Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАП")

ПАВЕЛ

ПАВЕЛ - 1. в христ. традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвыч. миссионерско-богослов. заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии); он - наследств. рим. гражданин, с чем связано его рим. имя (евр. имя П. - Саул, в традиц. передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходивш. из колена Вениамина). П. приписыв. авторство 14 посланий, входящих в Новый завет.

2. Юлий - рим. юрист кон. 2 - нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императ. совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпиты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизит. 1/6 текста Дигест Юстиниана. Принадлежность П. соч. «Сентенции» в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.

ПАВЕЛ ДИАКОН

ПАВЕЛ ДИАКОН (р. ок. 720) - лангобардский историк. Происходил из знатного лангобардского рода, получил хорошее для своего времени образование. До завоев. лангобардского королевства Карлом Великим (773 - 774) находился на службе при дворе лангобардского короля Дезидерия, затем перешел на службу к Карлу Великому. С кон. 70-х гг. 8 в. жил в монастыре Монтекассино (Италия), где писал свои риторич. труды. Гл. соч. П. Д. - «История лангобардов» (в 6 кн.); ему принадлежат также ряд др. ист. и поэтич. произв.

ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ

ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ - визант. поэт 6 в. Известны его 78 эпиграмм, преимуществ. эротич. содержания, и две небольшие поэмы, посвящ. описанию церкви св. Софии в Константинополе (одна из них - по поводу восстановл. храма после землетрясения 558).

ПАВЛИКИАНЕ

ПАВЛИКИАНЕ - участники крупнейш. еретич. движения в Византии. Назв. получили, по-видимому, от того, что идеологи П. часто ссылались на «Послания» апостола Павла, считая, что «Послания» подтверждают их взгляды. Движение П. зародилось, по-видимому, в 6 в. в Армении или Сирии. П. выступали против соц. неравенства, роскоши, иконопочитания. Религ. учение П. по своей догматике было близко манихейству. П. принимали активное участие в восстании Фомы Славянина 821 - 823. Своего наи-высш. подъема движение П. достигло к сер. 9 в. На вост. границе империи П. создали ряд крупных укрепл. пунктов (Тефрика, Амара и др.) и под руковод. талантливых полководцев Карбеаса и ХрисохиРсовершали успешные походы во внутр. обл. Византии. В 70-х гг. 9 в. войска визант. имп. Василия I разгромили опорные пункты П.

ПАВЛИН

ПАВЛИН - 1. мифопоэтич. образ П., основан. на внешних особенностях этой птицы (форма и хар-рная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает широкий спектр астрал. символики - от космоса в его полноте и звездного неба до лунного и солнеч. круга.

В ираносуфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе П. и дал ему посмотреть на его собств. отражение в чудесном зеркале, отчего П., потрясен. величием увиденного, пролил капельки пота, из к-рых произошли все остальные существа. В Др. Греции «звезды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса, которые по приказанию Геры, чьей птицей явл. П., должны следить за лунной коровой Ио. В Др. Египте П. считался символом Гелиополиса - города, в к-ром находился храм солнца.

2. (ок. 353 в Бурдигале (Бордо) - 22.06.431) - лат. христ. поэт из галло-рим. сенатской аристократии. После активной гос. деятельности П. стал христианином, с 393 вел аскетич. жизнь, основал монастырь в Ноле (Кампания) и с 409 был там епископом. Из его многочисл. соч. сохранились стихотворения и письма (напр., к его учителю Авзонию), в к-рых он совмещал христ. содержание с антич. формами. П. наряду с Пруденцием - величайший поэт лат. христ. лит-ры.

ПАВСАНИЙ

ПАВСАНИЙ - 1. (ум. ок. 470 до н.э.) - спарт. полководец (Др. Греция). Во время греко-перс. войн 500 - 449 до н.э. П., командуя ополчением греч. полисов, одержал победу при Платеях в 479 и отвоевал в 477 захвач. персами г. Византий. Заподозрен. в ведении изменнич. переговоров с персами, П. дважды привлекался к суду эфоров, но был оправдан. Ок. 470 П., обвинен. в подготовке восстания илотов, пытался найти убежище в храме. Однако спартанцы замуровали дверь храма, и П. умер от голода.

2. (ум. 385 до н.э.) - царь Спарты (408 - 394). Во время похода в Аттику в 403 П., опасаясь усиления спарт. полководца Лисандра, опиравш. на крайние олигархич. силы и установивш. в Афинах «тиранию тридцати», поддержал демократов во главе с Фрасибулом, восстановивших в городе демократич. гос. строй. В 395 во время Коринфской войны П., находясь с армией в Беотии, не смог вовремя соед. с войском Лисандра; в результате последний был убит, а спарт. войско разбито. За это П. был приговорен в 394 к смерти, бежал в Тегею, где и умер.

3. (2 в.) - др.-греч. писатель, автор труда «Описание Эллады» в 10 кн. По-видимому, уроженец Лидии, описание к-рой, помимо Балканской Греции, составл. содержание его труда; побывал также в Италии, на Сардинии, Корсике, в Аравии и Сирии.

Труд его, написан., вероятно, в 70-х гг. 2 в., представляет собой своего рода путеводитель по наиболее достопримечат. памятникам архитектуры и иск-ва Ср. Греции и Пелопоннеса.

Наряду с подробным описанием этих памятников (подавляющее число их не дошло до нашего времени и потому известно только из описаний П.), он сообщает ценнейшие сведения по греч. миф., истории культов, а также ряд важнейших ист. сведений. Помимо своих личных впечатлений, П. использовал не дошедшие до нас произв. историков (напр., Истра), географов (Полемона, Артемидора), поэтов (напр., Риана) и др.

ПАВСТОС БУЗАНД

ПАВСТОС БУЗАНД - армян. историк и писатель 5 в. В своей книге «История Армении», состоявшей из 6 частей (первые 2 не сохран.), П. Б. излагает историю Армении с 330 до 387, повествует о борьбе армян. народа против перс. и визант. завоевателей.

ПАГ

ПАГ - 1. У племен италиков и кельтов низшая организация общества с хуторами, отдельными поселениями и крепостями для защиты от воен. нападений.

2. На 3. Рим. госуд. - часть принадлежащей городской общине терр., несущая в первую очередь сакральную функцию и управл. магистратами. Надо отметить, что не только в древности, но и позже в П. сохран. черты общины, каковой они были первонач. Жители П. имели не только общий культ, но свою казну, совместно осуществляли разные работы, в поздней Империи были связаны совместной ответств. за подати и повинности.

3. Обозначение преобразованных в гос. образования кельт. племен.

ПАГОДА

ПАГОДА - назв. древ. золотой монеты Юж. Индии, вес к-рой составлял ок. 3,37 г. На реверсе нек-рых типов монет изображ. пагода, отсюда ее назв. Самый старый тип П. - круглая монета диаметром ок. 11 мм. На одной стороне - оттиск штемпеля, покрывающий лишь часть поверхности монеты. На более поздних монетах (6 - 12 вв. н.э.) имеются изображ. животных (кабана, льва, тигра, слона или рыбы). Известно много разновидностей этой монеты.

ПАД

ПАД - совр. р. По. С П., длиннейшей рекой Италии, в антич. время был связан миф об Эридане. После падения Фаэтона слезы его сестер струились в Эридан и там превращались в янтарь, что указывает на древ. «янтарный путь». Позже греки впервые узнали о рим., изнач. венетском или кельтском, обознач. именем П. реки, берущей начало в Коттиевых Альпах и впадающей неск. рукавами в Адриатическое м. В рим. время П. отделял Циспаданскую Галлию на Ю. от Транспаданской на С. Имп. Август соорудил в устье П. у Равенны канал, назв. рвом Августа. Вслед. того, что П. выносил массы ила, Адриатическое побережье со времен античности переместилось в значит. мере к В.

ПАКЛЯ

ПАКЛЯ - отходы от чесания льна. Использов. в кач-ве ламповых фитилей. С добавлением смолы или асфальта П. служила материалом для конопачения кораблей.

ПАКС

ПАКС - в рим. миф. персониф. мира. Культ был введен Августом, посвятившим П. по решению сената в 9 в. до н.э. алтарь на Марсовом поле в знак установл. им на земле мира и благоденствия. Изображ. П. в виде женщины с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями, оливковой ветвью, часто встреч. на монетах времен империи.

ПАКУВИЙ

ПАКУВИЙ - Марк (220 до н.э. в Брундизии - ок. 130 до н.э. в Таренте) - рим. трагик и художник, племянник Энния. От его работ сохран. назв. и фрагменты 13 трагедий, в к-рых он следует греч. образцам и частично обрабатывает редкие сюжеты греч. миф. Содержание претексты «Павел» составляла победа Эмилия Павла над Персеем в битве при Пинде (168 до н.э.).

ПАЛАЙЦЫ

ПАЛАЙЦЫ - одна из хеттских народностей. Образов. в сер. 3-го тыс. до н.э. на юж. побережье Черного м. в результате слияния местного населения и племен, проникших в М. Азию, как предполагают, с С. и говоривших на индоевроп. яз. Язык П. принадлежит к анатолийской группе индоевроп. языков; имеет значит. лексич. заимствования из хаттского яз. Боги П. входили в хеттский пантеон. В Богазкейском архиве сохран. неск. клинописных культовых и миф. текстов 2-го тыс. до н.э. на палайском яз.

ПАЛАК

ПАЛАК - скифский царь, сын царя Скилура. Жил во 2-й пол. 2 в. до н.э. П. возгл. действовавшее против Херсонеса войска скифов. Они потерпели пораж. от понтийской армии под команд. Диофанта, прислан. Митридатом VI на выручку Херсонеса. П. вскоре предпринял (при поддержке роксоланов) второе наступл., но и на этот раз скифы были разбиты повторно прибывш. из Понта войсками. Скиф-ское царство признало себя подчинен. Митридату VI.

ПАЛАМЕД

ПАЛАМЕД - в греч. миф. сын Навплия и Климены. Ему припысыв. изобретение (или упорядочение) алфавита, введение чисел, мер длины и веса, также счета времени по годам, месяцам и дням. Он научил людей наблюдать за движением небесных светил и определять по ним курс кораблей, а также распределять ежедневный прием пищи на три раза. П. ввел трехступенч. деление войска; чтобы скрасить воинам однообразие лагерной жизни, также изобрел игру в шашки и кости. Во время похода против Трои П. оказывает грекам важные услуги, неск. раз спасая их от голода. Однако это не помешало им поверить Одиссею, оклеветавш. его (некогда П. разоблачил Одиссея, к-рый, чтобы не участвовать в войне, прикинулся сумасшедшим). По приказу Одиссея в палатке П. было зарыто золото, а затем с помощью пленного троянца подброшено подложное письмо, якобы адресов. Приамом П., из текста к-рого выясняется, что П. готов за большую сумму предать греков. Когда в палатке П. обнаруживают золото, его обвиняют в измене и побивают камнями.

ПАЛАНКИН

ПАЛАНКИН - носилки в форме кресла или ложа. Заимствован из стран Востока. В Греции стал известен лишь в 4 в. до н.э., в Риме - в 1 в. до н.э. Первонач. П. пользовались женщины и больные. В Рим. империи стал предметом роскоши (драгоц. украшения, носильщики одинаковой внешности, одинаково одетые).

ПАЛАТИН

ПАЛАТИН - один из холмов, на к-рых возник Др. Рим. Имеет две вершины - Палатин и Гермал. Был заселен с нач. железного века; сохран. остатки стен т.н. «Квадратного Рима» (8 в. до н.э.), воздвигнутых, по преданию, Ромулом. На П. находились храмы Юпитера Виктора (построен в 295 до н.э.), Юпитера Статора (294 до н.э.), Виктории (294 до н.э.) и др., а таже в эпоху республики - дома богатых патрициев. В императорскую эпоху П. превратился в грандиоз. ансамбль императ. дворцов (т.н. Палаций Августа, дворцы Тиберия, Флавиев и Септимия Севера). В ср. века П. служил каменоломней.

ПАЛАЧ

ПАЛАЧ - в полисе не было спец. рабов, выполнявших функции П. Исполнит. орган, ведавший этим (Совет одиннадцати), состоял из уважаемых граждан. В Риме имелись ликторы и П. Первые наказывали свободных граждан розгами и отсеч. головы. Вторые секли рабов и казнили их посредством распятия. Как правило, смертная казнь не была публич. и приводилась в исполнение непосредств. в тюрьме.

ПАЛЕМОН

ПАЛЕМОН - превращ. в мор. божество Меликерт, сын Атаманта и Ино.

ПАЛЕС

ПАЛЕС - в рим. миф. пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохран. посвящения П. и как жен., и как муж. божеству, но чаще выступает как божество жен. рода. Видимо, в процессе синойкизма общин П. слилась с почитавшейся на Палатине Палатуей, имевшей своего фламина. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь П. - палилии или парилии (21 апреля), поэтому одни считали П. тайной покровит. Рима, др. причисляли ее к пенатам Рима. Ее отожд. также с Матерью-землей, Вестой, Венерой. В палилии богине приносили мед и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла, разжигали из серы и разных трав костры, между к-рыми проводили для очищения стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили П. защитить людей, скот, собак, снять с пастухов и животных скверну, навлечен. невольной провинностью против сел. святилищ, рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от вредных фавнов и нимф. Заканчивался обряд веселым пиром. П. с эпитетом Матута («утренняя» или «дающая созревание») консул М. Атилий Регул посвятил во время 1-й Пунической войны (264 - 341 до н.э.) храм. Палилии впослед., в период империи, справлялись и как день рожд. Рима; в связи с культом богини Ромы приобрели особое значение.

ПАЛЕСТИНА

ПАЛЕСТИНА - страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т.е. Мертвым м., к-рая получила назв. по филистимлянам, пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н.э. и принадлежавшим к т.н. народам моря. Назв. «П.» встреч. уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехрист. времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н.э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. назыв. лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. сюда пришли зап.-семит. степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое кол-во малых гор.-госуд., среди них - Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоев. земли» др.-евр. племенами, переживавш. процесс перехода к оседлости, к-рый ок. 1100 до н.э. был завершен (согл. традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по им. Израиль). Ок. 1200 до н.э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к госуд. Давид из колена Иуды (ок. 1010 - 971 до н.э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971 - 932 до н.э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н.э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н.э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н.э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению».

Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н.э. - принадлежала госуд. Александра Македонского, с 320 до н.э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н.э. - Селевкидов. В 166 до н.э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавл. восстания в 160 до н.э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верхов. владычеству. В 63 до н.э. Помпей присоед. госуд. Хасмонеев к Рим. республике. Попытка покор. народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66 - 70).

При Веспасиане и Тите, к-рый стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После пораж. восстания Бар-Кохбы (132 - 135) имп. Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 - к Арабскому халифату.

ПАЛЕСТРА

ПАЛЕСТРА - школа физич. воспитания для мальчиков 13 - 15 лет в Др. Афинах. В программу занятий в П. входили борьба, бег, прыжки, метания диска и копья, плавание, гимнастич. упражнения. Первонач. П. принадлежали частным лицам, позднее стали преимущественно гос. П. обеспечивались хорошими зданиями с гимнастич. залами и площадками, басс. для плавания и т.п.

ПАЛЕФАТ

ПАЛЕФАТ - псевдоавтор сохранивш. в извлечениях соч. 4 в. до н.э. «Невероятные истории». В этой популяр. книге он рационалистич. объясняет значение мифов.

ПАЛЕЦ

ПАЛЕЦ - ед. измерения длины, применявш. в ряде стран в древности. Наиболее известны в древ. системах мер следующие значения П.: в араб. системе П. (ассбаа) = 2 см; в вавилонской - П. (урбан) = 1,765 см; в егип. (времен фараонов) - П. (зеб) = 2,18 см; в греч. - П. (дактилос) олимпийский = 1,928 см; в инд. - П. (ангула) = 1,896 см; в рим. системе П. (дигитус) = 1,85 см. Во всех системах, кроме инд. - П. = 1/16 основной ед. измерения длины - фута, в инд. - П. = 1/24 основной ед. измерения длины - хаота.

ПАЛЕЯ

ПАЛЕЯ - книга, излагающая события, описан. в Ветхом завете, с вставками из апокрифов. Известны два вида П. - Ист. и Толковая. Первая составлена была в Византии не ранее кон. 9 в. Тогда же, по-видимому на Руси, возникла Толковая П., отличит. особенностью к-рой явл. ее полемич. направленность против еврейской и отчасти магометан. религий. Толковая П., кроме библ. книг и апокрифов, использовала и др. соч., в частн., Шестоднев Иоанна, экзарха болгарского, и «Топографию» Косьмы Индикоплова.

ПАЛИ

ПАЛИ - древнейший из ср.-инд. яз. Диалекты П. явл. разговорным языком населения Сев. Индии приблизит. с сер. 1-го тыс. до н.э. по первые столетия н.э. Лит. обработку П. получил ок. 5 - 4 вв. до н.э., в основу лит. нормы лег диалект Магадхи. С проникновением буддизма на Цейлон (ок. 3 в. до н.э.), в Бирму, Сиам и Кхмер (ок. 11 в. н.э.) П. становится лит. и церк. языком этих стран. Важнейшие памятники на П.: надписи Ашоки (3 в. до н.э.), «Типитака» («Три корзины», свящ. канон юж. буддизма, закреплен письменно ок. 1 в. до н.э. на Цейлоне), «Дипаванса» («История острова», ок. 4 - 5 вв. н.э.). «Махаванса» («Великая хроника», ок. 5 в. н.э. - история Цейлона).

ПАЛИКИ

ПАЛИКИ - в греч. миф. демонич. существа хтонич. типа. По преданию, П. - это два близнеца родом из Сицилии, родивш. от Гефеста и Этны. Имя П. (греч. «опять», «вновь») указывает на их возвращение на землю после пребывания в ее недрах (где Талия скрывалась от гнева Геры). Очевидна связь П. с вулканич. деятельностью Этны. Страбон сообщает, что у озера П. горячая вода вырывается из кратера с огромной силой и возвращается туда же. П. обладают губител. функциями, наказывая клятвопреступников, помогают несправедливо обиженным.

ПАЛИМПСЕСТ

ПАЛИМПСЕСТ - вновь написан. рукопись после смывания (на папирусе) или соскаблив. (на пергаменте) прежнего текста, что делалось преим. из-за недостатка писчего материала.

ПАЛИНОДИЯ

ПАЛИНОДИЯ - в др.-греч. поэзии стихотворение, в к-ром автор отрекается от сказан. им в прежних стихо-творениях.

ПАЛИНУР

ПАЛИНУР - в рим. миф. спутник и кормчий Энея, эпоним мыса Палинур в Юж. Италии.

ПАЛИСАДЫ

ПАЛИСАДЫ - римляне использовали П. прежде всего в воен. практике. В бедных лесом обл. солдаты должны были носить с собой, кроме своего обычного снаряжения, до семи жердей для частокола.

ПАЛЛАДА

ПАЛЛАДА - дева, прозвище Афины.

ПАЛЛАДИЙ

ПАЛЛАДИЙ - 1. Рутилий Тавр Эмилиан - рим. писатель, живший, вероятно, в 1-й пол. 5 в., написал работу о с. х-ве в 14 кн., где он в простой наглядной форме представил последовательно, месяц за месяцем, работы, производимые в х-ве. 15-я книга, где речь шла об улучшении пород деревьев, написана элегич. дистихом. Труд, в к-ром П. соед. работы более ранних авторов (Колумеллы, Гаргилия Марциала) с собств. опытом, был популярен в ср. века.

2. древ. изображ. вооруж. богини Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от к-рой зависит его судьба и обороноспособность. В Афинах П. хранился в сокровищнице акрополя, в недоступном стороннему глазу и труднодоступном месте. Особо знаменит П. Трои, поскольку он якобы упал с неба или считался небесным по происхожд.

Перед завоев. Трои его украли Диомед и Одиссей. Мн. греч. города хвастались, что обладают им. По рим. преданию Эней привез П. с собой в Италию, где он должен был находится в храме Весты.

ПАЛЛАНТ

ПАЛЛАНТ - Паллас - в греч. миф.:

1. Сын титана Крия и Эврибии, брат Астрея и Перса. От брака П. с океанидой Стикс родились Нике («Победа»), Сила, Мощь и Зависть.

2. Гигант, убитый Афиной в гигантомахии, с к-рого она содрала кожу и прикрывалась ею, как щитом.

3. Младший сын афинск. царя Пандиона, брат Эгея и дядя Тесея, уби-тый им.

ПАЛЛАНТИДЫ

ПАЛЛАНТИДЫ - в греч. миф. пятьдесят сыновей Палланта, внуки Пандиона, двоюродные братья Тесея. П. оспаривали власть Эгея, считая его приемным сыном Пандиона, и не признали Тесея, когда тот явился неожиданно из Трезена, чтобы получить власть после смерти Эгея. В борьбе с Тесеем П. были побеждены и перебиты. После убийства П. Тесей и Федра получили очищение в Трезене.

ПАЛЛЕНА

ПАЛЛЕНА - новогреч. Кассандра, самый зап. из трех пальцевидных п-вов Халкидики. Соединен с ней узким перешейком, выступая за пределы материка. На перешейке находился известный и разруш. в 356 до н.э. Филиппом II г. Потидея, на месте к-рого в 315 до н.э. диадох Кассандр основал назв. его им. Кассандрею, отсюда пошло новогреч. назв.

ПАЛЛИАТА

ПАЛЛИАТА - наз. др.-рим. т.н. «комедии плаща», играя в к-рой актеры выступали в греч. одежде. Римляне противопоставляли П. т.н. «комедию тоги» - тогату.

ПАЛЛИЙ

ПАЛЛИЙ - рим. муж. верх. одежда, соотв. греч. гиматию, сделанная из льна, шерсти или шелка; носилась дома и на улице, преим. римлянами, приверж. греч. культуре.

ПАЛЬМИРА

ПАЛЬМИРА - в древ. город на терр. Сев.-Вост. Сирии, крупный центр караван. торговли и ремесла. Древнейшие упомин. относятся к 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. (каппадокийские таблички и документы из Мари). В кон. 2-го тыс. до н.э. П. была разрушена ассирийцами, в 10 в. до н.э. - восстановл. израильским царем Соломоном. Наибольшего расцвета достигла в 1 - 3 вв. н.э., когда купцы П. поддерживали связь с Юж. Месопотамией, Скифией, Ср. Азией, Юж. Аравией. Входя в состав рим. провинции Сирии, П. пользовалась автономией, представляя собой олигархич. республику. В 60-х гг. 3 в. (при Оденате) стала фактич. независимой. Жена и преемница Одената царица Зиновия (Зубайдат) (266 - 272) овладела всей Передней Азией и Египтом, но в 272 ее войска были разбиты рим. имп. Аврелианом, а в 273 П. (после подавл. антирим. восстания) была разрушена римлянами.

ПАЛЮДАМЕНТ

ПАЛЮДАМЕНТ - верх. одежда рим. офицеров и военач., в особенности императора, соотв. греч. хламиде. Делалась из шерсти или льна, окрашивалась в осн. пурпуром.

ПАМФИЛИЯ

ПАМФИЛИЯ - в древности обл. на юге М. Азии, между Ликией и Киликией. По традиции, была заселена выходцами из Греции, предводит. Амфилохом и Мопсосом (по преданию, некогда именов. Мопсопией). В 6 - 5 вв. до н.э. находилась под перс. владычеством, во 2-й пол. 4 в. была завоев. Александром Македонским. В 3 - 2 вв. входила в состав госуд.: сначала Птолемеев, потом Селевкидов, затем Пергамского царства, вместе с к-рым после 133 до н.э. перешла к Риму. В 43 н.э. при имп. Клавдии из Ликии и П. была образована одна рим. провинция. П. явл. обл. развитого с. х-ва.

ПАН

ПАН - в греч. миф. божество стад, лесов и полей. П. - сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он родился в Аркадии; Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросш. волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т.е. «понравивш. всем»). Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П. - миксантропичен: он козлоног, с козли-ными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он по-лон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник, из к-рого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображ. в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценивш. Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричин., т.н. панич., страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. П. особенно почитался в Аркадии, где была свящ. гора П. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов, он упомин. вместе с Зевсом и Аполлоном. В антич. философии П. представлялся как божество, все объед. Раннее христианство причисляло П. к бесовск. миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В рим. миф. П. соотв. Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов). Первонач. П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его гл. атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греч. вазописи встречаются изображ. бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца.

ПАНАКЕЯ

ПАНАКЕЯ - Панацея - в греч. миф. персониф. исцеления. Дочь Асклепия, ее братья - знаменитые врачи, исцеляющие героев Троянской войны - Махаон и Подалирий, ее сестры - Гигея («здоровье») и Иасо («лечение»). В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей к-рого была посвящена П., Иасо, Гигее и Афине Пеонии («целительнице»).

ПАНАФИНЕИ

ПАНАФИНЕИ - древ. аттич. праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. П. при Тесее (по преданию) становится общеаттич. (всеафинским) праздником. В программу П. со времени Писистрата (6 в. до н.э.) входили состязания певцов-рапсодов, муз., гимнастич., конные состязания. Гл. обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение, надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины - стал с 6 в. до н.э. совершаться раз в 4 го-да - «Великие П.», в отличие от ежегодных «Малых П.» Победители П. награждались венками из «свящ.» оливы и амфорами с маслом.

ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ

ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ - изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфо-ры особого типа со стереотипной росписью (А: Афина, В: изображ. состязаний). Панафинейские амфоры, наполн. маслом, до 2 в. до н.э. выдавались победителям на Панафинеях в кач-ве приза. Для датировки ценны сосуды, снабж. именами архонтов в промежутке от 373 до 312 до н.э. Наиболее древ. из сохранивш. экземпляров - бургундская ваза 566 или 562 до н.э., с к-рой связан фрагмент наградной амфоры из Галле.

ПАНГЕЙСКИЕ РУДНИКИ

ПАНГЕЙСКИЕ РУДНИКИ - в древности богатые золотом и серебром рудники в юго-зап. Фракии (на терр. совр. Греции). Разрабатывались фракийцами с древнейших времен. По сообщению Геродота, фасосцы, овладевшие большей частью П. р., в нач. 5 в. до н.э. получали ок. 80 талантов дохода в год. С 437 до н.э. принадлежали Афинам, в 358 - 357 до н.э. были завоеваны Филиппом II, получавшим от П. р. до 1000 талантов годового дохода. С 168 до н.э. П. р. владели римляне.

ПАНДАВЫ

ПАНДАВЫ - миф. герои др.-инд. эпич. поэмы «Махабхарата». Согл. поэме, П. - пять сыновей царя госуд. Хастинапура Панду из рода Бхарата (Юдхиштира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева) - вступили в жестокую борьбу за престол со своими двоюрод. братьями Кауравами. Проведя долгие годы в изгнании, П. получили половину царства и построили столицу г. Индрапрастха (совр. Дели). Соперничество с Кауравами привело к сраж. на поле Курукшетра, в к-ром сражавш. армии были полностью истреблены. Уцелевшие П. стали отшельниками и после смерти были взяты богами на небо. История П. представляет собой осн. сюжет «Махабхараты».

ПАНДАР

ПАНДАР - в греч. миф. союзник троянцев, предводитель ополчения из Зелии на р. Эсеп. П. выступает как искусный стрелок из лука; побуждаемый Афиной, он ранит Менелая и этим нарушает договор о перемирии, заключ. перед поединком Менелая с Парисом. В др. раз П. стреляет в Диомеда, к-рый благодаря вмешательству Афины отделывается легкой раной и вскоре убивает П. ударом копья в лицо. По происхожд. П. явл. ликийским героем, имевшим культ отца П. - Ликаона, героя - эпонима Пинаре; в «Илиаде» воспоминание об этом сохраняется в имени отца П. - Ликаона, героя-эпонима Ликии, и в близости П. к Аполлону - «славному ликийскому лучнику».

ПАНДИОН

ПАНДИОН - в греч. миф.:

1. Сын афинского Эрихтония, отец Эрехфея, Бута, Филомелы и Прокны, к-рую он отдал в жены фракийцу Терею. Умер от горя после несчастий Прокны. При нем в Аттику прибыли Деметра и Дионис. После смерти П. царскую власть унаследовал Эрехфей, а жреч. сан Бут.

2. Правнук предыдущих, сын Кекропа, царь Аттики (при нем туда явился для очищения от убийства Орест). Изгнанный своими родичами, бежал в Мегару, где женился на царской дочери Пилии, от к-рой имел четырех сыновей (среди них Эгей и Паллант).

ПАНДИТ

ПАНДИТ - в Индии старинное почетное звание ученого брахмана, знающего санскрит и индус. канонич. лит-ру (Веды, Бхагавадгиту, Хариваншу, Бхагаватпурану и др.).

ПАНДОРА

ПАНДОРА - в греч. миф. первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. Зевс, разгнев. тем, что Прометей похитил для людей огонь у богов, решил отомстить людям и приказал создать женщину. Гефест слепил ее, смешав землю с водой, Афина одела ее в серебр. платье и увенчала золотым венцом. П. должна была по замыслу Зевса принести людям соблазны и несчастья. П. соблазнила недалекого Эпиметея - брата Прометея, к-рый уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Когда П. открыла сосуд, вручен. ей богами, в к-рый были заключены все людские пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, потому что П. захлопнула крышку; так люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь. Дочь П. и Эпиметея - Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами и по воле богов пережили потоп.

ПАНДРОСА

ПАНДРОСА - в греч. миф. одна из трех дочерей Кекропа и Аглавры. П. и ее сестрам Афина дала на хранение ларец с младенцем Эрихтонием, к-рый они открыли из любопытства, за что были ввергнуты Афиной в безумие. Имя П. «всевлажная», указывает на ее древ. растит. прошлое и связь с хтонич. Афиной.

ПАНДУ

ПАНДУ - герой др.-инд. эпоса «Махабхарата», сын мудреца Вьясы и вдовы царя Вичитравирьи Амбалики. Мать П. побледнела от ужаса при приближении безобразного Вьясы, и поэтому ее сын от Вьясы имел от рожд. необычно бледную кожу.

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК - в Др. Греции надгробное слово, в к-ром превозносились заслуги умершего гос. или обществ. деятеля.

ПАНЕН

ПАНЕН - греч. художник 5 в. до н.э., соратник Фидия, современник Микона и Полигнота. Среди созданных с его участием работ - изображ. битвы при Марафоне для Стои Пойкиле в Афинах и культовое изображ. Зевса в Олимпии.

ПАНЕЦИЙ

ПАНЕЦИЙ - Панэций (ок. 185 - 110 до н.э.) - др.-греч. философ-стоик, уроженец г. Родоса, долгое время живший в Риме и распростр. учение стоич. школы в аристократич. кругах рим. общества. Учение П. носило эклектич. хар-р и представляло собой соед. философии стоицизма с философией Платона и Аристотеля.

ПАНИ

ПАНИ - в др.-инд. миф. в единств. числе имя одного из вождей демонов; во множ. числе назв. группы демонов или демонского племени, врагов Индры.

ПАНИАСИС

ПАНИАСИС - эпич. поэт из Галикарнаса, погиб в борьбе против тирана Лигдамида ок. 460 до н.э., дядя Геродота; написал среди прочего эпос «Гераклея», от к-рого сохран. лишь нек-рые фрагменты.

ПАНИНИ

ПАНИНИ (ок. 4 в. до н.э.) - выдающ. грамматик Др. Индии. Труд П. - «Аштадхьяи» («Восемь разделов грамматич. правил») - дает в форме кратко сформулиров. св. 4000 правил: подробное описание фонетики, морфологии, словообразования и синтаксиса др.-инд. языков - санскрита и (частично) ведич. языка.

ПАНКРАТИОН

ПАНКРАТИОН - вид спорт. борьбы, включ. в олимпийскую программу многоборья в 648 до н.э., вероятно до этого времени неизвестный. Это соед. кулачного боя и спорт. борьбы как в стойке, так и на земле. Разрешались удары кулаком, ногой, коленом, локтями, захваты, сжатия, выкручив. суставов. Запрещено было кусаться и царапаться. Не было ни весовой категории (только разделение по возрастным группам), ни времен. ограничения. Исход борьбы должны были решать неспособность продолжать ее или добровольная сдача. П. выделился в самостоят. вид спорта, т.к. явно отличался и от кулач. боя, и от спорт. борьбы.

ПАННОНИЯ

ПАННОНИЯ - рим. провинция в басс. ср. теч. Дуная и его правых притоков Дравы и Савы, населен. иллирийскими и кельтскими племенами. Образована в 9 до н.э. в результате завоев. имп. Августа. Первонач. входила в состав провинции Иллирик (Ниж. Иллирик), в нач. 1 в. н.э. была выделена в самостоят. провинцию. Племена П. вели упорную борьбу с Римом и неоднократно восставали против рим. господства (наиболее крупное восстание в 6 - 9 н.э.).

ПАНТА РЕЙ

ПАНТА РЕЙ - основополагающее диалектич. положение (приписыв. Гераклиту, но, возможно, появивш. позже), согл. к-рому ничто не остается в покое, но все, подобно реке, находится в постоянном движении.

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ - философ. учение, согл. к-рому бог и природа объед. или тожд. Элементы П. можно проследить в др.-кит. и особенно др.-инд. философиях. В др.-греч. философии принципы П. были сформулир. Ксенофаном (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории обществ. мысли, хар-ризуя религ.-политеист. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков.

ПАНТЕОН

ПАНТЕОН - в Риме храм, посвящ. божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревш. П. Агриппы. П. - колоссал. купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри П. был богато декорирован, украшен мраморной облицовкой и статуями богов (в центре статуя Юпитера). П. явл. выражением наивысшего расцвета инженерно-архитектурного иск-ва Др. Рима. С 7 в. П. - христ. церковь и нац. мавзолей.

ПАНТИКАПЕЙ

ПАНТИКАПЕЙ - антич. город в Вост. Крыму (совр. г. Керчь). Осн. в 1-й пол. 6 в. до н.э. выходцами из Милета. Возможно, ранее здесь находилась ионийская торг. станция (эмпорий). Назв. города, вероятно, восходит к иран. корням - «рыбный путь», что могло обозначать изобилующий рыбой Керченский пролив, на берегу к-рого был основан город. П. быстро превратился в крупный город, опередив др. греч. поселения в этом р-не. Уже во 2-й пол. 6 в. до н.э. П. стал чеканить свою серебряную монету (а с 4 в. до н.э. золотую и медную).

В 1-й пол. 5 в. до н.э. вокруг П. объед. греч. города, располож. на обоих берегах Керченского пролива (Боспора Киммерийского), образовавших Боспорское госуд. П. становится его столицей и гл. торговым, ремесленным и культурным центром. В пору расцвета П. занимал ок. 100 га. Еще в 6 в. до н.э. он был обнесен оборонит. стеной. Город располагался на склонах и у подножья скалистой горы (совр. гора Митридат). На вершине находился акрополь с храмами и обществ. зда-ниями. Склоны горы были опоясаны искусств. земляными террасами, на к-рых строились дома, проходили улицы, соед. между собой переулками-лестницами. Террасы поддерживались кам. подпорными стенами. Город имел хорошую гавань. После бурных политич. событий кон. 2 - 1 вв. до н.э. (восстание Савмака, взятие города Диофантом, войны Митридата VI), а также сильного землетрясения в 60-х гг.

П. был полуразрушен и восстановлен в 1 в. н.э. В сер. 3 в. П. и весь Боспор становятся базой для пиратских набегов готов, боранов, карпов, герулов и др. варваров на побережье Черного и Средиземного мм. В кон. 4 в. П. был разрушен гуннами, сохран. лишь небольшой городок, существовавший и в последующее время.

ПАНТОКРАТОР

ПАНТОКРАТОР - прозвище (греч. вседержитель) различ. божеств, позже особенно бога иудеев и христиан, со времен греч. патристики - Христа. В иск-ве Христос П. - излюбл. тема визант. и отмеч. визант. влиянием мозаик и фресок. Особенно часто он изображ. в цент. куполе храма.

ПАНТОМИМ

ПАНТОМИМ - вид танцевально-мимич. представления, обычно на миф. сюжет, в Др. Греции и Риме. Наибольшую популярность П. приобрел в Риме во времена империи (1 - 5 вв.), когда, наряду с мимом, П. занял господствующее положение на рим. сцене. Само слово «П.» вошло в широкое употребление в Италии при Августе (27 до н.э. - 14 н.э.). П. в Риме исполнялся одним актером (также носившим назв. «П.»), к-рый, меняя костюм и маску, последоват. изображал всех персонажей. Содержание П. излагалось хором, выступавшим в сопровожд. духовых и ударных инструментов. Исполнителями П. были в основном мужчины; в 3 - 4 вв. в этом жанре начали выступать и жен-щины.

ПАНЦИРЬ

ПАНЦИРЬ - у греков и римлян защитное приспособл. для туловища из холста, кожи или металла, часто дополн. плечевыми ремнями и накладками. Металлич. П. бывали из звеньев цепи, чешуйчатые и из проволоч. сетки. Значительны в худож. отношении статуи с П., особенно рим. императоров, напр., статуя Августа из Примапорта.

ПАНЧАЛА

ПАНЧАЛА - союз пяти индо-арийских племен в Др. Индии, игравший значит. политич. роль. Ок. 8 - 7 вв. до н.э. панчалы были объед. с племенем куру и образовали раннекласс. госуд. Куру-Панчала. П. упоминается в разл. памятниках. П. занимал обл. совр. Рохилкханда и части Джамна-Гангского Двуречья. Страна панчалов делилась р. Ганг на обл. Сев. и Юж. Панчала. Столицей Сев. Панчалы был г. Ахиччхатра, Юж. - Кампилья (совр. Кампил).

ПАНЧАТАНТРА

ПАНЧАТАНТРА - знаменитый сборник инд. сказок, басен, притч и изречений, сложивш. в Индии в первых веках н.э. «П.» состоит из пяти частей («Разъединение друзей», «Приобретение друзей», «Война ворон и сов», «Утрата приобретенного» и «Безрассудные поступки»), обрамлен. повестью о мудреце Вишну-шармане, к-рый якобы написал «П.» в назидание сыновьям царя.

ПАНЬ-ГУ

ПАНЬ-ГУ - в др.-кит. миф. первопредок, первый человек на земле. Мифы о П.-г. зафиксированы письменно только в 3 в. н.э.

ПАНЬТАО

ПАНЬТАО - Линтао - в кит. миф. персик, дарующий бессмертие.

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ - периодически (по циклам) устраиваемые общие Олимпийские, Пифийские, Истмий-ские и Немейские игры. Победитель, к-рый в один из таких циклов в каком-то виде соревнов. победил во всех 4 играх, получал титул «периодоник». Назв. «П. и.», особенно с эллинистич. времени, переносилось на многочисл. мелкие регионал. игры.

ПАНЭЦИЙ

ПАНЭЦИЙ (ок. 180 - 100 до н.э.) - эллинистич. философ, принадлежащий к одному из выдающ. родов Линда, основатель Средней Стои. После обучения в Афинах его деятельность проходила в Риме, потом в Афинах, где он был с 129 до н.э. главой стоич. школы. П. ввел стоицизм в аристократич. круги Рима (дружба со Сципионом Младшим и Гаем Лелием); там он научился считать пользу осн. этич. принципом. Т. о. он смягчил этич. ригоризм Др. Стои и задумывался более о рекомендациях, чем о запрещениях. Целью жизни П. считал исполнение того, к чему склоняет здравый рассудок.

Для обычных людей это стремление жить согл. своему естеству. П. видел в человеке составную часть космоса (в этом он предшественник Посидония). Вопреки воззрениям Др. Стои и под влиянием Аристотеля он считал мир вечным, а души смертными. От работ П. сохран. лишь фрагменты.

ПАП

ПАП - царь Армении (368 - 374), боровш. за независимость Армении от Ирана и Рима. Воцарившись при помощи Рима, П. разгромил иран. войска (Дзиравская битва 371) и стал независимым от Ирана. П. провел церк. и воен. реформы, подчинив церковь госуд., конфисковав часть церк. земель и раздав эти земли царским воинам. Арм. церковь стала независимой от Рима, и ее глава с тех пор носит титул католикоса. Недовольные царем феодалы с помощью римлян организовали заговор и убили П.

ПАПИЙ МУТИЛ

ПАПИЙ МУТИЛ (ум. 88 до н.э.) - вождь юж. объед. италийских племен (самниты, луканы и др.), восставших против Рима. Войска, возгл. П. М., в 90 до н.э. нанесли в Самнии пораж. рим. армии консула Луция Юлия Цезаря. П. М. удалось овладеть почти всей Кампанией, города к-рой (Нола, Салерн и др.) перешли на сторону восставших. Однако после того как сев. объед. италийских племен (пиценов, марсов и др.) было разгромлено римлянами, рим. полководец Сулла, сменивший на юге Луция Цезаря в 89 до н.э., разбил самнитов. П. М. был ранен в сражении. Сулла, овладев Кампанией и Самнием, в 88 до н.э. жесто-ко подавил восстание италиков. П. М. покончил жизнь самоуб.

ПАПИНИАН

ПАПИНИАН - Эмилий (ок. 150 - 212) - рим. юрист. Префект претория при имп. Септимии Севере. Автор ряда юридич. соч. («Исследований», «Ответов» и др.), 595 фрагментов (извлечений) из к-рых вошли в состав Дигест Юстиниана. П. был убит по приказу имп. Каракаллы за отказ оправдать братоубийство (убийство императором своего брата Геты).

ПАПИРИЙ КАРБОН

ПАПИРИЙ КАРБОН - 1. Гай (ум. 119 до н.э.) - рим. политич. деятель, оратор. Нар. трибун в 131, консул в 120. Объявил себя сторонником агр. законопроекта Тиберия Гракха (входил со 130 в агр. комиссию). Провел закон о тайном голосовании в законодат. комициях. Впослед. П. К. перешел на сторону противников реформ Гая Гракха, получив этой ценой консульство.

2. Гней (ум. 82 до н.э.) - рим. политич. деятель, полководец, оратор. Консул в 85, 84 и 82. Участвовал в Союзнической войне 90 - 88 до н.э. В 87 вместе с Марием и Корнелием Цинной возгл. захвативших Рим противников Корнелия Суллы. После смерти Мария в 86 и гибели Цинны в 84 руководил подготовкой к войне с Суллой. В 82, когда Сулла овладел уже Италией, П. К. бежал, но был захвачен Гнеем Помпеем и казнен в Сицилии.

ПАПИРУС

ПАПИРУС - папирусы - древ. рукописи на изготовл. из папируса писчем материале. Приготовлялся этот материал в Египте следующим образом: два слоя тонких полосок, получен. путем расщепления сердцевины стебля папируса и располож. в одном слое горизонтально, в др. - вертикально, спрессовывали в виде листа; высушен. листы склеивали в полосы и затем свертывали в свитки, достигавшие иногда значит. длины свитка (приблизит. 45 м). Писали на П. черной и красной красками (позднее - чернилами) при помощи тонкой тростниковой палочки или тростников. калама.

ПАПП

ПАПП - др.-греч. математик 2-й пол. 3 в. н.э. Автор труда «Математическое собрание» в 8 кн., из к-рых дошли до нас последние шесть.

Предыдущая страница Следующая страница