Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПЕД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПЕД")

ПАПСТВО

ПАПСТВО - основан. около 49 н.э. христ. община в Риме и ее епископ уже в раннее время вмешивались в дела др. общин и обл. и требовали признания главенства рим. общины. Возведение рим. епископского престола к апостолу Петру и вместе с тем идея П. встречается впервые у Каликста I (217 - 221) и полностью оформляется у Льва I (440 - 461). Рим. епископы чувствовали себя последователями Петра. Для этого они привлекали сказанное Христом Петру слово (от Матфея, 16, 18 и сл.) и поэтому претендовали на самое высокое судейское и учительское положение в церкви. При Григории Великом (590 - 604) было основано церковное госуд. В процессе долгой борьбы и разбирательств с остальными патриархиями и в связи с благо-приятными политич. обстоятельствами (476 - падение Зап. Рим. империи) П. удалось добиться главенствующ. положения. Идея П. не была признана вост., а позже протестантской церковью. Претендовавшее на особое по-ложение П. всегда выдвигало широкие политич. притязания (возникновение церк. госуд., т.н. Лжеисидоровы декреталии, фальсификация о Константиновом даре, теория преимуществ. права церк. власти перед светской), к-рые в эпоху средневековья превалировали над духовными устремлениями.

ПАРАБАЗА

ПАРАБАЗА - хоровая партия древ. комедии и одна из ее осн. частей; по господствующ. в ее начальной части стихо-творному размеру часто назыв. также «анапестом». П. появл. в осн. в середине пьесы и включает семь частью произносимых, частью пропеваемых частей. В начале П. хор сбрасывает маски; его предводитель высказывает, часто безотносит. к содержанию комедии, собств. заявления автора комедии (политич. призывы, инвективы и т.п.). П. как важнейшее средство политич. и соц. критики постепенно пришла в упадок с падением демократии: так в последних пьесах Аристофана она уже отсутствует.

ПАРАДАТА

ПАРАДАТА - герои архаич. общеиран. мифов. о первой существовавшей на земле династии. Одно из вероятных значений термина - «первозаконники», «установители первых соц. норм». Неоднократно упомин. в «Авесте», где их число непостоянно, в эламоязыч. ахеменидских текстах и у Геродота, пересказавшего скифский героич. эпос (цари, назыв. паралатами). Чаще всего термин «П.» прилагался к Хаошйангхе. На индоиран. истоки мифа о П. указывает фрагмент «Видевдата», где в их число включен божеств. лекарь Трита, известный и авторам «Ригведы». Враждебное с точки зрения «Ригведы» племя паравата может быть чуть искажен. вариантом П. Контекст всех упоминаний о П. влечет за собой гипотезу о П. как скорее соц. (воен. аристократия), нежели этнич. группировке. «Авеста» подчеркивает дозороастрийский, языч. хар-р верований П.: они, напр., не поклонялись Амеша Спента, а первый из них, Йима, открыто противился культу Ахурамазды. В «Шахнаме» П. соотв. Пишдадиды.

ПАРАДИЗ

ПАРАДИЗ - в иран. миф. (в младоавест. и ахеменид. преданиях) место блаженства и успокоения духа. У ранних иранцев П. - охотничий парк в квадратной ограде. Иранская и иноплеменная иранизиров. знать возводила реальные роскошные П., порождавшие ассоциации с райским садом. Др.-мидийские и ахеменидские П. были известны Ксенофонту, Ктесию (5 - 4 вв. до н.э.) и др. авторам. Подобный П. раскопан вблизи городища Топрак-Кала в Др. Хорезме (3 в. н.э.).

ПАРАДОКС

ПАРАДОКС - в антич. логике высказывание, многозначное в отношении истинности или логики, к-рое может быть равным образом доказано как истина и как ложь.

ПАРАДОКСОГРАФЫ

ПАРАДОКСОГРАФЫ - выделивш. в эллинистич. время самостоят. вид лит-ры, а именно собирание и классификация разнообразных курьезов (напр., топографич., этнографич., лит., военных). Можно рассматр. П. как завершаю-щую ступень развития ионийской этнографии и перипатетич. изысканий. Зачинателями этого жанра в 3 в. до н.э. явл. Бол из Менды, Каллимах и Антигон из Кариста. П. не занимались науч. исследованиями, а преследовали развлекат. цели.

ПАРАЛИИ

ПАРАЛИИ - одна из трех политич. группировок в Аттике 6 в. до н.э.

ПАРАСИТ

ПАРАСИТ - паразит - сотрапезник; изнач. без унизит. оттенка, обозначение для вспомогат. персонала при отправлении различ. культов, затем «прихлебатель» - назв. для обедневш., но свободного гражданина, к-рый зарабатывает бесплатное угощение, развлекая хозяина стола. Известен как лит. тип в комедиях, прежде всего у Эпихарма (ок. 500 до н.э.), потом в ср. и новой комедии (4 в. до н.э.), оттуда взят Алкифроном (ок. 200 н.э.). П. был благодатен для амплуа остряка, интригана, посредника. Высмеивалось и то, что он всегда был голоден. Перенос назв. на «нахлебников» из животного и растит. мира относится к новому времени.

ПАРАСКЕНИЙ

ПАРАСКЕНИЙ - в антич. театре боковые пристройки по обеим сторонам здания скены. Выступая вперед П. обрамляли скену справа и слева, улучшали акустику, усиливали резонанс. П. появились в афинском театре около сер. 5 в. до н.э. Предполагают, что они имели ту же высоту, что и здание скены. Уже во 2-ой пол. 5 в. до н.э. строились 2-этажные, а в эпоху эллинизма и 3-этажные П. В 5 и 4 вв. до н.э. П., как и проскений служили фоном для игры актеров, помогали обозначению места действия. Возможно, что П. использовались также для хранения декораций, костюмов и др. театрал. имущества.

Существовали разные типы П.: закрытые, в виде лоджий с колоннадой и т.д. Вместе с тем ряд театров этого времени вовсе не имел П.

ПАРАШУРАМА

ПАРАШУРАМА - в индуист. миф. шестая аватара Вишну, в к-рой его миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев.

ПАРВАТИ

ПАРВАТИ - в индуист. миф. одно из имен (др.-инд. «Горная») жены Шивы.

ПАРДЖАНЬЯ

ПАРДЖАНЬЯ - в др.-инд. миф. бог грозовой тучи и дождя.

ПАРЕНДИ

ПАРЕНДИ - в иран. миф. повелительница женщин, дарительница изобилия, хранительница кладов и спрятан. сокровищ. По изложению «Ясны Семи глав» П. - одна из девяти жен Ахурамазды. Развернутых миф. циклов о П. не сохран. Эпитеты П. - «быстрая», «стремительная» и «владеющая быстрой колесницей». На своей колеснице П. сопровождает более значит. богов, Митру и Тиштрйу в составе их свиты. П. благословила Виштаспу после того, как он принял учение Заратуштры.

ПАРЕНТАЛИИ

ПАРЕНТАЛИИ - у римлян 9-дневный праздник, посвящ. памяти умерших, к-рый зародился в недрах большой семьи. Отмечался в феврале, конце древ. года.

ПАРИ

ПАРИ - пери, пэри - в иран. миф. один из духов. П. бывает невидимкой, а когда появл. - «очень красива и мила», очаровывает (в этом кач-ве образ П. вошел в европ. лит-ру), иногда творит добро, но способна и лишить сознания, разума. Колдуны (парибанд, париафсой) призывают на помощь П. или изгоняют их.

ПАРИЗИИ

ПАРИЗИИ - кельт. племя, жившее в древности по берегам р. Сены, с центром Лютецией. Были покорены в 52 - 51 до н.э. римлянами.

ПАРИК

ПАРИК - в Египте и Месопотамии, а также у греков и римлян П. использовался, по-видимому, в осн. женщинами, напр., гетерами для украшения.

ПАРИКИ

ПАРИКИ - основная категория феод.-зависимых кре-стьян в Византии в 9 - 15 вв. разделялись на казенных, живших на гос. землях и выполнявших все повинности в пользу госуд., и частновладельч., живших на землях феодалов-динатов, и обязанных платить в их пользу натуральную и денежную ренту - оброк, а также нести различ. барщинные повинности.

ПАРИКШИТ

ПАРИКШИТ - легенд. др.-инд. царь, упомин. впервые в «Атхарваведе» и брахманах. В «Махабхарате» П. - внук Арджуны. Еще в чреве матери П. был убит Ашваттхаманом вскоре после битвы на Курукшетре, но его возродил к жизни Кришна. Когда Юдхиштхира удалился от мир-ской жизни, П. унаследовал от него трон в Хастинапуре («Махабхарата»). Согл. пуранам, с царствования П. начин. последний и длящийся по сию пору период мировой истории.

ПАРИС

ПАРИС - в греч. миф. троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребенком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от к-рого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них назыв. Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребенок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя П. Позднее, когда юноша П. храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр («отражающий мужей»). Ко времени пребывания П. на Иде источ. относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд П. над тремя богинями, заспоривш. о своей красоте. Желая склонить П. на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могуществ. из земных царей, Афина - самым храбрым героем, Афродита - обладателем самой красивой женщины. П. признал прекраснейшей из богинь Афродиту, к-рая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание П. родителями и его возвращение в Трою в кач-ве царского сына: во время спорт. состязаний в Трое (в к-рых П. решился принять участие, несмотря на свое (мнимо) низкое происхожд.) он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой - пророчицей Кассандрой, пытавш. убить П., чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадов. тем, что нашли сына, давно ими оплакан., с радостью приняли его в дом. Затем П. отправился в Грецию, где, воспользовавш. гостеприимством спарт. царя Менелая, похитил его жену - красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок П. по-служил причиной Троянской войны, в к-рой сам П., согл. «Илиаде», не принимал актив. участия: в единоборстве с Менелаем он был побежден, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты, и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гектор. Впослед. от его стрелы, направл. Аполлоном, погибает Ахилл, в то время как и сам П. не может избежать отравл. стрелы Филоктета, принесшей ему смерть.

ПАРКИ

ПАРКИ - в рим. миф. богини судьбы (равнознач. греч. мойрам). Видимо, первонач. было представл. об одной П. - богине рождения, сходной с Карментой. Затем из эпитетов Карменты возникли три П., носившие имена Нона, Децима (покровит. рождению ребенка на девятом или десятом месяце), Морта («смерть»). Утроение П. об условило их отожд. с мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни. П. отожд. также с рим. фатами.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД (кон. 6 в. - 5 в. до н.э.) - др.-греч. философ, виднейший представитель элейской школы. Учение П., изложенное им в философской поэме «О природе», было направлено против диалектич. взглядов Гераклита.

ПАРМЕНИОН

ПАРМЕНИОН - полководец Филиппа II и Александра Македонского, занимал после царя наиболее высокое по-ложение в макед. воен. табели о рангах. Александр приказал убить П. из страха мести за гибель его сына Филота, казнен. Александром в 320 до н.э.

ПАРНАС

ПАРНАС - Парнасс - в греч. миф.:

1. Место обитания Аполлона и муз. Идентиф. с горным массивом в Фокиде. У подножия П. находились фокидские гг. Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ - источ. поэтич. вдохновения. Пещеры горы считались местом обитания нимф. Спасш. от потопа Девкалион высадился на П.

2. Эпоним одноим. горы Парнас, сын Посейдона (вариант: смертного Клеопомпа) и нимфы Клеодоры. Считался основателем древ. оракула Пифо, впослед. посвящ. Аполлону, а также изобретателем гадания по полету птиц.

ПАРОД

ПАРОД - 1. В др.-греч. театре - боковой открытый проход на орхестру между зданием скены и местами для зрителей. Таких П. было два. Через П. перед началом представл. входила в театр часть публики. Во время представл. П. служили для выхода на орхестру хора и трех актеров, к-рые по смыслу действия не могли выходить из скены. В др.-рим. театре (где здание скены и места для зрителей были соед.) П. превратились в крытые сводчатые проходы.

2. В др.-греч. трагедии и др.-аттич. комедии П. - первая песнь хора, следовавшая непосредств. за прологом.

ПАРОДИЯ

ПАРОДИЯ - первонач. муз. термин, затем - обозначение рода поэзии, к-рый передает видоизмен. содержание значит. серьезных произв. при сохранении формы. Антич. лит-ра была богата П. на различные соч., особенно эпос и трагедию, но из них сохран. лишь отрывки. Начало П. - это стихи Гиппонакта, «Война мышей и лягушек» и «Маргит», затем идут авторы древ. и средней комедии. В 5 в. до н.э. П. развилась в самостоят. лит. жанр, возник разряд профессион. пародистов, первым и наиболее известным представителем к-рого был Гегемон с о. Фасос; в Афинах проходили состязания пародистов. Римляне внесли весомый вклад в развитие П.: Плавт, пародировавший в своих пьесах трагедии и моления, Луцилий, пародировавший эпос; много П. в соч. Горация, «Отыквлении» Сенеки, а также в романе Петрония Арбитра.

ПАРОМИОГРАФ

ПАРОМИОГРАФ - собиратель и толкователь антич., важных для этики и риторики пословиц и способов составления пословиц. Имея у своих истоков Аристотеля, паромиография стала предметом изучения александрийских филологов (Дидим). Через Зенобия (2 в. н.э.) пословицы вошли в визант. собрания.

ПАРОПАМИС

ПАРОПАМИС - Паропамисады - греч. назв. обл. к Ю. от Гиндукуша, на Ю.-В. совр. Афганистана (местное назв. - Паропамиз). В 6 - 4 вв. до н.э. П. входили в Ахеменидскую державу и империю Александра Македонского. Ок. 300 до н.э. Селевк уступил П. Чандрагупте Маурья. Позднее П. владели греко-бактрийские цари, а в первые вв. н.э. - Кушанское царство. По сообщению Клавдия Птолемея (2 в. до н.э.), в П. было 16 городов и деревень.

ПАРОС

ПАРОС - один из Кикладских о-вов в Эгейском м., знаменитый своим мрамором. Мрамор, систематич. добывавш. в 4 в. до н.э. фракийскими рабами, был чистым и мелко-зернистым и поэтому хорошо подходил для изготовл. скульптур. Ист. ценность имеет паросская ист. хроника (т.н. Паросская хроника).

ПАРРАСИЙ

ПАРРАСИЙ - греч. художник из Афин 2-й пол. 5 в. до н.э., современник Зевксида, применявш. краски различ. оттенков и пространств. «углубление» в живописном изображ. По собств. утверждению, П. достиг «границ живописи». Не разделяя исканий Зевксида, он ограничился совершенствов. рисунка, разрабатывая традиц. приемы. Представление о его творениях, особенно о его картинах, написанных одной краской (монохромная живопись), дают прекрасные образцы лекифной росписи на белом фоне.

ПАРСА

ПАРСА - ист. обл. в Иране (совр. Фарс). Получила назв. от группы переселивш. сюда перс. племен, возгл. с нач. 7 в. до н.э. родом Ахеменидов и находивш. в зависимости от Элама, Ассирии и затем Мидии. После победы в восстании (553 - 550 до н.э.) против Мидии и последующих завоев., персами было создано госуд. Ахеменидов. В П. находились политич. и идеологич. центры Ахеменидов - Пасаргады и Персеполь. В эллинистич. и парфянский периоды в П. правили представители местных династий, находивш. в зависимости от Селевкидов, а затем - Аршакидов. В 3 в. н.э. к власти пришли происходившие из П. Сасаниды. В 7 в. П. завоевана арабами.

ПАРСУА

ПАРСУА - обл. на З. Ирана, упоминающ. в ассир. и урартских надписях 9 - 7 вв. до н.э.; с 744 - провинция Ассирии. В ассир. текстах упоминается также страна Парсуаш (Парсумаш и др.) на сев. границах Элама. Распростр. этого топонима и этнонима связано с продвижением перс. племен с С.-З. на Ю.-В.

ПАРТАВ

ПАРТАВ - в древности столица Албании Кавказской (Сев. Азербайджана). С 461 П. явл. местопребыванием перс. наместника и был переименован в Пероз-Кават. После араб. завоевания (8 в.) был местопребыванием араб. эмиров.

ПАРУС

ПАРУС - если егип. П. крепился между верх. и ниж. реей, то финикийцы и греки прикрепляли П. к широкой верх. рее и удерживали его с помощью многочисл. канатов. Во время шторма рею можно было опустить с помощью талей. Когда корабль бросал якорь, то ниж. край П. подвязывался к рее, и он свисал с нее параллел. складками. Верх. конец мачты выдавался над реей, нижний был укреплен в спец. гнезде. Мачту можно было снимать и ставить с помощью домкрата. У римлян появился треугольный топсель (дополнит. П.)., крепивш. к верхушке мачты. Его семит. назв. (П. для хорошей погоды) указывает на карфагено-финикийское происхожд. и свидет. о том, что это новшество применялось огранич. При сильном ветре ставился более прочный П. меньшего размера. Преобладал тип одномачтового парусника, однако во времена Рим. империи появл. и трехмачтовые с наклон. передней мачтой и короткой бизанью (позади). П. сшивался из отдельных кусков льняного полотна. Встречались также папирусные и камышовые П. Пунийские рыбаки ставили попереч. П. между двумя короткими мачтами и шли под ним, таща за кормой сеть. По различ. данным удалось установить скорость, с к-рой ходили парусники, - от 2,2 до 4,8 узлов; быстроходные суда достигали 5,8 - 6,5 узлов.

ПАРУСИЯ

ПАРУСИЯ - в платоновском учении об идеях - при-сутствие идеи в отдельной вещи. В период эллинизма - присутствие богов при жертв. трапезе или в визите господина.

ПАРФЕНИЙ

ПАРФЕНИЙ - 1. греч. поэт из Никеи, в 73 до н.э. попал в Рим в кач-ве военнопленного, как вольноотпущ. жил сначала в Риме, потом - в Неаполе. П. оказал своей разностор. поэзией огромное влияние на рим. элегию. Сохран. его прозаич. произв. («Любовные страдания»), к-рое П. составил как сборник материалов для Корнелия Галла.

2. песня, исполняемая жен. хором; текстуаль-но сохран. окончание «процессионной песни» Алкмана и фрагменты песен Пиндара.

3. один из городов Боспорского царства (5 в. до н.э.), упоминаемый греч. географом Страбоном; был расположен в самом узком месте Керченского прол., у мыса Опасного. Известен также находивш. на этом месте г. Порфмий - что значит «переправа».

ПАРФЕНИЯ

ПАРФЕНИЯ - погранич. горная местность на В. Аркадии, против Арголиды и Кинурии. С вост. побережья Пелопоннеса через горы П. тропа вела в зап. р-ны, располож. против аркадской Тегеи.

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН - храм богини Афины-девы в Афинах, величайший памятник др.-греч. иск-ва. Построен на афинском Акрополе в 447 - 438 до н.э. Иктином и Калликратом; скульпт. отделка, к-рая велась под руковод. Фидия, закончена в 432 до н.э. Размеры П. 30,89 м х 69,54 м. П. был сооружен в формах дорич. периптера. В целле (цент. часть, святилище) храма, окружен. с трех сторон двухъярусной колоннадой, помещалась статуя Афины, исполн. Фидием из золота и слоновой кости. С зап. стороны к целле примыкал зал, называвш. «Парфеноном» (отсюда и назв. храма в целом), в к-ром хранилась казна Афин.

Фриз внеш. колоннады был украшен метопами с изображ. борьбы греков и их богов с враждеб. силами. Вокруг целлы, «Парфенона» и портиков шел фриз с изображ. шествия афинян в день праздника Панафиней. Фронтоны П. были украшены скульпт. композициями: вост. - на тему мифа о рожд. Афины, зап. - спора Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.

ПАРФЕНОПА

ПАРФЕНОПА - Партенопа - в греч. миф.:

1. Одна из сирен, дочь Ахелоя и музы Мельпомены. Вместе с сестрами губила своим пением плывущих мимо моряков, но когда Одиссею со спутниками удалось благополучно миновать сирен, те бросились в море.

2. Дочь Стимфала, возлюбл. Геракла, мать Эвера.

ПАРФЕНОПЕЙ

ПАРФЕНОПЕЙ - Партенопей - в греч. миф. сын аркадской нимфы Аталанты, участник похода семерых против Фив. Аттич. трагедия рисует его совсем юным, но в то же время достаточно кичливым и заносчивым; на его щите изображена сфинкс, терзающая фиванца, что должно служить для обороняющ. напоминанием о наиболее позорной странице в их прошлом; сам П. клянется, что разорит Фивы даже вопреки воле Зевса.

ПАРФЕНОС

ПАРФЕНОС - Партенос, Парфена - «дева» в греч. миф.:

1. Прозвище (эпиклеса) Афины, от к-рого произошло назв. гл. афинск. храма Парфенон.

2. Дочь Стафила, сына Диониса, и Хрисофемиды, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Отец доверил П. и ее сестре Мальпадии сторожить погреб, в к-ром хранились сосуды с дорогим вином. Сест-ры заснули, и свиньи, пасшиеся у дома, опустошили по-греб, перебив все сосуды. Боясь гнева отца, девушки в отчаянии бросились со скалы в море, но были спасены покровит. им Аполлоном и перенесены в Херсонес Карийский, где они почитались как местные божества. К принесению жертв П. и ее сестре не допускались люди, касавш. свиней или употреблявшие в пищу свинину.

3. Прозвище Дике (или Астреи), а также дочери Икария Эригоны, взятых на небо и помещен. среди звезд в созвездие Девы вместе с Ифигенией и др. девственницами.

4. В Сев. Причерноморье имя гл. богини Херсонеса Таврического, часто встречающ. в надписях и на монетах. Греки отожд. П. с Артемидой или с ее жрицей Ифигений.

ПАРФИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

ПАРФИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Парфия (ок. 248 до н.э. - ок. 227 н.э.)*

Аршак I ок. 248 - 215

Аршак II ? - ок. 190

Фрияпатий ок. 190 - 176

Фраат I ок. 176 - 171

Митридат I ок. 170 - 139

Фраат II ок. 139 - 129

Артабан I ок. 128 - 124

Митридат II ок. 124 - 88

Готарз I ок. 90 - ок. 80

Ород I ок. 80 - 78

Синтарук ок. 77 - 70

Фраат III ок. 77 - 58

Ород II ок. 58 - 39

Митридат III ок. 57 - 55

Пакор I ? - 38

Фраат IV ок. 40 - 3

Тиридат ок. 30 - 25

Фраат V 3 до н.э. - 3 н.э.

Ород III 4 - 7 н.э.

Вонон I ок. 7 - 12

Артабан II 10 - ок. 38

Вардан I ок. 39 - 45

Готарз II ок. 43 - 50

Вологез I ок. 50 - 76

Вологез II 77 - 78

Пакор II 77 - 86

Артабан III 79 - 80

Вологез II 89 - 90

Ороз 89 - 90

Пакор II 92 - 95

Ороз 108 - 127

Вологез III 111 - 146

Пакор II 113 - 114

Митридат IV ок. 130 - ок. 147

Вологез IV 148 - 190

Вологез V 190 - 206

Вологез VI 207 - 221

Артабан IV ок. 213 - ок. 227

Артавазд ок. 226 - 227

* Подлинность нек-рых царей, выпускавших монеты, напр., Аршака Теопатра Эвергета, остается сомнительной; не все претенденты и временные правители включены в этот список. За нек-рыми исключениями, все даты явл. гипотетическими.

ПАРФЯНЕ

ПАРФЯНЕ - народность, обитавшая в 1-м тыс. до н.э. и в первые века н.э. к Ю.-В. от Каспийского м., на терр. совр. Юж. Туркмении и Хорасана (древ. обл. Партава - Парфия). П. говорили на одном из иран. яз., занимались гл. обр. земледелием - ирригац. сооружения в Парфии известны уже в нач. 1-го тыс. до н.э. П. входили в состав Мидийского царства, а затем (уже при Кире II) - в державу Ахеменидов, к-рым платили подати и поставляли воинов (конных лучников). При Дарии I в Парфии и в соседней Гиркании вспыхнуло восстание, с трудом подавл. ахеменидск. вой-сками (сраж. 8 марта и 12 июля 521). В 20-х гг. 4 в. до н.э. П. были покорены Александром Македонским, а затем (с 281 до н.э.) вошли в состав госуд. Селевкидов. Ок. 250 до н.э. возникло самостоят. Парфянское царство, первонач. ядром к-рого была терр. П. Осн. религия П. - зороастризм; большой популяр. пользовались также культы Митры и Нанайи (Анахиты). Парфян. письменность возникла на основе арамейск. алфавита. Из памятников парфян. светской лит-ры сохран. лишь очень немн. в перс. обработке. Парфян. яз. продолжал еще употребляться в 3 - 4 вв. н.э. при Сасанидах; ок. 6 в. был вытеснен перс. яз.

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО - рабовлад. госуд., сущест-вовавшее с 250 до н.э. по 226 н.э. Возникло в результате возгл. Аршакидами освободит. движ. населения Парфии против владычества Селевкидов. Первонач. ядром П. ц. явл. обл.: Парфиена, Апаварктикена и Астауена. По мере расширения П. ц. в юго-зап. направл. его столицами по-следоват. были: Ниса, Дара, Гекатомпил, Экбатаны, Ктесифон. В состав П. ц. входили Иран, Сев.-Зап. Индия и др. С кон. 2 в. до н.э. наступило ослабление П. ц., способствов. вмешательству в его внутр. дела Рима. Конец П. ц. положило восстание в Персиде, возгл. правителем Ардаширом, основателем госуд. Сасанидов.

ПАСАРГАДЫ

ПАСАРГАДЫ - город в Др. Иране, построен. на высокой террасе в 80 км к С. от Персеполя и назв. по имени пасаргадов, одного из перс. племен, в к-рое входил и род Ахеменидов. В 550 до н.э. у П. перс. войско одержало решающую победу над армией мидийск. царя Астиага. В П. сохран. древнейшие памятники перс. материал. культуры (дворец и могила Кира II, храм огня в виде квадратной башни), а также краткие клинописные надписи с упомин. Кира. После смерти Кира II П. стал свящ. местом коронации ахеменидских царей.

ПАСИТЕЛЬ

ПАСИТЕЛЬ - др.-греч. скульптор 2-й пол. 1 в. до н.э. Был главой скульпт. школы в Риме, подражавший греч. скульптуре 5 в. до н.э. Произв. самого П. (статуя Юпитера и др.) не сохран. Плиний сообщает, что работы П. (из мрамора, бронзы, золота, серебра, слоновой кости) были выполнены с большим мастерством. П. написал соч. (не сохран.) о знаменитых худож. произв. древ. мира.

ПАСИФАЯ

ПАСИФАЯ - в греч. миф. дочь Гелиоса, супруга критск. царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолеп. быка, посланного на Крит самим Посейдоном, тот внушил П. противоестеств. влечение к животному.

ПАСКУНДЖИ

ПАСКУНДЖИ - в груз. миф. и фольклоре драконообразная птица.

ПАССУС

ПАССУС - рим. двойной шаг, равный 1,40 - 1,50 м. В кач-ве единицы измерения принимался равным 1,48 м.

ПАСТУХИ

ПАСТУХИ - скотоводство в Греции распростр. в усло-виях огранич. площадей пахотных земель, что определило довольно высокое развитие пастушеск. х-ва с использованием отдал. горных пастбищ. Молочный скот (овец было намного больше, чем коз и крупного рогатого скота) разводили почти исключит. для изготовл. сыра, свежее молоко и масло почти не потреблялись. П. сами доили овец и готовили сыр. Ок. 600 до н.э. от простых кисломолоч. сыров перешли к изготовлению деликатесных, в кач-ве закваски использовали ботву и сок земляных фиг, с 4 в. - животную сыворотку. П. сами изготавливали необходимые вспомогат. средства: особые ножи, сита и прессы для творога, кожаные ведра для молока, колокольчики для скота и др. Огорож. пастбищ не существовало, плетни применялись только для загонов. Для защиты стада от хищных зверей П. имели оружие и выдрессиров. собак. Свинопасы разводили свиней, составлявших осн. часть забиваемого на мясо скота. Свиньи тоже разводились на пастбищах, а не в загонах. Как правило, П. были обуч. рабы, а не свободные крестьяне. У римлян ввиду преобладания пахотных угодий, пастушество было распростр. меньше, развивалось табунное скотоводство. Это позволяло обеспечить мясом легионы в отдал. р-нах. Эллинистич. городские жители идеализировали профессию П., что нашло свое отраж. в буколиках, к-рые были популярны также и у римлян.

ПАСХА

ПАСХА - иуд. и христ. праздник. Древнейшая П. у кочевых семитских племен была праздником весен. отела скота, в связи с чем в жертву приносился новорожд. ягненок. При переходе этих племен к оседлости и земледелию (13 - 12 вв. до н.э.) П. превратилась в праздник жатвы. Отсюда обычай приготовл. из первых зерен нового урожая опресноков (маццот). С развитием культа Яхве П. превратилась в праздник в честь легенд. исхода евреев из Египта. В христианстве праздник П. был переосмыслен и связан с верой в искупит. силу страданий Христа и в его воскресение. Первонач. иуд. и христ. П. совпадали по времени. 1-й Никейский вселенский собор (325) решил праздновать П. в первое воскресенье после истеч. недели со дня иуд. П. В зависимости от особенностей лунного календаря эта дата приходится на время от 4 апр. по 8 мая.

ПАТАЛА

ПАТАЛА - в индуист. миф. общее назв. семи подземных обл., в которых живут дайтьи, данавы, наги и др. божест-ва, противостоящие богам, обитающим в небе.

ПАТАЛИПУТРА

ПАТАЛИПУТРА - город в Др. Индии, один из величайших городов древ. мира (занимал пространство приб. в 16 х3 км). По традиции, был основан при царе Аджаташатру в сер. 5 в. до н.э. как крепость против госуд. Личчхавов и вскоре стал важнейшим в Сев. Индии центром торговли, ремесла и культуры и столицей госуд. Магадха. П. была столицей империи Нандов, Маурьев, Шунгов, Гуптов. К концу правл. Гуптов (5 - 6 вв). П. пришла в упадок и превратилась в руины. Рядом с развалинами, у берега р. Ганг, выросла совр. Патна. Описания П. сохранились во мн. инд. источ., у антич. авторов, кит. путешественников.

ПАТЕРА

ПАТЕРА - глубокий или плоский сосуд для питья, в осн. чаша, используемая для жертв. вина.

ПАТЕРИКИ

ПАТЕРИКИ - сборники рассказов из жизни монахов (преим. отшельников) различ. стран и монастырей. Первый известный нам П. появился на рубеже 4 - 5 вв. в Египте.

ПАТЕР ПАТРИЕ

ПАТЕР ПАТРИЕ - почетный титул в Др. Риме. Впервые был пожалован сенатом в 63 до н.э. Цицерону; в 45 до н.э. - Цезарю; начиная с Августа, присваивался обычно императорам.

ПАТРАССКИЙ БОЙ

ПАТРАССКИЙ БОЙ - бой между коринфским и афинским гребными флотами в Патрасском (Патрском) заливе в 429 до н.э., в период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. Афинский отряд кораблей (20 триер) обнаружил близ г. Патраса (Патры) коринфский отряд (47 триер). Коринфский командующий построил корабли в круг, внутри к-рого поместил 5 быстроходных триер и транспортные суда. Афинский флот в строе кильватерной колонны стал маневрировать вокруг коринфского флота и разгромил его.

ПАТРАЭЙ

ПАТРАЭЙ - город Боспорского госуд., упомин. в «Географии» Страбона, а ранее - Гекатеем Милетским под назв. Патрасий. Его местоположение предположит. отожд. с разрушаемым морем городищем на сев. берегу Таманского зал. Город возник в 6 в. до н.э., жил интенсив. жизнью в эпоху эллинизма и первые века н.э., здесь была построена крепость из сырцового кирпича. На рубеже 1 и 2 вв. н.э. город был сожжен неприятелем. Основой экономики П. было с. х-во, большое значение в 1 - 3 вв. н.э. имело виноделие. После гуннского погрома (370-е гг. н.э.) на руинах антич. П. возникло ср.-век. поселение.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ - высший титул главы самостоят. (автокефальной) правосл. христ. церкви в ряде стран. Титул П. установлен Халкидонским церк. собором.

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ - наиболее распростр. форма первобытнообщ. отношений времени их распада, хар-ризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье.

ПАТРИАРХИ БИБЛЕЙСКИЕ

ПАТРИАРХИ БИБЛЕЙСКИЕ - предки различ. народов, упомин. в библии. Библ. традиция относит обычно к П. б. родонач. десяти поколений до и десяти поколений после т.н. «всемирного потопа», а также родонач. еврейских племен (Авраама, Исаака, Иакова-Израиля и 12 сыновей последнего). П. б. почитались первонач. как родовые боги и лишь с утвержд. культа бога Яхве традиция превратила их в смертных героев, в благочестивых мудрецов, выполняющих заветы Яхве.

ПАТРИК

ПАТРИК (ок. 389 - 465) - основатель ирланд. католич. церкви и ее первый епископ. Родом шотландец. Начал распростр. христианства в Ирландии в 30-х гг. 5 в.

ПАТРИКИЙ

ПАТРИКИЙ - в Византии (до 12 в.) один из титулов служилой знати (ниже магистра и выше протоспафария).

ПАТРИМОНИЙ

ПАТРИМОНИЙ - термин рим. права, обознач. имущест-во, перешедшее по наследству от отца. В Рим. империи П. принцепса называлось частное имущество императоров.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА - совокупность учений христ. церкви 2 - 8 вв. (в первую очередь «отцов церкви», отсюда назв.). Во 2 - 3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. властей, П. хар-ризуется защитой христ. учения, полемикой с нехрист. философами. С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. религии) гл. в П. становится систематизация христ. догм. Расцвет П. достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и Августина на Западе и завершается со смертью последнего (430). Заключит. период П. (сер. 5 - 8 вв.) хар-ризуется окостенением догмы; в это время были заложены основы схолатики.

ПАТРИЦИИ

ПАТРИЦИИ - члены рим. родовой общины, затем - родовая знать в Др. Риме. Первонач. П. составляли коренное население Рима и в кач-ве такового они считались «рим. народом». В период ранней республики (кон. 6 - нач. 3 вв. до н.э.) П. (родовая знать) еще обладали целым рядом привилегий (право занимать высшие магистратуры, пополнять состав сената и жреч. коллегий, право пользоваться участками обществ. земли и др.). К нач. 3 в. до н.э. плебеи добились уравнения в правах с П. Одноврем. с этим шла экономич. дифференциация П. Среди них выделились богатые семьи, к-рые слились с верхушкой плебеев и образовали сословие богатых и знатных рабовладельцев, нобилей, захвативших в свое монопол. обладание рим. сенат и магистратуры.

ПАТРОКЛ

ПАТРОКЛ - в греч. эпич. традиции друг Ахилла, принимал вместе с ним участие в Троянской войне и выпросил его оружие, чтобы помочь теснимым врагами грекам, в то время как Ахилл, поссоривш. с Агамемноном, уклонился от битвы. После того как П. убил Сарпедона, он пал от руки Гектора, Ахилл принес в жертву на его погребал. костер 12 молодых троянцев и протащил вокруг его могилы труп Гектора. П. и Ахилл как идеальная друж. пара неоднократно явл. сюжетом различ. произв. иск-ва.

ПАТРОНАТ

ПАТРОНАТ - патроциний - в Др. Риме особая форма покровит., устанавл. зависимость неполноправных или бедных граждан от богатых и влиятельных. В период разлож. родового строя члены обедневших родов, а также нек-рые плебеи отдавались под П., становясь клиентами влиятел. сограждан. Клиент, вступая в род патрона, оказывался в зависимом от него положении: был обязан следовать вместе с патроном на войну, оказывать ему мате-риал. поддержку; он не имел гражд. правоспособности - все сделки за него совершал патрон. П. явл. также отношения рабовладельца и вольноотпущенника, сохранявш. определ. обязанности по отношению к своему прежнему господину. Систематич. нарушение этих обязанностей каралось возвращением вольноотпущенника в рабское состояние. В поздней Рим. империи под П., или патроциний, влиятел. сенатора отдавались мелкие землевладельцы и даже целые села, общины, города. Передавая патрону свою землю и получая ее обратно уже в кач-ве прекария, мелкие землевладельцы тем самым стремились избежать тяжести податного бремени, оградить себя от насилия чиновников, судей, ростовщиков.

ПАУК

ПАУК - в мифопоэтич. традициях с образом П. связываются творч. деятельность, профессион.-ремесл. навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменов., мудрость, а также холодная жестокость, жадность, злобность, колдовские способности. Известно использование П. в магич. медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в черной магии).

ПАФЛАГОНИЯ

ПАФЛАГОНИЯ - в древности обл. М. Азии на побережье Черного м., между Вифинией, Галатией и Понтом. В прибрежной полосе П. находились греч. города (Синопа и др.), во внутр. части преобладало сел. население сирийского происхожд. В 6 в. до н.э. П. была завоев. Лидией, с сер. 6 в. до н.э. входила в состав Перс. царства, в 4 в. до н.э. завоев. Александром Македонским, потом переходила от одного эллинистич. царя к др. С 281 до н.э. внутр. обл. П. управлялись местными династами. В 107 до н.э. по завещанию досталась Митридату VI. Покоренная римлянами во время 3-й Митридатовой войны (74 - 64 до н.э.), прибрежная часть П. была включена в состав рим. провинции Понт и Вифиния; внутр. обл. П. ок. 6 до н.э. были присоед. к рим. провинции Галатия. При Диоклетиане внутр. обл. П. были превращены в самостоят. провинцию c гл. г. Германикополем (Гангра). В Визант. время П. упомин. как особая фема.

ПАФОС

ПАФОС - город на зап. побережье Кипра, колонизов. в микенское время аркадцами. Место почитания Афро-диты.

ПАХАПАН ХРЕШТАК

ПАХАПАН ХРЕШТАК - в армян. миф. ангел-хранитель. Согл. миф. представл., два П. х. сопровождают человека с момента его рожд.; один охраняет душу, другой - тело человека. Иногда П. х. отожд. с ангелом смерти (хогеар), он ведет в потустор. мир душу умершего на судилище.

ПАХОМИЙ

ПАХОМИЙ (292/4 - 346) - основатель киновитства. По происхожд. копт; родился в языч. семье. Служил в рим. армии. Приняв христианство, жил нек-рое время отшельником. Ок. 320 основал первую киновию (монастырь) в Тавенне (Египет). Монашеские «Правила» П., составлены на коптском яз. (пер. на греч. в 4 в., ок. 404 - на лат. яз.).

ПАХТ

ПАХТ - в егип. миф. богиня-львица. Ее эпитет - «обладательница зорких глаз и острых когтей». Культ П. был распростр. в Бени-Хасане, где она считалась владычицей вост. пустыни. Часто отожд. с др. богинями-львицами.

ПАШУПАТИ

ПАШУПАТИ - «владыка зверей» (скота), «господин тварей»; в др.-инд. миф. эпитет Рудры и Шивы, особая их ипостась.

ПАЯНИЕ

ПАЯНИЕ - греки не создали к.-л. значит. технич. усовершенствований процесса П. по сравн. с более древ. цивилизациями. В кач-ве припоя использовались олово (свинец или медь), серебро. В них добавляли такие антиоксиданты, как бура, глинозем, масло, соль. В припой подмешивали мочу ребенка. Эта техника припоя была свойственна также этрускам и римлянам. В процессе П. применялись паяль-ная лампа и паяльная трубка почти совр. формы. Использование свинц. водопроводных труб требовало проведения больших паяльных работ.

ПЕАН

ПЕАН - песня еще в долит. период, исполн. в сопровождении кифары чаще муж., но иногда и жен. хором. Она пелась в кач-ве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного хар-ра. Назв. ее происходит от прозвища бога Аполлона Пеана («помощник в беде»), к-рого изнач. призывали в этом пении возгласами «иэ Пеан». Позже появились П., обращ. к др. богам и даже к людям. Сохран. П. Пиндара и эллинистич. поэтов, а также и фрагмент П. Вакхилида. Среди эпиграфич. примеров достойны упоминания гимны из Дельф: П. вместе с просодием и нотами.

ПЕГАС

ПЕГАС - в греч. миф. крылатый конь. П. как плод связи горгоны Медузы и Посейдона появился из капель крови Медузы, когда ее убил Персей. Имя П. получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Он вознесся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу. По др. мифу, боги подарили П. Беллерофонту и тот, взлетев на нем, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну. Ударом копыта П. выбил на Геликоне источ. Гиппокрену («лошадиный источ.») вода к-рого дарует вдохновение поэтам.

ПЕГНИЙ

ПЕГНИЙ - технопегний - фигурное стихотворное произв. из стихов различ. длины, запись к-рого очертаниями представляет предмет стихотворения (напр., топор, сирингу); жанр возник в период эллинизма (Симмий), был использован римлянами (Левий, Оптатиан Порфирий), особо любим во времена Каролингов и в поэзии барокко.

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ - в классич. период домашний раб, к-рый ежедневно сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. В связи с этими постоян. обязанностями П. становился воспитателем и оказывал большое влияние на формирование личности ребенка. В эллинистич. время из обычного раба он превратился в уважаемого домаш. учителя.

ПЕДЕРАСТИЯ

ПЕДЕРАСТИЯ - эротич.-сексуал. связь лиц муж. пола. Развитию П. способствов. условия воен. демократии. Иногда П. санкционировалась госуд. и приобретала организов. форму (Спарта). В остальных обл. Греции П. отчасти продолжала существовать как реликт аристократич. традиций. В Афинах занимавш. П. за деньги подвергались штрафу.

Сохран. множество ваз 6 - 5 вв. до н.э., в т.ч. имеющих огромную худож. ценность, на к-рых изображены сцены любовной сделки. Явление П. нашло отражение в мифах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбл. (о любви Зевса к Ганимеду, Аполлона к Гиакинфу). Эти сюжеты использовались и в пластике (напр., группа «Зевс и Ганимед» из Олимпии, группа «Ганимед и орел»), с 6 в. до н.э. - в греч. любовной лирике (в жанре эпиграммы). Однако антич. традиция ценила и духовную сторону явления однополой любви, признавая роль любящего в воспитании и образовании любимого, полезность такой связи на войне (воины Леонида при Фермопилах; т.н. свящ. отряд в войске Эпаминонда) и в жизни госуд. («тираноубийцы» Аристогитон и Гармодий). В платоновском учении об эросе («Пир», «Федр») сексуал. сторона этого явления приобретает явно второстеп. значение. В Риме П. засвидет. с 3 в. до н.э.; здесь, правда, она существовала вне связи с этич. идеями.

Предыдущая страница Следующая страница