Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОР"-"ГЯУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОР"-"ГЯУ")

ГОР

ГОР - Хор - в егип. миф. божество, воплощ. в соколе. Г. изображ. в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ - солнеч. диск с распростерт. крыльями. Первонач. Г. почитался как хищный бог охоты, когтями впивающ. в добычу. В династич. период происходит слияние различ. соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Г.: Г. - сын Исиды (егип. Гор-са-Исет) и Г. Бехдетского. Г. Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющ. с силами мрака бог света, его глаза - луна и солнце. Г. - сын Исиды, действует прежде всего как мститель своего отца Осириса. И тот, и другой покровит. царской власти. Фараоны явл. «служителями Г.», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Г. охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Г. вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона. Ипостасями Г. явл. Гор-ахути, связанный с Ра - бог утреннего солнца, а также (с эпохи ХVIII ди-настии, 16 - 14 вв. до н.э.) бог горизонтов З. и В.; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упомин. Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденный Рат-тауи; Гор-пахерд и ряд др. С Г. отожд. также Амон (Амон-Ра-Гарахути), различ. соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Сопду, Хентихети и др.). Почитание Г. было распростр. также в Нубии. Геродот сравнивал Г. с Аполлоном.

ГОРА ДЕТИ

ГОРА ДЕТИ - в егип. миф. древнейшие божества - сыновья Гора: Амсет, Хапи, Кебексенуф, Дуамутеф. Судя по 17-й главе «Книги мертвых», они первонач. считались астральн. богами, спутниками созвездия «Бедра коровы» (Большой Медведицы) на Северном небе. В мистериях Осириса его гл. функцией была охрана Осириса, защита его от врагов (Сета и его свиты). Ту же роль эти боги выполняли по отношению к умершему человеку, к-рый назыв. «Осирисом имярек», поэтому во всей религ.-магич. лит-ре, связанной с погребальным ритуалом, имена Г. д. встреч. постоянно (в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов», «Книге мертвых» и др.). По представл. египтян, эти боги участвуют в бальзамировании умершего и хранят его внутренности в канопах, крышки к-рых изображают каждого из сыновей Гора. В канопе с головой павиана - Дуамутефа - хранится желудок, с головой шакала - Хапи - легкие, с головой сокола - Кебексенуфа - кишки, с головой человека - Амсет - печень. Каждый из богов счит. выражением сущности одной из душ человека: Амсет - ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф - сах (т.е. мумия), Хапи - сердце. Они состояли в свите Осириса, и счит., что Гор поставил их вокруг трона Осириса. В погребальной камере статуэтка Амсета ставилась у юж. стены, Хапи - у сев., Дуамутефа - у вост., Кебексенуфа - у зап.

ГОРАПОЛЛОН

ГОРАПОЛЛОН - егип. писатель 4 в., составивший на копт-ском яз. трактат «Иеороглифика» о др.-егип. иероглифах.

ГОРАЦИИ

ГОРАЦИИ - патрициан. род в Др. Риме. По преданию наиболее известны:

1. Три брата-близнеца Г., решившие спор о преобладании Рима над Альба-Лонгой победой в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями.

2. Публий Гораций Коклес (одноглазый), прославивш. при нападении этрусков на Рим (6 в. до н.э.) тем, что один сдерживал врагов до тех пор, пока мост через Тибр позади него не был разрушен.

ГОРАЦИЙ

ГОРАЦИЙ - Квинт Флакк (65 - 8 до н.э.) - рим. поэт. Род. в семье вольноотпущ., служил в армии Брута, был близок к Меценату и Августу. Творчество Г. разнообразно по жанрам и темам. В «Эподах» Г. призывает к граждан. миру, прославляет победу Августа над Антонием. В «Сатирах» ставит проблему индивидуал. счастья; в них много автобиографич., метких зарисовок быта и типов современников. В «Одах», помимо любовных и дружеских застольных мотивов, филос.-эпикурейских раздумий, содерж. восхваление политики принципата. В т.н. «Рим. одах» почитание Августа возводится в культ. 1-я кн. «Посланий» посвящена филос. размышлениям на этич. темы, во 2-й («Послание к Пизонам») Г. разрабатывает теоретико-лит. вопросы. Знач. наследия Г. не только в художеств. мастерстве, но и в отражении нравов и идейной борьбы в Риме кон. 1 в. до н.э.

ГОРГАН

ГОРГАН - Джурджан, Гиркания - древ. ист. обл. Ирана на юго-вост. побережье Каспийского м. С назв. Г. связано древ. назв. Каспийского м. - Гирканское, или Джурджанское.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (ок. 483 - 375 до н.э.) - др.-греч. софист, оратор, сторонник рабовлад. демократии и противник Сократа и Платона как идеологов рабовлад. аристократии. Сведения о Г. и его философских взглядах содержатся в соч. Платона (диалоги «Гиппий» и «Горгий»), Аристотеля («О Ксенофонте, Зеноне и Горгии») и Секста Эмпирика. Г. - автор трактата «О природе или о не сущем».

ГОРГИППИЯ

ГОРГИППИЯ - антич. город на вост. побережье Черно-го м., (совр. г. Анапа в Краснодарском крае). На месте существов. здесь поселения синдов (Синдская гавань) с появл. греч. колонистов (6 - 5 вв. до н.э.) возник г. Синд (Синдика); вошел в Боспорское госуд., видимо, в 1-й пол. 4 в. до н.э. и стал наз. Г., в честь Горгиппа - правителя города из династии Спартокидов. Г. была крупным торг.-ремесл. центром и важным опорным пунктом Боспора, управлялась царскими наместниками. В Г. были храмы Артемиды Эфесской, Посейдона и др. На рубеже 1 в. н.э. царь Савромат I перестроил и расширил Г. Во 2 - 3 вв. н.э. в Г. существовал большой религ. союз судовладельцев (навклеров). В это время Г. достигла значит. расцвета. В 4 в. пришла в упадок в связи с общим кризисом рабовлад. строя и распадом Боспорск. госуд.

ГОРГОНЫ

ГОРГОНЫ - в греч. миф. чудовищные порождения мор. божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Г. - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Г. обитают на крайнем З. у берегов р. Океан, рядом с граями и Гесперидами. Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращ. все жи-вое в камень. Персей обезглавил спящую Медузу Г., глядя в медный щит на ее отражение; из крови Медузы появ. крылатый Пегас - плод ее связи с Посейдоном.

ГОРДИАН

ГОРДИАН - в Др. Риме:

1. Г. I Марк Антоний (159 - 238) - император в 238. Из знатной и богатой сенатской семьи. В 238 назначен проконсулом пров. Африки, где крупные землевладельцы, подняв мятеж против Максимиана, провозгл. Г. и его сына (Гордиана II) императорами. Против них выступил наместник Нумидии Капелиан и разбил их войско. Г. II погиб в бою, его отец повесился, пробыв императором меньше месяца.

2. Г. III Марк Антоний (255 - 244) - император с 238, внук Г. I. После смерти последнего сенат провозгласил Г. III вместе с Пупиеном и Бальбином императором. Его соправит. были вскоре убиты. Г. III вызвал недовольство солдат и во время похода против Персии был убит префектом претория Филиппом.

ГОРДИЙ

ГОРДИЙ - в греч. миф. царь Фригии, отец Мидаса. Когда Г. был простым земледельцем, однажды во время пахоты орел сел на ярмо его быков. Это было истолковано как знамение, предвещающее Г. царскую власть. Вскоре фригийцы лишились царя. Оракул, к к-рому они обратились за советом, приказал избрать того, кого они первым встретят едущим к храму Зевса на повозке. Этим человеком оказал-ся Г. Став царем, Г. основал столицу, носившую его имя. В цитадели города он поставил повозку, к-рой был обязан своей властью, а ярмо повозки опутал сложнейшим узлом. Считалось, что тот, кто сумеет развязать этот узел («гордиев узел»), станет повелителем всей Азии. Согл. легенде, Александр Македонский, не сумев распутать узел, разрубил его мечом.

ГОРДИОН

ГОРДИОН - древ. столица Фригии (на прав. берегу р. Сангария, у совр. деревни Пеби в Турции). Г. был сильно разрушен в 7 в. до н.э. киммерийцами.

ГОРНАПШТИКНЕР

ГОРНАПШТИКНЕР - горнодапнер, хортылакнер - согл. армян. поверьям, духи умерших иноверцев, самоубийц, злодеев. Выступают в антропоморфном и зооморфном облике (кошка, собака, волк, медведь, осел и др.), стоят у дорог (особенно около кладбищ), пугают прохожих, прыгают на их спины, на лошадей, арбы. Г. по ночам бродят вокруг домов, а к рассвету возвращ. в свои могилы.

ГОРНОЕ ДЕЛО

ГОРНОЕ ДЕЛО - к основным полезным ископаемым, добывавш. в антич. времена, относились, помимо золота, серебра, меди, железа, свинца, олова и ртути, также и окислы металлов (окиси цинка, марганца), марказит, поваренная соль и питьевая сода. Значит. место занимала добыча квасцов, асбеста, асфальта, гипса, слюды, охры (напр., для крашения и сукноваляния), целебных минералов и грязей, драгоц. и полудрагоц. камней.

Добычу угля, бурого угля и нефти следует рассматривать как исключение. Богатыми залежами благородных металлов и драгоц. камней славился фараоновский Египет, захвативший для их расширения соседние страны (Нубию, Синай). Неск. месторождений металлич. руд в Сибири и Греции (золото на Фасосе, вероят-но, серебро ок. Лавриона, железо возле мыса Тенар) разрабат. финикийцами. Интенсив. добыча полезных ископаемых велась ими на Кипре; в Испании и Британии они выступали преим. как торговцы металлами.

Первые горные разработки в Испании начали проводиться карфагенянами. В М. Азии в Г. д. преобладали др. местные традиции - гл. полезным ископаемым явл. железная руда; постоянная добыча золота и серебра позволила начать чеканку монет. В целях упорядочения и дальнейш. развития Г. д. греки первыми разработали соотв. правовые нормы, объявив, в частн., горные рудники гос. собственностью, к-рая могла сдаваться в аренду, как правило, мелкими участками (в Афинах - сроком на 3 года, при закладке нов. шахт - сроком на 10 лет). В остальных случаях рудник принадлежал землевладельцу, на земле к-рого он находился, и его эксплуатация регла-ментир. земельным правом. Осн. горнорудным центром Др. Греции явл. р-н Лавриона. Достигнутые здесь ок. 490 до н.э. успехи в добыче полезных ископаемых способст. превращению Афин в мор. державу и усилению их оборонной мощи в войне против Персии. Увеличение добычи достигалось за счет использования труда больших масс рабов. Во время спарт. наступления в 413 многим из них удалось бежать. Восстановл. Лаврионского месторождения в 4 в. до н.э. было длительным и трудным. Развитие Г. д. в Македонии, начавш. ок. 350 до н.э. в рудниках возле Филипп, повлекло за собой в 3 в. до н.э. резкий упадок горнорудного дела в Греции, усугубл. тем фактом, что маломощ. пласты медных руд возле Коринфа и на Эвбее давно были исчерпаны. Осн. и наиболее распростран. антич. способом добычи полезных ископаемых явл. прокладка большого кол-ва узких штолен (1,5 х 2м) с короткими подземн. штреками. Гл. же технич. достижение древ. греков в Г. д. заключ. в их иск-ве обогащения добытых руд. К осн. орудиям труда, применявш. в достигавших 120 м глубины шахтах, относились кайло, горный молоток и кирка. Для вентиляции пробивались спец. узкие штольни размером примерно 50 х 50 см. Выемка горных пород производилась исключит. ручным способом, поэтому здесь использовался преим. труд рабов. Кроме них, в забоях работали также (подтвержд. дошедшими до нас надписями) отдельные квалифициров. и хорошо оплачив. рудокопы. Г. д. в Афинах играло значител. роль в жизни общества. Существовали спец. суды для разбирательства спорных вопросов, связанных с Г. д. (но не с гражд. делами самих рудокопов); приобретение прав на эксплуатацию того или иного рудника подлежало обнародованию; сами афинские граждане могли вносить предложения по улучшению горноруд. произ-ва. Дошедшие до нас изображ. труда рудокопов, сохранивш. на глиняных сосудах, найденных возле Коринфа и относящ. примерно к 520 до н.э., показывают лишь раннюю стадию антич. Г. д. Первыми правителями, кто начал приговаривать своих политич. противников в кач-ве наказания к работе в рудниках, располож. в Нубийской пустыне, были Птолемеи. Этруски вели открытую разработку богатых железноруд. месторождений на берегах Эльбы. Их медные рудники (глубина штолен достигала 120 м) располагались возле Волатерры. Этрусков отличал высокий уровень обработки металлов. Г. д. в Риме основывалось, как правило, на эксплуатации рудных месторождений на землях подвластных народов, сначала на Сардинии, а затем в Испании. Многие из иберийских спец. терминов и выражений были заимствованы в лат. яз. Г. д. получило в Др. Риме свое дальнейшее развитие как организационно, так и технически. Уже ок. 180 до н.э. римляне использов. в рудниках близ Картахены труд св. 40 тыс. рабов и примерно такое же кол-во рабочей силы на месторождениях на берегах р. Рио-Тинто. Это обеспеч. богатую добычу серебра и меди. Для механизации отдельных производств. процессов в штольнях глубиной от 80 до 100 м стали применять технич. устройства: водоподъемные машины, осн. элементом к-рых явл. винт Архимеда, установл. на разных уровнях водо-подъем. колеса, лебедки, вороты и подъемники. В императорскую эпоху горнорудной обл. управлял назначавш. императором прокуратор, иногда императорский вольноотпущенник. Учет, отчетность и ведение кадастра возлагались на вольноотпущенника или раба. Их осн. функции заключ. во взимании налогов и пошлин.

Одноврем. они могли также отдавать распоряжения производ.-технич. хар-ра, предписания по «технике безопасности» или о расширении шахт и их эксплуатации. Это подтверждают две надписи, найденные в Випаске и свидет., в частн., о том, что во времена Адриана в Г. д. было задействовано большое кол-во арендаторов рудников, вносивших плату в казну императора. Кроме того, в шахтах использовались в кач-ве рабочей силы арестанты, осужд. как «наказанные рабы» к работам в рудниках за соверш. ими одно из 22 видов преступлений. Такому же наказанию подвергались позднее мн. христиане, напр., рим. епископ Каликст.

Договоры о найме рабочей силы на золотоносных копях в Дакии, относящ. ко 2 в., свидет. о наличии также свободных рудокопов. В 4 в. н.э. произошло резкое сокращ. добычи железных руд. В этот период рим. власти пытались узаконить обязат. наследование горной профессии, лишив тем самым детей рудокопов права выбора занятия по своему усмотрению. Это привело к бегству части рабочей силы, а в отдельных случаях - к восстаниям (напр., бессов в 376 - 378). В лит-ре и поэзии Г. д. почти не нашло отражения. Также отсутствует антич. символика горняцк. труда, за исключ. монет, бывших в обращении в Далмации, Паннонии и Норике. Сохран. описание марказитового рудника, сделанное Галеном. Большую информацию дали археологич. раскопки антич. рудников в Лаврионе, Дакии, Далмации, Норике, Британии и Испании. Так, в штольнях Эмилия возле Валлерфангена (Саар) найдена надпись, относящ. примерно к 300 н.э., к-рая содержала правовые положения, иден-тич. горным уставам ср. веков.

ГОРОД

ГОРОД - укрепл. поселения с перпендикулярно пересекающ. улицами, святилищами богов и обществ. зданиями существовали уже в 8 - 6 тыс. до н.э. (Чатал-Хююк, Иерихон), но стать экономич., политич. и культурным центром некоей терр. Г. смог лишь тогда, когда окончат. завершилось разделение труда между Г. и деревней. Приблизит. с 3500 до н.э. в Месопотамии и Египте сформировались др.-вост. классовые общества и госуд. Здесь происходило объед. храма и его жречества с владыкой племени и племенной аристократией. Жрецы и их служители жили в отдельных кварталах, воины, купцы и ремесленники - обособлялись по профессионал. признаку. С 8 в. до н.э. на побережье Эгейского м. возникают кварталы ремесленников, как правило, у подножия укрепл. холмов (акрополи). В 7 - 6 вв. до н.э. эти кварталы развиваются в антич. Г. (греч.), гл. отличит. чертой к-рых явл. центральная площадь с агорой (рынком), домом собраний, храмом, позже также театром и гимнасией. Экономич. и политич. единство Г. и деревни, выражавш. в интенсивных торг. сноше-ниях между городск. ремесленниками и крестьянами, населявш. прилегающие к Г. земли, сохранилось и при основании колоний. Прямоугол. сетка улиц рассекла городскую терр. на участки (кварталы), оставляя свободное пространство для агоры и храма. Этот принцип развил в 5 в. до н.э. Гипподам из Милета, применявший его при закладке новых Г. (Пирей, Смирна, Фурии). Рим. Г. строились по тому же принципу, заимствов., по-видимому у этрусков: из центра будущего Г. намечалась линия З. - В., ориентиров. на восход солн-ца, затем перпендикулярно к ней проводилась другая - с С. на Ю. В месте их пересечения устраивался жертвенник и оставлялось свободное пространство для форума, храма, терм, театра, после чего параллельно основным магистралям проводились все др. улицы. Квадраты, образов. пересечением гл. улиц, становились кварталами Г. Аналогично устроены и провин-циал. рим. Г., в основе к-рых лежит принцип воен. лагеря. Эллинистич. и рим. Г., в вост. провинц. соединили в себе принципы греч. и рим. градостр-ва. После выделения из городской терр. земельных владений крупных собственников, превративших их в самостоят., независимые от Г. поместья, с 4 в. н. э. начался постеп. распад антич. Г. как политич. и культурного центра, а также центра товарного произ-ва и торговли.

ГОРОДИЩЕ

ГОРОДИЩЕ - остатки древ. укрепл. поселения или города. Отмечены валами, рвами, развалинами стен, наличием культурного слоя. Г. известны во всех странах, относятся к различ. эпохам.

ГОРОДСКАЯ ПЛАНИРОВКА

ГОРОДСКАЯ ПЛАНИРОВКА - на ранних стадиях существования полиса структура гор. застройки еще не приобрела той законч. формы, к-рая становится свойственна ей в эпоху сформировавш. гор.-госуд. В классич. период складывается тип прямоугольной Г. п., появл. к-рой связано с именем Гипподама из Милета. Этот архитектор восстановил свой город, а также Пирей в Афинах и Фурии (Сицилия). Принцип Гипподама заключ. в том, что застройке придается прямоугольный хар-р. При этом Гипподам осуществил эту планировку на практике. Но он не явл. первооткрывателем градостроит. принципа. Уже этруски знали прямоугольную Г. п. (культура террамар). Римляне восприняли этрусское и греко-эллинистич. наследие и развили его в систему, воплотивш. в планировке вновь основанных городов (Тимгад, Никополь на Истре и т.д.).

ГОРОСКОП

ГОРОСКОП - первонач. на Востоке обозначал жреца, наблюдавш. звезды, позднее - звезду или точку небесного свода, восходящую к началу события и магич. влияющую на него. Со времен средневековья Г. называли фигуру, содержащую общее положение звезд в момент начала определ. события в жизни человека. В Г. было 12 знаков в виде животных, к-рые комбинировались с 12 домами и означали обстоятельства жизни, богатство, здоровье и т.д. На основе толкования знаков и домов, отражающих положение планет (противостояние, состояние триагонали), составлялись пророчества. Астрология Г. зародилась в эллинистич. мире и достигла расцвета во время Рим. империи. Древнейший клинописный Г. датируется 409 до н.э.

ГОР-ПА-ХЕРД

ГОР-ПА-ХЕРД - в егип. миф. одна из ипостасей Гора («Гор-ребенок»), Гор - сын Исиды и Осириса. Г.-п.-х. - также именов. многих, гл. обр. солнечных, богов в виде ребенка. Изображ. мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта (так египтяне изображали детей). Древ. греки, называвшие Г.-п.-х. Гарпократом, истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Г.-п.-х., как олицетворения восходящ. солнца, был особенно широко распростр. в эпоху эллинизма.

ГОРСИЙ

ГОРСИЙ - первонач. кельтское поселение, в 1 в. - рим. воен. лагерь в Ниж. Паннонии. Расцвет города Г. относится ко 2 - 4 вв.

ГОРТЕНЗИЙ

ГОРТЕНЗИЙ - др.-рим. плебейское имя:

1. Квинт Г., гос. деятель, в 287 до н.э. - диктатор. Убедил удаливш. на холм Яникул плебеев возвратиться в город, проведя закон о том, что решения плебса по трибам (плебисцит) ставятся наравне с постановлениями центуриатных комиций, благодаря чему нар. трибуны получили законодат. инициативу. Этим окончилось внутриполитич. развитие ранней Республики (борьба сословий).

2. Квинт Г. Гортал (114-50 до н.э.), в 69 консул, оратор и юрист, сторонник оптиматов. Уже в раннем возрасте выступал перед судом, участвовал в процессе против Верреса как противник Цицерона и выступал также в 67 - 66 до н.э. против предоставления верхов. командования Помпею. После своего примирения с Цицероном выступал совместно с ним на суде. Цицерон хар-ризовал его стиль как азианизм, отводил Г. роль защитника риторики в противовес философии.

ГОРТИНСКИЕ ЗАКОНЫ

ГОРТИНСКИЕ ЗАКОНЫ - законы древ. г. Гортины (юг и цент. части Крита). Существует 2 текста Г. з.: 1-й (6 в. до н.э.) - фрагментарный и 2-й (ок. 480 до н.э.) - полный. Явл. единств. подлинным текстом раннегреч. гор. права, Г. з. охватывают самые широкие стороны обществ. жизни критских полисов периода раннего рабовлад. общ-ва - соц. отношения, вопросы имуществ., наследств. и семейного права, рабовладения и др.

ГОРЫ

ГОРЫ - оры - в греч. миф. богини времен года, три дочери Зевса и Фемиды: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость»), Ирена («мир»); сестры мойр и харит. Г. унаследовали архаич. черты божеств - покровителей урожая и живител. сил природы, отсюда их имена в Афинах: божест-во роста - Ауксо, цветения - Талло, зрелого плода - Карпо.

ГОСПОДСТВА

ГОСПОДСТВА - в христ. представлениях (по классификации визант. богослова 5 или нач. 6 в. Псевдо-Дионисия Ареопагита) четвертый из девяти чинов ангельских, обра-зующий с силами и властями вторую, среднюю триаду.

ГОСТЕПРИИМСТВО

ГОСТЕПРИИМСТВО - в античности в условиях бесправия иностранцев Г. выступало формой защиты их личности и имущества. Греки, как и римляне, считали, что гость находится под покровит. богов (Зевс Ксениос). Г. было известно уже в гомеровской Греции. При полисной демо-кратии в случае необходимости один из граждан в кач-ве проксена принимал на себя близкие к консульским обязанности, представляя интересы граждан др. города. Аналогич. роль играли рим. сенаторы в кач-ве патронов зависимых обл., что способств. повышению их собств. влияния и престижа.

ГОСТИНИЦЫ

ГОСТИНИЦЫ - строились в городах, в центрах обществ. жизни и культовых празднеств. В Г. размещались посольства, должностные лица и др. высокие гости. Здания Г. возводились с учетом этих особенностей, напр., в Олимпии (Леонидайон, 4 в. до н.э.) Г. с садом, водоемом во внутрен. дворе, залом для представительств, отдельными комнатами. Фасад был украшен портиком.

ГОСТИЯ

ГОСТИЯ - искупит. жертва. В христ. богослужении первонач. обозначение всех приносимых к алтарю даров, в период с 9 по 11 в. понятие сузилось и стало обознач. жертву и освящ. хлеб во время обряда причащения.

ГОТСКИЙ ЯЗЫК

ГОТСКИЙ ЯЗЫК - язык готов, относящ. к вост. группе герм. языков. Все вост.-герм. яз. в настоящее время исчезли. Только на Г. я. сохранились памятники, позволяющие судить о его словарном составе и грамматич. строе. Памятники Г. я. дошли до нас в рукописях 5 - 6 вв. Большинство из них религ. содержания. Наиболее значителен - Серебряный кодекс, написанный на красном пергаменте серебр. буквами и содержащий отрывки из четырех евангелий. Из первонач. 330 листов сохран. 187. В др. рукописях имеются переводы Посланий и комментарии религ. хар-ра. Кроме того, до нас дошли отрывки готск. календаря и две готские купчие. Все эти рукописи происходят из Италии, где в ту эпоху был центр готск. влияния. Они написаны на особом готском алфавите, основой к-рого явл. греч. письмо этой эпохи с небольшим числом рунич. знаков. Лит. традиция 5 - 6 вв. приписывает создание готск. алфавита и первого перевода евангелия готск. епископу Ульфиле, к-рый жил в 4 в.

ГОТЫ

ГОТЫ - племена вост. германцев, по языку близкие к сев. германцам. Антич. писатели (Плиний, Тацит, Птолемей) указывают, что в нач. нашей эры Г. жили на юж. побережье Балт. м. и в обл. ниж. течения Вислы (куда пришли из Скандинавии, как говорит историк готов Иордан). В последней четверти 2 в. под натиском начавш. движения сев. племен в поисках более плодород. мест обитания Г. стали передвигаться на Ю.-В.; в 1-й пол. 3 в. Г. достигли Сев. При-черноморья. Здесь они смешались с местн. племенами, в осн. скифо-сарматскими. Г. подразделялись на племенные группы, во главе к-рых стояли вожди, или конунги. С 238, сначала в союзе с карпами, а затем и с др. племенами, Г. начали воен. походы в пределы Рим. империи - в Дакию, Мезию и далее в глубь Балканск. п-ова, и даже в М. Азию (мор. походы). В результате этих походов Рим. империя была вынуждена уступить Г. Дакию (271). Влияние более высокой культуры скифо-сарматск. мира и городов Сев. и Зап. Причерноморья (Ольвия, Тира, к-рые Г. захватили ок. 260) ускорило развитие готских племен и их культуры. Тогда же произошло разделение Г. на две намечавш. уже ранее группы: вестготов (на терр. совр. Молдавии и рум. Молдовы) (родственны Г. также гепиды) и остготов (в Сев. Причерноморье, к В. от Днестра). В сер. 4 в. у вестготов стало распростр. христианство (епископ Ульфила). Тогда же сложился обширный, но непроч. союз племен, в к-рый входили не только племена лесостепи, но и степей во главе с остготским конунгом («риском») Эрманарихом (Германарихом). В 375 этот союз был разгромлен гуннами, после чего осн. часть остготов была вытеснена из Сев. Причерноморья (часть их осталась в Крыму - т.н. крым-ские готы). С этого времени вестготы и остготы развива-лись самостоят.

ГОТЫ КРЫМСКИЕ

ГОТЫ КРЫМСКИЕ - остготы, грейтунги - небольшая часть вост. готов, проникших в 3 в. в Крым с низовьев р. Вислы. Эти готы разделялись на неск. самостоят. небольших племен с воен. предводителями во главе. Вскоре после прихода в Крым Г. к. настолько смешались с местным населением скифо-аланского, сарматского и таврского происхожд. и усвоили его материал. культуру, что потеряли к.-л. отличит. черты. Поэтому правильнее было бы назыв. их с этого времени «гото-аланами», т.к. антич. писатели (Птолемей и др.) назыв. местное причерномор. население первых веков н.э. общим именем аланов. Термин «Готия», употреблявш. в визант. источ., распространялся на Крым не как этнич., а как географич. понятие. После распростр. христианства в Крыму (4 - 5 вв.) термин этот приобрел церк.-адм. хар-р (готская епархия).

ГОУ-МАН

ГОУ-МАН - в др.-кит. миф. помощник правителя Востока Фу-си. В древ. географич. трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 3 - 2 вв. до н.э.) сказано: «На Востоке Г.-М. с телом птицы и лицом человека восседает на двух драконах». По др. источ., Г.-М. - дух дерева с квадратным лицом и в белой одежде, в руках у него циркуль и ему подвластна весна.

ГО ЦЗЫ-И

ГО ЦЗЫ-И - в кит. миф. один из богов счастья. Ист. Г. Ц.-и (697 - 781) был прославл. сановником и полководцем, его дом счит. образцом конфуциан. семейн. благочестия, поскольку все его сыновья и зятья занимали высокие посты в госуд., а сын Го Ай был женат из принцессе.

ГРААЛЬ

ГРААЛЬ - святой Грааль - в зап.-европ. ср.-век. легендах таинств. сосуд, ради приближения к к-рому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно счит., что это чаша с кровью Иисуса Христа, к-рую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело распятого сына Божьего. Г. обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными явствами (что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского). Из мест, где хранится и является Г., фигурирует г. Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля, а также таинств. замок Корбеник или Карбоник.

ГРАБАР

ГРАБАР - др.-армян. лит. язык. Сложился в период образования царем Арташесом армян. госуд. во 2 в. до н.э., когда население, по свидет. др.-греч. географа Страбона, было одноязычным. Первым др.-армян. памятником на Г. явл. «История Армении» Мовсеса Хоренаци (5 в.).

ГРАЙИ

ГРАЙИ - в греч. миф. порождения мор. божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта, сестры горгон. Их три сестры: Энио, Пемфредо и Дино, обитающих на крайнем З. у сада Гесперид. Они седые от рожд., на троих у них был один зуб и глаз, к-рыми они обменивались поочередно. Персей овладел этими зубом и глазом, за это Г. указали Персею путь к нимфам, владелицам крылатых сандалий, сумки и шапки-невидимки.

ГРАКХ

ГРАКХ - прозвище плебейского рода Семпрониев, выдающ. представителями к-рого были оба сына Корнелии:

1. Тиберий Семпроний Г. (162 - 133 до н.э.). Будучи нар. трибуном, в 133 в условиях нестабил. положения в стране (разорение свободных крестьян, растущее число безземельных граждан, возрастающее число рабов в больших латифундиях, слабость армии) предложил восстановить древ. аграрный закон (представлявший собой часть закона Лициния и Секстия 4 в. до н.э.). В соотв. с ним римлянам запрещалось иметь долю (обществ. земельного фонда) площадью свыше 500 югеров. Чтобы получить новые крестьянские участки, Г. предложил изъять излишки против установл. нормы у владельцев крупных наделов и разделить их между бедными или безземел. гражданами за незначит. арендную плату (аренда планировалась наследственной). Г. согласовал это предложение с частью латифундистов, выступавших за интенсивное х-вование. Большинство сената оказало реформе мощное сопротивл., Г. не был поддержан своим коллегой по трибунату, к-рый наложил на проект ве-то. После голосования в нар. собрании Г. был отстранен от власти (впервые в истории Рима). После принятия предложения была создана комиссия для наделения землей из трех человек. Для проведения в жизнь дальнейших планов (применение пергамск. наследства для помощи новым поселенцам, судебная реформа, сокращение срока воин. службы) Г. решил выставить свою кандидатуру в нар. трибуны повторно, но вместе со своими сторонниками был убит сенаторами, руководимыми великим понтификом Т. Корнелием Сципионом Назикой. Хотя закон Г. остался в силе, тем не менее проведение его в жизнь было существенно затруднено.

2. Гай Семпроний Г. (153 - 121 до н.э.), младший брат Тиберия. В 123 и 122 был избран нар. трибуном. Для продолжения реформ своего брата он стремился заручиться поддержкой всех свобод. граждан. Его предложения касались прежде всего судов и основания колоний (в т.ч. и вне Италии). Г. в числе прочего дал всадникам возможность заседать в коллегии присяжных и тем самым осуществить контроль за сенаторами, управлявш. пров., и гарантировал им большие доходы (эксплуатация богатой пров. Азии) и их растущее влияние. Проведением закона о понижении цен на зерно Г. пытался привлечь на свою сторону городской плебс. Однако его предложение о распростр. на союзников прав рим. гражданства отдалило от него часть единомышленников. Образовавш. мощная оппозиция оптиматов всеми средствами, в т.ч. с помощью демагич. законов М. Ливия Друза в 122, помешала переизбранию Г. в кач-ве нар. трибуна в 121 до н.э. В разразивш. гражд. войне Г., засевший со своими сторонниками на Авентине, покончил самоубийством, 3000 его сторонников были уничтожены.

ГРАНИК

ГРАНИК - Чанчай - речка в М. Азии, впадающая в Мраморное м., на к-рой Александр Македонский в 334 до н.э. разбил перс. войско. Весной 334 до н.э. макед. войска (30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы) переправились через Геллеспонт. Перс. войско (30 - 40 тыс.) под команд. лидийск. сатрапа Арзитеса заняло высокий правый берег Г. Тяжелая макед. конница, поддержанная легкой пехотой, переправилась через Г. и разбила лев. крыло персов. Одновр. македоняне обратили в бегство авангард и прав. фланг персов. Гл. силы персов (наемная пехота) были окружены и уничтожены. Потери персов - св. 20 тыс. Победа при Г. открыла путь Александру Македонскому в М. Азию.

ГРАЦИАН

ГРАЦИАН - Флавий (359 - 383) - зап.-рим. император (375 - 383), соправитель Валента и затем Феодосия. Отме-нил взимание недоимок и провел широкую амнистию, запретил принимать жалобы рабов на господ. Решит. защитник христианства, Г. первым отказался от языч. титула великого понтифика. Конфискуя земли и доходы языч. храмов, Г. предоставил ряд финан. привилегий христ. духовенству. Издавал эдикты против еретиков - донатистов, ариан, манихеев. Войны Г. на Рейне и Дунае приостановили наступл. варваров. Убит взбунтовавш. солдатами.

ГРАЦИИ

ГРАЦИИ - рим. богини красоты, соответствовали греч. харитам.

ГРЕКИ

ГРЕКИ - первонач. Г. назыв. эпирские дорийцы из Иллирии. Италики перенесли это слово на всех Г. Сами Г. назыв. себя эллинами. Они были индоевропейцами, к-рые приблизит. с 1900 до н.э. продвинулись на Ю. Балканск. п-ова, а до этого занимали венгерскую низменность. Они двигались неск. потоками, заключит., т.н. дорийское вторжение, датируется примерно 1200 до н.э. Три гл. племенные группы Г. составляли эолийцы, дорийцы и ионийцы. В ходе продвижения Г. были заселены также о-ва Эгейского м. и зап. побережья М. Азии. В период колонизации (8 - 6 вв. до н.э.) почти на всем побережье Черн. и Средиземн. мм., прежде всего в Юж. Италии, были основаны греч. города.

Благодаря завоеваниям Александра Македонского Г. пришли в дальние обл. Передней Азии, где с течением времени возникли эллинистич. госуд. После победы римлян над Македонией в 148 до н.э. Греция стала частью рим. госуд. В 6 в. в Грецию вторглись славяне. Т.о., в населении совр. Греции имеется сильный славян. компонент, к к-рому следует добавить и албанцев.

ГРЕКО-БАКТРИЙСКИЕ ЦАРИ

ГРЕКО-БАКТРИЙСКИЕ ЦАРИ - Греко-Бактрийские цари (256 до н.э. - 55 до н.э.)

Все даты приблизительны и очень гипотетичны. Существование Деметрия II остается сомнительным, поскольку он может быть отожд. с Деметрием I.

Диодот I 256 - 248

Диодот II 248 - 235

Эвтидем I 235 - 200

Деметрий I 200 - 185

Эвтидем II 200 - 190

Антимах I 190 - 180

Пантелеон 185 - 175

Деметрий II 180 - 165

Агафокл 180 - 165

Эвкратид I 171 - 155

Менандр 155 - 130

Платон 155 - ?

Гелиокл I 155 - 140

Эвкратид II 140 - ?

Антимах II 130 - 125

Стратон I 130 - 95

Архебий 130 - 115

Филоксен 125 - 115

Зоил ? - 125

Гелиокл II 120 - 115

Лисий 120 - 110

Антиалкид 115 - 100

Аполлодот 115 - 95

Зоил, Дионисий, Аполлофан 95 - 80

Никий 95 - 85

Диомед 95 - 85

Телеф 95 - 80

Гиппострат 85 - 70

Аминта 85 - 75

Теофил до 75

Гермей 75 - 55

ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО

ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО - назв. в ист. лит-ре гос. образования на терр. Ср. Азии (Таджикистана, Узбеки-стана и частично Туркменистана), а также Афганистана и Сев.-Зап. Индии в 250 - 130 до н.э. В древности терр., доходившая на С. до Гиссарск. хребта в Таджикистане, на Ю. - до Гиндукуша и граничившая на З. с Ираном, назыв. Бактрия. После завоев. Бактрии в 329 до н.э. Александром Македонским в ней господствовали его преемники - цари Сирии из греч. династии Селевкидов. Около 250 до н.э. правитель (эпарх) Бактрии грек Диодот при поддержке населения областей Согд и Марг объявил Бактрию независ. от Селевкидов и провозгл. себя царем. Диодоту I наследовал его сын Диодот II, атем правили Евтидем и Деметрий, при к-ром Бактрийское царство в 190 - 180 до н.э. подчинило себе всю терр. Афганистана, погранич. обл. Вост. Ирана и Сев.-Зап. Индию. Во время пребывания Деметрия в Индии власть в Бактрии захватил военач. Евкратид; при нем Бакт-рия лишилась Марга, погранич. с Ираном обл. и Согда. В царствование Гелиокла (сын Евкратида) Г.-Б. ц. прекратило свое существование (между 140 - 130 до н.э.). Из городов, упомин. антич. писателями, наиболее значит. явл.: Мараканда (Самарканд), Деметриас (Термез), Александрия Дальняя (близ Ленинабада), Антиохия Маргиана (позднее Мерв, теперь - Мары) и др., а на терр. Афганистана - Бактра (Балх) и Капиша (Беграм). Население Согда и Бактрии говорило на различ. скифских и иран. наречиях. Придворным языком был греч., на нем же делались надписи на монетах. Наряду с арамейским письмом применялось и греч., а также «карошти», возникшее на основе арамейского в Пенджабе; вырабатывалось и местное письмо - согдийское. Летосчисление производ. по селевкидской эре, т.е. начальным годом считался 312 до н.э. Сосуществовали различ. религ. системы и культы; местные (богиня Анахит, бог Митра), эллинские (Зевс, Аполлон и др.), синкретич. (Геракл в образе Митры); в Юж. Бактрии и Индии - инд. культы и учение Будды.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (500 - 449 до н.э.) - войны между Персией и др.-греч. гор.-госуд., отстаивавшими свою независимость. После того как М. Азия, Вавилон и Египет были завоев. Киром II и Камбисом II, Дарий I в нач. 5 в. до н.э. продолжил экспансионист. политику, при проведении к-рой он столкнулся с малоазийскими греч. города-ми и полисами материковой Греции. Персы, в 514 до н.э. в походе против скифов овладев Геллеспонтом и завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных городов торговлю. Города, пытаясь отстоять независ. и продолжить торговлю, подняли окончивш. неудачей Ионийское восстание. Поддержка восставших Афинами и Эретрией послужила Дарию I поводом для того, чтобы ввести войска в Грецию под предлогом возмездия. И все же перс. походы против материковой Греции были успеш. лишь отчасти или кончались тяжелыми пораж. (492 - Афон; 490 - Марафон; 480 - Фермопилы, Артемсий, Саламин; 479 - Платеи, Микале; 468 - Евримедон; 450 - Саламин и Кипр). По условию компромиссного Каллиева мира 449 - 448 ионийские прибрежные города получали независ., перс. царь обязывался не вмешиваться в греч. дела, а Эгеида и побережье М. Азии были закрыты для перс.-фи-ник. флота. К тому же вся торговля в Эгейском и Черном мм. переходила в руки греков. В осовободит. борьбе против перс. господства эллины прояв. не только стойкость боевого духа и патриотизм, но и изрядную воен. мощь, к-рая вывела их из первонач. стадии оборонит. воен. действий и позволила перейти к действиям наступательным. По окончании Г.-п. в. Афины стали ведущим в хоз., политич. и культурном отношении полисом Греции. После Пелопоннесской вой-ны, ослабившей греков в воен. и политич. отношении, персы вновь получили в 387 по Царскому миру протекторат над малоазийск. греч. городами, но в 336 Александр Македон-ский начал свой знаменитый вост. поход против Персид-ской империи, закончивш. ее полным разгромом.

ГРЕХ

ГРЕХ - во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суевер. представлений). Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества. Христианство переняло иуд. понятие о Г. (обособление индивидуума от личности божества), связанное с этич. ошибкой. Были разработаны догматы греховности (Тертуллиан, Августин).

ГРЕЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИВНА

ГРИВНА - весовая, денежно-весовая и денежно-счетная ед. Др. Руси и др. славян. земель. В Ср. и Сев. Европе назыв. маркой. Назв. Г. происходит от украшения из золота или серебра, в виде обруча, к-рое носили на шее (на «загривке»). Потом это слово приобрело новое значение - стало соотв. определ. кол-ву (весу) ценного металла (Г. серебра - денежно-вес. ед.). Поскольку это кол-во серебра могло слагаться из определен. числа одинаковых монет, возник их счет на штуки. Г., состоящая из определ. кол-ва монет, назыв. гривной кун (денежно-счетная ед.). Г. серебра (весовая) и Г. кун (счетная) стали на Руси платежно-денеж. понятиями. Вначале их вес был одинаковым. Но потом, вследствие нестабил. веса импортир. монет, а также эволюцией самой Г. как ед. веса, Г. серебра стала равняться неск. Г. кун.

ГРИВНА ШЕЙНАЯ

ГРИВНА ШЕЙНАЯ - металлич. обруч, носивш. на шее. Г. шейная изготовл. из железа, бронзы, серебра, реже из золота. Известна уже в бронзовом веке. Позднее у мидян и персов ее носили знатные мужчины и женщины. У галлов она явл. сначала только жен. украшением, затем только знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян Г. шейная служила наградой, присуждавш. легионерам за боевые отличия (заслуж. воины имели по неск. Г.). Г. шейная входила также в состав наряда знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов в степях Вост. Европы, у тиссагетов на Каме у согдийцев и хорезмийцев в Ср, Азии. В ср. века Г. шейная имела подобное знач. у славян, зап. и вост., а также у скандинавов и у ряда волжских, камских, окских, балтийских племен. Русские дружинники 10 - 11 вв. получали Г. шейную и кач-ве награды.

ГРИГОРИЙ I

ГРИГОРИЙ I (ок. 540 - 604) - папа римский 590 - 604. Стремясь подчинить папской власти церковь в различ. странах Зап. Европы, Г. I посылал католич. миссии в Англию, к лангобардам и вестготам, настаивал на обязат. для духовенства апелляции в рим. курию по судебным делам. Г. I боролся с константинопольским патриархом за первенств. положение в христ. церкви. Враг светск. образования, Г. I уничтожил большое кол-во ценных произв. антич. писателей.

ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН

ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН - Богослов (ок. 329 - ок. 389) - видный деятель вост.-рим. церкви, патриарх Константинополя. Выступал против еретич. движений (гл. обр. арианства). На 2-м Вселенском соборе в Константинополе (381) Г. Н. сделал неудач. попытку сблизить вост.-рим. церковь с зап.-рим.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 331 - ок. 394) - церк. деятель времени упадка Рим. империи. Епископ г. Ниссы (Каппадокия) 372 - 375 и 379 - 394. вместе с Григорием Назианзином возглавлял борьбу церкви против ересей, в особенности против арианства, распростр. к-рых отражало острый кризис рабовлад. строя («12 слов против Евномия» и др. соч.).

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ - Григорий Флоренций (ок. 540 - 594) - историк франков. Происходил из среды галло-рим. аристократии, сблизивш. с франкской знатью. Был с 573 епископом г. Тура. Его «История франков» (на лат. языке, в 10 кн.), доведенная до 591, явл. одним из основных источ. для изуч. истории франков в 5 - 6 вв.

ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ

ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ (758 - 860) - груз. церк. деятель, архимандрит. Получил разностор. церк. и светское образование. Начал свою деятельность в опустош. вражеск. вторжениями Тао-Кларджетии, принимая активное участие в большой созидат. работе князя Ашота Багратио-ни (786 - 826). Придерживался идеи независимости духовной власти от светской. Жизнь Г. Х. описана груз. писателем 10 в. Георгием Мерчули («Житие Григория Хандзтийского»).

ГРИГОР МАГИСТР

ГРИГОР МАГИСТР - Пахлавуни (990 - 1058) - армян. философ и гос. деятель, визант. магистр на юге Армении. Г. М. создал науч. центры в различ. местах страны, где изучались философия, логика, грамматика, естествознание, математика. Г. М. перевел на армян. яз. «Тимея» и «Федона» Платона, «Геометрию» Эвклида и др. произв.

ГРИГОР НАРЕКАЦИ

ГРИГОР НАРЕКАЦИ (951 - 1003) - выдающ. поэт и мыслитель армян. средневековья. Учился в Нарекском монастыре (Ванская обл.), там же учительствовал. Г. Н. оставил множество лит. произв., среди к-рых особое место занимает его богословское соч. «Книга скорби», известная под назв. «Нарек» (состоит из 95 глав).

ГРИГОР ПРОСВЕТИТЕЛЬ

ГРИГОР ПРОСВЕТИТЕЛЬ (кон. 3 - нач. 4 вв.) - христ. проповедник в Армении. С его именем историк Агафангел и последующие авторы связывают утверждение христианства в Армении и основание армяно-григориан. церкви ок. 301. По имени Г. П. армян. церковь именуется «лусаворчакан» - просветительской, а с 19 в. в рус. лит-ре - григорианской.

ГРИД

ГРИД - в сканд. миф. великанша, мать бога Видара (сына Одина). В истории борьбы Тора с великаном Гейрредом она выступает в роли чудесной помощницы Тора, дает ему волшеб. посох, пояс силы и железные перчатки, благодаря к-рым Тор одолевает великана.

ГРИДНИЦА

ГРИДНИЦА - в др.-рус. архитектуре часть постройки, входившая в состав княжеск. дворца и служившая помещением для гридей (княжеской стражи, дружины). Г., обычно обширная по размерам, служила также, судя по летописям и былинам, приемным залом, где давались празднич. пиры боярам, гридям и пр.; иногда Г. была отдельно стоящим строением.

ГРИДЬ

ГРИДЬ - гридин, гридень - княж. дружинник. Г. обычно назыв. «молодших» дружинников, рядовых воинов - в отличие от старших, называвш. боярами, «княжими мужами».

ГРИМ

ГРИМ - Г. пользовались не только актеры и гетеры, он был распростр. даже среди мужчин. Во время праздников Г., чаще всего светящ. киноварью, покрывали статуи богов. В осн. же Г. служил чисто косметич. целям. Чаще всего употребляли тонко истолч. медную зелень для подкрашивания ниж. век, сернистую сурьму для крашения и удлинения бровей и ресниц, а также силикат меди для окраски белка глаза в голубой цвет.

ГРИФОН

ГРИФОН - гриф - фантастич. животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. В антич. эпоху Г. изображ. на шлемах, монетах и т.д., скульптурн. фигурами Г. украшались здания. Сохран. также сосуды в виде Г. Изображ. Г. были широко распростр. в скифском иск-ве; в ср. века и позднее они встреч. в декоратив. иск-ве и геральдике.

ГРОБ

ГРОБ - остатки дерев. Г. (из досок, а не из бревен) обнаружены в захоронениях микенск. времени. Позднее Г. заменялись большими глинян. сосудами (захоронение в пифосах). С гомеровск. времени предпочитали сжигать мертвецов (кремация). Поэтому в 8 и 7 вв. до н.э., а также в эпоху классики захоронения в Г. были редкими. У кельт. племен, у скифов и иберов захоронения в Г. были, напротив, обычными. Погребение мертвых было обусловлено нац. и семейными традициями.

ГРОМА

ГРОМА - измерит. инструмент для фиксирования линии С.-Ю. по солнцестоянию в задан. точке, построения линии З.-В. и провешивания параллелей к обеим линиям, что было необходимо для разметки полевых лагерей.

ГРОМАТИК

ГРОМАТИК - рим. землемер, назв. происходит от измерит. инструмента громы.

ГРОТСВИТА

ГРОТСВИТА - Росвита из Гандерсгейма (ок. 935 - 973) - монахиня и первая нем. поэтесса. Стремясь заменить язычника Теренция христ. материалом для духовн. чтения, Г. написала 8 легенд религ. содержания леонинским гекзаметром или дистихами, 6 драм в ритмич. или рифмов. прозе, а также 2 ист. эпоса леонинским гекзаметром о деятельности Оттона Великого и ранней истории своего монастыря. Язык Г. отразил влияние антич. поэтов (сознат. имитация Теренция, а также Вергилия, Пруденция, Седулия, Боэция наряду с Алкуином и Вальтарием); материал Г. заимств. в новозавет. апокрифах, деяниях позднеантич. мучеников, свящ. легендах.

ГРОХ

ГРОХ - в армян. миф. дух смерти, персониф. ангела смерти Хогеара. Г. на лбу человека записывает его судьбу, а в своей книге - его грехи и благие поступки, к-рые станут известными на божьем суде. Г. иногда отожд. с цаверами (духами болезни).

ГРУЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУАНЬ-ДИ

ГУАНЬ-ДИ - в кит. нар. миф. и в позднем офиц. культе бог войны, а также бог богатства. В основе образа Г.-д. реальный Гуань Юй (160 - 219), прославивш. бесстрашием и верностью своему правителю Лю Бэю.

ГУАНЬ-ИНЬ

ГУАНЬ-ИНЬ - в будд. миф. в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимуществ. в жен. облике, спасающее людей от всевозможных бедствий; по-дательница детей, родовспомогательница, покровит. жен. половине дома.

ГУ ВЭНЬ

ГУ ВЭНЬ - 1. Кит. архаич. письменность, исчезнувшая в 3 в. до н.э.

2. Кит. старинный лит. стиль (подражание стилю классич. писателя Мэн цзы - 4 в. до н.э.).

ГУДЕА

ГУДЕА - правитель гор.-госуд. Лагаш в Шумере (ок.2200 - 2140 до н.э.). При Г. возросло могущество Лагаша; число полноправ. граждан города, судя по сохранивш. надписям Г., доходило до 216 тыс. (против 36 тыс. при Урукагине, 24 в. до н.э.). Г. украсил город мн. храмами.

ГУДРУН

ГУДРУН - Кримхильда - герм.-сканд. мифоэпич. образ, жена Сигурда (Зигфрида). Трактовка образа в сканд. и нем. вариантах эпоса сильно различ.

ГУЙ

ГУЙ - в др.-кит. миф. душа (дух) умершего. С распростр. буддизма Г. стало общим назв. демонов и обитателей ада. Различ. Г. входили в даосский пантеон. Согл. поздним нар. представлениям, Г. похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и др. зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их. Различались Г. утопленника (шуйциньгуй), повесив-шегося (дяоцзингуй), съеден. тигром, к-рый ходит вместе с тигром, пока тот не съест другого (лаохугуй); с бамбуковым шестом, на реке заманивающ. людей в лодку (чжуганьгуй); огненный (хогуй); волосатый (маогуй), поджидающий свою жертву (чаще всего детей) на перекрестке; голодный, насылающий болезни, чтобы есть еду за больных (эгуй); умершего в тюрьме от голода (баньфангуй) и т.п.

ГУЙГУ-ЦЗЫ

ГУЙГУ-ЦЗЫ - в др.-кит. миф. бессмертный. Согл. мифу, Г.-ц. носил фамилию Ван и имя Сюй (по другой версии - Ли) и жил при государе Хуан-ди, помогая ему в завершении трудов Шэнь-нуна по с. х-ву и определению лекарств. свойств растений. Потом он появл. при династиях Шан и Чжоу. Сопровождал Лао-цзы в его путешествии на З. до Люша («сыпучие пески»), в конце Чжоу вернулся в Китай, поселился в Гуйгу («долине бесов»), отсюда его прозвище - Г.-ц. («учитель из долины бесов»), и имел более ста учеников.

ГУЙМУ

ГУЙМУ - в др.-кит. миф. жен. божество («мать бесов»). В «Шуицзи» («Описание удивительного») говорится, что Г. живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона - луна, брови четырехпалого дракона - мана, глаза водяного дракона - цзяо.

ГУЙСЮЙ

ГУЙСЮЙ - в др.-кит. миф. бездна, располож. к В. от Бохая, в к-рую стекали все воды с восьми сторон света, девяти пустынь и Небесной реки (Млечного пути), но пучина не увеличивалась и не уменьшалась.

ГУ КАЙ-ЧЖИ

ГУ КАЙ-ЧЖИ (ок. 344 - ок. 406) - выдающ. кит. живописец и теоретик иск-ва, один из создателей кит. нац. школы живописи.

ГУЛ

ГУЛ - в мусульм. представлениях джинны жен. рода, особо враждеб. к людям. Г. заманивают путников, меняя свой внешний вид, убивают их и съедают.

ГУЛЛЬВЕЙГ

ГУЛЛЬВЕЙГ - в сканд. миф. злая колдунья - Хейд, знающая сейдр (колдовство ванов) и посланная во вред асам; асы забили ее копьями, трижды сжигали, но она живет и поныне («Старшая Эдда», «Прорицание вельвы»).

ГУНА

ГУНА - в миф. представл. и религ.-философских воззр. древ. индийцев обознач. трех состояний, свойств, сил, присущих природ. субстанции (пракрити) как источ. всех проявл. и непроявл. объектов. Это: сатва - уравновеш., гармонич., благое начало, раджас - подвижное, страстное, деятельное, и тамас - косное, инертное, темное.

ГУНАДХЬЯ

ГУНАДХЬЯ - др.-инд. поэт. Нек-рые исследователи относят его деятельность к нач. н.э. Согл. старин. преданию, к-рое приравнивает Г. по значению к Вальмики, он родился в г. Пратистхана и был министром царя Сатавахана. Г. счит. автором эпич. поэмы «Брихаткатха» («Великий сказ»).

ГУНАИН ИБН-ИСХАК

ГУНАИН ИБН-ИСХАК (808 - 873) - несторианско-араб. врач при дворе халифов династии Аббасидов. Своими про-фессион. точными переводами заложил основы восприятия в исламском мире науч. достижений Др. Греции, особенно медицины Галена.

ГУН-ГУН

ГУН-ГУН - в др.-кит. миф. божество воды. Его представляли в виде злого духа с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове.

ГУНДОБАД

ГУНДОБАД (ум. 516) - король Бургундск. королевства 501 - 516. При Г. был произведен вторич. раздел земли между бургундами и галло-римлянами, результатом к-рого явился дальнейший рост имуществен. расслоения среди бургундов. В 507 - 510 Г. вместе с франками вел войну против Вестготск. королевства. Ко времени Г. относится запись «Бургундской правды» в ее первонач. редакции.

ГУННЫ

ГУННЫ - хунну - кочевой народ Цент. Азии, обитавший первонач. к С. и З. от р. Хуанхэ и создавший в 3 - 2 вв. до н.э. на терр. Монголии и Юж. Прибайкалья военно-племенной союз, известный по кит. источ. под назв. «Хунну». Во главе союза встал вождь Г. - Модэ (206 - 174 до н.э.). Выступив в 200 до н.э. против Китая, Модэ разбил китайцев и обложил их данью. Основное ядро кочевого госуд. Г. составлял союз 24 племен. Во главе племен стояли вожди. Главой союза явл. верхов. вождь - шаньюй («великий»). Неудача в борьбе с Китаем в 1 в. до н.э. и внутр. соц. противоречия привели Г. в 55 до н.э. к разделению на северных и южных. Юж. перешли на сторону Китая, сев. во главе с шаньюем Чжи-Чжи откочевали к З. и основали новое царство в степях Вост. Казахстана. Деятельность Чжи-Чжи была направлена на объед. кочевых племен Ср. Азии против Китая. С 1 в. н.э. начинается разрушит. для культуры местн. оседлого населения передвижение Г. на З. С нач. 2 в. Г. постепенно проникают за Волгу и в Донские степи, включая по пути в свой состав местные этнич. разнообр. племена. В 375 во главе с царем Баламиром Г. перешли Дон, разбили племена готов, заняли терр. от Дона до Карпат и включили в свой союз аланские и др. племена. Г. совершали походы в Закавказье, Месопотамию и М. Азию. В 445 их правителем стал Аттила, при к-ром гуннская держава заняла большую терр. на В. рим. владений; Атилла включил в свое госуд. мн. племена Зап. Европы. Поражение Аттилы в Галлии в 451 (Каталаунская битва) приостановило продвижение Г. После смерти Аттилы (453) его держава распалась.

ГУНСУНЬ ЛУН

ГУНСУНЬ ЛУН (4 - 3 вв. до н.э.) - др.-кит. философ из т.н. школы «Минцзя» («школа имен»), занимавш. исследова-нием логич. категорий. Учение Г. Л. изложено в кн. «Гунсунь Лунцзы». Философу приписыв. 21 апория (апория - логич. затруднение).

ГУНЬ

ГУНЬ - в др.-кит. миф. герой, боровш. с потопом, сын правителя Чжуань-сюя.

ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО

ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО - инд. госуд. в 4 - 6 вв. Возникло на терр. Др. Магадхи. Образование госуд. началось при Чандрагупте I (династия Гупта), к-рый принял императорский титул (махарад-жадхираджа) очевидно в 320, т.к. этот год счит. исходным для т.н. эры Гуптов. Самудрагупта (ок. 330 - 380) и Чандрагупта II Викрамадитья (380 - 414) покорили всю Сев. Индию, кроме Кашмира и Зап. Пенджаба, а также Гуджарат, включая п-ов Катхиавар. Самудрагупта совершил также воен. поход в Юж. Индию. При Скандагупте (455 - 467) начались восстания покоренных народов и нападения эфталитов на сев.-зап. границы госуд. В правл. Будхагупты (467 - 500) начался распад Г. г. - от него отпали Катхиавар, Гуджарат и Малва. В нач. 6 в. эфталиты овладели зап. частью госуд. почти до Магадхи и заставили Баладитью платить им дань. Ок. 528 последний в союзе с правителем Мандасора (Цент. Индия) Яшодхарманом разбил эфталитов. В кон. 6 в. Г. г. перестало существовать.

ГУПТЫ

ГУПТЫ - династия, правившая в Сев. Индии с конца 3 в. до последней четв. 6 в. Основателем династии Г., по одной версии, был Шригупта, по др. - Гхатоткача. Сын последнего - Чандрагупта, счит. создателем крупной централизов. державы, именуемой в совр. историографии госуд. Гуптов.

ГУРИИ

ГУРИИ - хурии - в мусульм. представлениях девы, вместе с праведниками населяющие джанну (рай). В Коране Г. назыв. «супругами чистыми», т.е. лишенными как телесных, так и духовных недостатков. Их не коснулся ни человек, ни джинн. Сравнимые красотой с яхонтами и жемчугами, они сокрыты в шатрах; «и сделал их (аллах) девственницами, мужелюбящими, сверстницами». Комментаторы указывают, что Г. предоставл. в кач-ве супруг обитающим в раю праведникам на сроки, зависящие от числа благочест. поступков последних, причем Г. всегда остаются девственницами.

ГУСАНЫ

ГУСАНЫ - армян. профессион. нар. певцы и певицы, выступающие одноврем. как поэты и как композиторы. Были известны еще в Др. Армении. Непремен. участники свадебных обрядов и пиршеств, они исполняли любовные, сатирич., застольные песни, героич., патриотич. сказания, эпич. песни и причитания.

ГУСИ

ГУСИ - в античности были известны дикие виды Г., в осн. серые Г. игуменники. Птиц отлавливали силками и сетями. Впервые дикие Г. были приручены в Египте. В Греции Г. разводили прежде всего из-за их красоты, позже - ради дешевого мяса. В Афинах Г. служили жертв. животными беднякам. У Г. ценился также пух. В Риме и в его пров. Г. откармливали в широких масштабах. Особен. деликатесом служила гусиная печень. В Риме Г. славились как бдительные и плодовитые птицы. Благодаря этим свойствам они служили атрибутом Марса и Афродиты, Эрота и Приа-па, а также символом жен. хоз-венности.

ГУТИИ

ГУТИИ - гутеи - союз воинств. горных племен, образовавш. в кон. 3-го тыс. до н.э. на зап. окраине Иранского плоскогорья, к С. от Эламского царства. Около 2200 до н.э. Г. разгромили Аккадское царство в Месопотамии. Господство Г. продолжалось около столетия. Они были изгнаны из Месопотамии Утухэгалем, царем г. Урука.

ГУХЬЯКИ

ГУХЬЯКИ - в индуист. миф. класс полубогов, к-рые вместе с якшами и киннарами составляют свиту бога богатств Куберы, живут в горах и охраняют «скрытые» там сокровища. Главой Г. счит. Реванта, сын бога Сурьи.

ГУШТАСП

ГУШТАСП - в иран. миф. царь, провозгласивший зороа-стризм гос. религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе. Согл. «Шахрихаин Эран», религ. произв. на ср.-иран. яз., Виштасп повелел Зардушту - Заратуштре записать «Авесту» (1200 глав) спец. религ. шрифтом на золотых досках и поместить ее в «сокровищницу (храм) огня».

ГЭ-ГУ

ГЭ-ГУ - в кит. миф. богиня-покровительница повивальных бабок и деторождения. Реальная Г.-г. родилась в деревне Гэуцунь в провинции Аньхой. За иск-во принимать роды ее почитали как богиню и после смерти. В честь Г.-г. был воздвигнут храм.

ГЭЛЫ

ГЭЛЫ - гаэлы, гойделы - группа древ. кельтских племен, поселивш. в Ирландии. Часть Г. (племена скоттов и др.) в 5 - 6 вв. переселилась в Шотландию, где в свою очередь смешалась с пиктами.

ГЭ-СЯНЬВЭН

ГЭ-СЯНЬВЭН - в кит. миф. бог - покровитель красильщиков. Обычно почит. вместе с даосом Мэй-сяньвэном. В 9-й день 9-й луны их имена писали на особых дощечках и ставили перед ними предметы.

ГЯУР

ГЯУР - иноверец, неверующий; у исповедующих ислам, гл. обр. в ср. века, презрит. прозвище всех немусульман.

Предыдущая страница Следующая страница