Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯАКСАРТ

ЯАКСАРТ - река в Ср. Азии (совр. назв. Сырдарья). Я., как и Окс (Амударья), впадает в Аральское м. Я. был неизвестен антич. миру вплоть до поздней античности. Александр Македонский, основавший на Я. Александрию Крайнюю, принял Я. за верх. теч. Дона и назвал его поэтому Танаисом.

ЯБЛОКО

ЯБЛОКО - очевидно, яблоневое дерево было завезено в средиземн. р-ны с Кавказа. Во всех религиях оно играло заметную роль. В греч. миф. творцом яблоневого дерева выступает Дионис, подаривший его Афродите, что послужило поводом к эротич. символизации Я. С помощью Я. Эрида вызвала ревность трех богинь (Я. раздора). Гея во время свадьбы Геры с Зевсом подарила ей Я., к-рое символизир. плодородие. Геракл привез его из страны гипербореев, где его охранял стоглавый дракон и три геспериды. Греки и римляне выращивали мн. видов плодовых дере-вьев, в т.ч. ок. 30 видов яблони.

ЯГВЕ

ЯГВЕ - Яхве, Иегова - верхов. божество в иудаизме. Первонач. Я. почитался как бог племени Иуды, покровитель израильтян и иудеев, а также нек-рых других родств. им племен (мадианитян и части арамеев). В период кочевой жизни древ. евреев (при родовом строе) Я. обычно представлялся в виде духа пустыни, обитающего на вершинах гор. После завоев. израильтянами и иудеями Палестины (кон. 2-го тыс. до н.э.) и перехода их к оседлой жизни Я. стал почитаться в кач-ве бога земледелия, посылающего дождь или карающего засухой. Наиболее ранние изображ. Я. делались в виде льва или быка («золотые тельцы»). Лишь позднее Я. стали представлять в человеч. образе, летящим на свящ. быке (Керубе).

После образования Израильско-Иудейского рабовлад. госуд. (11 до н.э.) Я. был провозглашен покровителем царя, карающим его врагов. В сер. 10 в. до н.э. царь Соломон воздвиг храм Я. в Иерусалиме. Др. боги продолжали почитаться, но объявл. менее могуществ., чем Я. Стало распростр. (отчасти под влиянием вавилонской миф.) представление о Я. как творце вселенной и царе богов. Культ Я. состоял гл. обр. в приношении жертв, в том числе человеч., к-рые позднее были заменены закланием овец. В 622 до н.э. в Иудейском царстве была проведена централизация культа (реформа царя Иосии). Разрешалось поклоняться только Я. и приносить ему жертвы лишь в одном месте - Иерусалимском храме. В элинистич. период, наряду с Иерусалимским храмом, появл. синагоги, в к-рых допускались проповеди и молитвы Я., но без принесения жертв, к-рое оставалось монополией Иерусалимского храма, а с разрушением его в 70 н.э. совершенно прекратилось. В Библии Я. представляется как грозный судья, мстительный и нетерпимый, царь царей, царь вселенной, требующий покорности и молитв.

ЯДЖНАВАЛКЬИ ЗАКОНЫ

ЯДЖНАВАЛКЬИ ЗАКОНЫ - Яджнавалкьясмрити - др.-инд. сборник наставлений правового и религ. хар-ра, одна из дхармашастр (1 - 2 вв.). Приписывается легенд. св. мудрецу Яджнавалкье. Я. з. охватывают вопросы имуществ. и семейных отношений, суд. практики, обязанностей членов варн, бытовой обрядности.

ЯДЖУРВЕДА

ЯДЖУРВЕДА - один из четырех вед. сборников (самхит) гимнов, время создания к-рого падает приблизит. на 10 - 8 вв. до н.э. По содержанию - это собрание текстов, частично заимствов. из Ригведы и исполнявш. при жертвоприношении, а также ритуальных указаний к ним. Имеется 6 рецензий (редакций) Я.: четыре из них составляют текст т.н. Черной Я., а две - Белой Я. Более поздняя Белая Я. состоит из одних стихов, в то время как Черная Я. гимны в стихах сочетает с жертвенными формулами и предписаниями, явл. первыми образцами инд. прозы. В Я. упомянуто мн. регулярных жертвоприношений, в т.ч. неизвестные др. ведам жертвоприношение предкам (питримедха), всеобщее жертвоприношение (сарвамедха), человеч. жертвоприношение (пурушамедха). В сравнении с Ригведой Я. отражает дальнейшее продвижение арийских племен в цент. часть Сев. Индии, в долины Ямуны и Верх. Ганга, в ней содержится больше сведений о земледелии и применении металлов, о четырех варнах, или сословиях, инд. общества: брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах.

ЯДЫ

ЯДЫ - иск-во приготовления Я. было хорошо изестно на Др. Востоке. Я. добывались преим. из диких трав и грибов. При греч. и эллинистич. дворах существовали апробиров. Я., было развито иск-во обращения с ними. Последний царь Пергама Аттал III разводил в собств., спец. для этого приспособл. садике такие ядовитые растения, как белена, чемерица, болиголов, аконит и цикута. Наряду с растител. были известны также животные и минерал. Я.: змеиный, Я. жаб, саламандр, медная зелень, свинцовые белила, мышьяк, свинцовый сурик, ртуть и киноварь. Сильнейшим Я. считалась «Золотая известь». Описание Я. занимает значит. место в мед. лит-ре, напр., у Диоскурида в соч. «О простейших лекарств. средствах» и Никандра из Колофона (кон. 3 в. до н.э.) в его соч. «Средства против ядов». Для борьбы с отравлениями наряду с простыми средствами (айва, лимон, золототысячник, бегония) использовался териак, одно из противоядий, состоящее иногда из 100 ингредиентов; рим. императоры из профилактич. соображений принимали его ежедневно. Я. применялись в кач-ве детектора виновности при суд. разбирательствах («приговор богов»). Если обвиняемого после принятого ядовитого питья тошнило, он считался невиновным. В Афинах ядовитый сок цикуты служил для приведения в исполнение смертного приговора (процесс Сократа).

ЯЗАТЫ

ЯЗАТЫ - в иран. миф. класс божеств - помощников Ахурамазды.

ЯЗЫГИ

ЯЗЫГИ - назв. одного из сарматских племен, создавшего крупный воен.-политич. союз кочевых племен с центром в Сев. Приазовье. Я. - выходцы из среды ираноязыч. сарматов Поволжья и Приуралья, расселивш. на З. начиная со 2 в. до н.э. Основу х-ва Я. составляло кочевое скотоводство. Расселение Я. было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ. У Я. происходило разложение родового строя и классообразования с выделением родо-племенной знати. По Страбону, Я. жили сначала на берегах Азовского м., затем к З. от Днепра. Я. вместе с роксаланами проявили среди сарматских племен наибольшую активность в борьбе с Рим. империей. Зарегистрировано неск. нападений этих племен на придунайские провинции. Зимой 69 до н.э. они вторглись в Мезию и уничтожили две рим. когорты. В след. году повторили свой набег, но были разбиты. В сер. 1 в. н.э. Я. известны между Дунаем и Тисой. Часть Я. осела близ границ Рим. империи и во 2 в. н.э. поселилась в Паннонии. Остатки Я. в раннем средневековье смешались с др. народами Цент. Европы.

ЯКОРЬ

ЯКОРЬ - Гомер описывает в кач-ве Я. обвязанные канатом, спускаемые с носа корабля в воду камни или швартовоч. канаты, притянутые с кормы на берег. На др. рисунках кораблей изображ. Я. отсутствовало (Я. - ассир.-вавилонское изобретение 9 в. до н.э., егип. эквивалент. термин отсутствовал). Веретенчатый Я. был эффективен только в спокойную погоду. Изобретение штока, расположен. поперчно якорным лапам, позволило добиться того, чтобы при натяжении якорного каната во время сноса судна из-за непогоды Я. одной из своих лап «зарывался» в грунт и прочно удерживал корабль на месте. Первонач. Я. изготавливались из свинца, позднее на смену пришли железные Я.; во времена Цезаря венеты стали изготавливать также и якорные цепи из металла (вместо каната) и применяли для этой цели устойчивое к коррозии железо. Своей формой антич. Я. не отличались от совр. Для Я. весом до 40 кг лебедка не использовалась. Я. явл. знаком культа Нептуна и профессион. эмблемой моряков. В позднеантич. период он стал как Я. надежды, христ. символом.

ЯКШИ

ЯКШИ - в индуист. миф. полубожеств. существа. Отцом Я. считается либо Пуластья, либо Брахма, из стопы к-рого, согласно «Вишну-пуране», они родились одноврем. с ракшасами. Однако, в отличие от ракшасов, с к-рыми они обычно враждуют, Я., как правило, благожелательны к людям.

ЯМА

ЯМА - в др.-инд. миф. владыка царства мертвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. Изображ. Я. одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) - черный буйвол, его оружие - дубинка и петля, с помощью к-рого он вынимает душу из тела.

ЯМАНТАКА

ЯМАНТАКА - Ямари - в миф. ваджраяны один из основных идамов. Наиболее известной формой Я. явл. Ваджрабхайрава («угрожающая ваджра»), к-рый упомин. первый раз в «Манджушримулакальпе». Полное описание Ваджрабхайравы дано в «Ваджрабхайраватантре» (8 в.): он темно-синего цвета, имеет 9 голов (одна из к-рых бычья), 34 руки и 16 ног. Обычно Я. выступает вместе со своей праджней Ваджраветали. Тибетское назв. Я. - Шинджепе.

ЯМБ

ЯМБ - 1. Стихоторная стопа, состоящая из короткого и долгого слогов. Ямбич. размеры использовались в насмешливых и поносит. стихах (ямбах), а также в речитативных партиях драматич. произв. Ямбич. триметр - самый популярный среди антич. стихотворных размеров после дактилич. гекзаметра.

2. Лит. жанр. Праформами Я. как лит. жанра были ритуал. поношения, служившие на праздниках плодородия магич. средством отвращения зла; их метрич. основой был ямбич. размер. К этому виду обрядовой поэзии обратился Архилох, облекавший свои стихотворения-инвективы в форму Я. и трохеев. Ямбографич. традиции принадлежит и стихотворение Семонида, направл. против женщин. В дальнейшем содержание Я. перестает быть исключит. поносительным. Особую разновидность Я. ввел в употребление Гиппонакт, облекший свои реалистич. произв. в форму «хромого Я.» (холиямба), тем самым был создан метрич. прообраз мимиямбов Геронда. В эллинистич. эпоху ямбич. стихотворения наряду с Герондом пишет Каллимах. В рим. лит-ру ямбич. поэзия вошла бла-годаря Луцилию. Гней Матий писал мимиямбы по образцу Герондовых. Любили этот размер и неотерики. Эподы Горация связаны с ямбографич. традицией, идущей от Архилоха. Последними значит. ямбографами античности были Персий (холиямбы), Петроний и Марциал.

ЯМБА

ЯМБА - Йамба - в греч. миф. дочь Пана и нимфы Эхо, служанка в доме элевсинских царей Келея и Метаниры. «Многоумная» Я. сумела развеселить своими остротами и не совсем пристройными шутками печальную Деметру, разыскивающую свою дочь, и с тех пор стала причастна к таинствам богини.

ЯМБУЛ

ЯМБУЛ - автор фантастич. романа путешествий 3 в. до н.э. (извлечения у Диодора), в к-ром рассказчик - вероятно, эллинизиров. араб - попадает на архипелаг, находящ. на экваторе. Люди живут там в идеальных природных условиях и в условиях соц. равенства, имея все возможности для занятия образованием и наукой, а также для развития своих духовных потенций.

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ - 1. Грекоязыч. сирийский писатель 2-й пол. 2 в. н.э. Его роман «Вавилонская повесть» описывает полную превратностей судьбу вавилонской супруж. четы - Родана и Синониды. Роман, имеющий весьма рыхлую композицию, дошел до нас только в пересказе в «Библиотеке» Фотия.

2. Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 - ок. 330 н.э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с вост. представл. о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религ.-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.

ЯМХАД

ЯМХАД - древ. госуд. в Сирии с центром в г. Халаб (совр. Халеб). Время возникновения госуд. неизвестно. В 18 в. до н.э. Я. - одна из крупных держав Др. Востока, влияние к-рой простиралось от Средиземного м. до р. Тигр. Госуд. Я. было разрушено хеттским царем Мурсили I в нач. 16 в. до н.э., однако г. Халаб сохранял и позже важное политич. значение.

ЯНВАРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

ЯНВАРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ - один из календарных стилей - с началом года 1 янв. (отсюда назв.). Впервые введен в Др. Риме в 153 до н.э. (1 янв. - выборы консулов), законом оформлен Юлием Цезарем в 46 до н.э. с введением юлианского календаря.

ЯН ГУАН

ЯН ГУАН - Ян-ди (569 - 11.04.618) - кит. император (605 - 617) династии Суй. Захватил престол, убив своего отца и старшего брата. По приказу Я. Г. был построен Великий канал, восстановлена пришедшая в ветхость Великая Кит. стена. На эти работы были согнаны миллионы крестьян. Я. Г. вел захватнич. войны против тюрков, вьетнамского госуд. Вансуан. Его походы против госуд. Когуре в 612 и 613 закончились пораж. суйской армии. Усиление гнета со стороны госуд. привело в конце правл. Я. Г. к многочисл. крест. восстаниям. Одноврем. против Я. Г. выступили представители господств. класса во гл. с Ли Юанем, к-рый в 617 провозгл. императором Ян Ю, внука Я. Г. Последний бежал из столицы и был убит одним из претендентов на престол.

ЯНИКУЛ

ЯНИКУЛ - один из холмов Рима (на правом берегу Тибра).

ЯНТАРЬ

ЯНТАРЬ - история открытия и использования Я. берет свое начало в глубокой древности. Еще в 16 в. до н.э. Я. был завезен торговцами из прибалт. р-нов в Вавилонию, а также в обл. микенской и италийской культуры. Центром торговли Я. явл. Аквилея. В 6 в. до н.э. Я. с берегов Северного м. торговали в Тартессе, куда он, скорее всего, попадал не мор., а сухопутным путем. Я. использовался прежде всего для изготовления украшений, а также мелких декоративных и бытовых изделий. У древ. греков Я. вызывал особый интерес своей способностью электризации. Еще Аристотель, а вслед за ним Теофраст и Плиний Старший предполагали, что образование Я. связано со смолой хвойных деревьев. Плиний считал, что Я. происходит из «Стеклянной страны». В греч. миф. и у Овидия Я. считались окаменевшие слезы превращ. в тополя Гелиад.

ЯНУС

ЯНУС - в рим. миф. бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Я. призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий», возглавл. иерархию рим. жрецов. Я. изображ. с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, к-рый он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной». Так же называлась и посвящ. Я. царем Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравш. на колонны, образуя ворота, к-рые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Я. считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что он знает и прошлое и будущее. В песне салиев Я. именовался «богом богов» и «добрым создателем». Впослед. он трактовался как «мир», как первобытный хаос, из к-рого возник упорядоч. космос, а сам он при этом из бесформ. шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.

ЯН ЦЗЯНЦЗЮНЬ

ЯН ЦЗЯНЦЗЮНЬ - Ян Сы цзян-цзюнь - в позднекит. нар. миф. одно из водных божеств, покровитель лодочников и плотогонов, а также торговцев деревом, к-рое раньше сплавляли по рекам. На деревян. скульптурах в одной руке Я. ц. держит топор, а др. сжимает повелителя водной стихии дракона. У него белое спокойное лицо, напоми-нающее лицо школяра, однако иногда его изображают с гневным лицом (такие статуи носили в дома больных для изгнания злых духов).

ЯН ЦЗЯНЬ

ЯН ЦЗЯНЬ (541 - 604) - основатель династии Суй в Китае, известный в истории под именем имп. Вэнь-ди (581 - 604). Был полководцемм госуд. Сев. Чжоу (557 - 581). В 581 узурпировал трон, в 589 уничтожил династию Чэнь, объед. юг и север страны и положив конец длительному периоду раздробленности Китая. Экономич. политика при Я. Ц. была направлена на развитие с. х-ва и на нек-рое смягчение эксплуатации крестьян (уменьшение зем. налога, освобождение от налогов и повинностей населения, достигшего 50-летнего возраста). Внеш. политика Я. Ц. хар-ризовалась усилением агрессии против тюрков (тукюэ и госуд. Когуре).

ЯН ЧЖУ

ЯН ЧЖУ (ок. 395 - 335 до н.э.) - кит. философ. Сведения о его жизни и произв. весьма скудны. Сохран. лишь отдельные отрывки о нем в книгах «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Сюнь-цзы», «Хань Фей-цзы» и «Люй-ши чуньцю». Гл. тезис школы Я. Ч. формулировался словами: «для себя», «цени себя», «цени жизнь».

ЯНЬ-ВАН

ЯНЬ-ВАН - в кит. нар. миф. владыка загроб. мира; в офиц. культе Я.-в. глава пятого судилища ада. В его подчинении находятся чиновники, стражники - бесы (гуй) и их князья (гуй-ван), судья ада Пань-гуань, главы различ. управ загроб. мира.

ЯНЬГУАН

ЯНЬГУАН - Яньгуан пуса, Яньгуан нянян - в поздней кит. нар. миф. богиня зрения, исцелительница глазных болезней, а также охранительница от них. В старом Китае существовали храмы в ее честь, ее изображения часто встречаются на нар. лубочных картинах. Ее рисовали с человеч. глазом в руках или в чашке, стоящей у нее на коленях.

ЯНЬ-ДИ

ЯНЬ-ДИ - в др.-кит. миф. бог солнца, повелитель Юга, пламени, бог лета. В нек-рых текстах Я.-д. назван единоутробным братом Хуан-ди, с к-рым они поделили пополам Поднебесную.

ЯНЬ ИН

ЯНЬ ИН - Пи-гун (ум. 493 до н.э.) - гос. деятель Др. Китая. Был крупным чиновником царства Ци. При правителе Цзин-Гуне (547 - 490 до н.э.) стал первым министром. Я. И. приписыв. авторство книги «Яньцзы чуньцю» («Хроника господина Яня»), в к-рой рассказывается о его деятельности и излагаются его поучения правителю.

ЯН ЯНЬ

ЯН ЯНЬ - Гун-нань (ум. 781) - кит. гос. деятель. Будучи министром (сян) при танском имп. Дэ-цзуне (780 - 805), Я. Я. в 780 провел финанс. и налоговую реформы. Предложения Я. Я. о стр-ве оросит. каналов, создании воен. поселений и др. встретили противодействие со стороны администрации на периферии и не были осуществлены. Вследствие интриг придворного сановника Лу Ци Я. Я. в авг. 781 был отстранен от гос. дел, а в ноябре того же года приговорен к смерти (предложено покончить самоуб.).

ЯН ЯНЯ РЕФОРМЫ

ЯН ЯНЯ РЕФОРМЫ - реформы в Китае, провед. ми-нистром танского имп. Дэ-цзуна (780 - 805) Ян Янем в 780. Стремясь обеспечить казне твердые доходы, Ян Янь отменил трехступенч. обложение (зем. налог, промысловая подать и трудовые повинности), существовавшее в теч. неск. веков в кач-ве основы надельной системы, и ввел единый ден. налог с имущества, в т.ч. и с земли, исходя из доходов семьи, а не из возраста и трудоспособности облагаемых, как это было при надельной системе. Новым налогом облагались не только земледельцы и держатели земли, но и купцы, бродячие торговцы, ремесленники. Налог, введенный Ян Янем, получил назв. двухразового налога, т.к. взимался дважды в году: не позднее 6-й и 11-й лун.

ЯО

ЯО - в др.-кит. миф. и легенд. истории совершенномудрый правитель. Царствование Я. представлялось конфуцианцами как «золотой век» древности. По традиции считалось, что он правил в 2356 - 2255 до н.э., а затем уступил престол Шуню, не желая передавать его своему непутевому сыну Дань-чжу. Отцом Я. считался верхов. владыка Ди-ку (по др. версиям - Ди-цзюнь), а матерью - дочь повелителя огня Ходи (возможно, Янь-ди), родивш. во время грозы из камня.

ЯО-ВАН

ЯО-ВАН - в даосской и поздней кит. миф. бог - покровитель аптекарей и врачевателей («Я.-в.» также почетный титул знаменитых медиков древности). Согл. популярной версии, Я.-в. - обожествл. танский врач и алхимик Сунь Сы-мяо (по др. версиям - будд. монах - врачеватель Вэй Гу-дао, или Вэй Шан-цзюнь, или лекарь Бянь Цяо). Днем рожд. Я.-в., отмечавш. всеми аптекарями и врачевателями, считалось 28 (по нек-рым источ. 30) число 4 лунного месяца. Иногда Я. в. считали и Шэнь-нуна.

ЯПИГИ

ЯПИГИ - собират. назв. племен, по-видимому, балканского (иллирийского) происхожд., занимавших в древности юг Апулии (Италия). Я. длительное время боролись с др.-греч. колонией Тарентом; были эллинизированы, позднее подверглись романизации. Иногда отожд. с мессапиями.

ЯРБ

ЯРБ - Иарб - миф. царь сев.-африк. племен, преим. гетулов, сын Юпитера Аммона и гарамантской нимфы; предоставил Дидоне землю для основания Карфагена.

ЯРЛ

ЯРЛ - в Скандинавии в раннее средневековье - знатный человек (соотв. англо-саксонским эрлам), после образования госуд. - глава обл. или ряда обл., подчинявш. непосредств. королю. Дольше всего титул Я. держался в Швеции.

ЯРОПОЛК I

ЯРОПОЛК I (ум. 980) - великий князь киевский, старший сын Святослава Игоревича. Еще при жизни отца получил Киев (969), а после его смерти в 972 стал великим князем. Вскоре обострились противоречия между Я. и его братьями: Олегом, князем Древлянской земли, и Владимиром, новогородским князем, к-рые стремились к самостоят. В 977 Я. захватил владения Олега, сам Олег был убит. Владимир бежал в Скандинавию. В Новгород были посланы посадники Я. Однако Владимир, наняв сканд. дружину, занял Новогород, покорил Полоцкое княжество и завладел Киевом. Я. бежал в Родну, где в 980 с ведома Владимира был вероломно убит своим воеводой Блудом.

ЯСОВАРМАН I

ЯСОВАРМАН I - правитель (889 - 900 или ок. 910) кхмерского госуд. Камбуджадеши. В 893 учредил столицу Камбуджадеши в Яшодхарапуре (Ангкор). Построил здесь на естеств. холме «храм-гору» Пном-Бакхенг. В результате широкого ирригац. стр-ва долина Ангкора превратилась в рисовую житиницу страны. При Я. I по всей стране были возведены монастыри для приверженцев разных религ. направлений. При нем же началось (в 893) стр-во крупнейшего шиваитского храмового комплекса в горах Дан-грек - Прах-Вихеара. По свидет. надписей Я. I мирным путем значит. расширил владения Камбуджадеши на 3.

ЯСОН

ЯСОН - 1. в греч. миф. герой, правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды. Участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот опасаясь козней узурпатора, отдал Я. на воспитание кентавру Хирону, к-рый научил его иск-ву врачевания. По позднейшей версии, сам Я. на вопрос Пелия, как бы он поступил с человеком, к-рый, как было предсказано, принесет ему смерть, ответил, что он потребовал бы от него доставить из Колхиды золотое руно. Чтобы помочь Я. добыть золотое руно, собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, назв. в честь его строителя Арго, и участники похода стали назыв. аргонавтами. По пути в Колхиду Я. вступил в связь с царицей о-ва Лемнос Гипсипилой, к-рая родила ему сыновей Эвнея и Неброфона. Испытав мно-жество приключений, аргонавты с помощью покровит. им Геры и Афины достигли Колхиды, где правил царь Ээт. Царь согласился отдать золотое руно, если Я. запряжет в плуг медноногих, изрыгающих пламя, огромных быков (дар Гефеста), вспашет поле и засеет его зубами дракона. Бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта, волшебницы Медеи, любовь к герою. Я. обещал Медее жениться на ней и с ее помощью выполнил все требования Ээта. Хотя Я. сумел засеять поле зубами дракона и перебить выросших из них воинов, Ээт не отдал руна, а замыслил сжечь Арго и убить аргонавтов. Однако Медея усыпила охранявш. золотое руно дракона и помогла похитить руно (вариант: Я. убил дракона.). Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Дорогой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сражен. горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению. Когда Я. и Медея приплыли к о-ву феаков, где царствовал Алкиной их настигли преследователи. По совету жены Алкиноя Ареты Я. и Медея поспешно сочетались браком, чтобы у феаков не было оснований возвратить Медею отцу. Вернувшись в Иолк, Я. узнал, что за время его отсутствия Пелий убил его отца и всех родственников. Благодаря хитрости Медеи, убедившей дочерей Пелия, что для возвращения отцу молодости его следует разрубить на части, Я. жестоко отомстил обидчику. Я. и Медея были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили 10 лет. У них родились два сына Мермер и Ферет. Когда Я. решил вступить в новый брак с дочерью царя Креонта Главкой (вариант: Креусой), возмущ. изменой Медея прислала в дар новобрачной отравл. одеяние, и та умерла в страшных мучениях. Малолетних сыновей Я. Мермера и Ферета Медея убила, а сама унеслась на колеснице, запряж. крылатыми конями.

Я. покончил жизнь самоуб., по др. версии, он погиб под обломками обветшавш. корабля Арго.

2. тиран Фер; будучи тагосом (греч. - верхов. вождь, главноком.), к 372 до н.э. объед. под своей властью всю Фессалию, и это по существу монархич. госуд. стало играть значит. роль в политич. жизни Ср. Греции. Видимо, Я. планировал поход против персов, но в 370 до н.э. он был убит в результате заговора аристократов. С этого времени в Фессалии утвердилась власть аристократии.

ЯСРИБ

ЯСРИБ - Ятриб - доислам. назв. г. Медины.

ЯСЫ

ЯСЫ - др.-рус. назв. аланских племен, предков совр. осетин.

ЯТВЯГИ

ЯТВЯГИ - др.-прус. племя, этнич. близкое литовцам. Обитало в обл. между ср. теч. р. Неман и верховьями р. Нарев. Терр., занимаемая Я., назыв. Судовией. Племя судов впервые упоминает Тацит (2 в. н.э.). Первое упомин. этнонима «ятвяг» встреч. в русско-визант. договоре 944. Я. занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. Были развиты и ремесла. В 10 в., после образования др.-русс. госуд., начинаются походы киевских и др. князей на Я. (983, 1038, 1112, 1113, 1196).

ЯТРУС

ЯТРУС - позднерим.-визант. крепостное сооружение в устье Янтры, близ деревни Кривина, относящ. к рим. укреплениям по дунайской границе в Сев. Болгарии. Я. сооружен в нач. 4 в., его история насчитывает четыре периода. В 1-й четв. 5 в. Я. был разрушен при нашествии гуннов, вновь отстроен Юстинианом и просуществовал до кон. 6 в. Раннеср.-век. славянское поселение на развалинах крепости засвидет. с нач. 7 в. до кон. 10 в.

ЯФФА

ЯФФА - один из древнейших порт. городов на вост. побережье Средиземного м. Упомин. еще в др.-егип. док-тах 16 в. до н.э. В древности им последоват. владели ханаанеи, филистимляне, евреи, римляне. Во время Иудейской войны 66 - 73 н.э. был разрушен (68) войсками рим. полководца Веспасиана Флавия. В ср. века, после завоев. Палестины арабами (7 в.), Я. - важный торг и культурный центр палестинских арабов.

ЯХВЕ

ЯХВЕ - Йахве, Ягве - в иудаизме непроизносимое имя бога. Согл. ветхозавет. преданию, было открыто богом Моисею в богоявлении при горе Хорив.

ЯХМОС

ЯХМОС - Яхмос сын Абен (между 1580 - 1520 до н.э.) - в Др. Египте начальник гребцов, родом из г. Нехена (совр. Эль-Каб). Жизнеописание Я., высеч. на стенах его скальной гробницы в Эль-Кабе, - важнейший и в ряде случаев единств. источ., позволяющий восстановить события правл. первич. трех фараонов XVIII династии: изгнание гиксосов из Египта, походы в Юж. Палестину и Сев. Нубию, в к-рых Я. участвовал.

ЯХМОС I

ЯХМОС I - егип. фараон ок. 1580 - 1559 до н.э., основатель XVIII династии. Вступил на престол малолетним после гибели своего предшественника Секененра в битве с гиксосами. Я. I окончат. изгнал гиксосов из Египта, закрепил свое господство в Юж. Палестине. В результате совершенных им 3 походов в Сев. Нубию была восстановлена власть Египта над этой терр. Время правл. Я. I в историо-графии принято считать началом периода Нового царства в истории Др. Египта.

ЯХМОС II

ЯХМОС II - егип. фараон 569 - 525 до н.э., 5-й царь XXVI династии. Согл. традиции, Я. II происходил из простонародья, дослужился до должности нач. отряда ливийских воинов. Когда в армии и в стране вспыхнуло восстание, он получил приказ подавить его. Однако Я. II присоед. к повстанцам, к-рые провозгл. его фараоном, свергнув фараона Априя (569). Устранив противоречия между ливийскими и греч. наемниками, Я. II в своей внеш. политике опирался на союз с греч. госуд. (Афинами, Спартой, Самосом) и Лидией, стремясь оградить Египет от агрессии Персии. При нем был пересмотрен зем. кадастр для облегчения налогового гнета, завоеван о. Кипр.

ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ

ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ - Абу-ль-Фарадж, Яхья ибн Саид ибн Яхья аль-Антаки (ок. 980 - 1066) - араб. историк и врач. Род. в Египте. В 1014 переселился в Антиохию (Сирия), где принял христианство. Его соч., явл. продолжением «Всемирной истории» Евтихия, - важный источ. по истории Фатимидов, особенно правл. аль-Хакима (996 - 1021); содержит также ценные сведения по истории христ. церкви и Визант. империи.

ЯЧМЕНЬ

ЯЧМЕНЬ - на Востоке Я. культивировался уже ок. 5000 до н.э. Зерно Я. служило кормом для скота. Из него готовили муку для выпечки хлеба. Издавна был известен шестирядный Я., к-рый выращивался египтянами, индийцами, евреями и греками. В Греции встречался также двухрядный и трехрядный Я. В Египте из Я. приготавливали пиво. Римляне возделывали прежде всего шестирядный Я., к-рый давал самый ранний урожай в году. Популярной была мелкая ячменная крупа для поленты.

ЯЯТИ

ЯЯТИ - миф. царь инд. древности, сын Нахуши. От своей жены Деваяни и ее служанки Шармиштхи Я. имел пятерых сыновей, в т.ч. Яду - родонач. племени ядавов, в к-ром родился Кришна, и Пуру, предка эпич. героев - пандавов и кауравов.

Предыдущая страница