Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕК"-"ФИЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕК"-"ФИЛ")

ФЕКЛА

ФЕКЛА - в христ. религии дева из Иконии, ученица и спутница апостола Павла.

ФЕЛИЦИТАС

ФЕЛИЦИТАС - рим. персониф. счастья и успеха. Часто встречается на монетах императоров от Гальбы (68 - 69) до Севера II (305 - 307) в виде сидящей или стоящей жен. фигуры с атрибутами: кадуцеем, рогом изобилия, четвериком и др.

ФЕЛС

ФЕЛС - общее араб. назв. для медных монет на протяжении мн. веков. Первые выпуски были подражанием визант. образцам, но с араб. и греч. надписями. Со времени монетной реформы Абд-ал-Мелика (695 н.э.) Ф., как и дирхем, имел только надписи (изречения из корана, место чеканки, дата, имя халифа и т.п.). Вес монеты - от 1 до 9 г. С 11 в. н.э. назв. Ф. на монетах встречается редко (на монетах халифов Багдада - до 1258). Медные монеты перс. шахов и бухарских эмиров фигурируют под назв. фулус.

ФЕМИДА

ФЕМИДА - Темида, Темис - в греч. миф. богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать гор и мойр. По одной из версий Ф. явл. матерью Прометея, при этом она явно сближается с землей Геей и мыслится одним божеством под разными именами. Обладая даром прорицания, Ф. открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведет к рожд. сына, к-рый свергнет Зевса. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, к-рый передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону - своему внуку. В Олимпии вблизи алтаря Геи с ее оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Ф.

ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ (317 - 388) - греч. ритор и философ из Пафлагонии, преподавал в Константинополе философию Аристотеля и Платона. В числе его произв. сохран. парафразы трудов Аристотеля и 33 политич. речи, в к-рых содержатся интересные факты из истории 4 в.

ФЕМИСТОКЛ

ФЕМИСТОКЛ (ок. 525 - ок. 460 до н.э.) - афинский гос. деятель и полководец периода греко-перс. войн (500 - 449 до н.э.). С 493/492 неодно-кратно занимал высшие гос. должности архонта и стратега. Будучи вождем т.н. «мор. партии», отражавшей интересы торг.-ремесл. слоев и бедноты, Ф. стремился превратить Афины в мор. державу. В 493 по его инициативе афиняне укрепили Пирей, сделав его воен. гаванью. Добившись перевеса над «сухопутной пар-тией», возгл. Аристидом, Ф. убедил афинян в 482 создать для успешной борьбы с Персией на гос. доходы от Лаврийских рудников воен. флот общей численностью в 200 триэр. Во время похода Ксеркса I Ф. сыграл решающую роль в организации общегреч. сил сопротивл., в рук-ве афинским флотом, особенно в мор. битве при Саламине (480). Он способств. освобождению греч. городов М. Азии от власти Персии, явился инициатором создания 1-го Афинского мор. союза (478). Его политич. реформы (487 - 486) привели к дальнейшему развитию афинской рабовлад. демократии (выборы архонтов по жребию, предоставл. возможности всадникам занимать эту должность, освобожд. коллегии стратегов от контроля ареопага). В результате происков афинской аристократии Ф. в 471 был подвергнут остракизму; позднее обвинен в дружбе с персами, тайной связи со спарт. полководцем Павсанием и осужден общим собранием греков. После скитаний (Аргос, Керкира, Эпир, Македония, Эфес) бежал к перс. царю Артаксерксу I, получил от него в управл. гг. Лампсак, Миунт, Магнесию (в последнем умер).

ФЕМЫ

ФЕМЫ - воен.-адм. округа в Византии. Система Ф. возникла после распада поздне-рим. провинц. системы с ее четким разделением функций воен. и гражд. властей. Предшественниками Ф. были Равеннский и Карфагенский экзархаты (6 в.). Ф. появл. в 1-й пол. 7 в. в М. Азии в связи с необходимостью организовать отпор перс. вторжениям. Во главе Ф. стали военач. - стратиги, к-рые сосредоточили в своих руках не только воен., но и адм. (включая и рас-пределение податей между отд. насел. пунктами) и суд. власть, что существенно отличало систему Ф. от позднерим. провинц. устройства.

ФЕНИКС

ФЕНИКС - Фойник - в греч. миф.:

1. Волшебная птица. Место ее происхожд. связывали с Эфиопией; считалось, что назв. ей дали ассирийцы. Ф. живет 500 лет (варианты: 1460 лет или 12954 года), имеет вид орла и великолепную окраску красно-золотых и огненных тонов. Предвидя свой конец, Ф. сжигает себя в гнезде, полном ароматич. трав, но здесь же из пепла рожд. новый Ф. По др. версии, Ф. умирает, вдыхая ароматы трав, но из его семени рожд. новая птица, к-рая переносит тело своего отца в Египет, где жрецы солнца его сжигают.

2. Один из сыновей финикийского царя Агенора, брат Кадма, Килика и Европы.

Посланный отцом вместе с братьями на поиски Европы, Ф. после долгих блужданий поселился на земле, к-рую назвал Финикией, основав г. Сидон.

3. Сын беотийского царя Аминтора. По наиболее распростр. версии, наложница его отца Фтия (или Клития) пытается соблазнить Ф., но не добивш. успеха, ложно обвиняет его перед Аминтором. Разгнев. Аминтор ослепляет Ф., к-рый находит убежище у Пелея. Пелей поручает Ф. воспитание Ахилла и со временем отдает ему власть над долопами. Под Троей, куда Ф. отправляется вместе с Ахиллом, он пытается примирить Ахилла с Агамемноном. После взятия Трои Ф. отправляется вместе с Неоптолемом кружным путем в свое царство, но по пути умирает в стране молоссов (в Эпире).

ФЕНРИР

ФЕНРИР - в сканд. миф. гигантский волк, одно из трех хтонич. чудовищ, порожд. в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от Локи.

ФЕОГНИД

ФЕОГНИД (2-я пол. 6 в. до н.э.) - греч. поэт из Мегары, выходец из старого аристократич. рода. Сохран. две книги «Элегий» (почти 1400 стихов) под его именем, хотя не все они принадлежат перу Ф. «Элегии» написаны дистихом и по своему содержанию не связаны строго между собой. Отчасти они относятся к гномич. поэзии. В «Элегиях» Ф. рассказывает своему юному другу Кирну о нравств. прин-ципах аристократов (это и явл. ядром всего собрания стихов). Подобные нравств. советы перемежаются с пиршеств. мотивами. Др. стихи явл. обвинением: поэт-аристократ критикует соц. перемены, в результате к-рых к власти пришло демократич. гражданство и появилась новая денежная знать. Ф. не понимал ист. перемен в развитии общества и продолжал оставаться защитником идеалов аристократии, за что, по всей видимости, и был отправлен демократич. властями в ссылку.

ФЕОД

ФЕОД - в Зап. Европе в период феодализма земля, иногда должность или доход, пожалованные сеньором cвоему вассалу в наследств. владение при условии несения воен. службы, помощи в управл. поместьями сеньора, участия в суде и уплаты предусматрив. обычаем платежей. Понятие «Ф.» выражается также терминами «лен» - в Германии, «фьеф» - во Франции, «фи» - в Англии.

ФЕОДОР

ФЕОДОР - 1. Ф. Азинский (275 - 360), древ. философ, представитель неоплатонизма, ученик Ямвлиха, положения к-рого о возникновении и строении трансцендентного мира вошли в триаду Ф.; тем самым им были заложены основы системы, позднее разработ. Проклом. До нас дошли лишь отрывки комментариев Ф. к трудам Платона с изложением осн. положений его учения.

2. Ф. из Кирены (ок. 300 до н.э.), греч. философ, атеист, ученик Аристиппа Младшего. Ф. отрицал существование богов, за что был осужден афинским ареопагом. Считал, что целью стремления человека к получению удовольствия явл. познание радости. Обществ. нормы он объявлял необязат., нарушение супруж. верности, воровство и т.п. явл., по словам Ф., предосудит. не по своей природе, а в силу обществ. предубеждения. Утверждал, что мудрый человек не будет жертвовать собой ради своей родины, так как родина для него - вся вселенная (космополитизм).

3. Ф. Киренский (ум. в 390 до н.э.), греч. математик, по мнению Платона, внес большой вклад в развитие теории иррацион. чисел.

ФЕОДОРА

ФЕОДОРА (нач. 6 в. - 28.06.548) - визант. императрица с 527, жена имп. Юстиниана I (527 - 565). Цирковая танцовщица, куртизанка, Ф., отличавш. выдающ. умом, несгибаемой волей, жен. обаянием, стала женой Юстиниа-на. Став императрицей, играла видную роль в политич. жизни Византии: смещала и назначала высших должн. лиц империи, принимала иностр. послов, занималась дипломатич. перепиской. Вела самостоят. церк. политику - поддерживала монофизитов. Во время восстания «Ника» (532) проявила незаурядное мужество и воспрепятств. бегству Юстиниана I из Константинополя.

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ (390 в Антиохии - 466 в Кир-ре) - с 423 был епископом в Кирре. Активно занимался лит. деятельностью. Им написана книга «Исцеление языческих болезней». В ней отражена борьба церкви с еретиками в период с 325 по 428. Книга представляет интерес благодаря содержащ. в ней многочисл. ист. фактам, нек-рые, правда, вызывают сомнение в их подлинности. В основу «Истории монашества», также положен богатый ист. материал.

ФЕОДОР СТУДИТ

ФЕОДОР СТУДИТ (759 - 11.11.826) - визант. церк. деятель. Из константинопольской чиновной знати. С 798 - настоятель реорганизов. им Студийского монастыря в Константинополе. Непримиримый фанатик, идеолог монашества и иконопочитания, Ф. С. активно вмешивался в политику, в борьбу с императорами, настаивая на сторогом соблюдении церк. канонов; при имп. Льве V (813 - 820) возгл. борьбу против иконоборчества.

ФЕОДОСИЙ

ФЕОДОСИЙ - Флавий, Феодосий I Великий (ок. 346 - 395) - рим. император (379 - 395). Родом из Испании. Сын полководца. Был энергич. военач. и ловким дипломатом. После гибели имп. Валента был провозглашен имп. Гра-цианом августом (соправителем Грациана), ему была передана вост. часть империи. При Ф. было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в кач-ве федератов на терр. империи). Ф. окончат. утвердил господство ортодоксал. христианства (эдикт 380), активно преследовал сторонников арианства и приверженцев язычества. При нем было разрушено мн. язычн. храмов, со-жжена Александрийская б-ка; в 394 отменены Олимпий-ские игры. Христ. церковь признала его «Великим».

ФЕОДОСИЙ II

ФЕОДОСИЙ II (ок. 401 - 28.07.450) - император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. До 428 правил под опекой сестры Пульхерии (способствовавшей укрепл. православия), а затем находился под большим влиянием своей же-ны - имп. Евдоксии (до 441), позднее власть находилась фактич. в руках евнуха Хрисафия. В 442 Ф. II был вынужден заключить мир с Гейзерихом, в результате к-рого Сев. Африка (терр. совр. Туниса и вост. Алжира) отошла вандалам. От гуннов империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. В правл. Ф. II Константинополь был обнесен (413) мощными стенами («стены Феодосия»); в Константинополе создан ун-т (425); издан т.н. Кодекс Феодосия (438) - первый дошедший до нас свод ранне-визант. права, включавший законы императоров 4 - нач. 5 вв. (действовал не только в Вост. но и в Зап. Рим. импе-рии). Ф. II созвал Эфесские соборы 431 и 449 (на первом было осуждено несторианство, на втором - одержали времен. победу монофизиты).

ФЕОДОСИЯ

ФЕОДОСИЯ - город расположен на берегу Феодосийского зал. Черного м., Осн. в сер. 6 в. до н.э. выходцами из др.-греч. г. Милет. Во 2-й пол. 6 в. и в 5 в. до н.э. была греч. полисом, имевшим развитые торг. связи. В 80-х гг. 4 в. до н.э. боспорский центр хлебного экспорта Боспора. В 107 до н.э. Ф. - один из центров восстания рабов-скифов под предводит. Савмака. В 4 в. Ф. сожгли и разрушили гунны, а в кон. 6 в. захватили хазары.

ФЕОКЛИМЕН

ФЕОКЛИМЕН - в греч. миф.:

1. В «Одиссее» Ф. - прорицатель родом из Аргоса, вынужд. покинуть родину из-за соверш. им убийства. В Пилосе он встречает Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы), к-рый дает ему убежище и привозит с собой на Итаку. Здесь Ф. предсказывает Телемаху и Пенелопе скорое возвращение Одиссея, а женихам Пенелопы - неминуемо грозящую им гибель.

2. В трагедии Еврипида «Елена» Ф. - сын египетского царя Протея, под защитой к-рого находилась Елена (в то время как Парис владел лишь ее призраком). После смерти отца Ф. принуждает Елену вступить с ним в брак, а всякого, оказавш. на егип. земле эллина, велит казнить. Занесен. бурей в Египет Менелаю (мужу Елены) удается обмануть Ф. и скрыться с женой благодаря помощи Диоскуров.

ФЕОКРИТ

ФЕОКРИТ - Теокрит (3 в. до н.э.) - др.-греч. поэт. Принадлежал к т.н. александрийской школе. Жил на о-ве Кос и в Александрии при дворе царя Птолемея II Филадельфа. Ф. - создатель жанра буколики.

ФЕОНОЯ

ФЕОНОЯ - в греч. миф. дочь егип. царя Протея, сестра Феоклимена. Обладает пророч. даром. Не сочувствуя желанию брата взять в жены Елену, Ф. скрывает от него намерение Елены бежать вместе с Менелаем, занесенным бурей в Египет. Когда их бегство удается, Феоклимен обвиняет Ф. в заговоре и хочет ее казнить. Ф. спасает от смерти вмешат. Диоскуров.

ФЕОПОМП

ФЕОПОМП - Теопомп (ок. 377 - 300 до н.э.) - др.-греч. историк. Родом с о. Хиос. Ученик Исократа. Противник демократии. Странствующий софист. Ф. - автор дошедших до нас лишь в отрывках «Греческой истории» (в 12 кн.) и «Истории Филиппа Македонского» (в 58 кн.). Первое из этих соч. по замыслу Ф. должно было явиться продолжением ист. труда Фукидида (изложение охватывало период с 411 по 394), во втором прославлялся Филипп II (хотя содержание этого соч. шире и фактич. касалось истории Греции этого времени).

ФЕОФАНА ПРОДОЛЖАТЕЛИ

ФЕОФАНА ПРОДОЛЖАТЕЛИ - Хроника продолжателя Феофана - условное назв. анонимной визант. хроники 10 в., охватывающей период от 813 до 961. Распадается на 4 части, различающ. по стилю и политич. тенденциям: 1-я описывает события 813 - 867 (завершается известием о смерти имп. Михаила III); отражает тенденцию к прославлению Македонской династии (автор стремится представить в самом невыгод. свете императоров - предшест-венников Василия I); 2-я - «Житие Василия» - панегирик имп. Василию I; эта часть хроники, возможно, написана при участии Константина VII Багрянородного; 3-я охватывает период 886 - 948, явл. одной из редакций хроники Симеона Логофета (с рядом иногда существ. добавлений), составлена в правл. Никифора Фоки; 4-я посвящена периоду 948 - 961, написана (после 963) современником событий, может быть, эпархом Константинополя Феодором Дафнопатом.

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК (ок. 752 - 812) - визант. хронист. Монах Сигрианского монастыря, сторонник иконопочитания. Канонизирован церковью. Хронография Ф. И. написана прибл. в 810 - 814, охватывает события 284 - 813; краткие записи об этих событиях расположены по годам (но ориентиров. в них затруднит. из-за того, что Ф. И. пользовался особой системой летосчисления, по к-рой начало эры приходится на 1 сент. 5493 до н.э.).

ФЕОФИЛ

ФЕОФИЛ (ум. 842) - визант. император 829 - 842. При Ф., вступившем на престол после подавления нар. восстания Фомы Славянина, складывающ. класс феодалов сплотился вокруг императ. власти. Ф. боролся против коррупции чиновничества, покровит. развитию ремесла, торговли, иск-ва и науки. Ф. был последним из императоров, проводивших активную иконоборч. политику. В 883 издал эдикт о закрытии всех монастырей в населенных пунктах.

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА - визант. историк 7 в. Советник имп. Ираклия (610 - 641). Гл. соч. Ф. С. «Истории» (или «Всемирная история») - важнейший источ. для хар-ристики правл. имп. Маврикия (582 - 602); в них использованы и соч. др. авторов (напр., потерян. история Иоанна Епифанского) и док-ты «Истории» написаны в риторич. манере, в подражание антич. образцам (Геродот, Диодор). Кроме того, Ф. С. принадлежат соч. по алхимии, письма.

ФЕРА

ФЕРА - Тира, Санторин -

1. Самый юж. из о-вов архипелага Киклады. В результате сильного извержения вулкана примерно в сер. 2-го тыс. до н.э. Ф. была разрушена, при этом был уничтожен цветущий минойский город (совр. Акротири). В ходе археологич. раскопок были обнаружены частично сохранивш. здания высотой до трех этажей, необыч. красоты фрески, на одной из к-рых изображен минойский флот. К нач. 1-го тыс. о-в был заселен дорийцами, основавш. в 630 колонию Кирена (Ливия). Несмотря на то, что население о-ва составляли дорийцы, он явл. союзником Афин; в 3 - 2 вв. до н.э. у Ф. находилась стоянка воен. кораблей Птолемеев.

2. Антич. город, б.ч. раскопан архео-логами.

ФЕРАМЕН

ФЕРАМЕН (ок. 455 - 404 до н.э.) - афинский политич. деятель. Был одним из организаторов переворота 411, ниспровергшего рабовлад. демократию в Афинах и установивш. власть олигархич. пр-ва, или «Совета 400». Возгл. в нем группировку умеренных олигархов, Ф. выступил против крайних олигархов, стремивш. к прекращению Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. и заключению мира со Спартой любой ценой, и добился перевеса над ними. По его предложению нар. собрание приняло решение о ликвидации «Совета 400» и передаче власти нар. собранию граждан Афин, число к-рых на основе имуществ. ценза было ограничено до 5 тыс. чел. Это решение, проведенное в жизнь, получило положит. оценку в антич. историографии: у Фукидида, Ксенофонта и Аристотеля.

После восстановл. демократии в 410 Ф. оставался влият. лицом в госуд. В кач-ве стратега участвовал в Аргинусском бою 406 до н.э. После пораж. в 404 Афин в Пелопоннесской войне Ф. был отправлен в Спарту для ведения переговоров о мире, но так затянул их, что осажден. с моря и суши афиняне были вынужд. капитулировать. Ф. был одним из инициаторов создания правит-ва «Тридцати тиранов» и вошел в его состав, но, выступив против террористич. политики Крития, был казнен.

ФЕРЕКИД

ФЕРЕКИД (сер. 6 в. до н.э.) - автор космологич. произв. с миф. окраской, в основе к-рых лежала мысль о том, что мировое устройство явл. не чем иным, как следст-вием воздействия божеств. на земное. Вероятно, Ф. испытывал влияние Анаксимандра.

ФЕРЕТ

ФЕРЕТ - в греч. миф. сын Тиро от смертного супруга Кретея, царь и эпоним г. Фер в Фессалии, отец Адмета. В трагедии Еврипида «Алкестида» Ф. изображен жизнелюбивым эгоистом, отказывающ., несмотря на преклонный возраст, сойти в подзем. мир вместо сына.

ФЕРМ

ФЕРМ - поселение в Этолии, недалеко от святилища Аполлона. Располож. там мегарон, построен. в 900 до н.э., относится к самым древ. греч. храмам. От строений 7 в. до н.э. в числе прочих сохран. фрагменты расписных глиняных метоп.

ФЕРМИ

ФЕРМИ - Термин - древ. город на о. Лесбос эпохи меди и ранней бронзы. Во 2-м тыс. до н.э. Ф. - один из очагов крито-микенской культуры. В 14 - 13 вв. до н.э. Ф. - центр почитания Геры. Перестал существовать ок. 1200 до н.э.

ФЕРМОПИЛЫ

ФЕРМОПИЛЫ - горный проход на границе Фессалии и Ср. Греции юго-восточнее г. Ламия, место боя между греками и персами в 480 до н.э. во время греко-перс. войн. Немногочисл. греч. союзное войско (ок. 5 тыс. чел.) во главе со спарт. царем Леонидом заняло позицию в Ф. и преградило путь перс. армии царя Ксеркса. С помощью перебежчика персам удалось выйти в тыл грекам. Тогда Леонид отправил осн. силы для защиты Афин, а сам с 300 спартанцами продолжал упорную оборону Ф. Весь отряд погиб в неравном бою. На месте боя поставлен памятник.

ФЕРОН

ФЕРОН (540/530 - 472 до н.э.) - с 488 тиран Акраганта. После захвата им г. Гимера Акрагант становится процвет. торг. центром Сицилии. В 480 Ф. с помощью Гелона удается защитить Гимеру от карфагенян. При дворе Ф. жили Пиндар и Симонид.

ФЕРОНИЯ

ФЕРОНИЯ - в рим. миф. богиня полей, лесов, целебных трав, подзем. царства, близкая Бона Деа. В Италии гл. местами ее культа была роща в Капене и храм в Таррацине, где она считалась супругой Юпитера и отожд. с Юноной. В этом храме, где стояла скамья с надписью «пусть сядет достойный раб и встанет свободным», производился отпуск на волю рабов, что сделало Ф. особенно популяр. среди рабов и отпущенников. В 217 до н.э. в связи с нашест-вием Ганнибала отпущенницы по указанию сивиллиных книг собрали деньги на подарок Ф. одноврем. с даром Юноне матрон.

ФЕСМОФЕТЫ

ФЕСМОФЕТЫ - греч. законодатели. В Афинах 7 в. до н.э. были введены дополнит. к трем еще шесть архонтов, к-рые давали консультации по правовым вопросам и вели уголовные дела. Начиная с Солона и учреждения суда присяжных, Ф. считались высшей инстанцией по всем открытым суд. процессам по делам, связанным с обвинением в уголовном преступл., по проверке кандидатов на гос. долж-ности, по контролю за гражд. списками и по предоставлению гражд. прав, а также по проверке решений и законо-проектов согл. действующим законам. После ограничения в 462 до н.э. полномочий ареопага Ф. оставались высшим суд. органом, к-рый в дополнение к своим прямым обязанностям занимался хранением суд. актов и законов.

ФЕСМОФОРИИ

ФЕСМОФОРИИ - один из самых распростр. в Др. Греции праздников в честь Деметры и Персефоны, отмечался осенью в посевную пору женщинами. Во время Ф. совершались ритуалы, к-рые будто бы способств. плодовитости человека и плодородию природы.

ФЕСПИД

ФЕСПИД - грек из Икарии, впервые в 534 до н.э. на Великих Дионисиях использовал наряду с хором актера-декламатора, создав тем самым аттич. трагедию. Из его произв. остались лишь отдел. фрагменты, да и те вызы-вают сомнение в подлинности авторства.

ФЕССАЛИЯ

ФЕССАЛИЯ - ист. обл. в Сев. Греции, обильная плодород. землями и лесами. Уже в сер. 7-го тыс. до н.э. население Ф. занималось, как показали недавно открытые поселения докерамич. неолита в Аргиссе, Суфли, Сескло и др., производящим х-вом. В 6 - 4-м тыс. до н.э. в эпоху неолита говорившие на пеласгском языке жители Ф. занимались земледелием, скотоводством, домаш. ремеслами. К этому времени относится сооруж. мощных оборонит. стен вокруг ряда центров (Димини, Сескло, Одзаки, Аргисса, Арапи). В эпоху бронзы среди греч. населения Ф. получили преобладание ахейские племена. С нач. 2-го тыс. до н.э. в Ф. возникли раннекласс. госуд. В 18 - 12 вв. до н.э. ахейские царства в Ф. достигли высокого развития, о чем свидет. богатая легенд. традиция греков о фессалийских царях и героях. В 12 в. до н.э. в Ф. поселились фессалы - одно из племен эпирских феспротов. Фесаллы подчинили местное население, превратив в зависимое, именовавш. пенестами. Завоеватели составили господств. класс землевлад. аристократии. Именитые роды стояли у власти в каждом полисе; союз всех фессалийских городов и земель проводил внеш. политику в интересах аристократии. В 5 в. н.э. возросшее среднее гор. население усилило борьбу за демократич. права. Пораж. аристократии в нек-рых полисах Ф. привело к установл. в них тирании. Тиран в Ферах Ликофрон в 404 до н.э. с помощью Спарты начал войну с коалицией аристократич. полисов Ф., к-рым помогла Македония. Преемник Ликофрона, тиран Ясон завершил борьбу и объед. всю Ф., став ее пожизн. вождем (тагом).

После убийства Ясона в 370 до н.э. значение Ф. падает, внутр. раздоры сделали ее легкой добычей Македонии при Филиппе II (в период 352 - 344 до н.э.). После битвы при Киноскефалах (197) Ф. вместе с др. терр. Греции попала под рим. влияние, с 148 до н.э. вошла в состав рим. провинции Македония.

ФЕССАЛОНИКА

ФЕССАЛОНИКА - Фессалоники, Салоники - город в Греции. В Византии был вторым по знач. городом после Константинополя.

ФЕСТ

ФЕСТ - 1. крупный центр крито-микенской культуры на юге о. Крит. Ок. 2200 до н.э. в Ф. возведен монументал. царский дворец. Имея много общего с дворцом Кносса, ансамбль Ф. примечателен тремя мощеными дворами, святилищами и т.н. театрал. площадкой со ступенями-скамья-ми для 500 зрителей. После катастрофич. землетрясений в сер. 18 в. до н.э. дворец в Ф. был полностью перестроен и расширен. Этот поздний дворец отличается высоким уровнем строит. мастерства: стены многочисл. помещений и длинных коридоров сложены из тесаных плит, применена фресковая роспись. Много помещений для хранения припасов. Примечателен перистальный, т.е. окружен. колоннами, двор. Вокруг дворцового холма располагался город. Ок. 1470 до н.э. Ф. был разрушен землетрясением.

2. Секст Помпей - рим. грамматик и антиквар 2 в. н.э. Он сделал извлечения из труда Веррия Флакка - словаря рим. древностей с объяснением слов времен Августа. Часть извлечений сохран., но в большинстве случаев - в повторных выписках Павла Диакона кон. 8 в.

ФЕСТСКИЙ ДИСК

ФЕСТСКИЙ ДИСК - круглый диск из обожж. глины диаметром 16 см, датируемый 17 в. до н.э. (найденный в 1908 в Фесте), на обеих сторонах посредством штемпеля вдавлены иероглифообразные знаки, располож. в форме спирали. Расшифровку Ф. д., к-рый часто рассматрив. как предшественник типографск. шрифта, до сих пор произвести не удалось.

ФЕСЦЕННИНЫ

ФЕСЦЕННИНЫ - нар. италийская шуточная песня, исполнявш. попеременно на свадьбах и праздниках урожаев, иногда носила непристойный хар-р, кроме того, шутливые стихи во время триумфальных шествий. Со времен Августа Ф. были собират. назв. шуточной поэзии.

ФЕТИДА

ФЕТИДА - в греч. миф. дочь Нерея и Дориды, наиболее известная из нереид. Став женой Пелея, Ф. - сама бессмертная, пыталась сделать бессмерт. и своих детей. Желая проверить, унаследовали ли они от матери способность жить под водой, Ф. опускала их в чан с водой, но дети захлебыв. и тонули. В более позднем ва-рианте мифа вместо пробы водой выступало испытание огнем, но результат оказывался столь же плачевным. Только Ахилл остался в живых благодаря неожидан. вмешательству Пелея. По более распростр. версии мифа, Ахилл был единств. сыном Ф. Застигнутая Пелеем при попытке сделать Ахилла бессмертным, Ф. оставила мужа и вернулась в дом своего отца Нерея, но продолжала заботиться о сыне. Во время сборов ахейских вождей под Трою Ф. скрыла Ахилла на о-ве Скирос. Когда же его участие в войне стало неизбежным, Ф. предупредила Ахилла, чтобы он не спрыгивал с корабля первым на троянскую землю: по предсказанию, первый высадивш. ахеец должен был погибнуть. «Илиада» повествует о помощи, оказанной Ф. сыну во время войны: она передает Зевсу просьбу Ахилла отомстить ахейцам за нанесенное ему оскорбление, утешает Ахилла после гибели его друга Патрокла, а затем достав-ляет ему новые доспехи, изготовл. по ее просьбе богом Гефестом. Пребывание Ф. у Гефеста - одна из частых тем стенных росписей в Помпеях). Сохранивш. в «Илиаде» воспоминания об услугах, оказанных Ф. Дионису, Гефесту и самому Зевсу, равно как и миф о предполагавш. брачном союзе Ф. с Зевсом, дают основание утверждать, что, вероятно, в древнейшие времена Ф. играла более значит. роль в миф. традиции и только с формированием олимпийского пантеона отступила на задний план.

ФЕТРОВЩИК

ФЕТРОВЩИК - греч. авторы не описывают работы Ф., однако упомин. окрашенные изделия из фетра и войлока: шляпы, одеяла, вкладыши щитов и шлемов, а также щелочи для изготовл. фетра, в числе составных частей к-рых в рим. время был уксус. Рим. фетр производился из тех же материалов, что и у греков (т.е. из тряпок, остатков шерсти, волоса). Мокрые войлоч. покрывала использов. для тушения пожаров.

ФЕТЫ

ФЕТЫ - по реформе Солона четвертая (после пентако-сиомедимнов, всадников, зевгитов), низшая имуществ. группа гражд. населения Афин. В нее входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (1 медимн прибл. 52,5 л): мелкие земледельцы, арендаторы, батраки, поденщики, городская беднота. В политич. отношении Ф. обладали правом участия в нар. собрании и в суде присяжных. От налогов были освобождены. В армии Ф. служили легковооруж. воинами, матросами и гребцами, несли нестроевую службу. Политич. и воен. роль Ф. особенно возросла при Фемистокле, Перикле и Клеоне в связи с дальнейшей демократизацией афинского гос. строя и усилением роли флота. К 4 в. до н.э. солоновское деление практич. утратило свое значение, и Ф. фактич. получили доступ к гос. должностям.

ФЕЦИАЛЫ

ФЕЦИАЛЫ - в Др. Риме члены одной из древнейших жреч. коллегий, возникшей в царскую эпоху (8 в. до н.э.). В обязанности Ф. входило отправление свящ. обрядов при объявл. войны, заключ. мира, при составл. или расторжении союзнич. договоров. Первонач. Ф. выполняли также обязанности послов. Ф. были хранителями фециального права - совокупности норм, касающ. междунар. отношений. Коллегия Ф. состояла из 200 чел., принадлежавших к патрицианским родам и пожизненно исполнявших свою службу. Коллегии Ф. существовали также у латинов, самнитов и др. италийских племен.

ФЕЦЦАН

ФЕЦЦАН - Феззан, Фессан - ист. обл. на Ю.-З. Ливии. Происхожд. назв. неясно. По Геродоту, в Ф. жили древ. племена гарамантов (кармантионцев), уммидийцев и др., явл. предками берберов, туарегов, гетулов. Географич. положение Ф. (удаленность от моря) позволяло местным племенам отражать чужеземное вторж. (Рима, вандалов и др.), в период визант. господства - отстаивать свою независимость. В 7 в. Ф. был завоеван арабами и входил в состав различ. араб. госуд. (Аббасидов, Фатимидов и др.), но фактич. пользовался известной автономией.

ФИАЛА

ФИАЛА - фиал - сосуд в Др. Греции, употреблявш. в быту и при совершении культовых обрядов - возлияний богам (вином, молоком, водой). Имел форму широкой плоской чаши с тонкими стенками и слегка загнутыми внутрь краями. В середине дна для удобства держания большими пальцами Ф. имела выпуклость - умбон. Материалом для Ф. служил металл или глина. Глиняные Ф. были украшены росписью (б.ч. чернолаковой) или тисненым орнаментом.

ФИБУЛА

ФИБУЛА - пряжка для скрепл. одежды, состоящая из иглы и скобы, соед. с помощью шарнира или сделанная из цельной пружинящей спирали. Скоба часто украшалась изображ. (змейками, спиралями). Типология и развитие Ф. дают археологам ценные хронологич. данные о последоват. культур бронзового и железного веков. Известны различ. виды фибул, особенно в провинциальных произв. худож. ремесла времен Рим. империи.

ФИВА

ФИВА - в греч. миф.:

1. Дочь правнучки Девкалиона Иодамы - жрицы Афины. В честь нее назван г. Фивы в Беотии.

2. Дочь р. Асоп, также связыв. с основанием Фив. Видимо, она - супруга Зета.

3. Киликийская царевна, руки к-рой добился Геракл, победив ее в беге колесниц и основав в Киликии г. Фивы.

ФИВАИДА

ФИВАИДА - обл. вокруг Фив в Египте, позже назв. Верх. Египта.

ФИВЫ

ФИВЫ - 1. один из крупнейших городов и худож. центров Др. Египта (егип. назв. - Уасет). Ф. известны с сер. 3-го тыс. до н.э. При фараонах ХI династии (сер. 22 - 20 вв. до н.э.), объед. под своей властью весь Египет, Ф. становятся столицей и остаются ею в эпоху Среднего и Нового царств, хотя нек-рые фараоны избирали своим местопребыв. др. города.

Город располагался на вост. берегу Нила, где сохран. грандиозные храмовые ансамбли (в Карнаке и Луксоре), посвящ. фиванской триаде богов - Амону, Мут, Хонсу. На зап. берегу Нила находились заупокойные храмы фараонов (Дейр-эль-Бахри, Мединет-Абу, т.н. Рамессеум - храм Рамсеса II (13 в. до н.э.), некрополи (Бибан-эль-Молук, Бибан-эль-Харим и др.), а также жилища обслуживавших их ремесленников. При ХХII - ХХIII (ливийских) династиях (10 - 8 вв. до н.э.) Ф. лишаются прежнего значения, здесь правят полунезавис. верхов. жрецы Амона. После захвата Ф. царем Куша Пианхи ок. 730 до н.э., разрушения ассир. царем Ашшурбанипалом в 663 до н.э. и перенесения политич. и экономич. центра страны на С. Ф. утрачивают значение и постепенно превращаются в провинц. город, хотя и сохран. значение религ. центра до 88 до н.э., когда город был разрушен Питолемеем IХ Сотером при подавлении нар. восстания.

2. др.-греч. полис в Беотии. Согл. фиванским легендам, основателем Ф. был миф. Кадм, предками фиванцев - люди, выросшие из посеянных Кадмом зубов дракона. Древность города подтвержд. памятниками Микенской эпохи. К 6 в. до н.э. Ф. возгл. Беотийский союз, выросший из древ. племен. и религ.-культового союза и объед. почти все города Беотии. Правившая в Ф. родовая аристократия поддерживала персов во время греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. и выступала на стороне Спарты против Афин в период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. После Пелопоннесской войны в Ф. и др. городах Беотии к власти пришли антиспарт. группировки, вступившие в друж. отношения с Афинами. Во время Коринфской войны (395 - 387 до н.э.) возгл. Ф. беотийцы поддерживали афинян. В 387 до н.э. в соотв. с условиями Анталкидова мира Беотийский союз был распущен, и в Ф. и др. городах Беотии при содействии Спарты утвердились крайне реакц. олигархич. правительства. В 379 до н.э., свергнув и убив олигархов, к власти в Ф. пришли демократич. слои, возгл. Пелопидом и Эпаминондом. Возродив затем Беотийский союз, Ф. превратились в крупнейшую политич. силу в Греции. В 371 (при Левктрах) и в 362 до н.э. (при Мантинее) войско фиванцев, возгл. Эпаминондом, дважды разбило спартанцев.

Однако кровопролитные войны со Спартой настолько истощили Ф. и все города союза, что после 362 они потеряли свое значение. В 338 до н.э. Ф. были завоеваны Македонией, в 335 до н.э., после подавления антимакед. восстания, город был почти до основания разрушен. В 315 до н.э. Ф. были частично восстановлены, но значит. политич. роли не играли.

ФИГАЛИЯ

ФИГАЛИЯ - незначит. в ист. отношении город, игравший, однако, заметную роль в Юж. Аркадии. Знаменит своим храмом Аполлона, расположен близ селения Бассы.

ФИГИ

ФИГИ - наряду с оливами и виноградом Ф. принадлежали к важнейшим фруктам, употреблявш. в античности. При соотв. уходе фиговое дерево приносило плоды дважды в год (ранние и поздние Ф.). Впервые назв. Ф. встреч. у Архилоха с о. Парос (7 в. до н.э.). Фиговое дерево попало в Грецию из Индии. Согл. мифам, Деметра позволила выращивать фиговое дерево в Аттике за оказанное ей гостеприимство. Ф. применялись как лекарств. средство при нарывах и для приготовл. пива. Фиговые деревья и виноградная лоза стали в Греции символом жизни. Афиняне считались большими любителями Ф. Из Греции фиговые деревья были завезены в Италию, где во времена Империи известны мн. их виды.

Ф. и сегодня - важнейший продукт питания в Средиземноморье.

ФИДЕЛЬ

ФИДЕЛЬ - ср.-век. струнный смычковый муз. инструмент. Древнейший вид Ф. грушевидной формы был известен у южнославян. народов еще в 9 в. В 9 в. Ф. получил распростр. в зап.-европ. странах, гл. обр. среди жонглеров. Форма корпуса и кол-во струн Ф. были различными. Классич. разновидность Ф. - гитарообразный корпус, 2 резонаторных отверстия, дощатая головка с прямыми, перпендикуляр. к ней колками, 5 струн, построенных по квартам и квинтам. Держали Ф. обычно в горизонтал. положении, иногда вертикально.

ФИДЕС

ФИДЕС - в рим. миф. одна из древ. богинь, олицетвор. гарантиров. божеством верность клятве. Установление культа Ф., в к-ром участвовали три гл. фламина, приписыв. Нуме. Вместе с Пиетас (божеством исполнения долга перед богами, родиной, родителями) Ф. считалась основой общества и добродетелей римлян, гордивш. своей исключит. верностью клятве. Ф. была тесно связана с призывавш. при клятве Юпитером и славивш. с ним божеством верности Диус Фидиус, а также с понятием «союз», к-рый заключался с торжеств. жертвоприношениями гл. коллегии фециалов с богами. Ф. играла большую роль во всех сферах жизни римлян. В 1-ую Пуническую войну Ф. был посвящен на Капитолии храм, ставший архивом междунар. договоров. Фламины приносили жертву Ф., обернув тканью правую руку, посвящ. богине, так как соед. правых рук (часто изображавш. на монетах с Ф.) символизир. верность заключ. договору. В период империи Ф. часто изображ. на монетах как Ф. Августа, Ф. войска, Ф. конницы и т.д.

ФИДИЙ

ФИДИЙ (нач. 5 в. до н.э. - ок. 432/431 до н.э.) - величайший др.-греч. скульптор классич. периода. Ф. родился в Афинах, был гл. помощником Перикла при реконструкции афинского Акрополя. В конце жизни Ф. оказался жертвой политич. борьбы, был обвинен в осквернении божества и присвоении свящ. золота и заточен в темницу. Среди учителей Ф. называют скульптора Агелада и живописца Полигнота. Ф. работал в различ. материалах, славился также как мастер торевтики. Его ранние работы - хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Афины для г. Пеленны в Ахайе и акролитная (из золоч. дерева и мрамора) колоссал. статуя Афины в Платеях. В Дельфах по заказу афинян Ф. создал многофигурную мраморную группу в ознаменов. Марафонской победы, изобразив в центре полководца Мильтиада. Ф. принадлежат также статуи Афины Лемнии, Афродиты Урании и статуя Амазонки, с к-рой скульптор выступил на конкурсе вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном. Особенно прославл. были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая ок. 460 до н.э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и две грандиоз. хрисоэлефант. статуи: Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Все эти произв. не сохран.

ФИЕСТ

ФИЕСТ - Тиест - в греч. миф. сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея. Чтобы доказать свое право на царский престол в Микенах, Ф. соблазнил жену Атрея Аэропу и при ее помощи выкрал из стада Атрея златорунную овечку, обладатель к-рой должен был получить царскую власть. Однако обман был разоблачен богами, а Атрей отомстил Ф., подав ему в кач-ве угощения мясо его собств. детей. Ф. проклял род Атрея и обратился к дельфийскому оракулу с просьбой указать ему средство отомщения. Оракул велел ему вступить в сношение с собств. дочерью Пелопией, от к-рой родится будущий мститель - Эгисф. Зачав от Ф., Пелопия вскоре была выдана замуж за овдовевшего Атрея; рожд. ею сына она велела подбросить, но воспитан. пастухами юноша Эгисф привлек внимание Атрея; он усыновил его и вскоре затем повелел ему убить захвач. Ф., для чего вооружил Эгисфа мечом; этот меч Пелопия в ночь совершен. над ней насилия вырвала из ножен у Ф. По этому мечу Ф. узнал в Эгисфе своего сына и раскрыл перед ним преступл. Атрея, к-рый погиб от руки Эгисфа. Ф. стал царем Микен, но впослед. был изгнан царем Спарты Тиндареем, возвратившим царский трон в Микенах сыну Атрея Агамемнону. Могилу Ф. еще во 2 в. показывали по дороге из Микен в Аргос.

ФИКХ

ФИКХ - мусульм. правоведение. Основами Ф. (усуль) признаются Коран, сунна, иджма (согласие всей мусульм. общины, фактич. - единство мнений законоведов-теологов - факихов) и кийас (логико-аналогич. толкование Корана). Ф. формируется с кон. 7 в.; к сер. 9 в. сложились суннитские школы, или толки, Ф. Параллельно складывался и шиитский Ф.

ФИЛА

ФИЛА - осн. подразделение гражд. коллектива в греч. полисе, по своему происхожд. восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в перио-ды войны представляла собой воин. подразделение. Число Ф. было различным: в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской обл. - три. Клисфен заимствовал это назв. для терр. деления Аттики и создал в 508 - 507 до н.э. десять новых Ф. как адм. единиц, причем старым Ф., в к-рых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религ. функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы.

Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавш. ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ

ФИЛАДЕЛЬФИЯ - назв. древ. городов в Египте, Палестине, Лидии, Киликии. В Египте (в р-не Файюмского оазиса) и Палестине (к В. от р. Иордан, на месте древ. столицы аммонитян Раббат-Аммона) города были основаны егип. царем Птолемеем II Филадельфом (285 - 246 до н.э.), в Лидии - пергамским царем Атталом II Филадельфом (159 - 138 до н.э.), в Киликии - зависимым от Рима царьком Коммагены Антиохом IV (1 в. н.э.). На терр. егип. Ф. в 1908 - 1909 было обнаружено большое кол-во папирусов, т.н. Зенона архив.

ФИЛАРХИ

ФИЛАРХИ - в Аттике начальники конных отрядов каждой из 10 терр. фил (округов), на к-рые была разделена Аттика по реформам Клисфена. Ф. (всего их было 10) подчинялись двум гиппархам (начальникам всей афинской конницы); избирались нар. собранием. В визант. источ. термином «Ф.» часто обознач. вожди «варварских» племен, подчиненных Византии.

ФИЛЕЙ

ФИЛЕЙ - географ в 5 в. до н.э. (вероятно, старше Фукидида), последователь др.-ионийской школы, автор «Перипла Средиземноморья» (сохран. лишь нек-рые фрагменты этого труда).

Предыдущая страница Следующая страница