Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СЕК")

Саами (лапландцы)

Саами (лапландцы) (Lapp), сев. народность скотоводов (иногда их называют лопарями), ведущих полукочевой образ жизни на терр. Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Их сезонные миграции со стадами сев. оленей начинаются весной, когда группы С. числ. от 10 до 100 чел. покидают свои зимние стоянки в поисках хороших пастбищ на период отела. Летом начинается второй переход на горные пастбища, за крым осенью следует возвращение на равнины, а затем последний переход к зимним стоянкам. Как и у др. скотоводов, осн. единицей социальной орг-ции С. является семья. Родство и торг, отношения обеспечивают основу связей между семейными группами. В прошлом традиц. формой религ. верований С. был шаманизм, в наст, время мн. из них - христиане, живущие в постоянных поселениях.

САДК

САДК (Southern African Development Community, SADK), Южноафриканское сообщество развития. Орг-ция, заменившая Южноафриканскую конференцию по координации развития (САДКК). Создана в рез-те подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. Осн. цели: достижение развития и эконом, роста, повышение уровня и кач-ва жизни народов Юж. Африки и поддержка социальной защиты посредством региональной интеграции; укрепление общих полит, ценностей и ин-тов; содействие занятости в произ-ве, рациональному использованию региональных ресурсов и эффективной охране окруж. среды; укрепление культурных связей между народами региона. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязывающими.

Сайентология

Сайентология (Scientology), религ. движение, возникшее на основе учения амер. писателя-фантаста Л.Рональда Хаббарда (1911-86). Сайентологическая церковь, возникшая из психотерапевт, практики, именуемой дианетика (совр. наука душевного здоровья), была учреждена в 1955 г. Ее учение сочетает психотерапию с элементами христианства, индуизма и буддизма. Согласно осн. тезису С., люди являются бессмертными существами - фетанами, продвигающимися к просветлению через перевоплощения. Для определения настроения фетаны - члены церкви проходят тщательную проверку с использованием детектора лжи - что должно укрепить их самосознание. Рез-ты проверок хранятся как банк данных и позволяют держать прихожан под контролем. Все это, равно как финанс. требования сайентологической церкви к своим прихожанам, вызывает серьезные опасения.

Самадхи

Самадхи (samadhi, санскрит - укрепление, сложение вместе), термин, используемый в индуизме для описания высшей цели йоги, где С. означает полное единство с объектом медитации. Если это бог, то наступает духовное освобождение (мокша). Смерть человека, достигшего мокши, также называется С., как и место его кремации или могила. В буддизме С. - это стадия медитации и последний этап Благородного восьмеричного пути.

Самиздат

Самиздат (samizdat, рус. аббр. - самодеятельное издание), неофиц. издания, к-рые ходили по рукам в быв. СССР и странах Восточного блока; выражали т. зр. диссидентских групп и отд. людей, вопреки офиц. цензуре и контролю. Продукция С. появилась в 1950-х гг. в СССР, ее кол-во возросло после смерти Сталина во время оттепели 1960-х гг., и особенно после подписания Хельсинкского соглашения на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1975 г.

Самоанцы

Самоанцы (Samoan), народ, населяющий о-ва Зап. и Вост. Самоа (полинезийцы). Занимается гл.об. рыболовством и земледелием, живет строго стратифицированными сооб-вами. О культуре С. писала в своей (вызвавшей многочисл. нарекания С.) кн. амер. этнограф М. Мид. Родство у С. определяется по мужской линии от общих мифологических предков. Наследуется в первую очередь не имущество, а титул, указывающий на положение в об-ве. Каждая родственная группа обладает неск. титулами, что позволяет ей участвовать в деревенских собраниях. При определении высшего титула и, след., избрании вождя первостепенное значение имеет обращение к мифологии.

Самовосприятие

Самовосприятие (self-concept), совокупность мнений, к-рые люди имеют о себе. Традиция к самоанализу прослеживается в трудах Блаженного Августина, Декарта, Юма и Джеймса, размышления к-рого в Принципах психологии (1890) составляют основу многочисл. бытующих в наст, время подходов к С.  Чикагская школа символического интеракционизма, в первую очередь труды социального психолога Дж.Г. Мида (1863-1931), отводит центр, роль понятию Я в теории развития социализации ребенка. Согласно Миду, собственное Я и личность проходят как бы через призму отношений к ним со стороны др. людей и отражают их восприятие. В последнее время социальные, клинические и когнитивные психологи (когнитивная психология) исследуют пути, какими отношение к себе может влиять на поведение индивида, его эмоции и процесс мышления. Вера людей в собственные способности, в природу своего дарования рождает решимость и тем самым развивает таланты. Противоречие между тем, что индивид думает о себе, и тем, каким ему хотелось бы себя видеть или следовало бы быть, может вызвать беспокойство и даже депрессию.

Самоопределение

Самоопределение (self-determination), право народа на выбор своего полит, будущего и тем самым - на выбор независимости и государственности, закрепленное в Уставе ООН. Право народа на С. неразрывно связано с такими факторами, как этнос, национальность, язык и религия, но сущность его противоречива. Претензии на С. часто имеют террит. основу, порождающую сепаратизм и сецессию.

Самопредставление

Самопредставление (self-presentation), тактика, к крой прибегают люди для контроля над впечатлением, производимым ими на др. людей. Способы, какими люди характеризуют и преподносят себя публике, являются предметом особого интереса для амер. интеракционистов-символистов (символический интеракционизм), включая Гоффмана. В своей работе Представление себя в повседневной жизни (1959) он утверждал, что понятие о себе постоянно взаимодействует с социальной ролью, какую играет индивид в обществ, жизни. Гоффман приводит анекдотические описания защитных и корректирующих действий людей ради спасения своего лица перед собой и др.

Самоубийство (суицид)

Самоубийство (суицид) (suicide), убийство самого себя. В нек-рых об-вах С. традиционно считается почетным или обязательным при опред. обстоятельствах, напр. яп. обряд сеппуку, или харакири, ритуальный разрез живота во имя сохранения достоинства или доказательства преданности, или индуистский обряд сатти, добровольное самосожжение вдовы после смерти мужа. С др. стороны, С. запрещено в исламе, иудаизме и христианстве. На протяжении веков в христ. странах С. считалось преступлением и самоубийц не разрешали хоронить на церк. кладбище. Уголовные наказания за попытку С. были отменены в Англии и Уэльсе только в 1961 г., однако содействие в совершении С. до сих пор считается преступлением, сторонники эвтаназии продолжают бороться за право содействовать С. в случае неизлечимой болезни. Причины С. всегда служили объектом горячих споров, что прослеживается как в теориях Дюркгейма, к-рый считал его рез-том социальной дезадаптации, так и в психолог, теориях, делающих акцент на агрессивных импульсах как основе С. В наст, время общепризнано, что к С. приводят разл. социальные и психолог, факторы. Вопреки распространенному мнению, что тот, кто грозится покончить с собой, не сделает этого в действительности, врачи и психологи полагают, что угрозы С. следует воспринимать серьезно. Попытка С. может быть намеренно неудачной, криком о помощи, но бывает, что она повторяется, приводя к фатальному исходу. Опред. успеха в поддержке потенциальных самоубийц добились спец. телефонные службы доверия. С. - трагедия не только для жертвы: оно является тяжелой травмой для его семьи и близких, к-рые испытывают чувство горечи, вины или гнева.

Сангха

Сангха (sangha, пали - община, множество, собрание), термин, первоначально обозначавший в буддизме последователей Будды. В тхераваде это монашеское сословие, пользующееся большим обществ.-религ. авторитетом: монахи (бхикшу), монахини (бхикшуни) и послушники (шраманера). В традиции махаяны термин С. имеет более широкое значение и распространяется на все буд. общины, особенно в тех р-нах, где монашеская традиция была ослаблена полит, давлением (в первую очередь в Китае и Тибете). В индуизме С. обозначает любую группу людей, к-рая следует гуру, или учителю, чтобы приобрести духовное знание.

Санитарная профилактика

Санитарная профилактика (sanitation), уборка нечистот и отходов. Недостатки в работе служб С.п. и водоснабжения - гл. причины эпидемий заразных болезней в развивающихся странах. По данным ВОЗ, в 1990-х гг. производственных мощностей для уборки отходов хватало лишь на 2/3 горожан и 1/5 часть сельского нас., а совершенствование санитарно-бытового обслуживания отставало от роста населения. Однако исследования Всемирного банка показали, что создание широкой сети элементарных систем С.п., достаточных для поддержания необходимого гигиенического уровня, не требует больших расходов. Канализационные же системы нуждаются в значит, финансировании, поэтому необходимо внедрение более примитивных, не столь дорогостоящих систем в больших масштабах. Однако уборке экскретов во мн. об-вах препятствуют разл. религ. табу, что вызывает опред. сложности в проведении С.п. Опыт показывает, что планирование, разработку и реализацию проектов С.п. и водоснабжения можно осуществить только при поддержке населения.

Санкции

Санкции (sanctions), принудительные, в т.ч. карательные, меры воздействия одного или неск. гос-в (или международной организации) против к.-л. страны, чтобы заставить ее изменить политику или обеспечить выполнение междунар. обязательств. С. могут предусматривать бойкот и полное или частичное прекращение эконом, и культурных связей, дип. отношений, возд. и пр. сообщений. Совет Безопасности ООН уполномочен вводить принудительные С. против страны-нарушителя; напр., С. применялись по отношению к режиму Я. Смита в Родезии (1966-79) после одностороннего объявления им независимости в нояб. 1965 г., а также против Ирака после его вторжения в Кувейт в 1990 г. Однако эффективность С. часто вызывает сомнения.

Сансара

Сансара (samsara, санскрит - прохождение через), центр, понятие индуизма и буддизма, означающее круговое течение, цикл повторяющихся рождений и смертей, порождаемый кармой. В индуизме душа постоянно возрождается в разл. облике, в зависимости от совершенных в прошлой жизни деяний, до тех пор, пока не обретет полного освобождения (мокша). Буддизм отрицает существование души, но безусловно признает духовную связь между сменяющими друг друга жизнями (причинное зарождение). Круг С. у буддистов включает в себя самые разные формы жизни, они верят в пять областей перерождения: область богов, людей, животных, духов и демонов. Поскольку все существующее подвластно С., буддисты с уважением относятся к любым формам жизни. Освободиться от С. и достичь окончательного духовного освобождения в нирване способны только преодолевшие вожделение, гнев и неведение.

Санскрит

Санскрит (Sanskrit), см. Индоиранские языки.

Сартр Жан-Поль

Сартр Жан-Поль (Sartre, Jean-Paul) (1905-80), франц. философ и писатель, наиб, значит, представитель экзистенциализма в послевоен. годы. В своем осн. филос. труде Бытие и ничто (1943) С. предпринял попытку определить фундаментальные структуры человеческого существования, исследуя конфликт между сознанием и объективным миром и стремясь подчеркнуть первостепенную важность свободы, к-рую он рассматривал как естественное состояние людей. В лит. соч. С. (Тошнота, 1938; Дороги свободы, 1945-49, и мн. пьесы) нашли отражение его филос. взгляды. В поздних работах С. обращается преимущ. к вопросам политики и идеологии (в частности, марксизма); к этому же периоду относится и многотомное исследование творчества Флобера.

Сборочная линия

Сборочная линия (assembly line), см. Способы производства.

Сбытовая политика

Сбытовая политика (merchandizing), см. Реализация товаров.

Сверхдержава

Сверхдержава (superpower), гос-во, к-рое занимает лидирующую позицию в мировой политике; располагает возможностями решительных действий в ситуациях глобального характера. Амер. политолог Уильям Фокс дал классич. определение С.: великая держава плюс мобильность силы. Термин используется в отношении гос-в, доминировавших на междунар. арене после 2-й мировой войны, - США и быв. СССР. Они стали С. не только благодаря естественным ресурсам и распространению интересов за пределы гос. границы, эконом, и дип. могуществу, но и в связи с тем, что обладали непременным атрибутом С. - воен. потенциалом и стратег. ядерным оружием.

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы (Jehovahs Witness), христ. секта, проповедует неизбежный конец света и гибель всего человечества, за иск. 144 тыс. избранников Иеговы, к-рые будут жить вместе с Богом в мессианском царстве. С.И. отвергают большинство христ. догматов и отказываются признавать законы гос-ва, если они не соответствуют принципам секты. Основана Чарлзом Расселом в 1878 г. в Питтсбурге (США), тогда же он начал издавать журн. Сторожевая башня, к-рый до сих пор является гл. рупором секты. Два миллиона приверженцев С.И. проживают в осн. в англоязычных странах.

Свобода

Свобода (freedom), ситуация, при к-рой люди (в одиночку или коллективно) могут контролировать свою жизнь без вмешательства др. людей или к.-л. внеш. полит, силы. В совр. мире требование полит. С. облечено в две осн. формы: требование стран покончить с иностр. правлением и управлять самим через собственные полит, ин-ты и требование отд. лиц, направленное на то, чтобы гос-во не вмешивалось в дела, к-рые они считают частными. Последнее требование включает такие характерные С., как С. слова и совести, С. ассоциаций и (что является более спорным) эконом. С., т.е. С. продавать, покупать и заключать контракт с любой согласной на это стороной. Философы и политологи, напр. Исайя Берлин (Две концепции свободы, 1958), противопоставляли негативные и позитивные аспекты С., когда быть негативно свободным означает просто-напросто ситуацию, при к-рой один индивид не препятствует осуществлению целей др., а быть позитивно свободным означает обладание способностью к достижению этих целей. С. хотя и является важной полит, ценностью, должна быть ограничена ради нее самой и ради др. целей. Наиб, известный принцип решения этой проблемы выдвинул Милль в своем эссе О свободе (1859): люди должны быть свободными, действовать по своему усмотрению, за иск. случаев, когда их действия наносят вред др. людям (свобода слова, свобода печати, свобода информации, свободная воля, права человека).

Свобода воли

Свобода воли (free will), филос. проблема, сводящаяся к вопросу о том, можно ли считать людей морально ответственными за их действия, если есть основания полагать эти действия зависящими от внеш. причин. Особое значение С.в. приобретает в контексте теологии: если Бог всезнающ и всемогущ, то отсюда неизбежно следует, что любой человеческий поступок предопределяет его воля. Та же проблема в светском контексте часто рассматривается как конфликт между моралью и наукой: в то время как моральная практика (напр., наказание) требует свободы действий, наука говорит о том, что любое наше действие направляется неумолимыми законами природы. С т.зр. детерминизма весь мир, включая человечество, есть всего лишь сложный механизм, любое действие к-рого - при наличии достаточной информации - может быть предсказано физикой. Природа С.в. трактуется с двух осн. позиций - либертаризма и компатибилизма. Либертаристы, напр. Кант, понимают под С.в. способность поступить по своему усмотрению, т.е. свободу выбора, что подразумевает освобождение от власти законов природы. Либертаристы, однако, не объясняют, как это возможно; Кант полагал, что С.в. достижима лишь при условии неподвластности человека законам природы. Компатибилисты, напр. Юм, напротив, отрицают необходимость столь важного условия. Они считают, что человек действует свободно до тех пор, пока ему не препятствуют внеш. силы, напр., воля др. человека. С т. зр. компатибилиста, для признания действий свободными вполне достаточно того, что человек осознает их как отвечающие его желаниям и характеру. Но компатибилисты затрудняются объяснить, почему факторы, детерминирующие желания или характер человека (напр., генетические св-ва или воспитание) и не контролируемые им, не могут рассматриваться как препятствие для С.в.

Свобода информации

Свобода информации (freedom of information), принцип, согласно к-рому информация, имеющаяся в распоряжении нац. пр-ва, должна быть открыта для публикации. В большинстве зап. демокр. стран существует закон, требующий, чтобы гос. агентства, а иногда и частные, готовили информацию для нас., имеющего законное право эту информацию знать - с необходимыми ограничениями для защиты интересов нац. безопасности, частной жизни и коммерч. права (защита данных). С.и. способствует росту демокр. ответственности, т.к. дает возможность хорошо информированным гражданам спорить с властями, а также оценивать достоверность касающихся их сведений. При тоталитарных режимах информация жестко контролируется. Граждане не имеют права проверять деят-ть пр-ва или сомневаться в ней. Даже демограф, информация (напр., о миграции) находится под запретом. Сведения о гражданах, полученные от информаторов секретных служб и с помощью техн. шпионажа (слежка), никогда не сообщаются общественности.

Свобода печати

Свобода печати (freedom of the press), свобода печатать информацию и мнения без предварительного разрешения или ограничений (цензура), исключения составляют клевета и порнография. В 17 в. Джон Мильтон выступил против действовавшего в то время закона о необходимости предварительного разрешения иа публикацию. Доводы, приведенные им в Ареопагитике (1644), могут считаться первой попыткой защиты С.п. В нагие время сторонники С.п. в демокр. гос-вах требуют более широкой свободы слова. С.п. включает право учреждать газету без лицензионных ограничений, независимость редактора от цензуры, право доступа в обществ, ин-ты, соблюдение тайны журналистских источников информации; С.п. может вступать в конфликт с правом на конфиденциальность или правом ответа на порочащую публикацию в прессе. При тоталитарных режимах С.п. отсутствует, ср-ва массовой информации контролирует гос-во, свобода слова реализуется только через самиздат, как это было, напр., в СССР и странах Восточного блока.

Свобода слова

Свобода слова (freedom of expression, free speech), право каждого человека свободно выражать свое мнение, в т.ч. через средства массовой информации. С.с. - одно из гл. прав человека, записанное во Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции по правам человека и отраженное в Первой поправке к Конституции США; лежит в основе демокр. процесса, помогая установлению истины, и является ср-вом самоопределения личности. С.с. связана со свободой совести и вероисповедания, свободой печати, а также свободным участием в полит, деят-ти. Ни одна из этих свобод не возможна в тоталитарных об-вах, однако даже в демокр. странах С.с. не бывает абс. Она может быть ограничена по соображениям нац. безопасности или правом на конфиденциальность, защиту от диффамации, порнографии, расовой ненависти, а также регламентирована авторским правом.

Свободный (вольный) порт

Свободный (вольный) порт (free port), порт, принимающий импортные и экспортные товары и услуги без тарифов и налогов. Задача создания С.п. состоит в содействии торговле с использованием складских помещений, где поступившие в страну товары ждут реэкспорта, не проходя таможенного досмотра, а также в предоставлении конкурентных преимуществ конкретному порту или компенсации ущерба в конкуренции.

Свободный рынок

Свободный рынок (free market), экономика, предполагающая покупку, продажу и др. торг, операции на любых выгодных для сторон условиях, без вмешательства (интервенция) гос-ва. Это означает, напр., что цены на товар не фиксированы и устанавливаются исключительно под воздействием спроса и предложения; государственное регулирование и субсидирование произ-ва или занятости отсутствуют. Идеал С.р. главенствует в идеологии либертаристов (либертаризм) и новых правых (см., напр., кн. Фридмана Капитализм и свобода, 1962). Однако требования С.р., зависящие от условий конкуренции и полной информированности, на практике часто не выполняются, поэтому даже симпатизирующие его идеалам пр-ва вынуждены регулировать рынки для защиты потребителей и предотвращения появления монополий и картелей. Объединения производителей также могут предпочесть стабильность регулированного рынка опасностям открытого соперничества, как об этом писал амер. экономист Джон Кеннет Гэлбрейт в кн. Новое индустриальное общество (1967). И все же С.р., очевидно, необходимы для эконом, роста, и их вводят мн. страны, придерживающиеся политики либерализации после неуспеха гос. планирования (плановая экономика). Теоретически можно представить себе такую форму рыночного социализма, при к-ром пр-во будет определять оптимальные цены на товары, но на практике свободный обмен товарами, услугами и раб. силой, скорее всего, приведет к кап. форме орг-ции экономики (капитализм).

Связи с общественностью (Пи-Ар)

Связи с общественностью (Пи-Ар) (public relations) (PR), управление обществ, мнением со стороны деловых кругов и орг-ций. Пи-Ар как отд. вид деят-ти, обеспечивающий потребности больших корпораций, появился в нач. 20 в. в США. Провозвестником Пи-Ар был Эдвард Л. Бернейз, автор кн. Технология согласия. Пи-Ар реализуются прежде всего через журналистов, однако такое влияние на обществ, мнение опосредованно, в отличие от прямого воздействия рекламы и маркетинга. Владение ситуацией включает своеврем. выявление возможных проблемных областей. Др. аспектами Пи-Ар являются написание речей, подготовка буклетов и сообщений для потребителей, акционеров и др. заинтересованных групп. Службы по Пи-Ар широко используются пр-вами, полит, партиями, благотворительными об-вами, а также деловыми кругами.

Святые

Святые (saints, лат. sanctus - святой), лица, особо чтимые церковью за праведную жизнь. В раннехрист. церкви всех ее членов называли С.; позднее термин стал обозначать тех, кто был сочтен достойным рая за благочестие, стойкое исповедание веры, дар чудотворства или по причине мученической смерти. Мученики находились на самой верхней ступени в иерархии С.; в народе издавна верили в то, что мощи С. способны творить чудеса. В рим. католич. церкви причисление к лику С. и канонизация - процесс довольно длительный: чтобы считаться С., человек должен при жизни служить образцом благочестия, а также совершать подлинные чудеса до и после смерти. В 1969 г. церковь исключила неск. С. из литургического календаря, в т.ч. и весьма почитаемого св. Христофора, поскольку возникли сомнения в их существовании. Большинство религий признает категорию С. (и мужчин, и женщин) - от индуистскихсадху до архатов тхеравады и бодхисатв махаяны. Однако ислам отвергает канонизацию С., хотя и сохранил культ вали (человека, прославившегося своим благочестием и потому считающегося заступником верующего перед Аллахом), особенно в суфизме и шиизме. Сглаз (evil eye), поверье, встречающееся во мн. крестьянских общинах (крестьянство), согласно к-рому нек-рые люди обладают способностью наносить вред, взглянув на человека, животное или растение. С. часто приписывают старикам и старухам, чужакам или калекам; полагают, что ими движет зависть. Издавна для защиты от С. пользовались талисманами, амулетами или отправлялись к колдунам снять С..

Себестоимость, стоимость

Себестоимость, стоимость (в экономике) (cost), расходы, понесенные в процессе произ-ва. В целом издержки произ-ва можно разделить на постоянные (или косвенные) и переменные (или прямые). Первые (иногда также называемые накладными расходами) не зависят от выхода продукции, они оплачиваются, даже когда ничего не производится. К ним относятся рента, зем. налог, плата за обслуживание ср-в произва и проценты. Переменные издержки - заработная плата, стоимость сырья и комплектующих - меняются в зависимости от выхода продукции. Затраты на единицу продукции рассчитываются путем деления полных производственных затрат на число единиц произведенной продукции, т.о., в рез-те получается ср. С. единицы продукции. Вмененные издержки - это стоимость, измеряемая не в деньгах, а в терминах нереализованных альтернативных целей. Так, если производители выпускают холодильники, то вмененные издержки будут заключаться в том, что, возможно, надо было выпускать телевизоры; если потребители покупают энциклопедии, вмененные издержки могут означать, что они отказались от возможности посетить дорогой ресторан. При идеально функционирующей системе цен (ценовая система) вмененные издержки отражаются в денежной стоимости. Др. словами, цена ресурсов является мерой их стоимости (в политэконом, смысле) при альтернативном использовании.

Североамериканские индейские языки

Североамериканские индейские языки (North American Indian languages), языки, на к-рых говорили коренные жители Канады и Сев. Америки до прихода европейцев, имевшего для них катастрофические последствия. Сохранилось менее половины из 300 языков, изначально распространенных в Сев. Америке; мн. из них владеют ныне лишь старики, и только 50 языков насчитывают св. 1 тыс. говорящих. В этом отношении сев. яз. пострадали больше, чем центральнои южноамер. Классификация сев. яз. спорна и сопряжена со значит, трудностями. Обычно их разделяют на семью на-дене и североамериндскую группу (к-рая, в свою очередь, делится на четыре подгруппы). На языках на-дене говорят на Аляске, в Зап. Канаде, Калифорнии, Аризоне и Нью-Мексико. К этой семье принадлежат 34 языка, включая навахо и апаче, с общим числом говорящих ок. 200 тыс. На наиб, распространенном яз. навахо говорят 120 тыс. чел. (эта цифра в последние годы возросла). Североамериндская группа состоит из алмосанской, керес-сиу, пенутианской и хоканской подгрупп. В алмосанской подгруппе наиб, распространены алгонкинские яз., на к-рых говорят более 90 тыс. жителей Центр, и Вост. Канады, а также центр, р-нов и вост. побережья США. К этой семье относятся такие известные яз., как оджибве, кри, блэкфут и чейенн. Подгруппа керес-сиу насчитывает ок. 45 тыс. говорящих в центр, и вост. р-нах США (сиу и кроу в центр, р-нах, чероки и могавк на В.). Ареал пенутианских яз. простирается от Зап. Канады до Ю.-В. США и Юж. Мексики. К ним относятся яз. чинук и мускоги (3,2 млн. говорящих), а также яз. майя (мексиканские и центральноамериканские индейские языки). Хоканская подгруппа включает 28 языков (50 тыс. говорящих на Ю.-З. США и в Вост. Мексике). Сев. яз. не имеют оригинальной письменности; для них разработаны совр. системы письма, позволившие сохранить мн. произв. устного нар. творчества.

Северо-западные индейцы

Северо-западные индейцы (North-West Indians), обитатели Тихоокеанского побережья Канады и Аляски, в т.ч. квакиутли, тлинкиты и цимшианы. Традиц. занятия - рыболовство и, в меньшей степени, охота. Об-во С.-з.и. было социально дифференцировано, с жесткими иерархическими ступенями от вождя до рядового члена племени и от рядового члена племени до раба. Ранги и иерархия определялись наследованием, обычно матрилинейным. Социальной единицей была деревня, состоящая из рубленых домов. Мифология связывала жителей одной деревни с общим предком. С.-з.и. создали совершенно своеобразный, чрезвычайно сложный стиль росписи дерев, масок, часто в виде тотемных столбов, а также служили показателем статуса, престижа и богатства. Вообще статус определялся совокупностью наследственных привилегий, напр., ловить рыбу в опред. месте или собирать плоды с опред. дерева, но не закреплялся на всю жизнь, его полагалось заслужить, и одним из самых впечатляющих способов сделать это был потлач - праздник, во время к-рого ценности могли быть перераспределены или даже уничтожены.

Север-Юг, отношения

Север-Юг, отношения (North - South relations), термин, характеризующий отношения, существующие между передовыми индустриальными странами (Севером) и третьим миром, или развивающимися странами (Югом). С.-Ю. о. стали вопросом междунар. политики вслед за процессом деколонизации, в рез-те крого в междунар. системе появилось большое кол-во новых государств, считающих себя во мн. отношениях, особенно в эконом., ущемленными. Развивающиеся страны пытались с помощью разл. мер уменьшить свою зависимость от Севера. Они, в частности, активизировали свою деят-ть в ООН, особенно на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г., подготовившей основу для выдвижения ряда новых требований в мировой торговле. Позиция Юга усилилась к кон. 1970-х гг.: ОПЕК показала всем развивающимся странам пример успешного повышения мировых цен на нефть; требование установления Нового международного экономического порядка прозвучало на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г., а вопрос С.-Ю.о. стал предметом обсуждения междунар. комиссии, заседавшей в 1977-1979 гг. под председательством Вилли Брандта. В получившем известность докладе Север-Юг: программа для выживания (1980) комиссия рекомендовала безотлагательно провести реформы для устранения существующего неравноправия в эконом, отношениях между Севером и Югом. (Установлено, напр., что неравенство дохода между Европой и Индостаном увеличилось за последние сто лет с 2 : 1 до 70 : 1.) Эти реформы практически не были осуществлены. Развивающиеся страны также оказались не готовы к большей части перемен, необходимых для изменения междунар. эконом, порядка, отчасти из-за существующих между ними противоречий.

Сегрегация

Сегрегация (segregation), принудительное деление людей по признакам расы или пола. С. влияет на доступ к школьному образованию, определяет специфические правила пользования землей, транспортом и др. обществ, благами и привилегиями. Самым известным примером С. является, очевидно, южноафрик. апартеид, нацеленный на разделение не только белых и негров, но и цветных групп. Законодательство, поддерживавшее апартеид, было отменено в 1991 г. В юж. штатах США сегрегационные законы обязывали негров посещать отд. школы, пока Верховный суд страны не объявил (1954) т.н. раздельное, но равное обучение противоречащим Конституции. С. по признакам пола или кастовая система могут определяться религ.социальными причинами, как в Саудовской Аравии, где девочки учатся в отд. школах, а транспорт разделен на мужской и женский, или в Индии, где место жительства порой обусловлено кастовой принадлежностью.

Сексуальная эксплуатация детей

Сексуальная эксплуатация детей (child sexual exploitation), использование детей в сексуальных отношениях для эротического удовлетворения или продажи с целью получения прибыли. С.э.д. включает педофилию, порнографию, проституцию и сексуальный туризм. Нек-рых детей вовлекают в этот бизнес родители, отчаявшиеся найти заработок, но наибольшему риску подвержены дети, убежавшие из дома и вынужденные оказывать сексуальные услуги за еду и приют. Физ. и психолог, ущерб, нанесенный жертвам, тот же, что при сексуальном совращении малолетних, но вероятность заразиться венерической болезнью, СПИДом или подвергнуться насилию намного выше. Большинство рынков, торгующих детьми, выходят за пределы нац. границ; покупатели, как правило, из богатых стран, а поставщики - из бедных. С.э.д. распространена во мн. странах и в наст, время растет, что отчасти объясняется большими деньгами, вовлеченными в эту сферу, взяточничеством офиц. лиц, их шантажом организаторами бизнеса и нежеланием стран признать существование С.э.д.

Сексуальное поведение

Сексуальное поведение (sexual behaviour), поведение, имеющее целью деторождение или эротическое удовлетворение. Сексуальные обычаи разных историч. эпох и культур различаются, что подчеркивала, в частности, антрополог Мид, утверждавшая, что не существует единой схемы половых взаимоотношений. Одни об-ва моногамны, др. - полигамны, в одних поощряют добрачный секс, в др. осуждают, во мн. странах гомосексуальность приемлема, в др. считается уголовным преступлением. Науч. исследования интимных аспектов секса появились сравнительно недавно. Первые известные труды в этой области принадлежат Кинси, автору кн. Сексуальное поведение мужчин (1948) и Сексуальное поведение женщин (1953). В 1970-х гг. стали популярны опросы, хотя существуют сомнения относительно их надежности. Вирджиния Мастере и Уильям Джонсон в работе Сексуальное поведение человека (1966) изложили рез-ты своих наблюдений за С.п. людей. Однако общепринятые методы основаны на изучении того, что сами люди сообщают о своей сексуальной активности и как эта информация коррелирует с такими факторами, как особенности личности, отношений и полов. Неожиданных выводов эти исследования не дали: экстраверты (экстраверсия) начинали заниматься сексом раньше, чем интраверты, занимались более часто и с большим кол-вом партнеров, женщины были менее заинтересованы в добрачном сексе, чем мужчины. В 1970-х гг. в зап. странах женщины, по мнению ученых-сексологов, относились лояльно к вопросу о смене сексуальных партнеров, но в 1980-х гг. в связи с ростом заболеваний, передаваемых половым путем, распространением СПИДа, социальными проблемами их взгляды стали более консервативными. Практич. применение работ психологов-сексологов сводится к вопросам использования или неиспользования контрацептивов и к терапии психосексуальных проблем.

Сексуальное совращение малолетних

Сексуальное совращение малолетних (child sexual abuse), использование взрослыми детей в нарушающих социальные запреты сексуальных отношениях, на к-рые дети не могут дать осознанного согласия. Преступником бывает скорее член семьи или к.-н. из близких, чем чужой человек. Наиб, частые жертвы - девочки, не достигшие половой зрелости, но могут быть дети обоих полов, всех возрастов и даже младенцы. Хотя ребенок рискует получить физ. увечья, психолог, травма может оказаться еще тяжелее и оставить свой след на мн. годы. Часто ребенок чувствует себя виновным, одиноким и униженным, а из-за того, что преступник запугал его, или из боязни, что ему не поверят, он даже не пытается никому пожаловаться. Общепринятые социальные нормы таковы, что С.с.м. утаивается и большая часть случаев, особенно инцест, остается скрытой. Без своеврем. помощи (оказываемой гл.об. проф. орг-циями) мн. дети, повзрослев, не в состоянии строить норм, отношения с др. людьми и часто сами становятся жестокими.

Сексуальные домогательства

Сексуальные домогательства (sexual harassment). Это понятие включает непристойные высказывания (чаще всего в адрес женщины), принуждение к нежелательной ей физ. близости и даже Изнасилование. Проблема С.д. часто возникает на работе, и на первый взгляд эти домогательства вовсе не являются сексуальными (напр., издевательства, колкости); иногда С.д. могут интерпретироваться как стремление продемонстрировать власть, особенно если мужчина находится в положении начальника по отношению к женщине. Принять меры против С.д. трудно, т.к. они не считаются преступлением до тех пор, пока не совершено сексуальное нападение или изнасилование. Мн. обществ, орг-ции выступают за принятие закона о кодексе поведения на раб. местах. В наст, время действующие во мн. странах законодательства о сексуальной дискриминации позволяют получить компенсацию за недозволенные действия.

Сексуальные преступления

Сексуальные преступления (sexual offences), преступления сексуального характера, мн. из к-рых считаются насилием. С.л. включают неспровоцированную сексуальную агрессию, нападение и изнасилование. С.п. ставят под угрозу личную безопасность, что во всех странах вызывает обсспокоснносгь общественности. Феминистки утверждают, что мн. С.н. против женщин совершаются из побуждения унизить человеческое достоинство жертвы. С.п. против женщин и детей не редкость в исправительных учреждениях стран с авторитарными режимами. С.п. совершаются также умственно неполноценными людьми. Запрещенные в ряде стран гомосексуализм и проституция иногда рассматриваются как С.п., поскольку считаются нарушением общепринятых норм нравственности, но эта проблема вызывает большие споры.

Сектантство

Сектантство (sectarianism), см. Этнический конфликт.

Секуляризм

Секуляризм (secularism), см. Религия и политика.

Предыдущая страница Следующая страница