Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВАН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВАН")

ВААЛ

ВААЛ - восходящая к раннему средневековью грецизир. передача библейск. «Баал», возникш. из первонач. «Балу». В этой форме имя Балу вошло в европ. лит-ру.

ВАБАР

ВАБАР - в мусульм. религии обл., примыкающая к стране народа ад (алиты). Традиция, восходящая к доислам. легендам арабов, связывает В. с юго-зап. частью пустыни Руб-эль-Хали. Согл. преданию, некогда эта местность была цветущим садом. После гибели адитов аллах поселил там джиннов, а людей превратил в наснасов - существ, у к-рых только полголовы, один глаз, одна рука и одна нога.

ВАВИЛОН

ВАВИЛОН - Кадингирра, Бабилу - древ. город в сев. части Двуречья на берегу Евфрата; ныне - Хилла (Ирак). Впер-вые В. упомин. в легенде о Саргоне Аккадском (2369 - 2314 до н.э.) и в документах III династии Ура. Большую роль В. начал играть во времена I Вавилонской династии (1894 - 1595), а при Хаммурапи (1792 - 1750) превратился к крупнейший политич., культурный и хоз. центр не только Двуречья, но и всей Передней Азии. Ок. 1595 В. был захвачен хеттами, а затем ок. 1518 попал под власть касситов. В 13 - 12 вв. город дважды подверг. разгрому со стороны ассир. царей Тукультининурты I и Тиглатпаласара I. В нач. 1-го тыс. до н.э. борьба за В. шла между Ассирией и арамейск. племенами халдеев. С 732 В. входил в состав Ассир. державы. В 689 в наказание за мятеж город был полностью разрушен ассир. царем Синахерибом. Заново отстроен ок. 680 преемником Синахериба Асархаддоном. В 626 власть в В. захватил халдей Набопаласар (626 - 604). При Навуходоносоре II (604 - 562) город достиг наивысш. расцвета. В 538 В. захват. перс. войска Кира. В 331 В. овладел Александр Македонский. В 312 В. перешел к одному из полководцев Алек-сандра Македонского Селевку, к-рый переселил б. ч. жителей В. в свою столицу Селевкию, построен. близ В. С этого времени В. теряет первенств. значение и ко 2 в. н.э. окончат. сходит с ист. арены. План города представлял собой вытянутый прямоугольник; через центр В. протекал Евфрат. Весь В. был опоясан 3 рядами стен со сторожев. башнями и 8 воротами, носившими имена богов. К воротам от центра вели 8 широких улиц, предназнач. для празднич. религ. шествий. Наиболее важная процессуал. улица, вымощ., кам. плитами и окаймлен. стенами, проходила через ворота Иштар, облицов., как и стены, цветными изразцами и вела к гл. святилищу В. - храму Эсагилы («Дом поднятия головы»), недалеко от к-рого находилась «Вавилонская башня» - зиккурат Этеменанки («Храм - связь неба и земли»). Севернее был расположен роскошный дворец Навуходоносора II; в сев.-вост. части дворца на его сводах находились «висячие сады».

ВАВИЛОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАВИЛОНИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

ВАВИЛОНИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Вавилония (2316-539 до н. э.)

Династия Аккаде (2316 - ?)

Саргон Древний (Шаррумкен) 2316 - 2261

Римуш 2260 - ?

Маништусу ? - 2237

Нарам-Суэн 2236 - 2200

Шаркалишарри 2200 - 2176

4 претендента, в т.ч. Элулу(меш)

Дуду

Шу-Туруль

Кутии (? - 2109)

Энридавазир ? - ок. 2200

Еще два правителя

Сарлагаб

Ярлаган I и еще 12 правителей

Ярлаган II 2123 - 2117(?)

Сиум 2116 - 2110(?)

Тирикан 2109

II династия Лагаша (ок. 2136 - ок.2104)

Ур-Баба ок. 2136 - ?

Гудеа ? - ок. 2123

Ур-Нин-Нгирсу 2117

Пиригме

Урнгар ? - ок. 2113/2107

Наммахани ? - ок. 2109/2104

IV династия Урука

5 царей ок. 2150 - 2120

V династия Урука

Утухенгаль ок. 2116/2111 - 2109/2104

III династия Ура (царство Шумера и Аккада) (ок. 2112 - 1997)

Ур-Намму ок. 2112? - 2094

Шульги 2093 - 2046

Амар-Зуэн (Бур-Суэн I) 2045 - 2037

Шу-Суэн 2036 - 2028

Ибби-Суэн 2027 - 2003

Оккупация Ура эламитянами 2003 - 1997

I династия Иссина (2017 - 1985)

Ишби-Эрра 2017 - 1985

Шуилишу 1984 - 1975

Иддин-Даган 1974 - 1954

Ишме-Даган 1953 - 1935

Липит-Иштар 1934 - 1924

Ур-Нинурта 1923 - 1896

Бур-Син (Бур-Суэн II) 1895 - 1874

Липит-Эллиль 1873 - 1869

Эрра-имитти 1868 - 1861

Эллиль-бани 1860 - 1837

Замбия 1836 - 1834

Итерпиша 1833 - 1831

Урдулькуга 1830 - 1828

Син-магир 1827 - 1817

Дамикилишу 1816 - 1794

Амореи юга (династия Ларсы) (2025 - 1763)

Напланум 2025 - 2005

Эмициум 2004 - 1977

Самиум 1976 - 1942

Забайя 1941 - 1933

Гунгунум 1932 - 1906

Абисарихи 1905 - 1895

Сумуэль 1894 - 1866

Нур-Адад 1865 - 1850

Син-идиннам 1849 - 1843

Син-эрибам 1842 - 1841

Син-икишам 1840 - 1836

Цилли-Адад 1835

Варад-Син 1834 - 1823

Рим-Син 1822 - 1763

I Вавилонская династия (1894 - 1595)

Сумуабум 1894 - 1881

Сумула-Эль 1880 - 1845

Сабиум 1844 - 1831

Апиль-Син 1830 - 1813

Син-мубаллит 1812 - 1793

Хаммурапи 1792 - 1750

Самсу-илуна 1749 - 1712

Абиешу 1711 - 1684

Амми-дитана 1683 - 1647

Амми-цадука 1646 - 1626

Самсу-дитана 1625 - 1595

Касситская династия (ок. 1742 - 1155?)

Гандаш ок. 1742

7 или 8 царей, даты правления к-рых неизвестны

Агум II ок. 1595 - 1571

Бурна-Бураш I ок. 1510

Каштилиаш II/III

Улам-Бураш ок. 1450

Агум III

Караиндаш I ок. 1415

Кадашман-Харбе I

Куригальзу I

Кадашман-Эллиль нач. ХIУ в.

Бурна-Бураш II 1363 - 1335

Каракиндаш (Караиндаш II)

Назибугаш (?)

Куригальзу II 1333 - 1312

Назимарутташ 1311 - 1286

Кадашман-Тургу 1285 - 1268

Кадашман-Эллиль II 1267 - 1253

Кудур-Эллиль 1252 - 1243

Шагаракти-Шуриаш 1242 - 1231

Каштилиаш III/IV 1230 - 1223

Эллиль-надин-шуми

Кадашман-Харбе II

Адад-шум-иддин

Адад-шум-уцур ок. 1187

Мели-Шиху 1186 - 1172

Мардук-апла-иддин I 1171 - 1158

Забаба-шум-иддин ок. 1158

Эллиль-надин-аххе ? - 1155?

I династия Приморья (ок. 1722 - ок. 1460)

Илиман ок. 1722

Иттиилиниби

Даиикилишу

Ишкибаль

Шушши

Гулькишар ок. 1594

Пешгальдарамаш

Адаракаламма

Акуруланна

Меламкуркурра

Эйягамиль ок. 1460

II династия Иссина (ок. 1150 - 1027)

Мардук-кабит-аххешу ок. 1150

Итти-Мардук-балати до 1133

Нинурта-надин-шуми 1132 - 1127

Навуходоносор (Набу-кудурри - уцур) I 1126 - 1105

Эллиль-надин-апли 1104 - 1101

Мардук-надин-аххе 1100 - 1083

Мардук-шапик-зери 1082 - 1070

Адад-апла-иддин 1069 - 1048

Мардук-аххе-эриба 1047

Мардук-зер-... 1046 - 1036

Набу-шуму-либур 1034 - 1027

II династия Приморья (1026 - 1006)

Династия Бази (1004 - 986)

Эламская династия (985 - 980)

Династия Э (979 - 732)

Набу-мукин-апли 979 - 944

Нинурта-кудурри-уцур 944?

Мар-бити-аххе-иддин 943?

Шамаш-мудаммик ок. 905

Набу-шум-укин I ок. 895

Нибу-апла-иддин ок. 870

Мардук-закир-шуми I ок. 854 - 819

Мардук-балассу-икби ок. 818 - 813

Баба-ах-иддин 812

5 неизвестных царей

Нинурта-апла-...

Мардук-бел-зери

Мардук-апла-уцур

Эриба-Мардук ок. 770

Набу-шум-ишкун до 748

Набонасар (Набу-нацир) 747 - 734

Набу-надир-зери 733 - 732

Набу-шум-укин II 732

IХ Вавилонская династия (731 - 627)

Набу-мукин-зери 731 - 729

Пулу (ассир. царь Тиглатпаласар III) 728 - 727

Улулай (ассир. царь Салманасар V) 726 - 722

Мардук-апла-иддин II 721 - 710

Саргон II (ассирийский) 709 - 705

Синаххериб (ассирийский) 704 - 703

Мардук-закир-шуми II 703

Мардук-апла-иддин II 703

Бел-ибни 702 - 700

Ашшур-надин-шуми 699 - 694

Нергал-ушезиб 693

Мушезиб-Мардук 692 - 689

Синаххериб (ассирийский) 688 - 681

Асархаддон (ассирийский) 680 - 669

Шамаш-шум-укин 667 - 648

Кандалану 647 - 627

Нововавилонская династия (626 - 539)

Набопаласар 23 ноября 626 - 15 августа 605

Навуходоносор II 605 - 562 (ум. в первые дни октября)

Амель-Мардук 562 - 550 (ум. между 7 и 13 августа)

Нериглиссар 560 - 556

Лабаши-Мардук 556 - май 556

Набонид май 556 - 29 октября 539

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ НАУКА И ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - свящ. башня (зиккурат) в честь бога-покровит. Вавилона Мардука, вавилонцы назыв. его Этеменанки. История стр-ва В. б. относится ко 2-ому тыс. до н.э., окончат. вид она приняла в 6 в. до н.э. Греки считали В. б. одним из чудес света. Башня представ-ляла собой массивное кирпич. сооруж. семи ступеней (дл. стен - 92 м, высота - 91 м); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, наход. маленькое святилище, в к-ром будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес начавшую разрушаться В. б., т.к. планировал построить вместо нее гл. святилище империи.

ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО

ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО - под этим назв. обычно понимается иск-во не только времени господства г. Вавилона (нач. 2-го тыс. до н.э.), но и предшеств. периода (4 - 3-е тыс. до н.э.), когда древнейш. культурн. очагами на юге Месопотамии были шумеро-аккад. госуд.

Древнейшие дошедшие до нас памятники иск-ва юга Месопотамии восходят к нач. 4-го тыс. до н.э. (глиняные статуэт-ки, расписные сосуды); подъем иск-ва начин. в кон. 4-го тыс. до н. э. (культура «Джемдет-Наср»). В иск-ве Шумера ведущую роль играла архитектура. Основной строит. материал - сырцовый, реже обожен. кирпич. Здания возводились на иск-венной насыпи в целях изолирования их от влажной почвы. Это стало хар-рным строит. приемом и для архитектуры Передней Азии последующ. времени.

Покрытия - чаще плоские, однако употреблялся и свод. Здания обычно имели прямоугол. план. Основной частью жилища в Шумере был открытый внутр. двор, вокруг к-рого группиров. закрытые помещения. Такая планировка лежала в основе почти всех сооруж. юга Месопотамии.

Образцом монументал. зодчества Шумера периода становл. рабовлад. строя может служить храм в Эль-Обейде, посвящ. богине плодородия Нинхурсаг. В архитектуре храма были использов. колонны, инкрустиров. цветным камнем и перламутром. Стены террасы и святилища были расчленены вертикал. прямоугол. выступами. В оформл. здания, кроме инкрустации стен, были использованы дерев., покрытая чеканными медными листами, скульптура (статуи быков, рельефы) и мозаич. фризы из перламутра и шифера (сцены дойки коров, изготовл. масла и др.). Мозаика, заменявшая в иск-ве Шумера живопись, и скульптура из меди органич. сочетались с архитектурой храма. Терр. храма была отделена от города мощной, овальной в плане, стеной. Дворцы также защищались крепостн. стенами от внеш. врагов и от города (дворец в Кише).

В ранний период шумерск. иск-ва (кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н.э.) была распростр. мелкая культовая скульптура гл. обр. из камня и бронзы. В отличавш. условностью и тяжеловесностью произв. скульптуры Шумера, вероятно, подчерк. этнич. черты: преобладали приземистые фигуры и лица с хар-рными, резко очерч. носами и большими глазами. В скульптуре сев. части страны преобладали более вытянутые пропорции (статуи из Тель-Асмара). Лучшим образцом иск-ва Шумера сер. 3-го тыс. до н.э. явл. победная стела правителя г. Лагаша Эаннатума, т.н. «Стела коршунов». Изображ. стелы отлич. отсутствием единой композиции (отдельные, часто разновремен. эпизоды развертываются в горизонтал. линиях «ярусов» и почти «читаются», как текст). Фигуры бога или царя выделяются большим масштабом. Фигуры в рельефе статичны; обычно голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи трактованы в фас.

Большое значение в иск-ве Шумера имело худож. ремесло, достигшее высокого уровня развития, в частн. в золотых изделиях, о чем свидет. погребал. инвентарь так назыв. царских гробниц (Ур, первая пол. 3-го тыс. до н.э.): золотой шлем царя Мескаламдуга тончайшей работы, золотая диадема царицы Шубад и отличающ. большой живостью исполнения голова быка (золото и лазурит), вероятно, украшавшая арфу.

Из памятников иск-ва мо-заики лучшими явл. две дерев. пластинки, получившие услов. назв. «штандарта». Они инкрустированы лазуритом (фон) и кусочками раковин (фигуры). В линейной композиции из яруса в ярус здесь повеств. о битвах и триумфе победителей. Типич. для иск-ва Шумера тематика изображ. связана с прославл. воен. деятельности правителей мелких разрозн. госуд. Вавилонии, беспрерывно воевавших между собой за захват плодородных, орошаемых земель и установл. политич. гегемонии.

От времени объед. страны под властью династии Аккада (24 - 23 вв. до н.э.) сохран. лишь немногочисл. памятники. Это время было ознаменов. ожесточ. борьбой за единство госуд., по-видимому, всколыхнувшей широкие нар. массы. Иск-во аккад. периода отлич. стремлением к более правдивой передаче явлений реальн. мира. Лучшим произв. иск-ва Аккада, отмеч. чертами яркого своеобразия, явл. победная стела царя Нарамсина, повеств. о победе над горными жителями. Новым и основным стилевым отличием данной стелы явл. единство и ясность композиции. Удачно использовав прием диагонал. построения, художник показыв. восхожд. войска на гору. В изображ. вводится пейзаж. Особенно хороша трактовка человеч. фигур, отличающ. удлинен. пропорциями, в частн. фигуры Нарамсина: короткая туника оставляет обнажен. свободно переданное мускулистое тело. К числу лучших произв. этого периода относится медная голова, найден. в Ниневии, отличающ. острой выразительн. и свидет. о стремлении художника к индивидуализации образа.

В 23 - 22 вв. до н.э. шумеро-аккад. госуд. подверглись завоев. горными народами гутиями. Однако в г. Лагаше, сумевшем сохран. крупное политич. значение, продолжалось развитие шумеро-аккад. иск-ва. Правитель г. Лагаша - Гудеа прославился как строитель, о чем, в частн., свидет. памятники письменности, а также статуя Гудеа, изображ. его с планом дворца или города на коленях. От этого времени, наряду с мелкой пластикой, дошли и произв. монументал. скульптуры. Лучшие из них изображ. Гудеа.

Большинство статуй было посвящ. божеству и установл. в храмах, где им поклонялись наравне с богами; этим в значит. мере объясн. известная условность и статичность данных произв. Статуи Гудеа хар-ризуются индивидуализацией образа, пластичностью передачи формы и мастерством обработки камня.

Традиции иск-ва времени Гудеа получили свое дальнейшее развитие в иск-ве времени III династии Ура (22 - 21 вв. до н.э.). Однако наиболее многочисл. памятники этого пе-риода, цилиндры-печати, показыв., как в связи с оформле-нием деспотич. монархии и созданием строгой бюрократич. иерархии вырабатыв. общеобязат. худож. канон. В стандарт. композициях повторяется один и тот же мотив - поклонение божеству. Облик шумерск. города периода развития рабовлад. деспотии раскрыли раскопки Ура, бывшего в кон. 3-го тыс. до н.э. густо заселен. столицей госуд. Его центр занимала крепость, где были сосредоточ. дворец, гл. храмы, офиц. здания; вокруг располагался сам город, защищен. стенами и валом. Особо интересен доминировавший над городом зиккурат в Уре - башнеобраз. строение, лишенное внутр. помещений и явл. в представл. шумерийцев жилищем божества. Он имел прямоугол. план и состоял из четырех последоват. уменьшающ., окрашен. в черный, красный, белый цвета башен, возвышавш. одна над другой. Верхняя, облицован. голубым глазурован. кирпичом, явл. святилищем и, возможно, обсерваторией.

2-е тыс. до н.э. знаменуется возвышением г. Вавилона. Среди памятников иск-ва, сохранивш. от этого времени, наиболее значит. явл. рельеф, венчающий столб со сводом законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э.), изображ. царя в молитвен. позе перед сидящим богом солнца и правосудия - Шамашем. Этот памятник, связ. с традициями иск-ва времени III династии Ура, отличается торжествен. и каноничн. композиции. Единств. сохран. памятником вавилонской стенной живописи явл. росписи этого времени из дворца в Мари с изображ. сбора фиников и т.д.

С сер. 18 в. до н.э. Вавилония завоев. касситами. Наиболее хар-рными памятниками иск-ва этого периода явл. релье-фы, нанесен. на межевых камнях - кудурру.

Новый подъем иск-ва Вавилона наступает лишь в 7 в. до н.э., когда восстанавл. его независим. и он снова становится центром обширн. госуд. (Ново-Вавилонское царство).

Своим богатством и размерами Вавилон превосходил все предшествов. ему столицы Передней Азии. Расцвет строит. деятельности относится ко времени Навуходоносора II (604 - 561 до н.э.). В результате раскопок был выяснен план города с прямыми дорогами процессий, пересекающ. беспорядоч. застройку жилых кварталов, были открыты тройные стены города с остатками башен и крепост. рвов, три дворца Навуходоносора, часть внутр. стен к-рых была облицована глазуров. кирпичом с цветным растит. узором по синему фону, а также остатки сооруж. (своды подвал. этажа) для знаменитых «висячих садов». Был открыт гл. храм Вавилона - «Эсагила» и его прославл. зиккурат «Этеменанки», состоявший из 7 башен-ярусов, самый знаменитый зиккурат древности, заново постр. в нач. 7 в. до н.э. ассир. зодчим Арадаххешу. Были обнаружены также т.н. Ворота Иштар, через к-рые религ. процессии попадали в город, и стены, окаймлявшие «свящ. дорогу» процессий, - одну из гл. улиц города. Стены были облицованы яркими глазуров. кирпичами и украшены рельефными изображ. львов, диких быков и фантастич. существ (желтые и белые изображ. на голубом фоне). Это иск-во оформл. зданий глазуров. кирпичами, сочетающее монументал. и декоратив. начала, оказало большое воздействие на более позднее вост. иск-во.

Значит. отраслью В. и. явл. резные цилиндры-печати - знаки собственности, игравшие также роль амулетов и талисманов. Это обусловило в основном религ.-миф. тематику их изображ. Излюбл. материалом были гематит, сердолик, халцедон и др. полудрагоц. камни. Изображ. на печатях стилистич. близки к памятникам монументал. иск-ва и иногда превосходят их по совершенству исполн.

Достигшие высок. уровня произв. худож. ремесла и, в частн., ткацк. произ-ва продолжали пользов. широкой известностью и после потери Вавилоном самостоят.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ - библейское сказание, согл. к-рому древ. люди после потопа пытались построить башню «вышиною до небес», но разгнев. божест-во смешало их языки так, что они перестали понимать друг друга, и рассеяло их по всей земле. Это библейское сказание явл. переработкой более древ. вавилонск. мифа.

ВАГРИЯ

ВАГРИЯ - историч. назв. обл., располож. между Балтийским м. и рр. Травной и Свентиной и о-вом Фемарн. В. была населена славян. племенем вагров.

ВАГРЫ

ВАГРЫ - древ. славян. племя, с давних пор населявшее обл. т.н. Вагрии. В. занимались по преимуществу земледелием, рыболовством и мор. торговлей. Гл. их городами были Старград и Плен.

ВАДЖРА

ВАДЖРА - в вед. и индуист. миф. оружие Индры (реже - Рудры, Марутов, Манью). Ср. эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит («носящий В.») и т.п. В. была выкована для Индры Тваштаром; по «Ригведе» это сделал певец Ушана. В. лежала в океане, в водах, ее место - ниже солнца (в руках Индры В. как солнце в небе). Она - медная, золотая, железная, как из камня или скалы; отмечается, что у В. четыре или сто углов, тысяча зубцов; иногда она в виде диска, позже - крестообразная. В будд. миф. В. - символ прочности и неуничтожимости. Занимает централ. место в символике ваджраяны (назв. этого теч. в буддизме - от В.), где В. изображ. как особым обр. оформл. скипетр. В. - атрибут мн. будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка к-рого напомин. конец В. В Тибете В. известна под назв. «дордже».

ВАДЖРАНГА

ВАДЖРАНГА - в индуист. миф. знаменитый подвижник и воитель против Индры.

ВАДЖРАПАНИ

ВАДЖРАПАНИ - бодхисатва в будд. миф. махаяны и ваджраяны.

ВАДЖРАСАТВА

ВАДЖРАСАТВА - будда в будд. миф. ваджраяны. Иногда В. сопоставл. с Ваджрадхарой, но обычно его считают первой эманацией ади-будды.

ВАДЖРАХАРА

ВАДЖРАХАРА - в будд. миф. ваджраяны будда. В. символизир. недвойств. и необусловл. основу просветления. В традиции мн. будд. школ (особенно Тибета) В. отожд. с ади-буддой. Его изображ. (одного или вместе с праджней) сидящим в традиц. позе будд, его руки скрещены на груди (в правой руке он держит ваджру, в левой - колокольчик), его цвет - синий.

ВАДИМОНСКОЕ ОЗЕРО

ВАДИМОНСКОЕ ОЗЕРО - небольшое озеро в Др. Италии, в юж. части Этрурии, близ к-рого в 283 до н.э. на р. Тибр рим. легионы (консулы Публий Корнелий Долабелла и Гней Домиций) нанесли пораж. этрусско-галльскому войску, после чего приступили к завоеванию греч. городов в юж. части Апеннинского п-ова и покорению италийских племен.

ВАДИ-ХАММАМАТ

ВАДИ-ХАММАМАТ - высохшее в древности русло, прав. приток Нила, кратчайший и наиболее удобный путь, связывавший р-н Фив с Красным м., когда там еще протекала река. В эпоху расцвета Др. Египта через В.-Х. шли экспедиции в Пунт, проходили караваны с золотом, медью, оловом и камнем, добывавш. в р-не В.-Х. На скалах вади сохран. многочисл. др.-егип. надписи.

ВАЗЫ

ВАЗЫ - сосуды из обожж. глины, изготовлявш. в больших кол-вах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятител. и погребал. сосуды. В., к-рые первонач. изготовл. вручную, а впослед. - на гончарном круге (следует отличать от В., производивш. с использов. формовоч. штампов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. - рельефная керамика (напр., мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различ. неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 - 8 вв. до н.э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующ. (ковровому) стилю 7 в. свойств. контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее антич. варианте на красный фон наносились черные фигуры.

Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображ. Менее чем через столетие появл. краснофигурная техника, при к-рой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображ. в естеств. цвете обожж. глины.

Изображ., т.о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различ. толщины лака (или жидк. фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановл., реоксидация). Наряду с применявш. на аттич. и нижнеитал. В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н.э. краснофигурной техникой в 5 в. появл. белофонная роспись, гл. обр. на лекифах.

Чернофигурная техника пережила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н.э. Типы В.: для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, лекиф, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и др. В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадл. аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соотв. с его прево-сходством в экономич. и политич. обл. (протокоринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н.э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торг. сношений. В это же время возрастает произ-во халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появл. раннеитал. вазопись, вытесн. в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающ. оригинал. изображ. флиаковскими В. Свидет. вторич. расцвета аттич. мастерских в 4 в. явл. пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в греко-вост. ареале т.н. керамика зап. склона (зап. части афинск. Акро-поля), а на италийском З. - керамика из Гиафии.

ВАЙРОЧАНА

ВАЙРОЧАНА - в будд. миф. махаяны и ваджраяны один из будд. Культ В. возник, по-видимому, в сер. 1 тыс. н.э. В «Гандавьюха-сутре» В. изображ. сияющим, как солнце, свет к-рого проникает во все уголки в бесконеч. пространстве.

ВАЙТАРАНИ

ВАЙТАРАНИ - в индуист. миф. река, протекающая в царстве бога смерти, по др. описаниям, разделяющая мир живых и мир мертвых. Пураны описыв. ее как бурный и зловон. поток, полный крови, костей, волос и разной нечести. Преодолеть ее человек может, только держась за хвост коровы, к-рую он при жизни подарил брахману. Купание в В. - одно из мучений для грешников в царстве Ямы.

ВАЙШИИ

ВАЙШИИ - члены одной из 4 варн в Др. и Ср.-век. Индии. К В. относились свободные полноправные общинники: земледельцы, скотоводы, а также ремесленники и торговцы городов и деревень. В., как и стоявшие выше их брахманы и кшатрии, считались варной «дважды рожденных» и противостояли шудрам; но практич. уже в Др. Индии разница между ними, как податными сословиями, начала стираться.

ВАЙЮ

ВАЙЮ - в иран. миф. божество ветра. Представл. о В. восходит к эпохе индо-иран. общности.

ВАКАТАКА

ВАКАТАКА - династия, правившая в 3 - нач. 6 вв. в Индии на терр. нынешнего шт. Мадхья-Прадеш и части Бунделк-ханда. Основателем династии был Виндхьяшакти из брахманского рода. С возвышением Гуптов В. сошли до положения их вассалов. Упадок Гуптов позволил В. восстановить свою независимость. В кон. 5 - нач. 6 вв. в правл. Харишены В. владели почти всей сев. частью Декана и были достаточно сильными, чтобы отразить набеги гуннов-эфталитов. После Харишены держава В. быстро распалась.

ВАКХ

ВАКХ - под именем В., или Бахуса, в Др. Риме почит. Дионис - греч. бог плодородия, виноградарства и виноделия. Культ В. в основе - аграрный. В. олицетв. природу, умирающую осенью и воскресающую весной. Почит. В. получило особое распростр. в Италии в связи с развитием виноградарства и окончат. сложилось под влиянием греков - колонистов Юж. Италии. В 496 до н.э. В., Деметре и Персефоне в Риме был выстроен храм. В. не вошел в офиц. рим. пантеон, почитание его носило частный хар-р. В Риме существовал ряд религ. обществ - почитателей В. Культ В. был связан с религ. обрядами, носивш. оргиастич. хар-р.

ВАКХАНАЛИИ

ВАКХАНАЛИИ - религ. празднества, связ. с культом др.-рим. бога Вакха (греч. Диониса). Первонач. это были земледельч. празднества: в Др. Риме - либералии, справлявш. ежегодно в марте, в Др. Греции - праздники в честь Диониса, приурочивавш. к различ. периодам виноделия. В. устраив. обычно по ночам, при свете факелов, за городом, по долинам и склонам гор; в них участв. гл. обр. женщины, приводившие себя вином или др. возбужд. средствами в состояние неистовства; участницы В. назыв. вакханками или менадами.

ВАКХИЛИД

ВАКХИЛИД (505 в Иулиде на о. Кеос - ок. 450 до н.э.) - греч. поэт. Предположит. В. жил одно время вместе со своим дядей Симонидом и поэтом Пиндаром при дворе Гиерона в Сиракузах и, возможно, как изгнанник в Пелопоннесе. В. писал заказные эпиникии, песни в честь победителей всегреч. спорт. соревн. (напр., в ознаменов. побед Гиерона на состязаниях колесниц в 476 и 468), а также дифирамбы на мифич. мотивы.

ВАКЫДИ

ВАКЫДИ (аль-Вакиди), Абу Абдаллах Мухаммед ибн-Омар (747 - 823) - араб. историк. Торговец зерном, затем кади (религ. судья). В. написал 28 соч., преимуществ. по истории. Из них до наших дней дошла «Книга походов», содержащая описание походов и сражений Мухаммеда (7 в.). Др. соч. В. - «Завоевание Сирии» - дошло только в переработ. виде - в форме историч. романа, напис. в период крестовых походов.

ВАЛА

ВАЛА - в вед. миф. имя демона, скрывающ. в пещере коров, похищен. Пани, и назв. самой пещеры.

ВАЛААМ

ВАЛААМ - Билеам - в иуд. преданиях иноплеменый маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языч.» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии, или Мадиама.

ВАЛААМОВА ОСЛИЦА

ВАЛААМОВА ОСЛИЦА - в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога.

ВАЛАБХИ

ВАЛАБХИ - феод. госуд. на Катхиаварском п-ове (Индия) в 5 - 8 вв. со столицей в г. Валабхи (Вала), славивш. как центр будд. и джайнского образования. Было уничтожено, по-видимому, арабами в 3-й четв. 8 в.

ВАЛАКХИЛЬИ

ВАЛАКХИЛЬИ - в др.-инд. миф. мудрые карлики (число их - 60 000); классифицир. как одна из групп низших божеств и иногда включ. в класс сиддхов.

ВАЛАФРИД СТРАБОН

ВАЛАФРИД СТРАБОН (ок. 808 - 849) - ср.-век. лат. поэт и богослов, ученик Рабана Мавра. В 829 - 838 находился при императорском дворе в Ахене, с 838 - аббат Рейхенау. Помимо богослов. и светских прозаич. соч. перу В. С. принадлежат многочис. и соверш. с точки зрения формы стихотв., носящие на себе, несмотря на следование антич. образцам, печать яркой индивидуал. Среди поэтич. произв. В. С. - агиографич. поэмы, духовная лирика, стихотв. на случай и придворные стихи. Примером творч. В. С. могут служить «Видение Веттина» и «О возделывании садов», где поэтич. описан сад Рейхенауск. монастыря. В. С. счит. крупнейшим поэтом Каролингск. Возрождения.

ВАЛГАЛЛА

ВАЛГАЛЛА - в сканд. миф. дворец бога Одина, куда после смерти переносятся души павших в бою героев.

ВАЛЕНСИЯ

ВАЛЕНСИЯ - город в Испании, адм. центр одноимен. провинции. Основание В. относится ко 2 в. до н.э. Во время восстания Сертория (1 в. до н.э.) В. стала одним из гл. центров сопротивл. рим. владыч. и была разрушена легионами Помпея в 75; вскоре была восстановл. В 5 - нач. 8 вв. н.э. В. входила в состав королевства вестготов.

ВАЛЕНТ

ВАЛЕНТ - Флавий (328 - 9.08.378) - император Вост. Рим. империи (с 364). Брат Валентиниана I. В 376 разрешил вестготам поселиться в Мезии. Но продажность и злоупо-требл. рим. чиновников вызв. восстание вестготов. В. выступил против них и в сраж. при Адрианополе 9 авг. 378 был разбит и погиб.

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН - основат. одной из наиболее извест. гностич. школ в Риме. Время его деятельн. приходится на 135 - 158. Соч. В. сохран. лишь во фрагментах; из коптско-гностич. б-ки в Наг-Хаммади дошли труды его школы; в частн. Евангелие Истины и Евангелие Филиппа.

ВАЛЕНТИНИАН

ВАЛЕНТИНИАН - Флавий - имя трех зап.-рим. императоров:

1. Валентиниан I - император 364 - 375; назначил своим соправит. брата Валента. Вел оборонит. войны с вторгнувш. племенами (квадами, алеманнами). Подавлял восстания рабов в Сев. Африке.

2. Валентиниан II, сын В. I, - император 375 - 392, соправитель Феодосия I.

3. Валентиниан III, внук В. I - император 425 - 455. Находясь у власти в период распада Зап. Рим. империи (развитие госуд. вестготов, возникновение госуд. вандалов в Африке, вторж. гуннов в Галлию в Верх. Италию), с помощью крупных полководцев и политиков (Аэций, Литорий) боролся, но безуспешно, за укрепл. империи.

ВАЛЕРИАН

ВАЛЕРИАН (ок. 193 - после 260) - рим. император с сентября 253 по осень 259. Происходил из итал. сенаторской фамилии. В Греции своими войсками был провозгл. императором. Соправит. сделал своего сына Галлиена. Во время их совмест. правл. кризис 3 в. достиг высшей точки. Так как под угрозой нападения находились все границы Империи, В. поручил в 254 своему сыну защиту рейнско-дунайской границы, а сам отправился в вост. пров., где с 257 почти безуспешно пытался отражать нападения персов на Каппадокию и Сирию. Инфляция, узурпация власти в пров. и гонения на христиан в 257 - 258 увелич. всеобщую анархию. В. потерпел пораж. от перс. царя Шапура I при Эдессе, попал в плен и умер в темнице.

ВАЛЕРИИ

ВАЛЕРИИ - старин. др.-рим. патриц. род, очевидно сабинского происхожд. Наиболее известны следующие его представители:

1. Легендар. Валерий Попликола, согл. пре-данию, в 510 - 509 до н.э. вместе с Луцием Юнием Брутом был консулом.

2. Валерий Анциат (1 в. до н.э.), представи-тель т.н. младшей анналистики. Его большая ист. работа («Анналы»), отличавш. риторич. прикрасами и преувелич., сохран. лишь в ничтожных отрывках.

3. Луций Валерий Флакк (старший), консул в 100 до н.э. и интеррекс (сенатор, избиравш. для управл. республикой в период между консульствами) в 82 до н.э. В кач-ве последнего провел закон о верхов. власти и назначил Суллу диктатором на неопредел. время.

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (1 в. н.э.) - рим. писатель, составитель сб. поучит. ист. примеров для риторич. целей: «О замечат. деяниях и изречениях» (полон лести Тиберию и Августу); опубл. ок. 31, после падения Сеяна. Источ. В. М. служили Цицерон, Тит Ливий, Саллюстий, Варрон, Трог Помпей и др. Сб. В. М. ценен фактич. материалом, почерпнутым из несохран. источ.

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК - Гай - рим. поэт кон. 1 в. н.э., автор незаконч. патетич.-декламац. поэмы «Аргонавтика», по-свящ. имп. Веспасиану.

ВАЛИ

ВАЛИ - в сканд. миф. сын Одина и Ринд (пасынок Фригг); ребенок-мститель, к-рый в возрасте одного дня отомстил Хеду за убийство Бальдра. После гибели мира и богов В. вместе с др. представит. «младшего поколения» богов будет жить в обновл. мире.

ВАЛТАСАР

ВАЛТАСАР - в иуд. и христ. представл. - последний вавилонский царь. По преданию в ночь взятия Вавилона персами устроил пир («валтасаров пир»). В разгар пира таинств. рука начертала на стене непонят. слова. Вавилонские мудрецы не сумели прочесть и истолков. их. Только призв. по совету царицы иуд. мудрец Даниил прочитал надпись, гласившую: «МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПРАСИН», объяснил знач. этих слов и дал толкование, предсказав гибель В. и раздел вавилонск. царства между персами и мидянами; предсказание сбылось. В. - историч. лицо, сын и соправит. последн. нововавилонск. царя Набонида (сына Навуходоносора), убитый вскоре после вступл. персов в Вавилонию; титул царя не носил, хотя располагал фактич. его полномочиями. Вавилонское имя, данное Даниилу в вавилонском плену - имя одного из трех волхвов.

ВАЛЫ РИМСКИЕ

ВАЛЫ РИМСКИЕ - системы оборонит. сооруж. у гос. границ Др. Рима, создававш. в 1 - 2 вв. по опыту укрепления лагерей рим. войск. В. р. состояли из земл. насыпи (вала) или каменной стены, рва и дозорных башен. На охране В. р. одноврем. было занято до 15 - 25 т.ч. Одной из ранних систем В. р. был Траянов вал (все В. р. наз. по именам рим. императоров, при к-рых строились) - линия укреплений между Карпатами и Черным м. на терр. нынешних Украины, Молдавии и Румынии. Остатки самой мощной линии Траянова вала, тянущ. от Дуная на 60 км, сохран. на терр. Румынии. Сохран. также остатки Адрианова вала, воздвигн. в 122 для защиты рим. провинции Британии между заливом Солуэй-Ферт и устьем р. Тайн (Карлайл-Ньюкасл), и Антонинов вал на перешейке между Ферт-оф-Клайд и Ферт-оф-Форт (к С. от Адрианова вала), в дальнейшем развитии - Северов вал. В. р. в Германии начинался между Кобленцом и Бонном на прав. берегу Рейна, у Франкфурта пересекал Майн и тянулся до Дуная. Верхнегерм. вал длиной 368 км тянулся от Тауна, Фридберга к р. Майну, затем до Верта и далее на Неккар, Лорх. Ретийский вал дл. 174 км тянулся от Лорха до Дуная выше Регенсбурга.

ВАЛЬДЕМАРОВ ВАЛ

ВАЛЬДЕМАРОВ ВАЛ - земляное укрепл. длиной в 17 км, между рр. Шлей и Трене в Дании, в совр. земле Шлезвиг-Гольштейн (Германия). В. в. построен в 9 в. дат. королем Годфредом для обороны против герм. феодалов.

ВАЛЬКИРИИ

ВАЛЬКИРИИ - в сканд. миф. воинств. девы, подчинен. Одину и участв. в распредел. побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им - подносят питье, следят за посудой и чашами. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень В. (повторен. «Младшей Эддой»); нек-рые их имена расшифровыв. (Хильд - «битва», Херфьетур - «путы войска», Хлекк - «шум битвы», Труд - «сила», Христ - «потрясающая», Мист - «туманная»), другие - Скеггьельд, Скегуль, Гель (Гейр), Гейрахед (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв - точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с нормами, определяющ. судьбу всех людей при рожд., составл. категорию низших жен. божеств - дис.

ВАЛЬМИКИ

ВАЛЬМИКИ - др.-инд. поэт, считающ. автором первой редакции эпич. поэмы «Рамаяна». По сложивш. традиции в нем видят историч. личность, современника царя Рамы, героя поэмы. В культе индуизма он иногда обожествл. наравне с Рамой.

ВАЛЬТАРИЙ

ВАЛЬТАРИЙ - лат. героич. эпос, напис. гекзаметрами (1456 стихов) и повествующий о бегстве Вальтера Аквитанского от двора короля гуннов Этцеля и битве Вальтера с королем бургундов Гундахаром и его рыцарями близ Васгенштейна. Признан. ранее авторство Эккехарда I ныне оспарив. Поэма написана в 9 в. человеком, близким ко двору Каролингов. Автор мастерски переработал др.-герм. сказание в христ. духе. В поэме несомн. влияние антич. эпиков (Вергилия, Стация и Пруденция).

ВАЛЬХАЛА

ВАЛЬХАЛА - вальгалла, валгалла - в сканд. миф. находящ. на небе, принадл. Одину жилище эйнхериев - павших в бою храбрых воинов, к-рые там пируют, пьют неиссяк. медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссяк. мясо вепря Сэхримнира (его варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир). Вместо огня В. освещ. блестящ. мечами.

ВАН

ВАН - 1. древ. кит. термин, обозначавший правителя страны. Встреч. уже в иньских надписях на костях животных и панцирях черепах в значении царя, правителя госуд. Инь (16 - 11 вв. до н.э.).

2. фамильное назв. основанной Ван Гоном династии корейских правителей в период госуд. Коре (918 - 1392).

3. столица древнейш. в Закавказье госуд. Урарту. В. известен с 9 - 8 вв. до н.э. под назв. Тушпа (назв. «Ван» относится к 4 в. до н.э.), явл. резиденцией первого историч. извест. царя Урарту - Лутинра. В 6 в. до н.э. В. находился под властью Персии, в 4 в. до н.э. входил в состав империи Александра Македонского. При армян. царе Тигране II (1 в. до н.э.) В. был торг.-ремесл. центром Армении. В 4 в. н.э. превращен Шапуром II в центр одной из провинций Сасанидской империи, в 8 в. завоеван арабами. Населенный преимуществ. армянами, В. был в 10 - 11 вв. резиденцией армян. династии Арцрунидов (до 1022).

ВАН ВЭЙ

ВАН ВЭЙ (699 - 759) - знамен. кит. художник, поэт, музыкант и каллиграф эпохи Тан. Род. в г. Тайюань, пров. Шаньси. Известен как создатель монохромной пейзажной живописи тушью.

ВАНГА

ВАНГА - древ. назв. дельты рр. Ганга и Брахмапутры. К кон. 1-го тыс. изменилось на Вангала.

ВАН ГОН

ВАН ГОН (877 - 943) - первый правитель (ван) (918 - 943) корейского госуд. Коре, основатель династии. Был вассалом Кун Е, правителя феод. госуд. Тхэбон (одного из феод. госуд. в Корее, сложивш. в 9 в. при упадке цент. власти госуд. Силла и росте феод. раздробленности страны). Усилился во время войн Тхэбона с соседним госуд. Хупэкчэ. В 918 сверг Кун Е и стал правителем госуд. Тхэбон, к-рое было переименовано в Коре. В 935 последний король Силлы уступил свою власть В. Г., в следующем году В. Г. разгромил Хупэкчэ и стал правителем всей Кореи.

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ - группа племен вост. германцев (осн. - силинги и асдинги). Первонач. обитали на Сканд. п-ове. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. переселились на юж. побережье Балтийского м. В 1 - 3 вв. н.э. занимали р-он Ср. и Верх. Одера и далее на Ю. вплоть до Дуная. Вступали во врем. союзы с др. герм. племенами, во 2 в. участв. в Маркоманнской войне с Римом. В 270 вместе с сарматами вторглись на терр. рим. Паннонии.

Потерпев пораж., заключ. мирный договор с империей, по к-рому обязыв. поставлять конницу для рим. вспомогат. войск. В 335 были поселены имп. Константином в Паннонии в кач-ве федератов. К этому времени у В. уже далеко зашел процесс разложения родоплем. отношений, выделилась зажиточ. родовая знать. Однако гос. организация только начиналась формироваться: функции короля не выходили за рамки воен. предводит. В 4 в. объед. с аланами. В нач. 5 в. В. и аланы под напором наступавших с Востока готов двинулись на З., прошли через Галлию и в 409 расселились в Испании. К 405 вестготы оттеснили их на Ю.

Пиренейского п-ова. Захвач. в Галлии и в Испании военнопл. В. превращали в рабов. Значит. ускорился процесс образования у В. классов и госуд. Укрепилась королев. власть, особенно при короле Гейзерихе (428 - 477); он признал арианство офиц. религией. В 429 В. переправились через Гибралтар и, воспользов. ослабл. власти рим. империи в этом р-не, захватили значит. часть рим. Африки (ее центр - Карфаген был захвачен в 439). В 442 между В. и Рим. империей был заключен мирный договор, по к-рому к В. отходили: Проконсульская провинция, Бизацена и Вост. Нумидия (терр. совр. Туниса и Вост. Алжира).

В 455 Гейзерих захватил остальную часть Нумидии, Мавретанию и Триполитанию. Королевство В. в Сев. Африке к сер. 5 в. превратилось в сильнейшее госуд. Средиземноморья. В. захватили Сицилию, в 455 разграбили Рим (отсюда выражение «вандализм»), в 468 разгромили большой флот, направл. против них Вост. Рим. империей. В 476 рим. имп. Зенон офиц. признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские о-ва. Король Хунирик (477 - 484) запретил ортодоксал. вероисповед. Однако по мере развития зем. аристократии В. происходит ее сближение с рим. знатью. При королях Гунтамунде (484 - 496) и Тразамунде (496 - 523) проводится политика религ. веротерпимости, мн. рим. аристократам были возвращены ранее конфисков. владения. Одноврем. росли противоречия между обогативш. знатью и рядовыми воинами, что привело в кон. 5 - нач. 6 вв. к значит. ослабл. вандальск. королевства. Берберские племена захватили у В. Мавретанию, Нумидию, часть Бизацены и Триполитании. Король Хильдерик (523 - 530) вел политику подчин. вандальск. королевства Византии, что вызвало сопротивл. войска, к-рое свергло Хильдерика и провозгл. королем Гелимера (530 - 534). В 533 - 534 королевство В. было разгромл. визант. военач. Велизарием. В 30 - 40-е гг. 6 в. В. принимали участие в восстаниях против визант. завоеват. (восстание Стотзы). Часть В. была продана в рабство, остальные раст-вор. в местном населении.

ВАНЛАНГ

ВАНЛАНГ - союз племен лаквьетов (предков вьетнамцев) на терр. цент. части совр. Сев. Вьетнама. Существовал в 4 - 1-й пол. 3 вв. до н.э. У власти находилась семья Хунг, из к-рой вышли все известные правители (выонги). Население В. занималось поливным плужным земледелием и рыболовством. Высокого развития достигла металлургия бронзы. Далеко зашло имуществ. расслоение, выделилась племенная воен. верхушка (лакчыонги), оформилась власть выонга. В 3 в. до н.э. В. все более приобретает черты госуд. Во 2-й четв. 3 в. до н.э. при выонге Кинь Зыонге В. вел войны с соседним союзом племени Тэйву и потерпел пораж. В 257 до н.э. В. вошел в состав госуд. Аулак.

ВАН МАН

ВАН МАН - реформатор в Др. Китае в период рабовлад. деспотии Хань, император в 9 - 23. Будучи влият. гос. деятелем, В. М. захватил власть и объявил себя императором. В 23 при занятии восставшими столицы В. М. был убит.

ВАН-МУ ШИЧЖЭ

ВАН-МУ ШИЧЖЭ - в др.-кит. миф. служанки Си-ван-му («владычицы З.»). Наиболее известна из них Ван-Цзы-дэн, передававшая приказы Си-ван-му, ездившая к дереву солнц Фусану, на о-ва бессмертных, а также в столицу мрака (Сюаньду). Ван Цзы-дэн славилась игрой на струнных инструментах, Дун Шуан-чэн известна своей игрой на губном органчике - шэне, Ши-гун-цзы - на металлич. гонге.

ВАН СИ-ЧЖИ

ВАН СИ-ЧЖИ (321 - 379) - кит. поэт и каллиграф. Автор знаменит. «Предисловия» к стихам поэтов «Орхидейного павильона».

ВАНСУАН

ВАНСУАН - вьетнамское госуд. в 6 - 7 вв. Занимало терр. совр. Сев. и частично Цент. Вьетнама. Столица - г. Лонг-бьен. В В. правила династия Ли Ранняя (541 - 603). Основатель династии Ли Бон (541 - 548) возгл. восстание вьетнамского народа против кит. феод. администрации; под его руковод. из страны были изгнаны кит. войска. В. просуществовал как самостоят. вьетнамское феод. госуд. до 603, когда после длит. войн вошел в состав кит. империи Суй.

ВАН СЯНЬ-ЧЖИ

ВАН СЯНЬ-ЧЖИ (ум. в 877) - один из вождей крестьян. антифеод. войны в Китае 2-й пол. 9 в. В 874 возгл. в Юж. Хубэе восстание крестьян. С десятитысяч. отрядом повстанцев В. С.-Ч. перешел на юж. берег р. Хуанхэ, где к нему присоед. мн. др. отрядов крестьян. К кон. 876 повстанцы овладели большой терр. в Шаньдуне, Хэнани, Аньхое и Хубэе. В 877 В. С.-Ч. был захвачен в плен правительст. войсками и казнен. После гибели В. С.-Ч. крестьян. война продолж. под руковод. его соратника Хуан Чао.

ВАН СЯО-БО

ВАН СЯО-БО (ум. 994) - руковод. антифеод. восстания в Сычуани (Китай). Был мелким торговцем чаем. В 993 возгл. движение мелких торговцев и ремесленников против властей, введших гос. монополию на торговлю чаем и тканями. К восстанию горожан присоед. крестьяне-арендаторы, и оно приняло широкие размеры, проходя под лозунгом «уравнять бедных и богатых». В нач. 994 В. С.-Б. был ранен в одном из сраж. и вскоре умер. После его смерти постанч. армию возгл. его сподвижник Ли Шунь; повстанцы овладели г. Чэнду, но вскоре были разгромлены.

ВАНФ

ВАНФ - в этрус. миф. жен. демон загроб. мира, олицетв. смерти. На зеркалах, фресках В. часто изображ. с Харуном. Постоян. атрибуты В.: свиток, факел, меч, змеи, обвивающие руки, ключ. Иногда отожд. с греч. фуриями.

ВАН ХАЙ

ВАН ХАЙ - в др.-кит. миф. герой - легенд. правитель племен иньцев. Имя его встреч. в древнейших надписях на гадательных костях.

ВАНЦЗЫ ЦЯО

ВАНЦЗЫ ЦЯО - ванцзы Цзинь - в др.-кит. миф. бессмертный. В основе образа В. Ц. лежит предание о легенд. царевиче, старшем сыне царя чжоуской династии Лин-вана.

ВАН ЧУН

ВАН ЧУН - Чжун Жэнь (27 - ок. 97) - крупнейший представит. наивн. материализма в Др. Китае, атеист, резкий критик конфуцианства. Свое уч. он изложил в трактате «Критические рассуждения».

Предыдущая страница Следующая страница