Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХО"-"ХЭХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХО"-"ХЭХ")

ХО БУ

ХО БУ - в поздней кит. даосской миф. одна из небесных управ, в к-рой служат все божества огня (Хо-шэнь). Главой этой управы считается Ло Сюань, имеющий титул Ходэ синцзюань («государь звезды Огня», т.е. по европ. терминологии, - планеты Марс). Его помощниками выступают 5 божеств: Чжу Чжао, Гао Чжэнь, Фан Гуй, Ван Цзяо и Лю Хуань.

ХОЛЬДА

ХОЛЬДА - фрау Холле, Перхта, Берта - в герм. низшей миф. рождествен. персонаж. Старуха-ведьма, проносящ. в новогодние ночи по небу во главе дикой охоты или, напротив, добрая женщина в белых одеяниях, разносящая подарки хорошим людям и наказывающая плохих, особенно нерадивых прях.

ХОНСУ

ХОНСУ - в егип. миф. бог луны, сын Амона и Мут. Имел также функции бога времени и его счета. Центром культа Х. были Фивы, где (в Карнаке) находился его гл. храм. Изображ. юношей с сердцем и диском луны на голове, иногда - как бог-ребенок с пальцем у рта и «локоном молодости» (к-рый мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия; в этом случае часто смешивался с Гор-па-хердом). Отожд. с Тотом (Хонсу-Тот), Яхом (Хонсу-Ях), Себеком. Как эпитет к его имени часто присоед. имя бога луны Неферхотепа.

ХОР

ХОР - в Др. Греции и Риме группа исполнителей, выступавшая в трагедии и комедии. Уже у Гомера упомин. хоровое исполнение песен, сопровождавш. часто плясками. Дальнейшая эволюция Х. была связана с появл. торжеств. хоровой лирики. Из хоровых песен в честь Диониса возникла драма, поэтому в ней первонач. гл. роль принадлежала Х. В трагедии Х. состоял из 12 - 15, в комедии из 24 участников (хоревтов). В 5 и 4 вв. до н.э. в Афинах организация и материал. обеспечение Х. возлаг. в виде обществ. повинности на хорега, позднее осуществлялись за счет госуд. Выступления Х., разделен. на два полухория, имели хар-р состязаний. С кон. 4 в. до н.э. Х. перестал участвовать в театрал. представлениях, сохранив свое значение лишь в быту (на праздниках). Большой роскошью отличались выступл. Х. при дворах эллинистич. властителей. В Риме уже в древности крестьяне на праздниках пели хором фесценнины. В рим. театре Х. не играл такой важной роли, как у греков. Но получивший здесь распростр. с кон. 1 в. до н.э. пантомим исполнялся с пышным муз. и хоровым сопровождением.

ХОРА

ХОРА - назв. различ. поселений, преим. крупных, располож. на нек-ром удалении от мор. побережья деревень; в Др. Египте назв. терр. в целом, за исключ. городской терр., прежде всего столицы госуд. Александрии.

ХОРАСАН

ХОРАСАН - Хварасан - с 3 в. ист. обл., включавшая сев.-вост. часть совр. Ирана, Мервский оазис, оазисы Ю. совр. Туркменистана, сев. и сев.-зап. части совр. Афганистана. Важнейшие города Х. - Мешхед, Нишапур, Мерв, Балх, Герат, Тус, Серахс, Абиверд, Ниса, Себзевар. Назв. Х. (Хварасан) известно со времени Сасанидов. В сер. 7 в. он был завоеван арабами. После распада Араб. халифата Х. в 9 - 14 вв. последоват. входил в состав госуд. Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, Газневидов, Сельджукидов, Хорезмшахов, Хулагуидов, Куртов (частично). Между 8 и нач. 13 вв. Х. - одна из наиболее экономич. развитых обл. Бл. и Ср. Востока; он был поставщиком в соседние страны с.-х. продукции, фруктов, шелка-сырца, шерсти, мехов; в Х. добывались серебро, свинец, медная и жел. руды, золото, сера, купорос, мышьяк, мрамор, малахит и пр.; он славился произ-вом разл. тканей.

ХОРЕВТ

ХОРЕВТ - в Др. Греции участник хора, явл. иногда не только певцом, но и танцором.

ХОРЕГ

ХОРЕГ - в Афинах (Др. Греция) граждан. исполнявший почетную обществ. обязанность (хорегию), связанную с покрытием издержек по организации хора для драматич. или лирич. состязания: с приобретением костюмов, предо-ставл. помещения для репетиций, выплатой вознаграждения хоревтам и учителю и т.п. Ввиду значит. расходов по хорегии Х. могли быть только богатые граждане. Каждый драматург, принимавший участие в состязании, получал Х. по жребию от архонта, причем состязание происходило не только между драматургами, первыми актерами, но и между Х.; победители Х. удостаивались почетной награды.

ХОРЕЗМ

ХОРЕЗМ - древ. госуд. в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о Х. встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте (мн. исследователи, кроме того, отожд. с Х. авестийскую Арьянам-вайчах - первую зороастрийскую страну). Полагают, что в 7 - 6 вв. до н.э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам возгл. конфедерацию племен, населявших почти всю Ср. Азию и часть Вост. Ирана. В сер. 6 в. до н.э., вероятно, при Кире II, Х. вошел в состав Ахеменидов госуд. На рубеже 6 и 5 вв. до н.э. о «г. Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые свидет. древ.-греч. автор Гекатей Милетский.

Согл. Геродоту, Х. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав ХVI сотрапии госуд. Ахеминидов. Анализ соч. Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404 - 358) Х. становится отдельной сатрапией. Ко времени вост. похода Александра Македонского Х. уже независим: весной 328 до н.э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман или Фратаферн. В 1-х вв. н.э. Х. находился в зависимости от Кушанского царства. Бируни сообщает о воцарении в Х. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и стр-ве цидатели-резиденции в г. Кят (близ совр. г. Бируни). В 712 Х. завоевали арабы. Сев. Х. Ургенч, правитель к-рого Мамун Ибн Мухаммед в 995 объед. Х. При нем и его преемнике Мамуне II Ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х.; в это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 - сельджуки.

ХОРЕЗМИ

ХОРЕЗМИ - Мухаммед бен-Муса - выдающ. узбекский математик и астроном 9 в. Родом из Хивы. Автор арифметич. трактата, к-рый в 12 в. был переведен с араб. на лат. язык и по к-рому в Европе познакомились с инд. пози-ционной системой счисления.

ХОРРЕУМ

ХОРРЕУМ - склад или амбар для различ. товаров, особенно для зерна, часто оборудов. вентиляцией, а также имеющий емкости для хранения, полки, перегородки. Х. имелись при дворцах, святилищах, лавках, рынках, военных лагерях, городах. Лучше всего сохран. многочисл. Х. в Остии (для зерна, поступавшего в Рим).

ХОРСАБАД

ХОРСАБАД - Дур-Шаррукин - древ. город в Ассирии, в 50 км к С. от Мосула (Ирак). Построен в кач-ве столицы по приказу царя Саргона II в 711 - 707 до н.э. После смерти Саргона (705) потерял значение и в 7 в. пришел в за-пустение.

ХО-СИН

ХО-СИН - в поздней кит. нар. миф. один из духов огня, обожествл. планета Марс. Обычно изображ. в храмах и на нар. лубочных картинках в виде свирепого трехглазого антропоморфного существа с красным лицом и шестью руками, в каждой руке Х.-с. держит оружие (меч., алебарду и т.п.). Др. лицо Х.-с., помещенное на затылке, красивое и благодушное.

ХОСРОВ

ХОСРОВ - имя царей Армении Великой из династии Аршакидов армянских:

1. Х. I (217 - 238) вел активную борьбу против экспансии сасанидского Ирана, за что был прозван «Великим». При нем в Армении начали складываться феод. отношения.

2. Х. II правил в 276 и в 282 - 287, в 278 низложен Сасанидами; в 282 восстановлен на армян. престоле рим. имп. Карром, но в 287 убит подосл. сасанидским наемником. После смерти Х. II Арменией Великой правил его сын Тиридат III, назначенный рим. имп. Диоклетианом.

3. Х. III (332 - 338), прозванный за малый рост «Котаком» (Коротким), вел упорную борьбу за централизацию гос. власти, против сепаратизма феодалов. Вместе с рим. имп. Константином Великим участвовал в войнах против Сасанидов. Известен широкой строит. деятельностью. Свою резиденцию он перенес из г. Арташата в выросший к С. от него г. Двин.

ХОСРОФ

ХОСРОФ - Хусрав, Хосрой - цари из династии Сасанидов в Иране:

1. Х. I Ануширван (букв. - с бессмертной душой) (ум. 579) - царь с 531. Правл. Х. I было периодом наибольшего могущества Сасанидского госуд. В кон. правл. своего отца Кавада I активно участвовал в подавл. маздакитского движения. На гос. службу принимались представители обедневших родов, что вело к созданию служилой знати, целиком зависевшей, в отличие от старой аристократии, от царя. Х. I завершил начатые Кавадом реформы, отразившие процесс феодализации Ирана, в частн., формирование новой знати и изменения в положении крестьянства. Налоговая реформа Х. I (введение фиксиров. позем. налога (хараг) и подушной подати (гезит) способств. стабильности гос. доходов. При Х. I было создано регулярное войско, получавшее жалованье из казны и составившее ядро армии. Была осуществлена перестройка аппарата гражд. управления, ограничившая функции правителей обл., подчинившая их главам 4 воен. округов; вел ряд войн с Византией. Ок. 570 у союзной с Византией Эфиопии был захвачен Йемен; на В. в 60-х гг. были разгромлены эфталиты.

2. Х. II Парвиз (букв. - победитель) (ум. 628) - царь с 591. Сын Хормизда IV, свергнутого в 590 во время мятежа части знати во главе с Бахрамом Чубином. Был провозглашен царем др. группировкой знати. Опасаясь Бахрама, бежал в Византию и с помощью визант. и армян. войск в 591 разбил Бахрама и утвердился на троне. В нач. 7 в. присоед. к Ирану вост. и юж. провинции Визант. империи. Х. II оказывал покровит. поэтам, музыкантам, ученым. В 20-е гг. 7 в. Византия в союзе с хазарами и тюрками организовала сопротивл. Х. II; после похода имп. Ираклия на Ктесифон Х. II был свергнут и убит знатью.

ХОУ

ХОУ - титул высших аристократов в Китае (эквивалентен европ. «маркиз»). В эпоху Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.) Х. называли представителей владетельной знати, правителей царств и уделов. Сочетание чжухоу, т.е. «все хоу», обозначало совокупность всех правителей царств и княжеств чжоуского Китая. По табели о рангах из 5 иерархич. знатных титулов периода Чжоу Х. занимал 2-е место после титула гун (эквивалентен европ. «герцог»). С династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) в Китае титул Х. по традиции носили высшие сановники, родственники императора. Однако права наследств. передачи титула они уже не имели.

ХОУ ЛЯН

ХОУ ЛЯН - Поздняя Лян -

1. Династия и госуд. на Ю. Китая в период Юж. и Сев. династий (4 - 6 вв.). Существовали с 555 по 587. Основаны Сяо Ча, внуком У-ди, одного из имп. династии Лян (502 - 557). Столица - Цзянлин. В 587 разгромл. династией Суй.

2. Династия и госуд. на С. Китая в период У дай. Существовали с 907 по 923. Основаны Чжу Вэнем (Чжу Цюань-чжуном), низложившим в 907 последнего имп. династии Тан-Айди. Столицей сначала был Кайфын, с 909 - Лоян. Госуд. Х. Л. постоянно вело войны с тюркским племенем шато, под ударами к-рого пало в 923.

ХОУ ТАН

ХОУ ТАН - Поздняя Тан - вторая императ. династия в Китае (923 - 937) периода «пяти династий». Основана военач. Ли Цунь-сюем, свергнувшим династию Хоу-Лян. Х. Т. распростр. власть на Сев. и Цент. Китай. Ее столицей был г. Лоян. Была уничтожена цзедуши Ши Цзин-таном, к-рый вступил в сговор с киданями, оказавшими ему помощь в борьбе за власть.

ХОУ-ТУ

ХОУ-ТУ - в кит. миф. божество земли. Первые упомин. о Х.-т. имеются в «Книге исторических преданий» (древнейшие части 14 - 11 вв. до н.э.). Х.-т. считался правнуком бога солнца Янь-ди. В нек-рых текстах он - сын Гун-гина по имени Канхуэй.

ХОУ ХАНЬ

ХОУ ХАНЬ - Поздняя Хань - четвертая кит. династия (947 - 950) периода «пяти династий».

ХОУ ХАНЬ ШУ

ХОУ ХАНЬ ШУ - «История Поздней Ханьской династии»; одна из кит. династийных историй, охватывающая период Поздней (Вост.) Хань (25 - 220). Состоит из 3 разделов: «императорские анналы», «описания» и «биографии» - всего 120 глав. Осн. составитель «Х. Х. ш.» - ученый Фань Е (398 - 445). В 6 в. историк Лю Чжао добавил к труду Фань Е 30 глав «описаний», использовав гл. обр. соч. цзиньского Сыма Бяо «Сюй Хань шу» («Продолжение истории династии Хань»). С 11 в. труды Фань Е и Сыма Бяо печатаются вместе и сопровожд. комментариями танского Ли Сяня к главам Фань Е и Лю Чжао к главам Сыма Бяо.

ХОУ ЦЗИ

ХОУ ЦЗИ - прозвище легенд. родонач. племени Чжоу, к-рое в 11 в. до н.э. покорило первое в истории Китая госуд. Инь и дало назв. новому др.-кит. госуд. Согл. миф. традиции, зафиксиров. Сыма Цянем в «Исторических записках», его звали Ци и жил он на терр. совр. пров. Шэньси. Поверья приписывают Х. ц. божеств. происхождение: мать зачала его, якобы наступив на след Верховного владыки. По легендам, он первым начал сеять злаки, научил людей возделывать их и изготовлять простейшие с.-х. орудия. Издревле почитался в Китае как один из богов - покровит. земледелия.

ХОУ-ЦЗИ

ХОУ-ЦЗИ - в др.-кит. миф. культурный герой, божеств. прародитель чжоуского племени.

ХОУ-ЦЗИНЬ

ХОУ-ЦЗИНЬ - третья кит. династия (936 - 947) периода «пяти династий».

ХО-ШЭНЬ

ХО-ШЭНЬ - в кит. миф. назв. божеств огня: Чжу-жуна, Хуэй-лу, Ю-гуана и др. (напр., Сань-лана, сына бога горы Тайшань, к-рый повелевает огнем).

ХРАМ

ХРАМ - первонач. огранич., принес. в дар божеству участок земли, позже возвед. на этом участке архитект. постройка. Сначала в Х. хранились только культовые изображ., потом, особенно это хар-рно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для др. произв. иск-ва. Но Х. не рассматр., как это было принято в христ. церквах, как место собрания верующих. Ранние Х. строились из глины и дерева, а начиная с 7 - 6 вв. до н.э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появл. каменные Х. Строились они по типу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуман. архитект. формой. Наряду с простыми Х. дорич. ордера в 6 в. до н.э. строятся величеств. Х. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), к-рые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах стр-ва (напр., Х. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские Х., к-рые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитект. оформлении рим. Х. позднего периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим.

Х. из мрамора впервые стали появл. во времена Рим. империи как архитект. творения в высшей степени репрезентативного хар-ра и явл. воплощением власти господствующего класса. Со временем все богаче становится декоративный орнамент Х. (напр., Х. в Гелиополе). На многоступенч. цоколе (крепидома) возводился наос (собственно Х.), внутри к-рого находилась целла (внутр. помещение с изображ. божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавш. между двумя стенными торцами (антами), к-рые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой Х. получил назв. «Х. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогич. расстановкой колонн, то такой Х. назывался «Х. в двойных антах». Х. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль», а Х. с колоннами по торцам - «амфипростиль». Колоннада вокруг наоса - перистасис - создавала своеобразный коридор между собой и Х., такая постройка называлась периптер.

Диптером назывался Х., окруж. двумя рядами колонн, а Х. с настенными колоннами получ. назв. «псевдодиптер». Поставл. на стилобат колонны внеш. строения поддерживают балочное перекрытие. Дерев. двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на к-рых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображ. на миф. темы.

ХРЕЙДМАР

ХРЕЙДМАР - в сканд. миф. хозяин двора, у к-рого заночевали боги Один, Хенир и Локи, «могущественный человек, изрядно сведущий в колдовстве» («Младшая Эдда»); отец Отра, Регина и Фафнира, получивший выкуп от Локи.

ХРЕМАТИСТЫ

ХРЕМАТИСТЫ - греч. царские судьи в Египте времен Птолемеев. Суд. коллегии, к-рые состояли из З Х. и возгл. исагогом, направлявш. в З в. до н.э. из Александрии в провинциал. сел. местности (хору), начиная со 2 в. до н.э. превратились в постоянные местные суды, разбиравшие гражд. дела.

ХРЕМОНИДОВА ВОЙНА

ХРЕМОНИДОВА ВОЙНА (267 - 261 до н.э.) - война между Македонией и находивш. под ее властью греч. полисами (Афинами, Спартой, и др. бывшими чл. Пелопоннесского союза, Эпиром), поддерж. Египтом. Назв. получила от имени одного из ее инициаторов - афинянина Хремонида. Окончилась пораж. греч. городов: макед. царь Антигон II Гонат овладел Коринфом, воспрепятствовав соед. афин. и спарт. войск, разбил спартанцев у Истма, осадил Афины (263/262), вынудил афинян после длит. сопротивления к капитуляции, ввел гарнизоны в Пирей и в сам город, подчинил афинян макед. наместнику. Егип. флот, посланный на помощь грекам, ограничился патрулиров. побережья Саронического зал. и не высадил десанта. Хремонид бежал в Египет, антимакед. союз распался, господство Македонии над Грецией укрепилось.

ХРИЗОСТОМ

ХРИЗОСТОМ - традиц. прозвище Диона из Прусы и Иоанна Х. На рус. яз. Х. переводится как «златоуст».

ХРИНИКИ

ХРИНИКИ - наиболее распростр. тип произв. ср.-век. историографии. В ср. века в Зап. Европе назв. «Х.» утвердилось за ист. соч., к-рые, в отличие от анналов, представляющих собой краткий перечень событий, объед. только по хронологич. принципу, содержат более подробное и систематизиров. изложение событий. Для многих Х. хар-рно стремление их авторов осмыслить весь ход событий (в свете той или иной религ., политич., этнич. или др. тенденции).

ХРИС

ХРИС - в греч. миф.:

1. Жрец - эпоним храма Аполлона Сминфейского в Хрисе и Юго-Зап. Фригии. Когда Агамемнон отказался выдать Х. его дочь Хрисеиду, захвач. ахейцами в плен, Х. взмолился о мести к Апполлону, и бог наслал на греч. войско моровую язву, к-рую он прекратил также по просьбе Х., как только Агамемнон вернул Х. дочь. В ист. время в Хрисе находился храм Аполлона со статуей работы Скопаса.

2. Внук Х. сын Агамемнона и Хрисеиды, к-рая выдавала его за сына Аполлона. Во время бегства Ореста и Ифигении из Тавриды Х.-старший, у к-рого они искали прибежища, хотел выдать беглецов преследовавшему их царю тавров Фоанту, но, узнав от дочери, что Х. - брат Ореста и Ифигении по отцу, помог им спастись. Сюжет был обработан в не дошедшей трагедии Софокла «Х.».

ХРИСАОР

ХРИСАОР - в греч. миф. сын Посейдона и горгоны Медузы, появивш. на свет, когда горгону обезглавил Персей. Х. и океанида Каллиория - родители чудовищного трехголового Гериона.

ХРИСАРГИР

ХРИСАРГИР - в Византии денеж. подать со свободного неземлевлад. населения, введенная в 314 имп. Константином I. Взималась один раз в 4 - 5 лет. Явл. важнейшим источ. денеж. поступлений в имп. казну. От уплаты Х. были освобождены клирики, врачи и нек-рые др. категории населения. Был отменен в 498 имп. Анастасием.

ХРИСЕЙДА

ХРИСЕЙДА - в греч. легендах дочь Хриса, жреца храма Аполлона. Во время Троянской войны захвачена в плен; в кач-ве рабыни досталась Агамемнону. Благодаря мору, посланному на греков Аполлоном, отец Х. сумел добиться ее выдачи.

ХРИСИПП

ХРИСИПП - в греч. миф. сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный Х. наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род. По др. версии, Х. убили его сводные братья Атрей и Фиест, к-рых подговорила к этому их мать Гипподамия, боявшаяся, что Х. как старший сын Пелопа лишит наследства ее сыновей. За убийство Х. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста.

ХРИСОВУЛ

ХРИСОВУЛ - тип визант. императ. грамот. Х. отличался от др. вида грамот (от т.н. простагма) большей торжест-венностью оформления (прежде всего наличием полной датировки - с указанием года «от сотворения мира»). Неск. слов вписывалось пурпурными чернилами. Х. подписывались собственноручно императорами, скреплялись золотой печатью на шелковом шнуре. Древнейший Х., сохран. в оригинале, - т.н. императорское послание из Сен-Дени (ок. 840). В форме Х. публиковались законы, гос. договоры с иностр. державами, важнейшие жалованные грамоты. Х. сохран. по преимуществу в копиях. Они явл. важнейшими источниками по внутр. и внешнеполитич. истории Византии.

ХРИСОХИР

ХРИСОХИР (ум. 872) - вождь (архонт) павликиан с 863 (после смерти архонта Карвеаса), возгл. общину в Тефрике. Войска Х., успешно действовавшие против визант. имп. Василия I, доходили до Никеи, Никомедии и Эфеса. В 870 Х. не согласился заключить мир на условиях, предлагавш. визант. императором (направившим в Тефрику в 869 - 870 посольство во главе с Петром Сицилийским), требуя отказа Византии от притязаний на М. Азию. В 872 в битве у Вафириака (к С.-З. от Себастии) войска Х. были разбиты визант. армией, а сам он погиб. Вскоре Тефрика была занята византийцами. Захват Тефрики и смерть Х. знаменовали разгром движения павликиан. Возможно, образ Х. отразился в визант. эпосе о Дигенисе Акрите (где он изображен под именем Хрисохерпа или Хрисоверга) и курдском эпосе (Златорукий или Однорукий хан).

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА - изготовл. статуй и статуэток (большей частью культового хар-ра) на дерев. основе, причем видимые части тела выполнены в слоновой кости, а платье, волосы и т.п. - в золоте. К знаменитейшим творениям античности в Х. т. относят статую Зевса работы Фидия в храме Зевса в Олимпии и Афину Парфенос того же автора в Парфеноне на Акрополе в Афинах.

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Х. возникло во 2-й пол. 1 в. н.э. в вост. провинциях Рим. империи. Х. сложилось преим. на основе иуд. радикальных сект, течений - зелотов, ессеев (соц. отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кумранские находки) и др. Они явились промежуточ. звеньями между иудаизмом и ранним Х. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились в М. Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине).

ХРИСТОФОР

ХРИСТОФОР - в христ. преданиях мученик, пострадавший ок. 250 в Ликии при имп. Деции.

ХРИСТОФОР МИТИЛЕНСКИЙ

ХРИСТОФОР МИТИЛЕНСКИЙ (ок. 1000 - ок. 1050) - визант. поэт. Принадлежал к столич. знати; был императ. секретарем, судьей в феме Пафлагония. В стихотворениях давал интересные зарисовки совр. ему быта, едкой сатирой обличал произвол чиновничества. Х. М. - первый визант. писатель, стремивш. к индивидуализации образов, непосредств. предшественник Михаила Пселла.

ХРОНОГРАФ

ХРОНОГРАФ - ср.-век. ист. сочинения в Византии, Болгарии, Сербии и России. Первые Х. были составлены в Византии на основании библ. книг, соч. антич. авторов и местных историков, произв. отцов церкви. Визант. Х. большей частью - краткие летописи с сильной религ. окраской; изложение в них велось по годам. Обычно в Х. излагалась история Иудеи, Греции, Рима и Византии, т.е. христ. мира.

ХРУНГНИР

ХРУНГНИР - в сканд. миф. один из великанов - противников богов асов. У Х. - каменные сердце и голова, ему служит глиняный великан Меккуркальви. Х. соревнуется в конной скачке с богом Одином, угрожает убить асов и увести богинь Фрейю и Сив, но гибнет в поединке с Тором.

ХТОНИЧЕСКИЕ БОГИ

ХТОНИЧЕСКИЕ БОГИ - божества земли и подзем. мира; по представл. греков, благодаря им осуществлялось развитие растений, они принимали покойных в своем царстве. К ним принадлежали Аид, Плутон, Гея, Деметра, Кора, Геката, Дионис, Гермес (как проводники душ в подзем. царство). Принято было приносить в жертву этим богам животных черной масти. В нар. верованиях Х. б. играли значит. роль.

ХУАНДИ

ХУАНДИ - персонаж др.-кит. мифов и ист. преданий. В мифах Х. предстает как высший правитель в царстве богов, гл. верхов. владыка, правитель вселенной. С сер. 1-го тыс. до н.э. выступает и как земной правитель далекой древности. Х. приписывается множество изобретений: повозок, лодок, котлов для варки пищи и др. Древ. традиция рассматривает Х. как родонач. кит. народа.

ХУАН ЧАО

ХУАН ЧАО (ум. 884) - вождь крест. восстания 874 - 884 в Китае. Выходец из семьи богатого солеторговца в Юаньгоу (совр. пров. Шаньдун). Подняв восстание на Ю. Шаньдуна, присоед. с неск. тыс. своих сторонников к повстанч. силам, действовавшим под руковод. Ван Сянь-чжи в пров. Хэбэй и Шаньдун. До 878 руководил восстанием, охватившим междуречье Хуанхэ и Янцзы, совместно с Ван Сянь-чжи. После гибели последнего в 878 руковод. восстанием целиком перешло к Х. Ч. В 878 - 879 Х. Ч. совершил знаменитый поход на Ю., в 879 занял г. Гуанчжоу. Осенью того же года направился на С. и в янв. 881 взял столицу империи Тан - г. Чанъань, где провозгласил себя имп. госуд. Великое Ци. Однако объед. силы кит. феодалов, призвавшие на помощь иноземцев - племя шато, сумели нанести пораж. Х. Ч. В 883 он вынужден был оставить Чанъань, а летом 884 покончил жизнь самоуб.

ХУАШАНЬ

ХУАШАНЬ - в кит. миф. одна из пяти свящ. гор, где, по преданию, миф. государь Шунь, объезжая свои владения, приносил жертвы небу. Реальная гора Х. (находится в провинции Шэньси) у даосов была местом отправления культов чадоподательниц: Сун-цзы няннян, или Шэ-ся юаньцзюнь и др., а также бодхисатвы Гуань-инь.

ХУБАЛ

ХУБАЛ - в др.-араб. преданиях бог мекканского племени курайш (из к-рого происходил Мухаммед), очевидно, бог-предок и покровитель курайшитов, бог небес или луны. Х. - гл. божество мекканской каабы. Там помещалось его изображ. в облике человека - каменная статуя с золотой правой рукой. В кач-ве гл. божества Мекки Х., по-видимому, отожд. с Аллахом. Примечат., что в Коране отсутствуют к.-л. упомин. о Х. или борьбе с его культом. Мусульм. традиция (согл. к-рой культ Х. был воспринят в Мекке из госуд. Моав) не сообщает и о разрушении статуи Х. Хубал почитался также самудскими арабами в госуд. Набатея и Пальмира.

ХУД

ХУД - в мусульм. религии пророк Х. был послан Аллахом наставить на праведный путь народ ад, из к-рого он сам происходил. Согл. Корану, отвергнувшие увещевания Х. адиты были уничтожены, остались лишь те, кто последовал за ним.

ХУМ

ХУМ - большой глиняный сосуд для хранения воды и продовольств. запасов; широко распростр. в быту населения Ср. Азии с 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. и до наших дней. Представляет собой высокий (до 1,5 м), суживающ. сосуд с горлом или без него. В верх. части Х. обычно орнаментированы росписью, прочерч. узором или налепами.

ХУМБАБА

ХУМБАБА - Хувава - в шумеро-аккад. миф. и эпосе чудовище, страж кедрового леса (в горах Ливана), приставл. богом Энлилем. В шумерском сказании о Гильгамеше и Х. («Гильгамеш и гора бессмертных») и в аккадском эпосе о Гильгамеше герои с помощью волшебства убивают Х., за что Энкиду (по аккадской версии) несет наказание: разгнев. боги посылают ему болезнь и смерть. В шумерском сказании Х. называет «гору Хуррум» своим отцом и матерью (не исключено, что назв. горы, как и имя самого Х., связано с воспомин. о первых знакомствах вавилонян с хурритами в кон. 3-го тыс. до н.э.). Представлялся в виде многоногого и многорукого существа, а также окруженным магич. лучами сияния. Кроме того, как дух дерева мог мыслиться в виде дерева (в шумерском сказании спутники Гильгамеша рубят деревья и одноврем. сучья-руки самого Х.).

ХУМПАН

ХУМПАН - в эламской миф. (с сер. 2-го тыс. до н.э.) верхов. божество, «повелитель неба». Супруг богини Киририши, отец бога Хутрана. Стоял во главе пантеона и после захвата Элама персами (6 в.). Вавилоняне отожд. Х. с Мардуком.

ХУН

ХУН - династия правителей (первые Каундинья) госуд. Фунань в 1 - нач. 3 вв. По традиции, династия Х. возник-ла после женитьбы инд. брахмана Каундинья (Хунь-дянь) на Лю-е, побежд. им в бою предводит-це туземного племени (по др. версии - на дочери царя змей - наг Соме). Источ. (записки кит. путешественников) сообщают, что Каундинья первым ввел у кхмеров одежду. Последний из Х. Пан-Пан добровольно уступил престол своему полководцу Фан Ши Ману. Все сведения о периоде Х. носят легенд. хар-р.

ХУННУ

ХУННУ - тюркоязыч. кочевой народ, сложивш. в Цент. Азии в нач. 1-го тыс. до н.э. из монглоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Сев. Китая (ди). В кон. 3 в. до н.э. Х. (осн. терр. их расселения в то время составляли Цент. Монголия и степное Забайкалье), объед. полководцем Модэ, разбили дун-ху, юечжей, покорили Гяньгуней (кыргызов), усуней, а затем вторглись в Китай, заставив имп. Лю Бана выплачивать дань. В 1 в. до н.э. среди Х. возникли распри, вследствие чего все покоренные племена отпали от них и шанъюй (глава племенного союза Х.) Хуханье стал номинал. вассалом Китая (51 до н.э.).

Ослабление Китая в нач. 1 в. н.э. позволило Х. вернуть независимость, но уже в 48 восемь хуннских родов снова попали под власть Китая; они положили начало Юж. Х. Сев. Х. были разбиты в 87 - 93 коалицией китайцев, сяньби и динлинов, но и после 93 часть их еще кочевала в степях Монголии. Др. часть Сев. Х. отступила на З., где смешавшись с аборигенами, положила начало новому народу известному в Европе под именем гуннов. Еще одна часть Сев. Х. осела в Семиречье и Тарбагатае под назв. Юебань. Их держава была разрушена телесскими племенами в кон. 5 в. Остатки ср.-азиат. Х. - племена чуюе, чуми, чумугунь и чубань в 6 в. подчинились тюркам Зап. каганата. Самостоят. ист. судьбу имело племя шато - ветвь чуюе и чуми. Юж. Х., пополнившись в нач. 3 в. своими сев. соплеменниками, в 304 восстали и основали империю Лю-хань (304 - 318), распавш. на Старшее Чжао и Младшее Чжао. Младшее Чжао покорило в 329 Старшее Чжао и весь Сев. Китай, но в 350 полководец Жань Минь, усыновл. хуннским царем китаец, захватил власть и приказал перебить всех Х. в царстве Младшее Чжао. Уцелели только Х., обитавшие в Ордосе и предгорьях Наньшаня (совр. пров. Ганьсу). Ордосский хунн Хэлян Бобо основал царство Ся (401 - 431), наньшанский вождь Мэн-Сунь - кн-во Бэй Лян (397 - 439). Оба эти госуд. были уничтожены народом табгач (тоба). Остатки Х. отступили в Турфан, где держались до 460, когда их перебили жужане. Культура Х. имела сходст-во со скифо-сарматской. Соц. строй эволюционировал от родового до воен. демократии. Х. в Азии, в отличие от гуннов в Европе, считались наиболее культурными среди пр. кочевых племен.

ХУНЬ

ХУНЬ - в кит. миф. представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа Х. связана с силами ян, а душа по с инь. Душа Х. управляет духом человека, а по - его телом. Предполагали, что после смерти человека Х. улетает на небо, а по уходит в землю или рассеивается. В древ. соч. есть сведения о массовых весенних обрядах призывания душ Х. и по, т.к. верили, что их объед. дает жизнь и соотв. плодородие, в чем можно увидеть представления, сходные с идеей слияния инь и янь.

ХУНЬТУНЬ

ХУНЬТУНЬ - Хуньдунь -

1. В др.-кит. миф. первоздан. хаос, для к-рого хар-рен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца.

2. Некое живое существо с признаками первоздан. нерасчленности. В книге «Чжуан-цзы» (4 в. до н.э.) говорится, что Х. - это бог середины, у к-рого часто встречались бог Юж. м. Шу и бог Сев. м. Ху.

ХУПШУ

ХУПШУ - соц. группа населения в Сирии 2-го тыс. до н.э. и Ассирии 1-го тыс. до н.э. Вероятно, относились к низшим слоям свободного населения; были обязаны служить в войске («воины Х.») в кач-ве пехотинцев и во вспомогат. войсках, получая за это от царя землю в условное владение.

ХУРРАМИТЫ

ХУРРАМИТЫ - хуррамдины - участники возникшего в начальный период правл. Аббасидов антихалифатского движения, приверженцы ряда сект в Иране, Азербайджане, Ср. Азии. Придерживались маздакизма; признавали две великие духовные силы, символизировавшие свет и мрак - добро и зло; верили в непрерывное воплощение божества в людях и в переселение душ из человека в человека. Проповедовали активную борьбу с несправедливым обществ. строем в Халифате и с исламом, выступали за соц. равенство. Общины Х. управл. «пророками», разрешавш. вопросы правового порядка, и «посланниками» или «ангелами» (фиришта), к-рые вели пропаганду, обучали членов общин.

Х. участвовали в восстании Абу Муслима и почитали его как воплощение бога. Первые выступления Х. относятся к 755 (Сумбада-мага восстание); назв. «Х.» появл. неск. позднее.

Под знаменем учения Х. проходили «Краснознаменных» восстание 778/779, Муканны восстание 70-80-х гг. 8 в. Крупнейшим восстанием Х. было Бабека восстание в Азербайджане в 9 в.

ХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - источ. изучения Х. м. - хурритские лит. соч., дошедшие в хеттских переложениях, ритуал. тексты из Богазкейского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в Х. м. получили космо - и теогонич. мифы, в значит. степени восходящие к месопотамским (в них действуют шумеро-аккад. по происхожд. божества Ану, Алалу, Эа, Никкаль, Тапкина и др., сохранены представления о первонач. единстве мира, предшест-вовавшем отделению неба от земли, о смене поколений богов и т.д.). Мир делился на три сферы: небо, населенное богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в к-ром обитают божества старшего поколения («боги низа» или минувшие, древ. боги). Х. м. не знала ед. пантеона.

Более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источ. из Богазкея («анатолийский», или «малоазийский») и хурритских списках богов из Угарита («зап.-семитский»), менее - из Митанни и Нузи (населенная хурритами обл. в басс. р. Диала). При их сопоставл. выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубадиг, Кужух, Шимиге, Шавушка. Тешуб и, возможно, Шимиге имеют точные соотв. в ураратской миф.: Тейшеба и Шивини. Верхов. божество «анатолийского» пантеона - бог грозы Тешуб (соотв. шумеро-аккадскому Ададу, зап.-семит. Балу). Его спутники - быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествл. горы Намни (хуррит.; возможно, соотв. антич. Аманус в Сирии) и Хаззи (хуррит.; зап.-семит. Цапану, библ. Цафон, антич. Касиус, совр. Джебель аль-Акра). Далее следует «отец богов» Кумарби, бог подзем. вод и мудрости Эа, бог солнца Шимиге, бог луны Кужух, воинств. боги Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа (соотв. зап.-семит. божеству огня Рашапу), многочисл. анатолийские по происхожд. боги-защитники. Во главе жен. божеств стоит Хебат, супруга Кумарби (отжд. с зап.-семит. Дагоном) - богиня Шалуш (Шалаш) Пидинская, супруга Эа (как и в Аккаде) - Тапкина, Кужуха - Никкаль (в Аккаде - Нингаль, супруга бога луны Нанна), Шимиге - Айа (в Аккаде - супруга бога солнца Шамаша). Шавушка (выступающая иногда и как муж. божество) - хурритская ипостась вавилоно-ассир. Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, в мифах наиболее активно действующий жен. персонаж. Ее окружают богини Ниннатта, Кулитта и, возможно, Ишхара. Богини судьбы - Худены - Худеллуры. Алани (букв. «госпожа») - богиня преисподней (соотв. шумеро-аккад. Эрешкигаль). Адамма, по-видимому, идентична госпоже г. Кархемиша богине плодородия Кубабе. Среди богов подзем. царства выделяются Энлиль, Абаду, отец и мать Ишхары, Нара, Намшара, Минки, Амунки, Амизаду, Алалу. «Западносемитский» пантеон, включая большинство перечисл. богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархич. последовательность), значит. место в нем занимали локальные зап.-семит. элементы. В пантеон Митанни, правящая династия к-рого была, по-видимому, арийской по происхожд., входили не встречающ. более нигде в Передней Азии др.-инд. божества Митра, Индра, Насатьи, возможно, Варуна.

Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпич. соч. о Кумарби. В первом из них («О царствов. на небесах») повествуется о смене трех поколений богов. В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану прислуживал ему. По истеч. девяти лет правл. Алалу Агу изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстает против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рожд. трех грозных богов: Тешуба, его помощника Ташмишу и р. Аранзах (хурритское назв. Тигра). Услышав это, Кумарби выплевывает сперму Ану (но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рожд. из головы Кумарби Тешуба и двух др. богов (не называвш. Ану). Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнут. Кумарби). По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в к-ром говорится, что Тешуб возжелал убить Кумбари. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царем Эа. (Тешуб в итоге все же низвергает Кумарби и занимает небесный престол). Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковрем. царствовании на небесах бога-хранителя, к-рый побеждает Тешуба и (с согласия Эа - в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол. Однако, недовольный его правл., Эа смещает бога-хранителя. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит ему увечья, и тот признает власть Тешуба. В «Песни об Улликумме» Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утрач. власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порожд. каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить свящ. город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора. По поручению, к-рое дал Кумбари, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури - гиганта, поддерживающ. вселенную. Улликумме растет не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу. Встревож. Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправл. на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет. Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно: Кумарби предусмотрит. (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила др. чудовище - Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа резаком, принадлежащим богам низа (к-рым в минувшие времена земля была отделена от неба), удается отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы. В хеттской передаче дошел также миф о рожд. Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удается справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами. Трудно судить входит ли этот миф в цикл о Кумарби или явл. самостоят. произв.

ХУРРИТЫ

ХУРРИТЫ - древ. племена, родств. по языку урартам. Известны с 3-го тыс. до н.э. в Сев. Месопотамии и по левым притокам Тигра, во 2-м тыс. до н.э. также на всем протяжении верх. и ср. теч. Евфрата, в Сирии - западнее Евфрата, в горах Тавра, местами в Палестине и др. р-нах. С наибольшей вероятностью Х. связывают с культурой куро-араксского энеолита (она же - культура Хирбет-Керак в Сирии и Палестине). Центром распростр. Х. предположит. было Закавказье. В Сирии и Месопотамии Х. жили вперемешку с семитами. В 16 - 13 вв. до н.э. Х. создали в Сев. Месопотамии госуд. Митанни и оказали сильное влияние на Хеттское царство. Ассир. источ. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э. наз. Х. субарейцами. В 1-м тыс. до н.э. Х. жили разорванным ареалом по зап., юж. и вост. окраинам Армянского нагорья. Материалом для изучения языка Х. служат надпись хурритского жреца (?) Тишари из Уркиша (3-е тыс. до н.э.), религ. тексты из Мари (Абу-кемаль), аккадско-хурритская билингва (двуязычные тексты) и фрагменты шумерско-хурритского словаря из Угарита (Рас-Шамры), религ.-лит. тексты из Хаттусаса (Богазскея), найденное в архиве Тель-Амарны письмо Тушратты (царь Митанни) егип. фараону Аменхотепу III, имена собственные и термины Х. в шумерских, аккадских, эламских и др. текстах (2-е тыс. до н.э.).

В кач-ве системы письма Х. использовали разные виды клинописи.

ХУСЕЙН

ХУСЕЙН (ум. 680) - второй сын халифа Али и Фатимы, дочери Мухаммеда; почитается шиитами как один из шиитских имамов. Пытался оспаривать у халифа Йезида I права на халифат и захватить власть, но его вооруж. отряд был разбит в сраж. с халифским войском у г. Кербелы, сам Х. был убит 10 октября 680 (10 мухаррема 61 года хиджры). К предполагаемому месту захоронения Х. в Кербелу (Ирак) шииты совершают паломничество. В память трагич. гибели Х. в Иране в первые десять дней месяца мухаррема устраиваются траурные представления - теазие и шествия, к-рые нередко сопровождаются ритуал. самоистязаниями.

ХУСРАВА

ХУСРАВА - Хосрава, Кави Хосрава, Кай Хусроу - герой иран. эпоса, сын Сйаваршана, царь из династии Кейянидов. Судя по древ. фрагментам «Авесты», образ Х. индоиран. происхожд. Х. в них не называется Кейянидом, он просит у Ардвисуры Анахиты власть «над богами и людьми»; «оз. Хусравы» называется один из заливов мирового океана.

Эпитет Х. - «медведь (?) арийских стран». Возможно, образ Х. сохранился и в «Ригведе». В более поздних разделах «Авесты», как и в «Шахнаме», Х. одолел царя Турана злодея Франграсйана (Афрасиаба) и завершил историю старших Кейянидов. Гл. подвиг Х. - разрушение капищ на оз. Чайчаста (Урмии): если бы Х. этого не сделал, злой дух навеки возобладал бы в мире. Х. приписывалось основание храма Атур-Гушнасп - одного их трех гл. храмов огня в Др. Иране. Судьба Х. завершается его отречением от престола и удалением на таинств. гору, его верные богатыри погибают.

ХУФУ

ХУФУ - егип. имя фараона IV династии (27 в. до н.э.). Более известен под др.-греч. именем Хеопс.

ХУФХОР

ХУФХОР - Хирхуф, Херфуф - егип. номарх Элефантины времени правл. фараонов VI династии Меренра I и Пиопи II (23 в. до н.э., конец Др. царства). Сохранилось жизне-описание Х. на внеш. стороне скальной гробницы (расположена на вост. берегу Нила к С. от Элефантины, в к-ром повествуется о 4 походах Х. в Куш до 3-го порога (по Нилу и через оазисы Ливийской пустыни).

ХУ-ХАЙ

ХУ-ХАЙ - личное имя кит. имп. Эр Ши-хуанди (209 - 207 до н.э.).

ХУЦУРИ

ХУЦУРИ - древнейшее груз. («церковное») алфавитно-буквен. письмо. Время возникновения Х. точно не установлено; первые дошедшие до нас памятники восходят к 5 в. Не установлены и источ., на основе к-рых развилось Х.; наиболее вероятны влияния греч. письма и др.-иран. письменности (авестийской). В свою очередь, Х. могло оказать нек-рое воздействие на графику славян. глаголицы. Х. было сменено в 11 в. т.н. винским письмом - мхедрули.

ХЭ

ХЭ - сянь хэ, лин хэ - в кит. миф. птица, связанная, по древ. представл., со светлым началом ян. Х. питается субстанцией огня и металла, поэтому в 7 лет с Х. происходят «малые изменения», в 16 лет «большие», а в 160-летнем возрасте изменения завершаются, тело Х. становится белым и чистым, а крик Х. может быть услышан небом. Х. приписывается исключит. долголетие.

ХЭ-БО

ХЭ-БО - в др.-кит. миф. дух р.Хуанхэ, к-рого представляли в виде существа с человеч. лицом, но рыбьим туловищем (Чжан Хуа, «Бо у чжи» - «Описание всех вещей», 3 в.). Первые упоминания о Х.-б. - в текстах 4 в. до н.э. (Цюй Юань, «Чжуан-цзы»).

ХЭЙ-ДИ

ХЭЙ-ДИ - в др.-кит. миф. один из пяти небесных государей, владыка С. (наряду с владыками З. - Бай-ди, В. - Цин-ди, Ю. - Чи-ди, центра - Хуан-ди).

ХЭ-ХЭ

ХЭ-ХЭ - в кит. поздней даосской и нар. миф. бессмертные гении, божества, входящие в свиту бога монет Лю Хая.

Предыдущая страница Следующая страница