Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЭН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЭН")

ВИТРУВИЙ

ВИТРУВИЙ (2-я пол. 1 в. до н.э.) - рим. архитектор и инженер, автор «Десяти книг об архитектуре», единств. дошедш. до нас полностью антич. трактата на эту тему. Достоверно лишь родовое имя В.: семейное имя «Поллион» спорно, а личное имя «Марк» - лишь догадка позднейших биографов. В. был воен. инженером при Юлии Цезаре, а во времена Августа, возможно, также и специалистом, наблюдавшим за акведуками.

ВИФИНИЯ

ВИФИНИЯ - ист. обл. на С.-З. М. Азии, между р. Риндак (совр. Коджачей, Турция) на З. и р. Парфений на В. Получила назв. от фракийск. племени финов, или вифинов, проникш. из Европы ок. 700 до н.э. В 8 - 7 вв. до н.э. на побережье В. были основаны греч. колонии (Астак, Гераклея и др.). В 7 - 6 вв. до н.э. подчин. Лидии, в 6 - 4 - Ахеменидам.

Во время войн диадохов правитель В. Зипоит (327/26 - 280/79) разбил Лисимаха и объявил В. в 297 до н.э. независимым госуд. С этого года начин. т.н. вифинская эра, принятая затем Митридатом VI Понтийским и его преемниками в Боспорском госуд. Сын Зипоита Никомед I (278 - ок. 255) расширил пределы В. и построил столицу Никомедию (264 до н.э.). В 3 - 1 вв. до н.э. В. - типич. эллинистич. рабовлад. госуд., ведшее войны с соседями (Пергам, Понт и др.). После 184 до н.э., оказавш. в сфере рим. влияния, В. стала играть особую роль в кач-ве поставщика рабов для Рима. В 74 до н.э. по завещанию последн. царя В. Никомеда III В. бы-ла превращена в рим. провинцию и в 64 до н.э. объед. с Понтом (пров. Понт и Вифиния); продолжала играть значит. экономич. и культурную роль в Рим., а позднее - Визант. империях, особенно когда вифинский г. Никея был столицей Византии (13 в.). При имп. Траяне (98 - 117 н.э.) наместником Понта и В. был Плиний Младший. В 14 в. В. была захвачена турками-османами.

ВИФИНИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

ВИФИНИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Вифиния (ок. 315 - 74 до н.э.)

Зипоит (царь с 298/7 до н.э.)ок. 315 - ок. 280

Никомед I ок. 280 ум. до 242

Зиэлай ок. 250, ум. до 227

Прусий I ок. 230 - ок. 182

Прусий II ок. 182 - 149

Никомед II Эпифан 149 - ок. 127

Никомед III Эвергет ок. 127 - ок. 94

Никомед IV Филопатор ок. 94 - 74

ВИФЛЕЕМ

ВИФЛЕЕМ - хананейский, позднее иуд. город в Палестине. Ныне - Бейт-Лахм, Иордания. Осн. ок. сер. 2-го тыс. до н.э. Иногда назыв. В. Иудейским, в отличие от одноимен. города в Сев. Палестине. По свидет. Библии, В. - родина царя Давида. В. был местом культа Адониса. В евангельской традиции В. - место рожд. Иисуса Христа.

ВИШАПЫ

ВИШАПЫ - 1. каменные изваяния (до 5 м высоты), изображ. рыб или столбы со шкурой барана. Армяне связыв. эти колоссал. статуи со злыми духами и назыв. «В.», т.е. демонами. Находились около русел древ. каналов и озер для водопоя скота. В древности эти статуи были связаны с божествами плодородия (пастбищ) и воды (каналы, источ.). Вероятнее всего, относятся к 1-му тыс. до н.э. В. обнаружены также в Грузии, на Сев. Кавказе и в Монголии.

2. в армян. миф. драконы, хтонич. существа. Выступают в зооморфном (чаще всего - в виде змеи) или антропоморфном облике; персониф. грозовую бурю, смерч или грозовые облака.

ВИШВАКАРМАН

ВИШВАКАРМАН - в вед. и индуист. миф. божеств. творец вселенной, созидатель, поэт.

ВИШВАМИТРА

ВИШВАМИТРА - в вед. и индуист. миф. мудрец, к-рый был рожден кшатрием, но своими аскетич. подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божествен. риши.

ВИШВАРУПА

ВИШВАРУПА - в вед. и индуист. миф. трехголовое су-щество демонич. природы, сын Тваштара, похитивший коров и за это поражен. Тритой и Индрой.

ВИШВЕДЕВА

ВИШВЕДЕВА - в др.-инд. миф. особый вид объед. богов (включая иногда и низших).

ВИШНУ

ВИШНУ - один из высших богов индуист. миф., составляю-щий вместе с Брахмой и Шивой т.н. божеств. триаду - тримурти. Обычно изображ. возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В одной из четырех его рук - чакра (букв. «круг», «диск»), специфич. оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъест. силой, в другой руке - раковина, в третьей - булава (палица), в четвертой - лотос или лук. Цвет кожи В. - темно-синий, цвет одежды - желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встреч. утвержд., что кожа В. принимает разный цвет в зависим. от юги.

Супруга В. - Лакшми. Сам В. иногда назыв. сыном Адитьи и Кашьяпы. Обычное местопребыв. В. - вершина горы Меру. Его ездовое животное - царь птиц Гаруда. В. имеет много различ. имен, связ. или с его свойст-вами и атрибутами, или с миф. подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под назв. «Гимн тысяче имен Вишну».

Наиболее важные имена В.: Хари (букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосый»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры»), Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»).

ВИШТАСПА

ВИШТАСПА - Виштасп - в иран. миф. и легенд. истории царь миф. династии Кейянидов. Одно из гл. действующих лиц ист.-теологич. мифов зороастризма.

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО - рус. феод. княжество на терр. верх. и ср. теч. р. Зап. Буга и правых притоков р. Припяти. Сложилось в кон. 10 в. на земле волынян, входило в состав Киевской Руси. Первым правителем В.-В. к. был сын Владимира Святославича - Всеволод.

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (после крещения - Василий, ум. 1015) - кн. киевский (по данным «Повести временных лет», примерно с 980), сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Нов-городе. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значит. расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавш. под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка - сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 - на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 - на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями Др.-Рус. госуд., поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по рр. Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь городов. Стремясь усилить свою власть и объед. госуд., В. С. попытался собрать в Киеве изображ. всех языч. богов и сделать обязат. поклонение им. Но это попытка не имела успеха. Киевское госуд. нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христ-во. Крещение В. С. произошло, видимо, в кон. 987 или нач. 988. Принятие христ-ва Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988 - 989 В. С. ввел христ-во в кач-ве гос. религии. В. С. выдал клиру Десятинной церкви, т.н. «подтвердительную грамоту», определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феод. отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной терр., Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правл. В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

ВЛАСТИМИР

ВЛАСТИМИР - сербский жупан сер. 9 в. В ходе объед. разрозн. сербских племен В. сосредоточил под своей властью терр., охватыв. басс. рр. Дрины, Ибара, Босны и Врбаса. Отстаивая независим. сербов, В. боролся с нападавш. на сербскую землю болгарами, а также с арабами, грабивш. заселенные славянами берега Адриатическ. м.

ВЛАСЯНИЦА

ВЛАСЯНИЦА - грубая шерстяная или волосяная одежда в форме мешка, надевавш. в древности евреями в знак печали, а затем христианами, большей частью монахами, с целью «умерщвления плоти».

ВЛАХИ

ВЛАХИ - романское население Балк. п-ова в ср. века. Упомин. в серб., болг., рус. и др. источ. Часто В. называют иллиро-фракийские скотоводч. племена, населявшие Балк. п-ов до заселения его в 6 - 7 вв. славянами.

ВОДАН

ВОДАН - Вотан - герм. бог; в сканд. миф. ему соотв. Один.

ВОДОПРОВОДЫ

ВОДОПРОВОДЫ - городские В., построен. из свинцовых и глиняных труб, ответвлялись от цент. коллекторов. Стр-во и использование В. в рим. время осуществл. частными лицами по аренде или под управл. чиновников. Плата, взымавш. за пользование В. с частных лиц и коллегий, исчислялась по диаметру клейменой и опечат. водопроводной трубы, ведущей в дом. Расходы на содерж. В. были весьма велики: ср. величины город рим. Египта ежегодно нуждался в 5000 глиняных кувшинах для проводимых в движение волами черпал. колес. В засушливые годы, когда уровень воды в реке понижался, приходилось дополнит. вводить в действие архимедовы винты, поденная плата за работу на к-рых была на 30% выше, чем плата рабочим на черпал. колесах. Воен. лагеря также снабжались В. При работе на ровной местности с использов. архимедовых винтов водоснабжение лагеря одного легиона требовало обслуживающ. персонала в 150 человек. Со времени Августа городским В. Рима ведал магистрат консульского ранга, под начальством к-рого работало 700 человек, распредел. по двум службам. В муницип. городах сходные обязанности исполнял чиновник в звании куратора В.; равным обр. имелся технич. персонал для обслуживания деревян. желобов, трубопроводов, черпал. колес, водяных колонок, а также водоподъемных устройств.

ВОДОСТОК

ВОДОСТОК - водосточ. желоб, укрепл. на краю крыши храма или др. здания, нередко снабж. водосточ. трубой. В. делался из камня или обожж. глины, украшался рельефом (растит. орнаменты, головы животных), а также раскрашив. (особенно В., сделан. из терракоты).

ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО

ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО - согл. лит. и археологич. источникам, В. к. появ. в с. х-ве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более древ. происхожд. Так, уже при первых рим. императорах были известны самые различ. конструкции В. к. Простейшая из них представл. собой В. к. с 8 - 16 ведрами или ящиками, закрепл. в точках сцепления спицы с ободом. Из этих сосудов вода наверху выливалась, с определ. потерями, в желоб, располож. сбоку; высота подъема была равна диаметру колеса.

Боковой груз затруднял вращение и обусловливал помехи. Избавиться от них помогла конструкция, основан. на использовании пустого пространства между внеш. и внутр. ободами колеса, где сбоку имелись отверстия для черпания воды. Это уменьшало также потери воды при выливании, т.к. скорость вращения В. к. была постоянной. С 3 в. до н.э. напор воды стал использов. в кач-ве двигателя в водочерп. системах, где ряд сосудов был укреплен на бесконеч. цепи.

ВОЕВОДА

ВОЕВОДА - слав. термин, обозначавший военач., правителя. Был широко распростр. в слав. странах. Визант. имп. Константин Багрянородный (10 в.) употреблял его в греч. транскрипции без перевода.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА - большой вклад в развитие В. т. внесли спартанцы, к-рые в 429 до н.э. при осаде Платей жгли серу, чтобы получ. поражающий дыхател. пути сернистый ангидрид. Через 5 лет в битве при Делии для выбрасывания зажигат. состава уже применяли простейшее метател. устройство. Когда высадивш. на Сицилии в 407 до н.э. карфегеняне использовали осадную технику - передвижную башню и таран, греки применили метател. аппарат, превосходивший лук в дальности метания стрел. Натягивание тетивы из него производ. автоматич. посредством цепи, приводивш. в движение вращением рукоятки. Широкое применение воен. машин, ознаменовавшее новый этап в развитии В. т., нач. ок. 400 до н.э., т.е. после прихода к власти в Сиракузах Дионисия Старшего. Можно предположить, что Дио-нисий приглашал механиков для создания механизмов, предназнач. для обороны. Так, Зопир Тарентский изобрел гастрафет - метател. орудие, при натягивании тетивы к-рого можно было использовать силу всего тела, а не только руки; легкий гастрафет применялся преим. на охоте. Были изобретены и получили широкое распростр. евтитоны, а теряющая под воздейст-вием влаги свою упругость тетива из жил была заменена эластич. бронзовой пластинкой, изготовл. из спец. сплава, содержащ. только 3% олова. Особенно значит. успехов греки достигли в создании метател. аппарата, приводимого в движение рукой (монанкон, онагр, баллиста). Он состоял из большой рамы, внутри к-рой был натянут кручен. канат из неск. пучков сухожилий или волос животных. Вставл. в этот пучок рычаг посредством особого приспособл. оттягивали вниз; к концу рычага обычно подвешив. праща с камнем. Канат при отдаче с силой выпрямл., и камень от резкого толчка выбрасыв. из пращи. Эта метател. машина посылала ядра массой 2 кг на расст. в 350 м; после неоднократных усовершенств. с ее помощью можно было на короткое расст. метнуть ядро массой до 26 кг. Ядро изготовл. из камня, свинца, глины; глиняные ядра наполнялись зажигат. смесью. Метател. машина навесного действия (катапульта) по своему устр-ву была близка луку. Она представляла собой деревян. станину с укрепл. по бокам пучками скруч. сухожилий, в к-рую вставлялся боевой желоб для укладки ядра или тяжелой стрелы. При заряжении боевой желоб оттягив. воротом, скручивая сухожилия, и затем производ. выстрел.

С помощью этой воен. машины можно было легко и быстро поразить намеч. цель; после нек-рых изменений в конструкции она производ. метание сразу неск. стрел; стрельба из катапульты могла вестись почти непрерывно. Пущенная из нее стрела длиной 70 - 90 см летела ок. 200 м и пробивала щит, делавш. из железа (3 мм) и дерева (25 мм), обтягивавш. одним или неск. слоями кожи. Следует назвать также созданные Ктесибием метател. машины, действовавшие силой сжатого воздуха. Общее кол-во воен.-механич. устройств в нек-рых госуд. антич. мира временами было весьма велико. После разрушения Карфагена в 146 до н.э. в руках у римлян оказалось 2000 воен. машин; рим. войска под команд. Сципиона после взятия Нового Карфагена в 208 до н.э. захватили 120 больших и 281 малую катапульты, 23 большие и 51 малую баллисты, а также множество небольших машин для метаний камней («скорпионы»). Стремясь защитить воинов от метател. снарядов, греки заимствовали у персов приемы осады и штур-ма крепостей с применением передвижных башен и таранов. При осаде Тира в 331 до н.э. была использована сооруж. Диадом передвижная башня-гелепола, достигавшая 50 м в высоту и снабж. спец. покрытиями. Она была поставлена на катки с колесами, оборудована мн. рычагами. Начиная, видимо, с 300 до н.э. греки уже не подвешив. к ней таран, а ставили его на колеса. Это позволило методично наносить удары по крепостным стенам. Кроме того, отдельные части деревян. гелепол обивались для прочности металлом. Греки внесли значит. изменения в конструкцию этой передвижной башни и установили на ней метател. аппараты. Они также оборудовали ее выдвижными штурм. лестницами. Римляне широко использовали эти достижения греч. В. т., как, впрочем, и более древ. воен.-технич. изобретения: таран, захватывающий крюк, штурм. лестницы и контрмины. При подходе к укреплениям атакующие применяли также «черепаху» - навес с подвижными и переносн. щитами. Средством сигнальной связи явл. разработ. Полибием световая сигнализация с помощью зажжен. костров. Быстрая передача сообщений обеспеч. с помощью кода. Наиболее эффектив. результаты дало применение двух сосудов одинаковой формы (использов. принципа водяных часов - клепсидры). На каждой станции стояли сосуды с трубочкой, через к-рую быстро вылив. вода. В них плавали поплавки, движение к-рых передавалось указателю. О том, что вода нач. поступать в сосуд или, наоборот, вытекала из него, сообщалось с помощью услов. обозначений (зажжен. костер, дымовой сигнал) на большие расст. в пределах прямой видимости. Римляне не внесли к.-л. принципиал. новшеств в развитие В. т., но расширили сферу ее применения.

Облегч. образцы метател. машин устанавливались на спец. тележках для использования их в полевом бою. Каждому тактич. подразделению рим. армии были приданы неск. воен. специалистов, занимавш. также решением ряда обычных инженерных задач (стр-во дорог, проведение подземных работ, сооруж. мостов). Поэтому к достижениям В. т. следует отнести как постр. войсками Юлия Цезаря свайный мост через р. Рейн, так и водопроводный тоннель дл. в 1 км близ Сальды (Бужи) в Сев. Африке. Наряду с обычным корабельным тараном для мор. боя римляне создали абордажный мостик и спец. крючья для срывания канатов и парусов.

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - о применении В. з. у греков известно немн., у римлян они были свящ., их утрата счит. позором. В раннем периоде в рим. войске В. з. были пучки сена, насажив. на пики, использовались различ. металл. знаки. Позже В. з. служили изображ. животных, таких, как волк, минотавр, конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквилла, носитель знака орла - аквилифер) как единый знак легиона. Во времена Республики орел изготавл. из серебра, во времена Империи - из золота. В мелких конных отрядах, небольших пехотных подраздел. сущест-вовали полевые штандарты (вексиллум), носимые вексиллариями или сигниферами. Эти знамена состояли из четырехугол. куска сукна и были укреплены на перекладине древка. Изготавл. из пурпурно-красного сукна штандарты полководцев выносились перед походным маршем из лагеря на преторий, а в мор. войне поднимались на мачту адмирал. корабля. Около 100 при Траяне были введены знамена по парфянск. или дакийск. образцу в виде окраш. драконов из материи (знаменосец назыв. драконарием). Особое знач. имели императорские пурпурные знамена в виде драконов, к-рые сопутств. в битвах и на празднич. парадах.

ВОЕННЫЙ СПИСОК

ВОЕННЫЙ СПИСОК - во всех греч. гор.-госуд. верховные воен. органы в кач-ве основы для призыва вводили списки тех военнообяз. граждан, к-рые могли иметь снаряжение гоплитов или всадников. В. с. ежегодно ревизовался, пополняясь за счет граждан, достигших призыв. возраста, и сокращ. за счет выбывших. Остается неясным, включ. ли в случае серьезной необходим. в В. с. легковооруж. пехоты беднейшие граждане Афин и метеки, подобно тому как это делалось при комплектации флота. Зажиточ. метеки, зачисл. на службу гоплитами, вносились в соотв. списки. В госуд. Александра Македонского и в эллинистич. госуд., видимо, велись В. с. в отдельных воен. округах. В Рим. республике В. с. составл. на основе получ. через ценз данных, возможно, выступали как всеобщие цензовые списки, аналогич. налоговым. Они охватывали (до кон. 2 в. до н.э.), за исключ. беднейших граждан, всех военнообяз. Для возможных отсрочек при наборах и особенно при определении доступа к магистратурам необходимы были отметки о числе лет, проведен. на воен. службе. После воен. реформы Мария В. с. служили основанием для вербовки солдат в отдельных обл. госуд. и давали возможность в необходимых случаях осуществлять возврат к принудит. рекрутированию. Воен. реформа Константина открыла новые источ. для пополн. армии и устранила В. с.

ВОЙСКО

ВОЙСКО - у греков состояло из ополчения, набиравш. из граждан от 18 до 60-летн. возраста. Воин. служба была гражд. обязанностью в условиях автономии и автаркии полиса. В греч. полисах при Александре Македонском и позднее в эллинистич. госуд. перешли к использованию наемного В. В Риме существ. призывное ополчение. Рим. граждане от 17 до 46 лет находились на службе в полевых В., граждане от 47 до 60 лет несли службу в оккупац. войсках. Господств. класс, нобилитет, уклонялся от воен. службы в рядовом составе, к-рая явл. источ. доходов для низших слоев. Марий завершил преобразов. рим. В., дополнив его пролетариями (неимущими), при выходе в отставку получавш. право на земел. надел. Во времена Империи стало создаваться постоянное В. из профессион. солдат, к-рые рекрутиров. не только в Италии, но также в пров., в т.ч. из варваров. Это стало сильным внутриполитич. фактором.

ВОЛТУРН

ВОЛТУРН - Вултурн - в рим. миф. бог одноим. реки в Италии, имевшей своего жреца-фламина и праздник Волтурналий, связанный также с культом Тиберина - бога р. Тибр. Счит. сыном Януса. В. утонул в реке, к-рая была назв. его именем.

ВОЛХВЫ

ВОЛХВЫ - у народов Др. Востока «мудрые» люди, к-рым приписыв. знание скрытых сил природы, общение с богами и обладание сверхъест. силами; в Др. Греции и Др. Риме подобная группа людей известна под назв. маги.

ВОЛЫНЯНЕ

ВОЛЫНЯНЕ - велыняне - вост. славяне, жившие на терр. Волыни по обоим берегам Зап. Буга и в истоках Припяти. Видимо, В. - одно из терр. объед., возникших на терр. древ. племени дулебов, обитавшего здесь уже в 7 в. Др. таким объед. были бужане. Во 2-й пол. 9 в. Географ Баварский называет В. (Velunzani) наряду с бужанами (Buzani). У бужан он насчитывал 231 «город», у В. - 70. Араб. географ аль-Масуди во 2-й пол. 10 в. упомин. племена «валинана» и «дулаба», к-рые в лит-ре отожд. с В. и дулебами, и называет имена «царей» этих племен. В походе Олега на Византию 907 В.-дулебы выступали как союзники («толковины») киевского князя. В 10 в. у них развивались феод. отношения. В 981 Владимир Святославич подчинил себе населенные В. Червенскую и Перемышльскую земли. Место старого центра этой терр. - Червеня - занял новый - феод.-княж. г. Владимир-Волынский (на р. Луге), куда был посажен не племенной, а чуждый В. киевский князь. В 10 в. на терр. В. возникло Владимиро-Волынское княжество.

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ - рабы, отпущ. на волю актом освобождения. Гражд. права В. оставались огранич., во мн. случаях они по-прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распростр. т.н. культовое освобожд., когда рабы посвящ. богу и благодаря этому становились свободными, хотя и не гражданами. Положение греч. В. было близко к положению метеков в Афинах. Кроме освобожд. по воле своих господ, для рабов, особенно в позд. времена, существовала возможность выкупить себя на свои сбережения. Греч. В. не получ. гражд. прав. В Риме при известных обстоят. они поднимались до высоких постов в госуд. (в императорском управл. и придворной службе, особенно при Клавдии). Сыновья В. во времена Империи могли стать всадниками и даже императорами (Пертинакс и Диоклетиан), но в осн. они принадлежали к классу мелких производит. и были доверен. лицами своих патронов в деловых и политич. предприятиях. Мн. В. были банкирами, врачами, учителями.

ВОЛЬСИНИИ

ВОЛЬСИНИИ - один из 12 древ. гор.-госуд. Этрурии, крупный политич. и культурный центр. История В. времени преобладания этрусков в Италии неизв. В 4 - нач. 3 вв. до н.э. жители В. участв. в борьбе против римлян. В 265 - 264 до н.э. после восстания вольсинийских рабов, подавл. римлянами, все население было переселено на берег Больсенск. оз.

ВОЛЬСКИ

ВОЛЬСКИ - одно из древ. племен Цент. Италии, жившее по верх. и ср. теч. р. Лирис и временами расширявшее обл. своих владений до Фуцинского оз. на С. и до подножия Абанских гор на Ю. Вероятно, родственны умбрам. В 5 - 4 вв. до н.э. вели упорную борьбу с Римом. В 5 в. оттеснили римлян с побережья, но уже в 338 до н.э. были покорены союзом римлян и самнитов.

ВОРОБЕЙ

ВОРОБЕЙ - домаш. или полевая птица, так же как и ныне, широко распростран. в антич. время. В. счит. вредителем. Лишь вблизи храмов его не уничтожали. В то же время, благодаря свой способности к частому спариванию, В. входил в число символич. животных Афродиты. В грекоязыч. обл. эта его особенность послужила причиной того, что слово «В.» стало употребл. в кач-ве ругательства по отношению к мужчине либо же именем В. назыв. гетер. В лат. яз. это слово, напротив, было ласковым. Жареные и вареные В. использов. как популярное блюдо. Иногда В. или его яйца врачи прописывали в кач-ве возбуждающ. средства. Птица Лесбии, к-рую Катулл принимал за В., скорее всего, была голубым (каменным) дроздом.

ВОРОН

ВОРОН - приспособление, применявш. в древности римлянами для разрушения крепостных стен, переброски внутрь крепости вооруж. воинов и для облегч. абордажа судов. В первом случае В. имел форму массив. крюка, приводивш. в движение неск. воинами; во втором - форму колодезн. «журавля» с ящиком для воинов и в третьем - форму перекидн. моста (бревна) с большой металлич. глыбой на конце в виде вороньего клюва, опускавш. на корабль противника и не позволявшей последнему отойти. Применение В. впервые упомин. в Пунических войнах (3 в. до н.э.).

ВОРОТ

ВОРОТ - механич. средство, заимств. из древ. культур. Впервые был теоретич. исследован в школе Аристотеля. В просторечии именов. «ослом». В. представлял собой приводное средство, состоящее из вертикал. вала, в к-рый были врезаны одна, две или четыре попереч. балки, приводивш. в движение по кругу ослом или рабами. В. часто использов. на мельницах, дробильных установках.

ВОСЕМЬ СКАКУНОВ

ВОСЕМЬ СКАКУНОВ - в кит. миф. кони чжоусск. царя Мувана (10 в. до н.э.): Рыжий скакун, Быстроногий вороной, Белый верный, Переступающий через колесо, Сын гор, Огромный желтый, Пестрый рыжий (с черной гривой и хвостом) и Зеленое ухо («Жизнеописание сына неба Му»). В др. соч. имена коней иные. Нек-рые из этих восьми коней на скаку не касались ногами земли, др. мчались быстрее, чем птица, и за одну ночь могли проскакать десять тысяч ли, у одного на спине росли крылья, и он мог летать.

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ - энкаустика - техника живописи, где в кач-ве связующ. краски вещества используется воск. В. ж. была известна в Др. Египте еще в 3-м тыс. до н.э., но получила наибольшее развитие в антич. Греции, где выполнялась горячим способом и назыв. энакаустикой. В этой технике работали величайшие греч. художники: Зевксис, Паррасий, Апеллес и др. Антич. писатели (Марциал, Петроний Арбитр и др.), восхваляя произв., выполн. энкаустикой, особенно подчерк. достигаемый ею реализм и впечатл. пластичности. Согл. Плинию Старшему и Диоскориду, для энкаустики применялся т.н. пунический воск, к-рый варился с мор. водой и щелочью и отбеливался. Произв. энкаустической живописи классич. поры (5 в. до н.э.) до нас не дошли. Нам известны т.н. фаюмские портреты, найденные гл. обр. в погребениях в оазисах Фаюм (Файюм) в Египте и относящ. к 1 в. до н.э. - 4 в.н.э. Это - почти исключит. погрудные портреты, исполн. на досках энкаустикой, темперой или энкаустикой по темперной подготовке.

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ - дерев. таблички, внутр. сторона к-рых покрыв. цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилем). Как правило, две В. т. складыв. вместе, образуя диптих. В. т. были осн. материалом для письма в школе. Сохранивш. В. т. происходят преим. из Египта, Помпей и Геркуланума и Дакии.

ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ - в христ. религ. представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения.

ВОСТОЧНАЯ ВЭЙ

ВОСТОЧНАЯ ВЭЙ - одна из двух династий (В. В. и Зап. Вэй) в Сев. Китае, правивших после распада в 534 - 535 госуд. Сев. Вэй (386 - 535). Единств. императором В. В. был Сяо Цзин-ди (534 - 550), посаженный на престол северовэйским военач. Гао Хуанем (496 - 547). Столицей госуд. В. В. был г. Е (совр. пров. Хэнань). Сяо Цзин-ди был свергнут Гао Яном (сыном Гао Хуаня), основавшим династию Сев. Ци.

ВОСТОЧНАЯ МАРКА

ВОСТОЧНАЯ МАРКА - 1. Пограничная обл. (марка) по Ср. Дунаю, образов. Карлом Великим в нач. 9 в., после разгрома франками аваров; эта В. м. (иногда наз. также аварской маркой) в нач. 10 в. была захвачена венграми. Во 2-й пол. 10 в. после разгрома венгров (955) была образована новая, т.н. баварская, В. м. (включала неск. меньшую терр., чем 1-я В. м. - приблизит. между рр. Энс и Лейта), маркграфами к-рой в 976 стали Бабенберги; она стала ист. ядром Австрии.

2. Т.н. саксонская В. м. была образована после раздела владений маркграфа Герона (965) в землях полаб-ских славян серболужичан, захваченных нем. феодалами; занимала терр. к В. от ниж. теч. р. Сала (Заале) вплоть до Одера. Понятие В. м. было, однако, не очень определенным; позднее В. м. иногда отожд. с Лужицкой маркой. Постепенно осн. часть терр. В. м. вошла в состав владений Мейсенских маркграфов, составив часть терр. герм. кн-ва Саксония.

ВОТАН

ВОТАН - в миф. древ. германцев бог ветра и бурь, позднее бог войны, покровитель торговли, мореплавания, поэзии, магии, верхов. божество ряда герм. племен. Культ В. (Одина) был особенно развит в сканд. странах.

ВОХУ МАНА

ВОХУ МАНА - в иран. миф. одно из божеств Амеша Спента, входящих в верхов. божествен. триаду. Дух - покровитель скота и общины оседлых скотоводов, воплощение «благой мысли». В ср.-иран. традиции - Бахман, к-рому посвящен «Бахман-яшт».

ВО-ЦЮАНЬ

ВО-ЦЮАНЬ - в др.-кит. миф. бессмертный старец. В.-ц. собирал лекарств. травы на горе Хуайшань и сам принимал их. Тело его поросло шерстью, а глаза стали квадратн. Он мог летать и мчаться по земле. Он поднес мудрому государю Яо семена сосны, но у того не было времени съесть их. Те же из людей, кто принимал семена, прожили по 200 - 300 лет.

ВРАМШАПУХ

ВРАМШАПУХ - армян. царь (388 - 414) из династии Аршакидов. В 387 сасанидский Иран и Рим разделили Армению: 4/5 части страны перешли к Ирану, а 1/5 - к Риму. В. стал вассалом Ирана в Вост. Армении. Стремился к укрепл. царской власти и сохран. самостоят. Армении. Способств. созданию армян. письменности. Однако его усилия не имели успеха; вскоре после смерти В. Армян. царство пало.

ВРАЧ

ВРАЧ - несмотря на то, что профессия В. в антич. времена причисл. к ремесл., она пользовалась, как о том свидет. уже поэмы Гомера, большим уважением. В 7 - 6 вв. до н.э. врачеб. практикой занимались немн. семьи, возводившие свое происхожд. к богу врачевания Асклепию. Когда расширился состав В. за счет людей, не состоящих в родстве, создались своего рода цеховые объед. и центры врачеб. подготовки. Позднее врачевание стало изучаться в мед. школах (и у практикующих лекарей). Кодексом врачеб. этики стала «Клятва Гиппократа». С 6 в. до н.э. в крупных городах наряду со свободно практикующ. врачами появ. врачи, находивш. на гос. службе и получ. жалованье. Напр., Демокед из Кротона получал как городской врач Эгины годовое жалованье в размере одного таланта.

Врачеб. деятельностью занимались т.н. периодевты (странствующие лекари). Появл. разделов медицины обусловило в 3 в. до н.э. врачеб. специализацию (окулисты, отоларингологи, стоматологи и т.д.). Принятие родов и гинекологич. помощь оставались, как правило, уделом акушерок, причислявш. к врачам. Первыми рим. врачами стали греки, сначала рабы, а позднее свободные люди. По указу Цезаря, изданному в 46 до н.э., все рим. врачи получили гражд. права, к к-рым затем добав. др. привилегии. Во 2 в. н.э. нек-рые врачи, как общинные врачи или императорские лейб-медики, носившие титул архиатра, в зависимости от величины города, где они практиковали, были освобождены от налогооблож.

При имп. Августе лекари в войсках были включ. в воен. табель о рангах; врачи преторианцев и дислоциров. в Риме частей получили более высокий ранг по сравн. с остальными.

ВРИДДЖИ

ВРИДДЖИ - Вадджи - назв. конфедерации др.-рабовлад. республик в Сев. Индии, существовавшей в 6 - 5 вв. до н.э. В конфедерацию входили восемь республик, сильнейшими из к-рых были республики кланов вадджи, личчхави и видеха. Столицей конфедерации был г. Вайшали (в нынешнем штате Бихар). Конфедерация В. была разрушена царем Магадхи Аджаташатру в 5 в. до н.э.

ВРИТРА

ВРИТРА - в др.-инд. миф. демон, противник Индры, преградивший теч. рек; олицетв. косного, хаотич. принципа. В. - самый известный из демонов («перворожденный»); Индра рожден и вырос именно для того, чтобы убить В. (наиболее хар-рный эпитет Индры - Вритрахан, «убийца В.»). В. змееобразен, без рук и ног, бесплечий, издает шипение; он - дикий, хитрый зверь, растет во тьме, «не человек» и «не бог». В его распоряж. гром, молния, град, туман. В. скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать - Дану. Вместе с тем В. покоится на горе. У него 99 крепостей, разруш. Индрой. Иногда упомин. 99 его детей.

ВРИШАКАПИ

ВРИШАКАПИ - в вед. миф. обезьяна, вероятно, внебрач. сын Индры. В «Ригведе» упомин. В., его жена Вришакапая, Индра и его жена Индрани.

ВСАДНИКИ

ВСАДНИКИ - в Др. Афинах и Др. Риме вторая после зем. знати сословная группа рабовладельцев.

1. В Афинах В. как сословная группа оформились реформами Солона (594/593 до н.э.). К В. относили лиц с имуществ. цензом в 300 медимнов. В войско В. явл. на конях, в полном вооруж. Они могли занимать все выборные должности. Положение и права В. в Афинах не изменялись до конца существов. афинск. госуд. В 5 и 4 вв. до н.э. афинские В. зачастую поддерживали антидемократич. оппозицию.

2. В Др. Риме как привилегир. группа воинов упомин. с древнейших времен. По реформе Сервия Туллия В., выделен. в 18 центурий, составляли часть высш. цензов. класса (имуществ. ценз = 100 тыс. ассов). До кон. 4 в. до н.э. рим. В. были воен. группой. На содерж. коня они получ. пособие от госуд. (ок. 10 тыс. ассов). С 3 в. до н.э. с развитием торговли и ростовщич. в ряды В. стали вступать (по цензу) владельцы крупных рабовлад. мастерских, ростовщики. В. составл. компании публиканов. Во время гражд. войн (49 - 45 гг. до н.э.) ряд видных В. (Помпоний Аттик и др.) поддерживал установл. воен. диктатуры. Август объявил звание В. наследств., установив ценз в 400 тыс. сестерций. С 1 в. н.э. из В. комплектов. командный состав армии и ряд должностей по управл. провинциями (префект Египта, прокуратуры и т.д.). Сословие В. просуществ. до 4 в. н.э.

ВУЛКАН

ВУЛКАН - в рим. миф. бог разрушит. и очистит. пламени (отсюда обычай сжигать в его честь оружие побежд. врага), имел своего жреца-фламина и праздник Вулканалий. Ему был посвящен свящ. участок Вулканаль. Введение культа приписыв. Титу Тацию. Вместе с В. почит. богиня Мая (Маестас), к-рой приносил жертву фламин В. в первый день мая. Впослед. В. почит. как бог, защищавший от пожаров, вместе с богиней Стата Матер, имевшей ту же функцию. Соотв. греч. Гефесту. В. играл извест. роль в магии: ему приписыв. способность на десять лет отсроч. веления судьбы.

ВУЛЬГАТА

ВУЛЬГАТА - лат. перевод Библии, сделанный в 4 в. н.э. Иеронимом по заказу папы Дамасия с использов. ранее существов. переводов. Триентский собор 1546 объявил перевод Иеронима канонич.; с внесением нек-рых текстологич. исправл. он до сих пор используется католич. церковью.

ВУЛЬФИЛА

ВУЛЬФИЛА (ок. 311 - ок. 383) - вестготский церк.-политич. деятель. Будучи с 341 епископом, проводил христианизацию готов, распростр. среди них арианство. Составил готскую азбуку на основе греч. алфавита с привлечением лат. букв. Перевел на готский язык с греч. большую часть Библии.

ВУЛЬЧИ

ВУЛЬЧИ - один из 12 древ. гор.-госуд. Этрурии, крупнейший культурный центр (в 20 км к С.-З. от совр. г. Тарквиния у берега Тирренск. м.). Известен произ-вом бронз. изделий и худож. керамики. В 280 до н.э. завоеван и разрушен римлянами; в 273 до н.э. в р-не В. римляне основали колонию Коса.

ВУРУНСЕМУ

ВУРУНСЕМУ - Вурусему - в миф. хатти (протохеттов), одно из гл. божеств, супруга бога грозы Тару, мать богини Мецуллы и бога грозы г. Нерик, бабушка богини Цинтухи. В. вошла в пантеон хеттов в период Др. царства как «богиня солнца г. Аринны» (Аринна, букв. «источник» - свящ. город хеттов). В. была связана с ритуалами и праздниками, посвящ. царице и царевичу. Упомин. в ритуале грозы и в летописи царя Хаттусилиса I (17 в. до н.э.). В эпоху, последовавшую за др.-хеттским царством, значение «богини солнца» г. Аринны резко упало. При царе Хаттусилисе III (13 в. до н.э.) происходит искусств. оживление ее культа. Сохран. обращенная к ней молитва жены царя Пудухепы (в ней богиня отожд. с хурритской Хебат).

ВЫБОРЫ

ВЫБОРЫ - 1. В Др. Греции голосование в нар. собрании произв. двумя способами - поднятием рук и подачей камешков. Первый способ применялся при избрании должност. лиц, второй способ - при предоставл. привилегий или права гражданства. В Афинах для законной действенности решения необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При решении вопроса об изгнании к.-л. лица из госуд. применялся особый вид тайн. голосования - суд черепков (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении криком при голосовании, аналогич. способ был известен и в Спарте.

2. В республикан. Риме голосование в нар. собраниях и на суде производ. посредством табличек, на к-рых голосующие отмечали свое согласие или отклоняли обсуждаемое предложение. При избрании должност. лиц голосующие писали имена кандидатов. Магистраты, в т.ч. цензоры, избирались на нар. собрании под руковод. консулов. В императорскую эпоху функция избрания магистратов перешла к сенату и отчасти к всадничеству; нар. собрание лишь утверждало представл. на его рассмотр. решение.

ВЫОНГ

ВЫОНГ - 1. Вождь союза племен у предков вьетнамцев - лаквьетов.

2. Монарх-деспот в госуд. Аулак, Намвьет и др. древ. вьетнамских госуд. (3 в. до н.э. - 1 в. н.э.).

3. Титул полководца в ср.-век. вьетнамском госуд. Дайвьет.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - третья ступень антич. воспитат. процесса, следовавшая за элементар. и ср. звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич. время философия и риторика соперничали - обе дисциплины претендовали на то, что способны дать человеку всестор. образование. Но постепенно наметилось перемирие, благодаря к-рому философы частично включ. в свои учебные программы риторику, а риторы - философию. Нередко обе дисциплины изуч. параллелльно, причем в Греции преобладало философское, а в Риме - риторич. направление В. о. Практич. целью его в Греции была медицина, а в Риме - правоведение. В известной мере это служило профессион. подготовке.

В классич. период В. о. было полностью частным и в основе его лежали личные отношения учителя и ученика, что, однако, не исключ. очень высокой платы за обучение (напр., у Исократа). Продолжит. В. о. могла быть самой различ. и колебалась от года до десяти лет. Выпускных экзаменов не было. Со 2 в. н.э. наряду с частным постепенно начинает развиваться обществ. В. о. Его центрами становятся Рим, Афины, позже Константинополь, Александрия, Берит (ныне Бейрут) и Антиохия, где были основаны гос. кафедры риторики и философии. Здесь изуч. также грамматика и юриспруденция. В этих городах возникла своеобразная студенч. жизнь с твердыми правилами и обычаями, к-рые частично дошли до нашего времени.

ВЫШИВАНИЕ

ВЫШИВАНИЕ - широко применялось, т.к. цв. ткачество на несоверш. ткацких станках было затруднит. Ок. кон. 6 - нач. 5 в. до н.э. для В. стали пользоваться трапециевидн. пяльцами. Были известны два способа В. - гладью и крестом. Состоят. женщины занимались В. для удовольствия; вышивки на продажу производили рабыни. В Византии использов. труда рабов, вышивальщиков по шелку, сохран. как пережиток антич. ремесла вплоть до 14 в. О распростр. В. свидет. остатки погребальных покровов, найд. при раскопках могил; вышивка золотой нитью встреч. сравнит. редко; гораздо чаще на ткань нашивали штампован. или вырезан. кусочки золотой фольги.

ВЬЯСА

ВЬЯСА - легенд. др.-инд. мудрец, почитавш. «разделителем» или составителем собраний вед и пуран, а также творцом «Махабхараты». В. был сыном риши Парашары и дочери царя рыбаков Сатьявати. С детства тело В. было темн. цвета, и так как Сатьявати родила его на одном из о-вов на р. Ямуна (Джамна), его второе эпич. имя - Кришна Двайпаяна, т.е. «черный, рожд. на о-ве». В. стал великим отшельником, а его мать Сатьявати вышла замуж за царя Шантану. От него она имела двух сыновей - Читрангаду и Вичитравирью, но оба они умерли бездетн., и тогда по настоянию Сатьявати В. произвел на свет потомство от вдов Вичитравирьи. Т. о. В. стал фактич. отцом царей Панду и Дхритараштры и дедом пандавов и кауравов.

ВЭЙ

ВЭЙ - 1. царство в Др. Китае. Было образовано в 403 до н.э., когда 3 знатных рода Вэй, Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Дата раздела царства Цзинь счит. в кит. историографии нач. периода Чжаньго (Воюющих царств, 403 - 221 до н.э.). Царство В. было расположено в басс. ср. теч. р. Хуанхэ.

2. одно из 3 царств (Вэй, У и Шу) в Китае в период Сань го (Троецарствия). Существов. в 220 - 265. Его фактич. основателем был ханьский полководец Цао Цао, еще в 192 поделивший вместе с двумя др. ханьскими полководцами (Лю Бэем и Сунь Цюанем) терр. империи Хань. В 220 сын Цао Цао - Цао Пей (187 - 226) низложил последн. ханьского имп. Сянь-ди и объявил себя императором династии В. Царство В. занимало терр. совр. пров. Ганьсу, Шаньси, Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, часть терр. совр. пров. Шэнси, терр. совр. пров. Хубэй, Цзянсу, Аньхой, а также ряд р-нов совр. Сев.-Вост. Китая и Сев. Кореи. После смерти Цао Пея власть дома Цао ослабла: управл. царством перешло в руки вэйских полководцев из рода Сыма. В 263 один из них, Сыма Янь, одержал победу над царством Шу.

ВЭЙ ГУ

ВЭЙ ГУ - в кит. миф. один из богов - покровителей медицины. Историч. В. Г. явился в кит. столицу Чанъань между 713 и 742 в головном уборе из флера, шерстяной одежде, с посохом и дюжиной фляжек из тыквы-горлянки с лекарствами, висевш. у него на поясе и за спиной. Он щедро раздавал свои снадобья больным. Император призвал его ко двору и пожаловал ему титул Яо-ван («князь лекарств»). Под этим титулом, однако, известны и др. лекари. Обожествл. В. Г. счит. воплощением бодхисавты Бхайшаджья-раджи («царь исцеления»); даосы назыв. его Гуйцзан.

ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ

ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ - в кит. миф. один из богов - покровителей медицины. Реальный даос В. Ш.-ц. жил в кон. 7 - нач. 8 вв., он бродил по стране с черным псом по имени Черный дракон и занимался врачеванием, в народе его назыв. Яо-ван («князь лекарств»).

ВЭЙ ШУ

ВЭЙ ШУ - кит. династийная история династии Сев. Вэй (386 - 535). Составлена в 551 - 554 историком Вэй Шоу (506 - 572). Первонач. делилась на 130 цзюаней (глав, или частей), со времени династии Сун (960 - 1279) делится на 124 цзюаня.

ВЭЙШЭ

ВЭЙШЭ - яньвэй, вэйвэй - в др.-кит. миф. двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань (гора девяти сомнений).

ВЭНЬ ВАН

ВЭНЬ ВАН (12 - 11 вв. до н.э.) - вождь племени чжоусцев в Др. Китае. Как и его отец, В. В. был признан династией Инь в кач-ве «Правителя Запада» («сибо»).

ВЭНЬ СЮАНЬ

ВЭНЬ СЮАНЬ - первая кит. антология лит. произв., признанных в истории кит. лит-ры «достойнейшими»; была составлена в нач. 6 в. н.э. царевичем Сяо Тун (501 - 531).

ВЭНЬШУ

ВЭНЬШУ - Вэньшушили, Маньчжушили - один из наиболее популяр. святых в будд. миф. в Китае, восходит к Манджушри. Первые изображ. В. в Китае появ. в кон. 4 в. В. постоянно встреч. в Дуньхуане на росписях, иконах и в скульпт. группах в виде юноши-воина с поднятым или располож. горизонтально перед собою мечом; часто верхом на льве, символизир. бесстрашие. Один из воителей, охраняющих закон Будды и вход в храм. Обычно выступает в паре с Пусянем (Самантабхадра), воседающем на лоне.

ВЭНЬ-ШЭНЬ

ВЭНЬ-ШЭНЬ - группа духов в кит. нар. миф.

Предыдущая страница Следующая страница