Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАН")

МА

МА - гл. богиня Команы в Каппадокии; играла такую же роль, как Кибела Пессинская. Она счит. богиней, дарующей плоды, и богиней смерти во время войны. В Риме в 1 в. до н.э. ей был посвящен храм. Культ Ма получил наиболее широкое распростр. в армии. В дни празднеств в честь богини жрецы и ее почитатели бичевали себя и наносили друг другу раны обоюдоострыми топорами. Имеются сведения об изреч. от ее имени пророчествах и предсказаниях.

МААТ

МААТ - в егип. миф. богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота. Изображ. женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Символ М. - страусовое перо, прикрепл. на голове (иероглиф «маат» - страусовое перо). Большую роль играла М. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на др. - статуэтку М. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). М. иногда назыв. «Маати» (двойств. число), так как существовало представл. о двух сестрах М.; зал суда назыв. «залой двух правд».

Эмблемой судей была статуэтка М., к-рую они носили на груди. Жрецом М. был визир; центром культа - Фиванский некрополь.

МА-ВАН

МА-ВАН - в кит. нар. миф. бог - покровитель лошадей. М.-в. считался воплощением созвездия Фан, к-рое, согл. астролог. воззрениям, вершит судьбы коней. М.-в. почитали военные (всадники) и хозяева, державшие лошадей. Культ. М.-в. преобладал в Сев. Китае.

МАВАРДИ

МАВАРДИ - Абу-ль-Хасан Али ибн-Мухаммед (974 - 1058) - араб. мусульм. правовед (факих). Род. в Басре, большую часть жизни провел в Багдаде, где был гл. кади (судьей). Известно 9 его соч., посвящ. толкованию корана, гос. праву и иск-ву гос. управления. Большую известность получил трактат М. «Аль-ахкам ас-султанийа» («Султанские установления»).

МАВЗОЛЕЙ

МАВЗОЛЕЙ - монумент. надгробное сооруж. Назв. «М.» происходит от гробницы карийского царя Мавсола (сер. 4 в. до н.э.). Камеры (часто подземные), в к-рых помещались останки умершего, иногда включали поминальный зал. Широкое распростр. получили М. в Др. Риме (наиболее известены мавзолей Августа и грандиозный мавзолей Адриана), а также в ср. века в Ср. Азии и Азербайд-жане (напр., Гур-Эмир в Самарканде, мавзолеи в На-хичевани и мн. др.).

МАВРЕТАНИЯ

МАВРЕТАНИЯ - в древности сев.-зап. обл. Африки (З. терр. Алжира и В. терр. Марокко), населенная берберскими племенами. В кон. 2-го тыс. до н.э. эта обл. была колонизована финикийцами, поэтому почти все города М. пунического происхожд. В 3 в. до н.э. большая часть терр. М. находилась под властью Карфагена. После падения последнего (146 до н.э.) М. попадает под рим. влияние. Во 2 - 1 вв. до н.э. ее населяли племена, находивш. на стадии разложения родового строя и формирования рабовлад. госуд. К 45 н.э. М. была завоевана Римом и разделена на 2 провинции: Тингитанскую М. на З. и Цезарейскую на В. В 5 в. побережье было завоевано вандалами, в 533 - Византией, в кон. 7 в. - арабами.

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ - Псевдо-Маврикий - визант. писатель 6 - нач. 7 вв., автор трактата о воен. иск-ве, извест-ного под назв. «Стратегикон». О личности М. С. известий не сохранилось, и долгое время автором «Стратегикона» считали визант. имп. Маврикия (582 - 602). В настоящее время доказано, что это произв. принадлежит неизвест. автору, жившему в период правл. Маврикия. Трактат представляет собой руководство по воен. иск-ву для визант. военач.

МАВРЫ

МАВРЫ - назв. (от греч. - темный), под к-рым в Зап. Европе, начиная с периода античности, было известно коренное население стран, располож. на С. Африки (кроме Египта). До араб. завоев. (7 - 8 вв.) М. называли берберское население, прежде всего население госуд. Мавретания (Мавритания), с к-рым римляне вступили в сношения во время Югуртинской войны (111 - 105 до н.э.). С 8 в., после завоев. Сев. Африки арабами и появл. берберских племен под предводит. арабов на Пиренейском п-ове, вестготы стали называть М. всех завоевателей, пришедших из Сев. Африки. В период Кордовского халифата (929 - 1031), когда араб. яз. и ислам получили широкое распростр. на Пиренейском п-ове, М. называли всех мусульман этого п-ова, говоривших по-арабски.

МАВСОЛ

МАВСОЛ - перс. сатрап Карии в 377 - 353 до н.э., фактич. проводил самостоят. политику, украсил свою столицу Галикарнас роскош. храмами и дворцами. Еще при жизни М. было начато сооруж. усыпальницы, именовавш. Мавзолеем. Ее стр-во было завершено в период правл. его вдовы Артемизии.

МАГАДХА

МАГАДХА - одно из древнейших рабовлад. госуд. Индии, находивш. на терр. юж. части совр. штата Бихар. Подъем и усиление М. начинаются с 7 в. до н.э., в период царствования правителей из династии Шайшунага - Бимбисары и Аджаташатру. В длительных войнах цари М. подчинили себе все госуд. по ср. и ниж. теч. Ганга. В кон. 4 - 2 вв. до н.э. М. явилась основным ядром госуд. Маурьев, охватывавш. в 3 в. до н.э. (при царе Ашоке) почти всю Индию. М. была центром раннего буддизма. После распада госуд. Маурьев М. ок. 28 до н.э. была завоевана андхрами - народом Юж. Индии. В 4 - 5 вв. н.э. в М. правила династия Гуптов. В сер. 5 в. под ударами гуннов-эфталитов госуд. Гуптов распалось.

МАГАН

МАГАН - в древности страна в Аравии (на терр. совр. Омана), на побережье Индийского ок. Упомин. с 26 в. до н.э. шумерами (Ур-Нанше, Гудеа, Ур-Намму, и др.), позднее аккадцами (война Нарамсина с Манцу, царем М.) и ассирийцами. М. славился как страна мореплавателей. Был богат залежами меди и ценными сортами деревьев. Через М. проходил мор. путь из Шумера в Индию и Африку. Со 2-го тыс. до н.э. шумерское назв. М. в ассир. и арамейских текстах было перенесено на Египет.

МАГИ

МАГИ - жрецы в раннерабовлад. госуд. Мидии, образовавшие замкнутую касту. После подчинения Мидии перс. царем Киром (550 до н.э.) М. стали жрецами в перс. госуд. Ахеменидов. При перс. царе Ксерксе (486 - 465 до н.э.) пользовались большим влиянием.

МАГИСТР

МАГИСТР - назв. ряда должностей и глав сакральных коллегий в Др. Риме.

МАГИСТРАТУРА

МАГИСТРАТУРА - в Рим. республике различались М. курульные (консулы, преторы, цензоры, курульные эдилы), привилегией к-рых было особое должностное кресло, и некурульные (квесторы, в частн., трибуны, плебейские эдилы). К экстраординарным М. относились должности диктатора, командующего конницей и интеррекса. Все М. исполнялись безвозмездно; ординарные М. выбирались, как правило, на 1 год и исполнялись минимум двумя людьми (коллегиал, принцип). После отмены царской власти (ок. 500 до н.э.) во главе Республики стояли 2 высших магистрата, принадлежавшие к патрициям. До конца не установлено, как они назывались (консулы или преторы), в чем заключалась их деятельность (только командование армией или также осуществление высшей гражд. власти). С сер. 5 в. до н.э. дополнит. избирали 2 цензоров на 18 месяцев и 2 квесторов, заведовавших городскими финансами; с кон. 5 в. стали избирать еще 2 квесторов, распоряжавш. продажей пленных и воен. добычей. В 5 - нач. 4 вв. до н.э. существовала высшая магистратурная должность (воен. трибун с консульской властью). Интересы плебеев защищали особые должностные лица - 2 плебейских эдила и 10 плебейских трибунов. С 367 до н.э. (по закону Лициния - Секстия) во главе высшей исполнит. власти стояли 2 консула (из к-рых 1 должен был быть плебеем) и 1 претор, а также 2 курульных эдила, принадлежавших к патрициям. По закону Виллия (180 до н.э.) был установлен минимал. возрастной ценз для М., впослед. неоднократно менявшийся. При Сулле (44 до н.э.) стали выбирать, кроме 2 консулов, 8 преторов и 20 квесторов. Минимал. возраст-ной ценз составлял для претора 40, а для консула 43 года. Цезарь (44 до н.э.) довел число плебейских эдилов до 4, преторов - до 14 - 16, квесторов - до 40.

МАГИЯ

МАГИЯ - древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отожд. его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

МАГНЕНЦИЙ

МАГНЕНЦИЙ - рим. военач. варварск. происхожд., в рядах рим. армии прошел путь до комита, в 350 узурпировал престол и был войсками провозглашен императором зап. части Рим. империи. По его приказу был убит бывший имп. Констант. В войне с Констанцием II, отказавш. признать его власть, М. был разбит в битве при Мурсе (351) и после еще одного пораж. покончил с собой.

МАГНЕСИЯ

МАГНЕСИЯ - древ. город в Лидии, (совр. Маниса в Турции), располож. у горы Сипила в долине р. Герма. В 190 до н.э. у М. римляне нанесли решител. пораж. Антиоху III, после чего последовало заключение Апамейского договора 188 до н.э.

МАГНИТ

МАГНИТ - уже Фалесу было известно о способности М. притягивать железо, однако греч. ученые огранич. лишь сбором фактов и не дали теоретич. осмысления этого явления. Они исходили из правильн. предположения, что магнитное взаимодействие тел происходит на основе «силы», однако так и не смогли определить его причину; в кон. 4 в. до н.э. зафиксировали аналогич. ситуацию с янтарем. Свойства М. нашли широкое отражение в различ. сказаниях и легендах. В рим. период Лукреций стремился дать объяснение намагнич. на основе атомистич. теории.

МАГОМЕТ

МАГОМЕТ - искаж. европейцами имя Мухаммеда, араба, происходивш. из г. Мекки и считающ. основателем ислама.

МАГОН

МАГОН - 1. карфагенский писатель. Известен своим трактатом о с. х-ве в 28 книгах. Соч. М. пользовались большой популярностью у римлян и по постановлению сената были переведены на лат. яз. (вероятно, вскоре после разрушения Карфагена в 146 до н.э.), а в 88 до н.э. на греч. язык.

2. (ум. 203 до н.э.) - карфагенский полководец. Брат Ганнибала, М. участвовал в его походе в Италию во время 2-й Пунической войны и сражался в битве при Каннах (216 до н.э.). В 215 - 206 до н.э. воевал с римлянами в Испании. Будучи изгнан оттуда, захватил Балеарские о-ва. В 205 до н.э. двинулся с флотом в Италию на помощь Ганнибалу, но был разбит рим. войсками, тяжело ранен и умер на обратном пути в Африку.

МАГОНИДЫ

МАГОНИДЫ - знатный род в Карфагене в 6 - 4 вв. до н.э. Родонач. М. был Магон, заложивший основы воен. могущества карфагенской рабовлад. державы. Политику Магона продолжали его сыновья Гасдрубал и Гамилькар, воевавшие в Сицилии, Сардинии и Африке; правнук Магона Гискон возгл. экспедицию в Сицилию (4 в. до н.э.).

МА-ГУ

МА-ГУ - в поздней кит. нар. миф. бессмертная фея, помогающая людям.

МАГУЛА

МАГУЛА - принятое в новогреч. яз. наименов. засел. еще в древнейшую эпоху цепи холмов в Фессалии (напр., культуры Димини и Сескло).

МАДОННА

МАДОННА - образ богоматери с младенцем (итал. - «моя госпожа») на руках утвердился в иконографии в 1-й пол. 4 в. и восходит к образу егип. богини Исиды с младенцем Гором. С этим связан обычай называть богоматерь «Моя госпожа», так же как называли Исиду во время мистерий, устраиваемых в ее честь.

МАДХЬЯДЕША

МАДХЬЯДЕША - одна из осн. терр. единиц Др. и ранней ср.-век. Индии. По традиции Индия делилась обычно на Сев. (Уттарапатха), Срединную (Мадхьядеша), Зап. (Апаранта), Вост. (Прачья) и Юж. (Дакшинапатха) страны. М. располагалась в р-не Джамна - Гангского двуречья. Здесь находились города, игравшие в разные периоды большую роль: Индрапрастха, Матхура, Тханесар, Ка-наудж и т.д.

МАЗДА

МАЗДА - др.-перс. «мудрый»; в иран. миф. одно из наименов. (или составная часть наименов.) гл. божества.

МАЗДАИЗМ

МАЗДАИЗМ - религия Др. Азербайджана и Мидии. Основой М. явл. культ «доброго» божества Мазды; зачатки этого культа восходят к госуд. Урарту. Для М. хар-рны своеобразные погребальные обычаи (выставление покойников на растерзание хищным птицам и зверям). Жреч. каста магов добивалась в 9 - 8 вв. до н.э. провозгл. М. господствующей религией в Мидии, а позднее в державе Ахеменидов в Персии (6 - 4 вв. до н.э.), хотя здесь М. претерпел нек-рые изменения (напр., допускалось погребение покойников в склепах). М. оказал известное влияние на зороастризм.

МАЗДАК

МАЗДАК (ум. 529) - проповедник религ.-философ. учения и руковод. нар., гл. обр. крестьянского, движения в Персии. По преданию, явл. зороастрийским жрецом, был близок ко двору сасанидск. шаха Кавада I и пытался убедить его провести реформы. После подавл. восстания казнен представителями шахской власти.

МАЗДАКИЗМ

МАЗДАКИЗМ - религ.-философ. учение, назв. по им. Маздака и получившее широкое распростр. в Персии на рубеже 5 - 6 вв., в период маздакитск. движения. М., тесно связан. с манихейством, своими корнями уходит в древней гностицизм и зороастризм. Согл. М., в природе есть 3 элемента: вода, огонь и земля, смешение к-рых дает положит. и отрицат. явления; извечная борьба между добрым, светлым, свободным, разумным началом и тьмой, к-рая воздействует лишь слепо, случайно, кончится торжест-вом света в результате насилия и истребления «людей зла».

МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - нар., гл. обр. кре-стьянское, восстание в Персии в 488 - 528/529. Причиной восстания, происходивш. под влиянием требований маздакизма, явилось резкое обострение класс. противоречий в результате усиливавш. закабаления феодализирующ. знатью крестьян-общинников. В начале М. д. перс. шах Кавад I (488 - 528) стремился использовать движение в своих интересах и с помощью маздакитов подорвать влия-ние и самостоят. крупной родовой землевлад. знати и зороастрийск. жречества. Однако дальнейшее развертывание М. д., производивш. маздакитами конфискация и раздел имущества знати и ее частич. истребление, испугали шахское правительство. В 528/529 родовая знать во главе с сыном Кавада I Хосровом учинила кровавую расправу над маздакитами и казнила руковод. движения Маздака.

МАЗИ

МАЗИ - играли важную роль в физич. культуре древ. греков и римлян. Составлялись на основе оливкового, орехового, миндального масел или ланолина. Вместе с водой они смешивались со смолами и благовониями. М. натирались после купания и перед спорт. состязаниями. Ими после обмывания умащали также покойников.

МАЗХАБ

МАЗХАБ - школа мусульм. религ. права. В 8 - 9 вв. в феод. обществе халифата сложилось 4 основных М.: ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов, учение к-рых основано на коране и сунне (мусульм. «свящ. предание»).

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА - «иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию.

МАЙОРДОМ

МАЙОРДОМ - мажордом - высшее должностное лицо во Франкском госуд. при Меровингах (кон. 5 - сер. 8 вв.). Первонач. М., назначавш. королем, стоял во главе дворцового управл. С упадком значения королевской власти и с усилением феодализировавш. франкской знати М. сосредоточили в своих руках гл. функции гос. управл. (с сер. 7 в.). Один из них - Пипин Короткий, свергнув в 751 последнего меровингского короля, основал династию Каролингов.

МАЙРА

МАЙРА - в греч. миф. верный пес, к-рый привел Эригону к могиле ее убитого отца Икария; превратился в созвездие Пса.

МАЙСАРА

МАЙСАРА (ум. 740) - руковод. восстания берберских племен против араб. господства в Марокко в 739 - 742. Был водоносом в г. Кайруане. В 739 во главе трех берберских племен, недовольных взиманием с них араб. феодалами непомерных податей, М. двинулся на Танжер и взял его, сломив упорное сопротивл. арабов, к-рым оказал помощь араб. правитель Кордовы. Повстанцы провозгл. М. халифом. Однако вскоре он был низложен и убит.

МАЙТРЕЯ

МАЙТРЕЯ - в будд. миф. бодхисатва и будда грядущего мирового порядка. М. - единств. бодхисатва, к-рого признают все основные направл. буддизма. Культ М. был особенно популярен в странах Цент. Азии и Гималаях, где в его честь сооружено много гигантских статуй. М. изображают сидящим на троне «на европ. лад», он золотого цвета, вместе с М. изображают колесо дхармы, ступу и вазу.

МАЙЯ

МАЙЯ - 1. в греч. миф. нимфа гор, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта и Плейоны. В гроте аркадской горы Киллена М. сошлась с Зевсом, от к-рого родила Гермеса.

Имя ее («матушка», «кормилица») указывает на присущие ей функции вскармливания и воспитания; она воспитывала сына Зевса и нимфы Каллисто Аркада. Вместе с сестрами-плеядами была превращена в одноим. созвездие. Римляне отожд. М. с италийской богиней Майей (Майестой), по-кровительницей плодоносной земли. Ей приносились 1 мая жертвы; от ее имени - назв. месяца мая в рим. календаре. В эллинистич.-рим. эпоху считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия, отожд. с рим. Бона деа, Фауной.

2. в вед. миф. способность к перевоплощению, свойств. нуминальным персонажам; иллюзия, обман. Применит. к богам М. означает положит. магич. силу, изменение вида, чудесную метаморфозу. Если М. принадлежит противникам богов - демонам, врагам, М. выступает как обман, хитрость, колдовское изменение вида, подмена.

3. в индуист. миф. зодчий асур, один из дайтьев. М. - сын Випрачити и Дити.

МАКАРА

МАКАРА - миф. образ фантаст. мор. животного, извест-ный в инд. традиции, а также у народов ряда р-нов, испытавших влияние инд. культуры. Иногда образ М. трактуется и как класс гибридных чудовищных животных с преобладанием черт водных существ. М. часто представляли животным огромных размеров (своего рода инд. левиафаном), близким по своему облику к крокодилу, акуле, дельфину; с головой крокодила, слона с поднятым кверху хоботом, рыбы или водного чудовища с открытой пастью; телом рептилии или чешуйчатой рыбы, с хвостом в виде рыбьего плавника, с двумя или четырьмя лапами.

МАКАРИЯ

МАКАРИЯ - в греч. миф. единств. дочь Геракла от Деяниры. Ради победы своих братьев Гераклидов над Эврисфеем М. покончила с собой, так как оракул предсказал, что победа будет возможна, если к.-н. из детей принесет себя в жертву Персефоне. В память о М., источ., протекавший близ селения Марафон (Аттика), был назван ее именем.

МАКДИСИ

МАКДИСИ - араб. путешественник и географ 2-й пол. 10 в.

МАКЕДОНИЯ

МАКЕДОНИЯ - древняя - рабовлад. госуд. 5 - 2 вв. до н.э. в сев.-вост. части Балканского п-ова. Верхняя часть М. - гористая, нижняя - приморская, равнинная. Природные условия М. благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства, особенно коневодства. М. была богата лесом и ценными полезными ископаемыми: золотом, серебром, медью и железом. Историки полагают, что макед. на-родность сложилась к 5 в. до н.э. в результате смешения населения нижнедунайской раннеолитич. культуры с фракийскими, иллирийскими и греч. этнич. элементами. Удаленность М. от гл. центров Греции и оторванность от занятого греками мор. побережья объясняют ее относит. отсталость.

Городов как центров ремесла и торговли на терр. М. в ранний период почти не было. Рабство было гораздо менее развито, чем в др. греч. полисах. Макед. племена развивались неравномерно: племена Верхней М. в 4 в. до н.э. продолжали жить в условиях родоплем. строя, а в более развитой Нижней М. в кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э. с усилением процесса клас. дифференциации уже образовалось раннерабовлад. госуд. В 5 в. до н.э. при царях из династии Аргеадов происходило постепенное политич. объед. М. При Александре I (495 - 450) была объед. вся Нижняя М. Реформы Архелая (413 - 399) (воен., денежная и др.) способствовали объед. М. и дальнейшему ее хоз. и политич. развитию. При нем столица госуд. переносится из Эг к побережью, в Пеллу. Формирование макед. монархии завершилось подчинением при Филиппе II (359 - 336) последней независимой обл. Верхней М. - Линкестиды. Филиппом II были проведены реформы в обл. управления, финансов, воен. дела и др., направл. на ослабление родовой знати и к централизации госуд. Упрочение экономич. и политич. позиций М. позволило начать ей политику захватов. Глубокий соц.-экономич. кризис греч. полисов, поддержка Филиппа промакед. группировками способствовали успехам М. С 359 по 338 М. были завоеваны Амфиполь, Иллирия, Пеония, Фессалия, Олинф, Фракия. Победив объед. силы греч. полисов в битве при Херонее в 338, Филипп подчинил М. всю Грецию. Его сын Александр Македонский (336 - 323), продолжая завоеват. политику, разгромил в результате вост. походов перс. державу и образовал на завоев. землях огромную монархию. Держава, созданная в результате завоеваний и лишен. прочной внутр. связи, распалась сразу же после смерти Александра Македонского.

Вступление М. в период эллинизма (в кон. 4 - нач. 3 вв. до н.э.) отмечено кризисом, нашедшим проявл., в частн., в переселении значит. части населения - ремесленников и крестьян - на В., и разорении свободных производителей. Борьба диадохов за власть и нашествие галатов в 70-х гг. 3 в. до н.э. усиливали этот кризис.

Положение в М. неск. стабилизовалось, когда Антигон II Гонат утвердился в 283 на макед. престоле. Греция оставалась под властью М., но удерживать ее в повиновении становилось все труднее, особенно после усиления Этолийского союза (в кон. 4 в. до н.э.) и образования Ахейского союза (в 280 до н.э.), начавших борьбу за восстановление независимости Греции.

В Хремонидовой войне (267 - 261) Антигону Гонату удалось разбить войска воен. союза Афин, Спарты и неск. пелопоннесских городов и снова закрепить власть М. над всей Элладой. Однако борьба городов Ахейского союза привела к тому, что уже к 228 у М. не осталось никаких владений в Пелопоннесе. В 229 макед. гарнизон был выведен из Афин.

Демократич. преобразования спарт. царя Клеомена III и его выступление против Ахейского союза заставили стратега союза Арата обратиться за помощью к М. В 221 Антигон III Досон к М. В 221 Антигон III Досон (229 - 220) разбил Клеомена в битве при Селласии и вступил в Спарту. Лаконика была включена в Эллинский союз под гегемонией М. В 220 новый макед. царь Филипп V (220 - 179), стремясь восстановить влияние М. над всей Грецией, начал Союзническую войну с Этолий-ским союзом. Однако в 217 в связи с подготовкой к войне с Римом он вынужден был заключить с союзом в Навпакте мир на условиях сохранения status guo. Укрепление Рима в Иллирии (с 229) привело к столкновению его с М., стремивш. установить в Иллирии свое влияние и получить выход к Адриатич. м. В 216 Филипп V заключил с Карфагеном союз для совместной борьбы с Римом. 1-я война М. с Римом (215 - 205) не дала решающих результатов. В итоге 2-й войны (200 - 197), закончивш. поражением М. в битве при Киноскефалах (197), Филипп V отказался от всех своих владений вне М. 3-я война с Римом (171 - 168) закончилась полным пораж. М. В битве при Пидне 22/23 июня 168 армия макед. царя Персея (179 - 168) была разбита. М. разграблена, экономич. и политич. ослаблена, разделена на 4 округа. В 148 после подавл. на терр. М. антирим. восстания Андриска М. вместе с Фессалией и Иллирией была превращена в рим. провинцию.

МАКЕДОНИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

МАКЕДОНИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Македония (2-я пол. 6 в. н.э. - 323 до н.э.)

Аминта I 2 пол. 6 в. до н.э.

Александр I ок. 495 - ок. 450/40

Пердикка II ок. 450/40 - 413

Архелай 413 - 399

Орест 399 - 396

Аэроп 396 - 393

Аминта II 393 - 392

Павсаний 393 - 392

Аминта III 393 - 370

Александр II 370 - 369/8

Птолемей 369/8 - 365

Пердикка III 365 - 359

Филипп II 359 - 336

Александр Македонский 336 - 323

Александр Македонский, его преемники и Селевкиды (336 - 64 до н.э.)*

Александр 336 - 323, 10 июня

Филипп Арридей 323 - 316

Александр IV 316 - 312

Селевк I Никатор 311 - 281

Антиох I Сотер 281 - 261, 2 июня

Антиох II Теос 261 - 246, лето

Селевк II Каллиник 246 - 225

Селевк III Сотер 225 - 223

Антиох III (Великий) 223 - 187, начало лета

Селевк IV Филопатор 187 - 175, 3 сент.

Антиох IV Эпифан 175 - 164?

Антиох V Эвпатор 163 - 162

Деметрий I Cотер 162 - 150

Александр Валас 150 - 145

Деметрий II Никатор 145 - 140

Антиох VI Эпифан 145 - 142

Антиох VII (Сидет) 138 - 129

Деметрий II Никатор (вторично) 129 - 125

Клеопатра Тея 126

Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125 - 121

Селевк V 125

Антиох VIII (Грип) 121 - 96

Антиох IХ (Кизикский) 115 - 95

Селевк VI Эпифан Никанор 96/5

Деметрий III Филопатор 95 - 88

Антиох Х Благочестивый 95 - 83

Антиох ХI Филадельф 94

Филипп I Филадельф 94 - 83

Антиохх ХII Дионис 87 - 84 (Тигран Армянский) 83 - 69

Антиох ХIII Азиатский 69 - 64

Филипп II 65 - 64

* C 317 по июнь 312 вавилонские документы датируются по «военачальнику» («стратегу») Антогону (I).

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ - династия визант. императоров в 867 - 1057. Ее основателем был Василий I (867 - 886), выходец из макед. крестьян.

МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ

МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ - три войны (215 - 205; 200 - 197; 171 - 168 до н.э.), в ходе к-рых римлянам удалось покорить Македонию и ликвидировать ее гегемонию в Греции. Македония была разделена на 4 самостоят. округа. В 148 до н.э. создана рим. пров. Македония.

МАККАВЕЕВ КНИГИ

МАККАВЕЕВ КНИГИ - четыре книги, написан. разными иуд. авторами. Первые 3 кн. Маккавеев вошли в христ. канон Ветхого завета, 4-я явл. апокрифом. 1-я М. к. была написана на рубеже 2 и 1 вв. до н.э. на еврейском яз., но сохранилась лишь в греч. переводе. В ней описано восстание Маккавеев. 2-я М. к. была написана на греч. языке и излагает те события, к-рые отражены и в 1-й М. к. 3-я М. к. (также на греч. яз.) содержит изложение мифа о «чудесном избавлении» александрийских евреев от гибели, к-рое произошло якобы при царе Птолемее IV Филопатре (221 - 203 до н.э.). 4-я М. к. была написана в 1 в. до н.э. на греч. яз.

МАККАВЕИ

МАККАВЕИ - Хасмонеи - иуд. жреч. род; в 142 - 40 до н.э. - правящая династия в Иудее. В 167 до н.э. глава этого рода Маттафия возгл. восстание иуд. крестьян и ремесл. Восстание было направлено против владычества эллинистич. правителей Сирии - Селевкидов, к-рым была подчинена в то время Иудея. После смерти Маттафии (166 до н.э.) повстанцев возгл. его сын Иуда Маккавей (Молот - его прозвищем впослед. стал именоваться весь род), а затем его братья М. добились создания независимого Иудейск. госуд. При царе Александре Яннае (103 - 76 до н.э.) вспыхнули крупные нар. восстания, подавл. к-рых сопровожд. массовыми казнями. Внешняя политика М. приняла вскоре после прихода их к власти захватнич. хар-р. Они насильственно распростр. среди покоренного населения иудаизм. В 37 до н.э. последний М. - Антигон - был свергнут Иродом, провозгласившим себя еще в 40 до н.э. при поддержке римлян царем Иудеи.

МАККАВЕЙ ИУДА

МАККАВЕЙ ИУДА - один из вождей нар. восстания в Иудее, направл. против налогового и политич. гнета Селевкидов. 3-й сын Мататия из жреч. рода Хасмонеев. В 167 до н.э. М. И. вместе с отцом встал во главе восстания, вспыхнувш. в ответ на запрещ. Антиохом IV Эпифаном выполнять важнейшие предписания иуд. религии. В ряде сраж. 167 - 165 М. И. разбил селевкидских полководцев, в 165 захватил Иерусалим, заново освятил храм, позднее заключил первый политич. союз с Римом. Продолжал борьбу и после предоставл. Селевкидами религ. автономии Иудее (162 до н.э.). После гибели Иуды в сраж. (161 до н.э.) борьбу возгл. его братья до завоев. полной политич. независимости Иудеи в 142 до н.э.

МАКРИН

МАКРИН - М. Оппелий Север (164 - 8.06.218) - рим. император с 11.04.217. Был первым императором, не принадлежавшим к сенатской аристократии. Выходец из сословия всадников, по происхожд. мавр из Кесарии. М. сделал карьеру в адм. аппарате, в 212 назначен префектом претория и в 217 во время войны с парфянами организовал свержение Каракаллы. Эта война явилась гл. событием короткого периода его правл.; он был вынужден заключить мир на тяжелых для римлян условиях. М. погиб в борьбе с мятежниками, к-рые выступили против него в результате происков Юлии Мезы, стремивш. посадить на императорский престол Элагабала.

МАКРОБИЙ

МАКРОБИЙ - Амвросий Феодосий (род. ок. 400 в Африке) - эрудиров. лат. писатель и чиновник, находивш. в оппозиции к христ. религии; член кружка Симмаха. Сохранился неполный текст его соч. в 7 кн. «Сатурналии» (написано в форме застольной беседы во время сатурналий). В нем автор, опираясь на солидную источниковедч. базу, создает картину пира, на к-ром широко обсуждаются проблемы грамматики, философии, риторики, культуры и подробно разбирается поэтич. мастерство Вергилия. Др. его произв. - комментарий к соч. Цицерона «Сон Сципиона», представляющий заключит. часть его трактата «О государстве». Этот комментарий написан в духе неоплатонизма.

МАКСЕНЦИЙ

МАКСЕНЦИЙ - Марк Аврелий (ок. 280 - 312) - один из рим. императоров периода борьбы за власть, начавш. после отречения имп. Диоклетиана; сын имп. Максимиана. Опираясь на сенат и преторианцев, недовольных утратой Римом прежнего привилегир. положения, М. объявил себя в 306 императором. Его власть распростр. на Италию, Испанию и Африку. В междоусобной борьбе цезарей и августов М. потерпел пораж. Армия М. была разбита Константином, сам он погиб при отступлении.

МАКСИМИАН

МАКСИМИАН - Марк Аврелий Валерий (240 - 310) - рим. император (286 - 305; с 307). Сын крестьянина-поденщика из Паннонии, М. выслужился до высоких чинов на воен. службе. В 285 Диоклетиан провозгл. его цезарем, а 1 апр. 286 - августом, своим соправителем. М. отличился особой жестокостью при подавл. в 285 восстания багаудов в Галлии, герм. племен (286). В 290 - 291 отразил наступл. мавретанских племен в Африке. В 293 при разделе империи получил в управл. Италию, Испанию и Африку. Поддерживал реформы Диоклетиана, а также его политику гонений на христиан. В 305 вместе с соправителем отрекся от престола, но в 307 вновь объявил себя августом. Был убит (по офиц. версии, покончил жизнь самоуб.) в ходе борьбы за власть.

МАКСИМИН

МАКСИМИН - Гай Юлий Вер Фракиец (172 - 238) - рим. император (235 - 238). Сын фракийск. крестьянина, М. выслужился до высоких чинов в армии. В 235 возгл. мятеж против Александра Севера и 19 марта был про-возглашен солдатами императором. Успешно воевал про-тив германцев, даков и сарматов. Его политика усиления фискального гнета в стране привела к восстаниям различ. слоев населения по всей империи. Был убит своими сол-датами во время подавл. восстания Гордианов.

МАКСИМИН ДАЙЯ

МАКСИМИН ДАЙЯ - Г. Валерий Галерий - рим. император в 309 - 313, выходец из Иллирии, племянник Галерея. С 1.05.305 цезарь вост. части Империи, в 309 получил титул августа. М. продолжил начатую Диоклетианом по-литику жестоких преследований христиан. 30.04.313 по-терпел пораж. в битве при Адрианополе от своего соперника Лициния.

МАЛ

МАЛ - древлянский князь. Упомин. в летописи под 945 в связи с борьбой княгини Ольги против древлян. Имя М. чисто славянское.

МАЛАКБЕЛ

МАЛАКБЕЛ - в зап.-семит. миф. бог солнца, почитавш. в Пальмире; входил в триаду богов Баалшамем - М. - Аглибол, занимавших в пантеоне Пальмиры (наряду с триадой Бел - Йарихбол - Аглибол) наиболее заметное место. Параллелен, а возможно, тожд. Йарихболу. В эллинистич. период отожд. с Гелиосом; возможно, соотв. Гермесу, почитавш. в Гелиополе. Известны рим. изображения (2 в. н.э. с двуязыч. надписью) сцен рожд. из кипариса М., держащего на руках козленка; М., летящего по небу на колеснице, запряж. четырьмя грифонами; М., несомого в небе орлами в облике Гелиоса; его преображения ночью в Сатурна.

МАЛАХ ГА-МАВЕТ

МАЛАХ ГА-МАВЕТ - в иуд. миф. ангел смерти. Согл. Талмуду, М. Г.-М. причиняет смерть, невидимо для др. перерезая горло умирающему; по др. варианту, при приближении часа смерти больного М. Г.-М. становится у его изголовья с обнаж. мечом, на острие к-рого висит капля желчи; увидев М. Г.-М., больной раскрывает от страха рот и умирает от падающей в рот капли. Все существо М. Г.-М. покрыто бесчисл. глазами.

МАЛАЯ АЗИЯ

МАЛАЯ АЗИЯ - окруж. горами высокогорная Анатолия, к-рая на В. переходит в Армян. нагорье. Здесь были обнаружены следы высокоразв. культуры раннего неолита (культ быка, наскальные изображ. сцен охоты). Малоазийская культура энеолита и ранней бронзы известна в первую очередь благодаря раскопкам в Трое, Терми (запад М. А.), Алишар-Хююк и Алджа-Хююк (восток М. А.), также в Мерсине (юг М. А.). В 3-м тыс. до н.э. М. А. уже имела контакты с Месопотамией; в нач. 2-го тыс. появл. торг. фактории ассирийцев (подобно тем, что были в Каниш-Кюльтепе). Сохран. множество предметов быта этого времени. Начиная примерно с 1650 до н.э. и вплоть до 1200 до н.э. осн. население М. А. - индоевроп. народ хетты. На востоке М. А. и в Армении возник ряд союзов урартских племен, к-рые позднее объед. в госуд. Урарту, а на Ю.-В. продолжали существовать хетты (Хеттское Древнее и Хетт-ское Новое царства). Затем Анатолия - коренная обл. хеттов - была занята фригийцами, а на Ю.-З. возникло Лидийское царство; в 547 до н.э. его правитель Крез потерпел пораж. от перс. царя Кира II. С этого времени М. А. попадает под влияние сначала перс., а затем (со времени Александра Македонского) эллинской культуры. Римляне, достигшие М. А. во 2 в. до н.э., разделили ее на неск. пров. (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). Со времени разделения Империи (395) М. А. входила в состав Вост. Рим. империи (Византии), пока в 11 в. ее б.ч. не была захвачена турками-сельджуками.

МАЛИК

МАЛИК - Малка - др.-араб. божество, почитавш. в госуд. Набатея, Пальмира и Самуд как «добрый и благодеятельный» бог. Слово М. означает «царь». Функции М. не выяснены; в поздний период он отожд. с Малакбелом, в мусульм. традиции выступает как языч. бог - владыка царской власти, дающий и отбирающий ее по своей воле.

МАЛЛИЯ

МАЛЛИЯ - древ. город на сев.-вост. побережье о. Крит, возникший в 3-ем тыс. до н.э. Сохран. развалины дворца, по плану приближающ. к дворцу Кносса и сооруж. в период новых дворцов (16 - 15 вв. до н.э.).

МАЛЬТА

МАЛЬТА - о-в в Средиземном м. между о. Сицилия и Африкой. М. и соседний о. Гаудос (совр. Гозо) вместе называли Гаудомелитой. На М. обнаружены многочисл. находки эпохи неолита. После 1000 до н.э. М. была колонизирована финикийцами, позднее завоев. карфагенянами. После нач. 2-й Пунической войны в 218 до н.э. оказалась под властью римлян и была присоед. к пров. Сицилия. В 6 в. н.э. Византия отвоев. ее у остготов. В 870 захвачена арабами, в кон. 11 в. норманнами.

МАМБЕРИ

МАМБЕРИ - в груз. миф. повелитель волков. Почитался у сванов и др. горцев Зап. Грузии. Когда М. был доволен людьми, он связывал пасти волкам, в гневе, наоборот, напускал их на скот.

МАМЕРТИНЦЫ

МАМЕРТИНЦЫ - кампанские наемники (лат. сыны Марса) на службе сиракузск. тирана Агафокла; после его смерти (289 до н.э.) захватили Мессану, организовали избиение богатых жителей и учредили республику. Оказали решит. сопротивление эпирск. царю Пирру; во время войны с правителем Сиракуз Гиероном II М. обратились с просьбой о помощи к Риму и Карфагену. Высадка римлян в Сицилии и захват ими Мессаны положили начало открытию воен. действий против Карфагена и 1-й Пунической войны (264 - 241 до н.э.).

МАМЕТУ

МАМЕТУ - Мамиту, Маммиту - в аккад. миф. богиня подзем. мира, одна из супруг Нергала; первонач., видимо, персониф. клятвы и олицетвор. наказания клятвопреступников. М. - судья подзем. мира, вместе с ануннаками она приговаривает людей к смерти. В одной аккад. молитве М. вместе с демоном Ламашту названа «дочерью Ана». Возможно с М. идентичны богини Мами и Мамме - супруги Нергала или Эрры. С богиней-матерью Мама (Мами) не имеет ничего общего. В представл. о подземном царстве описывается как козьеголовая богиня.

МАМИКОНЯН

МАМИКОНЯН - 1. Вардан - имя двух представителей армян. княжеского рода Мамиконянов, вождей нар.-освободит. борьбы против Персии:

1. Вардан М. (ум.451) - вождь объед. восстания армян, грузин и албанов против сасанидской Персии в 450 - 451. Пал в Аварайской битве.

2. Вардан М. - вождь нар. восстания армян против Персии в 571 - 572.

2. Мушат - армян. полководец, предводитель восстания армян. народа в 772 - 775 против араб. владычества. Восстание началось в деревне Кумайри и охватило всю страну. На берегах Евфрата, близ селения Аруна, произошло кровопролитное сраж. армян с арабами; последние, вследствие своего численного превосходства, выиграли битву. М. пал на поле боя.

МАМИКОНЯНЫ

МАМИКОНЯНЫ - нахарарский (княжеский) род в Др. Армении, владевший наследственно двумя обл. страны: Тайк и Тарон. С 3 в. при дворе армян. Аршакидов наследств. привилегией М. явл. должность спарапета Армении (главноком. воен. силами страны). После падения Аршакидов (428) М. назначались также ишханами (правителями) Армении. С 7 в. эти должности начали оспаривать их соперники - Багратиды. М. возгл. нар. движения, направл. против сасанидской Персии (в 5 - 7 вв.), Византии (548) и араб. халифата (745 - 750, 772 - 775). Наиболее выдающ. среди М. были спарапеты Мамиконян Мушег, Мамиконян Вардан. В 8 в. М. принимали участие в войнах Византии с арабами. Нар. восстание 772 - 775 против халифата было жестоко подавлено арабами, после чего большая часть рода М. была истреблена арабами. Их владения были переданы Багратидам армянским.

МАММОНА

МАММОНА - Мамона - бог богатства, богатство; в христ. церк. текстах злой дух, идол, олицетвор. сребролюбие и стяжательство.

МАН

МАН - в кит. миф. огромный страшный змей. В древ. словаре «Эр я» М. определяется как царь змей (согл. древ. комментариям, самый большой змей). Образ М., по-видимому, возник в южнокит. обл. В ср. века понятием М., стал обозначаться один из видов драконов - дракон с четырьмя когтями. При династиях Мин и Цин их изображали на парадных халатах, к-рые носили высшие сановники и придворные (император облачался в халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). Иногда, по особому указу государя, за заслуги к.-л. из сановников жаловалось право носить халат с вытканным М. о пяти когтях, в таких случаях к слову «М.» добавлялся эпитет учжуа - «пятикоготный».

МАНА

МАНА - Манейское царство - одно из значит. госуд. Др. Востока в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Первое прочное гос. образование на терр. Азербайджана (роль М. в его истории сходна с ролью Урарту в истории Армении). Первонач. занимала терр. в басс. р. Джагату. Столицей М. был г. Изирту (Зирта). Первые данные о М. относятся к 843 и связаны с походами ассирийцев, а затем Урарту против М. В условиях сопротивл. их экспансии происходит консолидация и рост гос. объед. во главе с М. В 719 - 714 правители ряда обл. (Зикирту и др.), «великие намест-ники М.», поддерживаемые Урарту, восстают против царей М. Последние же выступают в союзе с ассирийцами. После их победы над Урарту и Зикирту в 714 власть царей М. укрепилась. М. присоед. обл. к В. от Урмии (Резайе) до басс. р. Аракс, в 1-й пол. 7 в. владения М. доходили на З. до обл. по р. Большой Заб, а на С. - до юго-вост. р-нов совр. Закавказья. В нач. 7 в. в возобновивш. войнах в Ассирией М. одержала ряд успехов. Но союз Ассирии с выступавш. против нее скифами (ок. 671/670), к-рые обосновались в М., осложнил положение М. В 660/659 М. потерпела поражение, что вызвало нар. восстание, во время к-рого был убит царь М. - Ахшери. Его сын Уалли обратился за помощью к Ассирии и обязался выплачивать дань. В дальнейшем М. выступала в союзе с Ассирией и поддерживала ее в войнах с Мидией и Ново-Вавилон-ским царством. В 616 войска Ассирии и М. были разбиты Набопаласаром у Каблина (на р. Евфрат). Ок. 615/610 М. была подчинена Мидией (между 590 - 585 окончат. включена в ее состав). Вопрос о населении госуд. М. мало изучен. Видимо, на терр. М. проживали различ. этнич. и языковые группы, в значит. части принадлежавшие к древ. местным племенам, значит. часть к-рых в 7 - 6 вв. подвергалась иранизации. В дальнейшем ираноязыч. население М. явилось одним из важных компонентов при формировании др.-азерб. (антропатенской) народности. В М. существовала письменность, возникшая, вероятно, на основе урартской или ассир. клинописи, применялась и иероглифич. письменность (представлена на одном из предметов Саккызского клада). М. сыграла значит. роль в формировании мидийского, ахеменидского и скифского иск-ва.

МАНАННАН

МАНАННАН - сын Лера - в кельт. (ирланд.) миф. бо-жество, связанное (как и его отец Лер) с мор. стихией; владыка потустор. мира на о-ве блаженных, посещение к-рого традиция приписывала Брану и Кухулину. М. часто описывался как всадник, скачущий по морю или едущий по нему на колеснице. Владения М. связывались с о-вом Мэн.

МАНАСА

МАНАСА - в индуист. миф. богиня, дочь Шивы, рожд. его мыслью, и сестра царя змей Шеши.

МАНАФ

МАНАФ - в др.-араб. миф. божество, почитавш. во всей Сев. и Цент. Аравии. Значение имени - «высокий», что может хар-ризовать М. как астральное божество. Отожд. с Зевсом. Функции М. не выяснены. В Мекке был одним из важнейших богов.

МАНГУСТА

МАНГУСТА - культ М., или ихневмона, истреблявш. крыс и змей, получил широкое распростр. в Др. Египте. Местом его почитания считались Гераклеополь и Летополь. Во времена Марциала у знатных рим. семей считалось модным держать в доме М.

МАНДАЛА

МАНДАЛА - один из основных сакральных символов (др.-инд. «круг», «диск») в будд. миф.; ритуал. предмет, воплощающий символ; вид ритуал. подношения (включая и жертву). Наиболее хар-рная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутр. круг, периферия к-рого обозначается обычно в виде восьмилепестк. лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соотв. цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где С. - зеленый, В. - белый, Ю. - желтый, З. - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображ. в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающ. вовне уже за пределами квадрата крестообразными изображ., иногда огранич. малыми полукружиями. В центре, внутр. круга, изобра-жается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимич. используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т.д.

МАНДАРА

МАНДАРА - в индуист. миф. свящ. гора, место обитания различ. божеств и полубожеств. существ (якшей, гандхарвов, киннаров и т.д.). Согл. «Махабхарате», М. поднимается над землей на одиннадцать тысяч йоджан (йоджа-на - ок. 4 км) и на столько же уходит в глубь земли.

МАНДРАГОРА

МАНДРАГОРА - из этого рода пасленовых растений в эпоху античности было известно 3 вида. Корни, листья и плоды использов. как лекарств. средства (для утоления боли, в кач-ве снотворного, как наркотич. средство, для лечения гинекологич. заболеваний). Хар-рным признаком М. считался ее причудливый корень (альраун), напоминающий человеч. фигуру. Во мн. трактатах ему присывали магич. силу.

МАНДУЛИС

МАНДУЛИС - в миф. Куша (Др. Нубии) бог солнца. Почитался в греко-рим. период на С. страны. Надписи на стенах его храма в Калабше воссоздают эпизоды егип. солярных мифов, отнесенных к М., отожд. с Ра. Мифу о солнце, ночью совершающ. плавание по подземным водам, а утром рожд. вновь, соотв. два типа изображ. М.: в виде взрослого человека и ребенка. М. вводился в егип. триаду Исида, Осирис, Гор на место Осириса или Гора - сына Исиды. Культ М., отожд. с Аполлоном, был распростр. в рим. войсках, находивш. в Сев. Нубии.

Предыдущая страница Следующая страница