Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИЛ"-"ФОК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИЛ"-"ФОК")

ФИЛЕМОН

ФИЛЕМОН (ок. 361 - 263 до н.э.) - др.-греч. комедиограф. Один из крупнейших представителей новоаттич. комедии, Ф. был соперником Менандра. Пьесы Ф. связаны с традициями ср.-аттич. комедии. Из 97 комедий Ф. до нас дошли лишь фрагменты. Известны 64 назв. Комедии Плавта «Купец», «Три монеты» и «Привидение» явл. переделками пьес Ф.

ФИЛЕМОН И БАВКИДА

ФИЛЕМОН И БАВКИДА - в греч. миф. благочест. супруж. чета из Фригии. Однажды селение, где жили супруги, посетили под видом странников Зевс и Гермес, но ни в один из домов их не пустили; только Ф. и Б. гостеприимно открыли двери своей хижины и поделились всем, что имели. Боги покарали всех жителей селения за нечестивость, затопив их дома. Только хижина Ф. и Б. уцелела и превратилась в великолепный храм, жрецами к-рого стали супруги.

ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ

ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ - порт. город (совр. Мактар) на границе между обл. Карфагена и Кирены, впослед. между рим. пров. Африка и Киренаика. Назв. города произошло, очевидно, от имени двух братьев-карфагенян, добровольно принесших себя в жертву стране. Воздвигнутые в их честь огромные погребал. курганы обозначили границу между карфагенск. (позднее лат.) и греч. обл.

ФИЛЕТЕР

ФИЛЕТЕР (ок. 343 - 263 до н.э.) - полководец периода эллинизма, основатель династии Атталидов и Пергамского царства. Находился на службе у одного из диадохов Лисимаха, к-рый доверил Ф. охрану своей казны в 9000 талантов, хранивш. в Пергамском акрополе. В 283 Ф. восстал против Лисимаха, завладел казной, захватил Пергам и стал его династом. Будучи не в состоянии удержать свои владения, Ф. присоед. к диадоху Селевку I Никатору, оказавшись в состоянии полузависим. от последнего. В 281 после убийства Селевка Птолемеем Керавном Ф. стал независимым правителем Пергамского царства.

ФИЛИГРАНЬ

ФИЛИГРАНЬ - сложнейший вид ювелир. техники. Представляет собой напаянный узор из тонкой нити или шариков из драгоц. металлов. Встреч. на нек-рых украшениях уже в странах Др. Востока. В античности Ф. широко распростр. (отделка посуды, шкатулок, металлич. сундуков, кожаных переплетов).

ФИЛИПП

ФИЛИПП - Араб, Филипп Аравитянин, Марк Юлий Павел (ум. 249) - рим. император (244 - 249). Родом из Бостры (Каменистая Аравия). Будучи военач. в рим. армии, Ф. в 243 добился от имп. Гордиана III должности префекта претория и объявления себя его соправителем. Убив Гордиана III, стал императором (провозгл. сирийскими легионами). При нем римляне отразили нападения персов и готов, а 6 апр. 248 великолеп. празднествами отметили 1000-летие Рима. Погиб при г. Вероне в борьбе с восставш. дунайскими легионами, провозгл. имп. Деция.

ФИЛИПП II

ФИЛИПП II (ок. 382 - 336 до н.э.) - царь (359 - 336). Сын царя Аминты III. Отец Александра Македонского. Ф. II был крупным гос. деятелем, полководцем и дипломатом. Источ. рисуют его умным, трезвым политиком, обладавшим необыкнов. трудолюбием и организатор. способностями, поклонником греч. образованности и культуры, но в то же время - хитрым и вероломным. В 359 присоед. обл. Верх. Македонии - Линкестиды завершил объед. Македонии в единое госуд. Провел ряд важных реформ, направл. на ослабление роли родовой знати, централизацию госуд., усиление политич., экономич. и воен. роли Македонии. Первой реформой Ф. II была воен.: создание регуляр. войска и сильного флота, реорганизация конницы, создание макед. фаланги, состоявшей преимуществ. из пастухов и земледельцев, введение суровой воин. дисциплины. После завоев. Пангейских рудников в 358 - 357 Ф. II провел денеж. реформу - ввел единую монетную систему и начал выпуск золотой монеты. Проведение реформы позволили Ф. II приступить к расширению границ Македонии. В период с 359 по 336 им были завоеваны обширные терр.: сначала соседние обл. - Пеония, Фессалия, часть Иллирии, потом Халкидика и др. терр. по побережью Эгейского м. В полную зависимость от Македонии попали Эпир, Фракия и др. терр. К 338 (после битвы при Херонее) Ф. II установил гегемонию Македонии над Грецией, а затем стал гото-виться к войне с Персией (при участии греков в кач-ве союзников Македонии), но был убит в результате дворцового заговора.

ФИЛИППИКИ

ФИЛИППИКИ - назв. политич. речей др.-греч. оратора Демосфена, направл. против Филиппа II Македонского, стремивш. завоевать др.-греч. полисы. Это назв. было присвоено также 14 речам рим. оратора Цицерона против Антония, произнесен. в 44 - 43 до н.э.

ФИЛИППОПОЛЬ

ФИЛИППОПОЛЬ - древ. и ср.-век. назв. совр. болгарск. г. Пловдива.

ФИЛИППУС

ФИЛИППУС - золотой статер Др. Греции, чеканенный первонач. царем Македонии Филиппом II (358 - 336 до н.э.), отцом Александра Македонского. Чеканка монеты продолжалась в греч. колониях и странах, торговавших с греками после смерти Филиппа. Вес монеты - 8,6 г. На аверсе - увенч. лавровым венком голова божества (Аполлона), на реверсе - двойная упряжка (бига) и имя царя. Монета часто упомин. антич. авторами. Ф. - первая золотая греч. монета, выпускавш. в очень большом кол-ве (золотые рудники Филиппа в Крениде давали ему ок. 1000 талантов золота ежегодно). Монета была настолько популярной, что стала синонимом любой высокопробной золотой монеты. Древ. римляне зачастую назыв. золотые монеты императоров Ф. Имеется мн. варварских подражаний этой монете (напр., в Др. Британии, Галлии и т.п.).

ФИЛИППЫ

ФИЛИППЫ - древ. город во Фракии, первонач. греч. колонии Крениды. В 4 в. до н.э. был захвачен македон. царем Филиппом II и переим. в Ф. Ок. Ф. в 42 до н.э. произошли решающие бои между армией членов второго триумвирата (М. Антоний, Г. Октавиан) и войсками сторонников рим. республики М. Брута и Г. Кассия, закончивш. разгромом республиканцев.

ФИЛИРА

ФИЛИРА - в греч. миф. дочь Океана и Тефиды, возлюбл. Кроноса, мать кентавра Хирона. Была выгнана из-за сына и по ее просьбе превращена в липу.

ФИЛИСК

ФИЛИСК - эллинистич. скульптор с Родоса, сын Полихарма. Одна статуя, подписан. его именем, находилась на Фасосе. Согл. описаниям Плиния Старшего, Ф. Родосский создал скульпт. группу муз, выставл. в Риме, с к-рой связывают по-разному датируемые упоминания (3 - 2 в. до н.э.). Позднеэллинистич. рельеф с изображ. муз Архелая из Приены, очевидно, повторяет часть этого памятника.

ФИЛИСТ

ФИЛИСТ (ок. 430 - 356/355 до н.э.) - историк и политик во времена Дионисиев I и II. В 386 - 366 был сослан, т.к. решительно отвергал план реформ Диона и Платона. Погиб в мор. битве против Диона. Его по большей части не сохран. ист. труды, в т.ч. «История Сицилии» в 13 томах, созданы по образцу трудов Фукидида.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

ФИЛИСТИМЛЯНЕ - народ, поселивш. в 12 в. до н.э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина. Согл. библ. источ., Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображ. из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12 - 11 вв. до н.э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н.э. О первонач. языке Ф. пока достоверных сведений нет.

Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т.н. «народов моря», к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н.э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепл. городов и создали союз пя-ти гор.-госуд. (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в произ-ве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться вглубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавш. вплоть до 7 в. до н.э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легенд. героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, (с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решит. поражение Ф. было нанесено в правл. Давида (нач. 10 в. до н.э.). В 8 в. до н.э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н.э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н.э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2 - 1 вв. до н.э. города Ф. были завоев. хасмонейскими царями. Начавш. со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н.э.

ФИЛИТ

ФИЛИТ - эллинист. поэт с о. Кос, ученый в Александрии, воспитатель Птолемея II Филадельфа, учитель Феокрита. Его высокохудож. элегии, написанные в честь своей возлюбл. или жены Биттис, служили образцом для рим. сочинителей элегий. От др. его произв. (среди них небольшой эпос «Гермес») не сохран. почти ничего.

ФИЛЛИДА

ФИЛЛИДА - в греч. миф. дочь фракийского царя Сифона, жена Демофонта, проклявшая его и покончившая с собой. По др. версии мифа, Ф. девять раз ходила на берег моря встречать Демофонта и, не дождавшись его, умерла от горя. Перекресток, к к-рому ходила Ф., стал назыв. «Девять путей». На могиле Ф. выросли деревья, к-рые в месяц ее смерти засыхают и осыпаются.

ФИЛОГЕЛ

ФИЛОГЕЛ - греч. собрание шуток ок. 3 - 4 вв. н.э. Гл. герой многочисл. глупых шуток - схоластик, к-рый по-учает всех.

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ (ок. 110 - 40/35 до н.э.) - эпикурейский философ, поэт. В 80 приехал в Италию, где в Неаполе основал эпикурейскую школу, к приверженцам к-рой принадлежал также юный Вергилий. Его философские труды не слишком оригинальны. Ф. был талантл. поэтом, особенно преуспел в соч. эпиграмм.

ФИЛОКРАТОВ МИР

ФИЛОКРАТОВ МИР (346 до н.э.) - заключен в Пелле между макед. царем Филиппом II и Афинами после т.н. Свящ. войны 355 - 346, в к-рой Афины и Спарта поддерживали Фокиду, а Филипп II - Фивы, Локриду, Фессалию. Назван по имени главы афин. посольства, ведшего переговоры о мире, - секретаря нар. собрания Филократа. По условиям Ф. м. Афины признавали все завоев. Филиппа II на п-ове Халкидика, лишались всех своих владений во Фракии за исключением Херсонеса Фракийского и вступали в союз с Македонией.

ФИЛОКСЕН

ФИЛОКСЕН (435/434 - 380/379 до н.э.) - др.-греч. поэт, ребенком попал в рабство к спартанцам. Вместе с Тимофеем был представителем новой музыки. Особенно сильное воздействие имел его дифирамб «Циклоп». Из-за критики тирана Дионисия I Сиракузского, содержащ. в его поэтич. произв., он, должно быть, был сослан в каменоломни. Сохран. лишь нек-рые фрагменты его произв.

ФИЛОКТЕТ

ФИЛОКТЕТ - в греч. миф. царь г. Мелибеи. В «Илиаде» он назван предводит. воинов из г. Мефоны, Мелибеи и Олизона (на юге п-ова Магнесия в Фессалии). Ф., как своему лучшему другу, Геракл доверил поджечь его погребал. костер на горе Эте (в Эхалии) и подарил ему свой лук и незнающие промаха стрелы. Будучи одним из женихов Елены, Ф. принял участие в походе под Трою, возгл. ополчение на семи кораблях. Однако в пути его ужалила змея, и так как от незаживающей раны исходило нестерпимое зловоние, ахейцы вынуждены были оставить его на о-ве Лемнос. В ист. время (вплоть до 1 в.) на о-ве существовал алтарь Ф. с возлож. на него медным изображ. змеи и лука. Почти десять лет томился Ф. от болей в одиночестве, добывая себе пропитание охотой на диких птиц. На десятом году Троянской войны жрец Калхант (или плененный ахейцами Елен) объявил, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, при помощи к-рых она однажды была завоев. Тогда греки отправили на Лемнос Одиссея и Диомеда, к-рые хитростью вошли в доверие к одинокому Ф. и, воспользов. его забытьем во время одного из приступов боли, овладели его оружием. Потом им удалось убедить Ф. следовать вместе с ним под Трою, где ему было обещано исцеление. В ахейском лагере Ф. был вылечен одним из сыновей Асклепия (источ. называют то Махаона, то Подалирия), а затем в бою насмерть сразил своей стрелой Париса. При захвате Трои Ф., однако играет второ-степ. роль. О его судьбе после окончания Троянской войны известно немногое. Уплыв в Юж. Италию, Ф. после сраж. с луканами поселился в Кримиссе (на зап. побережье Тарентинского зал.), где он в память о своих скитаниях основал святилище Аполлона-странника и посвятил богу свой лук.

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ (5 в. до н..э.) - др.-греч. философ, ученик Пифагора, современник Сократа. Ф. написал на дорий-ском диалекте три книги «О природе», из к-рых сохран. неск. фрагментов в передаче Диогена Лаэртского, Стобея, Боэция, Климента и др.

ФИЛОМЕЛА

ФИЛОМЕЛА - в греч. миф. дочь афинского царя Пандио-на; была обесчещена мужем своей сестры Прокны Тереем; у нее был вырван язык, чтобы она не могла рассказать о его поступке. Но Ф. поведала об этом своей сестре с помощью вышивки. Обе решили отомстить Терею и, убив сына Терея, Ф. и Прокны Итиса, накормили его мясом Терея. Спасаясь от преслед. Терея Ф. была превращена в ласточку, Прокна - в соловья (или же наоборот), а Терей в удода или ястреба.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.) - антич. философ, представитель иуд.-греч. философии. Ф. А. оставил ряд религ.-филос. трактатов, в к-рых стремился установить связи между иуд. религ. догмами, излож. в Ветхом завете, и греч. идеалистич. философией. Своим аллегорич. толкованием Библии и учением о «логосе» оказал сильное влияние на христ. философию первых веков н.э.

ФИЛОН БИБЛСКИЙ

ФИЛОН БИБЛСКИЙ (64 - 141) - финикийский писатель, живший в г. Библе. Ф. Б. перевел на греч. яз. и обработал финикийскую историю, приписыв. Санхониатону. От этого произв. сохран. лишь отрывки в трудах церк. писателей Евсевия Кесарийского и Порфирия. Кроме того, Ф. Б. приписыв. история царствования рим. имп. Адриана и ряд др. трудов.

ФИЛОН ВИЗАНТИЙСКИЙ

ФИЛОН ВИЗАНТИЙСКИЙ - Филон Механик (ок. 250) - жил в Александрии, возможно, был учеником Ктесибия. Его труд «Механический синтаксис» написан на койне и состоял из 9 частей (систематич. изложение механики). Сохран. части 4-й и фрагменты 7-й и 8-й книг (о воен. технике) на греч. яз., часть 5-й книги с изложением применения технич. улучшений в повседневной жизни на араб. яз. Ф. В. выработал технич. терминологию, подчеркивал офиц. роль инженеров и их зависимость от заказчика, он обратил внимание на эстетич. красоту технич. решений.

ФИЛОПЕМЕН

ФИЛОПЕМЕН (253 - 183 до н.э.) - др.-греч. политич. деятель и полководец. Рядовым воином участвовал в 222 - 221 в войне Ахейского союза со спартан. царем Клеоменом III, прославился в битве при Селласии. В 221 - 210 жил на Крите, где принимал участие в междоусобных войнах между полисами о-ва. Основная воен.-политич. деятельность Ф. связана с Ахейским союзом, где, вернувшись с Крита, в 209 - 208 он занимал должность гиппарха (нач. конницы), а начиная с 207 восемь раз в разное время - должность стратега (до 200 - три раза, а со 193 - пять раз). Проведя ряд воен. реформ, Ф. одежал крупные победы над Спартой, разбив в 206 спарт. тирана Маханида при Мантинее, освободив в 204 - 203 Мессену от спарт. тирана Набиса. С 200 по 93 Ф. в кач-ве военач. воевал на Крите по приглашению г. Гортины. Вернувшись в 193 на родину и вновь заняв пост стратега, подчинил Ахейскому союзу почти весь Пелопоннес и в 192 включил в его состав и Спарту. Ф. упорно противостоял Риму, борясь за независимость Греции, за что был прозван «последним эллином». Во время войны с отпавш. от Ахейского союза мессенцами, раненый Ф. был взят ими в плен и казнен.

ФИЛОСТРАТ

ФИЛОСТРАТ - имя четырех греч. писателей, работавших в Риме. Наиболее известен Ф. Старший (конец 2 в.) - автор «Картин» - соч., в к-ром описываются не сохран. до наших дней произв. эллинистич. и рим. живописцев. Его внук - Ф. Младший (2-я пол. 3 в.), также написал соч. «Картины».

ФИЛЫ

ФИЛЫ - 1. в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу. объед. в одном лице религ., суд. и воен. власть. В процессе формирования рабовлад. госуд. родовые Ф., явл. опорой родовой знати, заменялись терр. В Аттике по реформе Клисфена (510 - 509 до н.э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 терр., каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку обл. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устр-ва.

2. о-в на Ниле между Египтом и Нубией, выше первого порога, где находился храм Исиды. При Птоле-меях туда были перенесены религ. церемонии с о. Элефантина, располож. неск. ниже первого порога (напротив Сиены, ныне Асуана). При Юстиниане I в 6 в. н.э. храм был закрыт. Сохран. самые древ. храмовые постройки на Ф. относятся ко времени Нектанеба I, т.е. к периоду после 370 до н.э.

ФИЛЭЛЛИНИЗМ

ФИЛЭЛЛИНИЗМ - любовь к грекам. Филэллинами называли себя парфянские цари, так же как и члены Сципио-новского кружка в Риме (2 в. до н.э.), а позднее рим. имп. Нерон, Траян и прежде всего Адриан, к-рые оказывали Греции по причине ее культурных традиций особое по-кровительство.

ФИМИАМ

ФИМИАМ - первонач. и греки, и римляне использовали во время обыч. культовых действий в кач-ве воскурений ароматич. вещества, производимые их собств. землей, - шишки пиний, листья лавра, смолы и миндальное масло. Приблизит. с 500 до н.э. к этим веществам добавился Ф. - смола нек-рых видов ладанного дерева, произрастающих в Юж. Аравии и Индии. Эта смола при нагревании имеет свойство распростр. бальзамич. аромат. Во времена Геродота грекам казался удивит. объем годовой потребности в Ф. храма Мардука в Вавилоне (26 млн. фунтов). Однако вскоре греки сами начали широко импортировать Ф., добавив к использовавш. при курениях материалам миру, нард, различ. виды гальбана (камедистой смолы зонтич. растения того же назв.), корицу и бальзам.

Известный ныне тип курильницы появился в позднеантич. эпоху (4 в.) и стал впослед. элементом христ. церк. утвари.

ФИМИАТЕРИОН

ФИМИАТЕРИОН - курильница в форме канделябра из металла, камня или обожж. глины. Во время религ. или обществ. празднеств в Ф. сжигалась благовон. смесь. Сохран. Ф., выполн. этрусскими и рим. искусными мастерами и относящ. ко временам Рим. империи.

ФИНЕЙ

ФИНЕЙ - в греч. миф.:

1. Слепой прорицатель, сын Агенора (вариант: Посейдона), царь г. Салмидесса во Фракии. Ф. был женат на дочери Борея Клеопатре, от к-рой имел сыновей Плексиппа и Пандиона. Разойдясь с Клеопатрой, Ф. женился на дочери Дардана Идее. По навету новой жены Ф. ослепил сыновей. В наказание Зевс ослепил Ф. Боги наслали на Ф. крылатых гарпий, к-рые похищали и грязнили его пищу, и Ф. терзал постоянный голод. От гарпий Ф. избавили аргонавты Зет и Калаид (Бореады). В благодарность за это Ф. рассказал аргонавтам, как проплыть мимо сдвигающ. скал Симплегад. По одной из версий, Ф. ослепили Бореады - братья его отвергнутой первой жены Клеопатры - за жестокое обращение с их племянниками. По др. мифу, за это же его убил Геракл.

2. Один из пятидесяти сыновей аркадского царя Ликаона, отличавш., как и его братья, нечестивостью и заносчивостью. За это он был поражен молнией Зевса.

3. Сын Бела и Анхинои (дочери Нила), внук Посейдона, брат Кефея. Когда Персей получил в жены спасенную им Андромеду, ранее обруч. с ней Ф. составил против Персея заговор. Тогда, показав Ф. голову медузы Горгоны, Персей обратил его в камень.

ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - лит-ра Др. Финикии и финикийских колоний в Средиземноморье. Дошла до нас в виде отрывков и частично в переводах на др.-греч. и др.-егип. яз. Древнейшие памятники Ф. л. - тексты из Угарита. Переводом с финикийского языка явл. егип. миф о богине Астарте. Финикийские мифы, запись к-рых приписыв. древ. легендарному мудрецу Санхониатону Беритскому, якобы жившему в 12 в. до н.э., дошли до нас в изложении финикийского автора Филона Библского (64 - 141), отрывки из соч. к-рого сохран. у раннехрист. писателя Евсевия. Отрывки финикийских мифов известны также в передаче философа 3 в. н.э. Порфирия и др. греч. писателей, однако их изложение во многом искажено под влиянием греч. философии. В Тире велись летописи, обработанные греч. писателями, жившими на рубеже н.э., - Менанд-ром Эфесским и Дием; отрывки из этих произв. повест-вуют об истории Тира 10 - 6 вв. до н.э., сохранены в соч. Иосифа Флавия «Иудейские древности», «Против Аниона». На финикийские летописи, говорящие о мор. походах и основании Утики и Карфагена, ссылается также и Аристотель.

Особое место в Ф. л. занимают надписи, распростр. в древ. финикийских и карфагенских городах с 13 в. до н.э.; в большинстве случаев это краткие стереотипные посвящения богам, а также строит. и надгробные надписи. Наиболее важны надписи, связанные с именами царей Ахирама и Иехимилка из Библа (13 в. до н.э., Киламувы, царя Самаля (7 в. до н.э.), а также царя Эшмуназара Сидонского (5 в. до н.э.).

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ - древнейшая алфавитная система, существовавшая со 2-го тыс. до н.э. и легшая в основу почти всех известных алфавитов. Была распростр. в Финикии, Сирии и Палестине. Ф. а. обозначал только 22 согласных знака, причем уже были установлены алфавитный порядок и назв. букв, сохранивш. и в позднейших алфавитах.

ФИНИКИЙСКИЙ ЯЗЫК

ФИНИКИЙСКИЙ ЯЗЫК - язык финикийских надписей. Относится к ханаанской группе сев.-зап. семитских языков и разделяется на две ветви:

1. угаритскую, распростр. в Угарите до 12 в. до н.э.;

2. финикийскую, распростр. в прочих городах Финикии, на Кипре, в Киликии (1-е тыс. до н.э.), в финикийских колониях на Сардинии, в Сицилии и в Зап. Средиземноморье, в т.ч. и в Карфагене. Памятники Ф. я. засвидет. с 13 в. до н.э. до 3 в. н.э. В Сев. Африке Ф. я., впитавший элементы ливийских диалектов, существовал до 5 в. под назв. новопунич. языка. В финикийском письме обозначались только согласные, а состав финикийских гласных стал известен из передачи финикийских имен собственных на греч., др.-еврейском и аккад. языках, а также из передачи лат. буквами пунич. речи у Плавта.

ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО

ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО - древнейшая в истории алфавитная система письменности. Существовала в своей развитой форме с 13 в. до н.э. до 3 в. н.э. Ф. п. было распростр. в Финикии, Сирии 1-го тыс. до н.э., Палестине, отчасти Египте, на о-ве Кипре и в Киликии, в городах Карфагенской державы и в финикийско-пунич. колониях Зап. Средиземноморья. Ф. п. состоит из 22 букв, служащих для обозначения согласных.

Вероятно, Ф. п. первонач. возникло путем приспособления др.-егип. письменности для нужд семитского языка при владычестве гиксосов в Египте (18 - 16 вв. до н.э.) (надписи Синайского п-ова и архаич. Лахишские письмена в Палестине). Древнейшим памятником Ф. п. явл. надпись царя Ахирама из Библа (13 в. до н.э.). В Угарите существовала еще особая алфавитная система письма, состоявшая из 30 клинописных знаков, возникшая, вероятно, в 15 в. до н.э., сохран. нек-рые элементы влияния вавилонской клинописи. В Библе существовала во 2-м тыс. особая система линейного псевдо-иероглифич. письма. Ф. п. путем заимствования и после-дующей переработки послужило основой арамейского письма (9 в. до н.э.), греч. (10 - 8 вв. до н.э.) и южноараб. письменности (8 - 6 вв.), давших в свою очередь, начало алфавитным системам целого ряда др. народов.

ФИНИКИЙЦЫ

ФИНИКИЙЦЫ - впервые засвидет. у Гомера семито-языч. население сирийского побережья. С кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. Ф. занимались мор. торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значит. из них Карфаген). Занимались они и произ-вом пурпура, стекла, обработкой металлов, строили корабли. Из-за природных условий площади, пригодные для с. х-ва, были очень ограничены.

Наряду с богом грозы и урагана Ваалом почитались прежде всего тирийский городской бог Мелькарт, а также боги источ. и деревьев. Консонантный алфавит Ф. был перенят греками и усовершенств. ими. Возрастающая торговая конкурентоспособ. греков наравне с завоеваниями Александра Македонского (в 332 до н.э. захват Тира) нанесли сильный удар финикийской торговле, к-рая, однако, при владычест-ве Селевкидов и Рима (с 63 до н.э.) все еще была довольно значительна.

ФИНИКИЯ

ФИНИКИЯ - древ. страна на вост. побережье Средиземного м. у подножия Ливанских гор (береговая полоса совр. Ливана и сев.-зап. Сирии). Население страны - фини-кийцы, или финикияне, относящ. к ханаанской ветви зап.-семитич. племен, по преданию, пришло в Ф. от берегов Эритрейского м. (по-видимому, Индийского ок.); однако нек-рые древ. финикийские историки считали финикиян исконными жителями страны.

Вероятно, уже в 5 - 4 тыс. до н.э. финикияне, выделившись из общей массы ханаанеян Сирии, Палестины и Сирийской пустыни, создали на берегу Средиземного м. поселения земледельцев и рыболовов Сидон, считавш. древнейшим городом Ф., Тир., Библ и др.

Благоприятное географич. положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопут. торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть мор. путями в Средиземном м. Уже в 4-м тыс. до н.э. устанавл. мор. контакты Библа с Египтом. Во 2-м тыс. до н.э. Ф. была конгломератом гор.-госуд., владевших с.-х. терр., на к-рой жило подавляющее большинство населения. По данным из Угарита, здесь, наряду с царской землей, к-рая жаловалась за службу или под условием выполнения повинностей, существовала частная собственность на землю внутри сел. общины.

Ф. рано стала объектом воен. экспансии Египта; в нач. 2-го тыс. до н.э. Ф. находилась под верховенством егип. фараонов, что не мешало местным царям гор.-госуд. Ф. поддерживать дипломатич. связи с госуд. Сев. Месопотамии (напр., с Мари). В сер. 2-го тыс. до н.э. города Ф. принимали активное участие в политич. борьбе, попытках освободиться от егип. господства, столкновениях с хапиру. В 14 в. до н.э. острые соц. конфликты привели к свержению местных царей: в Библе - Риб-Адди, в Тире - Абимилька. Царю Сидона Зимриэде удалось захватить г. Ушу (Усу) и отрезать Тир, располагавш. на о-ве, от его материковой базы. В кон. 13 - нач. 12 вв. до н.э. города Ф. обрели политич. независимость от Египта. Правитель Библа Закарбаал (11 в. до н.э.) с подчеркнутым высокомерием принимает егип. посланца Ун-Амуна, прибывшего за строит. лесом. В 10 в. до н.э. первенство в Ф. переходит к Тиру, образовавшему на терр. Ф. при царе Ахираме объед. Тиро-Сидонское царство и осуществлявшему гегемонию над всем побережьем Ф. При Ахираме был установлен тесный военно-политич. союз с Израильско-Иудейским царством.

После смерти Ахирама в Тире наблюдается резкое обострение борьбы за власть между отд. группировками знати, к-рая сопровождалась непрерыв. гос. переворотами. По-видимому, тогда же имели место в Ф. и волнения рабов, о к-рых сообщает антич. историк Юстин. Постепенно Тир утрачивает свое господствующее положение, и с кон. 10 в. до н.э. города Ф. становятся самостоят.

Наиболее значит. событием в истории Ф. кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э. была колонизация Цент. и Зап. Среди-земноморья, куда финик. купцы и пираты проникли, видимо, уже в сер. 2-го тыс. до н.э. Открыв железную руду на о. Тасос (сев. часть басс. Эгейского м.), они начали ее разра-ботку, построили там храм бога Мелькарта и небольшое поселение. Объектом финик. колонизации были, видимо, и Фивы в Беотии. На сев.-африк. берегу Атлантич. океана, за Гибралтаром, был основан Ликс, в юж. части Испании - Гадес, Малака, Секси, Абдера, в Сицилии - Мотия, Панорм и др., в Сардинии - Нора и ряд др. поселений, в Сев. Африке - Утика, Гиппон, Гадрумет, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрата, Карфаген и др. Совместно с Израильско-Иудейским царством тиряне совершили в 10 в. до н.э. плавание в золотносный Офир (видимо, на берегу Индийского ок.). В 9 - 7 вв. до н.э. финик. колонии на З. обрели политич. самостоят. и постепенно вошли в состав Карфагенской державы; с этого времени их история неразрывно связана с историей Карфагена. Города Ф. в 8 - 7 вв. до н.э. постоянно подвергались нашествиям ассирийцев; во 2-й пол. 8 в. до н.э. в сев. Ф. было учреждено ассир. наместничество с центром в Симире.

Собирая тяжелые подати, ассирийцы беспощадно подавляли нар. восстания. Однако города Ф. сохраняли внутр. автономию и собств. царей. Тир осуществлял власть над обширной терр., в т.ч. над нек-рыми городами о. Кипра, поддерживал дружеские связи с Дамасским царством и Израильским царством. В сер. 8 в. до н.э. Тир попытался вести политику, независ. от Ассирии. Поддержанные др. городами Ф., ассирийцы в 722 до н.э. осадили и затем захватили Тир. В 701 до н.э. Ассирия снова усмиряет восставшую юж. Ф., на этот раз центром волнений был Сидон. После новых антиассир. выступлений Сидон был разрушен (677), а Библ, Тир и Арад признали власть ассирийцев. После гибели ассир. госуд. (605 до н.э.) Ф. стала ареной борьбы между Нововавилонским царством и Египтом, оказавшись первонач. под властью последнего. После битвы при Каркемише (605) нововавилонский военач. Навуходоносор II (будущий царь) овладел всей Ф. Ок. 588 - 586 до н.э. египтяне предприняли поход против Сидона и мор. нападение на Тир и, видимо, добились успеха. В 586 и 574 - 572 до н.э. Навуходоносор II (уже царь) осадил Тир и вынудил его признать свою власть. В 564 до н.э. к власти в Тире пришли правители - «шофеты», букв. «судьи», очевидно, в результате нар. волнений и удерживали ее до 558 до н.э., однако затем была восстановл. царская власть. С 539 по 332 до н.э. Ф. входила в состав Перс. державы Ахеменидов. Ок. 480 до н.э. под власть Сидона были поставлены города палестинского побережья (Дор и Иоппия (Яффа); под властью Тира находились в рамках Перс. державы Акко и Аскалон. Тогда же совмест. усилиями Тира, Сидона и Арада был построен г. Триполис, где должен был заседать общефиник. совет. Активное участие флот Ф. принял на стороне персов в Греко-перс. войнах (в т.ч. и в битве при Саламине), по-скольку финикияне рассчитывали закрепиться в Эгеиде как торг. монополисты. В 4 в. до н.э. происходит переориентация политики городов Ф. в сторону сближения с Грецией, а в сер. 4 в. до н.э. в Ф. происходят антиперс. выступления. Гл. их очаг - Сидон - был стерт персами с лица земли, но через короткое время восстановлен. В 333 до н.э. на терр. Ф., не встретив сопротивл., вступили войска Александра Македонского. Только Тир отказался допустить его принести жертву богу Мелькарту и был впервые за свою историю взят штурмом в 332 после 6-месячной осады. В период междоусобной борьбы диадохов Ф. попадает под власть Птолемеев, а с сер. 3 в. до н.э. входит в состав Селевкидов госуд. Начиная с этого времени, Ф. переживает бурный процесс эллинизации. В крупнейших торг. центрах Средиземноморья (Делос, Афины и др.) создаются фактории и объед. финик. купцов. На Кипре во 2 - 1 вв. до н.э. возникает греко-финик. царство; в ряде городов Ф. ликвидируется царская власть; нек-рое время существовали тирании. С 63 до н.э. терр. Ф. входит в состав рим. провинции Сирия. Ряд городов был провозглашен колониями италийского права. Постепенно финикияне слились с др. населением Сирии, а назв. Ф. со 2 в. н.э. стало обознач. произвольно выкроенной провинции на терр. Сирии.

ФИНН

ФИНН - в ирланд. мифо-эпич. традиции герой; мудрец и провидец. Сын Кумалла и сиды Блаи. Традиция относит подвиги Ф. и его фиана (отрядов воинов-охотников, для вступления в к-рые требовалось пройти изощрен. инициа-цион. испытания) к 3 в. н.э.

ФИРАУН

ФИРАУН - в мусульм. религии царь, при к-ром жил Муса.

ФИРДОУСИ

ФИРДОУСИ - Туси, Абулькасим (ок. 940 - ок. 1020) - таджикско-перс. поэт. Родился в Хорасане близ г. Тус в семье помещика (дихкана). О раннем творчестве Ф. ничего не известно. Предположит. после 50 лет приступил к версификации др.-иран. мифов, легенд и сказаний, назвав свой труд «Шахнаме». Работал над ним ок. 35 лет. Текст «Шахнаме» состоит из 52 тыс. двустиший. Эпопея построена как история царей. По содержанию она распадается на три периода: мифич., героич. и ист., но формально «Шахнаме» - единое ист. повествование. Она разделена на 50 дастанов (сказание, повествование) по числу царствований. Владыки преемственно наследуют друг друга от миф. Каюмарса (Бык-человек) до ист. Иездегерда III, последнего правителя династии Сасанидов (224 - 651), покоренного арабомусульм. войсками.

ФИРМИК МАТЕРН

ФИРМИК МАТЕРН (ум. ок. 348) - ритор из Сиракуз (Сицилия). Перед своим переходом в христианство (не позднее 337) создал неоплатонич. соч. по астрологии «Восемь книг по астрологии». Ист.-религ. значение имеет его полемич. соч. «О заблуждениях языческих религий», к-рое свидет. о его принадлежности к христианству.

ФИСБА

ФИСБА - возлюбл. Приама.

ФИСК

ФИСК - в Др. Риме первонач. в эпоху республики слово Ф. применялось в общем значении воен. кассы, где хранились деньги, предназнач. к выдаче. Со времени Августа (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) этим термином стала называться частная императ. касса, находивш. в ведении императ. чиновников и пополняемая доходами с императ. провинций и др. средствами, в противовес эрарию - сенатской казне. Ф. называлось также и все императ. управление. Впослед. (с 4 в.) Ф. - общегос. казначейство, куда стекались все сборы и откуда шли распоряжения о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты и пр. (отсюда обозначение термином Ф. - гос. казны вообще).

ФЛАВИИ

ФЛАВИИ - династия рим. императоров (69 - 96). Основателем династии явл. Тит Флавий Веспасиан (69 - 79). К Ф. принадлежали также сыновья Веспасиана: Тит (79 - 81) и Домициан (81 - 96). При Ф. мн. представители провинциал. знати были введены в сенат и во всаднич. сословие; Ф. более широко, чем их предшественники Юлии-Клавдии, стали распростр. на провинциалов права рим. и лат. гражданства, что привело к расширению соц. базы империи. Проводимая Ф. политика отражала интересы муниципал. знати и вызывала недовольство сената.

ФЛАМИНИЕВА ДОРОГА

ФЛАМИНИЕВА ДОРОГА - дорога, назв. по имени по-строивш. ее в 220 до н.э. цензора Гая Фламиния. Проходила от Рима через Умбрию на С. до Аримина (совр. Римини).

ФЛАМИНИЙ

ФЛАМИНИЙ - Гай (ум. 217 до н.э.) - рим. политич. деятель, нар. трибун 232, цензор 220, консул 223 и 218. Ф. известен рядом законов, способств. демократизации рим. общества (агр. закон 232 о разделении завоев. еще в 285 галльских земель между плебеями, закон 220 о причислении вольноотпущенников к 4 гор. трибам), и широкой строит. деятельностью (цирк Ф. в Риме, Фламиниева дорога, соед. Рим с Адриатич. побережьем Италии). В 227 был первым наместником провинции Сицилия. В 223 вел успешную войну в Галлии с племенами инсубров. Погиб во время 2-й Пунич. войны в сраж. у Тразименского оз. вместе с большей частью возгл. им войска.

ФЛАМИНИН

ФЛАМИНИН - Тит Квинкций (ок. 226 - 174 до н.э.) - рим. политич. деятель и полководец. Воен. трибун 208, пропретор 205/204, консул 198, цензор 189. Командуя рим. армией во 2-й Макед. войне 200 - 197, разбил македонян в 197 в битве при Киноскефалах и заключил мирный договор, по к-рому макед. царь Филипп V должен был отказаться от всех владений в Греции. Ф. поддерживал аристократич. элементы в греч. полисах, подавил в 195 соц. движение в Спарте и Аргосе, к-рым руководил тиран Набис.

ФЛАМИНЫ

ФЛАМИНЫ - в Др. Риме жрецы отд. божеств рим. пантеона, осуществлявшие культ в куриях. Должность Ф. была пожизн. Ф. разделялись на старших (в числе трех), избиравш. из патрицианских родов и осуществлявших культ Юпитера, Марса, Квирина, и младших (в числе двенадцати), избиравш. из плебейских родов и прикрепл. к 12 второстеп. богам (Вулкану, Помоне, Флоре и др.). Ф. пользовались почет. правами и привилегиями, а нек-рые из них (Ф. Юпитера) в частной жизни должны были исполнять ряд мелоч. предписаний магич. хар-ра (напр., постоянно носить жреч. одежду, иметь всегда при себе все необходимое для совершения обряда жертвоприношения и т.д.). В эпоху империи к 15 Ф. прибавились Ф. обоготвор. императоров, Ф. муниципий.

ФЛЕГИЙ

ФЛЕГИЙ - в греч. миф. сын Ареса, отец Иксиона и Корониды. Хотя в «Илиаде» племя флегийцев локализуется в Фессалии, большинство поздних источ. называют Ф. царем беотийского Орхомена. Ф. приписыв. всякого рода нечестивые поступки: попытка ограбить храм Аполлона в Дельфах, за это он, видимо, терпит мучения в аиде; подготовка разбойнич. нападения на Пелопоннес, для чего Ф. совершает путешествие со шпионской целью. Сопровождающая его Коронида разрешается от бремени Асклепием в Эпидавре, здесь в ист. время было святилище Асклепия.

ФЛЕГРЕЙСКИЕ ПОЛЯ

ФЛЕГРЕЙСКИЕ ПОЛЯ - плодород. вулканич., холмистая местность со множеством кратеров к В. от Кимы и к З. от Неаполя, к С. от Дикеархии (Путеолы). Миф. битва между богами и гигантами была позднее локализована там, хотя ранее считалось, что таким местом была якобы Флегра (греч. пожарище) на п-ове Паллене, самом зап. из 3 частей Халкидики.

ФЛЕЙТА

ФЛЕЙТА - духовой муз. инструмент древ. происхождения; в ранних переводах греч. авлос ошибочно смешивался с Ф., однако в поздней античности знали поперечную Ф. с мундштуком, располож. сбоку. Существует и продольная Ф. - греч. сиринга, или Ф. Пана.

ФЛИАКИ

ФЛИАКИ - исполнители шуток, фарсов, особенно в Великой Греции. Названные по их имени южноитал. по происхожд. вазы Ф. (4. до н.э.) представляют богатый материал для изучения этой темы. Одним из наиболее знаменитых представителей этой вазописи был Астей, расписавший берлинский кратер Астея. Ф. носили обычно потрепанную одежду, маски и фалл. Темами их представлений были импровизац. шутки-сцены миф. содержания или же смешные и грубые сцены из повседнев. жизни.

ФЛОР

ФЛОР - Луций (или Юлий) Анней - др.-рим. историк 2 в., автор «Эпитом» или «Двух книг извлечений из Тита Ливия о всех войнах за 700 лет», в к-рых излагается история рим. завоев.: в 1-й кн. (из 45 гл.) - с древнейших времен по период завоев. римлянами Италии и Средиземноморья (по 2 в. до н.э. включит.), во 2-й кн. (из 33 гл.) - история гражд. войн, начиная с Гракхов и кончая Августом (нач. 1 в. н.э.). Соч. Ф. содержит фактич. ошибки, носит риторич. хар-р и отличается тенденцией восхваления Рима; оно явл. компиляцией из соч. Ливия и др. историков.

ФЛОРА

ФЛОРА - в рим. миф. богиня цветения колосьев, цветов, садов. Учреждение культа Ф. приписывали Титу Тацию, к-рый воздвиг ей алтарь и дал фламина. В праздник в честь Ф. флоралии на ее алтарь приносили цветущие колосья. По какой-то причине праздник пришел в забвение и был восстановлен по указанию сивиллиных книг в связи с неурожаями в 173 до н.э. Игры в честь Ф. сопровождались веселой разнузданностью простого народа при участии проституток.

ФЛОТ

ФЛОТ - воен. Ф. создавал основу могущества мн. греч. госуд. Здесь Афины имели приоритет по отношению к Спарте и с 500 до н.э. поддерживали Ф. на высоком уровне. Преобладание Ф. сказалось в период греко-перс. войн и обеспечивало Афинам при Перикле неоспоримую гегемонию. В отличие от строивш. прежде длинных низких судов с одним рядом гребцов (триаконтер, пентеконтер, имевших соотв. 30 и 50 гребцов) в классич. древности строились триеры. К началу Пелопоннесской войны (431 до н.э.) Афины имели приблизит. 400 кораблей этого типа. В эллинистич. странах, в особенности в Египте, а также у финикийцев и в Карфагене Ф. играл большую роль. В Риме воен. Ф. был создан лишь в теч. 1-й Пунич. войны (264 - 241 до н.э.), но позже большого значения никогда не имел, если не считать судов для борьбы с пиратами (в осн. Ф. предназначался для подвоза зерна). Боевые рим. корабли большей частью строились по греч. образцу, часто с 5 палубами и приблизит. с 300 гребцами. Важнейшие рим. Ф. времен Империи находились в Средиземном и Черном мм., в Британии, на Рейне, Дунае, Евфрате. Гл. воен. гаванями в Средиземном м. были Форум Юлия, Мизен и Равенна.

ФЛЮГЕР

ФЛЮГЕР - это изобретение эллинистич. эпохи было использовано ок. 80 до н.э. Андроником Киррским в по-строен. им в Афинах Башне ветров. Худож. оформл. в виде дующего в сальпингу тритона Ф. мог занимать 8 положений в соотв. с осн. направлениями ветра. Мундштук того типа, к-рый используется в медных инструментах, издавал в зависимости от направл. ветра звуки различ. тона.

ФОАНТ

ФОАНТ - в др.-греч. миф.:

1. Лемноский царь, сын Диониса и Ариадны, отец Гипсипилы.

2. Царь тавров, иногда отожд. с Ф. (1). При нем Ифигения стала жрицей Артемиды.

ФОКА

ФОКА (ум. в 610) - визант. император с 602. Будучи сотником (центурионом) визант. войск на Дунае, возгл. восстание, поднятое воинами осенью 60 против имп. Маврикия. Восставшие, подступившие к Константинополю, были поддержаны столич. димами. По распоряжению Ф., провозглаш. 23 нояб. 602 императором, Маврикий и его сыновья были казнены. На оппозицию крупных землевладельцев и высшего чиновничества Ф. ответил террором. Получив поддержку пап Григория I (590 - 604) и Бонифация III (607), пошел на уступки папству. Обманув чаяния нар. масс, Ф. не провел никаких соц.-экономич. реформ; при нем усилились еретич. движения (особенно монофизитство). Пр-во Ф. не сумело справиться с внутр. смутами (восстание в Антиохии 608), остановить вторж. аваров и славян, наступление Сасанидов, возобновивших в 604 войну с Византией. В 608 против Ф. восстал экзарх Карфагена, 5 окт. 610 его сын Ираклий при поддержке восставш. народа столицы вступил в Константинополь. Ф. был низложен и казнен, императором стал Ираклий.

Важнейший источ. для изучения правления Ф. - «История» Феофилакта Симокатты.

ФОКА ВАРДА

ФОКА ВАРДА (ум. 13.04.989) - визант. военач. Из знатного каппадокийского (М. Азия) рода, племянник имп. Никифора II Фоки (963 - 969). После неудавш. восстания 970 против имп. Иоанна I Цимисхия (969 - 976) был сослан в монастырь. В 987 поднял мятеж провинц. землевлад. знати против имп. Василия II (976 - 1025), взял верх над др. мятежником - Вардой Склиром и овладел почти всей М. Азией. При воен. поддержке киевского князя имп. Василий II 13 апр. 989 разбил войска Ф. В. у Авидоса; Ф. В. погиб в этой битве.

ФОКЕЯ

ФОКЕЯ - самая сев. из др.-греч. ионийских колоний в М. Азии. Осн. в 9 - 8 вв. до н.э. выходцами из Фокиды (по др. версии, из Аттики). Неплодородные почвы, наряду с выгодным географич. положением Ф., обусловили разви-тие в ней торговли, рыболовства и мореплавания. Жители Ф. в 7 - 6 вв. до н.э. активно участвовали в колонизации (обл. Понта, Навкратис, Корсика, Италия, Галлия, Испания), их корабли заплывали и в Атлантич. ок. В 1-й пол. 6 в. до н.э. флот Ф. господствовал в Зап. Средиземноморье, затем фокейцы были вытеснены с Корсики и из Испании этрусками и карфагенянами. Оплотом влияния фокейцев на З. была Массалия (совр. Марсель). Со 2-й пол. 7 в. до н.э. Ф. выпускала монету из электра с изображ. тюленя, к-рая обращалась в ряде городов М. Азии и Эгейского м. Ок. 540 до н.э., когда персы напали на Ф., жители покинули город и направились на 3., не желая подчиниться персам; впослед. часть фокейцев вернулась, но город уже не имел прежнего значения. На месте Ф. находится совр. г. Фоча в Турции.

ФОКИДА

ФОКИДА - обл. в Ср. Греции. Известно не менее 22 городов, существовавших на терр. Ф. в древности, среди них наиболее знамениты Дельфы и Элатея. Экономич. и стратегич. выгодное положение Ф., нахождение на ее терр. общегреч. святилища Аполлона и оракула в Дельфах обусловили активную роль Ф. в борьбе различ. племен, а затем и госуд. Др. Греции. С древнейших времен Ф. входила в состав Дельфийско-Пилейской амфиктионии, участвовала в 6 - 4 вв. до н.э. в «Священных войнах». Внутр. история Ф. мало известна. В сер. 5 в. до н.э. она находилась в союзе с Афинами, в период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. и войн нач. 4 в. до н.э. - на стороне Спарты.

После разгрома Спарты при Левктрах в 371 до н.э. было подчинена Беотийскому союзу. Во 2-й пол. 4 в. до н.э. перешла под власть Македонии, во 2-й пол. 2 в. до н.э. была подчинена Риму. В совр. Греции - ном.

Предыдущая страница Следующая страница