Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕМ")

ДАВИД

ДАВИД - полулегенд. царь Израильско-иудейск. госуд. (кон. 11 в. - ок. 950 до н.э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозр. в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царем Иудеи; присоед. к ней терр. израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Разгромив филистимлян, присоед. на Ю. Эдом, на В. - Моав и Аммон, на С. сделал своими данниками арамейские госуд. Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Провел перепись населения, ввел налоги и, наряду с нар. ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типич. для вост. деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израил. и иуд. крестьян, с трудом подавл. Д. В евр. фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христ. богослов. традиция превратила Д. в кротк. и благочест. певца и приписала ему составл. псалмов (религ. гимнов).

ДАВИД III

ДАВИД III (961 - 1001) - груз. царь. Вел борьбу с захвативш. Грузию арабами и расширил границы княжества Тао-Кларджети до Ванского оз. и Эрзинки (Эрзинджан). Пытался объед. феод.-раздробл. Грузию. Оказывал влияние на внутр. политику Византии (подавление феод. восстания Варды Склира, 979).

ДАВИД АНАХТ

ДАВИД АНАХТ - крупный армян. философ 6 в., неоплатоник, представитель эллинистич. направления в армян. философии, идеолог светской части феодалов.

ДАВИД САСУНСКИЙ

ДАВИД САСУНСКИЙ - героич. эпос армян. народа, окончат. сложивш. к 10 в.

ДАГОБЕРТ I

ДАГОБЕРТ I - франкский король 629 - 639, последний представитель династии Меровингов, обладавший реал. властью. При Д. I почти вся терр. совр. Франции была подчинена франкск. королю. Попытка Д. I в союзе c Византией подчинить славян. княжество Само окончилась разгромом франкского войска. Преемники Д. I из династии Меровингов фактич. власти не имели. Они получили назв. «ленивых королей». Действит. власть во Франкском госуд. перешла к правителям - майордомам.

ДАГОН

ДАГОН - Даган - зап.-семит. (ханаанейско-аморейский, позже также филистимлянский) бог. Судя по знач. имени, покровитель земледелия или рыбной ловли; видимо, первонач. бог - податель пищи. В Угарите Д. связан с богом бури и плодородия Балу (Алиййану-Балу), отцом к-рого считался наряду с верхов. богом Илу. По финикийской теогонии Санхонйатона - Филона, Д. - сын Урана - неба (соотв., по-видимому, Баалшамему) и Геи - земли, брат Эла (Илу). У филистимлян в кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э. Д. - верхов. божество, бог войны; вероятно, это представл. заимствовано от дофилистимск. (ханаанейск.) населения палестинского побережья. В г. Бет-Шеан (Сев. Палестина) Д. связан с Астартой. Д. почитался также в аккад. миф. как бог невавилонск. происхождения, покровитель населения долины Ср. Евфрата. Супруга Д. - богиня Шала (возможно, хурритская), она же - супруга бога бури Адада. В одном старовавилонском тексте из Сев. Месопотамии Д. назван отцом Адада. Иногда отожд. с Энлилем.

ДАДЖЖАЛ

ДАДЖЖАЛ - в мусульм. религии искуситель людей, к-рый должен появ. перед концом света. Типологически и функ-ционально соотв. антихристу.

ДАДХИКРА

ДАДХИКРА - в вед. миф. конь царя Трасадасью, самый знаменитый среди миф. коней (обычно лишенных собств. имени).

ДАДХЬЯНЧ

ДАДХЬЯНЧ - в вед. миф. мудрец-отшельник, сын Атхарвана.

ДАЙМОНИЙ

ДАЙМОНИЙ - философское понятие, встречавш. прежде всего у Сократа и Платона. Означ. способность отдельных людей, выступающих в кач-ве советчиков, предлагать ра-ционал. решения в общих интересах. Это кач-во воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский Д. к иск-ву предсказания, Платон толковал его как совесть.

ДАЙТЬИ

ДАЙТЬИ - в др.-инд. миф. класс демонов - асуров. Д. - дети Дити и Кашьяпы, гиганты. Они с перемен. успехом борются с богами, сыновьями Адитьи. Тесно связаны с данавами, иногда от них не отличимыми. Д. - враги жертвоприношения. Среди них наиболее известны Вадж-ранга, Майя, Хираньякша, Хираньякашипу.

ДАКИ

ДАКИ - группа фракийских племен, занимавших терр. к С. от Дуная до отрогов Карпатских гор. Известны грекам уже в 5 в. до н.э. С 1 в. до н.э. в непосредств. соприкосновение с Д. пришли римляне. Еще в сер. 1 в. до н.э. племена Д. и гетов объед. под рук. своего царя и вождя Буребисты. Наибольш. расцвета держава Д. достигла при Децебале, объед. под своей властью не только гето-дакийские племена, но, возможно, и часть сарматских. В теч. 1 в. до н.э. - 1 в. н.э. римляне предприняли ряд походов против Д. (при Августе, Нероне). При Домициане война с Д. окончилась для римлян неудачно. По условиям мира (в 89) римляне были обязаны выплачивать Д. ежегодные субсидии и предоставлять им рим. ремесленников и мастеров. Следующий и последний этап борьбы римлян с Д. приходится на время Траяна, когда в результате войн в 101 - 102 и в 105 - 106 Д. потеряли независ. и их страна была превращена в рим. провинцию Дакию.

ДАКИКИ

ДАКИКИ - Абу-Мансур Мухаммед Ахмад (ум. между 977 - 981) - выдающ. таджик. поэт 10 в.

ДАКИНИ

ДАКИНИ - в индуист. миф. жестокие и свирепые демонич. существа жен. пола, составл. свиту богини Кали.

ДАКИЯ

ДАКИЯ - провинция Др. Рима, занимавшая б.ч. Румынии (зап. граница проходила по Тисе, вост. - по Олту, на С. ограничивалась Карпатскими горами, на Ю. - теч. Дуная). Присоед. к Рим. империи при Траяне (в 106). Будучи выдвинутой далеко на С. и гранича с варварск. племенами, имела для римлян важное стратегич. значение. Римляне построили в Д. мн. дорог воен. и гражд. назначения; вдоль границ шла мощная система укреплений. Попытки варварских вторжений в Д. начались уже во времена Адриана. Постоян. и длит. борьба с варварами рим. императоров заканчив. ко времени Галлиена и Аврелиана (последние бои за Д.). Д. постеп. занимают готы, карпы, гепиды и сарматы. В 271 Аврелиан принял решение эвакуировать рим. войска и оставшееся гражд. население на прав. берег Дуная, где из частей Мезии и Дардании были созданы две новые провинции. Д. явил. первой провинцией, оставл. римлянами под напором варварских племен.

ДАКТИЛИ

ДАКТИЛИ - в греч. миф. демонич. существа; счит. спутниками Реи-Кибелы. Жили на горе Ида во Фригии (М. Азия). Д. приписыв. открытие обработки железа. Фригийские Д.: Кельмис (от слова «плавить»), Дамнаменей (от слова «укрощать») и Акмон (от слова «наковальня»); критских Д. было пять и они отожд. с куретами, корибантами и тельхинами. Им приписыв. также учреждение Олимпийских игр в Элиде.

ДАКША

ДАКША - в вед. и индуист. миф. божество класса адитьев, это слово используется как эпитет Агни и Сомы. Самой примечат. чертой Д. явл. то, что он рожден от Адити и он же родил Адити.

ДАКШИНА

ДАКШИНА - в др.-инд. миф. сакрализов. дар, подносимый жрецу-брахману. Д. как дар нередко персонифиц. и соотносится с Брахманаспати, Индрой, Сомой, но вместе с тем известны и такие воплощения Д., как коровы, быки, лошади, овцы, сокровища, золото и т.п.

ДАЛИЛА

ДАЛИЛА - Делила - в ветхозавет. предании возлюбл. Самсона из долины Сорек; выведав по наущению филистимлян, что неодолимая сила Самсона скрыта в его волосах, усыпила его, велела остричь «семь кос головы его», затем передала в руки филистимлян.

ДАЛМАТИНЦЫ

ДАЛМАТИНЦЫ - коренное население Далмации (вост. побережье Адриатич. м.). В древности здесь жило иллирийское племя далматов, романизиров. в рим. эпоху. После прихода славян (6 - 7 вв.) началось постепен. ославянивание населения Далмации.

ДАЛМАЦИЯ

ДАЛМАЦИЯ - включает терр., вытянувш. вдоль Адриатич. м. и многочисл. прилегающие к берегу о-ва. Понятие «Д.» на протяж. веков изменилось. В древности Д. населяли иллирийские племена: далматы (отсюда назв. «Д.»), либурны и др. С 1 в. н.э. Д. - рим. провинция, с 6 в. - под властью Византии. В 6 - 7 вв. Д. была занята хорватами и сербами (на Ю.).

ДАМАСК

ДАМАСК - 1. один из древнейших городов мира: первые сведения о нем относятся к 16 в. до н.э., когда город находился под властью егип. фараонов; его назв. упомин. в Библии. С 10 в. до н.э. до 732 до н.э. - центр Дамасск. царства, затем в составе Ассирии, Ново-Вавилонск. царства, Персии, державы Александра Македонского; в 3 - 1 вв. до н.э. за Д. шла борьба между преемниками Александра Македонского. В 64 был занят римлянами и вошел в состав рим. пров. Сирии, с кон. 4 в. - Византии. В 30-х гг. 7 в. завоеван арабами. В 661 - 750 - столица халифата Омейя-дов. В этот период Д. значит. разросся и украсился роскош. дворцами и мечетями, среди к-рых наиболее знаменита мечеть халифа Валида I (т.н. мечеть Омейядов, 8 в.). После образования халифата Аббасидов и перенесения столицы в Багдад Д. остался гл. городом провинции.

2. дамасская сталь - в наиболее старом значении то же, что булат, т.е. особым образом приготовл. высококач. узорчатая сталь для клинков.

ДАМАСКИН

ДАМАСКИН - Иоанн - церк. писатель 7 в.

ДАМАССКОЕ ЦАРСТВО

ДАМАССКОЕ ЦАРСТВО - раннерабовлад. Арамейское госуд. в Сирии с центром в Дамаске, возникшее в 10 в. до н.э. и просуществов. до 732 до н.э. Наибольших размеров достигло в 9 в. до н.э. при царях Бен-Хададе I, Бен-Хададе II и Азаиле, к-рые стремились подчинить всю Сирию и Палестину. При Бен-Хададе I к Д. ц. была присоед. Сев. Палестина. Бен-Хадад II организовал коалицию 11 царей против Ассирии и в битве при Каркаре (854 до н.э.) отразил нападение ассир. царя Салманасара III. Азаил присоед. к Д. ц. Заиорданье, брал дань с Израиля и Иудеи и захватил филистимский г. Гат. При Бен-Хададе III (нач. 8 в. до н.э.) в результате внутр. соц. противоречий и войн Д. ц. ослабело. Попытка правителей Д. ц. захватить Хамат (в Сев. Сирии) и Самарию (столицу Израильск. царства) окончилась неудачей. В 732 до н.э. (при Резоне II) Дамаск был взят войсками ассир. царя Тиглатпаласара III, что положило конец существов. Д. ц.

ДАМГАЛЬНУНА

ДАМГАЛЬНУНА - Дамкина - в шумеро-аккад. миф. супруга бога мудрости и мирового океана Энки (аккад. Эйя), в вавилонских текстах также мать бога Мардука, идентифиц. с богиней-матерью Нинхурсаг.

ДАМОКЛОВ МЕЧ

ДАМОКЛОВ МЕЧ - выражение, употребл. для обознач. близкой и грозной опасности, нависшей при видимом благополучии. По др.-греч. преданию, Дамокл - любимец сиракузского тирана Дионисия Старшего (405 - 367 до н.э.) - льстиво называл Дионисия счастливейшим из людей. Дионисий, желая показать Дамоклу непрочность своего благополучия, посадил его во время пира на свое место за стол, полный яств, повесив над его головой острый меч на конском волосе.

ДАМОН

ДАМОН - греч. теоретик музыки из Афин сер. 5 в. до н.э., советник Перикла. Был выслан из Афин как пособник тирании. В письмах к членам ареопага (возможно, 462 до н.э.) впервые сформулировал классич. учение об этосе. Он иссследовал отдельные звуковые ряды и ритмы, исходя из их этич. ценности, подчиняя их задаче воспитания юношества. Изменения в манере пения он связывал с потрясением обществ. порядка, поэтому отвергал муз. новшества.

ДАМОФОН

ДАМОФОН - греч. скульптор 2 в. до н.э. Создавал культовые изображ., в их числе «Госпожа» в Ликосуре (Аркадия), к-рая возвышается рядом с Деметрой. С одной стороны находится Артемида, с другой - титан Анит. Оставшиеся части скульптур (прежде всего головы) сохран. в Афинском нац. музее. Дамофон реставрировал скульптурное изображ. Зевса работы Фидия в Олимпе.

ДАМУ

ДАМУ - в шумеро-аккад. миф. бог здоровья, сын богини-целительницы Нининсины, к-рому она передала божеств. силу (ме) иск-ва врачевания. Постоян. эпитет Д. (как и Нининсины) - «великий жрец-заклинатель», в старовавилонский период распростр. также имя «Д.-врач». Предполо-жит. имеет черты двуполого существа. Гл. место культа - г. Исин.

ДАНАВЫ

ДАНАВЫ - в вед. и индуист. миф. класс демонов-асур, дети Дану и Кашьяпы. Д. - гиганты, к-рые борются с богами. Тесно связаны с дайтьями. Уже «Ригведа» упомин. семерых Д. К Д. относят Вритру, иногда - Намучи.

ДАНАИДЫ

ДАНАИДЫ - в греч. миф. 50 дочерей Даная, сына егип. царя Бела. Согл. мифу, Данай был лишен своим братом Эгиптом Ливии. Преследования дочерей Даная сыновьями Эгипта вынудили Даная бежать в Аргос. Однако и там он был настигнут сыновьями Эгипта, принуждавш. Даная выдать за них замуж Д. Данай, опасаясь своей гибели, приказал дочерям согласиться на брак, с тем чтобы в брачную ночь они умертвили мужей. Все Д., за исключ. одной, выполнили повеление отца. В наказание за это преступление Д. после своей смерти должны были, как гласит миф, вечно наполнять водой бездонную бочку. Выражения «бочка Д.» и «работа Д.» употребл. как синоним бесполез. и бесконеч. труда.

ДАНАЙ

ДАНАЙ - в греч. миф. сын царя Египта Бела, брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей (Данаид). В Аргосе получил цар-скую власть от Геланора. Впослед. был убит своим зятем Линкеем, к-рый стал царем Аргоса.

ДАНАЙ ФУЖЕНЬ

ДАНАЙ ФУЖЕНЬ - в кит. миф. богиня, помогающая родам. По традиции счит., что ее фамилия Чэнь и она родилась в 766 близ Фучжоу (провинция Фуцзянь). Своим рожд. она была обязана Гуань-инь, превратившей один из своих пальцев в луч, к-рый вошел в утробу матери Д. Ф. и оплодтворил ее.

ДАНАЙЦЫ

ДАНАЙЦЫ - первонач. назв. древнейших греч. племен, населявших Аргос; в гомеровском эпосе Д. - одно из назв. греков, осаждавших Трою. По преданию Д., сняв осаду Трои, оставили у стен города дерев. коня, внутри к-рого скрывались вооруж. воины. Вопреки предостережению жреца Лаокоона, троянцы привезли коня в город; ночью воины вышли из коня и открыли ворота вернувш. отрядам греков. Троя была взята и разрушена. Слова Лаокоона «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» (Вергилий, «Энеида») вошли в поговорку.

ДАНАКА

ДАНАКА - сначала это назв. применялось к мелкой серебр. монете на Востоке, позднее оно было перенесено и на медную монету. В Перс. империи Д. соотв. греч. оболу. Согл. антич. источ., это назв. применялось к оболу Харона (плата за перевоз через р. Стикс, т.е. в загробный мир). Назв. сохр. до ср. веков (арабское - данек, перс. - дангх, новосанскритское - танка).

ДАНАРО

ДАНАРО - денаро - итал. назв. денария. Д. был в обращении почти во всей Италии. В Сев. Италии Д. чеканили на основе каролингск. денария, с 962 - с надписями и моно-граммами герм. императоров. Монета чеканилась в гг. Ве-рона, Лука, Милан, Падуя, Венеция, Рим. Сначала Д. чеканилась по образцу каролингск. денария, но уже падуанские отто (денарий имп. Оттона) чеканились из серебра 850-й пробы весом всего лишь в 1,24 - 1,34 г.

ДАНАЯ

ДАНАЯ - в греч. миф. дочь аргосск. царя Акрисия. Согл. мифу, Акрисию была предсказана смерть от руки внука, в связи с чем он заключил свою единств. дочь Д. в медную башню, куда не мог проникнуть никто из смертных. Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Д. родила будущ. героя Персея.

ДАНДАРИИ

ДАНДАРИИ - ираноязыч. назв. группы местных племен, обитавших в 1-м тыс. до н.э. на правобережье Кубани и на юго-вост. берегу Азовского м. (р-н совр. г. Темрюка). Впервые названы Гекатеем Милетским (6 в. до н.э.), позднее Страбоном, Плутархом и др.; известны и по греч. надписям. С 4 в. до н.э. входили в состав Боспорск. госуд. Их центром был г. Соса. Д. во главе со своим храбрым вождем Олфаком активно поддерж. Митридата Понтийского в его борьбе с Римом (74 - 63 до н.э.). Дальнейшая судьба Д. неизвестна. Вероятно, их ассимилир. сарматы.

ДАНДИН

ДАНДИН - инд. писатель 7 в., крупнейший романист ср.-век. Индии, теоретик лит-ры. Д. принадлежит авантюр. роман «Приключения десяти царевичей».

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ - легендар. еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения к-рого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»).

ДАННИИЛУ

ДАННИИЛУ - Даниэл - в зап.-семит. миф. герой угаритск. мифоэпич. предания об Акхате. Его отец Д. - мудрый правитель Харнама (вероятно, общество предков угаритян, наряду с Датану); он именуется «муж рапаитский». В Библии упомин. древ. мудрец Даниэл, что, видимо, свидет. о почитании Д. и в доиудаистич. иуд. обществе (личность, несомненно, мифич.); представления о нем легли в основу образа библейск. пророка Даниила.

ДАНУ

ДАНУ - 1. в кельт. (ирланд.) миф. мать - прародительница богов.

2. в др.-инд. миф.:

1. Демон, сокрушен. Индрой; вероятно, эпитет Вритры, одного из данавов.

2. Мать демонов и прежде всего Вритры (иногда - Намучи); «Ригведа» упомин. семерых данавов, происходящих от Д. и рассеянных Индрой.

3. Эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.

ДАНУВИЙ

ДАНУВИЙ - назв. Дуная в его верх. теч.

ДАНУНИТОВ ГОСУДАРСТВО

ДАНУНИТОВ ГОСУДАРСТВО - существовало в нач. 1-го тыс. до н.э. в долине Аданы в юго-вост. части М. Азии. Центр Д. г. находился в р-не горы Каратепе. Раннерабовлад. Д. г. достигло расцвета во 2-й пол. 9 в. до н.э. при царе Азитавадде. В кон. 8 в. до н.э. царь Ассирии Саргон II подчинил себе р-н Аданы. В Д. г. господствовали хеттская и финикийская культура и письменность.

ДАНУНИТЫ

ДАНУНИТЫ - дануна - один из «морских народов», двинувш. в 13 - 12 вв. до н.э. на Египет, Сирию и, по-видимому, идентич. данайцам. Вытеснен. в 12 в. из Египта Д. обосновались на Ю.-В. М. Азии и на о. Кипр. В вост. Киликии в 9 в. до н.э. существовало госуд. Д.

ДАНЫ

ДАНЫ - др.-герм. племя, населявшее в 5 - 6 вв. терр. совр. Дании.

ДАНЬ-ЧЖУ

ДАНЬ-ЧЖУ - в др.-кит. миф. сын правителя Яо, известный своей заносчивостью и непочтительн. к старшим. Из-за дурного нрава Д.-ч. отец отказался передать ему престол и долго искал др. преемника.

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ - 1. Философский Д. возник в 6 - 5 вв. до н.э. Его основоположником счит. Лао-цзы, а гл. лит. памятником - кн. «Дао-дэ-цзин». Согл. Д., реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены определен. естеств. пути дао, означающ. всеобщий закон движения и изменения мира.

2. Одна из религий Китая. Основателем религиозн. Д. счит. Чжан-Дао-лин (1 в. н.э.).

ДАРБАЗИ

ДАРБАЗИ - древ. нар. жилище Закавказья (в Грузии - Д., в Армении - тун, хацатун, в Нагорном Карабахе - карадам, в Юж. Осетии - эрдоян сахли). Д. целиком или частично вырывались в склонах гор и холмов, наземные Д. встреч. редко. Стены Д. были каменные, бутовой кладки, иногда грунтовые, реже деревянные, с многочисл. нишами хоз. назначения. В центре жилого дома помещался открытый очаг. Особенностью Д. явл. система квадратного или восьми-двенадцатиугол. перекрытия жилого помещения. Оно возводилось из балок или бревен на опорных столбах (груз. дедабодзи, т.е. мать-столб), поднимаясь суживающ. ярусами вверх и образуя род сфероидал. или усеченно-пирамидал. ступенчатого свода. Вверху свода находилось дымовое отверстие. Перекрытия покрывали досками, хворостом или камышом. Сверху засыпали глиной или землей. Цент. столб и др. деревянные части Д. орнаментировались. Д. объед. под одной крышей жилые и хоз. помещения.

ДАРДАН

ДАРДАН - в греч. миф. сын Зевса и плеяды Электры. По наиболее распростр. версии мифа, Д. родился на о-ве Самофракия и оттуда переселился во Фригию, где был принят местным царем Тевкром, выдавшим за него свою дочь Батию. Здесь Д. основал одноим. город, к-рый Гомер локализует в предгорьях горы Ида. Д. явл. дедом Троса и прямым предком Лаомедонта, Приама, Анхиса и их сыновей, в т.ч. Энея. Поскольку через Энея Д. оказался предком римлян, существовал итал. вариант сказания, по к-рому Д. происходил из этрус. г. Кортоны и оттуда переселился во Фригию.

ДАРДАНИЯ

ДАРДАНИЯ - две местности, назв. к-рых связано с именем дарданцев:

1. Пров. на Ю. совр. Югославии (Сев. Македония и Юго-Вост. Сербия); после покорения римлянами Д. стала пров. Мезия, со времен Диоклетиана - самостоят. пров.

2. Город в Троаде у подножия гор Ида, синоним Трои.

ДАРДАНЦЫ

ДАРДАНЦЫ - две смешанные иллиро-фракийские народ-ности.

1. Балканские Д. приблизит. с сер. 1 в. находились под властью римлян.

2. Д., именовавш. также троянцами, по преданию были потомками сына Зевса Дардана.

ДАРЕС

ДАРЕС - Дарет - в греч. миф.:

1. Жрец при храме Гефеста в Трое, якобы составивший догомеровскую историю Троянской войны, записан. им на пальмовых листьях; к ней, по преданию, восходит история Троянской войны на лат. яз., написанная около 5 в. и послужившая источ. для мн. ср.-век. романов о гибели Трои.

2. Фригиец, убитый Одиссем во время Троянской войны.

ДАРИЙ

ДАРИЙ - в Др. Персии цари из династии Ахеменидов:

1. Д. I (Дараявауш) - правил в 522 - 486 до н.э. после убийства им Гауматы. В 522 - 521; при помощи полков 10 тыс. «бессмертных» (личной гвардии царя) и гарнизонных войск подавил восстания в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и скиф. племен Ср. Азии. Ок. 518 завоевал зап. часть Индии. При Д. I развернулось значит. стр-во (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, царская резиденция Персеполь и пр.). Время царствования Д. I было периодом наибольш. расширения могущества Ахеменидов. Но уже при нем стала обнаруживаться слабость госуд. (поход Д. I против Сев. Причерноморья ок. 514 окончился отступл. перс. армии, к-рая вскоре стала терпеть пораж. и в греко-перс. войнах 500 - 449; в 486 в Египте вспыхнуло восстание).

2. Д. II (др.-перс. Вахука, греч. Нот) - правил в 423 - 404 до н.э. Сын Артаксеркса I. Его царствование было отмечено дальнейшим ослаблением госуд. (в 409 восстала Мидия, вскоре Египет завоевал независимость).

3. Д. III (Кодоман) - правил в 336 - 330 до н.э. В кон. 335 Д. III вновь завоевал Египет. В 333 в битве при Иссе Д. потерпел пораж. от Александра Македонского, в 331 у Гавгамел армия Д. III потерпела полное пораж. и он бежал в Вост. Иран, где был убит своим сатрапом Бессом.

ДАРИК

ДАРИК - др.-перс. золотая монета; впервые стала чеканиться при Дарии I Гистаспе ок. 516 до н.э. На лицевой стороне Д. был изображен перс. царь, стреляющий из лука, на оборотной - вдавлен. квадрат. Д. - первая золотая монета древности. Выпуск ее имел большое экономич. значение для Др. Персии, где ее вес - 8,4 г - стал основой монетной системы. Чеканка Д. происходила на царском монетном дворе в Персеполе (до завоев. Персии Александром Македонским).

ДАСЬЮ

ДАСЬЮ - в др.-инд. миф.:

1. Демон, враг ариев, к-рого поразил Индра, сбросив на него с неба огонь.

2. Класс демонов ведших борьбу с Индрой, к-рый сокрушил Д.; поэтому Индру иногда назыв. Дасьюханом («убийцей Д.»), а его схватку с Д. - дасьюхатьей («убийством Д.»); впрочем, против Д. выступает и Сома. Д. теснейшим образом связан с даса.

ДАТИРОВКА МОНЕТ

ДАТИРОВКА МОНЕТ - год выпуска (чеканки) монеты, указан. в легенде. На антич. и ср.-век. монетах год выпуска встреч. редко. Самая ранняя датирован. монета - тетра-драхма Александра Македонского (336 - 323 до н.э.), выпущен. в г. Сидоне в Финикии после битвы при Ипсе. С этого времени г. Сидон начинает свое летоисчисление.

Таким же образом устанавлив. свое летоисчисление, начиная его с крупных событий своей истории, мн. эллинистич. госуд. В соотв. с этим помещаются и даты по местному летоисчислению (эре) - один из самых распростр. способов датировки антич. монет.

Существовала также Д. м. по годам правл. царя или монарха (первый год, второй год, третий год и т.д.), напр., в птолемеевском Египте, в Каппадокии и т.д. Для этого использовался углообраз. знак i с последующей греч. буквой, напр.: ια (в первом году правл.), ιβ (а пятом году правл.). Наиболее распростр. эрой на эллинистич. Востоке была эра Селевкидов, начинающ. с 297 до н.э. Эра Селевкидов была принята на терр. монархии Селевкидов и в Парфии. Вифинская эра была принята в Понтийском царстве Митридата VI Евпатора, а при Фарнаке распростр. на Боспорское царство и стала назыв. боспорской эрой. На монетах Митридата VI Евпатора указан не только год, но и месяц выпуска. Цифры обозначались буквами греч. алфавита.

α' - 1 ια' - 11 ρ' - 100

β' - 2 ιβ' - 12 σ' - 200

γ' - 3 κ' - 20 τ' - 300

δ' - 4 λ' - 30 υ' - 400

ε' - 5 μ' - 40 φ' - 500

ς' - 6 ν' - 50 χ' - 600

ζ' - 7 ξ' - 60 ψ' - 700

η' - 8 ο' - 70 ω' - 800

θ' - 9 π' - 80 Ϡ' - 900

ι' - 10 Ϟ' - 90

См. также таблицы соответствий из "Лингвистической энциклопедии" (М., 1999):

Датировка монет

И из книги А.Ч. Козаржевского "Учебник древнегреческого языка" (М., 2002):

Датировка монет

Чтобы определить дату монетной эры, следует из цифры, указан. на монете, вычесть год начала эры. Напр., если на монете указано: 297 (548 боспорской эры), то: 548 - 297 = 251. Наиболее сложную систему Д. м. имеют афинские тетрадрахмы эллинистич. периода, раличающ. значками и символами. Кроме того, на них указыв. имена магистратов.

При наличии трех имен следует иметь в виду, что носители первых двух имен менялись ежегодно, а третьего - еже-месячно. Буквы от A до N на стенках амфоры соотв. месяцам лунного календаря. Две буквы внизу амфоры обознач. назв. мастерских монетного двора или рудников. Римляне не указыв. на монетах дату выпуска. Но так как монетные магистраты в республ. Риме сменялись ежегодно, то имя магистрата явл. и указателем года выпуска.

Монеты времен Рим. империи можно датировать более точно на основании помещен. на монетах титулатуры. Так, в титулатуре императоров династии Антонинов обычно содерж. упоминание о власти трибуна (tribunitia potestas), к-рая возобновлялась ежегодно. Следоват., указание на то, какой раз император облечен полномочиями трибуна, дает возможность установить дату выпуска монеты, так как годы правл. имераторов известны.

ДАТИС

ДАТИС - полководец Дария I, участв. в борьбе против Греции, 490 до н.э. (битва при Марафоне).

ДАТТАТРЕЯ

ДАТТАТРЕЯ - в индуист. миф. мудрец, сын риши Атри, в к-ром частично воплотились Вишну, Шива и Брахма. Соотв. Д. имел три головы, правая принадлежала Шиве, левая - Брахме, а ср. - Вишну.

ДАУД

ДАУД - в мусульм. религии пророк. Соотв. библейск. Давиду. Коран назыв. его царем, наместником аллаха.

ДАУНИЯ

ДАУНИЯ - сев. часть Апулии, насел. иллиродаунийцами.

ДАФНА

ДАФНА - в греч. миф. нимфа («лавр»), дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Д. - древ. растит. божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоят. и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. О свящ. лавре на Делосе упоминает Каллимах. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.

ДАФНИС

ДАФНИС - в греч. миф. легенд. изобретатель буколич. поэзии, сицилийский пастух (вариант: фригийский певец), к-рому приписывалось божеств. происхождение. Д. счит. сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка в долине Герейских гор (о-в Сицилия) в лавровой роще. Д. воспитали нимфы, а единокров. брат Пан научил его играть на свирели и петь пастуш. песни.

ДАФНИС И ХЛОЯ

ДАФНИС И ХЛОЯ - др.-греч. роман, приписыв. Лонгу (3 в. н.э.), о к-ром не сохран. биографич. сведений.

ДАШАРАТХА

ДАШАРАТХА - герой др.-инд. эпоса «Махабхарата», потомок Солнечной династии и царь Айодхьи, земной отец Рамы и трех его братьев. Имел трех жен: Каусалью, Кайкейи и Сумитру, но был бездетен. По совету брахманов он, ради получения потомства, совершил жертвопринош., и Каусалья родила Раму (аватару Вишну), Кайкейи - Бхарату, Сумитра - близнецов Лакшману и Шатругхну.

ДАЭНА

ДАЭНА - в иран. миф. олицетворение внутр. духовного мира человека или общины в целом. Д. была присуща благому и греховн. сознанию в равной мере. Каждый человек после смерти встречал свою Д. в жен. облике у входа на тот свет; Д. праведника выглядела прекрасной юной девой, а Д. грешника - уродливой старухой. В близких к «Гатам» контекстах «Младшая Авеста» часто упоминает вместо Д. фравашей - духов предков, к-рых избегал упоминать Заратуштра.

ДВАРАКА

ДВАРАКА - в индуист. миф. столица ядавов (рода Кришны), созданная за одну ночь по приказу Кришны, когда он решил оставить Матхуру, прежнюю столицу; Д. была поглощена океаном через семь дней после гибели Кришны. В Индии, на побережье п-ова Катхиявар, существует город Д., один из семи гл. центров паломничества индусов, считающих, что он основан Кришной.

ДВИПА

ДВИПА - в индуист. миф. «континенты», омываемые каждый своим океаном; обычно располагаются вокруг горы Меру. Число Д. варьируется от 4 до 18.

ДЕ

ДЕ - частица в нек-рых франц., итальян., испан. фамилиях, означающая «из» и появивш. в эпоху феодализма, когда дворянину присваив. фамилия по назв. его владения, поместья, замка и т.п. В нем. фамилиях аналогич. происхождение имеет частица «фон», в голландских - «ван».

ДЕБОРА

ДЕБОРА - Девора - легенд. героиня древ. евреев, к-рая по библейск. преданию руководила завоев. Палестины во времена борьбы с Ханааном. Согл. Библии, Д. сумела прекратить раздоры между племенами, поставила во главе собранного ею объед. ополчения опытного воина Варака и с его помощью разгромила войска амореев.

ДЕВА

ДЕВА - в др.-инд. миф. класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упомин. о 333, 3306, 3339 богах), распредел. по трем космич. сферам: небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные (воздушное пространство) - Индра, Маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные - Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставл. по тому же принципу, и к ним добавляют еще два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати - в разных сочетаниях).

ДЕВАДАТТА

ДЕВАДАТТА - в будд. миф. кузен и ученик будды Шакья-муни.

ДЕВАЛОКА

ДЕВАЛОКА - в будд. миф. один из разделов сансары. Находится на вершине горы Меру и над нею. В Д. живут боги. Как и др. живые существа, они подчинены законам кармы (т.е. рождаются и умирают). В Д. чрезвычайно велика продолжит. жизни, преобладает наслаждение или глубо-кое духовное созерцание.

ДЕВАПУТРА

ДЕВАПУТРА - в будд. миф. группа второстеп. божеств, подчиняющ. нек-рым глав. богам общебудд. пантеона (напр., Шакре, Яме).

ДЕВАТА

ДЕВАТА - в др.-инд. миф. божество, существо божеств. природы. Это обознач. относится как к богам вообще (во множеств. числе, нередко в собират. значении), так и особенно к разным классам низших богов.

ДЕВИ

ДЕВИ - в индуист. миф. жена бога Шивы. Культ Д. восходит к древ. культу богини-матери, засвидет. в Индии в 3-м тыс. до н.э. В вед. эпоху отражения этого культа сохран. в концепциях Адити, Ниррити, Ушас и нек-рых иных вед. богинь.

ДЕВКАЛИОН

ДЕВКАЛИОН - в греч. миф:

1. Прародитель людей, сын Прометея, муж дочери Эпиметея и Пандоры Пирры.

2. Д., сын Миноса и Пасифаи, критский царевич, участник калидонской охоты и похода аргонавтов, отец Идоменея, предводителя критян в Троянской войне.

ДЕВКАЛИОН И ПИРРА

ДЕВКАЛИОН И ПИРРА - в греч. миф. единств. люди, спасшиеся по воле Зевса в ковчеге от потопа, к-рым Зевс уничтожил «греховное» поколение людей медного века. Согл. мифу, на девятый день потопа ковчег пристал к вершине Парнаса (по др. варианту - Афона или Этны). Здесь Зевс, в ответ на высказан. Девкалионом просьбу возобновить людской род, через оракула Фемиды приказал ему и его жене Пирре бросать за спину камни. По мифу, из камней, брошен. Девкалионом, произошли мужчины, из брошен. Пиррой - женщины.

ДЕВОЦИИ

ДЕВОЦИИ - у римлян обет подземным богам. Солдат или полководец, добровольно жертвуя жизнью, просил у богов уничтожения вражеск. войска. Д. совершались после торжеств. обряда. Ист. источ. сообщают о Д. отца и сына Дециев (оба консулы) в 340 и 295 до н.э. Известны также Д. во времена ранней Империи во имя императора.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ - в греч. миф. внук афинск. царя Эрехфея и сын Метиона, по др. версии, сын Эвпалма и внук Метиона. Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Д. - букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чье мастерство вызвало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д. после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил по поруч. Миноса лабиринт для чудовищн. Минотавра, рожд. женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Д. помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Д. вместе с сыном улетели с о-ва. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т.к. солнеч. жар растопил воск.

ДЕДИТИЦИИ

ДЕДИТИЦИИ - в Др. Риме:

1. Племена, покорен. после длит. сопротивления и капитулировавшие без договора, обеспечивающ. им к.-л. права.

2. «Варвары», поселенные принудит. на рим. землях.

3. Отпущ. на волю рабы, ранее осужд. за уголов. преступление или заклейм. господином. Д. не имели права жить в Риме, получать рим. гражданство, составлять завещания и назначаться наследниками; были изъяты из действия эдикта 212, даровавш. всем жителям империи рим. гражданство. Статус Д. был отменен Юстинианом.

ДЕЗИДЕРИЙ

ДЕЗИДЕРИЙ - последний лангобард. король 756 - 774. Вел успеш. борьбу за подчинение крупных землевладельцев (в т.ч. полунезавис. герцогов Сполето и Беневенто) королевской власти. Объед. большей части Италии под властью Д. вызвало выступление против него папства, заключивш. союз с Карлом Великим, к-рый стремился к завоев. госуд. лангобардов. В начавш. войне с папством Д. дошел до Рима, однако был разбит и низложен вторгш. в Италию Карлом Великим (774), к-рый присоед. королевство лангобардов к госуд. франков. Д. был заточен Карлом в один из франкских монастырей, где и умер.

ДЕИДАМИЯ

ДЕИДАМИЯ - в греч. миф. дочь царя о-ва Скирос Ликомеда, у к-рого Фетида скрывала своего сына Ахилла (нарядив в жен. платье) перед началом Троянской войны, т.к. ему была предсказана гибель под стенами Трои. Д. стала возлюбл. Ахилла и родила ему сына Неоптолема.

ДЕИФОБ

ДЕИФОБ - в греч. миф. сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора (поэтому Афина принимала образ Д., чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом). Д. отличается в Троянской войне во время битвы за корабли, где вступает в сраж. с Идоменеем и получает рану от его соратника Мериона. После смерти Париса Д. становится мужем Елены. Во время взятия Трои погибает от руки ворвавш. в его дом Менелая.

ДЕЙОК

ДЕЙОК - согл. Геродоту, первый мидийский царь, основатель Экбатан, к-рый освободил Мидию от ассир. гос-подства; царствовал 53 года (727 - 675 до н.э.). Вероятно, Д. тожд. Дайаукку ассир. надписей, уведенному в плен ассирийцами в 715 до н.э.

ДЕКАДА

ДЕКАДА - период времени длительн. в 10 дней. Составлял одну из ед. в системе счисления времени, употреблявш. в Египте. Из записей, найденных в пирамидах (ок. 2800 до н.э.), установлено, что год подразделялся на 12 месяцев, месяц - на три Д. (каждая из к-рых имели особое обознач.).

ДЕКАДРАХМА

ДЕКАДРАХМА - крупная серебр. монета, ок. 43 г., соотв. 10 драхмам. Д. чеканилась редко, в классич. эпоху только в Афинах, Сиракузах и Акраганте. Монета оформлялась ведущ. граверами, для больших сиракузских серий Д. хар-рны надписи мастеров-художников. В Афинах эти монеты распростр. среди граждан, очевидно, после открытия нового рудника.

ДЕКАН

ДЕКАН - в рим. войсках Д. явл. начальником десяти легионеров.

ДЕКАРГИР

ДЕКАРГИР - рим. серебр. монета, впервые выпущ. Гонорием (395 - 423). Вес Д. - 0,83 - 1,13 г.

ДЕКЕЛЕЙСКАЯ ВОЙНА

ДЕКЕЛЕЙСКАЯ ВОЙНА (413 - 404 до н.э.) - послед. период Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. между Афинами и Спартой. Заняв Декелею - аттич. дем в 22 км к С. от Афин - и превратив ее в опорный пункт, спартанцы перерезали пути доставки продовольствия в Афины и сделали постоянными воен. операции в Аттике, не огранич. их летними вторжениями. Афины оказались в осаде, земледельч. работы на полях прекратились. К тому же в Декелею перебежало св. 20 тыс. афинских рабов, преим. ремесленников. Д. в. в сочетании с полным разгромом афинских войск в Сицилии и распадом Афинской мор. державы фактич. предопределила окончат. пораж. Афин.

ДЕКЕЛЕЯ

ДЕКЕЛЕЯ - в древности небольшой город в Аттике (Греция), имевший воен. значение во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Вторгш. в Аттику спартанцы в 413 до н.э. захватили Д. и укрепились в ней. Отсюда они совершали постоян. набеги, разрушая и опустошая Аттику. В Д. к спартанцам перебежало 20 тыс. рабов, что нанесло тяж. удар рабовлад. экономике и в значит. степени содейств. победе спартанцев.

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ - в Др. Риме постановление императора, консула, сената.

ДЕКРЕТАЛИЙ

ДЕКРЕТАЛИЙ - постановления (с кон. 4 в.) и сборники постановлений (с кон. 5 - нач. 6 вв.) рим. пап.

ДЕКСИПП

ДЕКСИПП - Публий Эренний (ок. 210 - 270) - афин. историк. В 267 оборонял Афины против герулов. Д. составил хронику, охватыв. период с древнейших времен до 269, историю эпохи диадохов и «Скифику», в к-рой описаны вторж. германцев с 238 по 270. Из них сохран. только фрагменты.

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ - Декуматные поля - в древности обл. между правым берегом Верх. Рейна и Дунаем. При продвижении римлян в Германию в кон. 1 в. до н. э. германцы были изгнаны с этой терр., постепенно колонизов. переселенцами из Галлии. При Флавиях там начали возводиться рим. укрепления, вошедшие затем в герм.-ретийский вал. Домициан после похода на хаттов в 83 присоед. к империи Д. п., сделав их центром г. Аре-Флавие у истоков Неккара. Точное значение назв. Д. п. неизвестно. Возможно, что оно происходит от десятины, вносивш. в казну местными землевладельцами.

ДЕКУРИОНЫ

ДЕКУРИОНЫ - члены гор. советов (сенатов или курий), первонач. существовавших в зависимых от Рима гор. общинах Италии; впослед., в эпоху империи, после дарования провинциалам прав рим. гражданства (212), организованных во всех городах провинций; в 4 в. превратились в особое сословие, к к-рому принадлежали (в обязат. порядке) окрестные ср. землевладельцы.

ДЕКУССИС

ДЕКУССИС - очень большая др.-рим. монета, к-рая выпускалась в 3 в. до н.э. и равнялась 10 ассам. На аверсе монеты изображ. голова Ромы или Минервы, на реверсе - нос корабля и метка Х, т.е. 10 ассов. Монета, по-видимому, была в обращении в итал. городах, кроме Рима. Известны три экз. Д. Вес самого большого из них - 1106,6 г.

ДЕЛОС

ДЕЛОС - маленький греч. о-в (площ. 15,19 км2) в Эгей-ском м. (в центре Кикладских о-вов). Древнейшие поселения на Д. датируются 2 тыс. до н.э. После заселения ионийцами Д. - центр делосской амфиктионии и культа Аполлона (согл. мифу, место его рожд.). Крупное значение Д. приобрел после Греко-перс. войн как центр 1-го Афинского мор. союза и место хранения союзнич. казны (до 454 до н.э.); через Д. в этот период проходили гл. пути из Греции в М. Азию, а позднее из Зап. Средиземноморья на В. В эллинистич. период Д. играл большую роль в междунар. торговле (торговля рабами и хлебом). В кон. 2 в. до н.э. на Д. неоднократно происходили восстания рабов. Как центр работорговли в древности уничтожен после разруш. города и храма в Митридатову войну (88 до н.э.). В связи с завоеваниями римлян на В. и установлением новых торг. путей в 1 в. до н.э. окончат. утратил свое значение.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ - оракул при храме Аполлона в др.-греч. г. Дельфах. Здесь из расселины скалы, над к-рой в сер. 9 в. до н.э. был построен храм, выделялись одурманив. испарения. Прорицательница, т.н. пифия, избиравш. обычно из девушек, одурман. вдыханием паров, произносила слова, к-рые толковались жрецами как пророчества. Д. о. весьма почит. в Др. Греции. Жрецы, толковавшие «про-рицания», пользовались значит. привилегиями и играли известную политич. роль. Жречество Д. о. находилось преимущественно под влиянием Спарты. Храм с Д. о. был закрыт рим. имп. Феодосием I ок. 390 н.э.

ДЕЛЬФИН

ДЕЛЬФИН - в древности Д. были предметом всеобщей любви. Это животное счит. символом и атрибутом Нептуна, к-рый изображался с Д. в руках или у ног. Д. был символом Тарента, Мессины, Гадеса и др. городов. На монетах нек-рых антич. городов изображался Д. с трезубцем. В иск-ве и лит-ре Д. явл. популярным мотивом. Для антич. поэтов Д. был олицетвор. бескорыстной любви к человеку (Арион), поэтому он стал символом дружбы. Прагматич. настроенные римляне готовили из мяса Д. колбасы.

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ - город и религ. центр Др. Греции (у подножия горы Парнас в юго-зап. Фокиде). Д. возникли вокруг храма Аполлона Пифийского и находивш. при нем Дельфийского оракула, игравших большую роль в политич. и религ. жизни Др. Греции. В Д. происходили знаменитые «пифийские» игры - состязания певцов, музыкантов, атлетов, конские бега. Эти игры, а также дела святилища Аполлона находились в ведении совета амфиктионов, состоявш. из представителей ряда греч. общин. Расцвет Д. относится к 6 - 5 вв. до н.э., когда Д. оформились как храмовая община. В результате приношений и даров в Д. скопились богатейшие сокровища и произв. иск-ва, к-рые в 4 в. до н.э. были разграблены фокейцами, затем в 1 в. до н.э. Суллой. С 4 в. до н.э. Д. постепенно теряют свое политич. и экономич. значение, но сохраняют роль религ. центра приблизит. до 390, когда был закрыт храм с Дельфийским оракулом.

ДЕМАГОГ

ДЕМАГОГ - назв. политич. деятеля демократич. направления в Афинах 5 в. до н.э. В связи с усилением политич. борьбы в полисе в кон. 5 - 4 вв. до н.э. термин «Д.» приобрел однознач. смысл, обозначая политич. деятеля, стремящ. создать себе популярность путем обмана, лести и т.д. Особенно ярко отрицат. образ Д. нарисован в комедиях Аристофана.

ДЕМАД

ДЕМАД - афин. оратор и политик. Приобрел известность в 338 до н.э. благодаря своей промакед. ориентации (битва при Херонее). Добивался вынесения смертн. приговора Демосфену и Гипериду. В 319 до н.э. казнен Кассандром. Из популярных произв. Д., напол. меткими остротами, сохран. лишь нек-рые фрагменты.

Предыдущая страница Следующая страница