занимались торговлей деньгами. Они принимали денежные взносы и выдавали займы. По мере развития банковского дела возникла специализация М., вследствие чего они разделились на аргентариев и нуммуляриев.

МЕНТОР

МЕНТОР - в греч. миф.:

1. Отец Имбрия; в облике М. Аполлон побуждал к сраж. Гектора.

2. Итакиец, друг Одиссея, принявший попечение над Телемахом и др. домочадцами отправивш. под Трою царя. В облике М. обычно явл. Афина, когда ей нужно показаться Одиссею и не быть узнанной другими.

3. Сын Эврисфея.

4. Сын Геракла.

МЕНУА

МЕНУА - урартский царь (ок. 810 - 786/781 до н.э.), сын Ишпуини. При М. воины Урартского царства совершали походы в Закавказье, в обл. племени Диаухи, а также в Приурмийский р-н и Сев. Месопотамию. М. вел большие строит. работы. Он построил себе новую резиденцию - Менуахинили. При его отце и при нем велись строит. работы в г. Тушпа (Ван). Он же реконстр. знаменитый канал Семирамиды в сторону г. Вана. От его времени осталось более 100 урартских клинообразных надписей.

МЕНУАХИНИЛИ

МЕНУАХИНИЛИ - один из центров Урартского царства, построен в нач. 8 в. до н.э. урартским царем Менуа. Находился ок. совр. селения Ташбурун на сев. склоне Арарата на правом берегу р. Аракса. На терр. М. найден ряд важных урартских клинообразных надписей.

МЕНХИТ

МЕНХИТ - в егип. миф. богиня-львица. Жена Хнума. Почиталась в г. Летополис, очевидно, как богиня войны, ее эпитет - «воинственная». Отожд. с Сехмет, Тефнут, Небтуи.

МЕОТИДА

МЕОТИДА - Меотийское озеро - совр. Азовское море. Назв. «Меат» встречается уже на составл. финикийскими мореплавателями карте мира (примерно кон. 7 в. до н.э.). В Греции знали о М., обладавшей значит. рыбными ресурсами, от жителей Милета и др. городов, основавших греч. колонии Пантикапей, Фанагория и др. на Керченском п-ове, Танаис в устье одноим. реки.

МЕОТЫ

МЕОТЫ - древ. племена, обитавшие в 1-м тыс. до н.э. на вост. и юго-вост. побережье Азовского м. и ср. Кубани. Назв. М. встречается у антич. авторов и в надписях Сев. Боспорского царства. Страбон (1 в. н.э.) к числу меотий-ских племен относит синдов, дандариев, торетов, агров (аррихов), тарпетов, досхов и др. Осн. занятиями М. были земледелие и рыбный промысел. Часть племен М. по языку была, видимо, родственна адыгам, нек-рые меотские племена, очевидно, представляли ираноязыч. население, близкое скифам. В 4 - 3 вв. до н.э. мн. из племен М. вошли в состав Боспорского госуд.

МЕРЕТ

МЕРЕТ - др.-егип. термин, обознач. категорию непосредствен. производителей, явл. рабами или наход. на положении рабов.

МЕРИДОВО ОЗЕРО

МЕРИДОВО ОЗЕРО - Ми-ур, Мер-ур - оз. в Др. Египте, в Файюмском оазисе, остатком к-рого явл. совр. оз. Биркет-Карун. Уже в период Др. царства (3-е тыс. до н.э.) М. о. использовалось в целях ирригации. При фараоне Аменемхете III (1849 - 1801 до н.э.) часть озера осушили и оно было превращено в искусств. водоем, соед. каналом с р. Нилом.

МЕРИМУТЕФ

МЕРИМУТЕФ - в егип. миф. бог в виде барана, почитавш. в 11-м верхнеегип. номе (г. Хат, недалеко от Сиута).

МЕРИОН

МЕРИОН - в греч. миф. племянник Идоменея, приплывший вместе с ним под Трою. Нек-рые источ. называют его в числе женихов Елены.

МЕРИТСЕГЕР

МЕРИТСЕГЕР - в егип. миф. богиня, олицетв. Фиванский некрополь; считалось, что М. охраняет кладбище и покой умерших. Изображ. в виде женщины или льва с головой змеи. Центр культа М. - поселок в р-не совр. Дейр-эль-Медине, где жили ремесленники - строители гробниц. М. считалась их покровительницей.

МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ - в рим. миф. бог торговли, отожд. с Гермесом. В 495 до н.э. ему по решению нар. собрания был посвящен храм у Великого цирка; одноврем. была образована коллегия торговцев, находивш. под его защитой. Матерью М. считалась Майя. Как бог прибыли и обога-щения М. обычно изображ. с кошелем и часто объед. с Фортуной, носил эпитет «счастливый». В Риме и городах Италии существовали вербовавш. из плебеев и рабов коллегии почитателей М. (одного или с Майей), впослед. ставшие коллегиями император. культа. Считали, что М. может обеспечить не только торг. прибыль, но и указать зарытый клад.

МЕРОБОД

МЕРОБОД - Флавий М. -

1. М., занимал высший команд-ный пост в рим. армии при имп. Валентиане I и Грациане, консул в 377 и 383. Узурпатор императорского престола Магн Максим вначале намеревался сделать М. в 3-й раз консулом, но затем принудил его покончить жизнь самоуб.

2. М., рим. поэт 1-й пол. 4 в. Из его соч. сохран. только отдельные фрагменты.

МЕРОВЕЙ

МЕРОВЕЙ - Меровех - согл. франкской легенде, король салич. франков сер. 5 в. От имени М. ведет свое назв. первая франкская династия Меровингов.

МЕРОВИНГИ

МЕРОВИНГИ - первая королевская династия во франкском госуд. в кон. 5 - сер. 8 вв. Свое назв. получила по имени легенд. родонач. этой династии - Меровея. Наиболее значит. представителем М. был фактич. основатель династии - Хлодвиг (481 - 511). С сер. 7 в. верхов. власть фактич. перешла к майордомам. Один из них - Пипин Короткий, свергнув в 751 последнего М. - Хильдерика III, основал новую династию - Каролингов.

МЕРОПА

МЕРОПА - в греч. миф.:

1. Супруга Гераклида Кресфонта, царя Мессении.

2. Одна из Плеяд, единств. из них вышедшая замуж за смертного, коринфского царя Сисифа; поэтому в созвездии Плеяд М. светит более слабым светом, чем сестры.

3. Коринфская царица, приемная мать Эдипа (у Софокла в «Царе Эдипе»).

МЕРОПИС

МЕРОПИС - упомин. в соч. греч. историка Феопомпа сказоч. страна, располож. якобы по др. сторону омывающ. землю океана.

МЕРОЭ

МЕРОЭ - Мероитское царство - госуд. в кон. 6 в. до н.э. - сер. 4 в. н.э. в долине р. Нила на терр. Нубии. Явл. преемником Напатского царства: в кон. 6 в. до н.э. столица царства была перенесена из Напаты в г. Мероэ. М. представляло собой раннерабовлад. деспотию, в к-рой сохранились мн. пережитки родоплем. строя (избираемость царя оракулом с последующим формальным утверждением войском, большая политич. роль царицы-матери и т.д.). После падения династии Птолемеев М. пыталось овладеть Египтом, но в 24 до н.э. было разгромлено рим. войсками. В М. возник первый в Африке алфавит (из 23 знаков, заимствов. из егип. иероглифов). Город Мероэ представлял собой архитектурный комплекс со мн. храмами, дворцами (лишь частично исследованными) и пирамидами - усыпальницами царей. В сер. 4 в. н.э. царь Аксума Эзана захватил большую часть М.

МЕРСИЯ

МЕРСИЯ - одно из королевств, сложивш. в Англии в 6 в. в ходе англо-саксонского завоев. М. занимала всю Цент. Англию. В 7 в. М. явл. оплотом язычества в Англии. В 8 в. М. подчинила себе др. королевства Англии, но в 20-х гг. 9 в. была завоевана Уэссексом.

МЕРТ

МЕРТ - в егип. миф. богиня музыки и пения. Покровит. гл. обр. исполнению гимнов богам. Участвовала в празд-нествах тридцатилетнего юбилея царя («хебсед»). Изображ. в виде женщины, ладонями отбивающей такт. На голове М. помещали знак золота; святилище М. называли «золотой дом».

МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ

МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ - языки, вытесн. др. языками и засвидет. только в памятниках письменности (шумерский - 4-е тыс. до н.э., хеттский - 2-е тыс. до н.э., неситский - 2-е тыс. до н.э., хурритский - 2-е тыс. до н.э., эламский - 2-е тыс. до н.э., согдийский - 9 - 8 вв. до н.э., халдский - 9 в. до н.э., этрусский - 7 в. до н.э., финикийский - 7 в. до н.э., и мн. др.).

МЕРУ

МЕРУ - в др.-инд. миф. огромная золотая гора, центр земли и вселенной; вокруг М. вращаются солнце, луна, планеты и звезды, на ней живут высшие боги (Брахма, Вишну, Шива, Индра и др.), гандхарвы, риши и др. миф. персонажи. По индуист. представл., М. находится где-то к С., за Гималаями.

МЕСЕМБРИЯ

МЕСЕМБРИЯ - Месемврия - древ. город в Болгарии (совр. Несебыр) на берегу Черного м. Осн. в 7 - 6 вв. до н.э. (на месте фракийского поселения) греками-дорянами, выходцами из Мегары и Калхедона. Будучи авт. полисом, М. временами находилась под властью Македонии или фракийских царей; в 46 н.э. М. вошла в состав рим. провинции Фракии.

МЕСОПОТАМИЯ

МЕСОПОТАМИЯ - Двуречье - междуречье Тигра и Евфра-та (по ср. и ниж. теч.) в Передней Азии; в более широком, физико-географич. понятии - природная обл. в Передней Азии, в басс. ср. и ниж. теч. этих рек. М. - один из крупнейших культурных очагов Др. Востока. Создателями древнейшей культуры в М. были шумеры и аккадцы, образовавшие в 4 - 3 тыс. до н.э. ряд рабовлад. госуд. (крупнейшие - шумеро-аккадское, 2-я пол. 2-го тыс. до н.э. и Вавилонское царство, нач. 2-го тыс. до н.э.). В дальнейшем М. входила в состав Ассирийской державы (9 - 7 вв. до н.э.), Ново-Вавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.), Персидской монархии Ахеменидов (6 - 4 вв. до н.э.), державы Александра Македонского, госуд. Селевкидов (312 - 280 до н.э.), Перфянского царства, госуд. Сасанидов, араб. халифата Омейядов (с 7 в. н.э.), халифата Аббасидов (с 8 в.); в 762 на терр. М. была осн. столица Аббасидов - Багдад.

МЕСОПОТАМИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

МЕСОПОТАМИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Месопотамия (ок. 2750-539 до н.э.)

I Раннединастический период (ок. 2750 - 2615)

I династия Киша(Перед ней в списке значатся неск. миф. правителей или, скорее, тотемов)

Этана

Балих

Энменнуна

Мелам-Киши (Мифические правители Урука)

Барсальнуна

Симуг

Тизкар

Илькум

Ильтасадум

II Раннединастический период (ок. 2615 - 2500)

Энмебарагеси

Ака

Династия Авана

Месилим (?)

I династия Урука

Гильгамеш

Урульгаль

Утулькалама

Лабашум

Эннундараана

Архаическая династия Лагаша

Энхенгала

III Раннединастический период (ок. 2500 - 2315)

II династия Киша

Вначале 6 царей, засвидет. только «Царским списком»

Эгби-Астар (ок. 2400)

Лугальму (?)

Династия Хамази

Хатаниш

III / IV династии Киша

Ку-Баба

Пузур-Суэн

Ур-Забаба (до 2316)

Еще 5 царей, засвидет. только «Царским списком» и правивших в общей сложности ок. 66 лет.

I династия Ура (ок. 2500 - 2425)

Мескаламдуг

Акаламдуг

Месанепада

Аанепада

Мескиагнуна

Элулу (Элили)

Балулу (?)

II династия Урука

Эншакушана

Лугалькингенешдуду

Лугалькисальси

III династия Урука

Лугальзагеси (с 2336?)

Династия Акшака

Унзи

Ундадибдиб

Зузу («Ур-ур»)

Пузур-Сумукан

Ишуэль

Шу-Суэн

Династия Аккаде (с 2316)

Династия Уммы

Уш (ок. 2400)

Энакале

Урлума

Иль

Лугальзагеси

Династия Лагаша

Урнанше

Акургаль

Эанатум (ок. 2500)

Энанатум I

Энметена (ок. 2360-2340)

Энанатум II

Энентарзи

Лугальанда

Уруинимгина (ок. 2318-2312)

МЕСРОП МАШТОЦ

МЕСРОП МАШТОЦ (361 - 440) - выдающ. культурный деятель Армении, создатель армян. алфавита и письм. Сын свободного крест. Оставив должность придворного секретаря, принял монашество. Путешест. по городам Ближнего Востока, побывал в Эдессе, Амиде, Самосате, изучая рукописи с целью создания армян. письм. В 393 составил алфавит.

М. М. явился основателем целой «школы передовиков». Вместе со своими учениками он перевел библию, ряд греч. и сирийских книг по истории и богословию. Одноврем. М. М. энергично занимался организацией школ в Армении. Широкое просветит. движение в 5 в. выдвинуло выдающ. писателей из учеников М. М. (Езник, Егишэ, Корюн, Мовсес Хоренаци и другие), создавших оригинал. труды по истории, философии и др.

МЕССАЛИНА

МЕССАЛИНА (род. ок. 25 н.э.) - третья жена рим. имп. Клавдия, одна из наиболее известных развратниц эпохи Империи. Снискала репутацию распутной, властной, коварной и жестокой женщины. В отсутствие Клавдия вышла замуж за Г. Силия, чтобы провозгл. его императором. Заговор был раскрыт главой одной из императорских канцелярий Нарциссом. В 48 М. была казнена по приказу Клавдия.

МЕССАЛЛА

МЕССАЛЛА - Валерий Корвин (64 до н.э. - 13 н.э.) - рим. гос. деятель, оратор и писатель, консул в 31 до н.э., в период принципата Августа отошел от политич. жизни. Покровит. кружку поэтов (в кружок М. входил Тибулл). В отличие от Мецената он в меньшей степени стремился использовать творчество поэтов своего кружка для поддержки политики Августа.

МЕССАНА

МЕССАНА - др.-греч. колония в сев.-вост. части Сицилии. Осн. под назв. Занкла г. Кумами ок. 730 до н.э. на месте поселения племени сикулов. Ок. 493 до н.э. была переименована в М., позднее заселялась выходцами с о. Эвбеи, из Ионии, Мессении. В 396 до н.э. М. была разрушена Карфагеном, но вскоре восстановлена Дионисием Старшим. Ок. 289 до н.э. захвачена маметринцами. В нач. 1-й Пунической войны (264 до н.э.) М. попала под власть Рима.

МЕССАПЫ

МЕССАПЫ - мессапии - древ. племя, жившее на Ю. Италии, в юж. части совр. обл. Апулия.

МЕССАРА

МЕССАРА - плодородная низменность на юж. побережье Крита - житница о-ва, засел. уже в раннеминой-ский период (3-е тыс. до н.э.). Возвед. там в Фесте и Агиа Триаде дворцы в эпоху критомикенской культуры были центрами экономич. и политич. жизни.

МЕССЕНИЯ

МЕССЕНИЯ - обл. Др. Греции в юго-зап. части Пелопоннеса. В древнейшее время была заселена лелегами. Согл. Гомеру, в М. находилось царство легенд. Нестора с центром в г. Пилосе, сохранившем мн. памятников эгейской культуры. В результате Мессенских войн оказалась в сер. 8 в. до н.э. под властью Спарты. Только после победы Эпаминонда над Спартой в 369 до н.э. М. стала независимой. В этом же году была осн. столица М. - Мессена. В 1 в. до н.э. М. вошла в состав рим. провинции Ахайя.

МЕССЕНСКИЕ ВОЙНЫ

МЕССЕНСКИЕ ВОЙНЫ - три войны Мессении против Спарты (Др. Греция). Во мн. легендарные сведения о первых двух войнах сохран. во фрагментах песен др.-греч. поэта Тиртея (7 в. до н.э.) и в 4 кн. «Описания Эллады» Павсания. Наиболее достоверный рассказ о 3-й М. в. имеется у Фукидида. Во время 1-й М. в. (2-я пол. 8 в. до н.э.) спартанцам удалось захватить вост. часть и юж. побережье Мессении. Побежденные должны были отдавать спартанцам 1/2 урожая. 2-й М. в. (2-я пол. 7 в. до н.э.) наз. восстание мессенян под рук. Аристомена. Более сильная в воен. отношении Спарта захватила тогда всю Мессению. Часть побежденных переселилась в Сицилию. Оставш. мессеняне были превращены в бесправных илотов. 3-й М. в. (464 - 458/455 до н.э.) принято наз. крупнейшее в древности восст. илотов. Воспольз. замешат., последовавшим после землетрясения 464, повстанцы укрепились на неприступной горе Итоме и, несмотря на воен. помощь Спарте со стороны мн. греч. полисов, стойко держались в теч. 10 лет. Спартанцы были вынуждены предоставить свободный выход из Мессении восставшим, к-рые поселились затем в г. Навпакте (Цент. Греция).

МЕССИЯ

МЕССИЯ - в ряде религ. учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосл. богом спаситель, долженствующий уничтожить зло и установить на земле царство божье. Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древ. вавилонян; постепенно оформились в иудаиз-ме после потери древ. евреями политич. независимости, в период т.н. вавилонского пленения (586 - 538 до н.э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного спасителя «из дома царя Давида». В последние века до н.э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в кач-ве небесного спасителя, к-рый должен установить на земле царство божье. Одноврем. в нар. массах возникла вера в М. страждущего, к-рый своей мученич. смертью должен будет искупить грехи иуд. народа перед богом. Страждущий М. постепенно отожд. с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. огранич. спасением только еврейского народа. В христианстве - мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.

МЕТАВР

МЕТАВР - река в Умбрии (Италия). 24 июня 207 до н.э. при М. рим. войско (св. 40 т. ч.) во главе с консулами Клавдием Нероном и Марком Ливием одержало победу над карфагенянами (ок. 30 т. ч.), возглав. братом Ганнибала Гасдрубалом, к-рый вывел войска из Испании в Италию на помощь брату. Битва имела большое значение в ходе 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.). Она привела к тому, что Ганнибал, лишившись помощи, вынужден был отступать из Апулии и отказаться от решит. сражений.

МЕТАЛЛООБРАБОТКА

МЕТАЛЛООБРАБОТКА - в соч. Платона и Аристотеля содержатся первые сведения об обработке металлов. Авторы стремились, с одной стороны, сформулировать основы металловедения, с другой - обосновать ковкость металлов. В осн. М. занимались кузнецы и литейщики. Они не создали к.-л. принципиал. технич. новшеств в этой обл. по сравн. с Др. Востоком, но внесли ряд изменений в ремесл. произ-во. В ходе развития производит. сил, вплоть до эпохи поздней античности, шел процесс специализации в сфере М.: появились профессии обработчиков свинцовых пород, формовщиков тонколистового металла, волочильщиков, граверов, полировщиков, шлифовальщиков, позолотчиков, оружейников. Они овладели множеством технологич. операций и стали применять самые разнообраз. инструменты. В антич. эпоху способ холодной обработки широко использовался при заточке, шлифовке, накате, гравировке, фрезеровании, штамповке и тиснении или растачивании. Способ горячей обработки металла использовался в купелировании и литье, но прежде всего в кузнечном деле для получения различ. сортов стали. По мере применения паяния, т.е. соед. двух кусков металла в нагретом состоянии сравнит. легкоплавким материалом (припой), для каждого вида металлов были разработаны спец. методы легирования. Для работы с золотом, бронзой, серебром, свинцом, латунью был создан превосходный и обладающий стабильной окраской припой. Судя по археологич. находкам, более распростр. были паяльные лампы, а о наличии паяльных трубок сообщают лит. источ.

Жидкий металл, мало применяемый в ремесл. произ-ве, шел в осн. на изготовление произв. иск-ва (полых статуй). Посредством литья обрабатывалось серебро, реже олово и золото. Железные изделия изготовлялись исключит. посредством ковки. Бронза обрабатывалась только в процессе литья. При этом легирование было предназначено для изготовления изделий, отличавш. упругостью или твердостью. В эпоху античности был достигнут значит. прогресс во всех видах М. Изображ. на монетах получались в процессе примитивного литья в песчаных формах, позолоч. бронзовые изделия больших размеров - путем пустотел. отливки, малых размеров - путем сплошной отливки, светильники - с помощью неоднократной частич. отливки и тщательн. паяния. Для чеканки монет и изготовления украш. худож. отделкой изделий из металла широко применялся ковочно-штамповоч. молот (штамп). Появились высокохудож. образцы. Уже в 7 в. до н.э. началось изготовление предметов М. на экспорт. Сначала их экспортировали в Сев. Причерноморье. Вплоть до кон. эпохи Империи золотые и серебряные украшения пользовались широким спросом далеко за пределами рим. державы - у различ. племен, обитавших на ее границах, в глубинах Азии, и у населения Сев. Африки.

МЕТАЛЛУРГИЯ

МЕТАЛЛУРГИЯ - была слабым звеном в антич. горном деле и отставала в своем развитии от горнодобывающих обогатит. установок. Однако уже в 6 в. до н.э. коринфские медеплавильные печи достигали высоты от 1,3 до 2,8 м. О типах печей более позднего времени представл. составляется в большинстве случаев только по находкам шлаков, т.к. почти все установки разрушены, а их остатки интерпретируются неоднозначно.

Ширина, высота печи, устройство дутья изменялись в зависимости от кач-ва местной руды и вместимости печи. М. в Лаврийоне была сосредоточена в производ. мастерских, называвш. эргастериями и находивш., в отличие от гос. рудников, в частной собственности. Опытные в М. рабы сдавались владельцами в наем или в аренду. Опытность и иск-во работника расценивалось в М. значительно выше, чем во всех др. отраслях. Чтобы добыть окись цинка для получения латуни, в нач. н.э. строили плавильные печи с пылевыми камерами, к-рые достигали, вероятно, высоты от 4 до 6 м, максимал. ширины достигали свинцовые печи в Эйфеле во 2 в. н.э. Подача воздуха в печь не была механизирована, но камера, где стояли мехи, отделялась от топки стенкой, чтобы обезопасить рабов, работавших в тяжелых условиях. Многократно пытались (прежде всего в р-нах Альп) обходиться совсем без воздуходувки, но это приводило к большим расходам руды и малому выходу металла. Поэтому гигантские шлаковые отвалы, оставш. от древ. металлургов, в 19 в. были вновь переплавлены и дали довольно много металла, что свидет. о несовершенстве антич. М.

Лучшие образцы получ. металла широко использовались в фармацевтике, поэтому при утрате собственно технологич. данных мед. соч. Диоскурида и Галена дают интересные свидет. о М.

МЕТАМОРФОЗА

МЕТАМОРФОЗА - превращение; у древ. греков сущест-вовало поверье, что боги (Зевс, Протей) и чародеи могли превращать себя и др. людей в животных, растения, созвездия и камни. М. были одним из излюбл. сюжетов и поэзии эллинистич. эпохи; эта традиция нашла отражение в поэме Овидия «Метаморфозы».

МЕТАНИРА

МЕТАНИРА - супруга миф. царя Элевсина Келея; дала приют Деметре, не зная, кто она на самом деле, и поручила ей нянчить сына Демофонта. Случайно увидела, как богиня, желая сделать мальчика бессмертным, закаляет его в огне; после чего Деметра открыла М. свое имя.

МЕТАПОНТ

МЕТАПОНТ - др.-греч. колония в Италии (обл. Лукания). Осн. в 7 в. до н.э. выходцами из Пилоса в Мессении. Вскоре М. был разрушен местными племенами, но восстановлен при помощи г. Сибарис, в результате чего попал под влияние последнего. О хоз. развитии и богатстве М. пшеницей свидет. изображение колоса на монетах города. Во время войны с Пирром (280 - 275 до н.э.) М. перешел на сторону Рима. После битвы при Каннах в 216 до н.э. принял сторону Карфагена. В позднейшее время о М. известно мало.

МЕТАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

МЕТАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ - были известны в Ассирии в нач. 1-го тыс. до н.э. Впослед. были заимствованы греками и римлянами, к-рые внесли знач. усовершенств. в их устройство и боевое применение. М. м. делились на катапульты и баллисты, бросавшие тяжелые камни и пускавшие тяжелые стрелы. Кроме камней и стрел, М. м. забрасывали в осажден. город бревна, бочки с горючей смесью и др. Применялись первонач. только при осаде и обороне городов. Позже, ок. 4 в. до н.э., с устройством облегч. образцов М. м., они стали использ. в полевом бою. У римлян М. м. с обслуживающим их составом были сведены в подразделения. Рим. легион насчитывал до шести М. м. В 5 в. баллисты и катапульты были вытеснены новым видом М. м. (с противовесом) - фрондиболой. В Др. Руси М. м. («пороки») применялись с 10 в., гл. обр. при осаде и обороне городов до появл. огнестрел. оружия.

МЕТАТРОН

МЕТАТРОН - в иуд. миф. (агадич. и талмудич.) «запрестольный ангел», ближайший к богу, непосредств. от него получающий приказания. Сопутствующие назв. - «князь предстояния» и «князь мира». В древнейших агадич. произв. именуется также «указующим перстом» бога.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА - этот термин ввел издатель произв. Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.), к-рый так назвал следующую «после физики» группу его трактатов по онтологии и теории познания. Поскольку предметом этой науки явл. изучение «бытия как такового» и его осн. принципов, то Аристотель в своей классификации отвел ей ведущее место и назвал «первой философией». Этими прин-ципами явл. форма (морфе), материя (гиле), источ. движения и цель. Уже в эпоху поздней античности философский термин «М.» стали использовать для хар-ристики науч. дисциплины, рассматр. сущность вещей и выходящей за рамки феноменал. аспекта. Со времени Гегеля М. как философское учение о вечных, неизм. принципах отожд. с жест-ким недиалектич. пониманием действительности.

Впервые целостную систему М. разработал Парменид, к-рый строил понимание бытия, отталкиваясь от отвергнутой им концепции диалектич. противоречия. Его он считал логич. непостижимым и тем самым ирреальным. На основе философской системы Парменида возникли метафизич. идеализм Платона и метафизич. материализм Демокрита.

МЕТЕКИ

МЕТЕКИ - чужеземцы, переселивш. в тот или иной др.-греч. полис. М. становились также рабы, отпущ. на волю. Больше всего сведений сохран. об афин. М. Будучи лично свободными, они были лишены политич. прав, не могли вступать в брак с афин. гражданами и, как правило, не могли владеть недвижимой собствен. Каждый М. был обязан иметь афин. гражданина в кач-ве опекуна-простата, платить госуд. особый налог-метойкион (мужчина - 12 драхм, женщина - 6 драхм в год) и зарегистрир. в деме по месту жительства. М. должны были нести воен. службу и наряду с афин. гражд. платить эйсфору (чрезвыч. воен. налог). Большую часть М. составляли люди ср. достатка, но были среди М. и богатые рабовладельцы и торговцы; они привлекались, как и богатые афиняне, к т.н. литургиям. В 5 - 4 вв. до н.э. М., составлявшие значит. часть гор. насел. Аттики, играли важную роль в экономике города.

МЕТЕЛЛ

МЕТЕЛЛ - когномен плебейск. рода Цецилиев.

1. Квинт Цецилий (ум. в 115 до н.э.), будучи претором, в 148 до н.э. подавил восстание Андриска, выдававш. себя за законного наследника макед. престола Филиппа; после этого Македония была объявл. рим. пров. (отсюда прозвище Македонской), в 143 избран консулом, командовал армией, посланной в Испанию; противник политики Сципиона Млад-шего.

2. К. Цецилий, предшественник Мария на посту главноком. рим. армией в войне с Югуртой (отсюда прозвище Нумидийский), в 109 до н.э. избран консулом. В 100 до н.э. сослан на о. Родос, поскольку оказался единств. сенатором, отказавш. пообещать не препятствовать проведению в жизнь аграрного законопроекта, внесен. сторонником Мария Сатурнином.

3. К. Цецилий, сын М. (2), прозвище Пий (ум в 64 до н.э.), приверженец Суллы, избран консулом в 80, в 79 - 71 командовал войсками, воевавш. против Сертория.

МЕТЕХСКИЙ ЗАМОК

МЕТЕХСКИЙ ЗАМОК - древ. цитадель и резиденция груз. царей, воздвигнут в 5 в. (позднее перестраивался) в г. Тбилиси, на левом берегу р. Куры.

МЕТИДА

МЕТИДА - Метис - в греч. миф. океанида, дочь Океана и Тефиды, мудрая богиня, первая супруга Зевса. Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса проглоч. им своих детей - братьев и сестер Зевса: приготовила волшебное зелье, выпив к-рое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей. Зевс проглотил ее, когда она была беременна Афиной, поскольку ему предсказали, что после Афины она родит сына, к-рый станет повелителем над богами и людьми. После этого Афина родилась из головы Зевса.

МЕТОН

МЕТОН (р. ок. 460 до н.э.) - др.-греч. астр. и математик. В 433 до н.э. предложил т.н. метонов цикл, положен. в основу греч. календаря. М. построил на городской площади в Афинах гномоны для наблюдений солнцестояний и высечен. из камня оригинал. переставные календари (парапегмы).

МЕТОПЫ

МЕТОПЫ - в Др. Греции назв. промежутка между торцами потолочных балок, выходивших на фасад здания.

МЕТР

МЕТР - первич. мера античного стиха, число к-рых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. важнейшие М. - двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхтий, амфимакр, ионика и хориямб. Напр., ямбич. триметр состоит из 3 диподий - 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр - из 6 стоп - 6 дактилей.

МЕТРОДОР

МЕТРОДОР - Митродор (ок. 150 - ок. 70 до н.э.) - антич. историк, философ, оратор. Играл видную роль при дворе понтийск. царя Митридата VI Евпатора; позже был им казнен за переход на службу к армян. царю Тиграну. Большой интерес представляет спец. соч. М. «О Тигране» (на греч. яз.).

МЕТРОНОМЫ

МЕТРОНОМЫ - в Афинах коллегия должностных лиц из 10 человек (5 ведали рынками, 5 - Пирейской гаванью).

МЕТРООН

МЕТРООН - 1. Древ. святилище Метер («матери богов»), в Афинах на зап. стороне Агоры, использовавш. также как гос. архив.

2. Дорич. храм в Олимпии перед террасой, где находилась казна. При Августе перестроен для празднования культа императора.

МЕТРОПОЛИЯ

МЕТРОПОЛИЯ - в Др. Греции назв. гор.-госуд. (полиса) по отношению к основанным им поселениям (колониям) на терр. др. стран.

МЕФОДИЙ

МЕФОДИЙ (ум. 885) - выдающ. славян. просветитель, проповедник христианства. Первонач. занимал адм. дол-жность (по-видимому, в Македонии), затем постригся в монахи в одном из монастырей М. Азии. Участвовал в поездках своего старшего брата Константина с религ. миссиями к хазарам и в Моравию. В Моравию Константин и М. принесли богослужебные книги, перевед. на язык макед. славян, к-рый был близок и понятен тогда всем славянам. Константин и М. заложили в Моравии основы нац. церкви, независимой от нем. духовенства, и тем самым содейств. укрепл. независимости Моравии.

По жалобе нем. духовенства братья были вызваны в Рим к папе рим. Посетив по пути в Рим славян. Паннонское княжество, способствовали распростр. там славян. грамоты. После смерти Константина (869) М. был возведен (в Риме) в сан священника. В 870 М. был назначен архиепископом Паннонии. Но вскоре нем. духовенство арестовало его и по ложному обвинению приговорило к тюрем. заключ. После освобожд. из тюрьмы М. перенес свою деятельность в Моравию, где продолжал борьбу за нац. церковь.

МЕХИТ

МЕХИТ - в егип. миф. богиня-львица. Почиталась в г. Тинис, считалась женой Онуриса. Сын М. - отожд. с Гором бог Инмутеф. В поздний период центр культа М. переместился в г. Бехдет. Отожд. с Уто и Мут, в Бехдете - также с Хатор.

Предыдущая страница Следующая страница