Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "К" (часть 7, "КРЕ"-"КЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КРЕ"-"КЮР")

КРЕСФОНТ

КРЕСФОНТ - легенд, представитель рода Гераклидов, захвативший вместе с братьями Теменом и Аристодемом Пелопоннес; при разделе Пелопоннеса получил Мессению и стал ее правителем. Женился на Меропе и был убит ее двумя сыновьями от Полифонта.

КРЕТИК

КРЕТИК - пятидольная стопа антич. метрики, состоявшая из долгого, краткого и долгого слогов. Применена в комедиях Аристофана и Плавта.

КРЕУСА

КРЕУСА - в греч. миф.:

1. Дочь афинск. царя Эрехфея. Выданная замуж за фессалийца Ксуфа, К. родила двух сыновей: Ахея и Иона. После смерти отца первый правит в Фессалии, второй в Сев. Пелопоннесе, затем приходит на помощь афинянам в одной из войн и в благодарность за это получает царский престол в Афинах.

2. Дочь Приама и Гекубы, супруга Энея. В ночь захвата Трои К. таинств, исчезает из толпы троянцев, сопровожд. Энея. Когда тот бросается ее разыскивать, ему явл. призрак К., предсказывающий далекие странствия в поисках новой родины.

3. Дочь коринфск. царя Креонта, невеста Ясона; в др. источ. она зовется Главкой.

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ - важнейшее из христ. таинств, признаваемое всеми направл. христианства. Окончат, утверждено церковью в 4 в.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - события, связан, с признанием в кон. 10 в. Др.-Русским госуд. (Киевской Русью) христ. религии в кач-ве офиц. и господствующей. Элементы христианства проникали в вост.-славян. общество начиная с 3 - 4 вв. В сер. 9 в. христианство было уже относит, широко распростр. на Руси. Распростр. на Руси славян, азбуки (кириллицы) и первые переводы богослужеб. книг, связанные с деятельностью славян, просветителей - Константина (Кирилла) и Мефодия - хронологии, совпадают со свидет. «Повести временных лет» об объед. киевских и новгородских земель в одно мощное Др.-Русское госуд. Княгиня Ольга сочла нужным принять христианство. При князе Игоре, муже Ольги, в Киеве уже существовал храм св. Илии («Соборная церковь»), мн. приближенные Игоря были христианами (известие под 944). Предпринятые в нач. своего княжения Владимиром Святославовичем попытки приспособить старые дохрист. верования к условиям феод, строя потерпели неудачу. В связи с этим около 989 произошло принятие христианства в кач-ве гос. религии. Описанные «Повестью временных лет» события, к-рые обычно назыв. К. Р., - «Испытание веры» под 986, крещение князя Владимира под 988 (точнее ок. 989), распоряжение Владимира об обязат. крещении киевлян и всей Руси - явились завершением длител. процесса проникновения христианства на Русь.

КРИКС

КРИКС - один из вождей восстания рабов в Др. Риме, сподвижник Спартака в 74 - 72 до н.э., гладиатор. Принимал участие в победоносных сраж. с рим. войсками. В 72 до н.э., когда римляне направили на подавление восстания крупные силы под командованием консулов Геллия и Лентула, в среде восставших рабов и примкнувших к ним свободных крестьян начались разногласия, вызванные, по-видимому, племенной рознью восставших и различ. тактич. планами их вождей. Отряд восставших числен, ок. 20 тыс. чел. подкоманд. К. отделился от гл. сил Спартака и стал действовать самостоят. Около горы Гаргано в Апулии отряд К. был окружен и уничтожен римлянами. К. погиб в бою.

КРИНАГОР

КРИНАГОР - греч. эпиграмматист, родом из Митилены; в 45 и 26 - 25 до н.э. побывал с посольством в Риме. Сюжеты его не слишком значит, поэзии были связаны с жизнью императ. дома и политич. событиями.

КРИПТА

КРИПТА - подзем, галлерея, служившая для погребения; в рим. катакомбах - помещение, где происходила цер. служба и совершались захоронения.

КРИПТИИ

КРИПТИИ - в Др. Спарте тайные карател. экспедиции против илотов, периодич. совершавш. отрядами спарт. молодежи. Цель К. - держать в постоянном страхе илотов, уничтожив наиболее активную часть их, препятствовать борьбе илотов за освобожд. К. придавалось большое значение с точки зрения воспитания в спартиатах кач-в, необходимых воинам-рабовладельцам. К. назыв. также сами отряды спарт. молодежи, в теч. 2 лет несущие полицейскую службу.

КРИПТОГРАФИЯ

КРИПТОГРАФИЯ - способ письма, имеющий целью сделать написан, понятным только для посвящ. или рассчит. на разгадывание. Различ. способы К. известны с древ, времен (упомин. антич. авторами Геродотом, Плутархом и др.).

КРИТ

КРИТ - о-в в вост. части Средиземн. м. Входит в состав Греции. Первые следы человека на К. относятся к эпохе неолита (6 - 3-е тыс. до н.э.). К. явл. древнейшим очагом европ. культуры. На К. во 2-м тыс. до н.э. возникло впервые в Европе рабовлад. госуд. (со столицей Кноссом). Находясь на скрещении мор. путей, К. с древнейших времен был объектом завоев. различ. народов. В 14- 13 вв. до н.э. на К. вторглись ахейские племена. Возникшие затем ахейские госуд. распались под напором дорийцев, колонизовавших К. в 12 в. до н.э. В 67 до н.э. Критом завладел Рим. После раздела Рим. империи (395) К. вошел в состав Византии.

КРИТИЙ

КРИТИЙ - 1. афин. политич. деятель олигархич. направл. Представитель знатн. аристократич. рода. Ученик Сократа. Был одним из активных членов олигархич. пр-ва 400. После восстановл. демократии по предложению Клеофонта изгнан из Афин. С падением в 404 афин. демократии возгл. олигархич. коллегию «тридцати тиранов». Опирался на узкий круг наиболее реакц. аристократии и вооруж. спарт. гарнизон. Проводил политику кровавых расправ и конфискаций. По предложению К. был казнен Ферамен - руководитель более умерен, направл. в пр-ве. Погиб в 403 в битве против войска афин. изгнанников-демократов у Пирея, закончивш. пораж. олигархов и восстановл. демократии, гос. устройства Афин. К. известен также как философ, оратор, писатель и поэт.

2. др.-греч. скульптор 1-й пол. 5 в. до н.э. В 70-х гг. К. по заказу афинян исполнил вместе с Несиотом группу тираноубийц Гармодия и Аристогитона (сохран. мраморные копии в музее в Неаполе).

КРИТОЛАЙ

КРИТОЛАЙ - др.-греч. философ, уроженец Фаселиды (Ликия). В 155 н.э. вместе с др. философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огром. воздействие на рим. публику. К. возгл. школу перипатетиков в Афинах.

КРИТСКИЙ БЫК

КРИТСКИЙ БЫК - в греч. миф. огнедышащий бык, обитавший в Кноссе на Крите; возлюбл. Пасифаи. Геракл доставил его живым к Эврисфею в Аргос (седьмой подвиг Геракла); отпущ. Эврисфеем, бык понесся через весь Пелопоннес, прибежал в Аттику на Марафонское поле, гдеТесей одолел его и принес в жертву.

КРИТСКОЕ ПИСЬМО

КРИТСКОЕ ПИСЬМО - иероглифич. (словесно-слоговое) письмо, распростр. в древности в странах крито-микенской культуры. Письмена-рисунки впервые появ. на Крите в раннеминойский период (3000 - 2100 до н.э.). В дальнейшем развивается система письменности самобытная, но близкая к егип., хеттской и раннешумер. иероглифике. В позднеминойский период (ок. 1500 - 1200 до н.э.) знаки К. п. упрощаются, приобретая линейный хар-р; в таком виде К. п. было распростр, также на материке - в Греции.

КРИШНА

КРИШНА - божество в индуизме. Почитается как одно из воплощений (аватар) бога Вишну; осн. его функции в эпич. легендах - мудрый наставник; отважный воин, сразивший мн. демонов-полубогов. В ср.векараспростр.культ К. как божеств, пастуха (воплощение пробуждающ. сил природы, любви). Культ К., как разновидность вишнуизма, до сих пор играет значит, роль в индуизме; легенды о К. вошли в миф, буддизма, джайнизма. Изображ. молодым человеком с кожей черного или синего цвета.

КРОВАТЬ

КРОВАТЬ - предназнач. одноврем. для отдыха и трапез и состояла из каркаса с профилиров. опорными ножками и наклонного изголовья. Материалом для изготовл. К. служило, как правило, дерево, инкрустиров. слоновой костью, черепаховым панцирем или обитое листовым металлом. Засвидет. также существование К. из бронзы и даже золота и серебра. Основанием для матраса служили натянутые кожаные и пеньковые ремни. Азиат, обычай принимать пищу лежа на К., заимств. греками в 6 в. до н.э., был распростр. также у римлян, напр., во время пиршеств. Иногда К. устилались подушками. Постельное белье изго-тавлив. из льняного полотна, часто украш. разноцвет, каймой.

КРОКОДИЛОПОЛЬ

КРОКОДИЛОПОЛЬ - 1. Др.-егип. Шетет - гл. город Фаюма, центр культа бога Собека, свящ. животным к-рого счит. крокодил. В Птолемеевскую эпоху К., назв. в 3 в. до н.э. в честь царицы Арсинои - Арсиноей, имел ок. 100 тыс. жителей.

2. Др. Иумитру (ок. 30 км южнее Луксора) - город 3-го Верхнеегип. нома, значит, с.-х. рынок в эпоху Ср. царства, где также почитался Собек.

КРОЛИК

КРОЛИК - этот зверек был известен финикийцам; Аристотель и Ксенофонт о нем не упомин. Согл. Полибию, во 2 в. до н.э. К. водились на Корсике. В 1 в, до н.э., согл, Варрону, К. разводили в Италии.

КРОМЛЕХ

КРОМЛЕХ - один из видов мегалитич. построек. Обычно состоит из огромных (до 6 - 7 м высоты), отдельно стоящих камней, образующих один или неск. концентрич. кругов (до 100 м в диаметре), опоясыв. площадку, в сер. к-рой иногда находится дольмен или менгир. Часто к К. примыкают ряды менгиров (до 2000 камней). При раскопках внутри К. находили погребения (по-видимому, родовых старейшин и плем. вождей), шлифован, кам. топоры, лепную керамику, кам. зернотерки. К. встреч, в Азии и Америке, но особенно мн. в Европе (Франция, о-ва Великобритании, Скандинавия, Закавказье). Особенно известны К. Стонхенджа и Эйвбери в Англии и у Карнака во Франции. Время сооруж. К. - неолит и гл. обр. бронз, век. Назначение К. спорно. Вероятнее всего, это ритуал, сооруж. для погребений, а также для религ. церемоний. Согл. одной из теорий, К. связаны с солнеч. культом и служили храмом солнца.

КРОНИД

КРОНИД - сын Кроноса; чаще всего К- именуется Зевс - самый знаменитый из детей Кроноса.

КРОНОС

КРОНОС - в греч. миф. один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконеч. плодовитость. Воцаривш. вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собствен, сын, поэтому как только у Реи рожд. дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполн. предсказания. Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младш. сына Зевса запеленатый камень, к-рый и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. вол-шеб. питьем, благодаря к-рому К. изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса. Под предводит. Зевса дети К. объявили войну титанам, дливш. десять лет. Побежд. титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведен. Зевсом из тартара. Нар. этимология сблизила имя К. с наимен. времени-Хроносом. В рим. миф. К. известен под именем Сатурна, к-рый воспринимался как символ неумолим, времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время к-рых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавал, типа.

КРОТОН

КРОТОН - др.-греч. колония на берегу Тарентск. зал. в обл. Бруттий (Италия). Осн. в 8 в. до н.э. ахейцами и дорийцами. Политич. строй - аристократич. республика. В 510 до н.э. колония разрушила крупный торг. г. Сибарис, конкуриров. с ней. Расцвет К. относится к 6 - 5 вв. до н.э. В К. в последние годы жизни переселился Пифагор, в связи с чем там распростр. религ.-мистич. пифагорейские союзы. С 4 в. до н.э. начин, ослабление К., ускорен, нападением Сиракуз и Эпира, Во время 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.) К. находился в руках Ганнибала, затем был захвачен Римом.

КРУПЕЦИИ

КРУПЕЦИИ - ножные кастаньеты, крепивш. к подошве; состояли из двух дерев, или железных пластин, скрепл. шарнирами; первое упомин. о К. относится к 350 до н.э. К. сопровождали выступл. мимов и пантомимов; кроме того, использовались и при исполн. культовой музыки у греков и римлян.

КСАНТИППА

КСАНТИППА - жена Сократа. Сократ женился на ней, видимо, в зрелом возрасте, т.к., осужд. на смерть в возрасте семидесяти лет, он оставил троих сыновей, не достигших совершеннолетия. Уже Ксенофонт, а впослед. киники используют (явно несправедливо) имя К. для обознач. типа сварливой и взбалмош. супруги.

КСАНФ

КСАНФ - город в Ликии, почти все постройки к-рого стали жертвами завоеваний. Сохран., однако, мн. надгробные памятники, в т.ч. надгробие гарпий (ок. 500 н.э.) и надгробие нереид (5 в. до н.э.) с ионич. портиком на высоком цоколе. Рельефные фризы обоих надгробий хранятся в Британском музее.

КСЕНИИ

КСЕНИИ - назв. 13-й кн. «Эпиграмм» Марциала, состоящей преим. из стихотворений, сопровождающих тра-диц. новогодние подарки.

КСЕНОКРАТ

КСЕНОКРАТ - из Калхедона (ок. 395 - 312 до н.э.) - греч. философ, с 339 стоявший во главе Афинской платоновской академии. К. развил опиравш. на пифагорейское учение о числах мысли позднего Платона в цельное мировоззрение. Первопричинами сущего К. считал единое (тожд. нусу) и (неопредел.) двоицу, к-рые он приравнивал к платоновским идеям. Теория познания К. смягчает строгое разгра-нич. между знанием и мнение, проводивш. Платоном. Как и Платон, К. считает душу бессмертной. Учение о добрых и злых демонах взято им у пифагорейцев. Ему приписыв. строгое разделение философии на логику, физику (т.е. натурфилософию) и этику.

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН - др.-греч. философ и поэт, основатель элейской школы. К. выступал против антич. диалектиков, утверждавших, что все изменяется, и объявил мир единым, вечным, неподвижным и неизменным. Мир, рассматр. в его всеединстве, К. называл богом. По свидет. Диогена Лаэртского, К. утверждал, что «существо божье шарообразно».

КСЕНОФОНТ

КСЕНОФОНТ - др.-греч. писатель. Род. в Афинах. Принадлежал к аристократич. среде. Был в числе учеников Сократа. В 401 принял участие в походе претендента на перс, престол Кира Младшего. После гибели Кира был одним из руковод. отступл. 10 000 греков из окрести. Вавилона к Трапезунту (поздней К. описал этот поход в «Анабасисе»). Возвративш. в Грецию, К. поступил на службу к фракийск. царю, затем к спартанцам, где, сблизивш. с царем Агесилаем, принимал участие в действиях против Афин, в результате чего афинское нар. собрание заочно приговорило К. к смертной казни. Получив от Спарты имение в Элиде, К. поселился там, занимался х-вом и лит. трудом. После 371 в связи с войной между Спартой и Беотией переселился в Коринф. Ок. 369 был восстановлен в гражд. правах, но в Афины не вернулся. Умер в Коринфе. К. - один из самых плодовитых и популяр, в древности авторов. Его труды посвящены ист., хоз., фи-лос, воен. вопросам. Осн. его ист. произв., кроме «Анабасиса», - продолжающая труд Фукидида «Греческая история» (между 402 и 356), где дается связное изложение афинских и общегреч. событий с 411 по 362. «История» освещает события с антидемократич. точки зрения; идеализируя Спарту, в отношении Афин К. пытается, однако, сохран. лояльность. Т.н. «Сократич. сочинения» К. («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе» и «Пир») посвящены изложению разнообраз. вопросов философии Сократа; они явл. также незаменимым источ. по соц., экономич. и политич. истории, особенно «Воспоминания» (между 381 - 354). В трактате «О домашнем х-ве» К. дает описание образц., по его мнению, х-ва и хар-ристику образц. гражданина. «Киропедия» (между 365 и 358) изображ. устройство «идеального», с точки зрения К., госуд., воспитание и деятельность его правителя. Как показали последние исследования, К. принадлежит и труд «О доходах» (ок. 365 - 362), в к-ром содержится попытка найти практич. выход из хоз. трудностей в Афинском госуд. «Агесилай» и «Лакедемон-ское гос. устройство» написаны как откровен. апологии спарт. строя. Известны также трактаты К. об обязанностях командира кавалерии, о верховой езде и охоте. Большинство произв. написано просто и интересно; К. рисует запоминающ. портреты, живые картины быта, воен. операций. Стиль К. долго считался классич. образцом аттич. речи.

КСЕНОФОНТ ЭФФЕССКИЙ

КСЕНОФОНТ ЭФФЕССКИЙ - др.-греч. писатель 2 в. Автор романа «Эфесская повесть», принадлежащ. к позд-неантич. жанру любов. романа.

КСЕРКС

КСЕРКС - др.-перс, царь (486 - 465 до н.э.) из династии Ахеменидов, сын Дария I и Атоссы, дочери Кира II. Подавил восстание египтян (486- янв.484).Посленачавш.в482 восстания вавилонян разрушил Вавилон; отказался от титула вавилонск. царя и, не только фактич., но и формально ликвидировал Вавилонское царство, превратив его в обычную сатрапию. В 480 направился в поход против Греции, закончивш. пораж. перс, флота при Саламине (480) и Микале (479) и сухопутной армии персов при Платеях (479). Эти неудачи К. в греко-перс. войнах усилили процесс распада державы Ахеменидов. Пытаясь укрепить централизацию страны, К. провел религ. реформу, сво-дивш. к запрещ. почитания местных родоплем. богов и усилению культа общеиран. бога Ахурамазды. Убит в результате дворц. заговора.

КСОАН

КСОАН - использовавш. в кач-ве идола произв. греч. архаич. скульптуры в виде грубо обтесанной колоды. Как правило, скульптура была дерев., нередко она оправлялась в металл или расписывалась.

КСУФ

КСУФ - в греч. миф. сынЭллина и нимфы Орсеиды, брат Дора и Эола. К. достался от отца Пелопоннес. Женой К. была дочь афинск. царя Эрехфея Креуса, родившая ему сыновей Иона и Ахея, по им. к-рых были назв. ионийцы и ахейцы.

КТЕСИБИЙ

КТЕСИБИЙ - др.-греч. механик-изобретатель из Александрии. Изобрел двухцилиндровый поршневой пожарный насос, снабж. всасывающ. и нагне-тател. клапанами, воздушным уравнительным колпаком и рычагом-балансиром для ручного привода. Водяные часы, изобретен. К., передавали движение поднимающ. поплавка указателю, показывающ. на шкале время движущ, фигурами или звуковыми сигналами. Сведения о К. сохран. в трудах Герона и рим. архитектора Витрувия.

КТЕСИЙ

КТЕСИЙ - др.-греч. историк. С 416 до 399 до н.э. К. был лекарем при дворце перс, царей. Его гл. соч. «Персика» (освещение событий доведено до 399 до н.э.) написано на основе офиц. перс, летописей и преданий. Наибольший интерес представляют сообщаемые им сведения о мидянах. Произв. К. сохран. лишь в отрывках (у Фотия и др. авторов).

КТЕСИФОН

КТЕСИФОН - в древности город на лев. берегу р. Тигр (близ совр. Багдада). С 3 в. до н.э. К. был опорным воен. пунктом Парфии, а затем резиденцией парфянских царей. Начиная с рим. имп. Траяна (с 115), К. неоднократно завоев. римляне. В 266 стал столицей Саса-нидов, славился как один из самых больших и богатых городов поздней античности. Сохран. величеств, руины дворца Сасанидов. В 637 был захвачен и разрушен арабами. Окончат, утратил свое знач. после основания Багдада (762).

КТИТОР

КТИТОР - в Византии и Др.-Русском госуд. лицо, построившее на свои средства православный храм. За К. и его наследниками закрепл. право распоряжаться доходами этого храма и др. привилегии.

КУА-ФУ

КУА-ФУ - персонаж др.-кит. миф., связан, с миром мрака. К. считался внуком Хоу-ту, правителя подзем, царства. К. обитал на С. на горе Чэндуц-зайтянь, к-рую древ, китайцы считали местонахожд. входа в подзем, мир. К. представляли в виде великана, из ушей к-рого свешивались две желтые змеи, в руках он сжимал еще по желтой змее.

КУБАБА

КУБАБА - в лувийской и хуррит. миф. богиня. Во 2-м тыс. до н.э. К. поклонялись как местному божеству г. Кархемиш (Сев. Сирия). В староассир. документах из М. Азии нач. 2-го тыс. до н.э. есть указания на должность евнуха-жреца (аккад. Китчит) богини К. После падения Хеттского царства (нач. 12 в. до н.э.) К. почиталась в обл. Хаттусаса (заселен, фригийцами) как Кубебе-Кибела, гл. жен. божество (Великая мать) фригийск. пантеона и была заимствована позднейшей греч. эллинистич. миф. В иерог-лифич. лувийских надписях нач. 1-го тыс. до н.э. из Сев. Сирии и юж. М. Азии К. - в числе гл. лувийских божеств и ее изображ. упомин. чрезвычайно часто; в надписи 9 в. до н.э. из Кархемиша сообщается, что правитель Катувас возродил в этом городе культ К. Кубаба упомин. и в ассир. текстах рубежа 1 - 2 тыс. до н.э. Изображ. К. и позднейшей Кибелы, сидящей на троне между двух львов, продолжают традиции др.-малоазийск. культа богини плодородия, восходящие к культуре Чатал-Хююка 6-го тыс. до н.э.

КУБЕРА

КУБЕРА - в индуист. миф. бог богатства, владыка якшей, киннаров и гухьяков. К. - внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса (отсюда его второе имя Вайшравана, т.е. «сын Вишраваса») и дочери риши Бха-радваджи Деваварнини. В награду за благочестие и подвижничество Брахма приравнял К. к остальным богам, сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и хранителем С. (одним из локапалов), а также подарил ему колесницу Вималу, способную летать по воздуху.

КУДШУ

КУДШУ - в зап.-семит, миф. богиня, очевидно, любви и плодородия. Почиталась также в Египте в период Нового царства. Обычно представл. обнаж. женщиной, стоящей на льве, иногда в хаторич. парике и ожерелье, с цветами или змеями в руках. Возможно, К. - ипостась Астарты, Асират или Анат. В Египте центр культа К. - Мемфис. Она отожд. с Хатор и почиталась как владычица неба, госпожа всех богов; ей молились о здравии. Счит. дочерью и (или) женой Птаха.

КУЖУХ

КУЖУХ - в хуррит. миф. бог луны. Обычно изображ. с полумесяцем на головном уборе. Гарант клятвы (его эпитет - «господин клятвы»).

КУЙ

КУЙ - в др.-кит. миф. чудовище в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка. К. мог свободно ходить по морю, при этом тотчас же поднимался сильный ветер и нач. ливень. Глаза К. излучали блеск, подобный свету солнца и луны.

КУКЛЫ

КУКЛЫ - игрушки, известные уже на Др. Востоке, в Греции и Риме, изготовл. из тканей и глины (терракоты), иногда с подвиж. конечностями, и были широко распростр. Существовал и кукольный театр наподобие совр. марионеток. В греч. трагедии (Эсхил, Софокл) К. служили для представл. мертвых или немых.

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО - у греков и римлян постепенно развивалось и совершенствов. Вначале это были самые простые кушанья; в эллинистич.-рим. эпоху уже существовали чрезвыч. изыскан, рецепты, записанные в поварен, книгах. Греки и римляне выпекали хлеб различ. сортов, делали блюда из говядины и свинины, птицы и рыбы, приготавл. соусы, супы и напитки, широко использовали приправы. Трапеза состояла из закуски, осн. блюд и десерта. Перемена блюд в зажиточ. домах и при императ. дворе представляла собой изыскан, и сложную церемонию. Одноврем. с развитием К. и. рос интерес к диететике, особенно к строгим диетам, способств. похуданию и выведению шлаков из организма, перегруж. пищей.

КУЛИСЫ

КУЛИСЫ - в античности К. существовали в виде небольших построек и в виде декораций. Первым драматургом, использовавшим К., был Софокл; его современник Анаксагор впервые применил в декорациях перспективу. К. в антич. театре ставили или подвешивали на стене скены; по ходу действия их могли менять.

КУЛСАНС

КУЛСАНС - в этрусской миф. божество, соотв. рим. Янусу. Имел четыре лица, которые символизир. четыре небесных региона.

КУЛУЛУ

КУЛУЛУ - в шумеро-аккад. миф. спутник бога подзем.. мирового океана Энки (аккад. Эйя), получеловек-полурыба (с верхней частью тела человеч., а нижней - рыбьей).

КУМАРАДЖИВА

КУМАРАДЖИВА - инд. комментатор и переводчик будд, книг на кит. яз. Род. в древ, царстве Цюцы. Отец К. - крупный инд. чиновник, мать - принцесса Цюцы. В 7 лет К. стал будд, монахом, через 2 года уехал в Индию. Проходил обучение у знаменитых буддистов того времени, изучал также др.-инд. лит-ру, астрономию и математику. В 383 - 413 жил в Китае, где занимался проповедью буддизма. УК. было св. 800 (по др. сведениям, св. 3 тыс.) учеников из числа кит. буддистов; нек-рые из них стали видными будд, учеными. Лит. наследство К. насчит. св. 300 трудов: переводы на кит. яз. будд, религ.-филос. книг и комментарии к ним, переводы др.-инд. лит-ры, оригинал, трактаты по буддизму, биографии др.-инд. поэтов.

КУМАРБИ

КУМАРБИ - в хуррит. миф. «отец богов», сын Ану, отец Тешуба. Супруга К.-Шалаш (Шалуш) Пидинская. Почитался как бог зерна. Отожд. с Дагоном, Илу и Энлилем.

КУМБХАНДА

КУМБХАНДА - разряд мелких демонов в «Атхарваве-де», в буддизме разряд уродливых духов (иногда карликов), обычно упомин. вместе с асурами и гандхарвами или с ракшасами, пишачами и т.п. В сутрах повелителем К. выступает страж юж. стороны света Вирудхака.

КУМИР

КУМИР - идол или др. обожествл. предмет у язычников. В переносном знач. - предмет преклонения.

КУМЫ

КУМЫ - др.-греч. колония в Италии на побережье Кампании. Осн. в сер. 8 в. до н.э. халкидянами и др. выходцами с о. Эвбея. Гл. центр влияния греч. культуры на этрусков, римлян и др. италийские народности. К. вывели неск. колоний: в Юж. Италии - Дикеархию (рим. г. Путеолы), Нолу и Неаполь, в Сицилии - Занклу (Мессану). В союзе с Сиракузами К. в 474 до н.э. разбили соед. флот этрусков и карфагенян, о чем свидет. надпись на шлеме, посвящ. Зевсу Гиероном Сиракузским (найден в 19 в. в Олимпии). Значит, процветания и могущества К. достигли в нач. 5 в. до н.э. при тиране Аристодеме. В кон. 5 в. К. были завоев. самнитами (осками), однако сохраняли греч. культы и традиции греч. культуры. Поблизости от К. находился знаменитый грот с оракулом Сибиллы. Во 2-ю Пуническую войну (218 - 201 до н.э.) оставались верны Риму. В эпоху империи с расцветом гавани Путеол К. утратили свое знач. При имп. Августе К. - колония Юлия. Разрушены в 6 в. в войнах с готами.

КУНКТАТОР

КУНКТАТОР - иронич. прозвище (лат. - медлен., нерешит, человек), данное римлянами полководцу и диктатору Квинту Фабию Максиму (ум. 203 до н.э.) в период 2-й Пунической войны (218 - 202 до н.э.) за его крайне осторож. и нерешит, действия в войне с Ганнибалом.

КУНТИ

КУНТИ - в инд. эпосе «Махабхарата» дочь правителя ядавов Шуры, сестра Васудевы и супруга Панду. В девич. К. получила от брахмана Дурвасаса заклинание, с помощью к-рого могла иметь сына от любого бога. Сначала она вызвала Сурью и родила от него Карну. Выйдя замуж за Панду, к-рый по проклятию не мог иметь детей, родила от богов Дхармы, Ваю и Индры соотв. Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну. Затем, по просьбе Панда, передала заклинание второй его жене Мадри, и та родила от Ашвинов близнецов Накулу и Сахадеву.

КУНЬЛУНЬ

КУНЬЛУНЬ - в др.-кит. миф. свящ. гора, находивш. где-то на зап. окраине кит. земель. Считалось, что К. имеет высоту более 7 тыс. километров, что из К. берет начало гл. река Древ. Китая - Хуанхэ. Путь к К. преграждали Жошуй («слабая вода») и огнедышащие горы. К. представляли как ниж. столицу небесн. правителя Шан-ди («верхов, владыки»). Там были висячие сады (сюаньпу), нефритовый источ. (яошуй) с прозрачной водой, нефритовый пруд (яочи). Согл. «Шань хай цзину» («Книга гор и морей»), дух Лу-у («дух холма»?), управитель К., имел туловище тигра, но человечье лицо, девять хвостов и тигриные лапы с когтями. Лу-у управлял девятью пределами неба и садами Шан-ди. Там же был и зверь-людоед тулоу, похожий на четырехрогого барана, птица циньюань, подобная пчеле, но величиной с утку (она несла смерть зверям и пернатым; стоило ей клюнуть дерево, и оно засыхало), птица чунь (перепел), заведовавшая утварью Шан-ди, дерево шатан (песочное), похожее на дикую грушу, но с плодами вроде сливы без косточек, съев к-рые человек получал способность не тонуть, трава, к-рая снимает усталость.

КУПИДОН

КУПИДОН - др.-рим. божество любви; соотв. греч. Эроту. Изображ. в виде мальчика с луком и стрелами.

КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ

КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ - по библ. легенде, горящий, но не сгорающий куст, в к-ром бог явился Моисею, призывая его избавить израильтян от егип. рабства.

КУПОЛ

КУПОЛ - древнейшее изображ. К. найдено при раскопках Куюнджика (Ассирия, 8 - 7 вв. до н.э.). К глубокой древности восходят т.н. ложные (не дающие распора) К., образованные постепенно уменъшающ. венцами деревянных - в нар. зодчестве Грузии (дарбази), Армении (тун) - или каменных брусьев (Малая Азия, Индия и др.). Ложные округлые К., образован, напуском горизонтал. рядов каменной кладки, употреблялись в древ, гробницах в Греции и Этрурии.

КУПОРОС

КУПОРОС - из видов К. греки и римляне использовали железосодержащий медный К. с добавл. отвара чернильн. орешка для окраски кожи в черный цвет. Другие К. (синие, желтые, зеленые) с различ. добавками применялись в фармакопее и медицине, в части., как кровоостанавлив. средство. К. добывали путем собирания купорососодержащих подземных вод, из к-рых выпариванием получали крис-таллич. К.

КУР

КУР - в шумеро-аккад. миф. одно из назв. подзем, мира; др. его шумерские назв. - Ки-Галь («великая земля», «великое место»), Эден («степь»), Иригаль, Арали (значения неизв.7); аккад. параллели к этим терминам - Эрцету («земля») и Церу («степь»), вторич. назв. - Кур-ну-Ги («страна без возврата»). О положении и местонахожд. К. четкого представл. нет. Иногда говорится, что К. удален на 3600 двойных часов (от Ниппура как «центра мира»?), в него не только спускаются и поднимаются, но и проваливаются.

КУРАНТ

КУРАНТ - камень для растирания, зернотерка неолитич. типа, использов. и в античности, в т.ч. для обработки минералов и растирания красок. К. изготовл. из различ. материалов, предпочтит. из камней вулканич.происхожд.; песчаник почти не употребл. В 5 в. до н.э. К. заменили ручная вращател. мельница и почти одновременно поя-вивш. механич. мельница. С ее изобретением К. окончат, вышел из употребл., но продолжал существовать в кач-ве излюбл. детской игрушки.

КУРАТОР

КУРАТОР - титул высших должностных лиц в сенате в раннюю императ. эпоху.

КУРЕТЫ

КУРЕТЫ - в греч. миф. демонич. существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Заглушали его плач ударами копий о щиты, тимпанами, экстатич. криками и плясками. Они дети земли Геи или Афины и Гелиоса. Согл. одной из версий мифа, они выходцы с Эвбеи, во Фригии воспитали младенца Диониса. Их часто отожд. с кабира-ми, дактилями и тельхинами, празднества в честь К. смешивались с самофракийск. и лемносскими. К. и корибантам посвящены орфич. гимны. В период поздней античности К. и корибанты составляли окружение Афины, к-рая даже именов. вождем К. К. учили людей полезным занятиям: прируч. животных, пчеловодству, постройке домов.

КУРИАЛЫ

КУРИАЛЫ - привилегир. слой городского населения в городах Рим. рабовлад. империи. К. составляли городской совет, ведали городским управл., а во времена поздней империи на них была возложена ответств. за исправное поступл. налогов. Термин «К.» употреблялся гл. обр. в период поздней империи. До него существовал термин декурионы.

КУРИАЦИИ

КУРИАЦИИ - три брата из Альбы-Лонги, выступившие, согл. легенде, во время борьбы их родного города с Римом на поединок с тремя братьями Горациями и убитые последним из них, после того как они поразили на смерть двух Горациев.

КУРИИ

КУРИИ - в эпоху господства родоплем. отношений в Др. Риме К. - объед. мужчин-воинов. Судя по почитанию в К. Юноны (божества инициации - обряда посвящения юноши в мужчину), первонач. смысл К. - подготовка юношества к самостоят, жизни опытных охотников и воинов. В царскую эпоху в Риме К. - объед. неск. патри-циан. родов. Входившие в состав К. мужчины собирались на собрания - куриатные комиции, где происходили выборы царя, разрешались внутр. дела общин и совершались религ. церемонии. С появл. патрицианско-плебейского госуд. К. приобретают черты гос. учреждения. В собраниях по К. начинают голосовать не только члены родов - патриции, но и плебеи. В период империи К. - гор. сенат, стоящий во главе города. Деление на К. составляло также основу древнейшей воен. организации Рима.

КУРИЙ ДЕНТАТ

КУРИЙ ДЕНТАТ - рим. полководец периода борьбы Рима за покорение италийских городов и племен. Консул в 290, 284, 275, 274, цензор 272. В 290 в ходе 3-й Самнитской войны завершил разгром самнитов и подчинил поддерживавших их сабинян. В 275 в битве при Беневенте в Самнии победил царя Эпира Пирра. Пользовался широкой поддержкой плебса.

КУРКИК ДЖАЛАЛИ

КУРКИК ДЖАЛАЛИ - в армян, эпосе «Сасна црер» чудесный конь, советник и помощник героев.

КУРОПАЛАТ

КУРОПАЛАТ - в поздней Рим. империи должность начальника дворцовой стражи, с 8 в. - визант. титул, к-рым жаловались члены императ. фамилии и высшая знать, а также соседние (особенно груз, и армян.) князья.

КУРОРТЫ

КУРОРТЫ - в античности существовали не только К. на водах, располагавш. вблизи целебных источ.; для отдыха и лечения использовались также места с благоприятным климатом (в горах, в лесу, у моря); сюда прибывали не только больные, но и здоровые люди, желавшие отдохнуть и имевшие для этого достаточно средств. В Греции славились Эпидавр и Кос (и тут, и там находились святилища Асклепия), а в Риме знаменит был светский мор. К. Байи.

КУРОС

КУРОС - принятое в археологии обознач. архаич. скульптурного изображ. человеч. фигуры, к-рое достигло уровня монументал. скульптуры в 7 - 6 вв. до н.э. (по образцу вост. типов). К. - муж. соотв. коре и, подобно коре, явл. вотивной или погребал, статуей; прежде К. трактовался гл. обр. как статуя Аполлона, в наст, время преим. как изображ. юноши, однако, скорее всего представляет собой изображ. муж. фигуры вообще.

КУРСИВ

КУРСИВ - скорописный почерк лат. и греч. письма. Писали К. гл. обр. на мягком материале (папирусе и пергаменте); однако курсивные формы письма известны также в надписях помпейских стен и восковых табличек, где их не высекали и не вырезали, а вырисовывали и вычерчивали. К. явл. в основном письмом канцелярий, в части., письмом грамот. Древнейший антич. К. отмечается в 1 - 2 вв. н.э. в визант.-греч. письме. К. получает распростр. с 9 в. в канцелярской, дипломатич. и торг. переписке.

КУРУКШЕТРА

КУРУКШЕТРА - равнина между гг. Амбала и Дели, вблизи Панипата, почитающ. в инд. миф. традиции священной. «Шатапатха-брахмана» упомин., что на К. при-носятжертвы боги. «Махабхарата» назыв. ее «небесами на земле», куда раз в месяц приходят боги и святые риши во главе с Брахмой, и утверждает, что жители К. после смерти попадают не в «жилище Ямы», а прямо на небо. На К., по преданию, произошла дливш. 18 дней «великая битва» потомков Бхараты (пандавов и кауравов) - Махабхарата, по к-рой и назван эпос - «Махабхарата».

КУРЦИЙ РУФ

КУРЦИЙ РУФ - др.-рим. историк и ритор 1 в. Автор «Истории Александра Великого», (написана, по-видимому, в 40 - 54). «История» состоит из 10 кн.: 1-я и 2-я до нас не дошли, в 3-й изложение начин, с 333 до н.э. Труд К. Р. основан на не дошедших до нас источ., тенденциозно враждебных Александру Македонскому.

КУРЫ

КУРЫ - предком домаш. петуха явл. инд. красный петух джунглей, одомашнивание к-рого, очевидно, произошло во 2-м тыс. до н.э. В Китае первые сведения о К. имелись уже в 2800 до н.э. В Ветхом завете и у Гомера о К. еще не упомин. В р-нах к С. от Альп К. были одомашнены в бронз, веке. В Средиземноморье изображ. петуха встреч, впервые во 2-й пол. 8 в. до н.э., в М. АзииК. появ. в 6 в. до н.э., а в Греции, где они посвящались богу Асклепию, - в 5 в. до н.э. О. Делос славился разведением породистых К. Изображ. петуха встречается на мн. монетах (напр., в Сицилии). В Афинах даже бедняки имели К. Петуха часто использовали как предсказателя погоды. Увеличения веса К. достигали путем их кастрации. Римляне впервые узнали о К. в Галлии. Они использовали петухов для зрелищных боев и для ауспиций (гаданию по крику и полету птицы). В Италии разводили различ. породы домашних К.

КУСАР-И-ХУСАС

КУСАР-И-ХУСАС - в зап.-семит, миф. бог-ремесленник, наделенный сверхъест. созидат. силой. Божеств, мастер, К.-и-Х. выступает прежде всего как кузнец-оружейник, но его деятельность распростр. на самые разные предметы. В угаритских мифах он делает чудесный лук для Акхата.явивш. предметом вожделений Анат; палицы для Балу (Алий-ану-Балу), при помощи к-рых тот победил Йамму. В поздней финикийской традиции К.-и-Х. именуется Хусор (от «Кусар»); «Хусас» трансформиров. в имя самостоят, божества Усой. В космогонии Моха Хусор (истолковано здесь как «отверзший»)-устроитель космоса, демиург, порожд. Уломом («вечность»); возможно, именно он раскалывает мировое яйцо на две части, из к-рых возникли небо и земля.

КУССАР

КУССАР - один из древнейших хеттских городов (2-е тыс. до н.э.), находивш, в М. Азии, на В. от оз. Туз (точное местополож. неизв.); столица Хеттского царства при царях Аниттасе и Табарне. При Мурсили I столица Хеттского царства была перенесена в Хаттушаш, и К. утратил свое значение.

КУФА

КУФА - город в ср.-век. Ираке, возникший как араб. воен. лагерь ок. 636, на зап. берегу р. Евфрат. При господстве Омейядов (661 - 750) К. превратилась в большой город, ставший резиденцией халифск. наместника, правивш. Ираком. Одновременно К. явл. крупным культурным центром, известным своими учеными, особенно филологами, составлявш. особую школу грамматиков. Одна из наиболее старых форм письменности араб, алфавита связана с К. и назыв. куфической. К. пришла в упадок после основания Багдада в 762. Ныне не существует.

КУХНЯ

КУХНЯ - как спец. помещение для приготовл. пищи появ. только в эллинистич.-рим. эпоху. До этого очаг находился в гл. помещении дома; дым выходил через отверстие в крыше. Климатич. условия позволяли готовить пищу под открытым небом или под легким навесом (как принято ныне на юге).

КУШ

КУШ - др.-егип. и библ. назв. терр. на Ю. от Египта (соотв. примерно совр. гос-ву Судан), у антич. авторов - Эфиопия (не следует путать с совр. Эфиопией, располож. южнее), у ср.-век. авторов - Нубия.

КУШАНИЯ

КУШАНИЯ - древ, город в Ср. Азии, находивш. на ср. теч. р. Зеравшан. Центр княжества племени кушан (юечжи)с 140- 130 до н.э. С нач. 1 в. до н.э. по 2 в. н.э.- столица Кушанск. царства. Позже, с перенесением столицы Кушанск. царства в Индию - центр ср.-азиат, владений кушан. В 5 в. К. - один из основных городов эфталитского госуд. В 7 в. - админ. центр Зап. тюркского каганата.

КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО

КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО - рабовлад. госуд., образо-вавш. в нач. 1 в. до н.э. на терр. Согдианы и Бактрии, занятых с кон. 2 в. до н.э. пятью юечжийскими племенами, в т.ч. племенем гуйшуй. При Кадфизе I (15 - 45 н.э.) произошло объед. юечжийских племен. Сын Кадфиза I, Вима Кадфиз II (45 - 78), покорил индо-греч. госуд. Индии. Наивысш. развития К. ц. достигло при царе Каниш-ке (предположит., правил с 78 до 123). При нем расширилась и укрепилась власть кушан в Сев. Индии, велись успешные войны с Парфией. Канишка перенес столицу из Кушании в Сев.-Зап. Индию - в Пешевар. В 99 кушанское посольство посетило Рим. При дворе Канишки жили крупнейшие инд. философы и писатели того времени - Ашваг-хоша, Васумитра, Нагардихуна и др.

КУШАНЫ

КУШАНЫ - древ, ираноязыч. племя, одно из пяти племен народа юечжи. В древности обитали в Затяньшанье, на С.-З. от р. Хуанхэ, между Дуньхуаном и горным хребтом Цидяньшань. В 60-х гг. 2 в. до н.э. под натиском гуннов К., вместе с большей частью юечжей, отступили на 3. и появ. в Ср. Азии, в пределах Согдианы и Бактрианы, где приняли участие в борьбе местных племен против греко-макед. завоевателей, приведшей к падению греко-бактрийск. царства.

КУЭ

КУЭ - в 10 - 8 вв. до н.э. небольшое рабовлад. госуд. в Вост. Киликии (на терр. совр. Турции, у Искендерунского зал., совр. Гявурдаг). Отсюда вывозились лошади и железо. В 9 в. К. входило в коалицию госуд., возгл. Дамаском, к-рая вела борьбу с Ассирией и Хаматом. В кон. 8 в. было превращено в пров. Ассирии, а затем вошло в состав Киликийского царства. Ок. 540 до н.э. терр. К. была завоев. персами.

КХАРОШТИ

КХАРОШТИ - индобактрийское письмо. Древнейшая надпись, сделанная письмом К. (перевод эдикта Ашоки), датируется ок. 251 до н.э. К. развилось на основе арамейск. алфавита. Письмо К. - слоговое, читается справа налево, в позднейших надписях - слева направо. На К. оказало влияние др.-инд. письмо брахми.

КШАТРИИ

КШАТРИИ - в Др. Индии рабовлад. воен. аристократия. В иерархии варн религ. законы брахманизма отводили варне К. второе место после варны брахманов.

КШИТИГАРБХА

КШИТИГАРБХА - бодхисатва в будд. миф. махаяны. В Индии К. изображают сидящим, его правая рука касается земли, а левая - держит лотос вместе с древом желаний. В кит. и япон. иконографии К. изображ. стоящим; он одет, как монах, и держит в правой руке палку, а в левой - жемчужину, исполняющую желания.

КЮРИКИДЫ

КЮРИКИДЫ - ветвь ср.-век. династии армян. Багратидов. С 978 К. воцарились в княжестве Ташир-Дзорагете с резиденцией в г. Лори. Основателем династии был царь Гурген (на местном наречии - Кюрике) (978 - 989).

Предыдущая страница Следующая страница