Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРИ"-"ТЯН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРИ"-"ТЯН")

ТРИБУНЫ ВОЕННЫЕ

ТРИБУНЫ ВОЕННЫЕ - в Др. Риме командные должности в рим. армии. Первонач. Т. в. командовали легионами, затем отд. отрядами из состава легиона (в каждом легионе было 6 Т. в.), выполняли поручения полководца и легатов, участвовали в воен. совете. Сначала назначались консулами, с 4 в. до н.э. - частично, а с 207 до н.э. все Т. в. избирались центуриат. комициями сроком на один год. Между 444 и 367 до н.э. в Риме существовала также должность Т. в. с консульской властью. Эта должность была доступна плебеям. Т. в. с консульской властью выбирались вместо консулов с целью не допустить плебеев к консулату и прекратили свое существов. в 367 до н.э., когда плебеи по закону нар. трибунов Лициния Столона и Секстия Латерана добились права избрать одного консула из плебеев. Т. в. с консульской властью избирались в центуриат. комициях сроком на один год в числе 3, 4, 6 или 8 чел. Они обладали полномочиями консулов, но не имели права получать триумф.

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ - трибуны плебейские - в Др. Риме высшие выборные должностные лица из плебеев. Должность Т. н., согл. традиции, была учреждена в ходе борьбы плебеев с патрициями после 1 сецессии плебеев (по Ливию - 494, по Диодору - 471 до н.э.). Личность Т. н. считалась свящ. и неприкоснов. Первонач. обязанностью Т. н. было защищать плебеев от произвола патрициев; дом трибуна служил убежищем для плебеев. Т. н. при-надлежало право вмешательства в действия патрициан. магистратов (кроме диктатора и цензора) и сената, они могли налагать запрет на их постановл. (право). Т. н. составляли коллегию сначала из 2 или 4 (либо 5), а потом из 10 лиц, выбиравш. на плебейских собраниях сроком на 1 год. Помощниками Т. н. были плебейские эдилы. С завершением борьбы плебеев с патрициями (нач. 3 в. до н.э.) Т. н. становятся ординарными (выбираемыми и действующими в трибутных комициях) магистратами. Значение их возрастает: они пользуются правом созывать трибутные комиции и сенат, вносить в нар. собрание законы без одобрения сената, а после исполнения должности становится сенаторами. Власть Т. н. (означала вершину гражд. власти в Риме (Т. н. обладали ею в пределах городской черты Рима). На протяжении 3 - 1 вв. до н.э. Т. н. считались носителями демократич. традиций, т.к. неоднократно выступали инициаторами аграрных законов и демократич. преобразований (Гай Фламиний, Апулей Сатурнин, Сервилий Рулл, Клодий Пульхер - нар. трибун 58 до н.э. и др.). Наивысший подъем рабовлад. демократии связан с деятельностью трибунов Тиберия и Гая Гракхов. В эпоху империи нар. трибунат формально сохранялся, но потерял реальное значение, поскольку носителями трибунской власти, начиная с Ю. Цезаря, стали императоры.

ТРИБУТ

ТРИБУТ - в Др. Риме прямой натуральный и денежный налог, собиравш. на воен. нужды. Начиная с Сервия Туллия (по традиции 6 в. до н.э.), взимался с имущества римлян (в размере 1%), а затем союзников и провинциалов. По-ступлением Т. в эрарий и расходованием трибутных сумм ведали квесторы. После 168 до н.э. рим. граждане от Т. были освобождены. В императ. эпоху Т. взимался местными магистратами с провинциалов либо как подушный, либо как поземельный налог.

ТРИБУТАРИИ

ТРИБУТАРИИ - 1. В поздней Рим. империи и в варварских королевствах лично и поземельно зависимые держатели, близкие по своему положению к колонам.

2. Во Франкском госуд. - вольноотпущенники, по своему статусу приближающ. к лангобардским альдиям.

ТРИБЫ

ТРИБЫ - в Др. Риме первонач. три рим. племени (по традиции - рамны, тиции и луцеры), из к-рых состоя-ла рим. патрицианская община; впослед. - адм.-терр. округа. По преданию, каждая родовая Т. включала 10 курий, каждая курия - 10 родов. Т. владела общей землей, выбирала своего старейшину - военач., верхов. жреца. С возникновением госуд. и заменой родового деления терр. (т.н. реформа Сервия Туллия, 6 в. до н.э.) Т. - адм.-терр. округ, к к-рому были приписаны все граждане, владевшие недвижимым имуществом на терр. данного округа. По Т. проводились: ценз, набор в армию, голосование в трибутных комициях. В начале республики (кон. 6 в. до н.э.) в Риме существовала 21 Т.: 4 городские и 17 сельских. К сер. 3 в. до н.э. было 35 Т. Позднее новые граждане распределялись по этим уже существующим Т. Собрания граждан по Т. в республиканский период, особенно во 2 - нач. 1 вв. до н.э. играли большую роль в политич. жизни Рима. В императорский период после уничтожения трибутных комиций имп. Тиберием (14 - 37) Т. утратили свое значение.

ТРИВЕРЫ

ТРИВЕРЫ - треверы - кельтско-герм. племя, жившее в Эйфеле и Арденнах, перешло на сторону Цезаря. Т. имели в долине Альтбахталь вблизи Трира около 70 свящ. мест. Славились своей конницей.

ТРИВИУМ

ТРИВИУМ - с 9 в. один из циклов учебных предметов, включающий в себя три науки о слове - грамматику, диалектику и риторику. Т. составлял вместе с квадривиумом, включавшим в себя четыре науки о числах: арифме-тику, геометрию, астрономию и музыку, - учебный цикл, т.н. семь благородных иск-в. В лат. школах периода средневековья математич. дисциплины квадривиума изучались в старших классах, в то время как Т. преподавался в начальных классах.

ТРИВИЯ

ТРИВИЯ - богиня трех дорог; эпитет, данный римлянами Гекате, Диане (Артемиде) и Луне (Селене).

ТРИГЛИФ

ТРИГЛИФ - прямоугол. узкая плита в антаблементе дорич. ордера, чередующ. с метопами и явл. несущим элементом. Т. обычно размещаются по осям колонн и сходятся на углах здания.

ТРИДЦАТЬ ТИРАНОВ

ТРИДЦАТЬ ТИРАНОВ - назв. олигархич. правит-ва (из 30 человек), избранного при поддержке спартанцев в 404 до н.э. в Афинах (Др. Греция) после пораж. Афин в Пелопоннесской войне 431 - 404 до н.э. В состав правит-ва, формально считавш. временным, вошли наи-более крайние олигархи-рабовладельцы во главе с Кри-тием, а также нек-рое число более умеренных олигархов, возгл. Фераменом. «Т. т.» ограничили число полноправных граждан сначала 1000, а затем 3000 чел., назначили «Совет 500» из числа своих приверженцев, проводили беспощад. репрессии и массовый террор по отношению к сторонникам демократии. В 403 до н.э. сторонники афинской рабовлад. демократии свергли «Т. т.» и восстановили демократич. строй.

ТРИЕНС

ТРИЕНС - назв. раннерим. бронзовой монеты, к-рая выпускалась с кон. 4 в. до н.э. Вес Т. составлял ок. 90 г, а сама монета соотв. 1/3 асса (отсюда назв. монеты). Первонач. Т. был литым, затем чеканился. На аверсе - изображ. головы Минервы и четыре большие точки (указывающие на кол-во унций в монете), на реверсе - нос корабля. В рим.-кампанской серии Т. появл. как монета в 4 либеллы. Эта стоимость указана на большинстве монет Камманьи, Апулии, Калабрии и Лукании. Со времен Гордиана III Пия (238 - 244 г. до н.э.) и до Карина (282 - 285) Т. выпускался из золота и равнялся 1/3 ауреуса. Константин I (306 - 337) чеканил Т. весом в 1,52 г, т.е. 1/3 солида. Со времен Теодозия (379 - 395) вплоть до 7 в. Т. был очень распростр. монетой. В эпоху великого переселения народов Т. был широко распростр. среди герм. племен. Подражания Т. чеканили вандалы, остготы, франки, бургунды, вестготы, лонгобарды. На аверсе - погрудное изображ. императора, на реверсе - Виктория (Победа), позднее - крест, обрамлен. венком. Эти варварские подражания выполнялись обычно на низком худож. уровне, надписи нередко заменялись черточками. В Визант. империи Т. выступает в основном под назв. тремиссис. Так же назыв. монета в 1/3 солида в королевстве франков при Меровингах (500 - 750).

ТРИЕРА

ТРИЕРА - воен. гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавш. тремя ярусами (в верхнем - по 31, в следующих - по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первонач. неполная, позднее - сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина - до 36,5 м, ширина - 4,26 м, водоизмещение - 82 т; экипаж - до 200 чел.; скорость - 5,4 узла. Существовали также суда с 1 - 2 (в Др. Риме униремы и диремы) и 4 - 5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и ср. размерам, явл. осн. типом воен. гребного корабля.

ТРИЕРАРХИЯ

ТРИЕРАРХИЯ - обязанность богатых граждан полисов снаряжать построенную триеру и содержать ее (одна из форм литургии).

ТРИЗНА

ТРИЗНА - заключит. часть погребал. обряда у древ. славян, состоявшая из воен. игр, состязаний, борьбы (до 10 в.). После принятия христианства в народе сохран. остатки языч. обрядности, и Т. стала означать погребальные поминки - пиршество с сопутствующ. ему обрядами: песнями, играми, плясками, оплакиванием умершего и т.п.

ТРИКАЯ

ТРИКАЯ - одно из осн. понятий (санскр. «три тела») в будд. миф. махаяны и ваджраяны. Согл. концепции Т., принцип просветления (достижения состояния будды имеет три уровня: абсолютный (дхармакая), идеальный (самб-хогакая) и конкретный (нирманакая). Со временем эти первонач. абстрактные «три тела» персониф. и на их основе возникли образы ади-будды, дхьяни-будд, бодхисатв.

ТРИКЛИНИЙ

ТРИКЛИНИЙ - столовая комната в доме римлянина.

ТРИЛОКА

ТРИЛОКА - трехчленная вселенная др.-инд. космологии и миф.; включает в себя небо, землю и подземное царство (ад).

ТРИМУРТИ

ТРИМУРТИ - в индуизме проявление сущностей трех гл. богов Брахмы, Шивы и Вишну как триединого божества; его иконографич. изображ. - с одной головой, но с тремя лицами. Наиболее известна гигантская скульптура Т. в пещерном храме на о. Элефанта близ г. Бомбей.

ТРИОДИТА

ТРИОДИТА - эпитет Гекаты, богини трех дорог, отожд. с Артемидой и Селеной.

ТРИПИТАКА

ТРИПИТАКА - общее назв. будд. канонич. лит-ры, состоящей из трех частей:

1. Виная-питака, где говорится о правилах приема в будд. монастырскую организацию и о нормах поведения будд. монахов.

2. Сутта-питака - где в форме изречений и рассказов-притчей, приписыв. Будде, считающ. основателем буддизма, излагаются будд. религ. доктрины.

3. Абхидхамма-питака, в к-рой в форме вопросов и ответов излагается сущность будд. философии.

ТРИПОЛИ

ТРИПОЛИ - трехградье; назв. мн. антич. городов и обл. Самым известным считается город-порт Т. на С. Финикии (совр. Тарабулус-эш-Шам в Ливане). Т. был образован тремя финикийскими гг. Тиром, Сидоном и Арадом - и разделен стеной на три части (отсюда и назв. города). Т. назыв. и три сев.-афр. гг. Сабрата, Эа (совр. Т., араб. Тарабулус-эль-Гарб) и Лепсис-Магна на юж. побережье Ма Сирта (зал. Габес). Согл. реформе Диоклетиана, из этих трех городов была образована пров. Триполитана. В наст. время Триполитанией назыв. вся Зап. Ливия (между Тунисом и Киренаикой, Вост. Ливией).

ТРИПОЛИТАНИЯ

ТРИПОЛИТАНИЯ - ист. обл. в Ливии. В 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. в прибреж. полосе Т. были основаны три финикийские колонии: Сабрата, Лептис-Магна и Эа. В кон. 6 в. до н.э. эти колонии получили относит. самостоятельность и вместе со своими владениями составили обл. Т. С сер. 5 в. до кон. 3 в. до н.э. Т. была под властью Карфагена, после 2-й Пунической войны (218 - 201) - Нумидии; в кон. 2 в. - 1 в. до н.э. завоевана Римом; в 5 в. н.э. захвачена вандалами, в 6 в. - Византией, в 7 в. - арабами.

ТРИПТОЛЕМ

ТРИПТОЛЕМ - в греч. миф. сын элевсинск. царя Келея, герой, к-рому Деметра подарила золотую колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы. Разъезжая по всему свету, Т. засеял землю и обучил этому людей. Иногда Т. встречал сопротивление (как это бывало, когда боги и герои вводили новые культы, обычаи и законы). За свою праведность Т. в аиде судит вместе с Миносом, Радамантом и Эаком мертвых. Миф о Т. и Деметре относится к ряду мифов о культурных героях и наставниках человечества.

ТРИР

ТРИР - древ. культурный центр треверов на р. Мозель, с 70 до н.э. - рим. колония. Будучи адм. центром и находясь на пересеч. торг. путей, Т. во 2 в. н.э. переживает период расцвета торговли и высокого уровня развития промышл-ти. В 275 - 276 он был разрушен германцами, затем восстановлен Констанцием Хлором, став его резиденцией с собств. монетным двором. Наивысший расцвет Т. относится к 3 в. (архитектурное стр-во, развитие культуры). В 395 двор и важнейшие правительств. учреждения переезжают в Милан и Арль. Сохран. (частично) мн. памятники архитектуры Т. 2 - 4 вв., напр., амфитеатр (100), городские ворота, термы, дворец с базиликой, т.н. рим. мосты.

ТРИРЕМА

ТРИРЕМА - др.-рим. воен. корабль, заимствов. у карфагенян и греков; строился по образцу триер.

ТРИСМЕГИСТ

ТРИСМЕГИСТ - трижды величайший; эпитет бога Гермеса, отожд. с егип. богом Тотом.

ТРИТА

ТРИТА - 1. в др.-инд. миф.:

1. Трита, риши, к-рому посвящен гимн «Ригведы». Т. обнаруживает генетич. связи с одно-имен. персонажами.

2. Трита Аптья одно из второстеп. божеств.

3. Трита, один из трех братьев (именно третий), о к-ром сообщается в «Махабхарате», «Джайминия-брахмане».

2. Фрита - в иран. миф. третий человек, приготовивший напиток хаому. О Т. рассказыв. Заратуштре сам Хаома (божество этого напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал Т. двух сыновей - Урвахшаю, ставшего судьей, устанавливающим законы, и Керсаспу, поразившего дракона. Т. выступает в «Авесте» и как первый целитель из числа первозаконников - парадата, получивший от Ахурамазды десять тысяч лекарств. растений, белую хаому и древо бессмертия. Упоминается, что Т. обитает в Апам Напат. В вед. миф. Т. соотв. Трита.

ТРИТАГОНИСТ

ТРИТАГОНИСТ - третий актер, введенный Софоклом. Это новшество позволило усилить напряженность развития действия и драматич. конфликта. До этого, согл. теории Эсхила, играли лишь два актера.

ТРИТОН

ТРИТОН - в греч. миф.:

1. Соляное озеро в Ливии (или река).

2. Мор. божество, сын Посейдона и одной из нереид Амфитриты. Он обитает в глубинах моря в золотом доме. Сестра Т. - нимфа Рода, супруга Гелиоса. Существуют мифы о Т. как божестве Тритонийского оз. в Ливии, куда буря отнесла корабль аргонавтов; Т. помог аргонавтам выплыть в море и подарил ком земли, из к-рого в дальнейшем появился о-в Каллиста. Т. также называются мор. миксантропич. существа, резвящ. и дующие в раковины, сопровождая Амфитриту и Посейдона.

ТРИТТИИ

ТРИТТИИ - в Др. Греции терр. округа, на к-рые была разделена Аттика по реформам Клисфена (510 или 509 до н.э.). Всего было тридцать Т. Три Т. (по одной от г. Афин, внутр. и береговой полосы Аттики) составляли одну из 10 клисфеновских фил.

ТРИУМВИРАТ

ТРИУМВИРАТ - в Др. Риме:

1. Коллегия из трех лиц, назначавш. или избиравш. в спец. целях (напр., в 133 до н.э. для проведения зем. реформы Тиберия Гракха).

2. Союзы из трех влият. политич. деятелей и полководцев, создававш. в 1 в. до н.э. с целью борьбы против сенатской олигархии и для рук-ва гос. делами. 1-й Т. возник в 60 (или 59) до н.э. как частное соглашение между Юлием Цезарем, Гнеем Помпеем и Марком Лицинием Крассом; в 56 до н.э. при организов. Цезарем свидании триумвиров в г. Луке союз был подтвержден. Инициатива и ведущая роль в союзе принадлежала Цезарю. Триумвиры действовали при поддержке разветвл. клиентелы. Гл. их опорой были возглав. ими легионы.

Вскоре после создания 1-й Т. превратился фактич. в рим. правительство: триумвиры распределяли между собой и своими приверженцами гос. должности (напр., консулат 59 до н.э. Ю. Цезаря, трибунат 58 до н.э. Клодия), управл. провинциями, проводили в своих интересах законы (наделение ветеранов Помпея зем. участками, снижение на 1/3 откупной суммы налогов в провинции Азия в интересах всадничества - сторонников Красса и т.п.).

Союз распался после гибели М. Красса в 53 до н.э. и в связи с обострением отношений между Г. Помпеем и Ю. Цезарем. Современники называли 1-й Т. «трехглав. чудовищем» (Варрон). 2-й Т. возник (нояб. 43 до н.э.) в нач. гражд. войн после смерти Цезаря. В его состав входил Октавиан, М. Антоний, Марк Эмилий Лепид - цезарианцы, объединившиеся против убийц Цезаря - Марка Юния Брута, Г. Кассия и др. республиканцев и сената. 2-й Т., в отличие от 1-го Т., был утвержден комициями, и триумвиры получили чрезвыч. полномочия «для устройства гос. дел». Они использовали свою власть для распред. между собой провинций и организации проскрипций против политич. противников. 2-й Т. фактич. распался в 36 до н.э. в результате внутр. противоречий, гл. обр. между Октавианом и Антонием (формально просуществовал до 31 до н.э.).

ТРИУМФ

ТРИУМФ - в Др. Риме торжеств. вступление в столицу полководца и его войска после окончания победонос. вой-ны (в к-рой было убито не менее 5000 врагов). Т. удостаивался по решению сената лишь тот, кто имел империй и вел войну в кач-ве главноком. Открываемое сенаторами и магистратами триумфал. шествие начиналось на Марсовом поле и направлялось к храму Юпитера на Капитолий. Следом в сопровожд. музыкантов и певцов двигалась колесница, запряж. четверкой белых коней, на к-рой восседал триумфатор, увенч. лавровым венком, с атрибутами Юпитера. За ним шло войско.

Воины пели импровизир. хвалебные, а иногда, с целью магич. защиты триумфатора, и высмеивающие его песни, а раб восклицал: «Помни, что ты - человек!». Затем несли трофеи: золото, оружие, изображ. покорен. земель и городов и т.д., вели знатных пленников.

Жрецы и юноши сопровождали жертвен. быков. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, слагалась и частично делилась между воинами добыча; затем устраив. пир (иногда для всей публики, иногда только для магистратов) и игры в цирке. Имя триумфатора записывалось в триумфал. фасты. В императорское время Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА - рим. архитект. сооружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на к-ром в колеснице изображ. тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооруж. могли служить, напр., победоносное завершение воен. похода, избрание к.-л. на высокий пост и т.п. Т. а. устанавлив. в честь императоров, полководцев, регентов, высокопоставл. чиновников. Наиболее известны Т. а., сооруж. в честь Тита, Септимия Севера и Константина в Риме. По образцу антич. Т. а. в эпоху Ренессанса возводились порталы.

ТРОАДА

ТРОАДА - в древности обл. на С.-З. М. Азии, с 3. огранич. Геллеспонтом (от г. Абидоса) и Эгейским м. (до г. Антандра), с В. - хребтом Ида и его отрогами (на терр. совр. Турции). Плодородие прибреж. равнин Т., особенно в басс. р. Скамандр, обеспечило высокое развитие живших здесь племен южно-индоероп. группы языков. Созданное ими в 3-м тыс. до н.э. царство Троя в кон. 2-го тыс. до н.э. было уничтожено в результате Троянской войны. В 7 в. до н.э. Т. захватили лидийцы, в сер. 6 в. до н.э. - персы. После греко-перс. войн (500 - 449 до н.э.) Т. принадлежала Афинам, потом опять персам, в 334 до н.э. завоев. Александром Македонским, в 3 - 2 вв. до н.э. входила в состав Пергамского царства. В 133 до н.э. Т. вошла в состав рим. провинции Азия.

ТРОГ

ТРОГ - Помпей (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) - рим. историк и ученый, автор труда («История Филиппа» в 44 кн.), написан. ок. 7 н.э. и дошедш. до нас в сокращении Юстина и «Прологах» (краткое изложение содержания книг «Истории»). Излагая всемирную историю народов от легенд. ассир. царей до Августа, Т. прослеживает возникновение, историю и неизбежную гибель мировых держав, созда-ваемых путем захватов и насилия. Гл. место в изложении занимала история Македонии, особенно времени Филип-па II и Александра Македонского, что и дало назв. книге.

ТРОГЛОДИТЫ

ТРОГЛОДИТЫ - назв. мн. древ. народов, находивш. на начальном этапе своего развития. Прежде всего к Т. относились народы, жившие вдоль зап. побережья Красного м., южнее Египта, в Цент. Африке, Аравии, на Кавказе и южнее Ниж. Дона. Т. не носили одежды, жили в пещерах, отсюда их назв., к-рое они получили в поздний период античности, - троглодиты (др.-греч. - пещерные люди). Питались они мясом животных вместе со шкурой, пили разбавл. кровью молоко. До нас дошли свидет. своеобразных ри-туалов захоронения Т.

ТРОИЛ

ТРОИЛ - в греч. миф. троянский царевич, сын Приама (по др. версии - Аполлона) и Гекубы, убитый на троянской равнине Ахиллом. По наиболее распростр. варианту мифа, это происходит в самом начале войны, когда Троя еще не подвергалась осаде и Т. выходит в поле, чтобы напоить лошадей. Здесь его видит Ахилл, и убивает.

ТРОИЦА

ТРОИЦА - в христ. теологич. представлениях бог, сущность к-рого едина, но бытие к-рого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотивш. в Иисусе Христе) и Духа святого - животворящего начала.

ТРОЛЛИ

ТРОЛЛИ - в герм.-сканд. миф. великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В отличие от миф. противников богов - етунов, в фольклоре Т., как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами. В позднейшей традиции Т. ассоциир. с различ. демонич. существами, в т.ч. с гномами.

ТРОС

ТРОС - Трой - в греч. миф. внук Дардана, сын Эрихтония, основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда; по др. версии мифа, основателем Трои был сын Т. Ил, от имени к-рого др. назв. Трои - Илион.

ТРОФЕЙ

ТРОФЕЙ - 1. Вооружение, снятое с убитого врага, к-рое могло быть принесено в дар богам как добыча победителя. Этот обычай был особенно распростр. у римлян. Первым принесшим Т. в дар Юпитеру был по преданию Ромул, убивший ценинского царя Акрона. Скульпт. рельефы часто украшались изображ. Т., напр., на пропилеях святилища Афины в Пергаме (2 в. до н.э.).

2. Части разобранного здания, перенес. на нов. место и включ. в конструкции нов. здания (рельефы на воротах Константина в Риме).

3. Знак победы, первонач. столб, украш. захвач. у врага оружием. Греки, а позднее и римляне стали придавать Т. монументал. оформление (напр., Адамклисси).

ТРОФЕЙ ТРАЯНА

ТРОФЕЙ ТРАЯНА - антич. памятник ок. совр. д. Адамклисси в Добрудже (Румыния). Воздвигнут в 108 - 109 рим. имп. Траяном по случаю его победы над даками. Т. Т. достигал в высоту св. 38 м. На ступенч. подиуме возведена круглая база диаметром ок. 30 м, украшен. полосой ре-льефов в виде 54 метоп; над ними располагался пояс парапета с 24 зубцами, увенч. шестигранным пьедесталом с посвятител. надписью. Монумент завершался трофеем (изображ. императорского панциря, двух щитов и поножей). Рельефы воспроизводят рим. солдат, дакийских воинов и эпизоды войн. На зубцах высечены изображ. ваваров из различ. племен, покоренных римлянами.

ТРОФОНИЙ

ТРОФОНИЙ - в греч. миф. беотийский герой, сын Эргина. Вместе с братом Агамедом воздвиг ряд храмов Посейдона в Мантинее, входной порог Дельфийского храма, дворец Амфитриона. Т. был особенно известен как прорицатель, дававший оракулы в Лейбадейской пещере, где узнававший свою судьбу погружался в состояние ужаса. На этом основании говорили, что Т. - сын Аполлона и что он вместе с братом выстроил своему божеств. отцу не только порог, но весь Дельфийский храм целиком и сокровищницу царю Гириэю в Беотии. С ней связана история гибели Т. и Агамеда. В сокровищнице братья сделали тайный лаз и добывали оттуда золото и серебро, не трогая замков. Когда Агамед попался в поставл. там капкан, Т. отрубил ему голову, чтобы скрыть личность преступника. Однако расступивш. земля поглотила Т.

ТРОЯ

ТРОЯ - Илион - древ. город на С.-З. М. Азии, крупный политич. центр Троады 3 - 2-го тыс. до н.э. Известна по др.-греч. эпосу о Троянской войне. Ок. 2200 до н.э. Т. была уничтожена пожаром (видимо, во время войны). Три последующих слоя (2200 - 2050 до н.э., 2050 - 1900 до н.э. и 1900 - 1800 до н.э.) свидет., что город оставался крепостью. Ок. 1300 до н.э. мощное землетрясение разрушило город. Ок. 1260 до н.э. Т. была разрушена и погибла в огне. Эта катастрофа связана с Троянской войной. Возрожд. после ухода ахейцев город сохранял старую культурную традицию, но стал менее значит. центром. Ок. 1190 до н.э. группа переселенцев из сев. обл. Балканского п-ова, осев в Т., при-несла новые формы бронз. оружия и лепную посуду. Сме-шан. население Т. ок. 110 до н.э. подвергалось воен. нападению. Т. вновь была разрушена, и жизнь прекратилась здесь на 400 лет. Ок. 700 до н.э. греки основали свой город, получивший назв. в греко-рим. эпоху Новый Илион.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА - одно из цент. событий в греч. миф. Возникновение Т. в. антич. источ. объясняют волей Зевса, пожелавш. либо «уменьшить бремя земли», либо дать возможность прославиться божеств. героям, либо сохранить в памяти потомства красоту своей дочери Елены. Толчком к войне послужил спор между тремя богинями - Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, к-рое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»). По-видимому, уже достаточно рано миф. традиция приурочила это событие к свадьбе Пелея и Фетиды, на к-рую были приглашены все боги, кроме Эриды. Чтобы рассудить заспоривших богинь, Зевс, поручил Гермесу отвести их на гору Иду (в Троаде), где пас стада юный Парис. Поставлен. перед необходимостью выбора и прельщен. обещанием Афродиты дать ему любовь Елены, Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь, чем снискал себе в дальнейшем ее помощь, но навеки сделал своими врагами Геру и Афину. Этим объясняется поддерж-ка, к-рую Афродита в ходе войны оказывает троянцам, а Гера и Афина - их противникам ахейцам. Парис приплыл на корабле в Грецию, остановился в доме Менелая и, воспользовавш. его отъездом, при содействии Афродиты убедил Елену бросить Спарту и мужа и стать его женой. Похищение Елены явилось прямым поводом Т. в. При поддержке своего брата Агамемнона Менелай собрал большое войско, так как бывшие женихи Елены были связаны совместной клятвой мстить в случае необходимости за оскорбление ее супруга. В составе ахейского войска оказались знатнейшие герои: Одиссей, Филоктет, оба Аякса, Диомед, Сфенел, Протесилай и др. Удалось привлечь к походу также Ахилла, хотя он не участвовал в соискании руки Елены.

Ахейский флот, собравш. в беотийской гавани Авлида, насчитывал свыше тысячи кораблей. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как самый могуществ. из ахейских царей. Основные события Т. в. развернулись на ее десятом году. Новый этап Т. в. связан с прибытием под Трою Филоктета с Лемноса и Неоптолема со Скироса. От стрелы первого гибнет Парис, второй сражает мисийца Эврипила. После этого троянцы больше не рискуют выходить на битву в открытом поле, но для греков остаются все еще неодолимым препятствием мощные стены Трои. Выход из положения находит Одиссей; по его совету мастер Эпей строит огромного дерев. коня, в полое нутро к-рого прячется отборный отряд ахейских воинов, а остальное войско инсценирует возвращение на родину: сжигает лагерь на равнине, затем флот отплывает от троянского побережья и укрывается на о-ве Тенедос. На берегу ахейцы оставляют Синона, к-рый побуждает троянцев ввести в город дерев. коня как дар Афине. Ночью спрятанные в чреве коня греки выбираются наружу и открывают ворота города вернувш. ахейцам. Начинается резня застигнутых врасплох троянцев. Все муж. население погибает, за исключ. Энея с неск. соратниками, получающего от богов указание бежать из взятой Трои, чтобы возродить ее славу в др. месте. Женщин Трои также ждет горест-ная доля: Андромаха становится пленницей Неоптолема, Кассандру отдают в наложницы Агамемнону, Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла. Город гибнет в страшном пожаре.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ - по др.-греч. преданию, огромный дерев. конь, сооруж. греками по предложению Одиссея во время осады Трои, на 10-м году Троянской войны. Во внутр. часть коня спрятались воины; троянцы, обманутые словами греч. пленника Синона, будто обладание этим конем принесет троянцам победу, втащили его в город. Ночью греч. воины вышли из чрева коня и впустили в город свое войско; в результате этой хитрости грекам удалось овладеть Троей.

ТРПИМИР

ТРПИМИР - хорватский князь ок. 845 - 864, основатель династии, правившей в Хорватии почти непрерывно до кон. 11 в. Во время правления Т. оформляется хорватское раннефеод. госуд. В целях расширения его терр. и укрепл. своей власти Т. оказывал поддержку католич. духовенству и распростр. влияния папства в стране. Между 854 и 860 воевал с болгарским князем Борисом, успешно отразив его нападение на далматинскую Хорватию.

ТРУБКА

ТРУБКА - курител. прибор, очевидно использовавш. только чужестранцами в рим. армии. Многочисл. Т., найд. в ходе археологич. раскопок в Швейцарии, имели короткий черешок и маленькую головку.

ТРУХЗЕС

ТРУХЗЕС - в Германии в период раннего средневековья придворное должностное лицо, осуществл. верхов. надзор за домаш. х-вом короля. В т.н. «Свящ. Рим. империи» должность Т. приобрела почетный хар-р и предоставлялась императором одному из знатных князей.

ТУАЛЕТ

ТУАЛЕТ - обществ. туалеты, устраивались с эллинистич. времен в гимнасиях. Рим. туалеты отличались комфортаб., оборудовались мраморными сиденьями и подключались к системе водоснабжения. За пользование ими взималась определ. плата. Во времена Диоклетиана в Риме существовало 144 Т. Имелись и частные туалеты.

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ - появились в раннюю эпоху Др. Греции, особым спросом пользовались прежде всего у женщин в эпоху эллинизма и во времена Рим. империи. К Т. п. относились: глиняные сосуды для различ. мазей, расчески из кости, рога, дерева, панциря черепахи, зеркальца, напольные и складывающ. зеркала, пинцеты для выщипывания волос, бритвы, заколки для волос из металла, слоновой кости, умывальные чаши, бронзовые шкатулки для хранения украшений, баночки, стекл. бутылочки и шкатулки для косметики, духов, бальзамов. Произ-во Т. п. и спрос на них росли с ростом благосостояния привилегир. классов эллинистич. и рим. городов, прежде всего это относится к представителям рим. императ. двора. Но мода на Т. п. постепенно распростр. и среди людей ср. слоев общества.

ТУБА

ТУБА - рим. духовой муз. инструмент, соотв. греч. сальпинге, представляет собой длинную, расширяющ. на конце трубку с роговым мундштуком. Т. была завезена в Италию этрусками и преобразована в литуус и круглый изогнутый горн. Трубачи выступали на религ. праздниках и обществ. торжествах, особая роль отводилась им и горнистам во время исполнения воен. музыки и при передаче тактич. сигналов.

ТУВАНУВА

ТУВАНУВА - Тиана - древ. город (на его месте расположен совр. г. Бор, Турция), входивший в состав Хеттского царства при хеттском царе Лабарне I (в нач. Др. царства, 1-я пол. 17 в. до н.э.). В период Ср. Хеттского царства (15 в. до н.э.) Т. нек-рое время входила в состав лувийского княжества Арцава, враждовавш. с хеттами. В 8 в. до н.э. Т. была самостоят. княжеством, князь к-рого Варпалава упомянут в трех иероглифич. надписях, найденных на терр. княжества, и в анналах ассир. царя Тиглатпаласара III (под 738 до н.э.).

ТУ-ГЮ

ТУ-ГЮ - тюркские племена, кочевавшие в 5 в. на Юж. Алтае. Назв. Т.-Г. встречается в кит. рукописях. В этот период Т.-Г. зависели от жужаней (жуань-жуаней), господствовавших в Цент. Азии. В 552 - 555 коалиция алтайских племен во главе с Т.-Г. разбила жужаней и создала обширное госуд. Тюркский каганат. Т.-Г. имели свою письменность, основанную на арамейском алфавите.

ТУЙСТО

ТУЙСТО - двойное, двуполое существо, в др.-герм. миф. (по Тациту) земнородное божество, сыном к-рого явл. Манн, первый человек.

ТУЛЕ

ТУЛЕ - по данным эллин.-рим. географии, восходящим к Питею из Массилии, о-в, находящ. в шести днях плавания к С. от Британии, у Полярного круга; самая сев. из обитаемых земель. Чаще всего отожд. с Шетлендскими о-вами (о. Мейнленд) или с Исландией.

ТУЛЕПИА-МЕЛИА

ТУЛЕПИА-МЕЛИА - в груз. миф. божество - покровитель плодородия. По своим функциям Т.-М. близок к божествам хеттов (Телепинус) и Сев. Кавказа (Тлепш). Вторая часть имени божества - Мелия (букв. «лиса»), вероятно, свидет. о зооморфном образе Т.-М. Культ Т.-М. постепенно слился с культом Квириа. Праздник Т.-М., связанный с культом воскресающей роды, в кач-ве самостоят. элемента входил в ритуалы, посвящ. Квириа (после принятия христианства приурочивался к первой неделе великого поста). Почитание Т.-М. было особенно распростр. у горцев Зап. Грузии; в др. р-нах ему соотв. празднества адрекилаи, агбалаграл, берикаоба и др.

ТУЛЛ ГОСТИЛИЙ

ТУЛЛ ГОСТИЛИЙ - согл. рим. ист. традиции, третий царь в Др. Риме (7 в. до н.э.). Т. Г. приписыв. завоев. и разрушение Альбы-Лонги, удач. войны против сабинян, а также сооруж. здания Гостилиевой курии и др.

ТУЛЛИЙ

ТУЛЛИЙ - др.-рим. плебейский род, известнейшим представителем к-рого был Цицерон. Второе имя Т. имел шестой царь Др. Рима Сервий (Сервий Туллий).

ТУЛУНИДЫ

ТУЛУНИДЫ - династия в Египте в 868 - 905. Основа-тель - наместник Аббасидов в Египте Ахмед ибн Тулун. При Т. Египет стал фактич. независимым от Аббасидов. При Ахмеде ибн Тулуне и его преемнике Хумаравейхе был одержан ряд побед в сраж. с византийцами. В 878 Ахмед ибн Тулун подчинил Сирию. Нек-рое снижение налогового гнета, осуществл. Т., способств. подъему егип. х-ва. Столицей госуд. Т. стал основанный в кон. 9 в. вблизи Фустата г. Катаи. Пораж., нанесенное Т. карматами в 903, и борьба между Т. и воен. знатью госуд. облегчили завоев. (905) страны аббасидским войском. Последний Т. - Шейбан и уцелевшие члены династии были уведены в плен в Багдад.

ТУНИКА

ТУНИКА - др.-рим. нательная одежда типа рубашки, вошедшая во всеобщее употребл. с 3 в. до н.э. Шилась из сложенного пополам куска материи, образующ. перед и спину; в центре прорезался вырез для головы, края сшивались, причем оставлялись отверстия для рук. Первонач. в Риме Т. имела короткие рукава, позднее (во время империи) к ней стали пришивать длинные рукава. Шили Т. сначала шерстяные, позднее - с 4 в. н.э. - льняные. Муж. Т. доходила спереди до колен, сзади была неск. длинее. Женщины носили более длинные Т., доходившие до лодыжек. Обычно они надевали две Т. - ниж. с рукавами и верх. («стола») без рукавов. Существовали различ. типы Т. у разных слоев населения. На Т. сенаторов была выткана или вышита вертикал. широкая пурпурная полоса. На Т. на-девали верх. одежду - тогу.

ТУРА

ТУРА - Тур - в иран. миф. родонач. туранцев (сначала под ними понимались кочевые вост.-иран. племена, а затем тюркские). Первонач. Т. - сын Йимы. В «Шахнаме» он сын Фаридуна (Траэтаоны). Когда Фаридун делит свое царство между сыновьями, Т. достаются Чин и Туран. Вместе со своим братом Салмом Т. убивает младшего, любимого сына Фаридуна Эраджа, к-рому завещаны Иран и Арабистан; это убийство стало причиной вражды Ирана и Турана. Мстя за его гибель, Т. и Салма убивает внук Эраджа Манучехр.

ТУРДЕТАНЫ

ТУРДЕТАНЫ - турдулы - иберийские племена, населявшие в пуническо-рим. эпоху (2 - 1-е тыс. до н.э.) юг Испании, т.н. Турдетанию (совр. Андалусия) - терр., на к-рой, согл. антич. традиции, в древнейшее время находилось госуд. Тартесс. Вопрос о происхожд. Т. до сих пор не решен. В культурном отношении Т. были наиболее развитым иберийским племенем. Согл. Страбону, они имели свою письменность, поэмы и законы в стихах, но в воен. отношении уступали древ. иберам. В кон. 3 - нач. 2 вв. до н.э. были завоев. римлянами и вскоре романизированы; терр. Турдетании в 197 до н.э. вошла в состав рим. провинции Испания Дальняя, а со времени Августа (27 до н.э. - 14 н.э.) - в состав провинции Бетика.

ТУРМА

ТУРМА - в Рим. республике конный отряд из 30 всадников. В состав каждого легиона входило более 10 Т. В Рим. империи в алах (тактически самостоят. единицах) насчитыв. 16 Т. по 30 всадников или 24 Т. по 40 всадников.

ТУРН

ТУРН - согл. рим. легенде, царь рутулов, соперник Энея.

ТУРСЫ

ТУРСЫ - в др.-герм., в частн., сканд. миф. великаны; др. обозначение - етуны.

ТУРША

ТУРША - согл. егип. источ., назв. одного из «народов моря».

ТУСА

ТУСА - Тус - герой иран. эпоса. В «Ардвисур-яште» «восседающему на коне» Т. Ардвисура Анахита дарует победу «над туранскими землями». В «Шахнаме» Т. - один из славных богатырей, сын царя Навзара, отец богатыря Густахма.

ТУСКУЛУМ

ТУСКУЛУМ - Тускул - древ. город в Лации, около совр. Фраскати. Легенды относят основание Т. к миф. временам. Согл. антич. традиции, Т. возглавлял союз лат. городов в битве против Рима при Регильском оз. (496 до н.э.), после пораж. входил в Латинский союз, был союзником Рима в борьбе с эквами, вольсками и галлами (5 - 4 вв. до н.э.). Т. - первый город, жители к-рого получили от Рима права рим. гражданства, а сам город - права муниципия (с 381 до н.э.). В конце периода республики и в период империи Т. был роскошным пригородом Рима, где находились виллы Лукулла, Мецената, Цицерона и др. Т. был разрушен в 12 в.

ТУТАНХАМОН

ТУТАНХАМОН - егип. фараон (ок. 1400? - 1382? до н.э.) эпохи Нового царства (XVIII династия). Зять Аменхотепа IV (Эхнатона) (муж 3-й дочери Эхнатона от Неферти-ти - Анхесенпаатон) и, возможно, его младший брат. Вступив на престол в возрасте ок. 12 лет под именем Тутанхатон (живой образ Атона), умер, не дожив до 20. Власть фактич. находилась в руках визиря Эйе и др. вельмож. При Т. были отменены религ. реформы Эхнатона, восстановлен культ Амона, сам Т. отказался от им. Тутанхатон и возвратил резиденцию фараона из Эхетатона в Фивы.

ТУТМОС

ТУТМОС - в Др. Египте эпохи Нового царства:

1. Т. I - фараон ХVIII династии (1538 - 1525 до н.э.), муж сестры Аменхотепа I (1559 - 1538 до н.э.). Проводил активную завоеват. политику. При нем войска Египта на Ю. завоев. Нубию до 3-го порога Нила, на С. - достигли р. Евфрат.

2. Т. II - фараон (1525 - ок. 1523 до н.э.), сын Т. I, соправитель Т. I, Т. III и Хатшепсут. Совершил походы в Нубию и Зап. Азию.

3. Т. III - фараон (1525 - 1473 до н.э.), сын Т. II. В период до 1503 фактич. был отстранен от власти своей мачехой и соправит. Хатшепсут. После смерти Хатшепсут (1503) Т. III правил до 1491 самостоят., потом имел соправителем сына Аменхотепа II. С 1503 Т. III вел упорные войны, в результате к-рых было восстановлено егип. господство в Сирии и Палестине, утраченное при Хатшепсут. Им были одержаны крупные победы при Мегиддо, Кадеше и Кархемише. В 1492/1491 Т. III нанес пораж. царю Митанни Шаушаттару и захватил его владения на З. от Евфрата. На Ю. при нем граница Египта была доведена до 4-го порога Нила; на 3. он обложил данью Ливию. Т. III получал дары от царей Ассирии, Вавилонии и Хеттского царства, а также с о. Крит. Завоев. терр. при нем были превращены в провинции Египта, управлявш. царскими наместниками.

4. Т. IV - фараон (ок. 1465 - ок. 1455 до н.э.), принадлежал, как и Т. III, к ХVIII династии, сын Аменхотепа II. Вел войны в Азии и Нубии.

В историографии существуют и др. датировки правления Т.

ТУФАНЬ

ТУФАНЬ - кит. этноним, обозначавший Тибет в 7 - 9 вв. и тибетские племена в 7 - 13 вв.

ТУШИТА

ТУШИТА - в будд. миф. четвертая из шести низших девалок. Жизнь богов в Т. длится 4000 лет, причем один день равняется 400 земным годам. В Т. бодхисатвы проводят свою предпоследнюю жизнь, перед тем как спуститься на землю и стать буддами.

ТУШПА

ТУШПА - древ. город на вост. берегу оз. Ван (Турция), столица госуд. Урарту (9 - нач. 6 в. до н.э.). Цитадель Т. находилась на скале, возвышающ. над низменным берегом оз., город располагался у подножия скалы, на месте совр. г. Ван. Из-за непригодности воды озера для питья при царе Менуа (кон. 9 в. до н.э.) к городу был проведен канал, подводивший воду горных родников. Армян. историк 5 в. Мовсес Хоринаци сохранил подробное описание скалы и канала и привел легенду о постройке Вана царицей Шаммурамат (Семирамидой). Для проверки этих сведений в 1927 в Ване работал нем. археолог Ф. Шульц, описавший остатки крепостных стен, помещения, высеченные в скале (вероятно, гробницы царей), и скопировавший клинообразные надписи. В 1916 И. А. Орбели на юж. склоне скалы открыл нишу, в к-рой оказалась большая стела с летописью царя Сардури II (сер. 8 в. до н.э.). Т. неоднократно упомин. в ассир. письменных источ. В 735 до н.э. ассирийцы разрушили город, но взять крепость не смогли. В 7 в. до н.э. царская резиденция была перенесена на высоты Топрахкале, входившие в Т. Цитадель была разрушена в нач. 6 в. до н.э. мидийцами, но при Ахеменидах жизнь на цитадели продолжалась.

ТУШРАТТА

ТУШРАТТА - царь Митанни в 14 в. до н.э. Был возведен на престол малолетним, после того как его старший брат был убит при дворцовом перевороте. Т. восстановил дипломатич. отношения с Египтом, его дочь Тадо-Хеба была выдана за егип. фараона Аменхотепа III. Сначала Т. нанес пораж. хеттскому царю Суппилулиуме I, вторгш. в Митанни; в конце своего правл. потерпел пораж. от Суппилулиумы I, подчинивш. Митанни. Т. бежал и был убит. В Тель-эль-Амарнском архиве егип. фараонов сохран. письма Т. на аккад. и хурритск. яз.

ТЬЯЛЬВИ

ТЬЯЛЬВИ - в сканд. миф. слуга Тора, его спутник в походах в страну великанов - к Хрунгниру и к Утгард-Локи. Т. и его сестра Ресква стали слугами Тора после того, как Т., нарушив запрет, надкусил вкусную кость зарезан. Тором козла (воскреш. затем козел из-за этого охромел). В сканд. традиции известен также Тьялвар - культурный герой, к-рый добыл огонь и, обнеся его вокруг о-ва Готланд, помешал о-ву периодич. погружаться в море.

ТЬЯЦЦИ

ТЬЯЦЦИ - в сканд. миф. великан, отец Скади, похититель Идунн и ее золотых яблок. Один забрасывает глаза Т. на небо, и они превращаются в звезды.

ТЭНИЯ

ТЭНИЯ - повязка, надевавш. на голову как знак отличия или как украшение; служила знаком особой божьей милости, победы в спорт. соревнованиях в Др. Греции.

ТЭНЫ

ТЭНЫ - военнослужилая знать, затем мелкие и ср. вот-чинники-земледельцы в Англии в период раннего средне-вековья. Впервые упомин. в англо-саксонских законах кон. 7 в. За службу в королевском войске Т. получали земел. владение в размере от 5 до 20 гайд. Привилегир. положению Т. соотв. высокий вергельд, к-рый в 6 раз превышал вергельд рядового свободного. Т. могли стать не только знатные по рожд. - эрлы, но и рядовые свободные - керлы. Т. были обязаны вассальной верностью своему господину. В принадлежащем им поместье Т. имели полицейские и суд. права в отношениях своих держателей.

ТЮР

ТЮР - Тиу - в герм.-сканд. миф. бог; у саксов и англов обозначался как Сакснот. В генезисе Т. - индоевроп. бог, этимологически соотв. греч. Зевсу - Диаусу. В последний битве перед концом мира Т. сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг друга. В кеннингах Одина часто фигурирует (в порядке сравнения) имя Т. Тиу - Тюра иногда отожд. с герм. божеством Ирмином. Близким аналогом Т. явл. кельтский бог Нуаду, также вооруж. мечом и однорукий.

ТЮРИНГИ

ТЮРИНГИ - герм. племенная группа, образовавш. из смешения ряда герм. племен (гермундуров, англов, варнов и др.). В нач. 5 в. у Т., занимавших обширную терр. в басс. Верх. Эльбы, Верх. Дуная и их притоков, возникло королевство. В 531 Т. потерпели пораж. от франков и саксов на р. Унструт, после чего большая часть их терр. была включена в состав Франкского госуд., меньшая сев., захвачена саксами. На части терр., первонач. занимаемой Т., сложилась Тюрингия и народность Т., вошедшая затем в состав нем. народности.

ТЮРИНГСКАЯ ПРАВДА

ТЮРИНГСКАЯ ПРАВДА - одна из т.н. Варварских правд герм. племени. Представляет собой запись обычного права англов и варнов - предшественников тюрингов. Близка по содержанию к другим т.н. каролингским (зафиксиров., как и Т. п., в нач. 9 в., при Карле Великом) правдам - Саксонской и Фризской. Мн. формулировки Т. п. базируются на осн. части Рипуарской правды. Несмотря на краткость, содержит ряд уникал. данных.

ТЮРКО-МОНГОЛЬСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ

ТЮРКО-МОНГОЛЬСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - осн. на сочетании солнеч. лет с лун. месяцами. Годы носят назв. животных: мышь (крыса), корова (бык, скот), тигр (барс), заяц, рыба (дракон, крокодил), змея, лошадь, овца, обезьяна, курица (петух, птица), собака, свинья. Каждые 12 лет цикл повторяется. Начало года приходится обычно на январь - сер. февраля (по-разному в разных странах). В странах Вост. Азии 5 двенадцатилетних циклов составляли один 60-летний, в к-ром годы получали дополнит. определение (напр., цветное, - год синей мыши, год желтой мыши).

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552 - 745) - госуд., основанное в Цент. Азии племенным союзом тюрок, к-рый возгл. одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 545 тюрки разгромили уйгурские племена (теле), а в 551 - жужан; Бумын (ум. 552) провозгласил себя каганом. К 555 вся Цент. Азия, включая киданей в Зап. Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказалась под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон. Брат Бумына, Истеми (ум. 576), в 60-х гг. 6 в. разгромил Эфталитов госуд. в Ср. Азии. Мухань-каган (553 - 572) поставил в зависимость от Т. к. сев.-кит. госуд. Чжоу и Ци. Вслед за тем Т. к. в союзе с Византией начал войну с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 571, после похода тюрок в Иран, граница была установлена по Амударье, а в 588 - 589 к Т. к. присоед. нек-рые обл. на зап. берегу Амударьи. Союз с Византией не раз нарушался - в 576 тюрки взяли Боспор (Керчь), а в 581 осадили Херсонес.

ТЮРЬМЫ

ТЮРЬМЫ - система тюрем. заключения как вид наказания в античности отсутств. Пребывание в тюрьме было временным, лишь в теч. предварит. следствия до установления вины или до обычной экзекуции. Тюрьмы представляли собой отдельные помещения, в к-рых заключенные разделялись по полу и в большинстве случаев заковывались в цепи. Пожалуй, лишь Афины располагали Т. под надзором коллегии из 11 человек. В республиканском Риме существовала гос. Т. - с надзором из 3 человек; во внутр. помещении - казнили гос. преступников: Верцингеторига, сторонников Катилины, Югурту, Петра. Во времена Империи едва ли не каждый юридич. орган власти располагал Т.

ТЯНЬ-ДИ

ТЯНЬ-ДИ - в кит. поздней нар. миф. верхов. божество, глава божеств и духов.

ТЯНЬ-ХОУ

ТЯНЬ-ХОУ - богиня моря в поздней кит. миф.

ТЯНЬ-ЮЙ ЮАНЬШУАЙ

ТЯНЬ-ЮЙ ЮАНЬШУАЙ - в поздней кит. нар. миф. сын зеленого дракона. Родился в поле во время сильного дождя, потому и был назван Тянь-юй (тянь - «поле», юй - «дождь»).

Предыдущая страница Следующая страница