Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАВ"-"ХАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАВ"-"ХАТ")

ХАВВА

ХАВВА - в мусульм. религии супруга Адама. Соотв. библ. Еве. В Коране упомин. без имени.

ХАВКИ

ХАВКИ - группа родств. др.-герм. племен, населявших в 1 в. до н.э. терр. между ниж. теч. рр. Эмс и Эльба; р. Везер делились на «больших» Х. (на В.) и «малых» Х. (на З.). В 12 - 11 до н.э. рим. полководец Друз захватил терр. Х. и принудил их к союзу с Римом. Подчинив ряд соседних племен (ампсивариев, хазуариев, часть херусков и др.), в теч. 1 - 3 вв. Х. неоднократно выступали против Рима. В 4 в. Х. смешались с саксами и фризами.

ХАДДИНГ

ХАДДИНГ - в сканд. миф. и эпосе герой, сын датского короля Грама. Жизнь и подвиги Х. описыв. в «Деяниях датчан».

ХАДЖЖ

ХАДЖЖ - паломничество мусульман в Мекку к храму Каабе 8 - 12 числа зуль-хиджа (лунного месяца хиджры) для совершения праздника жертвопринош. Обычай Х. заимствован из языч. культа, но в исламе получил новое объяснение, связанное с почитанием пророков Ибрахима и Исмаила. Х. счит. одной из пяти осн. обязанностей мусульманина (его исполнение необходимо хотя бы 1 раз в жизни при наличии достаточ. средств и здоровья).

ХАДЖИ

ХАДЖИ - хаджжи - почетный титул мусульманина, совершивш. хаджж (паломничество в Мекку). Слово «Х.» ставится перед собств. именем.

ХАДИР

ХАДИР - ал-Хадир, ал-Хидр - в мусульм. религии персонаж, вобравший в себя черты разных миф. персонажей доислам. Бл. Востока. В Коране не упомин., но комментаторы почти единодушно отожд. его с «рабом аллаха» - действующим лицом коранич. рассказа о путешествии Мусы.

ХАДИС

ХАДИС - предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; состоит из собственно содержания (матн) и перечисл. имен передатчиков (иснад). Хадисы явл. одной из основ мусульм. права; совокупность Х., признан. достоверными, составляет сунну. Они вошли в 6 канонич. сборников (аль-Бухари, Муслима, Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Термизи, ан-Нисаи). Шииты имеют свои хадисы (т.н. ахбар), но мн. Х. принимаются как суннитами, так и шиитами.

ХАДРАМАУТ

ХАДРАМАУТ - Гадрамаут - был известен как страна, где добывалась ароматич. смола - ладан, с 3-го тыс. до н.э. В период могущества Минейского царства (12 - 7 вв. до н.э.) Х. входил в его состав. В 7 - 2 вв. до н.э. в Х. существовало самостоят. госуд. со столицей в Шабве. Затем Х. частично входил в состав Химьяритского царства. В 340 - 378 Х. входил в состав госуд. Аксум, в 378 - 525 - в восстановл. Химьяритское царство. В этот период в Х. проникают иудаизм и христианство. В 525 - 575 Х. под властью эфиопов, в 575 был присоед. к иран. госуд. Сасанидов. В 628 - 634 Х. был включен в состав араб. госуд. и подвергся исламизации. После распада халифата (9 - 10 вв.) в Х. возникли мелкие самостоят. владения.

ХАЗАРАН БЛБУЛ

ХАЗАРАН БЛБУЛ - в армян. миф. чудесная птица. От ее пения расцветают засохшие сады, горы и долины покрываются растительностью.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ - гос. образование раннефеод. типа в Прикаспийских и Причерноморских степях. Возник в сер. 7 в. в результате распада Тюркского каганата. Столицей Х. к. до сер. 8 в. был Семендер, с сер. 8 в. Итиль. Во главе Х. к. находился каган из тюркской династии. Известно о войне хазар с болгарами (в 7 в.): хазары покорили часть болгарских племен, др. часть к-рых под предводит. Аспаруха ушла на Дунай и основала там славяно-болгарское госуд. - Дунайскую Болгарию. Власть хазар распростр. на все степное Сев. Причерноморье, от Волги до Днепра. В кон. 7 - нач. 8 вв. хазары подчинили также ближайшие к степям вост.-славян. племена и обложили их данью. Одноврем. хазары вели борьбу с арабами за Закавказье, но утвердиться там не смогли. К 7 в. относятся столкновения хазар с Византией. К нач. 8 в. хазары отняли у Византии Таманский п-ов, Боспор, степной Крым, юго-зап. побережье Крымского п-ова, за исключ. Херсонеса. В тяжелой борьбе с арабами Византия старалась обеспечить себе поддержку со стороны хазар и, несмотря на захват хазарами визант. владений в Крыму, установила с ними союзные отношения. В кон. 8 в. правящая верхушка хазар приняла караимское вероисповедание. В составе Х. к. преобладали кочевые племена; для нек-рых из них, как и для самих хазар, хар-рными были частичный переход к оседлости и развитие земледельч. х-ва. В Хазарии складывались феод. отношения. Существовало и домашнее рабство. В 965, ослабл. внутр. противоречиями и сопротивл. покоренных народов, а также вторж. в степи Причерноморья мадьяр и печенегов, Х. к. был окончат. разгромлен Русью.

ХАЗАРЫ

ХАЗАРЫ - юркоязыч. народ появивш. в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Зап.-Прикаспийской степи между р. Сулак в Сев. Дагестане и Ниж. Волгой. Вместе с савирами Х. неоднократно нападали на владения Ирана и Византии в Закавказье, выступая на стороне то одного, то другого из этих враждовавших госуд. В 60-х гг. 6 в. Х. были подчинены Тюркским каганатом. В сер. 7 в., после распада Зап.-Тюркского каганата, как его продолжение возник Хазарский каганат. Осн. занятием Х. долгое время оставалось кочевое скотоводство. В 8 в. у Х. ускорились распад родовых и формирование ранне-феод. отношений. Часть населения перешла к оседлости и занятиям земледелием и садоводством (сначала в Сев. Дагестане, а затем на Волге). После крушения в 10 в. Хазарского каганата Х. растворились в тюрко-половецкой среде.

ХАЙАСТАН

ХАЙАСТАН - Айастан - назв. Армении у армян; буквальное значение - страна хайев (хай - самоназв. армян).

ХАЙК

ХАЙК - Гайк - в армян. миф. герой, первопредок - эпоним армян. Согл. древ. представлениям, Х. астральный герой (в переводе Библии на армян. язык созвездие Орион названо Хайком), лучник-охотник божеств. происхождения, великан, красавец. Х. слыл также распорядителем времени: месяцы др.-армян. календаря считались сыновьями и дочерьми.

ХАКАМ II

ХАКАМ II (ум. 976) - омейядский халиф Кордовского халифата с 961.

ХАКИМ

ХАКИМ (985 - 1021) - халиф с 996 из династии Фатимидов. Правл. Х. приходится на время наибольшего усиления гоcуд. Фатимидов.

ХАЛДЕИ

ХАЛДЕИ - семитич. племя, пришедшее в кон. 2-го тыс. до н.э., по-видимому, из Аравии и утвердивш. на берегу Персидского зал., к Ю. от Вавилонии (совр. Ирак), в недоступной, болотистой местности. Халдейские вожди и знать делали неоднократные попытки овладеть городами Вавилонии. В 721 до н.э. халдейский царь Мардукапалиддин (Меродах-Баладан), разбив в союзе с Эламом ассир. царя Саргона II, изгнал ассирийцев из Вавилонии. Позднее Х. полностью ассимилиров. с вавилонянами.

ХАЛДЕЯ

ХАЛДЕЯ - земля народа калду на Ю. Вавилонии, получившая назв. от греч. имени этого народа - халдеи. В греч. и рим. источ. Х. отожд. с Вавилонией.

ХАЛДИ

ХАЛДИ - гл. бог в религии госуд. Урарту (9 - нач. 6 в. до н.э.). Изображ. как бородатый воин, иногда стоящий на льве, к-рый был его свящ. животным. Х. посвящались надписи воен., строит. и религ. хар-ра. В центре Урарту - г. Тушпе обнаружены развалины храма Х.; в храме, раскопанном в Эребуни, открыты остатки росписи с изображ. Х. на льве. Храм Х. в Мусасире, имевший сходство с антич. храмами, известен по рельефу из дворца ассир. царя Саргона, относящ. к 714 до н.э. Супругой Х. считалась богиня Арубани (в Мусасире - Багбарту).

ХАЛИБЫ

ХАЛИБЫ - халдаи - народ, обитавший в 1-м тыс. до н.э. в Халдии (урарт. - Халиту, арм. - Хагтик или Халтик), между Черным м. и верх. теч. Евфрата. По сведениям антич. авторов, Х. занимались рыболовством, добычей и обработкой руды; антич. традиция считала Х. первыми металлургами.

ХАЛИЛЬ

ХАЛИЛЬ (ок. 719 - 791) - араб. филолог. Совместно со своим учеником Сибавейхом Х. составил грамматику, дающую наглядное представление об араб. грамматич. системе в период средневековья. В «Книге метрики» Х. впервые систематизир. правила араб. стихосложения. Х. - составитель первого араб. словаря, известного под назв. «Книга айна». В 10 в. словарь Х. был вытеснен словарем Джаухари (ок. 940 - ум. 1008), составл. по азбучной системе, принятой и в настоящее время.

ХАЛИФ

ХАЛИФ - духовный и светский глава мусульм. общины и теократич. мусульм. госуд. (халифата); Х. считались заместителями посланника аллаха (халифат расул аллах) Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого аллаха на земле. Слово «Х.» в значении «преемник», «наместник» встречается в Коране (но не как титул преемника Мухаммеда).

ХАЛИФАТ

ХАЛИФАТ - по мусульм.-суннитской теории гос. права - система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках получен. от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират).

ХАЛК

ХАЛК - назв. старинной греч. медной монеты, к-рое, по-видимому, происходит от слова «медь» или от назв. г. Халцис, торговавшего медью. Предполагают, что ее начали чеканить во время Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.). Монета широко использовалась преемниками Александра Македонского. Выпускались также кратные и фракции халка: 10 Х. (декахалк), 8 Х. (октохалк), 5 Х. (пентахалк), 4 Х. (тетрахалк), З Х. (трихалк), 2 Х. (дихалк), 1/2 Х. (гемихалк). В Афинах на обол шло 8 халков, а в др. греч. городах - 12 - 16 Х.

ХАЛКАСПИДЫ

ХАЛКАСПИДЫ - вооруж. бронзовыми щитами воины макед. фаланг.

ХАЛКЕДОН

ХАЛКЕДОН - Халкидон, Калхедон - др.-греч. колония, основанная ок. 650 до н.э. выходцами из Мегар на вост. берегу Боспора Фракийского (сов. Босфор). Местоположение Х. на важнейшем торг. пути способств. развитию в нем ремесла и торговли. Во 2-й пол. 6 в. до н.э. Х. был завоеван персами, превративш. его в один из своих опорных пунктов на проливе. В ходе греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. Х. освободился от власти персов и вошел в 1-й Афинский мор. союз. Во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. Х. неск. раз переходил от одной воюющей стороны к др. В элинистич. время Х. входил в состав Вифинии. В дальнейшем Х. подпал под власть Рима и находился в составе Рим. затем Визант. империй.

ХАЛКИДА

ХАЛКИДА - др. - греч. город на о. Эвбея (совр. Халкис в Греции). Удобное географич. положение, плодородная почва, медные рудники (назв. «Х.» связывают со словом - медь) обеспечили Х. роль ведущего экономич. центра Эвбеи. В 8 в. до н.э. Х. активно участвовала в колонизации Фракии (на п-ове Халкидика), Сицилии (Наксос, Катане, Леонтини и др.), Юж. Италии (Кумы, Регий и др.). От халкидян население Италии восприняло греч. алфавит, легший в основу латинского. Борьба за ведущее место на о. Эвбея и за плодородную Лелантскую равнину привела к длит. войне Х. с Эретрией (8 - 7 вв. до н.э.), в к-рой приняли участие и др. торг. полисы Греции. Победа Х. способств. усилению и приходу к власти в ней зем. аристократии - гиппоботов. С кон. 6 в. до сер. 4 в. до н.э. с нек-рыми перерывами Х. находилась в сфере влияния Афин (входила в Архе Афинскую, затем во Второй афинской мор. союз), к-рые способствовали утверждению в Х. демократич. строя, но ущемляли независимость Х., выводя сюда свои клерухии. С 338 - под властью Македонии, после 168 до н.э. - Рима. В 146 до н.э. за участие в антирим. восстании Х. была разгромлена римлянами, гор. укрепления срыты. Позднее восстановлена и использовалась римлянами и византийцами как воен. база, господствовавшая над мор. путями вост. побережья Греции.

ХАЛКИДИКА

ХАЛКИДИКА - др.-греч. назв. Халкидонского п-ова. Назв. «Х.» происходит от имени эвбейского г. Халкиды, выходцы из к-рого оттеснили местные фракийские племена и в 8 в. до н.э. основали здесь ряд городов-колоний. В нач. 5 в. до н.э. во время греко-перс. войн города Х. на короткий срок подпали под власть персов, в дальнейшем большая часть из них вошла в состав Делосского союза. После распада этого союза в 404 до н.э. в Х. образовался в 392 до н.э. т.н. Халкидский союз городов во главе с Олинфом, в к-ром видную роль также играли Потидея, Аканф, Стагир. С коротким перерывом это объед. просуществовало до 348 до н.э., когда во время Олинфской войны его участ-ники были разбиты царем Македонии Филиппом II, Олинф был разрушен. После этого Х. вошла в состав Македонии (Древней), разделив ее дальнейшую ист. судьбу.

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР - Халкедонский собор - 4-й вселенский собор, созванный в г. Халкидоне имп. Вост. Рим. империи Маркианом в 451 в целях борьбы с монофизитством, к-рое было осуждено собором как ересь. Против монофизитов был направлен провозгл. Х. с. догмат о двух природах Христа - божеств. и человеч., к-рые, сохраняя свои свойства, соед. в Христе.

ХАЛЛАДЖ

ХАЛЛАДЖ - Абу-ль-Мугис аль-Хусейн ибн Мансур (858 - 922) - крупнейший представитель крайнего пантеистич. теч. в суфизме. Основу учения Х. составляла идея о том, что божеств. начало (аль-лахут) присуще и человеч. (ан-насут). Известно его высказывание: «Я есть истина», т.е. «бог». По обвинению в ереси был предан мучит. казни.

ХАЛТЕРН

ХАЛТЕРН - лагерь Ализо первонач. отожд. с сооруже-ниями на р. Липпе близ Х., исследовавш. после 1899 (судя по находке 3000 монет, существовали до 9 в.). Обширные раскопки долговремен. укреплений и внутр. построек не дали оснований для такого отожд.

ХАМАВЫ

ХАМАВЫ - герм. племя.

ХАМАТ

ХАМАТ - город и госуд. в Ср. Сирии. Госуд. Х. существовало в кон. 2-го тыс. до н.э. - кон. 8 в. до н.э. Поселение Х. известно с неолита (4-е тыс. до н.э.). Арамейское госуд. Х. с центром в г. Х. упомин. в Библии. В нач. 10 в. Х. ненадолго попал под власть Давида, царя Израильского царства. С нач. 9 в. цари Х. неоднократно воевали против Ассирии. Расцвет Х. (в это время центра Южносирийского союза наряду с Дамаском) приходится на кон. 9 в. - правл. царя Закира. В 8 в. Х. терпит пораж. от Ассирии, а ок. 720, после неудач. войны царя Х. Яубиди (Илубиди) против Ассирии, Х. был превращен в ассир. провинцию.

ХАМДАНИДЫ

ХАМДАНИДЫ - араб. династия, правившая в Месопотамии и Сирии в период распада халифата Аббасидов. Родонач. - Хамдан ибн Хамдун из племени бану Таглиб. С 905 Х. правили Мосулом и его окресностями. Наибольшего могущества династия достигла при Насир ад-Даула (929 - 969) и его брате Сайф ад-Даула (945 - 967); последний отвоевал у Ихшидидов Халеб и основал сирийскую ветвь династии (944 - 1003). Сайф ад-Даула покровит. поэтам и ученым. После смерти Сайф ад-Даула наступил упадок Х. Месопотамские владения Х. в 968 были взяты Буидами, сирийские владения в 1003 - Фатимидами.

ХАММУРАПИ

ХАММУРАПИ - царь Вавилонии (1792 - 1750 до н.э.), шестой представитель I Вавилонской династии, с именем к-рого связано возвышение Вавилонии. По происхожд. аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. посредством воен. силы и дипломатии в теч. первых 35 лет своего царствования подчинил Вавилону терр. Ассирии, юж. и ср. части Месопотамии. При Х. достигли высшего развития процессы, начавш. после падения III династии Ура (ок. 2000): рост товарно-денежных отношений, частных рабовлад. х-в, централизация госуд. и укрепление царской власти; развивалось право, важнейшим памят-ником к-рого явл. Хаммурапи законы. О царствовании Х. можно получить сведения из его адм. и дипломатич. переписки, строит. и др. надписей, частноправовых документов.

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ - свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н.э.; важнейший памятник др.-вост. права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама - г. Суз, куда он, видимо, был увезен эламитянами в кач-ве воен. трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога (нумерация статей введена при науч. издании текста). В структуре законов имеется определ. система. Хотя клинописное право не знало деления на «гражд.», «уголовное» и т.п., статьи сгруппированы тематич. (предметно: процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д.), причем каждая тема трактуется как с «уголовно»-правовой, так и с «гражд.»-правовой точки зрения. Субъектами права признаются только свободный общинник (авилум - «человек») и неполноправный свободный, находящ. на царской службе (мушкенум - «падающий ниц»).

Нек-рыми правами (напр., правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщи-ны. Рабы и дети рассматр. лишь как объекты права. Неск. ограничивалась долговая кабала: устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной пла-ты для наемных работников. Наказания за преступл., как правило, суровы: смертная казнь, членовредит., огромные штрафы. Преступл. против личности карались обычно по принципу талиона («Равным за равное»). Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре др.-вавилон. общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрыват. беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Они позволяют также сделать вывод о весьма значит. развитии товарно-денежных отношений в этот период. В науч. лит-ре Х. з. одни исследователи рассматр. как сборник действовавшего права, другие - как юридич. трактат, изображ. картину идеальной справедливости, нек-рые - как ответ царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т.п. Из них наиболее обоснов. представляется первая точка зрения. На Х. з., возможно, оказали влияние более древ. (20 - 19 вв. до н.э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодат. Др. Азии.

ХАН

ХАН - тюркский и монг. титул, в форме «кан» фигурировал уже в орхонских надписях; обозначал первонач. вож-дя племени, позднее - верхов. правителя, государя. При Сельджукидах и хорезмшахах употребл. как княжеский титул.

ХАНААН

ХАНААН - доизраильское назв. терр. Палестины, Сирии и Финикии. Терр. Х., границы к-рой изменялись в различ. ист. периоды, простиралась от Средиземного м. на З. до долин Оронта и Иордана на В. и от гор Тавра на С. до Газы на Ю. Этимология назв. «Х.» точно не установлена. Предполагают, что Х. означает «пурпур» и первонач. относилось к Финикии - стране, добывавшей пурпурную краску (др.-греч. назв. Финикии от пурпурной краски). Позднее это назв. распростр. на всю обл. Х. Население Х. (ханаанеи или ханаанеяне) отличалось большой племенной пестротой (финикийцы, угаритяне, амореи, кениты, кадмониты, отд. европ. племена, моавитяне, аммонитяне и др.) и политич. разобщенностью (многочисл. укрепл. гор.-госуд.: Иерихон, Мегиддо, Хацор, Гезер, Таанах, Бет-Шеан и др.), но говорило на диалектах одного и того же семит. (др.-ханаан.) языка, весьма близкого еврейско-библейскому. Возможно, письменность употреблялась синайская или протопалестинская, а также др.-егип. и аккадская. Из несемит. народностей Х. населяли хурриты и хетты. История Х. известна прибл. с 8-го тыс. до н.э. В 3 - 2-м тыс. Х. находился на месте скрещивания важных торг. путей, соед. Месопотамию и М. Азию с Египтом, что способств. развитию экономики и синкретич. хар-ра культуры страны. С 16 - 15 вв. Х. - в сфере политич. и экономич. господства Египта, в 14 в. началось ослабление егип. влияния, что получило отраж. в переписке из архива в Тель-Амар-не. После войны Египта с Хеттским царством (13 в.) эти державы разделили между собой терр. Х. на сферы влияния. С 13 в. до н.э. началось завоев. Х. израильскими племенами. Впослед. назв. «Х.» применялось к Финикии, а назв. «ханаанеяне» - к жителям финикийких колоний в Сев. Африке.

ХАНАНЕИ

ХАНАНЕИ - ханаанеи - древ. племена, заселявшие терр. Палестины и Финикии (Ханаан) в 3 - 2-м тыс. до н.э. Х. говорили на языке, принадлежавшем к сев.-зап. группе семитич. языков, близком к др.-еврейск. В состав племен Х. в различное время влились др. семитич. племена, а также хурриты и хетты, проникавшие из М. Азии. Х. восприняли мн. элементы егип., шумерской, вавилонской, хеттской и др. культур. Завоевавшие во 2-ой пол. 2-го тыс. до н.э. почти всю терр. Палестины родственные Х. еврейские племена (израильтяне и иудеи) частью истребили, частью подчинили и ассимилировали палестинских Х., причем восприняли у Х. мн. достижения культуры.

ХАНИФИЗМ

ХАНИФИЗМ - религ. движение в Аравии в 6 - 1-й пол. 7 вв. было распростр. гл. обр. среди земледельч. племен. Основным положением Х. был строгий монотеизм (единобожие), связанный с отказом от культов племенных и местных божеств. На формирование Х. оказали известное влияние иудаизм и христианство. Так, единый бог в Х. носит определенно христ. черты. Для Х. хар-рны также проповедь и практика аскетизма в его раннехрист. форме. Ислам при своем возникновении был одним из проявлений Х.

ХАНУМАН

ХАНУМАН - в индуист. миф. божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты, и обезьяны Анджаны. Х. способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, сразу же после рожд. Х. схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Х. в челюсть своим перуном. Отсюда Х. получил имя, значащее «имеющий (разбитую) челюсть».

ХАНЬ

ХАНЬ - 1. самоназв. китайцев.

2. одно из царств Др. Китая. Возникло в 403 до н.э. в результате распада царства Цзинь на три владения (Вэй, Чжао и Хань). Находилось на Ю.-В. совр. пров. Шаньси и в цент. части совр. пров. Хэнань. На С. и С.-В. граничило с царством Вэй, на З. - с царством Цинь, на Ю. и Ю.-В. - с царством Чу. Столицей Х. первонач. был г. Пинъян (в пров. Шаньси), в дальнейшем неоднократно переносилась. Х. было завоев. царством Цинь в 230 до н.э.

3. императорская династия, правившая в Китае с 206 до н.э. по 220 н.э. Делится на Зап., или Раннюю (Старшую), Хань (206 до н.э. - 25 н.э.) и Вост., или Позднюю (Младшую), Хань (25 - 220). В кит. историографии часто выделяют в особый период время правл. Ван Мана (9 - 23), а также последующие 2 года правл. Лю Сюаня (Гэн-ши), и в этом случае датируют Зап. Х. 206 до н.э. - 8 н.э.

ХАНЬ ФЭЙ

ХАНЬ ФЭЙ (288 - 233 до н.э.) - один из основоположников легистской школы («фацзя») в Др. Китае. Им написано большинство из 55 глав трактата «Хань Фэй-цзы».

ХАНЬ ШУ

ХАНЬ ШУ - «История Ханьской династии»; кит. династийная история Ранней династии Хань (206 до н.э. - 25 н.э.). Основной ее автор - Бань Гу (32 - 92). «Х. ш.» состоит из 100 цзюаней (120 гл.), построена по хронологич.-тематич. принципу. Наибольшую ценность представляют трактаты (10 цзюаней), посвящ. описанию календаря, законодательства, экономики и т.д., а также жизнеописания (70 цзюаней) видных деятелей эпохи - политиков, военач., представителей культуры.

ХАОМА

ХАОМА - хаума - в иран. миф. обожествленный галлюциног. напиток, божество, персониф. этот напиток, и растение, из к-рого он изготовлялся. Все три воплощения Х. образуют несомненное единство. Культ Х. восходит к др.-иран. периоду, образ Х. имеет точное соотв. с инд. Сома. Высказывается мнение, что, по крайней мере, часть скифов и сарматов почитала Х. Торжеств. жертвоприношение Х. - Ясна - гарантировало в зороастрийском ритуале бессмертие для верующих, а также устойчивость миропорядка в космосе и социуме. Ясна начиналась жертвоприношением быка, затем Х. растирали и смешивали с молоком. Полученный напиток бессмертия посвящ. Ахурамазде.

Момент смешения сока Х. с молоком символизир. чудесное явление в мир Заратуштры.

ХАОС

ХАОС - согл. Гесиоду, Х. располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом; им дается одноврем. и физич. (Х. как бесконеч. и пустое мировое пространство) и миф. понимание Х. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день).

ХАПИ

ХАПИ - в егип. миф. бог Нила. Космич. божество, почитался как «высокий Нил, к-рый дает жизнь всей стране своим питанием», податель влаги и урожая. Отец Х. - первобытный океан Нун. Бог Нилов Верх. и Ниж. Египта (его атрибуты - лотос, эмблема Верх. Египта, и папирус, эмблема Ниж. Египта), Х. почитался во всем Египте, но центром его культа было ущелье Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подзем. царст-ва (дуат) выходят «ключи Нила», и юж. оконечность о-ва Элефантина. Изображался жирным человеком с большим животом и жен. грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник Х. был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечисл. даров.

ХАПИРУ

ХАПИРУ - соц. группа населения в странах древ. Бл. Востока. Ранее распростр. в науке точка зрения о тожд. Х. с др.-еврейск. племенами не подтвердилась. Термин «Х.» встреч. в текстах Двуречья кон. 3-го тыс. до н.э., более распростр. во 2-м тыс. до н.э. Х. назывались, видимо, люди, бежавшие от угнетения в труднодоступные лесистые и стенные местности и образовавшие там свои поселения. В хурритском госуд. Аррапха в 15 в. до н.э. Х. известны как пришельцы, отдающие себя в кабалу. В Угарите (совр. Рас-Шамра), Алалахе (совр. Тель-Атчана) и Хеттском царстве имелись общины Х., несшие гос. повинности и плативших налоги. В Палестине и Сирии 14 в. до н.э. Х. образовали воен. отряды и боролись против господства Египта и местных династов. Х. исчезают в кон. 2-го тыс. до н.э., по-видимому, в связи с переходом крестьянства в «царские люди» и уменьшением значения долговой кабалы.

ХАРАДЖ

ХАРАДЖ - поземельный налог в странах Бл. и Ср. Востока, взимавш. госуд. В Сасанидов госуд. - поземельный налог (хараг), введенный в результате налоговой реформы Кавада I - Хосрова I Ануширвана. На терр. раннего Халифата термин «Х.» употреблялся также как синоним джизьи для обозначения фиксиров. налога-дани с завоев. арабами немусульм. населения.

ХАРАКС

ХАРАКС - рим. крепость-город на мысу Ай-Тодор в Крыму, в 8,5 км от Ялты. Периодич. раскопки велись с сер. 19 в. до 1935. В дорич. время здесь было укрепл. убежище тавров, от к-рого сохран. стена циклопич. кладки, а с сер. 1 в. н.э. - рим. крепость, в к-рой находился отряд моряков Равенской эскадры, во 2 в. - гарнизон солдат I Италийского, а позднее - ХI Клавдиева легионов. Использовав тавр-ские укрепления, римляне дополнит. возвели внутр. оборонит. стену.

ХАРАППА

ХАРАППА - древ. город (сер. 3-го тыс. до н.э. - 17/16 вв. до н.э.), один из гл. центров Хараппской цивилизации, осн. этапы развития к-рой были установлены на основании археол. исследований Мохенджо-Даро, Чанху-Даро в Пакистане, Лотхала, Калибангана, Рупара в Индии и нек-рых др. поселений.

ХАРЕМХЕБ

ХАРЕМХЕБ - Хоремхеб (ок. 1342 - 1338 до н.э.) - егип. фараон. До воцарения был главноком. егип. войсками. Опирался на фиванскую знать (гл. обр. жреческую), с помощью к-рой пришел к власти. Х. совершал завоеват. походы в Сирию и юж. р-ны Нубии.

ХАРИБДА

ХАРИБДА - в греч. миф. чудовище в виде страшного водоворота, трижды в день поглощающего и извергающего черные воды узкого пролива, на др. берегу к-рого в пещере обитает шестиглавая Скилла. Даже Посейдон не в силах спасти от гибели человека, попавшего между Х. и Скиллой, где, однако, все-таки проплыл Одиссей. Одиссею пришлось вторично спасаться от Х., когда он потерпел кораблекрушение. Ухватившись за ветки смоковницы, он висел над бездной, изрыгнувшей мачту его корабля, примостившись на к-рой Одиссей поплыл дальше. Между Х. и Скиллой с помощью Фетиды и ее сестер проплыли аргонавты.

ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ - представители одного из сектантских теч. в раннем исламе, к-рое возникло в халифате в нач. 2-й пол. 7 в., во время ожесточ. борьбы приверженцев Али и Муавии (претендентов на пост халифа) за верхов. власть. Х. считали, что община может избирать халифом любого «благочестивого мусульманина» и что она может также низложить царствующего халифа, если он неугоден ей. В правл. Омейядов (661 - 750) и первых Аббасидов (8 - 10 вв.) Х. возгл. антифеод. и антихалифские восстания, особенно в Ираке.

ХАРИСИЙ

ХАРИСИЙ - Флавий Сосипатр (4 в. н.э.) - рим. грамматик, по всей видимости, выходец из Сев. Африки. Написал соч. в 5 книгах, представляющее особую ценность благодаря многочисл. цитатам из древ. лит-ры.

ХАРИСТИКИЙ

ХАРИСТИКИЙ - в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу (реже монастырю или клирику). Жаловался на срок жизни получателя (харистикария) либо на два-три поколения.

ХАРИТОН

ХАРИТОН - др.-греч. писатель 1 - 2 вв. Биографич. сведения о нем не сохран. Х. - автор «Повести о любви Херея и Каллирои», произв., принадлежащего к жанру антич. романа. Х. выступает в нем как мастер психологич. хар-ристики, как человек глубоко гуманный, сочувственно относящ. к средним и низшим слоям общества, в т.ч. к рабам.

ХАРИТЫ

ХАРИТЫ - в греч. миф. благодет. богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Х. - дочери Зевса и океаниды Эвриномы, прекрасные видом. Их имена: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»). Имена Х., их происхожд. и число в вариантах мифов различны. Гомер знает одну Х., супругу Гефеста или некую младшую из Х. - Пасифею, обещанную Герой в жены богу сна. Известны имена двух Х. - Клета («желанная») и Фаенна («сияющая»), а также одна Х. - Пейто («убеждение»). Иногда Х. совмещают с горами, именуя их - Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодоносящая»), Талло («цветение»), Гегемона («руководительница»). Х. близки Апполону. В Делосском храме он держит на ладони трех Х., а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображ., как и в Афинах перед входом в акрополь. Х. соотв. рим. грации.

ХАРИХАРА

ХАРИХАРА - в индуист. миф. божественный образ, объед. в себе черты Вишну.

ХАРИШЧАНДРА

ХАРИШЧАНДРА - в инд. миф. царь Солнечной династии, известный добродетелью и щедростью.

ХАРОН

ХАРОН - в греч. миф. перевозчик мертвых в аиде. Изображ. мрачным старцем в рубище; Х. перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребал. обряду находящ. у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили Х. перевезти их в аид. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Х. золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

ХАРОНД

ХАРОНД (прим. кон. 6 в. до н.э.) - составил законы для халкидских колоний из Сицилии и в Юж. Италии, в первую очередь для своего родного города и Регия. Слава Х. как законодателя уступала славе Солона и Дракона.

ХАРТИЯ

ХАРТИЯ - в Др. Греции и Риме - папирус или пергамент, на к-ром писались документы, затем свиток и пр.

ХАРУН

ХАРУН - в мусульм. религии младший брат и помощник Мусы, посланный ему аллахом. Соотв. библ. Аарону.

ХАРУН-АР-РАШИД

ХАРУН-АР-РАШИД (763/766 - 24.03.809) - халиф (с 786) из династии Аббасидов. Пришел к власти и правил с помощью везиров из семьи Бармакидов, представлявших иран. феод. аристократию, а после их отстранения в 803 - единолично. При Х.-а.-Р. в Халифате достигли значит. развития с. х-во, ремесла, торговля и культура (преим. лит-ра), но вместе с тем наметились признаки его распада (восстания в Дейлеме, Сирии и др. обл.). Х.-а.-Р. продолжал борьбу с Византией, начатую его предшественниками. Умер во время воен. похода, предпринят. им с целью подавить восстание под руковод. Рафи ибн Лейса.

ХАРУТ И МАРУТ

ХАРУТ И МАРУТ - в мусульм. религии малаика (ангелы), согрешившие на земле.

ХАРША

ХАРША - Харшавардхана - правитель (606 - ок. 646/647) Сев. Индии из рода Пушпабхути (Пушьябхути). Его наследств. владения были в верх. части долины Джамны - Ганга, Вост. Пенджаба и вост. Раджпутаны, первонач. столицей была Стханешвара. Х. отвоевал у бенг. правителя Шашанки и Гуптов Малвы терр. захвач. было ими госуд. Маукхариев в среднем р-не долины Ганга и объед. свое кн-во и владения своих союзников Маукхариев. Новой столицей Х. сделал Канаудж. Х. завоевал часть Малвы и предпринял поход на Декан, закончивш. его пораж. на р. Нарбада (ок. 612). К 643 Х. завоевал Бенгалию и Ориссу и создал империю, примерно равную державе Гуптов.

ХАСАН

ХАСАН (624/626 - 669) - старший сын халифа Али и Фатимы, дочери Мухаммеда, почитаемый шиитами как один из имамов. После смерти Али Х. был провозглашен в 661 халифом, но за денежное воз-награжд. и доходы с Ирана отказался от халифских прав в пользу Муавия.

ХА-СЕНУСЕРТХОТЕП

ХА-СЕНУСЕРТХОТЕП - город, осн. при стр-ве пирамиды др.-егип. фараона Сенусерта II (нач. 19 в. до н.э.), у входа в Файюмский оазис (совр. Кахун). Был окружен с трех сторон стеной, четвертая, со стороны Нила, оставалась открытой. В вост. части располагались храмы, служебные здания, многокомнатные кирпичные дома знати. Стены мн. из них покрыты росписями. Широкие улицы делят город на кварталы. Зап., значительно меньшая, часть Х.-С. густо застроена маленькими домиками в 4 - 5 комнат, принадлеж. ремесленникам и земледельцам.

ХАСМОНЕИ

ХАСМОНЕИ - Маккавеи - жреч. род, возгл. в 167 до н.э. нар.-освободит. борьбу в Иудее против налогового и политич. гнета Селевкидов и в теч. 130 лет правивший Иудеей (167 - 37 до н.э.). После смерти главы рода Мататии (166) вооруж. борьбой руководили поочередно его сыновья: Маккавей Иуда, Йонатан и Симон. При Иуде Маккавее были отменены религ. преследования и восстановлена религ. автономия (162). После гибели Иуды Маккавея (161) при Йонатане (первосвященник со 152) Иудея добилась значит. налоговых облегчений, а при Симоне (первосвященник 142 - 134) - политич. независимости (142).

Решением нар. собрания (140) Симон был назначен наследств. первосвященником, этнархом и стратегом. Последующие Х., опиравш. на саддукеев, вели завоеват. войны, и Иудея все более приобретала черты эллинистич. монархии. Сын Симона Гиркан I (135 - 104) создал профессион. армию из иноземных наемников. Его сын Аристобул I (104 - 103) принял титул царя. При его брате Александре-Яннае Иудея достигла апогея терр. экспансии.

Огромные тяготы, легшие на плечи народа, привели к возгл. фарисеями массовым нар. восстаниям (90 - 84), с величайшей жестокостью подавл. Яннаем. Вдова Янная царица Александра-Саломея (76 - 67) привлекла фарисеев к управлению госуд. и вела осторожную внеш. политику. После смерти Саломеи началась гражд. война между ее сыновьями: Аристобу-лом II (опирался на саддукеев) и Гирканом II (опирался на фарисеев). Борьба завершилась вмешательством Рима и завоев. Иудеи Гн. Помпеем (63 до н.э.). Последний из Х. Антигон (40 - 37) был отстранен от власти и убит Иродом I, основавшим под рим. протектором свою династию.

ХАТМЕХИТ

ХАТМЕХИТ - в егип. миф. богиня г. Мендес. Ее свящ. животное - рыба, эпитет - «первая среди рыб». Изображ. женщиной с рыбой на голове. В поздний период Х. сближалась с Исидой: считалась, что она помогла Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.

Предыдущая страница Следующая страница