Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАТ"-"МЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАТ"-"МЕЛ")

МАТИТ

МАТИТ - в егип. миф. богиня-львица. Ее культ был распростр. в 12-м верхнеегип. номе (Дейр-эль-Гебрави, недалеко от Суита).

МАТРИ

МАТРИ - в индуист. миф. божеств. матери. олицетвор. созидат. и губител. силы природы. Ведийской религии в целом была чужда идея актив. жен. начала, но в индуизме она получила широкое признание в связи с распростр. культа шакти. М. рассматр. как женские персониф. творч. энергии великих богов: Брахмы - Брахми или Брахмани, Шивы - Махешвари, Кумары (Сканды) - Каумари, Вишну - Вайшнави, Индры - Индрани или Айндри, и т.д. Число М. колебалось от семи до шестнадцати.

МАТРОНА

МАТРОНА - 1. В Др. Риме свободнорожд., состоящая в законном браке женщина. В широком смысле М. - мать семейства, почтен. женщина.

2. Жен. безыменное (или снабжен. родоплеменным, иногда топонимич. эпитетом) божество в Др. Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии). Фигурирует обычно во мн. числе. Поклонение М. связывается с пережитками первобытнообщ. матриарх. культов.

МАТТИАКИ

МАТТИАКИ - др.-герм. племя, нек-рое время населявшее р-н совр. Висбадена и усвоившее рим. формы жизни и культуры.

МАТХУРА

МАТХУРА - в индуист. миф. город, основан. Лакшманой, братом Рамы, на месте обители ракшаса Мадху. Столица ядавов, рода Кришны, вплоть до их переселения в Двараку. Инд. г. М. (на правом берегу р. Ямуна между гг. Дели и Агра) - один из гл. центров паломничества индусов, центр культа Кришны. В древности этот город - важный центр буддизма и джайнизма.

МАУДГАЛЬЯЯНА

МАУДГАЛЬЯЯНА - Могаллана - в будд. миф. (наряду с Шарипутрой) гл. ученик Шакьямуни. М. имел наибольшие маг. способности. Он мог создавать разнообразные формы живых существ и сам принимать по желанию любой облик; видеть, не впадая ни в какое особое сост. психики, претов и др. духов, не видимых для обыкнов. человеч. глаза; посещать небесные миры (где он, напр., чтобы умерить гордыню Шакры, сотряс большим пальцем ноги его дворец). О М. сообщается, что он мог бы раздавить гору Сумеру (Меру), как фасолину, раскрутить землю, как гончарный круг, перевернуть ее вверх дном или же возложить ее на Сумеру, как купол зонтика на ручку. Часто изображ. рядом с Шакьямуни в выцветшей оранжевой тоге и с посохом странств. монаха, имеющим набалдашник в виде ступы-чаитьи, составл. из металл. колец.

МАУРЬЕВ ГОСУДАРСТВО

МАУРЬЕВ ГОСУДАРСТВО - рабовлад. госуд. в Др. Индии, одна из крупнейших империй Др. Востока. Образовано Чандрагуптой из рода Маурьев, возгл. в 325 до н.э. в Пенджабе антигреч. движения (против войск Алек-сандра Македонского).

Чандрагупта стал властителем всей Сев.-Зап. Индии, а в 314 (по др. данным - ок. 322) сверг Дхана Нанду, правителя Магадхи, и захватил магадхский престол. Этим годом датируется начало М. г. В 305 до н.э. возник конфликт между Чандрагуптой и Селевком I Никатором; по мирному договору Селевк получил 500 боевых слонов, но вынужден был уступить обл. Белуджистана и Вост. Афганистана. При сыне Чандрагупты Биндусаре (ок. 300 - 273 до н.э.) продолжалось расширение терр. М. г., были захвачены нек-рые обл. Юж. Индии.

Расцвета М. г. достигло при Ашоке (265 - 232 или 273 - 236). Его держава включала, за исключением нек-рых обл., всю Сев. и Юж. Индию. В последние годы правл. Ашоки появились первые признаки упадка империи. Источ. свидет. о финанс. кризисе и восстании провинций (напр., Таксилы). При наследниках Ашоки империя была поделена на две части - Зап. и Вост. В нач. 2 в. до н.э. Сев.-Зап. часть М. г. была завоев. Грекобактрийским царством. Последний маурийский царь Брихадратха был в 185 (или 187) до н.э. убит своим военач. Пушьмитрой, утвердившим новую династию Шунгов. М. г. перестало существовать.

МАУРЬЯ

МАУРЬЯ - Маурьи - династия (322/314 - 187/185 до н.э.), правившая в Маурьев госуд.

МАУРЬЯ ПИСЬМО

МАУРЬЯ ПИСЬМО - одна из ранних разновидностей др.-инд. слогового алфавита брахми. Этим алфавитом сделаны на нар. языках (пракритах) надписи правителя Ашоки (273 - 232 до н.э.) и его преемников (сер. 2 в. до н.э.). В отличие от письма брахми (в надписях, датируемых 4 - 3 вв. до н.э.), в М. п. различаются краткие и долгие гласные и используется вязь согласных букв. Большинство надписей читается слева направо.

МАФДЕТ

МАФДЕТ - в егип. миф. богиня-мстительница. Воплощалась в образе гепарда, ее атрибуты - палка и нож. В мифах М. сражается со змеем, иногда - вместе с Ра. М. помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие в загробном суде, заботится об умерших в загробном царстве. Праздник дня рожд. М. совпадал с днем рожд. богини письма Сешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. Сешат нередко выступала в кач-ве ипостаси М.

МАФУСАИЛ

МАФУСАИЛ - в ветхозавет. преданиях один из патриархов, праотцов человечества, прославивш. своим долголетием («мафусаилов век»): он прожил 969 лет.

МАХАБХАРАТА

МАХАБХАРАТА - др.-инд. эпич. поэма («Великое сказание о потомках Бхараты»). Написана на санскрите. В ней рассказыв. о борьбе за престол потомков царя Бхараты - пяти братьев Пандавов с их ста двоюрод. братьями Кауравами, закончивш. 18-дневной битвой, в к-рой приняли участие все народы, известные тогда индийцам. Ученые считают, что в основе гл. сюжета «М.» лежат действит. события 10 - 9 вв. до н.э.; осн. цикл сказаний уже сущест-вовал в 6 - 5 вв. до н.э.; дошедшая до нас редакция была записана в первые века н.э.

МАХАВИРА

МАХАВИРА - в джайнской традиции мифологизир. образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до н.э. М. выступает как цент. персонаж мифо-ист. комплекса джайнской миф. - последний из 24 тиртханкаров нашей авасарпини (нисходящ. полуоборота колеса времени), живший в последние годы периода «плохой - хороший».

МАХАКАЛА

МАХАКАЛА - в будд. миф. ваджраяны идам и дхармапала. В «Садханамале» описыв. двурукий, шестирукий и шестнадцатирукий М.: все они темно-синего цвета и имеют угрожающий вид.

МАХАОН

МАХАОН - в греч. миф. сын Асклепия, унаследовавший от него иск-во врачевания. Вместе с братом Подалирием М., как претендент на руку Елены, участвовал в Троянской войне, возгл. ополчение на 30 кораблях из городов Зап. Фессалии и Сев.-Вост. Этолии. Под Троей М. излечивает мн. героев, пока его самого не ранит стрелой Парис. В дальнейшем М. снова участвует в сражениях и погибает от руки Пенфесилеи или Эврипила.

МАХАПАДМА НАНДА

МАХАПАДМА НАНДА - царь др.-инд. госуд. Магадхи, основатель династии Надов; правил в Паталипутре в 4 в. до н.э. Согл. традиции, в противовес господству кшатриев установил власть шудр; расширил империю, провел ряд реформ. М. Н. может быть идентифиц. с Аграмесом.

МАХАПУРУШАЛАКШАНА

МАХАПУРУШАЛАКШАНА - в будд. миф. 32 признака тела, к-рыми отмечен или великий император (чакраватин), или будда (руки и ноги округл., пальцы рук длинные, пятки широкие, кожа золотист. цвета, плечи широкие, язык длинный, красивой формы, голос подобен голосу Брахмы, зубы ровные и т.п.). Наряду с М. имеются 80 второстеп. признаков будды.

МАХАСИДДХИ

МАХАСИДДХИ - в будд. миф. ваджраяны полумиф. лица, к-рые достигли совершенства путем йогич. практики. Считается, что было 84 М. (Тилопа, Наропа, Сараха, Нагарджуна, Индрабхути и др.).

МАХАЯНА

МАХАЯНА - большая колесница или великий путь спасения; одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н.э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве - наставнике, ведущем живые существа к просветлению.

МАХДИ

МАХДИ - в мусульм. религии «ведомый» (аллахом) человек, обновитель веры накануне страшного суда, своего рода мессия.

МАХЕС

МАХЕС - в егип. миф. кровожадный бог, сын Баст. Эпитеты М. - «дикосмотрящий лев», «он радуется крови». В поздний период считался богом грозы и бури, тьмы, ветра. Изображ. в виде львиноголов. человека с короной на голове. Греки называли М. Минисис.

МАХИ

МАХИ - др.-инд. жен. божество, олицетвор. земли.

МАХИМОЙ

МАХИМОЙ - низший разряд воинов в эллинистич. (птолемеевском) Египте. М. комплект. из бедных егип. крес-тьян-общинников. За службу М. получали в пользование зем. наделы от 5 до 10 арур (от 1,38 до 2,76 га). М. обычно принимали участие в восст. крестьян и ремесл. против греко-макед. и местных рабовладельцев.

МАХМУД ГАЗНЕВИ

МАХМУД ГАЗНЕВИ - Махмуд Газнийский (969 - 1030) - правитель (султан) Афганистана, Пенджаба, части Ср. Азии и части Персии в 998 - 1030; крупнейший представитель династии Газневидов.

МА-ЮАНЬШУАЙ

МА-ЮАНЬШУАЙ - в поздней кит. нар. миф. трехглазое чудовище. М.-ю. считается перерожд. духа Чжи Мяо-цзи, приговорен. Буддой к перерожд. за излишнюю жестокость в истреблении злых духов.

МАЮСКУЛЫ

МАЮСКУЛЫ - буквы, имеющие прописное начертание; тремин «М.» применяется преимущ. к почеркам др.-лат. и визант. (греч.) письменности.

МАЮСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО

МАЮСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО - др.-лат. или визант. (греч.) письмо, состоящее из одних маюскулов. К нему, в частн., относятся:

1. Первое алфавитное письмо греков и римлян.

2. Из лат. почерков - капитальное письмо (1 - 5 вв.), унциал (4 - 7 вв.).

3. Из визант. почерков - уставное, или унциальное, письмо (5 - 9 вв.).

МАЯК

МАЯК - после превращения Александрии в наиболее оживл. центр мор. торговли птолемеевского Египта следовало рассчитывать на прибытие в него и ночью значит. числа кораблей. Это вызвало необходимость стр-ва М., поскольку разжигание костров на побережье, как это делали афиняне в 5 в. до н.э., в условиях усил. развития мореходства было недостаточ. мерой. Наиболее типич. для антич. эпохи был Фаросский маяк, указывавший путь в Александрийскую гавань. В его верхнем этаже постоянно горел костер. В наши дни продолжает действовать 41-метровый М. в Бригантии (совр. Ла-Корунья; сев.-зап. часть Испании), построенный Сервием Лупусом ок. 100.

МЕ

МЕ - в шумер. миф. могуществ. божеств. таинств. силы, управляющие миром, всеми божест. и земными институтами. Считалось, что силами М. могли обладать города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои незримые свойства.

МЕАНДР

МЕАНДР - антич. назв. р. Мендерес в М. Азии (Турция), получившей широкую известность из-за своей извилистости. По ней назван широко распростр. в др.-греч. иск-ве геометрич. орнамент в виде полосы. М. часто встречается в различ. вариантах на монетах греч. колоний в басс. этой реки (Приена, Магнезия, Антиохия, Аполлония-Триполис, Траллейс, Апамея); он встречается также на монетах Кносса в связи с критским лабиринтом.

МЕБЕЛЬ

МЕБЕЛЬ - предметами домаш. обстановки считались кровати, диваны, ложа, на к-рых не только спали, но и возлежали во время пиров (клины), колыбели, лари, реже этажерки и шкафы, кресла с подлокотниками и без них, табуретки и столы, высокие подставки для светильников. Наряду с обычной изготовл-ялась также М., богато украш. резьбой, обшитая металлом с дерев., мраморными и каменными инкрустациями. В отдельных случаях М. изготовляли из бронзы и даже из благород. металлов. Для обычной столовой предназнач. другой, очень практич. тип М. - столы с регулируемой высотой крышки, с тремя или четырьмя ножками, круглые или прямоугольные, табуреты, подставки для смесительных сосудов и умывальных чаш. Одежду, домашнюю утварь и украшения хранили в ларях или ларцах. Некоторые из них запирались на замки. О к.-л. хар-рных антич. стилях М. ничего не известно. Число обнаруж. образцов слишком незначительно, чтобы получить четкое представл. о том, как менялся хар-р домашней обстановки. Как свидет. находки в Помпеях, тип М. зависел от имуществ. по-ложения хозяина дома.

МЕГАБАЗ

МЕГАБАЗ - перс. военач. и сатрап (в Даскилее), в 513 до н.э. покорил Фракию и Македонию. В походе Ксеркса на Грецию (480 до н.э.) - один из предводителей перс. флота.

МЕГАБИЗ

МЕГАБИЗ - 1. Один из 7 персов, убивших Гаумату (522 до н.э.). Выступал за замену монархии олигархией.

2. Перс. военач., внук предыдущего, зять Ксеркса I; в 482 до н.э. подавил восстание в Вавилонии, взял Вавилон и срыл его укрепления. В походе Ксеркса на Грецию (480) - один из гл. военач. контингентов сатрапий. Способств. возведению на престол Артаксеркса I (465). В 456 М. (примерно с этого времени сатрап Сирии, «Заречья») разбил отпавших от госуд. Ахеменидов египтян, поддержи-ваемых афинянами, и блокировал в дельте Нила небольшой греч. флот (уничтоженный в 454). После Каллиева мира (449 до н.э.) М. поднял мятеж в своей сатрапии, но затем примирился с перс. царем и вернулся ко двору. Считается, что мн. сведения о перс. делах у антич. авторов (Ктесия и др.) восходят к традиции семьи М. Сын М. - Зопир, побывавший в 441 в Афинах, считается информатором Геродота в вопросах, касавш. событий в Персии.

МЕГАКЛ

МЕГАКЛ - политич. деятель Др. Афин сер. 6 в. до н.э.; вождь движения паралиев - жителей примор. полосы, выступавших за умеренную рабовлад. демокр. Происходил из знатного рода Алкмеонидов. Боролся против тирании Писистрата (560 - 527 до н.э.), за сохранение порядков, установл. Солоном. В союзе родовой аристократией - эвпатридами, дважды добивался изгнания Писист-рата из Афин и руководил в периоды изгнания Писистрата афинской политикой.

МЕГАЛОПОЛЬ

МЕГАЛОПОЛЬ - гл. город союза аркадских городов (Др. Греция, Пелопоннес), располож. на одном из притоков р. Алфея. Возник ок. 370 до н.э. в результате слияния более чем 35 аркадских поселений и явл. оплотом аркадян в их борьбе со Спартой, а также оплотом рабовлад. демокр. в Греции. В 3 в. до н.э. в М. произошел ряд тиранич. переворотов и в конце века, после присоед. М. к Ахейскому союзу, М. был разрушен спарт. царем Клеоменом. В М. наход. крупнейший в Др. Греции театр.

МЕГАРА

МЕГАРА - 1. Мегары - др.-греч. полис в сев.-вост. части Коринфского перешейка (обл. Мегарида). В 8 - 7 вв. до н.э. М. превратилась в крупный торг.-ремесл. центр. В это время ею было основано много колоний в Сицилии, на берегах Пропонтиды и др. местах. Во 2-й пол. 7 в. до н.э. в М. был свергнут олигархич. строй и установлена тирания Феагена, к-рая вскоре вновь сменилась олигархией. В 6 в. до н.э. М. уступила место в торговле Коринфу и Афинам. С кон. 6 в. до н.э. и до нач. 4 в. до н.э. М. входила в Пелопоннесский союз, лишь на короткий период (460 - 446) сблизивш. с Афинами. Принимала участие в греко-перс. и Пелопоннесской войнах. В годы Коринфской вой-ны М. вошла в антиспарт. коалицию. В эллинистич. и рим. время особой роли не играла. В 4 в. была разрушена готами. На месте Др. М. находится совр. г. Мегара.

2. в греч. миф. старшая дочь фиванск. царя Креонта, к-рый в благодарность за помощь в войне с орхоменцами отдал ее в жены Гераклу. От Геракла М. родила трех сыновей - Теримаха, Креонтиада и Деикоонта; иногда упомин. восемь сыновей. В припадке безумия, насланного на него Герой, Геракл убил сыновей.

МЕГАРОН

МЕГАРОН - один из типов жилища, распростр. в странах басс. Эгейского м. (у Гомера М. - парадная, жилая часть дома, преим. царского дворца). М. - в плане прямоугольная, иногда с абсидой (полукруглый или трапециевидный выступ), постройка, состоящая из гл. помещения, доступ в к-рое открывается с торцовой стороны, через примыкающие к гл. помещению анты (огражд. с боков стенами открытые сени) и следующим за ним портиком (колоннадой). В гл. помещении находился очаг. Постройки типа М. открыты в Сескло, Димини, Микенах, Трое, Тиринфе, Кноссе и др. М. послужили прототипом храмов Др. Греции архаич. и классич. времени.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - одна из др.-греч. идеалист. философ. школ. Основана Евклидом из дорийской Мегары в нач. 4 в. до н.э. и существовала до нач. 3 в. до н.э. После Евклида гл. деятелями М. ш. были Евбулид, Диодор, Крон и Стилпон. М. ш. сочетала положения философов элейской школы и Сократа, учеником к-рого был Евклид. По мнению представителей М. ш., познание бытия возможно только посредством понятий; свидетельства органов чувств - источ. заблуждений. Мегарцы отрицали движение, качеств. многообразие мира, переход колич. изменений в качеств., единство общего и особенного.

МЕГАСФЕН

МЕГАСФЕН (кон. 4 - нач. 3 вв. до н.э.) - др.-греч. географ. Ок. 300 до н.э. по поручению основателя сирийск. царства Селевкидов Селевка I отправился во главе посольства к инд. царю Чандрагупте и провел неск. лет в его столице Паталипутре. Свои наблюдения М. изложил в книге «Индика» (на греч. яз.), от к-рой сохран. лишь отрывки и пересказы у Арриана, Страбона и др. авторов.

МЕГЕРА

МЕГЕРА - в греч. миф. одна из трех эринний (рим. - фурий), богинь-мстительниц, олицетвор. гнева и зависти. Изображ. в виде страшного чудовища со змеями вместо волос, с факелом и бичом в руках.

МЕГИДДО

МЕГИДДО - древний город и крепость (развалины на С. совр. госуд. Израиль), находивш. на скрещении важных в древности торг. путей Передней Азии. Возникновение М. относится к сер. 4-го тыс. до н.э. (халколит). От 3-го тыс. до н.э. (ранняя бронза) сохран. остатки стены укрепления толщиной 4 - 5 м, храма и др. сооружений. В нач. 2-го тыс. до н.э. в М. находился егип. наместник. В 1502 до н.э. фараон Тутмос III разграбил М.

Памятники, датируемые 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. (эпоха расцвета М.), обнаруживают месопотамское, финик., егип. и микенское культурные влияния; в этот период впервые появл. железо. В кон. 2-го тыс. до н.э. М. был завоеван израильтянами. После разрушения М. в 732 до н.э. Тиглатпаласаром III здесь возникла ассир. крепость.

МЕД

МЕД - с древ. времен служил одним из продуктов питания людей. Его собирали осенью у диких пчел. В греч. миф. Зевс считался питомцем нимфы М. Мелиссы. Богам приносили в жертву плоды, обмазанные М. М. использовался в кач-ве продукта питания, средства лечения и консервации. Так, в соотв. с ассир. рецептами, тело Александра Маке-донского было помещено в М. Виноградари часто подмешивали мед в вино, т.к. верили, что такой напиток обеспеч. долгую жизнь. До эпохи средневековья М. лесных пчел использовался как лакомство.

МЕДАЛЬОНЫ

МЕДАЛЬОНЫ - своеобраз. монеты, выпущ. в огранич. кол-ве, не имеющие хождения на рынке, превосходящие по весовой норме обыч. денежные ед. Рим. императоры выпускали М. для награждения приближенных, военач., правителей зависимых госуд. или вождей, подступавших к границам Рим. империи, племен. М. по своему значению равны нашим наградным медалям. Следует подчеркнуть отличие антич. М. от совр. медалей: в отличие от последних они никогда не теряли связи с денежным обращением и в своем весе, по-видимому, всегда ориентировались на определ. кол-во единиц ходовой монеты. Золотые М. известны со времен правл. Августа, всегда оказываются равными определ. кол-ву ауреусов или, с нач. 4 в., - солидов. Серебряные М. известны со времен Домициана, медные - со времен Траяна. М. также представляют соотв. много-кратные денарии и ассы.

Памятный хар-р М. доказывают помещенные на них изображ., напр., изображ. игр, празднеств, триумфов и т.п.

МЕДЕЯ

МЕДЕЯ - в греч. миф. волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки. По др. версии: мать М. - покровител. волшебниц Геката, сестра М. - Кирка. Такие черты образа М., как способность оживлять мертвых, летать по небу и пр., позволяют предполагать, что первонач. М. почиталась как богиня. Возможно, в образе М. слились черты почитавш. в Колхиде солнеч. богини, могуществ. колдуньи фессалийских сказок и героини коринфского эпоса, в котором М. и ее отец считались выходцами из Коринфа.

МЕДИЙ

МЕДИЙ - владелец гончарной мастерской в Аттике в кон. 5 в. до н.э. На него работал неизвест. художник, к-рого также условно называют М. Канонич. произв. с надписью, обозначавшей это имя, - т.н. лондонская гидрия с изображ. похищения дочерей Левкиппа. Для рисунка хар-рно стремление к преодолению плоскостности и условности и создание иллюзии глубины пространства («роскошный стиль»).

МЕДИКАМЕНТЫ

МЕДИКАМЕНТЫ - в антич. эпоху наряду с простыми использовали сложные М., состоящие из неск. ингредиентов (их число доходило до 100). М. изготовляли из продуктов растительного, минерального и животного происхожд.

МЕДИОЛАН

МЕДИОЛАН - лат. назв. ряда древ. городов. Наиболее известен М. (совр. Милан), - осн. ок. 390 до н.э. Гл. поселение кельтских племен инсубров в Цизальпинской Галлии; римляне занимали его в 222 и 194 до н.э. и превратили затем в крепость. С 89 до н.э. М. - муниципий, со времен Адриана - Рим. колония, превративш. в располож. на пересечении торг. путей крупнейший торг. город Верх. Италии. При Диоклетиане и правивших после него императорах (включая Гонория) М. считался императорской резиденцией в зап. части Рим. империи. В 452 захвачен гуннами, в 539 во время войны с готами был сильно разрушен, с 569 - под властью лангобардов.

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА - первые сведения о М. древ. греков, к-рая в ранний период их истории находилась под влиянием др.-вост. медицины, содержатся в гомеровском эпосе (8 в. до н.э.). Врачеванием (удаление из тела наконечников стрел и копий, наложение повязок, остановка кровотечения, применение болеутоляющих лекарств и напитков) занимались люди, не имевшие спец. мед. образования. Мед. знания передавались от отца к сыну. В числе др. героев в «Илиаде» упомин. сведущие в М. сыновья Асклепия Ма-хаон и Подалирий. О тех, кто обучался врачебному иск-ву, говорится только в написан. позднее «Одиссее».

Тенденции к приобретению познаний в обл. М. эмпирич. путем не препятствовало возникновение во всей Греции храмов, в к-рых проводилось обучение иск-ву врачевания. В эти оракулы и святилища, осн. типом к-рых позднее сделались асклепейоны, стекались больные. Их пребывание на терр. храмов строго регулировалось в соотв. с гигиенич. предписаниями и религ. верованиями. Считалось, что метод лечения может предсказать инкубация. Больному обычно прописывали лечебный массаж и диету. За происшедшее, якобы по воле богов, излечение полагалось платить деньгами или жертвовать в пользу храма золото, серебро, строит. камень, а также гипс. Наряду с лечением в храмах представители соц. низов на протяжении антич. эпохи прибегали к магич. приемам и мистике (отпугивание демонов, широкое применение магич. заклинаний, амулетов, использование в кач-ве лекарств. средств человеч. и животных экскрементов). В 7 - 6 вв. до н.э. появились профессион. потомств. врачи, ведшие свою родословную от Аскле-пия (асклепиады) и прибегавшие к основанным на эмпиризме методам лечения. Под воздействием философ. учений они разработали первые науч. принципы М. и одноврем. заложили основы совр. М. Идеи ионийской натурфилософии стимулировали интерес медиков к изучению осн. причин заболеваний, патологии и строения человеч. тела. Философ. учения Платона и особенно Аристотеля с хар-рными для них тенденциями к систематизир. анализу различ. отраслей знаний способств. повышению в 4 в. до н.э. роли таких теоретич. дисциплин мед. науки, как анатомия и физиология. Конечно, анатомо-физиологич. исследования, проводились чисто теоретич. (напр., окончат. оформление учения о 4 осн. соках в организме). Проводимые александрийск. врачами Герофилом и Эрасист-ратом (3 в. до н.э.) анатомич. исследования, напротив, способств. становлению чисто практич. М., обогатили антич. мед. науку ценными сведениями о строении и функ-циях органов человеч. тела и заложили основу для развития хирургии. Зародивш. в 300 до н.э. философ. учение скептиков в значит. степени обусловило возникновение школы врачей-эмпириков. Атомистич. воззрения Эпикура создали предпосылки для становления мед. взглядов Асклепиада и появл. методич. школы в М.

Деятельность Асклепиада положила начало усвоению рим. М. наследия Др. Греции. До этого рим. врачи, хотя и разработали ряд гигиенич. предписаний и применяли хирургич. вмешательство, однако в осн. использовали магич. заклинания и религ. обычаи. Об этом, в частн., свидет. мед. трактат Катона Старшего. Благодаря доступности учения Асклепиада и широким возможностям его применения на практике др.-греч. мед. знания составили основу для развития рим. М. Последним философ. направлением, оказавшим воздействие на принципы М., была Ср. Стоя. Возникновение пневматич. школы вызвало бурную полемику между представителями различ. теч. в мед. науке и обусловило наступивший в 1 в. н.э. последний период расцвета антич. М. Его кульминацией и заключит. этапом была деятельность Галена (2 в. н.э.), в своих трудах систематизир. и обобщившего многовек. врачебный опыт. Достижения врачей последующих поколений (Орибазий, Аэций Амидийский, Александр Тралльский) заключались в составлении обзоров мед. знаний на основе конспектов соч. антич. медиков, в первую очередь Галена. В соотв. с потребностями своей эпохи наиболее значит. место занимало в них изложение знаний из обл. практич. М. - терапии. Интерес к ее науч. основам резко упал, ведущую роль стали играть различ. суеверия и магич. действия. Для рим. М. также было хар-рно пренебрежение науч. стороной М. и ориентация на чисто практич. ее применение. За исключением труда А. Цельса и трактатов Целия Аврелиана, Кассия Феликса (5 в. н.э.) и Виндициана, обобщающих опыт греч. врачей, из работ рим. врачей в 1 - 6 вв. н.э. достойны упоминания только описания лекарств. средств и рецептурные сборники. Последним крупным рим. врачом считался Антим (6 в.).

Сохран. его послание королю франков Теодориху, посвящ. проблемам диеты и описывающее, как нужно правильно потреблять различ. виды пищи. В пе-риод раннего средневековья только сравнительно не-большая часть греч. мед. текстов была переведена на лат. яз. для использования зап.-европ. М. После захвата арабами Александрии в их руках оказались мн. труды греч. врачей. Благодаря происходивш., начиная с 11 в. знакомству с достижениями ученых араб. мира, М. Зап. Европы восприняла мед. знания антич. эпохи и пользовалась ими вплоть до нового времени.

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА - в Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать иск-ву врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи мед. знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие мед. методов придало каждой из школ, называвш. по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 - 5 вв. до н.э. в южноитал. регионе находит распростр. т.н. зап.-греч. иск-во врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало нек-рое влияние пифагорейск. учения. М. ш. из Книда разработала в 5 - 4 вв. до н.э. дифференциров. общую теорию болезней, в к-рой не учитывались индивидуал. особенности теч. болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 - 4 вв. до н.э.), знаменитым представителем к-рой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуал. картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появивш. в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т.н. догматич. или логич. врачи самостоят. школы не образовали. В 4 в. до н.э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (напр., учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различ. теоретич. спекуляции. Как реакция на преувелич. роли теории догматич. медиков в 3 в. до н.э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявл. к фармакологии. В 1 в. до н.э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н.э. была основана пневматич. М. ш., соед. учение догматич. медиков и идеи стоиков (напр., пневма - основа жизни, сердце - цент. орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н.э. из ряда школ выделилось самостоят. эклектич. направление.

МЕДОВЫЙ НАПИТОК

МЕДОВЫЙ НАПИТОК - изготовлялся путем смеси воды и меда. Способ его приготовления восходит к глубокой древности и был хорошо известен грекам и римлянам. В Греции считалось, что по крепости М. н. лишь немногим уступает вину; его применяли в первую очередь в лечебных целях, чтобы подсластить горькое лекарство, или смешивали с маслом и давали в кач-ве слабител. и рвотного при отравлениях. В Риме М. н. представлял собой вино, смешанное с медом.

МЕДОНТ

МЕДОНТ - Медон - в греч. миф.:

1. Побочный сын Оилея, командов. отрядами Филоктета под Троей (пока тот на-ходился на Лемносе); погиб от руки Энея.

2. Глашатай женихов Пенелопы, раскрывший ей их заговор против Телемаха.

МЕДУЗА

МЕДУЗА - в греч. миф. одна из трех крылатых женщин-чудовищ (горгон).

МЕДЬ

МЕДЬ - мягкий ковкий металл красного цвета, известный с глубокой древности. Месторожд. М. на материке и о-вах греки использ. вплоть до их полного истощения, и только Кипр продолжал снабжать Грецию. Сложная технология получения М. возникла еще в бронз. веке; она включала неск. технологич. операций: медную руду перерабатывали в медный штейн, из штейна получали черновую М., а из нее - собственно красную М. Технология переработки медных руд, к-рая в целом мало изменялась у этрусков и римлян, вызывала интерес нек-рых авторов, к-рые, однако, не дали полных сведений о разработке месторожд. и устройстве плавильных печей. Поскольку самородная М. встречается редко, ее получали из соединений - сернистых, окисл. и смешанных медных руд (к числу окисл. руд относятся, напр., малахит и азурит). Чистую М. использовали гл. обр. для изготовления монет, а в поздней античности - в виде медных листов для покрытия крыш. Чаще применяли медные сплавы - с оловом (бронза), с окисью цинка (латунь).

Серебрить М. не умели. При получении М. не всегда удавалось добиться требуемой температуры, и мн. М. уходило в шлак. Чистую М. легировали в металлургич. мастерских уже как «торговую М.», поэтому лат. слово aes обозначает как М., так и бронзу - именно бронза, как правило, находила более широкое применение. Две надписи из Випаски содержат излож. профессион. языком сведения о работе исп. рудников и металлургич. мастерских. Нек-рые продукты меде-плавильных заводов использовались в медицине и фармакологии.

МЕЗЕНЦИЙ

МЕЗЕНЦИЙ - в рим. миф. царь этрусского г. Цере, воевал на стороне Турна против Энея и погиб в поединке с ним.

МЕЗИЯ

МЕЗИЯ - рим. провинция между Ниж. Дунаем и Балканскими горами, населенная фракийскими племенами (мезы, геты, бессы и др). Оконч. захват терр. М. рим. произошел в 27 до н.э. Ок. 15 было введено провинц. управл., что вызвало ряд восстаний. Служба фракийцев в рим. армии, наделение ветеранов землей, рим. колонизация, возникновение городов (Никополь, Марцианополь и др.) - способств. романизации страны и ускорили развитие в М. рабовладения. В 86 М. была разделена на Верх. М. и Ниж. М. В кон. 3 в. часть пров. М. вместе с Македонией, Эпиром, Ахайей и о. Крит образовали диоцез М., к-рый просуществовал до 5 в.

МЕЙСЕНСКАЯ МАРКА

МЕЙСЕНСКАЯ МАРКА - погранич. округ, образованный в 10 в. императором т.н. «Свящ. Рим. империи» Оттоном I на землях по сред. течению р. Лабы (Эльбы), захвач. нем. феодалами у славян. М. м. возникла в 965, выделивш. из марки Герона. Тер. М. м. составила основное ядро княжества Саксония.

МЕККА

МЕККА - свящ. город мусульман-суннитов и место их паломничества - хаджжа. До ислама М. была населена племенем курейш.

МЕЛА

МЕЛА - Помпоний - рим. географ, родом из располож. в юж. части Испании г. Тингентера; ок. 44 н.э. написал состояв-ший из 3 книг трактакт «О строении Земли». Для М. географич. данные не представляют интереса. В осн. он лишь перечисляет различ. страны, ничего не сообщая о том, какую площад̠они занимают. После общего вступления (рассказ о том, какие континенты есть на Земле, что ее омывает океан, с 4 делящими Землю мор. рукавами: Средиземное м., Красное м., Персидский зал., Каспийское м.) сообщаются сведения о странах Средиземноморья и др. известных прибрежных госуд. Однако в этом трактате ничего не говорится о цент. части Европы и Азии. М. пользовался преим. старыми источ., по-видимому, теми же, что и Плиний Старший, поскольку их произв. во мн. схожи.

МЕЛАМП

МЕЛАМП - Мелампод - в греч. миф. прорицатель, сын основателя Иолка Амифаона и Идоминеи, брат Бианта. В послегомеровской традиции М. - основатель шествий культа Диониса и фаллич. шествий, перенесен. им из Египта в Элладу. Он первым начал лечить болезни при помощи трав и очищений. Считался основателем жреч. рода Меламподов.

МЕЛАНИПП

МЕЛАНИПП - в греч. миф.:

1. Фиванский герой, сын Астака, защищавший родной город во время похода семерых против Фив.

2. Ахайский юноша, полюбивший жрицу Артемиды Камето и овладевший ею в храме богини. Раз-гнев. кощунством, Артемида убила жрицу и наслала на страну неурожай и мор. Чтобы умилостивить богиню, оракул приказал приносить ей ежегодно в жертву юношу и девушку.

3. Сын Ареса и богини Тритии, дочери Тритона. Основал в Ахайе город, к-рый назвал по им. матери Тритией.

МЕЛАНИППА

МЕЛАНИППА - в греч. миф.:

1. Дочь Десмонта или Эола (сын Эллина), внучка кентавра Хирона, возлюбл. Посейдона, к-рому родила двух близнецов Беота и Эола.

2. Дочь Ареса, сестра царицы амазонок Ипполиты (иногда М. отожд. с Ипполитой, или с Главкой). По одному из ва-риантов мифа, М. была захвачена в плен Гераклом и по-том выкуплена сестрой, к-рая в обмен за сестру вручила герою свой пояс.

МЕЛАНФ

МЕЛАНФ - Мелант - в греч. миф. царь Мессены, сын Андропомта, отец Кодра. Был изгнан из Мессены Гераклидами. Бежал в Пилос, потом по совету оракула отправился в Аттику, где участвовал в борьбе против беотийцев. За то, что М. спас Аттику от нашествия беотийцев, он был избран царем, сменив последнего потомка Эгея. В благодарность за оказанную богом помощь в бою с царем беотийцев Ксанфом М. построил святилище Диониса и учредил празд-нества в его честь.

МЕЛАНФИЙ

МЕЛАНФИЙ - Мелантий - в греч. миф. раб Одиссея. Когда Одиссей вернулся из странствий, М. не узнал хо-зяина, одетого в лохмотья, оскорбил и ударил его. В отсутствие хозяина М. принял сторону женихов Пенелопы и потом тщетно пытался передать им оружие. Одиссей же-стоко расправился с М.: изрубил его на куски и бросил на съедение собакам.

МЕЛАНХЛЕНЫ

МЕЛАНХЛЕНЫ - древ. племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. р-н по верх. теч. р. Дона (Танаис) и степную полосу дальше на В. Упомин. др.-греч. историком Геродотом (5 в. до н.э.) как соседи скифов, близкие им по образу жизни.

МЕЛЕАГР

МЕЛЕАГР - в греч. миф. сын царя г. Калидона Энея, участник охоты на огромного вепря. Согл. мифу, М. в споре, разгоревш. после охоты, убил братьев своей матери, за что та прокляла его и погубила.

МЕЛЕТЕ

МЕЛЕТЕ - риторич. упражнение, первонач. использовалось для обучения политич. и суд. красноречию, игравшему значит. роль в жизни демократич. полиса. Позднее превратилось в самостоят. популярный жанр публич. речи, давший мн. образцов.

МЕЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ

МЕЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ - в Др. Греции лирич. поэзия, исполнявш. под аккомпанемент лиры. Наряду с лирич. сольной меликой существовала хоровая, приуроч. к обществ. событиям и празднествам.

МЕЛИКЕРТ

МЕЛИКЕРТ - в греч. миф. младший сын Афаманта и Ино, вместе с к-рым обезумевшая мать бросилась в море. Боги превратили М. в божеств. помощника моряков, терпящих бедствие, по им. Палемон, который в Риме почитался под им. Портун. По одному из преданий, погибший М. был перенесен дельфином на Коринфский перешеек, где М.-Палемону воздали почести и учредили в его честь истмийские игры.

МЕЛИСС

МЕЛИСС (5 в. до н.э.) - др.-греч. политич. деятель, флотоводец, философ. Руководил борьбой Самоса против Афин, нанес пораж. афинскому флоту, снаряж. Периклом для осады Самоса (441 до н.э.). В философии - последователь Элейской школы. Автор не дошедш. до нас соч. «О природе, или о сущем», известного по отрывкам, цитируемым у Аристотеля и Симплиция.

МЕЛИТА

МЕЛИТА - Мелите - принятое в антич. мире назв. Мальты.

МЕЛОПЕЯ

МЕЛОПЕЯ - у древ. греков учение о мелодии, устанавл. закономерности мелодич. развития, лада, строя, принципы варьирования, орнаментики и т.п.

МЕЛОС

МЕЛОС - о-в, располож. на юго-зап. точке Кикладского архипелага. Благодаря наличию крупных месторожд. обсидиана на М. уже в эпоху неолита возникло большое поселение. В ист. эпоху заселен переселенцами из Спарты. В период Пелопоннесской войны нейтралитет М. не помешал афинянам под команд. Никия (426 до н.э.) и Алкивиада (416 до н.э.) напасть на него и, преодолев ожесточ. сопротивл. жителей, два раза захватывать его. Муж. население было перебито, женщины и дети обращены в рабство, о-в заселен клерухами. Фукидид описал жестокое и цинич. поведение победителей на переговорах о капитуляции М. («Диалог мелийцев»). В 405 до н.э. спарт. флот под команд. Лисандра освободил М. Клерухи были изгнаны, и уцелевшие жители вернулись на родину. В ремесл. мастерских М. изготовляли т.н. мелийские рельефы. В 1820 на о-ве обнаружили мраморную статую Венеры Милосской.

МЕЛУХХА

МЕЛУХХА - страна, упомин. шумерами, аккадами, ассирийцами в 3 - 1-м тыс. до н.э. Предполож. локализовалась в р-не совр. Йемена и Сомали. В шумерских надписях М. часто упомин. наряду со «страной меди» Маганом. Правитель Лагаша Гудеа (3-е тыс. до н.э.) вывозил из М. золотой песок, порфир, строит. материалы и ценное дерево. Во 2-ом тыс. до н.э. шумерскими назв. Маган и М. стали называть Египет и Эфиопию.

МЕЛЬКАРТ

МЕЛЬКАРТ - в зап.-семит. миф. (1-е тыс. до н.э.) верхов. бог г. Тира, повсеместно почитавш. в Финикии и за его пределами (в частн., в Карфагене, а также в Дамаске) как покровитель мореплавания и «предводитель» финикийской, особенно тирской, колонизации. В теогонии Санхонйатона - Филона, М. - сын Зевса-Демарунта, племянник Илу-Дагона. Отожд. с Гераклом и как таковой часто изображ. в львиной шкуре.

МЕЛЬНИЦА

МЕЛЬНИЦА - для получ. из зерна и бобовых таких продуктов, как мука мелкого и грубого помола и крупы, греки со времен неолита применяли зернотерки, а с 5 в. до н.э. - М. с вращающ. жерновами. Почти одноврем. был сделан еще шаг в развитии конструкций М., и создана ротацион. М. с воротом, приводимым в движение животными. Жерновам придали совершенно новую форму. Сохран. различ. варианты этого типа М., по конструкции схожей с песоч. часами; аналогич. конструкцию имела также камнедробилка. Еще до нач. н.э. в Понтийском госуд. в период правл. Митридата появились водяные М.; это привело к измене-ниям формы жерновов, получивших совр. вид. Теперь верх. жернов с вертикальной осью приводился в движение от зубчат. колеса и вертикал. шарнира. Хорошо известны рим. рота-цион. М., приводимые в движение вручную. В раз-ных пров. существовали раз-лич. варианты конструкций этого вида.

МЕЛЬНИЧНЫЕ ЖЕРНОВА

МЕЛЬНИЧНЫЕ ЖЕРНОВА - круглой формы, изготовл., как в наши дни, из кварца или песчаника, встречались крайне редко. В эпоху античности материалом для жерновов служили вулканич. породы, трас или дробленый базальт. Верхним жерновам придавали конич., вогнутую, нижним - выпуклую форму.

МЕЛЬПОМЕНА

МЕЛЬПОМЕНА - в греч. миф. муза трагедии, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины. Изображ. украш. вино-градными листьями, в венке из плюща с трагич. театр. маской в одной и палицей или мечом в др. руке. От бога реки Ахелоя родила сирен, прославивш. своим пением.

Предыдущая страница Следующая страница