Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКБ"-"ЭНЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКБ"-"ЭНЕ")

ЭКБАТАНА

ЭКБАТАНА - др.-греч. назв. г. Хамадана, упомин. в ассир. клинописи 11 в. до н.э. как Аматама.

ЭКВИТАС

ЭКВИТАС - др.-рим. персониф. справедливости. Изображ. на рим. монетах со времени правл. имп. Гальбы (68 - 69) до кон. 3 в., а также на мн. визант. бронзовых монетах в виде стоящей или сидящей жен. фигуры с весами и рогом изобилия или жезлом в кач-ве атрибутов.

ЭКВИТЫ

ЭКВИТЫ - принадлежали к рим. сословию всадников.

ЭКВЫ

ЭКВЫ - др.-италийское племя, видимо оскского происхожд. В сер. 1-го тыс. до н.э. Э. обитали в долине р. Анио, находились на стадии разложения родо-племен. строя. Осн. занятием их было земледелие. Укрепл. городов у них было мало (наиболее крупный г. Карсеоли). С нач. 5 в. до н.э. вместе с сабинами, вольсками и герниками вели войны против Рима и др. городов Лация. В 80-х гг. 5 в. до н.э. после присоед. герников к Латинскому союзу Э. продолжали войну с Римом и латинами, постепенно теряя земли. Окончат. были покорены римлянами в 304 до н.э., в период 2-й Самнитской войны.

ЭКЗАГИЙ

ЭКЗАГИЙ - в античности монетный разновес в форме круглых или прямоугольных бронзовых пластинок с гос. надписью. Самые распростр. разновесы соотв. солиду, но имеют неточ. вес.

ЭКЗАРХАТ

ЭКЗАРХАТ - в Византии в кон. 6 - 7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. были созданы в кон. 6 в. в зап. обл. Визант. империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоев. у варваров (остготов и вандалов). В какой-то мере создание Э. было подготовлено адм. реформами Юстиниана I 535 - 536, когда в ряде провинций (в Писидии, Пафлагонии, Каппадокии, Фракии и др.) высшие воен. и гражд. полномочия были вверены одному должност. лицу (претору, проконсулу или модератору). Э. просуществовали до 8 в. Иногда они рассматр. как прообраз фем.

ЭКЗЕГЕЗА

ЭКЗЕГЕЗА - объяснение не совсем понятного текста. Возникло в исследованиях поэтич. материала (напр., поэм. Гомера). Затем было перенесено также и на прозу. Методич. разработано Геродотом, софистами, Платоном, Аристотелем. С александрийских времен появилась спец. лит. форма - комментарии к целым соч. или отдельным их частям (прежде всего в обл. спец. знаний - медицина, рим. право, толкования Библии).

ЭККЕХАРД

ЭККЕХАРД - 1. Монах и поэт из Сент-Галлена, происходил из знатного алеманнского рода (ок. 900/910 - 973). Автор ср.-лат. духовных гимнов и секвенций. Его авторство эпоса о Вальтере Аквитанском оспаривается.

2. Э. IV (ок. 980 - 1057/1060), составитель хроники и поэт, руковод. монастырской школы в Сент-Галлене и Майнце. Написал популярную историю Сент-Галленского монастыря до 973 с изложением мн. анекдотов, а также собрание стихотворений (поэтич. книга образцов).

ЭККЛЕСИЯ

ЭККЛЕСИЯ - в Др. Греции наиболее распростр. назв. нар. собрания. В демократич. полисах (напр., в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н.э.) Э. - верхов. орган госуд., обладавший полнотой законодат., исполнит. и суд. власти, избиравший должностных лиц и осуществлявший постоянный контроль за ними. В полисах с олигархич. строем права Э. были ограничены др. гос. органами типа разного рода советов и коллегий, состав же Э. комплектовался путем отбора граждан по признакам имуществ. ценза. Как правило, Э. осуществляли свои функции совместно с буле - советом, к-рый заранее подготавливал подлежащие обсуждению на Э. вопросы. В ряде греч. полисов нар. собрания имели спец. назв.: апелла - в Спарте, агора - в Дельфах и фессалийских городах, алия - в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. У поздних антич. писателей Э. наз. также место нар. собраний. В христианстве Э. наз. как община верующих, так иногда и вся церковь.

ЭКЛЕКТИЗМ

ЭКЛЕКТИЗМ - в философии возникшее в позднеэллинистич. время теч. (греч., лат. - отбор), в к-ром смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков, и скептиков, проявл. с 1 в. до н.э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах.

Э. не занимались самостоят. исследованиями, огранич. поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравст. норм поведения человека в условиях распада рабовлад. общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т.н. Новая академия, представители к-рой под руковод. Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н.э.) искали ср. эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распростр. в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе.

В иск-ве Э. охватывает период позд-него эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н.э. - сер. 2 в. н.э.): для него хар-рен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой иск-ва новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.

ЭКЛИПТИКА

ЭКЛИПТИКА - греки называли Э. круг через сер. зодиака, по к-рому происходит ежегодное видимое движение Солнца. Круг делился на 12 знаков, отстоящих друг от друга на 30 градусов и назв. именами созвездий, имеющими вавилонское происхожд. Из Вавилона греч. и лат. наукой были заимствованы совр. обозначения знаков зодиака.

ЭКЛОГА

ЭКЛОГА - один из жанров антич. буколич. поэзии, худож. произв. в форме диалога между пастухами, пастушками и селянами или в форме песен и поэм о прелестях сел. жизни (напр., у рим. поэта 1 в. до н.э. Вергилия). Э. близка к пасторали и идиллии.

ЭКЛОГА ЗАКОНОВ

ЭКЛОГА ЗАКОНОВ - визант. законодат. свод, изданный 31 марта 76 имп. Львом III Исавром (в период начавш. усиления визант. госуд. после длительных внутр. смут и тяжелых войн с арабами). Э. з. в основном представляет собой краткую компиляцию Кодекса Юстиниана; она восстанавл. сохранившие к тому времени практич. значение нормы законодат-ва Юстиниана (в целом почти забытого в Визант. империи), частично включает также правовые акты последующих императоров (вплоть до Льва III) и нек-рые новые законоположения.

ЭКНОМ

ЭКНОМ - мыс на юж. берегу о-ва Сицилия, вблизи порта Ликата. В 256 до н.э., во время 1-й Пунической войны (264 - 241 до н.э.), у Э. произошло одно из крупнейших мор. сраж. гребных флотов древности. 330 кораблей рим. флота и транспортных судов с десантным войском, направлявш. под начальством консулов Вульсона и Регула вдоль берегов Сицилии к берегам Африки, были встречены у Э. карфагенским флотом из 350 кораблей под предводит. полководца Гамилькара. Искусным маневрированием кораблей и применением абордажа римляне нанесли карфагенскому флоту пораж., потопив 30 и захватив 64 корабля; римляне потеряли 24 корабля. Рим. флот открыл себе дорогу в Африку.

ЭКОНОМ

ЭКОНОМ - в Др. Греции и эллинистич. Египте гос. или частичный уполномоч., ведавший всякого рода хоз. делами. Термин «Э.» появился в Др. Греции во 2-й пол. 4 в. до н.э. (первое упомин. встречается в надписи из г. Приены, 330 до н.э., затем в надписях из гг. Эфеса, Милета, Смирны и др.). В эллинистич. Египте Э. - правительств. чиновник, к-рому были подведомственны финанс. дела и дела по управл. х-вом, он ведал налогами и взаимоотношениями с арендаторами царских земель, осуществлял контроль и наблюдение за транспортировкой зерна в Александрию. В каждом адм. округе Египта Э. был офиц. представителем финанс. ведомства. Особые Э. были в сел. местностях. Иногда Э. выполняли даже воен. функции.

ЭКСЕДРА

ЭКСЕДРА - в антич. зданиях полукруглая ниша, обычно с располож. вдоль стены сидениями; служила для собраний и бесед.

ЭКСЕКИЙ

ЭКСЕКИЙ - выдающ. гончар и вазописец аттич. чернофигурного стиля 3-й четв. 6 в. до н.э., имя к-рого сохран. на 11 вазах. Из его работ известны ватиканская амфора, на к-рой нарисованы играющие Аякс и Ахилл, ваза с изображ. возвращения Диоскуров, мюнхенская чаша с сюжетами поездки Диониса, сохранивш. куски неск. блюд (музеи Берлина, Афин). Э. принадлежал к ведущим художникам своего времени.

ЭКСОД

ЭКСОД - в др.-греч. театре заключит. часть трагедии или комедии, непосредств. предшествовавшая уходу дейст-вующих лиц (актеров и хора), а также последняя песнь хора, под звуки к-рой он покидал орхестру.

ЭКСТАЗ

ЭКСТАЗ - необыч. психич. состояние человека, переход к исступлению. Начиная с античности Э. был хар-рен для предсказателей, магов, поэтов. Мед. толкование понятия Э. - безумие, воодушевление или одержимость. В орфизме, отдельных мистериальных и гностич. культах Э. достигался различ. средствами, в т.ч. через литургич. элементы. Ранняя христ. церковь признавала Э. как явление, к-рому сопуствовали видения, слуховые галлюцинации, пророчества, исцеления как знак божьего всемогущества. У Платона Э. - черта, присущая поэтам, у неоплатоников Плотина и Филона - симптом вселения или воплощения в человеке высшего божества, т.е. бога. Все эти взгляды были затем унаследованы ср.-век. мистикой.

ЭЛАГАБАЛ

ЭЛАГАБАЛ - Гелиогабал - в зап.-семит. миф. бог. Культ Э. сложился по-видимому, в арамейский период (1-е тыс. до н.э. - 1-й в. н.э.) и получил наибольшее значение в рим. время. Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отожд. с Гелиосом (отсюда «гелиогабал») и Юпитером. Культовый центр Э. находился в г. Эмоса, где ему был воздвигнут огромный, богато украш. храм. Э. почитался в облике большого черного камня конич. формы, закругл. снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображ. солнца. Для культа Э. были хар-рны пышные оргиастич. обряды. Элагабал, рим. император в 218 - 222, явл. жрецом Э. (отсюда его имя в историографии, первонач. - Варий Авит), пытался возвести Э. в «ранг» верхов. божества рим. офиц. пантеона. На Палатине был построен храм Э., куда Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Э. держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображ. и др. богов. Он объявил женой Э. Афину Палладу, а затем, поскольку Э. «отверг» ее, Уранию (Тиннит) как лунное божество.

ЭЛАМ

ЭЛАМ - древ. госуд. (3-е тыс. - сер. 6 в. до н.э.), располагавш. к В. от ниж. теч. Тигра и Евфрата, в юго-зап. части Иран. плоскогорья (терр. совр. иран. обл. Хузистана и Луристана). Шумерские источ. обозначали Э. идеограммой - «высокий», аккадские надписи - «Эламту(м)». Эти назв. известны с 1-й пол. 3-го тыс. до н.э. Назв. Э. генетич. связано с др.-евр. назв. Elam. Собственно эламские источ. называли свою страну «Хатамти», а др.-перс. - «Уваджа», араб. - Хози (к этому назв. восходит совр. назв. Хузи-стан). Наиболее значит. обл. Э. были Барахиши, Симашки, Аншан (Анзан); городами - Аван (откуда происходил род ранних эламских правителей), Сузы - столица Э., Адамдун. Назв. Э., Симашки, потом Аншан входили в титулатуру эламских царей.

Шумерские док-ты свидет. о существовании в 3-м тыс. до н.э. торговли между Э. и городами Двуречья. Из Э. экспортиров. ценный лесоматериал, серебро, медь и др. металлы, в Э. ввозились ячмень, масло. Большое развитие получила специализация в произ-ве разл. видов ремесл. изделий; письменно засвидет. со 2-го тыс. до н.э. различ. профессии (строитель, деревообделочник, гончар, пекарь и др.).

Э. представлял собой раннерабовлад. госуд. В храмовом и гос. х-вах, а также в домашних общинах не позже чем со 2-го тыс. до н.э. был распростр. труд рабов. Эламские док-ты этого времени дают важный материал по истории общины.

Др.-эламский период (3-е тыс. - сер. 14 в. до н.э.) хар-ризуется последовательным преобладанием и возвышением династий из Авана, Симашки, Аншана.

Для внешнеполитич. истории 3-го тыс. типичны частые столкновения эламитов с госуд. Двуречья. Во 2-й пол. 3-го тыс. особенно усилилась экспансия Аккада в Э. Саргон Древний захватил в плен эламского царя Луххишшана из династии Авана. Сын пленника Хишепрашер, заняв трон, признал власть Саргона. Однако Э. вскоре освободился от подчинения Аккаду. Поэтому после смерти Саргона его сын Римуш предпринял новый поход против Э. Страна была разграблена и подчинена Аккаду, господство к-рого над Э. сохран. и при сыне Римуша Маништусу. Э. приобрел самостоят. лишь в правл. аккадского царя Нарамсина (правильно Нарам-Суэна). К этому времени относится первый в мире известный междунар. договор, заключ. между аккадским царем Нарам-Суэ-ном и эламским правителем, имя к-рого не сохран. в надписи. Предполагают, что это был царь Хита из Авана, либо Пузур-Иншушинак - последний царь династии Авана. Судя по надписям, до времени Пузур-Иншушинака Э. еще не был объед. под властью одного верх. правителя; он первым принял титул «жрец Суз, правитель Э.».

После кратковрем. господства гутиев в кон. 3-го тыс. верхов. власть над Э. оказалась у царей рода Симашки. Первые цари этого рода признавали власть над Э. правителей III династии Ура (ок. 21 в.). В правл. последнего царя Ура Ибби-Суэна в Э. возникли смуты, царь Ура занял гг. Сузы, Адамдун, Аван и увел в плен царя Симашки. Однако уже в 2005 один из царей династии Симашки участвовал в разрушении Ура. В Аншан были доставлены статуи шумерских божеств вместе с пленным Ибби-Суэном.

Эламиты ненадолго обосновались в Юж. Двуречье и вскоре отвели свои гарнизоны. В 19 в. Ларсой (одно из царств Юж. Двуречья) овладела полуэламская династия, низложен. в 1763 вавилонским царем Хаммурапи. Цари из Симашки наряду с прежним титулом пользовались новым: «царь Симашки и Э.» Последний царь из династии Симашки Идатту II, вероятно, был свергнут неким Эбрати (ок. 1905 - 1894), принявшим новый титул - «царь Аншана и Суз» и основавшим новую династию. После кратковрем. правл. Эбарти престол занял его сын Шилхаха, с именем к-рого связывается титул «суккалмаха» («великий посланник»). Шилхаха наз. «суккалмах, отец-царь Аншана и Суз». При его преемниках этот титул заменяется титулом «суккалмах Э., Симашки и Суз», и прежний титул возрожд. лишь во 2-й пол. 2-го тыс. Со времени Шилхахи и вплоть до 13 в. существовало матрилинейное наследование трона (на престол имел право сын сестры правителя; это обстоят-во приводило к браку между братом и сестрой). В период правл. царей из Аншана (1-я пол. 2-го тыс.) и раньше в Э. допускалось двоевластие, порой троевластие. Верх. правителем всей страны был суккалмах, рангом ниже был суккал страны, а еще ниже - царь. Все они находились обычно в родстве по отцовской, а иногда по материн. линии и поэтому постепенно могли подниматься до положения суккалмаха. Эта форма гос. правления исчезла во 2-й пол. 2-го тыс., после чего правители носили титул «царь» (эламское - сунки). Временами правителям Э. удавалось создать сильное централизов. госуд., соперничавшее с госуд. Двуречья. К кон. периода госуд. Э. ослабевает. Во 2-й пол. 14 в. Э. был завоеван касситами.

Среднеэламский период (2-я пол. 14 - 8 вв. до н.э.). Как долго Э. находился в подчинении касситов, неизв. С 13 в. в Э. правила династия, основателем к-рой был Игехалки.

При царе Аттаркиттахе (кон. 14 в.) вновь появился титул «царь Аншана и Суз». В правл. Унташ-Напириши (при нем был построен знаменитый зиккурат в Дур-Унташе, совр. Чога-Зембиль) Э. полностью освободился от касситской зависимости, а при Китен-Хутране (ок. 1240 - 1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политич. подъем начался с правл. Шутрук-Наххунте I (ок. 1185 - 1155), положившем конец касситской династии в Вавилонии (ок. 1157). В знак победы он вывез из Вавилона статую Маништусу, стелу Нарам-Суэна, столб с законами Хаммурапи и мн. др. Завоеват. политика Шутрук-Наххунте была продолжена Шилхак-Иншушинаком (1150 - 1120), значит. расширившим терр. Э. Однако его преемник Хутелудуш-Иншушинак (ок. 1120 - 1110) в кон. своей жизни вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над Юж. Двуречьем. Вавилонский царь Навуходоносор I даже подчинил ненадолго Э. История Э. в после-дующие неск. веков пока неизв.

Новоэламский период (8 - 6 вв. до н.э.). Цари Э. этого времени проводили политику союза с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Царь Хумпанникаш I (742 - 717) в 720 нанес пораж. ассир. царю Саргону II под Дером, на границе Э. Его преемник Шутрук-Наххунте II, продолжая завоеват. политику, не допустил проникновения ассирийцев в Э. Ассир. царь Ашшурбанипал время походов 665, 655, 652 - 648, 646, 645, 640/639 разрушил ряд городов Э. и подчинил страну Ассирии. Однако это подчинение было номинальным и продолжалось недолго. В кон. 7 в. сама Ассир. держава перестала существовать. Э. же, раздираемый внутр. политич. противоречиями, в 1 - 1 пол. 6 в. до н.э. был завоеван Мидией, а затем Ахеменидами.

Цари Элама (даты правл. приблизит.). Цари из Авана: Пели (ок. 2500 до н.э.); Тата; Уккутахиш; Хишупаш; Шушунтарана; Нипилухш; Киккусиметемпти; Луххишшан (ок. 2371 - 2316); Хишепратеп; Хелу; Хита; Пузур-Иншушинак (2257 - 2220). Цари из Симашек: Гирнамме (2038 - 2030); Эппилухан (2030 - 2005); Хутрантемпти (2005 - 1985); Идатту I (1985 - 1960); Танрухуратир (1960 - 1935); Киндатту (1935 - 1925); Идатту II (1925 - 1910); Идаттунапир (1910 - 1907); Идаттутемпти (1907 - 1905). Цари из Аншана: Эбарти (1905 - 1894); Шилхаха (1894 - 1874); Балаишшан (1874 - 1868); Кук-Кирваш (1868 - 1840); Кук-Наххунте (1840 1825); Ширукдух (1825 - 1790); Симутварташ (1790 - 1788); Сивепалархуппак (1788 - 1762); Кудузулуш I (1762 - 1748); Кутир-Наххунте I (1748 - 1734); Лилаирташ (1734 - 1724); Темптиагун I (1724 - 1704); Тата (1704 - 1680); Аттамерхалки (1680 - 1668); Темптиагун II (1668 - 1652); Танули (1652 - 1646); Темптихалки (1646 - 1632); Кутир-Шилхаха (1632 - 1628); Кук-Нашур (1628 - 1615); Темптирапташ (1615 - 1600); Кудузулуш II (1600 - 1595). Цари среднеэламского периода: Игехалки (1350 - 1330); Пахиришшан (1330 - 1310); Аттаркиттах (1310 - 1300); Хумпаннумена (1300 - 1275); Унташ-Напириша (1275 - 1240); Унпатар-Напириша (1240 - 1235); Китен-Хутран (1240 - 1205); Халлутуш-Иншушинак I (1205 - 1185); Шутрук-Наххунте I (1185 - 1155); Кутир-Наххунте (1155 - 1150); Шилхак-Иншушинак (1150 - 1120); Хутелутуш-Иншушинак (1120 - 1110); Шилханахамру-Лагамар (1110 - ?); Хумпанимена (?), далее сведений нет. Цари новоэламского периода: Хумпантахрак (760 - 742); Хумпанникаш I (742 - 717); Шутрук-Нахунте II (717 - 699); Халлутуш-Иншушинак II (699 - 693); Кутур-Наххунте III (693 - 692); Хумпаннимена (692 - 687); Хумпанхалаташ I (687 - 680); Шилхак-Иншушинак II (680 - 668); Темпт-Хумпан-Иншушинак (668 - 653); Аттахамити-Иншушинак (653 - 648); Хумпанхалташ II (648 - 644); Уртаки (674 - 663) и его преемники: Хумпанникаш (653 - 651), Хумпанахпи, Таммариту I (653); Таммариту II (651 - 649), дальнейших сведений нет.

ЭЛАМИТЫ

ЭЛАМИТЫ - древ. племена, населявшие Элам.

ЭЛАМ (ПРАВИТЕЛИ)

ЭЛАМ (ПРАВИТЕЛИ) - Элам (ок.2500-64 до н. э.)

Область Аван (ок. 2500 - 2176)

Пели ок. 2500 г. до н.э.

Тата

Уккутахеш

Хишур

Шушунтарана

Напилхуш

Кикку-сиве-темти

Лух-ишшан современник аккадского царя Саргона, 2136 - 2261

Хелу современник аккадских царей: Римуша, ок. 2260, и

Маништусу, ок. 2237

Хита современник аккадского царя Нарам-Суэна, 2236 - 2200

Кутик-Иншушинак современник аккадского царя Шаркалишарри, 2200 - 2176

Область Симаш (ок. 2036 - ?)

Гирнамме современник царя III династии Ура - Шу-Суэна, 2036 - 2028

Энпи-луххан современник царя III династии Ура Ибби-Суэна, 2027 - 2003

Хутран-темпт

Киндатту

Индатту-Иншушинак (= Индатту I)

Тан-рухуратер

Индату II

Индатту-напир

Индату-темпт

Период суккалмахов (ок. 1850 - 1505)

Эпарт ок. 1850 г.

Шилхаха 1830 - 1800

Сиртух 1800 - 1772

Симут-варташ 1772 - 1770

Сиве-палар-хуппак 1770 - 1745

Кудузулуш I 1745 - 1730

Кутир-Наххунте I 1730 - 1700

Лила-ирташ 1700 - 1698

Темпт-адун 1698 - 1690

Тан-Ули 1690 - 1655

Темпт-халки 1655 - 1650

Кук-Нашур 1650 - 1635

Кутир-шилтаха 1635 - 1625

Темпт-рапташ 1625 - 1605

Кудзулуш III 1605 - 1600

Тата 1600 - 1580

Атту-мерра-халки 1580 - 1570

Пала-ишшан 1570 - 1545

Кук-Кирвеш 1545 - 1520

Кук-Наххунте 1520 - 1505

Кутир-Наххунте II 1505 - ?

Аншан и Сузы (1350 - ок. 1110)

Иге-халки 1350 - 1330

Пахир-ишшан 1330 - 1310

Аттар-киттах 1310 - 1300

Хумбан-нимена 1300 - 1275

Унташ-напириша 1275 - 1240

Унпатар-напириша 1240 - 1235

Китен-Хутран 1237 - 1210(?)

Халлудуш-Иншушинак 1205 - 1185

Шутрук-Наххунте 1185 - 1155

Кутир-Наххунте 1155 - 1150

Шилхак-Иншушинак 1150 - 1120

Хутелутуш-Иншушинак 1120 - 1110

Шилхана-хамру-Лагамар 1110 - ?

Новоэламский период (760 - 644)

Хумбан-тахрах 760(?) - 742

Хумбан-никаш 742 - 717

Шутрук-Наххунте II 717 - 699

Халлудуш-Иншушинак II 699 - 693

Кудур-Наххунте 693 - 692

Хумбан-нимена 692 - 687

Хумбан-халташ I 687 - 680

Шилхак-Иншушинак II 680 - 668(?)

Уртаки 674 - 663 Темпт-Хумбан-Иншушинак 668(?) - 653

Атта-хамити-Иншушинак 653 - 648

Хумбан-халташ III 648 - 644(?)

ЭЛАМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЭЛАМСКАЯ МИФОЛОГИЯ - сложилась в 4-м тыс. до н.э. задолго до возникновения госуд. у эламитов. Испытывала влияние шумеро-аккадской миф. Одна из наиболее хар-рных черт Э. м. - почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности; змеи нередко изображ. с человеч. головами. Самый ранний известный нам документ, содержащий имена эламских божеств, - договор, заключ. ок. 2200 до н.э. царем Элама (Хитой) и аккадским правителем Нарам-Суэном. В нем в строгой иерархич. последоват. перечислено 37 богов. Ок. 639 до н.э. почти все они вновь упомин. в надписи ассир. царя Ашшурбанипала. Нек-рые боги (напр., Хумпан, Шимут) почитались эламитами, как свидет. клинописные тексты из Персеполя, по меньшей мере до сер. 5 в. до н.э. Все божества, считалось, обладают магич. силой «китен». Под ее защитой находится власть царя, воплощающ. волю богов. Первонач. во главе пантеона стояли жен. божества - богини плодородия (что отражает пережитки матриархал. права в Эламе) Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, к-рую в Аккаде отожд. с Иштар, затем, с нач. 2-го тыс. Киририша. К сер. 2-го тыс. Киририша уступила ведущее место в пантеоне Хумпану, супругой к-рого ее стали считать (победа Хумпана свидет. о торжестве патриархал. представлений над матриархал.). За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог - покровитель столицы Элама Суз Иншушинак. Во 2 - 1-м тыс. Хумпан, Иншушинак и Киририша составляли ведущую триаду эламского пан-теона. В числе др. значит. богов - бог солнца, правосудия и торговли Наххунте, бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавш. в обл. Аншан, Парти. В ранние периоды (3 - 2-е тыс.) почитались также шумеро-аккадские божества Адад, Эа, Энки, Иштар, Нергал, Нуску, Нинурта, Ишникараб (Ишмекараб), нек-рые из них были офиц. включены в пантеон Элама.

ЭЛАМТУ

ЭЛАМТУ - аккадское назв. страны Элам. В науч. лит-ре аккадское обозначение Э. не встреч.

ЭЛЕАТЫ

ЭЛЕАТЫ - греч. философская школа, основанная ок. 540 до н.э. Ксенофаном в юж.-италийском г. Элее, отсюда ее назв. Знаменитейшим представителем этой школы был Парменид. Э. в большинстве случаев принадлежали к аристократич. партии. В их учении противопост. истинное содержание мышления иллюзорности чувств; бытие и сознание они отожд. Э. отрицали реальное существование к.-л. движения, изменения и множества, к-рые явл. лишь обманом чувств. Существует лишь (материально мыслимое) единств. и неподвижное вечное бытие. Утверждения о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия свидет. о материалистич. тенденциях Э. Тем не менее они способствовали прежде всего развитию идеалистич. философии. Так, Платон дал идеалистич. интерпретацию разделению сущности и явления, направл. прежде всего против материал. действительности мира, поставив на место элеат-ского бытия царство идеи. Связывая взгляды Гераклита и Э., Эмпедокл, Анаксагор и атомисты сохранили материалистич. хар-р элеатских представл.

Посредством апорий Мелисса и Зенона Э. влияли на софистику, развитие логики и диалектики.

ЭЛЕВСИН

ЭЛЕВСИН - Элефсис - город в Аттике (Греция), в 22 км к З. от Афин. Поселение в Э. существовало непрерывно со времени неолита. Во 2-м тыс. до н.э. Э. стал центром одного из царства ахейцев. Остатки оборонит. стен, царских дворцов и усыпальницы и погребений зажиточ. населения указывают на значит. роль Э. в 16 - 12 вв. до н.э. Тогда же в Э. достиг большого развития культ богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны (Коры). В 1-м тыс. до н.э. святилище Деметры приобрело широкую известность свои-ми элевсинскими мистериями. Раскопками, ведущ. с 1882, открыты часть свящ. дороги для процессий из Афин в Э., святилища, возведен. в период от 6 в. до н.э. до 3 в. н.э., большие и малые Пропилеи, портик, зал (телестерион) для мистериальных обрядов с 42 колоннами, 2 триумфал. арки и др.). В Э. ок. 525 до н.э. родился поэт Эсхил. В 396 н.э. город был разрушен готами.

ЭЛЕВТЕРЫ

ЭЛЕВТЕРЫ - термин, употреблявш. в Византии в двояком смысле: в широком - для обозначения свободных граждан вообще, в узком - для обозначения различ. категорий сел. населения в разные периоды визант. истории. В 4 - 6 вв. Э. - свободные колоны, держатели чужой земли, обязанные уплачивать господину оброк и выполнять определ. работы. Как лично свободные Э. сами платили гос. подати и несли гос. повинности.

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ - скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее - произносили. Их метрич. форма - дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее древ. греч. Э.(7 - 6/5 вв. до н.э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и гос. порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н.э. Э. использовались реже (Симонид, Э.-посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Худож. образцом считалась «Лида» Антимаха (объед. различ. мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них хар-рны поиски нового в языке и содержании; темой явл. легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ. жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к худож. совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Хар-рной особенностью рим. Э. явл. субъективные любовные переживания как цент. мотив; нередки сентиментал. изображ. печалей и радостей любви, возлюбл. часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках.

После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появл. также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой лит-ры. Последними произв. античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением.

Позже под Э. стали понимать грустные стихи. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.

ЭЛЕГОС

ЭЛЕГОС - первонач. оплакивание мертвых, подобное френосу, пение или декламация коротких строф в сопровожд. флейты. Позднее из Э. развились элегия и эпиграмма в форме дистихов.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - др.-греч. философская идеалистич. школа кон. 6 - 5 вв. до н.э. Свое назв. получила по месту ее возникновения (г. Элея на Ю. Италии). Если не основателем, то, во всяком случае, ближайшим предшест-венником школы был философ и поэт Ксенофан (573/565 - 473 до н.э.) из Колофона (Ионийская колония в М. Азии), автор философской поэмы «О природе». Ксенофан осмеивал многобожие и антропоморфизм греч. религии и развивал пантеистич. учение о сущем, считая, что все есть одно, что оно есть единый, неподвижный, вечный, однородный, имеющий форму шара бог, к-рый всем своим существом видит, мыслит и слышит. Учение Ксенофана было развито Парменидом (р. ок. 540 до н.э.), философом и видным политич. деятелем.

ЭЛЕКТРА

ЭЛЕКТРА - в греч. миф.:

1. Дочь Океана и Тефиды, мать вестницы богов Ириды и гарпий.

2. Одна из плеяд, родившая от брака с Зевсом Дардана, основателя царской династии в Трое.

3. Дочь Агамемнона и Клитемнестры.

ЭЛЕКТРИОН

ЭЛЕКТРИОН - в греч. миф. сын Персея и Андромеды, отец Алкмены, царь Микен. Воевал против обитавших на о-ве Тафос телебоев. Был нечаянно убит племянником Амфитрионом.

ЭЛЕКТРОН

ЭЛЕКТРОН - природный сплав золота и серебра, из к-рого чеканились самые древ. лидийские и ионий-ские монеты. Позднее с 6 - 4 вв. до н.э., из него чеканили монеты для крупной торговли города М. Азии, в том числе Кизик, Фокея, Митилена (о. Лесбос), а также на протяжении 4 в., - Сиракузы и Карфаген. Применение Э. в М. Азии объясняется тем, что этот сплав существовал в природном виде в долине р. Пактола в Лидии, горах Тмола и Сипила. В антич. источ. соотношение золота и серебра в составе Э. - 4 : 1 или 3 : 1. Новейшие анализы показали, что содержание чистого золота в монетах колеблется в пре-делах 16 - 69%. Несмотря на это, курс электровых монет был всегда устойчив, независимо от процентного содержания золота и серебра. Из Э., но уже искусств., чеканились статеры боспорских царей, варварские подражания греч. монетам кельтских и кавказских племен.

ЭЛЕМЕНТ

ЭЛЕМЕНТ - первонач. вещество, составная часть.

1. В философском смысле понятие «Э.» стало употребляться уже досократиками, хотя они называли его иначе. Под ним понималась простейшая, неразложимая дальше составная часть всех тел. Фалес видел Э. в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит принимал за Э. огонь, воду и землю. Основателем учения об Э. считается Эмпедокл, сам он называл их корнями или основными Э., за к-рые принимал огонь, воду, воздух и землю. У Анаксагора Э. назыв. гомео-мериями, у атомистов (представитель к-рых Лукреций впервые употребил слово «Э.») ими явл. атомы. Платон рассматривал 4 Э., различавш. по геометрич. форме; аналогич. взгляды развивали пифагорейцы. Учение об Э. Аристотеля, предусматр. не имеющую кач-ва праматерию, из к-рой создаются составные части, сохранило свое значение в алхимии. Четырех Э. придерживались также стоики. Во мн. отношениях учение об Э. оказало положит. влияние на развитие химич. науки.

2. Назв. мн. трудов, в к-рых математики обобщали знания своей науки, наиболее значит. из них были «Элементы» Евклида, оттеснившие более ранние произв. подобного рода и оставш. эталоном для после-дующих работ.

ЭЛЕФАНТИНА

ЭЛЕФАНТИНА - др.-греч. назв. о-ва на р. Нил (напротив Асуана) и древ. поселения на нем. Э. была центром меновой торговли Др. Египта с Югом (слоновая кость и др. товары) и столицей погранич. с Нубией нома. На о-ве обнаружены ист. памятники от эпохи Др. царства вплоть до позднерим. времени. При фараонах XVIII-й и XIX-й династий на Э. были сооружены храмы бога Хнум, богинь Сатис, Анукис и др., остатки к-рых сохран. до нач. 19 в. В птолемеевское и рим. время оставалась важным центром торговли с Суданом.

К этому периоду относятся гранитная триумфал. арка (кон. 4 в. до н.э.), пиломер, описанный Страбоном, с отметками наивысших подъемов воды. На Э. найдены егип. иератич. папирусы (25 в. до н.э.), архив местных нормахов, арамейские папирусы и острака (6 - 5 вв. до н.э.) из архива иуд. воен. колонии, находивш. на Э.

ЭЛИАН

ЭЛИАН (3 в.) - один из вождей восстания багаудов в Галлии в 80-х гг. 3 в. Действовал совместно с Амандом. Провозглаш. императорами Э. и Аманд чеканили собств. монету. Организовав из восставших колонов и рабов регулярную армию, они сделали своим опорным пунктом древ. крепость на р. Марне у ее впадения в р. Сену, откуда руководили боев. операциями багаудов. Потерпев около Куси (Бургундия) поражение в решит. сражении с возглав. Максимианом рим. войсками, Э. и Аманд сосредоточили в крепости остатки своих войск и мужеств. оборонялись от превосходившего их численностью врага. Лишь после длительной осады крепость была взята, почти все ее защитники были истреблены, а укрепл. сравнены с землей. О дальнейшей судьбе Э. сведений не сохран.

ЭЛИАН КЛАВДИЙ

ЭЛИАН КЛАВДИЙ - рим. писатель и ритор 2 - нач. 3 вв. писал на греч. языке. Из соч. Э. К. сохранились «О природе животных» (в 17 книгах) и «Пестрые истории» (в 14 книгах; большая часть дошла в сокращении), представляющие компилятивные сборники обработ. им отрывков из соч. Аристотеля, Аристофана Византийского, Александра Миндского и др., а также рассказы и анекдоты с моралистич. поучениями.

ЭЛИДА

ЭЛИДА - в Др. Греции область на С.-З. Пелопоннеса. Изобиловала пастбищами и плодородными долинами. Осн. занятиями жителей были земледелие и скотоводство. В нач. 5 в. до н.э. в результате синойкизма образовался гл. город обл. Э. того же назв. На терр. Э. находилось общегреч. святилище в г. Олимпия, где раз в 4 года происходили общегреч. Олимпийские игры. В совр. Греции Э. - ном (центр - г. Пиргос).

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА - философская школа, основанная в Элиде одним из любимых учеников Сократа Федоном, позже была переведена в Эретрию. В Э.-э. ш., по-видимому, уделялось большое внимание эристике и диалектике понятий; необходимо отметить софистич. влияние.

ЭЛИЗИУМ

ЭЛИЗИУМ - легендарная, простирающ. на зап. краю земли страна блаженных, райские поля с вечной весной или небольшая обл. в подзем. мире, где живут герои, праведники и благочест. люди (Диомед, Ахилл, Кадм, Менелай). В Э. царствует Кронос, один или вместе с Радамантом. В понятии Э. сосредоточ. представления об о-вах Блаженных, к-рые позднейшая география локализовала в Атлантическом ок. Со времен Империи Канарские о-ва именовались о-ва Блаженных.

ЭЛИИ

ЭЛИИ - почитаемый др.-рим. плебейский род. Известными юристами своего времени явл.:

1. Элий Пет Кат, Секст, консул в 198 до н.э., цензор в 194 (автор т.н. Ius Aelianum).

2. Л. Э. Туберон, в 61 - 58 до н.э. легат Кв. Туллия Цицерона в Азии. Он или его сын Кв. Э. Туберон написали рим. историю от истоков до своего времени.

3. Кв. Э. Туберон, вероятно, нар. трибун в 130 до н.э., автор астрономич.-метеорологич. трактата.

4. Л. Э. Сеян (ок. 20/16 до н.э. - 18.10.31 н.э.), могуществ. фаворит и преторианский префект Тиберия, склонивший последнего в 26 покинуть Рим, чтобы самому в кач-ве его доверен. лица управлять империей. Свое влияние на императора Сеян использовал для устранения неугодных ему (напр., сына императора Друза в 23), преследовал семью Германика; однако в ходе борьбы за престол был обвинен в гос. измене и казнен.

5. Л. Э. Стилон Преконин, (ок. 150 - 90/70 до н.э.), из семьи всадников в Ланувии; первый значит. лат. философ и грамматик, учитель Варрона и Цицерона, приверженец философии стоиков. Стилон переработал комедии Плавта, дал толкование песен салиев и Законов 12 таблиц.

ЭЛИМАИДА

ЭЛИМАИДА - у антич. авторов назв. обл. на Ю.-З. Ирана, соотв. Др. Эламу, а также назв. обл. в Cев.-Зап. Мидии, у юж. берега Каспийского м.

ЭЛЛАДА

ЭЛЛАДА - в древности первонач. (у Гомера) назв. небольшой терр. в Фессалии, родины эллинов, затем наимен. Ср. Греции, впослед. всей Греции.

ЭЛЛАНОДИК

ЭЛЛАНОДИК - смотритель и распорядитель на Олимпийских и Немейских играх.

ЭЛЛИН

ЭЛЛИН - Геллен - в греч. миф. царь Фессалии, внук Прометея, сын Девкалиона (вариант: сын Зевса) и Пирры. От нимфы Орсеиды Э. имел сыновей Эола, Дора и Ксуфа. Э. - миф. родонач. эллинов, эпоним Эллады, а его сыновья и внуки - эпонимы основных греч. племен. В этнологич. мифе об Э. подчеркивается общее происхождение греч. племен.

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ - первонач. Э. обозначал правильное употребление греч. языка, особенно негреками, затем - распростр. греч. культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена «История эллинизма» (1836 - 1843) понятие «Э.» вошло в историч. науку. В немецкоязычной лит-ре это понятие стало обозначать ист. эпоху, к-рая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав рим. госуд. (336 - 330 до н.э.). Причины формирования эпохи Э. были следующие.

В Греции 4 в. до н.э. значение полисов упало, и они переживали острый соц.-политич. кризис. В этих условиях усиливш. Македония добилась политич. господства над греч. полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизов. монархия (Филипп II) со столицей в г. Пелла, хотя в горных р-нах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в перс. державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руковод. Македонии завоев. на Востоке (Перс. царство). Эллинистич. эпоха охватывает т.о.:

1. Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334 - 323 до н.э.).

2. Распад этого госуд. и образование на его основе «эллинистич.» и вост. госуд. в теч. войн диадохов (323 - 280 до н.э.).

3. Историю этих госуд. до их подчинения Римом или Парфией (280 - 230 до н.э.). Наиболее существ. вопрос для оценки этой эпохи, в отношении к-рой мнения ученых расходятся, это вопрос об объеме и последствиях, к-рые имело образование госуд. с макед. династиями на Востоке и в греч. регионе. Это касается как соц.-экономич., так и культурных аспектов. Гл. проблема - преобладала ли антич., т.е. полисная, собственность на землю и классич. рабство на В. или нет. Важнейшими эллинистич. госуд. были сама Македония с династией Антигонидов (основателем к-рой был полководец Антигон Одноглазыый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), госуд. Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также иран. обл.), Египет под властью Птолемеев (к к-рому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в к-ром царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоят. образования на юж. побережье Черного м. (Вифиния, Каппадокия, Понт) и в Армении. Первонач. подчиненные Александром Македонским иран. обл. и мелкие княжества на инд. границе уже в 3 в. до н.э. не устояли перед Парфянским госуд. и расширяющ. империей Маурьев. Т. н. Греко-бактрийское госуд. под руковод. вождей греч. наемников продержалось нек-рое время между этими госуд. Полисы Балканской Греции получили нек-рую автономию, но тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоят. политику. В культуре вост. эллинистич. госуд. отчетливо прослеживается сильное греч. влияние (в архитектуре, офиц. языке и т.д.). Греч. переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистич. царствах, распростр. здесь антич. форму частной собственности в ремесле и в сел. х-ве (в р-нах, непосредств. прилегающих к городам). В них существовало также классич. рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоят. политич. и соц.-экономич. единиц, как в классич. периоде греч. истории. Они явл. часть госуд. (напр., др.-греч. города на малоазиатском побережье), в лучшем случае - зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях). В грекоэгейском регионе антич. соц.-экономич. базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства произ-ва и на господстве рабовлад. отношений. Х-во по-прежнему концентриров. в городе. Т.к. число рабов вследствие мн. войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В вост. эллинистич. госуд. основой аграрного произ-ва оставалась сел. община, типич. формой собственности - царская (особенно на землю).

Личная зависимость царских крестьян составляла основу производств. отношений. Значит. часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистич. цари, как и др.-вост. деспоты, передавали сановникам и храмам, к-рые должны были выплачивать за ее использование налог. В эллинистич. городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преим. из греков. В философии того времени отразился кризис полис-ной системы, гл. направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В обл. религии все больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую, загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политич. событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возник-новением царских дворов греко-макед. династов в новых столицах и их музеях стало концентрироваться иск-во.

Изобразит. иск-во все более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Лит-ра обогащалась вост. формами, в т.ч. легендами и апокалипсич. мотивами.

Начиная со 2 в. до н.э. эллинистич. госуд. стали жертвами рим. экспансии: Македония и Греция - в 148 - 146 до н.э., Пергам - в 129 до н.э., госуд. Селевкидов (в 83 до н.э. завоев. Тиграном Армянским) - в 64 до н.э., Египет - в 30 до н.э. В эллинистич. эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относит. жизнеспособные госуд., элементы к-рых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феод. порядка.

ЭЛЛИНЫ

ЭЛЛИНЫ - самоназв. греков, распростр. еще в древности на все население Вост. Средиземноморья, говорившее на греч. языке. Назв. «Э.» встречается уже у Гомера, но применит. лишь к племени, обитавшему на терр. небольшой обл. в Юж. Фессалии - Эллады. Назв. обл. перешло к др. антич. авторам, но Аристотель помещает Элладу не в Фессалии, а в Эпире. В генеалогич. поэзии родонач. Э. считается миф. Эллин.

ЭЛОХИМ

ЭЛОХИМ - Элогим - одно из обозначений Бога в ветхозавет. преданиях (встреч. в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множеств. числа, несет в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племен.

ЭЛЬБА

ЭЛЬБА - 1. река Э. стала известна римлянам ко времени Цезаря. Имп. Август задумал распростр. рим. господство до Э. Друз достиг Э. в 9 до н.э., а Тиберий в 5 н.э. прошел к C. по ее теч. Л. Домицию Агенобарбу в 3 до н.э. удалось даже перейти Э. Однако позже рим. войска не достигали этой реки.

2. известный в античности, благодаря своему металлургич. произ-ву, о-в между Корсикой и Этрурией. Приблизит. с 10 в. до н.э. заселен этрусками. Высокий уровень добычи железа (и его обработки в Популонии и Арреции, располож. на материке) способствовал расцвету этрусской культуры. С 300 до н.э. Э. стала владением римлян, к-рые прекратили разработку местной руды после завоев. Испании (частично из-за нехватки угля).

ЭЛЬФЫ

ЭЛЬФЫ - в низшей миф. герм. народов духи. Представления об Э. восходят к германосканд. альвам, подобно им Э. иногда делятся на светлых и темных. Светлые Э. в ср.-век. демонологии - духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, к-рые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу; музыкант не может прервать мелодию Э., пока ему не сломают скрипку.

Занятия светлых Э. - прядение и ткачество, их нитки - летающая паутина. В ряде поверий Э. имеют своих королей, ведут войны и т.п. Темные Э. - гномы, подземные кузнецы, хранящие в горах сокровища. Иногда в ср.-век. демонологии Э. называли всех низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли).

ЭМАЛЬ

ЭМАЛЬ - наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н.э., возможно, на Кипре, о чем свидет. большое кол-во находок. Э. была распростр. в эпоху античности в окраинных обл., напр., в Галлии с 3 по 1 в. до н.э.

Стекл. масса сплавлялась при температурах порядка 585 - 850 градусов, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашив. действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый - медных или железных окислов, голубой - медных, красный - свинцовых и медных, широко распростр. молочный цвет придавала окись цинка.

ЭМБАТЕРИОН

ЭМБАТЕРИОН - строевая песня под аккомпанемент флейт, была особенно употребительна в Спарте, где Тиртей писал их в ритме анапеста.

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА - дорога, пролож. консулом 187 до н.э. Марком Эмилием Лепидом по терр. совр. итал. обл. Эмилия-Романья от Аримина (совр. Римини) через Бононию (совр. Болонья) до Плацентии (совр. Пьяченца), где Э. д. переходила во Фламиниеву дорогу.

ЭМИЛИЙ

ЭМИЛИЙ (ум. 216 до н.э.) - рим. гос. деятель и полководец. Из старин. патрициан. рода Эми-лиев. Консул 219 и 216. В 219 одержал победу над иллирийскими племенами. В 216 вместе с консулом Г. Теренцием Варроном командовал рим. войсками в битве против армии Ганнибала при Каннах. Погиб в этой битве.

ЭМИЛИЙ ПАВЕЛ

ЭМИЛИЙ ПАВЕЛ (ум. 160 до н.э.) - рим. гос. деятель и полководец. Сын Л. Эмилия Павла. Эдил 192, консул 182 и 168, цензор 164. В 181 покорил лигурийские племена на С. Италии. В 168, победив в битве при Пидне макед. царя Персея, завоевал Македонию (после чего получил прозвище Македонский).

ЭМИЛИЙ СКАВР

ЭМИЛИЙ СКАВР - Марк (2 в. до н.э.) - рим. политич. деятель, один из лидеров оптиматов. Из знатного, но обедневшего рода, хитрый и ловкий, одаренный ораторским иск-вом. Консул 115, цензор 109. Написал автобиографию (в 3 кн.), о к-рой упоминает Цицерон.

ЭМИР

ЭМИР - в мусульм. странах военач., правитель, князь. В Араб. халифате при первых халифах и при Омейядах Э. назывались командующие отд. армиями, к-рые обычно становились наместниками завоев. обл. Халифы, начиная с Омара титуловались «Э.-аль-муминин» («повелитель верующих»). При Аббасидах с 9 - 10 вв. Э. - обычно феод. правители, признававшие сюзеренитет халифов, ими становились либо быв. наместники, сохранившие лишь номинал. зависимость от Халифата (Аглабиды, Тулуниды, Тахириды), либо независимые правители, создавшие себе госуд. силой оружия (Саффариды, Газневиды, Буиды); последних в 10 в. стали также наз. султанами. С кон. 10 - нач. 11 вв. Э. стали называть феод. владетелей и военач. разных рангов (в госуд. Сульджуков, Айюбидов, мамлюков и др.).

ЭМИРАТ

ЭМИРАТ - в мусульм. странах феод. владение, кн-во, возгл. эмиром. В Араб. халифате глава такого владения назначался или утверждался халифом.

ЭМИССАРИЙ

ЭМИССАРИЙ - раннерим. Э. Альбанского оз. представлял собой подземный туннель для стока воды под горой длиной 1,8 км. Он препятствует затоплению берега выше установл. уровня и в наши дни Э. Фуцинского оз., оконч. еще при имп. Клавдии, в 52 имел внушит. длину в 5,64 км. Достижением гидротехники был Э. из Коза Анседония для отвода мор. воды, к-рая при волнении моря могла проникать через прибрежную полосу и мешать теч. реки.

ЭМОНА

ЭМОНА - совр. Любляна в Югославии, была рим. колонией со времен имп. Августа и Тиберия на пути из Италии на Балканы. Э. была известна добычей железа, свинца, своими каменоломнями, здесь находились императ. земельные владения. До кон. 6 в. Э. была резиденцией епископа.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490 - 430 до н.э.) - др.-греч. философ, поэт, оратор, политич. деятель, врач. Э. происходил из знатного рода, но вступив на путь политич. борьбы, примкнул к демократич. партии и одно время был ее вождем. Гл. произв. Э. явл. философские поэмы «О природе» и «Очищения», от к-рых сохран. 450 стихов.

ЭМПОРИЙ

ЭМПОРИЙ - в древности крупный рынок, складочное место. Ввиду мор. хар-ра греч. оптовой торговли назв. «Э.» применялось гл. обр. к торг. гаваням крупных портовых городов.

ЭМПУСА

ЭМПУСА - Эмпуза - в греч. миф. чудовище из окружения Гекаты. Увлекает жертвы, принимая вид или прекрасной девы, или страшного призрака, лицо ее пылает жаром, одна нога у нее медная.

ЭМФИТЕВСИС

ЭМФИТЕВСИС - в Др. Египте, Карфагене, Греции, Риме долгосроч. право пользования землей для ее обработки. Э. включал право возделывания участка, сбора с него урожая, заклада, передачи земли по наследству и даже отчуждения (при обязат. предупреждении собственника об очуждении). При этом собственник в теч. двух месяцев имел право преимуществ. покупки или право на 2% суммы, выруч. за продажу земли на сторону. В обязанности пользующ. Э. входила плата собственнику за аренду земли, а также налога госуд. Невыплата аренды в теч. трех лет вела к прекращению Э. В Рим. империи с 5 в. в Э. практич. превратилась наследств. долгосрочная аренда гос. земель. В Византии при Юстиниане (6 в.) этот процесс получил юридич. оформление.

ЭНАПОГРАФЫ

ЭНАПОГРАФЫ - адскриптиции - в Византии (Вост. Рим. империи) в 4 - 7 вв. земледельцы-арендаторы, прикрепл. к земле. В Э. превращались свободные колоны, ставшие неоплатными должниками господина. С укрепл. в Византии в 7 в. свободного крестьянства Э. постепенно становились членами свободной крест. общины.

ЭНГОМИ

ЭНГОМИ - Энкоми, Алашия - древ. город на Ю.-В. о Кипр. Высший расцвет Э. относится к 1600 - 1050 до н.э. В 16 - 15 вв. до н.э. приток ахейцев из Греции способствовал быстрому подъему города, в результате чего уже в 15 в. до н.э. назв. Алашия было перенесено на весь о-в (док-ты их архивов Хеттского царства, Др. Египта и Мари).

Увеличение численности ахейцев в составе населения города привело к тому, что в 1400 - 1250 в культуре Э. преобладали «микенские» черты. Город представлял тогда укрепл. с мощной оборонит. стеной циклопич. кладки. Вдоль мо-щеных улиц стояли многокомнатные дома с располож. под ними склепами (родовыми усыпальницами). В кон. 15 в. до н.э. в Э. возведен царский дворец, существовавший до кон. 13 в. до н.э. Ок. 1200 до н.э. город был завоеван новой волной ахейских переселенцев. Рядом с восстановл. дворцом был возведен из тесаного камня храм Аполлона. Ок. 1050 до н.э. Э. пришел в упадок в результате нападений «народов моря».

ЭНДИМИОН

ЭНДИМИОН - в греч. миф. прекрасный юноша, сын Аэтлия и Калики (дочери Эола), заселившей золийцами из Фессалии Элиду. Взятый Зевсом на небо Э. попытался овладеть Герой, за что Зевс обрек его на вечный сон в пещере карийской горы Латмос. По более распростр. варианту мифа, усыпить Э., сохранив ему вечную молодость, Зевса уговорила влюбл. в него Селена, родившая Э. впослед. 50 дочерей.

ЭНЕЗИДЕМ

ЭНЕЗИДЕМ - греч. философ из Кносса, был учителем в Александрии в 70-е гг. до н.э. Как гл. представитель т.н. третьей школы антич. скептицизма примыкал прежде всего к Пиррону. Э. считал, что раз о действит. положении вещей мы ничего не знаем, то нельзя и ничего утверждать о них. Т.о. достигается истинное блаженство, атараксия, душевный покой. В 10 тропах (троп - способ, оборот; здесь - основополагающий аргумент) он обосновал недостоверность и относительность любого представления или знания. Согл. его учению, различия между людьми, их воспитанием, привычками, религией и т.д. определяют своеобразие их представлений и суждений. Какой из перечисл. факторов явл. истинным и явл. ли вообще к.-л. из них истинным, с достоверностью решить нельзя, считает Э.

ЭНЕЙ

ЭНЕЙ - в греч.-рим. миф. сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализов. отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбл. отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен имп. Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомиться с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавиний. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. - выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора - играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н.э. от этрусков. В 5 в. он упомин. в греч. лит-ре как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н.э., а Рим основан в 753 до н.э.) был включен период правл. династии альбанских царей. Э. считался мифич. родонач. римлян (к-рые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частн., рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое миф. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти.

ЭНЕЙ ТАКТИК

ЭНЕЙ ТАКТИК - очевидно политич. деятель и полководец Аркадийского союза в 367 до н.э.; один из др.-греч. воен. писателей. Из его книг по теории военного дела сохран. лишь труд об осадном иск-ве.

Предыдущая страница Следующая страница