Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАН"-"ВЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАН"-"ВЕР")

ВАН ШУ

ВАН ШУ - в др.-кит. миф. возница луны. Имя В. Ш. упомин. в ряде древ. памятников: в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н.э.), в одах Ян Сюна (1 в. до н.э.) и ист. соч. Можно предположить, что образ В. Ш. был создан по аналогии с возницей солнца Си-хэ. Нек-рые древ. комментаторы вообще отожд. В. Ш. с луной.

ВАНЫ

ВАНЫ - в сканд. миф. группа богов плодородия. Им припис. кровосмесит. связи между братьями и сестрами, колдовство (т.н. сейдер) и пророч. дар. К числу В. относятся гл. обр. Ньерд и его дети - Фрейр и Фрейя.

ВАР

ВАР - Публий Квинтилий (ок. 53 до н.э. - 9 н.э.) - др.-рим. политич. деятель и полководец. Происходил из патриц. рода, находился в родстве с имп. Августом. В 13 до н.э. был консулом, в 7 до н.э. В. управлял Сирией, где ознамен. свое наместничество взяточнич. и вымогат. В 5 н.э. В. назначен правит. вновь образов. провинции Германии. Насильств. методы романизации (введение лат. яз., рим. судов) и вымогат. В. вызвали восстание местн. населения под руковод. Арминия. Войско В. было вовлеч. в Тевтобургский лес (Юж. Германия), окружено германцами и почти все перебито (9 н.э.). В. покончил жизнь самоуб.

ВАРА

ВАРА - в иран. миф. убежище, обитель праведников. Во второй главе «Видевдата» В. описана как квадрат. огражд. со стороной «в лошадиный бег», возвед. культурным героем Йимой по предписанию Ахурамазды в стране Арйана Вэджи, миф. прародине иран. народа. В этом сооруж. все живые существа, люди и животные, были спасены от чудовищной зимы, насланной богом, и всеобщ. потопа.

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ - запись обычного права герм. племен, основавших на терр. Зап. Рим. империи свои госуд. К В. п. относятся: Вестготская правда, Бургундская правда, Салическая правда, Рипуарская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов, Лангобард-ские законы, Англо-саксонские правды.

ВАРВАРЫ

ВАРВАРЫ - изнач. В. греки именов. представит. всех др. племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвуч. (непонятно болтающий). Отсюда возникло презрит. обознач. грубого и некультур. человека. Даже сами римляне назыв. себя иногда В. (напр., Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в итал. среде. В эллин. времена В. именов. народы, к-рые находились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились на более низкой ступени культурн. развития (напр., германцы). Антич. понятие В. заимств. в христ. Византии и Зап. Европе, где оно приобрело знач. «безбожник». В Византии В. назыв., кроме того, зап.-европ., а также др. христ. народы.

ВАРИЙ РУФ

ВАРИЙ РУФ - Луций - рим. поэт 2-ой пол. 1 в. до н.э., принадлеж. к кружку Мецената, друг Вергилия и Горация. После смерти Вергилия В.Р. совместно с Плотием Туккой издал «Энеиду». В. Р. написал эпос «О смерти», панегирик Августу, а также, возможно, элегии. От произв. В. Р. сохран. лишь незначит. фрагменты. Самым извест. соч. В. Р. была трагедия «Фиест», поставл. в 29 до н.э.

ВАРНА

ВАРНА - наимен. четырех обществ. групп в рабовлад. Индии: брахманов (жрецы), кшатриев (воен. знать), вайшиев (основ. масса свободных общинников) и шудр (лица, находивш. вне общины). Согл. религии брахманизма, принадлежность к соотв. варнам определялась врожд. кач-вами человека.

ВАРРОН

ВАРРОН - Марк Теренций (116 - 27 до н.э.) - рим. писатель и ученый, автор многочисл. (до 74) трудов в различ. обл. знания. Консерватор и сторонник сенатской олигархии. По поруч. Цезаря организовал первую в Риме гос. б-ку. В. уделял особое внимание изуч. истории Рима и исследованию лат. яз. Гл. труды - «Древности» (41 кн.) и «О латинском языке» (25 кн.). Из произв. В. сохран. лишь часть трактата «О латинском языке» и диалог «О сельском хозяйстве», дающий картину рабовлад. имения Италии 1 в. до н.э.

ВАРУНА

ВАРУНА - в ведич. религии бог небесного свода, повелитель богов и людей, хранитель мирового порядка и страж морали. Позднее, в индуизме, В. теряет это место в сонме божеств и становится богом вод и хранителем зап. части мира.

ВАРЯГИ

ВАРЯГИ - 1. Дружины норманнов, совершавшие в 9 - 10 вв. грабит. походы в Зап. Европу в поисках славы и добычи.

2. Наемники-скандинавы (шведы, норвежцы, датчане), служившие в 9 - 11 вв. рус. князьям или греч. императорам в роли воинов в дружинах и выполн. иногда различ. их поручения в кач-ве «слов» (послов) и «гостей» (купцов).

ВАСИЛИЙ I

ВАСИЛИЙ I (813 - 886) - визант. император 867 - 886, первый из Македонянской династии. Сын крестьянина из Македонии, В. I сумел получ. доступ ко двору имп. Михаила III, стал его фаворитом, а в 866 соправит. Убив Михаила, захватил престол.

ВАСИЛИЙ II

ВАСИЛИЙ II (957 - 1025) - визант. император 976 - 1025 из Македонской династии. В 1018 подчинил Болгарское царство, жестоко расправивш. с болгарским народом. Большие завоев. провел в Закавказье.

ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ - Василий Великий (ок. 330 - 1.01.379) - христ. церк. деятель; с 370 - епископ Кесарии Каппадокийской. В. К. принадлежал к тем кругам вост.-рим. знати, к-рые безоговор. примкнули к ортодоксал. христианству. Стремился к консолидации сил хрис-тианства на основе принципов Никейского собора; выступал против арианства, проповедовал аскетизм, насаждал монашество. Важнейшие соч.: «Любомудрие» - составл. совм. с Григорием Богословом, антология соч. Оригена; «Против Евномия» - опровержение арианск. учения; ок. 250 писем; беседы, в т.ч. «Шестоднев» (толкование библейск. мифа о шести днях творения мира). Его соч. (особенно «Любомудрие» и «Шестоднев») оказали влияние на развитие слав. лит-ры («Шестиднев» В.К. был по-ложен в основу «Шестоднева» болг. экзарха Иоанна) и служили источ. для знакомств с антич. мыслителями. В.К. - один из основополож. схоластики.

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА - руководит. восстания визант. крестьянства на С.-З. М. Азии, в феме Опсикий, ок. 932. Одной из причин восстания был голод, начавш. в 928. О Василии известно лишь, что он был родом из Македонии и еще до 932 за участие в выступл. против пр-ва по приговору суда был лишен правой руки (в связи с чем ему и пришлось сделать «медную руку»). После разгрома восстания сожжен на одной из площадей Константинополя.

ВАСИЛИКИ

ВАСИЛИКИ - визант. сборник законодат. постановлений, заверш. при имп. Льве VI ок. 890. Состояли из 60 кн. и представл. собой компиляцию из греч. индексов к «Своду гражд. права» Юстиниана и нек-рых др. соч. юристов 2-й пол. 6 в., лишь в очень незначит. мере переработ. составителями В.

ВАСИЛИСК

ВАСИЛИСК - миф. чудовищный змей. По опис. Плиния Старшего В. наделялся сверхъест. способн. убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от к-рого сохла трава и растрескив. скалы. Можно было спастись от В. показав ему зеркало: змей погибал от собств. отражения; смертел. для В. считался также взгляд или крик петуха. Имел гребень в виде диадемы, откуда его назв. - «царь змей». В ср. века верили, что В. выходил из яйца, снесен. петухом и высижен. жабой.

ВАСИТТА

ВАСИТТА - Вашитта - в хеттской миф. гора, родившая сына от человека.

ВАСИШТХА

ВАСИШТХА - в вед. и индуист. миф. один из семи божеств. мудрецов-риши, олицетвор. звезды Большой Медведицы. В. был сыном Брахмы, но вслед. проклятия лишился своего тела и вновь рожден из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве - апсаре Урваши.

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО - армян. феод. госуд., возникшее в 908 в обл. Васпуракан. Назыв. также царством Арцрунидов, по имени правящей династии. В. ц. охватывало вост. басс. оз. Ван; на В. его границы доходили до оз. Урмия, на С. - до р. Аракс. В нач. 10 в. В. ц. боролось с усилением Анийского царства армян. Багратидов, но вскоре стало его вассалом. Через В. ц. шла юж. ветвь торг. караванного пути, на к-рой были крупные торг. центры - Ван, Беркри, Маназкерт и др. Развитие ремесла содействовало росту старых и возникновению новых городов. В царст-вование Гагика Арцруни (908 - 943) велись большие строит. работы в гг. Востан, Ахтамар, Ван. При Сенекериме (968 - 1021) в В. ц. было ок. 10 городов, 4 тыс. селений, 72 крепости, 115 монастырей. В. ц. имело более 1 млн. жителей. Значительно выросла культура; крупнейшими ее представителями были зодчий Мануэл и поэт Григор Нарекаци. С развитием крупного феод. землевладения усилилось закрепощение крестьян, резко обострилась клас. борьба. В. ц. охватило антифеод. и антирелиг. движение тондракийцев. В нач. 11 в. В. ц. подверглось нападениям тюрк. племен, идущих с В. Усиление агрессии Византии вынудило царя Сенекерима в 1021 передать ей В. ц.

ВАССАЛИТЕТ

ВАССАЛИТЕТ - система отношений личной зависимости одних феодалов от других в ср. века, получившая наибольшее распростр. в Зап. Европе. Вассальные отношения начали складываться в госуд., основанных герм. племенами после завоев. ими Зап. Рим. империи (у бургундов и вестготов - с кон. 5 в., у франков - с 6 в., и т.д.); как вполне развитый институт В. сформировался в 8 - 9 вв. во Франк-ском госуд., где короли давали за службу землю, движимость или к.-л. др. источ. дохода.

ВАСУ

ВАСУ - в вед. и индуист. миф. восемь божеств, образующих особую группу. Вместе с 11 рудрами и 12 адитьями, Дьяусом и Притхиви В. образуют др.-инд. пантеон из 33 богов.

ВАСУДЕВА

ВАСУДЕВА - в индуист. миф. отец Кришны и брат Кунти, матери пандавов, героев «Махабхараты»; имя Кришны и Вишну (поскольку Кришна его воплощение). Трактуется как патронимич. образование: «сын Васудевы», отца Кришны.

ВАТА

ВАТА - в вед. миф. божество ветра. В. тесно связано с Ваю, на основании чего иногда объед. эти два имени в единый миф. образ.

ВАТИНИЙ ПУБЛИЙ

ВАТИНИЙ ПУБЛИЙ - рим. политич. деятель 1 в. до н.э., приверженец Цезаря. Будучи в 59 нар. трибуном, внес предложение о передаче в управл. Цезарю Цизальпинской Галлии на 5 лет. Активно участв. в гражд. войне 49 - 45. На 47 был избран консулом. В 45 - проконсул Иллирии, к-рую после смерти Цезаря был вынужден передать Бруту.

ВАТСА

ВАТСА - госуд. Сев. Индии, упомин. в др.-инд. ист. пре-даниях. Согл. им, было основано Ватсой, потомком могучего царя Диводасы из рода Пауравов. Согл. будд. и джайн-ским преданиям, В. была завоев. Магадхой во 2-й пол. 6 в. до н.э.

ВАХАГН

ВАХАГН - Ваагн - в армян. миф. бог грозы и молнии. Согл. мифу, его рожд. в муках небо и земля, а также пурпуровое море; к рожд. был причастен и красный тростник (к-рым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появ. В. - юноша с огнен. волосами, с пламен. бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, В. вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «Вишапаках» - «вишапоборец») и побеждает их. Миф о В. сложился, ве-роятно, в сер. 1-го тыс. до н.э.

ВАХТАНГ I

ВАХТАНГ I (ум. 502) - царь Иберии (Картли). В. I боролся за централизацию гос. власти; изгнал из Грузии противника царской политики архиепископа Микаэля и учредил католикосат. В царствов. В. I Тбилиси был осн. перестроен для перенесения сюда столицы госуд. из Мцхеты (осуществл. в правл. его сына царя Дачи). В. I вел длит. борьбу с Сасанидским Ираном за независимость Картли. В 484 возгл. крупное антисасанид. восстание грузин и армян. Измена груз. и арм. феодалов решила исход восстания. Был прозван персами Горгасалом («Волчьей головой») за то, что носил шлем с ее изображ. Убит в бою с персами.

ВАЦЛАВ

ВАЦЛАВ - имя неск. чешских князей и королей, из них: Вацлав Святой (ок. 908 - 929) - чешский князь ок. 921 - 929. Усилил княж. власть, что вызвало недовольство феодализирующ. знати. Способств. распростр. богослужения на славян. яз. Внеш. политика В., направл. на защиту независ. Чехии от немецких феодалов, была неудач. В 929 герм. имп. Генрих I Птицелов напал на Чехию и принудил В. стать вассалом империи. В результате заговора знати В. был убит. В ср. века В. считался святым патроном Чехии, откуда назв. ее - Корона св. Вацлава.

ВАЧ

ВАЧ - в др.-инд. миф. богиня речи, персониф. речи.

ВАШШУКАННИ

ВАШШУКАННИ - столица древ. госуд. Митанни в Сев. Месопотамии.

ВЕВЕРИЦА

ВЕВЕРИЦА - векша, белка, шкурка белки - самая мелкая, неделимая ден. единица Др. Руси. Впервые упомин. в летописи в сер. 9 в.

ВЕГЕЦИЙ

ВЕГЕЦИЙ - Флавий Ренат - рим. воен. писатель; автор трактата о воен. деле у римлян (написан в период 390 - 410). В. использовал данные более ранних авторов и изложил теорию воен. иск-ва в древности. Он описал систему воен. обуч. новобранцев, правила разбивки лагерей, показал структуру рим. армии, изложил тактику наступл. и обороны; интересно описание воен. технич. приспособл. для осады крепостей и городов.

ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - совокупность миф. представл. вед. ариев (вторгш. во 2-м тыс. до н.э. в Сев.-Зап. Индию и постепенно расселивш. в вост. и юж. направл.). Источ. В. м.: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соотв. ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровен. смысла и символики, ряд мифов и мифологизир. преданий); араньяки, тексты, связанные с брахманами; упанишады. Эти источ. относятся к классу шрути - «услышанное» (т.е. откровение). В. м. передавалась устно, и «божеств.» хар-ру текстов соотв. особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздел. хаосу. Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в к-рых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизир. законодательстве и т.п.

К высшему (божеств.) уровню В. м. принято относить 33 бога (333 в нек-рых брахманах; в отдельных источ. - 3306, 3339), причем само это число - существен. константа, под к-рую «подгоняется» кол-во персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и еще 2 божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати и т. п.), противопоставл. по тому же тройствен. принципу. Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остается устойчивым: Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Апас - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу - огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звезды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи - 12 месяцев года.

В основе др. классификации богов лежит различение трех соц. функций: магико-юридич. (адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты - воины), плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта классифика-ция подкрепляется текс-товыми последовательностями, в к-рых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т.д. Хронологич.-стадиальные расхожд. в синхронном плане реализуются как противопоставления по признакам активности - инактивности и актуальности - неактуальности, что позволяет дифференцировать Дьяуса и Притхиви от Варуны и Митры, последних от Индры и т.д. Переход к индуизму связан с резким усилением знач. триады Брахма, Вишну, Шива. Наконец, персонажи вед. пантеона образуют и др. многочисл. группы - иногда более или менее случайные. В одних случаях такие группировки четко функ-циональны и актуально осознаваемы, в др. - традиционны и выводимы лишь из предыдущего состояния.

Одно из самых существен. противопоставлений внутри пантеона отделяют богов-дева от асур - небесных божеств. персонажей, обладающих колдовской силой (майя); к по-следним относятся адитьи (прежде всего - Варуна и Митра), Агни и др. Неск. иной хар-р имеют парные группы. Среди них - Ашвины, два божеств. близнеца, никогда не выступающие порознь и образующие особую миф. единицу; Митра - Варуна, весьма часто образующие пару с четкой спецификой составляющих ее элементов внутри семичлен. объед. адитьев (вместе с тем Митра и особенно Варуна нередко выступают по отдельности или даже в других сочетаниях, напр., Индра - Варуна), или Дьяус - Притхиви; ситуацион. объед. типа Индра - Агни, Индра - Сома, Индра - Вишну, Индра - Пушан, Агни - Сома, Агни - Парджанья, Парджанья - Вата, Сома - Рудра, Ушас - Накта и др.; супружеские пары (Индра - Индрани, Варуна - Варунани, Агни - Агнаи, Ашвины - Ашвини, Дьяус - Притхиви и др.).

Особый вид объед. богов (включая иногда и низших) - целое «Все-боги» - Вишведева. Обычно «Все-боги» выступают как некий сплав признаков и действий, лишь отчасти соотносимых с конкретн. персонажами.

Ист.-культурное знач. В. м. исключит. велико. Она оказалась истоком великих религ.-философских концепций, зародивш. позже в Индии, и послужила основой для поэтич. творчества.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения древ. индийцев, нашедшие отраж. в Ведах. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли - Притхиви; боги солнца - Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури - Рудра; бог грозы - Индра; бог огня - Агни и др. Матерью богов почит. богиня Адити. Боги, по представл. индийцев, наход. в постоян. войне со злыми демона-ми - ассурами. В более позднее время Индра стал выступать как бог войны, Варуна - блюститель порядка, Агни - посредник между людьми и богами. Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди, или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов - «риши».

Умерших или хоронили в земле, или же сжигали на костре. В Ведах нет упомин. о наличии храмов и об изображ. богов, а жертвенники сооруж., когда совершался обряд жертвопринош. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм.

ВЕДЫ

ВЕДЫ - древнейший памятник инд. религ. лит-ры на т.н. ведич. санскрите. В. состоят из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

ВЕЗУВИЙ

ВЕЗУВИЙ - вулкан в Юж. Италии, в 10 км от Неаполя. В. образует три конуса, как бы вставл. друг в друга. Под ним погибли в 79 города Помпеи, Геркуланум и Стабия, причем под толстым слоем вулканич. грязи хорошо сохран. по-стройки и предметы быта.

ВЕЙИ

ВЕЙИ - древ. город этрусков, расположен к С. от Рима. Существовал с эпохи Вилланова как важный центр Ср. Италии. Начиная с 5 в. до н.э. римляне систематич. вели войны против В., закончивш. разруш. города в 396 до н.э.; позднее В. восстановлен имп. Августом как муниципал. город.

ВЕЙОВИС

ВЕЙОВИС - Ведиовис, Ведиус - в рим. миф. бог подзем. мира, противопоставл. светлому небесному богу Дионису (равнознач. Юпитеру); иногда интерпретир. как Юпитер подзем. царства. Культ В. пришел из Альбы; в период конца республики ему был посвящен членами рода Юлиев, покровителем к-рого он считался, алтарь «по альбанскому» ритуалу. В роще, предназнач. для убежища, Ромул основал храм В. Статуя В. в храме изображ. вооруж. стрелами юношу с козой (хтонич. животным) у ног. По иконографич. признакам отожд. иногда с Аполлоном. Широкого распростр. культ В. не имел и был вытеснен культом Диспатера.

ВЕК

ВЕК - известная в вост. и греч. миф. (но засвидет. впервые лишь Гесиодом) периодизация истории человечества. Как правило, насчит. четыре В., каждому из к-рых символич. соотв. к.-л. металл (золото, серебро, бронза, железо). В противоположность существовавш. в античности представл. о поступат. движении и культурном прогрессе человечества, поднявш. из животн. состояния (образ Прометея), учение о четырех В. рассматр. развитие человеч. рода как непрерывно продолжающ. упадок в соц. и морал. сферах. Напр., Гесиод именно по спец. изменениям заключ. о близости конца нынешн. (железного) В. В золотом В. царствовал Кронос (отожд. римлянами с Сатурном, отсюда - Сатурново царствование). В том счастливейшем из В. люди не знали болезней и не имели надобности трудиться, ибо земля давала им все необходимое. Преступлений не существов., поэтому законы были не нужны. Богиня Астрея, или Дике (Справедливость) жила тогда среди людей. После прихода к власти Зевса наступил серебряный В., сменивш. бронзовым, затем настал железный В. С каждым В. все умножались войны, преступл. и несправедл. Астрея, навсегда покинувшая землю в бронзовом В., обитает ныне на небесах. После бронзового В., как считали греки, наступил В. героев. Тем самым они примирили миф о В. с мифами троянск. и фиванск. цикла. Железный В. большинство авторов отожд. со своим временем, называя его негодным и испорч.

ВЕКСИЛЛЯЦИЯ

ВЕКСИЛЛЯЦИЯ - 1. Появивш. в 1 в. до н.э. воин. подразделения различ. числ. и состава, предназнач. для выполн. особых заданий.

2. В императорское время - конный отряд рим. армии.

ВЕЛЕДА

ВЕЛЕДА (1 в. н.э.) - пророчица из герм. племени бруктеров. Согл. Тациту, В. жила затворницей в высокой башне и давала через своих близких ответы на заданные ей вопросы. В. вдохновляла участн. восстания Цивилиса на борьбу с римлянами; после пораж. восстания Цивилиса была выдана римлянам в кач-ве заложницы.

ВЕЛЕС

ВЕЛЕС - Волос - др.-слав. языч. божество, считавш. покровителем скота («скотий бог»). Культ В. известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже - в Ростовской земле.

ВЕЛИАЛ

ВЕЛИАЛ - Велиар - в иуд. и христ. верованиях демонич. существо, дух небытия, лжи и разрушения.

ВЕЛИЗАРИЙ

ВЕЛИЗАРИЙ - Велисарий (ок. 504 - 13.0З.565) - визант. полководец, сподвижник имп. Юстиниана I в попытках реставрации Рим. рабовлад. империи. Выдвинулся в войне с Персией 527 - 532 (победа при Даре, 530), в 532 жестоко подавил восстание «Ника» в Константинополе. В 533 - 534 разгромил госуд. вандалов в Сев. Африке. В 535 - 540 отвоевал у остготов Сицилию и б.ч. Италии. В 541 - 544 командовал визант. войсками в войне против иран. шаха Хосрова I. В 544 - 548 В. вновь воевал с остготами, руковод. Тотилой (к-рый в то время пользовался поддержкой нар. масс Италии), и, не сумев добиться успеха, был отозван. В 559 руководил борьбой со славянами и др. «варварскими» племенами, дошедш. почти до Константинополя. В 562 привлекался к ответств. по обвинению в участии в заговоре против императора, но был оправдан (на основе этого эпизода возникла легенда об ослеплении Велизария Юстинианом). Осн. источ. истории жизни и деятельности В. явл. труды Прокопия Кесарийского (бывшего долгое время секретарем В.).

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ - группа греч. городов, находящ. в Юж. Италии. Основание греч. городов нач. здесь в 8 в. до н.э., древнейшим городом были Кимы, наиболее важную роль играли Тарент, Сибарис, Кротон, Регий, Посидония, Неаполь. Внутр. часть Юж. Италии была населена италийск. племенами, с к-рыми у греков-поселенцев вскоре нач. конф-ликты, к этому добавилась борьба между отдел. городами. Греч. колонии основыв. в первую очередь как земледельч. поселения, однако вскоре преобладающим занятием их населения стала торг. деятельн. После того как Кротон в 510 до н.э. разрушил богатый, конкуриров. с ним Сибарис, наступил общий упадок, не затронувший только Сицилию.

Нападение этрусков в 474 было успешно отбито Гиероном I Сиракузским в битве при Киме. Карфегеняне были разбиты в 480 до н.э. при Гимере. Ведя эти оборонит. бои, Сиракузы при власти своих тиранов стали передовым борцом зап.-греч. общности. В результате многовек. борьбы греков с Карфагеном мн. города на Сицилии были соверш. опустошены. На материке один за другим греч. города попадали под власть Рима.

Последним пал Тарент после упорной борьбы (282 - 272). Греч. элемент в В. Г. сохран. вплоть до эпохи Империи. О высоте местной культуры свидет., напр., философские школы элеатов и пифагорейцев. Очень сильным было греч. влияние на Рим. В визант. время греч. население в В. Г. вновь увелич., остатки его в Юж. Италии сохран. и сегодня.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА - крепост. стена в Сев. Китае, грандиоз. памятник зодчества Др. Китая, Первые участки воздвигнуты в 4 - 3 вв. до н.э. После объед. Китая в 221 до н.э. имп. Цинь Ши-хуанди приказал воздвигнуть сплошную стену, с тем чтобы прикрыть сев.-зап. границы империи от нападений кочевых народов и обеспечить безопасность караван. пути на З. Проходит от крепости Цзяюйгуань (к З. от г. Сучжоу) в пров. Ганьсу на З. до побережья Ляодунского зал. на В. Точно длина В. К. с. не установлена (примерно 4000 - 5000 км). Выс. - 6,6 м (кое-где до 10 м), ширина ниж. части - 6,5 м и верхней - 5,5 м. Через каждые неск. сот метров В. К. с. располагались сторож. башни, а у гл. горных проходов - крепости.

ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ

ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ - наименов. фригийской богини Кибелы, почитавш. в М. Азии. Культ Кибелы с 204 до н.э. установлен в Риме. Со 2 в. н.э. широко распростр. во всей Рим. империи.

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК - гл. понтифик, глава коллегии понтификов. Эта должность была пожизн. Как наиболее важное лицо, представл. гос. религию в Риме, В. п. осущест-влял надзор за фламинами, весталками и др. Он обладал большими полномоч. в вопросах гос. религии. Эта должность служила инструментом власти. В 12 до н.э. Август возложил на себя полномочия В. п.; с этого времени гос. религия была прочно связана с императорской властью (до Грациана).

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ - в древности и ср. века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии. Открытый во 2 в. до н.э. В. ш. п. вел из Синая через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваив.: сев. дорога шла в Ферганскую долину, а юж., пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Бл. Восток. Гл. предметом торговли был кит. шелк, выделывавш. спец. для экспорта и высоко ценивш. на З. Торг.-дипломатич. связи по В. ш. п. в древности достигли особенно больш. развития на рубеже 1 - 2 вв., когда в Китай и из Китая ежегодно отправл. по неск. посольств, сопровождавш. большими торг. караванами.

Торговали с Китаем в осн. ср.-азиат. купцы-посредники. Хотя в 97 кит. путешественник Гань Ин достиг Персидского зал., а в 100 македоня-нин Май Тициан сумел добраться до Лань-чжоу, трудности пути не позволили установить непосред. связи Китая с Римом. В 3 - 6 вв. В. ш. п. использов. преим. как «Дорога пилигримов», по к-рой будд. монахи шли из Китая в Индию и обратно.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - условное назв. массовых вторжений на терр. Рим. империи в 4 - 7 вв. герм., слав., сарматских и др. племен, способств. крушению Зап. Рим. империи и смене рабовлад. строя феод. на терр. всей Рим. империи.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА - раннефеод. госуд. зап. славян в 9 - нач. 10 вв. Возникло в долине р. Моравы. В период своего расцвета охватывала терр. Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, по-видимому, Малой Польши и часть словенских земель. Столицей В. д. был г. Велеград, точное местоположение к-рого до сих пор не установл. Первым ист. известным князем В. д. был Моймир I (830 - 846). Он подчинил себе местных князей, а нитранского князя Прибину, сопернич. с ним в деле объед. местных племен, изгнал (ок. 833) из страны. В 846 герм. королем Людовиком Немецким Моймир был свергнут с престола. Его преемником стал кн. Ростислав (846 - 870). Правл. Ростислава было временем усиления В. д. Князь вел активную борьбу против нем. агрессии, установил (ок. 860) союз с противником Людовика австр. маркграфом Карломаном, а на договор Людовика с Болгарией (863), направл. против В. д., ответил заключ. союза с Византией. В 863 по просьбе Ростислава в В. д. прибыли из Византии слав. просветители Кирилл и Мефодий, добивш. орг-ции независимой от герм. епископата слав. церкви (869 или 870).

Создание такой церкви способствовало укреплению политич. самостоят. В. д. в условиях возобновивш. нем. агрессии (вторж. войск Людовика Немецкого в 864 и 869). В 870 Ростислав был свергнут вследствие заговора знати, возгл. его племянником Святополком.

Людовик использовал заговор для захвата власти в В. д. Он заключил в тюрьму Святополка и передал управл. страной двум нем. маркграфам. В 871 против господства немцев в В. д. поднялось нар. восстание под рук. священника Славомира - ученика Мефодия. Для подавления восстания нем. феодалы послали войско во главе с освобожд. из заключения Святополком; но он перешел на сторону восставших и помог разбить немцев. В правл. Святополка (870 - 894) границы В. д., к к-рой было присоед. (ок. 874) Блатенское княжество, достигли наибольшего расширения. Однако по мере дальнейшего укрепления феод. землевладения к концу 9 в. произошло усиление лехов, особенно на окраинных землях В. д. Лехи отказывались признавать верхов. власть князя. Их сепарат. стремления поддерживали нем. феодалы. После смерти Святополка В. д. была разделена между его сыновьями Моймиром II, ставшим верховным князем, и Святополком II, получившим в удел Паннонию. При них от В. д. отделилась Чехия (895), вышли из состава госуд. земли сербов-лужичан (897). Ослабление В. д. происходило в условиях начавш. вторжения кочевников-венгров, к-рые в 906 заняли большую часть ее терр. и положили конец существованию крупнейшего раннефеод. госуд. зап. славян.

ВЕЛИОКАССЫ

ВЕЛИОКАССЫ - галльское племя.

ВЕЛИТЫ

ВЕЛИТЫ - одетые в холщовые рубахи, а не в металл. доспехи, легковооруж. солдаты, самые молодые и самые бедные воины рим. армии. До реформы Мария (107 до н.э.) в каждом рим. легионе было 1200 В., вооруж. шестью двухметр. дротиками, луком, стрелами и пращой. В. использов. гл. обр. против боевых слонов.

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ (ок. 19 до н.э. - 31 н.э.) - рим. историк. Был близок к имп. Тиберию. В 30 написал «Рим-скую историю», к-рую посвятил консулу Марку Виницию. Первая кн. истории (сохран. во фрагментах) посвящена событиям до разруш. Карфагена, вторая - до 30 н.э. Ниболее подробно изложена воен.-политич. история времени принципата Августа (в виде биографич. очерков выдающ. деятелей). Автор резко отрицат. относится к Гракхам и др. вождям плебса, превозносит Опимия, Корнелия Суллу, Помпея и особенно Августа и Тиберия.

ВЕЛЬЗЕВУЛ

ВЕЛЬЗЕВУЛ - Веельзевул - в христ. представл. демонич. существо.

ВЕНАНЦИЙ ФОРТУНАТ

ВЕНАНЦИЙ ФОРТУНАТ (ок. 530 - после 600) - лат. поэт. В. Ф. изучал грамматику и риторику в Равенне, в 567 принял постриг в монастыре Пуатье, в кон. 6 в стал епископом. В. Ф. поддерживал лит. связи со мн. деятелями культуры времени Меровингов, в т.ч. с Григорием Турским. В. Ф. написал мн. стихотв. на различ. случаи, к-рые представляют значит. культурно-ист. интерес и отлич. совершенством формы. В. Ф. свойственно религ. восприятие природы в христ. преломлении. Примером может служить поэма «О моем плавании», где описыв. путешествие В. Ф. по р. Мозель от Меца до Андернаха. Известность приобрели «Гимны кресту», до сих пор использ. в католич. богослужении. Две песни В.Ф. «О страстях Христовых» и песнь в честь Девы Марии вошли в католич. бревиарий (молитвенник).

ВЕНЕДЫ

ВЕНЕДЫ - венеты, венды, винды - древнейшее зафиксир. в письм. источ. назв. славян. Геродот (5 в. до н.э.), перечисляя племена прибалт. земель, назвал «энетов». Возможно, это явл. первым упомин. о В. В первые века н.э. упомин. о В. встреч. в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея, Иордана, в таблицах Пейтингера и др. Позже, в ср. века, немцы наз. славян В., а фины и в настоящее время так именуют русских. Терр., видимо, охватывала огромные пространства от Одры на З. до водораздела между Днепром и Окой на В. и между Балт. м. на С. и Прикарпатьем на Ю. Соседями В. в источ. упомин. германцы, финны и сарматы; несомненно, они граничили также с балт. племенами. В нач. н.э. В. столкнулись с Рим.империей; рим. имп. Волузиан (3 в.) за победу над В. получил титул «Венедского». Иордан (6 в.) сообщал, что в его время В. чаще именов. антами и склавинами, но вместе с тем он перечислял В., антов и склавинов как три отд. группы племен. Видимо, в это время часть В. сохран. как самостоят. группа слав. племен. Непосредств. потомки В. послужили основой для образования вост., зап. и юж. славян.

ВЕНЕРА

ВЕНЕРА - в рим. миф. богиня садов, имя ее употребл. как синоним плодов. В., почитавш. в нек-рых городах Италии как Фру-тис, была отожд. с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародит. потомков Энея и покровит. римлян. Большое влияние на распростр. культа В. в Риме оказал знамен. сицилийский храм В. на горе Эриксе, откуда было заимствов. почит. этой богини как В. Эруцины. Особую популярн. В. приобрела в 1 в. до н.э., когда ее покровит. пользовались: Сулла, считавший, что В. приносит ему счастье и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародит. Юлиев. Др. ее эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверж. римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовл. канатов) и др. У писателей В. - прежде всего богиня любов. страсти, мать Амура. С распростр. вост. культов В. стала отожд. с др. богинями - Исидой, Астартой. Известное распростр. получил культ В. и Адониса - ее погибающ. и воскресающ. любовника.

ВЕНЕТЫ

ВЕНЕТЫ - группа племен, населявших в древности сев. берег Адриатич. м., к С.-В. от р. По. Сходство в звуч. имени В. с малоазийским племенем энетов породило легенду о пересел. энетов вместе с троянцами после падения Трои на С. Адриатики. Согл. археологич. данным, В. появ. в Италии в 12 - 11 вв. до н.э. Культура В. развив. под значит. влиянием этрусков и греков. Гл. предметы торговли В. - рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявш. с берегов через альп. перевалы. Гл. города В. - Атесте (совр. Эсте), Патавиум (совр. Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами, а во время 2-й Пунич. войны (218 - 201 до н.э.) поддерж. Рим против Ганнибала. Во 2 в. до н.э. началась рим. колонизация обл. венетов. В 89 до н.э. В. получили права лат. гражданства, а в 49 - права рим. гражданства. В 42 до н.э. обл. В. вместе с Цезальпийской Галлией вошла в состав Др. Рима. Для религии В. хар-рен земледельч. культ. Гл. богиня В. - Реция, к-рую римляне отожд. с Юноной. Религия и брачные обычаи В. свидет. о сильных пережитках матриархата.

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ - цирковые партии (димы) в городах Византии, первонач. только спортивные, но в 5 - 7 вв. получившие значение политич. Венеты - «голубые» (по цвету одежды цирковых возничих) - имели влияние преим. в зап., прасины - «зеленые» - в вост. провинциях. В обеих партиях было выборное руководство (димократы и димархи) из представителей знати, воен. орг-ция, казна, имущество, постройки, штат служащих и артистов, а также отряды стасиотов - вооруж. приверженцев из молодежи. Соц. состав партий был пестрым, но венеты в большей мере поддерживали политику централизации госуд. и церкви, тогда как прасины выступали за усиление влияния сената, коллегий и органов местного самоуправл., за церк. независимость, проявляя симпатии к монофизитству. Соц. противоречия иногда приводили к объед. рядовых димотов обеих партий против пр-ва и господствующих классов (восстание «Ника»). В 7 в. значение В. и п. стало падать.

ВЕНЕЦ

ВЕНЕЦ - головной убор в виде обруча, кольца, повязки, диадемы из цветов, трав, лент, металла и др. В древности (в Египте, Месопотамии, Греции, Риме) В. употребл. как символ высок. обществ. полож. (жрецами, царями, сановниками). В. посвящ. богам, а также давались при чествованиях в виде особой награды. Из простых форм В. произошла корона.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - итал. аристократич. республика (5 в. - кон. 18 в.). Возникла на о-вах лагуны у сев. берегов Адриатич. м. Во времена рим. владычества здесь жили рыбаки и добытчики соли. В период нашествий варварских племен (4 - 7 вв.) население быстро выросло за счет беглецов с континента, среди к-рых было много представителей знати с рабами и колонами. Соц. расслоение привело к образованию на о-вах Градо, Торчелло, Маламокко, Кьодже, Езоло и др. независимых общин под управл. представителей знати (трибунов); формально они вошли в состав Остготского госуд. (5 в.).

После завоевания Италии Юстинианом терр. лагун стала частью визант. провинции Венеция-Истрия. Завоевание Италии лангобардами (с 568) привело на о-ва новых поселенцев. С 568 по 571 общины лагуны находились под властью визант. экзарха Равенны. Отсутствие зем. просторов способств. развитию мор. промыслов и мор. торговли. Наряду с земельной знатью большую роль стали играть судовладельцы и купцы. Для укрепл. позиций на Адриатике и поддержания лагуны в судоходном состоянии общины в кон. 7 или нач. 8 вв. объед. и превратились в герцогство (дукат) с дуксом, или дожем во главе - возникла «коммуна Венеций», хотя г. Венеции еще не существовало. В нач. 9 в. франки сделали попытку овладеть дукатом, но по Ахенскому миру (812) лагуна осталась за Византией (часть фемы Истрия). В это время и возник новый центр дуката, город на о-ве Риальто - Венеция. В 9 и 10 вв. растет торговля с городами Боспора, Мраморного м., вост. берегов Средиземного м., Египтом и портами Сев. Африки. Товары Востока и Венеции по речной системе Ломбардии, через Бреннер и Сен-Готард направлялись в Европу. Уже в это время В.р. явл. посредником в торговле между Западом и Востоком. Возникли ремесла: корабле-строение, металлообработка, деревообработка, выделка мехов и кож, произ-во тканей, стекла и стекл. изделий. Землевлад. знать начала заниматься торговлей, купцы - покупать земли. Возник сильный патрициат, нобилитет республики. Слабая зависимость от Византии прекратилась в кон. 10 в., хотя В. р. деятельно помогала Византии в ее борьбе с арабами, к-рые угрожали торговле и независимости самой республики. С кон. 10 в. В. р. окрепла и подчинила себе истрийские гг. Каподистрию, Паренцо, Умаго, Ровиньо и др.

ВЕР

ВЕР - Луций Аврелий (15.12.130 - февраль 169) - рим. император с 7.03.161. Происходил из сенатор. фамилии выходцев из Этрурии. В 138 был усыновлен Антонином Пием. Воспитат. В. были Фронтон и Герод Аттик. Марк Аврелий сделал В. соправит. Войну с парфянами 162 - 166 В. вел через легатов, а в Маркоманнской войне 168 - 169 принял личное участие. Биография В. включ. в «Историю императоров» - сборник произв. шести историков эпохи Августов.

ВЕРБЛЮД

ВЕРБЛЮД - одомашнен, по всей видимости, ок. 2000 лет тому назад арабами. Во время войны использов. как вьюч. и боевое животное. В 46 до н.э. Цезарь привез в Рим около 20 В. Имп. Клавдий въезжал в рим. цирк на колеснице, запряж. четверкой В. В 3 в. н.э. В. стали использов. в Сев. Африке в с. х-ве: их впрягали в плуг или повозку; В. вращали и ворот колодца. Римляне тоже держали в егип. Фивах три алы всадников на В.

ВЕРВОЛЬФ

ВЕРВОЛЬФ - в герм. низшей миф. человек-оборотень, становящ. волком и по ночам нападающий на людей и скот.

ВЕРВЬ

ВЕРВЬ - общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин «В.» встреч. в Русской правде и Полицком статуте. В Русской правде В. упомин. при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В.

ВЕРГЕЛЬД

ВЕРГЕЛЬД - в варварских правдах ден. возмещение за убийство, уплачивалось убийцей и его родственниками родичам убитого, заменяло кровную месть.

Предыдущая страница Следующая страница