Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕК"-"СИЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕК"-"СИЗ")

СЕКЕНЕНРА

СЕКЕНЕНРА - Секененра Таа - предпоследний егип. фараон ХVII династии, правил в кон. 17 в. - нач. 16 в. до н.э. в Фивах. В союзе с Гермополем С. начал и возгл. освободит. войну Египета против гиксосов. Судя по многочисл. ранам, следы к-рых сохран. на его мумии, найденной в тайнике Дейр-эль-Бахари, С. пал в битве.

СЕКСТАНС

СЕКСТАНС - рим. медная монета в 1/6 асса. Медные и бронзовые С. рим. всех ступеней монетной стопы имеют в кач-ве обозначения номинала 2 точки. Лиц. стор. - голова Меркурия, обр. стор. - нос корабля; последние С. чеканились по унциальной монетной стопе.

СЕКСТИЙ

СЕКСТИЙ - Луций Латеран (4 в. до н.э.) - рим. политич. деятель. Согл. традиции, нар. трибун 376 - 367, один из авторов т.н. законов Лициния - Секстия и первый консул из плебеев (366).

СЕКСТ ЭМПИРИК

СЕКСТ ЭМПИРИК - греч. философ и врач, живший в Александрии и Риме во 2 в. Антич. историки причис. С. Э. к школе врачей-эмпириков, устанавлив. способы лечения только на основании наблюд. над действ. лекарств, в противополож. «логич. школе», считавшей необход. искать причины болезней. Сам С.-Э. причислял себя к школе врачей-методиков, близкой к школе эмпириков. В кач-ве философа С.-Э. явл. последователем скептич. учения Пиррона. До нас дошел ряд его произв.:

1. «Пирроновы основоположения» в 3 книгах.

2. «Против математиков», состоящее из 11 книг, из к-рых 6 посвящ. критике грамматики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки, а 5 («Против догматиков») посвящ. критике логики, физики и этики.

СЕКУРИТАС

СЕКУРИТАС - рим. персониф. общественной и личной безопасности. Встречается на рим. монетах от Нерона (54 - 68) до Магнеция (350 - 351) в виде жен. фигуры, лежащей, сидящей или прислонивш. к колонне, с различ. атрибутами, как-то: жезл Меркурия - кадуцей, алтарь, чаша, рог изобилия, пальмовая ветвь, глобус.

СЕЛЕВК I НИКАТОР

СЕЛЕВК I НИКАТОР (358/354 - 280 до н.э.) - основатель династии и госуд. Селевкидов. Сын знатн. македонянина Антиоха. Выдвинулся в 326 как полководец Александра Македонского во время его похода в Индию. После смерти Александра вел ожесточ. борьбу за власть с др. диадохами. В 321 получил сатрапию Вавилонию, где укрепился в 312 (312 - начало т.н. селевкидской эры). Присоед. в это же время Мидию, Сузиану и Персиду, а затем и Бактрию, в 305 объявил себя царем. Ок. 305 совершил удач. поход в Индию, но в связи с получ. тревож. вестей с Запада заключил мир с инд. царем Чандрагуптой, уступив ему терр. к З. от Инда в обмен на 500 слонов. В результате битвы при Ипсе (301) он получил (при разделе земель между диадохами) Месопотамию и Сирию.

Разбив в 281 Лисимаха (при Курупедии) и захватив почти всю М. Азию, С. I Н. стремился стать царем Македонии. Чтобы завоевать Фракию и Македонию, он переправ. через Геллеспонт, но был убит близ Лисимахии Птолемеем Керавном, сыном Птолемея Лага. С. I Н. основал ок. 70 городов, гл. обр. греко-макед., ставших опорой Селевкидского госуд.

СЕЛЕВКИДОВ ГОСУДАРСТВО

СЕЛЕВКИДОВ ГОСУДАРСТВО - крупнейшее эллинист. госуд. (312 - 64 до н.э.) на Бл. и Ср. Востоке. Образов. после распада империи Александра Македонского. Осн. Селевком I Никатором, назв. по имени правившей династии Селевкидов (иногда по основной терр. наз. Сирийским царством). Уже при первых преемниках Селевка от С. г. отпали Пергам, Каппадокия, Вифиния, Понт. В сер. 3 в. в результате борьбы за независ. от господства С. г. освобод. обл. Ср. Азии, образовавшие Греко-Бактрийское царство, и Парфия. Длител. войны с Птолемеевским Египтом (т.н. Сирийские войны), несмотря на нек-рые воен. неудачи С. г., заверш. завоев. С. г. Келесирии, Финикии и Палестины. Царствов. Антиоха III Великого (223 - 187) - высшая точка политич. подъема С. г. (блестящий подход на В. и подчинение парфян в 212 - 205) и начало его упадка после пораж., нанесен. ему римлянами в 190 (битва при Магнесии). Несмотря на отд. удачи Селевкидов (походы в Египет в 170, 168), стимулир. Римом процесс распада С. г., ослабл. борьбой угнетенных масс и внутридинастич. распрями (с 163 по 64 - 19 царей, все умерли насильств. смертью), законч. превращ. в 64 последней части его терр. в рим. провинцию.

СЕЛЕВКИДЫ

СЕЛЕВКИДЫ - династия правителей Селевкидов госуд. (312 - 64 до н.э.). Основатель - Селевк I Никатор. Правители Селевкидской династии: Селевк I Никатор (312 - 280), Антиох I Сотер (280 - 261), Антиох II Теос (261 - 246), Селевк II Каллиник (246 - 226), Селевк III Сотер (226 - 223), Антиох III Великий (223 - 187), Селевк IV Филопатор (187 - 175), Антиох IV Эпифан (175 - 163), Антиох V Евпатор (163 - 162), Деметрий I Сотер (162 - 150), Александр Балас (150 - 145), Деметрий II Никатор (145 - 139/138), Антиох VI Эпифан (145 - 142/141), Антиох VII Сидет (139/138 - 129), Деметрий II Никатор (129 - 125, вторично), Селевк V (125), Антиох VIII Грип (125 - 96), Антиох IX Кизикский (115 - 95) на части терр.). С 95 на престоле наход. сыновья Антиоха VIII Грипа, его внук, а также сын Антиоха IX Кизикского и его сыновья. В этот период усилилась междоусоб. борьба. Последним представит. С. был Антио XIII Азиатский, к-рый был утвержден на троне рим. полководцем Лукуллом в 69, затем - смещен Помпеем и убит араб. шейхом.

СЕЛЕВКИЯ

СЕЛЕВКИЯ - 1. древ. город в Сирии; порт Антиохии и погран. крепость в 7 км севернее устья р. Оронт, осн. Селевком I Никатором на месте Антигонии Антигона Одноглазого. Важный опорный пункт Селевкидов. В 246 - 219 до н.э. была под властью Птолемеев. Место захорон. селевкидских царей. С 1 в. до н.э., находясь под властью Рима, была крупным торг. портом и военно-мор. базой. В 5 - 6 вв. пришла в упадок; разруш. в результате землетряс., перс. (6 в.) и араб. (7 в.) завоеваний.

2. город на правом берегу Тигра, в 60 км к С.-В. от Вавилона; на месте быв. г. Описа, назван по имени основателя - Селевка I Никатора. Первонач. столица Селевкидского госуд. Позднее, уступив свое полож. Антиохии, сохранила благодаря выгод. географич. положению знач. второй столицы и богатейшего торг.-ремесл. центра на Востоке. Несмотря на смеш. население, б.ч. пересел. из Вавилона, была эллинистич. городом по плану, форме управл. и культ. значению. С сер. 2 в. до н.э. находилась в составе Парфянского госуд. В 165 н.э. разруш. рим. легатом Авидием Кассием.

СЕЛЕНА

СЕЛЕНА - в греч. миф. олицетв. луны (греч. «свет», «сияние»), дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Известен миф о любви С. к прекрас. Эндимиону, к-рого она посещает ночью в Латмийской пещере в Карии. С. обольстил Пан, подарив ей стадо белоснеж. ягнят. С. отожд. с Артемидой и Гекатой (поэтому к ней обращ. слова заклятий, желая привлечь возлюбл. Считалось, что колдовские манипуляции особенно действ. при полном сиянии С. Ей соотв. рим. Диана.

СЕЛИНУНТ

СЕЛИНУНТ - др.-греч. колония на юго-зап. побережье о-ва Сицилия; основана ок. 651 (или ок. 628) до н.э. выходцами из г. Мегары. В 409 до н.э. С. был завоеван карфагенянами и наход. под их властью до 249 до н.э., когда был разрушен, а жители переселены в г. Лилибей. В С. произошло одно из ранних восстаний рабов (ок. 484 до н.э.).

СЕ ЛИН-ЮНЬ

СЕ ЛИН-ЮНЬ (385 - 433) - кит. поэт. Представитель знати и офицер имп. У Ди династии Сунов. Впослед. был обвинен в мятеже имп. Вэнь Ди и казнен. С. Л.-ю. явился одним из первых кит. поэтов, посвятивших свои стихи описанию природы. В том же духе писал стихи брат С. Л.-ю. - поэт Се Хой-лян (397 - 433).

СЕЛЛАСИЯ

СЕЛЛАСИЯ - укрепл. городок к С. от г. Спарты, около к-рого в 222/221 до н.э. произошло сраж. между спартанцами во главе с Клеоменом III и макед. армией во главе с Антигоном III Досоном. Спартанцы потерпели пораж., С. была разрушена, Лаконика включ. в Эллинский союз под гегемонией Македонии (Древней), в самой Спарте восстановл. прежние олигархич. порядки.

СЕМДЕТ

СЕМДЕТ - обознач. групп работников (земледельцев), садовников, пастухов, охотников, ремесл. и пр.) в царских х-вах Египта (в период Ср. и Нового царств), не имевших своих средств произ-ва и именовавш. «царскими рабами» (хему несут). Труд их строго фиксиров., так же как доля продукции, к-рую они обязаны были вносить. Часть С. передав. в польз. храмам и частным лицам. В отличие от рабов в собств. смысле слова (баку), «царские рабы» подлеж. набору в армию.

СЕМЕЛА

СЕМЕЛА - в греч. миф. фиванская царевна, дочь Кадма и Гармонии. Полюбивший С. Зевс спускался к ней с Олимпа под покровом ночи. Охвач. ревностью, Гера внушила С. мысль попросить Зевса явиться к ней во всем своем божеств. величии. Тот, представ перед ней в сверкании молний, испепелил огнем смертную С. и ее спальню. Недонош. С. шестимесяч. ребенка Зевс выхватил из пламени и зашил в свое бедро. Род. через три месяца мальчик был богом Дионисом, к-рый, достигнув зрелости, разыскал мать в подзем. царстве, после чего С. была перенесена на Олимп.

СЕМЕНДЕР

СЕМЕНДЕР - в древности хазарский город в Прикаспии, в сев. части Дагестана, к Ю. от нижн. теч. р. Сулака. Население С. было весьма пестрым в этнич. (хазары, тюрки, славяне, евреи) и религ. отношениях - христ., мусульм. и иуд. Жители С. заним. торговлей, ремеслами, большую роль играло виноделие. Город был разрушен во время похода киевск. князя Святослава на хазар в 965.

СЕМЕРКА

СЕМЕРКА - в шумеро-аккад. миф. категория демонов, преимущ. злых. Восприним. как единое целое (граммат. форма образована как ед. число). В своей злой ипостаси «С.» - порожд. бога Анна (Ану). В мифе о лунном затм. Анн посылает «С.» против бога луны, чтобы окружить его и затемнить; Энки вместе с богом огня пытается проникн. в тайну «С.», чтобы найти против нее действ. заклинание. Серия заклинаний «злые демоны утукку» идентиф. «С.» с утукку. В нек-рых заклинат. текстах под «семью и семью» добрыми демонами подразумев., видимо, семь детей Энмешарры и семь мудрецов (абгалей).

Не совсем ясно, следует ли «семь детей богини Ишхары» толковать как злых демонов или их надо причисл. к детям Энмешарры. В ряде заклинат. текстов «С.» назв. как доброе божество - воитель против злых демонов вместе с сестрой своей Наруду. Как астрал. божество «С.» олицетв. Плеяды. Число семь («С.») - символич. во мн. миф. системах.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ - в греч. миф. поход против Фив; одно из важнейших событий, предшеств. Троянской войне. Вражда между сыновьями Эдипа, правившим в Фивах Этеоклом и претендов. на этот престол Полиником явилась основной причиной похода С. п. Ф. Изгн. Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосск. царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объед. войско, состоявш. из семи отрядов под команд. семи полководцев (по числу ворот в Фивах). Имена вождей в различ. источ. неск. варьируются, прежде всего в зависим. от того, выступает ли сам Адраст как верхов. главноком. или в числе семи. У всех авторов участн. похода назыв. Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вместе с ними упомин. также Гиппомедонт и Этеокл-аргосец.

СЕМЕРЫ

СЕМЕРЫ - высший ранг в гос. иерархии Др. Египта, к к-рому относились лица, особенно близкие к фараону. С. выделялись из рядов высш. сословия серов (отсюда выражение: «С. среди серов»). Титул С. не был связан с к.-л. конкрет. гос. должностью, но присваив. за особые заслуги царским телохранителям, судьям, а также номархам. Среди самих С. происходила дифференц. и выделялась «единств. С.», т.е. лица, к-рым фараон особ. доверял.

СЕМИРАМИДА

СЕМИРАМИДА - в греч. миф. дочь сирийской богини Деркето. Оставл. в горах С. вскормили голуби, воспитали пастухи и взял в жены снач. советник царя Нин. После смерти С. преврат. в голубку. Связь с богиней Деркето и миф о превращ. С. - позднее миф. обрамл. предания о вавилонской царице (некогда рабыне советника царя), в правл. к-рой были построены знамен. ирригац. и оборонит. сооружения. Мифологизация ист. С. (предполаг., что ею была вавилонская царица Шаммурамат, кон. 9 в. до н.э.) берет нач. с Ктесия Книдского, греч. врача при дворе Артаксеркса II (кон. 5 в. до н.э.). Восходящее к Ктесию и Берозу предание о висячих садах С. - одном из семи чу-дес света не имеет отнош. к ист. царице Шаммурамат, так как они были построены только в 6 в. до н.э. Навуходоносором II.

СЕМИСС

СЕМИСС - назв. рим. золотой монеты в 1/2 солида, появивш. предположит. только в эпоху Константина (нач. 4 в.).

СЕМНОНЫ

СЕМНОНЫ - др.-герм. племя свевов, занимавшее терр. между рр. Одером и Эльбой. Первые упомин. о С. в источ. относятся к кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э. С. входили в союз племен во главе с вождем маркоманнов Марободом, в 17 присоед. к союзу племен во главе с вождем херусков Арминием. Последнее упомин. о С. относится ко времени Маркоманнских войн 166 - 180. Переселивш. юго-западнее и смешавш. с др. племенами, они образ. ядро алеманнов.

СЕМПРОНИЙ ГРАКХ

СЕМПРОНИЙ ГРАКХ - Тиберий (ум. ок. 154 до н.э.) - рим. воен. и политич. деятель. Из знатн. плебейск. рода. Консул 177 и 163, цензор 169. Усмирил восставшие против рим. господства племена в Испании (179 - 178), на Корсике и Сардинии (177). Отец Гая и Тиберия Гракхов.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ - греч. мыслители и гос. деятели 7 и 6 вв. до н.э., отличавш. практич. жизн. мудростью и глубоким гос. умом. Различ. авторы называют разные имена С. м. Всего их назыв. ок. 20 человек, чаще всего повтор. четыре имени: Фалес, Биант из Приены, Солон и Питтак из Митилены. Назыв. также Клеобула из Линда, Хилона из Спарты и Периандра из Коринфа. Время деятельн. С. м. совпадает с начальным периодом развития греч. философии (так, уже Фалеса причисл. к философам). Размышл. С. м. касаются в первую очередь вопросов практич. жизни. Свои мысли С. м. выражали в форме афоризмов (гном): «лучше всего - это знать меру» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «познай самого себя» (Хилон), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составл. большинство» (Биант).

СЕМЬ СПЯЩИХ ОТРОКОВ

СЕМЬ СПЯЩИХ ОТРОКОВ - эфесских - по христ. легенде, юноши-христиане из Эфеса: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (зап. традиция назыв. др. имена), заснувшие более чем на 300 лет. Согл. легенде, они укрылись в пещере на горе Селион от преслед. рим. имп. Деция (249 - 251), пытками и казнями понуждавш. христиан к идолопоклонству. Обнаружив их убежище, Деций приказал завалить камнями вход в пещеру, где спали юноши, предоставив им погибн. от голода. Но при благочест. имп. Феодосии II (408 - 450) они проснулись, и чудо их пробужд. способств. укрепл. веры в воскресение плоти.

СЕМЬ ХОЛМОВ

СЕМЬ ХОЛМОВ - согл. преданию, после того как в 456 до н.э. Авентин, располож. на Ю. Рима, был передан плебеям для поселения, терр. Рима стала охват. С. х. (Рим был обнесен стеной еще при царе Сервии Туллии). Рим был расположен на С. х., а именно: Авентин, включ. в черту города лишь при имп. Клавдии; Палантин с древнейшим рим. поселением; Капитолий к С.-В. от Палантина; Квиринал на С., где некогда обитали сабины; Виминал к Ю. от Квиринала; Эсквилин с Оппиевой и Циспиевой вершинами на В.; Целиев холм на Ю.-В. города. Ватикан и Яникул на зап. берегу Тибра, а также Пинций на С. были располож. вне города на С. х. Справлявш. в декабре праздник Септимонциум (семихолмье) назван в честь не этих, а др. С. х.: Палатин, Велия (между Палатином и Оппиевой вершиной), Фагутал (западнее Эсквилина), Цермал - часть Палатина, Целий, Оппиева вершина и Цис-пиева вершина. После того как резиденция рим. императоров была перенес. из Рима в Константинополь, в этом городе стали также различ. С. х.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА - со времени эллинизма существ. традиция выделять семь антич. произвед. архитектуры и иск-ва, не имеющих себе равных благодаря величеств. размерам, красоте, драгоц. отделке и неповторимости. Выражение «чудо света» содержит понятие о чем-то волшебном, сверхъест. Лат. обознач. - семь чудес света - явл. неточ. переводом первонач. греч. - семь достопримеч. творений ойкумены (обитаем. мира). Самый древ. перечень С. ч. с. (2 в. до н.э.) включ. в себя: стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, сдел. Фидием из золота и слоновой кости, т.н. «висячие сады» в Вавилоне, ошибочно приписыв. Семирамиде, Колосс Родосский, пирамиды под Мемфисом, Мавзолей в Галикарнасе, а также храм Артемиде в Эфесе. Назван. шедевры впослед. были частич. заменены. Так, к С. ч. с. причисл. позже: алтарь на о. Делос, дворец Кира (предполож. находивш. в Персеполе, Экбатане или Пергаме), егип. Фивы, статую сидящ. Мемнона там же, храм Зевса и Кизике, маяк на о. Фарос под Александрией, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины Парфенос работы Фидия на афинск. Акрополе. Среди С. ч. с. назыв. также рим. постройки, напр., Капитолий и Колизей; визант., такие, как храм св. Софии; библ. - Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме.

СЕНАТ

СЕНАТ - один из высших гос. органов. Возник в конце царской эпохи из совета старейшин патриц. родов, пользовавш. большим авторитетом и управл. общин. делами совместно с воен. предводителем. С. явл. гос. советом при царе. После падения царской власти (510 - 509 до н.э.) значение его возросло. Усиление плебеев в эпоху сословной борьбы 5 - 3 вв. до н.э. привело к нек-рому огранич. власти С. в пользу комиций.

В 3 - 1 вв. до н.э. С. предварит. рассматривал законопроекты, предлагавш. для голосования в комициях, издавал сенатус консультум, ему принадл. руководство воен. делами, внеш. политикой, финансами и гос. имуществом, надзор за религ. культами, право объявл. чрезвыч. положение и т.д. Обычно цензорами составл. список сенаторов из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определ. имуществ. цензом (напр., при Августе в 1 млн. сестерций), практич. из сравнит. узкого круга нобилитета, превративш. в ядро сенаторск. сословия. Звание сенатора было пожизн. В период империи, начиная со времени Августа (кон. 1 в. до н.э.), функции С. все более огранич. (особ. в обл. финансов, воен. дела, внеш. политики, провинц. управления), т. к. фактич. власть находилась в руках принцепса, хотя формал. С. продолжал считаться одним из высших гос. учреждений. Со времени Диоклетиана значение С. окончат. падает, он был превращен в гор. совет г. Рима; при Константине был учрежден С. в Константинополе, уравн. в правах с рим. С.

СЕНАТУС КОНСУЛЬТУМ

СЕНАТУС КОНСУЛЬТУМ - в Др. Риме решение сената (принятое большинст. сенаторов), против к-рого не был заявлен протест магистратом, имевшим право интерцессии. С. к. приним. по различ. вопросам управл. госуд. Со времени Августа (кон. 1 в. до н.э.) С. к. приобр. силу закона.

СЕНЕКА

СЕНЕКА - имя рим. писателей, отца и сына.

1. С. Анней Старший (ок. 55 до н.э. - ок. 40 н.э.). Рим. писатель из семьи состоят. всадников, отец философа С. В глуб. старости издал труд по риторике, озаглавл. «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» в 11 кн. В этом труде С. приводит примеры речей по поводу придум. суд. казусов (10 книг) и обсуждений, запомнивш. ему с юности во время обуч. риторике. Это произв., дошедшее до нас лишь частично, явл. важным источ. для изуч. приемов красноречия в первые десятилетия Рим. империи. Кроме того, С. написал труд по истории (не сохранился), где описывал события гражд. войны.

2. С. Луций Анней Младший, сын С. Старшего (ок. 4 до н.э. - в 65 н.э.). Рим. гос. деятель, философ и писатель. Начав политич. деятельность, С. стал известен как талантл. оратор. Но в результате придвор. интриги был сослан на Корсику, где наход. с 45 по 48, пока в 49 Агриппина Младшая не призв. его обратно. С. стал воспитБ® молод. Нерона, а когда тот вступил на престол (54), С. вместе с префектом преторианцев Бурром руков. всей внеш. и внутр. политикой. Благосклон. императора позволила С. нажить огром. состояние. Убийство Агриппины (59) обостр. отнош. между С. и Нероном. После смерти Бурра (62) С. отходит от политич. деят. По подозр. в том, что он знал о заговоре Г. Кальпурния Пизона, Нерон в 65 вынудил С. поконч. жизнь самоуб. С. был одним из наиболее значит. рим. философов и чрезвыч. плодовитым писателем. Будучи последоват. и осн. представит. философской школы младшей стои, С. склонялся к эклектике и ставил этику (морал. совершенствов. человека) на первый план. Его многочисл. философские соч., выдерж. в стиле диатрины (напр., 20 книг - «Письма на морал. темы»), посвящены вопросам практич. психологии и морали (подавл. аффектов, преодол. страха смерти, похвала воздержанности, нравств. равенство всех людей, утвержд. этич. идеи бога, вера в предопределение). Произв. - «Естественнонаучные вопросы» - в 7 книгах посвящ. метеорологич. явлениям. С. сочинил также 9 трагедий, задум. как драмы для чтения («Эдип», «Медея» и др.). Эти единств. в рим. лит-ре трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетич., риторич. стиле. Они оказали большое влияние на европ. драму. Кроме того, С. написал сразу же после смерти имп. Клавдия остроум., хотя и довольно злоб. сатиру на него «Отыквление божественного Клавдия».

СЕНИОРЫ

СЕНИОРЫ - мужчины в возрасте от 46 до 60 лет в отличие от юниоров (от 17 до 46 лет). В резул. реформы войск, провед. рим. царем Сервием Туллием (кон. 6 в. до н.э.), были созданы два легиона из 1800 всадников. Кроме того, имелись еще два резервных легиона. Первые были составл. из юниоров и предназнач. для несения по-левой службы, а два других - из сениоров и использов. в кач-ве оккупац. войск.

СЕНОНЫ

СЕНОНЫ - галльские племена. Часть С. (т.н. итал. С.) расселилась ок. 400 до н.э. по побережью Адриач. м. в Сев. Италии. В 390 или 387 до н.э., одержав победу над римлянами на р. Аллии, итал. С. взяли и разграб. Рим; в 283 до н.э. были разбиты и почти полн. уничт. консулом Долабеллой.

СЕНУСЕРТ

СЕНУСЕРТ - в Др. Египте, в правл. XII династии:

1. С. I - фараон (1970 - 1934 до н.э.), сын Аменемхета I. Еще будучи наслед. и сопровит. отца (ок. 1970 до н.э.), совершил грабит. набег на Ливию с целью угона скота и военнопл. В дальнейшем проводил завоеват. политику на Ю. и освоил терр. Нубии вплоть до совр. Вади-Хальфы (неск. ниже 2-го Нильск. порога), организ. экспедиции в Большой оазис (Харга) Ливийской пустыни и в золотонос. обл. Аравийской пустыни (на В. от Копта). На Минайском п-ове при С. I возобнов. работы в медных рудниках. Были установл. торг. и дипломатич. связи с князьями и племен. вождями Сирии и Палестины. С. I стремился усилить цент-рализ. страны, но действ. осторожно, сохраняя богатства и привилегии номархов, оказыв. ему поддержку.

2. С. III - фараон (1884 - ок. 1849 до н.э.). Упрочил егип. господство в Нубии и установил проч. границу неск. выше 2-го Нильск. порога, где были основаны мощные крепости на зап. берегу (у совр. Семна) и на вост. берегу (у совр. Кумма). Для обеспеч. связи с присоед. терр. был прорыт канал, позволявший кораблям обойти первый порог. Походы соверш. еще дальше на Ю., вплоть до 3-го Нильск. порога.

СЕНХУС МОР

СЕНХУС МОР - «Великая книга древних законов»; запись др.-ирланд. обычн. права, одна из т.н. «варварских правд». Согл. преданию, была составл. в 438.

СЕПА

СЕПА - Сеп - в егип. миф. бог - покровитель умерших. Свящ. животное С. - тысяченожка. Центр его культа - Гелиополь. С. отожд. с Осирисом.

СЕПЕТ

СЕПЕТ - др.-егип. назв. нома - округа в Др. Египте.

СЕПТИМАНИЯ

СЕПТИМАНИЯ - ист. обл. на средиземномор. побережье Франции. В 416 С. была завоев. вестготами, ее терр. включ. 7 городов (откуда иногда вывод. этимология ее назв.): Нарбон, Агд, Безье и др.; вестготы удерж. здесь и после франкск. завоев. Юж. Галлии (битва 507 у Вуйе). С этого времени С. извес. также под назв. Готия.

СЕПТИМИЙ СЕВЕР

СЕПТИМИЙ СЕВЕР - Луций (11.04.146 - 4.02.211) - рим. император (апр. 193 - 4 февр. 211), основат. династии Северов, создатель военно-бюрократич. монархии. До захв. власти прошел крутую лестницу должностей: был квестором, нар. трибуном, управлял мн. провинциями в кач-ве легата, был консулом, сенатором. В 190 команд. всеми войсками в Германии. Провозгл. императором паннонск. легионами. Боролся за власть с Песценнием Нигером (провозгл. императором вост. легионами, убит в 194) и Клодием Альбином (провозгл. императором легионами в Британии, убит в 197).

СЕПТИМОНЦИУМ

СЕПТИМОНЦИУМ - праздник общины Семи холмов, к-рый ежегодно 11 декабря празднов. римлянами. С. возник ок. 700 до н.э. Первонач. он охват. семь возвышенностей Палатина (Палатуал, Цермал, Велия), Эсквилина (Циспий, Оппий, Фагутал) и Целия. Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин тогда в С. не входили. Римом этот поселок на семи холмах еще не назыв. Это назв., как предполагают, этрусск. происхожд.

СЕПТУАГИНТА

СЕПТУАГИНТА - перевод Ветхого завета с др.-евр. яз. на греч. Был осуществлен, согл. легенде, 70 переводч., приехавш. из Иерусалима в Александрию, в 3 - 2 вв. до н.э. для иудеев, живших в диаспоре. С. содержит девять текстов.

СЕРА

СЕРА - в чистом виде впервые была найдена на Сицилии, о. Мелос, на Липарии (Эолийские о-ва) и о. Эвбея (там, где ныне серные ванны). Наряду с серным мышьяком, дающим красную краску, С. добыв. греками и карфагенянами в рудниках. Работа на серных копях вредна для здоровья. Об этом знали в Рим. империи и в виде наказ. посылали туда провинивш. рабов. Потребн. в С. была огромна: в текстил. деле ее использ. для отбелив. тканей, в виноделии - для осветл. вина, сел. жители - для уничтож. вред. насекомых, стеклодувы - для склеив. стекл. деталей. С. шла на изготовл. черной эмали при работе с металлом. Шерст. нити, пропит. С., служили фитилями для ламп. Дезинфиц. св-во С. было открыто уже на Др. Востоке. Греки и римляне также стали примен. ее в медицине в составе мазей и пластырей при лечении людей и животных. Продавали самород. С. (в виде порошка) и переплавл. (в виде плиток).

СЕРАПЕУМ

СЕРАПЕУМ - Серапейон - храм гл. божества эллинистич. Египта - Сераписа. Гл. С. наход. в Александрии; в нем стояла статуя Сераписа и располаг. филиал Александриской б-ки, имевшей, согл. традиции, 428000 свитков (по др. версии - ок. 70000). Этот С. как «центр язычества» варварски разруш. в 391 фанатики-христиане по приказ. патриарха Теофила. Большой С. был в Саккаре (около г. Мемфиса); при раскопках под ним были найд. вырубл. в скале 2 галлереи (в 100 м и 350 м) с гробниц. быков Аписов, считавш. в Др. Египте свящ.

СЕРАПИС

СЕРАПИС - Сарапис - один из богов эллинистич. мира. Культ С. как бога столицы Египта Александрии был введен основат. династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305 - 283 до н.э.) при содействии егип. жреца Манефона и афинянина жреч. рода Тимофея. Новое божество было создано для сближ. егип. и греч. населения Египта на религ. почве, однако почитание его распростр. преимущ. в греко-рим., а не егип. среде. В образе и имени С. были соед. популярные егип. боги Осирис и Апис (первонач. произнос. Осарапис). Подобно Апису и Осирису, он явл. богом плодородия, был связан с загроб. культом, считался богом мертвых (и поэтому отожд. древ. греками в Аидом). С. был объявлен повелит. стихий и явлений природы, ему были приданы функции водн. божества, владыки наводнений (в этом кач-ве он сближ. с Посейдоном, изображ. С. помещали на носах кораблей) и бога солнца (что повлекло его отожд. с Аполлоном). Отожд. С. и с Зевсом. С. почит. как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных (в этой функции он близок Имхотепу - в др.-греч. произнош. Имутесу, верхов. сановнику фараона Джосера и строителю его пирамиды (28 в. до н.э.), обожествл. как мудрец и врачеватель и отожд. греками с Асклепием). Иконография С. чужда егип. традиции и напомин. образы Плутона и Зевса. Его изображ. человеком ср. лет в греч. одеянии, с пышной прической и бородой, на голове - корзина, наполн. плодами.

СЕРАФИМЫ

СЕРАФИМЫ - в иуд. и христ. религиях ангелы, особо приближ. к престолу бога и его прославляющие. Их описание содерж. в ветхозавет. Книге пророка Исайи: «У каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...»

СЕРВИЙ

СЕРВИЙ - лат. грамматик, живший в Риме ок. 400 н.э. Издал подроб. комментарий к произв. Вергилия, долгое время служивший основой для изуч. творчества поэта. Особое вним. в комментарии уделено языку Вергилия. Неизвест. автор позднее расширил этот коментарий ценными записями о рим. древностях.

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (6 в. до н.э.) - согл. рим. преданию, шестой царь Др. Рима (578 - 534/533 до н.э.), обязанный своей властью царице Танаквиль. Нек-рые древ. авторы отожд. С. Т. с героем этрусских сказаний Мастарной. С. Т. рим. традиция припис. проведение центуриатной реформы, согл. к-рой родовые трибы были заменены терр., плебеи были введены в состав рим. общины. По реформе все насел. Рима (патриции и плебеи) было раздел. на 5 классов или разрядов по имущ. цензу, каждый класс выставлял определ. кол-во войск. единиц-центурий (сотен) и получал такое же кол-во голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имуществ. ценз не менее 100 тыс. ассов) выставлял 98 центурий, 2-й класс (ценз 75 тыс. ассов) - 22 центурии, 3-й класс (ценз 50 тыс. ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс. ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс. ассов) - 30 центурий, пролетарии выставл. 1 центурию и соотв. имели 1 голос в нар. собрании.

СЕРВИЛИЙ РУЛЛ

СЕРВИЛИЙ РУЛЛ - Публий - рим. политич. деятель, нар. трибун 63 до н.э. Автор законопроекта о наделении землей малоимущ. населения (за счет раздел. гос. земель между гражд. в Кампании, закупки на гос. счет земель в Италии). С. Р. снял законопроект с голосования в нар. собрании, встретив сопротивл. сената, всадников и городск. плебса.

СЕРВИТУТЫ

СЕРВИТУТЫ - термин рим. права, означающий огранич. право пользов. чужой собственностью.

СЕРГИЙ КАТИЛИНА

СЕРГИЙ КАТИЛИНА - Луций (ок. 108 - 62 до н.э.) - рим. политич. деятель. В гражд. войнах 88 - 82 - приверженец Корнелия Суллы, актив. деятель проскрипций. В 68 - претор, в 67 - 66 - пропретор в провинции Африка, по возвращ. был обвинен в злоупотребл., но оправдан судом. Процесс не позволил С. К. принять участие в консульских выборах, после чего и возник, по-видимому, т.н. первый заговор Катилины - план переворота, оставш. без последствий (66). В 64 С. К. потерпел пораж. на консульских выборах (был избран Цицерон), но в 63 вновь выставил свою кандидатуру, попытавш. привлечь всех недовол. обещанием кассации долгов. После нового провала он организ. заговор для насильств. захвата власти. Однако С. К. не удалось осущест. свои намерения, т.к. об организации заговора стало известно Цицерону. Получив от сената чрезвыч. полномочия, Цицерон потреб. от С. К. немедл. покинуть Рим (7 нояб. 63) и уйти в Этрурию (где приверженцы С. К. собрали войско). В дек. 63 были схвачены (по доносу) и казнены сторонники С. К. в Риме (Лентул и др.). Сам С. К. погиб в битве против консульской армии при Пистории (Сев. Этрурия) (нач. 62). Яркий худож. образ С. К., созд. его честолюб. противником Цицероном («Речи против Катилины») и историком Саллюстием, дал повод в новое время для незаслуж. романтизации С. К. и преувелич. знач. заговора.

СЕРДИКА

СЕРДИКА - Сардика, Средец - древ. город на месте совр. Софии. Возник в 1 в. н.э. из поселения фракийск. племени сердов, от к-рых получил свое назв. Входила последоват. в состав рим. провинций Фракии, Дакии, Верх. Мезии (явл. ее гл. городом).

СЕРДЫ

СЕРДЫ - фракийское племя, жившее между Балканск. горами и горами Витоша.

СЕРЕБРО

СЕРЕБРО - для экономич. развития Афин большое знач. имели серебр. копи в Лаврии, активно разрабат. с кон. 6 в. до н.э. (чеканка монеты малого достоинства). Приблизит. в то же время начали чеканить монету также и финикийцы. Для этого они использ. С., добывавш. в Испании. Гораздо реже употребл. С. для произв-ва украшений, посуды и для принесения даров богам. Ок. 490 до н.э. заметно увелич. добыча С. в Лаврии. Фемистокл покрыл с его помощью расходы на постройку афинск. флота. Чистый доход от сдачи в аренду гос. копей, к-рый ранее делился между полноправ. гражданами, стал поступать в гос. казну. Кол-во рабов, трудивш. на копях ок. 440 до н.э., равн. приблизит. 30 тыс. Нек-рые из них были специалистами, осуществл. технич. руководство производств. процессом. Добыча С. существ. сократ. после взятия Декелеи в 413 до н.э., когда рабы, трудивш. на рудниках, перешли к спартанцам. После капитуляции Афин в 404 до н.э. процесс восстановл. добычи С. шел медленно, однако ок. 340 до н.э. на рудниках снова работало 30 тыс. рабов. Сильно истощивш. копи в Лаврии окончат. потеряли свое знач. только тогда, когда были открыты макед. месторождения. Макед. С. и золото способств. успехам Филиппа II и Александра Македонского. Запасы С., к-рые Александр захватил в городах Двуречья, Персии, Индии и Египта, были израсход. большей частью на чеканку большого кол-ва монет, что способств. развитию денежн. обращения в огромной державе Александра. Исп. месторожд., разрабатывавш. иберийск. горняками, а также серебр. копи в Сардинии снабжали С. Карфаген, а через его посредство - греч. города на Сицилии, а также этрусков. В раннее время римляне не имели возможн. получ. С. в ск.-нибудь значит. кол-вах.

Об интенсифик. разработок на уже известных рудниках и об открытии новых месторожд. после 250 до н.э. можно судить по изменивш. достоинству монет. Римляне использ. массы рабов для работы на рудниках. Ок. 180 до н.э. только в серебр. копях под Картахеной было занято 40 тыс. рабов. Испания остав. гл. поставщиком С. даже после захвата Римом таких богатых металлом пров., как Галлия, Британия и обл. Альп и Дуная. Добыча и обраб. С. в античности не остав. без изменений, однако технология получ. С. отлич. в целом стабильностью. Благород. серебр. руды (аргентит, хлористое С.), содерж. 75 - 87 % С., разрабат. с такой же интенсивн., как и залежи свинцового блеска (и сопутствующ. сернист. цинка) с содерж. С. 1 - 3%. Как правило, использов. два типа печей: в полукруглых плавил. печах высотой ок. 1 м с помощью воздуходув. мехов сжигали древес. уголь, получая шлаки и серебросодерж. свинец; для получ. же С., содержащ. в свинце, применяли плоские плавильни. О высоком уровне, на к-ром наход. в античности добыча С., свидет. применявш. метод хлорирования, открытый, по-видимому, незадолго до начала н.э. До этого открытия неизбежны были крупные потери С. при его получ. Проблема предотвращ. тяжелых отравл. парами свинца и мышьяка была решена в Испании, где начали строить 5 - 7-метровые вытяж. трубы для дыма. С. широко примен. для украш. предметов повседнев. жизни. Из С. делалась столовая посуда и светильники, им украш. мебель и повозки, лошадиная упряжь и доспехи гладиаторов. Столовый сервиз на 4 персоны в сравнит. скромной вилле Менандра в Помпеях состоит из 117 серебр. предметов. Историки времен Империи постоянно критик. злоупотребл. предметами роскоши из С. Упомин. производит. и продавцы С., а также спец. рабы, чьей обязанностью было чистить С. Был известен способ серебрения бронзы или железа посредством огня. Часто С. золотили. Поскольку С. легко поддается ювелир. обработке, мн. изделия из него выполн. с высочайшим мастерством. Наряду с рельефными изображ., образов. чередованием на серебр. поверхности полиров. и заматиров. участков, стали появл. фигурные и орнаментал. композиции, не менее выразител., чем на золоте. Кач-во серебр. изделий было значит. выше, чем золотых, т.к. опыта работы с золотом в то время почти не существовало. С. было сравнит. дешево; даже не очень обеспеч. граждане имели украш. из него. Кроме того, в Риме расценки на работы мастеров по С. были очень низки.

Ценились лишь избран. шедевры. Но даже такие соверш. изделия, как серебр. сокровища хильдесгеймского клада, были частично использов. в кач-ве лома. В окраинных пров. С. добывали местные мастера, в местах добычи имелась рим. администрация, заведовавшая рудниками. После кризисов 3 в. применение С. для изготовл. монеты лишь на время и лишь в пров. смогло восстан. свои прежние позиции. В 5 в. С. не хватает; оно не может больше покрывать потребн. общества в благород. металлах. Возникает необходим. найти ему замену.

СЕРИФОС

СЕРИФОС - о-в в Эгейском м. в группе Кикладских, богатый железом. Находится между о. Кифнос на севере и о. Сифнос на Ю. На С. особенно почитали героя Персея.

СЕРКЕТ

СЕРКЕТ - Селкет - в егип. миф. богиня - покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почит. в Ниж. Египте. Свящ. животное С. - скорпион. Изображ. С. в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали (вместе с изображ. Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках для каноп.

СЕРРАТ

СЕРРАТ - монета с зубцами по краю. Обычно под С. имеют в виду рим. денарии времен Республики. Было ли это мерой, принимавш. против фальшивомонетчиков, остается спорным.

СЕРТОРИЙ

СЕРТОРИЙ - Квинт (ок. 122 - 72 до н.э.) - рим. полководец, руковод. восст. иберийских племен в Испании против рим. господства. Участник войны с кимврами и тевтонами (105, 102), воен. трибун в Испании (98), легат в Сюзнической войне 90 - 88, квестор в Цизальпинской Галлии (90). Сторонник Мария и Корнелия Цинны в борьбе с Корнелием Суллой. В 83 - 81 в кач-ве претора управл. Испанией Ближней. С 80 возгл. борьбу иберийских племен против рим. господства и превратил Испанию в центр антисулланской оппозиции. С. удалось, опираясь на иберийскую знать, объед. под своей властью почти всю Испанию и на-нести ряд крупных пораж. рим. полководцам Метеллу и Гнею Помпею (при Лавроне в 76, на р. Сукрон и при Сагунте в 75, и др.). Убит заговорщиками из числа своих приближенных, искавш. примир. с Римом.

СЕРЫ

СЕРЫ - 1. назв. столич. и провинц. (номовой) знати в Др. Египте. В периоды ослабл. цент. власти С. добивались особенно больш. могущества. Так, при Х династии им было предоставл. право вырабат. законы, и царь Ахтой Уахкара рекоменд. своему сыну не подвергать их за преступл. смерт. казни, а карать лишь тюрем. заключ. и телесн. наказаниями. Во времена укрепл. цент. власти фараоны стремились противопост. серам чиновников, выдвинувш. из среды незнатных людей. Так, Эхнатон особенно выдвигал немху («сирот»), т.е. людей, не имеющих высокопоставл. родителей.

2. у греков и римлян назв. китайцев, производящих шелк и извест. им по контактам на внутриазиат. дорогах, где проходили караваны с шелком. Имя же «сины» было дано тем китайцам, путь к-рых лежал по морю, через Индию в страны Средиземноморья. Т.о., становится понятно, почему Марин из Тира и Птолемей пишут о синах на Ю. и о серах на севере Китая.

СЕСТ

СЕСТ - порт. город в Херсонесе Фракийском напротив г. Абидос в самом узком месте Геллеспонта. Населен колонистами с о. Лесбос. Здесь в 480 до н.э. Ксеркс приказал построить понтонный мост. Во время Пелопоннесской войны С. был важнейшей стоянкой афинск. флота. В 334 Александр Македонский переправ. около С. в Азию. Согл. легенде, в С. жила жрица Афродиты Геро, к-рую любил Леандр.

СЕСТЕРЦИЙ

СЕСТЕРЦИЙ - назв. рим. серебр. монеты весом в 1,13 г = 1/288 рим. фунта = 1 скрупулу, к-рую начали чеканить ок. 269 г. до н.э. На аверсе - голова богини Ромы и обознач. стоимости IIS, т.е. 2 асса и 1 семис = 21/2 асса, на реверсе - Диоскуры. Примерно с 217 г. до н.э. С. стал равняться 4 ассам (на денарий шло 16 ассов). Как монета С. выпускался редко, но в роли основной рим. счетной ед. использовался до кон. 3 в. н.э., даже тогда, когда его чеканка прекратилась. Это можно объяснить тем, что С. весил 1 скурпул, что было привыч. единицей. С. имел также назв. нуммус. В 89 до н.э. был выпущен серебряный С. нового типа (на монете не было обознач. стоимости IIS, так как в это время С. равнялся 4 ассам). После 43 до н.э. серебр. С. больше не чеканился. Со времени монетной реформы Августа (27 до н.э. - 14 н.э.) С. как счетная ед. занял место асса, но теперь он чеканился на 1 аурес. В эпоху империи монета чеканилась без обозначения стоимости. Последние С. чеканились при Валериане, Галлиене и Постуме (253 - 268 н.э.). В С. обозначалась зачастую стоимость на рим.-кампанских золотых монетах (LX, XXXX, XX) и на аттич. тетрадрахмах, к-рые выпускались в Македонии (SI = 16 С. = 4 денария).

СЕТ

СЕТ - Сетх, Сутех - в егип. миф. бог «чужих стран» (Пустыни), олицетв. злого начала, убийца Осириса; один из четырех детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида - она же жена С.). Свящ. животными С. были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др.; гл. был осел. С. в пластике и рисунках изображ. человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первонач. распростр. его культа считаются на Ю. Египта г. Омбос (там его впослед. вытеснил Хнум), на севере - около Гераклеополя - Дельта. В период Др. царства С. наряду с Гором счит. богом-по-кровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имен С. и Гора означает «царь»). При гиксосах С. был отожд. с их богом Ваалом, местом его культа как гл. бога стал г. Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встреч. еще достаточно часто; эти имена носили фараоны ХIХ династии: Сети, Сетнахт; С. давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами С. упомин. наряду с хеттскими богами. В период Др. царства С. приписыв. спасение Ра от змея Апопа (С. пронзил Апопа гарпуном).

Вместе с тем С. воплощал и злое начало - как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам свящ. животных, связанных с С., прибавл. такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Начиная с 8 в. до н.э. эта сущность С. стала единств. Иногда С. даже назыв. Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба С. и Гора (Гор лишает С. муж. начала, С. вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта С. почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском п-ове как Немти (Анти), хурриты отожд. его с Тешубом, греки - с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.

СЕТИ

СЕТИ - егип. фараоны ХIХ династии:

1. С. I. (1337 - 1317 до н.э.), второй царь этой династии. Возобн. попытки возвр. утрач. при Аменхотепе IV владения Египта в Сирии и Палестине. Захватил Тир, вел войну и заключил перемирие с хеттами. При С. I велось широкое стр-во: ипостильный зал в Карнаке, Мемнониум в Абидосе. С. I дал льготы храмам Осириса.

2. С. II (1214 - 1209 до н.э.), один из последних царей династии, сын Мернептаха.

СЕ-ТЯНЬЦЗЮНЬ

СЕ-ТЯНЬЦЗЮНЬ - в поздней кит. нар. миф. бог планеты Хосин («звезда огня», т.е. Марс).

СЕХМЕТ

СЕХМЕТ - Сахмет, Сохмет - в егип. миф. богиня войны и палящего солнца. Свящ . животное С. - львица. Изображ. в виде женщины с головой львицы. Центр культа С. - Мемфис, ее почит. было распростр. во всем Египте. С. - дочь Ра (его грозное Око), жена Птаха, мать Нефертума. С. уничтож. врагов Ра и Осириса (Сета, Апопа и др.), в мифе о наказании Ра человеч. рода за грехи она истребл. людей. Вместе с Уто и Нехбет С. охран. фараона. Находясь рядом с ним во время битвы, она повер-гает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтож. все. Обладая магич. силой, С. может убить человека, напустить на него болезнь. Вместе с тем С. - богиня-целительница.

Она покровит. врачам, считавш. жрецами. С. очень рано была отожд. с Тефнут и Хатор, отожд. также с богинями Баст, Уто, Мут и со мн. богинями-львицами (Менкерот, Мент, Менхит, Шесемтет и др.).

СЕЦЕССИЯ

СЕЦЕССИЯ - в Др. Риме демонстрат. выход плебеев из состава рим. общины и уход за черту города (на Священную гору или Авентинский холм). С. явл. своеобр. формой борьбы плебеев против патрициев - в результате С. плебеев, составл. основную массу рим. армии, город оставался фактич. без воен. защиты. Согл. рим. традиции, С. происх. в 494, 449, 445, 342 и 287 до н.э.

СЕШАТ

СЕШАТ - в егип. миф. богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображ. женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконеч. звездой на голове. Почитание С. зарод. в Саисе, но центром ее культа стал Гермополь. С. - глава «дома жизни», т.е. собрания рукописей, архива, на листьях дерева «шед» (ее фетиша) она записыв. годы жизни и правл. фараона, ведает искусством счета (гл. обр. подсчета воен. трофеев, пленных, даров, дани), составл. строит. планов, покровит. строит. работам. Поскольку день рожд. С. празднов. в один день с днем рожд. Мафдет, возможно, С. считалась ее сестрой-близнецом. С. нередко выступ. как ипостась Мафдет, Рат-тауи, Нефтиды.

СЕЯН

СЕЯН - Луций Элий (ок. 20 до н.э. - 18.10.31 н.э.) - фаворит имп. Тиберия. С 14 н.э. был префектом преторианцев, потом единств. командиром императ. гвардии, к-рую сконцентр. в лагере на Виминале в Риме. Как префект прето-рианцев он пользов. большим влиянием. Так, в 26 н.э. С. склонил императора покинуть Рим, чтобы самому править им в кач-ве его замест. С. устранял всех неугодных ему людей, так, напр., сына имп. Друза в 23 н.э., преследовал семью Германика и сам стремился к трону. По обвин. в гос. измене был свергнут и казнен.

СИ

СИ - термин, обознач. рабство в Др. Китае. Впервые встреч. в гадател. надписях Иньской эпохи (14 - 11 вв. до н.э.) в кач-ве назв. племени, живш. на С. госуд. Инь. В этих же надписях С. употребл. для обознач. людей, ве-роятно захвач. в плен. По-видимому, уже тогда С. обозначал пленных рабов. Позднее, в эпоху Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.), С. широко примен. как один из терминов рабства.

СИА

СИА - в егип. миф. богиня познания и мудрости. Изображ. в виде женщины, помещ. справа от Тота. Близко связана с богом Ху - олицетвор. божеств. слова.

СИАГРИЙ

СИАГРИЙ (ум. 486) - послед. наместник Рим. Галлии. Управлял оставш. в руках римлян небольшой частью Галлии (обл. вокруг Суассона). После падения Зап. Рим. империи (476) С., начиная с 481, вел борьбу с королем франков Хлодвигом. Потерпев пораж. (486), С. бежал во владения короля вестготов Алариха II, был выдан франкам и убит.

СИБАРИС

СИБАРИС - др.-греч. колония на побережье Тарентского зал. (Италия). Осн. ок. 720 до н.э. ахейцами. Была могущ. и крупным торг. центром. Согл. антич. традиции, жители С. славились богатством и любовью к роскоши, отсюда нарицат. знач. слова «сибарит». В 510 до н.э. во время войны с г. Кротоном С. был разрушен до основания. Ок. 443 до н.э. близ разруш. города был построен новый город - Фурии.

СИВ

СИВ - в сканд. миф. богиня, обладающая чудесн. золот. волосами (видимо, символ плодородия), жена Тора. Имеется миф о том, как Локи срезал ее волосы, а затем по требов. Тора заставил карликов-цвергов, сыновей Ивальди, выковать точно такие же (и они тотчас приросли к ее голове, как настоящие).

СИ-ВАН-МУ

СИ-ВАН-МУ - в др.-кит. миф. жен. божество, хозяйка З., обладательница снадобья бессмертия.

СИВИЛЛА

СИВИЛЛА - сивиллы - в греч. миф. пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя С. по свидет. Плутарха впервые встреч. у Гераклита. Первонач. С. - собств. имя одной из прорицательниц. По традиции первой С., от к-рой получ. свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. Подобно оракулам, дававш. пифией, предсказания С. делались обычно в стихотвор. форме - гекзаметром. Впослед. были запис. девять книг - т.н. сивиллиных книг. Куманская С. предлож. рим. царю Тарквинию Приску купить у нее эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повтор. свое предлож. и при вторич. отказе сожгла еще три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги. Впослед. к этим книгам были добавл. прориц. тибуртинской С. и др. Сгоревшие в 83 до н.э. книги были возобнов. при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавш. тайными, хран. особой жреч. коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользов. до 5 в. н.э. Содерж. сивиллиных книг представл. собой причудл. смешение греко-рим., этрусских, иуд. и христ. воззрений и верований.

СИВИЛЛИНЫ КНИГИ

СИВИЛЛИНЫ КНИГИ - сборники прорицаний сивилл, отражавшие религ. представл. древ. греков, римлян, иудеев и раннего христианства. Составл. в разное время. Самыми извест. были предсказания сивилл из г. Кумы. По пре-данию, при царе Тарквинии Гордом (или при Тарквинии Приске) (7 - 6 вв. до н.э.) эти С. к. попали в Рим, хран. в каменном ящике в храме Юпитера на Капитолии; в 83 до н.э. погибли при пожаре. Вновь составл. С. к. хран. в храме Аполлона на Палатинском холме. В 405 были со-жжены по приказу правителя Зап. Рим. империи - Стилихона.

СИГНАЛЫ

СИГНАЛЫ - уже греки использ. С. в воен. деле. На широких равнинах о приближ. противника они извещ. оптич. С.: днем - дымом, ночью - огнем. Имелся и факельный телеграф для передачи сообщ. с помощью услов. азбуки. Сигнал. техника была хорошо развита в рим. армии. Звуковые С. подавались горнистами, трубивш. в спец. духовые инструменты. Сигнал наступл. и отступл. по-давала туба, длинная прямая труба; горн, закругл. витой рожок, передавал С. знаменосцам; букцина, инструмент типа рога, употребл. для сигнализации внутри лагеря. Передачей буквен. С. - для предупрежд. о появл. пиратов - пользов. при каботаж. плавании, после того как римляне снабдили сигнал. станциями побережье Средиземного м. от М. Азии до Испании и Сев. Африки.

СИГУРД

СИГУРД - Зигфрид - в герм.-сканд. миф. и эпосе герой. Подвиги С. воспев. ряд песен «Старшей Эдды» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы»), о его гибели рассказ. в «Отрывке песни о Сигурде», «Первой песни о Гудрун», «Краткой песни о Сигурде», «Поездке Брюнхильд в хель» («Старшая Эдда»); о С. повествуют «Младшая Эдда», «Сага о Вельсунгах», «Сага о Тидреке», сканд. ср.-век. баллады. Зигфрид - цент. герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах» (вторая часть посвящ. мести его вдовы Кримхильды за его убийство).

СИДДХИ

СИДДХИ - в индуист. миф. полубожеств. божества, обитающие в воздуш. пространстве - Антарикше и отличающ. чистотой и святостью. Согл. пуранам, число С. доходит до 88000 и они владеют восемью сверхъест. свойствами: становиться бесконечно малыми или боль-шими, предельно легкими или тяжелыми, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достиг. желаемого силой мысли, подчин. своей воле предметы и время, добиваться верхов. власти над миром.

СИДОН

СИДОН - в древности финик. гор.-госуд. (совр. Сайда в Ливане) на вост. побережье Средиземного м. Возник, по-видимому, в 4-м тыс. до н.э. Во 2-м тыс. до н.э. был крупным центром междунар. торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии. В кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. С. участв. в финик. колонизации Зап. Средиземноморья. В нач. 1-го тыс. до н.э. наход. под властью Тира. В 701 покорен Ассирией, неоднократно был центром антиассир. выступлений. В 677 разрушен ассирийцами; затем отстраив. заново. Во 2-й пол. 6 в. С. вошел в состав перс. державы Ахеменидов, ок. 342, после антиперс. восстания, разрушен Артаксерксом III Охом. В дальнейшем С. был восстановлен. В эллинистич. и рим. время С. - греко-финик. город. В 7 в. завоеван арабами.

СИДОНИЙ

СИДОНИЙ - Гай Соллий Модест Аполлинар (нач. 30-х гг. 5 в. - 21.08.483) - галло-рим. писатель, соч. к-рого представл. значит. ист. интерес. Родился в Лугдунуме (Лионе) в богатой аристократич. семье. Зять имп. Авита (455 - 456). В 468 был назначен имп. Антемием префектом Рима, затем возведен в патриции. С 471/472 - епископ Арверны (Клермон-Ферран). С. А. прослав. панегириками в честь имп. Авита (456), Майориана (458), Антемия (468).

СИДСКОЕ СРАЖЕНИЕ

СИДСКОЕ СРАЖЕНИЕ - 189 до н.э. - мор. сраж. между сирийским и родосским флотами в р-не Сида (юго-вост. побережье М. Азии в Памфилии) во время войны (192 - 189 до н.э.) Рима с Антиохом III. В 189 до н.э. после ожесточ. обороны сирийский флот, к-рым команд. Ганнибал, был разбит родосцами (помогавш. римлянам) и заперт в Сидской гавани.

СИДЫ

СИДЫ - в кельт. (ирланд.) миф. божеств. существа, обитавшие под землей в холмах (также назыв. С.), в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных о-вах в океане.

СИЕНА

СИЕНА - 1. город в Италии, адм. центр одноим. пров. (обл. Тоскана). Осн. римлянами как воен. колония в 1 в. до н.э.

2. город на вост. берегу Нила (ныне Ассуан), ниже первого порога, играл важную роль в торг. связях Ю. Египта с африк. госуд. Ниже С. на р. Нил расположен о. Элефантина. Во времена Птолемеев возросло стратегич. знач. С. как форпоста против нубийско-эфиопск. племен. При римлянах здесь также наход. гарнизон для защиты от кочевников блеммиев. С. была известна своим розовым гранитом сиенитом (ныне сиенитом назыв. другой минерал). Для астрономич. исслед. Эратосфена С. была важным пунктом, поскольку здесь во время летнего солнцест. лучи Солнца в полдень падают перпендик. земной поверхн. (С. лежит почти на сев. тропике).

СИЗЕННА

СИЗЕННА - Л. Корнелий - претор (с 78 до н.э.). Ум. в 67 до н.э., будучи легатом Помпея. Оратор (защищал Верреса в 70 до н.э.) и историк. Поддерж. оптиматов (Суллу). Перевел эротич. «Милетские рассказы» Аристида и издал «Историю» в 12 книгах, охватыв. период с 91 по 79 до н.э. Воррон хар-ризует С. в своем труде.

Предыдущая страница Следующая страница