Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕК")

НАБАТЕИ

НАБАТЕИ - араб. племена, осевшие на крайнем Ю. Палестины в 6 - 5 вв. до н.э. Во 2 в. до н.э. Н. основали могуществ. раннерабовлад. госуд., включавшее в свой состав Сев.-Зап. Аравию, Синайский п-ов и Юго-Вост. Сирию. Столицей его был г. Села (греч. Петра) на Ю.-З. от Мертвого м., важный пункт транзитной караван. торговли товарами, шедшими из Индии и Юж. Аравии в страны Средиземно-го м. Гос. языком царства Н. был арамейский язык. Наибольш. могущества Набатейское царство достигло при царе Харисе III (греч. Арете III), покорившим ок. 85 до н.э. Дамаск. Во 2-й пол. 1 в. до н.э. Н. признали верхов. власть рим. имп. Августа. В 106 н.э. Набатейское царство было завоев. римлянами и превращено в рим. провинцию Аравию.

НАБАТЕЙСКОЕ ПИСЬМО

НАБАТЕЙСКОЕ ПИСЬМО - одна из разновид. арамейск. письма, к-рую применяли со 2 в. до н.э. по 3 в. н.э. араб. племена набатеев, проживавшие в Сев. Аравии. Н. п. считается прототипом араб. письма.

НАБИС

НАБИС (ум. 192 до н.э.) - спарт. тиран (правитель) 206 - 192 до н.э. Следуя идеям спарт. царей Агиса IV и Клеомена III и своего предшественника тирана Маханида, провел ряд радикал. соц. мероприятий, имевших целью укрепить спарт. госуд. и сохранить его независимость. Н. частью изгнал, частью казнил олигархов, конфисковал земли крупных землевладельцев и роздал их безземел. спартиатам и освобожд. им илотам, к-рых ввел в состав гражданства. Расширение гражданства способствовало усилению спарт. армии. В захвач. им Аргосе были проведены такие же реформы. Н. пытался захватить и Мессению. Угроза распростр. соц. движ. по всему Пелопоннесу вызвала войну против Н. со стороны Ахейского союза, на помощь к-рому пришел находивш. в Греции с армией рим. консул Тит Фламинин. После заключения в 195 мира власть Н. была ограничена собств. терр. Спарты. Попытка Н. возобновить войну с Ахейским союзом кончилась неудачей. Сам Н. был предательски убит, а Спарта вскоре присоед. к Ахейскому союзу.

НАБОНИД

НАБОНИД - Набу-на’ид - последний царь Вавилонии (555 - 538 до н.э.). Насильств. овладел престолом, опираясь на жречество и торг.-рабовлад. круги, после убийства царя Лабаши-Мардука (555). Завоевал г. Тайму в Цент. Аравии и перенес туда свою резиденцию. Бесуспешно вел борьбу с Мидией, а затем (с 55О) с Персией. Попал в плен к персам, после того как жречество и рабовлад. круги, недовольные беспомощностью Н., в 538 сдали персам Вавилон. Сын Н. - Валтасар (согл. библ. легенде, последний царь Вавилона), пытавш. оказать сопротивл. персам в цент. части города, был захвачен и казнен.

НАБОПАЛАСАР

НАБОПАЛАСАР - Набуапалусур - вавилонский царь (624 - 604 до н.э.). Родом халдей. По утвержд. антич. авторов, был ассир. полководцем, а затем - наместником Вавилонии. В 626 провозгл. Вавилонию независимой от Ассирии и воссоздал Вавилонское царство, получившее в науке назв. Ново-Вавилонское (или Халдейское) (626 - 538 до н.э.).

В союзе с царем мидян Киаксаром Н. вел войну против Ассирии, завершивш. падением Ниневии (612) и разгромом остатков ассир. войск и их егип. союзников в 605 в битве при Кархемише. При дележе ассир. наследства Н. получил юж. часть Ассирии. Власть Н. и его преемников уже не была деспотич., ново-вавилонские цари зависели от всесильного жречества и торг.-рабовлад. кругов.

НАБУ

НАБУ - в аккад. миф. бог писцового иск-ва и мудрости, покровитель писцов, бог - покровитель г. Борсиппы, пригорода Вавилона (гл. храм Н. - Эзида, один из шедевров др.-вост. зодчества). Сын Мардука и Зерпанитум (Царпаниту). В 15 в. до н.э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н., в к-ром он поднимается до уровня космич. божеств, прослеживается вплоть до селевкидск. времени. К рангу божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб. Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. Супруга Н. - богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с к-рой его роднят мн. черты) - писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на свящ. пьедестале, установл. на рыбокозле или дра-коне Мушхуше (символ Мардука).

НАВАРРА

НАВАРРА - ср.-век. королевство в обл. Пиренеев. В 8 в. возникло графство Н., упрочившее в сер. 9 в. свою независимость в процессе упорной борьбы с арабами и франкскими королями. В 905 граф Санчо Гарсиа провозгл. себя королем.

НАВАРХ

НАВАРХ - в Спарте со времен Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.) командующий флотом, имевший заместителя - эпистолевса. В Афинах 5 в. до н.э. - капитан одного из кораблей, принадлежавших госуд. («Саламиния», «Парал», «Аммоний»). Начальники афинских воен. кораблей (не только триер) именовались триерархами. Во флоте Александра Македонского - командир одного корабля.

НАВКРАРИЯ

НАВКРАРИЯ - Навкрарии - терр. подраздел. Аттики, возникшие в эпоху разложения родового строя в противовес родовому делению. Существ. 48 Н., по 12 в каждой из 4 родовых фил. Осн. функцией Н. было сооруж. воен. флота, нужного для развития торговли и мор. гегемонии Афин. Каждая Н. должна была выставить 1 корабль с экипажем и 2 всадников. Возгл. Н. ежегодно сменявш. навкрар, ведавший сбором средств, расходами на сооруж. и оснащение корабля, наблюдавший за его постройкой и командовавший им. Навкрары составляли Совет, подчинявш. архонту-поле-марху. Солон усилил финансовые функции Н., поручив навкрарам казну полиса и сбор податей. Клисфен увеличил число Н. до 50 (по 5 Н. в каждой из 10 фил), но их политич. функции передал демам. В 5 в. до н.э. (возможно, в 483 при Фемистокле) Н. исчезают, т.к. флот сооруж. на средства госуд. и богатых граждан (литургии).

НАВКРАТИС

НАВКРАТИС - др.-греч. колония в Египте (в зап. части дельты Нила). Осн. при фараоне Псамметихе I в сер. 7 в. до н.э. в основном милетянами. При фараоне Яхмосе II (569 - 525) Н. пользовался привилегиями и сохранял автономию. В эллинистич. эпоху Н., наряду с Александ-рией и Птолемаидой, обладал правами полиса с гор. самоуправлением, выборным советом и должностными лицами. Последнее упомин. о Н. относится к 3 в.

НАВМАХИЯ

НАВМАХИЯ - зрелище в Др. Риме, гл. обр. в эпоху империи, воспроизводящее мор. сражение. Устраивалось на озере, пруду или на арене Амфитеатра (а также и театра), затопл. с помощью особых приспособлений водой. Первая известная нам Н. относится к 46 до н.э. В сраж. принимало участие иногда по неск. тысяч человек с каждой стороны.

НАВПАКТ

НАВПАКТ - укреплен. порт. город важного значения в Локрах, на сев. стороне Коринфского зал., принадлежал к Этолийскому союзу (начиная со средневековья - Лепанто). Во время Пелопоннесской войны был объектом ожесточ. сражений. Со 2 в. н.э. - резиденция епископа.

НАВПЛИЙ

НАВПЛИЙ - в греч. миф.:

1. Сын Посейдона и Амимоны, эпоним г. Навплий в Арголидском заливе.

2. Царь Эвбеи, отец Паламеда. Узнав о казни сына, клеветнич. обвинен. Одиссеем в измене, Н. отправляется в лагерь ахейцев под Трою, чтобы снять с Паламеда ложное обвинение и получить удовлетворение за его гибель, но не добивается ни того, ни другого. Тогда он посещает поочередно жен ушедших в поход героев, побуждая их к измене мужьям. При возвращении флота из-под Трои Н. зажигает ложные огни маяка на Каферейском мысе (юж. оконечность о-ва Эвбея), в результате чего мн. корабли разбиваются о прибрежные скалы.

НАВПЛИЯ

НАВПЛИЯ - порт. город в Арголиде. Первые поселения на этом месте относятся к микенскому периоду. Н. входила в калаврийскую амфиктионию. В ср. века - сильно укрепл. венецианская крепость.

НАВСИКАЯ

НАВСИКАЯ - Навзикая - в греч. миф. дочь царя феаков Алкиноя и Ареты. Афина явл. Н. во сне под видом ее подруги и побуждает девушку отправиться со служанками на берег моря, чтобы заняться стиркой белья. Пока выстиран. белье сохнет на берегу, девушки затевают игру в мяч, к-рый напоследок, не без вмешательства Афины, попадает в воду. Девичий крик пробуждает Одиссея, выброшен. накануне бурей на о-в феаков и спавшего в прибрежных кустах. Подруги Н., увидев появивш. Одиссея, покрытого тиной и грязью, в страхе разбегаются, сама же она выслушивает его просьбу о помощи, велит дать ему чистые одежды, накормить и напоить, а затем объясняет, как достигнуть дворца Алкиноя и добиться от феаков помощи в возвращении домой.

НАВСИФОЙ

НАВСИФОЙ - Навситой - в греч. миф.:

1. Сын Посейдона и Перибеи, царь феаков на о-ве Схерия, отец Алкиноя.

2. Кормчий Тесея во время его плавания на Крит.

3. Один из сыновей Одиссея и нимфы Калипсо.

НАВУХОДОНОСОР I

НАВУХОДОНОСОР I - вавилонский царь (12 в. до н.э.). К периоду правл. Н. I относится нек-рое укрепление вавилонского рабовлад. госуд. При Н. I были совершены завоеват. походы в Сирию, велись войны против Элама. Войска Н. I были разбиты в сраж. с ассирийцами.

НАВУХОДОНОСОР II

НАВУХОДОНОСОР II - вавилонский царь 604 - 562/561 до н.э. При Н. II усилилось влияние крупных рабо-влад., верхушки воен. сословия, жречества и торг.-ростовщич. домов. Н. II вел активную внешнюю политику. Еще при жизни своего отца, царя Набопаласара, Н. II во главе вавилонской армии одержал победу над ассир. и егип. войсками при Кархемише (605 до н.э.). После упорной борьбы с Египтом и его союзниками Н. II овладел Сирией, Финикией и Палестиной. В 586 до н.э. взял Иерусалим, разрушил его и переселил в Вавилонию зажиточ. часть насел. города. В целях обороны Н. II окружил г. Вавилон мощными стенами и построил гидравлич. сооружения, с помощью к-рых во время опасности можно было затопить важнейшие р-ны страны. Н. II. воздвиг в Вавилоне ряд дворцов, храмов и «висячие сады» (т.н. «сады Семирамиды» - насаждения на искусств. террасах), причисл. антич. традицией к «семи чудесам света».

НАГАРИ

НАГАРИ - инд. слоговое письмо, восходящее к др.-инд. алфавиту брахми. Древнейшие надписи, сделанные письмом Н., относятся к 7 - 8 вв. Для письма Н. хар-рна верхняя орнаментал. черта над буквой.

НАГИ

НАГИ - в индуист. миф. полубожеств. существа со змеи-ным туловищем и одной или неск. человеч. головами. Н. считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожд. другой женой Кашья-пы - Винатой. Н. принадлежит подзем. мир - патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Н. считаются мудрецами и магами, способными оживлять мертвых и менять свой внешний вид.

НАГЛЬФАР

НАГЛЬФАР - в сканд. миф. корабль, сделан. из ногтей мертвецов; на нем мертвецы приплывают из царства мертвых хель, чтобы принять участие в эсхатологич. битве перед концом мира с богами и эйнхериями (дружиной Одина из павших в боях воинов). Н. управляет отец хтонич. чудовищ Локи (согл. «Прорицанию вельвы», «Старшая Эдда») или великан Хрюм (согл. «Младшей Эдде»).

НАГОТА

НАГОТА - не была общераспростран. чертой греч. быта. В гомеровскую эпоху атлеты выступали на соревнов. одетыми. Впервые на Олимпийских играх в обнаж. виде, согл. установлению, должен был выступить бегун на длинную дистанцию Акант (720 до н.э.). Это произошло после того, как бегун Орсипп на короткой дистанции потерял набедр. повязку (быть может, намеренно). В спорт. соревнованиях др. видов до 5 в. до н.э. повязка была обязательна. Затем в муж. состязаниях Н. утвердилась в кач-ве правила. Н. в иск-ве геометрич. стиля объясняется скорее чисто худож. причинами, а не связью с реальностью.

Эротич. изображ. подчиняются своим особым законам. В Спарте и мужчины и женщины выходили на соревнования обнаж. (девушки иногда надевали короткие трусики). Римляне считали Н. неприлич.

НАГРАДЫ

НАГРАДЫ - орденов как формы Н. у греков не существовало, т.к. это противореч. их пониманию демократич. равноправия. У римлян уже в период ранней Республики существовало награжд. орденами, к-рые носили либо на груди, либо на рукаве. К ним относились копье без железного наконечника, ожерелье, фалеры (металлич. бляхи на груди), венки, напр., из лавра (лавровый венок триумфатора), из травы (предназн. для увенчания полководца), сплет. из листьев дуба (для награжд. за спасение рим. гражданина); золотой (как награда первому, взобравш. на стену неприят. лагеря или города). Кроме того, у римлян сущест-вовали знаки воин. отличия, предназначавш. для награждения отличивш. на службе или проявивших особую храбрость в бою (напр., публич. выражение благодарности и признания заслуг, досроч. продвижение по службе, денежные премии и соотв. большая доля при распределении захвач. имущества). Появл. орденов в совр. представлении относится к ср. векам.

НАЕМНИКИ

НАЕМНИКИ - фараоны и перс. цари широко использовали греч. Н. В Элладе Н. были использованы впервые в 3-й Священной войне (Фокейская война 356 - 346 до н.э.), в к-рой на стороне фокейцев сражались крупные соед. Н. (20 тыс. пехотинцев и 500 всадников), тогда как тираны опирались почти полностью на сильное наемное войско. Н. были в осн. люди из др. полисов или племен. Греч. Н. рекрутировались в осн. из обедневших свободных кре-стьян и ремесленников; прежние ополченцы постепенно вытеснялись профессион. воинами. Большое распростр. наемные войска имели в эллинистич. госуд. (напр., в Египте), где они получали клеры, доходы, заменявшие жалованье. Много Н. было в карфагенском войске. Легионы, набран. Цезарем, обладали повыш. боеспособностью благодаря коннице, состоявшей из герман., исп. и нумид. Н. В отличие от наемных войск эллинистич. госуд. армии эпохи принципата и домината (27 до н.э. - 476 н.э.), состоявшие из профессион. воинов, явл. самостоят. политич. силой, опорой власти императоров.

НАИРИ

НАИРИ - назв. стран, располож. к С. от Ассирии в басс. Урмийского и в особенности Ванского оз. Происхожд. назв. неизвестно. Упоминается в ассир. надписях, начиная со времени царя Тукультининурты I (кон. 13 в. до н.э.) до Саргона II (722 - 705). Значит. части Н. соотв. терр. госуд. Урарту («Ванское царство»).

НАИСС

НАИСС - рим. муниципий в Мезии, место расположения рим. гарнизона, резинденция епископа. Известен благодаря одержан. неподалеку победе Клавдия II Готского над готами в 269, а также тем, что в нем родился Константин I. В 441 Н. был разрушен готами.

НАЙРЬО-САНГХА

НАЙРЬО-САНГХА - в иран. миф. («Младшая Авеста») божество, вестник и ходатай Ахурамазды по особым поручениям. Был тесно связан с огнем либо отожд. с ним. Наиболее употребит. эпитеты Н.-С.: «хорошо сложенный», «красноречивый», «убеждающий» (противников в споре), «искусный», «ловкий». Н.-С. не упоминается в офиц. текстах Ахеменидов, однако был известен в их державе, как явствует из деловых документов персепольск. архива.

НАКСОС

НАКСОС - 1. Самый крупный о-в Кикладского архипелага с ионийским населением; в сер. 7 в. до н.э. вступил в войну с Паросом (во время к-рой погиб поэт Архилох). Приблизит. с 540 до н.э. находился под властью тирана Лигдамида, возвысивш. благодаря поддержке Писистрата. Ок. 500 до н.э. изгнанная с Н. аристократия обратилась за помощью к тирану Милета Аристагору. Его поход против Н. закончился пораж. и послужил толчком к восстанию ионийских городов. В 490 перс. войска завоевали и опустошили Н. В 469 до н.э. Н. сделал попытку выйти из Афинск. мор. союза, что привело, однако, лишь к усилению зависимости от Афин. Важное значение имел вывоз мрамора.

2. Древнейшее греч. поселение на сев.-вост. побережье Сицилии; в 415 до н.э. Н. выступил на стороне Афин во время мор. экспедиции Афин на Сицилию; в 403 до н.э. разрушен Дионисием I.

НАКШАТРЫ

НАКШАТРЫ - в индуист. миф. 27 (или 28) дочерей Дакши, отожд. с 27 (28) созвездиями на эклиптике Луны.

НАЛА

НАЛА - Наль - легенд. др.-инд. царь страны нишадхов. Сказание о Н. и его супруге Дамаянти, царевне Видарбхи, вошло в кач-ве самостоят. эпизода в «Махабхарату».

НАЛОГИ

НАЛОГИ - налоговая система была развита уже в странах Др. Востока. Эллинистич. завоев. стимулировали ее внедрение также в Греции и Риме. Напротив, в классич. Греции прямых Н. не существовало. Так, напр., Афины 5 в. до н.э. покрывали свои гос. расходы за счет поступлений с рудников и взносов членов Афинск. мор. союза. Кроме того, часть гос. расходов могла быть переложена на плечи богатых граждан посредством литургий. Рим. граждане, жившие в Италии с 167 до н.э., были освобожд. от прямых налогов. В связи с этим вся тяжесть Н. ложилась на пров. (напр., сбор в пользу Рима десятой части урожая). Освобожд. рабов, работорговля и все формы наследования облагались Н.

НАМАЦИАН

НАМАЦИАН - Рутилий Клавдий Нумерий (1-я пол. 5 в.) - лат. писатель, потомок богатого аристократич. рода из Галлии, префект Рима. В поэме, носящей (предположит.) назв. «О возвращении домой», описал свое путешествие из Рима на родину (осенью 416). Это соч., дошедшее до нас не полностью, показывает Н. как убежд. язычника и почитателя Рима (хвала Риму в «Молитве богине Роме»).

НАМЕСТНИК

НАМЕСТНИК - представитель власти в рим. пров. В его руках находилось право вершить суд и осуществлять верхов. команд. над войсками данной пров. (легионы и вспомогат. части). Во время Республики Н. назначались по жребию из консулов (такие Н. именов. проконсулами) и преторов после окончания срока их магистратур в Риме. Во времена Империи Н. назначал император.

НАММУ

НАММУ - в шумер. миф. богиня-прародительница, «мать, создавшая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам» (постоян. эпитет). Возможно, олицетвор. подземных мировых вод (ее имя пишется знаком, близким знаку слова «Энгурра», синонима Абзу, подзем. мирового океана). Особо важную роль играла в круге богов г. Эреду(г). Н. - мать бога Энки (по шумерской традиции). В мифе об Энки и Нинмах помогает богине Нинмах в создании людей из глины Абзу. В аккад. текстах почти не встреч.

НАМНЕТЫ

НАМНЕТЫ - кельт. племя, жившее на С.-З. Галлии, в басс. р. Лигер (Луара).

НАМТАР

НАМТАР - в шумеро-аккад. миф. персониф. судьбы. Посол и визирь-советник богини подзем. царства Эрешкигаль. Сын Энлиля и Эрешкигаль (согл. тексту «Злые демоны утукку»). Супруга Н. - Хушбиша, а также и Намтарту (аккад. параллельное образование жен. рода к имени Н.). Н. - существо злобное, враждебное людям, несущее им смерть.

НАНАЙЯ

НАНАЙЯ - в аккад. миф. богиня, носящая черты богини плотской любви и богини войны; близка Инанне и Иштар (может быть, второе имя Иштар). Засвидет. со времени III династии Ура. В одном старовавилонском гимне говорится, что «отец ее Ану возвысил ее главу между др. богинями». В 1-м тыс. до н.э. идентиф. с Ташмету, супругой покровителя г. Борсиппы (упоминание Страбоном Борсиппы как г. Артемиды и Аполлона следует, видимо, понимать как города Н.-Ташмету и Набу). В эллинистич. время культ Н. распростр. за пределами Месопотамии - в Сирии и Иране (в Иране сохран. до сасанидских времен).

НАНДИН

НАНДИН - в индуист. миф. слуга, привратник и друг Шивы, сопровожд. музыкой космич. танец (тандаву) бога. Н. обычно изображ. в виде белого быка (или существом с бычьей головой) и считается ездовым животным Шивы. Статуи Н. - непремен. принадлежность ши-ваитских храмов.

НАНДЫ

НАНДЫ - династия царей др.-инд. госуд. Магадха (ок. 364 - 322 до н.э.). По ист. традиции, Н. были «низкого» происхожд. - из шудр. Основателем династии Н. был Махападма (или Уграсена), свергший царя Магадхи из династии Шайшунага или завоев. эту страну. Источ. (Пураны) описывают Махападму как «истребителя кшатриев», сокрушивш. мн. древ. независимые и полузависимые госуд., в к-рых правили кшатрии. В госуд. Н. вошла большая часть Сев. Индии (за исключ. С.-З.) и обширные обл. в Декане (Калинга и др.). Последний из Н. - Дхана Нанда - был свергнут Чандрагуптой Маурья. Сведения о Н. очень смутны. Нек-рые ученые называют др. даты правл. Н.: 364 - 324, 364 - 314, 421 - 321 до н.э.

НАННА

НАННА - Наннар, Зуэн, Син, Суин - в шумеро-аккад. миф. лунное божество, «тот, чей подъем - сияние» (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Гл. место культа лунного бога - святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством-покровителем явл. Н., второй важный культовый центр - в Харране, на С. Двуречья (здесь он почитался вместе с богом огня и света Нуску, считавш. в новоассир. период сыном Сина). Н. - первенец Энлиля и Нинлиль, рожд. ею в подземном мире, получает возможность вознестись на небеса после того, как Энлиль зачинает трех богов подзем. мира, к-рые и остаются под землей заменой Н., Нинлиль и самого Энлиля. Супруга Н. - Нингаль; дети - солнеч. бог Уту (аккад. Шамаш) и планета Венера (Инанна, Иштар), иногда также Нумушда (бог - покровитель г. Казаллу на Ср. Евфрате). Вместе с сыном своим солнеч. богом Уту (Шамашем) Н. - владыка оракулов и предрешений. Видимо, от сына на Н. дополнит. переходит титул «судьи богов». Знак Н. - полумесяц (на цилиндр. печатях и погранич. камнях кудурру).

НАНШЕ

НАНШЕ - в шумер. миф. богиня г. Лагаш (гл. место культа - р-н Нина-Сирара в округе Лагаш); богиня предсказаний, толковательница снов. В шумеро-аккад. заклинаниях серии «Злые демоны утукку» имя Н. названо рядом с Намму, матерью Энки, как защитницы от злых демонов. Н. - дочь Энки. Возможно, как дочь Энки Н. как-то связана с рыбой (написание ее им. включает в себя знак рыбы).

НАНЭ

НАНЭ - Нанэа - в армян. миф. богиня, дочь верхов. бо-жества Арамазда. Имя Н. восходит к имени аккад. богини Нанайи. Предполагают, что в Армении почитание Н. было перенято от сирийцев. Культ Н. переплетался, по-видимому, с культом богини-матери Анахит. Н. чтилась также как Великая мать (в нар. армян. речи имя Н. приобрело нарицат. знач. - бабушка, мать). Скорее всего, Н. были присущи функции богини войны: в эллинистич. эпоху она отожд. с греч. Афиной.

НАОС

НАОС - внутр. часть храма (напр., типа периптер), где стояло культовое изображ. почитаемого божества; то же, что целла.

НАПАТА

НАПАТА - Напатское царство - принятое в науке назв. госуд., возникш. ок. 8 в. до н.э. на терр. Нубии с гл. городом Напатой. Во главе госуд. стояла местная (кушитская) династия, основатель ее - Кашта. Его преемник - Пианхи овладел Египтом, положив т.о. начало ХХV егип. (эфиопской) династии, объед. на неск. десятилетий под своей властью обе страны. Н. - раннерабовлад. госуд. с существ. пережитками родоплем. отношений (напр., избираемость оракулом царя с последующим формальным утверждением его войском).

Значительным было влияние егип. культуры и гос. строя. После перенесения в 6 в. до н.э. столицы в Мероэ Напата сохранила значение религ. центра (в 24 до н.э. разрушена римлянами).

НАРА

НАРА - в др.-инд. миф. божеств. мудрец (риши), всегда выступающий в паре с риши Нараяной.

НАРАДА

НАРАДА - в др.-инд. миф. полубожеств. мудрец, к-рому приписывается неск. гимнов « Ригведы». Он - сын Брахмы, либо Вишвамитры, либо Кашьяпы и одной из дочерей Дакши. Обычно Н. причисляют к семи великим риши и он исполняет функции посредника между богами и людьми.

НАРАКА

НАРАКА - в др.-инд. миф. ад или совокупность адов. Н. разделен на 7, или на 21, или на 28, или на 50 кругов, располож. друг за другом под подземным миром паталой. На верхней границе Н. находится столица царства Ямы - Ямапура, где определяется участь умершего. В соотв. с семичлен. делением Н. первый круг (пут) отведен для бездетных; второй (авичи) - для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвертом (тамисре) наказывают за сравнит. незначит. проступки, и только последние три круга, погружен. в вечную тьму, предназнач. для злостных преступников. В пятом круге (риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести. Через шестой круг (кудмалу) течет подзем. река Вайтарани, полная крови и нечистот, в к-рых грешники задыхаются. А еще ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно Н. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскален. щипцами, сбрасывают на остроконеч. деревья, варят в масле и т.п.

НАРАМСИН

НАРАМСИН - царь (2238 - 2202 до н.э.) Аккада. Разгромил коалицию правителей Шумера, совершил походы до истоков Тигра (Диярбакыр) на С. и до Магана (совр. Оман) на Ю. При жизни был обожествлен. Погиб в бою во время нашествия гутиев.

НАРАЯНА

НАРАЯНА - в др.-инд. миф.:

1. Имя высшего божества. У джайнов Н. - имя одного из миф. тиртханкаров, пред-шественников основоположника джайнизма Махавиры Джины.

2. Имя божеств. мудреца (риши), всегда высту-пающ. в паре с др. риши - Нарой.

НАРБОН

НАРБОН - гл. город рим. пров. Галлия Нарбонская. Основан на месте др. поселения в 118 до н.э. как рим. колония. Имел важное значение как перегрузоч. порт.

НАРБОНСКАЯ ГАЛЛИЯ

НАРБОНСКАЯ ГАЛЛИЯ - рим. провинция в Трансальпинской Галлии. Терр. ее была завоев. римлянами ок. 120 до н.э. Провинц. устройство получила при Августе. В 4 в. была разделена на 2 провинции: Н. Г. 1-я (гл. г. - Нарбо Марциус) и Н. Г. 2-я (гл. г. - Акве-Секстите).

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕН

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕН - у греков Н. и. происходило на десятый день после рожд. Греки имели только личные имена, к к-рым, однако, для лучшего различия прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов. Семантика имен была связана с древ. аристократич. идеалами славы, войны, силы. Были распростр. также имена-посвящения, производные от имен и произвищ богов (Геродот, Аполлодор). Как правило, считалось желательным передавать имя или его составную часть по наследству.

Часто внук носил имя деда (так, отца и сына Перикла звали Ксантипп). В эпоху эллинизма сын часто получал имя отца, отдельные случаи такого рода встречаются и раньше (Демосфен, сын Демосфена). Для более точной индентиф. к имени могло присоед. сведение о происхожд. лица, т.е. о городе, гражданином к-рого оно явл. (этника). В Афинах во время правл. Клисфена добавлялось также указание на дем. происхожд. (демотика). Рабы имели одно имя, внутр. форма к-рого указывала на несвободное положение и на происхожд.

Римляне, через этрусское влияние, восприняли индоевроп. систему имен, восстанавливаемую по сохранивш. древнейшим надписям. Каждый римлянин имел в раннюю эпоху два, а позднее часто три имени: личное имя, родовое имя и наследств. прозвище. Это последнее могло отражать к.-л. признак внешности, хар-ра, указывать на происхожд. предка и передавалось по наследству внутри фамилии. Иногда прозвища могло не быть. Запас личных имен был крайне скуден (три из них представляли собой просто имена числительные). Всего имелось 19 имен всегда писавш. в сокращении: (Авл) - А., (Аппий) - Апп., (Гай) - Г., (Гней) - Гн., (Децим) - Д., (Флавий) - Ф., (Кезон) - K., (Марк) - М., (Маний) - М., (Мамерк) - Maм., (Нумерий) - Н., (Публий) - П., (Квинт) - Кв., (Секст) - Сек., (Сервий) - Сер., (Спурий) - Сп., (Тит) - Т., (Тиберий) - Тиб. К трем рим. именам иногда добавлялось еще одно личное имя. Имена могли передаваться посредством усыновления. Женщины носили родовое имя, иногда с уточнением: старшая, младшая, третья и т.д. Иногда у женщин встречались личные имена. В эпоху Империи женщины носили также родовое имя и фамильное прозвище отца. Вольноотпущенники принимали личное и родовое имя своего бывшего владельца, в кач-ве прозвища бралось прежнее, рабское имя. В императорском Риме, в особенности в знатных фамилиях, принято было иметь очень длинную цепочку имен, к-рая, за неудобопроизносимостью, заменялась к.-л. прозванием. Рим. структура имени: «личное имя - родовое (фамильное) имя» - принята в новое время у большинства народов. В наше время древ. римлян называют либо по прозвищу (Цезарь), либо - реже - по родовому имени (Вергилий).

НАРОДНЫЕ КНИГИ

НАРОДНЫЕ КНИГИ - анонимные развлекат. соч., созданные на основе гл. обр. неизвест. источ. Н. к. появились, по всей видимости, в весьма раннее время. Примерами Н. к. могут служить Н. к. об Эзопе, Н. к. о Гомере. Эти произв. в осн. известны по отдельным поздним переработкам.

НАРОДНЫЙ ТРИБУН

НАРОДНЫЙ ТРИБУН - магистратура в Рим. республике, задача к-рой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейш. правами Н. т. были право вето на любое решение магистратов или сената и право созыва нар. собрания.

НАРОДЫ МОРЯ

НАРОДЫ МОРЯ - группа плем. объед., вторгш. ок. 1200 до н.э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на суше в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные изображ. в Мединет-Абу). Наиболее известны из Н. м. филистимляне, давшие назв. Палестине, затем - шерданы, шакалеша, турша, дануна, акайваша, луки и чаккаль.

НАРСЕС

НАРСЕС (ок. 478 - 568) - визант. полководец и политич. деятель. Армянин по нац. Хилый и некрасивый евнух, Н. обладал проницат. умом политика, хитростью дипломата и талантом полководца. Выдвинулся после восстания «Ника», в подавлении к-рого сыграл видную роль. Командовал визант. армией в последний период войны Византии против Остготского королевства. Летом 552 в Апеннинах, у местечка Тагина (ныне Гуальдо-Тадино) Н. разбил армию остготского короля Тотилы; завоевал Ср. Италию, взял Рим, а в кон. 552 нанес окончат. пораж. остготской армии на р. Сарнус. В 554 Н. отразил нападение полчищ франков и алеманнов на Италию. В 555 Н. был назначен полновластным правителем завоев. Италии, где проводил политику реставрации рабовладения и рим. налоговой системы. Придворные интриги, растущее недовольство населения Италии привели к его отставке в 567.

НАРЦИСС

НАРЦИСС - Наркисс - в греч. миф. прекрасный юноша, сын беотийск. речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. По наиболее распростр. версии мифа, родители Н. вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка и получили ответ, что Н. проживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Н. вырос юношей необыч. красоты, и его любви добивались мн. женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Н. отверг ее страсть. От горя Эхо высохла так, что от нее остался только голос.

Отвергнутые Н. женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Н. заглянул в незамутн. источ. и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, назв. нарциссом.

НАСАТЬЯ

НАСАТЬЯ - эпитет, относящ. в др.-инд. миф. к обоим близнецам Ашвинам (Насатья и Дасра) или к первому из них.

НАСУ

НАСУ - в иран. миф. демон смерти. Представлялся в облике отвратит. трупной мухи, «прилетающей с С.» вскоре после смерти человека, исповедующ. зороастризм, чтобы завладеть его душой и осквернить тело. Родственники умершего должны противодействовать Н., распевая свящ. тексты и произнося вслух им. Амеша Спента. Наиболее действ. средством против Н. считался взгляд «желтой четырехглазой (с пятнами над глазами) собаки», свящ. животного у последователей маздаясны.

НАХАРАРЫ

НАХАРАРЫ - крупные владетели (князья) больших обл. Армении 1-го тыс. н.э., обладавшие собств. войском и вассалами. Н. были мало зависимы от царской власти. Роды Н. делились на старшие, ведшие свою родословную от легенд. Хайка (прародителя армян), и младшие, возведен. в этот сан царями. Большинство первых погибло в войнах и усобицах к 8 - 9 вв., в период кризиса нахарарского строя. Позднее Н., в отличие от ишханов-князей, называли ср. или даже мелких феодалов.

НАХИ

НАХИ - Нухай - в др.-араб. миф. верхов. божество в пантеоне самудских арабов (наряду с Рудой), бог мудрости. Возможно, был также божеством луны. Выступает как бог - предок и покровитель народа, владыка страны, защитник верблюдов и колодцев. В оазисе Думат находилась статуя Н. (ассир. царь Сеннахериб, захвативший оазис, вывез ее, так же как и статую Руды, в Ниневию, но впослед. они были возвращены в Думат).

НАХУША

НАХУША - миф. др.-инд. царь, сын Аюса, внук Пурураваса и отец Яяти.

НАЦИЛИАНИ

НАЦИЛИАНИ - в груз. миф. человек или животное, одаренные свящ. знаками (долями) божеств неба или солнца. Н. должны скрывать свои «доли», к-рые, как считалось, располагаются у них под лопатками в виде светящ. знака или свечи.

НАЧАЛА

НАЧАЛА - в христ. представл. один из девяти чинов ангельских. Упомин. в Новом завете. По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.) - седьмой чин, составляющий вместе с архангелами и ангелами третью триаду.

НАЯДЫ

НАЯДЫ - в греч. миф. нимфы источ., ручьев и родников. Видимо, они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч; «все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает назв. потока лишь тот, кто вблизи обитает». Н. - древ. божества, в одном ряду с хтонич. божествами, они упоминаются вместе с сатирами, куретами, корибантами, тельхинами и др. Они хранительницы вод и обладают благодет. функциями. Есть Н.-целительницы и врачующие, купание в их воде дает исцеление от болезней. Одна из Н. - Мента (или Минта, Мята) носила имя Кокитиды и была связана с водой царства мертвых и явл. возлюбл. Аида. Воды источ., где обитали Н., имели очистит. и прорицат. функции и даже обладали способностью даровать бессмертие.

НЕАПОЛЬ

НЕАПОЛЬ - 1. первонач. - греч. колония Партенопея; в 326 до н.э. попал под власть Рима. В античности Н. отставал в развитии от соседних гг. Кумы и Дикеархия (последняя получила у римлян назв. Путеолы после их победы над Ганнибалом). После разруш. близлежащей местности в результате извержения Везувия в 79 н.э. значение Н. возросло. Стр-во крупных иуд. и христ. катакомб относится ко 2 в. Нац. музей Н. обладает крупнейшим собранием древностей, позволяющим благодаря находкам в Помпеях и Геркулануме воссоздать черты др.-рим. быта.

2. скифский - гл. город (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) госуд. поздних скифов. Городище находится на юго-вост. окраине г. Симферополя (Крым). Н. упомянут в херсонесском декрете (кон. 2 в. до н.э.) в честь Диофанта и у Страбона. Н. - крупный торг. и ремесл. центр, был связан с окрестными скиф. городами и поселениями, а также с антич. городами Сев. Причерноморья. Расцвет относится ко 2 в. до н.э. - времени правл. царей Скилура и его сына Палака. В 3 - 4 вв. пришел в упадок и прекратил существование после нашествия готов, а возможно и гуннов. Осн. население составляли скифы, жили в Н. также греки, сарматы, тавры.

НЕАРХ

НЕАРХ (ум. ок. 312 до н.э.) - флотоводец Александра Македонского, с 334 - правитель Ликии и Памфилии. В 325 во главе греч. флота впервые совершил плавание из Индии в Месопотамию. Его описание путешествия содержало сведения о природе и населении Индии, побережья Перс. залива и было широко использовано Аррианом и Страбоном.

НЕБТУИ

НЕБТУИ - в егип. миф. богиня г. Латополь, олицетвор. плодородие. Жена Хнума. Отожд. с Исидой, Хатор, Менхит. Впослед. почитание Н. было оттеснено культом Нейт.

НЕВИЙ

НЕВИЙ (ум. ок. 201 до н.э., Утика, Сев. Африка) - рим. поэт, выходец из Кампании. Автор трагедий (в осн. на сюжеты троянского цикла) и комедий. Содержащ. в комедиях Н. смелые выпады против аристократии (в частн., против Метеллов) привели его к тюремному заключению (206) и последующему изгнанию из Рима. Н. принадлежат первые претексты - трагедии на рим. сюжеты, среди к-рых «Ромул» и «Класцидий» (о победе Марцелла над галльским вождем Вирдумаром в 222). Участник 1-й Пунической вой-ны, Н. в старости прославил ее в написан. сатурновым стихом эпич. поэме «Пуническая война». Эта поэма, включающая 7 книг, восходит к предыстории Рима, проецируя вражду Рима и Карфагена в миф. прошлое (судьба Энея). Выбором сюжетов из рим. истории и мифологии Н. первым из рим. писателей отразил в своих произв. самосознание и нац. гордость своего народа; в этом отношении он оказал значит. влияние на Вергилия.

НЕВМЫ

НЕВМЫ - муз. письмо раннего средневековья, сменившее др.-греч. буквен. нотацию и явл. прототипом совр. нотного письма. Н. состояли из различ. значков (черточек, точек, запятых и т.п.) и их комбинаций, служивших для записи мелодии. Невменное письмо применялось только для записи вокальной музыки и не определяло точной высоты звука; оно лишь напоминало певцу известную уже ему мелодию, указывая на восходящее или нисходящее ее движение.

НЕВРЫ

НЕВРЫ - древ. племена, населявшие в 5 в. до н.э. терр. к 3. от Ср. Днепра по верх. теч. Днестра и Юж. Буга.

НЕДЕЛЯ

НЕДЕЛЯ - семидневная Н. ведет свое происхожд. из Вавилона. В греч. госуд. месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день к-рой считался рыночным днем. Для всех этих систем хар-рно отсутствие фиксиров. дня отдыха; работа прекращалась только во время нек-рых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при к-рой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иуд. традиции. Хрис-тиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 раб. дней. В 321 н.э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, к-рое через посредство греч. православ. церкви было усвоено славянами. Римляне в императ. эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Назв. дней Н. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологич., связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распростр. Несмотря на упорную борьбу христ. церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соотв. германскими.

Воскресенье - первый день недели, еще в дохрист. эпоху назв. по им. Солнца, - в императорское время отожд. с перс. солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень», т.е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат., нем., франц.) - день Луны. Вторник (лат., франц.) - день Марса. Среда (лат., франц., герм., анг.) - день Меркурия; этот день приходится на сер. Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат., франц., нем.) - день Юпитера. Пятница - день Венеры. Суббота (лат., англ.) - день Сатурна. У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».

НЕДЖЕС

НЕДЖЕС - др.-егип. термин. Первонач. значение - «малый», «слабый». С конца Др. царства и в особенности в период Ср. царства термин «Н.» стал обозначать человека незнатн. происхожд., простолюдина, свободного земледельца-общинника. Зажиточные Н. пополняли ряды чиновничества, воинов и образовывали среднюю, служилую прослойку господств. класса, соперничавшую с рабовлад. знатью.

НЕЕМИИ КНИГА

НЕЕМИИ КНИГА - Нехемии книга - одна из библ. книг, относящ. к сер. 5 в. до н.э. и представляющая собой мемуа-ры иуд. политич. деятели Неемии, назначен. по распоряжению перс. царя Артаксеркса I (465 - 425 до н.э.) намест-ником Иудеи.

НЕЙТ

НЕЙТ - в егип. миф. богиня города Саис. Культ Н. возник в зап. части дельты Нила и в Ливии, а впослед. распростр. по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI (Саисской) династии (7 - 6 вв. до н.э.). Н. изображали в виде женщины в короне Ниж. Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш - щит с двумя перекрещ. стрелами. На о-ве Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Н. считалась женой Хнума. Иногда отожд. с Хатор. В Н. соед. одновр. муж. и жен. начало, она имела функции демиурга. Н. явл. создательницей семи богов и людей. Ее называли «Великая Нейт - мать богов Амаунтет, к-рая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце», «отец отцов и мать матерей». Один из эпитетов Н. - «открывательница путей» (на З.). В древнейший период Н. - богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она - мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связана с заупокойным культом (Н. - глава «дома бальзамирования»), вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображ. на саркофагах. Считалось также, что Н. обладает магич. силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображ. на подголовнике ложа. Геродот отожд. Н. с Афиной.

НЕКРОМАНТИЯ

НЕКРОМАНТИЯ - в древ. мире вызывание «духов умерших», якобы предсказывающих будущее. У древ. греков Н. совершалась в ущельях или пещерах, считавш. входом в подземное царство. В ср. века Н. перешла в магию.

НЕКРОПОЛЬ

НЕКРОПОЛЬ - могильник, кладбище. Назв., обычно распростр. на комплексы погребений древ. мира.

НЕКТАНЕБ II

НЕКТАНЕБ II - егип. фараон (360 - 341 до н.э.) из XXX династии. Пришел к власти в результате восстания, поднятого жреч. аристократией против его предшественника фараона Таха. Н. II вернул жрецам их доходы, отнятые Тахом. Вел борьбу с персами. В 341, после захвата Артаксерксом III погранич. крепостей, Н. II бежал из Мемфиса.

Предыдущая страница Следующая страница