Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОС"-"ИШШ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОС"-"ИШШ")

ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ

ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ - один из легенд. библ. персонажей. В библии содержится рассказ о том, как И., один из двенадцати сыновей патриарха Иакова, был продан своими братьями в Египет и после ряда злоключений занял высокое положение при дворе фараона.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ - Иосиф бен Матафие (ок. 37 - ок. 95) - др.-евр. историк, выходец из кругов духовенства и знати, близкий к фарисеям. С нач. Иудейской войны против Рима (66 - 73) возгл. оборону Галилеи. Однако действовал против римлян нерешит., после падения галилейской крепости Иотапаты (67) перешел на сторону римлян и принял в угоду правившей династии имп. Флавиев имя Флавия. И. Ф. был привезен в Рим и получил звание рим. гражданина. В Риме писал свои ист. труды. Произв. И. Ф., где использованы мн. не дошедшие до нас соч. древ. историков, представляют большую ценность. Они написаны на греч. яз., значит. часть их посвящена истории Иудеи в рим. период. В них содержатся также сведения о жизни вост. провинций и политич. истории Рима, дополняющие рим. и греч. историков. Известное упомин. у И. Ф. об Иисусе Христе явл. позднейшей интерполяцией.

ИОСИЯ

ИОСИЯ - царь Иудеи (639 - 608 до н.э.). Пришел к власти в условиях резкого обострения борьбы обезземеливавш. и порабощавш. крестьянства против рабовлад. верхушки. В 622 в интересах укрепл. мелкого и ср. землевладения провел ряд реформ. Требования нар. масс были частично удовлетворены введением нового свода законов - «Второзакония» (якобы найден. в храме), к-рый предусматривал огранич. рабства иудеев у соплеменников шестью годами. В интересах иерусалимск. жречества было введено единобожие, единств. законным местом культа Яхве был объявлен Иерусалим.

ИПАТИЯ

ИПАТИЯ (370 - 415) - греч. математик и философ, дочь математика Теона из Александрии, была руковод. Александрийск. мусейона. Последовательница неоплатоников в духе Ямвлиха, писала комментарии к Аполлонию из Перги и Диофанту. После ее убийства христ. фанатиками математич. школа в Александрии угасла.

ИПЕРПЕР

ИПЕРПЕР - назв. визант. солида. В 6 - 7 вв. золотой солид имел назв. золотая номизма, а в 8 в. - просто номизма. Термин И. употребл. также крестоносцами, но более распростр. было назв. безант, т.е. визант. золотая монета, завоев. левантийские рынки и З. Европы.

ИПОТЕКА

ИПОТЕКА - в Афинах заклад движим. имущества с целью получ. денежной ссуды. Земельный участок должника мог быть заложен в кач-ве обеспеч. кредита. Это затрудняло должнику свободное распоряж. заложен. владением. При просрочке кредитор не имел права немедл. захвата владения, лишь через особый процесс он мог добиться права вступить во владение залогом. В Риме И. давала кредитору право потребовать перехода в его собственность участка несостоят. должника.

ИППОДРОМ

ИППОДРОМ - гипподром - спец. подготовл. и оборудован. место для испытания лошадей и конно-спорт. соревнований. Ипподромные испытания известны с давних времен. В Др. Греции они проводились задолго до н.э. В 443 до н.э. конские состязания на И. впервые отмечены и у римлян. Представляя в плане длинный прямоугольник с одним закругл. концом, И. у древ. греков и римлян имел в середине стену, к-рую огибали колесницы во время скачек. Над беговой дорожкой возвыш. трибуны для зрителей. Наиболее известен рим. И., вмещавший до 500 тыс. чел.

ИППОКРЕНА

ИППОКРЕНА - источ. на горе Геликон, где по преданию обитали музы.

ИППОЛИТ

ИППОЛИТ - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы. И. презирал любовь и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей его мачехе Федре преступ. любовь к И. Отвергнутая И., Федра оклеветала его перед отцом, обвинив пасынка в предсмерт. записке в насилии и затем покончила с собой. Тесей проклял сына, призвав гнев Посейдона, и И. погиб, растоптан. собств. конями. Истину открыла Тесею сама Артемида, примирившая отца и умирающ. сына.

ИППОЛИТА

ИППОЛИТА - в греч. миф. царица амазонок. Рассказы об И. связаны с мифами о Геракле и Тесее. По наиболее распростр. мифу, Геракл должен был доставить Эврисфею волшеб. пояс, к-рый носила И. Геракл убил И. и добыл пояс.

ИПС

ИПС - город в Др. Фригии (М. Азия), близ к-рого в 301 до н.э. произошло сраж. между диадохами: Антигоном I и соедин. силами Селевка I, Лисимаха и Кассандра. Антигон I потерпел пораж. и погиб. Битва при И. знаменовала окончат. распад империи Александра Македонского и ускорила процесс образования эллинистич. госуд.

ИРАМ ЗАТ АЛ-ИМАД

ИРАМ ЗАТ АЛ-ИМАД - в мусульм. представлениях древ. сооружение («многоколонный Ирам»), возведен. из драгоц. металлов и камней. Комментаторы связывают Ирам с городом народа ад, построен. в подражание раю (джанне) царем Шаддадом. Согл. преданию, город, находивш. где-то в Юж. Аравии, был уничтожен аллахом, но иногда чудесным образом явл. людям в пустыне.

ИРАН

ИРАН - плоскогорье, окруж. отвесными скалами, с плодород. долинами на С. (близ Каспийск. м.) и на Ю.-З. Здесь уже к сер. 3-го тыс. до н.э. возникает госуд. Элам со столицей Сузы. В 639 до н.э. оно было уничтожено ассирийцами. На З. И. (вокруг Экбатаны) в 9 в. до н.э. жили мидийцы, южнее - персы. Киаксар (625 - 585 до н.э.) основал мидийскую державу, принял участие в разгроме Ассирии и распростр. свою власть вплоть до Галиса в М. Азии. Тем временем персы переселились в окрестности Суз. В 550 до н.э. Кир II (559 - 529) из династии Ахеменидов победил мидийск. правителя, завоевал Экбатану, затем направился на З. и подчинил Лидию, а в 539 взял Вавилон. Камбис II (529 - 522) присоед. к перс. державе Египет. После восстания мага Гауматы и смерти Камбиза царем стал Дарий I (522 - 486), происходивший из боковой ветви Ахеменидов. Он предпринял воен. походы до ниж. теч. Дуная (против скифов) и в долину Инда. Перс. царство делилось на 20 сатрапий (наместничеств), была реорганизована система налогов, введена единая валюта (золотой дарик), благодаря стр-ву дорог и каналов созданы условия для торговли. Дарий I учредил почт. и курьер. службу, покровительств. ремеслам и иск-вам, отстроил Сузы и Персеполь.

Позднейшие правители Персии от Ксеркса I (486 - 465) до Дария III (336 - 33О) сумели сохранить единство державы, несмотря на пораж. в войне против греков, сепаратизм сатрапов, нар. восстания и т.п. В 334 до н.э. начинается победонос. поход Александра Македонского на Восток, приведший к полному краху перс. державы. В 331 Александр одержал победу при Гавгамелах, в 330 бежавший Дарий III был убит сатрапом Бессом. После смерти Александра И. вначале входит в госуд. Селевкидов, однако вскоре попадает под власть парфян (247, династия Аршакидов). В 140 Митридат I (174 - 136 до н.э.) завоевал Вавилонию, Мидию и Бактрию и принял титул «царя царей». В верх. теч. Евфрата на границе Парфии и Рим. империи происходили постоян. столкновения с римлянами, к-рые, несмотря на отдельные успехи, должны были удовольствов. евфратской границей. Центром Парфянск. царства были зап. обл., столицей стал вновь выстроен. Ктесифон (южнее Багдада).

В 227 н.э. Ардашир сверг последн. Аршакида и основал династию Сасанидов. Управл. было централизовано, гос. религией стала религия Заратустры, древ. перс. традиции были восстановлены. После столкновений с Римом и Византией госуд. Сасанидов угрожал новый враг - арабы мусульмане. В 651 И. становится частью араб. халифата.

ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРЕНЕЙ

ИРЕНЕЙ - с 177 - 178 епископ Лиона. Его гл. труд «Разоблачение и опровержение гносиса» - важнейший источ. церков. истории 2 в. Осн. его идеи, лучшие гарантии истинности веры, создали в ортодоксал. церкви традиции, чрезвыч. важные для позднейш. развития теологич. мысли. Однако его борьба против гностиков, опиравш. на примитивную полемич. аргументацию, была безуспешной, ибо в дальнейших дискуссиях все большую роль стала играть философия.

ИРИДА

ИРИДА - в греч. миф. быстрая, крылатая вестница богов, прислужница Геры, сходящая на Землю по радуге. Позднее в функции вестника была вытеснена Гермесом.

ИРЛАНДСКИЕ САГИ

ИРЛАНДСКИЕ САГИ - эпич. сказания кельт. племен. Сложивш. в период с 4 по 9 вв. И. с. отражают родовой строй древ. кельтов, культ племен. богов и одухотворяемых сил природы, магич. обряды и заклинания и т.п. После неск. веков устного бытования И. с. стали записываться. Древнейшие из дошедших до нас рукописей относятся к 11 в.

ИРМИН

ИРМИН - в герм. миф. божество. Видукинд в «Истории саксов» (10 в.) соотносит И. с культовым столпом саксов Ирминсуль (по-видимому, культовый аналог Иггдрасиля, мирового древа сканд. миф.). Возможно, что И. счит. родонач. одной из трех упомин. Тацитом племен. групп германцев - герминонов.

ИРОД I

ИРОД I (ок. 73 - 4 до н.э.) - царь Иудеи (40 - 4 до н.э.). Сын иудазиров. идумея Антипатра, помогавш. Юлию Цезарю в Александрийской войне. Активный проводник рим. политики. Еще будучи префектом Галилеи (48 до н.э.), отличился жестокостью в подавл. нар. движений. После 4-летней вооруж. борьбы И. I в 37 победил своего соперника Антигона (из династии Хасмонеев), к-рого поддерживали парфяне. И. I безжалостно расправился со всеми потомками этой династии (Гирканом II, Антигоном II, Аристобулом II), казнив также свою жену Мариамну, ее мать Александру и трех своих сыновей. Неоднократно подавлял восстания нар. масс. Впослед. был сделан гл. персонажем извест. евангельск. рассказа об «избиении младенцев». Во время своего царствования прославился также обширной строит. деятельностью как в Палестине, так и вне ее.

ИРСУ ВОССТАНИЕ

ИРСУ ВОССТАНИЕ - нар. восстание в Египте в кон. 13 в. до н.э., возглавлявш. Ирсу. Осн. участниками восстания были, по-видимому, поселенные в Египте сирийцы (рабы и наемники). Повстанцы захватыв. имущество егип. рабовладельцев, а также производили конфискацию храмовых владений. Восстание было подавл. основателем ХХ династии Сетнахтом.

ИСА

ИСА - в мусульм. религии имя Иисуса Христа. В Коране И. именуется: «Иса сын Марйам», «мессия», «слово аллаха», «дух от аллаха», «посланник аллаха», «речение истины», «пророк аллаха», «раб аллаха» и др. Исследователи полагают, что коранич. представл. об И. в отдельных частях отразили воззрения нек-рых христ. сект. Обнаружив. совпадение отдельных сюжетов с сюжетами апокрифич. евангелий («Евангелия детства» и др.).

ИСААК

ИСААК - в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Яхве; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых. Первонач., вероятно, счит. «богом-предком» одного из израил. племен. Согл. преданию, бог потребовал от отца И. - Авраама принести И. в жертву, однако в последнюю минуту И. был заменен ягненком.

ИСАВ

ИСАВ - в ветхозавет. предании сын Исаака и Ревекки, старший брат-близнец Иакова. Имя И. («волосатый») объясн. тем, что И. вышел из чрева матери «весь как кожа косматый». Соперничество И. (второе имя Едом) с Иаковым началось еще в чреве матери, продолжалось на протяж. дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) - племени потомков И., враждовавших с Израилем - потомками Иакова.

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ - династия визант. императоров 717 - 802. Свое назв. получила по обл. Исаврия в М. Азии, выходцем из к-рой был основатель этой династии Лев III (717 - 741).

ИСАВРИЯ

ИСАВРИЯ - ист. назв. горной обл. в юж. части М. Азии. В 1 в. до н.э. была захвачена Римом и затем превращена в рим. провинцию. Население И. долго и упорно боролось за свою независ. Обществен. отношения в И. вплоть до 6 в. сохран. черты родоплемен. строя. Выходцами из И. были визант. имп. Зинон (474 - 491) и Лев III (717 - 741) - основатель Исаврийской династии.

ИСАГОР

ИСАГОР (6 в. до н.э.) - вождь родовой землевлад. аристократии в Афинах, архонт 508 до н.э. Вел борьбу с демо-кратич. партией мелких землевладельцев, торговцев и ремесл., возглавлявш. Клисфеном. В 508 до н.э., поддерж. афинской рабовлад. аристократией, призвал себе на помощь Спарту и захватил власть в свои руки. Опираясь на войско спарт. царя Клеомена, вступившее в Афины, И. образовал олигархич. Совет 300 и вместе с Клеоменом возглавил его. Однако демократич. партии удалось быстро сплотить нар. массы, возмущ. вторжением спартанцев и изменой И. Через 3 дня спартанцы и И. были изгнаны из Афин.

ИСАЙЯ

ИСАЙЯ - первый из «больших» пророков Ветхого завета. Жил во 2-й пол. 8 в. до н.э. Его именем назв. книга из 66 глав. Библейской критикой установлено, что две последние части книги И. написаны позднее, в кон. 6 в. до н.э. (в них говорится о завоев. Вавилона Киром, 538 до н.э.); эти части называют соотв. «Второисайя» и «Третьеисайя». В своих проповедях И. бичевал нечестие правящих слоев Израиля и Иудеи, их стяжательство и хищничество; грозя карой бога Яхве (орудием к-рого, по словам И., будут ассир. завоеватели), предсказывал приход мессии, к-рый устроит рай на земле, и люди перекуют мечи на орала. В 1947 - 1952 гг. в пещерах Хирбет-Кумрана найдено два полных свитка книги И. и много отрывков, что свидет. о большой популярности И. ок. нач. н.э.

ИСЕЙ

ИСЕЙ (ок. 420 - ок. 35О до н.э.) - афинский оратор. И. происходил из эвбейской Халкиды и был, вероятно, метеком в Афинах, где занимался ораторской деятельностью. 11 полностью сохранивш. речей И. посвящены процессам о наследстве и явл. важным источ. сведений по аттич. наследств. праву. Стиль И. прост и ясен.

ИСИДА

ИСИДА - в егип. миф. богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореп-лавания. Культ И. пользовался широкой популярн. в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-рим. мире ее назыв. «та, у к-рой тысяча имен». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертв. Осириса, родила сына Гора, к-рый должен был отомстить Сету. Первонач. И. почиталась в сев. части дельты Нила и центром ее культа был г. Буто. Она, вероятно, олицетв. небо, и само ее имя (егип. Исет - «трон», «место») намекало на рожд. ею солнеч. бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в р-не Буто рыбаки. Согл. мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты»). Как богиня неба И. изображ. в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольск. пантеона, т.н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классич. образе супруги и помощницы Осириса. Почит. И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соотв. ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины.

Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожд. царей («Сказка о Хуфу и чародеях»). Ни одно егип. божество (за исключ. Сераписа) не получило такой широкой популяр. в греко-рим. мире, как И. В 4 в. до н.э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н.э. на о-ве Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и др. местах Греции. В Италии культ И. распростр. начиная со 2 в. до н.э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневенте и др. городах. Имеются памятники, свидет. о культе И. в Галлии, Испании, Британии.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (ок. 570 н.э. в Картахене - 04.04.636) - ученый, лат. писатель из состоят. семьи, был в 600 - 601 архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисл. естественнонауч., грамматич., ист. и теологич. соч. Важными документами по истории герм. народов явл. «Хроника», посвящ. вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» («Начала») в 20 кн., дающие на основе объяснения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. И. С., будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значит. посредников между антич. культурой и средневековьем.

ИСКАНДЕР

ИСКАНДЕР - в иран. миф. эпосе образ великого полководца Александра Македонского (4 в. до н.э.). В «Бундахишне» И. - дерзкий завоеватель, узурпатор, уничтоживший святыню иранцев «Авесту»: «во время правл. Дара, сына Дара (Дария Кодомана), кесарь Александр примчался из Рума и пришел в Эраншахр. Он убил царя Дара, разгромил всех правителей, жрецов и достойных людей Эраншахра. Он потушил много огней. Занд маздаяснийской веры он захватил, послал в Рум, "Авесту" сжег и Эраншахр разделил на 90 мелких владений.» Позже, с распростр. ислама и превращением его в господств. религию, легенды иран. народов превратили И. в идеализир. персонаж. Классич. лит-ра на фарси (Фирдоуси, Низами, Джами и др.) изображает его справедл. шахом иран. крови.

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - уже в классич. античности (5 - 4 вв. до н.э.) проводилось различие между подделкой и технич. возможным заменителем. Именов. изделий по месту их произ-ва было условным и, по сущест-ву, явл. обознач. сорта: люди понимали, что «аморгские» ткани можно ткать в Афинах так же успешно, как и на Аморгосе.

Смена вкусов старой полисной аристократии вкусами возвысивш. слоев эллинистич. эпохи способств. тому, что ценные материалы стали заменяться И. м., а дорогостоящая их обработка сменялась более легкой и дешевой: сплавы вместо благород. металлов, стекло вместо драгоц. камней, штукатурка вместо мрамора, искусств. пурпур вместо получ. из пурпурных улиток. Существовали обширные «книги рецептов», в к-рых содерж. рекомендации по изготовлению И. м., напр., «Бафика» Болаеса из Мены (200 до н.э.) или «Руководство по подделкам для ювелиров», записан. ок. 300 н.э. на двух папирусах.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ - цветы из шелка, папируса и воска издавна использов. как замена недолговеч. произведений природы; у греков и римлян их клали в гроб. Для создания цветового эффекта иногда использовались благород. металлы (или их заменители). Порой И. ц. пропитывались ароматич. веществами.

ИСЛАМ

ИСЛАМ - одна из наиболее распростр. религий (араб. - покорность). И. возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. н.э. Причиной возникн. И. было образование клас. общества и госуд. у арабов, к-рые в кон. 6 - нач. 7 вв. переходили из стадии первобытнообщ. в стадию рабовлад. отношений. По мнению нек-рых историков, возникновение И. явл. отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соотв. первобытнообщ. строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. формацию. Идеологич. предшественником И. был ханифизм. Основателем И. счит. мекканец Мухаммед. Осн. источ. начального И. явл. Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти - манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретич. хар-р И.

О политич. событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершено не имеем достоверных сведений, но вероучение И. хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась община верующих (мусульман), в к-рой члены ее были объед. по признаку религ. принадлежности, вне зависимости от кровнородств. связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военач. и верх. судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза.

Гл. догмат И. - единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Чтобы воспитать у мусульман чувство постоян. преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог - закат и делать пожертвования - садака. Свящ. война - джихад в целях распростр. И. объявлена религ. подвигом.

После араб. завоев. в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифициров. в 9 в., она стала свящ. лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ («корней») мусульм. права.

Антифеод. движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. выражение в учениях различ. мусульм. сект. Первой сектой в И. были хариджиты, к-рые вели вооруж. борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявл. свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксал. мусульманам.

Распростр. в Халифате в 7 - 8 вв. И. встречал идеологич. сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. появл. мутазилитов. Знакомые с диалектич. методами др.-греч. и эллинистич. философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в кач-ве офиц. учения в Халифате, но потерпели пораж. в борьбе с поборниками мусульм. правоверия. Но последние, в целях сохранения своего влияния на массы, были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. богословие - калам. Основоположником калама считается Ашари (874 - 935). Уже в 1 в. мусульм. эры (хиджры) в И. произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух осн. направлений - суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. власть в Халифате между двумя группировками господств. класса. Шииты, явл. меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656 - 661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда; он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейяд-ских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верхов. духовными руководителями «общины верующих», т.е. всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадск. халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. власти, сохранил функции суннитского верхов. имама, считавш. защитником и охранителем вероучения ортодоксального И.

Коран и сунна стали у суннитов осн. произв. религ. лит-ры - свящ. предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. общества, иджма и кыяс были также признаны основами или «корнями» фикха - мусульм. правоведения. Правоведы - факихи - составили своды мусульм. права - шариата. Применение адатов, т.е. обычаев, регулировавших обществ. отношения у нек-рых племен и народностей, обращавш. в И., было допущено наряду с нормами шариата.

Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. была завершена выработка норм мусульм. права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов - имамы Абу Ханифа (ок. 699 - 767), Малик ибн Анас (715 - 795), аш-Шафии (767 - 819) и Ибн Ханбал (780 - 855) - считались авторитет. муджтахидами, т.е. правоведами, применявш. иджтихад - само-стоят. толкование религ. права. После них у суннитов «двери иджтихада были закрыты». Муджтахиды утратили право толковать усуль (т.е. осн. положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т.е. второстеп. богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. права к новым политич. и обществ. явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего явл. выражением совокупного мнения богослов и правоведов того или иного мазхаба.

Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в теч. всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца - шавваля, происходит веселый ид альфитр - «праздник разговения», или ураза-байрам. «Великим праздником» считается ид аль-адха - праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм. месяца зул-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж - вознесение, связанный с поверьем о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид - в ознаменование дня рожд. этого пророка.

ИСМАИЛ

ИСМАИЛ - в мусульм. религии сын Ибрахима, пророк и посланник. Согл. Корану, проповедовал людям единобожие - «веру Ибрахима» и был призван охранять каабу для верующих.

ИСМАИЛИТЫ

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты, возникшей около сер. 8 в. в араб. халифате и распростр. во всех странах Ближ. и Ср. Востока. И. разработали идеалистич. учение о мировом разуме и мировой душе, к-рая произвела материю, образующую видимый мир. Воплощением мирового разума, возникш. в результате проявл. божеств. воли, И. считают пророков (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Исмаил); каждый пророк начинает отдел. эпоху в истории человечества. Содержание Корана И. подвергают собств. мистич. толкованию.

ИСМЕНА

ИСМЕНА - в греч. миф. сестра Антигоны, неспособная разделить ее героич. решимость похоронить брата Полиника вопреки запрету царя Креонта. Когда Антигону приводят к царю, И. готова взять на себя часть вины, но сестра отвергает ее запоздалую помощь.

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ (436 - 338 до н.э.) - др.-греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, гл. из к-рых: «Панегирик», «Платейская речь», «Филипп», «Архидам», «Ареопагитик», «О мире»; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточ. слоев афин. общества, заинтересов. в укреплении своего экономич. положения и политич. позиций, расшатан. движением свободных бедняков и рабов. Противник рабовлад. демократии, И. в последний период своей деятельности в борьбе с демократич. партией искал поддержки у макед. царя Филиппа. Он стал идейным вождем сторонников макед. ориентации, чьи идеи отразил в речи «Филипп» и в письмах к Филиппу. И. обращался к царю Македонии с предложением объед. Грецию и возглав. поход греков против персов. Такая эллинская симмахия (союз), по мнению И., способна обеспечить внутр. мир в Элладе, ее политич. независимость и победонос. поход на Персию; война с Персией должна избавить греч. полисы от неимущих, политич. опасных элементов, претендующих на имущество крупных рабовладельцев. Соч. И. - ценный источ. по истории Греции 4 в. до н.э.

ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ - расположена на Пиренейском п-ове. Согл. греч. источ., И. именовалась Иберией по назв. народа иберов, населявш. юж. и вост. побережья И., или Офиуссой (греч. - Страна змей). Наряду с иберами, перекочевавш. в эпоху неолита из Сев. Африки, и кельтами, вторгш. между 800 и 500 до н.э., на Ю.-В. и С. И. жили также лигуры; этнич. принадлежность совр. басков не выяснена. Древнейшим лит. свидет. об И. явл. Ветхий завет, где рассказыв. о путешествиях финикийцев в богатый железом, оловом и серебром Таршиш в Андалузии. Наиболее значит. финикийской факторией (ок. 1150 до н.э.) явл. Гадир (ныне Кадис). Вслед за финикийцами в 7 в. до н.э. в И. пришли греки (фокейцы), в особенности после основания Массалии (ныне Марсель) ок. 600 до н.э. Древнейшие географич. сведения об И. сообщает «Морское побережье» Авиена, восходящее к греч. источ. 5 в. до н.э. Экспедиция Пифея в 4 в. до н.э. значит. расширила знания об И. Ок. 500 до н.э. началась экспансия финикийских карфагенян. После врем. отступления они вновь (237 - 218) заняли часть И. (в 226 до н.э. был основан Новый Карфаген, ныне Картахена). В 226 до н.э. граница рим. и карфаген. интересов была проложена по р. Ибер (ныне Эбро).

Нарушив границу в 218 до н.э., Ганнибал начал 2-ю Пуническую войну, в ходе к-рой в 206 до н.э. Сципион Старший изгнал карфагенян из И. (рим. пров. Испания Ближняя на С. и Испания Дальняя с Кордубой (Кордовой) на Ю.). Начиная со 195 до н.э. римляне вторгаются во внутр. обл. страны, но в 154 до н.э. восставшее лузитанско-кельтиберское население под предводит. Вириата (убит в 139) изгоняет их. Лишь в 133 до н.э. после разруш. Нуманции Сципионом Младшим освободит. борьба исп. племен была временно подавлена. В 81 - 72 до н.э. римлянин Кв. Серторий возгл. восстание племен лузитанцев и кельтиберов против рим. господства. При Августе были подчинены астуры и кантабры (29 - 19 до н.э.) и И. была поделена (27 до н.э.) на три пров.: Испания Ближняя, или Тарраконская (по назв. столицы Тарракона, ныне Таррагона); Лузитания; Испания Дальняя, или Бетика (по назв. р. Бетис, ныне Гвадалквивир). После реорганизации Рим. империи Диоклетианом и Константином был образован исп. диоцез, в к-рый входили пров. Бетика, Лузитания, Картахения, Галлеция, Тарракония (позже также Балеарские о-ва), а также Мавретания, Тингитана в Африке. Со времен Августа начин. усиленная колонизация и романизация И. Из рим. колоний происходили такие личности, как Сенека, Лукан, Марциал, Колумелла, Помпоний Мела, Квинтилиан, имп. Траян, Адриан и Феодосий I, а также христ. писатели - Пруденций, Орозий, Исидор Севильский. Через портовые города христианство рано проникло в И. Велико было промышл. значение И. в рим. время (золото, серебро, олово). Из пров. Бетика экспортир. вина, зерно и масло. Начиная с периода поздней Империи участились набеги варварских племен: 256 - 262 н.э. - франки, 409 - вандалы, свевы и аланы, 415 - вестготы, 711 - арабы, к-рые в 712-713 подчинили себе почти всю И. В И. в большом кол-ве сохранились памятники рим. времен, напр., в Мериде, Таррагоне, Барселоне, Сагунте, Италике (ныне Сантипонсе), Толедо, Сеговии, Лиссабоне.

ИСПАНСКАЯ МАРКА

ИСПАНСКАЯ МАРКА - в 9 в. укрепл. погранич. округ (между Пиренеями и р. Эбро) на землях, завоев. в Испании Карлом Великим у арабов. Как самостоят. админ. ед. в составе Франции И. м. была образована в 865 франц. королем Карлом Лысым. Заселенная преим. испан. колонистами (в первую очередь крестьянами), И. м. в начале реконкисты явилась одним из ее опорных пунктов. И. м. делилась на неск. графств.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - одно из христ. таинств, заключ. в том, что верующий открывает (исповедует) свои грехи перед священником и получает от него, как учит церковь, видимое прощение при невидимом прощении этих грехов Иисусом Христом. Религ. представл., лежащие в основе И., своими корнями уходят в широко распростр. в первобытных религиях верования о силе магич. очистит. обрядов.

ИСРА

ИСРА - в мусульм. религии ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим. Из Иерусалима Мухаммад был вознесен на небо, где предстал перед аллахом. Оба этапа путешествия прошли столь быстро, что по возвращ. Мухаммад обнаружил, что его постель еще не остыла, а из опрокин. кувшина не вылилась вода.

ИСРАФИЛ

ИСРАФИЛ - в мусульм. религии ангел - вестник страшного суда. Имя И. восходит к библ. серафимам. Один из четырех (наряду с Джибрилом, Микалом и Израилом) архангелов. Стоя на иерусалимской горе, И. звуками трубы возвестит о воскрешении мертвых для страшного суда. И. представл. существом огромных размеров, у него четыре крыла, тело покрыто волосами, ртами, зубами. И. передает решения аллаха др. ангелам. Трижды в день и один раз ночью И. плачет над мучениями грешников в аду.

ИСС

ИСС - город в Др. Киликии (М. Азия), под к-рым осенью 333 до н.э. произошло сраж. между войсками перс. царя Дария (120 - 130 т.ч.) и армией Александра Македонского (30 - 40 т.ч.), к-рый двигался на Ю. (на Финикию). Он был вынужден повернуть обратно, чтобы занять выгодную позицию для боя. Умелое маневрирование и энергич. натиск макед. фаланги и фланговый удар тяжелой конницы привели к пораж. персов. Дарий в конце боя бежал, увлекая за собой солдат. Следствием победы при И. явилось завоев. Александром зап. половины Перс. царства и господства на Эгейском м.

ИССЕДОНЫ

ИССЕДОНЫ - эсседоны - драв. племя, упомин. Геродотом, Помпонием Мелой, Птолемеем и др. антич. авторами. В совр. науке анализ полулегенд. сведений об И. привел к различ. гипотезам о местонахожд. этого племени (от обл. Кавказа и Урала до Киргизии и Тибета). Согл. антич. источ., И. были родственны скифам.

ИСТАНУС

ИСТАНУС - в хетт. миф. бог солнца. Имя И. заимств. в эпоху Древнехеттск. царства из миф. хатти (Эстан), вытеснило индоевроп. имя бога, к-рое сохран. в др. анатолийских яз.: лувийском и палайском (боги солнца Тиват и Тият). В стихотв. гимнах И., относящ. к эпохе Среднехеттск. и Новохеттск. царств, обнаружив. влияние обрядовой поэзии хатти (в частн., эпитет И. - «лучезарный»), шумерских гимнов солнцу - Шамашу (у И. и Шамаша борода из лазури), миф. хурритских текстов (И. выезжает на колеснице, запряж. четверкой лошадей), пережитков индоевроп. ритуал. поэзии (к ним, очевидно, относятся упомин. о собаке и свинье как животных, над к-рыми И. вершит суд).

ИСТМ

ИСТМ - древ. назв. Коринфского перешейка, соед. Ср. Грецию с Пелопоннесским п-овом. На И. были расположены крупные торг., ремесл. и культурные центры Др. Греции - гор.-госуд. Мегара и Коринф. На И. у святилища Посейдона устраив. Истмийские игры.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ - Истмии - в период античности общегреч. состязания, сопровожд. праздник в честь Посейдона. Согл. преданию, вели свое происхожд. от погребал. игр в честь Меликерта (мор. божество). По др. мифу, эти состязания были впервые учреждены в честь Посейдона аттич. героем Тесеем. Происходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийск. Посейдона. На время И. И. провозглашался свящ. мир, но т.к. нек-рые греч. племена (элейцы) не принимали участия в играх, популяр. И. И. была меньше, чем у Олимпийских и Пифийских состязаний, в к-рых принимало участие все греч. население. И. И. состояли из гимнастич., конных, поэтич. и муз. состязаний. Победители получали венки из сельдерея или сосновые, в к-рые вплеталась пальмовая ветвь. И. И. прекратились с победой христианства.

ИСТОЧНИКИ

ИСТОЧНИКИ - в антич. времена И. закладыв. путем облицовки естеств. выходов воды на поверхность или шурфовой разведкой залегающих в толще земли водонос. пластов. Часто они оформлялись в виде беседок, бюветов или павильонов. Колодезные И. имели, как правило, круглую форму; вода доставалась вручную, без примен. ворота, с помощью ведра и привязанного к нему каната. Колодезных насосов не существовало. Поиск и разведка подземных вод в Риме основыв. на опыте, залож. этрусскими искателями родников. Спец. лит-ра того времени рекоменд. устраивать для фильтрации воды песоч. насыпи и прокладки из туфа, однако это редко подтвержд. на-ходками.

ИСТР

ИСТР - др.-греч. назв. ниж. теч. р. Дуная с 8 в. до н.э. Верх. и ср. теч. назыв. Данувием. В первые века н.э. оба назв. применялись для обознач. всей реки.

ИСТРИЯ

ИСТРИЯ - 1. город первонач. у зап. побережья Черного м. (на терр. совр. Румынии). Осн. греками, выходцами из Милета, во 2-й пол. 7 в. до н.э. Жители И. занимались с. х-вом, рыболовством, ремеслами, торговлей с соседними гетофракийск. и скифск. племенами. К 6 - 5 вв. до н.э. относится эпоха расцвета И. Находки керамики из Милета, Родоса, Самоса, Коринфа, Афин, Херсонеса и др. свидет. о развитии торг. связей И. со Средиземноморьем и городами Причерноморья. В сер. 1 в. до н.э. геты разорили И. В 27 до н.э. И. вошла в состав рим. пров. Македонии, затем в пров. Ниж. Мезию. И. продолжала сохранять облик греч. города, прежнюю систему управл., городской совет, свою терр. В 3 в. И. вновь была сильно разрушена готами, но была восстановл. и существовала до 7 в. К этому времени город лишился выхода в открытое море в результате намыва песка, утратил знач. торг. центра и постепенно захирел.

2. ист. обл. в Югославии. Расположена на одноим. п-ове в сев. части Адриатич. м. В древности И. населяли иллирийские племена. Со 2 в. до н.э. И. - под властью Рима, с 538 - Византии. С кон. 6 в. началось заселение И. слав. племенами, к-рые впослед. и определили этнич. состав населения И. В 788 была завоев. франками, в период гос-подства к-рых начали складываться феод. отношения.

ИСФАНДИЯР

ИСФАНДИЯР - в иран. миф. герой, борец за утвержд. веры Заратуштры. Образ И. восходит к авестийск. герою Спентодата (пехл. Спентадат, Испандат, Спанддат - в поэме на ср.-иран. яз. «Йадгар Зареран»). Ист. И. - представитель древ. бактрийской династии, утвердившей веру Заратуштры в последние века до н.э.

ИСХАК

ИСХАК - в мусульм. религии сын Ибрахима, причисл. в Коране к «пророкам из достойных». Соотв. библ. Исааку.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ВАННЫ

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ВАННЫ - целител. действие горячих и серных или железосодерж. источ. было известно уже в античности. Строились ванны, к-рые часто примыкали к храмам. Популяр. были знаменитые серные источ. в Эдепсе (Эвбея), в Байях и др.

ИТАКА

ИТАКА - один из семи Ионических о-вов. В эпосе антич. Греции И. - родина и царство Одиссея. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» И. изображ. как густо заселен., хорошо возделан. о-в с городом у мор. бухты.

ИТАЛ

ИТАЛ - в рим. миф. царь сикулов. Уйдя (или будучи изгнан) из Сицилии, поселился на р. Тибр и назвал эту страну Италия.

ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИКИ

ИТАЛИКИ - в широком знач. совокупность всех племен, населявших Апеннинский п-ов и подчиненных Др. Римом (получили права рим. гражданства после Союзнич. войны 90 - 88 до н.э.); в узком знач. И. - группа племен, родств. по языку. Т.н. италийские диалекты - особая ветвь языков индоевроп. системы, включ. языки: лат. и близкий к нему фалискский, умбрский и ряд сабелльских (или оскских - по имени кампанских осков) диалектов. И. назыв. также племена, говорящие на оскско-умбрских диалектах, противопоставляя их лат. диалекту. Все эти языки были вытеснены в нач. н.э. и известны лишь по огранич. кол-ву надписей, начертан. алфавитом, заимствов. у этрусков.

Самый пространный памятник - игувинские (из Игувия) таблицы ритуал. содержания на умбрском яз. Распростр. И. по Апеннинскому п-ову совершалось постепенно. Согл. преданию, сабелльские племена вышли вследствие обычая «священной весны» из обл. сабинян (последние играют значит. роль в легенд. истории Рима). От сабинян отделились самниты, к-рые во 2-й пол. 5 в. до н.э. захватили Кампанию и создали там 2 федерации городских общин. С 343 по 290 происходили 3 войны самнитов с Римом. В кон. 5 в. сабеллы под наименов. луканов и бруттиев проникли в Юж. Италию (отсюда назв. обл. Лукания и Бруттий). Сабелльские (оскские) наемники под назв. мамертинцев захватили в 289 Мессану в Сицилии. Соц. и культурный уровень И. был различ. - от развитого рабовлад. строя в Кампании до примитив. общинного уклада горцев-скотоводов. И. счит. поздними поселенцами на Апеннинском п-ове.

ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ - назв., относивш. первонач. к юж. оконечности Апеннинского п-ова, в античности связывалось с мифич. царем Италом. С 4 в. до н.э. греки называли И. Великую Грецию. Др. назв. И. были Ойнотрия, Гесперия и Авзония. Римляне перенесли это заимствов. у греков назв. на всю занимаемую ими И. уже в 1-й пол. 3 в. до н.э. Так, уже Катон Старший считал Альпы «стеной И.», хотя они в значит. части принадлежали кельтам. Сев. И. - к С. от Апеннин и Рубикона - в гос.-правовом отношении только со времен Цезаря и Августа может счит. целиком принадлежавшей к И. Реформы управл. Рим. империей, провед. Диоклетианом, затронули и И., раздел. на неск. округов, а также Сицилию. Сардинию, Рецию и Корсику. К созданной Константином Великим префектуре И. относились, кроме того, диоцезы Африка, а позднее (с 395) и Зап. Иллирия. В борьбе за гражд. права в 1-й пол. 1 в. до н.э. еще различались «италики» и «римляне». Уже в республиканское время повсюду в И. возникали поместья с виллами в центре, производившие продукты питания и использовавшие рабский труд. В эпоху Империи происходит переход к большим латифундиям, на к-рых трудились колоны. Несмотря на расширявш. произ-во пшеницы, в долину По необходимо было ввозить зерно. Особенно большие стада овец имелись на Ю. И. На побережье Кампании после вырубки лесов в Этрурии началась переработка руды (т.к. внутри страны еще и тогда было достаточно древесины). Центрами добычи мрамора была Луна в Сев. Апеннинах (белый каррарский мрамор).

ИТИЛЬ

ИТИЛЬ - 1. назв. р. Волги в араб. источ. 8 - 10 вв.

2. столица Хазарского каганата в 8 - 10 вв. на Ниж. Волге, в 15 км выше совр. Астрахани. По свидет. араб. писаталей, И. состоял из 2 частей, разделен. Волгой, был окружен стенами и имел по двое ворот в каждой части. Вост. часть города, называвш. Хазаран, явл. торг. частью; в зап. находились правительств. учреждения и дворец кагана. В городе были мечети, минарет, бани, рынки. Имелись спец. славян. кварталы. В И. съезжались со всевозмож. товарами купцы из Ср. Азии, Персии, Кавказа, Киевской Руси, Скандинавии.

И. явл. одним из центров работорговли. В 965 он был взят киевским князем Святославом. С падением Хазарского каганата в кон. 10 в. И. перестал существовать.

ИТИНЕРАРИЙ

ИТИНЕРАРИЙ - описание путешествий по Рим. империи с указателем дорог и мест отдыха, напр., И. Антонина времен имп. Каракаллы (новая редакция ок. 300) и т.н. «Географ Равенны». Во время поздней античности спец. для христиан-паломников существовали И. с подробным описанием «святых мест», (напр., И. «Бордоский» - описание пути от Бордо до Иерусалима), «Паломничество» Этерии и И. Антонина Плацентина (560 - 570). В исследованиях по средневековью И. обозначает также хронологич. сопоставление извлеч. из документ. данных о времени и месте нахождения ср.-век. властителей.

ИТИС

ИТИС - Итил - сын миф. фракийск. царя Терея и Прокны. Мать вместе со своей сестрой Филомелой убила маленького И., чтобы отомстить за бесчестье сестры, и приготовила из его мяса кушанье Терею.

ИТОМА

ИТОМА - обрывистая известняк. гора высотой 802 м в Мессении; во времена 1-й Мессенской войны в теч. 20 лет была осаждена спартанцами. Во время 3-й Мессенской войны здесь укрепились спарт. илоты, позднее переселивш. в Навпакт; с 4 в. - акрополь основан. Эпаминондом г. Мессена.

ИТТАУИ

ИТТАУИ - др.-егип. крепость (ок. совр. Лишта на Ю.-З. от Каира), осн. Аменемхетом I и бывшая в 20 в. до н.э. резиденцией фараонов. Возвышение И. объясн. выгодным местополож. на пути в Файюмский оазис, где в тот период производились крупные ирригац. работы.

ИТУРЕЙСКОЕ ЦАРСТВО

ИТУРЕЙСКОЕ ЦАРСТВО - арабо-арамейское эллинизир. рабовлад. госуд. в Келесирии (Юж. Сирия и Ливан) во 2 - 1 до н.э. Было создано араб. племенем итурейцев в кон. 2 - нач. 1 вв. Расцвет И. ц. (столица г. Халкис) относится к царствованию Птолемея (85 - 40 до н.э.). И. ц. угрожало Дамаску и заняло часть побережья Финикии. В 63 до н.э. И. ц. подчинилось Помпею и стало зависимым от Рима. Впослед. мн. итурейские лучники служили в рим. армии. В кон. 1 в. до н.э. И. ц. распалось на обл., раздававш. Римом в управл. местной знати, а затем вливш. в состав Рим. империи.

ИУДА ГАЛИЛЕЯНИН

ИУДА ГАЛИЛЕЯНИН - руководитель и основатель группировки зелотов в Иудее в нач. 1 в. н.э. Возглавил большое антирим. восстание в 6 (или 7) н.э. Поводом к восстанию послужила оценка имущества в Иудее, производимая легатом Квиринием. Признавая единств. владыкой бога, И. Г. выступал против царской власти. Погиб в бою.

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ - одна из древнейших религий, распростр. гл. обр. среди евреев. Первые сведения о религии древ. евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. до н.э.). В древнейшем И. имелись анимистич. и тотемистич. представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т.е. дозволенные, и трефные, недозвол.). Широкое распростр. имел обряд обрезания, известный в религиях мн. народов. Эти древ. установления сохранились и в совр. И. С завоев. евр. племенами Палестины в 13 в. до н.э. и переходом их к земледелию в И. возникло почитание богов - покровителей с. х-ва, многочисл. местных ваалов - (господ). По представл. древ. евреев, излюбл. местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники; святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек - раб божий и во всем зависит от божеств. В 11 - 10 вв. до н.э., с образованием в Палестине др.-евр. рабовлад. госуд. и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного гл. бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. до н.э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. В 622 до н.э. иуд. царь Иосия провел религ. реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н.э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. часть населения попала плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизир. привезенные из Иерусалима «свящ. письмена» (правовые и ист. соч., обрядово-религ. кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоев. Вавилонии перс. царем Киром II (в 538 до н.э.) евр. населению было разрешено вернуться в Палестину; был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. догматы И.: вера в бога Яхве (Иегову), «творца мира», предопреде-ляющ. судьбу «своего народа» - израиля; вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в «землю обетованную». И. связал верующих 613 заповедями, излож. в Торе. Многочисл. предписания должны были держать в экономич. и духовном рабстве нар. массы.

В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. образовалась партия «эллинистов» (саддукеи), состоявшая из землевладельч. и духовной аристократии. Связанная с макед. династией, она выступала за компромис между Торой и греч. философией. За «чистоту» И. выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым соц. условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н.э. в Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ. толкований. К этому периоду относится начало письм. оформления Талмуда (завершен. к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иуд. общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н.э. стали центрами отправления культа И.

ИУДАИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИУДА МАККАВЕЙ

ИУДА МАККАВЕЙ - предводитель нар. восстания за независ., поднявш. в Иудее в 166 - 160 до н.э. в ответ на насильств. меры по «эллинизации» населения, осуществлявш. селевкидским царем Антиохом IV; в Иудее они носили антисемит. хар-р (в частн., запрещались иуд. обряды и насаждались языческие, в т.ч. обряд жертвоприношения; резко возросли налоги). Восстание с центром в Иерусалиме было направлено против иноземных угнетателей и объедин. с ними местной знати. Несмотря на суровые меры, восстание подавить не удалось: оно продолжалось и после смерти И. М. (160 до н.э.). В 142 до н.э. Иудея стала самостоятельной.

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА (66 - 73) - восстание иуд. крестьян и ремесленников против Рима, одно из нар. движений, сопутствовавших в рим. провинциях общему соц. кризису империи. Руководителями были зелоты, боровш. против Рима во имя религ. исключительности и фанатизма, и сикарии, выступавшие против рабства и имуществен. неравенства. Высшее жречество и фарисеи искали мира с Римом и стремились задавить восстание. Поводом к И. в. явились злоупотребления рим. прокуратора Флора. Вначале зелотам и сикариям удалось овладеть Иерусалимом. Карат. экспедиция потерпела полное пораж. (ноябрь 66). Иуд. знать, стремясь обезглавить восстание, вручила власть синедриону из представителей высшего жречества. Римляне направили против восставших сильное войско во главе с Веспасианом Флавием. В 67 - 68 он покорил Галилею и часть Иудеи.

Наместник Галилеи Иосиф, сын Матафии, перешел на сторону римлян и принял имя Иосифа Флавия. После падения Галилеи вождь галилейских зелотов Иоханан (Иоанн) из Гисхалы со своим отрядом прорвался в Иерусалим, где стал одним из гл. руковод. восстания. После провозглаш. Веспасиана императором (69) во главе рим. армии встал его сын Тит, к-рый осадил Иерусалим. В осажд. городе началась междоусоб. борьба, вначале между зелотами и сторонниками синедриона, стремивш. сдаться римлянам, затем между группами зелотов и сикариями (последние возглав. Симоном бар Гиора, сторонником наиболее решит. борьбы).

После пятимесяч. осады римляне захватили Иерусалим, разрушили город и храм (авг. 70) и обратили в рабство пленных (в т.ч. Иоханана). Симон бар Гиора был казнен в Риме. Сопротивл. сикариев продолжалось до 73, когда пала их последняя твердыня - г. Масада.

Гл. источ. для изучения И. в. явл. книга Иосифа Флавия «История Иудейской войны».

ИУДЕОХРИСТИАНСТВО

ИУДЕОХРИСТИАНСТВО - направл. раннего христианства, сложивш. в Иерусалиме. Эвиониты и назареи - представители одного из основных направл. И. (в «Дениях апостолов» от их имени выступают Петр и Яков) - верили, что долгождан. Мессия уже явился, но вместе с тем придерживались Моисеева закона. Синтез нарождавш. христианства с язычеством, приведший к формированию т.н. языч. христианства, был для них неприемлем. С разруш. Иерусалима в 70 до н.э. иудеохристиане, не принимавшие участия в восстании против римлян, потеряли свой религ. центр. И. продолжало существовать преим. в Вост. Иордании; оно осуждалось как ересь и христ. церковью, и иудеями.

ИУДЕЯ

ИУДЕЯ - с 4 в. до н.э. арамейско-греч.-рим. наимен. юж. части Палестины, обл. обитания колена Иудина - одного из 12 колен евр. народа. Царь Давид объед. ее с обл. обитания др. евр. колен. По окончании вавилонского плена (538 до н.э.) нов. И. охватывала лишь те обл., к-рые принадлежали коленам Иудину и Вениаминову (юж. часть вместе с Хеброном принадлежала Эдому), однако мало-помалу расширилась. С 63 по 40 и с 37 до н.э. до 6 н.э. иудейско-идумейским царям в Палестине (Ирод Великий) была дарована рим. клиентела. В 6 - 41 и 44 - 46 н.э. И. входила как часть в пров. Сирия; ею правил рим. прокуратор. В 70 н.э. И. стала самостоят. рим. пров., впоследствии она именов. просто Палестиной.

ИУДЕЯ (ПРАВИТЕЛИ)

ИУДЕЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Иудея (152 до н.э. - 100 н.э.)

Хасмонеи (Маккавеи) (152 - 37)

Ионатан 152 - 142

Симон 142 - 134

Иоанн Гиркан 134 - 104

Аристобул 104 - 103

Александр Яннай 103 - 76

Александра Саломея 76 - 6

7 Аристобул II 67 - 63

Гиркан II 63 - 40

Антигон 40 - 37

Династия Ирода (Иродиады) (37 до н.э. - 100 н.э.)

Ирод I (Великий) 37 - 4

Архелай 4 до н.э. - 6 н.э.

Ирод Антипа (Галилея) 4 до н.э. - 39 н.э.

Филипп (Сев. Трансиордания) 4 до н.э. - 34 н.э.

Ирод Агриппа I (преемник Филиппа в 37 н.э., Антипы ок. 40 н.э. и Архелая в 41 н.э.) умер в 44 н.э.

Агриппа II (Сев. Палестина) 53 н.э. - 100 (?)

См. также израиль (<<правители)}}

ИФИГЕНИЯ

ИФИГЕНИЯ - в греч. миф. дочь Агамемнона и Клитемнестры. Когда греч. флот, направл. под Трою, задержался в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление, нанесен. ей Агамемноном, и требует принести в жертву И. Уступая настойч. требованиям ахейск. войска и гл. обр. Одиссея и Менелая, Агамемнон вызвал И. в Авлиду под предлогом ее бракосочет. с Ахиллом; в момент жертвоприношения И. была похищена с алтаря Артемидой, заменившей ее ланью; по др. вер-сии - медведицей или телкой (возможно, с этого момента место И. среди дочерей Агамемнона занимает Ифианасса). Сама же И. была перенесена богиней в Тавриду и сделана жрицей в ее храме. Здесь она должна была приносить в жертву всех попавших в эти края чужеземцев.

ИФИКЛ

ИФИКЛ - в греч. миф. сын Афмитриона и Алкмены, единоутроб. брат Геракла, отец Иолая. К колыбели близнецов И. и Геракла Гера послала двух огромных змей, увидев к-рых И. испугался, а Геракл задушил их. И. сопровождал Геракла во мн. его странствиях и был участн. ряда его подвигов (очистка Авгиевых конюшен, война с Лаомедонтом и Гиппокоонтом) и калидонской охоты. Погиб во время битвы Геракла против сыновей Гиппокоонта.

ИФИКРАТ

ИФИКРАТ (ок. 419 - ок. 353 до н.э.) - выдающ. афинский полководец. Сын сапожника. С 393 до н.э. командовал наемниками в Афинах. И. значит. улучшил вооружение, создал новую, подвижную тактику пелтастов (легко вооруж. пехоты) и скоро добился крупных успехов в Коринфской войне (395 - 387 до н.э.). В 389 - 388 до н.э. И. вел войны во Фракии, поддерживая там правителя Котиса. В 374 - 373 до н.э. он командовал наемниками на перс. службе в войне с Египтом. Поссоривш. с перс. сатрапом, И. возвратился в Афины. В 373 - 371 до н.э. он провел удач. операции на зап. побережье Греции. Во время Союзнической войны (358 - 355 до н.э.) И. отозвали в Афины (356 до н.э.) в связи с обвинением в измене, но он был оправдан.

ИФИТ

ИФИТ - в греч. миф. один из аргонавтов, сын эхалийск. царя Эврита, брат Иолы. Когда Эврит заподозрил Геракла в краже быков (на самом деле быков увел Автолик), тот, чтобы доказать свою невиновн., отправился искать пропавшее стадо. И. пошел вместе с Гераклом; в пути Геракла охватило безумие, в припадке к-рого он сбросил И. со стены г. Тиринф.

ИФРИТ

ИФРИТ - в мусульм. религии вид джиннов, отличающ. особой силой. Упомин. в Коране. В фольклоре араб. народов И. иногда счит. душами умерших.

ИХТИОФАГИ

ИХТИОФАГИ - общее собират. назв. примитивных племен (греч. - питающ. рыбой) различ. с этнографич. точки зрения, но ведущих одинаковый образ жизни, обитающих в отдал. странах: на зап. побережье Красного м. и на юж. побережье Азии.

И ЦЗИН

И ЦЗИН (635 - 713) - кит. путешеств., ученый, будд. монах. Совершил плавание в Индию. Отправился из Кантона в 671 к берегам Юж. Суматры. Продолжая путешествие, высадился в устье р. Ганга, побывал в Бихаре и Непале. В 685 начал обратное плавание и в 695 прибыл в Лоян. Оставил ок. 60 переводов и соч., в большинстве будд. содержания. В описании своего путешествия сообщил ценные географич. сведения.

И-ЦЗИН

И-ЦЗИН - древнейший памятник классич. лит-ры Китая («Книга перемен»). Его возникнов. относится к перио-ду династии Чжоу (12 - 3 вв. до н.э.). Первонач. состоял из 2 чч.: «Гуа-цы» («изречения о гаданиях») и «Сяо-цы» («Изречения о связях»).

ИЦИЛИЙ

ИЦИЛИЙ - Луций - представитель древнейш. плебейск. рода Ицилиев (по традиции решит. противников патри-циата), нар. трибун 456 до н.э.; провел через сенат закон о раздаче плебеям зем. участков на Авентинском холме; добился права созыва сената нар. трибунами. В 449, согл. традиции, поднял плебеев против децемвиров.

ИШВАРА

ИШВАРА - в индуист. миф. одно из имен Шивы. В ряде индуист. сект боги и в т.ч. их верхов. триада: Брахма, Вишну и Шива - рассматрив. лишь как ипостаси.

ИШТАР

ИШТАР - в аккад. миф. цент. божество, соотв. шумерской Инанне. Гл. аспекты И. - богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астрал. божество (олицетвор. планеты Венера). Почит. как местное божество во мн. центрах Юж. и Сев. Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшур, Ур, Урук и др.). Может выступать под им. Анун(н)иту и Нанайя (родствен. И. божество, впослед., видимо, полностью с ней отожд.). В Уруке культ И. был связан с оргиастич. празднествами, включавш. самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сек-суал. свободы, принесе-нием в жертву девственности жрицами - «кадишту». И. счит. покровительницей проституток, гетер, гомосексуалистов. Судя по «Эпосу об Эрре», попытки уничтожить обряды И. в Уруке делались с кон. 2-го тыс. до н.э., но окончат. И. (в ипостаси Нанайи) потеряла хар-р богини оргиастич. культа, по-видимому, лишь к концу правл. Ахеменидов (5 - 4 вв. до н.э.).

Наиболее распростр. эпитеты - «владычица богов», «царица царей», «яростная львица». «И. - воительница». В иконографии И. иногда изображ. со стрелами за спиной.

ИШУЛЛАНУ

ИШУЛЛАНУ - в аккад. миф. садовник Ану, отца богини Иштар. За отказ разделить любовь с богиней был превращен ею в животное (крота?) или насекомое (паука?).

ИШУМ

ИШУМ - в аккад. миф. (в старовавилон. традиции) брат солнеч. бога Шамаша, советчик и посол бога подзем. мира Нергала, а также бога чумы и войны Эрры; кроме того, посол богов вообще. В противополож. своему господину Эрре настроен благожелат. по отношению к людям, старает-ся смягчить ярость гневного бога. В подземном мире - проситель за умерших перед Нергалом. Охраняет людей, особенно больных, в ночи. В «Эпос об Эрре» вставлена хвала И.

ИШХАРА

ИШХАРА - в миф. ряда народов Передней Азии архаич. божество неизвест. происхождения. Варианты имени (восходивш., вероятно, к глубокой древности - к дошумерскому языков. субстрату) распростр. по всей Передней Азии (в Эламе - Ашхара, в Вавилонии с периода III династии Ура - Эшхара, в Угарите - Ужхара, у хурритов - Ишхара, как и в Вавилоне). Первонач., видимо, богиня плодородия: в аккадском эпосе о Гильгамеше, где И. замещает богиню Иштар, тот вступает с нею в свящ. брак. С Иштар - воительницей идентифиц. позднее. Кроме того, И. - «владычица справедливости и суда», ее им. гарантируется верность клятве. И. - мать «семерки» (группы демонич. существ).

Эмблема И. - скоропион, а также созвездие Скорпиона.

ИШШАККУ

ИШШАККУ - в Вавилонии древнейш. периода назв. правителей-жрецов гор.-госуд.; в нач. 2-го тыс. до н.э. - издольщиков царских х-в; в Ассирии - титул верхов. жреца, главы гор.-госуд. Ашшур, деливш. власть с советом старейшин.

Предыдущая страница Следующая страница