Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 6, "МОГ"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МОГ"-"МЯС")

МОГИЛЬНИК

МОГИЛЬНИК - место мн. погребений, захоронений. М. Др. Востока, Греции, Рима известны под назв. некрополей. В широком смысле слова к М. относятся как курганные погребения с насыпью, состоящей из земли или камней, так и погребения без сохранивш. насыпей, т.н. грунтовые М.

МОГОНЦИАК

МОГОНЦИАК - первонач. основан. в эпоху Августа рим. укрепл. лагерь на левом берегу Рейна против впадения в него р. Майн на месте кельтского поселения (совр. Майнц). Использовался в кач-ве опорного пункта в войнах с герм. племенами. Во времена Диоклетиана лагерь был ликвидирован, а возникшее вокруг него поселение городского типа получило статут муниципия и было окружено крепостной стеной. В 4 в. М. - столица пров. Германия I. В нач. 5 в. М. был захвачен алеманнами.

МО ДИ

МО ДИ - Мо-цзы (479 - 381 до н.э.) - др.-кит. философ, противник учения Конфуция. М. Д. резко осуждал праздных аристократов, призывал их отказаться от роскоши и считал, что все люди, независимо от обществ. положения, должны любить и поддерживать друг друга. Творцом справедливости, по мнению М. Д., явл. высшее духовное существо - «небо».

МОДИЙ

МОДИЙ - мера вместимости (измеряется взвешиванием), применявш. в нек-рых древ. системах мер для измерения сыпучих веществ, гл. обр. зерна. В араб. системе мер М. = 1,25 кафизам = 40,8 кг; в ассиро-халдейско-перс. - М. = 16,3 кг; в греч. - М. = 16 секстам = 6,528 кг; в рим. - М. = 16 секстариусам = 8,704 кг.

МОЗАИКА

МОЗАИКА - изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей.

МОИСЕЙ

МОИСЕЙ - легенд. пророк и законодатель, к-рому иуд. и христ. традиция приписывает авторство Пятикнижия. По преданию, М. родился в Египте и, спасенный дочерью фараона от грозившей всем младенцам израильтян гибели, был воспитан при дворе. Впослед. М., согл. легенде, получив откровение от бога Яхве, стал предводителем уведенных в Египет и порабощ. израильских племен и вывел их из Египта в Синайскую пустыню. Цикл легенд о М., восходящий ко 2-му тыс. до н.э., содержит ряд реальных ист. сведений о егип. быте. Сообщения егип. источ. о переселениях азиатов в Египет подтверждают наличие ист. зерна в традиции о пребывании израильтян в Египте. Приписыв. М. законы относятся к 1-му тыс. до н.э.

МОЙМИР II

МОЙМИР II (ум. 907) - последний князь Великоморавской державы. Пытался предотвратить назревавший распад Моравского княжества. Под ударами кочевников-мадьяр, призванных нем. феодалами, Великоморавская держава, лишенная внутр. единства, пала в 905 - 906.

МОЙРЫ

МОЙРЫ - в греч. миф. богини судьбы. В первонач. представл. мойра-судьба каждого воплощается в некоем материал. предмете - фетише, носителе жизнен. потенций. Так, мойра Мелеагра была заключена в оставш. от жертвен. костра головне, спрятан. матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучит. смерть. Наиболее распростр. миф - о трех сестрах - М.

Архаич. М. - дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид. Их имена - Лахесис («дающая жребий») Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий еще до рожд. человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо прибли-жает будущее. Платон считает, что эти три М. - дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено.

МОЛИВДОВУЛЫ

МОЛИВДОВУЛЫ - свинц. печати, привешиваемые к док-там, исходящим от императора, патриарха и разных должностных лиц Визант империи. Изучение М. входит в обл. вспомогат. ист. дисциплины сигиллографии.

МОЛОН

МОЛОН (р. ок. 100 до н.э. в Алабанде, Кария) - в кон. 2 в. до н.э. преподавал риторику на о. Родос, где его в 78 до н.э. слушал Цицерон. Как препо-даватель риторики М. пользовался большим авторитетом и считался ведущим представителем «родосской школы» ораторского иск-ва, к-рая по стилю занимала промежуточ. положение между азианизмом и аттицизмом.

МОЛОСС

МОЛОСС - 1. в греч. миф. сын Неоптолема и Андромахи (ставшей наложницей Неоптолема после взятия ахейцами Трои). После смерти Неоптолема в Дельфах Андромаха вместе с М. переселилась в Эпир и стала женой Елена, от к-рого М. унаследовал царскую власть в Эпире. М. явл. героем-эпонимом соотв. обл. в Эпире и населявших ее племен молоссов.

2. тримакр - в антич. стихосложении стопа, состоящая из шести мор (шестидольная) и охватывающая три долгих слога.

МОЛОССЫ

МОЛОССЫ - одно из наиболее многочисл. и сильных племен Др. Эпира (Греция), населявшее внутр. его часть к С. от Амбракийского залива. По преданию, племя М. было выведено из Фессалии миф. Пирром, сыном Ахилла. М. в знач. степени ассимилир. с иллирийцами. Сформировавш. госуд. М., возгл. царями из рода Эакидов, существовало до нач. 2 в. до н.э., когда Эпир был завоеван Македонией.

МОЛОТЬБА

МОЛОТЬБА - до создания приспособлений для М. люди извлекали зерна из колосьев на гладком глиняном гумне. Примитивное выбивание палкой могло удовлетворять потребности при небольших урожаях, к-рые были обычными в Др. Греции. Однако уже в эллинистич. время применялись молотил. сани с тяжелыми острыми камнями, к-рые протаскивались через гумно. Весьма эффективным было карфагено-пунич. изобретение молотил. вальцов с железными шипами на их поверхности, имевших не цилиндрич., а конич. форму, чем достигалась круговая траектория движения при молотьбе. Молотил. цеп совр. типа вошел в употребление лишь ок. 400, возможно, он был создан в Африке. М. производилась в ветреные дни, веяние осу-ществлялось с помощью лопаты, редко при помощи сит.

МОЛОХ

МОЛОХ - почитавш. в Палестине, Финикии и Карфагене божество, к-рому приносились человеч. жертвы, особенно дети. Предполагалось также, что за библ. М. скрывается сам Яхве, к-рому в добибл. традиции приносились человеч. жертвы. Возможно, М. - обозначение самого ритуала жертв. сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном. В иуд. традиции человеч. жертвопр. были запрещены; иуд. царь Иосия уничтожил жертвенники тофета; человеч. жертвопр. совершали, согл. библ. традиции, лишь «цари-отступники», как Ахаз. Но в финик. обществах и в Карфагене этот обычай сохранялся, по-видимому, до кон. 1-го тыс. до н.э. Филон Библский и Порфирий (3 - нач. 4 вв. н.э.) приводят миф, очевидно обосновавший эту прак-тику: Кронос (Эл) в момент катастрофы принес в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единств. сына - Йеуда.

МОМ

МОМ - в греч. миф. божество злословия. Сын Никты, брат Танатоса, Гипноса, Гесперид, мойр, Немесиды и Эриды, т.е. связан с мрач. и вредоносными космич. силами. По совету М. Зевс вызвал войну (Троянская война), с тем чтобы, истребив человеч. род, облегчить бремя земли. М. порицал Зевса и Афину, Гефеста и Посейдона за их дары людям. В конце концов Зевс изгнал М. с Олимпа за его постоянное злословие против богов (Зевса, Афины, Прометея).

МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО - институт М. существует во всех мировых религиях. Согл. христ. вероучению, монашеское состояние обязывает к «уходу из мира» во имя приближения «царства божьего». Для концепции М. хар-рно наличие элементов дуализма, заимствов. из учения гностиков и трансформ. в соотв. с христ. доктриной. Нельзя отрицать определ. гуманистич. функции М. и его роли в развитии культуры. Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), к-рые покидали семьи, отказывались от своего прежнего соц. статуса и уходили в безлюдные мес-та - горы, пустыни и т.д. Первым известным отшельником, впослед. признанным родонач. М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монастырь (объед. монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахо-мием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавш. в 4 в. широкое распростр. М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после офиц. признания Константином I христианства. Из Египта М. распростр. по всей Рим. империи. Визант. М. руковод. уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. - уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547). От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия.

МОНЕТА

МОНЕТА - денежный знак, изготовл. из металла (золота, серебра, меди и пр.). Родиной М. принято считать древ. госуд. Лидию, где она появилась, предположит., в 7 в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны-Монеты, отсюда и термин «М.» Существовали самые разнообраз. формы монет; в конечном счете утвердилась наиболее удобная для обращения круглая, дисковой формы. Каждая М. имеет надписи и изображ. В М. различают лицевую (аверс), оборотную (реверс) сто-роны и обрез (гурт).

МОНЕТЫ МАККАВЕЕВ

МОНЕТЫ МАККАВЕЕВ - древнейшие еврейские монеты из бронзы, позже из меди. Первые приписыв. Симону (139 - 135 до н.э.) из рода Маккавеев, надписи на них на др.-евр. языке и изображ. - чаша, плоды, растения и др. Все последующие монеты называют правителя, а со времени Александра Яннея (103 - 76 до н.э.) имеют легенду на др.-евр. и на греч. языках. При Антигоне II (40 - 37 до н.э.) чеканка М. М. как таковых прекратилась.

Представляющие интерес как языковые и ист. памятники нац. евр. чеканки монеты 66 - 70 (восстание евреев против римлян, завоев. Иерусалима и разрушение храма имп. Титом (79 - 81), а также монеты Бар-Кохбы, вождя последнего восстания евреев против рим. владычества в 132 - 135, обычно причисляются к М. М.

МОНОПТЕРОС

МОНОПТЕРОС - строение, крыша к-рого поддерж. колоннами без целлы, для хранения культовой утвари, преим. круглой (образец - храм Августа и Ромы на Акрополе), а также прямоуг. формы. Его следует отличать от фолоса - круглого строения с целлой. В эпоху античности этот тип культового здания не получил широкого распростр.

МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО - богословское учение, создан. в Византии в нач. 7 в. в целях примирения сторонников православия и монофизитства. М., так же как и ортодоксал. церковь, утверждало, что Христос имеет две природы - божеств. и человеч., но единую волю (последнее - как уступка монофизитам). М. не получило широкого распростр. В 680, после потери Византией Сирии, Палестины и Египта, М. было осуждено как ересь на 6-ом Вселенском соборе. М. сохран. у маронитов.

МОНОФИЗИТСТВО

МОНОФИЗИТСТВО - теч. в христ. церкви, возникшее в 40-х гг. 5 в. в Вост. Рим. империи (Византии). В противовес офиц.-христ. догме, монофизиты утверждали, что Христос имел не две природы - божеств. и человеч., а только одну - божеств. На Халкидонском соборе в 451 г. М. было осуждено как ересь. Наибольшее распростр. М. получило в вост. провинциях Визант. империи - Сирии, Палестине и Египте.

МОНОХОРД

МОНОХОРД - прибор для определения высоты тона струны и ее частей. Состоит из резонаторн. ящика с натянутой над ним струной и располож. над ней подвижной подставки для изменения высоты звука. Изобретение М. приписыв. Пифагору. Описание встречается у Евклида («Деление канона», 3 в. до н.э.) и авторов периода поздней античности. По прежнему назв. М. сторонников числовой системы интервальных соотношений, установл. с его помощью, именовали канониками. Во времена средневековья М. имел 2 - 3 струны и использов. для изучения законов акустики, а также для обучения пению. М. - предшественник клавикорда, одного из старейших клавишных инструментов.

МОПС

МОПС - в греч. миф. два прорицателя:

1. Лапиф из Фессалии, сын Ампика и нимфы Хлориды, получивший пророч. дар от Аполлона. Принимал участие в калидонской охоте в борьбе лапифов с кентаврами; как прорицатель сопровождал аргонавтов. М. умер от укуса змеи в Ливии, где почитался как герой и имел свой оракул. Эпоним фессалийск. г. Мопсион.

2. Сын Манто, отцом М. считался критянин Ракий. М. почитали как героя, и он имел свой оракул в окрестностях Колофона и в г. Малл (Киликия), основан. им вместе с Амфилохом Младшим; они сражались друг с другом за обладание этим городом и оба погибли.

МОРА

МОРА - подразделение тяжеловооруж. воинов-пехотинцев (гоплитов) в спарт. фаланге числен. 1024 человека.

МОРМОНА

МОРМОНА - в греч. миф. явл. в виде женщины-чудовища, к-рое похищало детей.

МОРСКАЯ ВОЙНА

МОРСКАЯ ВОЙНА - в Греции афинский воен. флот во всем превосходил спарт. Тактика мор. боя у греков вначале была проста: корабль противника таранили окованным железом тараном дл. 2,7 м, затем перебрасывали абордажные мостики и мор. пехота захватывала его. В эллинистич. эпоху тактика мор. боя обогатилась. Боевая мощь кораблей с тремя, четырьмя и пятью рядами весел значит. возросла благодаря боевым башням с установл. в них метател. машинами. Наряду с тараном стали применять проход вплотную, борт о борт с кораблем противника, чтобы поломать ему весла; широко распростр. был абордаж. Для римлян М. в. (за исключ. 1-й Пунической войны 264 - 241 до н.э.) не играли решающей роли. Они также применяли таран и абордаж, метател. машины и зажигат. снаряды.

МОРФЕЙ

МОРФЕЙ - в греч. миф. крылатое божество, один из сыновей Гипноса (сна). Принимая разные человеч. формы, он явл. людям во сне. Овидий, рисуя пещеру Гипноса в Киммерийской земле, среди сонма сыновей этого бога выделяет трех: М., подражающего людям, и его братьев, подражающих животным и явлениям природы.

МОСТ

МОСТ - уже в микенские времена возводились небольшие стрельч. каменные мосты. К 5 в. до н.э. относится построен. в лаврионском горнорудном р-не в Бравроне каменный мост длиной 9,2 м и шириной 9 м. В Книде был сооружен виадук с длиной пролета 7,6 м. В основном же предпочитали строить плашкоутные и дерев. мосты. В 5 в. до н.э. римляне возвели через Тибр мост, покоивш. на дерев. сваях. Наивысш. достижения в мостостр-ве добился Аполлодор, построивший через Дунай мост протяженностью 1070 м, к-рый покоился на 20 опорах, несших балочно-подкосные конструкции, и имел длину пролета 50 - 60 м. Построен. Цезарем за 150 лет до этого М. через Рейн имел, по-видимому, не меньшую длину. До сих пор функционирует Мозельский мост возле Трира. Красивейшим антич. М. явл. М. через Тахо возле Алькантары (сохран. надпись) высотой 54 м; длина его пролетов составл. 36 м. М. имели проезжую часть.

МОСТОВАЯ

МОСТОВАЯ - мощеные улицы (городские и междугородные дороги), площади, дворы и пол появл. в различ. регионах Средиземноморского басс., на Крите, в Микен-ской Греции, в Италии приблизит. с эпохи бронзы, т.е. со 2-го тыс. до н.э., а с кон. 2-го тыс. до н.э. и в Месопотамии. Мощение улиц до 2 в. до н.э. было явл. сравнительно редким. В классич. и эллинистич. Греции в отдельных случаях мостились храмовые и рыноч. площади и пол офиц. зданий, чаще - «свящ. пути», ведущие к святилищам вне города, изредка - отрезки гл. улиц больших городов и почти никогда - сел. улицы. Широко распростр. было мощение улиц в Рим. империи, где оно достигло высокого технич. уровня. В 4 в. до н.э. началась постройка сети мощеных дорог в Италии, во 2 в. до н.э. дороги мостились уже в пров.; в сер. 2 в. н.э. мощение дорог было в осн. закончено. Улицы Рима между 4 и 2 вв. до н.э. были почти целиком замощены, а позже - и гл. улицы в различ. провинц. городах. Рим. М. состояла в начале из полигональных, а потом прямоугольных плит, полож. на основание из известкового раствора. Имелись булыжные М., а также из плотно утрамбованной каменной крошки (щебня) или из скрепл. известкой гальки (бетон), но кирпичных М. не было. Подсыпкой, как правило, служил двуслойный фундамент и соед. слой (толченая галька или кирпич на извест-ке). Общая толщина подсыпки и вымостки достигала 100 - 140 см. В соотв. с местными особенностями употреблялись различ. строит. материалы, часто встречались отклонения от обыч. конструкции. По краям дорог ставились бордюрные камни или делались приподнятые, в осн. также замощенные, тротуары. В городах торчащие из М. камни облегчали переход граждан через улицу. Широкие улицы были замощены лишь частично. В целях отвода воды, к-рая, как правило, стекала в желобки под или рядом с улицей, М. были слегка выгнуты.

МОХИНИ

МОХИНИ - в индуист. миф. одна из аватар Вишну, воплотивш. в прекрасную женщину.

МОЧА

МОЧА - недостаток мыльного средства, приготавлив. из свиного сала, заставлял в кач-ве аммиач. мыла использовать для очистки загрязн. полотна М. Постоянное употребление для кожи косметич. масел требовало частой чист-ки платья и постельного белья, поэтому потребность в М. была весьма велика. В рим. эпоху сукновалы устанавливали на углах улиц врытые в землю амфоры для сбора М. Веспасианом такая практика была обложена налогом. Эскимосы до сих пор используют М. как моющее средство.

МРАМОР

МРАМОР - кристаллич. горная порода, в эпоху античности широко применяемая как строит. материал и используемая также для создания скульпт. и мозаичных композиций. Его разновидностью были пентелейский (мелкозернистый с желтоватым оттенком) и гиметтский (серый М.), добываемые в Пентеликоне и Гиметте (Аттика). В эвбейских месторожд. добывали каристийский (различ. оттенков, мелкозернистый), а на о. Парос белый, ср.-зернистый М., из к-рого были изваяны мн. знаменитые статуи. В Др. Италии разрабатывались месторожд. в Луни (Каррара), в них добывался белый с голубоватым оттенком, т.н. лунский М., широко использовавш. как скульпт. материал в эпоху Империи.

МСТИТЕЛЬ

МСТИТЕЛЬ - эпитет Марса, а иногда и Юпитера. Во 2 до н.э. Август посвятил Марсу М. храм (как мстителю за смерть Цезаря, усыновивш. Августа).

МУАВИЯ I

МУАВИЯ I (ум. 680) - основатель и первый халиф (661 - 680) династии Омейядов. Происходил из родовой аристократии племен курейш, с 639 - наместник Сирии. В 657 вступил в борьбу с халифом Али и после убийства последнего хариджитами в 661 был провозглашен халифом. Сделал власть халифов наследств. При М. столицей Халифата стал Дамаск.

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ - в антич. эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и свящ. рощ, напр., храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произв. иск-ва. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматр. как прообраз совр. М.

МУЗЫ

МУЗЫ - мусы - в греч. миф. дочери Зевса и Мнемосины. М. - богини поэзии, иск-в и наук, девять сестер, рожд. в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключ. Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Функции М. постепенно разгранич. по мере дифференциации иск-в, и в эллинистич. эпоху М. превратились в символич. образы: Эрато - М. лирич. поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирич. песнь, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагич. маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьезной гимнич. поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром, Талия - М. комедии с комич. маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога иск-в Аполлона, получивш. имя Мусагет.

МУЗЫКА ВОЕННАЯ

МУЗЫКА ВОЕННАЯ - как и в госуд. Др. Востока, в странах антич. культуры широко использовали муз. инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, воен. оркестров не существовало, поскольку музыканты не только исполняли М. в., но и играли в храмах. У греч. племен такие муз. инструменты, как труба (салпинкс) и горн (кохлос), применялись для подачи сигналов к выступлению в поход и атаке. Судя по сохранивш. лит. и худож. памятникам, наиболее широко использовался салпинкс. В Риме М. в. отличалась жанровым разнообр. и восходит к древ. традициям. Об объед. трубачей и горнистов говорится уже (6 в. до н.э.) в т.н. Сервиевых установлениях. Осн. муз. инструменты для исполнения М. в. - тубу, литуус и кор-ну - римляне унаследовали от этрусков, но их заслугой явл. разработка системы разнообразных сигналов для оповещения и управл. войсками. Наряду с ними в эпоху Империи исполнялись также марши. Трубачи играли тревогу, подавали сигналы к выступлению и атаке, при несении лагерной службы, а также играли по различ. торжеств. поводам - во время триумфал. шествий, похорон и гражд. праздников. Горнисты подавали сигналы знаменосцам и воинам, несшим знаки легионов, а на поле боя они действовали вместе с трубачами.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - о конструкции и муз.-выразит. возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранивш. изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произв. Источ. звука в струнных инструментах служит натянутая струна, к-рую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни.

Наиболее широкое распростр. получили 4-струнная форминга, упомин. в эпич. поэмах Гомера; применявш. как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображ. относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на к-рой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в к-рых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду много-струнных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярн. пользовался авлос, наиболее хар-рным образом к-рого явл. двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображ. сиринги - много-ствольного инструмента, пользовавш. популярностью среди пастухов (флейта Пана), а также салпинкса, на к-ром исполняли маршевые воен. мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодич. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классич. типа и совершенств. исполнит. иск-ва. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенств. конструкции труб - литуус и корн.

Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и попереч. флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинист. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела лютня и ее различ. разновидности. Была усовершенств. конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения кол-ва отверстий.

Широкое распростр. получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения воен. музыки использовались этрусские инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, к-рые применялись для сопровождения спектаклей и различ. публичных зрелищ. Соед. кастаньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религ. церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объед. также в ансамбли, к-рые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

МУКАДДАСИ

МУКАДДАСИ - Абу-Абдаллах Мухаммед (2-я пол. 10 в.) - араб. путешеств. и географ. Родился в Иерусалиме. Около 20 лет путешествовал по странам Зап. Азии и Сев. Африки. Результаты своих наблюдений, а также сведения, почерп-нутые в соч. предшествовавших ему араб. географов, М. изложил в труде «Лучшее наставление для познания климатов», т.е. географич. поясов, на к-рые ср.-век. географы, писавшие на перс. и араб. языках, делили известную им часть земного шара. Этим трудом, явл. источ. для ранних периодов истории стран, входивших в состав араб. халифата, широко пользовались последующие араб. географы.

МУКАННА

МУКАННА - Хашим ибн-Хаким (ум. ок. 783/785) - глава антиараб. и антифеод. нар. движения в 70 - 80 гг. 8 в. в земледел. р-нах Ср. Азии, между рр. Кашкадарьей и Зеравшаном. Движение М. по форме носило религ. хар-р - М. объявлял своим приверженцам, именовавш. «одетые в белые одежды», что в нем воплотилось божество. Намест-ники халифа, захватили в 783 (по др. источ. - в 785) штаб движения, находивш. в горной крепости; не желая живым попасть в руки врагов, М. покончил с собой. Восстание было подавлено.

МУЛ

МУЛ - судя по описаниям Гомера и Анакреонта, первыми этих гибридов лошади (кобылы и осла (самца) стали разводить в М. Азии племена мириев и энетов. Его использовали в кач-ве вьюч. животного.

МУЛЯНЬ

МУЛЯНЬ - один из десяти первых учеников Шакьямуни, почитание к-рого было широко распростр. в Китае и частично в Монголии.

МУМИЯ

МУМИЯ - в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож.

Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

МУММИЙ

МУММИЙ - Луций (2 в. до н.э.) - рим. политич. деятель, консул 146 до н.э. Командовал рим. войсками в войне с Ахейским союзом. Рим. войска разбили ахейское войско в битве на Истме, после чего захватили гл. город Ахейского союза - Коринф (146 до н.э.). Коринф был разрушен и его жители проданы в рабство. Терр. Ахейского союза была включена в рим. провинцию Македонию.

МУММУ

МУММУ - в аккад. миф. (поэма «Энума элиш») советник божества-прародителя Апсу (шумер. Абзу), олицетвор. первоздан. стихии. Эйя (шумер. Энки), убив М., берет себе его ауру - «лучи сияния» и присваивает тем самым его сущность и имя (М. - эпитет Эйи, а затем Мардука, когда тот воспринял от Эйи функцию бога-созидателя).

МУНДА

МУНДА - иберийский город на Ю. Др. Испании. В 214 до н.э. в битве при М. рим. консул Корнелий Сципион победил карфагенян. В 23 до н.э. войска Гая Юлия Цезаря разбили здесь вооруж. силы своих противников - пом-пеянцев, после чего Цезарь стал единовластным прави-телем Рима. В настоящее время на месте М. находится г. Сьюдад-Рондо.

МУНЕРА

МУНЕРА - повинность или обязанность, налагаемые на рим. граждан госуд. Они были обязаны занимать определ. должности, платить налог и выполнять другие муниципал. повинности (напр., выделять в распоряжение армии вьючных животных, поставлять зерно, поддерживать в исправном состоянии дороги и мосты). Нек-рые из них налагались на определ. срок, другие были постоянными. В эпоху Рим. империи М. тяжким бременем легли на плечи населения. В Др. Греции М. соотв. литургия.

МУНИЦИПИЙ

МУНИЦИПИЙ - Муниципии - в период др.-рим. республики италийские, а в период империи и провинц. города, свободным жителям к-рых в полном или урезанном виде было пре-доставлено право рим. гражданства и самоуправл. После Латинской войны 340 - 338 до н.э. М. называлась особая категория городов Италии: одни из них имели самоуправл. и обладали полным правом рим. гражд.; другие, обладая правом рим. гр-ства, были лишены права участвовать в нар. собрании и выборах магистратов. После начала Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря (90 до н.э.) полное право рим. гражд. было предоставлено тем М., к-рые не отложились от Рима. Свободное население М. подразделялось на т.н. «жителей», переселивш. в М. из др. мест, к-рые несли все повинности и не имели никаких прав, и полноправных граждан. Управл. М. по закону Гая Юлия Цезаря (45 до н.э.) было организовано по образу г. Рима. Во главе М. стояли местный сенат (курия), со-стоявший из декурионов, нар. собрание и ежегодно избиравш. должностные лица: дуумвиры, эдилы, квесторы и др. С 212 н.э. М. стали назыв. все города империи.

МУНКАР И НАКИР

МУНКАР И НАКИР - в мусульм. религии малаика (ангелы), к-рые допрашивают и наказывают мертвых в могилах. Верующих они оставляют в покое до воскрешения, а неверных избивают столько времени, сколько пожелает аллах.

МУРАШУ

МУРАШУ - торг. дом (назв. по им. своего основателя), занимавш. во 2-й пол. 5 в. до н.э. торг. и ростовщич. операциями в Ниппуре и др. городах и поселениях Юж. Вавилонии. М. скупал и сдавал в аренду зем. наделы, платил гос. подати за поданных под залог недвижимого имущества, потом разорял налогоплательщиков. М. был тесно связан с перс. знатью, к-рая сдавала ему в аренду свои земли и каналы.

МУРСИЛ I

МУРСИЛ I - хеттский царь (начало 16 в. до н.э.). Под-чинил Сев. Сирию, захватил и разграбил в 1595 до н.э. Вавилон. Воевал с Митанни.

МУРСИЛ II

МУРСИЛ II - хеттский царь 1345 - 1320 до н.э. Вел вой-ны в Армении, на Ю. и З. М. Азии, с народом кашка, населявшим, вероятно, юж. побережье Черного м., а также упорную борьбу с егип. фараоном Сети I за обладание Сирией и Палестиной.

МУРСИЛИ I

МУРСИЛИ I - один из правителей Др. Хеттского царства, внук и преемник Хаттусили I, современник Самсудитаны, царя Вавилонии. После покорения ряда малоазиат. обл. М. I разрушил Халап. К этому же времени (ок. 1595 до н.э.) М. I нанес пораж. хурритам и разгромил Вавилон. Был убит в Хаттушаше в результате придворных интриг.

МУСА

МУСА - в мусульм. религии пророк. Соотв. библ. Моисею.

МУСАГЕТ

МУСАГЕТ - Музагет - в греч. миф. одно из имен Аполлона, считавш. покровителем муз.

МУСАСИР

МУСАСИР - гор.-госуд. 9 - 8 вв. до н.э. в одном из древнейших центров урартской культуры (верх. долине р. Большой Заб, между собственно госуд. Урарту и Ассирией), по-видимому, со смешанным ассиро-урартским населением. М. - место культа гл. урартского бога Халди. В кон. 9 в. был присоед. к Урарту урартскими царями Ишпуи-ни и Минуей, затем, несмотря на противодействие Ассирии, был в союзе с Урарту; храм Халди (имеется ассир. изображ.) был, видимо, резервной сокровищницей Урарту. В 714 царь М. - Урзана был побежден ассир. царем Саргоном II, а М. разграблен.

МУСЕЙ

МУСЕЙ - 1. В греч. миф. певец, поэт и герой, почитавш. афинянами. По одной из версий мифа, М. был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера; позднее ему приписывали нек-рые поэтич. соч. (пророчества, культовые песни).

2. Представитель эпич. жанра в позднегреч. лит-ре. Сведений о его происхожд. не сохран. (ок. 5 - 6 вв). Автор написанного гекзаметром в подражание Нонну эпиллия «Геро и Леандр» (340 строк).

МУСЕЙОН

МУСЕЙОН - первонач. место, посвящ. музам, затем созданное Птолемеями в 3 в. до н.э. в Александрии Египетской и отданное под покровит. муз науч. учреждение, в к-ром наряду с разработкой филологич. проблем занимались исследованиями в обл. астрономии, математики, ботаники и зоологии с использованием самого совр. для того времени оборудования. М. был разрушен в 3 в. н.э., до 4 в. н.э. науч. исследования велись в Серапейоне.

МУСЛИМ

МУСЛИМ - мусульманин, исповедующий ислам.

МУСПЕЛЛЬ

МУСПЕЛЛЬ - в сканд. миф. (в «Младшей Эдде») М. (Муспелльсхейм) - огненная страна, к-рая существовала еще до начала творения.

МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУТ

МУТ - в егип. миф. богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей оз. Ашеру» около Фив, на берегу к-рого стоял ее храм. Изображ. в виде женщины. Свящ. животное М. - корова. Имя М. писали иероглифом коршуна, который читался «мут». Эпитет М. - «мать матерей». М. сближалась с различ. богинями-матерями - Нехбет, Уто, Нут и др. Так как Амон отожд. с Птахом, на М. были перенесены образ и функции жены Птаха, богини-львицы Сехмет (мн. львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме М.). Отожд. М. и с др. богиня-ми-львицами - Хатор, Тефнут, Мехит, с кошкой Баст. По-скольку Амон был объед. в единый образ с Ра, М. иногда называли Раит («жена Ра»).

МУТАЛ

МУТАЛ - совр. араб. Вади-Мелег (возможно, Тесса или Сильвана), река в Сев. Африке, берет нач. в Нумидии (совр. Алжир) и впадает в протекающую по терр. рим. пров. Африка (совр. Тунис) р. Багдаду (Багдадас) (совр. араб. Меджерда). У р. Мутал в 109 до н.э. произошла решающая битва между войсками нумидийского царя Югурты и рим. армией под команд. консула Цецилия Метелла.

МУТАНАББИ

МУТАНАББИ (аль-Мутанабби), Абу-т-Тайиб Ахмед ибн-аль-Хусейн (915 - 965) - видный араб. поэт. По преданию, сын водоноса. В 948 - 957 был придворным поэтом в Халебе (Алеппо). Дворцовые интриги вынудили его покинуть родину и скитаться на чужбине.

МУТИНА

МУТИНА - в древности этрусский город на Паданской равнине между притоками р. По, с 183 до н.э. рим. колония. Из-за благоприятного в стратегич. отношении положения М. часто оказывалась в центре боевых действий; в 43 до н.э. здесь укрепился Брут, против к-рого двинулся со своим войском М. Антоний. Спартак одержал здесь победу над рим. армией. Жители М. занимались скотоводством, виноградарством, изготовлением керамики.

МУТИНСКАЯ ВОЙНА

МУТИНСКАЯ ВОЙНА (43 до н.э.) - один из эпизодов борьбы между цезарианцами и республиканцами в Риме после гибели Юлия Цезаря. Когда Марк Антоний со своим войском двинулся в Цизальпинскую Галлию против Д. Брута, укрепивш. в г. Мутине (совр. Модена), республиканцы, используя раскол в цезарианской «партии», вошли в союз с Октавианом, на популярность к-рого среди ветеранов Цезаря они рассчитывали. По их инициативе сенат послал против Антония войско под команд. бывших цезарианцев (консулов) Гирция и Пансы (оба погибли в битве) и Октавиана (с преторскими полномочиями). В апреле (между 21 и 27) недалеко от Мутины Антоний потерпел пораж., но Октавиан, чьи притязания на консульство не нашли поддержки в сенате, не стал преследовать Антония. Позднее, в нач. нояб. 43, между Антонием, Лепидом и Октавианом было заключено соглашение (2-й триум-вират).

МУТУ

МУТУ - Мот - в зап.-семит. миф. бог смерти и подземного царства мертвых, воплощение хаоса, насылающий засуху и бесплодие; гл. противник Балу. В угаритских мифах М. - божество огромного роста, он пожирает все живое, раскрывая пасть от земли до неба, его язык достигает звезд. В царство М. уходят мертвые или он сам приходит за умирающими. М., очевидно, соотв. почитавш. в Пальмире бог Рабасйрэ - владыка мертвых и потусторон. мира.

МУФАДДАЛЬ АД-ДАББИ

МУФАДДАЛЬ АД-ДАББИ (ум. ок. 786) - араб. собиратель древ. (доислам.) поэзии и фольклора. Жил в г. Куфа (Ирак), участвовал в политич. борьбе, примкнув к сторонникам алидов, восставших против халифа Мансура, за что был заключен в тюрьму. После помилования стал воспитателем будущего халифа Махди. М. ад-Д. составил антологию араб. доислам. поэзии «Муфаддалийят» и «Книгу пословиц».

МУХАММЕД

МУХАММЕД - Магомет (570/580 - 632) - религ. и политич. деятель Зап. Аравии. Согл. мусульм. традиции и Корану, последний посланник аллаха, величайший пророк. По представл. европ. рационалистич. критики, М. - основоположник ислама, автор Корана. Совр. М. источ. не сохранилось; в Коране биографич. данных о М. нет. Сведения о жизни и деятельности М. появились после его смерти. Первая биография М., составл. Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По пре-данию, М. - араб из рода хашим племени курейш, род. в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торг. караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торг. дело. В религ. отношении придерживался ханифизма, а ок. 610 выступил с проповедью новой религии - ислама. Не получив признания в Мекке, М. в 622 со своими немногочисл. последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульм. общину. После капитуляции мекканцев М. около 630, согл. преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила М. находится в Медине.

МУШКЕНУ

МУШКЕНУ - мушкенум - соц. термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.) представителям полноправных граждан, назыв. там «сыновьями мужа» (мар авилим), или просто «мужами» (авилум), а в Амарнской переписке (15 - 14 вв. до н.э.) они презрит. приравниваются к ханигалбатцам (хурритам).

МУШКИ

МУШКИ - в древности народ и царство в М. Азии. Упомин. в ассир. и урартских надписях 8 - 7 вв. до н.э. и в Библии (Мешек, греч. Мосох) и отожд. с Фригией. Однако термин «М.» встречается в ассир. и (как «мусака») в хетт-ских иероглифич. надписях и до возникновения Фригии, в 12 - 9 вв. до н.э. Согл. этим надписям, ок. 1165 до н.э. народ М. поселился на Армянском нагорье, в долине рр. Евфрат и Мурад-Су-Арацани, в 9 в. до н.э. покоренной Ассирией, а затем Урарту. Нек-рые ученые отожд. эту группу М. с мосхами, жившими позже на юж. берегу Черного м., и с груз. этнич. группой месхов; предполагается, что и в составе М.-фригийцев была грузиноязыч. прослойка. Мушки отожд. не только с фригийцами, но и с носителями родств. фригийскому протоармян. языка, к-рые, проникнув ок. 1190 до н.э. с Балкан и разгромив Хеттское царство, осели затем в Юго-Зап. Армении, а позже, слившись с урартами и хурритами, сложились вместе с ними в армян. народ. Мосхов следует отличать от мушки.

МУШХУШ

МУШХУШ - Мушруш, Сируш - в аккад. миф. дракон, одно из чудовищ созданных Тиамат; эмблема бога Мардука. Сочетал в себе черты льва, орла, змеи, скорпиона.

МЫЛО

МЫЛО - на Др. Востоке и в Египте были известны только мылообразные продукты (содержащие щелочи), к-рые использовались как для поддержания чистоты, так и в лечебных целях. Греч. и рим. писатели упоминали в своих произв. смегму, соду, головную помаду и др. Вряд ли речь шла о настоящем М. Антич. М. приготовляли посредством варки жиров со щелоком (древесная зола).

МЫЧПА

МЫЧПА - в груз. миф. (у сванов) божество - покровитель крупного рогатого скота в зимний период.

МЭН ТЯНЬ

МЭН ТЯНЬ - в поздней кит. нар. миф. бог кистей для письма. В основе этого образа - реальный полководец 3 в. до н.э. М. Т., к-рый служил при дворе имп. Цинь Шихуана. М. Т. приписыв. изобретение кисти для письма. В Др. Китае М. Т. особо чтили торговцы писчими кистями.

МЭН ХАО-ЖАНЬ

МЭН ХАО-ЖАНЬ (689 - 740) - кит. лирич. поэт. Один из классиков кит. поэзии. Жил в период расцвета феод. Китая при династии Тан. В отличие от большинства поэтов своего времени, не находился на гос. службе.

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (372 - 289 до н.э.) - кит. философ, по-следователь Конфуция. М.-ц. занимался гл. обр. воп-росами этики. Он считал, что деление общества на людей умствен. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, отвечает принципу разделения труда и всеобщей закономерности общества.

МЭНЬ-ШЭНЬ

МЭНЬ-ШЭНЬ - в кит. миф. духи - хранители ворот. В «Книге обрядов» (4 - 2 вв. до н.э.) упомин. жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, к-рые связывались соотв. со светлым и темным началом.

МЯСОТОРГОВЛЯ

МЯСОТОРГОВЛЯ - в раннюю эпоху как в Греции, так и в Риме пастухи и крестьяне сами забивали скот (коров, свиней, коз, овец), а позже и домаш. птицу. Лишь в эпоху расцвета Афин и в Риме в период поздней Республики появились професс. мясники, осуществлявшие торговлю мясом в соотв. оборуд. помещ., частично также вразнос, что у Цицерона и Ливия рассматр. как презираемое занятие. От разносчиков следует отличать мелких торговцев, к-рые предлагали свой товар (мясо и мясные продукты) на рынках в особых ларьках, получая его от с.-х. производителей и на бойнях, откуда мясо сбывалось крупным торговцам.

Предыдущая страница Следующая страница