Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭА"-"ЭЙР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭА"-"ЭЙР")

ЭА

ЭА - в вавилоно-ассир. религии и миф. один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Более известен как Энки.

ЭАГР

ЭАГР - в греч. миф. бог одноим. реки во Фракии, супруг музы Каллиопы и отец Орфея и Лина.

ЭАК

ЭАК - в греч. миф. сын Зевса и речной нимфы Эгины. От дочери Скирона Э. имел сыновей Пелея и Теламона, от нереиды Псамафы - сына Фока. Среди греков Э. слыл самым справедливым и благочестивым, поэтому во время долгой засухи, поразившей Элладу, посланцы со всех концов страны прибыли к Э. чтобы он попросил у Зевса дождя. Зевс внял мольбам сына. В святилище Э. на Эгине еще во 2 в. до н.э. находилась картина, изображ. посольство греков к Э. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Э. строил стены Трои для царя Лаомедонта. Согл. версии, восходящей к Платону, после смерти был за свою справедливость сделан одним из трех (вместе с Миносом и Радаманфом) судьей в подзем. царстве (гомеровский эпос знает в загроб. мире только одного судью - Радаманфа).

ЭАНАТУМ

ЭАНАТУМ - Эаннатум - правитель ок. 2450 - 2425 до н.э. древ. госуд. Лагаш. От его времени дошли хоз. и юридич. док-ты, строит. надписи. В войнах с правителями соседних гор.-госуд. Шумера и Элама расширил свое госуд. от г. Ура до г. Киша. Победа над Ушем, правителем г. Уммы, в войне за погранич. с Лагашем р-н Гуэден изображ. на т.н. «Стеле коршунов» (хранится в Лувре, Париж).

ЭБИСУ

ЭБИСУ - древнейшие обитатели Японских о-вов, переселились сюда в 5 - 3-м тыс. до н.э. из Юго-Вост. Азии через Филиппины и Рюкю. Э., явл. сев. ветвью монголоидов. Несмотря на сопротивл., их частично ассимилировали, частично уничтожали более сильные япон. племена. В новое время Э. известны под назв. айны.

ЭБЛА

ЭБЛА - Ибла - в древности гор.-госуд. в Cев. Сирии (в р-не совр. Тель-Мардих, в 70 км южнее Халеба). Расцвет Э. - 2-я пол. 3-го тыс. до н.э. Э. завоевыв. Саргоном Древним (Аккадским) и Нарамсином. Она играла значит. роль во время III династии Ура (21 в.). Возможно, была разрушена аморитами на рубеже 3 - 2-го тыс. В нач. 2-го тыс. Э. - незначит. госуд., подчинен. Ямхаду (Халаб), а в сер. 2-го тыс. до н.э. небольшое селение.

ЭБОРАК

ЭБОРАК - совр. г. Йорк, поселение британских кельтов, со времен Веспасиана - лагерь рим. легионеров и резиденция наместника. В 3 в. Э. стал колонией и столицей Ниж. Британии, в 4 в. - резиденцией епископа. Здесь умерли имп. Септимий Север и Констанций I Хлор (соотв. в 211 и 306). В 5 в. Э. был покинут римлянами и заселен англо-саксами.

ЭБУРОНЫ

ЭБУРОНЫ - кельтское племя из группы белгов.

ЭВАДНА

ЭВАДНА - в греч. миф. супруга Капанея. Э. не захотела пережить смерть мужа и бросилась в его погребал. костер. Этот мотив, впервые обработ. Еврипидом, затем многократно использовался антич. авторами как образец супруж. верности. Сыном Капанея и Э. был Сфенел, к-рый участвовал в Троянской войне.

ЭВАНДР

ЭВАНДР - в рим. миф. внук или сын аркадского царя Палланта (вариант: Гермеса) и Никостраты (вариант: Карменты). Убив отца по наущению матери, бежал со своими спутниками в Италию и, изгнав аборигенов или получив от их царя Фавна землю, по совету Карменты построил укрепл. город на холме, назв. им Палатином то ли в честь отца, то ли в честь дочери Паланты, соблазн. Геркулесом и там погребенной. Ввел культы аркадского Пана под им. Фавна, Карменты, Цереры, Конного Нептуна, Виктории, Геркулеса Непобедимого. Принимал у себя Геркулеса и Энея, к-рому предсказал великую судьбу Рима. Став союзником Энея в войне с вождем местного племени рутулов Турном, Э. дал ему отряд под командой своего сына Палланта, павшего в бою. Э. был посвящен алтарь у Авентина, где ему ежегодно приносились жертвы.

ЭВБЕЯ

ЭВБЕЯ - большой, вытянутый в длину, гористый о-в у вост. побережья Цент. Греции, отдел. от нее узким прол. Эврип (у Халкиды шир. прол. 15 м). О-в был заселен гл. обр. ионийцами. Важнейшие города Э. Халкида и Эретрия в 7 в. до н.э. были крупными торг. центрами, основавш. колонии на Сицилии, в Италии и Халкидике. Ок. 700 - 650 до н.э. между обоими городами происходила ожесточ. война за терр. (1-я общегреч. каолиц. война).

В 506 до н.э. Халкида была завоев. афинянами, а Эретрия в 490 до н.э. была разрушена персами. В 1-м Афинском мор. союзе участвовало приблизит. 12 эвбейских городов, попытки выхода из него были подавлены в 446 до н.э. Периклом. С 411 до н.э. Халкида и Эретрия вновь стали самостоят. В эллинистич. время Халкида превратилась в сильную крепость.

ЭВБУЛ

ЭВБУЛ - Евбул (ок. 405 - 330 до н.э.) - афинский гос. деятель. Современник и политич. противник Демосфена, стоявший за союз с Македонией. Будучи избранным на должность гос. казначея, в 354 провел закон об увеличе-нии теорикона, т.е. зрелищных денег, и сократил расходы на воен. нужды (закон действовал до 339). В 346 Э. выступил за заключ. крайне невыгодного дня Афин Филократова мира с макед. царем Филиппом II.

ЭВБУЛЕЙ

ЭВБУЛЕЙ - Евбулей - в греч. миф.:

1. Брат Триптолема и сын жреца Деметры Трохила, бежавшего из Аргоса в Аттику. По другой версии, Э. и Триптолем - сыновья Дисавла, получившие от Деметры семена для посева в благодарность за их сообщение об участи Персефоны. Как и Триптолем, Э. связан с элевсинскими мистериями.

2. Пастух, часть стада к-рого была поглощена землей, когда Аид похитил Персефону. В память этого события в Беотии около Потний у рощи Деметры и Персефоны Э. приносят поросят, помещая их под землю и полагая, что через год они появл. на свет в Додоне; вероятно, речь идет об отожд. Э.-пастуха и Аида, носящего эпитет Э.

ЭВГЕМЕР

ЭВГЕМЕР (2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н.э.) - др.-греч. писатель и философ. Родом, по-видимому, из сицилийского г. Мессены. Автор философского романа «Священная запись», известного по краткому пересказу Диодора Сицилийского. Как философ Э. примыкает к школе киренаиков.

ЭВГИППИЙ

ЭВГИППИЙ (ум. после 532) - аббат монастыря Северина близ Неаполя, мн. лет был спутником христ. аскета Северина в пров. Норик (Австрия). Написал биографию Северина, к-рая, благодаря простой и убедит. форме изложения, явл. своеобразным источ. по истории этой пров. в эпоху Великого переселения народов, рассказывает об упадке рим. культуры в погранич. обл.

ЭВДОКС КНИДСКИЙ

ЭВДОКС КНИДСКИЙ (ок. 408 - ок. 355 до н.э.) - др.-греч. математик и астроном.

ЭВЕРГЕТ

ЭВЕРГЕТ - почетное звание (греч. - благодетель), заимствов. в греч. госуд., распростр. в эпоху эллинизма. Его носили цари Птолемей III и Птолемей VIII.

ЭВКЛИД

ЭВКЛИД - 1. Евклид - др.-греч. математик, автор первого из дошедших до нас теоретич. трактатов по математике. Биографич. сведения об Э. крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его науч. деятельность протекала в Александрии в нач. 3 в. до н.э. Э. был первым математиком александрийской школы. Гл. работа Э. - «Начала» (в латинизир. форме - «Элементы»); в ней он подвел итог предшеств. развитию греч. математики и создал фундамент для дальнейшего ее развития.

2. Евклид из Мегары (5 - 4 вв. до н.э.) - др.-греч. философ, ученик Сократа, основатель т.н. мегарской школы. Помимо учения Сократа, Э. усвоил учение Парменида Элейского и в своей философии пытался сочетать и то и др. По учению Э., благо, о к-ром учил Сократ, есть единое, неизменное сущее, о к-ром учил Парменид. Благо едино, но имеет мн. назв.: одни называют его благоразумием, другие - богом, третьи - разумом. То, что противоположно единому неизмен. благу, не существует. По сообщению Диогена Лаэртского, Э. написал 6 диалогов, к-рые до нас не дошли. Представителей школы Эвклида часто в древности называли эристиками («спорщиками») и диалектиками.

ЭВМЕЙ

ЭВМЕЙ - в «Одиссее» Гомера верный свинопас Одиссея. Финикийцами был похищен у его царствен. отца и продан Лаэрту, отцу Одиссея. Э. помогал возвративш. домой Одиссею в его борьбе против женихов Пенелопы.

ЭВМЕН

ЭВМЕН (362 - 316 до н.э.) - личный секретарь и дипломат Александра Македонского, после его смерти выступал за сохранение целостности его царства. В 321 до н.э. получил должность стратега в М. Азии и установил в войсках культ Александра.

ЭВМЕН II

ЭВМЕН II - правитель Пергамского царства в 197 - 159 до н.э. Оказал существ. помощь римлянам в войне с сирийским Антиохом III, особенно в битве при Магнесии, и получил в награду Лидию, Фригию, часть Карии, Херсонес Фракийский (совр. Галлипольский п-ов) и часть Памфилии. В последние годы правл. в отношениях Э. II с римлянами наступило охлаждение, т.к. римляне боялись его усиления и подозревали в тайных сношениях с их врагом - царем Македонии Персеем. При Э. II в г. Пергаме была создана б-ка, конкурировавшая с б-кой в г. Александ-рии.

ЭВМЕНИДЫ

ЭВМЕНИДЫ - в др.-греч. миф. афинское культовое наимен. эриний - богинь, мстящих за преступление, совершенное против законов матриархата. Согл. мифу, эринии («гневные») преследуют Ореста, убившего свою мать Клитемнестру, но затем, примирясь с нормами отцовского права, становятся Э. («благожелательными») и в особенности берут под свою защиту Аттику.

ЭВМОЛП

ЭВМОЛП - Евмолп - в греч. миф. фракийский царь, сын Посейдона и Хионы, пришедший на помощь Элевсину в войне с Афинами. Э. остался в Элевсине и считался основателем элевсинских мистерий (в ист. время в Элевсине существовал жреч. род Эвмолпидов). По версии Гигина, Э. был убит афинянами в этой войне, после чего Посейдон потребовал от Зевса убить молнией их царя Эрехфея. От Э. получил очищение Геракл после убийства им кентавров. Э. считался извест. певцом, отцом или сыном певца Мусея.

ЭВН

ЭВН - вождь первого Сицилийского восстания рабов в 138 - 132 до н.э.

ЭВНОМИЯ

ЭВНОМИЯ - богиня законного порядка, одна из трех гор.

ЭВОКАЦИЯ

ЭВОКАЦИЯ - религ. обряд, посредством к-рого римляне при осаде города призывали богов - покровителей осажд. и посвящали им в Риме культовые сооруж. Римляне верили, что этим они лишали врагов защиты богов, обеспечивая ее себе.

ЭВПАТРИДЫ

ЭВПАТРИДЫ - евпатриды - родовая землевлад. знать в Афинах, одна из трех (наряду с геоморами - мелкими землевладельцами и демиургами - ремесленниками) групп свободного населения, образовавш., по преданию, при Тесее (ок. 13 в. до н.э.). В 8 - 6 вв. до н.э. Э. в ходе соц.-имуществ. расслоения завладели лучшими землями, поставив в зависимость обрабатывавших эти земли издольщиков, выплачивавших им 5/6 урожая, сосредоточили в своих руках политич. власть (только они могли избираться на должность архонтов и быть членами Ареопага). В результате демократич. реформ законодателей Солона (594 - 593 до н.э.) и Клисфена (ок. 6 в. до н.э.) Э. утратили свои привилегии.

ЭВПОЛИД

ЭВПОЛИД (ок. 446 - ок. 411 до н.э.) - др.-греч. драматург, представитель др.-аттич. комедии. Написал ок. 14 комедий («Бапты», «Марикас», «Демы» и др.), от к-рых сохран. только фрагменты. Э. подвергал резкой критике обществ. отношения в Афинах периода Пелопоннесской войны.

ЭВР

ЭВР - Евр - в греч. миф. божество юго-вост. ветра. В то время как др. ветры - дети Астрея и Эос, происхожд. Э. неясно. Э. часто наносит вред кораблям, вместе с Нотом или Зефиром вызывая бури.

ЭВРИАЛ

ЭВРИАЛ - в греч. миф.:

1. Cын Мекистея, правнук Бианта, участник Троянской войны. Прибыл под Трою на аргосских кораблях под предводит. Диомеда. Искусный кулачный боец.

2. Cын Одиссея и Эвиппы (дочери эпирского царя Тиримма).

Согл. послегомеровским мифам, Одиссей, убив женихов Пенелопы, отправился в Эпир для того, чтобы очиститься от убийства, где сошелся с Эвиппой. Э. родился уже после отъезда Одиссея из Эпира. Когда юноша возмужал, мать послала его на о-в Итака, снабдив письмом к отцу. Однако, когда Э. прибыл, Одиссей отсутствовал, а мучимая ревностью Пенелопа сказала возвративш. мужу, что юноша подослан, чтобы умертвить его. Разгнев. Одиссей убил Э.

3. Cпутник Энея, прекрасный юноша, известный своей дружбой с Нисом. Был убит в битве с рутулами.

ЭВРИДИКА

ЭВРИДИКА - в греч. миф.:

1. Жена фракийского певца Орфея. Однажды, когда Э. с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Э. умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, к-рые разрешили Орфею вывести Э. на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Э.

2. Дочь Адраста, супруга Ила, мать царя Трои Лаомедонта.

3. Одна из пятидесяти дочерей Даная.

4. Дочь Лакеодомона и Спарты, супруга аргосского царя Акрисия, мать Данаи.

5. Жена царя Немеи Ликурга, мать Офельта (Архемора), в честь к-рого были учреждены Немейские игры.

6. Жена фиванского царя Креонта.

ЭВРИКА

ЭВРИКА - согл. легенде, восклицание др.-греч. ученого Архимеда, решившего задачу об определении кол-ва золота и серебра в короне сиракузского тирана Гиерона; выражение удовлетворения и радости при решении сложной задачи, возникновении новой мысли, идеи.

ЭВРИКЛЕЯ

ЭВРИКЛЕЯ - преданная кормилица Одиссея, во время его отсутствия управляла его х-вом, воспитывала Телемаха, первой узнала вернувш. домой Одиссея.

ЭВРИМЕДОНТ

ЭВРИМЕДОНТ - Евримедонт - др.-греч. назв. р. Кепрю в Памфилии (М. Азия). У устья Э. в 469 (или 468) до н.э. произошло крупное мор. и сухопутное сраж. между греч. и перс. войсками. Греки, сражавш. под предводит. афинского полководца Кимона, сына Мильтиада, одержали победу на суше и на море. Битва при Э. окончат. обеспечила свободу греч. городов М. Азии от господства персов.

ЭВРИПИД

ЭВРИПИД - Еврипид (ок. 480 - 406 до н.э.) - др.-греч. поэт-драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классич. афин. трагедии. Написал ок. 90 драм, до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп». Жил в Афинах в пору их величайшего расцвета при Перикле, однако он был очевидцем и начавш. упадка во время Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.). Творчество Э. явл. вершиной и одноврем. концом греч. героич. трагедии. В драмах Э. получила отражение эпоха кризиса полиса, породившая критику традиц. миф. представлений («Электра», «Орест»), религ. скепсис («Геракл», «Ипполит»), дискуссии о формах политич. власти («Гераклиды», «Просительницы»), о праве сильной личности («Фини-киянки») и пр. Поддерживая в начале Пелопоннесской войны внеш. политику Афин, Э. уже тогда отразил бедствия, приносимые войной («Гекуба»), а во время подготовки Сицилийской экспедиции (415) выступил с трилогией (из к-рой сохран. трагедия «Троянки»), осуждающей захватнич. войну.

ЭВРИПИЛ

ЭВРИПИЛ - Еврипил - в греч. миф.:

1. Царь Ормениона в Фессалии, один из храбрейших участников троянской войны, приведший под Трою 40 кораблей. Э. сразил мн. троянских героев, но был ранен Парисом; рану Э. излечил Патрокл.

2. Царь о-ва Кос, сын Посейдона и Астипалеи. Убит Гераклом, возвращавш. морем из-под Трои.

3. Сын мисийского царя Телефа и Астиохи, сестры Приама, союзник троянцев, приведший на помощь Приаму большое войско мисийцев. При падении Трои был убит сыном Ахилла Неоптолемом.

4. Cын одного из Гераклидов Темена.

ЭВРИСФЕЙ

ЭВРИСФЕЙ - в греч. миф. царь Тиринфа и Микен, пра-внук Зевса, внук Персея, сын Сфенела и Никиппы, родивш. раньше Геракла и получивший поэтому власть над Микенами и соседними народами. Выполняя приказы Э., совершил свои двенадцать подвигов Геракл. После того как Геракл вознесся на Олимп, Э. стал преследовать его мать Алкмену и сыновей Геракла Гераклидов; в завязавш. битве Э. и его сыновья (Александр, Ифимедонт, Эврибий, Ментор и Перимед) были убиты.

ЭВРИТ

ЭВРИТ - в греч. миф.:

1. Один из гигантов.

2. Отец Иолы и Ифита.

3. Сын Гермеса, участник похода Аргонавтов.

4. Сын Актора (вариант: Посейдона) и Молионы, один из Молионидов - племянников царя Авгия. Э. и его брат-близнец Ктеат сражались с Гераклом и были им убиты.

5. Один из сыновей Гиппоконта, захватившего власть в Лакедемоне. Вместе с отцом и братьями Э. был убит Гераклом.

ЭВТЕРПА

ЭВТЕРПА - в греч. миф. одна из муз, дочь Зевса и Мнемосины, покровит. лирич. поэзии. Изображ. с двойной флейтой. От Э. и бога р. Стримон родился Рес.

ЭВТИМИД

ЭВТИМИД - вазописец аттич. краснофигурного стиля кон. 6 в. до н.э., вероятно, учитель Клеофрада. Имя Э. обозначено на семи расписанных им сосудах, причем на одном из них имеется выразит. указание на то, что Э. рисует лучше, чем Евфроний.

ЭВТИНА

ЭВТИНА - афинское закондат-во предусматр. Э. - представление отчета должностным лицом по окончании срока пребывания его в должности. Отчет начинался с проверки истрач. гос. средств. Если он признавался неудовлетворит., дело передавалось в суд присяжных с обвинением в адрес данного лица в злоупотреблении, растрате или подкупке. Мера наказания могла достигать десятикратного возмещения выявл. денежного ущерба. Проступки долж-ностного лица, не связанные с финансовыми злоупотребл., разбирались филами, после чего дело поступало в компетентные суд. органы.

ЭВФОРИОН

ЭВФОРИОН - 1. (р. ок. 275 до н.э.) - др.-греч. писатель и грамматик, один из представителей александрийской школы. Родом из г. Халкиды (на о-ве Эвбея). Долгое время жил в Афинах, последние годы жизни (после 221 до н.э.) провел в Антиохии, при дворе Антиоха Великого. Э. писал в различ. жанрах, поэтич. и прозаич.; известностью пользовались его небольшие поэмы (эпиллии), любовные эллегии и эпиграммы. Пафос и страстность сочетаются у Э. с сухой александрийской ученостью. Э. увлекались и ему подражали молодые рим. поэты 1-й пол. 1 в. до н.э., в т.ч. Корнелий Галл, Катулл и молодой Вергилий. Из наследия Э. сохран. лишь незначит. фрагменты.

2. в др.-греч. миф. крылатый мальчик, родивш. у Ахилла и Елены, вступивших в брак после смерти на о-вах Блаженных. Э. отверг любовь Зевса и бежал от его гнева, но был настигнут разъярен. богом и убит ударом молнии на о-ве Мелос.

ЭВФРАНОР

ЭВФРАНОР - живописец и скульптор 4 в. до н.э. В числе его работ - картины для Stoa Eleutherios в Афинах, в т.ч. изображ. битвы при Мантинее (362 до н.э.). Из его скульптур особой популярностью пользовался «Парис», по нек-рым предположениям, эта скульптура соотв. бронзовой статуе из Антикиферы.

ЭГАТСКИЕ ОСТРОВА

ЭГАТСКИЕ ОСТРОВА - группа о-вов, располагающ. к С. от Сицилии. Приобрели известность в связи с мор. сражением 242 до н.э., победа рим. флота под предводит. Гая Лутация Катулла над флотом Карфагена решила исход 1-й Пунической войны в пользу Рима.

ЭГЕЙ

ЭГЕЙ - в греч. миф. афинский царь, сын Пандиона и отец Тесея. После смерти Пандиона его сыновья отправились походом на Афины, чтобы изгнать оттуда сыновей Метиона, в свое время удаливших из Афин их отца. Верхов. власть в Афинах досталась Э. Однако он ни от одной из двух жен не имел наследников и, опасаясь своих братьев, отправился к пифии узнать свою судьбу. Загадоч. слова оракула были поняты мудрым царем Питфеем, у к-рого в Трезенах остановился Э. Напоив гостя, Питфей уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой, к к-рой в эту же ночь сошел сам Посейдон. Таким образом сын Эфры и Э. Тесей оказался одноврем. и сыном бога. Уйдя в Афины, Э. положил под камень меч и сандалии, к-рые возмужав, должен был добыть его сын. У Э. в Афинах нашла приют Медея, родившая Э. сына Меда. Когда неожиданно появился Тесей, Медея решила его отравить, но Э. узнал сына по рукоятке его меча. Ожидая Тесея с Крита, где тот должен был убить чудовищного Минотавра, Э. условился с сыном, что в случае победы он вернется домой под белыми парусами. Э. увидел корабль Тесея под черными парусами (в спешке Тесей забыл переменить паруса), он с горя бросился в море, назв. поэтому Эгейским.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА - крито-микенская культура - условное назв. культуры Др. Греции (о. Крит. Эгейского архипелага, материковой Греции) эпохи бронзы (30/28 - ок. 12 вв. до н.э.). Хронологич. принято делить на три периода: ранний (30/28 - 22/21 вв. до н.э.), средний (21/20 - 17 вв. до н.э.), поздний (ок. 16 - ок. 12 вв. до н.э.). Различия в памятниках культуры отд. частей Др. Греции позволили выделить географич. варианты: культура о. Крит получила назв. минойской культуры, материковой Греции - элладской культуры, Эгейского архипелага - кикладской культуры.

ЭГЕРИЯ

ЭГЕРИЯ - в рим. миф. пророчица - нимфа ручья в посвящ. Карменте роще, из к-рого весталки черпали воду для храма Весты.

ЭГИАЛА

ЭГИАЛА - в греч. миф. дочь (или внучка) Адраста, жена Диомеда. В отсутствие Диомеда, к-рый был занят то в войне с Фивами, то в Троянской войне, Э. долго хранившая ему верность, в конце концов нарушила свой супруж. долг с юным Кометом, сыном Сфенела. В мифах это объясняется либо вмешательством Афродиты, мстившей Диомеду за ее ранение под Троей, либо местью Навплия за гибель сына Паламеда: Навплий побуждал жен ушедших в поход героев изменить мужьям, намекая на то, что те привезут себе из Трои возлюбл.

ЭГИДА

ЭГИДА - козья шкура; согл. Гомеру, сделанный Гефестом щит Зевса, потрясая к-рым он наводил ужас на врагов. В более поздних мифах Э. - щит или доспех с натянутой на нем шкурой животного, с изображ. змееголовой Горгоны. Э. явл. атрибутом божеств, напр., Зевса, Аполлона и Афины. Последняя носила ее накинутой на плечи и грудь как предмет жен. туалета. В переносном смысле Э. - защита, покровит. (выражение «под эгидой»).

ЭГИНА

ЭГИНА - о-в с одноим. городом в Сароническом зал. перед Аттикой. В ист. времена Э. была заселена дорийцами. Уже в доист. период (с 18 в. до н.э.) Э. представляла собой важный торг. центр, экономич. и культурный расцвет к-рого приходился на 6 - 5 вв. до н.э. (собств. денежная система; система мер и весов; культ Зевса; сооруж. ок. 500 до н.э. дорич. храм Афайи со знаменитыми фронтонными скульптурными группами, хранящ. в наст. время в Мюнхенской глиптотеке; театр; стадион). В 456 до н.э. из-за торг. соперничества и политич. разногласий о-в был завое-ван афинянами, изгнавшими эгинцев, к-рые нашли пристанище в Спарте. После мор. сражения возле Эгоспотамов о-в был возвращен коренным жителям. Со 133 до н.э. Э. принадлежала Риму.

ЭГИНСКАЯ СТОПА

ЭГИНСКАЯ СТОПА - монетная стопа, наиболее широко распростр. в Греции в 7 - 5 вв. до н.э. Назв. дано по г. Эгина, в древности - крупному центру торговли и порт. городу. Соотв. этой стопе серебр. статер или дидрахма весили 12 - 12,5 г.

ЭГИПТ

ЭГИПТ - Египет - в греч. миф. сын Бела, брат Даная и эпоним Египта. Отец 50 сыновей - Эгиптиад, к-рые силой взяли в жены Данаид - дочерей Даная. В брачную ночь Данаиды убили своих преследователей; после этого Э., испытывая ужас перед именами Данай и Аргос (где были убиты сыновья), бежал в Ликию, где в Патрах показывали в ист. время его могилу.

ЭГИР

ЭГИР - в сканд. миф. морской великан (возможно, Гюмир, Хлер - др. имена Э.). Э. - муж Ран. В «Старшей Эдде» («Песнь о Хюмире», «Перебранка Локи») описывается пир богов у Э., к-рый, по-видимому, имел ритуальный хар-р. В «Младшей Эдде» Э. упомин. как «гость богов». В ней Снорри Стурлусон разъясняет иносказание (кеннинг) «огонь Эгира» как золото (Э. освещал пиршеств. зал блестящим золотом).

ЭГИСФ

ЭГИСФ - в греч. миф. сын Фиеста. По одной версии мифа, Э. - единств. из сыновей Фиеста, избежавший мести Атрея. По другой - Э. явился плодом насилия, по неведению совершен. Фиестом над своей собств. дочерью Пелопией. Выданная вскоре замуж за овдоведшего Атрея, Пелопия велела подбросить новорожд., к-рый был выкормлен козой и воспитан пастухами. Впослед. Э. обратил на себя внимание Атрея, был им усыновлен и получил приказ убить Фиеста, заключ. в темнице, для чего Атрей дал Э. меч, к-рый, как оказалось, был вырван Пелопией в ночь насилия из ножен у Фиеста. По этому мечу Фиест опознал в Э. своего сына и велел привести к нему мать, после чего Пелопия закололась здесь же мечом Фиеста, а Э., узнав от отца о преступлениях Атрея и выждав удобный случай, убил Атрея. Когда власть в Микенах перешла в руки Агамемнона (сына Атрея), Э. должен был бежать, но после отправления греч. войска в поход под Трою вернулся в Микены, обольстил жену Агамемнона Клитемнестру и по возвращении Агамемнона убил его. После семи лет царствования Э. был убит вместе с Клитемнестрой выросшим в изгнании Орестом, сыном Агамемнона.

ЭГНАТИЕВА ДОРОГА

ЭГНАТИЕВА ДОРОГА - пролож. римлянами вскоре после 146 до н.э. дорога от Диррахия (совр. Дуррес) до Фессалоники. При Августе Э. д. была продолжена до Кипселы в ниж. теч. р. Гебр. Подробное описание пути по Э. д. дают рим. итинерарии и Певтингерова таблица. От Гебра путь раздваивался; достигнуть Византия можно было двумя способами - вдоль побережья Мраморного м. и через Адрианополь. Происхожд. назв. «Э. д.» вызывает споры; скорее всего, оно связано с г. Эгнация.

ЭГОСПОТАМЫ

ЭГОСПОТАМЫ - Эгоспотамос - др.-греч. назв. реки на Херсонесе Фракийском (совр. Галлипольский п-ов), впадающей в прол. Геллеспонт (совр. Дарданеллы), где в ее устье летом 405 до н.э. произошло мор. сражение между афинским и спарт. флотами во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. Спарт. флотоводец Лисандр, воспользовавшись отсутствием части экипажей афинских кораблей, к-рые разбрелись по берегу или ушли в г. Сест (в 3 км), внезапно атаковал афинский флот (180 триер) под команд. Конона превосходящ. силами (до 200 триер) с одноврем. атакой спарт. пехоты на суше и захватил 171 триеру и 3000 пленных. Лишь 9 триер с полными экипажами сумели прорваться и спаститсь бегством. Потеря Афинами флота, к-рый они не смогли восстановить, привела их в 404 до н.э. к капитуляции.

ЭДИКТ

ЭДИКТ - указ. Рим. магистраты при вступл. в должность публиковали в Э. принципы исполнения своих обязанностей. Э., особенно, благодаря содержавш. в них осн. прин-ципам суд. деятельности, имели решающее значение для дальнейшего развития рим. права. Со времен Адриана существовали неизм. Э. В средневековье и в новое время Э. стали называться распоряжения верхов. власти (напр., Нантский Э.).

ЭДИКТ О ТВЕРДЫХ ЦЕНАХ

ЭДИКТ О ТВЕРДЫХ ЦЕНАХ - в 301 имп. Диоклетиан издал эдикт, направл. на борьбу со спекуляцией и ростовщичест-вом. В соотв. с Э. устанавливались твердые цены на продовольств. товары и предметы роскоши, а также твердые ставки заработной платы для ремесленников и поденщиков. Его действие распростр. на всю Империю, но вследствие различ. уровня хоз. развития отдельных ее терр. Э. создал возможности для финансовых спекуляций и был вскоре отменен.

ЭДИКТ РОТАРИ

ЭДИКТ РОТАРИ - Лангобардская правда - сборник обычного права лангобардов, древнейший из Лангобардских законов. Кодифицирован королем Ротари (ок. 643). Написан на лат. яз. с лангобардскими глоссами. В Э. Р. содержатся следы более ранних кодификаций предшественников Ротари. Важнейший источ. изучения обществ. строя лангобардов 6 - 7 вв., отражающий его переходный хар-р от родоплем. строя к раннефеод.

ЭДИКУЛА

ЭДИКУЛА - комнатка, домик, небольшое здание, храм, гробница; архитект. обрамление портала, окна или ниши, образованное колоннами или пилястрами, опирающ. на подножие и увенч. фронтоном. Ниши предназнач. для установки статуй, портретов, урн; украшали стены, фасады сцен рим. театров. В ср. века Э. была известна только в романских странах. С эпохи Ренессанса получила распростр. во всей Европе.

ЭДИЛЫ

ЭДИЛЫ - в Др. Италии должностные лица. Согл. традиции, в Риме эта магистратура возникла в процессе борьбы патрициев и плебеев: в 494 до н.э. была утверждена долж-ность двух помощников нар. трибунов - плебейских Э. В 367 (или 366) патриции ввели должность курульных Э., доступную сначала лишь патрициями. Э. выбирались трибутными комициями на 1 год. В их обязанности входило устройство игр, надзор за стр-вом и содержанием храмов, водопроводов и т.д., за работой рынков, наблюдение за чистотой и безопасностью на улицах, раздача хлеба гражданам. Курульные Э. обладали также юрисдикцией в рыноч. тяжбах. В 44 до н.э. Цезарь установил особую должность двух цереальных Э. для проведения обществ. игр в цирке и хлебных раздач. При Августе Э. были лишены юрисдикции, часть их функций перешла к новым должност-ным лицам - кураторам. К 4 в. н.э. должность Э. переста-ла существовать. У латинов и вольсков (до завоев. их римлянами) эдилитет был высшей коллегиал. магистратурой. При унификации гор. управления в покоренной Римом Италии должность Э. существовала почти во всех общинах.

ЭДИП

ЭДИП - в греч. миф. сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Апполоном смерть от руки собств. сына, он велел жене бросить новорожд. на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожд. и отдал его коринфскому пастуху, с к-рым встреч. на горных выгонах. Тот отнес ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Э. («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Э. уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приемные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рожд., Э. решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своем происхожд. Оракул вместо ответа дал Э. прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, к-рый он считал своей родиной, Э. отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трех дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавш. дорожной ссоре незнакомец ударил Э. по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Э., продолжая путь, подошел к Фивам и отгадал загадку обосновавш. у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжит. бедствия фиванские граждане сделали Э. своим царем и дали в жены вдову Лая. Единств. свидетель встречи с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Э. в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Э. в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супруж. жизнь, во время к-рой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длител. срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразыск. убийцы Лая, Э. в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесивш. Иокасты, и со временем был изгнан из Фив.

ЭДОМ

ЭДОМ - Идумея - древ. страна в Передней Азии, располож. на пустынном плоскогорье к Ю. от Палестины, между Мертвым м. и зал. Акаба. Названа по обитавшим здесь со 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. скотоводч. племенам эдомитян, объед. с кон. 2-го тыс. до н.э. в госуд. С 11 в. до н.э. Э. находился в зависимости от израильских племен, тем не менее в нем продолжали править собств. цари. В 9 - 7 вв. до н.э. Э. был данником Ассирии, затем в 7 - 6 вв. до н.э. Ново-Вавилонского царства. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима (в 586 до н.э.) и к кон. 6 в. до н.э. овладели частью Юж. Палестины. С образованием Набатейского госуд. большая часть терр. Э. вошла в его состав. Запад Э. с частью Юж. Палестины (центр - г. Хеброн) представлял собой самостоят. госуд. Идумею, в кон. 2 в. до н.э. завоев. иуд. царем Иоанном Гирканом из династии Маккавеев. Население Э. было обращено в иудаизм. В 63 до н.э. Э. вместе с Иудеей был покорен Римом и находился под рим. протекторатом. Из эдомитян происходил царь Ирод I. В 106 н.э. значит. терр. Э. вошла в состав рим. провинции Аравия.

ЭДУИ

ЭДУИ - кельт. племя в междуречье Соны и Луары (центр - г. Бибракта). В кон. 1-го тыс. до н.э. Э. занимались земледелием и ремеслом, явл. одними из носителей латен-ской культуры. В 1 в. до н.э. находились на стадии разложения родопл. отношений, происходила борьба среди знати за власть (в период войн Цезаря - между братьями Дивитиаком и Думноригом). Эти процессы ускорялись в силу торг. и воен. соприкосновений с римлянами. Во главе Э. стояли совет из родовой знати и ежегодно выбираемый знатью вождь (вергобрет). Ок. 61 до н.э. Э. потерпели пораж. от секвантов и призв. ими германцев (во главе с Ариовистом). Будучи «союзниками и друзьями рим. народа», Э. обратились за помощью к рим. сенату. В результате т.н. галльских походов Цезаря (58 - 51) Сев. Галлия была завоевана, община Э. вошла в состав галльских провинций Рима, с 16 до н.э. - Лугдунской Галлии.

ЭДФУ

ЭДФУ - древ. город в Верх. Египте (совр. Идфу в провинции Асуан) на лев. берегу Нила. С додинастич. времен Э. явл. центром культа солярного божества, изображ. в виде крылатого диска. Позднее это божество отожд. с Гором, а затем с греч. Аполлоном (отсюда наимен. города в греко-рим. время). Раскапывался в 20 - 30-х гг. 20 в. Комплекс храма Гора в Э. - наиболее полно сохранивш. памятник егип. храмовой архитектуры. Постройка храма относится к птолемеевской эпохе (начата в 237 до н.э. при Птолемее III Евергете и закончена в сер. 1 в. до н.э.).

ЭЗАНА

ЭЗАНА - царь Аксума, вступил на престол ок. 325 (дата конца правл. неизвестна, но не позже 375). При Э. Аксум достиг значит. экономич., политич. и культурного развития. Э. закрепил власть Аксума на побережье Юж. Аравии и вновь подчинил царство Гы’ез и Мероэ), а также племена бега (беджа). При нем зарожд. лит-ра на яз. гы’ез, проводится реформа письма (обознач. гласных). При Э. в Аксуме распростр. христианство.

ЭЗОП

ЭЗОП - 1. полулегенд. др.-греч. баснописец 6 - 5 вв. до н.э. Ему приписыв. создание жанра басни, точнее «эзоповой басни», в к-рой действующими лицами были гл. обр. животные. Согл. преданию, Э. был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильств. смертью в Дельфах. В древности было известно неск. сборников басен Э. (прозаич. и стихотворных), первый из к-рых относится, вероятно, к 5 в. до н.э. Наиболее знаменитая стихотворная обработка их принадлежит Бабрию (нач. 3 в. до н.э.). В Риме на сюжеты басен Э. писал Федр. Дошедшие до нас под именем Э. басни были собраны из различ. источ. греч. монахом Максимом Планудом в кон. 13 или нач. 14 вв. н.э.

2. Клавдий (1 в. до н.э.) - рим. трагич. актер. Э. с успехом играл муж. и жен. роли (Агамемнон, Аякс, Андромаха) в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, переработ. рим. драматургами. Игра Э. производила большое впечатление на современников. Известно, что у Э. учился мас-терству произнесения речей выдающ. оратор Др. Рима Цицерон. Последнее выступление Э. относится к 55 до н.э.

ЭЗРА

ЭЗРА - Ездра - реформатор и кодификатор иудаизма. Из рода цадокитов - первосвященников Иерусалимского храма. В сер. 5 в. до н.э. прибыл в Иерусалим во главе 1800 иудеев, возвращавш. из Вавилонии. По реформам Э. был уточнен ритуал, проведена, по-видимому, первая кодификация Пятикнижия, запрещены браки между иудаистами и язычниками, не принявш. иудаизм, установлено обязат. ознакомление всех иудаистов с основами религ. учения. Э., возможно, принадлежит также инициатива введения созыва т.н. Большого собрания (своего рода всенар. веча) и квадратного (арамейского) письма, постепенно вытеснивш. ханаанейское (палеоеврейское) письмо.

ЭЙНХЕРИИ

ЭЙНХЕРИИ - в сканд. миф. мертвые воины, живущие в небесной вальхалле и составляющие дружину бога Одина. Они непрерывно сражаются, а затем пируют в вальхалле.

ЭЙРЕНА

ЭЙРЕНА - Ирена - в греч. миф. божество, персониф. мира. В древнейшее время Э. не имела своего культа и не упомин. в мифах. Гесиод называет Э., наряду с Эвномией и Дике, в числе трех гор, родивш. от союза Зевса и Фемиды и ведавших сменой времен года и плодородием полей.

ЭЙРИХ

ЭЙРИХ - Эрих - король вестготского госуд. в 466 - 485. В 475 добился от ослабевшей Зап. Рим. империи признания независимости значит. расшир. им вестготского королевства. Госуд. вестготов, в состав к-рого при Э. вошли в 469 - 477 Юж. Галлия и большая часть Испании, стало самым обширным и могуществ. из всех варварских королевств Зап. Европы. Э. впервые кодифицировал вестготское право.

Предыдущая страница Следующая страница