Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮБА I

ЮБА I (ум. в 46 до н.э.) - последний царь Нумидии. Сын царя Гиемпсала, восстановл. на престоле в 81 до н.э. Помпеем. Помогал Помпею в борьбе с Юлием Цезарем. В 49 до н.э. войска Ю. I разгромили высадивш. в Африке войска Цезаря под командов. Куриона. Однако в 47 до н.э. Цезарь двинулся против объед. сил Ю. I и рим. республиканцев и разбил их 6 апреля 46 до н.э. при Тапсе. Ю. I кончил жизнь самоуб. Нумидия была превращена в рим. провинцию.

ЮБА II

ЮБА II (ум. в 23 н.э.) - царь Мавретании в 25 до н.э. - 23 н.э., сын Юбы I. После гибели отца был привезен Цезарем в Италию, где получил хорошее образование. Октавиан Август возвратил Ю. II часть владений его отца (Мавретанию). Став царем Мавретании Ю. II помогал Риму подавлять освободит. движение племен Сев. Африки (в особенности во время восстания Такфарината). Оставил ряд трудов на греч. и лат. языках, гл. обр. по истории и географии (дошедших до нас в отрывках). Особое значение имеют его исследования горного хребта Атлас и о-вов Атлантического океана. Ю. II собрал коллекцию худож. произв. Египта, частично сохран. Неск. монет, выпущенных Ю. II, хранятся в Гос. музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина (Москва).

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ - иск-во ювелиров в античности требовало тонкой ручной работы и творч. одаренности для передачи средствами иск-ва малых форм и сцен из мифов, легенд и эпоса с большим числом персонажей. Последоват. совершенствование технологии вряд ли возможно проследить ист., поскольку капризы моды порой могут оттеснить принятые формы и отдать предпочтение др. технике. Греки овладели ювелирным мастерством, заимствов. из иск-ва др. культур, усовершенствовали его и благодаря утончен. чувству стиля достигли выдающ. успехов во всех трех категориях Ю. р.: украшения, столовая посуда, чеканка монет. Отдельные предметы (кольца, обручи, цепочки) обрабатывались на крохотных наковаленках (Ю. р. в узком смысле); рельефные изображ. на кубках, чашах, застежках выбивались спец. молоточками холодным или горячим способом (пекторали, диадемы, оправы), практиковались чеканка (долотом и напильником), гравировка (штихелем и иглой), применялись насечка, прессование, резание (ножницами), украшение полировкой. Пунсон (т.е. выбивание штемпелем из твердого металла) применялся лишь с 5 в. до н.э. для чеканки монет, так же как и изобрет. в Персии филигранные работы (плетение и припаивание золотых нитей). Этруски долго не могли освоить зернь (припаивание металлич. шариков). Греч. чувство стиля менее заметно на изделиях из чистого золота, зато в полной мере проявл. в изделиях из серебра в соед. с драгоц. камнями. Греч. изделия из чистого золота встречаются у варваров на Севере и в самой Греции. Ю. р. из фольги или золотого листа были ограничены, т.к. господствующие слои в Греции не могли себе позволить массивных золотых предметов. Греч. ювелиры поэтому редко получали заказы на изделия из чистого золота и выполняли работы преим. из серебра. После походов Александра Македонского стали выполняться новые Ю. р. В пе-риод эллинизма стали популярны инкрустация (вкладыши одного металла в другой), чернение по золоту и серебру. В кельтской культурной среде распростр. использование эмали. Соед. отлитых и кованных деталей оставалось редким и ограничивалось работами по серебру. Позднее, в рим. период, Ю. р. приобрели широкие масштабы, во времена Империи ювелиры могли использовать такие кол-ва драгоц. металла, какие не могли себе позволить не только греч. полисы, но и др.-вост. деспотии.

ЮВЕНАЛ

ЮВЕНАЛ - Децим Юний (ок. 60 - ок. 140) - рим. поэт-сатирик. Биографич. сведения малодостоверны. Был про-фессион. ритором-декламатором, стал писать сатиры после падения имп. Домициана (96). Написал 16 сатир в 5 кн.

ЮВЕНАЛИИ

ЮВЕНАЛИИ - у древ. римлян праздник с играми в честь богини юности Ювенты - покровит. молодых людей (от 17 до 43 лет). Ю., установл. имп. Нероном в 58 (или 59) н.э., справлялись 18 октября и сопровожд. исполнением мимов и пением (сам Нерон выступал в кач-ве певца-кифареда). Сначала они имели лишь придворный хар-р, позднее, получив более широкое значение, стали справляться также и вне Рима. Прекратились с распростр. христианства и превращением его в гос. религию.

ЮВЕНТА

ЮВЕНТА - в Риме богиня возрастного класса юношей, делавших взнос в ее кассу по достижении возраста мужей. Почиталась на Капитолии вместе с Юпитером, что символизир. вечную молодость Рима. Отожд. с греч. Гебой.

ЮГА

ЮГА - в индуист. миф. обозначение мирового периода. Древ. космографич. традиция насчитывала 4 Ю., часто описывавш. в эпич. лит-ре:

1. Критаюга (сатьяюга, «благой век»), когда люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все поклоняются одному божеству, и существует лишь одна веда.

2. Третаюга, когда справедливость постепенно уменьшается; появл. пороки, но все строго соблюдают религ. обязанности; получают распростр. всевозможные жертвоприношения.

3. Двапараюга, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая веда делится на 4 части, и уже не все способны постичь и исполнять ее; людей поражают недуги.

4. Калиюга, когда добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари грабят поданных, праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству; в человеч. взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; веды - в полном пренебрежении.

ЮГЕР

ЮГЕР - мера поверхности в Др. Риме, равная прямоугольнику длиной в 240 и шириной в 120 рим. футов (ок. 2500 кв. м). Служила для измерения поля и составляла площадь, к-рую вспахивали в день парной упряжкой волов. Ю. делился на 2 «квадратных» акта, или на 288 скрупул.

ЮГУРТА

ЮГУРТА (160 - 104 до н.э.) - царь Нумидии с 117 до н.э. Талантл. военач. и дипломат. Внук извест. нумидийского царя Масиниссы, Ю. воспитывался при дворе усыновивш. его дяди - царя Миципсы. Образование получил в Риме. В 134 - 133 под команд. П. Корнелия Сципиона Эмилиана участвовал в Нуманцийской войне (143 - 133 до н.э.). После смерти Миципсы (118) Ю. начал борьбу за престол: в 117 убил одного сына Миципсы, другого - Адгербала изгнал. Последний искал помощи в рим. сенате. Ю. путем подкупа рим. сенаторов добился раздела Нумидии в свою пользу, получив зап. плодородную часть страны. В 112 захватил столицу всей Нумидии - Цирту, принадлежащую Адгербалу, казнил его, а также всех живших в городе мужчин, в т.ч. италийцев и римлян. В ответ на это римляне в 111 начали войну с Ю. (т.н. Югуртинская война). После окончат. поражения в 106 Ю. бежал в Мавретанию к своему тестю, царю Бокху, к-рый в 105 выдал его римлянам. В 104 Ю. был проведен пленником в царской одежде в триумфе Г. Мария и казнен в тюрьме.

ЮГУРТИНСКАЯ ВОЙНА

ЮГУРТИНСКАЯ ВОЙНА (111 - 105 до н.э.) - война Рима с нумидийским царем Югуртой (отсюда назв. вой-ны). Объявл. Римом по настоянию всадников в ответ на массовые убийства рим. и италийских граждан в г. Цирте (при захвате ее Югуртой). Рим. консул Л. Кальпурний Бестия повел успешное воен. наступление, но Югурта, подкупив рим. командующих, добился мира и сохран. за собой всего царства. В 110 римляне возобновили воен. действия в Нумидии. Одержав победу над рим. армией под команд. А. Постумия в 109, Югурта добился заключения с ним договора, по к-рому он признавался союзником рим. народа и вождем свободных и зависимых от Нумидии племен. Однако в Риме этот договор был отвергнут, война возобновилась. Против Югурты был послан славивш. неподкупностью консул Квинт Цецилий Метелл. От него Югурта потерпел решит. поражение в 109 при р. Мутуле, после чего вынужден был перейти к партиз. войне. В 107 отряды Югурты были разгромлены консулом Г. Марием (окончат. - в 106). Югурта бежал в Мавретанию. Зависимость Нумидии от Рима возросла; терр. ее была расчленена: Зап. Нумидия отошла к мавретанскому царю Бокху (за то, что он выдал в 105 Югурту римлянам), Вост. - к слабоум. родственнику Югурты.

ЮДИФЬ

ЮДИФЬ - Иудифь - в ветхозавет. апокрифич. традиции благочест. вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; гл. персонаж Книги Юдифи.

ЮДУ

ЮДУ - в древ. кит. миф. столица подзем. мира, располож. на крайнем С. Предполагали, что врата, ведущие в Ю., находятся на С.-З. в горе Бучжоушань. Судя по «Хуайнань-цзы», Ю. часто обозначало просто крайнюю точку на С.

ЮДХИШТХИРА

ЮДХИШТХИРА - герой др.-инд. эпоса «Махабхарата», старший среди братьев пандавов, сын жены царя Панду Кунти от бога Дхармы.

ЮЖНЫЕ И СЕВЕРНЫЕ ДИНАСТИИ

ЮЖНЫЕ И СЕВЕРНЫЕ ДИНАСТИИ - период 4 - 6 вв. или 5 - 6 вв. (386 - 589 или 420 - 589) в истории Китая, когда страна была разделена на 2 части, где существовали самостоят., независимые друг от друга госуд. На Ю. Китая царствовали последоват. сменявшие друг друга кит. династии, осн. представителями военно-феод. знати: Сун (420 - 478), Ци (479 - 501), Лян (502 - 556) и Чэнь (557 - 588). Их столицей был г. Цзянькан (совр. Нанкин). В Сев. Китае ок. 200 лет (386 - 581) господствовали некит. династии, осн. представителями кочевых племен сяньби, захвативших эту часть страны: Тоба Вэй, или Сев. Вэй (386 - 535), Вост. Вэй (534 - 550), Зап. Вэй (535 - 557), Сев. Ци (550 - 557) и Сев. Чжоу (557 - 581). Их столицами были последоват. Пинчэн (совр. Датун), Лоян, Е (в совр. пров. Хэнань), Чанъань. Период Ю. и С. д. хар-ризовался политич. неустойчивостью, длит. войнами между Ю. и С., частыми крест. восстаниями и феод. междоусобицами, что и обусловило сравнит. частую смену династий. Усиливш. борьба военно-феод. групп на С., в царстве Сев. Чжоу, в 70-х гг. 6 в. привела к тому, что родственник малолетнего императора по жен. линии - полководец Ян Цзянь в 581 захватил власть и основал династию Суй, положившую в 589 конец периоду Ю. и С. д.

ЮЙ

ЮЙ - легенд. герой Др. Китая; праправнук миф. имп. Хуанди. По преданию, жил на рубеже 23 и 22 вв. до н.э. Согл. легенде, «усмирил» потоп: вместо постройки дамб прорыл каналы, по к-рым вода схлынула в Вост. м. За заслуги якобы получил престол из рук легенд. Шуня и правил Китаем с 2205 по 2198 до н.э. Считается основателем первой кит. легенд. династии Ся. Образ Юя - неутомимого труженика и умного правителя - сохранился в классич. книгах и худож. лит-ре, возможно, отражая какие-то действит. события.

ЮЙ-ДИ

ЮЙ-ДИ - в кит. даосской и поздней нар. миф. верхов. владыка, к-рому подчинена вся вселенная: небеса, земля и подземный мир, а также все божества и духи. В даосском пантеоне Юй-хуан - второй из трех высших божеств Сань цин.

ЮЙ-ШИ

ЮЙ-ШИ - в кит. миф. божество дождя, культ к-рого сохран. с глубокой древности до 20 в.

ЮЛ

ЮЛ - Асканий - в рим. миф. сын Энея и Креусы, прибывший с отцом в Италию. После смерти Энея он, по одной версии, оставил Лавиний и освободивш. после смерти Латина престол в Лавренте Лавинии и ее сыну от Энея Сильвию, а сам стал править в основанной им Альбе-Лонге; по другой - Сильвий был сыном Ю. и наследовал от него царство; по третьей - Лавиния бежала от притеснений Ю. в лес, где родила Сильвия, ставшего царем Альбы, тогда как Ю. стал главой культа. От Ю. вел свою родословную род Юлиев.

ЮЛИАН

ЮЛИАН - рим. юрист 2 в. н.э., по-видимому, принадлежавший к знатной италийской семье из Гадрумета в Африке. Он быстро прошел ступени сенаторской карьеры (был консулом в 148), по поручению имп. Адриана составил постоянный преторский эдикт, к-рый дал окончат., соотв. состоянию судопроиз-ва формулировку эдикту, издававш. каждым претором при вступлении в должность. Ю. был плодовитым писателем, ему принадлежали 90 книг «Дигест», из них сохран. только цитаты в поздних юридич. соч.

ЮЛИАН ОТСУПНИК

ЮЛИАН ОТСУПНИК - Флавий Клавдий (331 - 363) - рим. император в 361 - 363. Племянник Константина Великого. Воспитывался в христ. духе епископом Евсевием. Огромное влияние на его духовное развитие оказал страстный поклонник эллин. культуры евнух Мардоний, поэтому Ю. О. уже с юных лет был тайным приверженцем языч. религии.

В 355 Ю. О. был возведен имп. Констанцием в цезари и отправлен в Галлию (для управл. этой провинцией и защиты ее от нападений варваров). В 356 - 358 нанес пораж. алеманнам, франкам и хамавам. Будучи наместником Галлии, принял меры по улучшению гражд. и финанс. управл. провинцией, уменьшил налоги. В 360 восставшие против Констанция галльские легионы провозгласили Ю. О. императором-августом; после смерти Констанция (361) Ю. О. стал единодержав. правителем Рим. империи. Провел ряд мероприятий, направл. на расширение прав муниципальных курий; уменьшил налоги, систематич. снимал недоимки. Ю. О. сократил дворцовый штат, отказался от роскош., дорогостоящ. двора, одноврем. очистил его от неугодных лиц. Став императором, Ю. О., поддерж. языч. интеллигенцией, открыто объявил себя сторонником языч. религии, реформировав ее на базе неоплатонизма (нек-рые положения были им взяты у христ. церкви). Он восстановил языч. храмы; издал 2 эдикта, направл. против христианства: по первому - языч. храмам возвращались отобранные у них и переданные христ. церквам земли, по второму - христианам было запрещено занимать гос. должности и вести преподавание в светских (муниципальных) школах. Ю. О. явл. автором ряда соч. (трактатов, речей, писем), направл. против христиан (напр., трактат «Против христиан», не сохран.). Деятельность Ю. О. вызывала ненависть со стороны христ. духовенства, назвавшего его «Отступником».

Антихрист. политика Ю. О. не имела под собой прочной соц. базы, а христ. церковь была уже большой политич. и идеологич. силой. После смерти Юлиана (погиб от ран в войне против персов на р. Тигр) антихрист. эдикты были отменены имп. Иовианом, прекратившим борьбу против христиан.

ЮЛИИ-КЛАВДИИ

ЮЛИИ-КЛАВДИИ - первая императ. династия в Др. Риме (14 - 68), потомки имп. Августа по крови или усыновлению. Представители ее происходили из знатных родов Юлиев и Клавдиев и были связаны между собой родством: Тиберий (14 - 37) - пасынок имп. Августа; Калигула (37 - 41) - внучатый племянник Тиберия; Клавдий (41 - 54) дядя Калигулы; Нерон (54 - 68) - пасынок Клавдия. Правл. Ю.-К. в обл. соц.-экономич. было временем расцвета рабовлад. отношений, а в обл. внутриполитич. - укрепления системы принципата. Материальная база империи расширялась за счет императ. земледелия, укрепления фиска как путем увеличения налогов (особенно при Калигуле), так и путем ограничения деятельности публиканов и конфискаций имущества репрессированных. Гл. соц. опорой Ю.-К. были армия и бюрократия, комплектовавш. из разных слоев италийского и провинциал. населения. Несмотря на политику лавирования, проводимую Ю.-К. среди разных групп общества, в империи вспыхивали восстания низших слоев населения, жителей провинций и легионеров. Внеш. политика Ю.-К. была направлена на расширение границ империи, вновь завоев. терр. превращались в рим. провинции (Верх. и Ниж. Германия, Каппадокия и Коммагена, Мавретания, Британия, Фракия, Ликия и др.).

ЮЛИЙ АГРИКОЛА

ЮЛИЙ АГРИКОЛА - Гней (39/40 - 93) - рим. полководец, тесть историка Тацита, увековечивш. своего родственника в соч., назв. его именем - «Агрикола» (написано в 97 - 98). В 61 Ю. А. воевал в Британии; в 65 - трибун; в 68 - претор; в 71 - 73 командовал легионом в Британии; в 74 - цензор. Был принят в (74) в число патрициев, получив в управл. Аквитанию (на 3 года). В 77 - консул. С 77 по 85 - наместник в Британии. Снискал себе славу, согл. Тациту, храбростью, справедливостью и гуманностью.

ЮЛИЯ

ЮЛИЯ - жен. имя в роде Юлиев:

1. Дочь Юлия Цезаря, была женой полководца Гнея Помпея.

2. Единств. дочь Августа и Скрибонии, 39 до н.э. - 14 н.э., была замужем за Марцеллом, Агриппой и, наконец, за Тиберием. Во 2 до н.э. сослана Августом за распутный образ жизни на о. Пандатерия западнее Неаполя и в Регий.

3. Дочь Ю. (2) и Агриппы, внучка Августа, 19/18 до н.э. - 28 н.э. Вела столь же распутную жизнь, что и мать, и по той же причине была сослана в 8 н.э.

4. Ю. Домна, ум. в 217, сириянка, жена Септимия Севера и мать Каракаллы.

5. Ю. Меза, ум. в 225, сестра Ю. (4), способств. провозглашению императором своего внука Элагабала, но фактич. правила сама.

ЮМАЛА

ЮМАЛА - Юмал - в финноугорской миф. общее наимен. божества, сверхъест. существа, прежде всего духа неба (часто использовалось во множеств. числе для обознач. класса духов). После христинианизации у прибалт. народов имя Ю. стало обозначать христ. бога.

ЮНИОРЫ

ЮНИОРЫ - 1. В рим. войске годные для воен. службы граждане от 17 до 46 лет.

2. В рим. армии с 3 в. н.э. - новобранцы-рекруты, а также молодые воины и полицейские части.

3. При имп. Августе - группы всадников до 35 лет.

4. В рим. избират. праве и праве голоса - часть граждан (с огранич. правами).

ЮНОНА

ЮНОНА - в рим. миф. богиня брака, материнства, женщин и жен. производит. силы. Считалось, что каждая женщина имеет свою Ю. (как каждый мужчина - своего Гения). Супруга Юпитера, отожд. с греч. Герой. С завоев. Римом Италии культ Ю. из италийских городов переместился в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты: «царица», Луцина («светлая»), «выводящая ребенка на свет» («родовспомогательница»), воинств. Популона и Куртисс, изображающ. на боевой колеснице, в козьей шкуре, с щитом и копьем; Календария - богиня начала каждого месяца - календ, Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»), Монета («советница»), в храме к-рой чеканились деньги, Осипага («дающая скелет зародышу»). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, к-рой был посвящен храм на Капитолии. Культ Ю. осуществлялся гл. обр. матронами; конкубинам прикасаться к ее алтарю запрещалось. Жен. праздниками считались посвящ. Ю. Луцине Матроналии (1 марта) и неясного происхожд. Ноны Капротины (7 июля), в последнем участ-вовали и рабыни, принося совместно со свободными жерт-ву Ю. под свящ. смоковницей. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарств. жертвы после родов, а приближавш. к ее храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды. Как богиню плодовитости Ю. связывали с Фавном. В провинциях Ю. отожд. с другими богинями, имевшими сходные функции. В философских теориях Ю. отожд. с землей или воздухом, лежащим ниже Юпитера-эфира.

ЮПИТЕР

ЮПИТЕР - в рим. миф. бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отожд. с греч. Зевсом. Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий («свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня.

Функции Ю. были разнообразны, т.к. он совместил в себе черты местных италийских богов.

Он покровит. замледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ - греки не создали Ю. в собств. смысле слова, но у римлян соприкосновение с греч. наукой, прежде всего с риторикой и философией, диалектич. методы к-рой они применили к юридич. материалу, привело к возникновению рим. Ю. В 3 - 1 вв. до н.э. частые бесплатные юридич. консультации давались, как правило, членами видных сенаторских семейств. Нек-рые из них явл. авторами юридич. соч., из к-рых, однако, почти ничего не дошло. В последнее столетие существования Республики Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф (консул в 51 до н.э.) развили плодотвор. правоведч. деятельность, как прак-тич. - на суд. процессах, так и теоретич. - в своих соч. Высшего расцвета достигла Ю. в императ. период, особенно во 2 в. н.э. Уже Август стремился к тесному контакту с юристами своего времени, из к-рых упомин. заслуживают прежде всего Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон, бывшие подлин. основателями обеих крупнейших школ права императ. эпохи - прокулианцев и сабинианцев. Выдающ. юристами 2 в. были Цельс, Гай и Юлиан, в 3 в. - Модестин, Папиниан, Павел и Ульпиан.

Помимо создания теоретич. соч., значение юристов императ. периода состоит, во-первых, в имевших обязат. силу консультациях, право давать к-рые предоставлялось императорами; во-вторых, в активном участии юристов в управл. госуд.: большинство из них занимали высокие гос. должности и состояли членами императ. совета. В сер. 3 в. начинается упадок Ю. Кратковрем. период оживления, связанный с им. Трибониана, обусловлен кодификацион. устремле-ниями Юстиниана.

ЮСТИН

ЮСТИН - рим. писатель 2 - 3 вв., гл. произв. к-рого явл. сокращ. изложение недошедшей до нас всемирной истории Трога Помпея. Краткое, почти конспектив. изложение Ю. не отличается ни лит., ни науч. достоинствами. Он допускает ошибки, мн. упрощает и, тенденциозно отбирая факты, даже искажает. Однако его произв. явл. важным ист. источ., особенно для эпохи эллинизма, т.к. дает мн. сведений, к-рых нет у др. историков.

ЮСТИНИАН

ЮСТИНИАН - в Византии:

1. Ю. I (ок. 482/483 - 14.11.565) - император с 527. Родом иллириец из Верх. Македонии. Из крест. семьи. Получил блестящее образование благодаря своему дяде Юстину I (518 - 527), был приближен к императ. двору. Еще при жизни Юстина I оказывал большое влияние на гос. дела. Вступив на престол, стремился к восстановл. былого могущества и прежней терр. Рим. империи. Законодат. и адм. реформы Ю. I вели к упрочению визант. госуд. Была проведена кодификация рим. права, в к-рой частично отразились происшедшие к этому времени изменения в соц. и обществ. жизни империи, однако в целом законодат. деятельность Ю. I была направлена на укрепл. рабовлад. отношений. В ее основе лежали централизаторские и универсалистские идеи: единая империя во гл. с императором, обладающим неогранич. властью, единый закон, единая (частная) форма собственности, единая форма семьи (укреплялась индивидуал. семья), единые права для всех свободных граждан империи, единая вера. Способств. централизации гос. и адм. реформы Ю. I (535 - 536) - были укреплены адм. округа, в руках их правителей сосредоточивалась как гражд., так и воен. власть. Повышение жалованья чиновникам и запрет продажи должностей имели целью борьбу с коррупцией гос. аппарата. Ю. I поощрял развитие ремесл и торговли, поставл. однако под строгий контроль госуд. С помощью своих полководцев Велизария, Нарсеса Ю. I проводил широкую завоев. политику: были временно отвоеваны захвач. варварами обл. Зап. Рим. империи (в 533 - 534) Сев. Африка, Сардиния и Корсика - у вандалов, в 535 - 555 Италия и Сицилия - у остготов, в 554 - часть юго-вост. Испании - у вестготов). На В. войска Ю. I вели войны с Ираном (527 - 532, 540 - 561), на С. отразили натиск славян. В своей политике Ю. I опирался на широкие круги средних и мелких землевлад. и рабовлад., одноврем. ограничивая притязания сенаторской аристо-кратии. На завоев. Византией терр. реставрировались рабовлад. порядки Рим. госуд. (Прагматическая санкция 554). При Ю. I усилился налоговый гнет. Жестоко преследуя еретиков и инакомыслящих, Ю. I. стремился к прочному союзу с православной церквью. В разных р-нах империи (особенно в присоед. при Ю. I к Византии землях) вспыхивали против власти императора нар. восстания (в 529 - 530 - восстание самаритян в Палестине, в 532 - «Ника» в Константинополе, в 536 - 548 - революц. движение в Сев. Африке, возгл. Стотзой, нар.-освободит. движение в Италии под рук. Тотилы). Ю. I стимулировал грандиоз. стр-во: возводились воен. укрепления для обороны от вторжений варваров, отстраивались города, украшавш. дворцами и храмами (в Константинополе воздвигнут храм св. Софии).

2. Ю. II Ринотмет (ок. 670 - 11.12.711) - император в 685 - 695 и 705 - 711. Опираясь на провинц. земледельч. аристократию, проводил политику усиления централизации и подавл. сепаратистских тенденций городов, особенно окраинных, стремивш. в этот период к обособлению и превращению в независимые от цент. пр-ва республики (Равенна, Херсонес и др). Увеличил налоговый гнет, жестоко подавлял соц. протест угнетенных (еретич. движение манихеев в М. Азии). В 687 - 689 войска Ю. II совершили поход во Фракию и Македонию, чтобы привести живших там славян к подчинению Византии. Часть славян переселил в М. Азию. В 692 войска Ю. II потерпели тяжелое пораж. от арабов, что привело к утрате империй Юж. Армении. В результате заговора, возгл. полководцем Леонтием и поддерж. народом, Ю. II был в 695 свергнут, ему отрезали нос (отсюда его прозвище - Ринотмет: от греч. - с отрез. носом) и сослали в Херсонес. Бежав оттуда к хазарам, затем в Болгарию, в 705 с помощью болг. хана Тервела вернул престол. В 711 свергнут полководцем Варданом (принявшим имя Филиппика) и казнен вместе с семьей. С правл. Ю. II ряд византинистов связывают появление законодат. памятника - Земледельческий закон.

ЮСТИЦИЯ

ЮСТИЦИЯ - в Риме со времени имп. Тиберия (1 в.) обожеств. понятие. Имела храм и жрецов, но была менее популярна, чем близкая ей Эквитас «справедливость», часто изображавш. женщиной с весами.

ЮТУРНА

ЮТУРНА - в рим. миф. нимфа ручья в Лавинии, ставшая затем нимфой ручья у храма Весты. В честь Ю. справлялись ютурналии, ей был посвящен храм в Риме. Имя Ю. производ. от «помогать», т.к. ее ручей считался целебным. Ю. - жена Януса, мать Фонса. По др. версии, сестра легенд. царя рутулов Турна и возлюбл. Юпитера.

ЮТЫ

ЮТЫ - герм. племя, жившее в нач. 1-го тыс. н.э. на С. Ютландского п-ова. С кон. 3 в. производили набеги на берега Британии. В 5 - 6 вв. часть Ю. вместе с племенами англов и саксов переселилась в Британию, на Ю.-В. к-рой Ю. основали королевство Кент. Ю. на материке были подчинены данами. Впослед. Ю. вошли в состав дат. и анг. народностей.

ЮЭ

ЮЭ - 1. древ. этноним, обозначавший в 1-м тыс. до н.э. различ. этнич. группы, жившие в р-нах к югу от р. Янцзы. Ю. - также назв. древ. царства, располож. здесь же. По данным письменных источ., в 7 - 3 вв. до н.э. на терр. совр. провинций Китая Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Гуанси, о-ва Тайвань и р-нов Сев. Вьетнама обитали со времен неолита местные коренные племена - миньюэ, дунъюэ, юйюэ, наньюэ, боюэ, сиюэ, лоюэ. Миньюэ и дунъюэ, родств. по происхожд., составляли основу царства Юэ, боюэ - осн. нас. царства Наньюэ - отличались от лоюэ (вьетнамская форма - лаквьетов; их считают предками вьетнамцев); сиюэ и юйюэ - возможно предки тех же вьетов или дун. Ю., обитавшие в первых вв. до н.э. в Чжэцзян-фуцзяньской обл. получили назв. сев., а в Гуандун-гуансий-ской - юж. О сев. Ю. письм. памятники сообщают как о мореходах, хороших рыболовах и охотниках, татуировавших тело. С сев. Ю. имеют генетич. связи не только нас. царства Юэ, но и аборигены Тайваня, от к-рых сохран. индонезийский субстрат в ряде юж-кит. языков.

Эти Ю. были протомалайцами. Юж. Ю. оставили в Гуандуне и Гуанси свою топонимику, к-рая расшифровыв. через чжуанский яз. Связь юж. Ю. с древ. чжуанским (или шире тайским) царством Наньюэ ист. очевидна, как несомненно и то, что среди юж. Ю. находились какие-то аустроазиатские (мон-кхемерские) этнич. группы. Последнее подтверждается широким распростр. у юж. Ю. плечиковых форм весел и топоров, достаточно четко устанавл. связью меж-ду мон-кхмерскими и чжуан-дунскими яз. и принадлежностью вьетского яз., по мнению нек-рых ученых, к мон-кхмерским.

2. царство в Др. Китае (9 - 3 вв. до н.э.). Первонач. занимало терр. сев. части совр. пров. Чжэцзян. Досто-верные сведения о нем начинаются с 601 до н.э. В 6 в. до н.э. подчинялось царству Чу. Наибольшего расцвета достигло при царе Гоу Цзяне (496 - 465 до н.э.). В 473 до н.э. разгромило соседнее царство У. и захватило его терр. Затем Гоу Цзянь совершил поход на С., после чего терр. Ю. стала охватывать и части терр. совр. пров. Цзянсу и Шаньдун. В 334 до н.э. Ю. потерпело поражение от царства Чу и утеряло все завоев. В 222 до н.э. завоевано царством Цинь.

ЮЭ ТУ

ЮЭ ТУ - лин ту, юй ту - в др.-кит. миф. заяц, живущий на луне, под растущим там коричневым деревом и круглый год толкущий в ступке снадобье бессмертия.

Предыдущая страница Следующая страница