Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "А" (часть 9, "АТР"-"АЯК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АТР"-"АЯК")

АТРАХАСИС

АТРАХАСИС - в аккад. миф. герой мифа о потопе, к-рый известен в старовавилонской (сер. 2 тыс. до н.э.), ново-ассирийской и поздневавилонской (1 тыс. до н.э.) версиях.

АТРЕЙ

АТРЕЙ - в греч. миф. царь Микен, отец героев Троянской войны - Агамемнона и Менелая. Миф об Атрее и Атридах разработан гл. обр. в греч. трагедии, где А. - олицетв. преступника, нарушающ. основы обществ. морали. Так, у Еврипида А. накормил своего брата Фиеста обедом, приготовл. из его убитых детей.

АТРИ

АТРИ - в др.-инд. миф. один из древнейших мудрецов (риши), к-рому приписыв. создание мн. гимнов «Ригведы».

АТРИБИС

АТРИБИС - др.-егип. город на берегу Себеннитск. рукава Нила (близ совр. Бенха-эль-Асала), столица 10-го нома Ниж. Египта («нома Черного Быка»). В 8 в. до н.э. А. был столица небольш. самостоят. госуд. При Птолемее IX Александре храм Гора в А. получил право убежища (91 до н.э.). Сохран. остатки храмов, возвигн. в А. последними Птолемеями и рим. императорами 1 - 2 вв.

АТРИДЫ

АТРИДЫ - дети Атрея (Агамемнон и Менелай).

АТРИЙ

АТРИЙ - ср. часть др.-итал. и рим. жилища, представл. собой закрытый внутр. двор, куда выходили остальные помещения. По сторонам А. находились его крылья, где помещались изображ. домаш. богов (ларов и пенатов) и маски предков. В древности посередине атрия был очаг, над к-рым в кровле устраив. отверстие для выхода дыма. От этого дыма стены и потолок А. были закопч., отчего он и получил свое назв. (А. по-лат. - черный). В эпоху поздней республики и империи А. стал одним из парадных помещений рим. дома и получил богатую отделку; место прежнего очага занял неглуб. четырехугол. бассейн, над к-рым продолжали оставл. отверстие в крыше для стока дожд. воды.

АТРОПАТЕНА

АТРОПАТЕНА - Атрапатакан, Атрапайакан, Адурбиган, Адорбиган - назв. в древ. и ср. века обл. в Юж. Азербайджане, составлявшей Сев. или М. Мидию (терр. в зоне Талыш-ских гор, р. Аракс и оз. Урмия). Наз. «А.» связывают с именем Атропата, управл. этой обл. в 4 в. до н.э. Позже он возгл. А. в кач-ве независим. царя и явился основат. царской ди-настии. Сведения антич. авторов об А. позволяют счит. ее раннерабовлад. госуд. и одним из основных центров зороастрийской религии. Столицей А. был г. Газака. В 3 в. до н.э. А. во главе с Артабазаном активно участв. в борьбе против захватнич. политики Селевкидов, а затем, особенно в последние века до н.э. - в борьбе против рим. экспансии. Ок. 150 до н.э. А. попала под власть Парфянского царства.

В нач. 2 в. до н.э. А. включ. также зону г. Нахичевань (на р. Аракс). В 7 в. н.э. терр. А. была завоев. Араб. халифатом. От А. произошло совр. назв. Азербайджана.

АТРОПОС

АТРОПОС - неотвратимая, одна из мойр.

АТТАЛ

АТТАЛ - цари Пергама:

1. А. I (269 - 197 до н.э.) - правил в 241 - 197. Владения А. I первонач. состояли из крепости и небольшой прилегающей обл. В войне с галатами и Селевкидами захватил почти всю М. Азию до г. Тавра и образовал за счет владений Селевкидов новое Пергамское царство. А. I был союзником Рима во 2-й Макед. войне (200 - 197). При А. I был воздвигнут в честь победы над галатами знаменитый Пергамский алтарь, а также основана Пергамская б-ка, вторая по знач. после Александрийской.

2. А. II (220 - 138 до н.э.) - правил в 160 (или 159) - 139 (или 138), младший сын Аттала I, брат и преемник Эвмена II. А. II вел оборонит. войны с вифинским царем Прусием II, прибегая к помощи Рима. Вмешиваясь во внутр. дела Селевкидов, помог Александру Баласу свергнуть Деметрия I и захватить власть (150).

3. А. III - правил в 139 (или 138) - 133 до н.э., сын Аттала II. Жесток. казнями подавлял недовольство, вызв. его прорим. политикой. Под угрозой назревавш. восстания завещал свои владения Риму (133). После подавл. восстания Аристоника Пергамское царство преврат. в рим. провинцию, назв. Азией.

АТТАЛИДЫ

АТТАЛИДЫ - пергамская династия (283 - 133 до н.э.). Основат. династии считался Филетер (283 - 263), сын Аттала. Лисимах назначил Филетера начальн. крепости Пергама и доверил на хран. свою казну. В 281 Филетер перешел на сторону Селевка I Никатора и фактич. стал независимым. Офиц. независим. А. получили при Эвмене I (263 - 241). При Эвмене II (179 - 159) Пергам достиг своего высш. расцвета. Последними представит. А. были наследники Эвмена II - Аттал II и Аттал III.

АТТИЙ НАВИЙ

АТТИЙ НАВИЙ - в рим. миф. ученейший жрец-авгур. Сын простого крестьянина, к-рый, убедивш. в необыкн. способностях А. Н. к толков. воли богов по поведению птиц, отдал сына учиться науке авгуров сперва к рим., а затем этрусским жрецам. Слава и авторитет А. Н. не нравились царю Тарквинию Древнему, и тот решил подорвать доверие к его занятиям. Вызвав А. Н. к себе, он при народе спросил, удастся ли задуман. им дело. Получив утвердит. ответ, царь сказал, что задумал перерезать ножом камень. А. Н. предложил ему попробовать, и нож, войдя в камень, легко его перерезал. Царь был посрамлен, а А.Н. была воздвигн. статуя, простоявшая мн. веков.

АТТИК

АТТИК - 1. Тит Помпоний (110 - 132 до н.э.) - богатый и влият. рим. всадник, получил имя А. вследствие того, что более 20 лет жил в Афинах. Будучи состоят. землевлад., торговцем и финансистом, старался занять в неспокойное с политич. точки зрения время нейтрал. позицию между противоборств. партиями. Это огражд. А. от посяга-тельств на его состояние и обеспеч. посреднич. роль. Письма, напис. Цицероном, с к-рым А. связыв. многолет. дружба, представляют собой историч. документ той эпохи. А. явл. высоко-образов. и просв. человеком, он снискал себе известн. публикацией и распростр. лит. произв. Для этой цели он располагал образован. рабами-переписчиками. Его собств. соч. «Хроника» - краткий хронологич. очерк об истории Рима со дня основания. Жизнь А. подробно опис. его другом Корнелием Непотом.

2. низкая надстроен. стенка, располож. над вен-чающим сооруж. карнизом (в рим. архитектуре обычно на триумфал. арках) и предназнач. для барельефа или надписи.

АТТИКА

АТТИКА - обл. Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинскую, элевсинскую, месогейскую, марафонскую - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распростр. террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лав-рион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезан. берегов А., ее середин. положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способств. развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н.э. А. постеп. стала самой развитой соц.-экономич., политич. и культурной обл. (центр - Афины) Др. Греции.

АТТИЛА

АТТИЛА (ум. 453) - предводитель гуннов 434 - 453 (до 445 совм. с братом Бледой, затем, убив брата, - единолично). При А., резиденция к-рого наход. на терр. совр. Венгрии, гуннский союз племен распростр. свою власть на В. - до Кавказа, на З. - до Рейна, на С. - до датских о-вов, на Ю. - включал правый берег Дуная. В 447, опустошив Фракию, Иллирию (разруш. 70 городов и крепостей), гунны дошли до Фермопил и окрестн. Константинополя; была значит. повышена дань, к-рую Вост. Рим. империя платила гуннам. В 451 А. вторгся в Галлию, а затем потерпел пораж. на Каталаунских полях от войск Зап. Рим. империи (командующий Аэций) и ее союзников (вестготы, бургунды и др.). В 452 А. опустошил Сев. Италию (разрушил Аквилею, взял Падую, Милан и др. города; Рим откупился). По возвращ. в Паннонию А. вскоре умер.

АТТИС

АТТИС - в греч. миф. бог фригийск. происхожд., связ. с оргиастич. культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дарительницы плодоносных сил земли. Происхожд. А. загадочно. Подробный рассказ в двух вариантах содерж. у Павсания: А. - сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторожд. В честь матери богов учрежд. он в Лидии свящ. празднества - оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом. По др. преданию, А. - сын двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую мать) и дочери р. Сангариос.

АТУМ

АТУМ - в егип. миф. бог солнца, демиург, возгл. гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во мн. текстах А. назыв. вечерним, заходящим солнцем. Изображ. человеком с двойной короной на голове (его эпитет - «владыка обеих земель», т.е. Верх. и Ниж. Египта), воплощался также в образе змея, иногда - ихневмона. Рука А. - богиня Иусат. А. возник из первобыт. хаоса - Нуна (иногда называем. отцом А.) вместе с первозд. холмом (с к-рым он отожд.). Сам себя оплодотворив (проглотив собств. семя), А. родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов: воздух - Шу, и влагу - Тефнут, от к-рых произошла земля - Геб и небо - Нут. В Мемфисе происхожд. А. вел от Птаха. А. отожд. с Птахом, а также с Хепри. (А.-Хепри, в нек-рых изречениях «Текстов пирамид» это божество назыв. создателем Осириса), Аписом (Апис-А.), с ним сближали Осириса («Живой Апис-Осирис - владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истребл. людей А. (или Нун) возгл. совет богов, на к-ром богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В др. мифе разгнев. А. грозит разрушить все им создан. и превратить мир в водную стихию. Впослед. почитание А. было оттеснено культом Ра, отожд. с ним (Ра-А.).

АТХАРВАВЕДА

АТХАРВАВЕДА - 4-й сборник (самхита) Вед («Веда заклинаний»), первонач. не включавш. в инд. свящ. канон. А. относится к более позднему времени (приблизит. рубеж 1-го и 2-го тыс. до н.э.), чем Ригведа. Состоит из 731 гимна, к-рые разделены на 20 книг. Большинство гимнов пред-ставл. собой всевозможные заговоры и заклинания. А. обна-руж. знакомство индийцев с железом, зачатками медицины, свидет. о формировании рабовлад. госуд., могуществе жреч. касты. В отличие от Ригведы, в к-рой географич. данные огранич. зап. частью Сев. Индии, в А. упомин. и сев.-вост. обл., включая Магадху и Ангу.

АТХАРВАН

АТХАРВАН - в др.-инд. миф. жрец, первым добывший трением огонь - Агни и установ. жертвоприношения; с помощью жертвопринош. А. пролагает пути, на к-рых рожд. солнце. А. - друг богов и живет на небесах; иногда о нем говорят как о древ. учителе. Позднее А. считают старшим сыном Брахмы (к-рый открыв. сыну божеств. знание), связывают с Праджапати, отожд. с Ангирасом; ему же приписыв. авторство «Атхарваведы». В Др. Индии именем А. обознач. особую категорию вед. жрецов, ведавших при жертвопринош. огнем и сомой; счит., что они - потомки А. Иногда А. обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы - А. известны и в др.-иран. традиции.

АУД

АУД - Аудх - ист. обл. в Сев. Индии, располож. на ср. теч. р. Ганг. В 6 в. до н.э. на терр. А. существовало рабовлад. госуд. Кошала со столицей в Айодхье, от к-рой получ. назв. вся обл. В древности и ср. века А. был важнейшей составной частью крупных госуд., образовавш. в долине Ганга.

АУДУМЛА

АУДУМЛА - в сканд. миф. корова, к-рая произошла из инея, наполнявш. мировую бездну, и выкормила своим молоком первое антропоморф. существо - великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней, облизан. А., возник предок богов Бури.

АУЛА

АУЛА - соотв. рим. атрию двор греч. дома; позднее в императорскую эпоху, А. обознач. местожит. владетельных особ (в знач. «двор»). В раннехрист. базилике А. представл. собой помещение для мирян.

АУЛАК

АУЛАК - госуд. в Сев.-Вост. Индокитае в 3 - 2 вв. до н.э. Было населено предками вьетнамцев - лаквьетами, переселивш. из басс. р. Янцзы и смешавш. с местным аустроазиатским и протоиндонез. населением. Занимало ср. и ниж. теч. рр. Красной, Черной, Светлой и Ма, а также горы вдоль совр. вьетнамо-кит. границы. А. возник в 257 до н.э. после объед. ряда союзов племен, в 181 до н.э. (или 179) вошел в состав Намвьета как зависимое госуд. В 111 до н.э. правящая династия А. - Тхук была свергнута, А. вошел в состав кит. госуд. Зап. Хань. А. был, по мнению большинства ученых, раннерабовлад. госуд. с деспотич. формой правл. и преобладанием эксплуатации общинников (лакзан) над эксплуатацией рабов (ноле). Осн. занятием населения было орошаемое земледелие, осн. использовавш. металлом была бронза. Господствующий класс в А. составляли лакхэу и лакчыонги - крупные землевладельцы, выходцы из родовой и племенной верхушки. Внеш. политика А. развивалась в двух направлениях: отражение экспансии с С. и расширение своих владений к Ю. В 221, 214 - 211 до н.э. А. вел войны с кит. династией Цинь, в 209 - 208 до н.э. - с Намвьетом, в 180 и 135 до н.э. участвовал вместе с Намвьетом в войнах с Чанша и Манвьетом. В теч. 2 в. до н.э. А. захватил сев. часть совр. Чунгбо. В А. сложилась самобытная культура - т.н. культура Донгсон, оказавшая большое влияние на ряд народов Юго-Вост. Азии. Со 2 в. до н.э. усилилось влияние кит. культуры. Эпоха А. - время сформирования клас. общест-ва, гос-венности и культуры предков вьетнамцев - лаквьетов. В А. оформились многие черты экономики и культуры, ставшие хар-рными для вьетнамцев.

АУЛАНА

АУЛАНА - персонаж вед. миф., соотносимый с неким жертв. даром. В просьбе Девапи о дожде содерж. обращение к Агни принести А. на небо к богам. Этот же мотив лежит в основе более поздн. ритуала жертвопринош., в к-ром Агни должен принести А. благословение и дождь. Согл. старейш. инд. комментатору «Ригведы» Саяне, А. - сын Шантану из рода кауравов.

АУРВАТ

АУРВАТ - Хаурват - в иран. миф. (в «Авесте») одно из божеств Амеша Спента. А. явл. одним из четырех добрых духов, составл. свиту верхов. божеств. триады Добра (согл. «Гатам» Заратуштры). Счит. покровителем воды.

АУРЕУС

АУРЕУС - золотая рим. монета, к-рую после победоносных воен. походов начал чеканить Юлий Цезарь. Более ранние золотые монеты выпуск. редко и случайно - во время войны для обслуж. армии по случаю к.-н. триумфа. Систематич. чеканка А. производ. в императорскую эпоху, начиная с правл. Августа (30 до н.э. - 14 н.э.), в кол-ве 40 штук из рим. фунта золота (вес приблизит. 8,19 г). Тогда А. = 25 денариям (серебро) = 100 сестерциям (латунь) = 200 дупондиям (латунь) = 400 ассам (медь). Во времена Нерона (54 - 67 н.э.) вес А. снизился до 1/45 фунта, при Каракалле - до 1/50, а при Диоклетиане (285 - 305 н.э.) - сперва до 1/60, а потом - до 1/70 фунта (вес приблизит. 5,5 г). В связи с денежной реформой Константина на смену А. пришел золотой солид. На аверсе А. помещ. портрет императора, вокруг - его имя и титулы; на раверсе - пояснит. надписи, к-рые иногда относились к лицевой стороне, или легенда в форме девиза (Libertas - свобода, Concordia - согласие и др.) вокруг символич. изображ. событий или понятий и т.п. Кроме целого А., чеканились (реже) золотые монеты достоинством в 1/2 и 1/3 А. Золотые рим. монеты почти не попадали на терр. Вост. Европы, но встреч. т. н. «варварские» подраж. этим монетам. Иногда на Украине попадаются золотые рим. медальоны, к-рые дают основание говорить о связях вождей местных племен с представит. администрации зависимых от Рима терр.

АУРИХАЛК

АУРИХАЛК - латунь, более дорогой, чем бронза, сплав меди и цинка, из к-рого, начиная со времен Августа, чеканились в Риме сестерции и дупондии. А. получил назв. от цвета сплава, похожего на золото.

АУСПИЦИИ

АУСПИЦИИ - в Др. Риме гадания по полету птиц и др. «божеств. знамениям» (по крику животных, различ. явлениям на небе и т.д.) с целью узнать «волю богов». Право А. принадл. магистрам, имевшим верхов. власть - империум. А. соверш. перед началом важн. гос. акта (напр., перед открытием комиций, вступл. в должность консулов, преторов) в теч. одного дня на том месте, где акт должен совершиться. Магистрат ночью, в молчании, садился на магистратское кресло (в спец. палатке), произносил ряд формул и условий данного А. и ждал «знамений». А. использов. в политич. борьбе, рано стали объектом злостных махинаций (в 58 до н.э. Клодий издал закон против злоупотребл. в А.).

АУТЕНТИКУМ

АУТЕНТИКУМ - первонач. текст, имеющий юридич. силу экземпляр. Имеется в виду сборник 134 законов имп. Юстиниана, лат. перевод греч. оригиналов, к-рый изобиловал неточн. В 12 в. книгу ошибочно принимали за служеб. издание.

АУФИД

АУФИД - гл. река в Апулии (совр. Офанто), протяжен. 166 км. Берет начало в Апеннинах, возле антич. Венузии, и впадает в Адриатическое м. В антич. времена ниже Канузия (совр. Каносади-Пулья) А. была судоходной.

АФАМАНТ

АФАМАНТ - Атамант - в греч. миф. царь племени миниев в Беотии, сын царя Эола, внук Эллина, возлюбл. богини облаков Нефелы, от союза с к-рой родились Фрикс и Гелла. Впослед. А. женился на дочери Кадма Ино, родившей сыновей Леарха и Меликерта.

АФАНАСИЙ

АФАНАСИЙ (295 - 373 н.э. в Александрии) - с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколеб. ортодоксал., антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные поле-мики соч. явл. важнейшим источ. по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произв. «Жизнеописание Великого Антония» служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распростр. идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 празднич. писем А. в сирийск. переводе. А. приписывывалось также большое кол-во фиктивных соч.

АФАРЕТИДЫ

АФАРЕТИДЫ - в греч. миф. сыновья мессенск. царя Афарея Идас и Линкей. Идас отличался непомерной силой и гордостью, а Линкей - небывалой остротой зрения, видел под землей и водой.

АФИНА

АФИНА - в греч. миф. богиня мудрости и справедл. войны. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовш. ему голову топором, сам произвел на свет А., к-рая появ. из его головы в полном боевом вооружении и с воинств. кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у оз. (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. А. - одна из главнейших фигур не только олимпийской миф., по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее - ближайшее к Зевсу. Среди непремен. атрибутов А. - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, к-рый обладает огромной магич. силой, устрашает богов и людей. Ее рожд. сопровожд. золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Ее изображ., т.н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту А. - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отожд. А. с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («световоздушной»). Свящ. деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящ. храмы Эрехтейон и Парфенон. Гл. эпитеты А., наделенной гражд. функциями, - Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А.-Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). Хотя культ А. был распростр. по всей материковой и о-вной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почит. А. в Аттике, в Афинах (назв. г. Афины греки связывали с именем богини-покровительницы города). Ей посвящены земледельч. праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи А., юноши приносили клятву гражд. служения богине. Всеобщий хар-р носил праздник великих панафиней - апофеоз А. - гос. мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на к-ром изображ. ее подвиги в гигантомахии. В Риме А. отожд. с Минервой.

АФИНЕЙ

АФИНЕЙ - греч. грамматик и софист 3 в. Род. в г. Навкратис в Египте, впослед. жил в Риме. Ему принадлежит соч. «Дейпнософисты» в 15 кн., из к-рых полностью дошли до нас 12. Построен. в форме застольной беседы ученых на всевозможные темы, оно содержит выписки из многочисл. утрач. соч. греч. авторов. Особенно ценны приводимые А. данные по истории рабства.

АФИНИОН

АФИНИОН (ум. 101 до н.э.) - один из вождей 2-го сицилийск. восстания рабов в 104 - 101 до н.э. В 102 принял титул царя. Был убит в поединке рим. консулом Манием Аквилием.

АФИНСКИЕ АРХОНТЫ

АФИНСКИЕ АРХОНТЫ - Афинские архонты (496 - 293 до н.э.)

Год до н.э.

528 Филоней

527 Онетор?

526 Гиппий

525 Клисфен

524 Мильтиад

523 Каллипд?

522 Писистрат?

496 Гиппарх

495 Филипп

494 Пифокрит

493 Фемистокл

492 Диогнет

491 Гибрилид

490 Фенипп

489 Аристид

488 Анхис

487 Телесин

486 ?

485 Филократ

484 Леострат

483 Никодем

482 ?

481 Гипсихид

480 Каллиад

479 Ксантипп

478 Тимостен

477 Адимант

476 ?

475 Дромоклид

474 Акесторид

473 Менон

472 Харет

471 Праксиэрг

470 Демотион

469 Апсефион

468 Теагенид

467 Лисистрат

466 Лисаний

465 Лиситей

464 Архедемид

463 Тлеполем

462 Конон

461 Эвтипп

460 Фрасиклид

459 Филокл

458 Хаброн

457 Мнеситид

456 Каллий

455 Сосистрат

454 Аристон

453 Лисикрат

452 Хэрефан

451 Антидот

450 Эвтидем

449 Педий

448 Филиск

447 Тимархид

446 Каллимах

445 Лисимахид

444 Пракситель

443 Лисаний

442 Дифил

441 Тимокл

440 Морихид

439 Главкин

438 Теодор

437 Эвтимен

436 Лисимах Мирринунт

435 Антиохид

434 Кратет

433 Апсевд

432 Пифодор

431 Эвтин

430 Аполлодор

429 Эпаминон

428 Диотим

427 Эвклес Молон

426 Эвтин

425 Стратокл

424 Исарх

423 Аминий

422 Алкей

421 Аристион

420 Астифил

419 Архий

418 Антифон

417 Эвфем

416 Аримнест

415 Харий

414 Тисандр

413 Клеокрит

412 Каллий

411 Мнесилох и Теопомп

410 Главкипп

409 Диокл

408 Эвктемон

407 Антиген

406 Каллий

405 Алексий

404 Пифодор

403 Эвклид

402 Микон

401 Ксенэнет

400 Лахет

399 Аристократ

398 Эвтикл

397 Суниад

396 Формион

395 Диофант

394 Эвбулид

393 Демострат

392 Филокл

391 Никотел

390 Демострат

389 Антипатр

388 Пиргион

387 Теодот

386 Мистихид

385 Декситей

384 Диотреф

383 Фанострат

382 Эвандр

381 Демофил

380 Пифей

379 Никон

378 Навсиник

377 Каллей

376 Харисандр

375 Гипподам

374 Сократид

373 Астий

372 Алкистен

371 Фрасиклид

370 Дисникет

369 Лисистрат

368 Навсиген

367 Полизел

366 Кефисодор

365 Хион

364 Тимократ

363 Хариклид

362 Молон

361 Никофем

360 Каллимед

359 Эвхарист

358 Кефисодот

357 Агафокл

356 Эльпинес

355 Каллистрат

354 Диотим

353 Тудем

352 Аристодем

351 Теэлл

350 Аполлодор

349 Каллимах

348 Теофил

347 Фемистокл

346 Архий

345 Эвбул

344 Ликиск

343 Пифодот

342 Сосиген

341 Никомах

340 Теофраст

339 Лисимахид

338 Хэронд

337 Фриних

336 Пифодел

335 Эвэнет

334 Ктесикл

333 Никократ

332 Никет

331 Аристофан

330 Аристофон

329 Кефисофон

328 Эвтикрит

327 Гегемон

326 Хрем

325 Антикл

324 Гегесий

323 Кефисодор

322 Филокл

321 Архипп

320 Неэхм

319 Аполлодор

318 Архипп

317 Демоген

316 Демоклид

315 Праксибул

314 Никодор

313 Теофраст

312 Полемон

311 Симонид

310 Иеромнемон

309 Деметрий

308 Харин

307 Анаксикрат

306 Коройб

305 Эвксенипп

304 Ферекл

303 Леострат

302 Никокл

301 Клеарх

300 Гегемах

299 Эвктемон

298 Мнесидем

297 Антифат

296 Никий

295 Никострат

294 Олимпиодор

293 Олимпиодор II (т. е. второй раз)

АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ

АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ - Архе Афинская - совр. обознач. двух возглавл. Афинами союзов, куда входили города, располож. гл. обр. на о-вах и берегах Эгейского м. Первый А. м. с., образов. в 478 - 477 до н.э. - антиперс. объед. греч. госуд. Его цель - продолж. войны с Персией за освобожд. греч. городов, лежащих в М. Азии. В этом союзе Спарта не участв. В создании и расширении А. м. с. видную роль сыграли Аристид и Кимон. Союз представлял собой симмахию на «вечные» времена. Верхов. власть принадлежала Афинам. Гл. руковод. орган - союзный совет - располагался на о. Делос (отсюда также назв. Делосский союз). Здесь же наход. до перемещения в Афины в 454 управляемая десятью афинскими гелленотамеями союзная казна. Лишь наиболее крупные члены А. м. с. - о-ва Хиос, Лесбос, Самос, первонач. Наксос и Фасос - предоставл. для участия в оперативных союзных действиях воен. корабли. Др. участвов. в союзе города огранич. денежными взносами (форосом) и полностью зависели от Афин.

АФИНЫ

АФИНЫ - столица Греции и гл. город нома (обл.) Аттика и Беотия. Афины - один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи, когда были небольшим поселением. В Др. Греции А. - крупнейший экономич., политич. и культурный центр, гор.-госуд. в Аттике. С 146 до н.э. находились под властью Рима.

АФОН

АФОН - гора высотой 2033 м на одном из трех выступов Халкидского п-ова в Эгейском море. Располож. в юж. части п-ова гигантские скалы служили в древности ориентиром для мореплавателей. У берегов А. в 492 до н.э. потерпел крушение флот Мардония. В 480 до н.э. по приказу Ксеркса в самом узком месте п-ва был прорыт канал, русло к-рого до сих пор хорошо различимо. В византийскую эпоху, начиная с 10 в., возле А. возникли многочисл. монастыри.

АФРАСИАБ

АФРАСИАБ - 1. древ. Самарканд (Мараканда в антич. лит.). Был большим городом еще до захвата его (4 в. до н.э.) Александром Македонским. В греко-бактрийский и кушанский периоды Самарканд - крупнейший политич. и экономич. центр Согда.

2. в иран. миф. (на фарси) предводитель туранцев, злейших врагов веры Заратуштры, ведших непрерыв. войны с иранцами. В миф. турок, азербайджанцев, узбеков, туркмен А. - персонаж иран. происхожд., прародитель тюркоязычных народов, царь тюрок, богатырь, предводитель тюркских племен, совершавший завоеват. набеги на соседей. Образ А. вобрал в себя черты ряда аналогич. персонажей миф. тюрок Алп-Эр-Тонга, почитавш. вплоть до 11 в. От А. вели свое происхожд. Караханиды и Сельджукиды.

АФРИГИДСКАЯ КУЛЬТУРА

АФРИГИДСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Хорезма в 4 - 8 вв. н.э. Названа по хорезмской династии Афригидов. Сложилась в период кризиса рабовлад. строя и становления феодализма в Хорезме. В сложении А. к. большую роль сыграли окрестные степные племена. Для А. к. хар-рен упадок старых антич. городов. Господствующие типы сел. поселения - феод. усадьба-замок и общинный дом. Преобладала керамика, изготовл. без гончарного круга. Из оружия найдены жел. трехлопастные наконечники стрел и кинжалы. К концу периода А. к. начали возникать новые города, складывавш. как посады у стен крупных феод. замков.

АФРИКА

АФРИКА - древняя - в 4-м тыс. до н.э. в долине Нила постепенно складывается др.-егип. рабовлад. госуд., первые письм. памятники к-рого относятся к кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н.э. К Ю. от Египта долину Нила населяли народы, назыв. египтянами нехси, по-видимому, народы эфиопоидной расы. В надписях VI династии упомин. пигмеи денг. Это первое упомин. о пигмеях тропич. А. Все страны к З. от Египта населяли ливийские племена.

По-видимому, среди ливийцев складываются гос. образования уже в 13 - 12 вв. до н.э. Во всяком случае, походы мор. народов на Египет при Рамсе-се III (1229 до н.э.) и Мернепте (1195 до н.э.) возглав. ливийскими князьями, к-рые объед. вокруг себя народы Зап. Средиземноморья. Позднее в р-не Феццана возникло госуд. гарамантов, со столицей в Гарама (нынешняя Джерма, Ливия). В 12 в. до н.э. на берегах Сев. А. финикийцы основывают торг. колонии. Одна из них - Карфаген, стала могуществ. рабовлад. госуд. Здесь постепенно образовалось смешанное ливо-финикийское население. За пределами карфагенских владений кочевали скотоводч. племена, а в горах Теля жили земледельцы. В 3 в. до н.э. здесь складываются гос. образования - Нумидия и Мавретания. После разруш. Карфагена (146 до н.э.) Рим присоед. Сев. А. к своим владениям. В 5 в. н.э. в Сев. А. вторглись вандалы, создавшие феод. госуд. в пределах нынешнего Туниса. Прежнюю культуру стран Сев. А. существенно изменило араб. завоев.: народы Сев. А. приняли ислам, араб. яз. и мн. черты араб. культуры.

К Ю. от Египта в пределах Верх. и Ниж. Нубии уже во 2-м тыс. до н.э. сложилось госуд. Куш, или Каш. В смутные времена истории Египта цари Куша нападали на своих сев. соседей. Во времена своего могущества (особенно при XII и XIII - XX династиях) фараоны Египта завоев. страны Ю., строили крепости и ставили гарнизоны. В 9 в. до н.э. цари Куша завоев. Египет. Вытесненные в 7 в. до н.э. из Египта ассирийцами, цари Куша перенесли свою столицу сначала в Напату, а затем на Ю., в Мероэ. Госуд. Мероэ существовало ок. тысячи лет (было разрушено войсками Эзаны, царя Аксума в 4 в. н.э.). По-видимому, все эти госуд. были рабо-владельч. Известно, что они вели торговлю с Римом и Индией. В этой вост. торговле большую роль играли портовые города на побережье Красного м.

Завоев. Египта арабами отрезало Нубию от Средиземноморья. К этому времени в Нубии возникли христ. госуд.: Донгола, Мукурра и Алоа - наследники древ. культуры Мероэ, сопротивлявш. набегам арабов в теч. 700 лет, вплоть до 14 в., когда араб. племена проникли в степи Вост. Судана. Араб. кочевые племена расселились по степям Кордофана, Дарфура, Вадаи и дошли до оз. Чад, где столкнулись с вой-сками царей Борну, феод. госуд. Цент. Судана. В долине Ни-ла, в р-не слияния Белого Нила с р. Атбарой (Вост. Судан), на месте Др. Мероэ, сложилось феод. госуд. Сеннар, основное земледельч. население к-рого - нубийцы, мероиты и др. народы, было постепенно арабизировано. История народов эфиопского нагорья тесно связана с историей Юж. Аравии. В древности в Сев. Эфиопии возникло госуд. Аксум, владения царей к-рого в 3 в. н.э. простирались от долины Нила до Красного м. и включали юж. побережье Аравийского п-ова. Насколько можно судить, госуд. это было рабо-влад. После араб. завоев. Аксум оказался отрезанным от Средиземноморья.

Позднее, на основе Др. Аксумского госуд. возникли мелкие феод. госуд.-княжества - Тигре, Амхара и др., боровш. друг с другом за преобладание. В юж. р-нах Эфиопии существовало госуд. Каффа. Изучение культуры народов Юж. Эфиопии показывает, что нек-рые черты своеобразной культуры Аксумского госуд. имеют много общего с культурой Юж. Эфиопии. Поэтому становится спорным прежде существовавшее мнение, что Аксум и его культура были исключит. делом рук завоевателей сабейцев. Напротив, гос. образования в Сев.-Вост. А. существовали задолго до их появл.

Древнейшая история народов А., как показывают археол. данные, имела свои локальные особенности, но тогда не существовало той разобщенности, к-рая существует теперь между культурой народов Сев. А. и А. южнее Сахары. В наст. время народы Сев. А. считают себя арабами и культура их - часть культуры народов араб. Востока. Иначе обстояло дело в древности. На терр. Сахары, населенной еще во времена неолита, жили племена охотников и рыболовов, а позднее, с появл. скотоводства, Сахара стала р-ном, где в степях кочевали скотоводы, а по долинам рек жило оседлое земледельч. население. Основы культуры древнейшего Египта были чисто африканскими, но в дальнейшем своем развитии культура Др. Египта все больше обособлялась от остальной А., и вся история все теснее переплеталась с историей Перед-ней Азии и Средиземноморья. История Карфагена также представляет собой часть истории народов Средиземноморья. История гарамантов известна очень мало, и мы можем только догадываться об их культурном влиянии на историю народов Судана. Изучение наскальных росписей Сахары показало, что в Сахаре жили также негроидные племена. По мере высыхания Сахары, к-рое, по-видимому, происходило в 4 -м - 1-м тыс. до н.э., разрыв между Магрибом и Суданом становился все яснее. Уже к сер. 1-го тыс. до н.э. р-ны тропич. А. были настолько изолированы, что ни греч., ни рим. источ. не сообщают ничего, кроме басен и фантастич. рассказов о странах южнее Сахары. Первыми достовер. сведениями о странах Судана явл. сообщения араб. путешественников и географов начиная с 7 в. н.э.

К этому времени сев. р-ны Судана, прилегающие к Сахаре, к-рые арабы называли Сахелем, т.е. «берегом», были местом постоян. товарообмена между кочевниками Сахары и земледельч. населением Судана. Кочевники приходили в Судан за зерном, тканями и др. товарами и привозили в обмен соль, шкуры и скот. Этот товарообмен был основой процветания всех госуд. Др. Судана, к-рые находились в полосе саванн и Сахеля. Именно здесь уже в первые века н.э. возник-ло одно из крупнейших госуд. Др. А. - рабовлад. госуд. Га-на. Местные хроники сохранили списки царей этого госуд. с 3 в. н.э. Владения Ганы простирались от Сенегала до ср. теч. Нигера и включали страны, богатые золотом. До открытия золотых рудников Америки золото в Европу поступало гл. обр. из владений царей Ганы.

Др.-греч. историки и географы, начиная с Геродота (5 в. до н.э.), называли А. (кроме Египта) Ливией и, преуменьшая ее размеры, считали п-овом Азии. Впервые в европ. лит-ре назв. «А». встреч. в кон. 3 в. до н.э. в одном из дошедших до нас фрагментов эпич. поэмы «Анналы» Квинта Энния, но относится там не к материку, а только к его небольшой части - осн. терр. Карфагена. После разруш. Карфагена (146 до н.э.) римляне организовали на его б. терр. провинцию А. (или Африга), и это назв. позднее распростр. на весь материк. Относительно происхожд. слова «А.» среди ученых существуют большие разногласия. Внимания заслуживают две гипотезы происхожд.:

1. от финикийского корня ф-р-к, к-рый при определенной огласовке означает «отделившийся», т.е. указывает на отпадение «Новгорода» (Карфагена) от метрополии;

2. от назв. одного из древ. берберских племен - авриг, или афарик. Не позднее 2-го тыс. до н.э. древ. египтянам были известны берега Сев. А. от Суэцкого перешейка на В. до залива Сидра (Большой Сирт) на З. Они поднимались вверх по Нилу до Пятого порога, пересекали пустыни к В. и Ю. от Ниж. Нила - Аравийскую и Нубийскую, и проникали в Ливийскую пустыню. Они совершали плавания вдоль берегов Красного м. на Ю.-В., в страну Пунт (Сомали?).

Финикийцы во время плаваний на З. вдоль сев. побережья А. не позднее 8 в. до н.э. посещали заливы Сидра и Габес, прошли через Тунисский прол., за к-рым основали колонию Карфаген, познакомились с сев.-зап. побережьем А. до «Столбов Мелькарта» (Гибралтара) включит. Они завершили, т.о., открытие всего средиземноморского побережья А. Финикийцы положили также начало открытию Атласских гор, продолжен. карфагенянами. На рубеже 7 - 6 вв. до н.э. по поручению егип. царя Нехо II они в теч. трех лет обошли кругом всю А.: начав плавание из Красного м. и, неск. раз высаживаясь на материк, прибыли в Ниж. Египет через «Столбы». В кон. 6 или нач. 5 вв. до н.э. карфагенская колонизац. экспедиция Ганнона I продвинулась (если верить его записи) от «Столбов» на Ю.-З., вдоль берега А. примерно на 3 тыс. км, причем достигла тропич. А. южнее Зеленого Мыса.

В период господства Рима, со 2 в. до н.э., рыбаки из Кадиса (Испания) уже постоянно плавали к Канарским о-вам. К сер. 1 в. н.э. греч. или сирийские мореходы - подданные Рим. империи, плавали вдоль вост. побережья А. до о. Занзибар. В 19 до н.э. рим. проконсул Корнелий Бальб совершал поход в Цент. Сахару к одному из оазисов Феццана. В 1 в. н.э. Светоний Паулин перевалил Высокий Атлас в Антиатлас и достиг сев.-зап. окраины Сахары, а в Вост. А. посланный на разведку рим. отряд поднялся вверх по Белому Нилу приблизительно до 9 градусов с.ш. Т.о., римляне сделали очень мало для исследования внутр. р-нов А. В первые века, после завоев. Сев. А. арабами (7 в. н.э.), они многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях, положили начало открытию рр. Сенегал (низовье) и Нигер (долина ср. теч.), оз. Чад и левых притоков Белого Нила.

АФРОДИТА

АФРОДИТА - в греч. миф. богиня любви и красоты. Богиня малоазийск. происхожд. Существуют две версии происхожд. А.: согл. одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы; согл. другой она родилась из крови оскоплен. Кроном Урана, к-рая попала в море и образовала пену; отсюда т.н. нар. этимология ее имени «пенорожденная» и одного из ее прозвищ - Анадиомена - «появивш. на поверхности моря». А. представл. как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровожд. харит и нимф. А. прославл. как дарующая земле изобилие, вершинная (богиня гор), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т.е. земля, море и горы объяты силой А.

Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. По своему вост. происхожд. А. близка и даже отожд. с финикийской Астартой, вавилоно-ассир. Иштар, егип. Исидой. Подобно этим вост. богиням плодородия А. появл. в сопровожд. свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирен. вселенным в них богиней любовным желанием. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упомин. храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на о-ве Кифера считался у эллинов самым древ. и самым священным; статуя богини была деревян. и изображала богиню вооружен.

А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Многочисл. святилища А. имелись в др. обл. Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на о-вах - Крит (в г. Пафос, где находился храм, имевший общегреч. значение, и отсюда произвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрикс - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в М. Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе; этому посвящен трактат Лукиа-на «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародит. римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендар. предка рода Юлиев, к к-рому принадл. Юлий Цезарь.

АХ

АХ - в егип. миф. один из элементов, составл. человеч. сущность, загробное воплощение человека. Согл. «Текстам пирамид», где впервые упомин. этот термин, в А. превращ. фараон после смерти. Начиная с эпохи Среднего царства считалось, что А. становится, после свершения спец. обряда, каждый умерший. А. и тело человека мыслились едиными в своей сущности, но А. принадлежит небу, а тело земле. Боги и цари имели неск. А., обычно семь. Изображ. А., в виде хохлатого ибиса. Аху (множ. ч. от А.) - низшие божества, посредники между богами и людьми; в коптских текстах аху назыв. демонами.

АХАЙЯ

АХАЙЯ - в древности назв. сев. примор. обл. Пелопоннеса. На В. граничила с обл. Сикиона и Флиуса, на Ю. - с Арголидой, Аркадией и Элидой (границей служила р. Ларис); с З. и С. омывалась морем. Осн. население - ахейцы. На терр. А. существов. общины: Дима, Олен, Фары, Тритея, Патры, Рипы, Эгион, Гелика (затоплена морем в 373 до н.э.), Бура, Эги, Эгейра и Пеллена. В эллинистич. период союз городов А. - Ахейский союз - играл значит. политич. роль. Во 2 в. до н.э. назв. А. распростр. на Ср. и Юж. Грецию; при имп. Августе (27 до н.э. - 14 н.э.) возникла рим. провинция А.

АХАЛЬЯ

АХАЛЬЯ - в индуист. миф. супруга риши Гауутамы. По одному из мифов, однажды, в отсутствие Гаутамы, царь богов Индра явился в его обитель и соблазнил А., приняв облик ее мужа. За это, по проклятию Гаутамы, Индра лишился своих тестикул, а А. на тысячу лет превратилась в камень. Боги вернули Индре его мужскую силу, приставив к его телу тестикулы барана, а А. был возвращен ее прежний облик, когда до камня, к-рым А. стала, дотронулся ногой Рама, странствовавший по лесу во время изгнания.

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ - политич. объед. др.-греч. полисов и общин Пелопоннеса. В обл. Ахайя 12 городов издавна объед. в союз в целях обороны против дорийцев. В классич. период истории Греции А. с. не играл значит. роли. Он распался в последний трети 4 в. до н.э., когда в Греции утвердилась макед. гегемония. Но после времен. ослабления ее из-за нашествия галатов А.с. возрод. ок. 280 до н.э. как антимакед. федерация независ. ахейских полисов: Дима, Патры, Тритея, Фары. К ним присоед. (275 до н.э.) Эгион, ставший ее центром. Во 2-й пол. 3 в. до н.э. А. с. занимал б.ч. Пелопоннеса, в его состав входило ок. 60 городов. В А. с. было общее союзное гражданство, единая система монет, мер и весов. Высшими органами власти были: союзное собрание - синод, собиравш. 2 раза в год в Эгионе, и синклит - чрезвыч. собрание, к-рое могло быть созвано в любое время и в любом месте союза. В синоде и синклите каждый полис, член союза, имел один голос. В обоих собраниях могли участв. граждане не моложе 30 лет. Ведущую роль в них играли богачи - аристократы и плутократы.

А. с. последоват. проводил антидемократич. политику, боролся за гегемонию в Греции с Этолийским союзом. Во гла-ве исполнит. власти А. с. был стратег с правом переизбрания через год. Его помощниками были: начальник конницы, начальник флота, секретарь и совещат. коллегия 10 демиургов. Особенной мощи и успехов в борьбе против макед. гегемонии и Этолийского союза А. с. достиг во 2-й пол. 3 в. до н.э. при стратеге Арате, присоед. к А. с. Сикион, Коринф, Эпидавр, Мегары и др. полисы. Но реформы Клеомена III в Спарте и вызван. ими аграрное движение в Пелопоннесе испугали олигархов. Арат сам призвал на помощь против Спарты Македонию; Клеомена разбили в 221 до н.э. при Селласии. Но А. с. должен был признать макед. гегемонию. Позже, во время рим.-макед. войн, А. с. лавировал между Римом и Македонией. Но Рим, завоевав Македонию, вмешался в междоусобицу А. с. со Спартой, чтобы ослабить А. с., к-рый овладел почти всем Пелопоннесом. Подавив сопротивл. А.с., Рим завоевал его в 146 до н.э.; А.с. был распущен.

АХЕЙЦЫ

АХЕЙЦЫ - общее назв. др.-греч. племен у Гомера. Имя А. отражено в крито-микенских текстах в форме, близкой к соотв. ей хеттскому назв. ахиявы и егип. акайваша.

АХЕЛОЙ

АХЕЛОЙ - 1. в греч. миф. бог одноим. реки в Этолии, сын Океана и Тефиды. Известен миф о неудач. сватовстве А. к Деянире, к-рая была напугана его даром оборотничества и приняла предложение Геракла. Из-за Деяниры Геракл сражался с А., применившим всевозмож. хитрости: обратился сначала в змею, потом в быка. У А.-быка Геракл отломал рог. Побежд. А. в обмен на свой рог подарил Гераклу рог изобилия козы Амалфеи. А. - отец множества водных источ.; дочерьми А. и музы Мельпомены (или Терпсихоры) явл. сладкогласые сирены, пожирающие людей.

2. самая значит. и полновод. река в Греции протяжен. 220 км. Берет начало в горах Пинда и впадает в Патрасский залив.

АХЕМЕНИДОВ ГОСУДАРСТВО

АХЕМЕНИДОВ ГОСУДАРСТВО - принятое в лит-ре назв. др.-перс. мировой державы, вост. рабовлад. деспотии, существовавшей с сер. 6 в. по 330 до н.э. и охватывавшей Иран и др. азиатские страны от р. Инда до Эгейского и Средиземного м., а также Египет, часть Ливии и Балканского п-ова. Начало А. г. положил Кир II, представитель др.-перс. царского рода Ахеменидов. В 558 Кир II возгл. союз перс. племен, к-рые в 553 подняли восстание против владычества мидян. Одержав победу в 550 и захватив Мидию, персы в теч. следующих трех лет завоевали страны, входившие в состав бывш. Мидийской державы, а в 546 Лидию и греч. города М. Азии. Между 545 и 539 была подчинена значит. часть М. Азии, в 538 - Вавилония, в 525 завоеван Египет, между 519 и 512 захвачены о-ва Эгейского м., Фракия, Македония и сев.-зап. часть Индии. Быстротой и сравнит. легкой победе персов способств. то, что торг. группы городов М. Азии, Вавилонии и Финикии были заинтересованы в создании большого госуд. с безопасными дорогами, где вся посреднич. торговля между З. и В. находилась бы в их руках. Управление госуд. осуществлялось при помощи довольно сложной бюрократич. системы, оформивш. при Дарии I. Адм. и фискальные реформы Дария усовершенств. управление и контроль над завоев. странами: госуд. было разделено на 20 воен.-адм. округов (сатрапий), во главе к-рых стояли спец. чиновники (сатрапы). Они обязаны были платить перс. царю огромные подати (деньгами и натурой), особенно разорит. там, где их отдавали на откуп местным ростовщикам. При Дарии I была введена единая монетная единица - дарик весом в 8,4 г золота. Разменной серебряной монетой служил сикль (1/20 дарика).

По этнич. составу и соц. укладу А. г. было крайне неоднородным. В него входили города М. Азии, Вавилония, Финикия и Египет, где в с. х-ве и ремесле широко применялся труд рабов. Наряду с этими экономич. развитыми странами в перс. империю входили отсталые обл. Фракии, Македонии, кочевые араб. и скифские племена, к-рые находились на стадии разложения родового строя. Перс. администрация сохраняла в завоев. странах старые местные законы, обычаи, традиции, религии, ден. системы, системы мер, веса, письменность и языки. Наряду с местными языками особое распростр. получил арамейский яз., к-рый был офиц. канцелярским языком А. г. В Иране, кроме др.-перс. и арамейско-го, для адм. нужд широко применялся также и эламский яз. Персы предоставили мн. финикийским и греч. городам автономию, сохранили в нек-рых странах (напр., в Киликии, Согдиане и др.) местные династии царей и правителей, освобождали храмы от податей и повинностей. Наряду с Персеполем Ахемениды избрали своими столицами Вавилон, Сузы и Экбатаны. Вся культура и иск-во А. г. представляли синтез иран. культурных традиций с греч., ассирийскими, егип. и др. иноземными традициями.

Сами персы занимали в госуд. особое положение. Они были освобождены от податей и принудит. работ. В руках представителей перс. знати были сосредоточены все важнейшие воен. и гражд. должности. Перс. цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели в Иране, в М. Азии, Вавилонии, Египте и др. странах большие х-ва, основанные на рабском труде.

Держава Ахеменидов, не имевшая устойчивой экономич. базы, была непрочным воен.-адм. объед., к-рое могло су-ществовать только до тех пор, пока удавалось силой оружия держать различ. народы в составе госуд. С ослаблением воен. силы Ахеменидов их держава начала распадаться на составные части. Египет, Вавилония, Мидия, обл. М. Азии и др. страны много раз поднимали восстания (напр., в 522 восстание Гауматы в Мидии и восстание в Маргиане - на терр. совр. Туркменистана, в 500 - 493 восстание малоазийских греков, в 405 - в Египте). С кон. 5 в. до н.э. сатрапы постоянно вели между собой войны, а иногда подымали оружие и против царя. Уже во время греко-перс. войн 500 - 449 боеспособность перс. армии была в значит. мере потеряна. В 330 до н.э. под ударами армии Александра Македонского А. г. было разгромлено.

АХЕМЕНИДЫ

АХЕМЕНИДЫ - правители Парсы и Аншана, а в 550 - 330 до н.э. династия царей Перс. державы. Династия А. ведет начало от др.-перс. рода, основатель к-рого Ахемен (др.-перс. Хакаманиш) был, по-видимому, в нач. 7 в. до н.э. вождем группы перс. племен, переселивш. к границам Эла-ма - в обл., получ. назв. Парсуа (греч. Персида). Сын Ахемена Теисп (Чишпиш) и его потомки по прямой линии: Кир I, Камбис I, Кир II именов. царями Аншана (в Сев. Эламе). Кир II Великий основал великую империю А., объед. под своей властью большинство стран Др. Востока. Старшая линия А. прекрат. со смертью Камбиса II (522). Начало младшей линии положил Дарий I.

АХЕН

АХЕН - рим. поселение (лат. - Купальня Гранна) 1 в. н.э., известное своими теремами и культом Аполлона (в кельт. яз. - Гранн). Осн. достопримеч. А. явл. собор, постр. по указу Карла Великого. Централ. часть собора образует воздвигн. архитектором Одо фон Метцом в 796 - 805 по византийским образцам капелла (т.н. мюнстер). С 813 служила местом коронации франк. королей.

АХЕРОН

АХЕРОН - река в Сев. Греции. Протекает в горной мест-ности в Юж. Эпире. В греч. миф. - одна из рек преисподней, «река вечных страданий», через к-рую должны переплывать души умерших. А. постеп. переходит в болото или Ахерусийское оз.

АХЕРУСИЯ

АХЕРУСИЯ - назв. неск. озер, с к-рыми связывали представл. о вратах в преисподнюю. Расположены в Эпире, Кампании и Вифинии.

АХИ БУДХНЬЯ

АХИ БУДХНЬЯ - персонаж вед. миф., обладающий змеи-ной природой. Он рожден в водах и сидит в глубине рек, имеет отношение к морю. Вместе с тем А. Б. в какой-то мере причастен к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животным. В своих истоках А. Б. идентичен с Вритрой (Вритра тоже «змей», лежащий на дне) и некогда считался вредоносным. В поздних вед. текстах А. Б. соотносится с Агни Гархапатьей. Еще позже А. Б. - имя Рудры и эпитет Шивы.

АХИЛЛ

АХИЛЛ - Ахиллес - в греч. миф. один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидоян Пелея и мор. богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязв. и таким образом дать ему бессмертие , Фетида купала А. в водах подземной р. Стикс, и только пятка, за к-рую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). По происхожд. первонач. А. явл. местным фессалийским героем, культ к-рого распростр. также в различ. обл. Греции. В лаконском г. Прасии существовал храм А., в к-ром совершалось ежегодное празднование. Перед располож. по дороге из Спарты в Аркадию храмом А. приносили жертвы спарт. эфебы. Культ А. был занесен также в греч. колонии на Сицилии и в Юж. Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почит. жителями могильный курган А. и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впослед. и рим. имп. Каракалла, устраивали здесь погребал. игры. Святилища А. имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умерш. А. на о-ве Левка в устье Дуная объясн. тем, что как на этом о-ве, так и в ряде др. р-нов Сев. Причерноморья (в Ольвии, у Керченск. пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящ. А.

АХИЛЛ ТАТИЙ

АХИЛЛ ТАТИЙ - Ахилл Таций - греч. писатель из Александрии. В кон. 2 в. написал любовный роман «Левкиппа и Клитофон» в8 кн.; как было принято в греч. романах того времени, влюбл. пару сначала разлучают, потом они после мн. приключений и опасностей окончат. соед. Роман, напис. простым языком, принадлежит с лит. точки зрения к одному из лучших в своем жанре.

АХИЯВА

АХИЯВА - страна, неоднократно упомин. в переписке и анналах хеттских царей с конца 14 в. до 2 - 1 пол. 13 в. до н.э. Местополож. А. неизв.

АХМЕСА ПАПИРУС

АХМЕСА ПАПИРУС - папирус Ринда - др.-егип. математич. рукопись.

АХРИМАН

АХРИМАН - в иран. миф. верхов. божество зла. В самой ранней части «Авесты» - «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Мана, в др. книгах «Авесты» - в Ангро-Майнью. А. противопоставл. Ахурамазде: Ахурамазда создает 16 стран добра, А. - 16 стран зла; в противовес чистым «ахурийским» животным А. создает змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. пытается искусить или убить его (но без-успешно). Ахриман порожд. всесильное божество лжи, искушает благих людей, и иногда ему это удается, как, напр., со справедл. царем Джамшидом (в «Авесте» - Йима), к-рому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»). Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представл. об извест. вселенской борьбе добра и зла (эти представл. изложены в т.н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением явл. зороастрийское учение о четырех мировых циклах (изложено в теологич. трактате «Бундахишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А. Она заканч. разгромом А., очищением мира в расплавл. металле от скверны и наступл. эры вечн. блаженства. В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек. Так первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нем верхом.

АХТАМАР

АХТАМАР - о-в на оз. Ван. В нач. 10 в. - резиденция правившей в Васпураканском царстве Армении династии Арцрунидов.

АХТИА

АХТИА - Ахт - в иран. миф. злой волшебник, задающий 99 запутан. и каверз. вопросов. В лит. на ср.-перс. яз., в книге о Явшите, сыне Фрияна, рассказыв., как Ахт грозил погубить Иран, если никто не сумеет ответить на его вопросы. Девять тысяч жрецов стали его жертвами после первого же вопроса («Какой рай лучше - земной или небесный?»), на к-рый они ответили: «небесный», и Ахт, приглашая их туда, казнил всех до одного. Лишь юный Явшит сумел одолеть Ахта; его ответ на один из вопросов Ахта: («Что имеет десять ног, три головы, шесть глаз, шесть ушей, два хвоста, три члена, две руки, три носа, четыре рога и три спины, и на нем держится весь мир?») гласил: «Человек и два быка, пашущие землю».

АХУРАМАЗДА

АХУРАМАЗДА - Ахура Мазда, Аурамазда, Ормазд - в иран. миф. верхов. божество зороастрийск. и ахеменидск. пантеонов. Буквал. значение - «господь премудрый». Первонач. имя А. выступало в кач-ве замены запретн. име-ни божества. В ахеменидских текстах (6 - 5 вв. до н.э.) этот термин писался слитно, т.е. воспринимался как новое имя древ. божества. В зап.-иран. ономастике «Авеста», в отличие от большинства родств. иран. мифологии индоевроп. традиций (хеттской, греч., лат., балто-славянской, вед.), где верхов. божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т.п.), изображала А. жрецом, подчеркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир уси-лием или посредством мысли. Из обыч. форм жертвопринош. в честь А. допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком.

АХУРЫ

АХУРЫ - в иран. миф. (особенно в «Авесте») класс божеств. существ, боровш. за упорядоч. космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Подобные им божества были известны в герм.-сканд. миф. (асы). В архаич. индоиран. традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последоват. противопоставл. своим младшим братьям - дэвам, благим в др.-инд. миф. и злым в иранской. «Авеста» назыв. А. Ахурамазду, Митру и Апам-Напата, но численно этот класс когда-то был гораздо больше.

АЧУЧ-ПАЧУЧ

АЧУЧ-ПАЧУЧ - в армян. миф. карлики, проживающие на краю света; последняя человеч. раса перед концом мира. Согл. поверьям, люди постеп. уменьшаются, достигая в конце концов размера, позволяющ. им пройти через игольное ушко.

АШ

АШ - в егип. миф. бог Ливийской пустыни, один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Свящ. животное А. - сокол. Изображ. в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером, что напомин. головной убор ливийских воинов. Впослед. его культ слился с культом др. богов пустыни - Сета и Ха (олицетв. Ливийской пустыни).

АШАРИ

АШАРИ (874 - 935) - араб. богослов, основоположник мусульм. богословия - калама. Предание припис. А. до 300 соч., из к-рых сохран. только ничтожная часть.

АШВАГХОША

АШВАГХОША - поэт-буддист, живший в Индии в 1 - 2 вв. Поэма А. «Буддхачарита» («Жизнь Будды»), напис. в стиле нар. эпоса, явл. первым произв. др.-инд. классич. поэзии в жанре «махакавья», т.е. больших поэм (содержала первонач. 28 песен, сохран. 13). Поэма А. «Саундарананда» состоит из 18 песен и повествует о жизни Нанды - сводн. брата Будды. Драма А. «Шарипутракарана» тоже посвящ. Будде и считается древнейшим образцом инд. драмы.

АШВАМЕДХА

АШВАМЕДХА - в др.-инд. миф. ритуал жертвопринош. коня. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А. Затем возводили особое ритуал. сооруж. - причинаванса, матица к-рого ориентирована на В.; внутри размещ. очаги для трех ритуал. огней; к В. ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага наход. «пуп вселенной». Далее выбирали коня определен. масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж А. был столь велик, что совершивш. сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной.

АШВАТТХА

АШВАТТХА - в вед. и индуист. миф. сакральное фиговое дерево, наиболее частый и представит. вариант мирового дерева в Индии. Упомин. уже в «Ригведе», нередко встреч. в брахманах, упанишадах и эпосе.

АШВИНЫ

АШВИНЫ - в вед. и индуист. миф. божеств. братья-близнецы, живущие на небе. Принадл. к небесным божествам и связаны с предрассветн. и вечерн. сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трехколесной, трехместной, широкой и т.п.), запряж. конями, птицами (орел, лебеди, соколы) и т.п., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопровожд. Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся. А. - знатоки времени, они рожд. небом, их место в обоих мирах. А. - спасители, помогающие в беде; они приносят дары для ариев, богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают дол-гую жизнь, жизнен. силу; они защищают певцов, вознаграждают их.

АШДОД

АШДОД - древ. город в Юж. Палестине, в долине р. Элах. Известен с сер. 2-го тыс. до н.э., когда он упомин. в текстах из Угарита. В 12 в. до н.э. находился в руках филистимлян. В 711 до н.э. был взят и разграблен войсками ассир. царя Саргона II, а ок. 630 после 29-летней осады захвачен фарао-ном Псамтиком I. В 147 до н.э. А. был разрушен иуд. вождем Ионатаном Маккавеем, в 10 н.э. присоед. к владениям Рима.

АШИ

АШИ - Арти - в иран. миф. персониф. удачи, изобилия, аналогич. рим. Фортуне. А. наделяет богатыми землями, золотом и серебром, прекрасн. женами и дочерьми. Отцом А. назван Ахурамазда, матерью - Спента-Армаити (Арматай), братьями - Сраоша, Рашну, Митра, сестрой - религия маздеизма. Уцелел фрагмент древ. мифа о борьбе за овладение А. между двумя родств., но враждующ. племенными группировками и о троекрат. попытках А. скрыться от их покушений в шерсти барана.

АШОКА

АШОКА - др.-инд. царь (273 - 236 до н.э.) из династии Маурья, один из наиболее извест. гос. деятелей Др. Индии. По будд. хроникам, А. при жизни своего отца Биндусары был правителем госуд. Таксилы. Захватил трон отца после междоусоб. борьбы. Подобно Чандрагупте и Биндусаре, продолжал политику создания и укрепления объед. инд. госуд. Ок. 260 до н.э. после ожесточ. борьбы завоевал госуд. Калингу. Госуд. А. охватыв. почти всю Индию (за исключ. крайнего Ю.).

АШОТ I

АШОТ I - основатель армян. династии Баг-ратидов (886 - 891). Был признан Араб. халифатом царем Армении. Вел борьбу с феодалами за создание централизов. Армян. госуд.

АШОТ II

АШОТ II - армян. царь из династии Багратидов, (914 - 928), вел упорную борьбу с араб. завоеват. Армении и армян. феодалами, опиравш. на Араб. халифат. А. II Ж. удалось изгнать из страны арабов и установить мир. Халиф даровал ему титул «шаханшах Армении», признав тем самым сюзеренные права ширакских Багратидов над проч. армян. царями и князьями. За свое упорство в борьбе с арабами был прозван Железным.

АШОТ III

АШОТ III - армян. царь из династии Багратидов (953 - 977).

АШШУР

АШШУР - 1. в аккад. миф. цент. божество ассир. пантеона. Первонач. - бог-покровитель г. Ашшур (гл. храм - Эхурсагкуркурра). Возвышение А. связано с усилением политич. влияния в Ассирии г. Ашшур. Как верхов. божество А. получает (впервые в 13 в. до н.э.) титулы и эпитеты шумерск. Энлиля: «Великая гора», «Владыка стран», «Отец богов». В 9 в. до н.э. (второе возвышение Ассирии) А. идентифиц. с Аншаром, отцом Ана, и возвышается над всеми богами. В ассир. (из Ашшура) версии вавилонской поэмы о сотворении мира («Энума элиш») Аншар-А. заменяет как бог - творец вавилонск. Мардука. Жена А. - Иштар Ашшурская или Иштар Ниневийская, а также Нинлиль (в шумерской миф. Нинлиль - жена Энлиля; результат идентификации А. с Энлилем), сын - Нинурта (имя сына Энлиля), дочь - богиня Шеруа, или Эруа (хурритская?). Подобно Мардуку, А. узурпирует черты мн. божеств: он - вершитель судеб (как шумерские Ан, Энлиль), бог-судья (как Шамаш), воен. божество (как Нинурта) и даже божество мудрости (шумер. Энки, аккад. Эйя). Эмблема А. - крылатый солнеч. диск. На памятниках 2 - 1 тыс. до н.э. обычно изображ. в виде бога с луком, наполовину скрытого крылатым солнеч. диском, в лучах к-рого он как бы парит. На обелиске ассир. царя Тиглатпаласара I (12 в. до н.э.) А. изображен в виде крылат. солнеч. диска, из к-рого две руки протягивают лук царю-победителю.

2. Ассур - город в Ассирии (ныне Калъат-Шаргат, Ирак). Древнейшие археологич. слои относятся к 4 -му тыс. до н.э. В кон. 3 - нач. 2-го тыс. явл. гор.-госуд., управлявш. правителем - «ишшаккумом» совм. с советом старейшин. Явл. форпостом шумеро-аккад. культуры, крупнейшим центром транзитной торговли, поставлявшим шерсть, кожу и металл из М. Азии в Вавилонию и ткань, ремесл. изделия и др. - из Вавилонии в М. Азию. С сер. 2-го тыс. до н.э. - столица Ассирии. С 9 в. до н.э. перестал быть резиденцией царей, но продолжал считаться столицей. А. был освобожден от общегос. податей и повинностей. В 614 до н.э. был разрушен мидянами. В последние века до н.э. А. - парфянский город.

АШШУРБАНИПАЛ

АШШУРБАНИПАЛ - Ашшурбанапал - царь Ассирии (669 - ок. 633 до н.э.), сын Асархаддона. После смерти отца А. получил власть над Ассирией и прилегающ. провинциями. Вел воен. и дипломатич. борьбу за сохран. ассир. госуд. В первые годы царствования совершил ряд походов против восставш. Египта, вновь покорил его, но ненадолго (ок. 665 Египет окончат. отпал от Ассирии). На З. покорил Тир и Арвад. На В. и С. успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На Ю.-В. воевал с Эламом и ок. 655 до н.э. нанес ему пораж. На Ю. столкнулся с антиассир. коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во главе с правившим в Вавилонии братом Шамашшумукином, к-рый ок. 653 до н.э. поднял восстание против А. Овладев Вавилонией (648 до н.э.), А. затем поодиночке разбил ее союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639 до н.э.) и совершил поход против аравийских племен. А. вошел в историю не только как крупный воен. деятель и дипломат, но и как собиратель древ. письм. памятников.

Подготовл. первонач. к жреч. деятельности, А. был первым ассир. царем, знавшим клинопись. По его приказу в Ниневии были собраны в копиях и подлинниках десятки тыс. древ. ист., религ., магич. и науч. текстов.

АШШУРНАСИРПАЛ

АШШУРНАСИРПАЛ - Ашшурнасирапал - царь Ассирии (883 - 859 до н.э.). Покорил Сев. Месопотамию, Сев. Сирию и Финикию, с особой жестокостью уничтожив множество жителей. Известны рельефы из дворца А. в Кальху (совр. Нимруд).

АШШУРУБАЛЛИТ II

АШШУРУБАЛЛИТ II - последний царь (612 - 605 до н.э.) Ассирии. После взятия Ниневии войсками Мидии и Вавилона (612) возглавил остатки ассир. войск и продолжал борьбу в р-не гг. Харрана и Кархемиша.

АЭДОНА

АЭДОНА - в греч. миф. супруга фиванск. героя Зета. А. завидовала своей невестке Ниобе, жене Амфиона (брат Зета), имевшей многочисл. потомство. Она попыталась убить старш. сына Ниобы, но по ошибке убила своего собств. сына Итила. Из жалости к ней боги превратили несчастную в соловья, на что указыв. имя героини.

АЭДЫ

АЭДЫ - др.-греч. певцы, исполнители эпич. песен. В гомеровских поэмах А. изображ. как профессион. певцы на службе общин и царей. Но были и странствующие А.

АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА

АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА - по библейск. пре-данию, волшебница из Аэндоры, вызывавшая по просьбе Саула, первого царя израильск., тень пророка Самуила и предсказавшая Саулу пораж. в войне с филистимлянами и его гибель вместе с сыновьями.

АЭРОПА

АЭРОПА - в греч. миф. внучка критск. царя Миноса. Отец А. Катрей отдал ее посетивш. Крит мореплавателю Навплию с просьбой утопить А. в море или продать в рабство на чужбину (он поступил так, либо потому, что застал А. в объятиях раба, либо потому, что Катрею была предсказана гибель от руки одного из его детей). Однако, Навплий пожалел А. и выдал ее замуж за Атрея, к-рому она изменила с его братом Фиестом. Разгнев. Атрей велел бросить А. в море.

АЭЦИЙ

АЭЦИЙ - врач из Амиды в Месопотамии, живший в 6 в., лейб-медик при византийском дворе. Автор медицинского труда в 16 книгах, содержащего наряду с выдержками, преим. из более ранних источников, в осн. трудов Галена, также суеверные представления и элементы магии.

АЭЦИЙ ФЛАВИЙ

АЭЦИЙ ФЛАВИЙ (ок. 390 - 454 н.э.) - род. в семье начальника конницы Гауденция в Дуросторуме (Силистрия) на Дунае; полководец, один из последних защитников Зап. Рим. империи. В 425 А. Ф., поддержив. гуннск. воинами, добился назнач. на высшие руковод. посты в Зап. Рим. империи; неоднократно избирался консулом, стал патрицием. В 450 хорошие отношения, связывавшие А. Ф. с гуннами, были нарушены. В 451 на Каталаунских полях он во главе войска, состоявш. из германцев и аланов, одержал при поддержке вестготов победу над предводителем гун-нов Аттилой. 21.09.454, во время аудиенции на Палатинском холме, А. Ф. был убит имп. Валентианом III, т.к. настойчиво добивался обещан. его сыну руки императорской дочери Евдокии.

АЮ

АЮ - Айю - персонаж вед. миф., видимо, связанный с жизнен. силой. А. - «юнейший», рожд. после других, обладающий поэтич. даром. Иногда А. враждебен Индре, но в др. случаях А. и его потомки совершают для Индры добрые дела или же Индра убивает врагов А. Упомин. мать А. (или даже две матери) и его сыновья. А. связан с Ману, Агни, Урваши, вообще с богами. Это же имя во множеств. числе обознач. класс существ, происходящих от А., иногда, видимо, род людской. Именно они возжигают Агни, находят и очищают сому, доят большую корову.

АЯКС

АЯКС - Аянт - в греч. миф. имя двух участн. Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены:

1. А. Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения (40 человек) из Локриды (Ср. Греция). Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу.

2. А. Теламонид, ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюрод. брат Ахилла. Под Троей А. прослав. как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом, грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. А. Теламонид почит. как герой. На горе в г. Саламине находился храм А. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь А. и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь А. справлялся с большой торжеств. в Аттике и на Саламине.

Предыдущая страница Следующая страница