Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИС"-"ДЯН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИС"-"ДЯН")

ДИСПУТ

ДИСПУТ - устный ученый спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющ. разные точки зрения по к.-л. вопросу, проблеме. Д. были популярны в Др. Греции в 5 и 4 вв. до н.э.; проводились они гл. обр. на философские темы.

ДИСЫ

ДИСЫ - в герм.-сканд. миф. жен. существа, считавш. помощницами при родах и имевшие, возможно, отношение и к культам плодородия; в «Старшей Эдде» служат обознач. норн и валькирий. Богиня Фрея однажды (в «Младшей Эдде») назв. «дисой ванов».

ДИТИ

ДИТИ - в вед. и индуист. миф. старшая дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать демонов-асур дайтьев; вместе с Дану, ее сестрой, Д. - родонач. рода асур.

ДИФИЛ

ДИФИЛ - греч. драматург 4 в. до н.э. Вместе с Менандром и Филемоном был наиболее значит. предста-вителем т.н. новой аттич. комедии. Им написано ок. 100 ко-медий, из к-рых 60 известны по заглавиям и неск. - в отрывках. Комедии Плавта «Канат» и «Казина» явл. переработкой комедий Д.

ДИФИРАМБ

ДИФИРАМБ - первонач. торжеств. хоровая песня в Др. Греции в честь бога вина Диониса (или Вакха); позже Д. стал лит. формой, близкой к оде и гимну, напр., дифирамбы Пиндара и Ариона (6 - 5 вв. до н.э.). Из Д., исполнявш. хором, возникла греч. трагедия.

ДИХАЛК

ДИХАЛК - др.-греч. медная монета стоимостью 2 халка или 1/4 обола.

ДИЦЗАН-ВАН

ДИЦЗАН-ВАН - в поздней кит. миф. повелитель подзем. царства, в обязанность к-рого входило спасение душ из диюй («подзем. судилища»). Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви переводить души на небо. В отличие от Индии, в Китае Д.-в. считался верхов. владыкой ада, ему подчинены князья 10 судилищ. Особенно почит. в провинциях Аньхой и Цзянсу. Д.-в. изображается стоящим, реже сидящим, в одеянии инд. или чаще кит. будд. монаха, с бритой головой. В правой руке держит металлич. посох с надетыми на него 6 оловян. кольцами, к-рые позванивают при ходьбе. Посох служит ему для открывания дверей диюй. В левой руке у него жемчужина, свет к-рой освещает дорогу в подземном мире. Иногда к одеянию монаха добавл. головной убор государя, тогда Д.-в. изображают сидящим на троне (или на льве). Иногда его сопровождают двое святых, один держит посох, другой - жемчужину. Проходя по судилищу, Д.-в. может вызволить оттуда грешные души, позволяя им родиться вновь.

ДИ-ЦЗЮНЬ

ДИ-ЦЗЮНЬ - в др.-кит. миф. верхов. владыка, почитавш. вост. иньцами. На древнейших гадательных костях имя Цзюнь («ди» означает первопредка, повелителя, государя) записывалось пиктограммой, изображ., по мнению одних ученых, человекообраз. обезьяну, по мнению других - существо с головой птицы и туловищем человека.

ДИ-ЦЗЯН

ДИ-ЦЗЯН - в др.-кит. миф. одно из арахаич. божеств, к-рое, согл. древ. трактату «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), представляли в виде чудесной птицы, похожей на бесформ. мешок, красной, словно огонь, и имеющей шесть ног и четыре крыла.

ДИША

ДИША - в кит. нар. миф. духи 72 звезд, оказывающие дурное влияние. Д. противостоят 36 духам звезд Большой Медведицы, именуемым тяньган (тянь - «небо», ган - «Большая Медведица»). По этой системе классификаций Д., несмотря на то, что они явл. духами звезд, счит. воплощением злых сил земли. Повелителем Д. счит. некий юноша-маг, к-рый расправл. с Д., пронзая их вилами и бросая в земляные кувшины. Затем он относит их в пустынные земли и бросает в огонь, очертив круг известкой, чтобы Д. не могли выбраться из огня.

ДИЮЙ

ДИЮЙ - в поздней кит. миф. ад. Состоит из 10 судилищ, каждое из к-рых имеет 16 залов для наказаний.

ДЛИННЫЕ СТЕНЫ

ДЛИННЫЕ СТЕНЫ - три построен. после 461 до н.э. стены между Афинами с мор. портом Пиреем и селением Фалерон. Тем самым был создан укрепл. р-н, в к-ром могло найти убежище все население Аттики. В 404 Д. с. снесены; в 393 стены, соед. Афины и Пирей, были по предложению Конона восстановлены.

ДОБИЛНИ

ДОБИЛНИ - в груз. миф. духи - помощники божеств. Согл. поверьям, Д. принимают вид маленьких детей и женщин. На восходе и закате солнца они выходят на лужайку играть в мяч. Человека, оказавш. случайно среди них, Д. топчут, вследствие чего он заболевает. По временам, когда из-за горных вершин показываются первые солнеч. лучи, Д. наводняют селения, насылая на их жителей болезни. В основном Д. преследуют только женщин и детей, т.к. с мужчинами они не в состоянии справиться. В селениях сооружались спец. молельни, посвящ. Д.

ДОБРУДЖА

ДОБРУДЖА - плодород., слегка холмистая местность; ее границами на С. и З. явл. долина и дельта Дуная, на В. - Черное м. В древности Д. населяли гето-дакские племена, известны многочисл. дакские укрепл. и поселения. С нач. 2 сев.-вост. часть Д. была отнесена к рим. пров. Ниж. Мезия, в 4 в. организована самостоят. пров. М. Скифия. Крупнейшие города - Томы, Истрия, Каллатия. В кон. 6 в. Д. была занята славянами, в 678 - болгарами. Каменная стена т.н. Траянова вала (от Дуная на В. к Томам) была, вероятно, воздвигнута в 10 в. болгарами.

ДОГОВОРЫ РУСИ С ГРЕКАМИ

ДОГОВОРЫ РУСИ С ГРЕКАМИ - договоры Киевской Руси, заключ. c Византией в 907, 911, 944 (945) и 971, - первые междунар. договоры Др. Руси. Договор 907 сохран. в пересказе летописца. Договор 911, заключ. после сокрушит. поражения, нанесен. Византии русским войском под предводит. князя Олега, состоял из 15 статей. Договор 944 (945) был заключен князем Игорем, содержал 16 статей. Нормы договора 945 весьма близки к нормам договора 911. Договор 971, заключ. Святославом, подтверждал установл. мира между Русью и Византией.

ДОДОНА

ДОДОНА - др.-греч. храм в одноим. городе Эпира, центр культа Зевса. Здесь находился оракул Зевса, упомин. еще Гомером. В Д. Зевса почитали богом плодородия, подателем пищи, владыкой эфира, открывавшим свою волю шелестом свящ. дуба, журчанием ручья и др. способами. В период расцвета греч. госуд. Д. стала общегреч. религ. центром, вторым после Дельф. В 3 в. до н.э. оракул Д. утратил значение, но существовал до 4 в. н.э.

ДОЖ

ДОЖ - титул главы республики в Венеции с кон. 7 в.

ДОЙДАЛС

ДОЙДАЛС - греч. скульптор, создавший во 2-й четв. 3 в. до н.э. «Купающуюся Афродиту», по-видимому, для Никомедии в Вифинии. Это произв., явл. значит. творением раннеэллинистич. иск-ва, известно по ряду копий, важнейшие из к-рых хранятся в Неаполе, Риме (Ватикан) и Париже.

ДОКИМАСИЯ

ДОКИМАСИЯ - применявш. в Афинах (5 в. до н.э.) способ проверки всех кандидатов, избранных голосованием или по жребию на гос. должности. Д. производилась путем опроса избранного для установления соотв. его данной должности. После опроса следовало коллегиал. утверждение кандидата в должности открытым голосованием нар. совета - булэ, и закрытым в суде - гелиэе. Выс-шие магистраты - архонты - подлежали Д. как перед булэ, так и перед гелиэей, остальные только перед гелиэей.

ДОКСОГРАФЫ

ДОКСОГРАФЫ - авторы соч., в к-рых излагались мнения древ. философов по различ. вопросам. Начало доксографич. лит-ре положил ученик Аристотеля Теофраст (умер ок. 285 до н.э.) своим соч. «Мнения физиков» (в 18 кн.), в к-ром были изложены взгляды древ. философов до Аристотеля по отдельным темам (за исключ. этики и логики). Гл. произв. доксографии после Теофраста были и следующие работы: известная под условным назв. «Древ. изречения» (соч. неизвест. философа-стоика 1 в. до н.э.), «Изречения» Аэция (в нач. 2 в. н.э.), «Изречения философов» псевдо-Плутарха (2 в. н.э.), первая книга «Эклог» Иоанна Стобея (по-видимому, 5 в. н.э.) и др. До нашего времени дошел богатый доксографич. материал, вошедший в соч. Диогена Лаэртского (3 в. н.э.) «Жизнь и учения людей, прославивш. в философии» (10 кн.). Секст-Эмпирик (сер. 2 в. н.э.) приводит мн. сведения по истории древ. философии в своих соч.: «Пирроновы положения» (3 книги), «Против догматиков» (5 кн.), «Против математиков» (11 кн.).

ДОКУМЕНТ

ДОКУМЕНТ - документал. удостоверение гражд. юридич. сделок (купля, аренда, кредит и т.п.), известное в Греции с древнейших времен, стало обыч. практикой с 4 в. до н.э. Сохран. гражд.-правовые Д. эллинистич. времени на эпиграфич. материале и папирусах. Древнейший подлинник Д. представляет собой хранящ. в Берлинском собрании папирусов брачный договор 311 - 310 до н.э. из г. Элефантины (Верх. Египет). Гражд. Д. составлялись, как правило, в объектив. форме; для заверения Д. требовались 6 свидетелей, одному из к-рых Д. передавался на хранение. Т.н. двойные Д. включали два варианта текста договорно-го Д., первый из к-рых запечатывался как «внутреннее письмо». В Египте в 3 в. до н.э. появл. гос. обл. нотариаты, находивш. в ведении агораномов. Нотариус заносил в офиц. регистры частные договорные Д. С теч. времени стали протоколироваться также юридич. сделки. Офиц. заверение Д. агораномом постепенно вытеснило составление Д. в присутствии 6 свидетелей. Особенно распростран. в рим. время типом Д. была составл. в виде письма расписка - написанное в свободной манере заявл. одного из партнеров по сделке другому. Регистрация в архиве увеличивала доказат. силу таких частных Д.

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО - возникает с усилением соц. дифференциации внутри древнейших греч. общин. Кредиторы получали власть не только над движимым и недвижимым имуществом должника, но и над его личностью. В Афинах Д. р. было отменено реформами Солона. В Риме Д. р. существовало в первые века Республики. После долгой борьбы задолжавших плебеев против патрициев Д. р. законом (закон Петелия, 326 до н.э.) было отменено.

ДОЛИХЕН

ДОЛИХЕН - отожд. с Юпитером сирийский бог (Ваал) из Долихии в Коммагене. С 1 в. Д. почитался прежде всего в армии как покровитель. При Антонине Пие ему был посвящен храм на Авентине. Его культ носил мистериал. черты. Д. изображ. стоящим на быке, в правой руке он держал двойной топор, в левой - клинок молнии.

ДОЛОН

ДОЛОН - троянский лазутчик. Отправился на разведку в греч. лагерь после того, как Гектор обещал в награду ему коней и колесницу Ахилла. Пойманный греками (Одиссеем и Диомедом), он выдал позиции троянцев и их союзника Реса. Был убит Диомедом.

ДОЛЬМЕНЫ

ДОЛЬМЕНЫ - древ. погребал. сооружения из неск. каменных глыб и плит огромн. размера (весом в десятки тысяч кг), поставл. вертикально и перекрытых массивной горизонтал. плитой.

ДОМ

ДОМ - в эгейском регионе распростр. с эпохи неолита жилища (места для ночлега и приготовл. пищи) развились из землянок, перекрытых крышей. В каменном и в бронзовом веках существовали постройки прямоугол. и овальной формы, кирпичные или деревянные, возвед. на каменном фундаменте. Сохранивш. остатки фундаментов позволяют реконструировать модели Д. Удлиненные прямоугол. строе-ния с передним портиком (мегарон) появл. очень рано и достигают своего классич. завершения в микенских комплексных постройках (Д. и дворцах), к-рые свидет. о более высокой обществ. организации. В гомеровском и архаич. периодах возвращаются к простейшим видам домовых построек.

Лишь в классич. время, а также в эпоху эллинизма возникают новые типы Д.: вестибюльный, с цент. залом и двором (напр., в Олинфе); с цент. двором возле Д. с вестибюлем, а также перистильный Д. (напр., на Делосе) - с внутр. двором. окруж. с 4 сторон колонным портиком. Эллинистич. дворцовые сооружения (напр., в Пергаме) относятся прежде всего к последнему типу. Более комплексные и конструктивные способы стр-ва Д. в эпоху эллинизма стали определяться менявш. обществ. ситуацией, а также возросш. притязаниями на комфорт жилища. Рим. Д. развивались из простых атрийных Д. (имеющих гл. помещение с верхним светом), жилищ, к-рые наряду с др. строит. типами Д. использовались уже этрусками. К атрию - цент. внутр. помещению, - к к-рому в глубине примыкали таблиний (гостиная), триклиний (столовая) и кухня, - вел вход с улицы через вестибюль и коридор.

Над атрием в крыше имелось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды (прямоугольных очертаний, без опор или на колоннах). На полу комплювию соотв. имплювий (бассейн), в к-ром собиралась дожд. вода. За таблинием начинался сад, часто отдел. от него лоджией. Колонный портик обычно завершала эксерда - полукруглое или прямоугол. помещение. Тип Д., обознач. как городская вилла, предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атрия и перестиля могли быть удвое-ны. Пригород. виллы в значит. мере зависели от ландшафта, при неровном рельефе их приспосабливали путем перестановки помещений и различ. дополнений. Совершенствование комфортабельных рим. жилых Д., назв. выше типов, было немыслимо без использования достижений развитого эллинистич. домостроения (элементов перистиля, удвоения комплексов) и учета жизн. стандартов высших слоев эллинистич. общества. Этот процесс вступил в свою решающую стадию во 2 в. до н.э. (время рим. оккупации Греции и М. Азии). В рим. поместьях хоз. помещения выделяются внутри комплекса помещений, предназнач. для жительства хозяина. Городские Д., сдаваемые в наем, стали надстраиваться до 3 этажей. В первом этаже большей частью размещались лавки.

Незастекл. окна с дерев. ставнями-запорами плохо защищали от солнца. В рим. императорских дворцах (напр., на Палатине) элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднерим. дворцовых сооружений часто применялся принцип планировки воен. лагеря (напр., в Сплите). Это отражало беспокойную обстановку того времени, когда Д. и дворцовые постройки име-ли хар-р укреплений. Это относилось также и к сел. виллам, к-рые дополнялись сторож. башнями.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ - появ. у греков и римлян преим. благодаря контактам с др. народами. Антич. народы обычно разводили крупных и мелких Д. ж., чтобы использовать их физич. (тягловая сила) и психич. (бдительность) свойства, а также в целях получ. от животных продуктов питания (мясо, жир, молоко, яйца, и пр.) и сырья (шерсть, кожа, рога). Первостеп. значение в воен. деле имело коневодство. В животноводстве играли значит. роль крупный рогатый скот, козы, овцы, свиньи и ослы. Довольно рано появл. сторож. и охотничьи собаки. Значит. масштабы приобрело разведение мелких животных.

Кролики в 4 в. до н.э. в Вост. Средиземноморье еще не были известны. В 1 в. они были ввезены римлянами из Испании и содержались в т.н. лепорариях. В охоте на кроликов стали применять хорьков. В кач-ве особого лакомства у римлян разводились сони, к-рые откармливались в огорож. участках сада или в небольших керамич. сосудах и были излюбл. празднич. деликатесом. Из пернатых, кроме кур, содержались гуси как декоратив. птицы (гуси Капитолия). Особенно популярны были белые породы гусей. Римляне ценили очень печень гусей, к-рых откармливали фигами. Применению перьев гусей для по-душек они научились у германцев. Кроме совр. видов Д. ж., распростр. в Италии, держали также ласок, змей и воробьев. Пчеловодство поставляло мед. Шелк покупали у китайцев и сарацин, поэтому и у римлян, и у греков разведение шелкович. гусениц не получило больших масштабов.

ДОМЕН

ДОМЕН - земел. владения рим. госуд,, прежде всего императорские. Со 2 в. первонач. свободные арендаторы через посредство системы колоната все чаще привязывались пожизнен. договором к земле. В поздней античности Д. стали крупными полуфеод. поместьями, управляем. чиновниками. Иногда они включали фабрики, рудники, к-рые производили продукты для непосредств. снабжения двора. В это же время начали формироваться церк. Д.

ДОМЕСТИК

ДОМЕСТИК - наимен. ряда высших воен. должностей в Византии. Д. назыв. командиров константинопольских гвард. частей (схол, экскувиторов и икантов), а также командира войск фемы Оптиматов.

ДОМИНАТ

ДОМИНАТ - специфич. форма рабовлад. монархии, утвердивш. в Риме в кон. 3 в., до известной степени аналогич. др.-вост. деспотии Д. как особая политич. система пришел на смену принципату.

ДОМИЦИАН

ДОМИЦИАН - Тит Флавий (51 - 96) - рим. император (с 81), последний из династии Флавиев. Активно участвовал в борьбе своего отца Веспасиана за имп. престол. При нем были предприняты походы против хаттов и в Британию. В кон. 80-х гг. наместник Верх. Германии Антоний Сатурнин поднял мятеж (быстро подавл.), совпавший с тяжелым пораж., нанесен. римлянам маркоманнами, квадами, сарматами и даками. С последними Д. вынужден был заключить мир, согласивш. на уплату ежегодной дани. Все это обострило недовольство сената и вызвало ответные репрессии Д. В 96 Д. был убит своими вольноотпущ., составивш. против него заговор.

ДОМИЦИЙ

ДОМИЦИЙ - 1. Гней (ум. 31 до н.э.) - рим. политич. деятель, сын Луция Д. А. В 49 - 48 сторонник Помпея. После гибели Юлия Цезаря (44) поддерживал Брута и Кассия. В 42 - 40 командовал флотом на Адриатич. м. С 40 - приверженец Марка Антония. Неск. лет управлял Вифинией. Консул 32. В 31 перебежал к Октавиану и вскоре умер.

2. Луций (ум. 48 до н.э.) - рим. сенатор, крупный землевладелец, крайний оптимат. В молодости сторонник Корнелия Суллы. Как претор (58) и консул (54) был врагом триумвиров, хотел отозвать Юлия Цезаря из Галлии. В 49 - 48 участв. в гражд. войне. Погиб в битве при Фарсале.

ДОНАР

ДОНАР - в герм. миф. бог-громовник. Соотв. сканд. Тору.

ДОНАТ

ДОНАТ - 1. Тиберий Клавдий - рим. филолог, грамматик 4 - 5 вв. Сохран. жизнеописание Вергилия, составл. Д. по Светонию, и комментарии к «Энеиде».

2. Элий - рим. филолог, грамматик и ритор 4 в. Компилятивно изложил грамматику лат. яз. в 2 руководствах: пространном и кратком. Интересен в грамматич. и лит. отношениях комментарий Д. к комедиям Теренция.

ДОНАТИВУМ

ДОНАТИВУМ - с нач. 3 в. до н.э. денежные подарки рим. войску, выделяемые полководцем из захвач. добычи (манубии); напр., при Цезаре Д. мог составлять до 24000 сестерциев на одного солдата, а во времена Империи часто превышал эту сумму.

ДОНАТИСТЫ

ДОНАТИСТЫ - участники широк. обществ. движения в Сев. Африке в 4 - 5 вв. Свое назв. Д. получили от имени епископа Доната, возглавивш. в нач. 4 в. движение за создание независимой от Рима африк. церкви.

ДОР

ДОР - Дорос - в греч. миф. сын Эллина и нимфы Орсеиды, брат Ксуфа и Эола; получил от отца землю «против Пелопоннеса», жители к-рой были назв. его именем - дорийцы.

ДОРИДА

ДОРИДА - назв. 2 обл. в Др. Греции:

1. Небольшая обл. в цент. части Ср. Греции. Первонач. жители ее - дриопы были вытеснены в кон. 2-го тыс. до н.э. пришельцами с С. - дорянами, к-рые затем пришли в Пелопоннес. Позднее доряне почитали Д. как свою родину.

2. Колонизован. дорянами обл. в юго-зап. части М. Азии с прилегающ. о-вами Родос, Кос, Калимнос и др.

ДОРИЙЦЫ

ДОРИЙЦЫ - доряне - одно из осн. греч. племен. Первонач. населяли обл. Ср. Греции. Ок. 1200 до н.э. началось переселение Д. в юго-зап. р-ны Греции, причиной к-рого было разложение у Д. родоплем. отношений и усиление межплем. войн. Д. нанесли тяжелый удар ослабевшим центрам Микенской Греции - Микенам, Тиринфу и Пилосу. В результате переселения Д., к к-рым примкнули и др. племена, к 11 в. до н.э. под их власть попали обл. в юго-зап. части Пелопоннеса - Лаконика, Арголида, Мессения, Кинурия, а также Мегарида и Коринфия на Истмийском перешейке. Затем Д. колонизировали о-ва Крит, Родос, Феру, Мелос, Кос, Калимнос и побережье Карии (г. Книд, Галикарнас и др.).

ДОРОГИ

ДОРОГИ - уже в госуд. Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточ. желобами, а в нек-рых случаях (при неровном рельефе) - виадуками, служив. также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездн. путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающ. к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостр-ва, разработавш. план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д.-улиц, пересекающ. под прямым углом. В стр-ве г. Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеал. варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточ. желобами и пешеход. тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащ. храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорож. дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н.э. Аппиева дорога, соед. первонач. Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была проложена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторож. заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии четырех мужей для надзора за дорогами. Во времена Империи Д. гос. назначения ведал спец. прокуратор. Стр-во Д. в покоренных обл. служило военно-политич. целям - вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них.

Сеть рим. Д. (с побоч. ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорож. путеводители и перечни Д. Достижения римлян в стр-ве Д. не были превзойдены в теч. полутора тысяч лет. Это касается как иск-ва выбора трассы будущих Д., так и их соотв. условиям почвы и строит. материала. В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н.э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и три перевала Тауер пересекались оживл. проезжими Д.

Особым достижением стало превращение др.-егип. караванного пути в рим. Д., пересекающую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим.-герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. На нек-рых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ - согл. нек-рым источ., впервые каменные столбики с указанием расст. были установлены при ассир. царе Саргоне (кон. 8 в. до н.э.). Но если в перс. державе и Греции они не получили широкого распростр., то римляне, при наличии системы широко разветвл. дорог, через каждую тысячу шагов (милю) устанавливали Д. у. Было обнаружено свыше 5 тыс. таких столбиков. Рим. Д. у. представляли собой каменные колонны выше человеч. роста с датами проведениия или выравнивания этой дороги, а также указаниями расст. до ближайших насел. пунктов и Рима (1 миля = тысяча двойных шагов = примерно 1,5 км). В самом Риме по приказу Августа на позолоч. верхушке т.н. золотого Д. у. был дан перечень важнейших дорог Рима.

Использование Д. у. для измерения расст. привело к тому, что при упоминании ряда насел. пунктов указывали, у какого Д. у. они расположились (напр., Квинт близ Трира находился у 5-го Д. у.).

ДОСХИ

ДОСХИ - меотское племя.

ДОУ-МУ

ДОУ-МУ - в поздней кит. миф. божество, ведающее жизнью и смертью, обитающее на звездах Большой Медведицы. Изображ. с четырьмя лицами и восемью руками, в к-рых держит лук, копье, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. Д.-М. почиталась как даосами, так и буддистами.

ДОУ-ШЭНЬ

ДОУ-ШЭНЬ - в поздней кит. миф. божество оспы. Изображ. Д.-Ш. ставилось в небольших храмах, на перекрестках дорог и в самых глухих местностях. В нек-рых местах Д.-Ш. считалось жен. божеством, в др. - муж.; изобра-жается с лицом, обезображ. оспинами.

ДРАВИДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ДРАВИДСКАЯ МИФОЛОГИЯ - миф. населяющих Индию дравид. народов (тамилов, малаяльцев, телугу, каннара и др.). Собственно о Д. м. можно говорить в связи с дравид., точнее протодравид., этносом в эпоху, предшествующую становлению индуизма, и в настоящее время - в связи с архаич. миф. представлениями, сохранивш. на уровне сел. жизни и у сравнительно отсталых, не имеющих письменности, дравид. племен. Именно они сохраняют еще самобытные космогонич. и этиологич. мифы, в к-рых гл. роль играет богиня-созидательница, богиня-мать. Могут быть прослежены также отголоски мифов о потопе и некой прародине дравидов, покинутой ими в незапамятные времена (в нек-рых легендах отожд. с затонувшим материком Лемурией, или Гондваной).

Д. м. оказала влияние на индуист. миф. традицию, к-рая вобрала в себя и переработала множество дравид. представлений, но одновременно в значит. мере подчинила себе Д. м. В письменной культуре дравидов господствуют индуист. космологич. и этиологич. представления, но и бесписьмен. народы мн. заимствуют из санскритской культуры (часто довольно своеобразно: напр., у нек-рых из них в кач-ве демиурга выступает Бхимасена - Бхима др.-инд. эпоса). В свою очередь на Д. м. оказали влияние представления аборигенных племен (прежде всего, видимо, мунда), а ряд идей и образов Д. м. восходит частично к протоинд. культуре Мохенджо-Даро и Хараппы.

Влияние индуист. миф. на дравид. народы началось задолго до н.э., но в наиболее ранних лит. памятниках Юж. Индии, сборниках поэзии на тамильском яз. «Восемь антологий» и «Десять песен» (1 - 3 вв. н.э.) это влияние еще незначительно. В то же время эти сборники явл. ценным источ. сведений о миф. и религ. представлениях тамильского общества начала н.э. В это время Юж. Индии была уже знакома государственность, но чрезвычайно сильны были идеалы родо-племенного строя. К тому же рядом с дравид. племенами существовали др. племена не дравид. и не арийск. происхождения. Чрезвычайной пестроте: соц., культурной, этнич. соотв. пестрая и запутанная картина местной миф. Из нее, однако, можно выделить ряд своеобразных дравид. миф. идей и понятий.

Хар-рной чертой Д. м. явл. отсутствие пантеона и развитых образов богов. В центре ее - представление о жизненной энергии, силе, к-рая может быть благой, проявл. в плодородии, процветании, в продолжении рода, а может иметь опасный, устрашающий хар-р. С этой силой были связаны различ. духи и неопредел. божества, к-рых, как правило, трудно умилостивить, мучающие, опасные. Поклонялись не только им, но и различ. объектам природы - растениям, водоемам и особенно горам и камням. Камни устанавливались на местах погребений, у оград домов, на полях битв - на месте гибели воинов. Камни, воплощавшие представления о различ. божествах и духах, помещались на спец. платформах, чаще всего под деревьями (этот обычай со-храняется и сейчас в сел. местностях).

В связи с человеком жизненная сила наиболее ярко проявл. как сакральная сила царя, предводителя племени, охранителя блага и безопасности подданых, и как сексуал. жен. энергия. Эта энергия, одновременно и благая, и разрушит., способная к накоплению и трате, метафорич. представляемая образом огня, обожествл. дравидами, что нашло отражение во взаимосвязан. культах богини целомудрия (Каннахи или Паттини), богини-матери, богини-покровительницы.

Богиня-мать известна у дравид. народов под мн. именами и в различ. ипостасях. Она предстает как грозная, кровожад. Коттравей, богиня войны и смерти, к-рая сливается затем с образом Дурги. Ее почитают на Малабаре под им. Бхагавати, а в р-не Мадуры - как богиню оспы и др. опасных болезней Мариямма. Богиня-покровительница предстает также в образе богини леса и растительности, а также в образах мн. местных богинь, опекающих селения и жителей.

Сыном Коттравей считается Муруган. Это бог войны, охоты, победы. Впослед. Муруган стал рассматр. как Сканда-Картикейя, сын Шивы. Также был инкорпорирован в индуизм в кач-ве Вишну Тирумаль, божество пастушеских племен.

Следует отметить широкое распростр. культа змей, к-рые ассоцииров. с дождем, плодородием, богатством и часто рассматр. как хранители домаш. очага. Др. почитаемым животным, культ к-рого чрезвыч. древен и связывает миф. дравидов с протоинд., был буйвол (сейчас культ буйвола ярче всего представлен у племени тода). Жертвоприноше-ние буйвола связано, видимо, с древ. земледельч. символикой и культом жен., материн. начала.

Процесс инкорпорации местных культов в индуизм и распростр. сев.-инд. миф. на Ю., видимо, отражен в мифе об Агаттияре (Агастье), ведийском брахмане, принесшем Ю. язык и лит-ру. Этот процесс был вполне завершен к сер. 1-го тыс. н.э. Во всяком случае миф. отражением религ. и поэтич. движения бхакти у тамилов, начавш. в 6 - 7 вв. н.э., была вишнуитская и шиватская миф., опиравш. преиму-щественно на санскритские источ.: веды, эпос, пураны. В дальнейшем, однако, возникла самобытная тамильская пуранич. традиция, основанная на жизнеописании поэтов-бхактов, почитавш. на Ю. Индии в кач-ве святых.

В Д. м. существует также группа мифов и легенд, связанных с зарождением дравид. (точнее тамильской) образованности и поэтич. иск-ва. Часть их касается Агаттияра, часть - т.н. санги, давшей начало поэтич. тамильской традиции.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - наряду золотом и серебром Д. к. высоко ценились в эпоху античности во всех странах. В Др. Грецию они попадали благодаря торговле с Индией и Цент. Африкой. Алмаз был известен как наиболее твердый и ценный камень.

Плиний Старший на третье место после алмаза и жемчуга ставил изумруд. Высоко ценились в числе прочих Д. к. сапфир, рубин и берилл. При Птолемеях Д. к. все более часто стали подделываться. По свидет. Плиния, этим «выгоднейшим мошенничеством» занимались спец. мастерские. Камни изготавл. по известному егип. рецепту из различ. материалов, имитирующих самоцветы. Сходство с Д. к. достигалось путем окрашивания стекл. слитков и определ. минералов, таких, как агат, слюда, селенит, слоистая и пористая структура к-рых могла впитывать протравливающие и окрашивающие растворы. В кач-ве красителей использовали растит. и минерал. краски.

ДРАКОН

ДРАКОН - фантастич. образ крылат. огнедыш. змея, вошедший с древ. времен в фольклор и изобразит. иск-во мн. народов. Первые изображения Д. в иск-ве появ. (предполо-жительно) во 2 в. до н.э. в Китае, где Д. считался божеством воды (оплодтвор. дождя) и символом власти, покровительствующей земледелию. В Др. Греции образ Д. служил олицетвор. доброго или злого начала. В Египте в виде Д. изображались силы мрака, побежден. богом солнца Ра.

ДРАКОНТ

ДРАКОНТ - древнейший афинский законодатель, составивший ок. 621 до н.э. свод законов, представлявших первую запись норм обыч. права. Сохран. только часть законов Д., относящ. к убийствам, к-рая воспроизводится в афинской надписи 409 - 408 до н.э. В ней проводится различие между умышл. и неумышл. убийством, устанавлив. наказания за убийства.

ДРАКОНТА ЗАКОНЫ

ДРАКОНТА ЗАКОНЫ - Драконовы законы - первое писаное право Афин, издан. в 621 до н.э. др.-греч. законодателем Драконтом (Драконом). Др.-греч. писатель Плутарх сообщает, что Д. з. отлич. суровостью, смертная казнь назнач. в них даже за кражу овощей и плодов. Д. з. частично были отменены Солоном (нач. 6 в. до н.э.), но в остальной части сохран. свое действие и позднее. В 411 было постановлено Д. з., относящ. к убийству, написать на каменных досках как действующее право и выставить на площади Афин.

ДРАНГИАНА

ДРАНГИАНА - Дранга - греч. назв. др.-иран. обл. в басс. оз. Хамун (Зарех) и Ниж. Гильменда (на границе совр. Ирана и Афганистана). С кон. 2 в. до н.э., после прихода саков, на Д. постепенно распростр. назв. Сакастан (Сейстан). В 1 в. до н.э. Д. - еще отдельная провинция наряду с Сакастаном, при Сасанидах - обл. в Сакастане.

ДРАУПАДИ

ДРАУПАДИ - гл. героиня др.-инд. эпоса «Махабхарата», дочь царя племени панчалов Друпады и жена братьев-пандавов. В «Махабхарате», а также в «Маркандейя-пуране» Д. - земное воплощение богини Шри (Лакшми), супруги Вишну.

ДРАХМА

ДРАХМА - греч. весовая и денежная единица различ. достоинства. Вначале употребл. на Пелопоннесе. Масса афинской серебр. Д. составляла 4,36 г (1 Д. = 6 оболам). Осн. монетой Афин была тетрадрахма = 4 Д. Во времена Солона медимн зерна стоил 1 Д., бык - 5 Д., при Перикле прожиточ. минимум семьи составлял 1/3 Д. в день.

ДРЕВЛЯНЕ

ДРЕВЛЯНЕ - славян. племя, населявшее украин. Полесье в 9 - 10 вв. Д. жили южнее р. Припяти, по рр. Горыни, Слу-чу и Тетереву. Соседями имели поляков, дреговичей, полян; на Ю., по словам Константина Багрянородного, граничили с половцами.

ДРЕВНЕАРАБСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ДРЕВНЕАРАБСКАЯ МИФОЛОГИЯ - источ. изучения домусульм. миф. представлений (1-е тыс. до н.э. - нач. 7 в. н.э.) арабских народов, населявших Сев. и Цент. Аравию, служат др.-араб. надписи (по хар-ру письменности выделяются сафские надписи племен Сирийской пустыни, самудские - племен Цент. Аравии, надписи из госуд. Лихьян и др.), содержащие упоминания тех или иных богов, иногда - их святилищ; надписи из госуд. со смешанным арабо-арамейским населением - Пальмиры и Набатеи на арамейском яз., в эллинистич. эпоху также на греч., лат. и двуязыч. (они имеют особое значение, поскольку отожд. арабских богов с греч. и рим.); отдельные упоминания в соч. греч. и рим. авторов; немногочисл. археологич. данные. Нек-рые сведения о Д. м. дает мусульм. традиция, прежде всего Коран; важное значение имеет также «Книга идолов» Ибн аль-Кальби (8 в.); эта лит-ра, однако, явл. тенденциозной, интерпретируя Д. м. в зависимости от текста Корана.

Миф. представления арабов не сложились в единую систему. Наиболее развиты мифологии были у земледельцев оазисов, в гос. образованиях - Лихьян, Кедар и др., менее развитые - у полукочевых и кочевых племен пустынь. На С. аравийские племена вступали в контакты с оседлыми народами Сирии и Палестины, принимали арамейский яз. как язык письменности. Это приводило к контаминации и синтезу культур, в частн. и мифологий. Т.о., Д. м. представляла собой конгломерат относительно самостоят., но переплетавш. и влиявших друг на друга миф. систем. В состав пантеонов входили и по-разному группировались как общие, так и локальные боги. Одно и то же божество в миф. отдельных этнокультурных общностей могло занимать различ. места, приобретать новые черты и имя; аналогич. функциями и обликом, с др. стороны, могли наделяться боги с разными именами. При переселениях божество той или иной местности иногда заимствовалось ее новым населением (как Кос).

Хар-рным явлением в Д. м. было слияние богов, происходившее как при переселениях, так и в результате объед. племен (синойкизма). Существенной общей чертой Д. м. было то, что имя верхов. божества часто считалось запрет-ным и заменялось прозвищем. Прозвище могло постепенно становиться собств. именем божества. Иногда заменой запретного имени явл. имя др. бога (напр., бога одного из объединивш. племен).

Существование запретных имен поэтому, в свою очередь, способств. как слиянию богов, превращению разных богов в ипостаси одного, так и эволюции ипостасей в самостоят. божества. Такие процессы были возможны, поскольку сложивш. в Д. м. системы имели как общие типологич. черты, так и общих божеств. Важную роль играло почитание луны (особенно у кочевников) и Венеры. Солнце в пустынной Аравии имело черты грозн. и губительн. божества. Эти боги не сохранили первонач. имен, и выявить их в пантеонах часто затруднительно. Почитались также олицетворения природных явлений - дождя, грома и т.д.

Существовали божества плодородия и растительности, скотоводства и т.п. Однако они не играли большой роли в пантеоне, поскольку их функции дублировались обычно верхов. божеством, к-рым повсюду был бог - предок данного народа, покровитель и владыка его страны, бог небес, создатель мира и людей и, как правило, податель дождя. В поздний период, очевидно, появилось общее для Сев. и Цент. Аравии верхов. бо-жество, вероятно, в результате слияния верхов. местных богов - Аллах, демиург и отец богов. Это было проявл. появивш. тенденции к объед. божеств разных этнокультурных общностей в единый пантеон.

Супругой Аллаха и матерью богов у арабов Сирийской пустыни считалась Аллат; однако в Цент. Аравии она, Манат и Узза почитались как дочери Аллаха; одновременно с этим на Ю. Цент. Аравии существовало представление о том, что Узза - это мать Аллат и Манат. В г. Мекка были собраны идолы 360 божеств разных племен, что также, видимо, говорит о начале возникновения единого пантеона. Тем не менее с уверенностью говорить о хар-ре миф. осмысления этого явления нельзя.

Богам отводилась свящ. терр., где находился бетэль, «дом бога», считавш. одновременно жилищем и воплощением божества. Бетэлем служили, как правило, грубо обработ. камень пирамидальной или конич. формы, скала, дерево. Иногда вокруг бетэля или (и) идола божества возводилось здание кубич. формы - кааба (араб. - «куб»). Пережитки этих обычаев в переосмысл. виде сохранились в исламе (почитание свящ. терр. гг. Мекка и Медина; мекканская кааба - гл. святыня мусульман).

Имело место различение мира богов и мира духов. Почитались деревья, источ., колодцы, отдельные камни как особые духи или как ипостаси местных богов. Существовали также домашние боги, иногда - грубые статуэтки - идолы гл. божеств, напр., Манат.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО - Старое царство - егип. рабовлад. госуд. в период правл. III - VI династий (28 - 23 вв. до н.э.). Для периода Д. ц. хар-рно усиление эксплуатации рабов и землевладельцев-общинников, усложнение централизов. гос. аппарата, сложивш. в предшеств. период - период Раннего царства (при I - II династиях). Ко времени Д. ц. относится постройка наиболее значит. пирамид. В 23 в. до н.э. Д. ц. распалось на ряд самостоят. госуд.

ДРЕВНИЙ МИР

ДРЕВНИЙ МИР - в широком смысле обознач. первого и наиболее длител. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800 - 1000 тыс. лет до н.э.) до нач. феодал. формации (первые века н.э.). Это понятие охватывает 2 периода - первобытное общество и рабовлад. строй. В узком смысле Д. м. - период рабовлад. формации.

ДРЕРОС

ДРЕРОС - город на С.-В. о. Крит близ совр. Неаполя, имевший храм развитого архаич. периода, надписи в к-ром были, вероятно, на этеокритском яз. с использованием греч. алфавита.

ДРИАДЫ

ДРИАДЫ - в греч. миф. нимфы, покровительницы деревьев. Иногда Д. именов. по назв. деревьев: напр., Д., родивш. из капель крови Урана и связан. с ясенем, назыв. Д.-Мелии, Д., рождающ. вместе с деревом и гибнущие с ним, назыв. гамадриадами. Счит., что сажающие деревья и ухаживающие за ними пользуются особым покровительством Д.

ДРИМАК

ДРИМАК - предводитель движения рабов в 3 в. до н.э. на о. Хиосе. Путем заключ. договора с рабовладельцами пы-тался создать рабам лучшие условия жизни и защитить их от произвола. Согл. сообщению Нимфодора Сиракузского, сохран. Афинеем, Д., собрав значит. силы, укрепился в горах; он изготовил собств. меры веса и длины, а также печать для оформления различ. поборов, к-рые должны были взиматься с рабовладельцев.

Отказ рабовладельцев от выполнения условий договора привел к вооруж. набегам восставших на их владения. За поимку Д. рабовладельцы объяв. крупное вознагражд. Согл. легенде, Д. сам убедил одного из своих сторонников убить его и получить обещ. награду. Но и после этого движение рабов на Хиосе продолжалось.

ДРИОПА

ДРИОПА - в греч. миф. дочь Дриопа. По аркадской версии мифа, возлюбл. Гермеса, от к-рого родила Пана. Ребенок был покрыт волосами, с рогами и козьими копытами. Испуган. его видом, Д. бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем понравился и получил имя Пан.

ДРИОПС

ДРИОПС - или Дриоп - в греч. миф. сын речного бога Сперхия, царь и эпоним племени дриопов, причисл. мифографами к союзникам лапифов. Отец Дриопы.

ДРОМОС

ДРОМОС - 1. Сводчатый проход в камерную или купольную гробницу, находящ. под курганом. Стены Д. часто были выложены каменными плитами.

2. Состязание в беге на публич. играх (напр., на Олимпийских играх).

ДРОНА

ДРОНА - герой др.-инд. эпоса «Махабхарата». Рождается из семени мудреца Бхарадваджи, к-рое выпадает у этого мудреца при виде апсары Гхритачи и взращивается Бхарадваджей в дерев. ковше.

ДРОТИК

ДРОТИК - небольшое метател. копье. Д. разных форм были вооружены рим. легионеры. В классич. виде в последние века до н.э. Д. был до 2 м длиной и 2 кг весом, имел длинный наконечник.

ДРУГ

ДРУГ - Друдж - в иран. миф. злой дух, персониф. лжи, глава триады злых духов, противостоящих триаде благих духов из Амеша Спента. Создан Ангро-Майнью на погибель «праведности миров»; с помощью дэва лжи Ангро-Майнью пытался уничтожить или искусить Заратуштру.

ДРУЗ

ДРУЗ - 1. Нерон Клавдий (38 - 9 до н.э.) - крупный рим. полководец, пасынок Августа. В 18 в. - квестор; в 15 вместе с Тиберием воевал в Реции. Став в 13 главноком. рим. армии в Галлии, где упорядочил провинц. управление, Д. перешел к наступат. действиям против герм. племен. В 12, перейдя Рейн, покорил сев.-герм. племена (бруктеров и хавков). В 11 дошел до Везера, а в 10 организовал экспедицию против хаттов. Назнач. в 9 консулом, разбил херусков и маркоманнов и дошел до Эльбы.

2. Юлий Цезарь (ок. 13 до н.э. - 23 н.э.) - рим. полководец, сын имп. Тиберия. Успешно подавил восстание паннонских легионов (в 14), внеся раздоры в ряды восставших воинов. Назнач. консулом в 15 (и вторично в 21), вел войну с царем маркоманнов Марободом. С 17 по 20 управлял Иллирией. В 22 назначен наследником Тиберия. Отравлен префектом претория Сеяном.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ - жрецы древ. кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н.э.) Д. вместе с кельт. племен. знатью составляли господств. обществ. прослойку. Ведали жертвопринош., осуществляли суд. функции, были врачами, учителями и прорицателями, играли большую роль в политич. делах. Учение Д. о душе сопоставлялось древ. авторами с учением пифагорейцев. Влияние Д. внушало опасение римлянам. Имп. Тиберий и Клавдий запретили жертвопринош. Д. Потеряв свои прежние привилегии и перестав быть особым сословием, Д. превратились в странствующих прорицателей.

ДУАТ

ДУАТ - дат - в егип. миф. место, где пребывали умершие, преисподняя «совсем глубокая, совсем темная и бесконечная». Иероглиф Д. - круг со звездой в центре. Как подземное царство Д. связыв. с ночными светилами. В «Текстах пирамид» персонифиц. в образе женщины - матери умерших, к-рых она ведет на небо. Д. также отожд. с горизонтом, т.е. местом, куда заходит солнце. Д. представлялась египтянам как один из составных частей вселенной («небо, земля, Д., вода, горы»). В царских гробницах ХIХ и ХХ династий на стенах или на больших свитках папирусов записана «Книга о том, что в загробном мире», в к-рой изображается путь умершего по Нилу в подзем. царстве.

ДУБЛЕНИЕ

ДУБЛЕНИЕ - для выскабливания остатков мяса на одной стороне и удаления шерсти на другой смягчен. шкуру натягивали на дубильное дерево (часто упомин. о нем в комедии 5 в. до н.э.). Д. шкур, предназнач. для пастухов и рабов, как и Д. замши, включало обработку маслом, вероятно, после просолки и сушки дымом. У греков практиковалось также Д. квасцами (возможно, заимствов. из Египта) и Д. с помощью коры (ольховой, чернильн. ореха, гранатовой), желудей, листьев сумаха. Кожевен. ремесло - обработка импортных мехов, изготовл. кожи - из-за дурного запаха было непрестижным, но приносило большой доход. Д. разрешалось заниматься лишь на окраине города, на реке; у римлян кожевен. дело получило большое развитие, в т.ч. обработка дорогих мехов (во времена Диоклетиана извест-но 15 меховых тарифов на меха из шкур ластоногих, лео-пардов и львов). Дубильня в Помпеях дает представл. о внушит. масштабах произ-ва.

ДУИЛИЙ

ДУИЛИЙ - Гай - рим. политич. деятель. Консул 260 до н.э. Командуя флотом, одержал при Милах победу над карфагенянами. Первая победа только что построен. флота была отмечена «мор. триумфом» и сооруж. в Риме ростральной (украш. носами захвач. кораблей) колонны. Д. удачно действовал и на суше (взятие Сегесты в Сицилии). В 258 - цензор, в 231 - диктатор для проведения выборов.

ДУ КАН

ДУ КАН - в кит. миф. один из богов - покровителей виноторговцев. По одной версии, жил при миф. государе Хуан-ди и первым начал изготовлять вино. Имел прозвище Цзюцюань тайшоу («правитель винного родника»). Д. умер в день под циклич. знаком «ю», поэтому в такие дни запрещается заниматься виноделием. Его именем назван родник в храме Шуня в Цзинани (провинция Шаньдун), вода к-рого была особенно хороша для приготовл. вина.

ДУКУ

ДУКУ - Дулькуг - в шумеро-аккад. миф. жилище богов (располагалось будто бы где-то на вост. окраине Вавилонии); в нововавилонских текстах - также место в гл. храме Мардука Эсагиле (в Вавилоне), где бог определял судьбу.

ДУЛЕБЫ

ДУЛЕБЫ - славян. племя, жившее на Волыни в 6 - 9 вв. В борьбе с аварами возглав. воен. союз прикарпатских славян. Вождем Д. был Маджак (убит в 593). В 10 в. вошли в состав Киевской Руси.

ДУМУЗИ

ДУМУЗИ - Дуузу, Таммуз - в шумеро-аккад. миф. божест-во. Впервые имя появл. в составе личных имен периода Фары (26 в. до н.э.). В списке богов из Фары его имя встреч. с эпитетом (или вторым именем) Амаушумгаль (полная форма - Амаушумгальанна, «мать (его) - дракон небес»), миф. значение к-рого неизвестно. В царском списке III династии Ура - два Думузи: Д. из Бадтибиры, «пастырь времен до потопа», и Д. из Урука, «рыбак, городом к-рого (первонач.) была Куара». О двух Д. говорится и в одном хоз. тексте времен III династии Ура, однако лит. тексты их не различают. Мифы о Д. обнаруживают тесную связь с урукским мифоэпич. циклом.

ДУН-ВАН-ГУН

ДУН-ВАН-ГУН - в др.-кит. миф. владыка В., муж Си-ван-му («владычицы З.»). Образ его сложился, видимо, лишь к рубежу н.э., много позже, чем Си-ван-му. Существует предположение, что представл. о Д.-в.-г. есть результат трансформации образа древ. полулегенд. царя - чжоуского Му-вана, предание о путешествии к-рого к Си-ван-му было популярно в Др. Китае. Наиболее ран-ние изображ. Д.-в.-г. - на инаньских рельефах в провинции Шаньдун (ок. 2 в.).

ДУНФАН ШО

ДУНФАН ШО - в кит. нар. миф. даосский святой и бог, покровитель золотых и серебр. дел мастеров. В основе образа Д. Ш. - реальный сановник Д. Ш. хань-ского имп. У-ди, жив-ший во 2 - 1 вв. до н.э. и прославивш. как истолкователь чудес.

ДУН-ЦЗЮНЬ

ДУН-ЦЗЮНЬ - в др.-кит. миф. антропоморфное солнеч. божество. В стихотв. Цюй Юаня (4 в. до н.э.) Д.-ц. описывается как красавец, мчащ. по небу в колеснице, запряж. конями, и распевающий веселую песню, из чего можно заключить, что Д.-ц. представляли в халате из синих облаков с луком и стрелами в руках. Ковш Большой Медведицы служил ему винной чашей.

ДУПОНДИЙ

ДУПОНДИЙ - первонач. (3 в. до н.э.), большая бронз. монета, вдвое тяжелее бронз. асса, во время Империи (1 - 3 вв. н.э.) - латунная монета, равнявш. 2 медным ассам.

ДУРА-ЕВРОПОС

ДУРА-ЕВРОПОС - эллинистич. г. Европос (около совр. Эс-Салихия на Ср. Евфрате), основан. на месте г. Дура царем Селевком I (ок. 300 до н.э.). Во 2-й пол. 2 в. до н.э. Д.-Е. завоевывает Парфия, а при имп. Траяне в 165 н.э. - Рим. В 256 после войны с Ираном Д.-Е. была разрушена сасанидскими войсками. Д.-Е. имела греко-макед., а также семитич. и иран. население, причем в местном самоуправл. первые занимали привилегир. положение.

ДУРВАСАС

ДУРВАСАС - в индуист. миф. мудрец-подвижник, тип гневного отшельника, хранителя традиц. норм поведения и этикета. Почитается, по одним легендам, сыном риши Атри, по другим - сыном или воплощением Шивы.

ДУРГА

ДУРГА - в индуист. миф. имя супруги Шивы в одной из ее грозных ипостасей. Почитание Д. первонач. было свойственно неарийским племенам шабаров, барбаров и пулиндов. Включение в первых веках н.э. Д. в индуист. пантеон связано с адаптацией индуизмом неортодоксал. нар. верований и, в частн., культа Великой богини-матери, олицетворяющей созидат. и разрушит. силы природы.

ДУРИС

ДУРИС - 1). Греч. вазописец аттич. краснофигурного стиля 1-й пол. 5 в. до н.э. Расписывал прежде всего чаши (известно ок. 250 работ).

2. Греч. историк раннего эллинизма (ок. 340 - 270 до н.э.), род. на Самосе, был учеником Теофраста. Написал «Истории», сохранивш. лишь во фрагментах, к-рые посвящены македон. эпохе с 371 по 281 до н.э., а также историю Агафокла.

ДУРОСТОРУМ

ДУРОСТОРУМ - рим. лагерь легионеров и город на Ниж. Дунае (совр. Силистра). В 374 близ Д. вестготы перешли Дунай. Рестраврир. часть крепостной стены и знаменитая гробница с настенной живописью (4 в.).

ДУР-ШАРРУКИН

ДУР-ШАРРУКИН - город, построен. ассир. царем Саргоном II (722 - 705 до н.э.). Разрушен в кон. 7 в. до н.э. Ныне на месте Д.-Ш. - городище Хорсабад (Ирак).

ДУРЬОДХАНА

ДУРЬОДХАНА - в индуист. миф. сын царя Дхритараштры и его жены Гандхари, старший среди братьев кауравов. Согл. «Махабхарате», Д. рожден по воле Шивы и Умы в дар асурам и явл. воплощением демона зла Кали.

ДУСАННИ

ДУСАННИ - вождь местн. населения в ассир. пров. Сапарда в Мидии. Между 676 - 670 до н.э. (скорее всего после 672) совместно с Каштарити и Мамитиаршу возглавил поднятое против Ассирии восстание, в результате к-рого возникло самостоят. царство Мидия.

ДУУМВИРЫ

ДУУМВИРЫ - дуовиры - два высших должност. лица в рим. муниципиях и колониях. Избирались ежегодно и соотв. рим. консулам; Д. председательств. в местном сенате и были верхов. судьями. Во времена империи знач. этой должности сильно упало в связи с огранич. самостоят. городов.

ДУША

ДУША - древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи. Она отожд. с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли ее от материи. Согл. Платону, Д. занимает промежуточ. положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения, т.о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рожд. человека и явл. бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии к-рого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связан. с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живител. дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. - завершение) тела; ее специфич. формой явл. разум. Перипатетики развили эти идеи.

ДУШАРА

ДУШАРА - в др.-араб. миф. верхов. божество в пантеоне госуд. Набатея, почитавш. также нек-рыми племенами Сев. и Цент. Аравии. Слово «Д.» - арамеизация араб. «зу-Шара», что означает «владетель Шары» (Шара - ве-роятно, назв. округи Петры, столицы Набатеи) и, возможно, явл. заменой запретн. имени божества. Д. - космич. божество, творец, устроитель мировой гармонии и вселенск. порядка, владыка мира. Он был богом-громовержецем и отожд. с Зевсом; известны и отожд. Д. с Аресом. Набатеи считали его покровителем своей страны и богом царской династии. Идолом Д. служил черный четырехугол. необработ. камень, к-рому приносили жертвы. Очевидно, ипостасью Д. был Аарра. Возможно, в Набатее Д. отожд. с Аллахом (но не исключено, что Аллах почитался в Набатее наряду с Д.). Видимо, Д. соотв. Ороталт. Почитание Д. было широко распростр. среди араб. племен и после падения Набатейск. госуд.

ДУ-ЮЙ

ДУ-ЮЙ - герой мифов Юго-Зап. Китая (провинция Сычуань). Согл. «Анналам правителей царства Шу» Ян Сюна (1 в. до н.э.), Д.-Ю. был спущен с неба, одноврем. из колодца у реки появ. девица Ли, к-рая стала его женой. Сам Д.-Ю. был провозгл. правителем Шу и стал именов. Ван-ди.

ДХАНА НАНДА

ДХАНА НАНДА - последний представитель рода Нандов, правивш. в Сев. Индии в 4 в. до н.э. Был свергнут с престола и, по-видимому, убит Чандрагуптой, основателем династии Маурьев.

ДХАНВАНТАРИ

ДХАНВАНТАРИ - в индуист. миф. лекарь богов, первонач., видимо, отожд. с солнцем, «движущ. по дуге». Согл. мифу о пахтанье океана богами и асурами, Д. появл. из мирового океана с чашей амриты в руках.

ДХАРМА

ДХАРМА - 1. В инд. миф. сначала божеств. мудрец, затем бог справедливости, персонифиц. понятие «дхармы» - закона, морал. правопорядка, добродетели. Д. в мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Женами Д. счит. десять дочерей Дакши, каждая из к-рых олицетв. к.-л. абстракт. достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твердость, веру и т.п.).

2. Одно из гл. понятий будд. миф. Слово «Д.» имеет в контексте буддизма мн. значений. Основные: учение будды (в особенности будды Шакьямуни); текст (или собрание текстов), в к-ром это учение изложено; элемент психо-физич. мира.

ДХАРМАПАЛА

ДХАРМАПАЛА - в будд. миф. божества, защищающие будд. учение и каждого отдел. будиста. Группа Д. в пантеоне разграничена нечетко, среди них нередко перечисляются и идамы, и местные божества разных народов, у к-рых распростр. буддизм. В Тибете имеется список, содерж. восемь Д.: Ваджрабхайрава, Хаягрива, Бэгцэ, Яма, Махакала, Шри Деви, Вайшравана, Брахма, но кроме перечисл., известно еще мн. др. Д.

ДХАТАР

ДХАТАР - в др.-инд. миф. божеств. установитель, создатель. Иногда Д. причисляют к адитьям. Позже Д. идентифиц. с Праджапати или Брахмой (иногда Д. - его сын). Как эпитет Д. относится к Вишну и Шиве. Представление о Д. - результат теологич. и умозрит. построений.

ДХВАНИ

ДХВАНИ - в инд. поэтике совокупность художеств. средств (иносказания и т.п.), вызывающих добавочные, не выраж. прямым предметным смыслом слова, образы. Наряду с Д. инд. поэтика различает аланкары - чисто внешние, словесные формы украшения речи, и расы - поэтич. изображение душевных переживаний. Учение о Д. разработано в труде Анандавардханы «Дхваньялока» (9 в.).

ДХРИТАРАШТРА

ДХРИТАРАШТРА - в индуист. миф. сын отшельника Вьясы и вдовы царя Вичитравирьи Амбики. Будучи слепым от рожд., Д. вначале передает свои права на трон в Хастинапуре младш. брату Панду, но после смерти Панду все же становится царем. От своей жены Гандхари Д. имеет одну дочь и сто сыновей - кауравов, среди к-рых старший - Дурьодхана - его любимец. В эпосе Д. - тип слабого, нерешит. отца.

ДХРУВА

ДХРУВА - в индуист. миф. один из восьми божеств васу, сын царя Уттанапады и внук Ману Сваямбхувы. Изгн. своей мачехой, желавшей, чтобы наследником царства стал ее родной сын, Д. в теч. 3 тыс. лет предается аскезе и постоянно размышляет о Вишну. За это Вишну возносит его на небо в кач-ве Полярной звезды. Д. чтится индусами как воплощение стойкости и решительности.

ДХУНДХУ

ДХУНДХУ - в индуист. миф. асура, препятствов. мудрецу Уттанке совершать религ. обряды; отец Сунды. Д. укры-вается под морем песка, но его выкапывают оттуда и уби-вают царь Кувалаясва со своими сыновьями. Кувалаясва за этот подвиг получает имя Дхундх умара.

ДХУНДХУМАРА

ДХУНДХУМАРА - в индуист. миф. царь Кувалаясва, убийца асуры Дхундху, спрятавш. под песком. Д. принадлежит к Солнечной династии и имеет 21000 («Вишну-пурана») или 100 сыновей («Хариванса»). Перед гибелью Дхунд-ху своим огнен. дыханием поражает всех сыновей Д., кроме троих.

ДЬЯУС

ДЬЯУС - в др.-инд. миф. бог неба, персонифиц. небо.

ДЭВЫ

ДЭВЫ - дайва, дивы - в иран. миф. злые духи, противостоя-щие благим духам - ахурам. Д., против к-рых направлена «антидэвовская надпись» Ксеркса, иран. царя 5 в. до н.э., почитались, по-видимому, в одной из обл. Ирана как боги; Ксеркс уничтожил из святилища и насадил культ Аурамазды (Ахурамазды). Д. - великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Д. живут в своих логовищах (дэвлох), в диких, труднодо-ступных местах или внутри гор, на дне озер, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоц. металлы и камни; славятся ювелирным иск-вом.

Обвалы в горах и землятрясения объясн. работой Д. в своих мастерских или тем, что «Д. бушует». Д. ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека - на обед и на ужин. Они бесчувств. к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечают богохульствами.

ДЯНЬ-МУ

ДЯНЬ-МУ - в кит. миф. богиня молнии. Изображ. в разноцветном (сине-зелено-красно-белом) платье, с двумя зеркалами, к-рые она держит в поднятых над головой руках. Стоя на облаке, она то сближает, то разводит зеркала, от чего получ. молния.

Предыдущая страница Следующая страница