Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

У БА

У БА - У бо - «Пять гегемонов»; принятое в кит. историо-графии назв. правителей сильнейших царств Др. Китая в 7 - 6 вв. до н.э., в зависимости от к-рых находились остальные, более слабые царства. Гегемоны пользовались большим влиянием на правителей этих полусамостоят. госуд., чем царь династии Чжоу, считавш. верхов. правителем всего Китая. Такими гегемонами были: правители царства Ци (Хуань-гун, 685 - 643 до н.э.), царства Сун (Сян-гун, 650 - 637 до н.э.; занимал положение гегемона непродолжит. время), царства Цзинь (Вэнь-гун, 636 - 628 до н.э.), царства Цинь (Му-гун, 659 - 621 до н.э.) и царства Чу (Чжуан-ван, 613 - 591 до н.э.). У ба объед. кит. царства для борьбы с кочевыми некит. племенами, создавали союзы для ведения междоусобных войн. 7 - 6 вв. до н.э. ознаменовались острой борьбой между царствами за гегемонию.

УБАРУ

УБАРУ - убру - в Двуречье, М. Азии и Сев. Сирии 2-го тыс. до н.э. термин, обознач. иноземного купца или царского торг. агента (в противополож. тамкару, термину, обознач. купца или торг. агента своей страны). У. в ряде мест объед. в организацию - вабарту. Как правило, У. вели торг.-ростовщич. операции в чужих странах на договорной основе с местными властями, а местное население несло уголовную ответств. в случае их убийства или ограбления.

УБИИ

УБИИ - герм. племя. Первонач. жили по правому берегу Рейна (между рр. Майн и Зиг). Упомин. Цезарем как сильное и наиболее «культурное» герм. племя, поддержив. торг. связи с галлами и усвоившее мн. их обычаи. У. - постоянные союзники римлян, в 38 до н.э. были поселены Випсанием Агриппой на левом берегу Рейна.

УБОРКА УЛИЦ

УБОРКА УЛИЦ - впервые необходимость свалки мусора и отходов в отдалении от города возникла в связи с ростом Александрии. Подробности того, как осуществл. там У. у., неизвестны. В Риме такая служба существов. по крайней мере с 1 в. до н.э. Четверо служащих отвечали за чистоту улиц внутри города, а двое - перед его воротами. В их распоряжении находился штаб рабов, вывозивших отходы не менее чем за 1,5 км от городских стен.

УГАРИТ

УГАРИТ - древ. гор.-госуд. в Сев. Финикии, на месте совр. Рас-Шамры, населенный ханаанеями-угаритцами. Назв. «У.» известно с нач. 2-го тыс. до н.э. В это время он находился под влиянием Египта и Ямхада; с 16 в. до н.э. У. под господством Египта, с нач. 14 в. до н.э. - хеттов. Клинописные архивы дворца У. дают возможность определить по-следоват. правления царей У.: Аммистамру I (нач. 14 в.), Никмадду II (сер. 14 в.), Архалбу, Никмепа (кон. 14 - нач. 13 вв.), Аммистамру II (сер. 13 в.), Ибирану, Никмадду III, Аммурапи (кон. 13 - нач. 12 вв.) В нач. 12 в. до н.э. У. был разрушен «народами моря».

УГАРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УГАРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - лит-ра Др. Угарита. Памятники ее написаны алфавитной клинописью на глиняных табличках. Язык У. л. - один из семитич. языков ханаанской группы. Запись текстов относится к 15 - 14 вв. до н.э., однако, судя по данным языка и описыв. в произв. родового быта, они составлены в 20 - 18 вв. до н.э. Среди дошедших памятников имеются мифы, эпопеи и тексты, содержащие храмовые ритуалы, в т.ч. и текст одной из древнейших в мировой лит-ре религ. драмы-мистерии о рожд. «благостных богов» Шахара и Шалема. Эпос «Легенда о витязе Керете» содержит историю героя-царя, отправляющ. в поход за невестой и совершающ. целый ряд подвигов. В «Эпосе о Данэле, сыне героя Акхат» витязь осмеливается вступить в борьбу с богами и погибает.

Большинство мифов относится к циклу о подвигах богини Анат. Имеются сказания о воскресающих и умирающих богах Алиян-Ваале и Моте, а также повествование о борьбе чудовищ и стихий. Интересен более поздний текст, содержащий заклинания против врагов Угарита.

УГОЛЬ

УГОЛЬ - 1. В античности использовался только древесный У.; его получали в основном из отборных сортов древесины. Выжиг У. производился на особых кострах; из мелкого У. формировались своего рода «угольные брикеты». Древесный У. как горючий материал применялся для обогрева жилых помещений, в особенности купален, для выплавки металла, а также для изоляции фундамента. Древесноугольная смола и вар широко использовались в кораблестроении, а также в кач-ве лечебного пластыря.

2. Каменный и бурый У. упомин. с 4 в. до н.э. среди минералов под им. горючего «фракийского камня», однако широкого применения эти виды У. не находили из-за неприятного запаха; изредка их использовали кузнецы (в Олимпии). Не исключено, что в Британии, Галлии и Германии каменный и бурый У. все же находили применение, однако имеющиеся данные не ясны и допускают разные толкования.

УГРЮМЕЦ

УГРЮМЕЦ - назв. анонимной лат. комедии рубежа 4 - 5 вв., близкой по сюжету к «Горшечной комедии» Плавта. Пьеса написана ритмизов. прозой и задумана, очевидно, как драма для чтения. Время и место (Галлия?) написания представляются спорными. В ср. века эта пьеса ошибочно приписыв. Плавту.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - кастаньеты, цимбалы и тимпаны звучали во время празднования оргиастич. культов Диониса и Кибелы. В эпоху эллинизма и Рим. империи использовались также в домаш. музыке; егип. систры сопровождали культ Исиды; ножные трещотки сопутствовали представлениям мимов и пантомиме.

УДБХАТА

УДБХАТА - др.-инд. поэт и теоретик поэзии 8 - 9 вв., автор труда «Сжатое изложение сущности поэтич. украшений». У. различал в поэзии 8 осн. «раса» (настроений или стилей): эротич., комич., патетич., героич., возбуждающее гнев, вызывающее страх, возбуждающее отвращение, возбуждающее изумление. У. - предполагаемый автор эпич. поэмы «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»).

УДДЖАЙН

УДДЖАЙН - Удджайини, Уджайяни - древ. город в Индии. Один из семи свящ. городов индусов, центр религ. паломничества, важный политич., экономич. и культурный центр в древности. Возник ок. 7 в. до н.э., был столицей царства и обл. Аванти (до нач. н.э. он часто назыв. также Аванти), центром зап. наместничества империи Маурьев (3 в. до н.э.).

УДЖАГОРРЕСЕНТ

УДЖАГОРРЕСЕНТ (2-я пол. 6 в. до н.э.) - егип. сановник. В последние годы правл. ХХVI династии был нач. флота. Во время перс. нашествия в 525 сдал без боя персам флот и перешел на их сторону. Камбис назначил У. «верховным врачом» и освободил по его просьбе храм богини Нейт в Саисе от поселивш. в нем «азиатов» (вероятно, перс. сол-дат). При Дарии I У. добился восстановл. в Саисе при храме богини Нейт «дома жизни» (учреждения, ведавшего мед. службой, занимавшегося также делами культа и организацией религ. праздников).

У ДИ

У ДИ - У тай - в кит. миф. собират. понятие для обозначения пяти миф. персонажей. По первой версии, сформулиров. философом Ван Су (195 - 256), в число У ди входят Шао-хао (царь стихии металла), Чжуань-сюй (царь стихии воды), Ди-ку (царь стихии дерева), мудрый правитель Яо (царь стихии огня) и его преемник Шунь (царь стихии земли).

У-ДИ

У-ДИ (156 - 87 до н.э.) - кит. император (140 - 87 до н.э.) из династии Зап. Хань. Укрепил цент. власть. В 127 до н.э. издал указ о разделе зем. владений знати между наследниками. Терр. страны разделил на 14 округов, в к-рые посылал инспекторов для контроля над местными правителями. Ввел систему гос. экзаменов на замещение адм. постов. При нем завершился процесс превращения конфуцианства в офиц. идеологию.

УДИЛА

УДИЛА - часть конской сбруи, деталь узды. Появились в конце бронзового века, когда лошадь стала использоваться в кач-ве транспортного животного. Первонач. У. были мягкие, из сухожилий, вставлялись в рот лошади и огранич. с обеих сторон костяными псалиями, имевшими вид стержня с отверстиями. С кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. появились бронзовые У. в виде двусоставного стержня с бронзовыми псалиями по сторонам. В 7 - 6 вв. до н.э. получили распростр. железные У. с железными псалиями.

УЗИПЕТЫ

УЗИПЕТЫ - усипеты, усипии - герм. племя, жившее между рр. Липпе и Ниж. Рейном, севернее тенктеров (вместе с к-рыми обычно упомин. в источ.).

УКРАШЕНИЯ

УКРАШЕНИЯ - цепочки, браслеты, подвески, венки, поясные пряжки, серьги, кольца из золота, серебра, электрона, бронзы, железа, слоновой кости, стекла, драгоц. камней и др. материалов выполнялись в различ. ювелирной технике. Особенно много У. было найдено в погребениях (напр., шахтные гробницы в Микенах). Уже крито-микенское (2-е тыс. до н.э.), а в еще большей степени этрусское ювелирное иск-во достигло высокого уровня, к-рый удовлетворял требованиям зажиточ. слоев общества. Греки архаич. и классич. периодов удовлетвор. более скромными У. и меньшими расходами на них. Это диктовалось тогдашними отношениями к собственности. С усилением концентрации богатста положение меняется. Во времена эллинизма с накоплением богатств и увелич. покупат. способности наблюдается повышение спроса на У. и совершенств. мастерства ювелиров. Этот процесс продолжался вплоть до раннего и ср. периодов Рим. империи. Во 2 - 3 вв. заметно явное огрубение ювелир. изделий. только в период поздней античности начинается нов. подъем ювелир. ремесла.

УКСУС

УКСУС - известная человеку с древнейших времен кислота. Для изготовл. У. использовали преим. перебродившее вино, т.е. путем добавки в вино закваски его превращали в У. Сырьем для получения У. служили также яблоки и груши. У. употреблялся для приготовл. приправ и разнообразных солений, широко использовался также в медицине и ремесл. произ-ве как растворяющее и разъедающее средство.

УЛИСС

УЛИСС - герой др.-греч. эпоса, мифич. царь о-ва Итака - Одиссей.

УЛЛИКУММЕ

УЛЛИКУММЕ - в хурритской миф. слепое и глухое каменное чудовище, сотворен. Кумарби, чтобы погубить Тешуба и вернуть утрачен. власть на небесах. С помощью Эа Тешуб победил У.

УЛЛЬ

УЛЛЬ - в сканд. миф. один из асов, сын Сив и пасынок Тора. Он прекрасный стрелок из лука и лыжник. В кеннингах (поэтич. иносказаниях) он фигурирует как «ас-лучник», «ас-лыжник», «аc-щита» (щит называют «ясенем» или «кораблем Улля»). Как бог-лыжник У. неоднократно сопоставлялся и сближался со Скади. У. не имеет своего мифа, но следы культа У. обнаружены в Швеции и Норвегии. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» упоминает Оллеруса, к-рый якобы царствовал в Византии после изгнания оттуда Одина.

УЛЬПИАН

УЛЬПИАН - Домиций (ок. 170 - 228) - рим. юрист. Ученик Папиниана. Был опекуном имп. Александра Севера. Префект претория (с 222). Автор юридич. соч., из к-рых дошли лишь извлечения (фрагменты), составляющие 1/3 Дигест Юстиниана. У. был убит преторианцами (из-за введения им строгой воин. дисциплины).

УЛЬПИЙ

УЛЬПИЙ - рим. родовое имя, распростр. в императорскую эпоху, поскольку его носил уроженец г. Италика (Юж. Испания) имп. Траян.

УЛЬПИЯ-ЭСКУС

УЛЬПИЯ-ЭСКУС - город в рим. пров. Ниж. Мезия (расположен у совр. села Гиген в Плевенском округе в Сев. Болгарии). Осн. при имп. Августе как лагерь 5-го Макед. легиона; при имп. Траяне (98 - 117) город получил права колонии и превратился в крупный адм., воен. и ремесл. центр. Упадок У.-Э. связан с нападениями варваров в 3 - 4 вв.

УЛЬФИЛА

УЛЬФИЛА - Вульфила (ок. 311 - ок. 383) - вестготский церк. деятель. Сын гота и готской военнопленной из Каппадокии (христианки). Ок. 341 в Константинополе был возведен епископом Евсевием Никомедийским в сан «епископа готов». В дальнейшем активно распростр. арианство среди готов (миссия У. способств. началу массового распростр. христианства среди герм. племен). Ок. 348 У., преследуемый вождем готов Атанарихом, переселился со свои-ми приверженцами за Дунай, в Мезию. У. считается изобретателем готского алфавита и автором перевода на готский яз. б.ч. Библии.

УМБРИЯ

УМБРИЯ - в древности обл. Ср. Италии, заселен. умбрами. К сер. 3 в. до н.э., после покорения умбров римлянами, У. была превращена в военно-стратегич. плацдарм для завоев. Сев. Италии. В 220 до н.э. на терр. У. была построена т.н. Фламиниева дорога, имевшая большое военно-стратегич. значение. Основой экономики У. было с. х-во. Кулитивировалась полба, большое развитие получили виноград-во и живот-во. Умбрские гор.-госуд. были рабовлад. полисами, во главе к-рых стояли верхов. магистраты - мароны.

УМБРЫ

УМБРЫ - др.-итал. племена оскско-умбрской языковой группы. Согл. антич. авторам (Геродот, Плиний Старший, Страбон и др.), У. явл. древнейшими, исконно италийскими племенами, первонач. занимавшими терр. Сев. и Ср. Италии - между Альпами и р. Тибр. Полагают, что У. были носителями Вилланова культуры. В 7 - 5 вв. до н.э. они были частично подчинены этрусками, а в 4 - 3 вв. до н.э. оттеснены галлами из Сев. Италии в Среднюю (в обл., получившую назв. Умбрия). В 3 - 2 вв. до н.э. У. были покорены римлянами и к 1 в. н.э., не утратив своего языка, латинизировались.

УММА

УММА - Убме - древ. гор.-госуд. в Юж. Двуречье (совр. городище Йоха, или Джоха, в Ираке). В 3-м тыс. до н.э. вел упорную борьбу с Лагашем из-за погранич. терр. и каналов. В 24 в. до н.э. правитель У. Лугальзаггиси одержал победу над Лагашем (при Урукагине). В кон. 24 в. до н.э. У., как и др. гг. Шумера, была завоев. Саргоном Древним и вошла в состав Аккадской державы. Ок. 2200 до н.э. подвергалась нашествию гутиев. В 21 в. до н.э., после образования царства Шумера и Аккада (III династия Ура), стала окружным центром. После падения III династии Ура (ок. 2000 до н.э.) потеряла значение.

УНДИНЫ

УНДИНЫ - в низшей миф. народов Европы духи воды, русалки. Прекрасные девушки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников вглубь, могут погубить их или сделать возлюбл. в подводном царстве. У. могут обрести бессмертную человеч. душу, полюбив и родив ребенка на земле. У ср.-век. алхимиков У. - духи, управляющие водной стихией, подобно тому как саламандры - духи огня, сильфы - воздуха, гномы - подземного мира.

УНИ

УНИ - в этрусской миф. богиня-покровит. царской власти. Почиталась во мн. городах этрусков (Пиргах, Кортоне, Волотеррах, Капуе, Вейях и др.). Отожд. с греч. Герой и рим. Юноной. Вместе с Тином и Менрвой составляла триа-ду этрусских богов, к-рая соотв. рим. триаде (Юпитер, Юнона, Минерва).

УНИВЕРСИТЕТ

УНИВЕРСИТЕТ - в античности не было У. в совр. смысле, однако существовали определ. педагогич. центры, в к-рых сосредоточ. высшее образование и к-рые, с извест. оговорками, можно называть У. Такими центрами со 2 в. н.э. были прежде всего Афины и Рим, а с 4 в. н.э. также Александрия, Берит (совр. Бейрут), Антиохия и особенно Константинополь. Здесь в 425 имп. Феодосием II был открыт гос. У. с кафедрами греч. и лат. грамматики, греч. и лат. риторики, философии и юриспруденции. В этих педагогич. центрах в конце курса обучения для завершения выс-шего образования практиковались дополнит. занятия, как правило философией и риторикой, форма и продолжит. к-рых зависели от индивидуал. пожеланий каждого студента. Уже в эллинистич. эпоху в Александрии (Мусейон) и Пергаме возникли науч. образоват. центры, деятельность к-рых имела, однако, скорее научно-исслед., чем педагогич. направление. В древнейших, основанных в ср. века У. изучение перенятых из античности «свободных иск-в» на факультетах иск-в составило основу университ. образования.

УНИРЕМА

УНИРЕМА - воен. гребное судно с одним рядом весел в антич. госуд. (Греция, Карфаген, Рим, Финикия); относилась к так назыв. длинным судам (увертливым в бою и на ходу). У. обычно имели 12 пар весел и небольшую мачту для подъема 4-угольного паруса при попутном ветре.

УНЦИАЛ

УНЦИАЛ - отличающ. округлостью формы букв маюскульное письмо, возникшее в 3 в. из маюскульного рим. курсива. В 4 в. из У., благодаря заимствов. в алфавит нек-рых минускульных форм, развился полу-У., для к-рого требовалось четырехлинейная разметка листа из-за наличия верх. и ниж. выносных линий. Греч. У. (библ. стиль) возник примерно в это же время из т.н. строгого стиля.

УНЦИЯ

УНЦИЯ - 1. Единица веса у древ. римлян, составл. 1/12 либры, т.е. 27,28 г (327,45 : 12), делилась на 24 скрупула. В ср. века У. равнялась сначала 1/12 фунта, потом 1/8 марки (1 У. = 2 лотам). Теперь У. тройская (31,1035 г) используется как единица веса драгоц. металлов.

2. Рим. монета, равная 1/12 асса, чеканивш. из меди либо медного сплава. Вначале ее вес равнялся 27 - 28 г, позднее снизился в соотв. с уменьшением веса асса.

УПАНИШАДЫ

УПАНИШАДЫ - др.-инд. трактаты преим. этико-филос. хар-ра, складывавш., по-видимому, с 8 - 6 вв. до н.э. вплоть до 14 - 15 вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У.

УПЛИСЦИХЕ

УПЛИСЦИХЕ - пещерный город («Крепость владыки»), высечен. в песчаник. скале в 10 км к В. от г. Гори на левом берегу р. Куры, рядом с одноим. селом. У. возник в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. В груз. летописях упомин. как один из мощных городов-крепостей вост.-груз. царства Картли (Иберия). В 9 - 11 вв. один из важнейших городов Грузии и нек-рое время ее столица.

УПУАТ

УПУАТ - Вепуат - в егип. миф. бог в образе волка. Центр его культа - г. Сиут (греч. Ликополь, «волчий город»). От Сиута начинался крупный караванный путь, и У. почитался как бог-проводник, разведчик. Его эпитет - «вожатый» («ведущий»). У. - воинств. божество, его атрибуты - булава и лук. Имел также функции покровителя умерших, его называли «первый боец Осириса» и иногда отожд. с ним. У.-волк, часто отожд. с шакалом Анубисом. Штандарты с атрибутами и изображ. У. выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе.

УР

УР - Урим - древ. гор.-госуд. Располагался на месте совр. городища Тель-Мукайяр, в 20 км к Ю.-З. от г. Насирия в Ираке. В 4-м тыс. до н.э., в период Урука, происходит становление У. как города. В 25 в. до н.э., в период I династии У. (правители - Месанепада, Аанепада и др.), У. представлял собой сильное госуд. В теч. 24 - 22 вв. до н.э. (с небольшими перерывами) был подчинен соседним гор.-госуд. Умме, Уруку, царству Аккада, гутиям. Ок. 21 в. до н.э. стал столицей «царства Шумера и Аккада» (III династия У.).

При царе Ур-Намму (21 в. до н.э.) был создан, возможно, самый древ. в Двуречье судебник.

Четыре следующих царя III династии У. (Шульги, Амар-Суэн, Шу-Суэн, Ибби-Суэн) были обожествлены при жизни. В период III династии У. происходит расцвет шумероязыч. культуры, однако аккадский язык получает все большее распростр.

Гос-во III династии У. пало ок. 2000 до н.э. в ходе войны с Эламом и аморитами. У. оставался важным торг.-ремесл. центром, находясь под властью вавилонского (с 18 по 6 вв. до н.э.) и ахеменидского (с 6 в. до н.э.) царств; к кон. 4 в. до н.э. У. пришел в упадок.

УРАЗА

УРАЗА - пост, соблюдаемый мусульманами в теч. рамазана - девятого месяца мусульм. календаря. В мусульм. праве У. называется «саум». У. составляет одну из пяти основных канонич. обязанностей мусульман. Коран запрещает мусульманам в теч. всего месяца рамазана в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, принимать пищу, пить, курить и делать все то, что доставляет удовольствие.

УРАН

УРАН - в греч. миф. божество, олицетвор. небо; супруг земли Геи, принадлеж. к первому, самому древ. поколению богов. Гея родила У. и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт, титанов, киклопов, сторуких. У. обладал бесконеч. плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей. Земля задумала облегчить свою судьбу, и по ее просьбе младший сын Кронос серпом оскопил У. Из капель крови У., упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита. Так У. оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу.

УРАНИЯ

УРАНИЯ - в греч. миф. одна из девяти олимпийских муз, муза астрономии. Дочь Зевса и Мнемосины. Изображ. с глобусом и указат. палочкой в руках.

УРАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

УРАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - источ. для изучения миф. представлений урартов (их госуд. Урарту, или Ванское царство, существовало в 9 - 6 вв. до н.э. Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строит. камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. до н.э. в нише скалы около оз. Ван приведен перечень имен 79 богов с указанием полагавш. им жертв. Боги в У. м. по преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первонач. зооморфного облика. Обязат. атрибут головного убора богов - рога, богини иногда наделены крылья-ми. Нек-рые божества представляют собой фантастич. существа с головой животного и человеч. туловищем, др. сочетают черты животного, птицы, человека: таковы крылатые быки и львы с человеч. лицом или торсом (заимствов. из ассиро-вавилонской миф. шеду), крылатые гении, иногда с головой животного. Возгл. пантеон Халди (гл. бог), Тейшеба и Шивини. Очевидно, Халди - исконно урартский бог, позднее приобретший общегос. значение. Его почитание распростр. и в погранич. р-нах Ассирии. Халди изображ. воином, стоящим на льве. Его молили о победе над врагом; в посвящ. ему храме («дом щита») в Мусасире (около совр. ирак. г. Равандуза, по ассир. источ., построен в кон. 9 в. до н.э.) отправлялся культ копья и щита. Супруга Халди - верхов. богиня Арубани (Арубаини), ее имя стоит рядом с им. Халди в неск. урартских надписях. Согл. ранним представл., супругой Халди была богиня Багбарту (Багмашту), имя к-рой встречается только в ассир. источ. В мусасирском храме Халди оракулы действовали, по-видимому, от имени Багбарту: в храме хранилось золотое кольцо с печатью для подтверждения решений Багбарту (по мнению Г. А. Меликишвили, первонач. Багбарту была местным божеством Мусасира, переосмысл. после распростр. в этой обл. культа Халди как его супруга). Тейшеба генетич. связан с малоазийским (хурритско-хеттским) богом Тешубом. Тейшеба считался богом грома, бури, непогоды и водной стихии, а также богом войны. Чаще всего он изображ. стоящим на быке. Супруга Тейшебы - богиня Хуба (по-видимому, соотв. хуррит. Хебат).

Символом бога солнца Шивини (ранее его имя ошибочно читалось как Арди или Ард), вероятно, был крылатый солнеч. диск (совпадает с ассир. символом Шамаша, часто встречается на урартских печатях с культовыми изображ.). Очевидно, супругой Шивини была богиня Тушпуеа; возможно, ее изображ. явл. крылатые жен. фигуры, украшаю-щие культовые котлы. К астральным божествам урартов относятся бог луны Шеларди (его символ - лунный серп), Сарди - богиня звезды или планеты Венера (ее символ совпадает с символом ассир. Иштар). В перечне богов фигурируют бог страны или земли Эбани, бог моря и воды Суинина, бог возвышенностей, гор Арни, бог дорог Хара, бог пещер Аирани. В У. м. известно древо жизни (существуют многочисл. изображ. сцен поклонения ему).

УРАРТУ

УРАРТУ - госуд. (ассир.; урартск. - Биайнили, библ. - «царство Арарат») в Передней Азии в 9 - 6 вв. до н.э., охватывавшее в период своего могущества все Армян. нагорье. Осн. население У. - урарты, по языку были близки к хурритам, создавшим во 2-м тыс. до н.э. госуд. Митанни. Древнейшие политич. и культовые центры У. находились близ юго-зап. побережья оз. Урмия (напр., Мусасир, центр культа верх. божества Халди, - в р-не совр. г. Ревандуза, и др.). Земли урартов входили в состав госуд. Митанни, после падения к-рого (13 в. до н.э.) началось наступл. ассирийцев на хурритские и урартские племена. В 13 - 11 вв. до н.э. ассир. цари Салманасар I, Тукультининурта I, Тиглатпаласар I и др. вели войны с рядом крупных союзов урартских племен («уруатри», «наири»). В источ. назыв. десятки «царей» (племенных вождей) этих «стран». В кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э. на терр. У. проис-ходит процесс классо-образования, приведший в сер. 9 в. до н.э. к воз-никновению госуд. У. со столицей в г. Тушпа (совр. г. Ван в Турции). Ассирия неоднократно сталкивалась с У., занимавшим обшир-ную терр. вокруг оз. Ван (походы Салманасара III против урартских царей Араме и Сардури I). На бронзовых рельефах ворот Салманасара III изображ. эпизоды походов против У. (взятие крепостей, увод плененных и захват добычи).

Сардури I вел крупные строит. работы в Тушпе, о чем свидет. надписи на ассир. яз. на строит. камнях (при его преемнике Ишпуини надписи делаются уже на урартском яз.). Кон. 9 - 1-я пол. 8 вв. до н.э. - расцвет госуд. У. В период царствований Менуа, Агришти I и Сардури II в резуль-тате успешных наступат. войн терр. У. значит. рас-ширилась. Захватив р-ны Сев. Месопотамии и Сев. Сирии и закрыв доступ Ассирии к малоазийским базам снабжения металлами, У. способств. ослаблению Ассирии.

У. подчинило себе обл. Хубушкина (южнее оз. Ван), Гилзан (на зап. побережье оз. Урмия), Мусасир, зна-чит. часть терр. Манейского царства (в р-не оз. Урмия). Цари У. завоевали обшир-ную терр. на С., в Юж. За-кавказье (р-ны Карса и Эрзурума, озер Чалдыр и Севан, Араратскую доли-ну). В завоев. обл. были по-строены крепости, ставшие резиденциями царских наместников. У юж. склонов Арарта в обл. Эрикуахи царь Менуа основал г. Менуахинили; царь Аргишти I в Араратской долине в «стране Аза» построил крепости Эребуни (холм Арин-Берд на окраине Еревана) и Аргиштихинили (на лев. берегу Аракса, позднее - Армавир). Особенно упорная борьба шла против страны Диаухи («Таохи» в антич. источ.), центр к-рой находился в р-не Эрзурма и верховьев Карасу. К концу правл. Аргишти I этот племенной союз был, видимо, разгромлен и У. стало соседом «страны Кулха» (Колхиды), с к-рой вел войны Сардури II. В результате успешных войн в цент. обл. У. поступали добыча (скот, металлы и др.) и пленные. В летописи Аргишти I упомин. умерщвление и увод в плен 280512 чел., в летописи Сардури II - 197521 чел. Часть пленных использовалась в стр-ве, на ирригац. работах и т.п., часть с семьями сажались на землю в кач-ве гос. рабов; иногда пленные включались в урартское войско. Часть пленных передавалась воинам, к-рые использовали их в кач-ве рабов в своих х-вах. Несмотря на довольно широкое использов. рабского труда, осн. массой производителей в У., как и в др. странах Др. Востока, являлись свободные и полусвободные общинники. Их эксплуатация была настолько тяжелой, что они, как и рабы, бежали из У. в соседние страны.

Гос. власть осуществляла интенсивную хоз. деятельность: создавались храмы, хоз. постройки при царских х-вах (зернохранилища, кладовые для вина и т.п.), водохранилища, каналы, осваивались новые земли под пашню, виноградники и сады.

Крупными с.-х. угодьями, скотом и др. богатствами владели храмы. Часть зем. фонда находилась в частном владении знати, в к-рой различались члены царского рода, представители администрации и военач. Большую роль играли начальники обл., к-рые выставляли воин. контингенты, составлявшие осн. часть урартского войска. В период ослабления У. (кон. 8 в. до н.э.) начальники обл. часто поднимали восстания против цент. власти.

В сер. 8 в. ассир. царь Тиглатпаласар III (745 - 727 до н.э.) нанес ряд сокрушит. ударов урартским войскам Сардури II и вытеснил У. из р-нов Сев. Месопотамии и Сев. Сирии. Затем развернулась борьба за приурмийский р-н. Саргон II в 714 до н.э. совершил опустошит. поход против У., где царствовал Руса I. Во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине помещены изображ., относящ. к походу 714 до н.э., в частн., разграбление урартского храма в Мусасире. Еще раньше урарты потерпели пораж. от появивш. в 20-х гг. 8 в. до н.э. на их сев. границах киммерийцев, вслед за чем последовали восстания начальников обл. во главе с туртаном (главнокомандующим) Каккадану. Руса I с трудом подавил восстания. В результате этих неудач У. потеряло ряд своих владений. Вернуло свои обл. и значит. усилилось Манейское царство, Мусасир подчинился Ассирии. В Юж. Закавказье в 7 в. У. еще сохран. свои позиции. Руса II (685 - 645 до н.э.) даже построил здесь новые крепости, напр., Тейшебаини (холм Кармир-Блур на окраине Ере-вана); раскопки этой крепости дали богатейший материал и приобрели всемирную известность.

Цари У., стремясь укрепить свои позиции в борьбе со знатью, начинают широко привлекать скифо-киммерийские наемные отряды и с их помощью добиваются нек-рых внешнеполитич. успехов (напр., разгром Фригийского царства в 676 до н.э.). Благодаря союзу со скифо-киммерийцами У. стало опасно для Ассирии, но вскоре, вследствие усиления еще более опасного противника Ассирии - Мидийского царства, происходит сближение Ассирии и У. В нач. 6 в. до н.э. У. вслед за Ассирией было разгромлено Мидией и вошло в ее состав. Очевидно, падению У. способств. удары скифов и закавк. племен, восставших против урартов. Потомки урартов - алародии, входили с родств. им хурритами (саспейры и матиены) в 18-ю сатрапию Ахеменидской державы.

УРАРТУ (ПРАВИТЕЛИ)

УРАРТУ (ПРАВИТЕЛИ) - Урарту (ок. 860-590 до н. э.)

Арму ок. 860-846

Сардури I современник ассир. царя Салманасара III (858-824)

Ишпуини современник ассир. царя Шамши-Адада V (823-811)

Менуа 810-781

Аргишти I 781-760

Сардури II 760-730

Руса I 730-714

Аргишти II 714-685

Руса II 685-645

Сардури III 645-625

Эримена 625-605

Руса III 605-590

УРАРТЫ

УРАРТЫ - народ, населявший древ. госуд. Урарту.

УРБНИСИ

УРБНИСИ - один из древнейших городов (ныне село) в Грузии на правом берегу р. Куры, в 10 км к 3. от г. Гори. Город возник в раннеантич. время на месте земледельч.-скотоводч. поселений эпохи позднего энеолита и ранней бронзы. В груз. летописях упомин. как значит. укрепл. центр вост.-груз. царства Картли (Имберии), сложивш. в 4 - 3 вв. до н.э. У. был крупным городом и в период христианизации Грузии в 1-й пол. 4 в. н.э. На рубеже 5 - 6 вв. в У. был построен большой трехнефный базилич. храм. В 8 в. У. разрушен арабами.

УРВАШИ

УРВАШИ - в др.-инд. миф. небесная нимфа, аспара, впервые упомин. в «Ригведе».

УРГЕНЧ

УРГЕНЧ - Гурганч, Гургандж, Джурджания - столица Хорезма. Первые упоминания в письм. источ. относятся к 10 в., когда он уже был столицей Сев. Хорезма и крупным ремесл. и торг. центром. В кон. 10 в., после присоед. Юж. Хорезма к Северному, У. стал столицей объед. Хорезмского госуд.

УРИИЛ

УРИИЛ - в иудаист. и христ. религиях один из старших ангелов. Он явл. проводником Еноха в его видениях, предстает царем ангелов, наблюдает за адом, исполняет роль божеств. посланца, оповещающего Ноя о приближении конца света.

УР-НАММУ

УР-НАММУ - царь объед. «царства Шумера и Аккада» (кон. 22 - нач. 21 вв. до н.э.), основатель III династии Ура. Издал судебник, от к-рого сохран. фрагменты. При нем был построен ряд мелиорат. и оросит. каналов (в Уре, Ниппуре, Лагаше).

УРНЫ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ

УРНЫ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ - керамич., кам., реже металлич. сосуды, в к-рых помещались остатки трупосожжений. Известны у мн. племен с эпохи энеолита; были широко распростр. у древ. греков и римлян. Обычно в кач-ве У. п. использовались бытовые сосуды или со-суды, близкие им по форме. С кон. 3-го тыс. до н.э. (напр., в Трое) известны т.н. лицевые урны - сосуды, на горле или крышке к-рых схематич. переданы черты человеч. лица. В 1-м тыс. до н.э. лицевые урны встреч. в Ср. Европе. Иногда У. п. придавали форму жилища (напр., У. п. Вилланова культуры в Сев. Италии нач. 1-го тыс. до н.э.), храмов, саркофагов. У этрусков известны также урны-статуи. Для греч. городов Сев. Причерноморья обычны У. п. в виде сосудов с 4 ручками.

УРУК

УРУК - один из древнейших городов Шумера (Месопотамия). Шумерские предания считали У. центром одного из древнейших объед., созданного I династией У., к к-рой относили легенд. героя Гильгамеша. В 24 в. до н.э. при Лугальзаггиси, У. - столица Шумера. У. сохранял важное значение в теч. всей древ. истории Двуречья. В 8 - 2 вв. до н.э. явл. самоуправляющ. храмовым городом в составе сначала вавилонского, а затем ахеменидского и селевкидского царства. У. был центром культов богов Ану и Иштар (Инанна). На месте У. находится совр. поселение Варка (Ирак).

УРУКАГИНА

УРУКАГИНА - Уруинимгина - царь Лагаша (2-я пол. 24 в. до н.э.). Вступил на престол в результате переворота, отстранив от власти своего родственника Лугальанду; провел ряд реформ с целью пресеч. злоупотреблений царских контролеров (сборщиков налогов, судей и др.) уменьшения налогооблож. и повинностей свободного населения, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской власти, а также уменьшения и упорядочения ритуал. оплат. На 7-ом году правл. У. потерпел пораж. в борьбе с Лугальзаггиси, часть Лагаша была разрушена. От времени У. до нас дошел большой хоз. архив из храма богини Бау.

УСТРУШАНА

УСТРУШАНА - Усрушана - раннеср.-век. княжество в Ср. Азии. В древности У. входила с Согд. В 5 - 9 вв. - отд. владение. С кон. 7 в. У. неоднократно подвергалась нападению арабов, но лишь в 822 завоевана ими окончат., после чего князь У. (афшин) Кавус принял ислам. Сын Кавуса Хайдар стал крупным военач. и сановником Халифата, но в 841 был казнен за подготовку отделения У. В 893 У. вошла в состав госуд. Саманидов. У. состояла из 18 небольших равнинных и горных округов. Столица У. - г. Бунд-жикат.

УСУНИ

УСУНИ - кочевые племена Цент. и Ср. Азии. Под ударами хунну У. ок. 160 до н.э. вслед за юечжами переселились из Цент. Азии в Семиречье и на Тянь-Шань, где подчинили местные племена саков и часть юечжей, др. часть юечжей передвинулась на юг Ср. Азии. Во 2 - 1 вв. до н.э. У. образовали племенной союз. У., располагавш. на терр. Сев. Киргизии и на Ю.-В. Казахстана, занимались в осн. кочевым скотоводством (в частн., коневодством) были развиты также земледелие и ремесла. Во главе У. стоял гуньмо, ставка к-рого находилась в Чигу (Город Красной Долины) на юж. берегу о. Иссык-Куль. После 125 до н.э. У. установили отношения с Китаем, к-рый стал их союзником в борьбе с хунну. В результате междоусобиц в 51 до н.э. У. разделились на старший (прокитайский) и младший (прохуннский) уделы. В 42 до н.э. хунну разгромили ставку У. Под давлением жужаней У. ушли из Семиречья на Тянь-Шань. Последнее упомин. о них относится к 5 в. н.э. Вопрос об этнич. принадлежности У. явл. спорным.

УСЫНОВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТОР

УСЫНОВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТОР - если в 1 в. существовало династич. наследование императ. престола, то, начиная с периода правл. Нервы и до времен Антонина Пия (98 - 161), императоры предпочитали выбирать себе достойного преемника через усыновл. Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Л. Вер взошли на трон, будучи усыновл. их бездетными предшественниками. Приближ. к сенатской аристократии круги выступали в поддержку этого принципа, справедливо считая, что только «лучший из лучших» должен наследовать трон. Противоборство этой точки зрения с принципом династич. наследования престола продолжалось вплоть до конца Зап. Рим. имп. и нашло свое отражение в первую очередь в «Истории Августов» и работах рим. историка Аммиана Марцеллина.

УТГАРД

УТГАРД - в сканд. миф. окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны (етуны), примерно совпадает с Етунхеймом.

УТИКА

УТИКА - по преданию, древнейшая из финикийских (г. Тира) колоний на сев. берегу Африки, к С.-З. от Карфагена на месте совр. селения Генхир-бу-Хатер в Тунисе). Осн. ок. 1100 до н.э. После основания Карфагена У. вступила с ним в союз, а затем вошла в Карфагенскую державу. Город вел значит. мор. торговлю. Конкуренция с Карфагеном вызывала у населения У. стремление к независимости. В 238 до н.э. жители У. присоед. к восстанию наемников, а в 149 до н.э. поддержали царя Масиниссу в борьбе против Карфагена. После разрушения Карфагена в 146 до н.э. У. явл. центром рим. пров. Африка.

При имп. Августе У. получила права муниципия, а при имп. Адриане - рим. колонии. Город существовал еще в 6 в. н.э., но гавань его была затянута песком уже в 3 - 4 вв.

УТКАЛ

УТКАЛ - Одра - древ. назв. сев. части Ориссы (ист. обл. в Индии), встречающ. в источ. 1-го тыс. н.э. Иногда под У. подразумевали Ориссу в целом.

УТНАПИШТИМ

УТНАПИШТИМ - Ут-Напиштим - герой вавилонского мифа о потопе. Согл. мифу У. спасся в ковчеге во время «всемирного потопа» (представление о к-ром восходит к реальному наводнению в Двуречье в нач. 29 в. до н.э.). В шумерской миф. У. соотв. Зиусудра, премудрый царь г. Шуруппак, в библ. переработке мифа о потопе - Ной.

УТО

УТО - Уаджит - в егип. миф. богиня - хранительница Ра и фараона. Воплощалась в образе кобры, ее второе свящ. животное - ихневмон. У. - покровит. г. Буто (центр ее культа) и Ниж. Египта. Символ У. - стебель папируса - эмблема Ниж. Египта.

Имя У., как и имя богини Верх. Египта Нехбет, вошло в титулатуру фараонов объед. Египта. У. и Нехбет, змея и коршун, изображ. как хранительницы царя на его короне. Иногда, отожд. с Нехбет, У. изображали в виде коршуна со змеиной головой. Огнедышащая змея, У. обладает колдовской силой, она считалась солнеч. Оком, сжигающим своим огнем врагов Ра и фараона, Уреем, извергающей яд и пламя первозданной змеей, изображ. к-рой укреплялось на лбу царя в знак его власти на небе и на земле. В ряде текстов У. - богиня, творящая добро: она дает мази для бальзамирования, огнем своего дыхания удлиняет жизнь, как «зеленая», способствует произрастанию растений, охраняет укрытого Исидой в зарослях папируса младенца Гора от козней Сета (этот сюжет сближает ее с Исидой). Как Око Ра рано стала отожд. с Сехмет (также считавш. его оком и почитавш. в образе львицы). В поздний период У. изображ. львиноголовой женщиной с солнеч. диском на голове. Как богиня-мать отожд. с Мут. С У. отожд. также Баст, Кебхут, Мехит.

УТУ

УТУ - Шамаш - в шумеро-аккад. миф. солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его - шумерская Шенирда (или Суданга), аккадская Айя (имеет постоянный эпитет «Айя - невеста»), посол - Бунне. В ежедневном странствии по небу У. = Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор (по аккадской традиции, из-за гор Машу). Обычно этот выход ему открывают два бога-стража.

Ночью У. = Шамаш путешествует по подзем. миру, принося мертвецам свет, питье, еду (его аккадский эпитет - «солнце мертвых душ»). Как божество всевидящего света У. = Шамаш - судья, хранитель справедливости и истины. Уже с периода Фары (26 в. до н.э.) отмечены имена типа «Уту - мой судья». У. также бог-защитник и податель оракулов. Губительность, палящий зной солнеч. лучей ассоцируется не с У. = Шамашем, а с Нергалом или с Гибилом.

Роль Шамаша в аккадском культе значит. роли шумерского У., на подчинен. положении к-рого сказывается зависимость его от лунного бога (соотв. лунный культ играл более существен. роль, чем солнечный). Культ У. - основатель I династии Урука. Отсюда - значительность роли У. в мифоэпич. традиции Урука (мифы цикла «Инанна - Думузи», где он помогает Думузи, эпосы об Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше). У. - помощник, личный бог-хранитель эпич. героев этой династии. В аккадском мифе об Этане Шамаш - судья, помогающий змее отомстить орлу за нарушение клятвы, но одновременно и помощники Этаны, спасающего орла. Места культа божества солнца - Сиппар на С. Ларса на Ю. В Ашшуре у Шамаша был общий храм с лунным божеством. В иконографии на рельефах и в глиптике особенно часто изображ. выход бога солнца из-за гор, а также суд У. = Шамаша над разными миф. существами. Отличит. признаки бога - лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке.

УТУХЕГАЛЬ

УТУХЕГАЛЬ - Уту-Хенгаль - царь Урука (кон. 22 в. до н.э.). В 2109 до н.э. изгнал из Шумера завоевателей гутиев, взяв в плен их царя Тирикана, и объед. Шумер, став царем «царства Шумера и Аккада».

У ФАН ШЭНЬ

У ФАН ШЭНЬ - в кит. миф. духи пяти гл. направлений: В., З., Ю., С. и центра. Каждый из сторон света соотв. определен. стихии (или первоэлементы), цвета, живые существа (по словарю «Эръя», 6 - 2 вв. до н.э.): В. - дерево, зеленый цвет, бимуюй (пара одноглазых рыб со сросш. хвостами); З. - металл, белый цвет, бицзяньшоу (полумышь-полузаяц), Ю. - огонь, красный цвет, бииняо, С. - вода, черный цвет, бицзяньминь (человек, имеющий половину тела и по одному глазу, ноздре, ноге и руке); центру - земля, желтый цвет, чжишоушэ (двуглавая змея).

УХУАНЬ

УХУАНЬ - кочевое племя, выделивш. из союза племен дун-ху (после разгрома его племенами хунну в 209 до н.э.) и получившее свое назв. от назв. гор, куда оно переселилось. По обычаям и языку не отличалось от сяньби. Вначале платило дань хунну, а после падения их могущества(1 в. до н.э.) стало независимым, но временами было вассалом Китая. В сер. 1 в. н.э. часть У. переселилась на терр. империи Хань.

У ЦЗИН

У ЦЗИН - конфуцианское пятикнижие, состоящее из «И цзин» («Книга перемен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Ли цзи» («Трактат о правилах поведения») и «Чуньцю» («Весны и осени»). Было утверждено в этом составе в кон. 2 - нач. 1 вв. до н.э.

У ЦЗЫ-СЮЙ

У ЦЗЫ-СЮЙ - в кит. миф. бог приливов. В основе образа реальное ист. лицо - сановник, советник правителей различ. др.-кит. царств.

У ЦЗЭ-ТЯНЬ

У ЦЗЭ-ТЯНЬ (624 - 705) - кит. императрица (684/690 - 705), единств. в истории Китая женщина-император. В 12 лет была взята в гарем имп. Тай-цзуна (627 - 649), после его смерти постриглась в монахини. С воцарением Гао-цзуна (650 - 683) была возвращена во дворец и стала фавориткой императора, а затем его женой (655) и фактич. правительницей Китая. После смерти Гао-цзуна низложила своих сыновей Чжун-цзуна и Жуй-цзуна и провозгласила себя императрицей. В 690 изменила назв. династии Тан на Чжоу.

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ - в рим. эпоху профессия У. элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не пользовалась уважением в обществе. Поскольку обучение было в осн. частным, У. вынужден был сам искать учеников и в конце месяца лично взимать плату, к-рой едва хватало на жизнь. Не требовалось никакого свидет. о спец. подготовке, любой человек, научивш. читать и писать, мог называть себя У. Обучение преследовало чисто практич. цель - научить детей чтению и письму; никакой воспитательной задачи перед У. не ставилось. Более высокое соц. положение занимал У. языка и лит-ры (грамматик), получавший более высокую плату и иногда рассматр. как состоящий на гос. службе. В соотв. с эдиктом Диоклетиана (301 до н.э.) его жалованье в 4 раза превышало жалованье У. элементарной школы. Еще большим уважением в обществе пользовались преподаватели риторики (риторы), к-рые нередко становились обладателями солидного состояния, а в эпоху поздней Империи иногда играли значит. роль в политич. жизни и занимали высокие гос. посты. Однако, как правило, риторы в осн. были выходцами из соц. низов, не имели спец. подготовки и вынуждены были вести жизнь лиц свободной профессии со всеми ее трудностями. В ср.-век. монастырских школах обязанности У. выполняли монахи, в городских лат. школах - священники. Специфич. особенностью этих школ по сравнению со школами антич. эпохи было стремление соед. получение знаний с религ.-нравств. воспитанием на основе христ. религии. В эпоху Возрождения значит. часть общества не рассматр. У. как лиц духовного звания, а считала их «педагогами».

УШАС

УШАС - в др.-инд. миф. божество утренней зари. Она изображ. в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; У. показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; ее называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д.

УШЕБТИ

УШЕБТИ - небольшие каменные, дерев. или фаянсовые (голубые и зеленые) погребал. статуэтки в Др. Египте. У. изображ. в виде мумии с земледельч. орудиями и мешком зерна в руках. Снабженные обычно магич. формулой и именем покойного, У., по верованиям древ. египтян, должны были обрабатывать за умершего в его загробной жизни надел, к-рый он получал в царстве Осириса. В гробницах богатых египтян и особенно царей ставились особые ящики в форме саркофага Осириса с сотнями сложенных в них У., олицетвор. рабов и зависимых лиц. Можно предполагать, что У. заменили собой тех рабов и слуг, к-рых в додинастич. Египте убивали во время похорон и погребали вместе с их хозяином.

У-ШЭН ЛАОМУ

У-ШЭН ЛАОМУ - в кит. поздней нар. миф. божество. По преданию, У.-ш. л. - мать 96 миллионов «изначальных сынов», посланных ею на землю.

У ЮЭ

У ЮЭ - в кит. миф. пять свящ. гор: Дунъюэ («Вост. пик») - гора Тайшань (провинция Шаньдун), Бэйюэ («Сев. пик») - гора Хэншань (провинция Шаньси). Чжунъюэ («Ср. пик») - гора Суншань (провинция Хэнань), Наньюэ («Юж. пик») - гора Хэншань (провинция Хунань), Сиюэ («Зап. пик») - гора Хуашань (провинция Шэньси).

Предыдущая страница Следующая страница