Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИОС")

ИЛЛИРИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

ИЛЛИРИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ - восстание в 6 - 9 н.э. подчинен. Риму племен иллирийцев, вызван. гнетом рим. администрации и непосил. налогами. Непосредств. поводом к И. в. послужил набор местных жителей в армию для войны с маркоманнами. Восстание охватило Далмацию, Паннонию и весь Иллирик. Осн. роль в И. в. играли племена дезитиатов во главе с Батоном, бревков - с другим Батоном и Пинной, и пирустов. Восставшие перебили рим. военных и торговцев, напали на Македонию, угрожали Италии. Для подавл. восстания римляне стянули 15 легионов. Только в авг. 9 г., после 3 воен. экспедиций под команд. Тиберия и Германика, вследствие разобщ. действий различ. племен, соц. противоречий и измены Батона бревков, И. в. было подавлено.

ИЛЛИРИЙЦЫ

ИЛЛИРИЙЦЫ - общее назв. группы индоевроп. племен, населявших в древности С.-З. Балканск. п-ова от побережья Адриатич. м. до р. Дунай (истры, яподы, либурны, далматы, дезитиаты, пирусты, дарданы, бревки, тауланты и др.), а также Ю.-В. Апеннинского п-ова (япиги, мессапы). Первонач. занимали более обширную терр. в Цент. Европе, но по мере расселения кельтов были отчасти оттеснены ими, отчасти кельтизированы (образовалась группа иллиро-кельтских племен). Впервые как собират. назв. упоминаются у Геродота. На С.-З. граничили с кельтами, на В. - с фракийцами.

ИЛЛИРИЯ

ИЛЛИРИЯ - ист. обл. в сев.-зап. части Балканск. п-ова, включавшая терр. расселения иллирийцев. С 27 до н.э. - рим. провинция Иллирик, состоявшая из Ниж. Иллирика (Далмации) и Верх. (Паннонии). Позднее, при Константине, в Иллирик входили также Верх. Мезия, Реция, Норик и Дакия, Македония, Греция. Тесные экономич. связи с Римом (И. поставляла дерево, скот, зерно) способств. романизации населения И. В 371 в И. было введено закрепощение колонов. С нач. 5 в. И. подвергалась набегам вестготов, а в кон. 5 в. вместе с Италией была завоев. остготами. С 6 в. И. стала заселяться славянами, образовавш. на ее терр. впоследствии ряд госуд.

ИЛЛИРО-ФРАКИЙСКИЕ ПЛЕМЕНА

ИЛЛИРО-ФРАКИЙСКИЕ ПЛЕМЕНА - племена, составлявшие одну из древнейших этнич. групп Балканск. п-ова. Зап. часть этих племен - иллирийцы - рассматр. рядом ученых как предки албанцев; фракийские племена, заселявшие вост. часть Балканск. п-ова, растворились среди славян после массового вторж. последних на Балканы в 6 в.

ИЛЛУЯНКА

ИЛЛУЯНКА - в хетт. миф. змей, похитивший сердце и глаза у бога грозы, победив его в поединке. Миф об И. читался во время праздника пурулли хеттск. свящ. г. Нерик.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ - оформл. рукописей и первых печатных изданий рисунками пером или живописью. Уже папирусные свитки Др. Египта украш. рисунками тушью, напр., «Книга мертвых» и путеводитель по загроб. миру эпохи Нового царства (2-е тыс. до н.э.). В античности свитки снабжались портретами авторов и различ. иллюстрациями. Греч. папирусные свитки с рисунками сохран. со 2 в. до н.э. И. переживает особенный расцвет с 4 в., когда начинают употребл. пергаментные кодексы. Т.н. Кведлинбургские итальян. фрагменты (Гос. нем. б-ка, Берлин) содержат древнейшие иллюстрир. тексты христ. содержания. Стилистич. близки им «Илиада Амвросианская» (Милан) и ватикан. рукопись Вергилия (все 4 - 5 вв.). Особенно знаменит «Венский кодекс» Диоскурида (6 в.) с 600 цветными изображ. растений и рукопись комедий Теренция (9 в., Париж).

ИЛОТЫ

ИЛОТЫ - покоренное дорийцами земледельч. население Др. Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. счит. собственностью госуд. и были прикреплены к зем. участкам, к-рыми владели отд. спартиаты - члены спарт. общины. И. не входили в состав спарт. общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупными из к-рых были восстания в 7 в. до н.э. и в 464 - 459/458 до н.э. С целью предупрежд. восстаний И. спартиаты ввели систему криптий - периодич. избиений И., уничтожения наиболее сильных и смелых из них.

ИЛУ

ИЛУ - Ил, Эл, Илум, Илим, Элим, Элохим - первонач. «сильный», «могучий», приняло значение «бог» - др.-семит. верхов. божество. В зап.-семит. миф. верхов. бог, демиург и перво-предок. Основные сведения об И. содержатся в угарит. текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всем зап.-семит. ареале. И. - отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Живет И. «у источ. Реки, у истока обоих Океанов», т.е. в цент-ре мироздания (возможно, локализовавш. у источ. Афка в Ливане). И. - олицетворение плодоносящ. начала, бог плодородия, и, как таковой, именов. быком. Он, в частн., вступает в свящ. брак (воспроизводивш. в угаритском храмовом действе), от к-рого родились боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. И. возглав. совет всех богов - его детей. Супруга и дочь И. - мать богов Асират. И. предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения И., однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой (так, Анат добивается его разрешения построить дом для Балу (Алиййану-Балу). Отличит. черты И. - пассивность, бездеятельность; он прежде всего символ высшей власти. В угарит. списке богов И. предшествует «Илу отцовский», вероятно, его отец, к-рого И. свергает (позднее и в др. местностях отцом И. считался, очевидно, Баалшамем - владыка неба). Но и И. постепенно теряет фактич. власть. Как верхов. бог И. изображался в виде величеств. длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благославляющим жертвователя, а также в образе быка. К 1-му тыс. до н.э. культ И. постепенно вытесняется культами местных божеств. В иуд. доиудаистич. пантеоне образ И. (Эла) уже в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. сливается с образом Йахве. В эллинистич. период И. отожд. с Зевсом и Кроносом, реже - с Ураном. По финикийской теогонии Санхонйатона - Филона Эл-Крон (И.) - сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай), брат Дагона.

Он восстает против Урана и побеждает его, от него рожд. новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына, Элиун (финик.), или (на иврите) Эльон, явл., согл. теологии Санхонйатона - Филона, отцом Урана и Геи (его супруга - Берут) и растерзан. диким зверем; на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась И. (возможно, просто его эпитет); он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима. И., вероятно, тожд. аморей-ский бог Лим, в Месопотамии - Марту. Сказания об И. (Элькунирши) проникли в хеттскую миф.

ИЛУРАТ

ИЛУРАТ - укрепл. поселение 1 - 3 вв. н.э. (развалины в 17 км к Ю-З. от г. Керчи) на терр. Боспорск. госуд.; важный опорный пункт на подступах к Пантикапею.

ИМБРОС

ИМБРОС - о-в в сев. части Эгейского м., близ Дарданелл. Был заселен в глуб. древности. На И. долго сохран. один из древнейших догреч. культов - культ кабиров. В 5 в. до н.э. И. перешел к Афинам, к-рые вывели сюда свою клерухию. Под властью Афин И. оставался до 2 в. н.э. Был важным транзит. пунктом на путях греков в Черное м.

ИМИР

ИМИР - в сканд. миф. первый великан и вообще первое антропоморфное существо, из тела к-рого создан мир. Аургельмир, Бримир, Блаин - видимо, его др. имена.

ИМИУТ

ИМИУТ - в егип. миф. один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования. Его фетиш - шкура, забинтов. в льняные пелены, к-рую прикрепляли к шесту, вставл. в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

ИМПЕРАТОР

ИМПЕРАТОР - титул нек-рых монархов, обознач. более высокий ранг по сравнению с королем, царем. Первонач. - почетный воин. титул в республикан. Риме, к-рым солдаты награждали полководца после крупной победы. Впервые титулом И. был награжден Л. Эмилий Павел (189 до н.э.), Помпей награжд. им неоднократно. Цезарь стал пользов. этим титулом как постоянным, затем он перешел к Августу и его преемникам, приобретая явно монархич. оттенок. Рим. И. имели фактич. самодержавную власть, к-рая складывалась из след. элементов: неогранич. империя, права наблюдения за управл. сенатских провинций, неприкосновенности и права в отношении распоряжений всех остальных магистратов, верхов. жречества, делающ. И. блюстителем религ. культа. С падением Зап. Рим. империи (476) титул И. сохран. на В., в Византии; на З. он был восстановлен Карлом Великим, провозгл. в 800 рим. И.

ИМПЕРИЙ

ИМПЕРИЙ - верхов. власть (военная, суд., адм.), перешедшая от рим. царей высшим рим. магистратам (консулам, преторам, диктаторам, нач. конницы). И. вручался по особому закону в куриатных комициях. Различали И. внутри гор. черты и И. вне гор. черты, последний был неогранич. властью, включ. распоряжение жизнью или смертью рим. граждан. В эпоху республики в широком смысле слова говорили об И. рим. народа. И. первых рим. императоров (принцепсов) включал след. права: верхов. командование всеми воен. силами; управл. императорскими провинциями; заведование императорской казной - фиском; право высшего гражд. и уголов. суда; право председательствовать в сенате и комициях. По существу это был И., не огранич. местом и временем.

ИМПЛЮВИЙ

ИМПЛЮВИЙ - открытое пространство, обыкновенно окруж. крутыми галереями, во внутр. дворе рим. дома, бассейн для стока дожд. воды и воды от таяния снега, располож. под комплювием на крыше.

ИМРАН

ИМРАН - в мусульм. религии отец Мусы. Соотв. библейск. Амрану. В Коране упомин. также И., не идентич. библейск. и определяемый как отец Марйам.

ИМХОТЕП

ИМХОТЕП - др.-егип. мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (ок. 2780 - 2760 до н.э.), для к-рого он соорудил в Саккара первую ступенч. пирамиду. Впослед. И. был обожествлен. Ему посвящ. храмы и часовни. При Птолемеях И. почитался как бог Птаха. Греки его отожд. с Асклепием.

ИНАННА

ИНАННА - Иннин, Нинанна - возможно, в шумер. миф. богиня плодородия, плотской любви и распри; под им. Нинсианы почиталась также как астрал. божество - «звезда утреннего восхода» (планета Венера). И. - цент. жен. образ шумерск. пантеона, перешедший затем в аккадский (Иштар). Первонач. И. была местной богиней-покровит.

Урука, Забалама и Кулаба. Символ И., ставшей знаком-идеограммой ее имени - кольцо с лентой (косой?) (появл. в изобразит. иск-ве Шумера и в ранних пиктографич. текстах уже на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э.); другой символ - многолепестк. розетка, может быть, изображающая звезду. В списке богов из Фары (26 в. до н.э.) упомин. на третьем месте (после Ана и Энлиля). В лит. миф. текстах, по урукской традиции - дочь бога луны Нанны, сестра сол-неч. бога Уту (родового бога династии правителей Урука). С вытеснением Ана Энлилем И. иногда назыв. его дочерью. Фигурально (но не в буквал. смысле слова) ее часто име-нуют дочерью Энки, как божества мудрости.

ИНАХ

ИНАХ - в греч. миф. бог одноим. р. Инах в Аргосе и аргосский царь. И. - сын Океана и Тефиды, отец Форонея - первого человека в Пелопоннесе, Ио, возлюбленной Зевса, Аргоса - стража Ио. По преданию, в споре Посейдона и Геры отдал предпочт. богине и построил ей в Аргосе храм. С тех пор разгневан. Посейдон каждое лето высушивает русло р. И.

ИНВЕКТИВА

ИНВЕКТИВА - написан. в стихах или в прозе обличение к.-л. лица. И. могли быть частями соч. в др. жанре - комедии, речи и т.д. Собственно И. явл. мн. стихотворения Архилоха и Катулла, соч. Саллюстия против Цицерона, «Ибис» Овидия и др. Как жанр красноречия И. разрабат. в риторских школах, причем существовали И., направл. против миф. персонажей и определ. тем или предметов.

ИНГ

ИНГ - в герм. миф. божество (упомин. англо-саксонской рунич. надписью), к-рое, по-видимому, тожд. сканд. Ингви-Фрейеру; вероятно, считалось родонач. одной из трех упомин. Тацитом племенных групп германцев - ингевонов.

ИНГЕВОНЫ

ИНГЕВОНЫ - ингвеоны - согл. Тациту (излагающ. др.-герм. сказание), одна из трех осн. племенных групп зап. германцев (в нее входили кимвры, тевтоны, юты, фризы, хавки, саксы, англы, вероятно, также херуски).

ИНГЕНУЙ

ИНГЕНУЙ - наместник Паннонии, в 258 н.э. в Сирмии был провозгл. цезарем (императором) легионами своей пров. Мезия. И. принадлежит к числу узурпаторов, к-рых аристократия пров. поддерживала в борьбе против Галлиена. В 259 он был разбит под Мурсой и при отступлении погиб.

ИНД

ИНД - крупнейшая река Индии, давшая назв. стране, берет нач. в Трансгималайской обл. и впадает в Индийский ок., образуя дельту. Греки впервые узнали об И. от Скилака из Карианды. И. тогда уже счит. одной из величайших рек в мире. В плодород. долине И. уже в 3-м тыс. до н.э. возникла культура Хараппы (Пенджаб) и Мохенджо-Даро. Во время своего похода в Индию (327 - 326 до н.э.) Александр Македонский переправился через И., а затем спустился вниз по его теч. на спец. построен. кораблях до Индийск. ок.

ИНДИГЕТЫ

ИНДИГЕТЫ - в рим. миф. группа богов. Либо почитались вместе с др. группой - новенсидами (или новенсилами), либо как исконно рим. боги им противопост. (как богам новым). Хар-р этих групп был неясен самим римлянам. И. толковали как богов, входивших в совет Юпитера, как хранителей отдельных городов. Иногда они именов. «отечествен. богами», хранящ. Рим вместе с Ромулом и Вестой. И. трактовались также ни в чем не нуждающ. богами или теми, в к-рых нуждаются люди, или теми, к-рых призывают и умоляют (на основании сопоставления с жреч. книгами - индигитаментами, содержавш. перечень богов, призываемых в тех или иных случаях), или богами, не имеющ. собств. имен.

Наиболее вероятно отожд. И. с обожествл. людьми - героями, почитавш. обычно в определ. огранич. местности. Эней почитался под им. Юпитера И. как бог или, по греч. версии, ему соорудили героон как отцу и богу - хранителю этого места.

ИНДИГО

ИНДИГО - краситель, очень ценивш. в древности за ярко-синий тон и способность долго не выцветать. Древнейшие образцы тканей, окраш. И., восходят к 1000 до н.э. (одежда дочери егип. фараона). И. проник в Грецию и Рим по торг. путям через М. Азию.

ИНДИКТИОН

ИНДИКТИОН - до 3 в. чрезвыч., объявл. императором налог на зерно. Диоклетиан превратил его в 297 - 298 в ежегод. подать, размер к-рой определялся цензом, вычислявш. один раз в 5 лет, и переписью населения, производивш. один раз в 15 лет. Доказано, что И. существовал гл. обр. в Египте. С 312 - 313 периодичность И. легла в основу летосчисления. Необходимо различать греч. (константинопольскую) систему И., систему Беды и рим. (папскую) систему И.

ИНДИЯ

ИНДИЯ - первонач. «земля на Инде». Первые сведения об И. греки получ. благодаря контактам с Перс. царством, границы к-рого при Кире II и Дарии I расширились вплоть до Инда. Скилак из Карианды, предпринявший не позднее 500 до н.э. по поручению Дария I исследоват. экспедицию вниз по теч. Инда и через Индийский ок. в Красное м., служил источ. сведений для Гекатея Милетского и Геродота. Тем не менее И. в представл. греков была волшебной, сказоч. страной. Ранние греч. авторы смешивали индусов с эфиопами. Только благодаря походу Александра Македонского, войска к-рого достигли Пенджаба и, спустившись по Инду, двинулись мор. путем через Персидский зал. и сухим путем к Евфрату, греч. мир ближе познакомился с И. Во время правл. первых Селевкидов и Птолемеев были направлены посольства Мегасфена, Демаха и Дионисия в Паталипутру к правителям Чандрагупта и Амитрагата. Гиппал открыл (в 100 до н.э.) муссоны, необходимые для прямого мор. пути в И. (Красное м., Индийский ок.). Этот путь стал особенно важен после того, как в сер. 3 в. до н.э. Парфянское царство отделило эллинистич. госуд. Бактрии и И. от эллинистич. мира Вост. Средиземноморья. Последние индогреч. правители уступили власть парфянам, при к-рых, впрочем, как и в Сакском и Кушанском (индоскифском) царствах, процветала смешан. греко-ирано-инд. (буддийская) культура. Начиная с правл. Августа, в Рим. империи увеличился спрос на инд. предметы роскоши (благовония, драгоц. камни и т.д.), вследствие чего активизиров. торговля с И. через Египет и Индийский ок. (центром этой торговли была Александрия). В эпоху Птолемеев инд. торговля все еще была монополизирована южноараб. йеменскими купцами. В предназнач. для торговцев анонимном «Перипле Эритрейского (Красного) моря» - описании мор. пути между Эфиопией и Индией - п-вное положение И. осознается яснее, чем в географии Птолемея.

Вслед за наступившей монополизацией инд. торговли эфиопск. жителями Аксума в 4 в. (отсюда заинтересов. Рима в их христианизации) нов. сведения об И. и ее порт. городах были получены в 6 в. от егип. купца-христианина Космы Индикоплова («Христианская топография»).

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - древнейшая система миф. представлений предков совр. индоевроп. народов, реконструируемая с помощью сравнит.-ист. исследования отражений этой системы в ист. засвидет. отдельных индоевроп. традициях. Под И. м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и др. анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской (включающей инд. миф., иран. миф., дардскую и нуристанскую (кафирскую), бл.-вост. митаннийскую, арийскую миф.), армян. миф., греч. миф., италийской миф., кельт. миф., герм.-сканд. миф., балтийской миф., славян. миф., тохарской миф., а также фрагменты мифологии, относящ. к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и нек-рым др. традициям, известным в неполной передаче.

По археологич. и лингвистич. источ. ранняя обл. обитания носителей древ. индоевроп. культуры в 4- 3 тыс. до н.э. локализуется в южнорусских степях, на Ю.-В. Европы и С.-В. Передней Азии. В х-ве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - гл. культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевроп. племен в 3 - 2 тыс. до н.э. по Европ. материку, а через Кавказ и Цент. Азию - вплоть до Индостана. Археологич. и языковые данные позволяют предположит. восстанавливать этапы расселения и этнич. истории индоевропейцев вплоть до сложения ист. засвидет. этносов и культур. Археологич. свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жервоприношений, предметы культа - служат не только источ. для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологич. и лингвистич. данных).

Основными источ. для реконструкции И. м. явл. миф. текс-ты. Кроме того, важны описания соотв. мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к др. культурно-языковой или конфессиональной традиции, особенно Геродота; рим. авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.

ИНДО-СКИФЫ

ИНДО-СКИФЫ - условное назв. ср.-азиат. племен, завоев. в 1 в. Сев. Индию и создавших Кушанское царство.

ИНДРА

ИНДРА - бог грозы в ведич. религии.

ИНДРАПРАСТХА

ИНДРАПРАСТХА - Индрапат - древ. инд. город, сущест-вовавший примерно на месте совр. Дели. Согл. Махабхарате, был основан родом Пандавов. По преданиям, цари из рода Куру сделали его своей столицей после гибели Хастинапура, к-рый был разрушен водами Ганга. В Джатаках рассказыв., что И. уступал по величине только Каши (Др. Бенарес). Во 2 в. н.э. Птолемей упоминает г. Индрабара, к-рый можно отожд. с И.

ИНДУИЗМ

ИНДУИЗМ - одна из мировых религий; более или менее четко сложивш. к нач. 1-го тыс. н.э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правл. династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизиров. источ.

Особо свящ. книгами И. считаются Веды. Однако практич. наибольшее значение имеют эпич. поэмы «Махабхарата» (особенно «Бхагавадгита») и «Рамаяна», «Пураны», религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны «Законы Ману») и сутры. Все эти произв. - своеобразный синкретизм фольклорной, миф., апокрифич., ист. и филос. лит-р. Мн. секты И. имеют свою собств. «свящ.» лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью первобытнообщ. и родоплемен. отношений, сохранивш. в клас. обществе Индии. В И. выделяются простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко рапростр. колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их «примирения» в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согл. к-рой разные боги провозглаш. воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. теч. или толков И. - вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в кач-ве «истины низшего порядка» (теория «двойств. истины»). Теория И. конеч. и неизмен. основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявл. лишь временным, неистинным, иллюзорным отраж. Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в «приобщении человека к богу», его «постижении» человеком. Согл. теории И., «постижение бога» осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) - соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоционал. преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна). Большое место в «постижении бога» отводится мистич. практике йогизма. Не-смотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерожд. душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рожд., соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребл. в пищу ее мяса и др. И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т.д.) и оказал на них большое влияние.

ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЕ

ИНЕ - Ини - король Уэссекса (одного из королевств в Англии) 688 - 726. Имя И. носят записан. в кон. 7 в. законы.

ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕР - одностор. изучение античности привело к тому, что понятие «И.» связыв. только с им. Архимеда и вместо собственно инж. деятельности рассматр. ее результаты: рудники, мосты, отопител. системы, дороги, театры, термы, туннели, гидротехнич. сооружения. В большой степени недооценены успехи инж. деятельности в обл. измерит. приборов, тонкой механич. аппаратуры, а также «обыкновенной», но необходимой грузоподъемной техники. Неск. более известны те И., от к-рых дошли труды о стр-ве оборон. сооружений. Остальные соч., имеющ. во фрагментах, все еще не вышли в критич. издании.

Из этого письм. наследия явствует, что в эллинист. госуд. И. занимал более почетное положение в обществе, чем прежде в полисе. В Рим. империи И. также пользовался уважением, будучи необходимым членом общества. Витрувий, происходивший из бедной семьи, был приближенным имп. Августа; Фронтин принадлежал к сенатской аристократии.

Из императорск. стипендиал. фонда для обучения инж. делу (правл. Александра Севера и Константина I) оплачив. все расходы по обучению и содержанию математич. одарен. мальчиков и 18-летних юношей, в осн. из небогатых семей. Диоклетиан содержал на гос. жалованье преподавателей механики и архитектуры. Профессион. гордость И. прослеживается в надписях на многочисл. постройках и надгробиях с 4 в. до н.э. по 4 в. н.э.

ИНКВИЛИН

ИНКВИЛИН - в рим. юридич. источ. часто квартиросъем-щик. Со 2-й пол. 2 в. н.э., а может быть, даже раньше, крестьянин-арендатор, не имеющий своего поля, а только арендуемое. С 4 в. различия между инквилинатом и колонатом все более стираются.

ИНКЕРМАН

ИНКЕРМАН - назв. местности близ устья р. Черной, ок. Севастополя. В 3 - 2 вв. до н.э. здесь были таврское, а затем тавро-скифское поселения. В 12 - 15 вв. находился высечен. в скалах пещерный г. Каламита - крепость и мор. база кн-ва Дорп. В кон. 15 в. Каламита была переимен. в И.

ИНКУБАЦИЯ

ИНКУБАЦИЯ - храмовый сон. Это явление имело место на протяж. всей античности. Исполнив определ. культовые предписания (напр., омовение, умащение, соблюдение пищевых запретов и воздержания), просители ложились в храме, где им во сне якобы явл. божество и давало советы, а больным - указания, как им исцелиться, либо само исцеляло их. И. играла значит. роль в храмах богов-целителей, а также в оракулах.

ИННОКЕНТИЙ I

ИННОКЕНТИЙ I - рим. папа 402 - 417. Впервые отчетливо сформулировал притязания рим. пап на первенств. роль во всей христ. церкви. Стремился утвердить влияние папства на церк. дела не только в Зап.-Рим. империи, но и в Византии, в частн., вмешался в дело осужденного вост. епископами Иоанна Златоуста, встав на сторону последнего.

ИНО

ИНО - в греч. миф. дочь фиванск. царя Кадма и Гармонии, сестра Семелы, взявшая на себя после смерти сестры заботу о ее сыне, младенце Дионисе. Став женой Атаманта, преследовала его детей от первого брака Фрикса и Геллу, для чего подучила женщин своей страны высушить зерна, подготовл. для посева. Наступил неурожай, спастись от к-рого можно было, согл. пророчеству лжеоракула, только принеся в жертву Фрикса. Обезумевший Атамант хотел убить И. и своего сына Меликерта, но И. бросилась в море и превратилась в мор. богиню Левкотею: в этом облике она и помогла своим покрывалом Одиссею, терпевш. бедствие в море.

ИНСТИТУЦИИ

ИНСТИТУЦИИ - в рим. госуд. элементарные учебные руководства для высших школ риторики и права. Из И. сохран. «Ораторское образование» (1 в.) рим. педагога Квинтилиана в 12 кн., а также И. кон. 2 в. рим. юриста Гая в 4 кн. Известны также И. Каллистрата, Марциана, Павла, Ульпиана и Флорентина.

ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА - одна из составных частей кодификации Юстиниана (изданы в 533), получившей в ср. века общее наимен. «корпус юрис цивилис» (свод гражд. права). В основу И. Ю. положены Институции Гая.

ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ

ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ - элементар. учебник рим. частного права, составл. в кон. 2 в. рим. юристом Гаем. Послужил основой Институций Юстиниана.

ИНСТРУМЕНТЫ

ИНСТРУМЕНТЫ - мн. виды И., применявш. для ремесл. обработки разнообраз. материалов, были заимствованы с Востока. Собственно греч. изобретением 4 в. до н.э. можно считать рубанок, заменивший традиц. простую циклю (столярную гладилку). В 1 в. до н.э. была изобретена выдувал. трубка стеклодува. Бондарные И. были заимствованы римлянами у кельтов. В более поздний период назв. заимствов. И. сопровождалось прилагательным, указывавшим на его происхожд., напр., галльское сверло, пунический молотил. каток. В греч. яз. не было слова, к-рое обознач. бы И. вообще. В лат. яз. для выражения этого понятия использов. слова - железная утварь. Однако этими же словами могли обознач. решетки, кисти, хирургич. И. и чертеж. принадлежности. Незначит. интерес высших классов к ручной ремесл. работе привел к тому, что в лит-ре почти не встреч. обозначения различ. видов И. Этот пробел, однако, во мн. восполняют труды антич. лексикографов, хотя сообщаемые ими назв. не всегда удается идентифиц. с археологич. находками. Мн. из ремесл. И. необходимы также и для домаш. и с. х-ва, напр., молот, мотыга, топор, лопата и нож. Спец. инструменты, напр., нож виноградаря, бритва, резец - носили особые назв., часть из к-рых лит. яз. заимствовал из нар. речи, из профес-сион. жаргона, в частн., горняков. Все осн. И., применяющ. в настоящее время для обработки металла, камня, глины, древесины, рога, кожи, волокнистых и красящих мате-риалов, существовали уже в античности. Антич. И. соотв. совр. только по принципу действия, но не по конструкции (напр., ножницы).

ИНСУБРЫ

ИНСУБРЫ - племя, обитавшее в Транспаданской Галлии в Сев. Италии, гл. город - Медиоланум. В 222 до н.э. побеждены римлянами. Во время 2-й Пунической войны И. восстали (218), перешли на сторону карфагенян и оказали им актив. поддержку. Окончат. покорены Римом в 194 до н.э. В 89 получили лат., а в 49 до н.э. - рим. гражданство.

ИНСУЛА

ИНСУЛА - в значении «отдельно стоящий дом», предназнач. для сдачи квартир внаем, в противоположность - комплекс построек (с внутр. двором), окруж. с четырех сторон дом владельца. И. сдавались беднейш. населению (инсуляриям, инквилинам и т.п.) и управл. рабом, получавшим арендную плату. Согл. «Бревиарию» на 357 в Риме соотнош. частных домов и И. составляло 1 790 : 46 602.

ИНТАЛИИ

ИНТАЛИИ - интальи - резные камни с углубл. изображениями. И. и камеи явл. двумя разновидн. гемм. И. режутся обычно из одноцвет. камней. Используются гл. обр. как печати. Впервые появ. в 4-м тыс. до н.э. в странах Др. Востока, где сложилось 2 основных вида И.-печатей: цилиндрич., оттиск с к-рых получался путем прокатывания цилиндра (на поверхности к-рого вырезалось изображ.) по глине, воску и т.д., и И.-печати с изображ. на плоской поверхности.

ИНТАРСИЯ

ИНТАРСИЯ - вид инкрустации на дерев. предметах. Древнейшие формы до 6 в. до н.э. ограничивались вылож. цветными материалами, процарап. орнаментами и резьбой по дереву; любой белый узор получали из меловых или талькообраз. материалов (стеатит). С 4 в. до н.э. это иск-во использов. не только для украш. мебели - цветн. породами дерева, слоновой костью, черепаховым панцирем, рогом - но также для оживл. мраморных поверхностей мраморн. включениями различ. цветов или (как в инкрустации) известной уже в критском иск-ве маскировкой менее ценных материалов под более ценные, причем образцом для И. времен Рим. империи служил Мавзолей (гробница Мавсола). Влагавш. пластинки вырезались заранее, накладыв. на осн. поле и затем аккуратно заглубл. по контуру. Для придания формы использов. нож, для цветных И. наклеив. алебастр, янтарь, драгоц. камни, стекл. расплав. Они должны были быть прозрач., чтобы через них просвечивал осн. фон.

ИНТЕРДИКТ

ИНТЕРДИКТ - в Др. Риме приказ претора, данный им непосредств. тяжущимся сторонам и содержащий либо запрещение тех или иных действий, либо предписание совершить определ. действия.

ИНТЕРКИЗА

ИНТЕРКИЗА - ныне Дунауйварош (Венгрия), лагерь вспомогат. войск на дунайской границе, существовавший с нач. 2 в. н.э. по нач. 5 в. н.э. Раскопаны храм Митры, синагога, склады, террасные (ярусные) захорон. Со времени Галлиена заселен вандалами.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ

ИНТЕРКОЛУМНИЙ - свобод. пространство, расст. между колоннами в колоннаде.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - 1. принятая у греков и римлян традиция заменять имена чужих богов именами своих собств., идентифиц. при этом их носителей. Предпосылкой этому было совпадение в значит. мере функций соотв. божеств. Римляне назыв. Меркурием - Вода на (Одина), Марсом - Тиу (Тира), Геркулесом - Донара (Тора), Исидой - Фрейю и т.п.

2. В рим. юрисдикции - истолкование письм. правовых источ. (Законов 12 таблиц, эдиктов и т.п.) и применение их юристами при разъяснении разбираем. суд. дела.

ИНЦЕСТ

ИНЦЕСТ - первонач. - понятие рим. религ. права, обознач. прежде всего ритуал. нечистоту вообще, позднее суженное до представления о сексуал. преступлениях, противоречащих религ. уставу (особенно о нарушении целомудрия весталок). Со временем это понятие было воспринято светским правом, где оно прилагалось к преступл. кровосмешения. Кровным счит. родство до 6-го, позднее - до 4-го колена. В эпоху Империи под влиянием греч. правосознания наступает нек-рое ослабл. строгости закона, вновь упраздн. уже при Диоклетиане. При уголов. преследовании виновным в И. угрожала смерт. казнь, конфискация имущества.

ИНЧЖОУ

ИНЧЖОУ - в др.-кит. миф. свящ. остров-гора, где живут бессмертные, своеобраз. вариант рая (наряду с двумя др. аналогич. островами-горами Пэнлай и Фанчжан). Согл. «Запискам о десяти сушах среди морей» («Хайнэй шичжоу цзи», 4 - 5 вв.), И. находится в Вост. м., удаленный от зап. берега и местности Куйцзи (провинция Чжэ-цзян) на 700 тыс. ли. На нем растет чудесная трава бессмертных - сянь-цао, из нефритовой скалы вытекает вода, по вкусу напомин. вино и дающая людям долголетие. Этот источ. назыв. Юйлицюань («нефритовый источ. сладкого вина»).

ИНШУШИНАК

ИНШУШИНАК - в эламской миф. покровитель Суз, владыка царства мертвых, бог клятвы. Супруг Ишникараб - богини клятвы, принимающей усопших в преисподней. В Сузах, наряду с богом Наххунте, счит. защитником правосудия. Во 2 - 1-м тыс. до н.э. почитался как один из гл. богов пантеона (в тексте 13 в. вместе с Хумпаном назван повелителем богов). Правители Элама обычно назыв. себя «любимыми слугами» И. В надписи 8 в. до н.э. говорится о законах, установл. И. и царем Шутрук-Наххунте II.

ИНЬ И ЯН

ИНЬ И ЯН - в др.-кит. миф. и натурфилософии темное начало (инь) и противополож. ему светлое начало (ян), практич. выступающие всегда в парном сочетании.

ИО

ИО - в греч. миф. дочь аргосск. царя Инаха. Возлюбл. Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил И. в белоснеж. телку, но Гера потребовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого И., мучимая оводом, насланным Герой, странств. по Греции, Азии, Египту, где приняла свой прежний вид и родила от Зевса сына Эпафа - родонач. героев (Данай, Египет, Даная, Алкмена, Персей, Амфитрион, Геракл и др.). Согл. Аполлодору, почит. в Египте под им. Исиды. Во время своих странствий И. встретила прикован. к кавказским скалам Прометея, предрекш. великую будущность потомкам И. и Зевса.

ИОАКИМ И АННА

ИОАКИМ И АННА - в христ. предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа.

ИОАНН I ЦИМИСХИЙ

ИОАНН I ЦИМИСХИЙ (925 - 976) - визант. император 969 - 976. Покровительст. церкви. Ценой напряжения всех сил Визант. империи ему удалось вытеснить с Балканск. п-ова киевск. князя Святослава и присоед. к империи Придунайскую Болгарию (972). В 974 - 975 в результате успешных походов на Восток вернул Византии большую часть Сирии, захвач. ранее арабами.

ИОАНН XII

ИОАНН XII (938 - 964) - рим. папа 955 - 964. В борьбе с королем Италии Беренгаром II призвал в Италию в 961 герм. короля Оттона I и в 962 короновал его императором Свящ. Рим. империи.

ИОАНН БОГОСЛОВ

ИОАНН БОГОСЛОВ - Евангелист Иоанн - в христ. религ. представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий цент. место среди двенадцати апостолов; по церк. традиции, И. Б. - автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова»). И. Б. - сын галилейск. рыбака Заведея и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец?) Иакова Старшего; он был учеником Иоанна Крестителя, присутств. при его словах об Иисусе («вот агнец божий») и после них пошел за Иисусом.

ИОАНН ГЕОМЕТР

ИОАНН ГЕОМЕТР - визант. писатель 10 в., автор богословских соч. и стихов светск. хар-ра.

ИОАНН ДАМАСКИН

ИОАНН ДАМАСКИН (кон. 7 в. - ок. 754) - визант. богослов и философ. Родом из Дамаска. Выступил идейным руководителем т.н. иконопочитателей - защитников крупн. монастыр. землевладения. Отстаивал тезис о превосходстве духов. власти над светской. И. Д. принадлежат многочисл. соч. философск. и богослов. хар-ра («Источник знания» и др.).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (345/347 - 407) - один из виднейших идеологов вост.-христ. церкви, в 398 - 404 константинопольский патриарх. Получил образов. в школе языч. ритора Ливания. В 400 руководил движением константинопольцев против готских наемников. Никогда не призывал ни к уничтож. рабства, ни к перераспред. собственности, а лишь к благотворит. Однако и умерен. критика вызвала недовольство константинопольск. пр-ва. И. З. был низложен и отправлен в ссылку. Причислен церковью к лику святых.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - в христ. представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии, непосредств. предшественник Иисуса Христа.

ИОАНЭ-ЗОСИМЕ

ИОАНЭ-ЗОСИМЕ - грузин. писатель 10 в., произв. к-рого явл. важными ист. источ. в изучении быта, х-ва, обществен. устройства и культуры Грузии 9 - 10 вв. Автор оды «Похвала и славословие грузин. яз.». Деятельность И.-З. проходила в грузин. церкви в Палестине, в лавре Саввы Освященного, позднее - в грузин. монастыре на Синае (Черная гора близ Антиохии).

ИОБАТ

ИОБАТ - миф. царь Ликии, поручавший Беллерофонту трудноисполн. задания, чтобы погубить его.

ИОВ

ИОВ - в иуд. и христ. преданиях страдающий праведник, испытыв. сатаной с дозволения Яхве; гл. персонаж ветхозавет. книги И.

ИОВА КНИГА

ИОВА КНИГА - одна из книг библии, назв. так по имени ее гл. действующ. лица, праведника Иова. В кач-ве памятника др.-еврейской лит-ры И. к. представляет собой своеобраз. религ.-философский трактакт, написан. неизвест. автором в форме худ. произведения.

ИОВИАН

ИОВИАН - римский император 363 - 364. Получил власть из рук солдат после гибели имп. Юлиана Отступника во время неудач. для римлян похода против персов. И. был вынужден заключ. в 363 мир с Персией, уступив персам присоед. имп. Диоклетианом земли и признав независим. Армении. И. отменил законы Юлиана, направлен. против христ., и проводил политику, благоприят. по отношению к христ. церкви.

ИОКАСТА

ИОКАСТА - в греч. миф. фиванская царица, жена Лая, мать, а затем жена Эдипа. После гибели Лая и освобожд. Эдипом Фив от Сфинкса (когда Эдип получил в награду престол и руку овдовевшей царицы) И. стала женой не узнанного ею собств. сына и матерью его детей.

ИОЛА

ИОЛА - в греч. миф. дочь эхалийск. царя Эврита, возлюбл. Геракла. Эврит обещал отдать И. в жены тому, кто победит его и его сыновей в стрельбе из лука. Однако,, когда Геракл одержал победу, Эврит попытался не исполнить обещания, и Геракл, убив его, силой захватил И. Жена Геракла Деянира, боясь, что И. займет ее место, по коварному совету кентавра Несса, послала Гераклу отравл. хитон. Умирая в страшных муках, Геракл обручил И. со своим сыном Гиллом.

ИОЛАЙ

ИОЛАЙ - в греч. миф. сын брата Геракла Ификла и Автомедусы. И. был близким другом Геракла, возничим его колесницы и участником мн. подвигов героя. Когда Геракл решил взять себе в жены Иолу, он отдал И. свою прежнюю жену Мегару. На лошадях Геракла И. одержал победу на Олимпийских играх. Вместе с сыновьями Геракла И. отправ. на Сардинию, где приобщил местных обитателей к греч. культуре и где впослед., как и в Фивах, сущест-вовал его культ. На обратном пути в Грецию И. остановился в Сицилии, где тоже основал греч. колонию и удостоился почестей героя. И. присутств. при самосожжении Геракла и, не найдя в пепле костра костей друга, первый объявил, что герой взят на небо и должен быть причислен к богам. И. был похоронен в могиле своего деда Амфитриона в Фивах, где в его честь были учреждены игры.

ИОН

ИОН - в греч. миф. афинский царь, сын Креусы. Отцом И. большинство источ. назыв. выходца из Фессалии Ксуфа. Существуют разные варианты предыстории воцарения И. в Аттике, но все они сходятся в общем к тому, что по имени И. как жители самих Афин, так и переселивш. оттуда в М. Азию (Ионию) стали назыв. ионийцами и что к И. восходит древнейшее деление населения Аттики на четыре филы, сохранившие в своих назв. имена четырех сыновей И. (Гоплет, Гелеонт, Эгикорей, Аргад).

ИОНА

ИОНА - ветхозавет. пророк, персонаж библ. книги Ионы.

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА - самое раннее материалистич. направл. в др.-греч. философии, возникшее в 6 в. до н.э. на ионийском побережье М. Азии в гор.-госуд. Милете и Эфесе. Представителями И. ш. были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен из Милета.

ИОНИЙЦЫ

ИОНИЙЦЫ - ионяне - одна из осн. групп др.-греч. племен. Получили назв. от легенд. героя Иона, родонач. племени. Окончат. оформились в период дорийск. переселения. Жили в Аттике, на о. Эвбея, о-вах Хиос, Самос, Наксос и др., на части побережья М. Азии (обл. Иония) в гг. Милет, Приена, Эфес и др. С сер. 7 в. до н.э. начин. колонизация ионийцами (в значит. степени Милетом) берегов Черного и Мраморного мм., в частн., Сев. Причерноморья. На ионийском диалекте, к-рый получил широкое распростр., сохран. большая лит-ра (соч. Геродота и др., элементы этого диалекта сильны в поэмах Гомера) и значит. кол-во эпиграфич. памятников.

ИОНИК

ИОНИК - в антич. метрике шестидольная (т.е. длительностью в 6 мор) стопа, состоящая из 4 слогов; из них 2 слога кратких и 2 - долгих.

ИОНИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ

ИОНИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ - элемент архитект. украшений. Выпуклая планка состоит из меняющ. попеременно яйцевидных и остроконеч. листовид. деталей, к-рые часто дополняются по сторонам астрагалами. И. к. - прежде всего составная часть антамблемента ионич. ордера, но использ. также в жипописи и торевтике. Был распростр. в античности, встреч. также в иск-ве Ренессанса, барокко и классицизма.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - один из трех основных архитект. ордеров, сложивш. в др.-греч. зодчестве.

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ - Ионический залив - для греков обознач. И. м. подразумевало прежде всего нынеш. Адриатич. м. В античности назв. «И. м.» связывали с переправой Ио, а позднее - с иллирийцем Ионием. И. м. не имеет отношения к ионийцам.

ИОНИЯ

ИОНИЯ - др.-греч. назв. прибрежной полосы ср. части зап. берега М. Азии и прилегающих о-вов между гг. Фокеей и Милетом. Во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. И. была заселена греками - хейцами, позднее колонизована ионийцами. Через И. шли оживл. торг. и культурные связи стран Востока со странами Запада. Транзитная торговля и ремесл. развитие городов И. способств. процветанию И. и ее ведущей роли вплоть до греко-перс. войн. В 8 - 7 вв. до н.э. И. явл. центром колонизации и мощным очагом др.-греч. культуры.

ИОН ХИОССКИЙ

ИОН ХИОССКИЙ (ок. 49О - 422 до н.э.) - греч. поэт, занимавш. разностор. лит. деятельностью. Жил б.ч. в Афинах, писал трагедии и сатировские драмы, счит. самым значит. поэтом после трех великих трагиков. Сохран. лишь фрагменты его пьес, элегий, дифирамбов, гимнов, в т.ч. написан. прозой «Истории основания Хиоса» и «Эпидемий» (записки о путешествиях самого И. Х. и знаменитых людей) и т.д.

ИОРДАН

ИОРДАН - готский историк 6 в. По происхожд. алан или гот, из знатн. рода в Мезии. Его важнейшее соч. «О происхождении и истории готов», или «Гетика», написан., по-видимому, в Италии (закончено в 551), представляет собой краткое изложение не сохранивш. до нашего времени «Истории готов» Кассиодора, к-рую И. дополнил устными преданиями и легендами герм. племен и др. источ.

ИОС

ИОС - о-в из группы Кикладских о-вов между Наксосом и Ферой, одно из мест, претендовавших назыв. родиной Гомера. В 5 в. до н.э. И. был членом Афинск. мор. союза.

ИОСИФ ОБРУЧНИК

ИОСИФ ОБРУЧНИК - в христ. представл. юридич. супруг Марии и хранитель ее девственности, юридич. отец, кормилец и воспитатель Иисуса Христа в его дет. и отроч. годы. Евангельское повествование сообщает, что он явл. прямым потомком династии Давида, однако вел жизнь простого ремесленника и был беден.

Предыдущая страница Следующая страница