Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "К" (часть 5, "КЛЕ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КЛЕ"-"КОН")

КЛЕОН

КЛЕОН - 1. сицилийский раб родом из Киликии, один из вождей первого массового восстания рабов в Сицилии в 138 - 132 до н.э. В 138 до н.э. возгл. восстание рабов в юго-зап. части Сицилии, в р-не Агригента. Восстание началось почти одноврем. с восстанием рабов в Энне, к-рое возгл. Евн. К. примкнул к Евну и признал за ним верхов, руководство объед. армией восставших. Вместе с Евном К. принял участие в создании госуд. рабов - т.н. Новосирийск. царства. Восстание охватило всю Сицилию; число восставших рабов достигло 200 тыс. чел. Армии Евна и К. неоднократно разбивали римлян. В 132 до н.э. ценой большого напряжения сил римлянам удалось овладеть центром повстанцев - Тавромением - и осадить Энну. Героич. сражаясь с римлянами, К. пал в бою.

2. вождь радикал, крыла афинской рабовлад. демократии; сын Клеэнета - владельца кожев. мастерской. Выдвинулся в нач. 20-х гг. 5 в. до н.э. как представитель и глава торг.-ремесл. кругов афинского об-ва. В кач-ве члена Совета 500, а затем как стратег в 425 и 422 проводил твердую и последоват. программу укрепл. демократич. строя Афин, их воен. могущества и усиления роли Афин в Афинском мор. союзе. К. вдвое увеличил взносы (форос) с союзников, проводил периодич. ревизии поступлений в афин. казну, продолжал политику материал, обеспечения афинян за счет союзников (в части., по его инициативе было выведено 2700 клерухов на о. Лесбос). К. впервые ввел чрезвыч. налог (эйсфору) с имущества состоят, граждан на воен. нужды. В ходе Пелопоннесской войны 431 - 404 овладел Сфактерией (425), а в 422 вначале удачно выступил во Фракии против спарт. полководца Брасида, но затем потерпел пораж. и погиб. Смерть К. привела к победе партии мира и заключ. в 421 Никиева мира. К. был первым представителем вождей демоса (т.н. демагогов).

КЛЕОПАТРА

КЛЕОПАТРА - в Др. Египте:

1. К. (ок. 215 - 176 до н.э.) царица из династии Птолемеев, дочь Антиоха III Селевка, жена Птолемея V. После смерти мужа (180) правила за несовершеннолет. сына Птолемея VI, женивш. на своей сестре К. II (ок. 185 - 115).

2. К. III (155 - 101 до н.э.) - супруга Птолемея VIII, дочь Птолемея VI и К. П.

3. К. VII (69 - 30 до н.э.) - последняя царица династии, дочь Птолемея XI, сестра, супруга и со правительница (с 51) Птолемея XII Диониса, с к-рым она вела борьбу за власть. В 48 К. VII была изгнана в Сирию, но в 47 возвратилась с помощью Юлия Цезаря, увлекш. умной и образован, царицей (от Цезаря она имела сына Цезариона). После убийства Цезаря она стала союзницей и любовницей Марка Антония (в 37 он женился на К. VII) и поддерживала его в борьбе с Октавианом. После пораж. при Акции (31) и вступления Октавиана в Египет Антоний, а за ним и К. VII покончили жизнь самоуб. Согл. преданию, К. VII дала ядовитой змее ужалить себя, что, по егип. представл., сулило бессмертие.

КЛЕОФОН

КЛЕОФОН - Клеофон(т) - афинский Политич. деятель. Происходил из незнатной семьи. Владелец мастерской муз. инструментов. К. пользовался большой популярностью среди демоса. По его инициативе была введена ежеднев. выдача небольш. пособия (двух оболов) бедным гражданам (т.н. диобелий). В последний период Пелопоннесской войны К. ведал афинск. финансами и оказал сильное влияние на политику Афин. В 410 до н.э. К. добился изгнания представителя крайних олигархов Крития из Афин, а позднее, в 407 до н.э., выступил против Алкивиада, обвиняя его в предательстве. В 404 до н.э. К. был казнен в результате происков своих политич. противников - афинских олигархов, добивавш. мира со Спартой.

КЛЕОФРАД

КЛЕОФРАД - афинский гончар кон. 6 - нач. 5 в. до н.э. Изготовл. им сосуды расписыв. разные мастера, в т.ч. Дурис, но больше всего - неизв. мастер, к-рого принято называть «вазописец К.». В Париже хранится чаша с надписью - наиболее значит, произв. из более чем ста работ, к-рые счит. изготовл. рукой этого мастера. Творчество К., охватывая период от рубежа 6 - 5 вв. до 70-х гг. 5 в. до н.э., создавало предпосылки для формирования иск-ва ранней классики.

КЛЕПСИДРА

КЛЕПСИДРА - водяные часы, т.е. прибор, в к-ром движение воды, скрытой в корпусе, используется для измерения времени. К. появ. в Китае и Индии в глубокой древности. В Др. Египте К. применялась уже в 16 в. до н.э. Во 2 в. до н.э. была усовершенств. александрийским механиком. Наряду с солнеч. часами К. использовалась в Египте, Греции и Риме.

КЛЕР

КЛЕР - в «Илиаде» и «Одиссее» участок общинной земли, переданный к.-н. в пользование. По-видимому, первонач. К. распределялись по жребию между членами общины, откуда происходит их назв. В Спарте К. - неотчужд. и неделимые участки гос. земли, к-рыми владели спартиаты. Однако в 4 - 3 вв. до н.э. в Спарте, в результате усиления соц.-экономич. дифференциации, образовалась группа крупных землевладельцев, к-рая сосредоточила в своих руках большую часть земли. В др. греч. госуд. (особенно в Афинах) К. назыв. участки, раздаваемые колонистам (клерухии). В эллинистич. монархиях К. раздавались воинам.

КЛЕРУХИИ

КЛЕРУХИИ - наделы, доставш. по жребию.

1. Др.-греч. военно-земледельч. поселения, выводимые на терр. подчинен, или союзных госуд. Особенно многочисл. афинские К. (первая осн. на о. Саламин ок. 570 - 560 до н.э.). Наибольшее число К. выводилось во время существования 1-го Афинского мор. союза (478/477 - 404 до н.э.) на о-вах Эвбее, Лесбосе, Скиросе, Имбросе, Лемносе, Самосе. К. были гарнизонами, осуществлявш. военно-политич. контроль над союзниками. К. вызывали недовольство союзников и ко времени 2-го Афинского союза (осн. 378/377 до н.э.) афиняне вынуждены были от них отказаться. К. сохраняли тесную связь с основавшим их центром.

2. К. - форма землевладения, связан, с несением воен. службы в эллинистич. Египте.

КЛЕЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА

КЛЕЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА - греки пользовались разно-образ. К. в., делали клей из отходов кожев. произв-ва и костей; для более тонких материалов, таких, как слоновая кость, - из рыбных отходов; при золочении использовали яичный белок; делали клейстер из крахмалосодержа-щих веществ, применяли в кач-ве К. в. молоко; употребляли и растит, клеи - т.н. птичий клей из сока ягод омелы, к-рым обмазывали ветки, охотясь на птиц, клейкий сок папирусн. кустарника. Греки импортировали камедь, смолы и в значит, кол-ве- асфальт. Из извести с добавлением растит, масла или свиного жира изготовляли шпатлевку. Римляне заимствов. у греков различ. по своему назнач. сорта К. в. Надписи свидет., что в эпоху Рим. империи появ. профессион. клеевары и специалисты по изготовл. К. в.

КЛИБАНАРИЙ

КЛИБАНАРИЙ - всадник, защищ. броней, аналогич. катафракту. Назв. «К.» происходит из лат. яз. В рим. коннице К. назыв. по перс, образцу, как правило, иностран. наемники.

КЛИЕНТЫ

КЛИЕНТЫ - обществен, прослойка в Др. Риме, у галлов и нек-рых др. племен. Прослойка К. появл. в Риме в 7 в. до н.э. В древнейшее время К. были неполноправ. гражданами, лично зависимыми от своих патронов - патрициев. К. были обязаны регулярно явл. к патрону, сопровождать его на войну, голосовать за него во время выборов и т.д. Патроны представляли интересы своих К. на суде и содействовали им при получ. различ. должностей. Нарушение клиентской связи счит. религ. преступлением. Как правило, богатые патриции имели большое кол-во К. (клиентелу). Институт клиентелы создавал соц. опору патрициям и затем нобилитету.

КЛИМЕНА

КЛИМЕНА - в греч. миф. океанида, супруга титана Иапета, мать Прометея, Эпиметея, Атланта и Менетия. По др. версии, К. - жена Гелиоса, мать Фаэтона и гелиад.

КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ - Тит Флавий Александрийский (ок. 150 - до 215) - раннехрист. богослов, один из основателей александрийской школы. Стремился использовать достижения антич. философии для создания христ. богословия, особенно в обл. учения о христ. этике. Осн. соч.: «Увещевание язычникам», «Ковры» и «Педагог». В беседе «Какой богач спасется?» выступал против букв, понимания еван-гельск. осуждения богатства.

КЛИМЕНТИНЫ

КЛИМЕНТИНЫ - произв. раннехрист. агиографич. лит-ры, близкое к лит. формам антич. романа. Основу сюжета составляют странствия апостола Петра и его ученика Климента. К., восходящие к учениям иуд. христиан, а также греч. миф. и философии, сохран. в 2 редакциях 4 в.: «Проповеди» с 2 сокращениями и «Узнания» в сирийской обработке. В осн. произв. построено на сюжетах из мирской жизни.

КЛИМЕНТ СВ. РИМСКИЙ

КЛИМЕНТ СВ. РИМСКИЙ - 4-й епископ рим. 92 (?) - 101 (?). Согл. преданию, К. Р. после своего изгнания Трая-ном в Херсонес Таврический (Крым) принял там мученич. смерть. Как автора «Первого послания к коринфянам» (ок. 96) его причисляют к апостольским отцам.

КЛИНОПИСЬ

КЛИНОПИСЬ - способ письма путем выжимания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявш. в Передней Азии в рабовлад. период. К. появ. впервые в Шумере. Исходной точкой развития явилась пиктография.

КЛИО

КЛИО - в греч. миф. одна из девяти муз покровительниц иск-в и наук. Первонач., по-видимому, К. - муза героич. песни, провозвестница славы, в последствии - в классич. и эллинистич. время - покровительница истории. Изоб-раж. в виде молодой женщины с одухотворен., полным глубокой мысли лицом со свитком папируса или пергамента в руках.

КЛИСФЕН

КЛИСФЕН - в Др. Афинах законодатель 6 в. до н.э. Происходил из аристократич. рода Алкмеонидов. Возгл. движение против тирании Писистратидов, в результате к-рого в 510 до н.э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактич. встал во главе госуд. Провел ряд демократич. реформ. Осн. реформой К. была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 терр., каждая из к-рых состояла из 3 частей, взятых из различ. выделенных также по терр. признаку обл. (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешан, населения различ. терр., было решительно ослаблено. Адм., хоз., культовой и политич. единицей, в к-рой проходила вся жизнь гражданина и вне к-рой он терял свои политич. права, стал терр. дем. Демократич. хар-р носили и др. реформы К.: замена избиравш. по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 терр. фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направл. против возможного усиления личной власти и влияния отд. граждан, опасных для демократич. устройства госуд. К. создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами К. завершается процесс формирования демократич. рабовлад. полиса в Афинах.

КЛИТ

КЛИТ - один из полководцев и друзей Александра Македонского. Спас ему жизнь в битве при Гранике (334 до н.э.). В 329 до н.э. назначен сатрапом Бактрии. Убит (во время ссоры) Александром за актив, противодействие его вост. политике.

КЛИТЕМНЕСТРА

КЛИТЕМНЕСТРА - в греч. миф. дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Однажды отец К. забыл почтить жертвой Афродиту, и разгнев. богиня предсказала, что дочерям Тиндарея суждено быть двух - и трехмужними. Первой эту судьбу испытала К.: она вышла замуж за Тантала, внука Пелопа, но Агамемнон, убив Тантала и новорожд. сына К., принудил ее стать его женой. В новом браке К. родила трех дочерей (Ифианассу, Хрисофемиду и Лаодику - согл. «Илиаде»; в послегоме-ровской традиции вместо Ифианассы упомин. Ифигения, вместо Лаодики - Электра) и сына Ореста. Вражда К. к Агамемнону, возникшая после убийства ее первого мужа и сына, вспыхнула с новой силой, когда Ифигения была принесена отцом в жертву, чтобы обеспечить благополуч. отплытие ахейского флота под Трою. Отсутствием Агамемнона воспользовался Эгисф, к-рый давно домогался любви К. Однако склонить К. к супруж. измене Эгисфу удалось только после того, как он сослал на необитаемый о-в придворного сказителя, к-рому Агамемнон поручил наблюдать за К. Возвративш. после победы в Троянской войне Агамемнон был убит Эгисфом. Иногда сообщается, что К. пошла на убийство Агамемнона, боясь разоблачения. Царствуя после этого в Микенах вместе сЭгисфом, К. в угоду ему всячески притесняет дочь Электру и со страхом ожидает растущ. на чужбине Ореста. Последние минуты жизни К., погибающей от руки сына, изображ. в афинских трагедиях 5 в. до н.э. по-разному. У Эсхила в «Хоэфорах» она готова с оружием в руках защищать свою жизнь против Ореста, у Еврипида в «Электре» образ К. значительно смягчен, и убивший мать Орест чувствует себя глубоко подавл., совершив новую кровавую месть.

КЛИТИЯ

КЛИТИЯ - в греч. миф.:

1. Дочь Океана и титаниды Тефиды. Влюбивш. в Гелиоса, но не добивш. взаимности, К. впала в безумие, отказывалась от воды и пищи и не могла оторвать взора от возлюбл., поворачивая голову вслед за двигавш. по небосклону солнцем. Она приросла к земле и превратилась в гелиотроп - цветок, к-рый постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем.

2. Дочь Пандарея, наложница беотийского царя Аминтора, из-за к-рой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына.

КЛОДИЙ

КЛОДИЙ - рим. политич. деятель, нар. трибун 58 до н.э. Происходил из знатн. патрицианск. рода Клавдиев, но перешел в плебеи, чтобы получить должность нар. трибуна. Примыкал к группировке популяров, выражавших интересы плебса. Будучи трибуном, К. провел ряд законов в интересах нар. масс Рима: отменялась плата за хлеб, к-рый раздавался госуд. городской бедноте, восстанавл. запрещ. во время борьбы с Каталиной квартальные коллегии, где собирались рим. граждане, ограничивалась власть цензоров. В 58 до н.э. К., действуя в интересах Цезаря, добился изгнания из Рима политич. противников Цезаря - Цицерона и Катона Младшего. В 57 до н.э. К. организовал из гладиаторов и рабов вооруж. отряды, к-рые использовал в борьбе с оптимата-ми. Последние, в свою очередь, опирались на отряды, возглав. нар. трибуном 57 до н.э. Милоном. Вплоть до 52 до н.э. Рим был ареной постоянных вооруж. столки, между отрядами К. и Милона. К. был убит во время стычки с отрядом Милона.

КЛОДИЙ АЛЬБИН

КЛОДИЙ АЛЬБИН - выходец из знатного аристократич. рода, автор «Георгик», наместник Британии, избран местными легионами императором, став тем самым соперником Дидия Юлиана (193). Преемник последнего Септимий Север (кон. 195) сначала признал К. цезарем, но затем разбил его при Лугдунуме (Лионе). К. покончил жизнь самоуб.

КЛОЗЕТ

КЛОЗЕТ - как отхожее место впервые встреч, в домах эллинистич. периода, ранее использов. сосуды. Однако уже во дворце Др. Кносса находился К., омываемый водой. К. нередко оборудовались в частных домах позднего периода Рим. республики и императорской эпохи (на первом этаже, нередко омываемые водой) в отличие от доходных домов, где использов. сосуды.

КЛОТО

КЛОТО - пряха; одна из мойр.

КЛУЗИЙ

КЛУЗИЙ - в древности один из 12 городов федерации этрусков в Сев. Италии. Упомин. о нем встреч, в этрусских надписях. Располож. в плодород. местности на возвышенности близ р. Кланис и небольшого оз., К. господствовал над дорогой, ведшей на С. к адриатич. берегу. Ок. 500 до н.э. был столицей этрусского царя Порсены.

КЛЯТВА

КЛЯТВА - в греч. праве были известны К. свидетелей, К. сторон и решающая процесс К., лежавшая в основе условн. приговора. К. применялись в управл., в судах и в частных правовых отношениях. Они предполагали содействие богов, почитаемых в городе (в Афинах - Зевса, Аполлона или Посейдона), к-рые освящали К. и карали клятвопреступников. Юридич. К. имела четкую формулировку, связывалась с жертвопринош. и произносилась в храмах. В птолемеевском Египте царская присяга фиксировалась в письмен, виде. В Риме клятвы с призывом к богам произносились во время процессов как при свидет. показаниях, так и в высказыв. сторон. Ссылки на богов придавали им вес. Большое знач. придавалось К. должностных лиц. Сведений о К. в частном праве нет.

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

КЛЯТВА ГИППОКРАТА - среди соч. Гиппократа имеется текст клятвы врача им. богоисцелителей Аполлона, Асклепия, Гигиен, Панакеи. Первая часть «К. Г.» - нечто вроде цехового договора. Она содержит обязательства врача по отношению к своим учителям, требование сохран. цеховых тайн. Во второй части «К. Г.» даются предписания о врачеб. действиях. Эти предписания, с незначит, изменениями, могут считаться осн. требованиями к профессии врача, актуал. не только в античности, но и в последующие века. «К. Г.» пережила христ. и ислам, средневековье и может служить формулой врачеб. клятвы в настоящее время.

КНЕМИДЫ

КНЕМИДЫ - часть вооружения греч. воина, начиная с эпохи Гомера.

КНИГА

КНИГА - античная К. представляла собой первонач. папирусный свиток, происходивший из Египта и рас-простр. во всем антич. мире. На свитке писали столбцами вдоль горизонтал. волокон и сворачивали его текстом внутрь. Чтение развернут, свитка начинали от правого столбца к левому. В 4 - 5 вв. свиток начал вытесняться кодексом (древ. - рукописью), к-рый, вплоть до нашего времени, явл. осн. формой К. Первонач. кодекс изготавлив. из папируса, затем - из пергамента, обладавш. гораздо более широкими возможностями для использования, чем папирус. К. размножались переписыванием. Первым известным нам книгоиздателем явл. римлянин Аттик, друг Цицерона. Соч. рим. авторов (Горация, Марциала) свидет. о существовании книжных магазинов. В позднеантич. времена появ. публичные б-ки и частные собиратели К., к наиболее известным из к-рых принадлежали Аристотель и Цицерон.

КНИГИ НОВОРОЖДЕННЫХ

КНИГИ НОВОРОЖДЕННЫХ - ни в греч. гор.-госуд., ни в эллинистич. царствах К. н. не были известны. Один из последних царей Рима распорядился о внесении родителями новорожд. определ. суммы в храм Юноны Луцины. Возможно, что из регистрации подобных платежей и развились К. н. Позднее закон имп. Августа о браке признал необходимым введение точного документал. свидетельства для любого лица с указанием даты его рожд. Первые сведения о введении документов о рожд. и об архивах, в к-рых сохран. соотв. записи, восходят лишь к эпохе Адриана. Поуказурим. имп. Марка Аврелия населению всей империи было вменено в обязанность зарегистрировать ребенка в местных органах власти в тридцатидневный срок со дня его рожд.

КНИД

КНИД - дорийский порт, город на одном из п-овов юго-зап. части М. Азии; известность ему принесла школа врачей, сформировавш. в этом городе, и святилище Афродиты. В 394 до н.э. афинянин Конон, командовавший перс, флотом, победил здесь спарт. флот. Неподалеку находился храм Аполлона Трионийского, святилище дорийцев.

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ - предпосылкой возникнов. К. т. явл. деятельность отдельных частных лиц по раз-множ. книг с использованием труда рабов-переписчиков. Поэты (напр., Еврипид) отдавали свои произв. рабам для размнож. Антич. К. т. имела большое значение для рас-простр. лит. текстов и донесения их до ср. веков. О продаже книг первым свидет. греч. комедийный поэт Эвполид (род. в 446 до н.э.). Создание в 3 в. до н.э. такой обширной б-ки, как Александрийская, стало возможным благодаря развернутой К. т. В Риме К. т. засвидет. с сер. 1 в. до н.э. Известностью пользовался издатель Цицерона Аттик; в августовские времена как издатель произв. Горация - Сосий, позднее - Трифон, издатель соч. Марциала и Квинтилиана. Рим. К. т. была организована на высоком уровне и снабжала лит-рой самые отдален, пров. В императорскую эпоху кн. тиражи доходили до 1000 экз. Перво-нач. книги продавались в виде свитков, в дальнейшем, примерно со 2 в., отдано предпочтение пергаментным кодексам, отличавш. большей практичностью. К.-л. издательских или авторских прав не существовало. К кон. антич. периода К. т. постепенно пришла в упадок и была заменена в раннее средневековье монастырскими скрипто-риями.

КНОСС

КНОСС - древ, городе цент, части Сев. Крита, один из важнейших очагов критомикенской культуры. В ранне-минойский период (ок. 3000 - ок. 2200 до н.э.) в К. было поселение, ставшее в нач. среднеминойск. периода (ок. 2200 - ок. 1600) крупным городом, где, судя по размерам, монументальности и богатству дворца (осн. часть построена после 2000 до н.э.), была резиденция владык сильного госуд. К нач. позднеминойск. периода (ок. 1600 - ок. 1450 до н.э.) К. превратился в столицу критской державы - сильного рабовлад. госуд., со значит, централизацией управл. и хоз. жизни, ведшего интенсивную мор. торговлю с Египтом, М. Азией и материковой Грецией. Кносский дворец этого времени, бывший хоз., адм. и политич. центром Критского госуд. - колоссал. сооружение (16 тыс. кв. м), сложное по планировке, с парадными и жилыми помещениями, украшен, высоко-худож. фресками, с грандиоз. складами, мастерскими и т.п.

КОВЧЕГ

КОВЧЕГ - по библ. мифу судно, на к-ром старец Ной спасался с людьми и животными от всемирного потопа.

КОГНАТЫ

КОГНАТЫ - в рим. семейном праве лица, состоящие в юридич. признанном кровном родстве по жен. линии, позднее - кровные родственники вообще. Из К. составл. семейный совет, чье мнение должен был выслушать глава семьи. К., входящие в состав одной семьи, отмечали совместно праздник (22 февр.), оказывали друг другу различ. рода помощь.

КОГНОМЕН

КОГНОМЕН - фамильное имя у римлян, к-рое стояло на третьем месте после имени собств. и имени рода. Первонач. К. было дополнит, именем лица, затем стало передаваться по наследству и стало обозначать назв. семьи в роду, к к-рой принадлежало лицо.

КОГОРТА

КОГОРТА - тактич. подразделение легиона в Др. Риме (со 2 - 1 вв. до н.э.). В легионе было 10 К., в К. - 360 - 600 чел. Деление легиона на К. упрощало управл. боевым порядком.

КОДЕКС

КОДЕКС - общее назв. наиболее ранних форм книги. Первонач. римляне назыв. К. книги, состоящие из неск. вощеных дощечек, скрепл. вместе тонким ремешком; впо-след. так стали назыв. рукописные книги из скрепл. вместе папирусных или пергаментных, а затем и бумажных листов . Эти К. сменили более древ .формы рукописи (таблички и свитки). Широкое распростр. К., по-видимому, получили с кон. 1 в.

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ - офиц. законодат. сборник, изд. визант. имп. Феодосием II для практич. употребления в судах и изучения права в юридич. школах. Принят для Вост. Рим. империи 15 февр. 438, для Зап. империи-23 дек. 438. Состоит из 16 кн., разделен, на титулы, в к-рых помещены в хронологич. порядке конституции христ. императоров Рим. империи 4 - нач. 5 вв.

КОДЕКС ЮСТИНИАНА

КОДЕКС ЮСТИНИАНА - собрание законодат. постановлений рим. императоров 2 - нач. 6 вв., изданное по заданию визант. имп. Юстиниана в 529, переизд. в 534.

КОДР

КОДР - по преданию, последний царь Аттики (Др. Греция), пожертвовавший собой для спасения родины при вторж. дорийцев (12 - И вв. до н.э.). После К. царская власть в Аттике была отменена эвпатридами под предлогом того, что после К. никто недостоин быть царем.

КОЖА

КОЖА - на протяжении эпохи античности К. шла на изготовл. обуви. Уже в 8 в. до н.э. из кожи также иногда изготовляли перчатки, но в осн. меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен в мехах склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. С целью сохран. специфич. вкуса в Греции до сих пор «смолят» вина. К. предназнач. также для изготовл. воздуходувных мехов, сумок, вьюков, ремней, стремян, седел (скаковые седла изготовл. из шкур животных или войлочных покрывал), бичей (для истязаний рабов и стегания лошадей), упряжи для лошадей, запрягаемых в колесницу, полотен для накрывания колесниц, мячей. Из К. изготовляли воен. снаряжение (обшивка щитов, прокладка для шлемов, поножи, к-рые с 5 в. до н.э. обивались металлич. пластинками, и даже паруса). Нек-рое кол-во К. шло на произ-во писчего материала, а после появл. пергамента также и переплетов. Из-за рубежа ввозили выкраш. в различ. цвета К. экзотич. животных, считавш. предметом роскоши.

КОЗА

КОЗА - вероятно, была первым одомашн. жвачным животным (находки в Иерихоне в 7-м тыс. до н.э.). В эпоху античности в засушливых обл. К. использовалась гл. обр. для произ-ва молока, т.к. там было невозможно разведение крупн. рогат, скота и овец. Находки на терр. Греции позволяют предположить, что в ранние времена разводились породы с различ. формами рогов. К. использовались также как вьюч. животные. Козлы, мясо к-рых очень ценилось, нередко использовались в кач-ве жертв. животных. Шкуры К. с древнейших времен служили в кач-ве бурдюков для воды. Шерсть К. обрабатыв. так же, как и овечья. На дельфийских монетах изображ. Посейдон с К.

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ - александрийский купец 6 в. н.э.; путешествовал по Аравии, Эфиопии, был в Индии и на Цейлоне. В соч. «Христианская топография» (ок. 547) он отверг птолемеевскую систему мира и изложил др. космологич. систему, соотв. христ. учению. Землю он представлял в виде плоского диска, а не шара. Интересны также географич. и ист.-культурные разделы его соч., в к-рых содержатся сведения об Эфиопии, Юж. Аравии, Индии и Китае, а также о торг. отношениях с этими странами. К описаниям прилагаются рисунки, сделан, от руки, с изображ. инд. животных и растений.

КОЙ

КОЙ - в греч. миф. титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участв. в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в тартар.

КОЙНЕ

КОЙНЕ - назв. общегреч. яз., сложивш. на основе аттич. наречия и вытеснивш. в период 3 - 1 вв. до н.э. старые др.-греч. диалекты.

КОКАЛ

КОКАЛ - в греч. миф. царь сиканов, оказавший гостеприимство Дедалу, улетевш. с Крита. Убил Миноса, тре-бовавш. выдать ему Дедала.

КОКИТ

КОКИТ - в греч. миф. одна из рек (букв. - «река плача») в аиде - царстве мертвых, отличавш. ледяным холодом. Чтобы попасть в аид, душам умерших необходимо было преодолеть К. и др. подзем, реки.

КОЛДОВСТВО

КОЛДОВСТВО - в античности были известны все виды К.: заколдовывание, расколдовывание, обереги и наговоры. В кач-ве магич. средств использовались растения (зелья), животные и части их тел, человеч. кровь и семя, различ. металлоиды и металлы, оливковое масло, вино и мастика. Сведения по антич. К. содержатся у Ямвлиха, Платона, Плиния Старшего и Овидия. В античности существовала обширная колдовская лит-ра, заимствов. из Вавилона и Египта. Официально К. было запрещено (Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана), однако нек-рые его виды стали частью гос. культа (луперкалии, лустрации, мантика, оракулы). Родиной К. греки считали Фессалию, позднее - Восток; на место Гекаты, Гермеса, Медеи и Кирки вскоре пришли божества и демоны вост. народов. К. в виде теургии и оккультизма вошло в состав гносиса и эллинистич. теософии неопифагорейцев и неоплатоников, напр., Аполлония Тианского и Порфирия. Этот вид К. преобладал в колдовской лит-ре вплоть до средневековья и нового времени. В кач-ве магич. формул служили формула «Сеятеля», магич. ряды гласных, «эфесские письмена», алфавит, цитаты из свящ. книг, назв. звезд и планет.

КОЛЕСО

КОЛЕСО - греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более древ, культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтск. ареала, в части., железные ободья (ок. 500 до н.э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с попереч. и К. с радиал. спицами, число к-рых колебалось от 4 до 8, а в кельт, регионе даже до 10- 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным дерев, косяком. Возможно, что ступицы бронз, литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспублик. эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). Колесо применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в кач-ве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время - различ. виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное.

КОЛИЗЕЙ

КОЛИЗЕЙ - выдающ. памятник др.-рим. архитектуры. Заложен ок.75, открыт в 80. Был предназначен для цирковых представл. Ширина К. 156 м, длина 188 м., высота 48,5 м. В плане К. представляет собой эллипс, включ. арену (шириной 54 м, длиной 86 м), вокруг к-рой в амфитеатре располагаются места для зрителей (вместимость ок. 50 тыс. чел.). К. построен из камня, бетона и кирпича.

КОЛЛЕГИИ

КОЛЛЕГИИ - в Др. Риме коллективы или союзы лиц, объед. общей профессией, обязанностью или культом. Различались К. жреч. (понтифики, авгуры, весталки и т.д.), ремесленные, похоронные, религ. В 1 в. до н.э. получили особое значение ремесл. К. и К. жителей кварталов, принимавшие актив, участие в политич. борьбе. К. были распущены Цезарем, но восстановлены Августом. При империи К. могли создаваться лишь с дозволения пр-ва. Недозволен. К. жестоко преследовались. Наряду с увелич. числа традиц. К. появл. новые: августалы, отправлявшие культ императора и пользовавш. его покровительством, домашние коллегии внутри рабской фамилии, где почитался гений господина, К. ветеранов и др. В 4 - 5 вв. членство в большинстве ремесл. К. становится принудит. У каждой К. был свой патрон (иногда неск.), обычно сенатор или всадник. Общее собрание избирало магистратов К. Список членов пересматривался каждые 5 лет. К. имела общую кассу, свое помещение, алтари, особые религ. обряды, ее члены считались столь же близкими, как и родственники; членами К. могли быть свободные, вольноотпущен., рабы, женщины.

КОЛОН

КОЛОН - 1. в античной поэтике группа стоп, объед. в высшую ритмич. единицу с одним ритмич. ударением. В зависимости от кол-ва стоп в стихе К. принимал форму диподии (2 стопы), триподии (3 стопы), тетраподии (4 стопы), пентаметра (5 стоп), гекзаметра (6 стоп). К., в свою очередь, объед. в период, периоды - в систему. Антич. К. соотв. тому, что в наше время назыв. стихотворной строкой.

2. жители рим. колоний в Италии и пров. Арендаторы земли, гл. обр. мелкие. К. выплачивали землевладельцу денежную аренду или выполняли в его пользу натурал. повинности, а взамен получали право обрабатывать арендов. участок земли. Вместе с тем они могли иметь свою собств. землю и обрабатывать ее. В поздней Империи К. представляли собой зависимый слой сел. населения. К кон. 3 в. они были прикреплены к земле своего хозяина и уже не могли уйти от него. Так юридич. права К. и свобода их передвиж. оказались сильно огранич. Императоры, начиная с Константина I, принимали мн. постановлений, касающ. правового и соц. положения К. Наличие эконо-мич. самостоят, х-ва сближало их со ср.-век. крепостными, а в класс, отношении их положение в эпоху поздней античности более походило на положение рабов.

КОЛОНИЗАЦИЯ

КОЛОНИЗАЦИЯ - в антич. мире К. первонач. была направлена на решение проблем, связанных с острой нехваткой зерна в родном городе, и только позже стала способом расширения торг. связей, средством завоев. новых земель, пригодных для с. х-ва. К. была непосредств. связана с расширением сферы политич. влияния (особенно это хар-рно для колонизаторской деятельности Афин 5 в. до н.э. и для К. в эллинистич. рим. период), а также с развитием антич. культуры. Процесс К. начался с кон. 2-го тыс. до н.э. и продолжался (с нек-рыми перерывами) вплоть до эпохи ранней Рим. империи. Колонизаторская деятельность финикийцев (9 - 7 вв. до н.э.) заключалась в создании торг. факторий на Кипре, на побережье Сев. Африки (Карфаген), в зап. части Сицилии и на побережье Юж. Испании (напр., Гадес, ныне Кадис). Шла торговля медью и серебром с Кипра и из Испании, испанской железной рудой, оловом с Британских о-вов или из Испании и др. товарами. Важную роль в колонизаторской деятельности финикицев, так же как и др. народов, играла работорговля. В ходе интенсивных переселений племен Средиземноморья (ок. 1200 до н.э.) греки заселили о-ва Эгейского м. и зап. побережье М. Азии. Первонач. ахейцы, мигрировав из Фессалии, обосновались на Лесбосе, Тенедосе и на сев.-зап. побережье М. Азии. С этого времени они стали именоваться эолийцами. Затем ионийцы пришли из Аттики и с о. Эвбея на Кикладские о-ва, затем - на Хиос, Самос и, кроме того, заселили побережье М. Азии от Смирны, к-рая до этого была эолийским поселением, до Милета. Наконец, дорийцы колонизовали Крит, Родос и юго-зап. побережье М. Азии. Среди малоазийских греков ведущее положение вскоре заняли ионийцы; именно с ними связан первый расцвет греч. экономики и культуры. В 8 - 6 вв. до н.э. из мн. городов материковой и о-вной Греции, а также из греч. городов М. Азии были выведены колонии, разместивш. почти по всему побережью Средиземного и Черного мм. Несмотря на то что процесс К. происходил спонтанно, к концу этого периода греч. колонии окаймляли оба моря. Причины К. имели прежде всего экономич. хар-р: перенаселение, низкая продуктивность с. х-ва, рост земельных владений знати за счет малоземельных крестьян. К этому следует добавить политич. причины: усиление внутриполитич. борьбы часто приводило к насильств. выселению из госуд. представителей побежд. партий (Архилох называл их «несчастье Греции»). Прочные оковы родового строя тормозили соц. и экономич. развитие. Новые колонии (апойкии, букв, отселения) имели прежде всего земльдельч. хар-р, однако зачастую на первом месте оказывались торг. интересы метрополии, поэтому мн. колонии основывались в тех местах, к-рые были выгодны в торг. отношении. Предпосылкой появл. многочисл. городов, часто далеко отстоявших друг от друга, были успехи навигацион. иск-ва. Великая греч. К. проходила в трех направлениях: а) зап. (Сицилия, Юж. Италия, назы-вавш. также Великой Грецией, иллирийское побережье, Юж. Галлия и Иберия); наиболее известные колонии - Кумы, Тарент, Сибарис, Кротон, Наксос, Сиракузы, Массилия и Эмпорий; б) сев.-вост. Фракия, Пропонтида, Черное м.); колонии - Фасос, Кизик, Византии, Сеет, Абидос, Синопа, Трапезунд, Истрия, Ольвия, Одесс, Пан-тикапей, Феодосия; в) сев. (Африка); колонии - Кирена, Навкратис. Наиболее значит, метрополии-Халкида, Ме-гары, Коринф, Фокея и Милет. Больше всего колоний на Черноморское побережье (есть сведения, что число их достигало 90) выводил Милет. В основании колоний участвовали гос. деятели из всех соц. слоев под руководством «основателя» (ойкиста), к-рый делил землю и занимался организацией управления во вновь основанной колонии. В дальнейшем он получал культ в основанном им городе. Поселенцы часто прибывали не только из метрополий. Колонии имели статус независимых гор.-госуд.; с метрополией их связывали свящ. узы - общие филы, культы и т.д. Кроме того, в большинстве случаев между метрополией и колониями существовали экономич. связи. Местных жителей колонизаторы или покоряли и эксплуатировали, как илотов, или изгоняли. Из колоний вывозили в первую очередь зерно, рабов, скот, рыбу, соль, строит, древесину, изделия гончарного промысла, пряности, папирус, слоновую кость, в то время как метрополия экспортировала изделия ремесел (керамику, изделия из металла, ткани), вино и масло. К. приводила к глубоким соц.-экономич. изменениям и в самой Греции. Города становились центрами экономич. жизни. Быстро развивалось ремесл. произ-во, а также формировался широкий слой торговцев и мореплавателей. Родовые связи слабели. Города превращались в рабовлад. центры. Широкие торг. связи способствовали успешному развитию культуры. Зачастую соц.-экономич. и культурное развитие шло в колониях быстрее, чем в метрополиях. На терр., принадлежащей членам Афинск. мор. союза, в 1-й пол. 5 в. до н.э. для укрепления политич. власти Афин над союзниками стали создаваться клерухии. Это были воен. поселения, не имевшие статуса независимых гор.-госуд.; их жители сохраняли афинское гражданство. Др. цель, преследовавш. при создании клерухии, - ослабить оппозицию бедных афинских граждан. Известны клерухии на Самосе, Эгине, Лесбосе (Митилена). В 404 до н. э. Афины потеряли их, хотя в 386 они вернули себе старые клерухии на Лемносе, Имбросе и Скиросе. По афинскому образцу создавал воен. поселения в захвач. обл. Азии Александр Македонский, имевший целью упрочить свои владения. С 4 в. до н.э. в процессе завоевания Италии Рим стал основывать гражд. колонии с целью защиты завоев. терр. - сначала в прибрежной обл., а затем в глубине п-ова. Рим. колонии не были новыми адм. единицами - они входили в рим. систему триб. Рим. и лат. колонии (жители последних имели т.н. лат. гражданство) служили сильной поддержкой для Рима в его борьбе за власть над Италийским п-овом. Только со времен Гракхов Рим стал основывать колонии за пределами Италии. После того как Марий провел реорганизацию армии (107), земли в колониях стали получать в первую очередь отслужившие воины, ветераны-легионеры, мелкие землевладельцы в Италии и в пров. Дальнейший подъем К. происходит при Юлии Цезаре и Августе. Колонизатор, деятельность римлян в период ранней Империи создает правящему классу прочную соц. основу в пров. Среди различ. типов городов первое место по правовому положению занимали рим. колонии. Со времен Северов начинается постеп. спад К., и она утрачивает свою значимость.

КОЛОНИЯ

КОЛОНИЯ - поселение, основанное греч. гражданами в процессе колонизации Средиземноморья и Черноморского побережья; греч. К. были политич. независимы от метрополии. Жители рим. К. явл. полноправными рим. гражданами. В республиканский период К. основывались сначала только за пределами Лация, а позднее - и за пределами Италии. Гл. целью их основания было укрепление воен. господства Рима над захвач. терр. и романизация местного населения. К. заселялись преим. земледельцами, неимущими гражданами и ветеранами. Уже с ранних времен мн. К. имели целью наделить неимущих граждан землей и тем ослабить борьбу за аграрные законы, очень опасную для крупных землевладельцев. К. были самостоят, в правом отношении и имели адм. устройство, аналогич. римскому. Во времена Цезаря и в императорскую эпоху многочисл. К. были основаны в пров.; следы политич., экономич., и культурного влияния римлян не стирались здесь в теч. долгого времени.

КОЛОННА

КОЛОННА - опорный элемент карниза цилиндрич. формы, сделан, из камня, дерева или др. материала. К. мог служить ствол дерева (крито-микенская культура) или стебель лотоса, папируса, пальмы (Египет). К. может быть частью здания или стоять отдельно. К. бывают монолитными (храм Аполлона в Коринфе) либо их собирают из неск. частей (барабанов), поставл. друг на друга, сужающ. кверху; ствол мог быть гладким (храм Афины в Пергаме), украш. каннелюрами (вертикал, желобками) или спиралевид. канавками, а также фризообразными изображ. (Траяна, Марка Аврелия), орнаментом в виде роз. Кроме того, К. профилируют штукатуркой (храм у мясного рынка в Риме). Нижний барабан К. может быть украшен фигурками. Фигура, заменяющая колонну, назыв. кариатидой. К. использовались как пьедесталы для статуй (Ника Пэония) и как дорож. указатели. Саркофаги, украш. деко-ратив. К., назыв. колонными саркофагами.

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА - различ. формы колонн, баз, капителей, хар-рные для греч. архитектуры. В сочетании с соотв. карнизами К. о. делятся на неск. типов:

1. Приземистая дорич. колонна (известна с 7 - 6 вв. до н.э.), стоящая на стилобате без базы. Каннелюры ствола сужаются кверху. Валикообраз. капитель (эхин) завершается толстой неукраш. капительной доской (абаком).

2. Более стройная колонна ионич. ордера (с 6 в. до н.э.) держится на двух - или трехступенч. базе, состоящей из валиков (узлов), раздел, желобами (выкружками). Каннелюры ствола разделены мостиками. Капитель завершается подушкой с двумя волютами, закругл. в разные стороны. Имеется тонкая украшен, плита (абак).

3. В 5 в. до н.э. появл. колонна коринфск. ордера. Ствол и база ее по строению близки ионич. ордеру, но капитель устроена иначе: она исполнена в виде чаши из листьев аканфа, усики к-рых закруч. к углам. Ранние формы: золийская и пальмовид. капитель; из первой образовалась ионич. капитель. Элементы отдельных ордеров смешивались уже в эпоху эллинизма (храм в Милете), но особенно сильно - во времена Рим. империи. Такое смешение служило усилению их декоратив. воздействия. Так, напр., в композитной капители смешаны элементы ионич. и коринфск. ордеров. В эпоху Ренессанса антич. К. о. вновь возродились и господствовали вплоть до 19 в.

КОЛОСС

КОЛОСС - греч. статуя, в т.ч. небольшой величины. Изменение семантики слова (оно стало обозначать такие статуи, размеры к-рых значит, превосходят натурал. величину) произошло, очевидно, из-за родосского К., причисл. к семи чудесам света: это была бронз, статуя Гелиоса, стоявшая у входа в гавань и создан. Харетом из Линда в 285 до н.э. Высота ее составляла 37 м, каркас был сделан из железа и камня. Спустя 58 лет статуя была разрушена землетрясением. К. Нерона, создан, в 58 Зенодором, был выше еще на 2 м. Веспасиан велел превратить его в статую Гелиоса, Адриан перенес в амфитеатр Флавиев, к-рый с тех пор стал назыв. Колизеем.

КОЛОФОН

КОЛОФОН - др.-греч. город на зап. побережье М. Азии с гаванью Нотием. В сер. 7 в. до н.э. К. был завоеван лидийцами, в 5 в. входил в состав Афинск. мор. союза. Во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. верхняя часть города была взята персами. Ок. 280 - 270 до н.э. часть жителей К. была насильств. переселена Лисимахом в Эфес. К. - один из 7 городов, оспаривавших право называть себя родиной Гомера.

КОЛУМБАН

КОЛУМБАН - ирланд. монах, проповедник христианства в Зап. Европе. В кон. 6 в. с группой монахов покинул Ирландию, явл. тогда одним из центров распростр. христианства и церк. образованности на Западе, и отправился на континент. Основал ряд монастырей в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве.

КОЛУМБАРИЙ

КОЛУМБАРИЙ - хранилище урн с прахом после кремации. В Др. Риме для К. сооружались спец. здания с рядами полукруглых ниш.

КОЛУМЕЛЛА

КОЛУМЕЛЛА - рим. писатель и агроном 1 в. В молодости служил в армии. В нач. правл. Клавдия вышел в отставку и обосновался в Италии, где приобрел неск. имений (в Ардее, Карсеолах, Альба-Лонге, Цере). Обширный труд К. «О сельском хозяйстве» (внач. состоял из 4 кн., в конце жизни переработан и расширен до 10 и затем до 12 кн.) представляет собой подлинную с.-х. энциклопедию древности и содержит полный и подробный обзор всех сторон антич. с. х-ва: земледелия, виноградарства, плодоводства, животноводства и др.

КОЛХИ

КОЛХИ - собират. назв. др.-груз, племен, относивш. к мегрело-чанской (зап.-груз.) ветви. Занимали терр. Юго-Вост. Причерноморья. Именем К. антич. греки назыв. всю страну - Колхида. Первонач. К. объед. в племенной союз Колха (Кулха), о к-ром сообщают урартские надписи 8 в. до н.э., а в 6 в. до н.э. создали Колхидское царство.

КОЛХИДА

КОЛХИДА - греч. назв. ист. обл. Зап. Грузии. Дано антич. авторами в нач. 1-го тыс. до н.э. обширной терр. Юго-Вост. и Вост. Причерноморья по имени племени колхов. В 6 в. до н.э. (по др. данным, в 4 в. до н.э.) здесь возникли греч. колонии Фасис и Диоскуриада. В 6 - 2 вв. до н.э. на терр. К. существовало Колхидское царство, в последующее время К. входила в состав различ. госуд. Грузии.

КОЛХИДСКАЯ АКАДЕМИЯ

КОЛХИДСКАЯ АКАДЕМИЯ - высшая школа, существовавшая в 4 в. в зап. части Грузии, называвш. также «Высшей риторич. школой». Год основания К. а. точно не установлен. Учились в ней грузины и греки. Преподавание велось на двух яз.: груз, и греч. В К. а. изучались риторика, философия, физика, математика, логика, этика и др. К. а. пользовалась в Грузии широкой популярностью.

КОЛХИДСКОЕ ЦАРСТВО

КОЛХИДСКОЕ ЦАРСТВО - политич. образование раннерабовлад. типа на терр. Зап. Грузии, созданное в 6 в. до н.э. племенами колхов. Ведущей отраслью х-ва в К. ц. было земледелие, в к-ром с 5 в. до н.э. использовали соху с жел. наконечником. Высокого развития достигли металлургия железа, обработка льна, дерева, ювелирная, керамич. и др. отрасли ремесл. произ-ва. С 6 в. до н.э. чеканились серебр. монеты «колхидки». Существовали города, к-рые были расположены в долине р. Риони и по побережью Черного м. Их возникнов. и развитию способств. основание в Колхиде греч. колоний (Диоскуриада, Гиен, Фасис и др.). В кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э. К. ц. находилось в зависимости от Персии. В кон. 4 в. до н.э. правитель К. ц. Куджи возгл. (вместе с картлий-ским царем Фарнавазом) движение за создание груз, госуд. В кон. 2 в. до н.э. К. ц. было подчинено Понтийским царством, а в 1 в. до н.э. - Римом. На рубеже 1 - 2 вв. н.э. на месте распавш. К. ц. к С. от устья р. Чорохи возникло Лазское царство, к-рому постепенно удалось подчинить себе население Сев. Колхиды.

КОЛЬЧУГА

КОЛЬЧУГА - доспех, составл. из продетых друг в друга железных колец, защищающий от пораж. холодным оружием. До распростр. железа существовал лишь пластинч. доспех. Впервые К. появ. в железном веке в Ассирии. К. носилась и рим. солдатами, но с падением Рим. империи надолго исчезла из употребл. Была обычным доспехом у сарматов. Произ-во К. продолжалось в раннем средневековье на мусульм. Востоке, особенно в Персии.

КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ - аттич. К. возникла из различ. форм нар. увеселений (шествия хоров с танцами и шуточ. песенками, перебранками и представл. ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 госуд. взяло на себя постановку К. на Великих Дионисиях, а с 442 до н.э.-на Ленеях. Согл. классификации, введ. александрийск. учеными, принято различать древ., ср. и новую аттич. К. Древ. К. (приблизит, до 400 до н.э.) черпала темы из повседнев. жизни полиса. Она затрагивала насущные гос. проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое назв. К. нередко получали по костюмам хора-людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевл. предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались спец. подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комич. костюма был огромный кожаный фалл. К числу классиков древ. К. относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 К. Аристофана. Строение их, допускающее нек-рые вольности, таково: пролог, парод (вступит, партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового хар-ра), эксод (уход хора). Ср. К., от к-рой сохран. лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: гл. место в ней занимают пародийно-миф. темы и сюжеты, связан, с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политич. и соц. критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комич. приемы (фалл и т.д.). Наиболее известные представители ср. К. - Антифан и Алексид. Новая К. (приблизит, с 320 до н.э.) черпала темы из повседнев. жизни города; кроме того, использовались и пародийно-миф. темы, затрагивались, по-видимому, и политич. вопросы. Возникает определ. круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типич. фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое знач. Гл. представители новой К. - Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики К. писал сицилиец Эпихарм (нач. 5 в. до н.э.). Кроме того, существовали фольклорные комич. представл. в форме грубых фарсовых сценок, хар-рных для Мегар и Юж. Италии (флиаки). Рим. К. возникла в осн. из переработки рим. авторами новой и ср. аттич. К. Представл. давались во время многочисл. рим. праздников. Фольклорные шуточные представл. (ателла-на, фесценнины, мим), в к-рых были сильны мимич. и танцев, элементы, возникли в Италии еще в древ, времена и подготовили восприятие греч. К. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставивш. в Риме (240 до н.э.) переработку греч. К. Комедия, действие к-рой происходило в Греции, именов. паллиатой (от назв. греч. плаща). Вместе с тем возникла К. тогата (от назв. рим. одежды тоги); место ее действия - италийская земля. Создателем этой К. был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматич. произв., связанные с актуал. политич. проблемами. Наивысш. расцвета рим. К. достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греч. оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам рим. публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Впослед. паллиата и тогата утратили свое знач. Их место заняла сначала лит. ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпри-ним. попытки возродить К. (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно.

КОМЕС

КОМЕС - первонач. спутник, сопровожд. знатного римлянина, особенно в поездках; позднее - сопровождающий гос. сановников, в первую очередь наместников, в пров. В эпоху Рим. империи К. входил в императорскую свиту, особенно во время войны; в эпоху домината - должность высшего сановника, подразделявш. на 3 ранга.

КОМИЦИИ

КОМИЦИИ - нар. собрание в Др. Риме. Созыв К. мог происходить в определен, дни в особых, считавш. свящ., местах. К. созыв, в царскую эпоху царем, жрецами; в эпоху республики - магистратами. Имелось 3 вида К.:

1. Куриатные К., собрания по куриям, древнейший вид нар. собраний, восходящий к родовой орг-ции. Участниками их первонач. были одни патриции. На этих К. избирались цари. В респ. эпоху они сохранили право формал. утверждения в должности лиц, избранных на др. К., за ними были также оставлены вопросы, связан, с отношениями между членами родов и фамилий. Они принимали в число патрициев, занимались переводом в др. род, усыновлением, завещаниями.

2. Центуриатные К., собрания по центуриям, были, согл. преданию, введены Сервием Туллием в 6 в. до н.э. В них принимали участие как патриции, так и плебеи. В центуриатных К. политич. преобладанием пользовались имущие слои свободных граждан, составляющие первый класс. При их единодушии мог быть проведен любой закон.

3. Трибутные К. возникли первонач. как собрания плебса по терр. округам - трибам. Для участия в них не требовалось ценза. На этих К. первонач. избирались трибуны. Позднее трибутные К. получили также законодат. и суд. власть; они избирали квесторов, курульных эдилов и воен. трибунов. С ростом терр. рим. госуд. и обострением класс, борьбы начался кризис комициал. устройства. Не раз споры на К. перерастали в вооруж. конфликты, одноврем. в К. развивалась коррупция. Сулла ограничил суд. функции К. Окончат, они лишаются их при Августе. После 14 н.э. выборные функции К. превращаются в пустую формальность. Постепенно отмирают и законодат. функции центуриатных, а затем и трибутных К.

КОММАГЕНА

КОММАГЕНА - рабовлад. госуд. на зап. берегу Ср. Евфрата (терр. совр. тур. вилайета Малатья), образо-вавш. на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н.э. В 8 в. до н.э. за обладание К., богатой металлами (особенно железом), боролись Урарту и Ассирия; победу одержала Ассирия. Позднее К. находилась под властью Ахеменидов (6 - 4 вв. дон.э.) и Селевкидов (3 - 2вв.дон.э.). В 162 до н.э. добилась независим. В 17 н.э. была присоед. к Риму, окончат. - в 72.

КОММАГЕНА (ПРАВИТЕЛИ)

КОММАГЕНА (ПРАВИТЕЛИ) - Коммагена (163/2 до н.э. - 72 н.э.)

Птолемей* ок. 163/2 - ок. 130

Сам II Теосебий Дикэй ок. 130 - ок. 100

Митридат I Каллиник ок. 100 - ок. 70

Антиох I Теос Дикэй Эпифан

Филоромэй Филэллен ок. 70 - ок.35

Митридат II ок. 31 (Антиох II, не правил) ум. в 29 до н.э.

Митридат III ок. 20

Антиох III ум. в 17 н.э. (После его смерти Коммагена была присоед. к Рим. империи)

Антиох IV 38 - 72 н.э.

* Птолемей, зависимый правитель («эпистат») Коммагены с 170 до н. э. объявил о своей независимости от Сирии ок. 163/162 до н. э.

КОММЕНДАЦИЯ

КОММЕНДАЦИЯ - в Др. Риме право, присвоен. Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранивш. респ. должности. В период упадка поздней Рим. империи К. означала отдачу отдельными лицами, а иногда и населением целой общины себя и своего имущества под патронат «сильнейших».

КОММОД

КОММОД - М. Аврелий К. Антонин (31.08.161 - 31.12.192) - рим. император с 17.03.180, сын Марка Аврелия и Фаустины. Уже в 166 был провозгл. цезарем, а в 177 - августом и соправителем. Вступив на императорский престол, К. поспешил заключить мир с маркоманнами, квадами и сарматами, отказавшись от агрессив. политики его предшественников в придунайских р-нах; одноврем. им были подавлены многочисл. восстания в пров. Британии, Галлии, Германии и Африке. В период своего правл. К. всецело опирался на рим. армию и поручил управл. госуд. преторианским префектам и своим фаворитам. Он покончил с благосклонной к сенату прежней политикой отца, требовал своего обожествления, участвовал в боях гладиаторов, всемерно поощрял распростр. ближневост. культов и стремился к установл. неогранич. самодержавной монархии. Кровавое подавл. заговора в 183 и становивш. все более очевидной жестокость К. (в особенности с 191) привели к образованию враждеб. ему оппозиции со стороны сената. В 192 любовница К. Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет, узнав случайно, что К. решил их казнить, убили его. Сенат одобрил их поступок и объявил К. врагом отечества. К. был последним императором из династии Антонинов.

КОММОДИАН

КОММОДИАН - христ. лат. поэт, выходец из Сирии, написал в 3 или 4 в. трактат - назидание язычникам и христианам, изобилующий заимствов. из Киприана. В нем К. предстает приверженцем хилиазма, верит в пришествие тысячелетн. царства антихриста, предвестником к-рого считал Нерона.

КОМОС

КОМОС - шествие с пением и музыкой, к-рое устраивали после симпосия его участники, в т.ч. и гетеры. К. имеет культовое происхожд. К слову «К.» восходит слово «комедия». На вазах кон. 6 - нач. 5 в. до н.э. имеется мн. превосходных изображ. К. Судить о деревенском К. мы можем по комедии Аристофана «Ахарняне».

КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРМИИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРМИИ - в греч. госуд. 5 в. до н.э. каждый гражданин был обязан защищать свой полис. Призыв военнообязанных в случае войны проводился на основании списка, в к-рый были занесены поименно и с указанием года рожд. приписан, к коннице или пехоте мужчины с 18 лет. Начиная с 4 в. до н.э. армия набиралась частично из наемников. Таким же обр. комплектов, и рим. армия.

КОНИСТРА

КОНИСТРА - место, посыпан, мелким песком. В гимна-сии это палестра, где занимались борьбой, в театре - орхестра, к-рая часто не была вымощена, и перед спектаклем ее посыпали чистым песком.

КОНКОРДИЯ

КОНКОРДИЯ - в Риме персонифиц. и обожествл. понятие согласия, понимавш. как согласие между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи - между императорами и их соправителями. Первый храм К. был открыт на Форуме в 387 до н.э. Фурием Камиллом по случаю примирения патрициев и плебеев. Др. храмы К. сооружались по аналогич. случаям (напр., в 44 до н.э. в память достигнут, при Цезаре согласия между гражданами после окончания гражд. войн). В эпоху империи К. с эпитетом Августа (как воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображ. на монетах и имела святилища в разных частях рим. мира.

КОНКУБИНАТ

КОНКУБИНАТ - сожительство мужчины и женщины без заключ. брака. В Риме в эпоху Империи условно признав, законным у воинов, а также в случае постоян. сожительства при возможности брака, напр., сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами; позднее под влиянием христианства был наказуем как т.н. свободный брак.

КОНОН

КОНОН - афинский военач. Неоднократно избирался стратегом и навархом (нач. флота). Один из руковод. афинск. флота в конце Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. После пораж. при Эгоспотамах (405) добровольно ушел в изгнание и поселился у правителя о. Кипра Эвагора. Здесь К. построил на средства Персии флот и в 394 у о. Книда нанес спартанцам сокрушит, пораж., ставшее поворотным моментом в ходе Коринфской войны. В 394 - 392 К. оказал большую воен. и финанс. помощь антилакедемонской коалиции, освободил от власти Спарты мн. ионийские и о-вные греч. полисы; торжественно был принят в Афинах, к-рым помог заново отстроить осн. укрепл. города и даже, видимо, пытался восстановить порядки времен существования афинской мор. державы. Усиление Афин вызвало недовольство в Персии, куда был вынужден отправиться К. Дальнейшая его судьба точно неизвестна (погиб в Персии или вернулся на Кипр и умер).

КОНОПЛЯ

КОНОПЛЯ - использов. для плетения. Со временем для этих целей стали употреблять гл. обр. ковыль (эспарто) и лыко. Лишь во Фракии продолжали плести из К. Из особого сорта К. изготавлив. такелажные канаты.

КОНРАД II

КОНРАД II - император Свящ. Рим. империи 1024-1039, основатель Франко некой (Салической) династии.

КОНС

КОНС - один из древнейших рим. аграрных богов, почитавш. вместе с богиней Опс, страж зерновых запасов, убиравш. на зиму в подзем, хранилища. Его закрытый подзем, алтарь открывался только дважды в год (21 авг. и 15 дек.) в праздник консуалий, когда ему приносились жертвы, устраив. бега, состязались пастухи, украшались венками лошади, мулы, ослы. По преданию, во время консуалий были похищены дочери, приглаш. Ромулом на праздник сабинян. Впослед. консуалий слились с праздником «конного» Нептуна, а сам К. по созвучию его им. со словом «совет» счит. богом добрых советов.

Предыдущая страница Следующая страница