Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САН")

САБА

САБА - самоназв. племенного союза и госуд., возникш. на терр. Юж. Аравии не позднее 8 в. до н.э. (согл. упоминанию «царей Сабы» в ассир. ист.). Нек-рые косвенные данные (эпизод с правительницей С. - «царицей Савской» в Библии) позволяют предполагать существ. С. в 10 в. до н.э., если, конечно, не рассматр. этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей С. (т.н. мукаррибов и царей) был г. Мариб. По данным антич. авторов, госуд. С. (Сабейское царство) играло крупную роль как торг. посредник между Индией, вост. побережьем Африки и госуд. греко-рим. и эллинистич. мира. Нек-рые библ. источ. сообщают также об оживл. торговле купцов С. с о. Тиром.

САБАЗИЙ

САБАЗИЙ - Сабасий - фригийское божество, к-рое в греч. миф. отожд. с Дионисом-Загреем, сыном Зевса-змея и Персефоны. Культ С. распростр. в Греции в 5 в. до н.э., затем в Риме, где слился с культом Юпитера. Свящ. животным С. была змея.

САБЕИЗМ

САБЕИЗМ - религ. учение, возник. в Сев. Месопотамии; существовало с древнейших времен до 11 в. н.э. Для С. хар-рно поклонение звездам, обожествл. небесных светил. С. был также распростр. в Аравии, Сирии и М. Азии. Назв. «С.» применялось также к религ. учению мандеев в Юж. Месопотамии.

САБЕЛЛЫ

САБЕЛЛЫ - сабельские или умбросабельские древнейшие племена Ср. Италии; наиболее значит. из них - самниты. С сер. 4 в. до н.э. федерация сабельских племен вела долгую и ожесточ. борьбу с римлянами, закончивш. победой Рима. В нач. 1 в. до н.э., особенно во время Союзнической войны 90 - 88 до н.э., сабельские племена безуспешно добивались равноправия с латинянами. В дальнейшем С., подвергш. латинизации, вошли в состав древ. италийской народности.

САБИН

САБИН - Мазурий - рим. юрист 1 в. н.э. один из представит. т.н. классич. рим. юриспруденции. По имени С. назв. школа рим. юристов - сабинианцы. Наряду с нек-рыми др. юристами, С. имел право давать офиц. разъяснения законов, имевшие для судей обязат. силу. В его гл. труде «Гражд. право в трех книгах» были поставлены и разрешены в определ. системе основные вопросы гражд. права. Значит. часть работ С. включена в дигесты.

САБИНЫ

САБИНЫ - др.-итал. племена оскско-умбрской яз. группы. С. занимали терр. между рр. Тибром, Атернусом, Анио. Рим. авторы считали С., как и самнитов, потомками бога солнца и, исходя из суровых обычаев С., приписывали им то лакедемонское, то перс. происхожд. С., обитавшие на холмах Рима: Квиринале, Виминале и Эсквилине, - сыграли огромную роль в образовании рим. народности. В преданиях о т.н. царском периоде в Риме (по традиции 754/753 - 510/509 до н.э.) С. принадлежит значит. место. В 5 - 4 вв. до н.э. часть С., не вошедшая в состав Рим. госуд., вела борьбу против Рима и была покорена в 290 до н.э. В 268 до н.э. С. получили права рим. гражданства. С. рано утратили свой язык и латинизировались.

САБРАТА

САБРАТА - город в Триполитании (Сев. Африка), где находится хорошо сохран. рим. театр, 2-я пол. 2 в.

САВА

САВА - приток Дуная, дл. 700 км, протекающий по терр. совр. Югославии и берущий нач. близ австр. границы. С. впадает в Дунай недалеко от Белграда (антич. Сингидунум). Во времена Рим. империи на С., пересекавшей Юж. Паннонию, было развито судоходство.

САВАОФ

САВАОФ - Цебаот - одно из имен бога в иуд. и христ. традициях. В библ. пророч. книгах встречается в сочетании «Господь воинств». Под «воинством» С. подразум. солнце, луна и звезды - «все воинство небесное», выступающее стройно и послушное «уставам неба». «Цебаот» означает также бесчисл. воинства огневид. ангелов, объед. в четыре сонма (воинства) под начальством Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила.

САВАРИЯ

САВАРИЯ - город (совр. Сомбатхей, Венгрия), располож. на пути караванов, везших янтарь из Прибалтики. При Клавдии С. получила статус колонии. Адм. центр Паннонии.

САВИРЫ

САВИРЫ - савары - прикасп. кочевые племена гуннского или тюрк. происхожд. Родственны хазарам. Упомин. Птолемеем (2 в. н.э.), хорошо были известны визант. и армян. писателям 5 - 9 вв. (Егише, Феофану, Менандру и др.). С. представ. собой серьез. воен. силу на Сев. Кавказе и часто использовались Византией и Сасанидским Ираном в их борьбе за владыч. на Кавказе. В 516, прорвавшись через Дербентский проход., С. проникли в М. Азию. В кон. 6 в. их воен. мощь была сломлена аварами. В 7 - 8 вв. остатки С. жили в низовьях р. Кумы и в Сев. Дагестане.

САВИТАР

САВИТАР - в др.-инд. миф. солярное божество. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в др. случаях С. отожд. с Сурьей.

САВИТРИ

САВИТРИ - в др.-инд. миф.:

1. Персониф. свящ. вед. метра гаятри, дочь бога Сурьи, к-рую он отдал в жены Брахме.

2. Героиня одной из вставных легенд «Махабхараты», дочь царя мадров Ашвапати.

САВМАК

САВМАК - вождь боспорских скифов, восставших в 107 до н.э. О происхожд. С. высказан ряд гипотез. По предпо-лож. С. А. Жебелева, С. был рабом, выросшим при дворе Перисада V. Во время восстания С. его убил. При подавл. восстания понтийские войска захватили С. в плен и отправили в Синопу.

САВМАКА ВОССТАНИЕ

САВМАКА ВОССТАНИЕ - восст. скифов в Боспорском госуд. в 107 до н.э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царем Перисадом V понтийскому царю Митридату VI. Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством в Херсонес. Восставшие овладели всей европ. частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население, состояв-шее из зависимых крестьян, ремесл. рабов. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установивш. в период правл. Савмака, продолж. около года, неизвестен. После длит. подготовки Митридат VI направил в Синопы большую карат. экспедицию Диофанта. В Крыму в нее были включены херсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский п-ов и захватили Пантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленен, а Боспорское госуд. перешло под власть Митридата VI.

САВРОМАТ I

САВРОМАТ I - царь Боспорск. госуд. в 93 - 123. В период его царствов. Боспор переживал экономич. подъем. Вел войну со Скифским царством, к-рая закончилась победой Боспора. В связи с этим на монетах С. I чеканились триумф. изображения.

САВРОМАТ II

САВРОМАТ II - царь Боспорского госуд., одержал круп. победу над Скифским царством (ок. 193) и покорил скифов Крыма. Одноврем. С. II присоед. к Боспору горный Крым (Таврику), населенный таврами. При С. II боспорский флот успешно боролся с пиратами в Черном м., что способств. развитию торг. сношений Боспора с городами Юж. Причерноморья.

САВРОМАТЫ

САВРОМАТЫ - кочевые племена, жившие в 7 - 4 вв. до н.э. в поволжско-приуральских степях. По своему происхожд., культуре и языку С. были очень близки скифам и сакам. Греч. писатели (Геродот, Псевдо-Гиппократ, Псевдо-Скилак, Евдокс, Эфор) подчерк. особую роль женщины в обществ. жизни С., называя последних «управляемыми женщинами» (Псевдо-Скилак). Эти пережитки матриархата доказаны и археологич.: исследованы могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреч. атрибутами (каменные алтари). С кон. 5 в. и в 4 в. до н.э. отд. племена С. начали теснить скифов и переходили Дон. В 4 - 3 вв. до н.э. у С. сложились новые союзы племен, куда вошли и родств. им племена, пришедшие с В. Начиная с 3 в. до н.э. эти новые племенные группы выступают под общим назв. сарматов.

САВСКАЯ ЦАРИЦА

САВСКАЯ ЦАРИЦА - легенд. царица Сабейского царства (Сабы) в Юж. Аравии. Согл. ветхозавет. преданию, С. ц., услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. В легендах агады госуд. С. ц. - волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Соломон, в случае отказа С. ц. явиться к нему, угрожает наслать на нее «царей с пехотой и колесницами», имея в виду подвласт. ему демонов, зверей и птиц. По нек-рым преданиям, у С. ц. были козлиные ноги (вероятно, отголоски мифа о зооморфной богине луны Юж. Аравии); чтобы проверить, так ли это, Соломон заставляет ее пройти по хрустал. полу, принятому С. ц. за озеро. В мусульм. легендах имя С. ц. - Билкис. В эфиоп-ских преданиях Соломон и С. ц. - родонач. трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

САГАРА

САГАРА - в индуист. миф. царь Солнечной династии. Одна из жен С. Кешини родила ему сына Асаманджу; другая, Сумати, родила огромную тыкву, 60000 семян к-рой С. поместил в сосуды с молоком, и со временем из каждого семени вырос юный царевич.

САГУНТ

САГУНТ - город на В. Испании, основан иберами. В 226 до н.э. между Римом и Карфагеном был заключен договор, согл. к-рому граница их сфер влияния устанав. по р. Эбро. Однако в 219 до н.э. С. нарушил этот договор, заключив с Римом т.н. соглашение о дружбе. Поэтому в 218 до н.э. Ганнибал после восьмимесяч. осады взял С. Это послужило для римлян поводом к началу 2-й Пунической войны (218 - 201). Будучи вновь завоеван, С. стал рим. колонией.

САД

САД - разбитый под сад участок земли неподалеку от Дипилонских ворот, гл. ворот Афин (на С.-З.), находивш., скорее всего, внутри городских стен. В 306 до н.э. поселивш. в Афинах Эпикур купил эту землю и использовал для проведения занятий с учениками. В переносном смысле «С.» - именов. эпикурейской философской школы.

САДАУДИЯ

САДАУДИЯ - Сапаудия - в древности назв. терр. Савойи, населен. племенем сапаудов (отсюда назв.). С. впервые упомин. во 2-й пол. 4 в. Аммианом Марцеллином.

САДДУКЕИ

САДДУКЕИ - одна из гл. общественно-религ. группировок Иудеи во 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. Назв. С. восходит, по-видимому, к имени первосвященника Цадока, основателя священнич. рода цадокитов. С. объед. священнич., земле-влад. и военно-служилую знать, проявл. эллинизатор. тенденции. С. выступали против Устного учения, т.е. толкования Моисеева закона, разрабатывавш. фарисеями, настаивали на строгом выполнении лишь Писаного закона (Торы); С. отрицали божеств. предопределение, существование ангелов, бессмертие души, воскресение из мертвых. Начиная с правл. Гиркана I (135 - 104 до н.э.) С. были политич. опорой династии Хасмонеев, а затем поддерж. рим. господство в Иудее.

САДЖИДЫ

САДЖИДЫ - династия, правившая на Ю. Азербайджана в 889 - 929. Основатель династии Абус-Садж Дивдад (ум. 879) происходил из Усрушаны (Ср. Азия) и занимал видные посты в адм. халифата. Его сын Мухаммед Афшин в 889 был назначен правителем Азербайджана. Лишь номинально подчиняясь халифату, С. создали сильное княжество к Ю. от р. Куры, воевали с Арменией и саманид-скими наместниками в Сев. Иране, где были захвачены гг. Казвин и Рей. Обострение антифеод. борьбы и крестьянские восстания привели к падению власти С. в 929, когда последний С. Абу-ль Мусафир Фатх был отравлен своими рабами.

САДОВОДСТВО

САДОВОДСТВО - сады были известны уже в др.-критское и раннегреч. время, однако в понятие С. вкладывалось различ. значение. На Крите в осн. разводили цветы; греки, а позднее и римляне разбивали с.-х. (плодовые и виноградные) участки, а также огороды.

Антич. миф. упоминает, напр., о садах Гесперид с золотыми яблоками. Большие декоратив. сады с прудами, фонтанами и скульптурами появились в Греции во 2-й пол. 5 в. до н.э. под влиянием персов, а в Риме в 1 в. до н.э. - под эллини-стич. влиянием. Сады разбивались на терр. храмов, гимнасиев, позднее в виде парков в городах-резиденциях. В перистильных дворах частных домовладельцев, особенно в Рим. империи, были распростр. маленькие садики. Городские садовые насаждения в Риме размещались на Монте-Пинчо, где зажиточ. горожане заклад. свои виллы с парками. У германцев С. не было развито, значит. позже они заимствовали с Ю. разведение садов в монастырях, где выращивали лекарств., съедобные и декорат. растения.

САИС

САИС - город в Др. Египте, в зап. части Дельты, центр 5-го нижнеегип. нома и культа богини-воительницы Нейт. Возвышение С. началось в кон. 8 в. до н.э., когда местный правитель Тефнахт пытался организ. коалицию против царя Нубии Пианхи. Фараоны ХХVI династии сделали С. столицей Египта. Время их правл. (663 - 525 до н.э.) получило назв. саисской эпохи. В С. наход. высшая мед. школа (Дом жизни).

САИССКИЙ ЕГИПЕТ

САИССКИЙ ЕГИПЕТ - принятое в науке назв. времени правл. ХХVI династии (663 - 525 до н.э.), когда столицей Др. Египта был г. Саис.

САКАСЕНА

САКАСЕНА - один из кантонов обл. Отена (Утик) в Закавказье. С. была расположена к Ю. от ср. теч. р. Куры. Наимен. получила от осевших в Закавказье сакасенов, считавш. потомками саков или скифов. Они входили в алб. союз племен. В 1-й пол. 2 в. до н.э. С. была присоед. к Вел. Армении, а после 387 н.э. - вновь к Албании Кавказской.

САКИ

САКИ - шаки - назв. ираноязыч. скотоводч. племен 1-го тыс. до н.э. - первых вв. н.э. В совр. науч. лит-ре С. наз. древ. племена сев. и вост. р-нов Ср. Азии и Вост. Туркестана, в отличие от родств. с ними массагетов Приуралья и скифов Сев. Причерноморья. Др.-перс. надписи различали 3 группы сакских племен: C.-хаумаварга (амюргии антич. авторов), С.-тиграхауда («с остроконеч. шапками») и С.-тьяй-парадарайя («заморские»). Источ. сообщают о вой-нах царей династии Ахеменидов Кира II и Дария I с различ. племенами С. На Бехистунской скале, рядом со знамен. надписью, помещено изображ. взятого в плен Дарием вождя С. - тиграхауда Скунхи. Какая-то часть С. была покорена Ахеменидами, платила им подати и поставляла воен. контингенты; в составе перс. армии С. участв. в греко-перс. войнах и несли гарнизон. службу в разл. обл. госуд. Ахеменидов, в частн., в Египте. Александр Македонский, а позднее Селевкиды вели воен. действия против С., угрожавших их владениями в Ср. Азии. Ок. сер. 2 в. до н.э. под натиском др. кочевых племен С. вторглись в пределы Парфянского царства. В битвах с ними погибло неск. парфян. царей, но в конце концов С. были оттеснены в Дрангиану, где и осели, дав ей назв. Сакастан - «страна саков» (совр. Сейстан, в Иране и Афганистане). В сер. 1 в. до н.э. С. проникают также в Сев. Индию. На терр. совр. Ср. Азии, Афганистана, Пакистана и Сев. Индии С. уже в первых веках н.э. были ассимилир. местными народами и пришлыми кочевыми племенами.

САКСЫ

САКСЫ - группа герм. племен, сплотивш. затем в большой племенной союз, занимавший в период раннего средневековья обл. на С. Германии - к В. от Рейна и к. З. от Эльбы. Впервые упоминает о предках С. (о племени ревдигнов) Тацит. Постепенно в 3 - 4 вв. из более мелких герм. племен складывается племенной союз С. (в него вошли ревдигны, составившие ядро плем. союза, ангриварии, ампсиварии, хазуарии, марсы, частично херуски, возможно, хавки). В сер. 5 в. - 1-й пол. 6 в. часть С. вместе с англами и ютами переселилась в Британию. Континентал. С. в 6 - 8 вв. делились на вестфалов (зап. С.), остфалов (вост. С.), анграриев (или энгров) и нордальбингов.

САЛАМАНКА

САЛАМАНКА - Салмантика - иберийск. местность. В 217 до н.э. С. захватил Ганнибал, затем - римляне. Сохран. постр. римлянами мост через р. Тормес и мн. др. памятники рим. времени.

САЛАМИН

САЛАМИН - 1. о-в в Эгейском м., у берегов Аттики (Греция), около к-рого 28 (или 27) сент. 480 до н.э., во время греко-перс. войны 500 - 449 до н.э., греч. флот (350 - 380 триер, команд. Эврибиад, действовавший по плану афин. стратега Фемистокла) разбил перс. флот (св. 800 кораблей, команд. царь Ксеркс). Победу грекам обеспеч. хорошо выбран. позиция (двойной фронт вдоль берега о-ва с опорой флангов на прибреж. отмели) и умелое использов. боевых средств (легкие триеры против тяжелых кораблей) и способов боя (абордаж и таран). Персы потеряли до 200 кораблей, греки - 40.

2. древ. город в устье р. Педиас на вост. побережье о. Кипр.

САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ - 1. 449 до н.э. - сраж. около г. Саламин (вост. побережье о-ва Кипр) в период греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. Афинский флот (ок. 140 ко-раблей) в С. с. разгромил превосход. его в силах финикийско-киликийско-кипрский флот, действовавш. на стороне персов. После этого афинский десант, высадивш. на о-ве Кипр, разбил перс. войско. Победа в С. с. подняла престиж Афин. Вскоре после этого был заключен Каллиев мир.

2. 306 до н.э. - сраж. близ г. Саламин (вост. побережье о-ва Кипр) между флотами и войсками диадоха македон. Деметрия Полиоркета (ок. 200 кораблей, 15 тыс. солдат на трансп. судах) и егип. - Птолемея (ок. 200 кораблей, 200 трансп. судов и св. 20 тыс. солдат). В С. с. победу одержал Деметрий, потопив до 80 кораблей противника, взяв в плен 40 кораблей и 100 трансп. судов с 8 тыс. солдат и захватив огромную добычу. Птолемей бежал в Египет. Кипр перешел на время под власть Деметрия.

С. с. явл. одним из круп. мор. сражений древности по кол-ву участв. в нем кораблей.

САЛИИ

САЛИИ - в Др. Риме жрецы Марса, составл. две коллегии (по 12 чел. в каждой): квиринальскую и палатинскую. С. могли быть только патриции. Во время ежегод. празд-ников в честь Марса С. исполняли магич. воен. пляску (отсюда назв. С. - плясуны). Коллегии С. существ. также в др. городах Др. Италии.

САЛИХ

САЛИХ - в мусульм. религии пророк, посланный аллахом к народу самуд с увещеваниями.

САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ

САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ - приморские франки, салии - др.-герм. племя франкской группы, обитавшее к сер. 4 в. по побережью Северного м. от устья Рейна до Шельды. В 358 потерп. пораж. от римлян и вынуждены были признать зависимость от Рим. империи. Постепенно продвигаясь на Ю., С. ф. при короле Хлодвиге (481 - 511) захватили оставш. рим. часть Сев. Галлии (486), и подчинив др. франкские племена, образовали раннефеод. Франкское госуд. Лучший источ., хар-ризующий, обществ. строй С. ф. - Салическая правда.

САЛЛЮСТИЙ

САЛЛЮСТИЙ - Гай Крисп (86 - ок. 35 до н.э.) - рим. историк. В 52, будучи нар. трибуном, выступал против защищаемого Цицероном сторонника сенатской олигархии Милона в суд. процессе последнего. В 50 был искл. из списка сенаторов, но в 49 восстановлен Цезарем. Участв. в войнах Цезаря, в 46 был назначен проконсулом провинции Новая Африка, управляя к-рой создал себе состояние. По возвращ. в Рим С. обвинялся в злоупотребл., но был оправдан. После смерти Цезаря (44) посвятил себя лит. деятельности.

Из его соч. до нас дошли письма к Цезарю (ок. 50 - 46), содержавшие предложения о реформе гос. устр-ва, и две книги: «О заговоре Катилины» (ок. 43 или 41) и «Югуртинская война» (ок. 41 или 39 - 36). Последнее соч. С. - «Истории» (в 5 кн.), напис. в 36 - 35, охватывало события 78 - 66 до н.э. (сохран. небольшие фрагменты).

САЛМАНАСАР I

САЛМАНАСАР I - царь Ассирии (по традиц. датировке, ок. 1280 - 1260 до н.э.), сын и преемник Ададнирари I. Продолжал борьбу, начатую при его отце, с госуд. Митанни. Воспользов. отвлеч. хеттских сил, поддерживавших Митанни, на борьбу с Египтом, С. I разгромил митаннийские войска и вспомогат. хеттские отряды. Митаннийское царство прекратило существ. Продвиж. войск С. I к Кархемишу ускорило заключ. мира между хеттским царем Хаттусили III фараоном Рамсесом II, а также возобнов. хеттско-вавилон. союза. На севере С. I нанес пораж. союзу урартских племен.

САЛМАНАСАР III

САЛМАНАСАР III - царь (860/859 - 825/824 до н.э.), сын Ашшурнасирпала. Проводил активную завоеват. политику. Он превратил в ассир. провинцию царство Бит-Адини (на Ср. Евфрате) и обложил данью ряд госуд. Сев. Сирии и М. Азии. Попытка С. III овладеть Дамаским царством окончилась неудачей. Однако С. III получил дань с финикийских торг. городов и Израильского царства. На севере С. III совершал походы против Урарту, но не смог закрепиться на терр. этой страны. На В. овладел страной Замуа (между рр. Малый Заб и Диала) и совершал хищнические походы по ту сторону хребта Загрос (в Парсуа и Мидию). Терр. ассир. державы при С. III была поделена на 26 провинций. Армия была увеличена, по утверждению ассир. летописцев, до 120 т. ч.

САЛМАНАСАР V

САЛМАНАСАР V - царь (727 - 722 до н.э.), сын и преемник Тиглатпаласара III, одноврем. был царем Вавилонии (под им. Улулай). Проводил воен. операции против Тира и Израильского царства, придерживавш. проегип. ориентации. Во внутр. политике опирался на армию и стремился к ограничению привилегий ассир. и вавилонской знати и жречества. С. V отменил иммунитеты старинных храмовых гг. Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона, обложил их налогами и ввел повинности. В 722 во время осады Самарии С. V был свергнут в результате заговора знати.

САЛМОКСИД

САЛМОКСИД - первонач. бог войны у гетов - фракийск. племени, населявш. ниж. теч. Дуная. Геты верили, что в царстве С. умершие воины вновь оживают. Согл. сомнит. сообщ. Геродота, греки считали С. учеником Пифагора, волшебником, надел. божеств. силой, к-рый принес гетам греч. культуру.

САЛМОНЕЙ

САЛМОНЕЙ - в греч. миф. сын Эола (родонач. племени эолийцев) и Энареты, брат Кретея, Сисифа и Афаманта. От Алкидики имел дочь Тиро. С. пересел. из Фессалии в Элиду, где основал г. Салмону. За дерзость Зевс поразил его перуном и уничтожил Салмону вместе со всеми жителями.

САЛОНА

САЛОНА - первонач. иллирийское поселение (близ совр. Сплита), позднее (кон. 2 - 1 вв. до н.э.) опорный пункт римлян в Далмации. В 27 до н.э. С. получила статут рим. колонии. При Флавиях С. - крупнейший торг.-ремесл. пункт пров. Далмация и ее адм. центр. Большие лесные и рудные богатства С. эксплуатир. римлянами. Город до-стиг значит. расцвета при иллирийских императорах, а Диоклетиан выстроил в 3 км от С. (на месте Сплита) огромный дворц. комплекс, включ. также и его мавзолей (позднее Кафедральный собор).

САЛЬВИАН

САЛЬВИАН (ок. 390 - ок. 484) - христ. проповедник и писатель, священник в Марселе. В своем соч. «Об управл. божьем или провидении», явл. ценным ист. источ., С. (будучи современником событий) рисует кризис рабовлад. Рим. империи в 5 в., резкие соц. контрасты, грабеж и гнет рим. чиновников и крупных землевладельцев, восстания рабов и колонов, деморализацию знати и духовенства. В пример развращ. рим. гражданам он ставил вандалов, готов, франков. С., единств. из писателей 5 в., касается причин и хар-ра движения багаудов.

САЛЬВИЙ

САЛЬВИЙ - руковод. второго Сицилийского восстания рабов (104 - 99 до н.э.), к-рые провозгл. его царем (под им. Трифон).

САЛЬПИНГА

САЛЬПИНГА - духовой муз. инстр. состоящий из длинной металлич. трубки с колоколообраз. расширением на конце и рогового мундштука. Во время культовых церемоний и праздников, а также при объявл. войны герольды трубили в С. Часто упомин. в греч. поэзии, хотя в музыке не играла особой роли. Этруски и римляне усовершенств. С.

САЛЬТУСЫ

САЛЬТУСЫ - в Др. Риме большие (5000 югеров и более) участки лесов, пастбищ и нив на гос. земле, сдававш. в аренду частным лицам. Особенно распростр. аренда С. в провинциях (гл. обр. в Африке) в период империи. Мн. С. принадл. императорам. Впослед. С. наз. также крупные имения, равнознач. латифундиям.

САЛЮС

САЛЮС - в рим. миф. богиня здоровья, благополучия, процветания. Возможно, некогда почиталась на верш. Салютаре (одной из вершин холма Квиринал), после синойкизма став общерим. С ней был связан древ., возобновл. Августом обряд - в период прекращ. воен. действий ежегод. обращаться к богам с вопросом, дозволено ли просить о благополучии Рима. С. имела неск. храмов и жрецов. Римлянин при встрече произносил ее имя как приветствие, тем самым как бы препоручая приветствуемого покровительству С.

САМА

САМА - Сам, Сом - персонаж иран. миф. В «Авесте» С. родонач. Самов (Самидов), «лучший» из к-рых - Трита. В ср.-иран. источ. С. - потомок Йимы, победитель дэвов и чудовищ.

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО (875 - 999) - таджик. феод. госуд. со столицей в Бухаре. Начало сложения госуд. связано с деятельн. саманида Ахмеда ибн-Асада, внука основателя династии Самана и его сына Насра, назнач. халифом в 875 правит. Мавераннахра. Общий подъем С. г. начался в правл. брата Насра - Исмаила (882 - 907). При нем С. г. стало фактич. независ. от Арабск. халифата, его владения распростр. к северу по р. Талас и к З. на весь Хорасан и обл. Сев. и Вост. Ирана. Наибольш. расцвета С. г. достигло при Насре II (914 - 943). В результате обострения внутр. борьбы во 2-ой пол. 10 в. С. г. ослабело и оказалось не в силах сопротивл. натиску тюрок-кочевников. Со взятием в 999 Бухары С. г. распалось и большинство его владений в Ср. Азии перешло под власть тюркской династии Караханидов.

САМАНИДЫ

САМАНИДЫ - феодал. династия правит. Мавераннахра (Ср. Азия). Основат. династии был таджик Саман (принял ислам в 819), внуки к-рого получали наместнич. от Араб. халифата в Самарканде, Фергане, Шаше и Усрушане. Правл. династии С. прекрат. при Мансуре II (997 - 999). Последний С. Абу Ибрагим Исмаил (брат Мансура II), борясь с Караханидами за власть в Мавераннахре, был убит в 1005.

САМАНТАБХАДРА

САМАНТАБХАДРА - в будд. миф.: бодхисатва; будда.

САМАРИТЯНЕ

САМАРИТЯНЕ - самаряне - народность, образовавш. в Цент. Палестине (зап. часть совр. Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилон. и арамейских колонистов с остатком израильск. и ханаанейск. населения. Переселенцы восприн. иудаизм и поддерж. тесные связи с Иудейским царством до разруш. Иерусалима вавилонянами и т.н. «Вавилонского пленения» (586 до н.э.). После возвращ. иудеев из вавилонск. плена произошел разрыв между С. и иуд. теократич. общиной. С. основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с С. Автономия общины С. сохран. вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидир. визант. имп. Юстином II.

САМАРИЯ

САМАРИЯ - город, осн. ок. 875 до н.э. израильск. царем Омри, заселен. ханаанеями и превращ. в авт. общину (гор.-госуд.), находивш. до 40-х гг. 9 в. до н.э. в личной унии с Израильским царством. При царе Иегу (ок. 842 до н.э.) стал столицей Израильского царства, после захвата Саргоном II (722 до н.э.) был заселен самаритянами, в 107 до н.э. разрушен иуд. царем Иоанном Гирканом, в 60-х гг. до н.э. восстанов. римлянами, переимен. Иродом в Себаста (ныне Себастия).

САМАРКАНД

САМАРКАНД - город, располож. в долине р. Зеравшан. В 4 в. до н.э. на терр. С. существ. г. Мараканда - столица Согдианы (впервые упомин. в 329 до н.э.). В 6 в. н.э. вошел в состав Тюркского каганата; в нач. 8 в. С. завладели арабы; в 9 - 10 вв. наход. под властью Саманидов.

САМАРРА

САМАРРА - город 9 в., в настоящее время развалины в ср. теч. р. Тигр, выше Багдада (совр. Ирак). Был построен в нач. 9 в. аббасидским халифом Мутасимом, к-рый перенес в него столицу из Багдада. Здесь халиф жил вместе со своими приближ. и гвардией. В 870 - 892 халиф Мутамид перевел столицу обратно в Багдад, после чего С. потеряла свое знач. и пришла в упадок.

САМАЭЛЬ

САМАЭЛЬ - Саммаэль - в иуд. демонологии злой дух, демон, часто отожд. с сатаной.

САМВАРА

САМВАРА - Чакрасамвара - идам в будд. миф. ваджраяны. Обитает на горе Кайлаш. Считается эманацией дхьяни-будды Акшобхьи.

САМДЗИМАРИ

САМДЗИМАРИ - в груз. миф. женщина-кадж, похищ. из страны каджей Каджети. Похищ. С. связыв. с им. Гиорги Хахматского (прозвище дано по назв. местности в Хевсурети).

САМИТИ

САМИТИ - племенное собрание в ведич. период истории Индии. На С. избирался вождь (раджа) и решались важнейшие общеплем. дела. С развит. госуд. в Индии С. сохран. как пережиток племенной демократии. Почти не сохран. данных о составе С., правах и порядке работы. Но известно, что С. долго играло важную роль в законодат., в определ. порядка престолонасл. и др. Согласие между царем и С. считалось основой благополучия страны. По мере усиления царской власти знач. С. падает, и с сер. 1-го тыс. до н.э. С. не созываются.

САМНИЙ

САМНИЙ - Самниум - в древности назв. гористой обл. в Ср. Италии, населенной племенами самнитов. В нач. 3 в. до н.э. в результ. Самнитских войн С. был завоеван римлянами.

САМНИТСКИЕ ВОЙНЫ

САМНИТСКИЕ ВОЙНЫ - войны между Римом и т.н. Самнитской федерацией, т.е. союзом самнитов с сабелльск. племенами марруцинов, пелигнов, марсов, вестинов, френтанов. Рим. предание сообщает о столкн. Рима с самнитами из-за Кампании (в 343 - 341 до н.э., т.н. 1-я С. в.). В результ. этой войны римляне стали осуществ. контроль над Капуей и Кумами, самниты - над Теанумом. Победив в Лат. войне 340 - 338 до н.э., римляне вмешались в борьбу аристократов с демократами в Неаполе и захват. город, что привело ко 2-й С. в. (327 - 304 до н.э.). Вслед за успеш. действ. римлян против самнитских гарнизонов в городах Кампании по-следовал разгром рим. войска при Кавдинском ущелье (321 до н.э.). В 315 на стороне самнитов выступ. города Этрурии, что не помешало римлянам, реорганизов. армию и изменившим тактику, занять мн. города Самния (в т.ч. и гл. г. Бовианум) и одержать победу. В 304 до н.э. был заключен мирный договор, по к-рому самниты вынужд. были уступ. Риму Кампанию. Воспользов. нападением на рим. земли галлов и примкнувших к ним этрусков, самниты утверд. в Лукании, что послуж. поводом к 3-й С. в. (298 - 290 до н.э.). Воен. действия происх. в Самнии и Умбрии, где вместе с самнитами действ. галлы и этруски. После первых неудач римляне разбили самнитов и галлов при Сентине (295). В 290 самниты вынужд. были прекратить сопротивл. Самнитская федерация была распущ., самнитские общины обращ. в рим. союзников низшей категории. Рим аннексир. сабинские земли, превратив сабинян в неполноправных рим. граждан, были выведены колонии в Пицен и Апулию. В результ. С. в. римляне прочно заняли господств. положение в Цент. Италии.

САМНИТЫ

САМНИТЫ - др.-итал. племена оскской яз. группы, включ. гирпинов, пентров, караценов, кавдинов и др. Рим. авторы считали С., как и сабинов, потомками бога Солнца. С. - горные племена, занимавш. преим. скотоводством. В 5 в. до н.э., спустившись с гор, часть С. заняла З. и Ю.-З. Апеннинского п-ова. Эти самнитские племена, смешавш. с местным населением - авзонами, энотрами и др., известны под назв. кампанцы, луканы и бруттии. До покорения их Римом С. сохраняли черты первобытнообщ. строя. В 4 в. до н.э. сложился воен. союз сабелльских племен под главенст. С. Эта т.н. Самнитская федерация в 354 до н.э. заключ. дружеств. союз с Римом. Во 2-й пол. 4 - нач. 3 вв. до н.э. С. вели войны с Римом, завершивш. покорен. С. Выступили против Рима во время походов Пирра и Ганнибала; боролись против Рима в Союзнической войне 90 - 88 до н.э. Были почти полн. истребл. Корнелием Суллой (1 в. до н.э.).

САМО

САМО - 1. княжество, первое госуд. зап. славян; существ. в сер. 7 в. В 623 под руковод. князя Само славяне одерж. победу над аварами. Ядром госуд. С., включавш. терр. Чехии, Моравии, Словакии, земли лужицких сербов и нек-рых др. зап.-слав. племен, явл. Моравия и Нитра. В 631 благодаря победе Само над франками был остановлен натиск последних на земли зап. славян и была расширена терр. княжества С. за счет Тюрингии и нек-рых др. обл.

2. славян. князь 623 - 658, основатель первого (раннефеод.) госуд. зап. славян, носивш. его имя. По мнению одних исследователей, С. был по происхожд. франком (по занятиям - купцом), по мнению других - славянином. В 623 С. со своей дружиной возгл. успеш. восстание славян против авар, в 631 разбил войско франкского короля Дагоберта, вторгш. в пределы славянского госуд.

САМОС

САМОС - о-в в Эгейском м.; принадл. Греции. В древнейшее время (во 2-м тыс. до н.э.) входил в р-н распростр. крито-микенской культуры. Древнейшие обитатели С. лелеги и карийцы в нач. 1-го тыс. до н.э. были вытесн. ионийцами. С 8 в. до н.э. С. стал цветущим торг.-ремесл. полисом, жителям к-рого греч. традиция приписыв. изобрет. бронз. литья; ими основан ряд колоний (Перинф, Самофракия, Навкратис и др.). Наивысш. расцвета С. достиг при тиране Поликрате (2-я пол. 6 в. до н.э.). С кон. 6 в. до н.э. наход. под властью персов, с 479 до н.э. стал членом Делосского союза и вошел в состав Архе Афинской. После неудач. восст. против афинского господства в 440 до н.э. оставался в составе Архе Афинской до конца Пелопоннесской войны; в 404 до н.э. приобрел независ., но сохр. проафинскую ориентацию. В 365 до н.э. вошел во 2-й афинский мор. союз. В эллинистич. период входил в состав Македонии, Пергамского царства; в 133 - 129 до н.э. - в составе рим. провинции Азия.

САМОСАТА

САМОСАТА - столица княжества Коммагены на правом берегу Евфрата, переправа на важном пути с В. на З.; в 72 до н.э. С. захватили римляне. Здесь родился Лукиан.

САМОУБИЙСТВО

САМОУБИЙСТВО - Эсхил, Софокл, Еврипид и Платон оправд. С., когда его причиной были несмыв. позор, личное несчастье, неизлеч. болезнь и т.д. Гесиод видел в С. единств. выход для бедняков, позволяющий им избежать мучит. голодной смерти.

Аристотель сообщает, что согл. законам греч. полисов С. строго осужд., самоубийцы лишались погребальных почестей. Исключ. составл. Массалия, где самоубийцы, достаточно обосновавшие необход. С., получали от властей яд. Софисты и в еще большей степени киники превознос. безуслов. свободу в личном решении вопросов жизни и смерти. Стоики считали С. обязат. мерой в том случае, если судьба человека была невыносимой. Решител. неприятие С. хар-рно для неоплатоников и христиан.

САМОФРАКИЯ

САМОФРАКИЯ - гористый о-в у побережья Фракии. Во 2-м тыс. до н.э. С. была заселена фракийцами, в 8 в. до н.э. колонизир. Лесбосом, состояла в союзе с Персией, затем вошла в Афинский мор. союз, в 404 - 389/388 попала под власть Спарты, ок. 340 - Македонии, а в 168 до н.э. - Рима. С. была известна мистериями святилища Великих богов, кабиров. Наиболее значит. постройкой свящ. квартала явл. зал Святая святых. Знаменитая статуя родосской шко-лы - «Ника Самофракийская» (ок. 190 до н.э., ныне находится в Лувре) - была установл. в конце свящ. квартала на ростре.

САМСОН

САМСОН - легенд. богатырь израильск. племени данитов, соверш. ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота г. Газы, но затем попал в руки неприят. в результ. коварства красавицы-филистимлянки Далилы, обрезавшей его волосы, в к-рых таилась волшеб. мощь С. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели его в храм Дагона, он сломал колонны, крыша обрушилась и С. погиб вместе с врагами. В легендах о С. нашли отраж. события 12 - 11 вв. до н.э. - борьба между др.-евр. племенами и филистим-лянами.

САМУД

САМУД - в мусульм. религии один из «коренных», исчезн. народов Аравии.

САМУДРАГУПТА

САМУДРАГУПТА - правитель (ок. 330 - 380) Гуптов госуд. При С. империя Гуптов включ. почти всю Сев. Индию (кроме долины Инда, Зап. Пенджаба, Зап. Раджпутаны, Вост. Бенгалии и Ассама).

САМУИЛ

САМУИЛ - полулегенд. израильский жрец, пророк и «судья», последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства - Саулу. Жил, согл. преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреч. традиция приписыв. С. антимонархич. тенденции «народоправства».

САНГА

САНГА - в дравид. миф. поэтич. академия, с к-рой связыв. возникн. тамильской поэтич. традиции. Первая С. существ. якобы с незапамятн. времен на материке Лемурия, и главой ее был Шива. Она просуществ. 4400 лет и погибла вместе с материком, затопл. океаном. Ей наслед. С. в г. Кападапурам, к-рая также погибла во время потопа спустя 3700 лет. Затем поэтич. традицию поддерж. С. в Сев. Мадуре. Возможность существ. этой С. реальна, но прямых доказат. этого практич. нет. Именно с ней связыв. самая ранняя тамильская поэзия из дошедших до нас «Восьми антологий» и «Десяти поэм» (1 - 3 вв. н.э.). В состав С., по легенде, входили поэты, знатоки поэзии, придворная знать и цари.

САНГХА

САНГХА - в будд. миф. одно из т.н. трех сокровищ - будд. община (два других - Будда и дхарма). Первонач. словом С. обознач. совокупн. всех учеников Шакьямуни (Ананда, Кашьяпа, Маудгальяяна, Субхути, Шарипутра и др.), миф. или полумиф. деяния к-рых занимают важное место в будд. легендах. В последующие времена членом С. мог стать каждый человек, к-рый принял определ. обеты (мирянина или монаха). К числу членов С. могут быть отнесены и чисто миф. персонажи.

САНГ ХЬЯНГ

САНГ ХЬЯНГ - Сангхьянг - в индуист. миф. Зап. Индонезии и Малайзии титул, употребл. перед именами богов гл. обр. высокого статуса (санг хьянг Тунггал, санг хьянг Батара Гуру, санг хьянг Ибу Пертиви, санг хьянг Камаджайя и т.п.), за исключ. божеств демонич. круга.

САНДАЛИИ

САНДАЛИИ - кожаная подошва, вырезан. по форме стопы, привяз. к ноге ремнями. Иногда делалась двойной, могла иметь пробковую прокладку. Ременное крепление было самым различным. С. для домаш. обихода были известны еще в др.-вост. странах. Ремни, способы завязки и цвет менялись в зависим. от моды. Этруски экспортир. тирренские С. уже в 6 в. до н.э. Иногда на подошве делались орнаменты из гвоздей (напр., христ. символы), к-рые отпечат. на песчаном полу дома. В Риме вне дома одевали лишь тогу и полуботинки, на улице было строжайше запрещ. появл. в С.

САНСАРА

САНСАРА - в этикорелиг. воззрениях индийцев обознач. мирского бытия, связан. с цепью рождений и переходом из одного существ. в другое, а также - населенных живыми существами миров, в к-рых происходит этот переход.

САНСКРИТ

САНСКРИТ - язык древ. и ср.-век. инд. религ., философск., худож. и науч. лит-ры. В широком смысле понятие «С.» включ. вед. язык, эпич. С. и классич. С. Термин «санскрта» (обработанный, совершенный) введен самими индусами для классич. С. в противополож. термину «пракрта» (естественный, простой). Ближе всего к С. язык сутр. Эпич. С. - язык древ. поэм «Рамяны» и «Махабхараты» отлич. от классич. Нормализация и обработка языка позднейшей ведич. прозаич. лит-ры заверш. созданием ок. 4 в. до н.э. грамматики Панини, канонизир. нормы лит. языка брахманов, ученых и придворных поэтов.

САНЬГО

САНЬГО - Троецарствие; период в истории Китая (220 - 280 н.э.) получивший свое назв. по числу царств, образовавш. после распада Ханьской империи. Этот пе-риод хар-ризовался феод. раздробл. и непрерыв. борьбой между тремя царствами - Вей (занимало Сев.-Зап. и Цент. Китай, часть Вост. Китая и юж. часть совр. Дунбэя), У (наход. на терр. Юж. и Юго-Вост. Китая) и Шу (охватывало Юго-Зап. Китай, частично провинции Шэньси и Хубэй). Царство Шу просуществ. 43 года. В первую по-ловину существ. оно вело успешные войны, в к-рых прославился выдающ. кит. полководец Чжугэ Лян (ум. 234). В дальнейшем оно было сильно ослаблено внутр. борьбой и в 263 было уничтож. и присоед. к владениям царства Вэй. В 265 в царстве Вэй власть захватил полководец Сыма Янь, основавший в том же году династию Цзинь (265 - 420) и завершивший к 280 завоев. У.

САНЬ ГУАНЬ

САНЬ ГУАНЬ - в кит. даосской и поздней нар. миф. божества трех стихий: Тянь-гуань («небесный чиновник»). Ди-гуань («чиновник земли») и Шуй-гуань («чиновник воды»).

САНЬ ХУАН

САНЬ ХУАН - в др.-кит. миф. три миф. правителя. По одной версии, это первопредок Фу-си, изобретатель огня Суйжэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун; по другой - Фу-си, прародительница Нюй-ва, Шэнь-нун; по третьей - Фу-си, бог огня Чжун-жун и Шэнь-нун; в нек-рых памятниках вместо Чжу-жуна упомин. бог вод Гун-гун.

САНЬЧЖУШУ

САНЬЧЖУШУ - в др.-кит. миф. чудесное дерево с тремя стволами.

Предыдущая страница Следующая страница