Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "А" (часть 4, "АМА"-"АНД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АМА"-"АНД")

АМАНОР И ВАНАТУР

АМАНОР И ВАНАТУР - в армян. миф. божества нового года, связ. с культом плодородия. Аманор (А.; «новый год») приносит первые плоды нового года (начинавш. по др.-армян. календарю в августе), Ванатур (В., «приютодатель») дает приют многочисл. участникам новогод. праздн. (устраив. в Багаване, близ совр. г. Диядин на терр. Турции).

АМАРАВАТИ

АМАРАВАТИ - Девапура - в индуист. миф. столица Свар-ги - небесн. царства Индры, представл. как большой и великолеп. город.

АМАРУ

АМАРУ - лирич. поэт Др. Индии. Его творч. относится приблизит. к 5 - 8 вв. Из произв. А. сохран. только сборник «Сто строф Амару», представл. собой лучший образец любов. придвор. лирики его времени.

АМАСИЯ

АМАСИЯ - древ. г. Понта, резиденция понтийск. царей. Был расположен в сев. части М. Азии, на возвыш. левом берегу р. Ирис, в р-не совр. турец. г. Амасья. А. служила базой для операций против римлян в 89, 72, 67 до н.э.

АМАСТРИДА

АМАСТРИДА - Амастрис - город в Пафлагонии (ныне Амасра в совр. Турции), осн. ок. 300 до н.э. В Византии - епископский центр и один из важнейших портов на Черном м., связ. с Херсонесом и Трапезундом. Ок. 840 - 842 подвергся нападению отрядов из Руси.

АМАТА

АМАТА - в рим. миф. жена царя Латина, мать Лавинии. По желанию А. Лавиния была помолвл. со своим двоюрод. братом Турном. Когда Латин, повинуясь оракулу, решил выдать дочь за Энея, А. подтолкн. Турна начать войну против Энея. После пораж. и гибели Турна А. поконч. с собой. В формуле, произносивш. великим понтификом при посвящ. девушки на служение богине Весте, А. именов. весталкой.

АМБАРВАЛИЯ

АМБАРВАЛИЯ - рим. праздн. в культе Марса (со времени Августа - в честь Цереры), посвящ. ритуал. очищению полей, отмечавш. обычно в мае. В ходе праздн. жертв. животных водили вокруг участков.

АМБИОРИК

АМБИОРИК - предводит. кельт. племени эбуронов, живших на терр. совр. Бельгии, к-рые в 54 - 53 до н.э. подняли под предводит. А. восст. против Цезаря и разбили зимой 54 - 53 ок. двух рим. легионов, за что Цезарь в 52 приказал истребить всех эбуронов.

АМБРАКИЯ

АМБРАКИЯ - коринф. колония на С. Амбракийского зал. на берегу р. Арахт. В 426 до н.э. была покорена союзн. с Афинами акарнянами. Пирр из Эпира сделал А. своей резиденцией. Позднее А. была свобод. городом.

АМБРОЗИЯ

АМБРОЗИЯ - амвросия - в греч. миф. пища и благовон. протирание олимпийских богов; поддерж. их бессмертие и веч. юность (таково же дейст. нектара - напитка богов).

АМВРОСИЙ

АМВРОСИЙ (333/340 в Трире - 397 в Милане) - сын высокопост. чиновника; после изуч. права и риторики стал консулом Эмилии с резиденцией в Милане. Здесь А., посредн. между ортодоксами и арианами, приобрел такую репутацию, что еще некрещ., был избран в 374 епископом. Осн. его деятельн. сосредотач. в религ.-политич. обл. Так, он не допустил в церковь без публич. покаяния имп. Феодосия, когда тот возвр. после избиения жителей Фессалии. В своих экзегерич., аскетич. и догматич. трудах и проповедях А. использ. идеи Цицерона, Филона, греч. богословов Оригена, Василия, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия и приобрел тем самым большое влияние в лат. культурной сфере.

АМЕНЕМХЕТ

АМЕНЕМХЕТ - егип. фараоны эпохи Сред. царства (XII династия). Из них:

1. А. I (ок. 2000 - 1970 до н.э., послед. 10 лет фактич. правил его сын Сенусерт I) - первый представ. ХII династии. Столицей Египта при А. I стала крепость Иттатуи («захватившая обе земли») возле Мемфиса. А. I снаряжал походы в Нубию, Ливию и погранич. азиат. обл., вел борьбу за подчин. местных правителей-номархов, сохранявш. значит. самостоят. Определял границы номов, утверждал номархов в их должности. При А. I усил. влияние культа бога Амона. Сохран. поучение А. I, адресов. Сенусерту I.

2. А. II (ок. 1934 - 1896) - сын Сенусерта I. При А. II укреп. экономич. связи Египта с сосед. странами. По данным Манефона, А. II погиб в резул. дворц. заговора.

3. А. III (ок. 1849 - 1801 до н.э.). А. III, возможно, удалось ликвидир. сепаратизм номархов. Правление А. III сопровожд. интенсив. строит. деятельн. Усил. разраб. медных рудников Синайского п-ова. При нем были заверш. большие ирригац. работы в Файюме. Сооруж. в Файюме заупокойный храм А. III, назв. впослед. греками «Лабиринтом», считался одним из «7 чудес света».

4. А. IV (ок. 1801 - 1792 до н.э.) - сын А. III. А. IV наслед. дочь - Нофрусобек.

АМЕНОФИС

АМЕНОФИС - греч. форма егип. имени Аменхотеп.

АМЕНТЕТ

АМЕНТЕТ - в егип. миф. богиня З. (царства мертвых); изображ. в образе женщины со своим иероглифом «аментет» («З.») на голове. Она, как покровит. умерших, протяг. к ним руки, встречая их в стране мертвых. В период Нового царства образ А. слив. с образом богини Хатор, к-рая также назыв. «владычица прекрас. З.».

АМЕНХОТЕП

АМЕНХОТЕП - егип. фараоны эпохи Нового царства (ХVIII династия). Из них:

1. А. II (ок. 1491 - 1465 до н.э.) - сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совер. походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результ. своего 2-го похода в Палестину вывел в Египет св. 100 тыс. пленников-рабов и захв. огром. кол-во различ. ценностей. А. II держал в подчин. Нубию, жестоко подавляя все попытки сопротив. с ее стороны.

2. А. III (ок. 1455 - 1419 до н.э., в 1424 - 1419 совм. с А. IV) - сын Тутмоса IV.

В нач. царствов. А. III Египет наход. на верш. своего могущества. С царями Вавилонии, Митанни, Кипра существ. дружеств. отношения. В конце царствования А. III начались волнения в азиат. владениях Египта. При А. III были сооруж. роскош. храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм А. III с огром. статуями царя - «колоссами Мемнона».

3. А. IV, Эхнатон - сын А. III. Царств., по данным Манефона, в 1424 - 1388 до н.э., из них первые 6 лет совм. с отцом. А. IV попыт. сломить могущ. старой знати, тесно связ. с культом фиванск. бога Амона-Ра, а также с местными но-мовыми культами. Опираясь на ср. слои населения, на т.н. «немху», А. IV нанес удар фиванск. жречеству и старой аристократии, а потом провозгл. новый гос. культ бога Атона. А. IV сделал столицей госуд. новый г. Ахетатон (совр. городище Тель-эль-Амарна). Фараон принял имя Эхнатона («угодный Атону»). Местные храмы при А. IV пришли в запуст. Атону строились роскош. храмы, появ. новое жречество, преданное фараону-реформатору. При А. IV Египет начал терять свою власть над Сирией и Палестиной. Нек-рые сирийск. князья пытал. опереться для борьбы с Египтом на хеттов. Вторж. кочевых племен хабиру (евреев) в азиат. владения Египта еще более ослож. обстановку. Годы правления А. IV сопровожд. ломкой старых канонов иск-ва. Вырабат. новый, более живой художеств. стиль. Обстоят. смерти А. IV неизвестны.

АМЕРТАТ

АМЕРТАТ - в иран. миф. благой дух, входящий в состав семи божеств Амеша Спента; упомин. с Аурватом. Оба - воплощ. благой деятел. Ахурамазды; Амертат - дух растительн., Аурват - телесн. здоровья, жизни; оба божества - покровители растительн. и воды. По «Младшей Авесте», особыми врагами этой пары были демоны Тарви и Зарича, некогда божества мидийск. пантеона.

АМЕША СПЕНТА

АМЕША СПЕНТА - Амшаспанд - в иран. миф. шесть или семь божеств, ближайшее окруж. верхов. божества Ахурамазды. В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творч. ипостась Ахурамазды; Воху Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттенком знач. «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физич. существов., противополож. болезни, смерти, старости); Амертат («бессмертие»).

АМИК

АМИК - в греч. миф. великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (М. Азия). А. нападал на иноземцев, посещ. Вифинию, и убивал их ударами кулаков. Когда в его страну приплыли аргонавты, А. предложил любому из них сразится с ним в кулачном бою. Вызов принял Полидевк - один из Диоскуров, и, несмотря на страшную силу А., убил его.

АМИМОНА

АМИМОНА - в греч. миф. одна из пятидесяти дочерей аргосск. царя Даная.

АМИСОС

АМИСОС - город на юж. берегу Черного м., основ. примерно в сер. 6 в. до н.э. Милетом; впослед. резиденция Митридата.

АМИТАБХА

АМИТАБХА - Амитаюс - один из будд в будд. миф. махая-ны и ваджраяны. Упомин. об А. отсутс. в лит-ре хинаяны. Основн. канонич. текстом, связ. с представл. об А., явл. сутра «Сукхавативьюха».

АМИТАЮС

АМИТАЮС - божество долголетия в буддизме, особая форма будды Амитабхи. Наиболее ранние упомин. об А. содерж. в «Сукхавативьюхе» (1 в. н.э.), где он фигурир. в кач-ве одного из эпитетов будды Амитабхи, облад. «неизмер. жизнью».

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН (ок. 330 - ок. 400) - рим. историк, грек по происхожд. В 353 - 363 участв. в войнах с персами и германцами, жил затем в Антиохии. Переселивш. в Рим, написал «Деяния», задум. как продолж. «Анналов» и «Историй» Тацита.

Труд А. М. в 31 кн. охват. период от имп. Нервы (96 - 98) до 378. До нас дошли лишь 18 кн. (14 - 31) - от 353 по 378. Кроме письм. источ., А. М. широко использ. личные наблюд., свидетел. очевидцев; этим объясн. изобилие, многообр. и достоверн. мн. сообщ. им фактов. В центре внимания А. М. стоят войны, дворц. интриги, борьба претенд. за власть. Очень существ. его известия о соц. движениях 4 в., растущем гнете гос. машины, о рим. армии.

Большую ценность представ. сведения о племенах Юго-Вост. и Цент. Европы, о их борьбе с Римом. «Деяния» дают яркую картину глуб. упадка Рим. империи. А. М. сторонник Юлиана Отступника, скорбит о морал. разлож. рим. общ-ва, о резком ухудш. внешнеполитич. полож. Рима. Произв. А. написано вычурным яз. Излож. ист. событий часто прерыв. псевдонауч. экскурсами, рассказами о чудесах и знамениях.

АММОН

АММОН - небольшое рабовлад. госуд., созд. на В. Палестины аммонитянами в 14 - 13 вв. до н.э. Столица - Раббат-Аммон (совр. Амман - столица Иордании). А. упорно боролся за плодород. земли Галаада сначала с аморитами (14 - 13 вв.), а затем с израильтянами и иудеями. В 10 в. Да-вид завоевал А. В кон. 10 в. А. вернул себе независ., в 8 - 7 вв. подчинился ассир. царям. В 597 при помощи Навухдоносора II завладел Галаадом. В 6 - 4 вв. А. наход. под властью персов, в 3 в. подчин. Птолемеям, а во 2 в. - Селевкидам. В 63 до н.э. Филадельфия и др. города А. стали вольн. городами под верхов. властью Рима.

АММОНИЙ САКК

АММОНИЙ САКК (175 - 242 в Александрии) - снач. зарабат. себе пропит., таская мешки (отсюда прозвище «сакк» - мешок). Явл. основат. школы неоплатонизма и учителем Плотина. А. С. не оставил никаких трудов, его подлинный вклад в формиров. неоплатонизма в наст. время оценить невозм.

АММОНИТЯНЕ

АММОНИТЯНЕ - семитич. народ, обитав. во 2 - 1 тыс. до н.э. на В. от Палестины. Придя, по-видимому, из Аравии в сер. 2-го тыс. до н.э., они вытесн. из Заиорданья преж. обитателей (т.н. замзуммитов, или рефаимов). Библ. традиция свидет. об их родстве с израильтянами и иудеями. Начиная с 3 в. до н.э. наблюд. эллинизация А., а в первые века н.э. А. ассимилир. с арабами.

АМНИСТИЯ

АМНИСТИЯ - примир. после войны или внутр. раздоров, когда жалобы или выдвин. требования не разбир., приостанавл. судопроиз-во и отмен. вынес. наказание. Напр., в Афинах при Солоне в отнош. Алкмеонидов; в 403 до н.э. после периода правл. Тридцати тиранов; многокр. при Птолемее VIII (145 - 116) в Египте, в Риме после убийства Цезаря в марте 44 до н.э.

АМОГХАСИДДХИ

АМОГХАСИДДХИ - в будд. миф. один из будд. В текстах хинаяны и махаяны А. не упомин., в ваджраяне А. - один из пяти т.н. дхьяни-будд, глава семьи кармы. В мандале дхьяни-будд А. наход. на С., он зелен. цвета, его поднятая на уровне груди правая рука символиз. бесстрашие (т.н. абхая-мудра). Его праджней (женским соотв.) явл. Тара и из нее эманирует бодхисатва Вишвапани. Земным проявл. А. считают будду грядущ. мирового порядка Майтрею.

АМОН

АМОН - в егип. миф. бог солнца. Центр культа А. - Фивы, покровит. к-рых он считался. Свящ. животное А. - баран. Обычно А. изображ. в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высок. перья-ми и солнеч. диском. Почит. А. зарод. в Верх. Египте, в частности в Фивах, а затем распростр. на С. и по всему Египту. Жена А. - богиня неба Мут, сын - бог луны Хонсу, составл. вместе с ним т.н. фиванск. триаду. Иногда его женой назыв. богиню Амаунет. Первонач. А. был близок фиванск. богу войны Монту, считавш. при фараонах ХI династии Сред. царства (21 в. до н.э.) одним из гл. божеств пантеона. С возвыш. ХII династии (20 - 18 вв. до н.э.) А. отожд. с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесн. его культ. В период Сред. царства с А. отожд. также бог плодородия Мин. В эпоху ХVIII (Фиван-ской) династии Нового царства (16 - 14 вв. до н.э.) А. станов. всеегип. богом, его культ приобр. гос. хар-р. А. отожд. с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встреч. в «Текс-тах пирамид»), он почит. как «царь всех богов» (греч. - Амон-Ра-Со-тер, егип. - Амон-Ра-несут-нечер), счит. богом-творцом, создав. все сущее и в частн., его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). Крупнейший и наиболее древ. храм А. - Карнакский (в Фивах), во время праздника А. («прекрас. праздника долины») из него при огром. стечении народа вынос. на барке статую А. Воплощ. в ней божество изрек. в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела. Культ А. получил распростр. в Куше (Др. Нубии), где также принял гос. хар-р. Среди многочисл. местных ипостасей А. гл. роль принадл. А. храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, к-рый после коронации, соверш. в храме, посещал святилища А. в Гемпатоне и Пнубсе, где подтвержд. его избрание.

АМОРИТЫ

АМОРИТЫ - амореи, амурру - семитич. племена, выходцы из Аравии; обитали с 24 по 16 вв. до н.э. на широком простран. Сирийской степи от Палестины до Персидского зал. Назв. «А.» происх. от шумерск. слова «марту» и аккадск. «амурру» - «запад». Термин «амурру» (амориты) следует отлич. от «Амурру» («Запад»), к-рым обозн. обл. в Сев. Сирии, а в 1-м тыс. до н.э. - Сирию вообще. Ок. 2024 А. совм. с эламитами разгромили госуд. III династии Ура и ок. 1895 захват. Вавилон, основав новое царство, к-рое к 18 в. начинает играть значит. роль. В 18 - 17 вв. осевшие в Двуречье А. постеп. смешал. с местным населением. Однако в Сирии А. жили еще в 15 - 14 вв. (а в Палестине - до 12 - 10 вв. до н.э., когда они ассимилир. с евреями).

АМОС

АМОС - др.-евр. пророк 8 в. до н.э. Род. в г. Текое (Фекое) в Иудейском царстве. Был пастухом, затем отправ. в Израильское царство, где выступил в Бетеле с проповедью перед толпой народа. Он проклинал неправед. судей, чиновников, особенно ростовщиков, но предлагал угнет. возлагать все надежды на божеств. справедл. Речи А. вошли в состав библии (книга А.)

АМПЕЛИЙ

АМПЕЛИЙ - Луций - лат. писатель 2 . н.э., автор «Назидательной книги», напис. в форме отдел. главок и представл. собой составл. на основе различ. источ. краткий курс естеств. наук (космография, география), миф., истории и права.

АМРИТА

АМРИТА - в индуист. миф. божеств. напиток бессмертия. Представл. об А. непосредств. связано с вед. представл. о соме: уже в «Ригведе» сок сомы рассматр. в кач-ве напитка богов, дарующ. сверхъестеств. силу или бессмертие.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ - А. приписыв. волшеб. свойство огражд. или предохр. людей и животных (особенно воина и его коня), дом и утварь, орудия труда и оружие от злых демонов и завистл. людей. А. могли быть охранные и приносящие благопол. знаки или предметы (янтарь, драгоцен. камни, волосы, зубы). А. носили в кач-ве украшений на шее, на пальцах или на руке, пришивали к одежде (напр., металл. пластинки). Глиняные А., выполн. в виде масок, вешали в домах и мастерских. А. могли составл. даже часть одежды, напр., булла в Этрурии, к-рую в виде золотой капсулы позднее носили рим. мальчики до юнош. возраста.

АМУЛИЙ

АМУЛИЙ - в рим. миф. царь Альбы. Лишил престола и изгнал своего старш. брата Нумитора и посвятил его дочь Рею Ситльвию в весталки. Рожд. ею от Марса Ромул и Рем, узнав впослед. о своем происхожд., изгнали А. и вернули царство Нумитору.

АМУР

АМУР - в рим. миф. божество любви. Соотв. греч. Эроту.

АМУРРУ

АМУРРУ - аморейск. рабовлад. царство в Ср. Сирии, существ. в кон. 15 - 12 вв. до н.э. В политич. отношении А. почти постоянно зависело от хеттск. царства и вражд. с Египтом и Ассирией. В нач. 14 в., при царях Абдаширте и Азиру, пыталось подчин. себе ряд госуд. в Сирии и Фини-кии. Госуд. А. было уничтож. «народами моря» в нач. 12 в. до н.э. В дальнейшем ассир. источ. именуют термином А. всю Сирию. Известно аморейск. божество, назыв. А.

АМФИАРАЙ

АМФИАРАЙ - в греч. миф. сын Оиклея и Гипермнестры, участ. похода семерых против Фив, прорицатель, родич Адраста, снач. изгнавший его из Аргоса, но затем примиривш. с ним.

АМФИКТИОН

АМФИКТИОН - в греч. миф. сын Девкалиона и Пирры, женатый на дочери царя Аттики Краная. По легенде дал имя г. Афины.

АМФИКТИОНИЯ

АМФИКТИОНИЯ - религ.-политич. союз племен и полисов в Др. Греции для разреш. мирным путем возник. между его членами споров и совмест. отправл. культа в общем святилище. Возникнув в эпоху воен. демократии в виде союза племен, А. впослед. была союзом как племенных общин, так и полисов. Известны: А. дельфийская, при святилище Аполлона в Дельфах, делосская, тоже при святилище Аполлона, на о. Делос, калаврийская, при святилище Посейдона, на о. Калаврия, и др. Наибол. знач. имела дельфийская А. (сначала из 12 общин Ср. Греции и Фессалии, позднее состав менялся), возглавл. советом представит. общин (каждая община имела два голоса).

АМФИЛОХ

АМФИЛОХ - в греч. миф. знамен. предсказатель, сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона. Принимал участие в Троянской войне, после оконч. к-рой долгое время жил в Азии. А. сразился с предсказат. Мопсом, оба погибли в схватке. Во мн. обл. существ. культ А.; в Маллосе (Киликия) наход. оракул А.

АМФИОН И ЗЕТ

АМФИОН И ЗЕТ - в греч. миф. близнецы, сыновья Зевса и Антиопы. Обладавший большой физич. силой З. занимался охотой, а А. отдавал предпочт. музыке. Под звуки волшеб. кифары, подар. А. Гермесом, камни сами укладыв. в возвод. братьями стены Фив. Дирку, к-рая грубо обращ. с их матерью, А. и З. привяз. к рогам быка, убивш. ее.

АМФИПОЛЬ

АМФИПОЛЬ - аттич. колония во Фракии близ устья р. Стримон (совр. р. Струма в Болгарии). В древности - центр важных торг. путей, складоч. место для корабельн. леса. В 436 до н.э. был захвачен афинянами (в 424 А. отпал от Афин). В 422 у А. произошло неудач. для афинян сражение со спартанцами, в к-ром оба полководца - афинский (Клеон) и спартанский (Брасид) были убиты. В 358 - 168 до н.э. принадл. Македонии, затем Риму. Сохран. развалины.

АМФИПРОСТИЛЬ

АМФИПРОСТИЛЬ - одна из форм др.-греч. храма: с передней и задней стороны небольш. прямоугол. в плане помещения (наоса) находятся портики, образов. колоннами (обычно четырьмя). Продольные стены сложены из гладких камен. блоков. Наиболее известны два А. ионийск. ордера, постр. в Аттике в 5 в. до н.э. Один из них - А., стоявший около р. Илиса; другой - постр. Калликратом знамен. храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), воздвиг. у входа на афинский акрополь.

АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР - др.-рим. монумент. сооруж. для публич. зрелищ. Обычно эллипсовид. в плане, А. имели арену посредине, вокруг к-рой повышающ. уступами располаг. места для зрителей. Конструктив. основу А. составл. сложная система арок и столбов. До нас дошли А. в Риме (Колизей), Вероне, Помпеях и др. городах.

АМФИТРИОН

АМФИТРИОН - в греч. миф. сын тиринфск. царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. А. принял участие в войне против обитавших на о-ве Тафос телебоев, к-рую вел его дядя микенский царь Электрион.

АМФИТРИТА

АМФИТРИТА - в греч. миф. одна из нереид, богиня моря, Дочь Нерея и Дориды, супруга Посейдона. По одной из версий мифа, Посейдон похитил ее, по другой - она скрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у Атланта. Ее примеру послед. и др. нереиды. Посейдон по-слал на розыски А. дельфина, к-рый нашел ее и с почетом доставил будущ. супругу (в благодарн. Посейдон поместил дельфина среди звезд). Изображ. А. мчащ. по морю на колеснице в сопровожд. др. нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном.

АМФОРА

АМФОРА - сосуд, широко распростр. в антич. мире, высокий и стройный, сужающ. книзу, расшир. кверху, с довольно узким горлом и двумя вертикал. ручками вверху. Различ. два основ. вида амфор:

1. Сосуд для транспорт. вина, масла. Такие А. и их обломки - самая частая находка при раскопках всех греч. и рим. городов. А. делались из глины и были определ. емкости и величины. На мн. амфорах имеются клейма, по к-рым можно устан. место их произ-ва.

2. Пиршеств. вазы глиняные (лакиров. и покрытые изображ.) или металлич. (часто украшавш. высоко-худож. рельефами). Известны только в антич. мире.

АНАБАСИС

АНАБАСИС - 2 ист. соч. древности, в к-рых дано опис. воен. походов.

1. «А.» Ксенофонта в 7 кн., напис. в 4 в. до н.э. В нем описыв. поход 401 до н.э. 10 тыс. греков-наемников Кира Младшего от зап. берега М. Азии в глубь Месопотамии, приним. участие в династич. борьбе против перс. царя Артаксеркса II, и отступл. их к берегам Черного м. после пораж. при Кунаксе и смерти Кира (401). «А.» Ксенофонта содержит также сведения по истории перс. монархии и Греции, по ист. племен и народов, через терр. к-рых проход. отступавшие. Сведения основаны на личных наблюд. автора - участника похода.

2. «А.» Арриана (2 в. н.э. - ист. похода Александра Македонского в 7 кн., напис. по образцу «А.» Ксенофонта, на основе достовер. источ., со знанием воен. дела.

АНАДУМЕН

АНАДУМЕН - атлет с повязкой победителя вокруг головы. Фидий изгот. статую А. для Олимпии, моделью для к-рой послужил Пантарк, победитель Олимпийских игр 436 до н.э.

АНАЗАТ

АНАЗАТ - в раннефеод. Армении всякий принадл. к непривилегир. сословиям шинаканов (крестьян), горожан (купцов и ремеслен.). Позже этот термин исчез и остался его синоним «рамик» (чернь, толпа) для обознач. простонародья вообще. А. подлежал телесн. наказанию, и жизнь убитого А. ценилась вдвое меньше жизни азата (азаты - свободные, родовитые).

АНАИТ

АНАИТ - наиболее чтимая в дохрист. Армении богиня - «великая мать», отожд. с древнейш. малоазийск. богинями, восприн. греками под им. Артемиды и Деметры. Гл. храм ее наход. в г. Ериза (ныне - Эрзинджан), где стояла ее статуя из золота, увезен. в 1 в. до н.э. в кач-ве воен. трофея Марком Антонием. Богине посвящ. коровы особой масти, с изображ. зажжен. факела на лбу. Храму принадл. обшир. земел. обл. Екелесена, назыв. по им. богини Анаитакан (греч. Анаи-тида), представл. собой типич. рабовлад. х-во эллинистич. эпохи. В эпоху христианства культ великой матери А. был отожд. с культом богоматери.

АНАКРЕОНТ

АНАКРЕОНТ - греч. лирик из Теоса (М. Азия), живший в сер. 6 в. до н.э. Покинув свою родину накануне перс. вторж., он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих грациоз. стихотв. А. воспевал мирские наслажд.: любовь (в т.ч. гомосексуализм), вино, пиры.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР - из Клазомен (ок. 500 - 428 до н.э.) - др.-греч. философ, непоследов. материалист. Поселивш. в Афинах, А. положил там нач. развитию философской мысли. После 30-летнего пребыв. в Афинах А., обвин. в безбожии политич. противниками Перикла, бежал в Лампсак (М. Азия).

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР - из Милета (ок. 610 - 546 до н.э.) - др.-греч. философ, стихийный материалист и наив. диалектик, преемник Фалеса. А. приписыв. первое составл. карты Земли, к-рая изображ. в форме плоск. круга (с Дельфами в центре), окруж. водой. Для постр. этой карты А. впервые применил прямоугол. проекцию. По преданию он составил и первую географич. карту Греции, изгот. солнеч. часы и различ. астрономич. инструменты. А. принадл. также попытка естеств.-ист. объясн. происхожд. животн. мира и человека.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН - из Милета (6 в. до н.э.) - др.-греч. философ, стихийный материалист. Продолжая материалистич. линию своих предшеств. в Милетской школе, А. развил далее их учение о естеств. происхожд. и развитии вселенной.

АНАЛИТИКА

АНАЛИТИКА - учение о постр. логич. рассужд. и выводов; также наз. двух осн. трудов Аристотеля о логике: 1-й рассматр. рассужд. с формал. точки зрения, 2-й - с точки зрения содерж. (доказател. рассужд., логич. цепи).

АНАМНЕСИС

АНАМНЕСИС - в идеалистич. теории познания Платона мистич. концепция о воспомин. идей. Наиболее подробно теория А. излож. в платоновском диалоге «Федон».

АНАНГУ

АНАНГУ - в дравид. миф. заключ. в предметах, животных и людях внутр. сила, опасная и устрашающая. Может выступать в кач-ве довольно неопред. божеств (демонов, духов). Применит. к людям А. выраж. собой гл. обр. энергию сексуал. начала, чаще всего женского.

АНАНДА

АНАНДА - в будд. миф. кузен и любимый ученик Шакьямуни. В основе образа А. стоит, по-видимому, ист. лицо, жизнеопис. к-рого в послед. времена подверг. мифологизации.

АНАНДАВАРДХАНА

АНАНДАВАРДХАНА - инд. поэт и ученый 9 в., живший в Кашмире, автор труда «Дхваньялока» по теории поэзии.

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ - армян. философ, математик, космограф и географ сер. 7 в. н.э., представитель просвещ. верхушки светских феодалов. Он путешеств. по разным странам Востока, в теч. восьми лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, посвятил себя науке и обуч. молодежи, создал целую школу своих последователей.

АНАНКЕ

АНАНКЕ - Ананка - в греч. миф. божество необходим., неизбежн.: мать мойр - вершительница судьбы человека. Между колен А. вращ. веретено, ось к-рого - мировая ось, мойры же время от времени помог. вращению. А. близка Адрастее (Немесиде) и Дике - вершительнице справедливости.

АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I (ок. 430 - 518) - император Вост. Рим. империи (491 - 518); узурпатор. По закону А. I 491, колоны прикрепл. к участку, если аренд. его в теч. 30 лет; взимание зем. подати было передано из рук куриалов синдикам, подчин. префекту претория; закон отменил Хрисаргир. А. I поддерж. монофизитов. Подавил нар. восстания в Константинополе (512) и во Фракии (515). Укрепил Константинополь. В 502 - 505 вел войну с персами.

АНАСТАСИЙ II

АНАСТАСИЙ II (ум. 721) - император 713 - 716. Занял трон после сверж. Филиппика. Был сверг. командирами гвардии и пострижен в монахи, потом казнен.

АНАТ

АНАТ - в зап.-семит. миф. богиня охоты и битвы. А. - дева-воительница, сестра и возлюбл. умирающ. и воскресающ. бога Балу (Алиййану-Балу, Баал-Хаддада), дочь Илу и Ашеры. В Угарите А. имеет эпитет «невестка народа»: по-видимому, она считал. также возлюбл. смерт-ного представит. предков угаритян.

АНАТОЛИЯ

АНАТОЛИЯ - в древности (примерно с 5 - 4 вв. до н.э.) - назв. М. Азии. Входила в состав Хеттского госуд., с 8 в. до н.э. подверг. набегам персов, в 4 в. - нач. 2 в. до н.э. входила в состав империи Александра Македонского. Со 2 в. до н.э. - в составе Рим. империи, а затем до 11 в. - Византии.

АНАТОМИЯ

АНАТОМИЯ - зачаточ. знания об А. встреч. в поэмах Гомера. Ок. 500 до н.э. Алкмеон из Кротона провел первые анатомич. исслед. на животных. Т.к. вскрытие трупов в Греции было запрещ. по религ. соображ., примерно до 300 до н.э. данные, получ. при вскрытии животных, механич. перенос. на человеч. тело, что вело к ошибоч. представл. о строении внутр. органов человека. Наибол. сведения по А. в антич. времена дали исслед. Герофила и Эрасистрата в 3 в. до н.э. в Александрии. Благодаря заимствов. егип. мумифицирования, а также изменивш. религ. и философским представл. о сущности души, ученые наконец получ. возмож. вскрывать тела умерших. Имеются сведения и о вивисекциях приговор. к смертной казни преступников. До конца периода античности в А. больше не было сделано значит. открытий. Ученые огранич. перераб. и передачей получ. ранее сведений. Излож. в трудах Галена анатомич. знания эпохи античности стали состав. частью ср.-век. медицины и вплоть до эпохи Ренессанса не потеряли своего знач.

АНАХАРСИС

АНАХАРСИС - скиф из царск. рода, жил в 6 в. до н.э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмысл. Идеализировал сев. народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписыв. А. собрание из 10 сохран. до наших дней писем, датируемых 3 в. до н.э., свидет. об огром. интересе к фигуре А. со стороны киников.

АНАХИТ

АНАХИТ - Анаит - в армян. миф. богиня-мать, богиня плодородия и любви: дочь (или жена) Арамазда. Культ А. возник в Армении, вероятно, под влиян. распростр. у различ. народов Др. Востока культа богини-матери. Возможно, первонач. А. и Астхик были именами одного божества.

АНГЕЛ

АНГЕЛ - в антич. религии и миф. А. как вестник богов - одно из звеньев цепи «животные - боги - люди». В вост., прежде всего апокалипсич. и гностич. мистериал. культах, а также в христианстве А. выступает как смешанные существа. Наряду с героями и демонами они составл. окружение греко-рим. богов, позже - в иудаизме и христианстве - А. считались покровит. людей и помощн. богов. Неоплатонич. учение Порфирия об А. было связано с иудейск. апокалипсисом. Изображ. А. как крылатых существ восходит к их вост. прообразам. Прототипом А. часто считают Нику.

АНГИРАС

АНГИРАС - в вед. и индуист. миф. великий риши (в нек-рых версиях - один из семи), посредник между богами и людьми, родонач. класса полубогов ангирасов. Сам А. - третий сын Брахмы, вышедший из его уст или из семени Брахмы, упавш. на раскален. уголь; он же из десяти прародит. человечества.

АНГИРАСЫ

АНГИРАСЫ - в др.-инд. миф. класс полубогов, отличавш. дивным пением, семь древ. мудрецов, считавш. сыновьями неба и богов (в частности, Ушас).

АНГЛЫ

АНГЛЫ - др.-герм. племя. Упомин. Тацитом и Птолемеем. В 4 - нач. 5 вв. А. жили на Ю. п-ова Ютландия. С сер. 5 в. большая часть А. участв. в англо-саксонском завоев. Британии. По имени А. часть о-ва стала назыв. страной А. - Англией. Остатки А. на континенте были поглощ. датчанами. В Британии А. заняли центр. обл., В. и С.-В. страны, где образов. королевства Мерсию, Вост. Англию и Нортумбрию. А. составили один из компонентов сложивш. в 7 - 10 вв. народности англо-саксов.

АНГРБОДА

АНГРБОДА - в сканд. миф. великанша, родившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонич. чудовищ: волка Фенрира, змея Ермунганда и хозяйку царства мертвых - Хель.

АНГРО-МАЙНЬЮ

АНГРО-МАЙНЬЮ - в иран. миф. глава сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды, символ отрицат. побужд. человеч. психики.

АНДВАРИ

АНДВАРИ - в сканд. миф. карлик, обладатель рокового золота, к-рое у него отбирают боги-асы для уплаты виры Хрейдмару. Локи ловит А., плавающ. в виде щуки в воде, и отнимает у него хранивш. в скале золотой клад.

АНДЖЕТИ

АНДЖЕТИ - в егип. миф. бог г. Бусириса (др.-егип. Дже-ду). Изображ. в облике человека, стоящ. на знаке нома, с двумя перьями на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. А. рано был отожд. с Осирисом, на к-рого были перенес. атрибуты А. Посвящ. А. столб «Джед» стал фетишем Осириса.

АНДОКИД

АНДОКИД - 1. Греч. оратор, живший в кон. 5 - нач. 4 в. до н.э. Происх. из древ., богат. афинск. рода. Схвач. в связи с делом гермокопидов (осквернителей герм) в 415, вынужден был удалит. из Афин. Несмотря на произнес. публично речь «О возвращении из изгнания», вернуться ему удалось лишь в 402. В последующих речах он оправдыв. по поводу выдвин. против него обвин. в святотатстве в 399. После речи «О мире со Спартой» в 391 вынужден был вновь удалит. в изгн. Речи А., входящие в канон десяти аттич. ораторов, отлич. своеобр. и простотой.

2. А.-горшечник послед. трети 6 в.до н.э.; изготавл. сосуды, к-рые распис. художник, назв. позднее его именем. А.-художнику припис. введ. росписи красными фигур. на черном фоне. На амфорах он изобр. миф. сюжеты и бытовые сцены, к-рые с самой неожид. стороны позвол. взглянуть на городскую жизнь того времени (напр., изображ. жен. бани). Один и тот же сосуд он нередко распис. вместе с мастером Лисиппом, к-рый выпол. рис. на тыльной стороне сосуда черными фигур. на красном фоне.

АНДРИСК

АНДРИСК - глава нар. восстания в 149 - 148 до н.э. в Македонии против Рима. А., выдававш. себя за Филиппа, сына Персея, поддерж. фракийск. племена. Восставшие нанесли ряд пораж. рим. войскам. В 148 восст. было подавл., Македония превращ. в провинцию.

АНДРОГЕЙ

АНДРОГЕЙ - в греч. миф. один из сыновей критск. царя Миноса и Пасифаи. Прослав. тем, что победил всех участн. Панафинейских игр в Афинах и навлек зависть афинск. царя Эгея, к-рый, чтобы погуб. А., отправил его на охоту за марафонским быком; во время охоты А. был убит быком.

АНДРОМАХА

АНДРОМАХА - в греч. миф. супруга Гектора. Отцом А. был Этион, царь мисийск. г. Фивы Плакийские. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, к-рый убил Ээтиона и семерых братьев А.

АНДРОМЕДА

АНДРОМЕДА - в греч. миф. дочь эфиоп. царя Кефея и Кассиопеи. В виде искупит. жертвы А. была отдана на съедение чудовищу, к-рое вместе с наводн. наслали на Эфио-пию Посейдон и нереиды (за то, что мать А. похвал. перед ними своей красотой). Персей уничтожил чудовище и спас от гибели А., обещ. ему в супруги Кефеем.

АНДРОНИК

АНДРОНИК (1 в. до н.э.) - воздвиг в Афинах сохранивш. до наших дней Башню ветров (12,8 метров), с флюгером, солнеч. и водян. часами. Назв. так в связи с находивш. на ней рельефн. изображ. восьми осн. ветров. А. также построил солнеч. часы в храме Посейдона на о. Тенос.

АНДРОС

АНДРОС - насел. ионийцами самый сев. о-в Кикладского архипелага. Жителями А. в сер. 7 в. до н.э. были основаны колонии на фракийск. побережье (Аргил, Стагир, Аканф и Сана). До 408 - 407 А. входил в состав Афинск. мор. союза. На А. была найдена надпись с текстом гимна Исиде, относящ. к 1 в. до н.э.

АНДРОСФЕН

АНДРОСФЕН - по указ. Александра Македонского принял в кач-ве триерарха в 324 - 323 до н.э. участие в мор. экспед. Неарха вдоль аравийск. побережья и описал ее в своем соч. «Вдоль побережья Индии». Сохран. лишь отдел. фрагменты.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV