Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "А" (часть 8, "АРХ"-"АТО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АРХ"-"АТО")

АРХЕ

АРХЕ - первонач. единое вещество, изнач. принцип, неизм. и непереходящее в череде явлений; осн. предмет философ-ских исслед. в ионич. натурфилософии. Фалес принимал за А. воду, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен - воздух.

АРХЕАНАКТИДЫ

АРХЕАНАКТИДЫ - правители Боспорск. госуд. в 480 - 438 до н.э. Родонач. их был, по-видимому, Археанакт - представитель греч. рода, переселивш. из Милета в Пантикапей. А. возглавил возникшее вокруг Пантикапея в нач. 5 в. до н.э. объед. самостоят. греч. колоний (полисов), располож. по обеим сторонам Боспора Киммерийского, к-рое явил. ядром Боспорского госуд. Офиц. титулатура А. неизв.

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ - 1. макед. царь (413 - 399 до н.э.). Строил города, организовал войско. Способств. эллинизации страны. При дворе А. в столице - г. Пелле, жили поэты и художники: Еврипид, Агатон, Зевксис.

2. (кон. 2 - нач. 1 вв. до н.э.) - полководец понтийск. царя Митридата VI Евпатора, команд. армией, послан. на завоев. Греции. А. привлек на сторону Митридата большинство полисов (гор.-госуд.) Греции, провозгл. отдел. от Рима, но в первых же столкнов. с римским полководцем Суллой, потерпел пораж. (битвы под Херонеей, 86 до н.э., и Орхоменом, 85 до н.э.). Вел с Суллой переговоры о мире, к-рый был заключен в 85 до н.э. на выгодных для Митридата услов. Впослед. был заподозрен в измене и в 81 до н.э. бежал в Рим.

АРХИВ

АРХИВ - в древности место для хран. важных гос. документов; первонач. - канцелярия, ведавшая регистр., учетом вход. и исход. гос. бумаг. В Афинах оригиналы законов, гос. договоров, почетных грамот и т.д. первонач. отдавали на хран. семерым номофилакам. В 4 в. до н.э. при храме Метроон возникло централиз. хранилище оригиналов служеб. копий (на папирусе или дерев. таблицах) законов, решений нар. собраний и совета, договоров, гос. счетов и документов важнейших суд. процессов. В Египте были найдены неск. довольно крупных частных А., напр., А. документов на арамейск. яз. евр. общины из Элефантины и А. Зенона в Филадельфии. Гос. А. Рима располаг. в храме Сатурна и управл. городскими квесторами. Плебейский А. наход. в храме Цереры. А. существов. и в провинциях.

АРХИВЫ КЛИНОПИСНЫЕ

АРХИВЫ КЛИНОПИСНЫЕ - собрания док-тов (дипломатич., суд., частно-правовых, хоз. отчетов, писем и т.д.), написанных клинообразными знаками, обычно на глиняных табличках. А. к. создавались в дворцах и храмах, а также в домах крупных рабовладельцев (особенно купцов и ростовщиков) в самых различ. странах Зап. Азии (Шумере и Аккаде, Вавилонии и Ассирии, Эламе, Хеттском царстве, Финикии, Урарту, Персии) начиная с 3-го тыс. до н.э. вплоть до 1 в. н.э., когда клинопись окончат. вышла из употребления. Наиболее крупные А. к., дошедшие до нас: в Ираке - Ниневийский (Куюнджикский), входивший в состав б-ки ассир. царя Ашшурбанипала; Архив при храме бога Шамаша в Сиппаре (совр. Абу-Хабба); Архив храма Энлиля-Бела в Ниппуре (совр. Нуффаре); Архив храма богини Наны-Иштар в Уруке (совр. Варка); Архив в Лагаше (совр. Телло); Архив торг.-ростовщич. дома Эгиби (в Вавилоне, 7 в. до н.э.). В Египте - Тель-эль-Амарнский дипломатич. архив. В Сирии - Архив в Мари (Тель-Харири), Архив в Рас-Шамра (древ. Угарит). В Турции - Богазкейский архив хеттских царей; Архив ассирийской колонии 20 - 19 вв. до н.э. Канесе (совр. Кюль-Тепе). В Иране - Архив в столице Ахеменидов - Персеполе.

АРХИДАМ II

АРХИДАМ II - спарт. царь 468 - 426 до н.э. В 464 - 454 руководил борьбой Спарты с восставш. илотами (т.н. 3-я Мессенская война). Во время Пелопоннесской войны команд. спартанским войском и в теч. 431 - 428 совершил неск. опустошит. походов в Аттику и на Платеи. Первый период Пелопоннесской войны (431 - 421) назыв. Архидамовой войной.

АРХИЛОХ

АРХИЛОХ (сер. 7 в. до н.э.) - др.-греч. поэт, уроженец о-ва Парос, крупнейший представит. др.-ионийской лирики. Он писал элегии, басни, гимны и эпитафии. Значит. часть его произв. посвящена воен. быту. Из басен А. до нас неполн. дошли «Лисица и орел» и «Обезьяны».

АРХИМЕД

АРХИМЕД (ок. 287 - 212 до н.э.) - величайший математик и механик Др. Греции. Родом из Сиракуз. Он получил блестящее спец. образов. у своего отца, астронома и математика Фидия, и ученых крупнейш. культурн. центра того времени - Александрии. Там он сблизился с учениками Евклида - Эратосфеном, Кононом и учеником Конона Досифеем. Возврат. в Сиракузы, А. поддерж. с ними науч. переписку. Часть науч. работ А. дошла до нас в форме писем к этим ученым. Во время 2-й Пунической войны демократич. партия в Сиракузах ориентир. на союз с Карфагеном, олигархич. - на Рим. А. примыкал к патриотич. демократич. партии, был врагом Рима; в кач-ве опытн. воен. инженера он возглав. оборону Сиракуз во время осады их римлянами. Его замечат. метател. машины вынудили римлян отказаться от попытки взять город штурмом и перейти к блокаде. Ког-да город был взят осенью 212, А. был убит рим. солдатом, согл. традиц. версии - без ведома рим. полководца Марцелла.

АРХИТ

АРХИТ (ок. 400 в Таренте - 365 до н.э.) - философ, математик, политич. деятель и полководец; один из виднейших представит. пифагорейской школы, поддерж. друж. отнош. с Платоном.

АРХОНТЫ

АРХОНТЫ - 1. Старшие начальн., правители, главы обществ откупщиков и т.д. в полисах Др. Греции и в ряде эллинистич. госуд.

2. В Афинах до нач. 5 в. до н.э. - высшая правительств. коллегия. Согл. традиции, после гибели в 11 в. до н.э. басилея Кодра, его сын Медонт был объяв. пожизн. А. В сер. 8 в. до н.э. срок власти А. сократился до 10 лет. Еще у первых пожизн. А. была отнята воен. власть и передана военач.-полемарху, а все вновь возник. функции еще одному А. Всех трех А. с 1-й пол. 7 в. до н.э. стали избирать на 1 год и назыв.: 1-й А. эпоним (глава исполнит. власти, его именем назыв. год), 2-й А. басилей (ведал культом), 3-й А. полемарх (военач.). Ок. сер. 7 в. до н.э. добавили еще 6 А. фесмофетов с суд. функциями. Так власть басилея была постеп. заменена аристократич. коллегией девяти А. Кандидатов в А. намечал ареопаг. Отбыв срок, угодные ареопагу А. вступ. в его состав. После реформ Солона в А. избирали членов высш. имуществ. класса. После реформ Клисфена А. быстро потеряли свое политич. значение, сохранивш. как почетный, выполн. различ. гос. обязанности орган. С 487 - 486 до н.э. стали избирать по жребию.

АРЦРУНИДЫ

АРЦРУНИДЫ - влият. арм. нахарарский род, известный с 4 в. Родовой домен А. наход. в округе Албак Великий (р-н верховьев р. Большой Заб), в замке Адамакерт. В кон. 7 в. А. завладели доменом нахарарск. рода Рштуни на юж. и вост. побережье Ванского оз.; политич. центром А. стал Ван. В дальнейшем А. подчин. обл. Васпуракан.

АРШАКИДЫ

АРШАКИДЫ - 1. (Арсакиды) парфянские - династия, правившая в Парфянском царстве в 250 до н.э. - 224 н.э. А. возводили свой род к перс. царю Артаксерксу II и считали себя, т.о., продолжат. династии Ахеменидов. Однако эта генеалогия явл. соверш. иск-венной. Нар. традиция (запис. аль-Бируни) связыв. А. с миф. хорезмийским героем Сиявушем. Родонач. А. традиция считает Аршака, вождя племени парнов (одна из ветвей дахов), обитавших на Ю.-В. от Каспийского м. Подлин. основателем Парфянского царства был Тиридат I. Нек-рые ученые отожд. его с Аршаком I.

2. (Аршакуни) армянские - царская династия, родств. Аршакидам парфянским. Основана Тиридатом I (с 62, официально с 66 по 80). Парфия присылала претендента на престол при обязат. санкции рим. императора. После падения парфянских А. и прихода к власти в Иране Сасанидов (226) Хосров I Великий А. (217 - 238) не признал их воцарения; власть А. стала наследств. В правл. А. в Армении складыв. феод. отнош. При Тиридате III Великом (287 - 332) христианство стало в 301 гос. религией в Армении. А. боролись против феод. раздробл., а также за независим. Армении, но безуспешно. После раздела Великой Армении в 387 между Ираном и Римом А. стали их вассалами; Армения утратила независим. В 428 власть А. пала.

АРШТАТ

АРШТАТ - Аршта - в иран. миф. божество, персониф. чести и правдивой прямоты в мыслях, словах и делах. А. посвящен «Яшт». А. - основное достоинство сословия свободных и особенно государей. Только неуклон. следование А. обеспеч. правителю постоянство удачи и славы, символизир. в царствен. нимбе - фарне.

АРЬЯВАРТА

АРЬЯВАРТА - в др.-инд. миф. страна, где обычно разверт. миф. сюжеты, имеющие подлин. географич. приуроч. Реальная А. - это первонач. терр. расселения вед. ариев в Индии. Она занимала Великую Сев.-Индийскую равнину от зап. моря до вост. и от Гималаев на С. до гор Виндхья и Сатпура на Ю. (в вед. времена - Дандакаранья и Махакантара), за к-рыми наход. чуждая ариям страна неарийских племен Дакшиналатха (совр. Декан). В вед. эпоху арийские племена не переход. эту границу.

АРЬЯМАН

АРЬЯМАН - в вед. миф. божество класса адитьев. Образ А. весьма абстрактен. Его хар-ристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздуш. пространство, дает богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчерк. дружеств. А., благосклон.; он близок к девицам, его молят о согласии в доме; как и Бхага, он дарует супруга или супругу.

АРЭВ

АРЭВ - Арэгак - в армян. миф. персониф. солнца, иногда в виде колеса, излучающ. свет, чаще в образе юноши. Согл. мифам, дворец А. наход. на В., на краю света. А. с древ. времен был распростр. среди армян. В 5 в. до н.э. в жертву богу солнца приносили лошадей.

АРЭВАМАНУК

АРЭВАМАНУК - в армян. миф. охотник, наказан. солнцем. Разгнев. трехднев. охотой А. решил убить солнце, чтобы оно упало с неба и весь мир покрылся тьмой. Когда А. натянул тетиву своего лука, чтобы выстрелить в восходящее солнце, оно дало А. пощечину, огнен. рукой схватило его за волосы и бросило в пустыню.

АСАЛЛУХИ

АСАЛЛУХИ - в шумер. миф. божество - покровитель г. Куары, сын бога Энки, заступник человека при заклинаниях, колдовстве и врачевании, изгоняющий злых демонов. С возвыш. г. Вавилона и возраст. роли Мардука А. идентифиц. с ним.

АСАРХАДДОН

АСАРХАДДОН - Ашшурахиддин - царь Ассирии (680 - 669 до н.э.). Вступил на престол в результате гражд. войны. Опирался на торг.-жреч. партию. Восстановил разруш. его отцом Синахерибом г. Вавилон, вернул ряду городов привилегии, ввел налоги в пользу храмов. В 679 войска А. столкн. с отрядами киммерийцев. А. вел войны в Аравии (676), Финикии и Египте (675 - 671). Завоевав г. Мемфис, принял егип. царские титулы. В 673 - 672 совершил поход в Шубрию (на границе с Урарту), где укрыв. беглые рабы. В те же годы в результате восстания мидянина Каштарити, поддерж. скифами, от Ассирии отложилась Мидия. А. завещал ассир. царство своему сыну Ашшурбанипалу, а Вавилонию - др. сыну - Шамашшумукину.

АСБЕСТ

АСБЕСТ - на рубеже нашего летоисчисл. антич. мастерам был уже известен способ изготовл. пряжи из волокон минералов группы роговой обманки для использов. ее в кач-ве фитилей светильников.

АСГАРД

АСГАРД - в сканд. миф. небесное селение, крепость богов-асов. В «Младшей Эдде» рассказыв. о стр-ве А. неким великаном, к-рому помогает конь по имени Свадильфари. Асы должны отдать за это строителю А. солнце, луну и богиню Фрейю, но благодаря хитроумн. Локи, к-рый, превративш. в кобылу, отвлекал коня от работы, строитель не успел законч. ее в срок и лишился не только платы, но и головы. А. расположен на поле Идавель. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень жилищ богов в А. (Валяскьяльв - у Одина, там же Вальхалла, где живут эйнхерии; Брейдаблик - у Бальдара; Химинбьерг - у Хеймдалля, Трудхейм - у Тора и т.д.). А. и Мидгард (где живут люди) никогда не противопоставл., а в повествов. выступ. альтернативно.

АСЕБИЯ

АСЕБИЯ - у древ. греков действие, несовмест. с почит. богов, напр., кража в храме, оскверн. или высмеив. божеств. символов. Обвинения в А. выдвиг., в частн., в политич. целях против софистов и натурфилософов. Их обвиняли в отрицании, забвении и непочит. гос. божеств, т.к. считалось, что их физич. объясн. мира и оспарив. традиц. возрений подрывали гос. устои. В 432 до н.э. под А. была подведена правовая основа. По обвин. в А. были осуждены Анаксагор, Диагор, Протагор и Сократ; Аспасии был вынесен оправдат. приговор.

АСИЛИЯ

АСИЛИЯ - в антич. времена - защита чужестранцев и их имущества. По решению властей греч. полисов А. предостав. в индивид. порядке, а также коллективно гражданам др. госуд., чем обеспеч. защита их прав.

АСИР

АСИР - Ашер - в ветхозавет. предании второй сын Иакова от Зелфы, рабыни Лии, единоутроб. брат Гада, родонач.-эпоним одного из двенадцати колен израилевых.

АСИРАТ

АСИРАТ - Асирту, Ашера, Ашерту - др.-семит. богиня. В зап.-семит. миф. супруга верховн. бога Илу, мать богов и людей, владычица сущего. Одноврем. выступала как вла-дычица моря (великая Асират Морская в угаритских текстах). Вероятно, А. - верховная богиня и мать богов; несомн., счит. матерью Анбая. А., по-видимому, явл. одной из ипостасей богини солнца. Иногда выступ. под прозвищем «всеблагая». Среди посвящ. А. важное место заним. предметы фаллич. культа.

АСИЯ

АСИЯ - Азия - в греч. миф. дочь титанов Океана и Тефиды, супруга титана Иапета, от к-рого родила Прометея, Менетия, Эпитемия и Атланта. По др. версии, их матерью была океаниада Климена.

АСКАЛОН

АСКАЛОН - примор. хананейский, а с 12 в. до н.э. филистимский город в Юж. Палестине. Впервые упомин. в егип. док-тах 18 в. до н.э. А. лежал на плодород. равнине и был окружен садами и огородами. Особенно славились лилии А. и аскалонский сорт лука. В А. вырабатыв. растит. краски (из хны). В древности А. был крупным торг.-ремесл. центром.

АСКАНИЙ

АСКАНИЙ - в греч. и рим. миф. сын Энея и Креусы. Бежал вместе с отцом из Трои и основал в Италии г. Альба-Лонга. Его считали легенд. родонач. рода Юлиев (Цезарь, Август).

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ - стал известен в древности как воздерж., полное или частич., от удовлетвор. нек-рых потребн. человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлеч., опьяняющих напитков и т.д. В Др. Греции такое воздерж. широко практиков. атлетами в период состязаний в целях воспит. большей физ. вынослив. организма.

АСК И ЭМБЛЯ

АСК И ЭМБЛЯ - в сканд. миф. первые люди, к-рых в виде древесных прообразов, бездыхан. и «лишенных судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» - в песне «Прорицание вельвы» - это три аса: Один, Лодур, Хенир, а в «Младшей Эдде» - «сыны Бора»: Один, Вили и Ве). Боги их оживили (доделали как людей).

АСКЛЕПИАД

АСКЛЕПИАД - 1. А. из Прусы в Винифии (1 в. до н.э.), греч. врач в Риме. В основу своих взглядов положил учение Эпикура об атомах. А. утверждал, что первоприч. здоров. состояния или болезни явл. нормал. или наруш. движение частиц материи в теле. Явл. тем самым основат. общей па-тологии. В методах леч. отдавал предпочтение простым фи-зиотерапевтич. процедурам (ванны, согревание и т.д.).

2. А. из Мирлеи в Вифинии, греч. филолог (ок. 100 до н.э.), был в Александрии учеником Дионисия Фракийского, позднее жил при Помпее в Риме и Турдетании (Юж. Испания). Написал экзегетич. труды к произв. Гомера (сохран. моно-графия о чаше Нестора), Феокрита, Арата, учебник и историю грамматики, а также ист.-географич. трактаты о Вифинии и Турдетании.

3. А. Самосский, греч. лирич. поэт (3 в. до н.э.). Из произв. А. сохран. ок. 40 эпиграмм. Именем А. назван стихотв. размер (асклепиадов стих).

АСКЛЕПИАДЫ

АСКЛЕПИАДЫ - в Др. Греции служители бога здоровья Асклепия, занимавш. врачеванием в храмах этого бога, при к-рых устраив. нечто вроде санаториев или курортов. Со временем А. освобод. от исполн. религ. обрядов и составили корпорации врачей. При храмах постеп. возникли мед. школы, в к-рых развилась и достигла высок. совершенства греч. медицина. Наиболее знаменитыми были школы А. в Косе и Книде. Из школы Коса вышел Гиппократ.

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ - в греч. миф. бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, к-рую Аполлон убил за измену. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелен. со всех концов Греции. Непрем. атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертв. приношения. На о-ве Кос наход. извест. святилище А., знаменитые врачи о-ва Кос счит. потомками А. и назыв. Асклепиадами. А. мыс-лился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В рим. миф. А. именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в нач. 3 в. до н.э., на одном из о-вов Тибра. Там, где была выпущена привез. из Эпидавра змея, был основан храм бога А.

АСКОЛЬД И ДИР

АСКОЛЬД И ДИР - киевские князья (2-я пол. 9 в.). Согл. летописным данным, под предводит. А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь еще до т.н. «призвания варягов», что явл. дополнит. опровержением тожд. Руси с норманнами. По летописи, ок. 882 были убиты новгород-ским кн. Олегом, объед. Киев и Новгород.

АСКОНИЙ ПЕДИАН

АСКОНИЙ ПЕДИАН (ок. 9 до н.э. - ок. 76 н.э.) - рим. филолог из Падуи. Среди его произв. историч. комментарии к речам Цицерона, пять из к-рых сохран.

АСКОС

АСКОС - небольшой плоский сосуд из обожж. глины с трубкообраз. горлом и прикрепл. ручкой; часто украш. фигурной росписью.

АСКУЛ

АСКУЛ - в древности гл. город италийск. племени пице-нов (совр. Асколи-Пичено). В 286 до н.э. вместе со всей обл. подчинен римлянам. Активный участник Союзнической войны 90 - 88 до н.э. После двухлетней осады взят Помпеем Страбоном (89 до н.э.), позднее стал рим. колонией. В 544 (или 545) н.э. осажден и взят Тотилой.

АСМОДЕЙ

АСМОДЕЙ - в иуд. легендах демонич. существо. Имя А., заимствов., по-видимому, из иран. миф., неизвестное в еврейск. каноне Ветхого завета, появл. в книге Товита.

АСОП

АСОП - в греч. миф. бог одноим. реки в Греции, сын Посейдона и нимфы Перо. У А. двенадцать дочерей и два сына - эпонимы городов и о-вов. Дочь А. Эгина, соблазн. и похищ. Зевсом, родила Эака.

АСПАРУХ

АСПАРУХ - Исперих - болгарский хан (ок. 646 - ок. 700), основатель болгарск. царства - перв. славянск. госуд. на Балканах. Согл. визант. источ., А. был одним из пяти сыновей вождя болгарск. племенного союза - Курбата, после смерти к-рого он возглавил часть болгарских племен, поселивш. первонач. на терр. Юж. Бессарабии, а затем в принадлеж. Византии Добрудже. После неудач. похода против болгар визант. имп. Константин IV Погонат вынужден был заключ. с А. мирный договор в 679 (этот год счит. начальной датой Болгарск. госуд.). Византия уступ. болгарам древ. провинции Мезию и М. Скифию и признала Болгар-ское госуд. Свой укрепл. лагерь А. сделал столицей (впослед. г. Плиска). А. успешно отразил нападение Юстиниана II и еще более расширил и укрепил Болгарское госуд.

АСПАСИЙ

АСПАСИЙ - известный резчик гемм августовской эпохи. Прослав. изготовл. из красной яшмы геммы с изображ. головы Афины Парфенос.

АСПАСИЯ

АСПАСИЯ - Аспазия (р. ок. 470 до н.э.) - одна из выдающ. женщин Др. Греции, жена Перикла. Уроженка Милета. Отличалась умом, образован. и красотой. В ее доме собирались художники, поэты, философы (Фидий, Анаксагор, Сократ, Платон, Ксенофонт и др.).

АСС

АСС - 1. денежная ед. в Др. Риме. До появл. литой монеты в Риме в обращении наход. слитки-бруски необработ. меди (aes rude), позднее - бронз. бруски с изображ. (aes signatum). Во 2-й пол. 4 в. до н.э. начался выпуск круглых литых монет (aes grave). Вес А. равн. рим. фунту, или либре, и потому монета назыв. либеральным ассом (ass libralis). Вначале использов. фунт (либра) весом 272,88 г, позднее в основу рим. монетной системы был положен фунт в 327,45 г. В нач. 3 в. до н.э. вес А. (уже чеканного, а не литого) уменьш. до 1/6 (54,59 г); от 218 до н.э. - 1/12 (27,3 г); с 89 до н.э. - 1/24 фунта (12,64 г). С того времени медные монеты стали уже неполноцен. (кредитными). Позднее А. весил еще меньше. Кроме А., из меди чекан. монеты достоинством в 2, 3, 5 и 10 А., а также 1/2, 1/3, 1/4, 1/6, 1/12 А. и др. На аверсе А. было изображ. Януса, на реверсе - нос корабля, а под ним цифра I - знак достоинства моне-ты. До 217 до н.э. 10 А. = 1 серебряному денарию, после этого на денарий шло уже 16 А. В Др. Греции А. назыв. ассарием.

2. город геллеспонтской Фригии. В 4 в. до н.э. его правителем был Гермий Аторнейский, покровительств. местным философам платоновской школы. В А. после смерти Платона в 347 до н.э. жил и Аристотель, приглашен. позднее ко двору макед. царя.

АССАМ

АССАМ - обл. на С.-В. Индии. В древности и в раннем средневековье А. наз. Прагджьотиша, или Камарупа. В 6 - 7 вв. здесь было создано сильное феод. госуд., включавшее часть Сев. Бенгалии.

АССАРИОН

АССАРИОН - принятое в Греции и на Востоке обознач. рим. асса. Антич. полисы в Сев. Причерноморье (Херсонес Таврический, Тира, Ольвия), а также на о. Хиос и др., чеканили во 2 - 3 вв. н.э. медные монеты в 1, 2, 3 и 4 А., к-рые соотв. обознач. греч. цифрами А, В, Г и Д. По-видимому они должны рассматр. как ассы, дупондии, трессисы и сестреции. Назв. А. ошибочно распростр. на большие (до 120 г) медные литые монеты, выпуск. Ольвией в 5 - 4 в. до н.э.

АССЕЛОН

АССЕЛОН - Семпроний (ок. 100 до н.э.) - рим. историк. В своей хронологич. истории (примерно 145 - 91) он отвергал простую анналистику и подчерк. необход. анализа причинных связей событий с учетом внутриполитич. особенностей для извлеч. правильных уроков на будущее.

АССЕССОР

АССЕССОР - в Др. Риме суд. должностное лицо, заседатель.

АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССИРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССИРИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

АССИРИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Ассирия

По «ассирийскому царскому списку». Цари с №1 по №17 названы в «Списке» «жившими в шатрах». Имена царей древнйшего периода не соотв. Действительности. В списке произведена контаминация реальных правителей Ассирии (16, 17 и 27-38) и предков Шамши-Адада I, аморейского царя 19 в. до н. э., захватившего власть в Ашшуре (1-15, 18-26). С Шамши-Адада I (39) в списке даны имена реальных правителей в хронологич. последовательности.

1. Тудийя

2. Адаму

3. Янги

4. Сах(?)ламу

5. Хархару

6. Мандару

7. Эмцу

8. Хар(?)цу

9. Дидану

10. Хану

11. Зуабу

12. Нуабу

13. Абазу

14. Белу

15. Азарах

16. Ушпиа

17. Апиашаль

18. Хале

19. Саману

20. Хайану

21. Илумер

22. Якмеси

23. Якмени

24. Язкурэль

25. Илакабкабуху

26. Амину

27. Сулили

28. Киккиа

29. Акиа

30. Пузур-Ашшур I нач. 20 в. до н.э.

31. Шалимахум

32. Илушума ок. 1945 до н.э.

33. Эришум I 1940 - 1901

34. Икунум ок. 1885

35. Саргон (Шаррумкен) I

36. Пузур-Ашшур II

37. Нарам-Син

38. Эришум II

39. Шамши-Адад I 1813 - 1781

40. Ишме-Даган I 1797? - 1757

41. Мут-Ашкур

42. Риму...

43. Асинум

44. Пузур-Син

45. Ашшур-дугуль

46. Ашшур-апла-идин

47. Нацир-Син

48. Син-намир

49. Ипки-Иштар

50. Адад-цалулу

51. Адаси ок. 1700

52. Белубани

53. Либайа

54. Шарма-Адад I

55. Иптар-Син

56. Базайа

57. Луллайа

58. Кидин-Нинуа ок. 1633 - 1620

59. Шарма-Адад II

60. Эришум III

61. Шамши-Адад II

62. Ишме-Даган II

63. Шамши-Адад III

64. Ашшур-нерари I

65. Пузур-Апшур кон. 16 в. до н.э.

66. Эллиль-нацир I

67. Нурили

68. Ашшур-шадуни правил 1 месяц

69. Ашшур-раби I

70. Ашшур-надин-аххе I

71. Эллиль-нацир II 1432 - 1427

72. Ашшур-нерари II 1426 - 1420

73. Ашшур-бел-нишешу 1419 - 1411

74. Ашшур-рим-нишешу 1410 - 1403

75. Ашшур-надин-аххе II 1402 - 1393

76. Эриба-Адад I 1392 - 1366

77. Ашшур-убаллит I 1365 - 1330

78. Эллиль-нерари 1329 - 1320

79. Арикденили 1319 - 1308

80. Адад-нерари I 1307 - 1275

81. Салманасар (Шульману-ашаред) I 1274 - 1245

82. Тукульти-Нинурта I 1244 - 1208

83. Ашшур-надин-апал 1207 - 1204

84. Ашшур-нерари III 1203 - 1198

85. Эллиль-кудурри-уцур 1197 - 1193

86. Нинурта-апиль-Экур 1192? - 1180

87. Ашшур-дан I 1179 - 1134

88. Нинурта-тукульти-Ашшур

89. Мутаккиль-Нуску

90. Ашшур-реш-иши 1133 - 1116

91. Тиглатпаласар (Тукульти-апал-Эшарра) I 1115 - 1075

92. Ашаред-апал-Экур 1076 - 1075

93. Ашшур-бел-кала 1074 - 1057

94. Эриба-Адад II 1056 - 1055

95. Шамши-Адад IV 1054 - 1051

96. Ашшур-нацир-апал I 1050 - 1032

97. Салманасар II 1031 - 1020

98. Ашшур-нерари IV 1090 - 1014

99. Ашшур-раби II 1013 - 973

100. Ашшур-реш-иши 972 - 968

101. Тиглатпаласар II 967 - 935

102. Ашшур-дан II 934 - 912

103. Адад-нерари II 911 - 891

104. Тукульти-Нинурта II 890 - 884

105. Ашшур-нацир-апал II 883 - 859

106. Салманасар III 858 - 824

107. Шамши-Адад V 823 - 811

108. Адад-нерари III 810 - 783

109. Салманасар IV 782 - 773

110. Ашшур-дан III 772 - 755

111. Ашшур-нерари V 754 - 745

112. Тиглатпаласар III 744 - 727

113. Салманасар V 726 - 722

АССУВА

АССУВА - обл. на С.-З. древ. М. Азии, покоренная хеттами в 13 в. до н.э. Мн. ученые отожд. А. с позднейшей рим. пров. Азия.

АСТАР

АСТАР - Истар - др.-семит. астральное божество, олицетв. планеты Венера, муж. параллель Астарты и Иштар. В зап.-семит. миф. А. - ханаанейско-аморейский бог, почитавш. наряду с Астартой, очевидно, как ее супруг. В угаритских мифах с ним связана Йабарданай, по-видимому, явл. его дочерью. А. - один из претендентов на власть над миром: Илу передает ему власть после смерти Балу (Алиййану-Балу). Будучи противопост. Балу, А. явл. в Угарите воплощ. злого начала; его эпитет - «ужасный». Культ А., видимо, постеп. утрачивает значение; его замещают местные боги. Черты А. в одной из своих ипостасей воспринял моавитский Кемош. Вероятно, зап.-семит. А. отожд. с греч. Аресом (в эпоху эллинизма) и егип. Гором (2-е тыс. до н.э.).

АСТАРТА

АСТАРТА - в зап.-семит. миф. олицетв. планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. А. - др.-семит. божество, к-рому соотв. Иштар в ассиро-вавилонской миф. и Астар (муж. параллель). А. считалась, видимо, супругой зап.-семит. Астара. В Угарите ее культ зани-мает большое место, но в мифах она почти не упомин. В Др. Египте А., наряду с нек-рыми др. переднеазиатск. бо-жествами, вошла в пантеон (А. и Иштар счит. там одной богиней) и иногда отожд. с Сехмет. Она восприним. как владычица коней и колесниц, богиня сражений и, вероятно, связыв. с морем и водной стихией; А. считалась и богиней-исцелительницей. Выступала в паре с Рашапом. По егип. источ. известны мифы, в к-рых А. выступает вместе с Анат. А. почит. также в Карфагене (где ее образ повлиял на представл. о Тиннит) и на Кипре. Черты А. и Анат позднее слились в образе Атаргатис. В эллинистич. период А. отожд. с греч. Афродитой и рим. Юноной. Известны изображ. А. в виде нагой всадницы, стреляющей из лука.

АСТИАГ

АСТИАГ - последний царь (585/584 - 550/549 до н.э.) Мидийской державы; низложен Киром II, царем Персии.

АСТИАНАКТ

АСТИАНАКТ - в греч. миф. сын Гектора и Андромахи. Подлинное его имя было Скамандрий. После взятия Трои малютка А. по приговору ахейцев был осужден на смерть и сброшен с городской стены. По поздней местной версии А. удалось спастись; со временем он восстан. Трою и основал мн. новых городов в М. Азии.

АСТРАГАЛ

АСТРАГАЛ - 1. Игральная кость (обычно четырехгран.) в антич. игре в кости, изготовл. из овечьей или слоновой кости, а также золота или др. металла.

2. В архитектуре, особенно в ионич. архитект. ордерах, - сочленение ствола колонны с капителью или базой; представлял собой гладкий или украш. круглыми или овальными бусами валик.

АСТРЕЯ

АСТРЕЯ - в греч. миф. дочь Зевса и Фемиды, назыв. также Дике. А. управл. миром в золотом веке. Когда в железном веке нравы людей испортились, она возврат. на небо и преврат. в созвездие Девы.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ - в античности и ср. века широко употреблявш. термин для обознач. основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказат. науки о небесных телах и светилах. Напр., составным элементом вавилонской астрал. религии, к к-рой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их располож.

Систематизир. А. у вавилонян отсутств. Их предсказания, б.ч. к-рых сохран. на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюд. за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменов. чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т.е. в то время еще не было индивидуал. гороскопов). В ранней и класс. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основан. им в 280 до н.э. астрологич. школой на Косе.

Этнич. термин «халдей» (к-рым обознач. вавилоняне), пришедший с Бл. Востока, в антич. времена стал профессионал. назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н.э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый древ. житель обращ. к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религ.-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н.э.) и ходившие по рукам книги, авторство к-рых приписыв. Гермесу Трисмегисту (1 - 3 вв. н.э.). На них основыв. позднее антологии Веттия Валента (2 в. н.э.) и Фирмика Мастерна (ок. 335). Птолемей охар-ризовал свой труд в 4 книгах, как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основыв. на астрологич. принципах.

АСТРОЛЯБИЯ

АСТРОЛЯБИЯ - инструмент, сходный с устройством армиллярной сферы, состоявшей из неск. колец с делениями, располож. одно в другом; часть из них могла поворачив. вокруг своей оси, а другие были неподвижны. Кольца обознач. небесный экватор, эклиптику и пр. А., описан. в «Альмагесте» Птолемея, служила антич. астрономам для определения эклиптич. координат небесных светил и аномалий в движении Солнца, Луны и планет. Другой формой А. был круг со стереографич. проекцией небесной сферы и укрепл. над ним вращающ. кольцо с нанес. на нем зодиакал. созвездиями и небесными светилами. Эта А. служила, в частн., для определ. времени суток.

АСТРОНОМИЯ

АСТРОНОМИЯ - в Греции А. развив. в рамках философии, охватыв. все обл. знаний. Решающее значение на развитие греч. А. оказала вавилонская А. Влияние Египта было незначит. вследствие невысок. уровня развития егип. математики и А. Вавилонская А., явл. вспомогат. дисциплиной астрал. религии, изуч. движение небесных тел, представл. его «жизнью бога солнца, бога луны» и т.д. и достигала определ. науч. достижений. Уже ок. 1600 до н.э. эти наблюд. дали возможность понять идентич. вечерней и утренней звезды. Но только с 7 в. в вавилонской А. начали применяться математич. методы, в частн. для описания обнаруж. периодич. движения небесных тел. Астрономич. проблемами занимался Фалес. Предсказание им солнеч. затменения 28 мая 585 до н.э. основыв., вероятно, на использов. вавилонских сведений, позволивших с достаточ. степенью вероятности предсказать это явление. Первые предполож. о шарообразной форме Земли относятся к 5 в. до н.э. Кто первым высказал такую мысль, неизвестно. Предположит. Платон, а затем Гераклид Понтийский и др. выдвинули идею о вращ. Земли. В «Альмагесте» Птолемей описал астролябию, один из важнейших наряду с гномоном астрономич. инструментов.

АСТУРИЯ

АСТУРИЯ - ист. обл. на С. Испании. В древности А. была населена астурами - группой племен кельтского происхожд. Астуры образовали независимое госуд., к-рое охватывало совр. терр. А. и сев. часть пров. Леон. А. была последней обл. Пиренейского п-ова, завоев. Римом (ок. начала н.э.). В 414 А. была захвачена вестготами. Труднодоступная, гористая А. явилась центром сопротивления араб. завоевателям; в 718 арабы потерпели при Кавадонге первое пораж. от войска Пелайо, положившее начало реконкисте. С этого времени А. была провозглашена монархией, к-рая при Фруэле I (757 - 768) превратилась в королевство Астурии и Леона, ставшее в 924 королевством Леон, объед. с Кастилией (окончательно в 1230).

АСТХИК

АСТХИК - в армян. миф. богиня плотской любви и воды («звездочка»), возлюбл. Вахагна. Ее гл. храм в Аштишате (к С. от совр. г. Муш в Турции) назыв. «спальня Вахагна». Возможно, первонач. А. и Анахит - два им. одной и той же богини плодородия, любви и воды. Имя А. восходит к символу богини - планете Венера. В дальнейшем Анахит и А. стали самостоят. божествами. Согл. мифам, А., необычайная красавица, каждую ночь купалась в Евфрате там, где он течет по узкому каменистому ущелью (местность Гургура, «грохот»). Чтобы любоваться обнажен. богиней, юноши зажигали огни на горе Дагонац (Таронская гора, в пределах совр. Турции). Защищая себя от чужих взоров, А. покрывала туманом всю Тавронскую долину. В эпоху эллинизма А. отожд. с Афродитой. Храмы и места почитания А. находились в Аштишате, в обл. Андзевацик на горе Палаты (к Ю.-В. от оз. Ван), в Артамете на берегу оз. Ван и др. По армян. календарю в середине лета (в кон. старого года и в нач. нового) устраивался праздник вардавар (вероятно, от «вард», «роза» или «вода»), А. приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой.

АСУРЫ

АСУРЫ - 1. В вед. и индуист. миф. класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. могут быть и боги (адитьи - прежде всего Варуна и Митра, - Агни, Индра и др.), и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под А. пони-маются только демоны (изредка выступающие и как враги людей), тогда как боги назыв. исключит. дева; в упанишадах боги также - сура, откуда толкование имени А. как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончат. складывается противопоставл. А. богам. Вместе с тем уже в позднеинд. лит-ре формируется представл. об А. как высшем классе демонов, противостоящем богам.

2. В будд. миф. - А. существа, образующие один из шести разделов сансары.

А. жили когда-то как боги в небе Траястринса, но были изгнаны главой этого неба Шакрой. А. обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточ. бои с богами, хотя всегда терпят пораж. Яблоком раздора между богами явл. миф. дерево Читтапатали, корни к-рого находятся во владениях А., но плоды созревают в небесах. В миф. ваджраяны А. символизируют зависть.

АСХАБ АЛ-УХДУД

АСХАБ АЛ-УХДУД - в мусульм. религии «те, кто у рва». В Коране говорится: «Убиты будут те, кто у рва, у огня, обладающ. искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими». Мусульм. традиция видит в этом тексте описание праведников, сжигаемых в огне, восходящее в конеч. счете к библейск. мотиву. Коранич. сюжет связыв. также с казнью йеменским царем-иудеем Зу Нувасом христиан г. Наджрана, когда последних якобы сжигали в спец. вырытом рву, а также с погребением в колодце мусульман, павших в битве при Бадре.

АСХАБ АР-РАСС

АСХАБ АР-РАСС - в мусульм. религии один из древ. народов Аравии. В Коране упомин. рядом с народами ад и самуд. Из коранич. текста следует, что этот народ не поверил пророку, за что был уничтожен аллахом. Коранич. версия восходит, вероятно, к утрач. др.-аравийск. источ.

АСЫ

АСЫ - в сканд. миф. основная группа богов, возгл. Одином (отцом большинства А.), иногда - обознач. богов вообще. А. противопостав. ванам, небольшой группе богов плодородия (особенно в мифе о войне между А. и ванами), великанам (етунам), карликам (цвергам) и низшим жен. божест-вам - дисам, норнам, валькириям; в «Старшей Эдде» часто встреч. формула «асы и альвы», возможно, как противопостав. А. - высших богов более низкой категории - духам (альвам). А. живут в небесном селении Асгарде. В «Младшей Эдде» перечисл. 12 А.: Один, Тор, Ньерд, Тюр, Браги, Хейм-далль, Хед, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Помимо них назыв. Бальдр и Фрейр в кач-ве сыновей Одина и Ньерда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомян., пропущен Хенир, к-рый в «Старшей Эдде» неизменно присутств. в странствующей троице А. (Один-Локи-Хенир).

АТА

АТА - в греч. миф. божество и олицетв. заблуждения, помрачения ума, дочь Зевса.

АТАБЕК

АТАБЕК - опекун наследников сельджукских султанов.

АТАЛАНТА

АТАЛАНТА - в греч. миф. охотница, участница калидонской охоты и похода аргонавтов. Видимо, образ А. возник из слияния двух первонач. образов героинь: аркадской, славивш. меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног (отсюда: отец А. - аркадский герой Иас, мать - беотийская царевна Климена и варианты имени отца: Схеней, Менал и др.).

АТАМАНТ

АТАМАНТ - сын Эола, мифич. правитель Фив. Убил собств. сына от Ино Леарха.

АТАР

АТАР - в иран. миф. персонифик. огня, образ индоиран. древности. В др.-перс. календаре фигурировал месяц «поклонения огню» и соверш. огненные ритуалы, извест. также скифам, парфенянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказыв. будущее.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ - невозмутимость духа, душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.-греч. философа Демокрита, считавш. А. высшим благом жизни.

АТАРГАТИС

АТАРГАТИС - Деркето, Атарате - в зап.-семит. миф. богиня плодородия и благополучия, супруга Хаддада; одна из наиболее почитаемых в эллин.-рим. время богинь арамейск. пантеона. Отожд. с Афродитой. В образе А. слились черты Анат и Астраты: ее культ начал складыв., по-видимому, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. и имел оргиастич. хар-р. В Пальмире А. считалась богиней-покровит. города и отожд. с Тихе. Сохран. пальмирские изображ. А., восседающей на троне со львами. А. посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине» откуда происходит ее греко-рим. назв. «Сирийская богиня».

АТАУЛЬФ

АТАУЛЬФ (ум. 415) - король вестготов с 410. Наследовал Алариху I. В 412 привел вестготов в Галлию, заключив соглашение с имп. Гонорием о поселении их в Галлии и ежегодных поставках им хлеба. Невыполнение последнего условия имперским пр-вом привело к разрыву с Римом и нападению А. на Нарбонн, Тулузу и Бордо. Теснимый рим. войсками, А. отступил в Испанию; был убит в Барселоне.

АТВЙА

АТВЙА - в иран. миф. (в «Авесте») отец богатыря, борца с дэвами Траэтаоны (Фаридуна), победивш. Ажи-Дахака. А. счит. вторым человеком (после Вивахванта, отца Йимы), служившим пречистому Хаоме.

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ - безбожие, отриц. существов. бога; мировозрение, отвергающее веру в богов вообще или веру в обще-призн. богов. В антич. эпоху А. проявл. в различ. формах. Ксенофан выступал напр., против антропоморфных представл. о божествах. Ряд ярко выраж. атеистич. скептиков: Эпикур и Лукреций, Анаксагор и Сократ - были обвинены в безбожии и осуждены, что свидет. о преследовании за А. даже в демократич. Афинах. При этом А. проявл. в виде отриц. общепризн. гос. богов, а не богов вообще. Даже Эпикур признавал существов. богов в пространстве между мирами.

АТЕЛЛАНА

АТЕЛЛАНА - рим. нар. комедия, возникшая в кон. 4 в. до н.э. Гл. действующ. лицами А. были четыре постоян. маски: Макк - прожорл. дурак; Буккон - хвастл. головотяп; Папп - простоватый дурак и Доссен - хитрый горбун. Действие А. импровизир. на простой сюжетной основе. В 1 в. до н.э. А. получ. лит. обработку в пьесах Помпония и Новия.

АТЕНЕЙ

АТЕНЕЙ - Афиней - назв. нек-рых высших и ср. учеб. заведений в древности. Название «А.» произошло от г. Афин, центра культуры антич. мира. Первый А. был основан в 135 в Риме имп. Адрианом. В нем было поставл. преподавание философии, юриспруденции, грамматики и др. наук; сюда приезжали получить высшее образование из всех провинций Рим. империи.

АТИМИЯ

АТИМИЯ - в Др. Греции полное или частич. лишение гражд. прав. В Спарте полной А. подверг. воины, бежавшие с поля боя, проявившие трусость.

АТЛАНТ

АТЛАНТ - в греч. миф. титан, сын Иапета и океаниды Климены, брат Прометея. Древ. доолимпийское божество, отличающ. мощной силой. После пораж. титанов в титаномахии А. в наказание поддерж. на крайнем З. вблизи сада Гесперид небесный свод.

АТЛАНТИДА

АТЛАНТИДА - по преданию, сохранивш. у Платона (диалоги «Тимей» и «Критий»), некогда существов. громадный о-в в Атлантич. ок. («больше Азии и Ливии, вместе взятых»), населен. культурным и могучим народом атлантов. Атланты якобы вели войны в Европе и Африке и остановить их удалось только предкам афинян. Согл. преда-нию, А. исчезла вследствие землетряс., погрузивш. в волны океана. Вопрос о существов. и местоположении А. в науке явл. спорным. А. отожд. с Тартессом, остатки А. видят в Канарских о-вах, под А. понимают Скандинавию, Америку. Геологич. считают возможным опускание суши в древности к З. от Гибралтара.

АТЛАС

АТЛАС - первонач. только мавретан. часть большой горной системы на С.-З. Африки, тянущаяся от атлантич. побережья Марокко до берегов Туниса; позднее вся горная система от мыса Котей (совр. мыс Спартель близ Танжера) до Сиртов. Впервые антич. мир узнал о существов. гор А. из путешествий финикийцев, а затем из перипла Ганнона и плавания Полибия, предпринят. им ок. 146 до н.э. Первым из римлян, пересекшим горы А., был Светоний Паулин (42 н.э.). Подробное опис. А. содерж. в трудах Максима из Тира (2 в. н.э.).

АТЛЕТ

АТЛЕТ - сначала А. назыв. участники гимнастич., муз. и др. состязаний. Позднее, со времени кризиса полисов, А. представл. собой профессион. спортсменов, участников спорт. агонов. А.-победителю воздавались почести и представл. особые привилегии, напр., права гражданина, в его честь устраив. обществ. торжества и пиршества; он освобожд. от выплаты налогов и т.д. Профессион. А. соблюдали строгий режим тренировок и пр.

АТЛИ

АТЛИ - Этцель - герой герм.-сканд. героич. эпоса; историч. Аттила, гуннский король (434 - 453). Эпос концентрир. внимание на двух моментах: на разгроме гуннами во главе с А. бургундск. королевства на Рейне (437) и на смерти А.

АТОМ

АТОМ - у греч. философов Левкиппа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступ. восприятию, отличающ. друг от друга формой и размером и существующие в бесконеч. множестве; их соед. и разъед. лежат в основе возникновения и уничтожения отдел. проявлений материал. мира.

АТОН

АТОН - в егип. миф. олицетв. солнеч. диска. Первонач. А. - одна из ипостасей богов солнца. В текстах эпохи Аменхотепа III (правил в 1455 - 1419 до н.э.) А. впервые выступ. в кач-ве бога солнца. Расцвет культа А. относится ко времени Аменхотепа IV (1419 - ок. 1400 до н.э.). В нач. его правл. А. выступает как воплощ. всех гл. богов солнца (в гимне говорится: «Да живет Ра-Гарахути, ликующий на небосклоне своем, как Шу, к-рый есть Атон»). На шестом году своего царствов. Аменхотеп IV объявил А. единым богом всего Египта, запретив поклон. др. богам и изменил свое имя Аменхотеп - «Амон доволен» - на Эхнатон («угодный Атону» или «полезный Атону»). Верхов. жрецом А. стал сам фараон, считавший себя его сыном.

А. изображ. в виде солнеч. диска с лучами, на концах к-рых помещ. руки, держащие знак жизни «анх» (как символ то-го, что жизнь людям, животным и растениям дана А.). После смерти Эхнатона почит. А. как един. бога Египта прекратилось.

Предыдущая страница Следующая страница