Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕЦ"-"МОВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕЦ"-"МОВ")

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНАТ - Гай Цильний (74/64 - 8 до н.э.) - приближ. имп. Августа. Никогда не занимая гос. должностей, исполнял для Августа важные политич. и дипломат. миссии (при переговорах с Марком Антонием и др.) а также поручения приватного порядка (при заключ. брака Августа со Скрибонией). М. был известен своим влиянием на совр. ему лит. жизнь Рима, он дружил с поэтами Горацием, Вергилием, Проперцием и др. Имя М. как покровителя наук и иск-в стало нарицат.

МЕЧ

МЕЧ - важнейший вид рукопаш. оружия ближн. боя в древности и в ср. века. Состоит из клинка (обычно двулезвийного) и рукоятки. Рукоять почти всегда отделена от полосы крестовиной и оканч. навершием. М. появились в ср. бронзовом веке. С сер. 2-го тыс. до н.э. они известны в Месопотамии, Сирии и Ср. Азии, позже - в Египете, Зап. Европе и в Вост. Европе (Закавказье). Древнейшие М. были короткими, что соотв. требованиям пешего боя, и явл. в основном колющим оружием. В кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. в Европе и Азии (Китай) известны уже длинные бронзовые М. Тогда же в Европе появились первые железные М., повторяющие форму поздних бронзовых. Короткие М. продолжали сохранять свое значение и в сер. 1-го тыс. до н.э. как в связи с распростр. боевых колесниц (в Зап. Европе), так и в кач-ве вспомог. оружия на случай спешивания конных воинов (меч скифов - акинак). Длинные М. только рубящего действия употреблялись в Европе во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. как пехотой, так и тяжеловооруж. конницей. С 3 в. до н.э. по 3 в. н.э. был широко распростр. рим. меч гладиус, короткий и широкий, одинаково приспособл. для рубящего и для колющего действия в пешем бою. В коннице у римлян применялся длинный рубящий меч - спата. В последние века до н.э. длинные однолезвийные железные М. были известны в Китае. Дальнейшая эволюция формы М. на этой терр. связана с появл. стремян, позволивших наносить с коня мощные рубящие удары. Она привела к появл. в 5 - 8 вв. у степных кочевников однолезвийных М., а затем сабель.

МЕША

МЕША - царь Моава (9 в. до н.э., Заиорданье). В начале своего правл. подчинялся Израильскому царству, но в сер. 9 в. до н.э. отделился от него и Моав был осажден войсками израильско-иудейско-эдомской коалиции. М. победил коа-лицию. В память об этой победе М. высек большую благодарств. надпись (найдена в 1868).

МИГДОНИЯ

МИГДОНИЯ - часть Македонии между рр. Аксий (совр. Вардар) и Стримон (совр. Струма), в древности засел. фракийскими мигдонами. Др. мигдоны поселились на терр. М. Азии (Фригия, Вифиния и др.).

МИДАС

МИДАС - в греч. миф. сын Гордия, царь Фригии, славивш. своим богатством. Еще ребенку М. муравьи таскали пшенич. зерна, предвещая будущее богатство. Когда к М. привели связанного Силена, к-рый сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. В награду за освобожд. Силена Дионис предложил М. исполнить любое его пожелание. М. пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источ. Пактол, отчего источ. стал золотоносным, а М. избавился от своего дара. М. был судьей на муз. состязании между Аполлоном и Паном. За это Аполлон наделил М. ослинными ушами, к-рые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой.

МИДГАРД

МИДГАРД - в сканд. миф. «средняя», обитаемая человеком, часть мира на земле. Термин «М.» известен также зап. германцам. Согл. «Речам Гримнира», стены М. сдела-ны из ресниц первосущества - великана Имира. За пре-делами «прекрасного» М. находится Утгард - внешний, погранич. мир, полуотожд. с Етунхеймом - пустынной страной великанов (етунов) на краю земли. Земля окружена океаном, в к-ром плавает змей М. - Ермунганд. Гл. защитником М. от етунов и мирового змея явл. Тор.

МИДИЯ

МИДИЯ - в древности первонач. наименов. племенного союза, затем - царства в сев.-зап. обл. Иранского нагорья и, наконец, значит. державы. Впервые мидяне упоминаются в ассир. летописях во 2-й пол. 9 в. до н.э. Вероятно, племенной союз сложился как союз автохтонных («загро-эламских» или «каспийских») племен; но уже в 9 - 8 вв. до н.э., в связи с приходом новых племен, в М. появл. и начинает усиливаться ираноязыч. элемент, позднее возобладавший; конституируется в иран. яз. одного из племен, ставший известным в антич. время как мидийский. Большинство исследователей считает, что в мидийском племенном союзе с самого начала преобладали ираноязыч. племена.

Мидяне 9 - 8 вв. жили в условиях воен. демократии. Это был период, переходный от первобытнообщ. строя к раннерабовлад. Экономич. базу общества составляли земледелие и скотоводство (особенно выделялось коневодство), развивались и ремесла. В 9 - 8 вв. до н.э. мидяне вели жестокую борьбу с Ассирией, захватившей часть их земель.

Антич. традиция возникновение госуд. М. относит к самому кон. 8 в. до н.э. и связывает это с им. царя Дейока, что, однако, не подтверждается ассир. данными. Судя по ассир. источ., царство М. возникло в 70-х гг. 7 в. до н.э. в результате мощного нар. антиассир. движения, поддерж. новыми пришельцами - киммерийцами и скифами. В это время, или неск. позднее, столицей М. стала Экбатана. Выдающ. царем М. был Киаксар (625 - 584), перестроивший племенное ополчение в регуляр. войско. Время его правл. - поворотный пункт в истории М., когда из небольш. царства она превратилась в великую державу Др. Востока. За короткое время мидяне завладели Маной, в союзе с Вавилонией разгромили Ассирийскую державу, завоевали Урарту и др. земли. Пределы Мидийской империи на З. достигли р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак), а на В. - Ср. Азии и, по-видимому, Афганистана.

Со времени завоеват. войн мидяне пришли в соприкосновение с древ. цивилизациями Востока. В связи с этим в Зап. М. увеличивается удельный вес труда рабов, к-рые использовались не только в царском х-ве, но и в х-вах знати и на храмовых землях; усиливается эксплуатация общинников, углубляется клас. антагонизм. Попытки Астиага ослабить силу знати осложнили внутриполитич. обстановку в М. В 550/549 до н.э. М. была завоев. персами и включена в кач-ве сатрапии в Ахеменидскую державу. Мидяне впослед. предпринимали попытки освободиться из-под власти персов. Но самостоят. мидийское госуд. было восстановлено лишь в последней четв. 4 в. до н.э. и только на части терр. прежней М., в Юж. Азербайджане (прежней Мане), к-рый позже назывался М. (или Малой М., Мидийской Атропатеной).

М. занимает видное место в политич., экономич. и культурной истории древности. Она была одной из стран, где широкое распростр. получил зороастризм и связанные с ним учения. В Малой М. (Атропатене) была, по-видимому, кодифицирована Авеста. Здесь часть мидян, смешавш. с местными кутийско-луллубейскими и маннейско-матиенскими племенами, сыграла значит. роль в этногенезе др.-азербайджанской (азерийской) народности. Самостоят. М. (Атропатена) выступает в последний раз в 1 в. до н.э. О М. и мидянах Атропатены как о реальном народе упоминается в источ. (в частн., в армян.) и позднее, в эпоху средневековья.

МИДИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

МИДИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Мидия (727-550 до н. э.)

Дейок 727-675

Фраорт 675-653

Скифское господство 653-625

Киаскар 625-585

Астиаг 585-550

МИЗЕНУМ

МИЗЕНУМ - местность в предгорьях Апеннин на кампанийском побережье, соедин. перешейком с Флергейскими полями. Названа якобы в честь похорон. здесь трубача Энея Мизена. В рим. период антич. времени считалось популярным местом отдыха (сохран. остатки виллы Мария; позднее ее владельцами были Лукулл и имп. Тиберий). При Августе под руководством Агриппы здесь была создана мощная мор. база (1-я база флота Тирренского м.; остатки огромного водохранилища). Наибольшую извест-ность как командующий приобрел Плиний Старший; когда-то цветущий М. был в 890 разрушен арабами.

МИЗИЯ

МИЗИЯ - в древности обл. на С.-З. М. Азии, между Эгейским и Мраморным мм. М. была заселена фригийцами, троянцами, мизийцами и эолянами; в 7 в. до н.э. входила в состав Лидии, в сер. 6 в. - Персии. В 3 в. до н.э. стала ядром эллинистич. госуд. Пергам. В 133 до н.э. была включена римлянами в состав провинции Азии.

МИКАЛ

МИКАЛ - в мусульм. религии один из приближ. к аллаху малаика (ангелов). Соотв. библ. архангелу Михаилу.

МИКАЛЕ

МИКАЛЕ - в древности назв. мыса, оконечности горного хребта (ныне Самсун-Дага) на малоазиатском побережье Эгейского м., против о-ва Самоса. Здесь, к С. от г. Приены (совр. Доматча), осенью 479 до н.э. греки одержали победу над персами во время греко-перс. войн. Перс. флот отошел от о-ва Самоса к М. под защиту располож. там 60-тыс. перс. армии. Перс. суда были вытащены на берег и окружены засеками и завалами из камня.

Афинский стратег Ксантипп и спарт. царь Леотихид с флотом в 110 триер высадили в сент. у М. 20-тыс. десант. Афино-спарт. войска ворвались в перс. лагерь и с помощью перешедших на их сторону ионийцев разбили войско и уничтожили флот персов. После этого о-ва Фасос (Тасос), Лесбос, Самос и Хиос присоед. к эллин. союзу.

МИКЕНЫ

МИКЕНЫ - др.-греч. город в Арголиде (Пелопоннес). М. были заселены с нач. 3-го тыс. до н.э. Начало расцвета М. относится к кон. 17 в. до н.э. Открытые раскопками Г. Шлимана т.н. шахтовые гробницы правителей (по традиции, потомков Персея) резко отличаются богатством и обилием золотых украшений от родовых погребений, что свидет. о глубоком имуществ. неравенстве. Наивысшего расцвета М. достигают в 1450 - 1200 до н.э., когда они, подчинив своему влиянию весь Пелопоннес, овладели Кноссом на Крите, вступили в сношения с Египтом, Хеттской державой, Кипром, Сирией. По-видимому, к этому времени относятся дворец с циклопич. стенами и т.н. Львиными воротами, связываемые с новой династией Пелопидов, 9 круглых купольных гробниц (среди них «Сокровищница Атрея»), дома торговцев и ремесл. вне крепости. Согл. Гомеру, царь Микен Агамемнон возгл. общегреч. поход на Трою (ок. 1200 до н.э.). В кон. 12 в. до н.э. М. были разрушены дорийцами. В 1-м тыс. до н.э. М. представляли собой небольшое поселение, к-рое в 468 до н.э. уничтожили аргосцы.

МИКЕРИН

МИКЕРИН - Менкаура - егип. фараон (3-е тыс. до н.э.). Построил меньшую из трех знаменитых пирамид в Гизе (близ совр. Каира), имеющую 66 м в высоту.

МИКОН

МИКОН - выдающ. греч. живописец, работавший в Афинах во 2-й четв. 5 в. до н.э. Вместе с Полигнотом создал росписи в храмах Тесейон («Тесей на дне моря»), Анакейон («Возвращение аргонавтов») и Стоя Пойкиле («Битва греков с амазонками»).

МИКОНОС

МИКОНОС - о-в Кикладского архипелага сев.-восточнее о. Делос. В антич. эпоху его жители часто служили объектом насмешек из-за невежества и скупости.

МИКРОКОСМОС

МИКРОКОСМОС - представл. о человеке как воспроизведении универсума. Поэтому изучение природы человека дает возможность понять законы Вселенной - макрокосмоса. Представл. об аналогии человека и мира, т.е. М. и макрокосмоса встреч. в античности у Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, стоиков и Плотина.

МИЛЕСИАКА

МИЛЕСИАКА - составл. Аристидом Милетским ок. 100 до н.э. сборник эротич. историй, пользовавш. в антич. эпоху большой популярностью. На лат. яз. переведен К. Сисенной (1 в. до н.э.). Текст перевода также не сохран. На аналогич. тему писали Петроний, Апулей, Аристенет.

МИЛЕТ

МИЛЕТ - др.-греч. полис у устья р. Меандра, на зап. побережье М. Азии. Как показали археологич. находки, на месте М. существ. поселение уже во 2-м тыс. до н.э. Согл. антич. традиции, его основателями были выходцы из Пилоса, к-рые после вторжения дорийцев переселились в Аттику, а затем в 11 - 10 вв. до н.э. в М. Азию. В «Илиаде» М. назван городом карийцев. Архаич. М. (8 - 6 вв. до н.э.) был крупнейшим торг. и ремесл. центром эллинск. мира (монеты М. - одни из наиболее ранних в Греции). В это время милетяне основали более 70 колоний, особенно на берегах Мраморного и Черного мм.: Абидос, Кизик, Синопа, Пантикапей, Ольвия, Томы и др. В кон. 7 в. до н.э. в М. установилась тирания Фрасибула, представителя богатых торг. кругов. В сер. 6 в. до н.э. М. попал под власть персов. Ок. 500 тиран М. Аристагор возгл. антиперс. восстание, после подавл. к-рого М. был полностью разрушен персами (494). Архаич. М. был основным центром греч. науки. Здесь возникла т.н. «милетская», или «ионийская», школа натурфилософии, ее представители: Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. В М. жили также логографы Кадм и Гекатей. После победы греков над персами при Микале в 479 до н.э. М. был восстановлен и вошел в 478 до н.э. в состав 1-го Афинского мор. союза. После Пелопоннесской войны М. находился в зависимости от персов. В 334 до н.э. был захвачен и разрушен Александром Македонским. В эллинистич. и рим. время значение М. падает.

МИЛИАРИСИЙ

МИЛИАРИСИЙ - позднерим., а также визант. серебр. монета, к-рая по ценности составляла 1/1000 золотого фунта. Поскольку из фунта выходило 72 солида, около 14 М. шло на 1 солид. 1 М. = 13/4 силиквы, равнявш. 1/1728 золотого фунта. Когда впослед. на солид шло 12 М., то 1 М. = 2 силиквам, и в связи с этим М. получил назв. дикератон (двойная силиква). Вначале вес М. равнялся ок. 4,5 г, затем значительно снизился. В 10 - 11 вв. М. весом ок. 3 - 2,5 г завозились из Византии в Киевскую Русь и принимали участие в денежном обращении.

МИЛИЦИЯ

МИЛИЦИЯ - ополчение в Др. Греции, к-рое в отличие от наемных армий монархич. госуд. Др. Востока представляло собой регулярную, но не постоянную армию; на его содержание госуд. выделяло средства лишь в теч. определ. периода. Его собирали на время войны и после окончания воен. действий распускали. Боевой подготовке отводилось немн. времени в перерыве между войнами. Функции М. определялись ее ярко выраж. классовым хар-ром. Она обеспечивала интересы господствующей верхушки греч. полисов, использовалась для подавл. восстаний рабов и низших слоев населения, завоеваний.

Имуществ. и соц. положение воинов, входивших в состав М., было неодинаковым. Рим. армия формировалась по аналогич. принципу вплоть до воен. реформы Мария.

МИЛОН

МИЛОН - 1. знаменитый борец эпохи античности, одержавший многочисл. победы; в 532 - 516 до н.э. 6 раз побеждал на Олимпийских играх и 25 раз на др. спорт. празднествах. О его необыч. силе сложено множество легенд.

2. (95 - 48 до н.э.) - политич. деятель в Др. Риме, сторонник оптиматов, создал вооруж. отряды, разогнавшие отряды приверженца Цезаря Клодия Пульхра, убил Клодия, за что был привлечен к суду. Цицерон напрасно пытался добиться оправдат. приговора по его делу. Он был приговорен к изгнанию и убит при попытке вернуться в Рим.

МИЛЫ

МИЛЫ - древ. город в Сев. Сицилии (совр. Милаццо). В 260 до н.э. во время 1-ой Пунической войны (264 - 241 до н.э.) при М. рим. флот во главе с консулом Гаем Диулием одержал победу над карфагенянами. Решающую роль в исходе битвы сыграло технич. нововведение на рим. кораблях (абордажные мостики). После этого сраж. римляне начали воен. действия на терр. Африки. В 36 до н.э. в битве при М. флот Октавиана во главе с Випсанием Агриппой одержал победу над Секстом Помпеем.

МИЛЬКОМ

МИЛЬКОМ - Мильк - в зап.-семит. миф. верхов. божество в пантеоне госуд. Аммон. Согл. библ. традиции, М. дал аммонитянам их страну. В надписи 2-й четв. 1-го тыс. до н.э. аммонитский царь сообщает М. о постройке стены вокруг столицы Аммона, что, по-видимому, было повелением М. Он упомин. также в угаритском списке богов.

МИЛЬТИАД

МИЛЬТИАД - 1. (ок. 550 - 489 до н.э.) - афинский гос. деятель и полководец. Принадлежал к знатному роду Филаидов. Между 523 и 513 был сослан тираном Гиппием на Херсонес Фракийский, где, унаследовав власть своего брата Стесагора, стал тираном. М. оказывал поддержку восставшим против Персии в 500 - 494 малоазийским грекам. После подавл. восстания бежал в Афины, где, согл. Геродоту, привлекался к суду как бывший тиран, но был оправдан. В 490 М. избран одним из афин. стратегов и командовал афин. войском в битве при Марафоне. В 489 принимал участие в экспедиции против отложивш. от Афин о-вов; за неудач. воен. действия на о. Парос был приговорен к уплате ден. штрафа, превосходивш. его со-стояние. М. умер в тюрьме. Он был отцом афин. полководца Кимона.

2. сын Кипсела, афин. аристократ; ок. 560 до н.э. стал победителем Олимпийских игр в состязаниях колесниц. Пользуясь поддержкой Писистрата, основал афинскую колонию на п-ове Херсонес (на зап. берегу Геллеспонта).

МИМ

МИМ - жанр антич. театра. Возник во времена глубокой древности в Греции, позднее был распростр. в Риме. Первонач. вид М. - импровизиров. бытовая или пародийно-сатирич. сценка в форме монолога или диалога, к-рую разыгрывали исполнители из народа.

В 1-й пол. 5 в. до н.э. нар. М. получил литер. обработку у сицил. поэта Софрона. В эпоху эллинизма наряду с М., основанным на драматич. диалоге (мимология), существовал лирич. М., основан. на пении (мимодия), к-рый обычно сопровожд. танцами. Представл. разыгрыв. бродячими труппами актеров-профес.; они происходили как под открытым небом, так и в помещениях (в домах знатных лиц). М. - единств. вид антич. театра, в к-ром в кач-ве исполнительниц выступали и женщины. Актеры играли без масок. Сценой служили деревян. подмостки. Через греч. население Юж. Италии М. стал известен в Риме (первое свидет. об исполнении М. в Др. Риме встречается в кон. 3 в. до н.э.). К 1 в. до н.э. относится творчество мимографов Децима Лаберия и Публилия Сира. При Августе большой известностью пользовался мимограф Филистион, писавший на греч. языке. В период империи (1 - 5 вв.) М. ставился на сценах всех театров и оттеснил на второй план др. театр. жанры. В М. стихи чередовались с прозой, в действие вставлялись вокальные арии, танцы, акробат. номера. На сцену выводились дрессиров. животные. Широко применялись различ. постановоч. эффекты.

МИМИР

МИМИР - в сканд. миф. таинств. хозяин источ. мудрости, находящ. у корней мирового древа Иггдрасиль.

МИМИЯМБ

МИМИЯМБ - короткие импровизир. бытовые сценки, разыгрываемые исполнителем из народа, написан. хромым ямбич. размером и основывающ. на богатой мимике и бурной жестикуляции актера. Наиболее широко этот жанр представлен в творчестве Геронда и Г. Матия.

МИМНЕРМ

МИМНЕРМ - др.-греч. поэт 2-й пол. 7 в. до н.э. Родом из ионийского г. Колофона. Считался у древ. первым поэтом любви. Широко известны его песни, посвящ. флейтистке Нанно.

МИН

МИН - 1. в егип. миф. бог плодородия, «производитель урожаев». Изображ. в виде плоской человеч. фигуры, одна рука к-рой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчан. двумя перьями. Один из эпитетов М. «поднимающий оружие».

Фетиши М. - латук и особый столб, воздвигавш. во время празд-ника М., в день начала жатвы. Празднич. процессию в этот день возгл. увенчан. короной бык (персониф. М.). Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей М. Культ М. был распростр. в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. С превращением Коптоса в торг. центр на караванном пути к Красному морю М. приобре-тает черты бога - покровителя торговли, караванов и вост. пустыни. М. рано отожд. с др. богами: его называют «могучий Гор», «мститель за отца». Он, как и Гор, считается главой объед. Египта. В др. текстах Гор называется его сыном. С М. отожд. также повелитель вод Себек. Исида одновременно считается матерью М. (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой. В период Ср. царства культ М. сливается с культом Амона, М. приобретает черты бога - творца мира, его называют «царь богов». В г. Омбос М. выступает как Мин-Ях (М.-луна), его праздник справлялся в день наволуния в святилище - «доме луны».

2. Менес - согл. позднеегип. и греч. традиции, первый егип. фараон, объед. ок. 3000 до н.э. Верхний (Юж.) и Нижний (Сев.) Египет. М. вел войну с ливийцами, основал крепость Белая стена (основную часть Мемфиса), создал ряд оросит. сооружений.

МИНА

МИНА - счетно-весовая ед. стран Др. Востока, под влия-нием к-рой возникла греч. весовая и денежно-весовая ед. (назв. происходит от ассиро-вавилонского «мана» - считать). В Греции существовал ряд локальных М., но наиболее распростр. была аттическая, к-рая со времени реформ Солона (594 г. до н.э.) равнялась 436,6 г. М. составляла 1/60 таланта и делилась на 100 драхм. Талант = 60 минам = 6000 драхм. М. непосредств. участия в денежном обращении не принимала, она была лишь денежно-счетной величиной, с помощью к-рой измерялись крупные денежные суммы.

МИНАКШИ

МИНАКШИ - в индуист. миф. одна из богинь шиваитск. пантеона. По одним мифам, она - дочь Куберы, по дру-гим - восстала из жертв. костра царя пандьев Малаядхваджи. С детства М. имела три груди и ей был свойствен острый рыбий запах. Однажды, уже став царицей и великой завоевательницей, М. встретила Шиву, и сразу же и запах, и третья ее грудь исчезли. По этому признаку М. узнала в Шиве предназнач. ей богами супруга. М. в кач-ве ипостаси Парвати особенно чтится на Ю. Индии.

МИНДАЛЬНОЕ МАСЛО

МИНДАЛЬНОЕ МАСЛО - плоды миндаля использовались для приготовления ароматич. мазей; в пищу употреблялось редко.

МИНЕЙСКОЕ ЦАРСТВО

МИНЕЙСКОЕ ЦАРСТВО - южноараб. раннерабовлад. госуд. на терр. Йемена и Зап. Хадрамаута, существ. с 12 в. до кон. 7 в. до н.э. Столицей М. ц. был г. Маин. Основой экономич. жизни М. ц. было земледелие, частично базировавш. на искусств. орошении, и посред. торговля между Индией, Вост. Африкой и странами Средиземноморья. М. ц. владело караванным путем через Зап. Аравию, на к-ром находились колонии минейцев - Макораба (отожд. с Меккой), Ясриб (Медина) и оазис Ал-Ола. Торг. связи М. ц. простирались до Египта.

МИНЕРВА

МИНЕРВА - в рим. миф. богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в т.н. капитолийскую триаду, к-рой был посвящен храм на Капитолии. Соотв. этрусск. Менрве. Культ М., возможно, заимствован из г. Фалерии, где М. издавна почиталась как покровит. ремесел и иск-в. Такова же была ее функция и в Риме, где храм М. на Авентине стал центром ремесл. коллегий, а их праздник квинкватр справлялся в юбилей посвящения храма. В 207 до н.э., по хода-тайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника, при храме М. была организована коллегия писателей и актеров, покровительницей к-рых стала богиня.

Впослед. ее почитали также музыканты, врачи и учителя. М. была отожд. с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. В рим. провинциях М. отожд. с нек-рыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.

МИНИАДЫ

МИНИАДЫ - в греч. миф. три дочери (Левкиппа, Арсиппа и Алкифоя) правившего в Орхомене Миния (родонач. племени миниев). М. пренебрегли культом Диониса и отказались принимать участие в вакхич. шествиях. Когда в горах начались празднества в честь Диониса, из всех женщин Орхомена только М. остались дома, продолжая прясть и заниматься др. домаш. делами. Дионис пытался заставить их примкнуть к менадам, но М. заупрямились, встретив предложение бога насмешками. Тогда Дионис наслал на М. безумие, в припадке к-рого они разорвали сына Левкиппы, приняв его за оленя. Дионис превратил М. в летучих мышей, по др. версии - в птиц.

МИНИЙЦЫ

МИНИЙЦЫ - др.-греч. племя, во 2-м тыс. до н.э. владевшее г. Орхомен (Беотия); с домикенской и микенской эпох до нас дошли памятники их высокой культуры. Следуя Гомеру, греч. миф. отожд. М. с аргонавтами.

МИНОС

МИНОС - в греч. миф. один из трех сыновей (наряду с Сарпедоном и Раудаманфом) Зевса и Европы, рожд. ею на Крите и усыновл. критским царем Астерием. М. царствовал на Крите после смерти Астерия. Женой М. была Пасифая (дочь бога Гелиоса), к-рая навлекла на Крит бедствия, породив чудовищного Минотавра. М. заключил его в лабиринт. Минотавра убил с помощью Арианды (дочери М.) Тесей. Др. дочь М. Федра впослед. стала женой Тесея.

МИНОТАВР

МИНОТАВР - в греч. миф. чудовище-человекобык по им. Астерий («звездный»), жившее на Крите. Рожден Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или от самого Посейдона. Был помещен в подземный лабиринт, построен. Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в неск. лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в кач-ве подати Миносу и в виде искупл. за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназнач. на съедение М., убил чудовище и с помощью нити влюбл. в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС (род. ок. 200) - др.-рим. юрист, уроженец Сев. Африки, в стиле Цицерона написал трактат в защиту христ. вероучения. Его соч. «Октавий» написано в форме диалога между язычником, последователем скептицизма, и христианином и заканчивается переходом язычника в христ. веру. С целью воздействия на образован. слои общества М. Ф. выдвигал на передний план религ.-философские черты христианства (монотеизм, вера в бессмертие души, нравств. совершенствование).

МИРАДЖ

МИРАДЖ - в мусульм. религии вознесение пророка Мухаммеда на небеса.

МИРИАН

МИРИАН - царь Картли (Иберия) в 1-й пол. 4 в. В царствование М. в 30-х гг. 4 в. в Картлийском царстве (Вост. Грузия) христианство было объявлено гос. религией.

МИРИНА

МИРИНА - в греч. миф. одна из амазонок, одержавшая во главе своего войска множество побед. Она завоев. царство атлантов, сражалась с горгонами. М. завоев. Ливию, опустошила Аравию и М. Азию, но была убита фракий-ским царем Мопсом и скифом Сипилом, а войско ее истреблено. Гомер упоминает курган М. у стен Трои, к-рый среди людей именуется Батиеей.

МИРМЕКИЙ

МИРМЕКИЙ - город Боспорского госуд. Развалины М. обнаружены в 20-х гг. 19 в. у мыса Карантинного, в 4 км от Керчи в Крыму. М. основан ок. сер. 6 в. до н.э., прекратил существование во 2-й пол. 3 в. н.э.

МИРМИДОНЯНЕ

МИРМИДОНЯНЕ - мирмидоны - в греч. миф. ахейское племя в Фессалии, возглавлявш. в походе под Трою Ахиллом. После ссоры Ахилла с Агамемноном М. не принимали участия в сраж. и вступили в бой только вместе с Патроклом. Миф. традиция, по к-рой Ахилл был внуком Эака, возводила назв. «М.» к тем муравьям, из к-рых Зевс по просьбе Эака создал население о-ва Эгина. В нек-рых ва-риантах мифа назв. «М.» - от предка-эпонима, фессалийского героя Мирмидона, сына Зевса и прадеда Патрокла.

МИРОН

МИРОН - великий др.-греч. скульптор аттич. школы периода ранней классики (2-я четв. и сер. 5 в. до н.э.). Род. в Элевферах в Беотии; работал в Афинах. М. прославился статуями атлетов - победителей на состязаниях. Наиболее популяр. в Др. Греции статуя бегуна Ладаса, воспетая в греч. эпиграммах, не сохран. Статуя метателя диска - «Дискобол» - дошла в рим. мраморных копиях. В стоявшей на афинском Акрополе скульпт. группе «Афина и Марсий» М. изобразил богиню Афину, защитницу Афинского госуд., отбросившей флейту и проклявшей того, кто ее возьмет, и сатира Марсия, устремивш. к флейте. Судя по лит. источ., М. был крупным анималистом. М. приписы-вают неск. портретных скульптур.

Он был также создателем кубков с рельефными изображ. Работал М. гл. обр. в бронзе.

МИРРА

МИРРА - 1. ароматич. гумми-смола, вытекающая при надрезании коры ствола тропич. деревьев, в Африке (по берегам Красного м. и Инд. океана) и Азии (Аравия). При застывании М. образует ноздреватые ломкие комки желтоватого, красноватого или бурого цвета, обладающие сильным ароматным запахом и горьким вкусом. В древности из М. приготовляли благовон. шарики, использ. гл. обр. египтянами для ароматич. курений при религ. обрядах.

2. Смирна - дочь миф. царя Кинира; страстно влюбилась в своего отца, и тот, ни о чем не подозревая, разделил с ней ложе. Когда он хотел убить М., она превратилась в дерево, назв. ее именем. Из миррового дерева родился Адонис.

МИРТИЛ

МИРТИЛ - в греч. миф. сын Гермеса, возничий царя Эномая. Помог Пелопу победить Эномая в состязании на колесницах, что явл. непремен. условием брака с Гипподамией. Жители Феней в Аркадии показывали в своем городе могилу М. Ему приносили ежегодную жертву как местному аркадскому герою. После смерти М. был превращен Гермесом в созвездие Возничего.

МИРТОНСКОЕ МОРЕ

МИРТОНСКОЕ МОРЕ - часть Эгейского м. между Пелопоннесом и Кикладами.

МИСЕН

МИСЕН - в рим. традиции сподвижник и трубач Гектора, а после его гибели спутник Энея, его рулевой и трубач. Однажды, когда корабли Энея стояли у берегов Кампании, М. стал хвалиться, что он лучший трубач, чем бессмертные боги. Тогда Тритон так затрубил в свою раковину, что сила звука сбросила М. в море, и он утонул. М. был похоронен на берегу Кумской гавани на мысе, к-рый стал называться его именем.

МИСИЙЦЫ

МИСИЙЦЫ - народность, обитавшая в 1-м тыс. до н.э. на терр. Мисии. Предки М. жили, очевидно, на Балканах. М., возможно, находились в тесном родстве с фракийцами. Отд. слова яз. М. известны из греч. и лат. источников. Известна одна, очень краткая надпись на мисийском яз., найденная на границе обл., к-рые занимали М. и фригийцы; надпись осталась непонятной, но отд. ее элементы могут быть истолкованы как индоевроп. термины, обозначающие родств. отношения. М. исчезли бесследно.

МИСИЯ

МИСИЯ - Мизия - древ. страна в гористой части С.-З. М. Азии (на терр. совр. Турции). Подразделялась на Большую М., Малую М., Троаду, Эолию, Тейфранию. Нас. М. состояло из мисийцев, фригийцев, троянцев, эолийцев, лидийцев и др. В 7 в. до н.э. М. захватили лидийцы, а в сер. 6 в. до н.э. - персы. В кон. 4 в. до н.э. М. завоевал Александр Македонский; в 3 - 2 вв. до н.э. М. стала осн. частью Пергамского царства. В 133 до н.э. М. была включена в рим. пров. Азию. В позднерим. период М. выделилась в особую пров. Геллеспонт.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ - в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвященные, т.н. мисты. М. состояли из ряда последовател. драматизиров. действий, к-рые иллюстрировали мифы, связан. с божест-вами - объектами культа. Эти действия сопровожд. определен. ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д.

Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетвор. умирающую и оживающую природу. С образованием класс. общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли хар-р тайного служения. Первые М. восходят к др.-вост. обрядам (культ Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидет. с 7 в. до н.э.

Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны-Коры), Орфич. М. (осн., согл. традиции, миф. певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Диоскуров-Кабиров). В Италии М., привнесенные с В.: М. Исиды, М. Кибелы, М. Митры и др., засвидет. со 2 в. до н.э. Ок. Помпей обнаружена Вилла М., в цент. помещении к-рой сохран. уникальные изображ. сцен М. Мн. элементы позднеантич. М., прежде всего М. Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христ. богослужение.

МИСТИЙ

МИСТИЙ - наемный работник в Византии. М. становились обедневшие и лишивш. земли крестьяне, разорявш. мелкие ремесленники.

МИТАННИ

МИТАННИ - раннерабовлад. держава 16 - 13 вв. до н.э. в Верх. Месопотамии во главе с хурритским племенем митанни. Столица - Вашшукканни (Васугани, Усукани, Сикани), совр. - Рас-эль-Айн, на р. Хабур (в совр. Сирии, на терр. границе). Коренным населением явл. субарейцы (известны с нач. 3-го тыс.) и хурриты (известны с сер. 3-го тыс. до н.э.). В кон. 3-го - нач. 2-го тыс. на терр. М. существовал ряд независимых хурритских госуд.: Ур-Киш и Навар (в р-не рр. М. Заба и Диалы), Алше, Куммийское царство (шумерское Кимаш, урартское Кумену), Ашшурское царство, Яхмад (столица - г. Халпа) и др. К нач. 16 в. до н.э. образовалась сильная Митан. держава (из царств Кумми и Алше), к-рая нанесла ок. 1595 пораж. хеттскому царю Мурсили I. В сер. 16 в. М. достигла большого могущества (при царях Кирте и Шутарне I), но во 2-й пол. 16 в. потерпела ряд пораж. в борьбе с егип. фараоном Тутмосом I, вытеснившим митан. войска из Сирии, и затем попала под власть вавилонского царя Агума II. В кон. 16 в. до н.э. началось возвышение М. При царе Шаушаттаре (1510 - 1480) Митан. держава владела на С. - Алше (на Верх. Тигре), на 3. - Сев. Сирией и Кицуватной (в М. Азии), на С.-В. - Куммийским царством, на В. - Аррапхой и Нузу (в басс. р. Диалы) на С. - Уруатри (до совр. Триалети и Лчашена у о. Севан). В 1500 Шаушаттар подчинил г. Ашшур. В 1492 фараон Тутмос III нанес пораж. Шаушаттару и отнял его владения на З. от Евфрата. При Артатаме I (1480 - 1460) М. сблизилась с Египтом. Союз с Египтом был закреплен неоднократной отправкой митан. царевен в гаремы фараонов. При Тушратте (1438 - 1400) усилилась антиегип. группировка во главе с вельможей Тухи и были сделаны попытки сближения с Хеттским царством.

Однако в дальнейшем Тушратта возобновил союз с Египтом и выдал свою дочь за Эхнатона. Он вел успешно войну с хеттами и заключил союз с вавилонским царем Бурнабу-риашем II против Ассирии. Ок. 1400 Тушратта был разбит хеттским царем Суппилулиумой и затем свергнут и убит Шутарной III (сыном алшейского правителя), занявшим престол Тушратты.

Терр. М. была поделена между Алше и Ассирией. Куммийское царство (Хурри) и союз урартских племен (Уруатри) получили независимость. В нач. 14 в. Суппилулиума после свержения Шутарны III посадил на престол М. сына Тушратты Маттивазу, к-рого сделал своим вассалом. В своей внутр. политике цари М. опирались обычно на воен. аристократию из ариев (марианни). Большую роль в М. играл культ инд. (ранневедийских) богов Индры, Варуны, Митры, Насатьи и др. В мифах М. чувствовалось значит. вавилонское влияние; осн. сюжеты (мифы о Кумарби и Улликуми) сохран. в хеттской переработке. В 14 - 13 вв. до н.э. М. вела упорную борьбу с Ассирией; царь М. Шаттуара I потерпел пораж. от Ададнирари I и попал в плен. Царь Шаттуара II выступил с помощью хеттов и арамейцев против Салманасара I (нач. 13 в. до н.э.), но был побежден, и ассир. войска дошли до Кархемиша. В это время началось арамейское нашествие. М. потеряло свою самостоят. и распалось на ряд кн-в, попавших под власть Ассирии.

МИТАННИ (ПРАВИТЕЛИ)

МИТАННИ (ПРАВИТЕЛИ) - Миттани (?-ок.1270)

Кирта

Шуттарна I кон. 16 в.

Парраттарна («царь воинов Хурри»)

Пар(?)садаттар

Сауссадаттар («царь Маиттанне») сер. 15 в.

Артадама I кон. 15 в.

Шуттарна II нач. 14 в.

Арташшумара

Тушратта ок. 1360

Артадама II

Шуттарна III ок. 1340

Шативаса

Шаттуара I

Васашатта кон. 14 в. - нач. 13 в.

Шаттуара II ок. 1270

МИТИЛЕНА

МИТИЛЕНА - др.-греч. полис в вост. части о. Лесбос. Во время греко-перс. войн М. была захвачена персами (493 до н.э.), после образования в 478/477 до н.э. 1-го Афинск. мор. союза вошла в него. В 428 до н.э. в М. произошло восстание, возгл. противниками афинской экспансии. Афиняне жестоко расправились с М. (1 тыс. человек была казнена, стены города срыты, флот выдан Афинам, часть гор. терр. конфисковано и на ней посажено ок. 3 тыс. афинских клерухов). В эпоху эллинизма М. переживала упадок, возродилась только в период ранней Рим. империи. М. была родиной поэтов Алкея и Сапфо, историка Гелланика.

МИТКАЛЬ

МИТКАЛЬ - назв. араб. ед. веса. В 7 в. сирийский М. майала соотв. 1/6 егип.-рим. унции, т.е. 4,72 г. Др. М. весом в 4,54 г соотв., по-видимому, визант. солиду. В араб., а также в нек-рых др. мусульм. странах М. как ед. веса используется и в наши дни.

МИТРА

МИТРА - 1. Мифра - др.-иран. миф. персонаж, связан. с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. М. - устроитель не только соц., но и природного космоса. Он связан с водами, с Апам-Напатом (иногда выступает в ипостаси Апам-Напата), с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди и вырастают растения, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным существование, исполняет мольбы и просьбы. М. обеспечивает домами, женщинами, колесницами, богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством. М. связан с богиней плодородия Ардвисурой Анахитой, вместе с Рашну и Сраошей выступает судьей над душами умерших на мосту Чинват, в его окружении также бог ветра (под разными назв.), Веретрагна. В связи с распростр. за пределами Ирана (особенно в Рим. империи культа М. и посвящ. ему ритуалов (митраические мистерии), ритуал. сооружений (митрейоны; есть предложение, что Бехистунская скала еще в доахеменидское время могла быть местом культа М.), изображ. и скульптур, мотивов и сюжетов, языковых образов и имен с соотв. корнем, обращают на себя внимание чрезвыч. легкость усвоения культа М. (в частн., в воен. среде; ср. особую популярность М. у рим. легионеров от Евфрата до Рейна; в Дура-Европосе почитали М. одновременно с Юпитером, в др. случаях отожд. с Зевсом) и быстрая трансформация образа М. (так, в Армении М. дал имя Мгеру герою эпоса о сасунских богатырях, убивающему, в частн., черного быка). В самом Иране эволюция образа М. не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды, несомненно, чтили М. Он упомин. вместе с Ахурамаздой и Арвисурой Анахитой в надписях Артаксерксов II и III; Ксенофонт сообщает о поклонении М. Кира Младшего, Ктесий - о жертвоприношениях М., совершаемых перс. царями, Курций Руф - о поклонении Дария III М., солнцу и вечному огню. Видимо, М. почитали и ранние Ахемениды. Сохран. культ М. и в эпоху Сасанидов.

2. в вед. миф. бог, связанный с договором, людьми, солнцем, один из адитьев. М. один или вместе с Варуной заполняет воздушное простр., удерживает небо и землю, укрепляет небо и солнце, заставляет его восходить. Солн-це - глаз М. и Варуны. Связь с солнцем и небом объясняет мотивы небесной езды и всевидения и ряд атрибутов - коней, колесницу, золотой трон, мед, сому и т.п.

МИТРИДАТ I

МИТРИДАТ I (ум. ок. 136 до н.э.) - царь Парфии (ок. 170 - 138/137). Воспользовавш. ослаблением Селевкидского госуд., М. I к 140 до н.э. захватил его вост. сатрапии: Мидию и большую часть Месопотамии. При нем были завоев. Элимаида, Персида и Бактрия (ок. 136 до н.э.). Армения находилась под политич. влиянием Парфии. В результате завоев. М. I Парфия превратилась в огромную и сильную державу.

МИТРИДАТ V

МИТРИДАТ V (ум. ок. 120 до н.э.) - царь Понта (ок. 150 - ок. 120). Союзник Рима в 3-й Пунической войне 149 - 146 до н.э., помогал римлянам при подавл. восстания Аристоника в 133 - 129, а затем получил Фригию. М. V установил протекторат над Галатией, Пафлагонией и оказывал политич. влияние на Каппадокию. Создал наемную армию, начал стр-во флота. При нем столица Понтийского царства была перенесена из Амасия в Синопу. Был убит в результате дворц. заговора.

МИТРИДАТ VI

МИТРИДАТ VI (132 - 63 до н.э.) - царь Понтийского госуд. со 121 (фактич. с 111) до 63. Дважды посылал войска в Крым, чтобы предотвратить захват Херсонеса Скифским царством. Третий поход имел целью подавл. восстания боспорских скифов, к-рое возглавил Савмак. После этого царь Перисад V передал М. VI управл. Боспорским госуд. Зависимыми от М. VI оказались почти все греч. города Черноморья. Он подчинил также М. Армению и Колхиду. Установив друж. отношения с варварами (скифы, сарматы, фракийцы и др.), М. VI обеспечил пополнение своей армии войсками союзников.

Стремясь преградить путь рим. экспансии, пытался овладеть Каппадокией, Галатией, Вифинией. 1-я война с Римом (89 - 84) развивалась сначала удачно, римляне были изгнаны из М. Азии, М. VI занял Грецию. Потом рим. войска Суллы принудили армии М. VI к отступлению. Мир, заключ. в Дардане, сохранил за М. VI основные его владения. Период после 2-й войны (83 - 81) М. VI использовал для подготовки к 3-й войне (74 - 63), к-рая началась с захвата М. VI Вифинии. Война шла с перемен. успехом, но в 65 войска Помпея нанесли окончат. поражение М. VI. Бежав в Пантикапей, М. VI пытался организовать новый поход на Рим. Восстание греч. городов разрушило эти планы; не желая попасть в плен, М. VI лишил себя жизни.

МИТРИДАТ VIII

МИТРИДАТ VIII (ум. 68 н.э.) - царь Боспорского госуд. (39/40 - 44/45). Занял трон по праву наследования, вопреки решению рим. имп. Калигулы. В 41 был признан имп. Клавдием. М. VIII хотел покончить с зависимостью Боспора от Рима, но его планы выдал брат. В Боспорское госуд. вторглись рим. войска. М. VIII вел с ними борьбу в Прикубанье, затем в Сев. Приазовье, опираясь на поддержку меотских и сарматских племен. Плененного в 49 М. VIII доставили в Рим, где в 68 он был казнен за участие в политич. заговоре.

МИТРОПОЛИТ

МИТРОПОЛИТ - в иерархии нек-рых христ. церквей духовный сан, принадлежащий главе крупной церк. организации. Сан М. по церк. иерархии ниже патриарха, но выше архиепископа; появился в 4 в. в Рим. империи.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ - 1. Фантастич. представл. о мире, свойст-вен. человеку первобытнообщ. формации.

2. В узком смысле слова - вид устного нар. творчества.

3. Наука, изучающая мифы и соотв. им сказания.

МИФЫ

МИФЫ - сказания о сверхъест. существах и чудесных явлениях и событиях.

МИХАИЛ

МИХАИЛ - в иуд., христ., а также мусульм. религиях великий ангел, архангел. Нар. этимология дает осмысление имени М. как «кто, как бог?». Имя это засвидет. у семитских народов в древности. В Ветхом завете М. выступает как князь еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»).

МИХАИЛ I

МИХАИЛ I (ум. 845) - визант. император 811 - 813, ставленник придворной бюрократии и клира. Преследовал иконоборцев и павликиан. В войне с болгарами потерпел полное пораж. (битва при Версиникии, близ Адрианополя в 813), после чего был свергнут представителями военно-землевлад. знати.

МИХАИЛ II

МИХАИЛ II (ум. 829) - визант. император 820 - 829, основатель Аморийской, или Фригийской, династии (820 - 867). Узурпировал престол после свержения Льва V. Его правл. хар-ризуется острой борьбой нар. масс, одним из наиболее ярких проявлений к-рой было восстание (821 - 823), возгл. Фомой Славянином. Старался примирить иконоборцев с иконопочитателями. При нем арабы овладели Критом (823) и частью Сицилии (827).

МИХИРАКУЛА

МИХИРАКУЛА - вождь белых гуннов-эфталитов (515 - сер. 6 в.). Правил в Сев.-Зап. Индии (столица - г. Шакала, совр. Сиалкот). Власть М. простиралась и на Джамна-Гангскую долину вплоть до Главиора. В 528 был разбит войсками инд. правителей, что положило предел завоев. эфталитов. Их владения сохранились лишь в долине Инда. В инд. ист. традиции М. предстает как жестокий тиран и свирепый завоеватель.

МИХР

МИХР - Мгер - в армян. миф. бог небесного света и солнца, сын Арамазда. В Др. Армении М. были посвящены храм в Багааридже (на терр. совр. Турции), жертвенник Мхери дур в горах близ г. Ван, а также, по-видимому, и храм в Гарни (1 в. н.э.). Следы почитания М. обнаруживаются: в др.-армян. календаре в назв. восьмого дня каждого месяца - михр, седьмого месяца (февраль) - мехекан; в армян. ономастике (включая топонимику) - более 150 наимен. производных от имени М.

МЛЕЧЧХА

МЛЕЧЧХА - в древности презрит. назв. (санскр. - варвары, дикари, инородцы), данное индо-арийцами чуждым им этнически, по культуре и религии племенам, жившим на терр. Индии, и всем иноземцам. Слово «М.» появилось в поздневедич. лит-ре в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э., когда в осн. завершилось расселение ариев в Индии и сложилась индо-арийская культурная общность. Впослед. слово «М.» приобрело значение «плохой, грешный человек».

МНЕВИС

МНЕВИС - в егип. миф. божество в виде черного быка. М. почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнеч. диском между рогами. Эпитет М. - «посредник Ра, к-рый сообщает истину Атуму». Почитавш. М. быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в спец. склепе. Матерью М. была корова Хесат. М. отожд. с обожествл. быком Бухисом, считался ба - душой Ра, а также города Нехен.

МНЕМОСИНА

МНЕМОСИНА - Мнемозина - в греч. миф. богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Родила от Зевса муз - девять дочерей. Согл. сообщению Павсания в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источ.: Леты - забвения и М. - памяти.

МНЕСИКЛ

МНЕСИКЛ - др.-греч. архитектор, работавший в Афинах во 2-й пол. 5 в. до н.э. М. принадлежит выдающ. произв. др.-греч. архитектуры - Пропилеи (437 - 432 до н.э.), монумент. здание ворот - входа на афинский Акрополь.

МОАВ

МОАВ - Моаб - раннерабовлад. госуд. на юго-вост. побережье Мертвого м., сложивш. ок. 1000 до н.э. Население М. было родственно израильтянам. Временами подчинялось Израильскому царству. После падения Израильского царства (8 в. до н.э.) находилось в зависимости от Ассирии, а позднее - от Вавилонии.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ - армян. историк 5 - нач. 6 вв., прозван. «отцом армян. истории». М. Х. - ученик изобретателей армян. алфавита Саака и М. Маштоца. Свою «Историю армян» («Патмутюн хайоц») М. Х. начал с легенд. прародителя армян Хайка и довел до 428. Источ. для него служили греч. и сирийские ист. соч., нар. предания и фольклор. Наиболее точны его сведения о событиях кон. 4 - сер. 5 вв.

Предыдущая страница Следующая страница