Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕГ")

Мавлид ан-Наби

Мавлид ан-Наби (Mawlid an-Nabi, араб. - время пророка), праздник, посвященный дню рождения пророка Мухаммеда, родившегося, как полагают, 20 авг. 570 г. н.э. Празднование длится месяц (с кульминацией на 12-й день) и подразумевает пересказ историй из жизни Мухаммеда, свидетельствующих о личностном и духовном величии посланника Бога, передавшего людям божественное откровение Корана. Отмечать дни рождения отцов-основателей начали в рамках традиции суфизма, но затем эта практика распространилась на весь ислам, несмотря на оппозицию со стороны ультраортодоксальных групп, напр. ваххабитов.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии)

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) (international Atomic Energy Agency, IAEA), междунар. орг-ция со штаб-квартирой в Вене (Австрия), основана в 1957 г. под эгидой ООН. Агентство, членами к-рого являются 113 гос-в, содействует мирному использованию атомной энергии в таких областях, как с.х., медицина, пром-ть и энергоснабжение. Агентство предоставляет техн. помощь и инструкции по нормам безопасности, следит за тем, чтобы ядерное сырье и оборудование, предназначенные для мирных целей, не использовались в воен. целях. В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (1968) распространение ядерного оружия) МАГАТЭ инспектирует ядерные установки в странах, к нему присоединившихся. Агентство играло важную роль в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). После войны в Персидском заливе (1991) инспекторы МАГАТЭ установили сушествование в Ираке секретной программы по ядерному оружию; это заставило общественность призвать к серьезным мерам, включающим проведение большего числа спец. инспекций с целью предотвратить распространение ядерного оружия.

Магистрат

Магистрат (magistrate), в широком смысле слова любое лицо, осуществляющее судебную власть. В Англии и Уэльсе М. - это, как правило, непрофессионал, проявляющий интерес к обществ, делам, но не имеющий юрид. квалификации. Таким М. в судах оказывают консультативную помощь по правовым вопросам солиситоры, секретари по делам правосудия. Оплачиваемый М. работает полный раб. день и должен быть барристером или солиситором. Суды магистратов занимаются в осн. вопросами уголовного права. Их задача - решать, должно ли лицо, обвиненное в серьезных правонарушениях, предстать перед судьей и коллегией присяжных, хотя сами они судят и выносят приговоры лицам, обвиненным в -менее серьезных правонарушениях. Они также рассматривают споры, связанные с опред. исками в рамках гражданского права.

Магия

Магия (magic), вера в то, что желаемого можно достичь посредством ритуальных действий (ритуал), обычно подразумевающих заклинания и чары, способные воздействовать на сверхъестественные силы. Изучение М. часто неразрывно связано с изучением религии. Первые антропологи, в частности Фрейзер, расматривали М. как стадию социальной эволюции и считали ее своего рода примитивным знанием. Этот взгляд был оспорен Малиновским, в чьей интерпретации (связанной с его приверженностью функционализму) М. - это ср-во для выражения специфических эмоций. Вопреки предсказаниям таких социологов, как Вебер, интерес к М. не ослаб, несмотря на успехи науч. рационализма.

Мажоритарное представительство

Мажоритарное представительство (majoritarian representation), система электорального представительства, основанная на одномандатных округах, при к-рой победитель должен либо получить наибольшее число голосов по сравнению с др. кандидатами, либо более 50% голосов или иную оговоренную часть голосов, напр., две трети. Показательным примером М.п. является победа первого по числу набравших голосов кандидата по системе относит, большинства, практикуемой в Великобритании. При этой системе ведущий кандидат в каждом округе избирается в первом же туре, даже при незначительном перевесе поданных за него голосов. В мажоритарных системах таких стран, как Австралия, Канада и Франция, побеждает кандидат, набравший более 50% голосов. Если ни один кандидат не набирает 50% от поданных голосов, то обычно проводится второй тур голосования, как, напр., во Франции. Во втором туре участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее число голосов. В Австралии используется система альтернативного голосования, при к-рой избиратели распределяют кандидатов в порядке предпочтений. Если при подсчете первых предпочтений ни один кандидат не получает большинства голосов, из списка исключается самый последний по числу поданных голосов кандидат и его голоса распределяются с учетом вторых предпочтений. Процесс продолжается до тех пор, пока один из кандидатов не наберет большинства голосов. Мажоритарная система, особенно система относит, большинства, отдает предпочтение крупным политическим партиям, способным получить большинство мест в законодат. органе. Она снижает необходимость в коалиционных правительствах, к-рые более характерны для систем с пропорциональным представительством.

Маймонид

Маймонид (Maimonides) (1135-1204), еврейский философ, врач и законоучитель, род. в Кордове на Ю. Испании. Его Пересмотр Торы представляет собой свод осн. еврейского закона (Тора), систематизирующий все еврейские законы и учения. Подобно Фараби, М. стремился путем аллегорической интерпретации согласовать религ. учение с филос. и науч. теориями. Его Путеводитель колеблющихся предназначен тем, кому приходится сталкиваться с очевидной необходимостью выбирать между религ. и науч. знанием. М. считал, что и то и др. может быть постигнуто в пределах его собственной сферы, но понять значение их гармонии способны лишь люди сильного интеллекта. Элитарность этого учения, преследующего к тому же и цели благочестия, выражается в намеренно неясном стиле Путеводителя, к-рый должен отпугнуть людей посредственного ума, оградить от учения, способного лишь смутить их.

Майя

Майя (maya, санскрит - колдовство, видимость), термин, используемый в индуизме для обозначения иллюзорной природы реальности. В Упанишадах он связан с понятиями магии и обмана. Мир М. подобен представлению фокусника, уверяющего, что все видимое нами в феноменальном мире существует реально, хотя на самом деле мы введены в заблуждение иск-вом чародея. В адвайте (адвайта-веданта) М. означает, что - как и в магическом представлении - чувственная достоверность недостаточна для знания. Природа нашего познания мира не дает никакой гарантии в том, что реальность и есть то, чем она обыкновенно представляется. В действительности знание, как это проистекает из учения Упанишад, состоит в понимании того, что природный мир изменчив, многовиден и не является последней реальностью, несмотря на свидетельство нашего опыта, подлинной же реальностью является брахман, сам по себе тождественный познанному я (атман). Только с помощью знания мы можем достичь истинного понимания вечной и неизменной природы брахмана и тем самым окончательно освободиться от М.

Макиавелли Никколо

Макиавелли Никколо (Machiavelli, Niccolo) (1469- 1527), итал. гос. деятель и полит, мыслитель. Наибольшую известность ему принесла кн. Государь (1513), наставляющая правителей, как лучше всего добиться господства и сохранить его. С очевидным пренебрежением к традиц. морали М. утверждал, что правители должны прибегать к жестокости, обману и прочим подобным ср-вам, чтобы укрепить свой статус в глазах народа. Гл. убеждение М. сводилось, однако, к тому, что лишь сильное государство способно обеспечить реализацию всех остальных жизненных задач. Это убеждение лежит в основе Рассуждений на первую декаду Тита Ливия (ок. 1513-17 гг.), в к-рых достижения Римской республики рассматриваются как пример, помогающий понять, что же требуется для успешного респ. правления. М. специально подчеркивал, что необходимо охранять от порчи полит, добродетель граждан. Он рассуждал как полит, реалист, излагающий уроки, к-рые усвоил сам, наблюдая мир как он есть. Поскольку такой реализм толковали как циничное презрение к моральным запретам, термин макиавеллизм стал означать коварство и обман.

Мак-Люэн Херберт Маршалл (Маклуэн Герберт Маршалл)

Мак-Люэн Херберт Маршалл (Маклуэн Герберт Маршалл) (McLuhan, (Herbert) Marshall), (1911-80), канадский социолог и культуролог, публицист. Рассматривал культуру как совокупность ср-в общения, известен своей теорией ср-в массовой коммуникации, развитой в кн. Понимание средств массовой коммуникации (1964). М.-Л. считал печатное слово более отделенным от аудитории ср-вом коммуникации, чем те, к-рые воздействуют на органы восприятия, такие, как телевидение, и полагал, что печатные издания будут постепенно уступать дорогу электронным ср-вам коммуникации. По его мнению, на сообщение, передаваемое любым видом коммуникаций, очень сильно влияет само ср-во передачи информации, отсюда его афоризм: средство передачи - уже послание. Термин М.-Л. глобальная деревня означает то, что средства массовой информации сужают мировое пространство благодаря своему культурному воздействию.

Макроэкономика

Макроэкономика (macro-economics), область эконом, науки. М. занимается исследованием динамики больших эконом, структур по таким параметрам, как спрос (с его составляющими - потреблением, инвестициями и гос. ср-вами), национальный доход, платежный баланс, уровень занятости и уровень цен. Осн. внимание М. уделяет роли пр-ва, особенно влиянию его денежной и фискальной политики на функционирование экономики. Разл. школы экономистов разработали разные макроэконом, модели. Представители кейнсианства считают, что денежная оплата труда является неизменной величиной, а валовой нац. продукт (ВНП) зависит от гос. вмешательства (интервенция) в экономику. Авторы трудов по классической политической экономии и монетаристы (монетаризм) больше склоняются к тому, что цены и оплата труда - величины переменные, а нац. доход почти не зависит от гос. политики.

Малайский язык

Малайский язык (Malay language), см. Австронезийские языки.

Малиновский Бронислав Каспер

Малиновский Бронислав Каспер (Malinowski, Bronislaw Kaspar) (1884-1942), англ, антрополог польского происх., первым в антропологии ввел практику полевых исследований. М. - известный критик более ранних концепций социальной эволюции, основоположник этнографии и функционализма. Его теоретич. взгляды могут показаться устаревшими, но этнографические работы до сих пор захватывают воображение все новых и новых читателей. С 1914 по 1918 г. с небольшими перерывами М. находился на о-вах Меланезии в юж. части Тихого ок., изучая жизнь местных племен (тробрианцы). В итоге появилась кн. Аргонавты западной части Тихого океана (1922), в к-рой было дано описание кула - системы взаимного обмена на о-вах. Эта кн., как и послед, работы М., дает подробнейшее описание всех аспектов жизни народов этого региона. Мандат (mandate), полномочия на к.-л. деят-ть за др. лицо; в частности, этот термин использовался при определении системы управления колониями, утраченными Германией и Турцией в кон. 1-й мировой войны. Подмандатными терр. считались имперские владения Турции на Бл. Востоке и герм, колонии в Центр, и Юго-Зап. Африке. Они не являлись, строго говоря, ни колониями, ни полностью независимыми странами, а были переданы Лигой Наций в управление странам-победительницам, в осн. Англии и Франции, до тех пор, пока не будут готовы к полной независимости. На практике мандатная система была сопряжена с трудностями и вызывала недовольство. Большинство подмандатных терр., исключая Палестину и Намибию, получили независимость в рез-те 2-й мировой войны.

Маниакальная депрессия

Маниакальная депрессия (maniac depression), циклические перепады настроения, смена периодов гиперактивности, энтузиазма и уверенности в себе, а также оптимизма (зачастую необоснованного) отчаянием и депрессией. Крайняя форма М.д. выражается в тяжелейших психозах (психические заболевания), однако более легкая ее степень встречается у нек-рых, склонных к частым переменам настроения людей, способных на стадии подъема к грандиозным творческим свершениям. М.д., предрасположение к к-рой передается по наследству, происходит из-за внезапных колебаний уровня содержания хим. в-в в головном мозге, контролирующих настроение. Восстановление баланса этих в-в, а значит, стабилизация настроения, наиб, успешно происходит при приеме спец. лекарственных препаратов.

Мантра

Мантра (mantra, санскрит - заклинание, чары), мистическое заклинание или стихотворная строка. Многократное декламирование М. используется в индуизме и буддизме для медитации. Считается, что М. обладают магическими св-вами, напр., защищают произносящего их от злых сил. Инд. М. основаны или на санскритских стихах, заимствованных из Вед, или на свящ. звукосочетаниях типа ом (аум) как выражающих высшую реальность (тантра).

Маоизм

Маоизм (Maoism), ком. учение Мао Цзэдуна (1893- 1976). Мао активно разрабатывал теоретич. основу ком. гос-ва в Китае; его идеи отражают влияние как традиц. кит. мысли, так и структуры кит. об-ва. Принципиальным отличием М. от марксизма-ленинизма является идея приоритета крестьянства как осн. движущей силы рев-ции, а не гор. пролетариата, недостаточно развитого в Китае того времени. Идея перманентной рев-ции - центр, у Мао - на практике привела к таким радикальным преобразованиям, как большой скачок (1958) и культурная революция (1966). В противоположность быв. Советскому Союзу, где приветствовалась широкомасштабная индустриализация и возникла правящая ком. элита, в М. подчеркивалось преимущ. значение крестьянства, мелкой пром-ти и сельской коллективизации. Во избежание появления бурж. элиты гор. рабочих и интеллигенцию время от времени отправляли в сельские р-ны на принудительное воспитатание с.-х. трудом. Эта политика привела к катастрофическим эконом, и социальным последствиям, и в совр. Китае не имеет последователей. Тем не менее маоистская рев. теория и стратегия партизанской борьбы до сих пор находят сторонников в нек-рых развивающихся странах.

Маори

Маори (Maori), туземное нас. Новой Зеландии, родственное полинезийцам, но обладающее собственной самобытной культурой. Язык М. относится к австронезийским языкам. Племенное устр-во традиционно основывалось на общем происх., внутриплеменные группы владели участками земли. Выращивание с.-х. продуктов, а также ритуалы осуществлялись семьей. Решительное сопротивление, оказанное М. колонизации, привело к целому ряду воен. конфликтов, с к-рыми навсегда было покончено в 1872 г. В нач. 20 в. культура М. пережила период возрождения, что обеспечило этому народу представительство в парламенте и введение в школах его языка. В последние годы М. вновь испытывают культурный подъем, что благотворно влияет на сохранение их самобытности.

Марафонский бег

Марафонский бег (marathon), состязание в беге на длинную дистанцию, протяженность к-рой (с 1908 г.) 42 км 195 м. Этот вид соревнований увековечил подвиг др.-греч. воина, пробежавшего в 490 г. до н.э. из Марафона в Афины с вестью о победе греков над персами. М.б. был включен в программу первых совр. Олимпийских игр (Афины, 1896) и сейчас считается осн. соревнованием по бегу на длинные дистанции (для мужчин и женщин). Победители тратят на это расстояние чуть более двух часов. Массовое увлечение любительским бегом на длинные дистанции сделало М.б. ежегодным соревнованием в ряде стран, а большой М.б., напр., лондонский или бостонский, проводится на огромном пространстве, где состязаются до 200 бегунов. Полная дистанция для мн. довольно сложна, поэтому вместо нее стала широко применяться половинная дистанция.

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ (в экономике) (marginal analysis), анализ, основанный на концепции маржинальных или небольших возрастающих величин. Маржинальное изменение в переменной А по отношению к переменной Б - это изменение в А, ассоциируемое с небольшим изменением Б. Напр., предельная склонность к потреблению измеряет изменение в потреблении, проистекающее от изменения в доходе. Такое понимание акцентирует внимание на кейнсианской (Кейнс) макроэконом, модели мультипликатора. Особенно полезен М.а. в микроэкономике. Напр., кол-во продукта, закупаемое потребителем, определяется в точке, когда доп. удовлетворение (полезность), полученное от последней (предельной) единицы, закупленной в данный момент, впервые становится равным цене данного продукта. При этом исходят из того, что цена задана и что (во всяком случае, вне опред. момента) предельная полезность уменьшается с каждым увеличением в кол-ве закупаемого продукта (закон убывающей доходности). Действуя в какой-то степени неосмысленно, фирма, стремящаяся к макс, извлечению прибыли, увеличит произ-во, как только ее предельный доход (приращение к общему доходу от поставки доп. единицы продукции) станет больше ее предельных издержек (приращение к доп. издержкам от той же самой единицы продукции), т.к. предельная единица продукции в этом случае явно способствует возрастанию прибыли. Фирма достигнет оптимального выпуска продукции, когда предельный ее доход будет равен предельным издержкам.

Марионеточное государство

Марионеточное государство (марионеточный режим) (puppet state), страна или пр-во, номинально независимые, но практически находящиеся под контролем более сильной державы. После вторжения Японии в кит. пров. Маньчжурию в сент. 1931 г. на ее терр. было образовано М.г. Маньчжоу-ro. Точно так же в рез-те вторжения в Афганистан Советского Союза в 1979 г. и Вьетнама в Камбоджу (Кампучию) в 1978 г. образовались два М.г.

Маркетинг

Маркетинг (marketing), деят-ть по созданию или расширению спроса на продукцию или услуги компании. В понятие М. входят изучение рынка, реклама в срвах массовой информации и др. формы продвижения товара, включая спонсорство, спец. предложения и подарки; упаковка по месту продажи; ценообразование; политика усовершенствования продукции, включая создание марочных видов продукции и разработку новой продукции; персональную продажу и распределение. Успешный М. включает выявление и удовлетворение запросов потребителей. Хотя М. изначально был разработан для потребительских товаров, его принципы все больше применяются к пром. товарам, услугам и деят-ти, не приносящей прибыли, такой, как благотворительность и работа местной и гос. адм-ции. По мере роста деловой активности М. все больше приобретает междунар. характер.

Маркс Карп

Маркс Карп (Marx, Karl) (1818-83), нем. философ, экономист и революционер. Первоначально М. находился под влиянием Гегеля. В 1840-х гг. тесно общался с радикальными демократами в Германии и Франции и стал приверженцем коммунизма; выступил с широкой критикой капитализма как системы, к-рую считал гл. источником отчуждения человека. Полагая, что экономика играет осн. роль в жизни людей, М. изменил гегелевскую формулу, согласно к-рой ход человеческой истории находится во власти мирового духа, и разработал теорию, известную как материалистическое понимание истории (материализм), к-рая стала основой марксизма. М. гл.об. изучал экономику капитализма, стремясь показать ее неизбежно кризисный и эксплуататорский характер. Эконом, анализу кап. об-ва он посвятил свой труд Капитал (1867), полностью изданный Фридрихом Энгельсом в 1885- 94 гг. В своих публицистических работах М. рассматривал совр. ему полит, события с классовой т.зр. Иногда сам активно участвовал в раб. и соц. движении, в частности в 1864 г. способствовал созданию Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). После смерти М. его многочисл. труды оказали значит, влияние на соц. движение и политические партии во всем мире.

Марксизм

Марксизм (Marxism), система эконом, и полит, взглядов, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом (1820-95), впоследствии развитая их преемниками в русле диалектического материализма и положенная в основу теории и практики коммунизма. Ядром М. является материалистическая концепция истории, согласно к-рой развитие всех человеческих об-в в конечном счете определяется производственными отношениями. Специфические способы произ-ва лежат в основе совокупности отношений, в к-рых существует данное произ-во (напр., рабство, феодализм, капитализм), а затем уже - полит., религ., филос. и др. воззрения соответствующего об-ва. Конфликт, возникавший между отд. классами, приводил к след, стадии социальной эволюции. На смену феодализму пришел капитализм, и затем по схеме Маркса и Энгельса он должен уступить место Социализму/коммунизму. С помощью этой теории получала обоснование первостепенная роль классов и классовой борьбы. Внимание Маркса и Энгельса было сосредоточено на все возрастающих противоречиях кап. об-в, в к-рых, как они считали, растет водораздел между эксплуататорским классом капиталистов и беднеющим раб. классом. В основу эконом, анализа капитализма Маркс положил свой нормативный вариант трудовой теории стоимости, к-рой придерживались классич. экономисты Смит и Рикардо. Маркс считал, что капиталисты экспроприируют прибавочную стоимость, созданную рабочими, и приобретают все больший капитал, в то время как рабочие (пролетариат) нищают. Согласно М., развитие пром-ти неизбежно приведет к гибели капитализма, в то же время раб. класс должен быть готов к свержению системы рев. методами и учреждению соц. об-ва. Маркс и Энгельс не детализировали развитие экономики и политики социализма, но после их смерти Ленин и его последователи в России и др. странах взяли на вооружение идеи М. для создания идеологии коммунизма, впоследствии названной марксизм-ленинизм. Однако др. марксисты критически относились к ком. методам и считали рев-цию в России (1917) преждевременной. В 20 в. марксистам пришлось столкнуться с неспособностью соц. об-в жить согласно гуманистическим идеалам самого Маркса, а также с полит, явлениями - напр., с подъемом фашизма, - к-рые явно противоречили историч. материализму. Практич. значение подобных несоответствий состоит в том, что для принятия М. в целом в наше время необходима вера в него, края не терпит сомнений. Тем не менее указание Маркса, что для понимания об-ва нужно прежде всего изучить его способ произ-ва, продолжает привлекать мн. социологов и историков, не воспринимающих М. как цельную теорию.

Маркузе Герберт

Маркузе Герберт (Marcuse, Herbert) (1898-1979), нем. философ, к-рый, спасаясь от нацизма, перебрался после 1934 г. в США. Принадлежал к Франкфуртской школе. М. выступал за радикальные социальные перемены и в 1960-х гг. был культовой фигурой для рев. студентов и новых левых. Кн. М. Эрос и цивилизация (1955) была смелой попыткой синтезировать идеи Фрейда и Маркса. По словам англ, философа Энтони Куинтона, он был так же предан эротическому освобождению бессознательного от гнета рационального сознания, как и рев. освобождению масс от полит, и эконом, господства кап. правящего класса. Своей известностью М. обязан в первую очередь анализу репрессивной природы совр. об-ва - кап. (Одномерный человек, 1964) или ком. (Советский марксизм, 1958).

Марониты

Марониты (Maronite), члены вост.-христ. общины, состоящей в каноническом общении с римскоЙ католической церковью. Насчитывают ок. 1 млн. чел. М. в осн. сосредоточены в Ливане, однако они есть и на Кипре, в Египте, Палестине, Сирии и США. Маронитское богослужение проводится на сирийском яз. сирийская православная церковь), а главой их церкви является (под общим началом папы римского) патриарх Антиохии (Антакья в совр. Турции) с резиденцией в Ливане. Со времени возникновения гос-ва Ливан в 1944 г. М. играли заметную роль в политике: должность президента традиционно занимал М. Во время гражд. войны в Ливане (1975--91) М. разделились на две фракции - фалангистов и хамунистов.

Маршалл Альфред

Маршалл Альфред (Marshall, Alfred) (1842-1924), англ, ученый, представитель классической политической экономии. Осн. вклад в науку - развитие теории частичного (в отличие от общего) равновесия в микроэкономике, теоретич. анализ распределения ресурсов путем исследования механизма спроса и предложения на отд. рынке. М. разработал кривые спроса и предложения, ввел понятие эластичности для обозначения отношения между двумя пропорциональными изменениями, обосновал концепцию излишков потребления как разницы между макс, суммой денег, к-руго потребители могли бы зарезервировать для оплаты опред. кол-ва товара, и суммой, к-рую они действительно должны израсходовать при данной рыночной цене. М. развил также теорию ренты, созданную Рикардо ( прибыль).

Масаи (маасаи)

Масаи (маасаи) (Maasai, Masai), народ в Кении и Танзании. В прошлом занимали пастбищные угодья Рифтовой долины, нападая на соседей и отбирая у них скот. Традиционно М. питаются кровью и молоком кр. рог. скота, хотя разводят также овец и коз. Молодые мужчины-масаи после обрезания становятся моранами (воинами) и в течение десяти лет пасут скот и охотятся на хищников. Затем они переходят в разряд мл. старейшин, и тогда им разрешается жениться. На М. оказывают постоянное давление, чтобы вынудить их перейти к оседлому образу жизни.

Масонский орден

Масонский орден (Masonic Order), разветвленное тайное братство т.н. вольных каменщиков. Об-во, образцом для к-рого послужили ср.-век. гильдии каменщиков, было основано в Лондоне в 1717 г. для поддержки взаимного братства и самопомощи. Членами разл. лож М.о., открытого только для мужчин, были преимущ. представители интеллектуального труда. У М.о. существуют свои собственные ритуалы инициации, включающие клятвы верности; его отличает приверженность символике: напр., моральный закон, братство и праведность символизируются свящ. кн., циркулем и угольником. Масоны узнают друг друга с помощью системы тайных знаков, паролей и рукопожатий. Масонство не является религией, хотя его последователи обычно верят в высший разум и следуют принципам морали, милосердия и повиновения закону. В нек-рых странах Европы, в частности в Италии и Франции, масонство традиционно привлекало антиклерикалов и вольнодумцев, вызывая тем самым оппозицию со стороны рим. католич. церкви, к-рая считала масонство несовместимым с ее собственным учением. В наши дни М.о. сохраняет наибольшую популярность в Англии и др. англоязычных странах.

Материализм

Материализм (materialism), филос. направление, исходящее из того, что мир материален и существует объективно. Поэтому М. является формой монизма. Доводы в пользу М., как правило, подтверждаются успехами естественных наук. Сторонником М. был Гоббс. С т.зр. истинного М. мышление или душевное состояние должны быть в нек-ром смысле идентичны физ. явлениям, отсюда возникают сложные филос. вопросы. М. также ассоциируется с именем Маркса, крый с его помощью стремился объяснить развитие истории, об-ва и мышления. Согласно М. Маркса, характер об-ва определяется состоянием его экономики. Это отличает позицию Маркса от позиции идеалистов (идеализм), считающих, что развитие человечества направляет независимое мышление.

Матриархат

Матриархат (matriarchy), власть женщин над мужчинами, противоположность патриархата. Нек-рые мыслители 19 в., включая нем. теоретика социализма Фридриха Энгельса (1820-95) полагали, что М. был характерной формой самых ранних человеческих об-в. В работе Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884) Энгельс утверждает, что доказательства тому могут быть найдены в мифах, ранней истории религий, а также в традиции с.-х. об-в, поклонявшихся богине плодородия. Матрилинейность, когда власть (чаще мужчины) передается по женской линии наследования, встречается и ныне у нек-рых народностей в неиндустриальных об-вах и может рассматриваться как признак существования в прошлом М., однако это утверждение требует доп. доказательств. Возможное существование матриархальных об-в - гл. направление аргументации феминисток против доминирования мужчин.

Матрипинейное наследование

Матрипинейное наследование (materilineality), см. Родословная, Род.

Мафия

Мафия (Mafia), междунар. тайное об-во; возникла в раннем Средневековье в Италии на о. Сицилия, в совр. форме существует с нач. 19 в. и к наст, времени распространилась по всему миру. М. представляет собой самоуправляющееся об-во с централизованной иерархической структурой, требующее от своих членов соблюдать кодекс молчания и избегать контактов с законными властями; право мести в М. распространяется как на жертву, так и на ее семью. М. контролирует контрабанду наркотиков (наркомания), организованную проституцию, ей не чуждо мошенничество, воровство и похищение людей. М. проникла в бизнес, заставляя платить налог за покровительство (под угрозой насилия), крый может исчисляться мн. миллионами. Безопасность представителей церкви или правоохранительных органов, вступающих в борьбу с М., часто оказывается под угрозой. Особенностью М. в США (коза ностра) стало проникновение в сферы легального бизнеса - транспорт, стр-во, банковское дело и т.д., где происходит отмывание денег. Многократные попытки властей как в США, так и в Италии прекратить деят-ть М. всегда сталкивались с большими трудностями.

Мах Эрнст

Мах Эрнст (Mach, Ernst) (1838-1916), австр. физик и философ-идеалист. Его утверждение, что в основе всего нашего знания о мире лежит чувственное восприятие, а наука должна заниматься только сферой наблюдаемого, вдохновляло сторонников логического позитивизма - членов Венского кружка в 1920-х гг., а также оказало влияние на ученых в др. областях знания, напр., на Альберта Эйнштейна (1879-1955), создателя теории относительности, и на Копенгагенскую школу квантовой механики. Велика заслуга М. в области аэродинамики, существует т.н. число Маха, получившее назв. в его честь.

Махабхарата

Махабхарата (Mahabharata), классич. санскритский эпос (примерно 400 г. до н.э. - 200 г. н.э.), считается одним из свящ. индуистских текстов. В. М. описывается трагическая война между двумя ветвями бхаратской династии: пандавами - силами добра и кауравами - силами зла. Герой эпоса - Арджуна; его длительный диалог с Кришной является апогеем одной из наиб, известных частей М. - Бхагавадгиты.

Махаяна

Махаяна (Mahayana), одно из осн. направлений буддизма. Возникло в 1 в. н.э. и получило распространение преимущ. в Сев.-Вост. Азии. Поэтому М. иногда называют сев. буддизмом. Номинально принимая канон тхеравады, М. выстраивает свое осн. учение на доп. текстах (написанных на санскрите, а не на пали), в частности Сутре Лотоса. Учение М. подчеркивает всеобщность просветления; его приверженцы принадлежат ко всем слоям об-ва и не обязаны быть монахами; отсюда и слово М., означающее большая колесница. Последователи М. стремятся к просветлению ради всеобщего блага, а не ради самих себя. Эта отличительная особенность М. лучше всего проявляется в идеале бодхисатвы Авалокитешвары (далай-ла-ма), чьи выдающаяся мудрость и исключительная способность к состраданию служили на благо всех последователей учения, вместе с тем представляя собой совершенное воплощение религ. идеала М. Внутри буддизма М. существуют две осн. филос. школы: мадхьямика, к-рая подчеркивает иллюзорность и, в сущности, пустоту (шуньята) природы всех вещей, а также первостепенную важность мудрости (прайна); и йогахара, к-рая уделяет особое внимание сосредоточенности в медитации (самадхи, индийская философия).

МВФ (Международный валютный фонд)

МВФ (Международный валютный фонд) (International Monetary Fund, IME), междунар. эконом, орг-ция и специализированное учреждение ООН. МВФ был создан в 1945 г., его штаб-квартира находится в Вашингтоне, округ Колумбия. В отличие от Всемирного банка, с к-рым фонд тесно связан, МВФ не является агентством по развитию. Его оси, цель - содействие междунар. валютному сотрудничеству, расширению междунар. торговли, стабилизации обменных курсов валют и устранению ограничений валютного обмена. Размеры взносов стран-членов зависят от их благосостояния. Фонд пополняет свои срва с помощью заимствований у стран с достаточно богатыми денежными ресурсами и созданного резервного источника - т.н. спец. права заимствования (валюта). Фонд предлагает своим членам упорядоченную систему для урегулирования финанс. сделок, а также выдает кредиты странам, у к-рых возникают сложности с платежным балансом. В последние годы это были в осн. развивающиеся страны. Такие займы связаны обычно с необходимостью внесения изменений в эконом, политику этих стран, направленных на улучшение эконом, ситуации. Поскольку эти изменения часто ведут к снижению гос. расходов на социальные нужды и субсидии, росту стоимости жизни, условия, предлагаемые МВФ, в то же время являются источником разногласий между ним и странами - получателями займов. Более того, осуществление одобренных МВФ программ обычно необходимо этим странам для пролонгирования крупных займов, полученных от коммерч. банков. После азиат, финанс. кризиса 1997 г. деят-ть МВФ стала предметом острой дискуссии.

Мегаполис

Мегаполис (megacity), очень большой город. До 1880-х гг., пока нас. Лондона не превысило 4 млн. жителей, города подобного размера были неизвестны. К 1980 г. кол-во таких городов достигло 35, а в кон. 1990 г. их стало более 60, причем 50 из них - в развивающихся странах. Среди самых больших городов выделяется подгруппа М. - агломератов, по терминологии ООН. В 1980 г. было семь агломератов с нас. более 10 млн. чел. В кон. 1990-х гг. таких городов стало 22, причем все, кроме пяти, - в развивающихся странах. Мн. М. уже столкнулись с огромными трудностями (урбанизация) в обеспечении своих жителей водой, электроэнергией, продуктами питания и работой (занятость).

Предыдущая страница Следующая страница