Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РИБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РИБ")

РА

РА - 1. Ре - в егип. миф. бог солнца. Центр его культа - г. Гелиополь (др.-егип. Иуну). Как и мн. др. солнеч. божест-ва, воплощался в образе сокола (иногда также - огром. кота), изображ. человеком с головой сокола, увенч. солнеч. диском. Фетиш Р. - столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Р. в виде четырехгран. обелиска). Во мн. текстах Р. называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). В «Текстах пирамид» Р. выступает также как бог умерш. царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит. роль в загроб. мире; участвовал в загроб. суде, давал тепло и свет для умерших, к-рые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Р. С возвышением V династии Др. царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Р. стал гл. богом пантеона и его культ приобрел общеегип. хар-р. Почитание Р. распростр. и в Нубии. Р. оттеснил более древ. геолиопольского демиурга Атума и, отожд. с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов.

Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона «са Ра», т.е. «сын Ра». Р. был отожд. с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставш. верхов. богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др. С Р. связываются и мн. др. божества. Тот-луна создан Р. как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Р.). Ба (души) Р. - Апис и Бену, «посредник Ра, докладывающий истину Атуму» - Мневис. Дочери Р., помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавш. как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.

Хранительница Р. - огнедышащая змея Уто (также считавш. его Оком).

2. древ. назв. р. Волги; встреч. в трудах др.-греч. ученых (Геродота, Птолемея и др.).

РААВ

РААВ - Рахав - в иуд. миф. имя одного из чудовищ, с к-рым сражался Яхве; в библ. предании иерихонская блудница (по нек-рым данным - хозяйка постоял. двора); в ее доме в городской стене укрылось двое юношей, посланных Иисусом Навином на разведку в город.

РАБ

РАБ - человек, к-рым собственник мог распоряжаться как вещью, мог даже его убить. Р. можно было кастрировать, отдать внаем в публич. дом, заставить выступать в кач-ве гладиаторов, бросить на растерз. диким зверям. К кон. античности произвол постепенно смягчался, но полностью так и не прекратился. Наряду с людьми, юридич. принадлежащ. к классу Р., были еще и люди промежуточ. статусов, отличие к-рых от Р. четко не установлено.

Нередким явлением было то, что Р. сам мог явл. владельцем др. Р. Р. были осн. рабочей силой, товаром, предметом потребления и объектом торговли в рабовлад. обществе. В антич. мире на плечи Р. стремились перенести самую тяжелую и грязную работу. Р. были лишены собств. имени и назывались либо по месту своего происхожд. (напр., Фракиец), либо по имени хозяина (напр., - парень Марка). Тем не менее Р. не явл. безвол. орудиями труда, т.к. в с. х-ве, работе по дому и в произ-ве они должны были владеть извест. навыками и самостоят. принимать решения. Лишь в исключит. случаях Р. становились чисто механич. исполнит. Порабощение же всегда оставалось актом голого насилия - будь то на войне, в результате похищения людей или же рабства за долги. Последнее вызвало соц. протест сограждан - уже в 594 по сисахфии Солона была проведена отмена долгов, впервые ограничено рабство. В 6 в. до н.э. наблюдается повсемест. расцвет греч. полисов и колоний.

Простые граждане становились предпринимат., возникало множество новых рабочих мест, к-рые следовало заполнять рабами. Это требовало постоян. и все усиливающ. притока Р. из др. стран. Особенно это было наглядно там, где начали действовать мануфактуры (20 - 50 Р.), отдел. крупные предприятия (100 - 150 Р.), а также рудники со вспомогат. предприятиями по переработке руды, на к-рых трудились по 300 - 600, а то и по 1000 Р. В период расцвета в Афинах (ок. 430 до н.э.) впервые возникли представл. о т.н. благоск. отношении к Р. Речь шла о многочисл. Р.-ремесленниках, зависимость к-рых от хо-зяина сводилась к обязанности выплач. ему некую твердо установл. ренту. Однако это не распростр. на Р., занятых в с. х-ве и на руднич. работах. В 413 до н.э. во время Пелопоннесской войны произошел массовый побег 20 тыс. афинских Р. к спартанцам, что явилось свидет. кризиса рабовлад. госуд. В том же году 7 тыс. свобод. афинских граждан попали в плен к сиракузянам, где им пришлось в кач-ве Р. трудиться в каменоломнях до самой смерти. Существование полиса и каждого его политич. актив. гражданина было возможно лишь благодаря труду Р., освобожд. граждан от работы. Кол-во Р., незначит. к 404 до н.э., стало стремит. увеличиваться, и лишь битва при Херонее в 338 до н.э., означавшая конец греч. свободы, вызвала новое резкое сокращение использования рабского труда в Греции. Хоз. и производств. центры переместились на завоев. Александром Македонским и его преемниками терр. Великая Греция переживала значит. подъем. С этими изменениями связана и переоценка представл. о Р. Еще Еврипид и Алкидамант в нач. 5 в. до н.э. отрицат. отвечали на вопрос о том, оправдано ли в принципе обращение человека в рабство. Они отстаивали право всех людей на свободу. В то же время теоретики госуд. осознавали зависимость его структуры от труда Р. и на вопрос о необходимости рабства отвечали менее прямолинейно. Платон признавал, что несчастья Р. вызваны не естеств. причинами, а исключит. человеч. произволом. Однако он отрицал вину общества перед Р., возлагая всю ответств. на личную судьбу человека (эту вину можно искупить освобожд. от рабства). Платон выступал против порабощения одних греков другими. Напротив, Аристотель полагал, что существуют люди, самой природой предназнач. быть Р. и больше ни на что не годные. Этих взглядов придерживалось и большинство последующих мыслителей. Стоики считали, что от Р. можно неогранич. требовать работы - как правило, физич., а в нек-рых случаях и умств. Перемещение политич. и экономич. центров антич. мира из Афин на В. и З. в З в. до н.э. вызвало на З. увеличение числа Р. (р-ны карфагенского, этрусского, сицилийского влияния). На В., в Египте и Передней Азии, где издавна существовали многочисл. формы зависимости, они были лишь слегка модифицир.; в осн. сохранились традиц. формы принудит. труда в с. х-ве. Торговля рабами с Западом осуществлялась через греч. рынки (Делос, Родос). Во времена Рим. республики, ставшей наследницей этих терр., рабство получило дальнейшее развитие и приобрело небывалый размах - как на рудниках (в Испании с 238 до н.э. трудились карфагеняне, с 202 до н.э. - римляне), так и в с.-х. р-нах. Однако после первых восстаний Р. во время войны с Ганнибалом, после крупных выступлений Р. на Сицилии (136 до н.э.) под руковод. Эвна и в Пергамском царстве (133 до н.э.) во главе с Аристоником стало ясно, что система массов. рабства переживает кризис. О том, как тяжел был гнет, испытываемый Р. ок. 150 до н.э., свидет. максима Катона Ст.: рабам ничего не следует знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до самой смерти. Терракотовые ста-туэтки того времени свидет. об этом. В 1 в. до н.э. крупные предприниматели пришли к выводу, что гораздо выгоднее содержать группы Р., спец. обуч. выполнению конкрет. задач, и рационал. их использовать.

Примером может служить группа в 500 рабов М. Лициния Красса, к-рая занималась исключит. разрушением зданий. При имп. Августе положение изменилось. Пиратство было практич. подавлено, приток военнопленных по-прежнему сохранялся высоким, однако рынок Р. начал пустеть. Труд Р. сохранялся в керамич. произ-ве и стеклодувном деле, а также на нек-рых рудниках (здесь, а также в каменоломнях работали преступники, наказ. лишением свободы) и на произ-ве киновари. В 1 в. н.э. безгранич. право распоряжаться Р. стало сходить на нет. Христианство и др. религ. общины (поклонники Митры, почитатели Исиды, манихеи, иудеи), признав за Р. религ. равноправие, не осуждали рабство как таковое.

Лишь Маконский собор в 583 запретил продажу язычникам Р.-христиан. Исключит. положение занимала группа Р. крупнейшего рабовладельца - рим. императора. Своих Р. он назначал на различ. управленч. должности, вплоть до весьма высоких. Как правило, такие Р. становились вольноотпущенниками.

РАБАД

РАБАД - ремесл.-торг. предместье в городах Ср. Азии и Персии в 7 - 8 вв. Р. примыкал к шахристану (резиденции правителя и знати). Термином «Р.» иногда обознач. также стена, окруж. пригород вместе с шахристаном.

РАБАТ

РАБАТ - укрепл. воен. лагери, строивш. арабами на завоев. землях как опорные пункты их владычества. В Ср. Азии Р. возводились арабами с 727 - 729 как система укрепл. против кочевников. В 30-х гг. 9 в. на терр. Туркмении были построены Р. Ферава и Дихистан для обороны против огузов.

РАВАНА

РАВАНА - в индуист. миф. царь ракшасов и антогонист гл. героя Рамы в эпосе «Рамаяна». Он наделен чертами миф. дракона: имеет десять голов, способен передвигаться по воздуху на своей колеснице Пушпаке, живет среди вод на о-ве Ланка, разоряет земли, пожирает живые существа, похищает женщин.

РАВАНАСТР

РАВАНАСТР - раванастрам, раванастрон - древнейший инд. струн. смыч. муз. инструмент. Корпус Р. представляет собой полый дерев. цилиндр, одно из оснований к-рого обтянуто кожей (б.ч. змеиной), явл. декой. Сквозь корпус Р. проходит длинная шейка в виде дерев. стержня, вверху к-рого укреплены колки, Р. имеет 1 - 2 струны (шелковые или жильные). Играют на Р. сидя, держа инструмент перед собой вертикально.

РАВЕННА

РАВЕННА - город на В. Италии; основана, по преданию, греками из Фессалии в 6 в. до н.э. В эпоху Рим. империи (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.) была стратегич. портом, прикрывавшим с В. дорогу на Рим, стоянкой рим., а после захвата Р. Византией (554) - визант. флотов. В нач. 5 в. Р. - вторая императорская резиденция (первой был Милан). В кон. 5 в. город завоевали остготы. При визант. господстве (554 - 751) Р. - столица Равеннского экзархата. В 751 Р. овладели лангобарды, а в 754 франкский король Пипин Короткий завоевал Равеннский экзархат, передав затем Р. папе римскому.

РАГНАРЕК

РАГНАРЕК - в сканд. миф. гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонич. чудовищ. Предвестием Р. явл. смерть юного бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестер»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упомин. также трехгодич. «великанская зима» (фимбульветер), предшеств. Р. Волк (Фенрир?) глотает солнце, др. волк похищает месяц. В «Прорицании вельвы» говорится, что солнце «чернеет», звезды падают с неба. Происходят землетрясения, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю (или земля погружается в море). Все эти природ. явления (а также нестерп. жар) следуют за послед. битвой богов с хтонич. силами (в «Младшей Эдде» предшествуют этой битве), собственно, и приводящей к гибели богов. На свободу вырываются хтонич. чудовища, прежде всего волк Фенрир и мировой змей Ермунганд, а также их отец Локи. Из хель (царства мертвых) приплывает корабль мертвецов Нагльфар (сделанный из ногтей мертвецов). Согл. «Прорицанию вельвы», рулем правит Локи; в «Младшей Эдде» корабль ведет великан Хрюм (в «Прорицании вельвы» он не связан с Нагльфаром). Появл. также «инеистые великаны» (хримтурсы), войско сынов Муспелля скачет по мосту Биврест, к-рый при этом рушится. Великан Сурт приближается с Ю. с мечом, к-рый «ярче солнца» (огонь).

Страж богов Хеймдалль, трубя в рог Гьяллархорн («громкий рог»), будит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов (эйнхериев). Вслед за тем Один скачет к Мимиру, хозяину источ. мудрости, испрашивая у него совета перед боем. На поле битвы выезжают боги и эйнхерии, возгл. Одином. Место битвы названо Вигрид (по «речам Вафтруднира» - «Старшая Эдда»), или Оскопнир («Речи Фафнира»). Один сражается с Фенриром, Тор с Ермунгандом, бог Тюр с демонским псом Гармом, Хеймдалль с Локи, бог Фрейр с Суртом.

Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Сурт убивает Фрейра (так, как объясняет «Младшая Эдда», он отдал свой меч слуге Скирниру); др. участники поединков убивают друг друга. Сурт сжигает огнем мир. При этом погибают и все люди. Но за гибелью мира последует его возрожд.: выживают и селятся на месте, где ранее был Асгард (жилище богов), представители «младшего поколения» богов - Видар и Вали (сыновья Одина), Магни и Моди (сыновья Тора); они наследуют его молот Мьелльнир; возвращаются из царства мертвых хель и примиряются между собой Бальдр и его убийца - Хед. Выживут, укрывш. в роще Ходдмимир, и два человека - Лив и Ливтрасир; они вновь дадут начало человеч. роду («Старшая Эдда», «Речи Вафтруднира»).

РАГУИЛ

РАГУИЛ - в иуд. послебибл. представл. один из семи великих ангелов (архангелов).

РАГХУВАНША

РАГХУВАНША - назв. поэмы крупнейш. др.-инд. поэта Калидасы.

РАДАГАЙС

РАДАГАЙС (ум. в 406) - вождь герм. и др. варварских племен, в 405 вторгш. в Италию и осадивших Флоренцию. В битве при Фьезоле (авг. 406) войску Р. было нанесено пораж. рим. полководцем Стилихоном. Р. был взят в плен и казнен.

РАДАМАНФ

РАДАМАНФ - Радамант - в греч. миф. сын Зевса и Европы, брат Миноса и Сарпедона. Р. родился на Крите, куда прибыл Зевс, похитивший, приняв облик быка, дочь финикийск. царя Европу. Когда критский царь Астерий вступил в брак с Европой, он усыновил детей. Р. дал критянам законы, но затем бежал в Беотию и женился на Алкмене, оставш. вдовой после гибели Амфитриона. Будучи самым справедл. из всех людей, Р. после смерти стал вместе с Миносом и Эаком судьей над мертвыми в аиде. Сыновья Р. Гортин и Эритр - эпонимы гг. Гортины на Крите и Эритры в Беотии.

РАДЖА

РАДЖА - княж. титул в Индии. В надписях и лит. произв. раннего средневековья титул Р., противопост. титулу махараджа, обозначал обычно правителя вассал. кн-ва.

РАДЖАГРИХА

РАДЖАГРИХА - в Др. Индии в 6 - 5 вв. до н.э. первая извест. столица госуд. Магадха. По традиции, была осн. царем Бимбисарой и при нем, а также при царе Аджаташатру была значит. центром торговли, ремесла и культуры. После переноса столицы в Паталипутру Р. сохранила знач. центра будд. культуры.

РАДХА

РАДХА - в индуист. миф. пастушка, возлюбл. Кришны.

РАЙ

РАЙ - в христ. представлениях место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни.

РАКШАСЫ

РАКШАСЫ - в др.-инд. миф. один из основ. классов демонов. В отличие от асуров, явл. соперниками богов, Р. выступают гл. обр. врагами людей. В вед. лит-ре Р. рисуются ночн. чудовищами, преследующ. людей и мешающ. жертвоприношениям; либо сами они имеют устра-шающий вид: одноглазые, с неск. головами, рогатые, либо принимают обличье зловещих зверей и птиц. Позднее о Р. обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огнен. глазами, огром. животами, провал. ртами, окровав. клыками.

РАМА

РАМА - Рамачандра - в индуист. миф. седьмая аватара Вишну, в к-рой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Р. считается Рагху, легенд. царь Солнечной династии; поэтому Р. часто именуют Рагхава («потомок Рагху»).

РАМЕССИДЫ

РАМЕССИДЫ - принятое в науке услов. назв. царей др.-егип. ХХ династии (1206 - 1071/1070 до н.э.), к-рые все, кроме ее основателя Сетнахта (1206 - 1204 до н.э.), в составе своих имен имели имя Рамсес (Рамесу - «Рожденный Ра»). Период Р. относит. мало изучен вследствие скудости источ.

РАМСЕС

РАМСЕС - в Др. Египте:

1. Р. II (тронное имя - Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра) - фараон ХIХ династии (1317 - 1251 до н.э.). При нем Египет в послед. раз в эпоху Нового царства достиг значит. могущества. Продолжая походы своего отца Сети I, Р. II восст. власть Египта в Палестине; в Сирии Р. столкнулся с хеттами, к-рые также претендовали на нее.

После битвы при Кадеше (1312 до н.э.) он продолжал борьбу с хеттами до 1296, когда заключил мирный договор с хеттским царем Хаттусили III (до нас дошли хеттская и егип. редакции этого перв. извест. в истории междунар. договора). Война с хеттами побудила Р. II перенести свою резиденцию в Сев.-Вост. Дельту, где был сооружен г. «Пер-Рамсес» («Дом Рамсеса», впослед. Танис). Для Р. II хар-рна чрезвыч. широкая строит. деятельность. Им сооружены храмы в Абидосе, Фивах (Рамессеум), пристройки в Карнаке и Луксоре, оба пещерных храма Абу-Симбела, храм в Эдфу и т.д.

2. Р. IV (III) (тронное имя - Усер-маат-Ра-мери-Амон) - фараон ХХ династии (1204 - 1173 до н.э.), один из первых Рамессидов.

По нумерации нек-рых ученых его именуют Р. III, т.к. опускают Рамсеса-Ситаха ХIХ династии (ок. 1210 до н.э.). Р. IV (III) отразил нападение «народов моря» на Ниж. Египет.

Построил заупокойный храм Мединет-Абу (близ Фив).

3. Р. ХII (тронное имя Мен-маат-Ра-сотепен-Птах) - егип. фараон 1098 - 1071 до н.э. В период правл. Р. ХII обнаружились признаки кризиса цент. власти. В последние годы правл. Р. XII власть фактич. перешла в руки Херихора, верхов. жреца бога Амона, впослед. - основателя новой, жреч. династии, правившей юж. частью Египта. Упал и междунар. престиж Египта, еще к нач. правл. Р. ХII утративш. свои владения в Азии.

РАНГХА

РАНГХА - в иран. миф. (в «Авесте») мировая река. Омывала одну сторону мира и выступала символом края света, макс. удаленности. Образ Р., видимо, - один из древнейших в иран. миф. традиции. Обычный эпитет Р. - «исток и устье к-рой пребывают далеко (отсюда)». Глубина ее в тыс. раз превышала рост человека. В ее басс. обитали «безголовые» племена. В Р. водится гигантская благая рыба. Ряд исследователей отожд. Р. с Волгой. В «Ригведе» Р. соотв. р. Раса.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО - термин для обознач. христианства до признания его в Рим. империи религией, равноправ. с язычеством (нач. 4 в.). В пределах Р. х. выделяют обычно т.н. первонач. христианство (1 в. н.э.).

РАННЕЕ ЦАРСТВО

РАННЕЕ ЦАРСТВО (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) - обознач., введен. египтологом Ю. Я. Перепелкиным, для древнейш. периода истории Египта (I и II династий списка Манефона, а также непосредств. предшеств. I династии). Заменило прежнее назв. «Архаич. период». В зарубеж. лит-ре принято обознач. «Тинитское время» (согл. Манефону, цари I династии происходили из Тина (Тинис) - гл. города 8-го нома Верх. Египта).

РАПАИТЫ

РАПАИТЫ - в зап.-семит. миф. обитатели царства мерт-вых. В Сев. Африке в романизов. пунийской среде Р. отожд. с рим. манами. Среди угаритских мифопоэтич. преданий об Акхате сохран. фрагменты о Р., участвующих вместе с богами в каких-то работах и трапезах бога Илу. В мифоэпич. предании о Карату Р. - сообщество, действующее вместе с нар. собранием.

РАПСОДЫ

РАПСОДЫ - др.-греч. странств. певцы, собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэмы (гл. обр. поэм Гомера). В отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р. только исполняли уже сложивш. поэтич. текст; иногда они одноврем. были и поэтами. Антич. предание считало Гомера рапсодом. Первые сведения о Р. относятся ко времени Писистрата (ок. 600 - 527 до н.э.), когда с их слов были записаны поэмы Гомера.

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ - самое позор. наказание в Рим. империи, обрекавшее осужден. на долгую и мучит. смерть. В период Республики распинали (вероятно, в подражание пунийцам) в первую очередь рабов и неримлян; рим. граждан подвергали Р. за переход на сторону врага во время войны. В императ. эпоху так казнили гл. обр. людей из низов, причем со временем - все чаще. Р. было отменено Константином после 314.

РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО

РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО - добывалось преим. из оливок путем выжимки, причем обе операции - удаление косточки и выжимка мякоти плодов - были механизир. Льняное и ореховое масло использов. почти исключит. в мед. целях. Масло горького миндаля служило основой для парфюм. продукции. Маслянистые ароматич. вещества можно было растворять только в масле и выжимать, прямое произ-во эфирных масел было невозможно.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА - развилось в греч. праве из возможности изгнания виновной (напр., в прелюбодеянии) жены. Р. б. с невинов. женой в случае бездетности осуществ. в Спарте и в Риме начиная с 1-й пол. 3 в. до н.э. Позже стали возможны разводы по инициативе жены или по взаим. согласию. В каждом таком случае приданое жены должно было быть ей возвращено. Под влиянием хрис-тианства, объявивш. браки нерасторж., условия Р. б. затруднились и Р. б. без уважит. причины преследовалось.

РАТИ

РАТИ - в др.-инд. миф. богиня любов. страсти, супруга бога любви Камы.

РАТИАРИЯ

РАТИАРИЯ - рим. поселение в Верх. Мезии (совр. Арчар близ Видина в Болгарии). В 1 в. н.э. Р. явл. стоянкой одного из рим. легионов и опорным пунктом флота. Со времени Траяна Р. получает ранг колонии и становится тамож. станцией и перегрузоч. центром вблизи Железных Ворот. В кон. З в. Р. вновь стала функционир. как стоянка легиона, затем столица пров. Прибреж. Дакия.

РАТНАСАМБХАВА

РАТНАСАМБХАВА - в будд. миф. ваджраяны один из т.н. дхьяни-будд. Р. явл. главой семьи ратна. В мандале дхьяни-будд Р. изображ. на Ю., он желтого цвета, его правая рука - в варадамуре (ладонь повернута к зрителям), что символизир. щедрость.

РАТ-ТАУИ

РАТ-ТАУИ - в егип. миф. богиня, жена Монту, родившая ребенка-солнце Гора-па-Ра. Связана с культом Ра, отожд. с Иунит. Ипостасью Р.-Т. нередко явл. Сешат.

РАУДИЙСКОЕ ПОЛЕ

РАУДИЙСКОЕ ПОЛЕ - низменность, простирающ. вдоль р. Сезии, западнее г. Милана (в Сев. Италии), где в 101 до н.э. произошла битва между рим. войсками консула Гая Мария (ок. 50 тыс. чел.) и герм. племенами - кимврами. Битва закончилась почти полным уничтож. кимвров: на поле боя пало св. 100 тыс. чел., в т.ч. царь Бойорикс; 60 тыс. чел. было взято в плен и продано в рабство. Устраш. такой расправой кимвры покинули Альпы и переселились на С. за Юру и на Вогезы. Сраж. на Р. п. завершило войну Рима с кимврами.

РАУЛЬ БУРГУНДСКИЙ

РАУЛЬ БУРГУНДСКИЙ (ум. 936) - бургундский герцог, франц. король 923 - 936. Р. Б. в союзе с Робертом, графом парижским, боролся против франц. короля Карла Простоватого. После победы над последним при Суассоне в 923 Р. Б. был провозглашен королем и коронован. Одержал ряд побед над норманнами.

РАУРИКИ

РАУРИКИ - кельт. племя, населявшее р-н совр. Базеля. В 44 до н.э. в обл. Р. была основана рим. колония Августа Раврика, ныне Огст близ Базеля.

РАФАИЛ

РАФАИЛ - один из семи великих ангелов (архангелов).

РАФИЯ

РАФИЯ - маленький прибреж. город в Юж. Палестине, возле к-рого состоялось решающее сраж. 4-й Сирийской войны (220 - 217 до н.э.). В этом сраж. Птолемей IV с войском, усиленным 20 тыс. егип. солдат, разбил Антиоха III и захватил Юж. Сирию.

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ - в ветхозавет. предании сестра Лии, двоюрод. сестра и жена Иакова.

РАХШ

РАХШ - в иран. эпосе богатырс. конь Рустама. Р. избран Рустамом, потому что он один выдерживает тяжесть его руки (извест. эпич. мотив выбора и испытания коня). Р. - верный товарищ и помощник Рустама: в согдийском текс-те о Рустаме (5 в.) он будит его при приближении врагов, в «Шахнаме» во время похода Рустама в Мазендеран Р. убивает дикого льва. Образ Р. вошел в перс. и таджик. сказки.

РАШАП

РАШАП - Решеф - в зап.-семит. миф. бог огня и молний, губитель, насылающий мор. Иногда предстает как бог войны, покровитель оружия. Выступает в паре с Анат, очевидно, явл. его супругой, или Кудшу; тесно связан с Хороном. Отожд. с шумеро-аккад. Нергалом, в эллинистич. эпоху - с Аполлоном. В теогонии Санхонйатона - Филона Р., очевидно, соотв. «свет», «огонь», и «пламя» - потомки Геноса и Генеи, открывшие людям способ добывания и использов. огня; от них происходят гиганты. Р. вошел в егип. пантеон; почитался также на Кипре. Согл. егип. источ., Р. носит короткое одеяние, перетян. ремнями, высокую конусообр. шапку, в руках у него щит, копье и боевой топор. Одной из ипостасей Р., возможно, явл. палестинско-ханаанейский бог Миккаль.

РАШИ

РАШИ - в груз. миф. быстрые, всемогущие кони героев; имя восходит к имени легенд. коня Рахш в иран. и таджик. мифопоэтич. традициях. Появление Р. необычно: они рожд. из мышц человека, выходят из моря, вырастают из земли. Различаются земные, мор. и небесные Р.

РАШТРАКУТЫ

РАШТРАКУТЫ - династия феод. правителей госуд., существ. на терр. Декана (Индия) с сер. 8 в. по 973. В госуд. Р., образовавш. в результате свержения династии Чалукьев, входили (в 9 в.) терр. Махараштры, Гуджарата, Майсура, части Хайдарабада и Мадрасской провинции.

РЕБЕНОК

РЕБЕНОК - в античности появл. Р. на свет было связано с совершением особых обрядов. На 7-й или 10-й день в Греции происходила торжеств. процедура наречения (в Риме это происходило на 8-й или 9-й день). Римляне совершали обряд «признания» Р.: подняв его с земли, отец тем самым признавал Р. своим. В первые годы жизни Р. находился на попечении кормилицы, позже - воспитателей (и та, и другие были преим. рабами).

Приблизит. в 7 лет мальчики и девочки начинали обучение в школе, в 13 - 14 переходили на следующую ступень обучения - в грамматич. школу, где учились до 17 - 18-летнего возраста (на это, правда, имели право гл. обр. дети из благород. и зажиточ. семей). По рим. законам мальчики до 14 лет, а девочки до 12 лет были в правовом отношении недееспособны, а вплоть до 25 лет обладали огранич. дееспособн. В Греции дети пользовались особым покровит. взрослых; вместе с тем закон обязывал их заботиться о престарелых и больных родителях. В Риме благогов.-почтит. отношение к родителям вменялось в обязанность. О том, что дети в Греции пользовались всеобщей любовью, свидет. многочисл. дошедшие до нас изображ. детей, особенно эллинистич. времени.

РЕВЕККА

РЕВЕККА - по ветхозавет. преданию, жена Исаака, родившая ему близнецов Иакова и Исава, одна из четырех прародительниц еврейск. народа. Дочь Вафуила Арамеянина, племянника Авраама, сестра Лавана.

РЕГИЙ

РЕГИЙ - др.-греч. город на берегу Сицилийского пролива в Юж. Италии (совр. Реджо-ди-Калабрия). Основан, по-видимому, в сер. 8 в. до н.э. халкидянами с о-ва Эвбея; позднее (ок. 600 до н.э.) в город переселились выходцы из Мессении. Тираны из мессенцев правили Р. вплоть до 461 до н.э. Р. - крупный ремесл. и торг. центр, в 387 до н.э. был захвачен и разрушен сиракузским тираном Дионисием Старшим. В 1-й четв. 3 в. до н.э. участвовал в войне против Рима на стороне Пирра. В 270 до н.э. Р. взят римлянами. В 410 н.э. захвачен и разграблен Аларихом.

РЕГИНО ПРЮМСКИЙ

РЕГИНО ПРЮМСКИЙ - Регинон Прюмский (ум. 915) - ср.-век. хронист, в 892 - 899 - аббат Прюмского монастыря (Лотарингия). Хроника Р. П. охватывает период с 1 в. до 906. Интерес представляет (особенно для истории Франции) последняя книга (с 813 по 906), основанная на документах и личных наблюдениях автора.

РЕГИОН

РЕГИОН - первонач. направление, затем - местность, округ, городской квартал. В республикан. время Рим делился на четыре Р. (имеются свидет-ва, что такое деление восходит к правл. царя Сервия Туллия). При Августе число Р. увелич. до 14. Август разделил всю Италию, включая Цизальпинскую Галлию, на 11 Р.:

1. Кампания и и Лаций.

2. Апулия и Калабрия.

3. Лукания и Бруттии.

4. Самний.

5. Пицен.

6. Умбрия.

7. Этрурия.

8. Эмилия.

9. Лигурия.

10. Венетия и Истрия.

11. Транспаданская Галлия. По адм. реформе Диоклетиана внутри диоцеза Италии, включ., кроме самой Италии, о-ва Сицилию, Сардинию и Корсику и часть альп. обл., устанавлив. регионы по обеспечению Рима и регионы, предназнач. для обслуживания императ. двора.

РЕГУЛ

РЕГУЛ - Марк Атилий (ум. ок. 248 до н.э.) - рим. полководец и политич. деятель. Будучи в 267 до н.э. консулом, завоевал г. Брундизий. В период 1-й Пунической войны во время своего второго консульства в 256 до н.э. Р. вместе с др. консулом Л. Манлием Вульсоном одержал победу над карфагенянами при мысе Экном и возгл. воен. действия римлян в Африке. Им была одержана победа около Клупеи, но весной 255 до н.э. при Тунесе (около Карфагена) армия Р. была разбита карфаг. войском. Схвач. карфагенянами, Р. умер в плену.

РЕЗАНА

РЕЗАНА - одна из денежных единиц Киевской Руси. Когда назв. «куна» получил дирхем, к-рый представлял собой эквивалент шкурки куницы, то эквивалент части (обрезка) куны назвали «резаной». В др.-рус. кладах часто находят фрагменты дирхемов (1/2, 1/4 и др.). Фрагментирование дирхемов свидет., что целая монета была слишком крупной для мелких торг. сделок. В 9 в. Р. равнялась 1/50 гривны, в 12 в. приравнив. уже к куне вследствие того, что куна стала вдвое более легкой и составляла не 1/25, а 1/50 гривны (как и Р.). Куна и Р. существовали параллельно, но постепенно счет на куны стал более употребит.

РЕЙ

РЕЙ - древ. город в Иране, развалины к-рого близ юго-вост. окраины Тегерана. Упомин. в Авесте и Бехистунской надписи. В 7 в. завоеван арабами. Последоват. входил в состав госуд. Тахиридов, Саманидов, Буидов.

РЕЙН

РЕЙН - после победы Цезаря над вождем свевов Ариовистом в 58 до н.э., двухкрат. форсирования Р. (в 55 и 53) и окончат. завоевания Галлии в 50 до н.э. Р. становится одной из важнейших границ рим. госуд., отделявшей его от Германии. Август безуспешно пытался захватить герм. терр. на правом берегу Р. Во времена Друза на Р. появл. рим. флот, т.н. герм. флот. После включ. в состав Рим. империи Декуматских полей и возведения при Домициане укрепл. границ Р. в верх. теч. стал полностью рим. Однако ок. 260 н.э. правобереж. обл. были вновь покинуты римлянами, а ок. 400 была оставлена и граница по Р.

В антич. эпоху Р. мало использовался для торг. перевозок, но по мостам через него шел оживл. торг. обмен. В рим. время в своем ниж. теч. Р. делился на рукава совершенно иначе, чем в настоящее время.

РЕКАРЕД I

РЕКАРЕД I (516 - 601) - король вестготск. госуд. в Испании 586 - 601. В целях сближения герм. знати с испано-рим. землевлад. и укрепления вестготск. раннефеод. госуд. признал взамен арианства католичество гос. религией (587 или 589). Заговоры и мятежи арианской знати, сопротивл. усилению королевской власти, были подавлены. Р. I признал завоев. Византии на Ю. и В. Пиренейского п-ова. Привлекал к управл. страной представителей духовенства.

РЕКОНКИСТА

РЕКОНКИСТА - отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

РЕЛЕГАЦИЯ

РЕЛЕГАЦИЯ - смягч. форма изгнания, налагавш. отцом семейства, сенатом магистратами (напр., городск. и преторианск. префектами, префектами пров.) или императором на срок от полугода до пожизн.

РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ

РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ - углубл. накатан. желоба, использовавш. в кач-ве рельсов (типа трамвайных), неоднократно встреч. археологам во мн. антич. городах. Наиболее значит. постр. уже в 6 в. до н.э. Р. п. «Диолк» (волок для кораблей) дл. 6 км и шириной колеи 155 см при ширине настила от 3,6 до 4,2 м был проведен через Истмийский перешеек у Коринфа. 2 км этого пути были обнаружены в 1960 при сооруж. совр. канала. Существ. также Р. п. для театрал. машин, позволявшие выкатывать из глубины сцены декорации.

Такая установка (эккиклема) существ. в театре Эретрии. Римляне также использовали Р. п. в городах. Имелись ли в колейных канавках дерев. прокладки (упругие и устраняющие шум), точно не установлено.

РЕМ

РЕМ - по др.-рим. преданию, брат Ромула, вместе с ним основавший Рим.

РЕМЕСЛО

РЕМЕСЛО - для антич. рабовлад. общества хар-рны разделение труда и высокий (для того времени) уровень организ. произ-ва. Отдельные отрасли Р. начали отделяться от земледелия в Греции уже в нач. 1-го тыс. до н.э. напр., кузнеч. и горшеч. Р. С 6 - 5 вв. до н.э. стали самостоят. др. виды Р. Разделение труда и специализация Р. в отдельных греч. городах развивались очень неравномерно. Мн. ремесленники были свободными, однако рабство не было помехой для развития Р. Нек-рые отрасли Р. часто преобладали в местном произ-ве, напр., горшеч. и обработка металлов в Коринфе и Афинах, ткачество и обработка шерсти в Милете. В 4 в. до н.э. и в эпоху эллинизма, когда в полисах приняла широкие масштабы соц. и хоз. дифференциация, возникли крупные ремесл. мастерские, в к-рых работали в первую очередь рабы, напр., в Александрии. В эллинистич. госуд. цари обладали монополией на нек-рые Р. Соц. положение ремесленников в Греции было неодинаковым. Во мн. аграр. полисах ремесленники считались низким соц. слоем (напр., в Спарте, Беотии, Фессалии). В торг. и порт. городах ремесленники были уважаемыми людьми (напр., в Коринфе, Милете, Афинах). В Риме во времена ранней Республики ремесленники не имели большого веса в обществе. Специализация и разделение труда развивались в рим. Р. лишь со 2 в. до н.э. С этого времени Р. широко использовало рабский труд. В поздней Республике и Империи Р. занимались мн. вольноотпущ. По господств. представлениям, обществ. положение ремесленников в Риме оценивалось невысоко, однако в ходе кризиса рабства во времена Империи оно изменялось. Многочисл. надписи на надгробиях ремесленников говорят об их гордости за свою профессию. Со времени поздней Республики все большее число ремесленников объед. в коллегии, происхожд. к-рых, вероятно, восходит к древнейшим временам. В 3 - 4 вв. н.э. коллегии стали принудит. корпорациями. С этого времени и в зап. пров. Империи городское Р. переживает кризис, мн. ремесленники покидают города и селятся в крупных земельных владениях. В больших городах Вост. Империи значение Р. сохран. Р. были основаны на ручном труде, техника произ-ва была примитивной. Лишь в больших пекарнях существовали тестомесил. машины, на крупных строит. площадках - строит. краны. Самые простые инструменты - гончар. круги, кузнеч. меха, сукновал. прессы и мельницы - имел в своем распоряжении каждый гончар, кузнец, сукновал и мельник. Примитив. техника требовала значит. времени для произ-ва изделий, и этим определялась низкая производит. труда.

РЕМЫ

РЕМЫ - галльское племя.

РЕНЕНУТЕТ

РЕНЕНУТЕТ - Термутис - в егип. миф. богиня, охраняющая собранный урожай. Воплощалась в образе змеи; изображ. в виде змеи или женщины со змеей на голове. Эпитеты Р. - «владычица плодородия», «правительница закромов». Сын Р. - бог зерна Непери (иногда их обоих отожд. с Исидой и Гором). Считалось, что змея Р. появл. на поле во время жатвы, следя за тщательн. уборки урожая. Р. дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Впослед. она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. Р., часто вместе с Шаи, упомин. в добрых пожеланиях, напр.: «да будет жить с тобой здоровье, при тебе Шаи, Рененутет в руке твоей»; «да будет жить Рененутет на пути твоем». Праздник Р., во время к-рого фараон приносил ей благодарств. жертву, отмечался в день окончания жатвы.

РЕС

РЕС - в греч. миф. фракийский царь, союзник троянцев. Р. на десятом году войны прибывает в троянский лагерь и в первую же ночь становится жертвой Диомеда и Одиссея (к-рые нападают на спящих фракийцев, убивают Р. и 12 его соратников и угоняют знамен. коней Р.).

РЕСКРИПТ

РЕСКРИПТ - в Др. Риме имевший силу закона письм. ответ императора на представл. ему для разрешения вопрос.

РЕТРА

РЕТРА - архаич. греч. назв. договоров или законов, особенно тех, к-рые считались санкционир. божеств. волей. Наиболее известна приводимая Плутархом дословно т.н. Великая Р. - законы Спарты кон. 8 или нач. 7 в. до н.э. Эти законы, по преданию, были даны дельфийским оракулом миф. основателю спарт. госуд. Ликургу.

РЕТЫ

РЕТЫ - древ. альп. кельтоиллирийские племена. Большинство совр. лингвистов, пытавш. расшифр. надписи, обнаруж. в р-не обитания Р., считает, что они написаны на варианте этрусск. алфавита, в к-ром имеется и ряд отличий от алфавита собственно этрусков. Р. делились на ряд племен (трумплины, камунны, веносты и др.), живших в изолиров. друг от друга долинах Зап. и Цент. Альп.

РЕФАИМ

РЕФАИМ - в ветхозавет. предании древнейшие обитатели Ханаана, люди исполинск. роста и огром. физич. силы. Они были покорены родств. евреям моавитянами и аммонитянами, а ко времени исхода с лица земли, сохран. очень немногие из них, напр., Ог, царь Васанский. В апокрифич. сказаниях Р. отожд. с «исполинами», рожд. смертными женщинами от падших «ангелов». Страшные чудовища, ростом в 18 локтей, с 16 рядами зубов, они впервые стали вкушать мясную пищу, а от убийства животных перешли к истреблению людей, именно Р. изобрели оружие и начали кровопролит. войны.

РЕЦЕПТ

РЕЦЕПТ (лат. - возьми; подразумеваются ингредиенты для приготовления лекарства). В антич. эпоху лекарства не продавались в готовом виде, а мед. обслуживание нередко осуществлялось неспециалистами. Поэтому сборники Р., составл. либо врачами для лечения больных, либо дилетантами для собств. нужд, занимают в антич. мед. лит-ре, особенно рим. времени, значит. место. Подобные сборники, напр., соч. Скрибония Ларга, Марцелла, Феодора Присциана, «Медицина» Плиния, содержат большое кол-во Р. лекарств почти от всех извест. в антич. время заболеваний. Пользование этими книгами давало возможность несведущ. человеку в случае надобности самому приготовить необход. медикамент.

РЕЦИЯ

РЕЦИЯ - рим. провинция в Альпах (терр. совр. Тироля, частично Баварии и Швейцарии) с центром Августа-Винделикорум (совр. Аугсбург). Терр. Р. была завоевана римлянами и превращена в провинцию в 15 до н.э. Осн. населением были племена ретов и винделиков. При Диоклетиане Р. была поделена на две провинции: Р. I (на Ю.) и Р. II (на С.). В сер. 5 в. Р. завоев. алеманнами, свевами и др. герм. племенами.

РЕЧЕНИЕ НЕФЕРТИ

РЕЧЕНИЕ НЕФЕРТИ - др.-егип. лит. произв. периода Ср. царства, сохран. в копии 15 в. до н.э. Содержание текс-та - мессианское. Неферти (это имя читали ранее Неферреху), предсказывая фараону трагич. конец блестящей эпохи Др. царства, пророчествует о наступл. возрождения страны, связывая это с им. Амени. «Р. Н.» имело целью укрепить престиж основателя ХII династии Аменемхета I, назв. в произв. Амени.

РЕЯ

РЕЯ - в греч. миф. древ. богиня, титанида, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, родившая ему Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Р. по совету родителей спасла Зевса. Кроносу вместо сына она подложила запелен. камень, к-рый он и проглотил, а сына в тайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. По одному из вариантов мифа Р. обманула Кроноса при рожд. Посейдона. Она спрятала сына среди пасущ. овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославш. на то, что именно его она и родила. В период поздней античности стала Великой матерью богов и получила имя Р.-Кибелы, культ к-рой отличался оргиастич. хар-ром. Свиту Р. на Крите составляли куреты и корибанты.

РЕЯ СИЛЬВИЯ

РЕЯ СИЛЬВИЯ - Илия - в рим. миф. мать Ромула и Рема. По одной версии, приближавшей основание Рима к прибытию в Италию Энея, Р. С. была его дочерью или внучкой; по другой, более распростр., - дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора (отсюда вторая часть им. Р. С. - «лесовик» - прозвище или родовое имя всех царей Альбы-Лонги), изгнан. своим захватившим власть братом Амулием. Амулий, чтобы у Р. С. не было детей, сделал ее весталкой. Однако Р. С. родила двух близнецов от полюбивш. ее Марса (есть версия, что от Амулия в облике Марса). Согл. одним преданиям, Р. С. потом была убита Амулием, согл. другим, - заточена в темницу, откуда ее освободили, свергнув Амулия, сыновья, согл. третьим, - она бросилась в Тибр, была спасена богом Тиберином и стала его женой.

РИАГ

РИАГ - ри - племенной вождь, а также глава конфедерации племени у кельтов Др. Ирландии.

РИБХУ

РИБХУ - в др.-инд. миф. класс низших божеств или полубогов, вызывающих плодородие и богатство. Р. обра-зуют триаду: Рибху (или Рибхукшан, «предводитель Р.»), Вибху (Вибхван), Ваджа. Отец Р. - Судханван, потомок Ангираса.

Предыдущая страница Следующая страница