Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТЕЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТЕЗ")

ТААБАТА ШАРРАН

ТААБАТА ШАРРАН - Сабит ибн-Джабир - араб. поэт 6 - 7 вв. Прозвище «Т. Ш.» (арабск. - «взял зло подмышку»), по одной из версии, произошло от его привычки носить свой меч под мышкой. Свободолюб. поэт, Т. Ш. стал любимым героем нар. творчества. Рассказы (иногда фантастич. и анекдотич.) о Т. Ш., как и о др. араб. странств. витязях-поэтах, типичны для доислам. периода. Приписываемые Т. Ш. поэтич. произв. содерж. в антологиях «Хамаса», «Книга песен» и др.

ТААВТ

ТААВТ - в зап.-семит. миф. бог мудрости, создатель письменности, извест. по поздней финикийской традиции. Верили, что Т. - автор книги о сотвор. мира, хранивш., очевидно, в беритском храме Йево и запис., по-видимому, библской псевдоиероглификой. Она, возможно, совпадает со свящ. «письменами аммунеев», к-рые, согл. Филону Библскому, использовал Санхонйатон при созд. своего соч. о возникн. вселенной. Образ Т. сложился под влиян. мифов о Тоте.

ТААНАХ

ТААНАХ - древ. ханаанейский город; возник в сер. 3-го тыс. до н.э. В 15 в. до н.э. был завоеван егип. фараоном Тутмосом III. В сер. 12 в. до н.э. около Т. израильские племена разгромили ханаанеев. При Соломоне стал окр. центром Израильско-Иудейского царства. Прекра-тил существ. после нашествия Навуходоносора II (604 - 562 до н.э.).

ТАБАЛ

ТАБАЛ - ист. обл. в вост. части М. Азии в сер. 2 - 1-го тыс. до н.э., заселен. племенами, пользовавш. хеттским иероглифич. письмом. После гибели Хеттского царства (на рубеже 13 - 12 вв. до н.э.) на терр. Т. образов. мн. мелких госуд. Наиболее сильное из них - Бит-Бурруташ (в горах Тавра, у р. Сейхан) объед. б.ч. остальных госуд. и приняло назв. Т. В 8 - 7 вв. до н.э. Т. временами подчиняла Ассирия. В кон. 7 в. до н.э. Т. - часть Киликийского царства, во 2-й пол. 6 в. до н.э. - Киликийская сатрапия госуд. Ахеменидов. Ассирийские купцы вывозили из Т. серебро и коней, купцы Тира (по библ. данным) медные сосуды, а также рабов.

ТАБАРИ

ТАБАРИ (ат-Табари), Абу-Джафар Мухаммед ибн-Джарир (838/839 - 923) - видный ср.-век. историк, по происхожд. перс. С кон. 70-х гг. 9 в. преподавал мусульм. предание (сунну) и правоведение в г. Багдаде. Одноврем. в теч. 40 лет Т. составлял «Историю пророков и царей». Эта первая всеобщая история (в понимании мусульм. ученого) содержит мифы о библ. и др.-араб. пророках, историю Персии при Сасанидах, биографию Мухаммеда и историю халифата, доведен. у Т. до 302 хиджры (915 н.э.). Т. явл. также автором 30-томного соч. «Тафсир», посвящ. толкованию корана.

ТАБАРНА

ТАБАРНА - термин, обознач. титул и имя хеттских царей; заимств. из яз. хатти (протохеттского) в хеттский и палайский яз. Первый царь хеттского Др. царства, описыв. в др.-хеттских текстах (ок. 18 в. до н.э.), носил имя Лабарна, явл. фонетич. вариантом титула Т. В завещании преемника Лабарны (Т.) Хаттусили сообщ. о борьбе Т. с сановниками, выдвигавш. др. претендента на престол. Более поздние источ. (напр., обращение Телепину) сообщ., что Т. расширил границы Хеттского госуд. от моря до моря и назначил своих сыновей правителями покоренных стран.

ТАБИТИ

ТАБИТИ - высшее скифское жен. божество, покровительница домаш. очага, соотв. греч. Гестии. Клятва им. Т. счит. неруш., нарушение ее каралось смертью. Существ. предложение, что часто встречающ. в скифских курганах культовые изображ. велик. жен. божества на металлич. пластинках явл. изображ. Т.

ТАБЛИНИЙ

ТАБЛИНИЙ - в рим. домах примыкавшая к атрию ср. комната, служившая внач. спальней, а позднее столовой. Сообщавш. с атрией посредством большой двери, Т. имел вид открытой экседры, а при наличии атрия и перистиля станов. проходной комнатой, ведущей во внутр. комнаты.

ТАБУЛЛЯРИИ

ТАБУЛЛЯРИИ - табуларии - визант. нотариусы, оформлявшие документы по купле-продаже, завещания, дарственные, брачные обязат-ва и т.п. Т. наход. в ведении эпарха, были организ. в корпорации. Устав корпорации Т. был утвержден имп. Львом VI (886 - 912). Корпорации Т. существ. в Константинополе и в др. городах Византии. Т. имелись и при церкви (подписыв. все суд. док-ты и грамоты, исходившие от церкви) и у отд. магнатов.

ТАБУЛЯРИЙ

ТАБУЛЯРИЙ - одно из важнейших гос. учреждений в пров. Позднее в Т. служили императ. вольноотпущенники, напр., в управл. дакийскими копями. Рим. городской Т. явл. общегос. архивом.

ТАВМАНТ

ТАВМАНТ - в греч. миф. сын Понта и Геи (или Фетиды), брат Нерея, супруг океаниды Электры или Озомены, отец гарпий и богини Ириды.

ТАВР

ТАВР - покрытый лесами, довольно протяж. известняковый горный хребет на Ю. М. Азии, круто спускающ. к Средиземному м. Т. протянулся от ликийск. побережья до Киликийских ворот (Т. в узком понимании). Его высокая часть с вершиной на горе Эрджияс (3916 м) явл. сев. границей Сирии. Во время похода Александра Македонского греки прошли через горный массив, к-рый явл. продолж. Т. и протян. через всю Азию с З. на В. Этому массиву также было дано назв. «Т.». Дикеарх (ок. 300 до н.э.) соед. Исский зал. и океан на В. воображ. линией, делившей Азию на сев., холодную, и юж., теплую, части.

ТАВРИДА

ТАВРИДА - маленький о-в в Адриатическом м. у юж. части Далмации. Стал известен в связи с победой сподвижника Цезаря П. Ватиния над флотом Помпея под команд. М. Октавия в 47 до н.э.

ТАВРИКА

ТАВРИКА - древ. назв. юж. части Крыма по имени народа тавров. Встреч. у греч. историка Геродота (5 в. до н.э.), по сведениям к-рого Т. занимала всю горную часть Крыма, от Керкинитиды (Евпатории) до Скалистого п-ва (Керченского). Геродот сравнив. заним. ею мыс с Сунийским выступом в Аттике. На С. и С.-З. с Т. гранич. скифы; на В. - Боспорское царство, на зап. окраине Т. в кон. 5 в. до н.э. возникла греч. колония Херсонес. В 3 - 2 вв. до н.э. границы собственно Т. суживаются. В ее сев. части возникает Скифское госуд. со столицей в Неаполе. Скифские города появл. и внутри Т. (Палакий, Хабеи и др.) В кон. 2 в. до н.э. Т. была подчин. понтийск. царю Митридату VI Евпатору. Во 2-й пол. 1 в. до н.э. прибрежная часть терр. Т. была захвач. Римом. На месте таврского укрепл. убежища возникла рим. крепость Харакс (мыс Ай-Тодор близ Ялты). Если в 5 в. до н.э. Гекатей и Геродот точно опред. границы Т., то Страбон и Плиний (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) считают Т. уже весь Крымский п-ов. У раннеср.-век. писателей Т. назыв. также Таврией. Визант. историк 6 в. Прокопий назыв. горную часть Крыма - Дори или Дорос (готское искаж. слова «Тария»). В этот период Т. включ. в себя города-крепости Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Качи-Кермен и др. Основная масса населения, состоявшая из потомков тавров, скифов, алан, готов, хазар, греков и евреев, заним. земледелием и скотоводством. Ремесл. изделия доставл. гл. обр. из Херсонеса.

ТАВРОБОЛИЙ

ТАВРОБОЛИЙ - жертвоприношение быка, религ. обряд, зародивш. в М. Азии. Известный уже во 2 в. до н.э. на терр. Др. Востока культ быка тогда же вместе с мистериями в честь Кибелы, Аттиса и Митры распростр. до зап. границ Рима и превратился в своего рода обряд крещения кровью: участник мистерии стоял в яме, в то время как над его головой убивали быка. Совершая такой обряд, люди считали, что они очищ. от грехов и как бы заново рожд.

ТАВРОМЕНИЙ

ТАВРОМЕНИЙ - древ. город, основан в 396 до н.э. сикулами, был эллинизирован беженцами с о-ва Наксос (358 до н.э.). Они постр. театр, к-рый позже был обновлен римлянами (наряду со своим маленьким театром и купальней).

ТАВРЫ

ТАВРЫ - древнейшие, известные по антич. источ. племена, населявшие юж. часть Крыма, получ. от них назв. Таврика. Этнич. происхожд. Т. не выясн. Археол. памятниками культуры Т. явл. поселения, укрепления, убежища, святилища и погребения, т.н. каменные ящики. Наиболее ранние памятники Т. датируются 9 в. до н.э. Укрепления Т. наход. на скалистых обрывах и обносились кам. стенами. Они заним. земледелием и скотоводством, а также охотой и рыболовством. Т. были знакомы с ткачеством и литьем из бронзы. Они наход. на стадии первобытнообщ. строя. В религии Т. доминировало унаслед. от матриархата бо-жество Дева. Т. удалось отстоять свою независим. в борьбе с Херсонесом и Боспорским госуд., но в кон. 2 в. н.э. они попали под власть Понта. С сер. 1 в. н.э. на юж. побережье Крыма закрепл. римляне и начин. процесс романизации Т. В антич. источ. появл. также термины «скифотавры» и «тавроскифы», что, по-видимому, отражает факт смешения этих народностей. В дальнейшем Т., видимо, ассимилир. с аланами, готами и др. племенами, оседавш. в горном Крыму. Письм. источ. подтверждают существов. Т. вплоть до 4 в. н.э.

ТАГ

ТАГ - в этрусской миф. ребенок, обладавший мудростью пророка и опытный в иск-ве гадания. Был выпахан в окрестностях г. Тарквиний из земли и умер после того, как предсказал этрускам будущее и обучил их своей науке. Имя Т. производили от греч. слова «земля», но более вероятно, что это лат. форма этрус. или пеласгского слова. В Фессалии, засел. некогда пеласгами, Т. был титулом верхов. пра-вителя. Учение Т. (книги Т.), первонач. излож. на этрус. яз., было переведено в стихитв. форме на лат. яз. Поздние рим. авторы считают, что учение Т. было излож. в книгах гаруспиков, ритуал. книгах и др., и наряду с правилами гадания оно содерж. сведения о молниях, землетресениях и чудесах плодородия.

Т. отожд. с «подземным Гермесом», считался сыном Гения и внуком Юпитера.

ТАИТ

ТАИТ - в егип. миф. богиня ткачества. Покровит. ткачам, охраняла одежды богов (их статуй в храмах), царей и мертвых. Функции охраны царской одежды сближ. Т. с богиней - хранительницей фараона Уто.

ТАЙГЕТ

ТАЙГЕТ - высокая, до 2409 м, горная цепь, отделяющая Лаконию на В. от Мессении на З. В древности тут росли густые леса и водилось много дичи. На вост. склоне, над Спартой, лежат развалины Мистры, столицы визант. княжества Морея.

ТАЙ-И

ТАЙ-И - в кит. миф. верхов. божество. В песне Цюй Юаня (4 в. до н.э.) - наиболее раннем упомин. о Т.-и - он описыв. как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны к-рого украшены сверкающим нефритом. На Т.-и. подвески из нефрита, мелодично позванив. на ветру.

ТАЙ-СУЙ

ТАЙ-СУЙ - в кит. миф. планета и ее повелитель - божество времени. Т.-с. соотв. планете Суй-син («планета времени», т.е. Юпитер), соверш. почти двенадцатилетний цикл обращ. вокруг солнца.

ТАЙЦЗИ

ТАЙЦЗИ - «высшее начало», «великий предел»; в кит. космологии, миф. и натурфилософии одно из основополаг. понятий. В космологич. представл. 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Т. выступает в кач-ве исходной точки возникновения тьмы, всей вселенной.

ТАЙ-ЦЗУ

ТАЙ-ЦЗУ - храмовое имя основателей нек-рых царствов. в Китае династий, напр., имп. Чжар Куан-иня (960 - 975), основателя династии Сун. Храмовое имя давалось в Китае после смерти императора.

ТАЙ-ЦЗУН

ТАЙ-ЦЗУН - храмовое имя кит. имп. Ли Ши-миня (627 - 649) из династии Тан.

ТАЙШАНЬ

ТАЙШАНЬ - Дунъюэ - в кит. миф. свящ. гора (наход. на п-ове Шаньдун).

ТАКСИДА

ТАКСИДА - в Др. Греции все племена делились на филы или Т. Во главе их стоял филарх или таксиарх. В армии Александра Македонского гипасписты подраздел. на Т., по 1000 воинов в каждой. Критские лучники в макед. армии также делились на Т.

ТАКСИЛА

ТАКСИЛА - Такхасила, Такшашила - в древности город на С.-З. Индии (в 35 км к С.-З. от совр. г. Равалпинди в Пакистане), столица госуд. Гандхара. В 3 - 2 вв. до н.э. Т. была адм. центром сев.-зап. части империи Маурьев. Древнейший археологич. слой Т. относят к 6 в. до н.э. Т. сильно пострадала от нашествия эфталитов во 2-й пол. 5 в. и постеп. была оставл. жителями (7 в.)

ТАКФАРИН

ТАКФАРИН (Такфаринат) нумидиец, солдат рим. армии, дезертир. Находясь во главе племени музуламиев, в союзе с др. племенами в период с 17 по 24 н.э. нападал на рим. владения в Африке, требуя вернуть захвач. пахотные земли и паст-бища.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ - наибольшая весовая и денежно-счетная ед. в Др. Греции, заимств. из стран Востока (в частн., Вавилонии). Вавилонский Т., который на семитском языке назывался киккар, делился на 60 мин, а каждая мина, в свою очередь, - на 60 шекелей.

Существует мнение, что вавилонский Т. первонач. обозначал вес вола. Из Вавилонии Т. был принят в кач-ве весовой ед. различ. семитскими народ-ностями и получил распростр. в басс. Средиземного м. Др.-греч. Т. делился, как и вавилонский, на 60 мин., но мина делилась уже на 100 частей - драхм, а драхма - на 6 оболов, так что Т. = 60 минам = 600 драхм = 36000 оболов. Наиболее распростр. в Греции и ее колониях был аттич. Т., к-рый со времен реформы Солона (594 до н.э.) весил 26,196 кг. Со времен Александра Македонского он имел вес 25,9 кг. Вес других Т. в Др. Греции отличался от аттич. Т. не принимал непосредств. участия в денежном обращении, он использовался как счетная ед. для исчисления крупных денежных сумм, напр., союзной кассы Афинского мор. союза, контрибуций, значит. состояний и т.п. Когда речь идет о Т. золота или Т. серебра, то имеется в виду вес благород. металла. Согл. Поллюксу, Т. нек-рых стран в пересчете на аттич. драхмы составлял: вавилонский - 700, эгинский - 10000, сирийский - 4500, киликийский - 3000, егип. - 1500 драхм. Рим. Т., к-рый называл-ся также центупондий был денежно-счетной ед., соотв. 100 либеральным ассам.

ТАЛЕТ

ТАЛЕТ (1-я пол. 7 в. до н.э.) - греч. музыкант и поэт с о. Крит. Благодаря Т. в Спарте получ. распростр. критская музыка, исполнявш. на авлосе (флейте). Сущест-вует легенда, согл. к-рой Т. мог с помощью песни изгонять чуму. До нас не дошло ни одно из его произв.

ТАЛИК

ТАЛИК - одна из графич. разновидн. арабско-перс. письма, возникшая на основе округл. араб. почерка несхи, особенно широко применявш. в Персии.

ТАЛИОН

ТАЛИОН - в рабовлад. и раннефеод. праве принцип ответств., состоявший в нанесении за причин. к.-л. вред, точно такого же вреда виновному (око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь). Т. как огранич. кровной мести появ. вместе с развитием обмена. Правила о Т., указанные еще в древнейшем памятнике рим. права - Двенадцати таблицах, имели гл. обр. устрашит. силу. Т. мог налагаться суд. властью, если стороны не примирялись.

ТАЛИЯ

ТАЛИЯ - Фалия - в греч. миф.:

1. Муза, одна из дочерей Зевса и Мнемосины; покровит. комедии и легкой поэзии. Изображ. с комич. маской в руках и венком плюща на голове. От Т. и Аполлона род. корибанты. Зевс, превративш. в коршуна, взял в жены Т. Из страха перед ревностью Геры Т. скрылась в недрах земли, где от нее род. демонич. существа - палики (в этом мифе Т. именуется нимфой Этны).

2. Одна из харит.

3. Одна из нереид; участв. в плаче нереид вместе с Ахиллом по погибш. Патроклу.

ТАЛМУД

ТАЛМУД - свод положений иудаизма, основан на казуистич. толковании Ветхого завета; состоит из Мишны (собранные и отредактир. устные толкования библ. положений; законч. во 2 в. н.э., на др.-евр. яз.) и Гемары (объясн. Мишны, на арамейском яз.).

Существуют два Т.: Палестинский или Иерусалимский, к-рый содержит ва-риант толкования Мишны в Палестине (сформир. в нач. 5 в. н.э.) и Вавилонский, к-рый содержит толкование Мишны в Вавилонии (сформир. примерно в 6 в.). Под Т. обычно подразум. Вавилонский вариант. Он состоит из 63 трактатов, объед. в 6 разделов. В Т. различ. Галаха («Законоположение») и Агада (сопутств. «Законоположению» комментарии и повествования в форме легенд, мифов, рассказов, существов. в Др. Греции и Др. Риме). На Т. оказала влияние др.-греч. философия, доказательством чему служат часто встречающ. в нем слова из др.-греч. яз.

ТАЛОС

ТАЛОС - Тал - в греч. миф.:

1. Герой критских легенд, медный великан, сын эпонима о-ва Крит Креса. В нек-рых мифах сделанный Гефестом Т. назыв. медным человеком, в других - медным быком. Т. был подарен Зевсом Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил о-в, и когда приближ. корабли чужестранцев, бросал в них огромные камни. У Т. была только одна жила, наполн. ихором (кровью богов), она тянулась от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было единств. уязв. место Т. Когда аргонавты приплыли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке к-рого великан задел ногой острый камень - кровь вытекла, он умер.

2. Племянник Дедала (у Гигина имя племянника - Пердикс) и его ученик. Т. превзошел в мастерстве своего учителя. Т. - изобретатель гончар. круга и др. орудий. Из зависти Дедал сбросил Т. с акрополя.

ТАЛУТ

ТАЛУТ - в мусульм. представлениях персонаж, соотв. библ. Саулу.

ТАЛФИБИЙ

ТАЛФИБИЙ - Талтибий - в греч. миф. вестник Агамемнона, участв. вместе с ним в Троянской войне и выполн. его поручения. В Спарте находилось святилище Т. - покровителя глашатаев, считавш. его потомками и выступавших в кач-ве послов от имени госуд.

ТАМГА

ТАМГА - знак или клеймо, обычно налагаемое на различ. предметы (деревья, оружие, скот и пр.) в кач-ве знака собственности. В класс. обществе Т. становились знаками (печатями) частных лиц и отдельных правителей, а иногда также гербами аристократич. родов, династий и целых госуд.

ТАМКАР

ТАМКАР - дамгар - царский (иногда храмовый) торг. агент шумеров и вавилонян (а также др. народов Передней Азии 2-го тыс. до н.э.), проникавший в чужезем. страны для торговли и воен. грабежа. Внутри страны Т. занимался ростовщич. и скупкой земель. Слово «Т.», семитское по происхожд., вошло в употребл. в шумерском яз. еще в кон. 27 в. до н.э. В раннединастич. период великий Т. играл видную роль в окруж. правителя (или царя). В Вавилон-ский период (в эпоху Хаммурапи, 18 в. до н.э.) Т. имел право выкупа военнопл. соотечеств. из чужих стран.

ТАММУЗ

ТАММУЗ - библ. форма имени древ. шумерск. бога - пастуха Думузи, возлюбл. Инанны (Иштар), спускающ. по ее приказу в преисподнюю. В религиях семитич. народов (вавилонян, ассириян, евреев) он преврат. в умирающ. и воскресающ. бога растительности. У финикиян Т. соотв. Адонис.

ТАН

ТАН - 1. индо-скифская династия правителей древнейш. госуд. на терр. Камбоджи - Фунани в сер. 4 - 5 вв. Основателем и ее единств. извест. нам представит. был Тьен-чу Чан-тан («индиец Чандана»), очевидно выходец из правящ. рода Кушанского царства. О нем известно лишь, что он отправил в 357 посольство к кит. императору. Не исключено, что кушаны в Фунани появ. в связи с завоев. долины Ганга Самудрагуптой (ок. 330 - 380).

2. кит. императорская династия 618 - 907. Ее основатель - крупный шаньсийский феодал, воен. губернатор при династии Суй-Ли Юань. Сыну его Ли Ши-миню удалось завершить объед. всей страны после успеш. войны с военно-феод. кликами. Первая пол. царствов. династий Т., до сер. 8 в. ознаменов. укрепл. цент. власти, расшир. терр. и ростом могущества империи. В теч. 7 в. был проведен ряд войн с кочевыми племенами (тюрками, тангутами и пр.), с Кореей, после чего на терр. совр. Синьцзяна, Монголии, Кореи и Сев. Вьетнама были посланы кит. наместники, и эти страны стали на время вассалами Китая. С Тибетом были установл. тесные отнош. В 708 были провед. реформы (извест. под назв. реформ министра Ян Яня), к-рые узакон. частную земел. собств. крупных помещиков.

С сер. 8 в. в связи с усилением местных феодалов - воен. губернаторов, стала ослабевать цент. власть и расти феод. междоусобицы, ярким выражением чего был вспыхн. в 755 мятеж Ань Лу-шаня. Конец царствов. династии Т. хар-ризуется вторж. на терр. Китая кочевых народов, в особенности киданей. Усиление феод. эксплуатации и резкое ухудш. экономич. положения нар. масс при Т. привели к крестьян. войне (874 - 884), возгл. Ван Сянь-чжи, Хуан Чао и др. Феодалы, подавившие восстание крестьян, свергли в 907 династию Т. и основали на терр. Китая неск. царств.

ТАНАГРА

ТАНАГРА - др.-греч. город в Беотии (Ср. Греция). В Т. были развиты виноделие, ремесла, торговля. Располож. на границе с Аттикой, Т. неоднократно подверг. нападениям со стороны афинян, стремивш. подчинить беотийские города своему влиянию. В 457 до н.э. при Т. афиняне были разбиты союзником беотийских городов Спартой. Развалины Т. наход. близ совр. Грималы.

ТАНАИС

ТАНАИС - 1. др.-греч. назв. р. Дона, в устье к-рого наход. одноим. город. С 7 в. до н.э. Т. служил торг. путем, связ. сев.-вост. и вост. р-ны Скифии с греч. городами Причерноморья. В древности Т. счит. границей между Европой и Азией, а также между скифск. и сарматск. племенами. По свидет. Плутарха, еще более древ. назв. Т. было «Амазонская река».

2. древ. город в устье р. Дона Основан в нач. 3 в. до н.э. греками из Боспорского госуд. Наход. на прав. берегу прав. протока донской дельты (совр. Мертвый Донец) на месте совр. хутора Недвиговка. Т. был важным центром торговли между греками Боспора и кочевниками приазовских и донских степей. В кон. 1 в. до н.э. был разрушен боспорским царем Полемоном, но вскоре восстановлен. Время расцвета Т. приходится на 2 в. - 1-ую пол. 3 в. н.э. В 40-х гг. 3 в. н.э. Т. был полностью разрушен племенами, входивш. в союз, руковод. готами. Восстановл. во 2-й пол. 4 в., Т. был незначит. насел. пунктом, к-рый просуществ. до нач. 5 в.

ТАНАТОС

ТАНАТОС - Фанат - в греч. миф. олицетв. смерти. В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Т. Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Т. и продерж. в плену неск. лет, в теч. к-рых люди перестали умирать.

ТАНИС

ТАНИС - греч. форма назв. др.-егип. г. Джанет (библ. Цоана), располож. в Вост. Дельте, близ совр. оз. Мензала и называвш. в 17 - 13 вв. до н.э. Аварис, а в 13 - 12 вв. до н.э. - Пер-Рамсес (резиденция Рамсеса II). В 11 в. до н.э. происход. из Т. основатель XXI династии Несубанебдед (греч. Смендес) сделал этот город столицей Египта. В визант. период Т. был резиденцией епископа.

ТАНИСТРИ

ТАНИСТРИ - древ. обычай, регулиров. наследование власти вождей кланов и королей у кельтов Ирландии. Согл. этому обычаю, к-рый восходит к родовому строю, власть короля или вождя была выборной; еще при жизни короля избир. его преемник из представит. определ. знатной семьи, каждый член к-рой имел право претенд. на наследование. В выборе таниста первонач. могли участв. все свободные, позднее это фактич. стало привилегией феодализир. родовой и клановой знати.

ТАНТАЛ

ТАНТАЛ - в греч. миф. герой, сын Зевса и Плуто, царствов. в обл. горы Сипила в Юж. Фригии (М. Азия) и славивш. своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной р. Пактола. Пользуясь благоскл. олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодар.: по различ. вариантам мифа, он разгласил среди людей услыш. им тайны олимпийцев или раздал своим близким похищ. на пиру у богов нектар и амбросию. За свои пре-ступл. Т. был наказан в подземном царстве вечн. мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев сви-сают отягощ. плодами ветви, к-рые вздымаются вверх, как только Т. протяг. к ним руку («Танталовы муки»). А над его головой нависает скала, ежеминутно грозящая падением.

ТАПАС

ТАПАС - в др.-инд. миф. космич. жар как универсал. космогонич. принцип. Он лежит и в основе мироздания (из Т. родились закон и истина, ночь, океан, из океана - год, распред. дни и ночи, и т.д.), и в основе религ. поведения - умерщвл. плоти, аскезы, к-рая также явл. отражением Т. Вместе с Манью Т. защищает своих почитателей и убивает их врагов. Позже Т. стал одним из важных понятий в ряде систем др.-инд. умозрения.

ТАПС

ТАПС - 1. древ. город на сев. побережье Африки, близ совр. г. Туниса. Т. наход. под властью Карфагена. После завоев. Карфагена римлянами в 146 до н.э. Т. вошел в состав рим. провинции Африка. Во время африканской войны 47 - 46 до н.э. рим. войска Юлия Цезаря нанесли 6 апр. 46 до н.э. у Т. окончат. пораж. войскам аристократич. рим. республики, к-рые возгл. Цецилий Сципион Метелл, и войскам нумидийск. царя Юбы. Рим. войска были построены в боевой порядок (5 легионов в 4 линии), а часть сил оставл. для осады гарнизона Т. Сражение началось по инициат. солдат Цезаря, заметивших панику в лагере противника. Армия Сципиона, хотя и имела значит. числ. превосходство и большое кол-во боевых слонов (к-рых не было у Юлия Цезаря), была разбита. В сраж. погибло до 10 тыс. чел. из войск Сципиона и Юбы, до 50 тыс. чел. было убито при преследовании. Войска Цезаря (по его данным) потеряли убитыми только 50 воинов. Вскоре после сраж. сдался гарнизон Т. и остальные города провинции Африки. Нумидийское царство захватили рим. войска и под назв. Новая Африка присоед. к рим. владениям.

2. небольшой п-ов на вост. побережье Сицилии, севернее Сиракуз, итал. Магнисия. В 414 до н.э. во время осады Сиракуз здесь была стоянка афинск. флота.

ТАПСАК

ТАПСАК - город в Сирии, на р. Евфрат, точное место-полож. неизв. До основания г. Зевгма явл. важнейшим реч. портом Сирии; у Т. войска переправл. через Евфрат.

ТАРА

ТАРА - 1. в будд. миф. бодхисатва, идам и праджня, наиболее популяр. жен. миф. образ, воплощение беспредел. сострадания.

2. в индуист. миф. жена наставника богов Брихаспати.

ТАРАКСИПП

ТАРАКСИПП - в греч. миф.:

1. Злой демон («ужас коней») и посвящ. ему алтарь, к-рый наход. на Олимпийском ипподроме и также назыв. Т. Во время состязаний лошади без видимой причины пугались Т., колесницы разбивались, возничие калечились.

Считалось, что в Т. перевоплот. погибший герой, имя же его, согл. различ. мифам, варьируется: Эномай, погубл. во время состязаний возничим Миртилом; Миртил, убитый Пелопом; местный наездник Олений (или Дамеон); Алкаф - убитый Эномаем претендент на руку Гипподамии; внук Гермеса Исхен, принесший себя в жертву, чтобы спасти страну от голода. Колесничие, чтобы умилост. Т., приносили ему жертвы.

2. Другой Т. почитался на ипподроме, на к-ром происход. Истмийские игры. Его считали перевоплот. сыном Сисифа - Главком, к-рый был разорван своими конями на погребал. играх, устроен. в честь Пелия его сыном Акастом.

ТАРАНИС

ТАРАНИС - в кельт. миф. бог. Упомин. у рим. поэта 1 в. Лукана и в т.н. Бернских схолиях к нему (10 в.), где отожд. с рим. Дитом (Дисом). Из них же известно, что жертвы Т. сжигались. Галльские памятники рим. эпохи представл. Т. бородатым гигантом, держащим колесо (или неск. спиралей). Особняком стоят памятники в форме колонн, к-рые венчает скульптура Т., попирающ. гиганта со змеевид. нижн. конечностями (Рейнская обл. и Бретань). Спорным явл. вопрос, составлял ли Т. - бог грома и небесного огня (иногда отожд. с рим. Юпитером) вместе с Тевтатом и Езусом органич. божеств. триаду в дорим. время.

ТАРЕНТ

ТАРЕНТ - Тарант - др.-греч. колония в Италии на берегу Тарентского зал., на месте к-рой расположен совр. г. Таранто. Осн. ок. 700 до н.э. спартанцами. Постоянно вел войны с местн. племенами и соседн. греч. городами. Первонач. управл. царями, во 2-й пол. 6 в. была установл. тирания, а с нач. 5 в. - рабовлад. демократия. В 1-й пол. 4 в. наход. под властью философа-пифагорейца Архита, в правл. к-рого достиг расцвета. Т. явл. крупным торг-ремесл. центром. В 282 - 272 вел войну с Римом, в к-рой, несмотря на помощь Пирра, потерпел пораж. С 272 наход. на полож. зависим. от Рима союзника. В период 2-й Пунической войны был на стороне Ганнибала, но в 209 вновь покорен римлянами. Ок. 125 на терр. Т. была осн. рим. колония Нептуния, к-рая в 90 до н.э. получила права муниципия.

ТАРКВИНИИ

ТАРКВИНИИ - 1. в Др. Риме род этрусск. происхожд., к к-рому принадл. цари Тарквиний Приск и Тарквиний Гордый.

2. древ. этрусский город на р. Марте сев. Рима (терр. совр. г.Таркуиния, Италия). Согл. легенде, Т., основанные выходцем из Лидии Тархоном, входили в этрусский союз 12 городов, были родиной Тарквиния Приска, помогали изгн. из Рима Тарквинию Гордому, но были разбиты римлянами. После войны 359 - 351 и 310 - 308 до н.э. с Римом в нач. 3 в. до н.э. потеряли самостоят. В 181 до н.э. в Грависки (порт Т.) была выведена рим. колония.

ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ

ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ - Луций - согл. рим. преданию, последний (7-й) царь Др. Рима (534/533 - 510/509 до н.э.). Традиция припис. Т. Г. хар-рные черты правителя-тирана. Убийством Сервия Туллия он достиг трона, жестоко угнетал народ повинностями и налогами, оскорблял сенат и знатных граждан. Поводом к восстанию против Т. Г. послуж. насилие, соверш. его сыном над Лукрецией (женой Тарквиния Коллатина - родств. Т. Г.). Т. Г. был изгнал из Рима. Легенда об изгн. Т. Г. отразила ист. факт. освобожд. Рима от этрусск. господства.

ТАРКВИНИЙ ПРИСК

ТАРКВИНИЙ ПРИСК - Луций, Тарквиний Древний - согл. рим. преданию, 5-й царь Др. Рима (616/615 - 578/577 до н.э.). Происходил из этрусск. г. Тарквинии. Предание о правл. Т. П. в Риме отразило ист. факт. подчинения Лация этрускам в 7 в. Т. П. приписыв. обширная строит. деятельность (отведение места для Форума, устройство канализации, возведение храма Юпитеру Капитолийскому, цирка), а также крупные успехи в войнах с сабинами и латинами, введение в Риме мн. этрусских обычаев и культов.

ТАРКШЬЯ

ТАРКШЬЯ - в др.-инд. миф. божеств. конь, дважды упомин. в «Ригведе». Он быстр, могуч, победоносен, спешит на битву. Его призывают как дар Индры.

ТАРПЕЙСКАЯ СКАЛА

ТАРПЕЙСКАЯ СКАЛА - в древности назв. отвесн. утеса с зап. стороны Капитолийского холма. С Т. с. в Др. Риме сбрасывали осужд. на смерть гос. преступников. Согл. преданию, назв. произошло от имени Луция Тарпея, сброш. с утеса за оппозицию царю Ромулу. По др. версии - от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея - предательницы Тарпейи, к-рая впустила сабинян на Капитолий.

ТАРРАКОН

ТАРРАКОН - древ. иберское поселение на берегу Средиземного м., на месте совр. г. Таррагона. В 218 до н.э. было завоев. римлянами. При Цезаре (2-я пол. 1 в. до н.э.) в Т. основана рим. колония. С кон. 1 в. до н.э. Т. - центр пров. Тарраконская Испания. В 264 н.э. разрушен франками, в 469 завоеван вестготами, в 714 - арабами.

ТАРС

ТАРС - город на С.-В. М. Азии, эллинизир. Селевкидами, с 66 до н.э. гл. город Киликии, родина апостола Павла, место погребения имп. Юлиана II Отступника.

ТАРТАР

ТАРТАР - в греч. миф. пространство, находящ. в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столь же потребов. бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окруж. его в три ряда. В Т. - жилище Никты (Ночи).

Великой бездны Т. страшатся даже боги. В Т. были низринуты титаны, побежд. Зевсом. Там они томятся за медной дверью, к-рую стерегут сторукие. На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергн. титанов; в Т. - боги прошл. поколения, отцы победителей. Т. - это нижнее небо (в противополож. Олимпу - верхн. небу). В дальнейшем Т. был переосмыслен как самое отдален. место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои - Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сисиф, Титий, Тантал. В «Теогонии» Гесиода Т. персонифицирован. Он - в числе четырех первопотенций (наряду с Хаосом, Геей и Эросом). Гея порожд. от Т. чудовищн. Тифона. Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна.

ТАРТЕСС

ТАРТЕСС - Таршиш - согл. антич. традиции, древ. город и одноим. госуд. в Юж. Испании. Согл. Страбону и др. антич. авторам, город Т. наход. в ниж. теч. р. Бетис (совр. Гвадалквивир). Время основания Т. неизв., видимо, до 1100 до н.э. (время осн. Гадеса, по антич. традиции). Был основан тартессийцами. Тартессийская держава, занимавшая терр. совр. Андалусии и Мурсии, была, по-видимому, федерацией племен, возгл. тартессийцами. В кон. 2-го - 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Т. вел борьбу с перемен. успехом с финикийцами, с 700 по 500 до н.э. переживал период расцвета. Ок. 500 до н.э. был завоеван карфагенянами. Видимо, был разрушен.

ТАРХУН

ТАРХУН - Тархан (ум. 710) - ихшид (царь) Согда ок. 696 - 710. После захвата арабами Бухары в 709 Т., желая избежать воен. столкн. с ними, предложил арабск. наместнику Хорасана Кутейбе заключ. мирный договор и соглас. на его требования регуляр. уплаты дани и выдачи заложников. Отказ Т. от борьбы с арабами вызвал возмущ. согдийцев. В 710 г. был низложен и покончил с собой.

ТАСМ

ТАСМ - в мусульм. вероучении одно из коренных племен Аравии.

ТАССИЛОН

ТАССИЛОН (ум. 794) - последний герцог Баварии 748 - 788. Т., поддержив. баварской знатью, внешне признав вассальную зависим. от франкск. короля, фактич. вел самостоят. политику и был активным участн. ряда тайных союзов, заключ. Византией, лангобардским королем Дезидерием и Баварией против Франкского госуд. Захвач. в 788 Карлом Великим, Т. был пожизн. заключен в монастырь, а Бавария, раздел. на графства, включ. в состав Франкского госуд.

ТАТЕНЕН

ТАТЕНЕН - в егип. миф. бог земли. Хтонич. антропоморфное божество. Центр культа Т. - г. Мемфис. Т. - демиург, сотворивший из первобыт. хаоса мир, богов и людей, бог времени, обеспеч. царю долгую жизнь; ему принадл. глубины земли, ночью к нему спуск. солнце, он владеет минералами, из них вырастают растения. Очень рано функции Т. были перенесены на Птаха, впослед. имя Т. стало приставкой к имени Птах или эпитетом Птаха. Синкретич. бог Птах-Т. почитался как дающий пищу.

ТАТИАН

ТАТИАН - извест. обществ. деятель и писатель позд. антич. периода, с 391 - консул. Т. продолжил «Илиаду». За мнимые преступл. был отстранен от должн., но в год своей смерти (396) реабилитир. Был знаком с ритором Либанием.

ТАТХАГАТА

ТАТХАГАТА - в будд. миф. хинаяны эпитет Будды Шакьямуни, к-рый мог также употребл. по отнош. к любому архату; в махаянских текстах выступает как синоним слова будда.

ТАУРТ

ТАУРТ - в егип. миф. богиня-покровительница женщин и детей. Свящ. животное Т. - гиппопотам. Изображ. в виде стоящей берем. самки гиппопотама с жен. руками и грудью и львин. задн. лапами (иногда и головой львицы).

Центр культа Т. - Фивы, но ее почит. было широко распростр. во всем Египте.

Эпитет Т. - «великая», атрибут - иероглиф «са», означ. «защита». Т. помогала при родах, лечила от бесплодия. Связана с загробным культом, вместе с богиней Хатор она встреч. умершего на пороге подземн. царства и зажигает огонь, чтобы отогнать злых духов. Часто отожд. с Нут, Хатор, Исидой. Считалось, что амулеты с маленьк. изображ. Т. охраняли от злых сил, способств. плодородию, изобилию молока у кормящих матерей. Изображ. Т. также часто помещали на подголовниках, кроватях и др. домаш. предметах.

ТАФОС

ТАФОС - о-в с одноим. городом, дал назв. группе о-вов, располож. между Левкадой и Акарнанией. Вторым по величине о-вом явл. о. Карнос (совр. Каламос). Известна легенда о войне Амфитриона с жителями о-ва Т.

ТАХАРКА

ТАХАРКА - 4-й фараон (689 - 663 до н.э.) Египта и Куша (Нубии) из XXV династии. В юности был отозван своим братом и предшествен. Шабатакой из Куша и возгл. объед. армию обеих стран в войне с Ассирией. В 673 отразил нападение Синахериба. Однако в 671 при новом вторж. ассирийцев утратил Сев. Египет, включая Мемфис. В 669 Т. вернул потер. и владел Египтом до 666, когда Ашшурбанипал, захватив почти всю страну, включая Фивы, вынудил Т. бежать в Напату, где тот вскоре умер.

ТАХИРИДОВ ГОСУДАРСТВО

ТАХИРИДОВ ГОСУДАРСТВО (821 - 873) - феод. госуд. в Хорасане и Ср. Азии со столицей в Нишапуре. Основано представит. крупной хорасанской землевлад. аристократии Тахиром ибн-Хусейном, к-рый явл. феод. владетелем г. Бушенга в Гератской обл. и команд. войсками халифа Мамуна, назначивш. Тахира в 821 наместником Хорасана.

Обладая большим воен. и экономич. могуществом, Тахир правил как независ. от араб. халифата государь. Его сыновья и ближайшие наследники Тальха (822 - 828) и Абдаллах (828 - 844) своей деятельн. еще более укреп. внешнюю самостоят. Т. г., лишь номинально считаясь вассалами халифа. Т. г. было разруш. Якубом ибн-Лейсом Сафаром, разбившим войска последн. эмира Мухамеда и захват. Нишапур в 873.

ТАЦИТ

ТАЦИТ - Публий (?) Корнелий (ок. 56 - ок. 117) - рим. историк. Род., вероятно, в Галлии в семье прокуратора, был включен Веспасианом в сенатское сословие; занимал ряд гос. должностей: претор (88), консул (97), проконсул Азии (112/113). С 80-х гг. - член почетной жреч. коллегии квиндецимвиров и с этого же времени приобрел известность как оратор. Произв. Т.: «Агрикола» (97 - 98) - жизнеопис. тестя Т. - полководца Агриколы; «Германия» (98) - очерк обществ. устройства, религии и быта герм. племен; «Диалог об ораторах» (между 102 и 106), посвящ. выяснению причин упадка политич. красноречия в эпоху Флавиев, и два больших ист. произв.: «История» и «Анналы», с к-рыми связана мировая слава Т. «История» (ок. 105 - 111) освещ. жизнь Рима и всей империи 69 - 96 и состояла скорее всего из 14 кн., из к-рых дошли до нас 1 - 4-я и нач. 5-й, рассказыв. о событиях 69 и об установл. власти Веспасиана; «Анналы» (над ними Т. работал до самой смерти) посвящ. событиям 14 - 68. Соч. осталось неоконч., более или менее полностью сохран. кн. 1 - 4-я и 12 - 16-я, в отрывках - 5-я, 6-я и 11-я.

ТВАША

ТВАША - в иран. миф. персониф. космич. пространства, отделяющ. твердотелое (каменное или металлич.) небо от обитаемой земли. «Ясна» указыв. на связь Т. с идеей времени. Эпитет Т. - «автономное», «всецело самостоят. (начало бытия)». Образ Т., связывающ. пространство и время, близок нек-рым идеям греч. натурфилософии.

ТВАШТАР

ТВАШТАР - в др.-инд. миф. бог демиург, творец всех существ и форм.

ТЕАТР

ТЕАТР - начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб-ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога Диониса. Со временем эти театрализ. представл. стали неотъемл. частью гос. праздников, внач. только праздника Великих Дионисий (в марте), а затем - начиная со 2-й пол. 5 в. до н.э. - праздника Леней (в январе). По жребию опред. порядок показа пяти комедий в теч. первого дня праздника и трех тетралогий, каждая из к-рых сост. из трех трагедий и одной сатировской драмы, в теч. трех последующих дней. Выбором постановок заним. городские власти. Они предоставл. в распоряж. поэта актеров и хорега, к-рый организ. и оплач. постановку. Постановщиком явл. сам поэт. После оконч. соревн. судьи назыв. лучшие постановки и вручали призы. Публика на подобных зрелищах была представл. всеми соц. слоями общества; правда, возможно, что замужним женщинам запрещ. присутств. во время представл. комедий. Бедняки получ. от властей деньги на вход. Самым старым Т. в Афинах счит. Т. Диониса под откр. небом на юго-вост. склоне Акрополя. Здание Т. и места для зрителей были дерев. и сооруж. только на время представл. В 4 в. до н.э. Т. Диониса был построен из камня, но позже его архитект. облик неоднокр. менялся (от Т. Диониса сохран. лишь развалины). Т. Диониса служил образцом для всех греч. Т. Он состоял из орхестры, круглой площадки, на к-рой выступ. танцоры, актеры и хор, зрител. зала и здания скены.

Орхестра располаг. в центре Т., а в сер. орхестры был установлен алтарь Диониса. Две трети орхестры были окружены зрит. залом. Ряды для зрителей были располож. один над другим по склону горы. Зрит. зал горизонтально разделялся двумя проходами на три яруса, а вертикально делился многочисл. проходами на т.н. клинья. Первые ряды предназнач. влият. и уважаемым лицам. Т. Диониса вмещал 14000 - 17000 зрителей. Зрит. зал отдел. от орхестры проходом и небольшим рвом с водой. На противопол. к зрит. залу стороне орхестры располаг. скена, сценич. постройка с комнатами для переодев. актеров и хранения реквизита.

Крылья скены составл. параскении, между к-рыми перед скеной выступ. актеры. Выступали они на площадке, к-рая первонач. наход. на уровне земли и только в эпоху эллинизма приподним. над землей и получает назв. «проскений». Проскений и орхестра соед. между собой ступеньками. С каждой стороны Т. имелся широкий проход, парод между параскенией и боковой стеной зрит. зала, через к-рый можно было попасть во внутр. помещения.

Выступл. хоров проходили на орхестре. Занавеса в греч. Т. не было. Костюмы актеров соотв. хар-ру постановок: для трагедий были типичны длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, маски, высокие прически, высокие сапоги на толстой кожаной подошве - котурны. Для комедий были хар-рные маски, короткие костюмы, нередко надев. и кожаный фалл, а накладные животы, зады и горбы придавали телу гротеск. формы. Для усил. эффекта режиссеры использ. сценич. технику. В эпоху эллинизма Т. претерпев. ряд изменений: здание скены дополн. многоэтаж. портиком с великолеп. колоннадой, богаче станов. внутр. убранство Т., появл. новая сценич. техника. В остальном же все оставалось по-прежнему.

Наряду с таким Т. существов. простые, где ставились нар. спектакли. К подобным относится прообраз рим. Т. - Т. флиаков. Т. флиаков был очень популярен в юж. обл. Италии, где проживало много греков. Сценич. площадка в нем была поднята над землей на высоту 1 - 2 метров. Перед сценой наход. небольшая лестница со ступеньками, а сзади - стена, к-рая укрепл. кулисы. Такой выездной Т. можно было легко демонтир., перевозить с места на место и легко устанавл. вновь. Реквизит и декорации Т. были скромными. В Риме театрал. спектакли по греч. образцу во время больших праздников впервые стали играть в 240 до н.э.

Внач. это были трагедии и комедии, затем, начиная с 1 в. до н.э., ателланы, а позже к ним добавл. мимы и пантомимы. Все расходы по постановке спектаклей, как и в Греции, брало на себя госуд., но в отличие от Греции в Риме не устраив. конкурс на лучшую театрал. постановку. В рим. Т. всеми вопросами занимался руковод. труппы, к-рый покупал у поэта его произв., ставил его на сцене, получая при этом финанс. помощь от властей. Первые спектакли играли на примитив. дерев., подобно Т. флиаков, сценах, к-рые с трех сторон окружали дерев. скамейки для зрителей. В 55 до н.э. Помпей построил в Риме первый каменный театр. Он органично соед. в себе элементы греч. Т. и Т. флиаков и служил примером при стр-ве др. театрал. зданий в теч. всего периода существов. Рим. империи. Рим. Т. имел полукруглую орхестру. Его зрит. зал с располож. один над другим зрит. рядами делился проходами на ярусы и клинообр. сектора. Хорошо продуман. планировка Т. позволяла зрителю легко добраться до своего места. Парапет отделял зрителей от орхестры.

Рим. Т., подобно греч., не имел крыши, но над ним можно было натяг. тент из сукна. Как и во всех антич. Т., здесь была отлич. акустика. Здание скены было многоярус. и по высоте равн. высоте зрит. зала. Обращ. к публике стену скены украшали колонны и картины. Перед этой стеной наход. просцений, постр. на каменном цоколе дощатый помост. Просцений имел крышу и по бокам огранич. параскениями. Высота просцения составл. примерно 1,5 м, а длина равн. двойному диаметру орхест-ры. Попасть на просцений можно было через двери в стене скены и боковых стенах, а с орхестры - по ступенькам. Все спектакли играли на просцении, к-рый уже имел опус-кающ. занавес. В орхестре, а она была чаще всего мощеной, стояли кресла для сенаторов. С каждой из двух сторон, между боковой стеной зрит. зала и зданием скены, имелись проходы к орхестре. Эти проходы имели навес. Над ними располаг. места для высоких чиновников и часто императорская ложа. В спектаклях были заняты профессион. актеры. Во время исполн. ролей в трагедиях актеры надевали костюмы рим. покроя, а в комедиях - рим. или греч. покроя в зависим. от места действия спектакля. Кроме этого, они надевали парики, маски (начиная с эпохи Рим. империи) и котурны (в трагедиях).

Вход в Т. был свободным, его могли посещать даже дети и рабы (для последних требов. особое разрешение). Развалины рим. Т. (в осн. зрит. зала и фундамента здания скены) можно встретить во мн. местах, напр., Риме, Помпеях, Аквинке, Сабрате и др.

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА - в греч. трагедию хор перешел из празднеств культа Диониса, составной частью к-рых были танцы сатиров. Инструментал. сопровожд. драматич. хора составляли прежде всего флейты. Композиция и стихи отлич. высокой художеств., хоровое пение имело драматич. функции; различали вступит. песнь (парод), песнь, к-рую хор поет стоя (стасим), заключит. песнь (гипорхема), лирич. диалог (коммос).

Наряду с хором в драме известна монодия в сопровожд. флейты и кифары. Актер иногда декламир. стихи в сопровожд. флейты. В то время как в трагедиях Эсхила хоровое пение использ. шире, чем у Софокла, в произв. аттич. трагика Еврипида появл. сольное пение, испытыв. влияние нов. дифирамбов. В комедиях сопернич. с ним Аристофана хар-рны как незатейл. нар. сольные песни, так и пение с инструментал. прелюдией и эпилогом.

Эллинистич. и рим. комедии одинаково свойственны декламация, пение и мелодекламация. С их монодиями и дуэтами, танцевал. номерами и музыкой в антрактах комедии Плавта преврат. в муз. комедии. Хоровое пение и музыка украшали пантомиму, причем участн. руководил флейтист с ножными трещотками. Импровизац. игра мима дополнялась популяр. танцевал. и песен. номерами.

ТЕВКР

ТЕВКР - в греч. миф.:

1. Сын Теламона и дочери троянск. царя Гесионы, воспит. отцом на о-ве Саламин. Участвует вместе с братом Аяксом Теламонидом в Троянской войне, прославивш. в стрельбе из лука. В конце своих скитаний (разные версии назыв. различ. места - от Иберии до Киликии в М. Азии) Т. попадает на о-в Кипр, где основывает г. Саламин.

2. Сын реч. бога Скамандра, эпоним фригийск. племени тевкров. Дочь Т. Батия стала женой Дардана, и т.о. Т. стал родонач. троянск. царск. рода.

ТЕВТАТ

ТЕВТАТ - в кельт. миф. бог. Этимология его имени позволяет считать Т. богом воен. и мирной деятельности. Предположнение об общегалльской распростр. Т. спорно. Рим. поэт 1 в. Лукан упомин. Т. наряду с Таранисом и Езусом; приносивш. Т. жертвы топились в воде (согл. т.н. бернским схолиям к Лукану, 10 в.). В галло-рим. время Т. ассоциир. с Марсом.

ТЕВТОБУРГСКИЙ ЛЕС

ТЕВТОБУРГСКИЙ ЛЕС - местность в р-не рр. Везер, Эмс и Липпе, где осенью 9 н.э. в 3-х дневном бою восставшие против Рима герм. племена во главе с вождем херусков Арминием полностью уничтож. 3 легиона рим. наместника в Германии П. Квинтилия Вара (погибло 27 тыс. римлян). Арминию удалось хитростью завлечь римлян в глубь труднопроход. Т. л. - (он убедил их выступить против якобы восставш. отдален. герм. племени) и неожид. напасть на них. После этого пораж. римляне вынуждены были приостан. свое продвиж. за правый берег Рейна и отодвинуть границу рим. госуд. к Рейну и Дунаю.

ТЕВТОНЫ

ТЕВТОНЫ - древ. племена, по-видимому, герман. происхожд. По данным антич. писателей, первонач. местом поселения Т. был р-н нижн. теч. р. Эльбы и п-ов Ютландия. Отсюда в кон. 2 в. до н.э. Т. двинулись на Ю. и вместе с кимврами вторглись на рим. терр. в Юж. Галлии. Римляне потерп. ряд жест. пораж., и только в 102 до н.э. рим. войскам под команд. Гая Мария в сраж. при Аквах Секстиевых в Юж. Галлии удалось разбить Т., пытавш. проникнуть в Италию; при этом большая часть Т. была уничтожена.

ТЕГЕЯ

ТЕГЕЯ - город на Ю.-В. Аркадии, лежал на пересеч. важнейших торг. путей. После продолжит. войн со Спартой стал членом Пелопоннесского союза (550 - 371 до н.э.), позже членом Аркадского, а потом и Ахейского союза. Пострадавший в Т. в 395 до н.э. от пожара храм Афины Алеи был восстанов. в 365 до н.э. под руковод. Скопаса и явл. одним из последних храмов, постр. в строго дорич. стиле. Стены целлы украшены коринфск. полуколоннами. От украшений на фронтоне, выполн. Скопасом, осталось довольно мн. фрагментов.

ТЕДОРЭ

ТЕДОРЭ - Тевдоре - в груз. миф. аграрное божество; первонач. почит. как покровитель лошадей. После распростр. христианства нар. культ божества слился с культом одноим. христ. святого (св. Федора).

ТЕЗАН

ТЕЗАН - в этрусской миф. богиня утренней зари. Ее имя сохран. на трех этрусских зеркалах и погребал. пеленах загребской мумии. Изображ. в виде молодой привлекат. женщины рядом с богом Тином, богом Нефунсом, богиней Менрвой, богом солнца Узилом.

Предыдущая страница Следующая страница