Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРА")

ЭНЕРГИЯ

ЭНЕРГИЯ - сила воздействия. Аристотель использовал философ. понятие Э. для различения «Осуществления» вещей в их форме (напр., кувшин) от простой (активной и пассивной) «возможности» осуществления (горшок = глина + сила). Как способность физич. системы производить работу Э. в античности не определялась, впервые на это обратили внимание алхимики (Зосима из Панополиса, «24 книги об энергии»).

ЭНИАЛИОС

ЭНИАЛИОС - «воинственный»; дополнит. имя или прозвище греч. бога войны Ареса.

ЭНИО

ЭНИО - в греч. миф. богиня войны, спутница Ареса, его дочь или сестра. Э. вносит в битву смятение. С ней отожд. рим. Беллона.

ЭНИОХИ

ЭНИОХИ - Гениохи - древ. племена Кавказа, упомин. в урартских клинописных надписях (8 в. до н.э.) и позднее - антич. авторами. Э. жили в предгорьях Кавказа, в Колхиде, в р-не Диоскуриады.

ЭНКАУСТИКА

ЭНКАУСТИКА - техника рисования, при к-рой жидкая восковая краска посредством разогревания вплавляется в грунтовую основу (напр., в дерево). В античности Э. применялась в числе прочего для изготовл. портетов мумий.

ЭНКИ

ЭНКИ - Эйя, Эа, Хайа - одно из гл. божеств шумеро-аккадского пантеона. Бог-покровитель г. Эреду(г), одного из древнейших культовых центров. Э. - хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, влады-ка божеств. сил ме, часто защитник людей перед богами, помощник людей и богов во всех трудных делах. Первые письменные сведения об Э. восходят примерно к периоду Фары и Абу-Салябиха (27 - 26 вв. до н.э.) Супруга Э. - Дамгальнуна (аккад. Дамкина), сын - бог-целитель Асалдухи - (позднее идентиф. с Мардуком), в аккадской миф. - Мардук; дочь Э. - богиня Нанше. Посол - двуполое (?), божество Исимуд.

ЭНКИДУ

ЭНКИДУ - в шумерской мифо-эпич. традиции слуга, раб Гильгамеша; в аккадской - герой, соратник и друг Гильгамеша, его побратим. В шумерском эпосе Э. - существо довольно безликое. В аккадском эпосе наблюдается эволюция образа по линии становления героич. личности: Э. создается из глины (т.е. так, как был создан первый человек) богиней Аруру по просьбе богов как соперник (и двойник?) Гильгамеша. Тело Э. покрыто шерстью, он не знает цивилизации, живет в степи, близок диким животным, защищает их от охотников. Соприкоснувшись с цивилизов. жизнью (воплощением этого в эпосе явл. соблазнение Э. блудницей, вкушение им хлеба и вина), Э., подобно деревенским пастухам, защищает стада от диких зверей с оружием в руках. Встреча с Гильгамешем, героем равным ему по силе, преображает Э. Он призывает Гильгамеша к героич. поступкам и в результате оказывается искупит. жертвой за своего побратима: боги, разгнев. убийством Хувавы, посылают ему болезнь и смерть (Э. умирает, может быть, вместо Гильгамеша).

ЭНКОМИЙ

ЭНКОМИЙ - хвалебная песнь в честь богов или людей, исполняется во время празднич. шествий, близка застольным песням (сколиям). Пиндар в кач-ве инструментов, сопровождающих его победные песни, называет формингу, лиру и флейту (авлос). Э. в честь князей, победителей соревнований и т.д. писали Симонид, Пиндар, Вакхилид, Феокрит, Овидий, Варий. Э. в прозе - это панегирики или риторич. упражнения, в к-рых освещались преим. миф. образы и их добродетели, но нередко затрагивается др. тематика. Э. оказали влияние на написание биографий.

ЭНЛИЛЬ

ЭНЛИЛЬ - Эллиль - один из гл. богов шумеро-аккадского пантеона. Э. - бог покровитель Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза, очень рано стал общешумерским богом. Его имя зафиксировано уже в древнейших пиктографич. текстах из Джемдет-Наср (рубеж 4 - 3 тыс. до н.э.). В списках богов из Фары (26 в. до н.э.) Э. занимает второе место после своего отца бога неба Ана, к-рого он в ряде случаев превосходит. Гл. эпитеты Э.: Кур-галь («Великая гора», «Могучий утес», - гл. храм Э. в Ниппуре носил назв. «Экур», т.е. «дом Горы»), «владыка всех стран», а также «отец богов» (титул Ана); «владыка, определяющий судьбы», «господин, чьи слова неизменны». Термин «энлильство» означает «господство», и этим кач-вом может обладать любой могуществ. бог (так, «энлильство над богами» получают Мардук и Ашшур), отсюда эпитет Э. - «Энлиль всех богов». Супруга Э. - Нинлиль (его жен. параллель), сыновья - его первенец лунный бог Нанна, боги войны Нинурта и Нингирсу (иногда идентиф.), бог бури (Им?, по др. версиям, он - сын Ана), бог палящего солнца и преисподней Нергал, бог-судьба Намтар (сын Э. и владычицы подзем. мира Эрешкигаль. В образе Э. довольно отчетливо выражены и черты носителя культуры, создателя вселенной. Э. «забрал себе» (создал) землю, подобно тому как Ан - небо (миф. запевка в тексте о Гильгамеше, Энкиду и подзем. мире), он создал мотыгу, богов Лахар и Ашнан - вместе с Энки. Символ Э. тот же, что и символ Ана, - рогатая тиара, стоящая на свящ. алтаре.

ЭНМЕРКАР

ЭНМЕРКАР - шумерский мифо-эпич. герой, полулегенд. царь Урука, сын основателя I династии Урука Мескингашара (последний, по легенд. традиции, отмеченной шумерским «царским списком» 21 в. до н.э., - сын солнеч. бога Уту). Правил, согл. этому списку, 420 лет. Сохран. два эпич. предания об Э. Оба посвящены войнам-спорам этого правителя с владыкой Аратты.

ЭНМЕШАРРА

ЭНМЕШАРРА - в шумерской миф. бог подзем. царства, один из древнейших богов Э. и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Э. - семеро детей.

ЭННА

ЭННА - город в Италии, в цент. части о-ва Сицилия.

ЭННЕАДА

ЭННЕАДА - девятка богов - в егип. миф. девять изначальных богов г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогонич. и космогонич. систему. По образу гелиопольской в др. городах создавались свои девятки богов.

ЭННЕАДЫ

ЭННЕАДЫ - произв. Плотина, систематизир. и изданные его учеником Порфирием в шести Э. (разделы по 9 статей).

ЭННИЙ

ЭННИЙ - Квинт (239 - 169 до н.э.) - рим. поэт. Родился в Юж. Италии, с 204 жил в Риме. С детства знал греч. язык. В своей лит. деятельности был идеологом умеренной рим. аристократии, стремивш. насаждать на рим. почве лит. и философские традиции Др. Греции. Был участником кружка Сципиона. Из многочисл. соч. Э. сохран. фрагменты - свыше 1100 стихов. Крупнейшее произв. Э. - эпич. поэма «Анналы» (18 кн.), прославляющая подвиги Энея и кончая совр. Э. полководцами. В «Анналах» впервые в рим. лит-ре применен гекзаметр. Трагедии Э. явл. свободной переработкой сюжетов Еврипида, реже - Эсхила; Э. написал также две трагедии на рим. темы, комедии, дидактич. философскую поэму «Эпихарм», т.н. сатуры - морально-назидат. произв. на различ. темы.

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ - 1. Миф. царь Писы в Элиде, состязался в колесничном беге с женихами своей дочери Гипподамии. Обгоняя, он поражал их сзади копьем. Убив мн. женихов, сам он был убит Пелопсом.

2. Один из вождей (наряду со Спартаком и Криксом) великого восстания рабов в Италии в 73 - 71 до н.э.

ЭНОМОТИЯ

ЭНОМОТИЯ - подразделение спарт. армии, часть фаланги, состояла из 64 гоплитов. В походах Э. расчленялась на более мелкие единицы.

ЭНОНА

ЭНОНА - в греч. миф. нимфа, первая супруга Париса.

ЭНОХОЯ

ЭНОХОЯ - ойнохоя - др.-греч. сосуд для разливания вина и др. напитков - небольшой кувшин с плоским дном, округлым туловом, узким горлом и одной высокой ручкой; край Э. имеет три смежных канала для слива (спереди и по бокам), благодаря чему удобно было разливать жидкость в неск. сосудов, не поворачивая Э. Форма Э. была устойчивой и изменялась лишь в деталях. Э. были широко распростр. в обиходе рядового населения Др. Греции. Парадные Э. покрывались худож. росписью.

ЭНСИ

ЭНСИ - в Др. Месопотамии с 27 - 26 вв. до н.э. правитель гор.-госуд. Обладал жреч. и адм. полномочиями, командовал дружиной из людей, зависевших лично от него или от храмовых х-в, к-рые Э. нередко возгл. Власть Э. была ограничена советом старейшин и нар. собранием; нередко Э. подчинялись воен. вождям-гегемонам (лугалям). При III династии Ура (21 в. до н.э.) Э. превратились в назна-чаемых царем окружных начальников. Во 2-м тыс. до н.э. Э. называли земледельцев-издольщиков царских и храмовых х-в, лишенных собственности на средства произ-ва и подвергавш. полурабской эксплуатации.

ЭНТАСИС

ЭНТАСИС - небольшое утолщение в сер. ствола колонны (дорич. ордера). Обусловлено стремлением создать впечатление напряженности и устранить оптич. иллюзию вогнутости ствола. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ - один из терминов натурфилософии Аристотеля, означающий актуал. действительность предмета (осуществл. единство предмета, свойства и образа действий). Конкретными предпосылками этого единства явл. определ. материя, форма и естеств. предрасположенность вещи. В зависимости от состояния веществ Аристотель выделяет первую (или простую) и вторую (высшую) Э. Так, душа явл. первой Э. природного тела, наделен. жизнеспособностью. В истории философии Э. часто трактовалась идеалистич., как внутр. жизн. сила.

ЭНТЕМЕНА

ЭНТЕМЕНА - правитель (энси) Лагаша, шумерийского раннего рабовлад. гор.-госуд. в Юж. Месопотамии 25 в. до н.э. Продолжал борьбу с соседним шумерийским г. Уммой, начатую его предшественником - Эаннатумом. В память победы над Уммой был составлен т.н. «ист. ко-нус», на к-ром описана история взаимоотношений Лагаша и Уммы. Сохран. также надписи Э. из гг. Ниппура и Ура.

ЭОЛ

ЭОЛ - в греч. миф.:

1. Родонач. племени эолийцев, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона и Пирры, правнук Прометея, брат Дора и Ксуфа. Э. воцарился в Фессалии и от Энареты имел семерых сыновей и пятерых дочерей среди них: Сисиф, Афамант, Салмоней и Алкиона.

2. Бог ветров, обитавший на о-ве Эолия. Отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. У Гомера Э. владыка ветров, вручает Одиссею завязан. мешок с бурными ветрами, оставляя провожатым Зефира. Однако спутники Одиссея развязали мешок и навлекли страшную бурю, к-рая прибила корабль Одиссея снова к берегам Эолии, откуда Э. уже изгоняет Одиссея.

ЭОЛИДА

ЭОЛИДА - насел. преим. эолийцами греч. обл. на эгейском побережье М. Азии (Троада, Мизия, Лидия) с приле-гающими о-вами (Лесбос, Тенедос). К южноэолийским городам относилась Кима, а позднее и ионич. Смирна, к североэолийским - города, образовавшие в период Рим. империи Эолийский союз городов. Начиная с 546 до н.э. Э., находивш. под властью Креза, входила в состав империи персов; позднее принадлежала к Афинскому союзу, а с 404 до н.э. была вновь завоев. персами. Освобожд. Александром Македонским, Э. принадлежала затем Пергамскому царству, нек-рое время царству Селевкидов и со 133 до н.э. вновь Риму.

ЭОЛИЙСКИЕ ОСТРОВА

ЭОЛИЙСКИЕ ОСТРОВА - группа о-вов вулканич. происхожд. к С.-З. от Сицилии. Совр. назв. - Липарские о-ва (Липари, Вулкано, Стромболи). В 6 в. до н.э. были заселены греч. колонистами с о-вов Книд и Родос, с 289 до н.э. принадлежали Карфагену, а с времен 1-й Пунической вой-ны - Риму.

ЭОЛИЙЦЫ

ЭОЛИЙЦЫ - одна из основных групп др.-греч. племен (наряду с ионийцами и дорийцами). Древнейшим центром расселения Э. была, по-видимому, Вост. Фессалия. Отсюда в кон. 2-го тыс. до н.э. началась колонизация Э. остальной части Фессалии и Беотии, затем сев.-зап. части М. Азии (обл., получившей назв. Эолида, где были осн. гг. Кима, Илион, Антандр и др.) и близлежащих к ней о-вов Лесбос и Тенедос. Колонизация Э. малоазийского побережья, борьба с местными племенами нашли отражение в «Илиа-де» Гомера.

ЭОН

ЭОН - утвердивш. к нач. эллинистич. эпохи понятие мира и вечности, персониф. в греч. пантеоне в сыне Хроноса. В Александрии праздник в честь Э. отмечался одноврем. с торжествами по случаю наступл. нового года. Свое распростр. культ Э. получил благодаря религ. представлениям об Э. персов в мистериях, посвящ. богу Митре; в них он изображ. божеством, имеющим человеч. тело, обвитое змеями, со львиной головой. Манихейство и христ. гностика, как и Новый завет, выдвинули дуалистич. учение о «сущем и грядущем Э.»

ЭОС

ЭОС - в греч. миф. богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Э. с Астреем породили ветры: Борея, Нота и Зефира, также звезды. Гомер описывает богиню Э. «розо-пеструю», поднимающ. со своего ложа, где она почивала вместе с возлюбл. Титоном, прекраснейшим сыном троянского царя Лаомедонта, от к-рого она родила Мемнона. Афродита отомстила Э. за то, что она разделила ложе с Аресом, и вселила в нее постоянное желание. Она похитила Ориона и Кефала.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД (ок. 418 - 362 до н.э.) - др.-греч. полководец и политич. деятель. В 70 - 60-е гг. 4 в. (после демократич. переворота в Фивах в 379) вместе с Пелопидом возгл. Фиванское госуд. и воссозд. на демократич. началах Беотийский союз. В 371, будучи одним из беотархов, применил новое боевое построение, т.н. косой строй, и одержал блестящую победу над спартанцами при Левктрах, затем неоднократно возгл. беотийские вторж. в Пелопоннес (в 370/369 - вместе с Пелопидом, 369, 367 и 362). Во время последнего похода, развивая новую тактику, примененную при Левктрах, Э. добился победы в сраж. при Мантинее, однако сам был смертельно ранен и вскоре умер.

ЭПАНАГОГА

ЭПАНАГОГА - краткий сборник правовых норм, составл. в Византии (после 879) от имени имп. Василия I (867 - 886) и его сыновей Льва и Александра. Нормы Э. восходят преим. к Прохирону и через него к рим. праву, однако авторы Э. свободнее, чем составители Прохирона, отходили от рим. традиций. В Э. дана новая трактовка прав патриарха, разработ. под несомн. воздействием Фотия: в нарушение принципа визант. автократии (самодержавия) императора в ней предложена концепция о двух взаимодополняющих властях - императорской и пат-риаршей. В Э. включено постановление, запрещавшее сановной знати лишать подчинен. лиц их зем. владений (будь то оформлено в виде дарения или как покупка). В обл. семейного права сохран. нормы Эклоги (в частн., элементы выкупа жены при заключении брака), восходившие не к рим., а к вост. праву (преим. к Сирийскому законнику 5 в.).

ЭПАРХ

ЭПАРХ - в Византии градонач. Константинополя, Подчинялся непосредственно императору. Э. имел большой штат служащих, воен. отряд, тюрьму. В его функции входили: предупреждение и подавление мятежей, сохран. спокойствия в столице, организация снабжения Константинополя продовольствием и ремесл. изделиями, регулирование цен на предметы широкого потребления, контроль над составом и деятельностью ремесл. и торг. корпораций, суд. разбор рыночных конфликтов и др. После 1204 фактич. должность Э. была упразднена.

ЭПАРХА КНИГА

ЭПАРХА КНИГА - офиц. свод уставов константинопольских ремесл. и торг. корпораций, находивш. в ведении эпарха. Была составлена, по-видимому, в нач. 10 в. и, очевидно, в дальнейшем пополнялась новыми распоряжениями.

ЭПАФ

ЭПАФ - Епаф - в греч. миф. сын Зевса (букв. дитя «прикосновения» Зевса) и Ио, к-рая родила его на берегу Нила, приняв там снова человеч. облик после преследований Геры. Э. унаследовал власть в Египте после смерти мужа Ио Телегона, ставшего приемным отцом Э. От брака Э. и Мемфиды - дочь Ливия, родившая от Посейдона Агенора и Бела, родонач. великих фиванских и аргосских героев.

ЭПЕЙ

ЭПЕЙ - в греч. миф. участник Троянской войны, строитель дерев. коня. Он один из наименее уважаемых ахейских воинов, отличающ. лишь грубой физич. силой; на погребальных играх в честь Патрокла он одерживает победу в кулачном бою, но терпит позорное пораж. в метании диска. По Стесихору, Э. носил воду Атридам. Согл. «Малой Илиаде», к стр-ву коня Э. побудила Афина, желая т.о. возвысить его среди др. героев. По др. версии, восходящей, вероятно, к «Эфиопиде», идея создания дерев. коня принадлежит Одиссею, к-рый избирает Э. как уже извест-ного мастера. Платон называет Э. скульптором; в храме Аполлона Ликейского в Аргосе в ист. время показывали статую Гермеса работы Э. У Каллимаха излагается рассказ о статуе Гермеса, сделанной Э. во время пребывания ахейцев под Троей и занесенной мор. волнами в Энос на фракийское побережье, где она стала предметом культового почитания.

ЭПИГАМИЯ

ЭПИГАМИЯ - гарантиров. договором право заключения брака между гражданами разных греч. госуд. Закон об Э. 451 до н.э. требовал для обеих сторон, вступающих в брак, полных гражд. прав. В эллинистич. время Э. и энктесис (право приобретения земельного участка внутри страны, предоставляемое также неполноправным гражданам) спец. оговаривались в договорных обязательтвах межгос. союзов.

ЭПИГОНЫ

ЭПИГОНЫ - в греч. миф. сыновья вождей, выступавших в поход против Фив и погибших под стенами этого города. Э. отправляются в новый поход на Фивы, чтобы отомстить за смерть отцов. Обычно в источ. дается интервал в десять лет между походом семерых и походом Э. В отличие от похода семерых, поход Э. начинается при благоприятных предзнаменованиях, указывающих на готовность богов помогать Э.; в ответ на это Э. обещают посвятить в Дельфы лучшую часть захвач. добычи. Состав Э. варьируется в зависимости от того, кто был включен в число семерых. Непременными участниками похода явл. возглавляющий его Алкмеон (сын Амфиарая), Эгиалей (сын Адраста), Ферсандр (сын Полиника), Диомед (сын Тидея), Сфенел (сын Капанея). Если в походе семерых в живых остается лишь Адраст, то в походе Э. погибает только Эгиалей, к-рого сражает Лаодамант, сын Этеокла; его, в свою очередь, убивает Алкмеон. После этого фиванцы по совету Тиресия посылают к аргивянам вестника для переговоров о мире, а сами под прикрытием ночи покидают город. Обнаружив это, Э. разоряют город и отправляют в Дельфы захвач. ими дочь Тиресия Манто с частью добычи. О дальнейшей судьбе жителей Фив существуют различ. версии: по одной - они обосновались в Фессалии, по др. - в Иллирии, по третьей - часть их вернулась в Фивы и признала царем Ферсандра.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА - первонач. надписи на памятниках, жертвоприношениях и т.д., принадлежит к исконно греч. творч. жанрам. Ее отличит. признак - меткость выражений и (с 8 в. до н.э.) метрич. форма (в осн. элегич. дистих). С 4 в. до н.э. Э. потеряла свою первонач. функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Э. значит. доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаич. произв. ко времени Перс. войн возникли полные простоты и благород. достоинства Э. с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до н.э. появл. т.н. аттич. Э., ее признаком явл. перегруженность софистич. и риторич. элементами. В противоположность этому (примыкая к произв. Симонида 5 - 4 вв. до н.э.) развивалась форма, в к-рой проявл. углубленность, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна). В эпоху эллинизма известны две школы Э.: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионич., в к-рой естественность языка связана с реалистич. изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в сер. 3 в. На рубеже 2 в. этот жанр вновь расцвел в финикийской школе, примыкаю-щей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Э. (эпитафии животным). С 1 в. до н.э. Э. знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии). В рим. лит-ре этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Лит. лат. Э. имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторич. школах для усовершенствования яз. существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Э. в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они все больше содержали насмешливо-сатирич. черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Э. Марциала, к-рые оставались образцом вплоть до современности. В хри-стианстве Э. распростр. с 4 в. н.э. преим. как надгробные и посвящ. мученикам надписи, но имели и др. содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Вы-дающ. авторами христ. Э. были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Э. (лат., реже греч.) была излюбл. формой энкомиастич. и полемич. произв.

ЭПИДАВР

ЭПИДАВР - порт. город на С.-В. Арголиды, одноврем. курорт с населением, первонач. ионич. происхождения, затем доризирован Аргосом. Э. был политич. независим, позднее примкнул к Спарте. Своей славой обязан располож. в 10 км к 3. от города святилищу Асклепия, к к-рому издалека стекались больные в надежде на исцеление. В Э. имелись термы, стадион, палестра, Одеон, храм Асклепия, построен. в 390 до н.э., и Толос, в к-ром, как полагают, содержались свящ. змеи. Гармонично спланиров. и хорошо сохранивш. театр 3 в. до н.э. и теперь используется по своему назначению. В 55 рядах, располож. уступами, находятся 12000 мест для зрителей.

ЭПИДАМН

ЭПИДАМН - колония Керкиры и Коринфа на иллирийском побережье. Изгнание олигархов из Э. в 435 до н.э. послужило одной из причин Пелопоннесской войны. В рим. время Э.-Диррахий, важнейшая переправа через Адриатику из Брундизия (Брундизи), совр. Дуррес.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (ок. 50 - ок. 138) - греч. философ-стоик. Был рабом, затем отпущен на волю. Обучался философии у Мусония Руфа. Был учителем философии в Риме до изгнания философов Домицианом в 90-х гг. Удалился в Никополис, в Эпире, где открыл школу. Там его слушал Арриан, записавший его учение в двух соч.: «Беседы» и «Руководство». Э. интересовался исключ. моралью (не отвергая, однако, ни логики, ни физики Др. Стои).

ЭПИКУР

ЭПИКУР (341 - 270 до н.э.) - др.-греч. философ-мате-риалист. Род. на о. Самос в семье школьн. учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. школу - «Сад» (по имени Э. - эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. н.э. и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма. Свое учение Э. излагал в беседах, многочисл. письмах и соч. Им было написано ок. 300 соч., большая часть к-рых не сохран. Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом явл. принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; осн. элементы миро-здания: атомы - первонач. материальные тела и пустоты - занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. Э. отвергал «мир идей» Платона и «первый двигатель» Аристотеля. Кол-во миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первонач. скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следоват., смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувств. состояние тела. Э. признает существование богов - блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающ. в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом - вымышл. существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредств. связанном с физикой и каноникой, Э. стремился найти пути к счастл. жизни.

Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естеств. и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувствен. наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастл. жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от др. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский хар-р: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порожд. мудростью: мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное. Мудрость Э. рассматр. как врачебное иск-во, исцеляющее людей от душевных страданий.

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - др.-греч. философская материалистич. школа, созданная Эпикуром в Афинах ок. 307 (или 306) до н.э. Школа была основана в спец. для этой цели приобрет. саду, к-рый получил назв. «сад Эпи-кура». Эпикурейская философия, как и мн. др. философ-ские учения эллинистич. периода, преследовала прежде всего цель указать человеку правильный путь в жизни, следуя к-рому человек приобретал бы безмятежность души и счастье. Школу посещали не только мужчины, но и женщины. В отличие от др. школ эллинистич. периода, часто сближавш. друг с другом с теч. времени и становивш. эклектическими, Э. ш. в своем учении оставалась неиз-менной и просуществовала до сер. 4 в. н.э. Очень широкое распростр. эпикурейская философия получила в 1 в. до н.э. - 2 в. н.э., особенно в Италии. Наиболее известны следующие представители Э. ш.:

1. Непосредств. ученик Эпикура Метродор - автор произв. полемич. хар-ра.

2. Аполлодор (2 в. до н.э.) - автор многочисл. работ (ок. 400).

3. Зенон из Сидона - ученик Аполлодора.

4. Федр, слушателем к-рого был Цицерон.

5. Филодем из Гадар, учивший в школе Сирона, автор многочисл. трактатов по вопросам лит-ры, истории, философии, логики, риторики, эстетики, политики.

ЭПИЛЛИЙ

ЭПИЛЛИЙ - короткие повествования, написан. гекзаметром. Э. получил распростр. благодаря Каллимаху, к-рый отверг использование крупномасштабных форм поэзии в пользу малых форм. Э. предпочитает миф. материал и любовные мотивы, стремится к достижению худож. совершенства вплоть до деталей. В эллинизме этот жанр получил широкое распростр.; каллимаховская «Гекала» считалась образцом. В Риме также часто прибегали к этому жанру. Ряд отрывков Вергилия и Овидия, прежде всего в «Метаморфозах», могут быть отнесены к Э.

ЭПИЛОГ

ЭПИЛОГ - в др.-греч. драме заключ. монологич. обращение к зрителям, объясняющее замысел автора, значение происходивших событий или защищающих пьесу и игру актеров.

ЭПИМЕНИД

ЭПИМЕНИД - в Др. Греции полумифич. жрец, иногда причисл. к семи мудрецам. По преданию, родился на о-ве Крите; будучи послан однажды отцом пасти овец, заснул волшебным сном и проспал 57 лет; во время сна был наделен даром исцеления больных и очищения виновных. Его появление в Афинах связывали с событиями, наступившими после подавл. т.н. Килоновой смуты (2-я пол. 7 в. до н.э.); Э. якобы совершил (нач. 6 в. до н.э.) очищение афинян от пролитой крови граждан и избавил их от чумы. Э. считался автором соч. на миф. и религ. темы; сохран. неск. фрагментов из его поэмы «Теогония». Платон относил деятельность Э. примерно к 500 до н.э.

ЭПИМЕТЕЙ

ЭПИМЕТЕЙ - в греч. миф. сын титана Иапета и океаниды Климены, брат Прометея, Атланта и Менетия. Э. отличался недалеким умом (букв. «крепкий задним умом») и взял в жены посланную ему Зевсом Пандору, забыв о наставл. Прометея ничего не принимать от Зевса. Дочь Э. и Пандоры Пирра стала супругой сына Прометея Девкалиона.

ЭПИНИКИЙ

ЭПИНИКИЙ - хвалебная песнь в честь победителей (в войне или в спорт. состязаниях), исполнялась по возвращении победителя на родину в сопровожд. хора и танцев. Материал для Э. различен (мифы, личность и родина победителя, гномы), в исполнении сущест-вовал определ. порядок: метрич. структура основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода. Основоположник этого жанра - Симонид из Кеоса; крупнейшими представителями были также Пиндар (его Э. сгруппированы по местам соревнований) и Вакхилид.

ЭПИР

ЭПИР - древ. страна в Сев. Греции; предполагают, что Э. был древнейшим местопребыванием греч. племен, откуда они в дальнейшем расселились по Балканскому п-ову и о-вам Эгейского м. В ист. время Э. был населен родств. иллирийцам племенами хаонов, молоссов, феспротов и др. Видимо, эти племена вытеснили древнейших греч. обитателей Э., хотя на его терр. в Додоне оставалось чтимое всеми греками святилище Зевса и оракул. В 6 - 5 вв. до н.э. наиболее сильными в Э. были хаоны, образовавшие плем. федерацию, возгл. двумя ежегодно сменявш. предводителями из знатных родов. В дальнейшем преобладание перешло к молоссам, при одном из царей к-рых - Пирре весь Э. в кон. 4 - нач. 3 вв. до н.э. был объед. в единое госуд. (после чего за всем населением Э. утвердилось назв. эпиротов). В 168 до н.э. Э был завоеван римлянами, разрушивш. свыше 70 городов и угнавшими в рабство ок. 150 тыс. эпи-ротов. Со времени Августа (27 до н.э. - 14 н.э.) терр. Э была включена в состав рим. провинции Ахайя. В правл. имп. Траяна Э. был соед. с Акарнанией и образовал провинцию Э., в кон. 3 в. был объед. в одну провинцию с частью Иллирии.

ЭПИРРЕМА

ЭПИРРЕМА - 1. В древ. аттич. комедии часть параболы (обращения хора к зрителям). Исполнялась предводит. полухория в быстром трохаич. ритме. Э. соотв. точно повторявш. ее в метрич. отношении антэпиррема предводителя второго полухория.

2. Часть агона - спора действующих лиц комедии. Представляла собой диалог, в к-ром один из спорящих излагал свои аргументы, а др. возражал на них краткими репликами.

ЭПИРСКИЙ ДЕСПОТАТ

ЭПИРСКИЙ ДЕСПОТАТ - условное наимен. к-рым обозначали в ист. лит-ре Эпирское царство (это последнее назв. утвердилось как более точное с 60-х гг. 20 в.).

ЭПИСОДИЙ

ЭПИСОДИЙ - 1. Появление или присоед. артиста к уже стоящему на сцене хору, игравшему в греч. драме первонач. гл. роль; впослед. вообще любые диалоги (между партиями хора), в к-рых развертывается действие. Э. - ранняя форма театрал. акта.

2. Все отрезки действия в драме, эпосе и речи, относит. самостоят. и оформл. детали, в противоположность сюжету, определявш. осн. линию. Если Э. несущественны для гл. темы, они остаются вставками (эпизодами).

ЭПИСТАТ

ЭПИСТАТ - должностные лица органов местного управл., напр., назначаемые по жребию Э. притании в Афинах, в грекорим. Египте - руководитель суд. и полицейских органов обл., в Птолемеевском госуд. - царский чиновник, осуществляющий контроль за имуществом храмов.

ЭПИСТИЛЬ

ЭПИСТИЛЬ - каменная балка, нижняя деталь балочной конструкции, осуществляет переход от опорного к несущему элементу постройки, «то, что лежит на колоннах».

ЭПИТ

ЭПИТ - в греч. миф.:

1. Аркадский царь, сын Гипофоя, отец Кипсела. Э. осмелился войти в святилище Посейдона в Мантинее, что было запрещено людям. Нарушив запрет, Э. ослеп и вскоре умер.

2. П. правнук первого, младший сын царя Мессении, одного из Гераклидов Кресфонта и Меропы, дочери Кипсела. Кресфонт был убит вместе со своими старшими сыновьями, а Э. отдан матерью (насильств. взятой в жены узурпатором Полифонтом) на воспитание деду Кипселу. Когда Э. вырос, он тайно возвратился в Мессению, убил Полифонта и вернул себе отцовский трон. Э. так мудро правил страной, что его потомков стали называть не Гераклидами, а Эпитидами. Миф о мести Э. изложен Гигином по недошедшей до нас трагедии Еври-пида «Кресфонт».

3. Аркадский царь, сын Элата. Погиб на охоте от укуса змеи и был похоронен на месте своей гибели.

ЭПИТАДЕЙ

ЭПИТАДЕЙ (4 в. до н.э.) - спарт. эфор. С именем Э. связано проведение закона, отменявшего древ., приписыв. еще Ликургу, установление о неотчуждаемости и неделимости клеров (зем. участков, предоставлявш. вместе с обрабатывавш. их илотами всем полноправным гражданам Спарты - спартиатам) и разрешавшего передачу их и др. имущества в порядке дарения или по завещанию. Следствием закона Э. явилась концентрация земли в руках немногих, уменьшение числа полноправных граждан, глубокий соц. кризис, связанный с обострением классовой борьбы.

ЭПИТАЛАМА

ЭПИТАЛАМА - в антич. лит-ре свадебная песня, исполнявш. на брачных торжествах. Определен. строя не имела; метры произвольны. Известны Э. антич. поэтов: др.-греч. - Анакреонта, Гесиода, Сапфо, др.-рим. поэта Катулла.

ЭПИТАФИЯ

ЭПИТАФИЯ - траурная речь, к-рую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающ. граждан Афин. Э. строится по обычной, традиц. схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключит. часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одноврем. речь славит г. Афины и его гос. устройство. Среди немн. сохранивш. известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.

ЭПИТОМА

ЭПИТОМА - лит. форма, возникшая в 4 в. до н.э. на основе сокращения крупных произв., б.ч. прозаич. Значит. выдержки делаются в целях быстрого ориентирования, особенно в спец.-науч. и ист.-науч. трудах.

ЭПИФАНИЯ

ЭПИФАНИЯ - в отличие от видений, воспринимаемых только зрительно, Э. как ист.-религ. понятие охватывает явления, воспринимаемые зрительно и на слух одноврем. или только на слух (напр., Дельфийский оракул). Э. предполагает появление божества или к.-л. др. потустор. существа, напр., ангела в иуд.-христ. верованиях, в человеч. образе (напр., олимпийские боги у Гомера), в форме проявления к.-л. сверхчеловеч. особенностей (чудеса) или под чужим обличьем (напр., Зевс в образе быка). По существу, Э. - составная часть культа, хар-рного для ранних религий, в первую очередь рим. и греч.

ЭПИХАРМ

ЭПИХАРМ - др.-греч. комедиограф 6 - 5 вв. до н.э. Жил в Сицилии. Его небольшие комедии (сохран. только фрагменты) возникли на основе фольклорных бытовых и пародийно-миф. сценок. По свидет. Аристотеля, Э. первый придал этого рода комедии хар-р худож. целого с законч. сюжетом. В комедиях Э. были изображены Геракл в виде ненасытного обжоры, Одиссей в образе лгуна и плута. Э. писал ямбом на дорийском диалекте.

ЭПОД

ЭПОД - укороч. стих, следующий за одним или неск. одинаковыми стихами, к-рый отличается от предшествую-щих ритмически (в большинстве случаев за ямбич. триметром следует ямбич. или дактилич. стопа), при этом пентаметр элегич. двустишия Э. не считается. Э. - обозначение стихотворения из такого рода парных стихов. Древнейшие Э. созданы Архилохом; Гораций ввел их в рим. поэзию. В греч. хоровой песне Э. следуют за строфой и антистрофой (противострофой) в кач-ве 3-го элемента, отличающ. в ритмич. построении. В драме он появл. после одной или неск. парных строф, часто лишь в конце хоровой песни.

ЭПОНА

ЭПОНА - Епона - в миф. кельтов Галлии богиня. Изображ. ее стоящей у лошади или сидящей на ней распростр. у континентальных кельтов.

ЭПОНИМ

ЭПОНИМ - у древ. афинян один из правителей - архонтов, по имени к-рого назыв. год.

ЭПОПЕЙ

ЭПОПЕЙ - в греч. миф.:

1. Царь Сикиона, сын Алоэя, внук Гелиоса. Э. приютил бежавшую от гнева отца фиванского царя Никтея Антиопу - мать детей Зевса, Зета и Амфиона. Антиопа стала женой Э. По завещанию отца Антиопы его брат Лик должен был наказать ее за то, что она опозорила семью. Лик взял Сикион, убил Э., а Антиопу обратил в рабство.

2. Царь о-ва Лесбос, ставший возлюбл. собств. дочери Никтилены; Афина, чтобы спасти Никтилену от позора, превратила ее в ночную птицу.

ЭПОС

ЭПОС - жанр Э. в античности охватывает длинные, широкомасштабные произв., почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Э. явл. исполнявш. при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь миф. героев. Их отличит. признаками служат метрич. форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и муз. сопровождение исполнения.

Древнейшими из дошедших до нас эпич. произв. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Возникшие на зап. побережье М. Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греч. родины, эти произв. представляли собой героич. поэмы высокого худож. достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и ее этич. представления; «Одиссея» содержит мн. нар. черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греч. Э. веками оставались связанными с Гомером. В противополож. гомеровскому Э. Гесиода хар-ризуется тематич. обращением к мифам о богах («Теогония»), изображ. быта земледельцев («Труды и дни»), дидактич. направленностью и присутствием в произв. автора.

От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпич. поэзии. В гомеровских традициях составлены: относящ. к 7 - 6 вв. до н.э. т.н. эпич. цикл (известный только по фрагментам); Э. по материалам троянских и фиванских циклов легенд, т.н. гомеровские религ. гимны; краткие изложения миф. материала для культовых потребностей; две соч. неизвест-ным автором в 6 - 5 вв. до н.э. пародии на героич. эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпич. произв. 7 - 4 вв. до н.э., в к-рых разрабатываются миф. и ист. материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов. Напротив, с Гесиодом связаны гл. обр. философские поэмы 6 - 5 вв. до н.э. (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактич. поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы ист. и миф. тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произв. эпич. поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намеков на далекие сказания. Последний значит. взлет греч. эпики - визант. нац. эпос о Дигенисе Акрите. Рим. Э. развивался в созданных греками формах - ист. и дидактич. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполн. Ливием Андроником. Первыми значит. произв., использовавшими ист. материал, были «Пуническая война» Невия, составл. по образцу текста Ливия Андроника (в нац. сатурнич. стихотворном размере), «Анналы» Энния (соч., излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязат. также и для рим. эпики). Последователями Энния в использовании ист. материала были Акций, Фурий и Гостий. Одноврем. с ист. возникают дидактич. эпич. произв. Все они по содержанию и худож. достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактич. поэме Лукреция «О природе вещей» и «Георгикам» Вергилия. Вершиной рим. Э. явл. «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхожд. гомеровской традиции и ставшая нац. Э. у римлян. Поэтич. техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений.

Множество эпич. произв. появилось во времена Империи. Их тематика включала ист. сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирич. черты (Аполлинарий Сидоний). В христ. Э. использовался преим. библ. материал (Альцим Авит).

ЭРА

ЭРА - эпоха, мера отсчета времени, последовательность лет, исчисляемых с к.-л. определенного события (так назыв. ист. эпоха). Предпосылкой для всякой Э. явл. наличие понятия астрономич. года и ист. мышления. В Др. Греции первые спорт. состязания в Олимпии 8 июля 776 г. до н.э. знаменовали начало Э. олимпиад, наряду с к-рой, однако, существовали различ. др. Э. отдельных греч. племен. Датировка в соотв. с Э. олимпиад, к-рой пользовались ученые, начиная с 200 г. до н.э., на греч. монетах не встречаются; только в период эллинизма стали чеканить монеты с указанием года, гл. обр. в Передней Азии и Египте, притом чаще правителями, чем городами. Рим. Э., начавш. с основания Рима 21 апр. 753 до н.э. (так назыв. варронова Э.) или 21 апр. 752 до н.э. (так назыв. капитолийская Э.), также использовалась только как понятие в науке (только 2 рим. монеты содержат указание на варронову Э.). В обществ. жизни годы получали назв. по имени двух правивших в данное время консулов, только на монетах имп. титул «консул» получает в титуле имп. числовое выражение. Для нумизмата особый интерес представляют следующие Э.: Э. Селевкидов, начавш. с установления господства Селевкидов в Вавилоне 1 окт. 312 г. до н.э. Царство Селевкидов (Сирийское царство) было после Египта и Македонии третьей крупной державой эпохи эллинизма. Э. Понтийского царства (на Мраморном м.), начиная с 297 до н.э., принятая также и в Вифинском царстве (также в М. Азии). Александрийская Э., начиная с 30 авг. 30 до н.э., в древности получила широкое распростр. и длит. время имела хождение на (Ближнем) Востоке. Иуд. (всемирная) Э., начиная с 7 окт. 3761 г. до н.э. (по иуд. учению - дата сотворения мира), употребляется с 11 в. и до наст. вр. Христ. Э., начало к-рой рим. монах Дионисий Малый датировал 1 янв. 754 г. от основания Рима. Понятие «христ. Э.» получило распростр. в Европе только начиная с 10 в. Мусульм. Э., начиная с 16 в июля 622 г. н.э., дня бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

ЭРАЗИСТРАТ

ЭРАЗИСТРАТ - Эрасистрат (4 - 3 вв. до н.э.) - др.-греч. врач, представитель Александрийской школы. Ученик Теофраста. Вместе с Герофилом производил вскрытие и вивисекции (живосечения). Соч. Э. сохран. только в воспроизв. Цельса, Галена и др.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ - в Др. Риме гос. казна. Хранилась в храме Сатурна. В период республики находилась в распоряжении сената (заведовали ею квесторы), в период империи - в ведении императоров, постепенно слившись с учрежденной имп. Августом частной имп. кассой - фиском. Во главе Э. имп. времени ставились преторы.

ЭРАСИСТРАТ

ЭРАСИСТРАТ (ок. 300 - 240 до н.э.) - греч. врач из Александрии, проводивший обширные анатомич. и физиологич. исследования. Он занимался гл. обр. мозгом, нервами, сердцем и кровеносными сосудами. Все жизненные и патологич. процессы в человеч. организме объяснял на основе синтеза учения о пневме зап.-греч. медицины, атомистич. учения Демокрита и физич. теорий перипатетика Стратона.

ЭРАТО

ЭРАТО - одна из девяти муз.

Предыдущая страница Следующая страница