Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАТ"-"ХНУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАТ"-"ХНУ")

ХАТОР

ХАТОР - Хатхор - в егип. миф. богиня неба. В древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. Впослед. изображ. женщиной с рогами и иногда ушами коровы, но в нек-рых местностях сохранила облик коровы. Фетиш Х. - столб, увенч. двуликой головой Х. с коровьими ушами (в ранний период - головой коровы), и малахит. Центр культа Х. - г. Дендера (ее эпитет - «владычица Дендеры»), но ее почитание было распростр. по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае. Х. - жене Гора Бехдетского, мать Гора-Сематауи), в Мемфисе иногда ее мужем называли Птаха. С Х. отожд. Ихет, Мут, Нут. С возвышением культа Ра Х. стала считаться его дочерью, солнеч. Оком, она отожд. с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почитается в образе львицы. В этом кач-ве Х. явл. цент. персонажем мифов о приносящем весну возвращении солнеч. Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, об истребл. людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор).

ХАТРА

ХАТРА - сильно укрепл. торг. город и столица (с 100 н.э.) маленького одноим. княжества в Сев. Месопотамии со смешанной культурой рим., эллинистич. и иран. (парфянских) элементов. При Траяне и Септимии Севере Х. безуспешно осаждалась римлянами. В 241 при Сасанидах была завоев. персами, в 4 в. пришла в запустение.

ХАТТИ

ХАТТИ - назв. древнейшего населения сев. и цент. части терр. Хеттского царства - хаттов или протохеттов, а также хаттского или протохеттского языка, позднее вытесн. индоевроп. хеттским и вымершего уже к 18 в. до н.э. Назв. Х. сохран. за сев. и цент. обл. и гл. г. Хаттусасом и после падения Хеттского царства. Миф. и ритуалы Х., а также соц. орг-ция, как культура в целом, оказали существ. влияние на раннюю хеттскую культуру.

ХАТТУСИЛИ

ХАТТУСИЛИ - в Хеттском царстве:

1. Х. I - царь (1650 - 1620 до н.э.) периода Др. царства; от его имени были составлены «Анналы» (на аккад. яз. с хеттским переводом, видимо, позднейшим), найденные в Бююккале. В первые годы правл. Х. I вел борьбу за Сев. Сирию, нанес удары по Урше, Алалаху, занял г. Хашшу и предал его огню, пересек р. Евфрат. Х. I перенес столицу из Куссара в Хаттусас, в связи с чем получил имя Х.

При нем окончат. были включены в состав Хеттского царства Цальпа и неск. юго-вост. обл. М. Азии. Х. I подавил мятеж Хуццияса - намест-ника Таппасандаса, и стремился пресечь начавш. распри внутри царской семьи.

2. Х. II - царь (ок. 1420 - ок. 1400 до н.э.) эпохи Ср. царства, дед или отец Суппилилиумы I.

3. Х. III - последний крупный царь (около 1304 - около 1280 или, по др. хронологии, около 1275 - около 1250 до н.э.) эпохи Нового царства. Сын Мурсили II. В богазкейском архиве сохран. составл. Х. III жизнеописание, в к-ром он в тенденциозной форме изложил свой жизн. путь от немощн. мальчика - «конюшего» (придворный титул) до сановника, бывшего последоват. жрецом богини Иштар, военач., правителем Верхней страны (сев.-вост. обл. Хеттского царства), главноком. Совершив воен. переворот и свергнув царя Урхитесупа - своего племянника, он стал царем. При Х. III была восстановлена мощь Хеттского царства, столица была возвращена в Хаттусас, пострадавший от набегов каскайских племен, в 1296 (по др. хронологии - 1269) до н.э. был заключен договор с Рамсесом II, по к-рому Египет признавал права хеттов на Сев. Сирию. Х. III и в еще большей степени его жена Пудухепа, игравшая большую роль в жизни страны, способств. усилению культурного влияния хурритско-лувийского Ю. Культ хурритской богини Иштар Х. III объявил семейной привилегией рода Х., за к-рым были закреплены все льготы, связанные с отправл. этого культа.

ХАТТУШАШ

ХАТТУШАШ - столица Хеттского царства.

ХАТТЫ

ХАТТЫ - герм. племя. Во времена Цезаря (сер. 1 в. до н.э.) входили в состав свевов, позднее - франков. Последнее упомин. о Х. в источ. относится к кон. 4 в. Потомками Х. явл. гессы (от к-рых получила свое назв. обл. Гессен).

ХАТУСАС

ХАТУСАС - Хаттушаш, Хаттуса - столица Хеттского царства (совр. Богазкей, в 150 км к В. от Анкары в Турции). Х. известен со 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. В 23 в. до н.э. правитель Х. Памбас участвовал в коалиции против аккадского царя Нарамсина. С нач. 2-го тыс. до н.э. Х. - один из торг. центров Анатолии. В 18 в. до н.э. хеттский царь г. Куссара Аниттас захватил и разрушил Х., но уже в нач. 17 в. до н.э. город был восстановлен. Соперничество с Куссаром закончилось переносом столицы в Х. при царе Хаттусили I, а при Хантилисе I (кон. 16 в.) город был обнесен крепостной стеной. В 13 в. до н.э. Х. был разграблен каскайскими племенами. Восстановлен при Хаттусили III. В нач. 12 в. до н.э. подвергся нашествию «народов моря», уничтоживших Хеттскую державу. В дальнейшем здесь сохранялось небольшое поселение.

ХАТШЕПСУТ

ХАТШЕПСУТ - егип. царица (1525 - 1503 до н.э.) XVIII династии эпохи Нового царства. Дочь Тутмоса I, сводная сестра и жена Тутмоса II, мачеха Тутмоса III. Будучи соправит. Тутмоса II (1525 - ок. 1523 до н.э.) и Тутмоса III (1525 - 1473 до н.э.), Х. фактич. отстранила их от власти и офиц. объявила себя фараоном (художники изображ. ее мужчиной). Х. опиралась гл. обр. на жречест-во бога Амона. Она не вела войн; при ней были почти утрачены владения Египта в Палестине и Сирии. При Х. была снаряжена торг. экспедиция в Пунт и усиленно велось стр-во храмов (храм в честь богов Амона и Хатор в Дейр-эль-Бахари др.). После ее смерти Тутмос III, желая уничтожить память о Х., приказал стереть ее имя и изображ., высеч. на мн. памятниках.

ХАУ-НЕБУ

ХАУ-НЕБУ - др.-егип. термин, употреблявш. с 3-го тыс. до н.э. (впервые в Текстах Пирамид) для обознач. обитателей Эгейского басс., а с кон. 2 - 1-го тыс. до н.э. - специально греков.

ХАФРА

ХАФРА - егип. имя фараона IV династии (кон. 27 - нач. 26 вв. до н.э.). Более известен под др.-греч. именем Хефрен.

ХАЦОР

ХАЦОР - крупнейший древ. ханаанский город (площ. ок. 40 га, ок. 40 тыс. жит.). Развалины Х. расположены в Верх. Галилее, к С. от Генисаретского (Тивериадского) оз. в Израиле. Поселение гор. типа восходит к эпохе ранней бронзы (3-е тыс. до н.э.). Упомин. в егип. т.н. черепках проклятия (19 в. до н.э.), в док-тах из Мари (18 в. до н.э.), Вавилонии (17 в. до н.э.), в Тель-эль-Амарнском архиве (14 в. до н.э.) и в папирусе Анастаси (13 в. до н.э.). Согл. Библии, Х. был завоеван и разрушен Иисусом Навином (13 в. до н.э.). Отстронен и укреплен царем Соломоном (10 в. до н.э.) в кач-ве одного из центров складского х-ва, произ-ва колесниц и коневодства. Разрушен ассир. царем Тиглатпаласаром III (732 до н.э.).

ХАШИМ

ХАШИМ (ум. 831) - руковод. антиомейядского восстания в Кордовском эмирате (Испания) в кон. 20 - нач. 30-х гг. 9 в. В молодостии работал подручным у кузнеца, отсюда прозвище ад-Дарраб (букв. - бьющий). Отряд ремесленников и крестьян во главе с Х. изгнал омейядские войска из округов Толедо и Сантавар. В 831 Х. погиб в бою с войском эмира Абдаррахмана II. Население Толедо, примкнувшее к Х. с начала восстания, выдержало осаду правительств. войск до сер. 837.

ХАЯГРИВА

ХАЯГРИВА - 1. в индуист. миф. дайтья, к-рый выкрал из уст Брахмы, когда тот спал в конце кальпы, четыре веды. Это грозило новому творению мира, и Вишну в своей аватаре рыбы убил Х. и возвратил веды Брахме.

2. В будд. миф. ваджраяны идам и дхармапала, эманация будды Акшобхьи. Описание Х. встреч. уже в инд. садханах (напр., в «Сандханамале», где его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук).

ХВЕРГЕЛЬМИР

ХВЕРГЕЛЬМИР - в сканд. миф. поток в Нифльхейме («стране мрака»). Из него вытекают различ. подземные реки, в т.ч. Гьелль, к-рая течет около хель (царства мертвых). В Х. падает влага с рогов стоящего на Вальхалле оленя Эйктюрнира.

ХВИТСШВИЛИ

ХВИТСШВИЛИ - в груз. миф. общее назв. второстеп. богов (Копала, Иахсари и др.). Обычно Х. считаются детьми верхов. бога Гмерти.

ХЕБАТ

ХЕБАТ - в хуррит. миф. богиня. Термин «Х.», возможно, семит. происхожд. Х. - «госпожа небес», супруга Тешуба. Имеет функции богини-матери, ее дети - сын Шаррума (букв. «бычок бога Тешубы»), дочери Аланзу и Кунзишалли. В период Новохеттского царства отожд. с хеттской богиней солнца г. Аринны. Почитание Х. не было общехурритским: она, очевидно, неизвестна в обл. Нузи, где супругой Тешуба являлась Иштар Ниневийская. Центр культа Х. сирийский г. Халпа (совр. Халеб). На рельефе из Язылыкая близ Богазкея Х. изображена стоящей на пантере, в длинной одежде и с круглой шапкой на голове. В глиптике встреч. изображения Х., восседающей на троне.

ХЕБРОН

ХЕБРОН - Хеврон, Эль-Халиль - город в Иордании, к Ю. от Иерусалима. Осн. ок. 1700 до н.э. Древнейшее назв. - Кирьят-Арба («четвероградие»). Неск. лет был резиденцией царя Давида. Более 2500 лет назад стал центром гончарного, позже - стекольного произ-ва. В 70 н.э. разрушен римлянами. В 7 в. завоеван арабами.

ХЕВАДЖРА

ХЕВАДЖРА - в будд. миф. ваджраяны идам. Х. олицетв. мудрость и сострадание, по нек-рым текстам («Хеваджратантра» и др.), он - первопричина всего бытия. Х. считают эманацией Акшобхьи и обычно изображают с восемью лицами, шестнадцатью руками и четырьмя ногами. Его праджня (жен. соотв.) Найратмя символизирует отсутствие эгоизма.

ХЕГНИ

ХЕГНИ - Хаген - один из героев герм.-сканд. эпич. цикла о нибелунгах. В эддич. песнях и в «Саге о вельсунгах» он - родной брат бургундского короля Гуннара, в норвежской «Саге о Тидреке» Х. - не родной брат бургундских королей, а сводный - рожд. их матерью - королевой бургундов от альва; в немецкой «Песни о нибелунгах» Х. - старший вассал короля Гунтера (Гунара). В эддич. песнях Х. трактуется как безупреч. герой; он пытается отвратить Гуннара от убийства Сигурда, и, оказавшись в руках гуннского короля Атли, мужественно выдерживает мучит. казнь, смеется, когда у него вырезают сердце.

ХЕД

ХЕД - в сканд. миф. слепой бог (из асов), убийца светлого бога Бальдра. Убитый Вали, отомстившим за убийство Бальдра, Х. в обновл. мире (после Рагнарек) оживает и примиряется с Бальдром.

ХЕДИХАТИ

ХЕДИХАТИ - в егип. миф. божество ткачества. Х. покровит. в основном изготовл. белого полотна для пелен мумий, значительна роль Х. в культе мертвых. Впервые появл. в источ. периода Ср. царства. Сначала изображ. мужчиной, потом женщиной.

ХЕЙМДАЛЬ

ХЕЙМДАЛЬ - в сканд. миф. бог из числа асов. Обозна-чается как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища - «златорогий» и «златозубый», конь его - «золотая челка». Х. - «Страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестер», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»). Х. считается сыном Одина. Жилище Х. называется Химинбьерг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврест, соед. небо с землей. Как страж богов, Х. отличается острым зрением и слухом, его слух (по др. толкованию - рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании вельвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина). Перед концом мира Х. трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве.

ХЕКЕТ

ХЕКЕТ - в егип. миф. богиня плодородия. Ее свящ. животное - лягушка. Изображ. в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове. Х. помогала роженицам (в этом кач-ве она сближалась с Нехбет), в загробном царстве - умершим. Подобно Хнуму, она сотворила людей. Изображ. Х. часто помещали на саркофагах.

ХЕЛЬ

ХЕЛЬ - в сканд. миф. царство мертвых (в подзем. мире называемое также Нифльхель) и хозяйка этого царства - одно из трех хтонич. чудовищ, порожд. великаншей Ангрбодой от Локи. Х. помещается под одним из корней ясеня Иггдрасиль. У врат Х. течет р. Гьелль, мост через к-рую охраняет дева Модгуд.

ХЕЛЬГИ

ХЕЛЬГИ - герой сканд. миф. и эпоса. Согл. датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаич. образа Х.), Х. - отец легенд. конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родивш. от брака Х. с собств. дочерью; этот Х. близок миф. типу «предка», «родонач.».

ХЕНИР

ХЕНИР - в сканд. миф. бог из асов. После войны асов и ванов его отдают ванам в кач-ве заложника («Младшая Эдда»). В составе троицы асов Х. вместе с Одином и Локи (Лодуром) участвует в оживлении древесных прообразов первых людей.

ХЕНТИАМЕНТИ

ХЕНТИАМЕНТИ - в егип. миф. первонач. бог Абидосского некрополя. Х. изображ. в облике лежащей собаки. Его самостоят. значение было невелико, имя Х. становится эпитетом бога Анубиса. В период Ср. царства, когда богом загроб. царства стал Осирис, заменив Анубиса, эпитет Х. переносится на Осириса.

ХЕНТИУШЕ

ХЕНТИУШЕ - др.-егип. термин (букв. - находящ. перед прудом-садом), обозначавший категорию людей, связанных служебными узами с живым или умершим фараоном, т.е. с дворцом или пирамидой, и владевших землей на льготных условиях. Знатные Х. обычно состояли при дворе, поставляя продовольств. припасы, прочие - при пирамиде, совершая жертвоприношения умершему фа-раону. В последнем случае Х. жили в припирамидных поселениях. Сохран. каменная стела с копией указа фа-раона VI династии Пиопи II (23 в. до н.э.); указ касался Х. припирамидного поселения фараона Снофру (VI династия) в Дахшуре.

ХЕНТИХЕТИ

ХЕНТИХЕТИ - в егип. миф. бог г. Атрибиса. Воплощался в образе сокола и отожд. с Гором (Гор-Хентихети). В эпоху ХХVI династии (7 - 6 вв. до н.э.) иногда изображ. в виде крокодила; др. воплощение Х. - бык. Сблизив быка-Х. с быком Осириса Аписом, египтяне создали синкретич. божество Осирис-Хентихети, атрибутами к-рого явл. белая корона (Осириса) и рога быка.

ХЕОПС

ХЕОПС - Хуфу - егип. фараон IV династии (27 в. до н.э.). Сын фараона Снофру и царицы Хетеп-Херес I. Сохран. остатки летописи, относящ. к правл. Х., и наскальный барельеф победы Х. над бедуинами в Вади-Магхара - р-не медных рудников и бирюзовых копей на Синайском п-ове. Имя Х. обнаружено в диоритовых каменоломнях Сев. Нубии, к С.-З. от Абу-Симбела. Геродот, передавая др.-егип. традицию о стр-ве пирамид, хар-ризует Х. как деспота, повергшего Египет в бедствия и заставившего всех египтян работать на него. Х. знаменит Великой пирамидой в Гизе (выс. 146,59 м).

ХЕПРИ

ХЕПРИ - в егип. миф. бог солнца. Один из древнейших богов. Во мн. текстах Х. называется утренним, восходящим солнцем (в отличие от Ра - дневного и Атума - вечернего). Как и др. солнеч. божества, имел функции демиурга (но был подчинен Атуму). Воплощался в образе навозного жука, скарабея. Считалось, что Х. возник сам из себя («он возник в своем имени»), иногда его отцом называют «отца богов» Нуна. Отожд. с Атумом (Атум-Хепри в «Текстах пирамид» назван создателем Осириса), Ра, Амоном.

ХЕРИЛ

ХЕРИЛ - греч. эпич. поэт 2-й пол. 5 в. до н.э.; сопровождал в походах Лисандра, затем находился при дворе макед. царя Архелая в Пелле, где и умер. Хар-рным для творчества Х. явл. то, что основу его произв. впервые составляли не миф. предания о богах и героях, а ист. материал (напр., эпос о победе афинян над персами). Этим он положил начало новой эпохе в эпич. творчестве.

ХЕРИХОР

ХЕРИХОР (11 в. до н.э.) - в Др. Египте верхов. жрец фиванского храма бога Амона, захвативший власть в Верх. Египте и сев. обл. Куша после смерти последнего фараона ХХ династии Рамсеса ХII в 1070 и принявший царскую титулатуру. Х. условно причисляют к ХХI династии, к к-рой принадлежал правитель Ниж. Египта Смендес (1085 - 1054).

ХЕРИШЕФ

ХЕРИШЕФ - в егип. миф. бог г. Гераклеополя. Изображ. человеком с головой барана. Х. - владыка канала, соед. Нил и Файюмское оз., он орошает землю и хранит истоки вод. Расцвет его культа относится ко времени правл. IХ - Х династий (23 - 21 вв. до н.э.), столицей к-рых был Гераклеополь. В этот период он почитался как бог-творитель, царь богов: «когда он восходит, освещается вся земля, его правый глаз - солнце, левый - луна, его душа - свет, из его носа исходит дыхание, к-рое дает жизнь всей земле».

ХЕРМОД

ХЕРМОД - в сканд. миф. сын Одина и брат Бальдра. Он скачет на коне Одина Слейпнире в царство мертвых хель, пытаясь вернуть оттуда убитого брата.

ХЕРОНЕЯ

ХЕРОНЕЯ - древ. город в обл. Беотия (Др. Греция), ок. к-рого в 338 до н.э. произошло сраж. между греч. (афиняне, беотийцы и др.) и макед. войсками. Макед. войско царя Филиппа II (30 - 32 тыс.) превосходило выучкой греч. войска (ок. 30 тыс.). Удар макед. фаланги лев. крыла под команд. сына Филиппа Александра Македонского опрокинул беотийцев, после чего Александр нанес удар с тыла по афинянам, к-рые были увлечены ложным отступл. правого крыла макед. армии, и разгромил их. В результате сраж. у Х. греч. полисы были вынуждены признать гегемонию Македонии.

ХЕРСОНЕС

ХЕРСОНЕС - 1. древ. город в Крыму (в черте г. Севастополя). Осн. в 422 - 421 до н.э. греками, переселивш. из Гераклеи Понтийской. В 5 - 1 вв. до н.э. рабовлад. гор.-госуд. Х. - демократич. республика (полис). В 1 - 4 вв. н.э. - аристократич. республика, зависимая от Рима, а с кон. 4 в. - от Византии. Существовал город до сер. 15 в. В антич. время основой экономики Х. были виноградарство, виноделие, рыбный промысел, разл. ремесла и торговля. Ему принадлежали гг. Керкинитида, «Прекрасная Гавань» и ряд укреплений. В кон. 2 в. до н.э. херсонесцы с помощью Диофанта разбили скифов, осадивших город, но попали в зависимость от царя Понта Митридата VI. С 63 до н.э. Х. подчинен Риму. С 60-х гг. н.э. был гл. базой рим., затем визант. войск в Крыму.

2. в древности назв. п-ова в Эгейском м., явл. важным стратегич. и торг. пунктом на пути из Эгейского в Черное м. (совр. Галлипольский п-ов в Турции). В кон. 8 - 7 вв. до н.э. на Х. были основаны греч. колонии: Кардия, Сест, Элеунт, Лимны и др. В 50-е гг. 6 в. до н.э. на Х. прибыли афин. колонисты во главе с Мильтиа-дом Старшим (из рода Филаидов). Филаиды (Мильтиад Старший Стесагор, Мильтиад Младший) управляли Х. до 493 до н.э., опираясь на местные племена. В 493 - 478 до н.э. Х. - под властью персов, в 468 - 405 до н.э. - в составе первого Афинского мор. союза. После битвы при Эгоспотамах в 405 Х. - в составе Пелопоннесского союза. В 387 до н.э. по Анталкидову миру города Х. объявл. «свободными» и тотчас же были заняты перс. гарнизонами. В 60 - 40-х гг. 4 в. до н.э. Х. фактич. находился под властью Афин, с 338 до н.э. (после битвы при Херонее) - Македонии, с 133 до н.э. - в составе рим. провинции Македония. В ср. века Х. получил назв. Галлипольского п-ова.

ХЕРУВИМЫ

ХЕРУВИМЫ - в иуд. и христ. религиях ангелоподобные существа-стражи. После изгнания богом Адама и Евы из рая Х. поставлены охранять пути к древу жизни. Охранит. функция Х. отмечена в культовой символике: бог велит увенчать крышку ковчега завета двумя золотыми Х. В храме Соломона Х. призваны охранять содержимое ковчега - скрижали завета. В одном из видений пророком Иезекиилем нового храма описываются двуликие Х., у к-рых с одной стороны лицо человеч., а с другой - львиное.

ХЕРУСКИ

ХЕРУСКИ - герм. племя. Впервые упомин. у Цезаря. Согл. Тациту, Х. расселялись по обоим берегам ср. теч. Везера, по его притокам и около Гарца; границы их поселений доходили до р. Эльбы. В 9 до н.э. Х. были разбиты рим. полководцем Друзом, в 4 н.э. подчинены римлянами. В 9 в битве в Тевтобургском лесу восставшие Х. (под рук. Арминия) вместе с бруктерами, хаттами и марсами уничтожили три рим. легиона Квинтилия Вара. Внутр. раздоры и войны с соседними племенами привели к упадку Х. после 21 (смерть Арминия), часть их терр. была подчинена хаттами. В 4 в. остатки Х. вошли в состав саксов.

ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - миф. населения Хеттского царства (Древнего, 18 - 16 вв. до н.э., Среднего, 15 в. до н.э., и Нового, 14 - 13 вв. до н.э.; к-рое существовало на терр. М. Азии, состояло из трех основных обл.: страны хатти - хеттов в сев. и цент. части М. Азии, Лувии - на Ю.-З. М. Азии и Палы - на С.-В.). Древнейшим слоем Х. м. явл. мифология хатти (протохеттов), оказавшая существ. влия-ние на хеттские миф. воззрения.

Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н.э. близкородствен сев.-зап. кавказским (абхазо-адыгским) яз. и имеет черты, общие с сев.-вост.-кавказскими (нахско-дагестанскими) яз., что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соотв. кавказских яз. Ко 2-ому тыс. до н.э. язык хатти сохранялся лишь в кач-ве свящ. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (совр. Богазкей) можно составить достаточ. полное представление о миф. хатти. Гл. богами явл. бог солнца Эстан (хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца г. Аринна), ее дочь - солнеч. божество Мецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит, бог-пастух Хапантали, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровит. Хаттусаса воинств. богиня Инара, божест-ва подзем. мира Лельвани и пара Иштутштайя и Папайя, богиня зерна Каит, охраняющий дворец Цилипури, божество луны Кашку, бог-щит Цитхарийя, Тару (Сару) - бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Куду-или («душа») и др. Важнейшие мифы (известны по хаттским и хеттским текстам) - о стр-ве храма Эстана в свящ. г. Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину, о лунном затмении, описыв. как падение с неба Кашку, к-рого возвращает Каттахцифури-Камрусепа. К неолитич. культуре Чатал-Хююка возводятся хаттские обряды поклонения пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду (к-рый, как и лев, явл., в частн., зооморфным символом хеттского царя), похоронные обряды, связанные с мышью. Особую соц. значимость имел цикл мифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.

Согл. мифу, боги, распределяя земли, дали Хаттусас хаттскому царю. Эти представл. были целиком восприняты хеттами в эпоху хаттско-хеттского двуязычия и культурного сосуществ. (ок. кон. 3-го тыс. до н.э.). Хаттским влиянием объясняются также хеттские миф. представления о языке богов и людей: согл. двуязыч. хаттско-хеттским текстам, одно и то же божество по-разному называлось «среди богов» и «среди людей» (типологич. параллели обнаруживаются в широком круге др.-вост. (в т.ч. егип. и инд.), др.-европ. (др.-исланд.) и вост.-евраз. (айнской) традиций).

Наряду с хеттским слоем выделяется группа древнейших индоевроп. богов, связанных с первой столицей хеттов г. Неса (Канес): бог-защитник Пирва, бог дня Сиват, Тархнут («могущественный», эпитет бога грозы), Сиу-Суммис («бог-наш», упомин. в надписи царя Аниттаса), бог луны Арма и др. Из мифов индоевроп. происхожд. следует отметить миф о рожд. 30 сыновей и 30 дочерей царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустила их плыть по реке, а дочерей вырастила. Река принесла сыновей к г. Цальпа, где их спасли боги. Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестер, вступают с ними в кровесмесит. брак. В индоевроп. миф. параллель ему составляет др.-ирланд. рассказ о братьях-близнецах по имени Финдеамна, к-рых сестра уговорила вступить с ней в брач. связь, индоиран. миф о близнецах (Яме-Йиме и его сестре). К индоевроп. традиции восходят, по-видимому, такие обрядовые тексты, как песня Пирве, описания царского похоронного ритуала, имеющие близкие соотв. в др. индоевроп., в частн., инд. (в «Атхарваведе») и греч. (у Гомера) ритуалах.

Ответвления той же индоевроп. анатолийской миф. традиции представляют собой лувийская и палайская миф., в нек-рых отношениях они ближе к исходной анатолийской, чем собственно хеттская. Палайская миф., как и хеттская, испытала значит. влияние хаттской; мн. хаттские божества, в частн., Каттахцифури, почитались палайцами под их хаттскими именами. Лишь в немн. палайских текстах можно предполагать след индоевроп. миф. представлений (напр., в гимне солнцу, связыв., как и в хеттской и инд. традициях, с морем). Лувийская миф. вместе с тем испытала ранние влияния соседствовавших с пралувийцами семитов и особенно хурритов. В новохеттский период, когда культурный центр страны сместился в юж. обл. с лувий-ским и хурритским населением, в хеттский пантеон был включен ряд лувийских богов, в частн., боги войны (вооруж. луком) Ярри, Санда (позднее был включен и в мест-ные греч. пантеоны).

С эпохи Среднехеттского царства в состав хеттского пантеона начинают включ. хурритские боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка (Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отожд. с др.-хеттской (по происхожд. - хаттской: Вурунсему) богиней солнца г. Аринны.

Период Нового царства хар-ризуется развитием религ. синкретизма; в результате контаминации хеттских и хурритских миф. представлений возникает хурритская интерпретация др.-хеттского пантеона. Писцы-богословы не огранич. перечислением «1000 богов», составляющих, согл. текстам (в частн., гос. договорам), хеттский пантеон, но и устанавливают между ними классификац. связи, отожд. богов, имеющих сходные функции (напр., богов грозы). Две основные группы богов офиц. пантеона хурритские по происхожд. Первую возгл. бог грозы Тешуб со свитой: его брат и помощник в сраж. Ташмишу, побежд. Тешубом Кумарби, бог луны Кужух, бог солнца Шимеги (Шимиге), Астаби (Аштаби), быки Тешуба Сери (Шери, «вечер-ночь») и Хурри («восход»), горы Намни и Хаззи и др. Др. группа включает супругу Тешуба Хебат, ее сына Шаррума, дочерей Алланцу (Алланзу) и Хунзишалли, служанку Дарру-Дакиту, божеств судьбы Хутена-Хутеллура (Худены-Худеллуры), Аллани («госпожа»), Шавушку, ее служительниц Нинатту и Куитту, Кубабу и ряд др. жен. божеств. Обе группы изображены на рельефах святилища Язылыкая близ совр. Богазкея.

В составе «1000 богов» Хеттского царства наряду с хаттскими, др.-хеттскими, несийскими, хурритскими и немногочисл. лувийскими богами выделяются персониф. воплощения стихий (скорее всего архаич. хеттские, в позднейшее время сближавш. с хурритскими). Использование нарицат. существительных как имен богов - хар-рная особенность индоевроп. миф., в т.ч. рим. и индоиран.; аналог. божества, напр., Доля, Правда, имеются и в славян. миф. В конце перечислений богов пантеона помещались боги изгоев - людей хабиру (по-видимому, наименов. ряда др.-ханаанейских племен) и лулахи (слово хурритского происхожд., связанное с вост.-кавказским обозначением мужа, невольника).

Хар-рный для новохеттск. времени религ. синкретизм проявл. также в отнесении одного миф. сюжета к разным богам. Миф о божестве, к-рое исчезает, унося с собой плодородие, а потом (после долгих поисков, предпринятых богами) возвращается (вызывая восстановл. плодородия), связывается с Телепинусом, богами солнца, грозы, богиней Инарой, богиней Анцили (в последнем случае миф приурочен к избавлению от страданий во время родов). В числе др. повторяющ. сюжетных схем, не зависящих от конкретных действующих лиц, - мотивы смены поколений богов (царствующего на небесах Алалу свергает Ану; Кумбари изгоняет Ану; Тешуб побеждает Кумбари, бога-хранителя, героя по имени Серебро, унесения светил с неба (напр., Аруной солнца, Серебром солнца и луны), сва-товства к богу (напр., Телепинуса, Кумбари к дочери Аруны).

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ПРАВИТЕЛИ)

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ПРАВИТЕЛИ) - Хеттское царство

Древнехеттское царство

Лапарнас (?)

Хаттусилис I кон. 17 в.

Мурсилис I нач. 16 в.

Хантилис

Кассенис

Цитандас

Аммунас

Хуццияс

Телепинус

(Новохеттское царство)

Тутхалияс I/II 15 в.

Хаттусилис II

Тутхалияс II

Арнувандас I

Суппилулиумас I ок. 1360

Арнувандас II ок. 1345

Мурсилис II

Муваталлис кон 14 в. - нач. 13 в.

Мурсилис III

Хаттусилис III ок. 1270

Тутхалияс III/IV ок. 1250

Арнувандас III кон 13 в.

Суппилулиумас II ок. 1200

ХЕТТЫ

ХЕТТЫ - общее назв. племен и народностей, населявших цент. и вост. части М. Азии и Сев. Сирию во 2-м - нач. 1-го тыс. до н.э. (ассирийцами применялось также к жителям Финикии и Палестины). Назв. «Х.» относилось первонач. к племенам или племени хатти (протохеттам), жившим в излучине р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак) вокруг г. Хаттушаш и говорившим на языке, принадлежавшем к числу кавказских). В сер. 2-го тыс. термин «Х.» начинает применяться к населению Хеттского царства. Язык хатти к этому времени вымер, вытесн. индоевроп. неситским языком, к-рый чаще всего называется хеттским, или хеттским клинописным. В 19 - 17 вв. до н.э. среди хеттских племен начинается процесс образования классов. Возникает ряд мелких, постоянно боровш. между собой ранних рабовлад. гор.-госуд. - Неса, Куссар, Хаттушаш и др. В 17 в. до н.э. правителям Куссара - Анитте и Табарне (принявшему титул великого царя) - удалось создать значит. объед. (Хеттское Др. царство). Позднее столица объед. была перенесена из Куссара в Хаттушаш. Около 1600 до н.э. царь Мурсил I предпринял набег на Сирию и Вавилонию, разрушив г. Вавилон.

Следующий период был наполнен дворцовыми смутами и восстаниями покорен. народов.

Единство Хеттского царства было восстановлено царем Телепином (16 в. до н.э.). Однако крупной политич. роли Хеттское царство не играло вплоть до времен Суппилулиумы (2-я пол. 15 в. до н.э.), с правл. к-рого начинается период Хеттского Нового царства.

Суппилулиуме удалось разгромить и поставить в зависимое положение царство Митанни в Сев. Месопотамии и покорить гор.-госуд. Сирии. Непрерыв. войны с Египтом происходили при преемниках Суппилулиумы - Мурсиле II и Муватале (14 в. до н.э.). При них бывшая терр. Митанни перешла к Ассирии, к-рая создала серьезную угрозу на фланге хеттов.

Сложивш. обстановка привела к заключ. мирного договора между егип. фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусилем III (1296 до н.э.). Между хеттскими и егип. владениями была установлена граница, оставлявшая за хеттами Сев. Сирию и Сев. Финикию. Наряду с войнами в Сирии, Хеттское царство вело ряд войн и в М. Азии, поставив в зависимость от себя царства Ахиява (по-видимому, колонию греков-ахейцев в ю.-з. части М. Азии или на о-ве Родос), Ассува (греч. Асиа, откуда термин «Азия») - позднее Лидию на З. М. Азии, а также, вероятно и Трою. В кон. 13 - нач. 12 вв. до н.э. в результате движения племен, живших на Балканском п-ове в обл. Эгейского м. и на З. М. Азии («народы моря»), Хеттское царство было разрушено. На его месте, в ю.-в. части М. Азии и Сев. Сирии образовалось неск. мелких царств, пользовавш. особой письменностью и языком, условно назыв. «хеттским иероглифическим». Большинство из этих царств было в теч. 9 - 8 вв. до н.э. завоевав. Ассирией. Коренная обл. Х. - вост. часть М. Азии до гор Тавра - к 8 в. до н. э. вошла в состав Фригии; население ее во 2-ой пол. 1-го тыс. до н.э. называлось капподокийцами, или белыми сирийцами.

ХЕФРЕН

ХЕФРЕН - Хафра - егип. фараон IV династии кон. 27 - нач. 26 вв. до н.э. Сын или брат Хеопса. Геродот хар-ризует Х. как продолжателя деспотич. политики Хеопса. Х. принадлежит вторая по величине пирамида в Гизе (выс. 143,5 м), соед. крытым ходом с гранитным храмом в долине, в к-ром были найдены две диоритовые статуи Х. (хранятся в Каирском музее). Около пирамиды в правл. Х. был высечен из скалы гигантский Великий сфинкс.

ХИДЖРА

ХИДЖРА - переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное согл. мусульм. традиции в сент. 622 (между 8 и 21 или 24 сент.). При халифе Омаре I (634 - 644) год Х. был объявлен (между 637 - 639) началом мусульм. летосчисления. Исходным для него принят день переселения Му-хаммеда в Ясриб, а первое число первого месяца (1 мухаррама) того же года - 16 июля 622. Ввиду того, что в мусульм. лунном году 354 дня, даты по Х. постоянно смещаются относительно григориан. календаря.

ХИЗКИЛ

ХИЗКИЛ - в мусульм. религии персонаж, соотв. библ. Иезекиилю.

ХИЗКИЯ

ХИЗКИЯ - Езекия - царь Иудеи (727 - 698 до н.э.). Готовясь к войне с Ассирией, укрепил стены Иерусалима, соорудил подзем. Силоамский канал для обеспечения водой Иерусалима в случае осады, способствовал развитию скотоводства и земледелия, укрепляя царское х-во, пытался ограничить долговую кабалу, централизовал культ вокруг Иерусалимского храма. После падения Самарии (в 722) Х. вел осторожную внеш. политику, избегая присоед. к антиассир. коалиции. После смерти ассир. царя Саргона II (705) Х. попытался сблизиться с противниками Ассирии, но был вынужден подчиниться ей и стал данником Синахериба.

ХИЛИАЗМ

ХИЛИАЗМ - милленаризм - религ. учение о тысячелетнем «царстве божьем» на земле, к-рое должно предшествовать концу мира. Начало Х. восходит к иуд. вероучению о мессии, к-рый явится на землю, уничтожит зло и установит справедливый миропорядок, воскресшие праведники получат тысячекратное воздаяние за свои муки. Дальнейшее развитие Х. получил в раннем христианстве. Хилиастич. мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике ранне-христ. лит-ры Апокалипсисе. Х. широко распростр. во 2 в. в малоазийских провинциях Рим. империи. Хилиастами были Папий, епископ Гиерапольский, гностик Керинф, Юстин Мученик, Иреней Лионский и др. Хилиастич. воззрений придерживались монтанисты (в т.ч. Тертуллиан). После того как христианство стало гос. религией Рим. империи (4 в.), сложивш. христ. церковь, усмотрев в Х. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков.

ХИЛИАРХ

ХИЛИАРХ - в Др. Македонии и эллинистич. Египте должность командира хилиархии (тысячи легковооруж. воинов). Х. были Пердикка и Кассандр. У др.-греч. авторов термин «Х.» служил для обозначения должности рим. воен. трибунов и воен. трибунов с консульской властью.

ХИЛЬДЕРИК I

ХИЛЬДЕРИК I (ок. 436 - 481) - король салич. франков примерно с 457, первый историч. достоверный представитель династии Меровингов. Х. I в союзе с рим. наместником воевал с вестготами (463), позднее - с саксами. В его правл. франки продолжали завоевание Сев. Галлии (басс. рр. Шельды и Соммы), к-рая стала ядром Франкского госуд.

ХИЛЬПЕРИК I

ХИЛЬПЕРИК I (539 - 584) - король с 561 обособивш. сев.-вост. части Франкского госуд., впослед. получивший назв. Нейстрия. Из династии Меровингов. Сын Хлотаря I. Стремясь расширить владения, вел многолетнюю борьбу со своим братом - королем вост. части Франкского госуд. (Австразия) Сигебертом I. В этой борьбе активно участвовали жены Х. I и Сигеберта I (Фредегонда и Брунгильда), возгл. многочисл. заговоры.

При Х. I были введены новые налоги, вызвавшие восстание в Лиможе, предпринята попытка секуляризации церк. владений. Один из эдиктов Х. I вошел в историю франков как важный рубеж в становлении индивидуально-семейной собственности на землю: во изменение установл. Салической правдой порядка соседи-общинники были лишены права наследовать зем. надел семьи, оставш. без потомков муж. пола, это право было признано за потомками жен. пола.

ХИМАВАТ

ХИМАВАТ - Хималай - в инд. миф. бог, персониф. вершину Гималаев, обитель ракшасов, пишачей и якшей. Х. был мужем апсары Менаки (Мены), от к-рой имел сына Майнаку (единств. из горных пиков, оставш. крылатым, после того как Индра отрезал у гор крылья) и дочерей Парвати, жену Шивы, и Гангу.

ХИМЕРА

ХИМЕРА - в греч. миф. чудовище, рожд. Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Х. - тератоморфное существо с тремя головами: льва, козы и змея. У нее туловище спереди - льва, в середине - козье, сзади - змеи. Она изрыгает пламя. Была убита Беллерофонтом, поднявш. в воздух на крылатом Пегасе и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата.

ХИМИКАЛИИ

ХИМИКАЛИИ - древ. народы использовали большое кол-во химич. веществ. Помимо 7 металлов: золота, серебра, меди, олова, свинца, железа, ртути и их сплавов, - были известны также мн. их производные, в первую очередь окислы и сульфиды. Кроме того, были известны сера, сода, поташ, поваренная соль, селитра, марказит и уксус. Особое значение в алхимич. операциях отводилось сере и ртути. Согл. древ. рецептам, наиболее часто используемыми Х. для изготовл. имитаций драгоц. камней, пурпурной краски и жемчуга явл. уксус, квасцы, сода и аммиак (получ. из мочи).

ХИМИЯ

ХИМИЯ - в древ. времена химич. знания были тесно связаны с ремесл. произвом. Древние обладали познания-ми в обл. извлечения металлов из руд, изготовления стекла и глазури, минеральных, растит. и животных красок, алкогольных напитков, косметич. средств, лекарств и ядов. Они умели изготавливать сплавы, имитирующие золото и серебро, жемчуг и «искусственные» драгоц. камни из окраш. в различ. цвета расплав. стеклянной массы, а также пурпурную краску на основе растит. красителей. Особенно этим славились егип. мастера. Теоретич. обобщения, связанные с натурфилософскими рассуждениями о природе бытия, встречаются в трудах греч. философов, в первую очередь у Эмпедокла (учение о 4 элементах), Левкиппа, Демокрита (учение об атомах) и Аристотеля (квалитативизм). В эллинистич. Египте 3 - 4 вв. н.э. прикладная Х. стала развиваться в русле возникшей алхимии, стремивш. к превращению неблагородных металлов в благородные.

ХИМЬЯРИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ХИМЬЯРИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - древ. госуд., возникшее в кон. 2 в. до н.э. на Ю.-З. Юж. Аравии. До этого времени терр. Х. г. входила в состав царства Катабан. В нач. 1 в. до н.э. химьяриты захватили все пункты мор. торговли и на юго-зап. побережье Юж. Аравии, овладели частью побережья Вост. Африки и значит. частью терр. Сабы. Основав на бывшей терр. Сабы столицу Зафар, цари Х. г. приняли титул «царь Сабы и владетель (?) Райдана» (зу-Райдан; по назв. крепости и царской резиденции Райдан). Химьяриты, по-видимому, владели временно даже столицей Сабы Марибом. К кон. 2 в. н.э. объед. силам Сабы, Аксума и Хадрамаута удалось разбить армию Х. г. и превратить его в зависимое от Сабы. Скудные сведения источ. не позволяют последоват. проследить историю Х. г.; известно, что с нач. 4 в. вся Юж. Аравия (терр. Йемена) оказалась под властью Х. г. В нач. 6 в. терр. Х. г. была завоевана эфиопами, в 70-х гг. 6 в. - Сасанидами.

ХИНАЯНА

ХИНАЯНА - наряду с Махаяной одна из основных ветвей буддизма. В Х. гл. внимание уделяется достижению конеч. «спасения» личными усилиями верующего. Необходимая для вступл. и нирвану святость (состояние архатства), согл. Х., достигается только при отказе от всего мирского и пребывании в монашестве, путем изучения свящ. будд. текстов, морального самосовершенствования и упражнений в медитации (мыслит. сосредоточении). На это способна только небольшая часть верующих (отсюда назв. Х.). основной свящ. лит-рой Х. явл. палийский канон (Типитака), записанный в 1 в. до н.э. на Цейлоне.

ХИОНА

ХИОНА - в греч. миф.:

1. Дочь Борея и Орифии, внучка афинского царя Эрехфея, сестра Клеопатры и Бореадов - Калаида и Зета. От Посейдона родила сына Эвмолпа. Боясь гнева отца, Х. бросила ребенка в море, но его спас Посейдон и перенес в Эфиопию.

2. Дочь царя Дедалиона, родившая одноврем. Автолика - от Гермеса и певца Филаммона - от Апполона. Была убита Артемидой за то, что, бахвалясь, утверждала, что она красивее богини.

3. Мать бога Приапа, к-рого она родила от Диониса.

ХИОС

ХИОС - о-в в Эгейском м., у зап. побережья М. Азии. В древности Х. представлял собой рабовлад. госуд. (полис), столицей к-рого был г. Хиос - крупный центр виноделия, ремесла и торговли, участвовавший в колонизации Навкратиса. В 6 в. до н.э. широкое распростр. получила керамика Х. На Х. возник первый в Греции рынок рабов. В г. Хиосе (одном из первых) стали чеканить монету из электрона. В начале греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. Х. вошел в состав 1-го Афинского мор. союза, но продолжал сохранять свою автономию, вооруж. силы и не платил фороса (дани). Во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. Х. в 412 до н.э. отпал от Афин и перешел на сторону Спарты. В 377 до н.э. принял участие в т.н. Союзнической войне 357 - 355 до н.э. По преданию, в кон. 3 в. до н.э. на Х. произошло восстание рабов под руковод. Дримака. Во 2-й пол. 1 в. н.э. Х. подпал под власть Рима, позднее - Визант. империи.

ХИРАНЬЯКАШИПУ

ХИРАНЬЯКАШИПУ - в индуист. миф. царь асуров, сын Кашьяпы и Дити и брат-близнец Хираньякши. Согл. распростр. в эпосе и пуранах мифу, Х. не мог быть убит ни человеком, ни животным, ни оружием, ни голыми руками, ни днем, ни ночью, ни внутри дома, ни вне его. Благодаря этому дару Брахмы Х. захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился во дворце Индры на небе. Чтобы избавить богов от тирании Х. Вишну воплотился в нарасинху - получеловека-полульва. Однажды в сумерках, стоя на пороге своего дворца возле колонны, Х. в споре со своим сыном Прахладой, ревностным почитателем Вишну, стал утверждать, что Вишну не вездесущ, поскольку его нет в этой колонне, и презрительно ударил по колонне мечом. В тот же момент из нее вышел Вишну в виде нарасинхи и растерзал Х. когтями.

ХИРАНЬЯКША

ХИРАНЬЯКША - Хираньянетра, Хираньялочана - в индуист. миф. могущественный асура, сын Кашьяпы и Дити и брат-близнец Хираньякашипу. Х., согл. распростр. мифу, был непримиримым врагом богов и, желая показать им свою силу, стащил землю на дно мирового океана (по др. варианту, земля сама погрузилась в океан, не вынеся бремени живых существ). Боги обратились за помощью к Вишну, тот воплотился в вепря, поднял землю вверх на своих клыках, а Х., пытавш. помешать ему, убил после тысячелетней битвы.

ХИРАНЬЯНГАРБХА

ХИРАНЬЯНГАРБХА - в др.-инд. миф. золотой зародыш, плававший в космич. водах и давший начало вселенной.

ХИРОН

ХИРОН - в греч. миф. кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры, втайне от Реи сочетавш. в браке. Х. родился полуконем-получеловеком, так как Кронос, застигнутый Реей, принял вид коня. Х. (как и Фол), в отличие от др. кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и явл. воспитателем героев (Тесея, Ясона, Диоскуров); как лекарь обучал врачеванию Асклепия. При отъезде аргонавтов маленький Ахилл находится на руках Х. и его супруги. Самого Пелея Х. научил, как овладеть Фетидой, менявшей свой облик. Он подарил Пелею знаменитое копье из пелион-ского ясеня. Изгнанный лапифами с Пелиона, Х. поселился вблизи мыса Малеи, где и был нечаянно ранен отравл. ядом лернейской гидры стрелой Геракла, сражавш. с кентаврами. Страдая от неизличимой раны, бессмертный Х. жаждет смерти и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.

ХИРУРГИЯ

ХИРУРГИЯ - древнейшая отрасль врачебной науки. Уже в произв. Гомера встреч. описание примитивного лечения наружных повреждений (ран и травм). Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработ. Гиппократом. Развитие общей Х., начало к-рой восходит ко времени Гиппократа, усилилось в 3 в. до н.э. и достигло своего расцвета в 1 в. н.э. В этот период обширный хирургич. инструментарий (клещи и пилы для костей, скальпели, хирургич. ножи и пр.) был пополнен иглами для зашивания ран, захватами для удаления камней из мочевого пузыря, иглами для пункций, ножами и иглами для удаления катаракты.

Несмотря на знание и применение болеутоляющих средств, древ. врачам не удалось достичь полной анестезии. Наиболее сложными операциями явл. ампутация, камнесечение и удаление грыжи. Знания в обл. Х., получ. в антич. времена, сохранили свою значимость вплоть до эпохи Возрождения.

ХИШАМ

ХИШАМ (ум. 743) - халиф с 724 из династии Омейядов. При Х. в госуд. Омейядов была восстановл. практика обложения населения налогами, существовавшая до Омара II. Связанное с этим увелич. налоговых поступлений позволило Халифату на время восстановить свою экономич. мощь, чему способств. также расширение системы искусств. орошения при Х. Однако усиление эксплуатации привело к восстаниям покоренных народов (наиболее крупные в Мавераннахре в 736 - 737; в Сев. Африке.

ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - с древнейших времен человек вел с дикими животными борьбу за существование. Это привело в рабовлад. обществе к нов. отношению человека к Х. ж.: вавилонские, ассир. и егип. правители начали устраивать на них крупные охоты, хорошо подготовл. и организованные. В рим. цирках Х. ж. использовали для развлечения публики, напр., в звериных боях, устраиваемых диктатором Суллой, участвовало до 100 львов. Подоб-ные бои устраивались Помпеем, но уже с использованием 600 львов. Он же устроил однажды бой носорога со слоном. Во время представлений, устраиваемых Цезарем, на арене вели схватку до 400 львов. В жестоких и кровавых поединках Х. ж. натравливали на гладиаторов, к-рым предстояло сражаться с ними. В зверинцах Х. ж. держали для показа.

ХЛАМИДА

ХЛАМИДА - у древ. греков Х. назывался муж. плащ из плотной шерстяной материи, округл. формы, покрывавший оба плеча и застегивавш. на груди или на правом плече с помощью пряжки.

ХЛЕБ

ХЛЕБ - из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содерж. клейковины. Мука замешивалась на воде с добавл. соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавл. из пшенной каши или пшенич. отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т.о. масса была пригодна для выпечки в теч. примерно года. Формовка Х. производилась на разделоч. досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древес. углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми кач-вами лепешечный Х. пекли на боковых сторонах домаш. очагов. Спец. лит-ра о Х., его выпечке и хлебной диете не сохран. По-видимому, она была посвящена в осн. худож. и кондитер. выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовл. к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели, пироги, лепешки (из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты («листики») и круглое плоское печенье.

ХЛОДВИГ

ХЛОДВИГ (ок. 465 - 511 в Париже) - король салич. франков с 481/482 из рода Меровингов, сын Хильдерика. Сначала Х. завоевал обл. Сены, победив рим. наместика Сиагрия, затем в союзе с Теодорихом, на сестре к-рого он женился, расширил свои владения, подчинив в 497 алеманнов, в 507 - вестготов. Важную роль в укреплении госуд. Х. сыграло принятие им в 497 или 498 христианства в католич. форме и Салического закона, представлявшего собой нар. право салич. франков.

ХЛОПЧАТНИК

ХЛОПЧАТНИК - основываясь на дошедших до нас источ., в к-рых Х. упомин. либо как дерево, либо как кустарник, можно предположить, что в антич. эпоху были известны две его разновидности - афр. древовидный Х. и вост.-инд. травянистый Х.

Первыми торговцами хлопком были финикийцы, к-рые в осн. продавали изготовл. из хлопка ткани; хлопок-сырец составлял лишь небольшую часть товарооборота. Они же сообщили др. народам и способ возделывания Х., к-рый стал давать хорошие урожаи в условиях о-вного климата (напр., Кос, Мальта) и в Испании. Хлопковое волокно шло на изготовление одежды, различ. тканевых и декоративных изделий, в частн., на изготовление узорчатых тканей, к-рыми особо славились егип. мастера.

ХНУМ

ХНУМ - в егип. миф. бог плодородия. Центр его культа - о-в Элефантина, но Х. почитался во всем Египте, а также в Нубии. В древности изображался в виде барана с закругл. горизонтал. рогами, затем - в виде человека с головой барана. Отец Х. - Нун, дочь - Анукет. Его женами считались Менхит, Сатис, Нейт, Небтуи. Х. помогал при родах, он создал из глины на гончарном круге человека, его духовного двойника - ка, имел власть над человеч. судьбой. В греко-рим. период Х. - демиург, создавший на гончарном круге весь мир. Х. считался подателем воды, хранителем истоков Нила (его эпитет - «владыка катарактов», т.е. порогов Нила), как бог войны он отражает нападения врагов. Поскольку слова «баран» и «душа» по-егип. звучали одинаково (ба), Х. считался воплощением душ мн. богов (напр., Геба). Как демиург сближался с Птахом, отожд. с Амоном, Ра, Себеком.

Предыдущая страница Следующая страница