Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАН"-"МАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАН"-"МАТ")

МАНЕФОН

МАНЕФОН (кон. 4 - нач. 3 вв. до н.э.) - др.-егип. историк, жрец, написавший на греч. яз. «Историю Египта». От книги М. сохран. лишь отрывки у Иосифа Флавия и церк. историков Африкана и Евсевия. М. принадлежит разделение истории Египта на 30 династий и на периоды Др., Ср. и Нового царств; с нек-рыми уточнениями оно принято в науке и в наст. время.

МАНИ

МАНИ - 1. мифологизир. образ иран. религ. реформатора, вероучителя и пророка, основателя манихейства. Сведения о жизни М. (216 - 277) и манихействе содержатся в «Деяниях Архелая» (4 в.), произведениях Блаженного Августина, святого Ефрема (4 в.), святого Епифания (4 в.), христ. сирийских хрониках, «Книге схолий» сирийца Тео-дора бар Коная (8 в.), нек-рых мусульм. источ. на араб. и перс. языках и т.п. (исходящих от противников М.), «Хронологии» Бируни (ок. 1000), «Фихристе аль-Улюм» Ибн ан-Надима (10 в.). Образ М. мифологизир. в его собств. соч. и текстах, вышедших из манихейской среды; особую роль в этом отношении сыграли описания мученич. смерти М. (согл. нек-рым источ., с М. была заживо содрана кожа, к-рую набили соломой и повесили на царских воротах; сам он был обезглавлен), и в еще более многочисл. трудах, направл. против манихейства, рисующих М. как «воплощ. вредоносного демона», «дьявола», «исчадие тьмы» и т.п.

2. в сканд. миф. месяц, брат Соль (солнца), сын Мундильфари. М. воспитывает двух земных детей - Биля и Хьюки (возможно, пятна на луне). Он управляет ходом звезд. Согл. «Младшей Эдде», перед гибелью мира месяц будет проглочен волком.

МАНИЛИЙ

МАНИЛИЙ - рим. поэт, автор дидактич. поэмы «Астрономия» в 5 кн., в к-рой он гекзаметром изложил бытовавшие тогда представл. об астрономии и астрологии. В его понимании судьбы людей зависят от расположения небесных светил. Поэма целиком написана в эпоху имп. Тиберия (14 - 37) или же была начата еще при Августе.

МАНИПУЛА

МАНИПУЛА - горсть, пучок; тактич. подраздел. пехоты в рим. легионе, созданное при осуществл. воен. реформы полководцем Камиллом (4 в. до н.э.). В рим. проф. армии, к-рую организовал в кон. 2 в. до н.э. консул Гай Марий, М. были сведены по 3 в когорты. М. состояла из 2 центурий по 30 - 60 воинов в каждой. В боевом построении легиона входившие в него 30 М. располагались в три линии: 1-ю линию составляли 10 М. гастатов (молодых воинов), 2-ю - 10 М. принципов (опытных, обученных воинов), 3-ю - 10 М. триариев (ветеранов).

МАНИПУЛЯРНЫЙ СТРОЙ

МАНИПУЛЯРНЫЙ СТРОЙ - боевой порядок рим. легиона по манипулам в 3 линии, по 10 манипул в каждой.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - религ. учение, зародивш. в 3 в. в Месопотамии на основе вавилонских, перс. (зороастризм) и христ. культов и по ряду осн. положений близкое к гностицизму. Основоположник М. - Мани. В основе М. лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму.

МАНИШТУСУ

МАНИШТУСУ - третий царь (23 в. до н.э.) династии Аккада, впервые объед. Двуречье в единое госуд. От М. дошла важная надпись - «Обелиск М.», посвящ. скупке царем земель у большесемейных общин Аккада.

МАНИЯ

МАНИЯ - в греч. миф. персониф. безумия, насылаемого на людей, преступивших установл. законы и обычаи. Иногда отожд. с эвменидами. На дороге из Аркадии в Мессению, там, где Орест лишился разума в наказание за убийство матери, был храм М., ее именем называлась местность вокруг храма.

МАНКУС

МАНКУС - первонач. назв. араб. золотого динара (равн. 30 серебр. денариям) в Зап. Европе, а затем - денежно-счетная ед. и золотая монета ряда европ. стран. Как счетная ед. М. известен с кон. 8 до кон. 11 вв. в Англии, Италии, Испании, Франции.

МАНЛИЙ КАПИТОЛИЙСКИЙ

МАНЛИЙ КАПИТОЛИЙСКИЙ - Марк - рим. консул 392 до н.э. По традиции - патриций, полководец. Воевал с эквами (392), спас Капитолий от галлов (387) (отсюда прозвище Капитолийский). В 384 выступил в защиту плебеев от долгового рабства. Был обвинен патрициями в стремлении к тирании и казнен (384). Малодостовер. и отрывоч. сведения рим. традиции о М. К. все же позволяют связать его выступление с попыткой восстания плебса в Др. Риме.

МАНЛИЙ ТОРКВАТ

МАНЛИЙ ТОРКВАТ - Тит (4 в. до н.э.) - рим. политич. деятель; неоднократно избирался консулом. Прозвище Торкват получил от золотого ожерелья, снятого в кач-ве трофея с убитого им в единоборстве галла. Согл. легенде, М. Т. показал пример суровой воин. дисциплины, казнив собств. сына, к-рый вопреки запрету вступил в единоборство с неприят. воином.

МАНН

МАНН - в герм. миф. первый человек, сын Туисто, отец родонач. трех племенных групп германцев - ингевонов, истевонов и герминонов (упомин. Тацитом).

МАНСУР

МАНСУР (ум. 775) - араб. халиф 754 - 775 из династии Аббасидов. В 762 М. основал г. Багдад и сделал его столи-цей халифата.

МАНТИНЕЯ

МАНТИНЕЯ - др.-греч. город в обл. Аркадия, в р-не к-рого в июне 362 до н.э. произошло сраж. между войсками Фиванского союза под команд. Эпаминонда и войсками полисов Афино-спарт. союза (в т.ч. и М.) под команд. спарт. царя Агесилая. Эпаминонд расположил армию косым боевым порядком с сильной ударной группой на лев. фланге против равномерно распредел. по фронту сил противника. Ударная группа и конница фиванцев разбили прав. фланг союзников и потеснили центр; неудача на прав. фланге фиванцев не изменила исхода сраж., окончивш. в их пользу. В конце битвы Эпаминонд был смертельно ранен. При М. получила дальнейшее развитие тактика Эпаминонда, примененная им еще в сраж. при Левктрах. Битва у М. была завершением кратковрем. (с 371) периода гегемонии Фив в Греции.

МАНТО

МАНТО - в греч. миф. дочь слепого фиванск. прорицателя Тиресия, его поводырь, сообщавшая ему о различ. приметах. М. сама обладала пророч. способностями и после смерти отца и взятия Фив эпигонами (детьми павших вождей в войне семерых против Фив) была отправлена ими в Дельфы, где получила указание оракула переселиться в М. Азию и основать там г. Кларос. Сыном М. был прорицатель Мопс, соперничавший с Калхантом.

МАНУ

МАНУ - в индуист. миф. первопредок, прародитель людей. В вед. традиции М. - сын Вивасвата (солярного божества) и брат Ямы; при этом М. рассматр. как первый человек, живший на земле, и царь людей, а Яма - как первый человек, к-рый умер, и царь умерших предков.

МАНУ ЗАКОНЫ

МАНУ ЗАКОНЫ - Манавадхармашастра - др.-инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соотв. с господствовавш. в др.-инд. рабовлад. обществе системой взглядов и религ. догматами брахманизма.

МАНУМИССИЯ

МАНУМИССИЯ - др.-рим. юридич. термин, обознач. освобождение раба на волю. Освобождение проходило офиц. (в присутствии магистрата, гос. порядком с внесением в цензовые списки) и неофиц. (в присутствии свидетелей). Отпущенные обычно сохраняли ту или иную зависимость от прежнего владельца. Право освобождать рабов было ограничено в период принципата Августа законами Фуфия Каниния (2 до н.э.) и Элия Сентия (4 н.э.). Различ. способы освобождения рабов (обознач. в варвар-ских правдах лат. термином «М.») существовали и у герм. племен.

МАНУСКРИПТ

МАНУСКРИПТ - древ. рукопись, книга на папирусе, пергаменте или бумаге. М. были широко распростр. в антич. эпоху и ср. века; оформлялись в виде свитков или квадратных книг. В Др. Риме существовали спец. мастерские, где М., предназнач. для продажи, переписывались рабами под диктовку. В ср.-век. Европе переписывание М. производилось в монастырях.

МАНЫ

МАНЫ - в рим. миф. боги загроб. мира, затем обожествл. души предков. В честь М. в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем М.» вход в подземелье - мундус, считавш. входом в мир мертвых. М., в отличие от лемуров, назыв. добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отожд. с матерью ларов, так же как впослед. сами М., интрепретир. уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. М. считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения М. с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродет. жизнь.

МАНЬЮ

МАНЬЮ - в вед. миф. божество гнева, персониф. гнев (прежде всего Индры). М. называют убийцей Вритры и Дасью, убийцей врагов, носителем ваджры, ваджрой Индры и т.п. Он - вождь войска, друг марутов, приносит добычу и защищает своих почитателей, связан с тапасом - «жаром». Иногда М. отожд. с Рудрой (слезы Праджапати упали на М., и он превратился в Рудру, «Шатапахта-Брахмана»).

МАПОНОС

МАПОНОС - в кельт. миф. бог. Посвящения ему засвидет. в Галлии и на С. Британии, где он отожд. с Аполлоном. Мать М. - Матрона (богиня-мать) считалась покровительницей реки Марны. В валлийской традиции отцом М. назыв. Мелт («молния»), он известен как Мабон сын Модрон и включается в окружение легенд. короля Артура. История его похищения на третий день после рожд., тинств. заключения в Каер Лои (потустор. мир) и освобождения Кеем и Бедуйром перешла вместе с именем М. в континентал. повествования артуровского цикла. В ирланд. традиции М. соотв. Мак Ок, сын бога Дагда и Боанд, превративш. в реку.

МАРА

МАРА - в будд. миф. божество, персониф. зло и все то, что приводит к смерти живые существа. Образ М. встречается в текстах всех основных будд. направлений. Гл. функцией М. считается создание препятствий бодхисатвам, стремящ. к просветлению. М. подчинено огромное кол-во злых божеств.

МАРАКАНДА

МАРАКАНДА - древ. город, существ. на месте совр. Самарканда. В 4 в. до н.э. столица Согда. М. была защищена двойной системой крепостных стен с башнями. В 329 до н.э. М. захватил Александр Македонский при покорении им Согда. В 329 - 328 до н.э. М. - один из гл. центров героич. борьбы согдийцев во главе со Спитаменом против макед. завоевателей. Около этого же времени разрушена Александром.

МАРАФОН

МАРАФОН - др.-греч. поселение, располож. на одноим. равнине в Аттике (в 40 км от Афин). Близ него 13 сент. 490 до н.э. произошло одно из крупнейших сраж. периода греко-перс. войн. Греч. войско (согл. традиции, 10 тыс. афинян и 1000 платейцев) было построено стратегом Мильтиадом при входе в долину М. в фалангу. Фланги греч. фаланги, сильно растянутой по фронту, с неглубоким центром, были прикрыты лесистыми отрогами гор и вынесен. вперед засеками и усилены легковооруж. отрядами. Атаковав персов, греки перешли в бег, чтобы усилить удар и избежать больших потерь от перс. стрел, однако отборным перс. отрядам удалось прорвать греч. фалангу в цент-ре и заставить ее отступить. Исход боя решили действия флангов, сжавших перс. войско и обративших его в бегство.

Битва при М. - первая крупная победа греков над персами; она не только ликвидировала угрозу перс. похода, но имела большое значение для всего хода греко-перс. войны.

МАРГИАНА

МАРГИАНА - древ. обл. Ср. Азии по теч. р. Мургаб. Самые ранние упоминания - в Авесте и Бехистунской надписи. М. граничила на З. с Парфией, на С.-В. - с Согдом, на В. - с Бактрией, на Ю. - с Арейей. Столица М. находилась в р-не Др. Мерва. В 522 до н.э. в М. произошло нар. восстание против власти Ахеменидов, подавл. царем Дарием I (521). После этого М. входила в состав Бактрии. В ср. века земли М. вошли в Хорасан.

МАРГИТ

МАРГИТ - назв. др.-греч. эпич. произв., представляющ. собой древ. комич. поэму. Сохран. только отдельные фрагменты. Авторство необоснов. приписывалось Гомеру. Гл. герой - неуклюжий, бестолковый человек (его хар-ризуют следующие сохранивш. строки: «он много знал, но все плохо»). Поэма написана частично гекзаметром, частично ямбич. триметром.

МАРДАГАЙЛ

МАРДАГАЙЛ - в армян. миф. человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка. Считалось, что бог, желая наказать какую-нибудь женщину, заставляет ее отведать предназнач. М. пищу (к-рая сыплется с неба, подобно граду). После этого с неба на нее падает волчья шкура и женщина становится М., бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. Днем М. снимает с себя шкуру, прячет ее подальше и принимает жен. облик. По прошествии семи лет волчья шкура возвращается в небо, и М. снова становится обычной женщиной.

МАРДОНИЙ

МАРДОНИЙ - перс. военач., сын Гобрия, племянник, шурин и зять Дария I, полководец в греко-перс. войнах. Возгл. поход перс. армии и флота в 492 до н.э., вновь подчинил Юж. Фракию, Македонию и о. Тасос. Участвовал в походе Ксеркса 480 до н.э.; остался с частью войска в Греции. В 479 разорил Афины, в битве при Платеях потерпел пораж. и был убит.

МАРДУК

МАРДУК - цент. божество вавилонск. пантеона, гл. бог г. Вавилона. Первые письмен. сведения об этом божестве восходят примерно к сер. 3-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона упомин. уже во время III династии Ура (22 в. до н.э.). Цент. божеством становится с возвыш. Вавилонии во время I Вавилонской династии (19 - 16 вв. до н.э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты др. божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первород. сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время М. идентифиц. с шумерским Асаллухи. Среди многочисл. заимствов. эпитетов и кач-в М. преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчеркиваются мудрость М. иск-во врачевания, заклинат. силы, М. получает также функции водного бо-жества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. переходит титул «судья богов», «отец богов». Супруга М. - Царпаниту, сын - Набу.

Главный храм - Эсагила. С 14 в. до н.э. культ М. распростр. в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. идентиф. и заменяющий его.

Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произв. времени царя Синаххериба (705 - 680 до н.э.). Символы М. - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассир. времени с частями тела М. сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определ. роль в его культе: «его гл. внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени - золото».

МАРДУК-АПАЛ-ИДДИН

МАРДУК-АПАЛ-ИДДИН - царь халдейск. госуд. Бит-Якин, вел упорную борьбу с ассир. царями Саргоном II и Синахерибом и дважды владел вавилонским престолом (721 - 710 и 703 - 702 до н.э.). Конфискация М. сокровищ вавилонских храмов вызвала ненависть к нему со стороны жречества и знати. Преследуемый ассир. войсками, М. отступил в Бит-Якин, а оттуда бежал (694 до н.э.) в Элам.

МАРЕОТИС

МАРЕОТИС - местность и озеро близ Александрии с гаванью для внутр. плавания, соед. судоходными каналами с р. Нил и морем; на густонасел. побережье находился г. Марея; из с.-х. культур следует упомянуть папирус, егип. бобы и виноград.

МАРЗПАН

МАРЗПАН - правитель, преим. окраинных обл. в Сасанидском Иране. М. часто явл. представители шахской династии, обладавшие на местах адм., воен. и суд. властью. М. управляли Вост. Арменией с 428, после ликвидации царской власти, и Вост. Грузией после подавл. антииран. восстания 523.

МАРИ

МАРИ - Мера - раннерабовлад. гор.-госуд. в 3 - 2-м тыс. до н.э. в Сев.-Зап. Месопотамии (совр. Тель-Харири в Сирии, на границе с Ираком). Население М. первонач. было хурритским, но во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. семитизировалось, причем с 22 - 21 вв. преобладающую роль стали играть амориты. Гл. занятием было земледелие, осн. на искусств. орошении, а также скотоводство. Были развиты ремесла (обработка бронзы, ткачество и др.). В ткацких мастерских широко применялся труд рабынь. М. вело обширную внеш. торговлю, выступая посредником между Юж. Двуречьем, Эламом и странами Средиземноморья (Угарит, Библ, Кархемиш, Алеппо, о. Кипр и др.). В 25 в. до н.э. М. играло крупную политич. роль. «Династия М.», фигурирующая в Ниппурском списке царей, вела борьбу за преобладание в Сев. Двуречье с династией Акшака (Описа) и IV династий Киша. В 24 - 23 вв. до н.э. М. подчинялось династии Аккада, а в 22 - 21 вв. - III династии Ура. В кон. 21 в. до н.э. М. восстановило независимость. В нач. 18 в. попало в зависимость от Ассирии, а в 1758 до н.э. М. было захвачено вавилонским царем Хаммурапи. В дальнейшем самостоят. роли не играло.

МАРИЙ

МАРИЙ - Гай (ок. 157 - 13.1.86 до н.э.) - рим. полководец и политич. деятель. Происходил из небогатой лат. семьи. Нар. трибун 119. После женитьбы на патрицианке Юлии (тетке Цезаря) стал претором 115. Выдвинулся в Югуртинской войне как легат (со 109). Благодаря поддержке всадников и плебса был избран консулом на 107. В 105 победой завершил Югуртинскую войну. Угроза нашествия на Италию кимвров и тевтонов заставила римлян, вопреки законам, неск. лет подряд (104 - 101) избирать популярного полководца в консулы. М. разбил в 102 тевтонов, в 101 - кимвров. В ходе войн армия была реформирована М. Источ. сообщают о наборе, вопреки обычаю, бедняков, не имевших ценза, и др. преобразованиях. Деятельность М. способств. профессионализации войска.

Избранный консулом и на 100, М. в союзе с нар. трибуном Апулеем Сатурнином добился принятия нар. собранием закона о наделении своих ветеранов землей, но в угоду всадникам предал Сатурнина и как консул принял участие в подавл. его движения. Участвовал в Союзнической войне 90 - 88 до н.э. В 88 с помощью нар. трибуна Сульпиция Руфа получил командование в 1-й Митридатовой войне (89 - 84), но взятие Рима Корнелием Суллой заставило М. бежать в Африку. После отбытия Суллы в Грецию М. высадился в Этрурии, собрал войско (принимая даже беглых рабов) и в союзе с изгнанным сулланцами консулом Корнелием Цинной взял Рим (87). Жестоко расправившись со своими политич. противниками, вступил (в 7-й раз) в должность консула на 86, но через неск. дней умер.

МАРИКА

МАРИКА - в рим. миф. богиня или нимфа, почитавш. у р. Лирис в р-не Минтурн в посвящ. ей роще. Жена Фавна, мать Латина, отожд. с Венерой.

МАРИЧИ

МАРИЧИ - в индуист. миф. первый из десяти мудрецов Праджапати, праотец человеч. рода; один из семи риши; вождь марутов. М. - старший сын Брахмы (из его души или плеча) или Сваямбху, или Ману Хайраньягарбха. Он же отец Кашьяпы.

МАРИЯ

МАРИЯ - Мариам, дева Мария, богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна - в христ. религ. представл. земная мать Иисуса Христа.

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ - в христ. преданиях раскаявш. блудница, образ к-рой подвергался в популярной агиографии и фольклоре мифологизир. стилизации. Предполагаемое время жизни - 5 в.

МАРИЯ МАГДАЛИНА

МАРИЯ МАГДАЛИНА - в христ. преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согл. евангельск. повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидет. его погребения.

МАРЙАМ

МАРЙАМ - в мусульм. религии мать Исы. Коранич. эпизоды, связанные с М., в гл. деталях и мотивах восходят к христ. преданиям о деве Марии, часто апокрифическим.

МАРКА

МАРКА - 1. весовая счетная ед. в Зап. Европе, к-рая на славянских яз. назыв. гривной. Термин «марка» встречается в англосаксонских источ. 9 - 10 вв. в значении меры веса. С 1-й пол. 11 в. М. приобрела значение денежно-весовой ед., сначала в Скандинавии, а затем и в Германии.

2. во франкском госуд. 8 - 9 вв. и в т.н. «Свящ. Рим. империи» погранич. укрепл. адм. округ или погранич. линия укреплений на терр., захвач. у соседних народов.

МАРК АВРЕЛИЙ

МАРК АВРЕЛИЙ (26.04.121 - 17.03.180) - рим. император с 161. Наследовав Антонину Пию, первонач. правил с Луцием Вером (ум. 169). В своих внутриполитич. начинаниях М. А., подобно своему предшественнику, опирался на сенаторское сословие. М. А. пришлось провести почти все свое правл. в войнах. С 162 по 166 он вел войну с парфянами, окончивш. восстановл. протектората над Арменией и захватом Месопотамии. С 166 по 180 продолжалась т.н. Маркоманская война. Постоян. войны и эпидемии привели к убыли и обнищанию населения. В 172 в Египте произошло восстание подневол. пастуш. крестьянства («буколов»). Последователь стоич. школы, М. А. в соч. «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в обществ. прогресс.

МАРКГРАФ

МАРКГРАФ - маркиз - во франкском госуд. 8 - 9 вв. правитель погранич. обл. - марки, облечен. королем (или императором) более широкими полномочиями, чем граф.

МАРКИАН

МАРКИАН (ум. 457) - вост.-рим. (визант.) император 450 - 457. Преследовал монофизитов, для осуждения к-рых созвал в 451 Халкидонский собор, подавил последовавшие за этим собором нар. движения в вост. про-винциях.

МАРКИОН

МАРКИОН - купец из М. Азии, основал в сер. 2 в. религ. общину гностиков и проповедовал учение, получившее широкое распростр. по всей Рим. империи и противостоявшее офиц. христ. доктрине. Он считал, что в мире происходит борьба между богом закона (неким творч. началом) и добрым богом, чье откровение представляет собой Новый завет, считал материал. мир греховным, отрицал Ветхий завет и полагал, что иудеи якобы сознательно исказили послания апостола Павла и Евангелие от Луки.

МАРКОМАННЫ

МАРКОМАННЫ - племя древ. германцев. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. обитали на терр. совр. Саксонии и Тюрингии. В кон. 2 - нач. 1 вв. до н.э. продвинулись в р-н ср. и верх. Майна. В нач. 1 в. до н.э. М., вероятно, входили в союз герм. племен, возгл. Ариовистом. После захвата Друзом (9 до н.э.) Сев. Германии М. переселились в 8 до н.э. на терр. совр. Чехии, где вошли в созданный Марободом союз племен, враждовавший с херусками. После победы в 17 н.э. вождя херусков Арминия над Марободом, М. пришлось отойти к Дунаю. В 1 - 2 вв. М. и квады, зачастую выступая вместе, постоянно угрожали римлянам на дунайской границе. В 166 - 180 вв. М. даже проникли в Италию, угрожая Риму. С 4 в. М. вливаются в поток Великого переселения народов. В кон. 5 в. оседают в Баварии.

МАРКОМАНСКАЯ ВОЙНА

МАРКОМАНСКАЯ ВОЙНА (166 - 180) - война герм. и сарматских племен против Рима. Воспользовавш. тяжелым положением Рим. империи в связи с Парфянской войной (162 - 166), эпидемией чумы и неурожаями в Италии, маркоманны, квады, гермундуры, языги и др. племена прорвали рейнско-дунайскую границу и хлынули в Италию. В 169 они заняли Сев. Италию, осадили Аквилею, разрушили г. Опитергий. В теч. следующих лет война шла с перемен. успехом. Ценой большого напряжения Марку Аврелию удалось набрать новые легионы, пополнив их рабами и варварами, и одержать победу в кон. 169. Однако в связи с восстанием в 175 сирийского наместника Авидия Кассия римлянам пришлось воздержаться от расширения границ, но по заключ. миру варвары оказались под рим. протекторатом. В 177 герм. племена вновь начали наступл. В 179 рим. полководец Таррунтений Патерн одержал победу. После смерти М. Аврелия его наследник Коммод заключил с варварами мир (180). Римлянам пришлось построить новую сеть оборонит. укреплений на дунайской границе. Война подорвала экономич. положение империи и явилась вехой во взаимоотношениях римлян с варварами: последних стали широко привлекать в рим. войско, поселять в погранич. обл. на положении колонов, освобождать иногда от податей и даровать им рим. гражданство.

МАРМАРИКА

МАРМАРИКА - часть Ливии, располож. на побережье Средиземного м. (вост. часть) между Киренаикой на З. и Египтом на В.

МАРОБОД

МАРОБОД (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) - вождь герман. племени маркоманнов. Подчинил себе соседние племена и создал свевско-маркоманнскую державу на границе с рим. владениями, в прирейнской обл. М. организовал постоянное войско и вооружил его по рим. образцу. В 6 н.э. против М. выступила рим. армия под предводит. Тиберия, но начавш. восстание в Паннонии вынудило римлян заключить с М. мир. В 17 М. потерпел пораж. от вождя херусков Арминия. В 18 против М. выступила племенная аристократия, к-рую подстрекали римляне. М. бежал в Италию, где и умер.

МАРПЕССА

МАРПЕССА - в греч. миф. дочь Эвена, к-рую во время сватовства Аполлона похитил Идас и увез на подаренной ему Посейдоном крылатой колеснице. Бросивш. в погоню отец М. не мог догнать беглецов. В отчаянии Эвен заколол своих коней и бросился в реку, к-рая стала называться его именем. Аполлон настиг Идаса в Мессене, и тот осмелился вступить в схватку с богом. Зевс рознял сражающ. и предложил М. самой выбрать себе мужа. М., опасаясь, что Аполлон бросит ее, когда она состариться, избрала Идаса. От него она родила Клеопатру - жену Мелеагра.

МАРС

МАРС - Маворс, Марспитер - один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первонач. возгл. рим. пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящен март - первый месяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонич. трехглавый); эти животные, по преданиям, вели родивш. весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящ. М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов. По нек-рым преданиям, он был наделен тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонич. богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. Как и богу лесов Сильвану, М. приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, М. был родонач. и хранителем Рима.

Вместе с тем храм М. как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруж. войско не должно было входить на терр. города. Символом М. было копье, хран. в жилище царя - регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из к-рых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к М. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизв. их движение. Хранителем этих святынь была жреч. коллегия салиев, выносивших на праздники М. его щиты и исполнявших в его честь воин. пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон воен. походов церемонии очищения коней, оружия, муз. инструментов.

Когда кончались воен. действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украш. хлебами, водруж. либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очист. силу, хранилась в регии и храме Весты. Женой М. считалась отожд. с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первонач. «Доблесть М.» В 366 до н.э. М. был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи М. часто изображ. на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В зап. провинциях с М. часто отожд. боги племенных и терр. общин, и он наделялся эпитетами, производными от назв. племен и поселений (напр. М. Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т.е. бог тинга - нар. собрания) на Рейне и т.д.

МАРСИЙ

МАРСИЙ - в греч. миф. первонач. бог одноим. притока р. Меандра (М. Азия), затем один из силенов, спутников бога Диониса. Согл. мифу, М. дерзнул вступить в муз. состязание с богом Аполлоном, к-рый победив М., велел содрать с него кожу.

МАРСОВО ПОЛЕ

МАРСОВО ПОЛЕ - площадь в Др. Риме, на левом берегу р. Тибра (за городской чертой), где первонач. происходили воен. (отсюда назв. «М. п.» по им. бога войны Марса) и гимнастич. состязания. С началом республики (в кон. 6 в. до н.э.) М. п. становится местом нар. собраний по центуриям. В центре М. п. находится алтарь Марса. В более позднее время значит. часть поля была застроена и собственно М. п. стала называться только площадь вокруг алтаря.

МАРСЫ

МАРСЫ - 1. др.-итал. племя сабелльской ветви, жившее в Ср. Италии (вокруг Фуцинского оз.). Во время 1-й и 2-й Самнитских войн в 4 в. до н.э. М. сражались на стороне самнитов против римлян. В 304 - 90 до н.э. были в союзе с римлянами. Однако в Союзническую войну 90 - 88 до н.э. первыми восстали против Рима. Играли в войне ведущую роль (отсюда эта война назв. также Марсийской).

2. одно из герм. племен.

МАРТАНДА

МАРТАНДА - др.-инд. миф. персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество.

МАРТИРОЛОГ

МАРТИРОЛОГ - в христ. церк. лит-ре сборник повествований о святых и мучениках за веру.

МАРТЙА И МАРТЙАНАГ

МАРТЙА И МАРТЙАНАГ - Матра и Матрайана, Машйа и Машйана - в иран. (зороастрийской) миф. первая человеч. пара. От потомков М. и М. населился обитаемый мир, причем помимо обычных людей М. и М. создали и монстров с ушами или глазами на груди, хвостатых, волосатых и т.п.

МАРТОВСКИЕ ИДЫ

МАРТОВСКИЕ ИДЫ - по др.-рим. календарю день 15 марта. Эта дата получила известность в связи с тем, что 15 марта 44 до н.э. произошло убийство Юлия Цезаря. Руководителями заговора были Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут.

МАРТУ

МАРТУ - Амурру, Иль-Амуррим - шумеро-аккадское имя бога амореев-кочевников (живших в степях Сев. Месопотамии), очевидно соотв. аморейскому Элу. По месопотамским представл., М. - громовержец, насылающий бурю, кочевник, варвар. Согл. аккад. миф. канону, его супруга - Белет-Цери. Супругой М. считалась также Ашрату.

МАРУТЫ

МАРУТЫ - в вед. и индуист. миф. божества бури, ветра, грома и молнии. М. составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят (или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваю-чакра - разные виды ветров). М. - братья. Их отец - Рудра, отчего они называются рудрами или рудриями; их мать - Пришни (букв. - «пестрая», обознач. коровы), они рожд. коровой, доят вымя Пришни. Вместе с тем они сыновья Адити, родились из молнии или даже сами возник-ли из себя. М. изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие - золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи; они мчатся на колесницах, запряж. антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного.

МАРЦИАЛ

МАРЦИАЛ - Марк Валерий (ок. 40 - после 102) - др.-рим. поэт. Род. и умер в Бильбилисе (Испания). С 64 по 98 жил в Риме на положении поэта-клиента. Написал ок. 1560 эпи-грамм, к-рые знакомят нас с бытовым укладом и умонаст-роением разных слоев рим. общества: патронов и клиентов, дельцов, кредиторов и должников, поэтов, дилетантов и т.п. Благодаря М. эпиграмма закрепилась в европ. лит. традиции как сатирич. жанр.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

МАРЦИАН КАПЕЛЛА - др.-рим. писатель 5 в., уроженец Сев. Африки. М. К. - автор энциклопедии в 9 кн. («Бракосочетание Филологии и Меркурия»), включ. грамматику, диалектику (в антич. смысле - иск-во вести бе-седу), риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. В основе энциклопедии М. К. лежат энциклопедия Варрона и ряд спец. трактатов.

МАРЦИАНОПОЛЬ

МАРЦИАНОПОЛЬ - столица пров. Ниж. Мезия, основана Траяном и названа в честь его сестры Марции. В сер. 3 в. готы разграбили, а затем неоднократно осаждали М. В 4 в. достиг значит. экономич. и культурного расцвета; имп. Валент неск. раз избирал его местом ставки во время войны с готами. Последние в 378 неподалеку от М. нанесли сокрушит. пораж. рим. армии. Город был разрушен в сер. 5 в.; восстановлен при Юстиниане.

МАРЦИЙ ФИЛИПП

МАРЦИЙ ФИЛИПП - Луций (136 - после 76 до н.э.) - рим. политич. деятель, оратор. Нар. трибун 104. Консул 91. Противник реформ Ливия Друза. Во время консульства Корнелия Цинны (87 - 84) оставался в Риме и даже был цензором (86), но потом стал сторонником Корнелия Суллы и выступил в поддержку сулланской конституции после смерти последнего.

МАРШ

МАРШ - др.-греч. воины передвигались по открытой местности, построивш. в каре, выставив боковые, головные и тыльные походные заставы. Аналогично осуществлялось охранение М. в рим. армии. Длина суточ. перехода рим. легионеров составляла: при обычном М. - примерно 20 - 25 км, при ускор. М. - 30 км, при М. в боевых условиях - 45 км.

МАСИНИССА

МАСИНИССА (ок. 240 - 149 до н.э.) - царь сев.-африк. рабовлад. госуд. Нумидии в 201 - 149 до н.э. До 201 до н.э. М. царствовал в Вост. Нумидии. Во время 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.) между Римом и Карфагеном М. был сначала союзником Карфагена, но затем перешел на сторону римлян и оказал им помощь в битве при Заме (202 до н.э.). В 201 до н.э. получил от римлян Зап. Нумидию и объед. под своей властью всю страну. В 1-й пол. 2 в. до н.э. М. совершал нападения на карфагенские владения и захватил ряд принадлежащих ранее Карфагену обл. В 150 до н.э. Карфаген, вопреки запрещению рим. сената, объявил М. войну, что послужило поводом к 3-й Пунической войне (149 - 146 до н.э.). После смерти М. римляне разделили его царство между тремя его сыновьями.

МАСИС

МАСИС - в армян. миф. гора Арарат.

МАСКА

МАСКА - еще в кон. 2-го тыс. до н.э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различ. божествами или злыми духами, надевали маски с изображ. голов животных или человеч. лиц. Появл. театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Рим. империи значит. роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, напр., на егип. мумиях, парадные шлемы и т.д.). В антич. эпоху широко использовали М. с изображ. страшных миф. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.

МАССАГЕТЫ

МАССАГЕТЫ - собират. назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. др.-греч. авторов. Неясность приводимых источ. сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отожд. М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали, что назв. М. обозначает «рыбоеды». Др.77 объясняют его как составл. из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предпо-ложению третьих, слово «М.» означает «маза-геты» - «великие геты», а сами М. тожд. с «да (большие) юечжи» др.-кит. летописей. Однако ни одну из гипотез нельзя счи-тать общепринятой. О каких племенах говорит тот или иной автор, не всегда ясно. По Геродоту М. - кочевники. Сражаются они пешими и на конях, причем их кони носят на груди латы. Вся их утварь и оружие изготовлены из ме-ди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеме-нидской державы царь Кир, побежд. «царицей» М. Томи-рис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и о-вов, живущих примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также хорезмийцев и нек-рые др. племена.

МАССАЖ

МАССАЖ - один из древ. физиологич. методов лечения, зародивш. и достигший значит. совершенства в странах древ. мира - Китае, Индии, Египте, Ассирии, Греции и Риме. Особое значение приобрело проведение М. участникам спорт. состязаний в Др. Греции. Др.-греч. преподаватели физич. культуры и врачи были хорошо знакомы с широкими возможностями и многочисл. приемами М. (массирование с втиранием масел и мазей); с тех времен до наших дней сохранилось деление на подготовит. и восстановит. М. В Др. Риме усвоили греч. приемы М. и применяли его в осн. при мытье в банях, используя преимущественно как средство врачевания.

МАССАЛИЯ

МАССАЛИЯ - колония ионич. торг. г. Фокея, основана ок. 600 до н.э. близ устья р. Рона, превращена в центр греч. торговли в Зап. Средиземноморье. М. выступала торг. соперником этрусков и карфагенян. После завоев. римлянами М. длительное время играла осн. роль в распростр. на Западе (Галлия) греч. культуры. Сохранилось незначит. кол-во памятников античности.

МАСТЕРСКИЕ

МАСТЕРСКИЕ - ремесленники, сами продававшие продукцию своего труда, обставляли свои М. с определ. удобст-вами для покупателя. Это делали все мелкие товаропро-изводители, чьи мастерские были одноврем. лавками. Вывески на М. появились только в рим. эпоху; на них изображ. инструменты ремесленника, весы, производимые товары. В М. трудилась во главе с хозяином вся его семья; в случае нехватки рабочей силы для выполнения подсобных работ привлекали рабов. Ремесленник, как правило, работал сидя, даже при выполнении тех операций, к-рые в позднейшие времена производились стоя.

Греч. вазопись позволяет уточнить почерпнутые из лит. источ. сведения о том, что высшие слои населения не проявл. интереса к чисто ремесл. сфере. На антич. вазах запечатлены изображ. М., в к-рых богато одетые посетители общаются с ремесленниками на равных.

Наказание работников за плохое кач-во труда было жестоким. В греч. яз. получила развитие подробная классификация назв. М., состоящих из назв. соотв. профессии с прибавлением окончания. Антич. лексикографич. источ. перечисляют множество назв. М. достаточно редкого профиля. Небольшим М. ремесленников начиная с 5 в. до н.э. приходилось выдерживать конкуренцию с большими М. - эргастериями, - в к-рых работали до 120 рабов. Существовали письм. руководства по рацио-нал. организации труда в М., хотя до нас дошли лишь немн. образцы, напр., у Теофраста.

МАСТИКА

МАСТИКА - ароматич. смола мастикового дерева. Использов. для очищения полости рта, придания аромата напиткам и пище, добавлялась в жертв. костер.

МАТАРИШВАН

МАТАРИШВАН - в вед. миф. божеств. персонаж, связанный с огнем, а позже - с ветром. М. - тайное имя бога огня Агни, с к-рым он неоднократно отожд.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА - в антич. времена для письма использовался практич. любой предмет, имевший гладкую поверхность, напр., скальные стены, стволы деревьев, листья, дерев. и восковые дощечки, металлич. пластины, черепки керамики, кости, кожа и материя. У греков и римлян к письм. принадлежностям прежде всего относились папирус, пергамент, черепки, бумага и обтесанные камни.

МАТЕР МАТУТА

МАТЕР МАТУТА - в рим. миф., по-видимому, богиня женщин; в ее честь 11 июня справлялся праздник матралий, во время к-рого женщины молились за детей своих сестер. Вход в храм М. М. был запрещен рыбыням, но во время праздника в него приводили, а затем с побоями изгоняли рабыню. М. М. была отожд. с Ино-Левкофеей, и обряд объяснялся как воспоминание о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни - наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отожд. с сыном М. М. Портуном - богом гаваней. М. М. связывалась также с утренней зарей. Возможна и связь ее с культом Юноны Сорории, установл. одним из братьев Горациев после убийства сестры.

Предыдущая страница Следующая страница