Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕМ"-"ДИС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕМ"-"ДИС")

ДЕМАРАТ

ДЕМАРАТ - царь Спарты (ок. 510-491 до н.э.). В противополож. своему соправителю Клеомену I (представителю сдержан. линии спарт. внеш. политики) Д. был сторонником экспансии Спарты на Пелопоннесе и в Греции в целом. Вероятно, как незаконнорожд., был отстранен от власти в Спарте, впослед. стал придворным перс. царя Ксеркса и под его руковод. принимал участие в походе на Грецию. В виде вознагражд. за это получил г. Пергам.

ДЕМЕТРА

ДЕМЕТРА - в греч. миф. богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от к-рого она родила Персефону. Одно из самых почит. олимпийских божеств. Древ. хтонич. происхождение Д. засвидет. ее именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она - благост-ная к людям богиня, прекрасн. облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьян. трудах. Д. - прежде всего богиня, почитавш. земледельцами, но отнюдь не изнежен. ионийской знатью. Ее повсеместно прославляют на празд-нестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельч. порядков. Д. относится к числу древ. жен. великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь». Гл. свящ. место Д. - Элевсин в Аттике, где в теч. 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии. Элевсинские таинства, воспринимавш. как «страсти» Д., считаются одним из источ. др.-греч. трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описыв. храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса. В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источ. В Фигалее (Аркадия) почиталось древ. дерев. изображение Д. Мелайны («черной»). В рим. миф. Д. соотв. Церера.

ДЕМЕТР И ГИСАНЭ

ДЕМЕТР И ГИСАНЭ - в армян. миф. божества. Имя Деметр, по-видимому, восходит к им. богини Деметры (называвш. иногда армянами Сандарамет); вероятно, в р-не, где стояли идолы Д. и Г., у древ. армян почиталось божество Сандарамет-Деметр, а т.к. слово «сандарамет» означает по-армян. также «земля, недра земли, ад» (джохк); эта местность счит. воротами ада. Имя Гисанэ («длинноволосый») сначала было, скорее всего, эпитетом Деметра, позднее было переосмыслено как самостоят. персонаж - брат Деметра.

ДЕМЕТРИЙ

ДЕМЕТРИЙ - 1. Д. Полиоркет - сын Антигона Одноглазого. Род. в 336 до н.э., честолюб. полководец и завоеватель. После крупных территориал. потерь, понесен. великой азиатской державой своего отца от Селевка (Вавилония, равнины Инда и Тигра), занял Афины и изгнал Д. Фалерского, в 306 победил Птолемея у Саламина, осадил в 305 - 304 о. Родос, в 302 стал протектором Коринфского союза, к-рый хотел использовать для своей борьбы с Кассандром. После битвы при Ипсе (301) спасся на одном из кораблей своего флота. В 294 до н.э. он стал царем Македонии. Подчинил своей власти греч. госуд. В 285 потерпел пораж.

2. Д. Фалерский, афин. философ и гос. деятель (350 - 283 до н.э.), сторонник Македонск. царства, противник демократов. По поручению Кассандра в 317 - 307 до н.э. управлял Афинами, в 307 был изгнан Д. (1), впослед. приобрел доверие Птолемея I и стал его советником. Из 45 соч., написанных Д. Ф., имеются риторич., филологич., философские, ист. и политич. труды (сохран. в виде фрагментов), в т.ч. отчет об управл. в Афинах.

3. Деметрий I (ок. 189 - ок. 167 до н.э.) - царь Греко-Бактрийск. царства, завоевал ряд обл. в совр. Афганистане и Сев.-Зап. Индии. Построил столицу в Сев.-Зап. Индии, титуловался на монетах «царем индийцев». Ок. 175 до н.э. в Бактрии против Д. восстал Евкратид. В борьбе с ним Д. I погиб, его царство распалось. В инд. части стал царем полководец Д. - Менандр.

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ - в Др. Греции термин «Д.» имел сословно-политич. хар-р и применялся гл. обр. к ремесл. и торг. кругам населения в отличие от знати и земледельцев. В философии термин «Д.» означает созидающее начало вообще. В теологии Д. наз. бога - творца мира.

ДЕМОДОК

ДЕМОДОК - в «Одиссее» Гомера почтен. слепой певец при дворе царя феаков Алкиноя.

ДЕМОКЕД

ДЕМОКЕД (2-я пол. 6 в. до н.э.) - греч. врач (его отец также был врачом и жрецом Асклепия), один из крупнейших представителей зап.-греч. медицины. Был врачом в Эгине и Афинах, позднее врачом тирана Поликрата Самосского и перс. царя Дария. Благодаря его успехам престиж греч. медицины при перс. дворе сильно возрос. Позднее Д. вернулся в Кротон, где, по-видимому, примкнул к пифагорейцам.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) - др.-греч. философ-материалист. Род. в г. Абдера (Фракия), совершил поездки в Афины, Египет, Аравию, Иран, Индию, Вавилонию, Эфиопию. Учился у основоположника др.-греч. атомистики Левкиппа. От многочисл. соч. Д. по различ. отраслям знаний (философии, физике, математике, медицине, физиологии, теории музыки, поэзии) сохран. лишь фрагменты.

ДЕМОН

ДЕМОН - в религии и миф. древ. греков - дух-хранитель, в христ. религии - злой дух, бес, дьявол.

ДЕМОС

ДЕМОС - в Др. Греции первонач., по-видимому, группа лиц, связанных узами родства и общим местом поселения. Затем простой народ - крестьяне, а также низы гор. населения (ремесленники, мелкие торговцы) - противостоящие богатым и влият. эвпатридам. В 7 - 6 вв. до н.э. Д. сыграл решающую роль в демо-кратич. движениях, свергнувших господство родовой знати. Явл. в последующий период (5 - 4 вв. до н.э.) базой существования рабовлад. демократии, Д. через нар. собрания и суды оказывал серьезное влияние на политич. жизнь греч. госуд. Однако соц. база Д. была ограничена (метеки и рабы не входили в Д., только граждане могли составлять народ). В кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. в связи с ростом крупной собственности и разорением мелких производителей соц.-экономич. положение осн. массы Д. ухудшилось, углубились противоречия между правящей рабовлад. верхушкой и Д., последний в этот период постепенно стал терять политич. влияние.

ДЕМОСФЕН

ДЕМОСФЕН (ок. 384 - 12.10.322 до н.э.) - др.-греч. оратор, политич. деятель. Род. в Афинах в семье богатого оружейн. мастера. В 351 произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда «Филиппики»), в к-рой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии. С этого времени он - признан. вождь антимакед. группировки Афин и др. полисов Греции. В своих речах требовал организации союза греч. госуд. и подготовки к войне с Филиппом. Победа Д., выступивш. с речью в защиту афин. стратега Диопифа, сделала его фактич. руководителем Афин (341). Д. проводит закон о триерар-хиях, важный для создания флота, и об использовании теорикона на воен. цели; путем ряда воен. союзов добивается создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) продолжает придерживаться осторожной, но последоват. антимакед. позиции. В 324, привлеч. к суду в связи с делом казначея Гарпала, вынужден покинуть Афины. В 323, после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового пораж. греков в Ламийской войне (323 - 322 до н.э.) Д., преследуемый врагами, принял яд.

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - демотика - поздняя и наиболее сокращ. форма егип. скорописи, возникшая в 8 в. до н.э. и существов. по 5 в. н.э. Д. п. свойств. сокращение обычных скорописных знаков и широкое применение лигатур, т.е. сложных знаков, объед. неск. простых. Д. п. делит-ся на три типа, соотв. трем периодам развития: ранний (саисское и перс. время), средний (птолемеевское время) и поздний (рим. время).

ДЕМОФОН

ДЕМОФОН - Демофон(т) - в греч. миф.:

1. Сын элевсинск. царя Келея и его жены Метаниры. Его воспитывала под видом кормилицы Деметра, нашедшая приют в этой семье во время поисков своей дочери. Желая сделать Д. бесмертным, Деметра тайно закаляла его в пламени огня, но этому однажды помешала испуган. мать.

2. Афинский царь, сын Тесея и Федры, брат Акаманта. Братья участв. в Троянской войне и при взятии Трои освободили похищ. Диоскурами мать Тесея, свою бабку Эфру.

ДЕМОХАР

ДЕМОХАР (ок. 350 - 270 до н.э.) - афин. гос. деятель, демократ. Племянник Демосфена. Был организатором сопротивл. Кассандру (307 - 304 до н.э.), предпринял ряд мер для усиления Афинск. госуд. (возведение укреплений, проведение финансовых мероприятий). Д. написал историю своей эпохи и способствовал прославл. Демосфена.

ДЕМЫ

ДЕМЫ - терр. округа Др. Аттики со времен реформ Клисфена (при Клисфене, по Геродоту, число Д. достигло 100, в 5 в. до н.э. - св. 150, в 3 в. - 174). Члены Д., демоты, избирали главу - демарха, составляли списки проживающих в них граждан и метеков.

ДЕНАРИЙ

ДЕНАРИЙ - 1. Рим. серебр. монета, первонач. равная 10 ассам. Стала чеканиться, по-видимому, со 2-й Пунической войны и имела вначале массу 4,55 г (1/72 фунта). Во время империи масса Д. уменьшилась (напр., при Нероне) до 3,4 г. Позднее содерж. серебра в Д. систематич. снижалось за счет лигатуры, вследствие чего Д., самая распростр. в древ. мире серебр. монета, совсем обесценился. Попытки улучшения монетного дела в Рим. госуд. путем выпуска антонинианов не дали желаемых результатов. Рим. Д. были известны в славян. землях.

2. В ср. века Д. называли свои серебр. монеты нек-рые новообразован. госуд. Д. стал самой распростр. монетой и получил местные назв.: в Англии - пенни, в Германии - пфеннинг, во Франции - денье и т.п. Со времен Карла Великого (768 - 814) Д. чеканились в кол-ве 240 шт. из каролингск. фунта серебра (ок. 408 г), приблизит. в 1,7 г каждая монета. Позднее ср. вес Д. равнялся уже 1,5 - 1,0 г и меньше. На сев.-русск. землях в обращении были зап.-европ. Д. (немец., анг., чешские, итальн. и пр.), чеканивш. в 10 - 1-й пол. 11 вв. Об этом свидет. многочисл. находки этих монет.

ДЕНЬ

ДЕНЬ - в повседнев. жизни у всех древ. народов днем считалось естеств. время суток между восходом и закатом солнца. В основу 24-часового календарн. Д., принятого в Вавилоне и Риме, положены элементы егип. и вавилонской системы времясчисления; начинался Д. в полночь. У евреев и мусульман Д. начин. в 18 часов, у христиан же принят рим. вариант отсчета суточ. времени. В Элладе и Др. Риме Д. определяли по положению солнца на небосводе, по длине человеч. тени и по др. признакам, а начиная с эпохи эллинизма - по солнеч. часам и гномону. Для римлян было важно определить время обеда, т.е. время между 16 и 17 часами. Традиция обедать в это время сохран. до сих пор в Англии. Ночь делилась на ночные караулы (вигилии), по к-рым можно было определить время.

ДЕСПОТИЯ

ДЕСПОТИЯ - форма госуд., при к-рой полнота власти, не огранич. законом, принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящ. при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно хар-рна для большинства рабовлад. госуд. Др. Востока и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом Д. явл. неогранич. монархия и тирания.

ДЕФЕНСОР

ДЕФЕНСОР - управляющий процессами в городе или в корпорации. Валентиниан I создал должность Д. (сначала в Иллирии) для защиты плебеев от злоупотребл. власть имущих.

ДЕЦЕБАЛ

ДЕЦЕБАЛ (ум. 106) - царь даков, объед. под свою власть многочисл. дакийские племена. Упорный противник Рима (римляне воевали с Д. дважды - при Домициане и Траяне). Создал армию, обуч. и вооруж. на рим. манер. В борьбе с Римом старался заключ. союзы со всеми возможными его противниками (маркоманнами и квадами, языгами, роксоланами, парфянами и др.). После падения столицы даков бежал в горы, на С. страны, где нек-рое время вел партизан. войну с римлянами. Видя бесполезность борьбы, Д. покончил жизнь самоуб.

ДЕЦЕМВИРЫ

ДЕЦЕМВИРЫ - в Др. Риме коллегия из 10 чел., избираемая для выполнения спец. поручений гос. масштаба (решения агр. вопросов, суд. дел, вопросов культа, записи законов). Наиболее известна коллегия Д. 451 до н.э., избранная в период обострения клас. борьбы в Риме. Она состояла только из патрициев и пользовалась чрезвыч. властью. В 450 была избрана новая коллегия Д., в к-рую вошли и плебеи. Д. этой коллегии пытались узурпировать власть, в результате чего коллегия была распущена и восстановлены обычные респ. магистратуры. Результат деятельности Д. 451 - 450 - законы двенадцати таблиц.

ДЕЦИЙ

ДЕЦИЙ - 1. Гай Мессий Квинт Траян (ок. 200 - июнь 251) - рим. император (249 - 251). В 250 провел первое общее для всей империи преследование христиан. Боролся с готами, вторгш. во Фракию и Македонию, убит в битве при Абрите в Ниж. Мезии.

2. член одной знаменитой семьи ранней Республики, к-рый пожертвовал жизнью ради отечества.

ДЕЦИМАЦИЯ

ДЕЦИМАЦИЯ - юридич. категория др.-рим. военно-уголов. законодательства, состоявшая в наказании (казни) по жребию каждого десятого при коллективных преступл. и в случае ненахождения виновного.

ДЕЧАНЕ

ДЕЧАНЕ - племя зап. славян, живших в 9 - 11 вв. на правом берегу Верх. Лабы (Эльбы). В нач. 9 в. входили в состав Великоморавск. союза племен, а после распада последнего (кон. 9 - нач. 10 вв.) - в Чешский союз племен.

ДЕЯНИРА

ДЕЯНИРА - в греч. миф. дочь Ойнея, царя Калидона и Алфеи, сестра Мелеагра, супруга Геракла. В юности Д. науч. владеть оружием и умела править колесницей. После гибели Мелеагра его сестры с горя превратились в птиц-цесарок, только Д. и еще одна сестра Горга сохранили человеч. облик благодаря вмешательству Диониса. Геракл, спустивш. в царство мертвых за Кербером, встретил там Мелеагра, к-рый просил его взять в жены Д. Соперником Геракла был речной бог Ахелой. Отломив Ахелою, принявшему облик быка, один рог, Геракл одержал над ним победу и женился на Д. Д. от Геракла родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. При переправе Геракла и Д. через р. Эвен кентавр Несс посягнул на ехавшую на нем верхом Д. Геракл поразил Несса стрелой из лука, и тот, умирая, посоветовал Д. собрать его кровь, т.к. она якобы поможет сохранить ей любовь Геракла. Когда Геракл собрался жениться на захвач. им в Эхалии Иоле, Д. пропитала кровью Несса хитон и послала его мужу. Однако кровь Несса, погибш. от смазанной желчью лернейской гидры стрелы, превратилась в яд, от к-рого погиб Геракл. Узнав о случивш., Д. закололась мечом.

ДЖАВАРИ

ДЖАВАРИ - в груз. миф. (у хевсуров) общее наименов. локальных божеств. Наряду с термином «Д.» («крест») употребл. также термины «хвтисшвили» («божьи дети»), «хвтиснабдеби» («богом рожденные»). Д. подчинены Гмерти-распорядителю (Мориге-гмерти), считаются покровителями обл., общины, селения. В кач-ве божества всех хевсуров почитаются Гуданис-джвари, святилище к-рого находится в селе Гудани. Гуданис-джвари выступает в кач-ве божества-воителя, помогающ. хевсурам в походе против врагов, и индентифиц. с Гиорги. Широко распростр. также культ Каратис-джвари.

ДЖАГАННАТХА

ДЖАГАННАТХА - в индуист. миф. особая форма Вишну-Кришны («владыка мира»), наиболее чтимая в Бенгалии и Ориссе. Специалисты полагают, что г. Пури (вблизи г. Каттака в Ориссе), где находится храм Д., был некогда центром какого-то автохтон. культа, сливш. позже с культом Кришны, к-рый принял при этом имя местного божества - Д.

ДЖАЛУТ

ДЖАЛУТ - в мусульм. религии персонаж, соотв. библейск. Голиафу. Согл. Корану, Д. напал на Талута. Его воины были обращены в бегство «с дозволения аллаха», а Д. убит Даудом. В мусульм. предании образ Д. получил дополнит. хар-ристики. В различ. вариантах он выступает то как берберский, то как ханаанейский или аравийский царь. С Д. связаны заимствов. из Библии эпизоды борьбы израильтян с филистимлянами и др.

ДЖАМАСПА

ДЖАМАСПА - в иран. миф. зять Заратуштры, один из первых его последователей, за что восхваляется в проповеди Заратуштры на свадьбе дочери пророка с Д.

ДЖАМШИД

ДЖАМШИД - Джамшед - в иран. миф. и эпосе шах династии Пишдадидов; в «Авесте» - Йима. В «Шахнаме» описыв. семисотлетнее царствование Д. - «золотой век».

ДЖАХАННАМ

ДЖАХАННАМ - в мусульм. религии наиболее распростр. назв. ада. В Коране упомин. как место грядущего наказания грешников.

ДЖЕВАНШИР

ДЖЕВАНШИР (7 в.) - князь, наследств. феод. владетель обл. Гардман. В первые десятилетия 7 в. Д. руководил отрядом албанцев, участвовавших в борьбе сасанидской армии против араб. завоевателей. В период своего княжения Д. организовал политич. союз албанских, армян. и груз. феод. владетелей, при поддержке к-рого, а также с помощью Византии, отстоял самостоят. Гардмана от посягательств перс.-сасанидской знати и араб. халифов. Д. активно защищал Закавказье от наступавших с С. хазар. Был убит в Барде своими соперниками.

ДЖЕРИД

ДЖЕРИД - джирит - тонкое короткое метател. копье, к-рое носилось в особом небольшом колчане (джиде).

ДЖИБРИЛ

ДЖИБРИЛ - Джабраил - в мусульм. религии один из четырех (наряду с Микаилом, Исрефилом и Исраилом) приближ. к аллаху ангелов, в функции к-рых входит передача приказаний и раскрытие воли аллаха пророкам. Соотв. библейск. архангелу Гавриилу.

ДЖИНН

ДЖИНН - джинны - в мусульм. религии духи, часто злые. В Аравии известны еще в доислам. эпоху как неперсонифиц. божества, к-рых мекканцы считали родств. аллаху и ставили рядом с ним; Д. приносили в жертву, к ним обращались за помощью. Согл. мусульм. традиции Д. созданы аллахом из бездымн. огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут приобретать любую форму и выполнять любые приказания. Д. связаны с Иблисом, нек-рые из них уверовали в Мухаммада. Мусульм. традиция различает три класса Д.: гул, ифрит, силат.

ДЖОСЕР

ДЖОСЕР - Джесер - егип. фараон III династии, правивший ок. 2780 - 2760 до н.э. При нем завершилось объед. Верх. и Ниж. Египта в могучую рабовлад. деспотию и началась эпоха Др. царства. Столицей стал Мемфис. Д. победил кочевников Синайского п-ова и закрепил егип. господство в располож. здесь медных рудниках. При нем была подчинена часть Нубии («двенадцатимилье»), отданная царем жрецам бога Хнума. На Ю. от 1-го Нильск. порога была создана линия укреплений. Со времени Д. начинается стр-во пирамид в Др. Египте.

ДИ

ДИ - 1. кит. духовой муз. инструмент, род попереч. флейты из бамбука. Изобретен маньчжурами до н.э. В корпусе Д. просверлено по 12 отверстий. Через одно из них вдувают воздух; ближайшие к устью 3 - 4 отверстия служат для общего понижения или повышения строя инструмента. Корпус Д. перевязан шелк. нитками, располож. в виде колец (иногда вместо шелка употребляют костяные кольца).

2. Шанди - верхов. божество в Др. Китае. В эпоху Инь (16 в. - 1027 до н.э.) Д. почитали в кач-ве главы пантеона божеств. и духовных сил природы и одноврем. в кач-ве легенд. первопредка иньцев.

ДИАДЕМА

ДИАДЕМА - головная повязка, носимая женщинами в Греции в кач-ве украшения, юношами и мужчинами - как символ победы, жрицами - как знак сана. Как на Др. Востоке, так и в Элладе, а также в раннем и позднем Ри-ме (с Константина) Д. счит. знаком царского достоинства.

ДИАДОХИ

ДИАДОХИ - крупные полководцы, сподвижники Александра Македонского, боровш. после его смерти (323 до н.э.) за верхов. власть и за раздел его империи. Среди Д. выделились Пердикка, Антипатр, Кратер, Эвмен, Полисперхонт, Кассандр, Антигон Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Селевк I Никатор, Птолемей. Битва при Ипсе (301 до н.э.) заканчивает самый острый период борьбы Д., приведшей в 80-х гг. 3 в. до н.э. к распаду империи Александра Македонского и возникновению эллинистич. госуд. (Селевкидов в Сирии и др. обл. Азии, Птолемеев в Египте и потомков Антигона в Македонии и Греции).

ДИАЗИЯ

ДИАЗИЯ - большой праздник афинян в честь Зевса Мейлихия (добрый, т.е. благожелат. настроенный). Д. праздновалась весной. На празднике устраив. пиршества, а дети получали подарки.

ДИАКТРИИ

ДИАКТРИИ - жители сев. и сев.-вост. части Древней Аттики, малоземел. крестьяне. В 6 в. до н.э. выступали с программой передела земли и ликвидации долгов; содейств. захвату власти Писистратом в 560 до н.э. Слово «Д.» др.-греч. писатели употребляли также для обозначения политич. теч. 6 в. до н.э. в Афинах, выражавш. интересы крестьянства.

ДИАНА

ДИАНА - в рим. миф. богиня растительности, родовспомогательница, олицетвор. луны. Была отожд. с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия - «богиня трех дорог» (ее изображ. помещалось на перекрестках), толковавш. Так же как знак тройной власти Д.: на небе, земле и под землей. Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в р-не Ариция в роще на оз. Неми. Д. считалась богиней - покровит. Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Д., ставший излюбл. местом культа для происходивших из переселивш. в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма стала праздником рабов. Диа-на считалась олицетвор. луны, так же как ее брат Аполлон в период позднерим. античности идентифиц. с солнцем. Впослед. отожд. с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В рим. провинциях под им. Д. почитались туземные богини - «хозяйки леса», богини-матери, по-дательницы растит. и животн. плодородия.

ДИАТРИБЫ

ДИАТРИБЫ - специфич. форма речей философско-морал. содержания, разработан. в 3 в. до н.э. популярн. философами эллинизма, особенно киниками. Д. привлекали широкую публику доступным нар. языком. Такие назидат. беседы должны были служить целям воспитания юношества. Наиболее значит. представителями иск-ва Д. были Гораций, Сенека, Персий, Ювенал, Mузоний, Дион из Прусы, Эпиктет, Максим Тирский. Д. могут счит. первыми формами морал. христ. проповедей.

ДИАФОНИЯ

ДИАФОНИЯ - в музыке:

1. В Др. Греции то же, что и диссонанс, в противополож. «симфонии» - благозвучию.

2. В 9 - 13 вв. то же, что и органум - один из ранних видов полифонии (преимущественно двухголосия).

ДИВАН

ДИВАН - в первонач. значении в странах Бл. Востока в ср. века - списки податей, а позднее - налогово-податное ведомство.

ДИВИНАЦИЯ

ДИВИНАЦИЯ - основана на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесен. в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон). Уже в антич. времена Д. вызывала скептич. отношение.

ДИВИТИАК

ДИВИТИАК - вождь галльск. племени эдуев. Во время войны Юлия Цезаря с галльск. племенами (58 - 51 до н.э.) сделался одним из верных его помощников, предав галлов в их борьбе за независим.

ДИГГАДЖИ

ДИГГАДЖИ - дигнаги, диннаги - в др.-инд. миф. космич. слоны, охраняющие стороны света вместе с богами-локапалами. Гл. среди слонов считается Айравата, слон бога Индры, охранителя В. Обычно считается, что Пундарика (слон бога Агни) охраняет Ю.-З., Вамана (слон Ямы) - Ю., Кумуда (слон Сурьи) - Ю.-В., Анджана (слон Варуны) - запад, Пушпаданта (слон Ваю) - С.-З., Сарвабхаума (слон Куберы) - С., Супратика (слон Сомы) - С.-В.

ДИГЕНИС АКРИТ

ДИГЕНИС АКРИТ - визант. эпос; сложился в 9 - 10 вв. на основе нар. песен о подвигах героев в сраж. за родину. В нем описыв. богатырские подвиги Василия Дигениса Акрита, одного из полуфеод. погранич. владетелей, т.н. граничар, и его любовь к прекрасной Евдокии.

ДИГЕСТЫ

ДИГЕСТЫ - главнейшая часть свода рим. гражд. права, составл. при имп. Юстиниане; опубликована в кон. 533; греч. назв. Д. - «Пандекты» (от греч. - всеобъемлющий). В Д. собраны извлечения из соч. классич. юристов. Д. распадаются на 3 большие части: отрывки из соч. рим. юристов по исконному рим. праву; отрывки из соч., посвящ. преторскому (судебному) праву; отрывки из соч. практич. хар-ра, особенно из работ Папиниана. Д. делятся на 50 кн., книги - на титулы (всех титулов 432), титулы - на фрагменты (более 8 тыс.).

ДИДАСКАЛ

ДИДАСКАЛ - учитель в Др. Греции и Византии.

ДИДАСКАЛИИ

ДИДАСКАЛИИ - записи постановок, в к-рых в хронологич. последовательности обознач. хоровые и драматич. представления. Д. содерж. сведения о начале представлений, жанре и назв. произв., о поэте, хоре и именах выдающихся актеров, а также о призах. Д. Афин были опубликованы Аристотелем и послужили ценным источ. для гипотез александрийских ученых. Сохран. лат. Д. к комедиям Теренция.

ДИДИЙ ЮЛИАН

ДИДИЙ ЮЛИАН - Марк Д. Север (30.01.133 - 01.06.193) - рим. император с 28.03.193. Происходил из миланской сенаторской семьи, был наместником неск. пров., ок. 175 консул. После убийства Пертинакса преторианцы провозгл. его в Риме императором, однако отстоять престол от кандидата дунайских легионов Септимия Севера Д. Ю. не смог и вскоре был свергнут и убит.

ДИДИМ

ДИДИМ - знаменитый греч. грамматик 2-й пол. 1 в. до н.э. Благодаря мн. трудов, отразивших его науч. разработки (3500 - 4000), Д. получил прозвище Халкентер - человек с бронзовыми внутренностями, т.е. с железным прилежанием. Д. анализировал творчество писателей, сочинял словари и комментарии, а также писал лит.-ист. и грамматич. работы. На его трудах базируется общая филология. Огромное кол-во работ Д. вошло в произв. позднейших авторов; до нас дошли лишь фрагменты и часть комменатриев к Демосфену.

ДИДИМЕЙОН

ДИДИМЕЙОН - храм Аполлона южнее Милета, древ. местонахожд. оракула. Архаич. строение, гигантский ионич. храм был разрушен персами в 494 до н.э. Планировавш. в 4 в. до н.э. новостройка была закончена наскоро при Адриане. В этом ионич. диптере гипетральной формы, т.е. с открытым внутр. двором, находились источ. и адитон (ионийская часовня с культовым изображ.).

ДИДИМ СЛЕПОЙ

ДИДИМ СЛЕПОЙ (ум. в 398) - последователь еретич. учения Оригена. Его соч. считались полностью утрачен. до большой находки папируса в Туре (1941). Находка содержала в себе записи лекций Д. С. с ответами на вопросы слушателей.

ДИДОНА

ДИДОНА - Элисса - в рим. миф. царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, к-рого убил брат Д. Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Рим. традиция связала Д. с Энеем. Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3 - 2 вв. до н.э.) о Пунической войне. Обработал ее Вергилий в 4-й кн. «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал Энею Меркурия с приказом отплыть в Италию, где ему было предназначе-но стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Д. покончила с собой, взойдя на костер и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Д., возможно, восходит к финикийск. божеству; карфагеняне чтили ее как богиню.

ДИЙ

ДИЙ - эллинистич. историк (ок. 2 в. до н.э.), автор написан. на греч. яз. соч., в к-ром он стремился ознакомить греч. мир с историей и культурой финикиян. Оно известно по фрагменту, включ. в соч. Иосифа Флавия («Против Апиона»). В этом фрагменте излагается история Тира в период правл. царя Хирама (10 в. до н.э.). Д., вероятно, использовал хроники Тира.

ДИКАЯ ОХОТА

ДИКАЯ ОХОТА - в герм. низшей миф. назв. сонма призраков и злых духов, проносящ. по небу во время зимних бурь (в период Рождества - Богоявления) в сопровожд. гончих псов, вой к-рых, по поверью, заставляет скулить дворовых собак. Опасна для людей, особенно на перекрестках дорог. Образ предводителя Д. о. - Дикого охотника - восходит к образу др.-герм. Одина-Вотана, во главе воинства мертвецов проносивш. по небу.

ДИКЕ

ДИКЕ - Дика - в греч. миф. божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хранит ключи от ворот, через к-рые пролегают пути дня и ночи. Она - вершительница справедливости в круговороте душ. Она следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца.

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ - разностор. греч. ученый из Мессены (Сицилия), ученик Аристотеля и Теофраста. Д. пользовался неоспоримым авторитетом в античности, хотя приверженцы хорографич. географии отклоняли его теоретико-математич. географию. По-видимому, важнейшим трудом Д. была своеобраз. история культуры Греции. Д. явл. также автором ист.-лит., биографич. и философских соч.; в своем «Триполитиконе» он критически подошел к учению Платона о госуд. Есть сведения, что Д. составлено описание Земли и карта мира (в т.ч. на основе собств. измерений) в соотв. с шаровой формой Земли, определена ее окружность.

ДИКТАТОР

ДИКТАТОР - высшее должност. лицо в Рим. республике. Назначался консулами по решению сената на 6 месяцев в момент крайней опасности для госуд. и обладал неогранич. властью. С 356 до н.э. к должности Д. были допущены плебеи. При Корнелии Сулле и Юлии Цезаре назнач. Д. без ограничения срока, должность Д. приобрела монархич. хар-р. Уничтожена в 44 до н.э. Марком Антонием. Титулом Д. обладал глава Латинского союза, занявший место царей Альба-Лонга. В нек-рых городах Лация Д. назыв. высший магистрат.

ДИКТИННА

ДИКТИННА - критская богиня, отожд. с Артемидой; почиталась охотниками и корабельщиками; приравнив. к Бритомартиде.

ДИКТИС

ДИКТИС - 1. мнимый сочинитель написан. на греч. яз. книги - дневника о Троянской войне, очевидцем к-рой он якобы явл. Из греч. оригинала сохран. папирусный экз. нач. 3 в. Лат. перевод «Троянской войны» в 6 книгах ок. 4 в., выполн. Л. Септимием, явл. источ. ср.-век. сказаний о Трое.

2. в греч. миф. брат царя о-ва Серифа Полидекта. В сети Д., ведущего образ жизни простого рыбака, попадает ящик, в к-рый были заключены Даная вместе с младенцем Персеем. Д. дает приют спасенным и старается держать Данаю подальше от глаз Полидекта, справедливо опасаясь, что царь захочет взять ее в жены. Спасению Данаи были посвящены трагедия Еврипида «Д.» и сатировская драма Эсхила «Тянущие невод» (ее отрывки обнаружены на папирусе).

ДИ-КУ

ДИ-КУ - герой др.-кит. миф. Предполагают, что Д.-К. идентичен Ди-Цзюню, его сближают с Шунем и Куем. По преданию, Д.-К. родился чудесным образом и сам сказал, что его зовут Цзюнь. Он представлялся существом с птичьей головой (вост.-кит. племена почитали своим тотемом птицу) и туловищем обезьяны. Он счит. правнуком миф. государя Хуан-ди. Прозвище его было Гаосинь.

ДИЛЬМУН

ДИЛЬМУН - шумерское и вавилонское назв. Бахрейнских о-вов и прилегающих р-нов Аравийского п-ова. В шумер. миф. Д. был связан с представл. о создании культуры и о «золотом веке». Со 2-й пол. 3-го тыс. до нач. 1-го тыс. до н.э. Д. явл. посредником между народами Двуречья (шумерами, вавилонянами, ассирийцами) и Индией (непосредств. связи с последней в этот период Двуречье не имело).

ДИНА

ДИНА - в ветхозавет. предании единств. дочь Иакова от Лии. Когда Иаков был в стране Сихемской, Д. похитил Сихем, сын Еммора, князя страны, и совершил над ней насилие. Тогда братья Д. (сыновья Иакова и Лии) Левий и Симеон (а в позднейшей версии все сыновья Иакова), мстя за похищение Д., убили Еммора и его сыновей, а с ними всех мужчин - жителей страны Сихемской, и разграбили их г. Сихем (древнее святилище, где Иаков воздвиг жертвенник).

ДИНАМИС

ДИНАМИС - 1. Д. в природе рассматр. философами как система, к-рая проявл. во взаимодействии различ. сил всего макро - и микрокосмоса (у Посидония жизнен. Д. поднимается до уровня мирового принципа). Под вост. влиянием древ. боги отодвигаются на второй план носителями силы всеобщ. божества (у Филона, неоплатоников).

2. В нар. суевериях (колдовские папирусы, геометрич. соч.) Д. - учение о сверхест. всеобщей силе.

ДИНАР

ДИНАР - золотая монета араб. стран с 7 по 15 вв., а в нек-рых странах и позже (напр., Марокко). Монету начали чеканить халифы Дамаска в 696. Этот Д. соотв. визант. солиду и имел вес 4,25 г. В том же году Абд-аль-Малик, пятый халиф Омайядов, провел реформу араб. монетной системы, в результате к-рой араб. монеты стали чеканить-ся по образцу визант. Все Д. выпускались почти из чистого золота, за искл. монет, чеканен. в Турции и Марокко, к-рые содержали много примесей. Согл. канонам мусульм. веры, на монетах нельзя было изображать живых существ (людей, животных). Вместо них помещались цитаты из корана и др. изречения. Иноземные завоеватели и правители Араб. империи (турки, монголы) произвели нек-рые изменения в общем типе Д. и дирхема: были введены новые разновид. монет, с теч. времени менялись их размеры, вес, легенды, но Д. и дирхем оставались основными золотыми и серебр. монетами мусульм. стран. Д. вначале равнялся 10 дирхемам (серебр. монетам), затем - больш. или меньш. кол-ву дирхемов в связи с изменением веса Д., к-рый в разные времена и в разных мусульм. странах колебался от 2,35 до 20,85 г. В большинстве случаев стоимость на монетах не обознач., а определялась по их весу. На нек-рых монетах были обознач. 1/3 и 1/2 Д., но это случалось редко.

ДИНАРХ

ДИНАРХ (ок. 360 - 290 до н.э.) - греч. оратор, происходил из Коринфа, жил в Афинах. Поскольку он, будучи метеком, не принимал участия в политич. жизни, свои речи он писал для других как логограф. Из его многочисл. речей сохран. три из процесса Гарпала, в т.ч. одна против Демосфена, к-рому он подражал, но не смог подняться до его уровня.

ДИНАТЫ

ДИНАТЫ - назв. представителей господств. класса в Византии. В разное время этим термином обознач. разные соц. категории. Так, в 6 в. Д. - крупные провинциал. землевладельцы и рабовладельцы. В 9 - 11 вв., в период оформления феод. отношений, Д. - чиновная знать, высшее духовенство, феод. землевладельч. аристократия.

ДИОБЕЛИЯ

ДИОБЕЛИЯ - пособие, выдаваемое бедным афин. гражданам из фонда полиса в период Декелейской войны. Введено вождем радик. демократов Клеофонтом в размере 2 оболов (обол - мелкая афин. монета, равная 1/6 драхмы; аттич. драхма - 4,37 г серебра).

ДИОГЕН

ДИОГЕН - 1. др.-греч. философ-материалист 5 в. до н.э. В своем соч. «О природе» развивал учение милетской материалистич. школы о первовеществе, к-рое он, следуя Анаксимену, считал воздухом.

2. (ок. 404 - 323 до н.э.) - др.-греч. философ, ближайший преемник Антисфена, основателя кинич. школы. По мнению киников, высшей нравств. задачей явл. подавление страстей, сведение потребностей к минимуму.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ - др.-греч. писатель 2 - 3 вв. из Лаэрты (Киликия). Автор «Жизнеописаний философов» в 10 кн., где дан очерк жизни представителей филос. школ (от ионийских натурфилософов до неоплатоников - 6 в. до н.э. - 2 в. н.э.) и кратко изложены их взгляды.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90 - 21 до н.э.) - др.-греч. историк. Род. в Агририи (Сицилия), долго жил в Риме, посетил Египет и др. страны Средиземноморья. Автор большой сводной работы «Ист. библиотеки» (40 кн.), к-рая охватывает историю Др. Востока, Греции, эллинистич. госуд. и Рима от легенд. времен прибл. до сер. 1 в. до н.э.

ДИОДОТ

ДИОДОТ (ум. 230 до н.э.) - основатель Греко-Бактрийск. царства. До сер. 3 в. до н.э. был наместником Антиоха II в Бактрии. Ок. 250 до н.э. объявил Бактрию независимой от Антиоха и принял титул царя. В 246 до н.э. заключил союз с Селевком II, правившим после Антиоха II, для совместной борьбы против Аршака I - вождя племени парнов, захвативш. власть в Парфии и возглавивш. движение мест-ных племен против греков. После смерти Д. ему наследовал сын - Диодот II.

ДИОЙКЕТ

ДИОЙКЕТ - 1. Адм.-финанс. должность в греко-рим. Египте.

2. В птолемеевском Египте Д. - второе лицо после царя. Д. составлял план посева культур, распределял налоги, ведал царск. монополиями, транспортом, торговлей, чеканкой монеты, назначал чиновников, издавал инструкции и толковал царские указы.

3. В рим. Египте - высокопоставл. финансовый чиновник.

4. В визант. Египте Д. - управляющий х-вом частного лица или церк. учреждения.

ДИОКЛ

ДИОКЛ (4 в. до н.э.) - др.-греч. врач. Деятельность Д. протекала в основном в Афинах. Известно, что он написал впервые на аттич. диалекте 16 соч., к-рые дошли до нас в виде немногочисл. отрывков.

ДИОКЛЕТИАН

ДИОКЛЕТИАН - Гай Аврелий Валерий (ок. 245 - 313) - рим. император 284 - 305. Начав воен. службу простым солдатом, Д. достиг высших чинов, командовал вооруж. охраной имп. Нумериана, после смерти к-рого в 284 и был провозглашен войсками императором. Д. избрал своим соправит. Максимиана, а в 293 оба императора назначили себе соправит. Галерия и Констанция Хлора. Д. и Максимиан носили титул августов, Галерий и Констанций - цезарей. Августы и цезари должны были лично находиться во главе войск и тем самым препятствовать провозглаш. новых императоров. Д. и его соправит. удалось подавить восстания рабов и колонов и сепаратист. движения в провинциях.

Особенно сурово подавлял Максимиан восстания багаудов, сам Д. жестоко расправлялся с повстанцами в Египте. Были одержаны победы над соседними с римлянами племенами на Западе и над персами на Востоке. Д. порвал с основан. Августом системой принципата и установил новые политич. отношения, известные под назв. домината. Император считался не первым сенатором и гражданином, а господином своих поданных, власть его считалась божествен. По админ. реформе Д. вся империя была разделена на 12 диоцезов. Д. провел ряд реформ. В 303 и 304 Д. провел одно из самых жестоких гонений на христиан. В 305 Д. отказался от власти и в дальнейшем жил в роскош. дворце в Салоне (Иллирия). По нек-рым версиям, он покончил самоуб.

ДИОЛК

ДИОЛК - для сокращения мор. пути вокруг Пелопоннеса использовался попереч. волок дл. в 6 км, к-рый пересекает Коринфский перешеек на 79 м выше уровня моря (что исключает стр-во канала на р. Истме). Волок использовался гл. обр. для провода небольших судов (в 6 в. до н.э.). На рубеже н.э. знали еще о месте Д., но о технике использования волока сведения не сохран., возможно, что суда протаскивались килем по чистому песку, к-рым засыпался волок.

ДИОМЕД

ДИОМЕД - в греч. миф.:

1. Сын калидонск. царя Тидея, уроженец Этолии. Участник т.н. похода эпигонов на Фивы. Один из первых героев в войне ахейцев с троянцами, дерзавший сражаться с богами. Одним из его замечат. подвигов считался увод из-под Трои коней фракийск. царя Реса, союзника троянцев. На погребальных играх, устроен. Ахиллом в честь Патрокла, Д. вышел первым победителем.

2. Сын бога Арея, царь воинств. фракийск. племени бистонов. Согл. мифу, Д. бросал на съедение диким коням всех попадавших к нему чужеземцев. Геракл одолев Д., отдал на съедение коням его самого (один из 12 подвигов Геракла).

ДИОНА

ДИОНА - в греч. миф. дочь Геи и Урана или одна из океанид. У Гомера Д. - супруга Зевса и мать Афродиты; одно из имен Афродиты - Диона.

ДИОНИС

ДИОНИС - Бахус, Вакх - в греч. миф. бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество вост. (фракийск. и лидийско-фригийск.) происхожд. Хотя имя Д. встречается на табличках критск. линейного письма «В» еще в 14 в. до н.э., распростр. и утверж-дение культа Д. в Греции относится к 8 - 7 вв. до н.э. Известны архаич. ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д. - сын Зевса и Деметры. Согл. основному мифу, Д. - сын Зевса и дочери фиванск. царя Кадма Семелы. В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались оргии в честь Д. и разыгрывался свящ. брак с супругой архонта-басилевса. В Аттике Д. были посвящены Великие, или городские, Дионисии, включ. в торжеств. процессии в честь бога состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включ. исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или сельские Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийск. бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Др. Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отожд. с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

ДИОНИСИИ

ДИОНИСИИ - праздники в честь Диониса в Др. Греции, связан. с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике:

1. Д. Малые, или сельские, праздновались в дек. - янв., когда пробовали молодое вино. Сопровожд. веселыми играми и процессиями с переодеваниями.

2. Ленейские Д., отмечавш. в январе в афин. пригороде с храмом Ленейоном, явл. продолжением сельских Д.

3. Антестерии - весенний праздник оживления природы, связанный с оконч. брожения вина, отмечавш. в февр. - марте.

4. Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте - апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступл. хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н.э.) Д. стали офиц. общеафин. праздником.

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ - в Сиракузах:

1. Д. I Старший (432 - 367 до н.э.) - тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, явл. наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В теч. 398 - 367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил о-ва и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр.

2. Д. II Младший - тиран (367 - 357 и 346 - 344 до н.э.) старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н.э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфск. полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - первый афинский епископ, живший в 1 в. Через неск. сот лет после него, приблизит. во 2-й пол. 5 в., под этим же именем выступил неизвест. философ в кач-ве автора соч. «Об именах бога», «О мистич. теологии», «О небесной иерархии», «О церк. иерархии» и др. В 1-й пол. 9 в. эти книги перевел на лат. яз. шотландский схоласт Иоанн Скот Эриугена.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ - др.-греч. историк, современник Тита Ливия. Переехал в Рим в 30 до н.э., где написал на греч. языке свой гл. труд «Римские древности», охватывающий период с мифич. времен до нач. 1-й Пуниче-ской войны.

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ (ум. между 540 и 556) - церк. писатель и хронолог, основоположник принятого ныне летоисчисл. Родом из Сев. Причерноморья. Настоятель монастыря близ Рима. Предложил в 525, вместо применявш. тогда летоисчисл. (от «основания Рима» и т.н. Диоклетиановой эры), христ. эру (от «рождества Христова»), попытки установления к-рой делались и до него (Викторий, 465, и др.). Дионисиева эра основана на применении календарно-астрономич. вычислений для установления даты «рождества Христова». Дионисиева эра была введена в Риме в 532.

ДИОН КАССИЙ

ДИОН КАССИЙ - Кассий Дион Коккеян (155/164 - после 229) - др.-греч. историк. Род. в г. Никее (Вифиния) в семье рим. сенатора Кассия Апрониана, правителя Киликии и Далмации. Сенатор со времени Коммода (претор в 193), Д. К. при Северах занимал высокие гос. должности. После 2-го консульства (229) отошел от гос. деятельности и удалился в родной город. Писать начал при Септимии Севере, составил книжечку о снах и знамениях, предвещавших тому великую будущность, затем - историю воцарения этого императора. Оба соч. вошли в гл. труд Д. К. - «Рим. история», в 80 кн. на греч. яз.

ДИОН ХРИСОСТОМ

ДИОН ХРИСОСТОМ - Златоуст (ок. 40 - после 121) - др.-греч. оратор. Представлял зажиточ. верхушку мало-азийских городов, полностью подчинивш. рим. владычеству. Род. в Прусе (Вифиния), учился в Оиме, но был изгнан оттуда Домицианом. Прощен Нервой. При Траяне пользовался большим успехом.

ДИОПТРА

ДИОПТРА - инструмент для визирования, угломер. прибор вроде совр. теодолита с неподвиж. круговой шкалой снаружи и вращающ. визирным устройством. Поворот осн. пластины позволяет измерять углы возвышения. Д. может служить для вычисления высоты (городских стен, гор) и применяться в астрономич. наблюдениях.

ДИОСКУРИАДА

ДИОСКУРИАДА - Диоскурия - антич. город на кавказ. побережье Черного м. (на месте совр. г. Сухуми). Осн. в 6 в. до н.э. греками из Милета, Д. вела крупную торговлю солью, скотом, воском, хлебом, рабами и др. с племенами Кавказа. В нач. 1 в. н.э. оказалась под властью Рима; тогда возникла крепость - опорный пункт, где стоял постоян. рим. гарнизон; город стал назыв. Севастополем. Расцвет Д. падает на 2 - 3 вв. С 4 в. начался упадок города. Крепость существовала до 6 в.

ДИОСКУРИД

ДИОСКУРИД - 1. (1 в. до н.э.) - греч. художник. Сохран. две подписан. им мозаики из виллы Цицерона в Помпеях (Неаполь), одна из них изображает уличных музыкантов, другая - группу сидящих за столом женщин. По аналогии с мозаиками из Митилены (Лесбос), имеющ. надписи, обе картины истолковыв. как сцены из новоаттич. комедии. Они восходят к образцам раннеэллинистич. живописи 3 в. до н.э.

2. (1 в. н.э.) - греч. врач, уроженец Анацарбы (Киликия, М. Азия). Д. состоял врачом при рим. армии в эпоху имп. Клавдия и Нерона. Выдающ. значение имело написан. им в 70-х гг. на греч. яз. соч. «О лекарств. средствах», в к-ром дано систематич. описание всех извест-ных в то время медикаментов растит., животн. и минерал. происхождения. Наибольшее внимание Д. уделял врачебным средствам растит. происхождения; он описал ок. 600 растений.

ДИОСКУРЫ

ДИОСКУРЫ - в греч. миф. Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены и Клитемнестры. По одной из версий мифа Полидевк счит. бессмертным, а Кастор - смертным. Д. - участники ряда героич. предприятий; Полидевк - кулачный боец, Кастор - укротитель коней. Они вернули на родину похищ. Тесеем Елену, воспользовавш. его отъездом из Афин. Д. - участники похода аргонавтов, в к-ром Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, калидонской охоты. Хотя Д. считались дорийск. героями, их культ распростр. далеко за пределы Спарты. В Спарте Д. почитали в виде архаич. фетишей - двух крепко соед. друг с другом бревен. В рим. миф. Д. именуются Кастор и Поллукс.

ДИОТИМА

ДИОТИМА - в «Пире» Платона Д. - жрица из Мантинеи, к-рая должна была искупить грехи афинян во время чумы 429 г. до н.э.

ДИОФАНТ

ДИОФАНТ - 1. (ок. 250) - др.-греч. математик. В своем осн. труде «Арифметика» (б.ч. сохранивш.) использовал вычислит. методы египтян и вавилонян. Исследовал определ. и неопредел. задачи (особенно линейные и квадратные уравнения с одним или неск. неизвестными). Для неизвестных и их степеней Д. ввел твердые сокращения, впервые ввел букв. символику в алгебру.

2. полководец понтийск. царя Митридата VI Евпатора. В 110 - 109 до н.э. дважды посылался с войсками в Крым и успешно отразил натиск скифов, стремивш. захватить Херсонес. Д. вел также переговоры о передаче управл. Боспорским госуд. Митридату VI. Во время пребывания Д. в Пантикапее с дипломатич. миссией там вспыхнуло вос-стание рабов, возглавл. скифом Савмаком, явл. согл. вер-сиям исследователей, или царским рабом, или скифским царевичем, будущим наследником бездет. царя Боспора Перисада V. Д. удалось бежать в Херсонес. Весной 107 Д. совер-шил 3-й поход из Понта в Крым для подавл. восстания на Бос-поре, овладел вост. Крымом и разгромил повстанцев. Боспорское госуд. было до 63 до н.э. подчинено Митридату VI.

ДИОЦЕЗ

ДИОЦЕЗ - у древ. римлян первонач. (с 1 в. до н.э.) гор. округ или (во времена принципата) часть провинции, округ, управляемый легатом наместника; со времен Диоклетиана - крупная адм. единица, объед. неск. (до 16) провинций; всего было образовано 12 Д. (позже 15), разделен. на 101 провинцию. Во главе Д. стоял подчинен. префекту претория викарий.

ДИПИЛОНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

ДИПИЛОНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ - древ. кладбище в сев.-зап. части Афин у Дипилона (букв. - двойных ворот), от к-рых и получило свое назв.

ДИПЛОМ

ДИПЛОМ - у древ. греков запись на двух скрепл. дощечках к.-л. юридич. акта. В Риме - подорожная, а также жалованная грамота, данная императором или высшим должностным лицом.

ДИПТИХ

ДИПТИХ - у древ. греков и римлян две сложен. вместе дощечки для письма, покрытые с внутр. стороны воском. Записи производ. на вощеной поверхности при помощи заостр. палочки-стиля. Д. служили для заметок, имеющих времен. интерес. Служебные Д. позднерим. времени изготовлялись из слоновой кости, золота и серебра и украшались снаружи резьбой и рельефами. С 4 в. Д. применялись в христ. церкви для составл. синодиков.

ДИРГЕМ

ДИРГЕМ - дирхэм - наиболее распростр. в ср. века араб. серебр. монета. Первые араб. Д. стали чеканиться в 693 - 697 при халифе Абд-аль-Малике. На этих монетах помещались надписи (изречения из Корана, дата). Вес Д., содерж. в нем серебра и даже отношение к золотому динару значительно колебались в зависим. от эпохи и страны. Обычная стоимость Д. 1/10 динара, вес ок. 3 г.

ДИРКА

ДИРКА - в греч. миф. жена фиванск. царя Лика, притеснявшая Антиопу, возлюбл. Зевса. Когда сыновья Антиопы Зет и Амфион, рожд. ею от Зевса, выросли и захватили Фивы, они, мстя за муки матери, убили Лика, а Д. обрекли на жестокую казнь - привязали ее к рогам дикого быка. Тело убитой Д. было брошено в ручей на Кифероне, к-рый получил ее имя.

ДИСПАТЕР

ДИСПАТЕР - в рим. миф. бог подзем. мира. Отожд. с греч. Плутоном. Ему были посвящены устраивавш. раз в сто лет т.н. секулярные игры с искупител. ночными жертвопринош. (первые проводились в 249 до н.э.); особенно торжест-венно (вместе с празднествами в честь Аполлона и Дианы) они отмечались в 17 до н.э. Августом.

Предыдущая страница Следующая страница