Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Э"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эванс-Причард Эдуард (Эван)

Эванс-Причард Эдуард (Эван) (Evans-Pritchard, Sir Edward, Evan) (1902-73), англ, этнограф. Его полевые исследования в Судане в 1920-30-х гг. привели к созданию двух наиб, известных трудов по этнографии Черной Африки. Кн. Э.-П. Колдовство, оракулы и магия азанде (1937) и Нуэры (1940) внесли много нового в изучение таких категорий, как родство, магия, религия, политическая организация и разрешение споров. Ранний этап деят-ти Э.-П. часто рассматривают как дань школе функционализма, сам ученый находился под сильным влиянием франц. социологов, в частности Дюркгейма, тем не менее он утверждал, что антропология, как и история, по существу иск-во, а не наука вроде биологии и должна заниматься описанием и толкованием конкретных культур, не пытаясь создавать общие теории.

Эволюционная социология

Эволюционная социология (evolutionary sociology), социология, подчеркивающая преемственность биол. и социокультурной эволюции. Получила развитие в трудах брит, социолога Уолтера Рансимена, к-рый писал: Нельзя не признать, что любая подлинно социальная теория не может не быть эволюционной. Эта оценка вызвала жаркие споры среди социологов. Его эволюционизм был подвержен стандартной критике, направленной против эволюционной теории в совр. социологии (социальная эволюция). Однако широта взглядов и глубина анализа Рансимена, особенно стремление изучать социальную эволюцию с т.зр. историч. последовательности развития, в крой более поздние достижения зависят от ранних, постоянно привлекают внимание исследователей.

Эволюция

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание), в широком смысле - синоним развития; процессы изменения (преимущ. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня орг-ции системы (прогрессивная Э., прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также Э. при сохранении общего уровня или высоты орг-ции (Э. геол. систем, языков). Термин Э. чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биол. объектов, регулируемого естественным отбором. В применении к социальным системам социальная эволюция) Э. рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (Э. обществ, ин-тов, идеологии, культуры и т.д. как часть общей истории). В узком смысле в понятие Э. включают лишь постепенные количеств, изменения, противопоставляя его развитию как качеств, сдвигу.

Эвтаназия

Эвтаназия (euthanasia, греч. - хорошая смерть), практика прекращения жизни человека ради избавления от физ. страданий или длительной комы вследствие неизлечимой или дегенеративной болезни. Юрисдикция большинства стран рассматривает Э. как незаконную акцию, однако в мире активно дискутируется вопрос легализации добровольной Э., т.е. Э. с согласия больного, что и осуществляется на практике в Нидерландах. Аргументы против добровольной Э. основаны на том, что больной не всегда может самостоятельно принять решение, на него могут оказывать давление родственники, к тому же за юрид. разрешением добровольной Э. может последовать практика Э. недобровольной (умерщвление больного, к-рый не в состоянии дать на это согласия, по приговору человека или об-ва) и даже принудительной (ликвидация тех, кого сочтут непригодными к жизни). В 1990 г. Верховный суд США одобрил Четырнадцатую поправку к Конституции страны, гарантирующую право на отказ от нежелательного мед. вмешательства, но лишь в тех случаях, когда больные о своем решении заявляли ранее. Однако отказ подключить умирающего к аппарату искусств, дыхания и ввести ему внутривенное питание (т.н. пассивная Э.) рассматривается нек-рыми не как Э., а как желание не мешать естественному ходу событий.

Эгалитаризм

Эгалитаризм (egalitarianism), утопическая идея ликвидации социальных различий и социального неравенства путем всеобщей уравнительности. Э. присутствует во мн. религ., обществ, и полит, движениях, но особый интерес он вызвал на Западе после Французской революции (1789) и с распространением идей коммунизма. Мн. либеральные демократии выступают за равенство перед законом (каждый должен иметь равные перед законом права, включая право на судебное разбирательство), полит, равенство (каждый должен иметь право избирать и быть избранным) и равенство возможностей (каждый должен иметь равное право претендовать на образование, трудоустр-во и продвижение по службе). Менее бесспорны идеи о достижении материального равенства, напр., путем земельной реформы или перераспределения доходов с помощью налоговой системы. Критики Э. утверждают, что он ущемляет свободу личности и ведет к снижению эффективности экономики. Защитники Э. апеллируют к проблемам бедности и считают неприемлемыми для об-ва огромные различия в жизненном уровне граждан (права человека).

Эгоизм

Эгоизм (egoism), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам др. людей. Обычно эгоист (к-рого, как правило, отличают от человека аморального) стремится продемонстрировать рациональность своей позиции. Первое детальное обоснование сути Э. дано в Государстве Платона, где утверждается, что у человека, уверенного в безнаказанности, не будет оснований стремиться к справедливости. Нем. философ 19 в. Макс Штирнер в кн. Единственный и его достояние (1845) проводил идею последовательного эгоцентризма: единств, реальность - Я, индивид. Противоположность Э. - альтруизм.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (existentialism), направление в континентальной философии сер. 20 в. После 1-й мировой войны Э. овладел умами мн. мыслителей, писателей и деятелей иск-ва. Его привлекательность отчасти заключалась в способности передать атм-ру отчуждения и жестокости, свойственную Европе 20 в. Философы-экзистенциалисты рассуждали о природе реальности, но рассматривали традиц. метафиз. (метафизика) и эпистемологические (эпистемология) вопросы с антропоцентрической т.зр., предполагающей драматическое, а подчас и трагическое противостояние человека и мира. Экзистенциалистская мысль склонна пренебрегать науч. знанием, в особенности психологией - насколько она претендует на статус науки, - и настаивать на отсутствии объективных ценностей, подчеркивая вместо этого реальность и значимость человеческой свободы. Влияние Кьеркегора способствовало возникновению традиции христ. Э., но самые известные представители Э., Хайдеггер и Сартр, придерживались его атеистической формы. Э. трудно вместить в какой-то опред. набор филос. идей. Он испытал влияние совр. ему феноменологии Гуссерля, но в то же время мн. заимствовал у философов 19 в., включая  Ницше и Кьеркегора, чьи идеи индивидуальности можно считать прототипом экзистенциалистского взгляда на человека как одинокое, случайное и самосозидающее существо.

Экологически чистое сельское хозяйство

Экологически чистое сельское хозяйство (organic farming), c.x. без использования искусств, удобрений и пестицидов. Науч. исследования показали, что пестициды и искусств, удобрения разрушительно влияют на здоровье человека и окруж. среду, в т.ч. почву. Это повлекло за собой рост потребности в продуктах, не содержащих вредных хим. соединений, и мн. фермеры в развитых странах перешли на Э.ч.с.х. Натуральные методы земледелия включают применение естественных удобрений: навоза, золы водорослей (келп), компоста, а также культивирование клевера и др. бобовых, накапливающих в почве азот. Для борьбы с болезнями и вредителями необходимы севооборот и использование естественных врагов (биол. контроль). Антибиотики применяются не для профилактики (как в большинстве обычных х-в), а только для лечения больных животных. Стандарты Э.ч.с.х. устанавливаются независимыми нац. и междунар. орг-циями.

Экология

Экология (ecology, греч. oikos - дом, жилище и logos - исследование), раздел биологии, наука о взаимосвязях между организмами и окруж. средой, о круговороте в-в и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле. В более узком и популярном смысле Э. изучает влияние деят-ти человека на окруж. среду. Ученые-экологи, зеленые и др. защитники природы считают, что сокровищница нашей планеты беспрерывно расхищается, а безответственная индустриализация оказывает катастрофическое воздействие на экосистемы, т.е. функционально единые комплексы организмов и окруж. среды. Кислотные дожди, гибель лесов, опустынивание, исчезающие виды, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды и истощение озонового слоя - все это аспекты негативного воздействия человека на природу. Меры по защите окружающей среды, включая предпочтительное использование возобновляемых источников энергии, представляют собой лишь небольшую часть необходимых для противостояния разрушительным процессам.

Экономика развивающихся стран

Экономика развивающихся стран (development economics), изучение эконом, структуры, политики и динамики развития стран с низким и ср. уровнем дохода. Интерес к Э.р.с. возник после 2-й мировой войны в связи с освобождением быв. колоний и переходом власти к независимым пр-вам, к-рые стремились превратить нац. экономику из малодоходной, опиравшейся гл.об. на добывающую промышленность, в доходную и вывести свои гос-ва в ряд совр. промышленно развитых. Этот процесс подкреплялся и полит, интересом осн. развитых стран, поощрявших экономическое развитие, - интересом, подогреваемым соперничеством в холодной войне и возросшей озабоченностью общественности растущим в мире уровнем бедности. Экономика развивающихся стран имеет свои особенности. Прежде всего это касается эконом, структуры, обществ, ин-тов и культуры, требующих особенных, отличных от развитых стран подходов и моделей развития. Кроме того, при выборе той пли иной политики необходимо учитывать своеобразие каждой страны и вносить соответствующие коррективы. Наконец, особое внимание следует уделять эконом, росту - а значит, росту сбережений и инвестиций - и внедрению совр. технологий. Пессимизм в отношении победы над бедностью, в свое время высказанный такими классич. экономистами, как Рикардо и Роберт Мальтус (1766- 1834), сменился сдержанным оптимизмом, вызванным техн. прогрессом, существенными переменами в междунар. торговле и появлением новых индустриальных стран, особенно в Юго-Вост. Азии (Тайвань, Юж. Корея, Гонконг и Сингапур). Их примеру готовы следовать и др. страны. Экономисты ведут серьезные дебаты по поводу роли гос-ва в этих процессах. Так, монетаристы и представители неоклассич. школы выступают за миним. вмешательство в экономику гос-ва, полагая его ошибки более серьезными, чем рыночные сбой. Др. экономисты, т.н. структуралисты, убеждены в полож. роли гос-ва: оно содействует быстрому внедрению новых технологий в с.х., стимулирует пром. рост, особенно на нач. стадиях развития страны, и заботится об обеспечении нас. необходимыми товарами и услугами.

Экономика сельского хозяйства

Экономика сельского хозяйства (agricultural economics), раздел эконом, науки, получивший развитие в первые два десятилетия 20 в. в США. Поскольку почти половина нас. мира живет за счет земледелия, постольку анализ с.х. и любой связанной с ним области агробизнеса - задача весьма насущная. Перед экономистами-аграрниками стоят практич. цели: изучить разл. системы земледелия, разработать прогноз его развития под воздействием разл. факторов, напр., климата, дать анализ эконом, политики в отношении с.х. В частности, изучив реакцию производителей с.-х. продукции на постоянно меняющиеся цены, ученые разработали механизмы контроля и поддержания на одном уровне цен практически во всех развитых странах (напр.. общая с.-х. политика в ЕС). В развивающихся странах Э.с.х. опирается прежде всего на мелких, ведущих натуральное х-во земледельцев, по во мн. регионах мира следствием аграрной реформы стали не частные фермы, а коллект. (коллективная собственность) и кооперативные (кооператив) х-ва.

Экономические школы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экономический рост

Экономический рост (economic growth), расширение выпуска продукции, обычно выражающееся в увеличении национального дохода. Темпы Э.р. в разных странах неодинаковы, гл.об. в связи с различиями в росте числ. нас., объемах инвестиций и техн. прогрессе. Однако Э.р. не обязательно означает рост доходов на душу нас. или улучшение положения всех групп нас. и может даже вызвать такие негативные внешние эффекты, как перенаселение и загрязнение окружающей среды. Все это по возможности следует учитывать при оценке жизненного уровня (анализ затрат и результатов).

Экономическое прогнозирование

Экономическое прогнозирование (economic forecasting), предсказание величины эконом, показателей на уровне макроэкономики (для страны или группы стран) или микроэкономики (для отд. вида продукта или рынка). В Э.п. используются разл. методы - от исследования рынка до создания комплексной мат. модели, опирающейся на ключевые поведенческие предпосылки (анализ рисков).

Экономическое развитие

Экономическое развитие (development), долговрем. экономический рост и структурные изменения в гос-ве в процессе перехода от традиц. аграрного об-ва к совр. промышленно развитому; в более широком смысле Э.р. означает преодоление бедности, повышение доходов и увеличение возможностей для занятости. В соответствии с эконом, структурой выделяют развитые страны - с развитой индустриальной экономикой индустриализация), и развивающиеся страны, экономика крых основана гл.об. на добывающей промышленности. В развивающихся странах к концу века значительно возросли ВВП и показатели продолжительности жизни и уровень образования, а показатель детской смертности упал. К факторам, способствующим Э.р., относятся повышение производительности труда в с.х., капиталовложения в образование и здравоохранение, развитие эконом, инфраструктуры, рост обрабатывающей пром-ти и экспорта готовых изделий. Необходимыми предпосылками Э.р. являются полит, стабильность и отсутствие потрясений в об-ве. Роль рынка в Э.р. вызывает существенные разногласия; одни полагают, что свободный рынок, когда вмешательство госва ограничено лишь обеспечением социальной и эконом, инфраструктур, - наиб, эффективный механизм стимулирования Э.р.; др. высказываются в пользу активной роли гос-ва, содействовавшего, напр., на Тайване и в Юж. Корее, ускоренному развитию, но до тех пор, пока оно не сдерживает инициативу и не влияет на цены. Экономисты выделяют три фактора, препятствующих Э.р.: 1. Порочный круг - низкие реальные доходы, ведущие к низкому уровню сбережений, инвестиций и производительности труда, - и вновь низкие доходы. Смягчить действие этого фактора может иностр. помощь. 2. Диспропорция в росте сельского хозяйства и числ. нас.: быстрый рост последнего приводит к плохому питанию, растущему импорту продовольствия и недостаточному экспорту с.-х. продуктов. Действне этого фактора в Азии, напр., было ослаблено технолог, прорывом в селекции новых урожайных видов с.-х. культур. 3. Незначит. капиталовложения в образование и здравоохранение, что имеет следствием скудный человеческий капитал. Мн. страны за последние полвека немало сделали для исправления этой ситуации, но в нек-рых странах Африки и Лат. Америки она по-прежнему остается удручающей. В 1980-х гг., напр., это объяснялось внеш. обстоятельствами, низкими ценами на производимые товары широкого потребления, высокими процентными ставками и долговым кризисом, в рез-те к-рого страны столкнулись с нехваткой иностр. валюты и вынуждены были принять политику регулирования, к-рая часто влечет за собой падение дохода на душу нас. и снижение инвестиций.

Экономия на масштабе (эффект масштаба)

Экономия на масштабе (эффект масштаба) (economies of scale), сокращение ср. издержек произ-ва и, след., себестоимости единицы продукции при увеличении объемов произ-ва. Если при увеличении объемов произ-ва ср. издержки произ-ва растут, это явление называется отриц. эконом, эффектом масштаба произ-ва. Э. на м. позволяет производителю предлагать свою продукцию по более конкуретоспособным ценам и, т.о., захватывать большую долю рынка. Внутр. Э. на м. имеет место в тех случаях, когда удается достичь более производительного использования факторов произ-ва и возросший его объем позволяет оплачивать более высокие расходы маркетинга, финансирования развития произ-ва и т.д. Внутр. убытки на масштабе возникают в рез-те превышения предприятием оптимальных размеров, что вынуждает его непропорционально увеличивать и содержать громоздкий штат адм.работников.

Экспорт

Экспорт (exports), товары (видимый Э.) и услуги (невидимый Э.), продаваемые зарубежным гос-вам. Э. базируется на том, что одни страны располагают необходимыми для др. стран ресурсами, напр. к.-л. видом сырья, или более эффективно по сравнению с др. странами производят отд. товары и услуги. Специализируясь на произ-ве этих товаров и торговле ими, страна может значительно улучшить свое эконом, положение. Ограничения на Э. включают экспортные пошлины (вводит страна-производитель) и тарифы, квоты, разл. сборы, санитарно-гигиенические и техн. стандарты (вводит страна-импортер). Э. можно ограничить также трансп. издержками. Содействуют Э. экспортные дотации. Мн. экономисты утверждают, что развитие Э. играет ключевую роль в экономике. Политика поощрения Э., достигшего в таких новых индустриальных странах, как Тайвань и Юж. Корея, почти половины ВНП, способствовала их значит, эконом, росту, но и стратегия содействия с.-х. Э. в Кот-дИвуаре также была достаточно плодотворна.

Экстраверсия/интроверсия

Экстраверсия/интроверсия (extroversion/introversion), термины, введенные Юнгом, для определения преимущ. ориентации личности соответственно на внеш. или на внутр. мир. Мн. исследователи полагают деление на экстравертов и интровертов основополагающим различием между людьми. В кн. Психологические типы (1921) Юнг утверждает, что интроверты недоверчивы и склонны концентрироваться на субъективных и внутр. аспектах своей жизни, тогда как экстраверты направляют энергию на внеш. мир и взаимоотношения с др. людьми. Брит, психолог Ганс Эйсенк (род. 1916 г.) развил эту мысль в серии трудов, к-рую открывает кн. Измерения личности (1947). Он утвсрждает, что отношение Э./и. представляет собой континуум и что большинство людей принадлежат к психолог, типу, находящемуся где-то внутри этого континуума; люди крайних типов встречаются гораздо реже. Эйсенк считает различие психолог, типов биологически обусловленным: нервная система интровертов более уязвима, чем экстравертов; они, как правило, не нуждаются во внеш. стимулировании, тогда как экстравертам оно необходимо.

Экстрадиция

Экстрадиция (extradition), выдача иностр. гос-ву лица, нарушившего законы этого гос-ва. В международном праве Э. осуществляется лишь между гос-вами, заключившими соответствующий договор. Согласно таким договорам, Э. должен санкционировать суд, причем на полит, преступления она, как правило, не распространяется.

Эластичность

Эластичность (в экономике) (elasticity), степень изменения величины одной переменной в ответ на изменение на одну единицу величины др. переменной. Отражает характер зависимости двух факторов. Напр., Э. спроса в зависимости от цены представляет собой выраженное в процентах изменение спроса на товар в рез-те изменения его цены. Здесь цена - независимая переменная, поскольку ее изменение влечет за собой изменение спроса зависимой переменной. Концепция Э. помогает экономистам анализировать свою деят-тъ. Так, падение цен на автомобили может стимулировать объем их продажи, особенно если покупатели сочтут его врем. Если, напр., снижение цен на 10% вызовет увеличение кол-ва проданных автомобилей на 20%, то можно сделать вывод, что кратковрем. Э. спроса по цене на машины равна -2 (минус, т.к. показатели имеют разные знаки). Э. по цене позволяет прогнозировать влияние изменений валютного курса {обменный курс) на экспорт и импорт. Э. дохода может быть полезной при анализе воздействия изменения в налоговых ставках на потребительские расходы.

Электоральное поведение

Электоральное поведение (voting behaviour), модель предпочтения избирателей, определяемая полит., социальными и психолог, факторами. Точно установить, какое именно сочетание факторов образует избирательную модель групп или отд. лиц невозможно, но ряд др. моделей позволяет выявить нек-рые закономерности. Социологическая модель свидетельствует об обществ, положении избирателей, напр., классовой принадлежности социальный класс), отношении к собственности, образовании. Партийная модель, напротив, основана на эмоциональной привязанности, воспитанной в семье. Наконец, модель рационального выбора свойственна избирателям, к-рые на выборах руководствуются пользой, как при покупке продуктов. Распространенность той или иной модели зависит от места и времени. Напр., социальные перемены последних десятилетий снизили степень эмоциональной привязанности избирателей к к.-л. партии, на рез-ты голосования все больше влияет обществ, оценка ее полит, курса и деят-ти (партийный имидж), особенно если она правящая. Анализ Э.п. важен и для объяснения хода мыслей избирателей (пусть даже немногочисл.), меняющих свои пристрастия от одних выборов к др. Такие плавающие голоса -дань животрепещущим проблемам - не имеют отношения к предпочтению той или иной партии, но способны серьезно повлиять на итоги избирательной кампании.

Элита

Элита (elite), избранная группа или класс. Итал. теоретики Парето и Гаэтано Моска(1858-1941) в ряде известных соч. утверждали, что социальные группы и об-ва неизбежно возглавляются Э.: бесклассовые об-ва, к крым призывают марксисты (марксизм), невозможны. Нем. социолог Роберт Михельс (1876-1936) доказывал, что даже во главе полит, партии демокр. направленности неизбежно, по железному закону олигархии, стоит Э. В США Э. служила предметом многочисл. дискуссий, т.к. мн. американцы видели в ней угрозу демократии. Чарлз Райт Миллс (1916-62) в кн. Властвующая элита (1956) отметил, что в деловой, полит, и воен. жизни США господствует особая Э., и назвал ее военно-промышлепным комплексом. Характер Э. может меняться, В новых независимых гос-вах победившую рев. Э, иногда свергает след., более прагматичное поколение, Э., не привлекающая новых членов и закрытая для притока талантливых людей, рискует, писал Моска, истощить себя, что обычно ведет к серьезным социальным катаклизмам. Возможно, именно закрытость правящих Э. в ком. режимах Вост. Европы и быв. СССР способствовала их падению в 1989 и 1991 гг.

Эмиграция

Эмиграция (emigration), переселение из к.-л. страны в др., вызываемое разл. причинами (эконом., полит., религ. и пр.). Более всего склонна к перемещениям молодежь. Войны, расовые, религ. и полит, преследования часто приводят к вынужденной Э. (беженцы). Э. из Европы в 1800-1914 гг. составила ок. 50 млн. чел., более половины из к-рых обосновались на постоянное жительство в США (полная Э. была больше, но 30% вернулись в Европу). Каждый год в США эмигрируют ок. 500 тыс. чел. Наиб, распространенной в 20 в. была Э. из Европы в Сев. и Юж. Америку, Австралию, Новую Зеландию, из Юж. Азии в Великобританию, из стран Юго-Вост. Европы в Сев. Европу и из Сев. Африки во Францию. Эконом, последствия Э. неоднозначны. Доходы, к-рые родная страна получает от денежных переводов эмигрантов, могут нивелироваться утечкой мозгов и оттоком квалифицированной раб. силы.

Эмиссионный ДОМ

Эмиссионный ДОМ (issuing house), финанс. учреждение (в США и Великобритании обычно торг. банк), занимающееся от имени частных компаний добыванием капитала путем размещения их ценных бумаг. Доверие инвесторов к Э.д. зависит от его репутации. В нек-рых случаях Э.д. сами покупают весь выпуск ценных бумаг, гарантируя, т.о., компанию от неопределенностей относительно сумм, к-рые она сможет получить в рез-те размещения своих бумаг.

Эмотивизм

Эмотивизм (emotivism), филос. теория, согласно крой значение моральных суждений состоит в выражении или определении эмоционального отношения. Напр., суждение Вы не должны были делать этого эмотивист истолкует как выраженное говорящим неодобрение чьего-либо действия. Э. как теория, описывающая значения языка морали, был предложен Айером в русле логического позитивизма. Э. отрицает существование объективных фактов морали и утверждает, что суждения ее не могут быть ни истинными, ни ложными в силу невозможности их верификации (верификационизм).

Эмоция

Эмоция (в психологии) (emotion), психич. отражение окружающего мира, проявляющееся гл.об. в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деят-ть. Последователи Дарвина, изложившего свои взгляды в кн. Выражение эмоций у человека и животных (1872), считают, что по крайней мере осн. Э. являются врожденными и проявляются поразному. Сторонники взгляда на Э. как на социальный феномен утверждают, что различия в психич. отражении мира зависят от способа адаптации к об-ву. Число осн. эмоций служит предметом дискуссий, но, по авторитетному мнению Уотсона, к ним относятся страх, ярость и любовь. Представления Джеймса о характере и происх. Э., изложенные им в статье Что такое эмоция? (журн. Майнд 1884 г.) долгое время были очень популярны среди ученых. Джеймс утверждал, что наше ощущение происходящих [телесных] изменений и есть эмоция, т.е. Э. - это физиологический ответ на внеш. воздействия. Модифицированная версия этой теории, разработанная при участии дат. врача К.Г. Ланге (1834-1900) и потому известная как теория Джеймса-Ланге, лежит в основе совр. теории Э., развитой амер. психологом Стэнли Шахтером в соч. Эмоция, ожирение и преступление (1971).

Эмпиризм

Эмпиризм (empiricism), филос. направление, признающее чувственный опыт единств, источником достоверного знания; противостоит рационализму и ограничивает априорное знание (априори). Эмпирические взгляды встречаются уже в ср.-век. философии и даже раньше, но осн. развитие Э. получил в 17 в. благодаря рев-ции в физике, когда опыт был противопоставлен непродуктивной в науч. смысле метафиз. спекуляции. Требование к философии откликаться на нужды науки - постоянный мотив всей традиции Э. от Локка и Юма до Рассела и логических позитивистов (логический позитивизм), актуально оно и в прагматизме (верификационизм). Энгельс (Engels), см. Марксизм.

Эпидемиология

Эпидемиология (epidemiology), область медицины, изучающая закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом об-ве и разрабатывающая меры борьбы с ними. В совр. науке термин Э. применяется и к неинфекционным (сердечно-сосудистым, психич. и др.) заболеваниям. Эпидемиологи, оперируя информацией демографической статистики, распознают болезни, определяют очаги их распространения и тенденции. Напр., сравнительное исследование ареалов рака и сердечно-сосудистых заболеваний в сооб-вах с разл. режимами питания и образом жизни позволяет установить роль курения и потребления жирной пищи в развитии обоих недугов. Э. является, т.о., основой профилактической медицины и общественного здравоохранения. В целях уменьшения распространения инфекционных заболеваний ВОЗ настаивает на обеспечении нас. чистой водой, улучшении санитарных условий, кач-ва жилищного стр-ва и питания. Большие успехи в борьбе со специфическими детскими заболеваниями достигнуты благодаря иммунизации, однако контроль над вызывающими болезни паразитами не столь успешен. Напр., малярийный комар становится все более невосприимчивым к пестицидам. Медикаментозное лечение спасает не только больного, но и останавливает распространение инфекции, являясь, т.о., профилактическим ср-вом. Увеличение продолжительности жизни свидетельствует о прогрессе в контроле над инфекционными заболеваниями.

Эпистемология

Эпистемология (epistemology), филос. теория познания. Общепризнано, что различие между мнением или убеждением, претендующим на подлинное знание, и простым выражением мнения состоит в том, что первое можно так или иначе подтвердить. Э. иногда связывают с изучением способов такого подтверждения. Скептики (скептицизм) считают, что оно, а след., и знание, невозможно. Традиционно противоборствующими теориями познания являются рационализм, согласно к-рому конечное обоснование нашей уверенности следует искать в разуме (априори), и эмпиризм, полагающийся на чувственный опыт. Т.о., традиц. предмет споров - природа обоснования знания. В последнее время, однако, акценты сместились с проблемы обоснования знания на проблему его структуры, т.е. характер соотношения наших истинных убеждений. Положение, согласно к-рому всякое знание должно иметь свое основание, было подвергнуто сомнению т.н. когерентной теорией познания, с т.зр. к-рой убеждение может быть обосновано в той мере, в какой оно согласуется с др. нашими убеждениями, т.е. когерентно им.

Эргономика

Эргономика (ergonomics), науч. дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деят-сть. Осн. объект исследования Э. - система человек - машина. Э. рассматривает влияние на трудовой процесс как внутр., так и внеш. факторов. К внутр. относятся анатомич., физиолог, и психолог, факторы, к внеш. - конструкция машин, размещение оборудования, скорость работы, освещение и отопление раб. помещений. Исследование Э. соответственно подразделяеются на два осн. направления. Первое изучает способы конструирования машин, наиб, удобных в управлении. Второе занимается созданием оптимальных условий для работы. Важны, напр., степень освещенности помещений и раб. мест, уровень шума, темп-pa, а также цвет (эргономическое исследование видеомониторов показало, что оптимальный цвет - зеленый, т.к. он более др. способствует отдыху глаз и менее др. вызывает напряженность и головную боль). Роль Э. постоянно растет, поскольку работа машины неразрывно связана с работой управляющего ею человека.

Эскимосско-алеутские языки

Эскимосско-алеутские языки (Eskimo-Aleut languages), семья языков, на к-рых говорят ок. 90 тыс. чел. в Гренландии, Сев. Канаде, на Аляске, Алеутских о-вах и Чукотском п-ове. Большинство говорящих - инуиты (эскимосы); алеуты насчитывают всего ок. 700 чел. на Алеутских о-вах у Аляски. Взаимопонимание между носителями эскимосского и алеутского яз. невозможно ввиду различий в лексике и грамматике. Общеэскимосский яз. разделяется на две группы: юитскую, или юпик (Аляска и Сибирь), и инуитскую, или инупик (Канада и Гренландия). Существуют многочисл. диалекты эскимосского яз., среди к-рых взаимопонятны, как правило, лишь соседствующие. Гренландский эскимосский яз., насчитывающий самое большое число говорящих, является офиц. яз. Гренландии и используется в школах и на радио. Начиная с первой книги инуитов, изданной в Гренландии в 1742 г., эскимосские яз. записывались при помощи разл. видов адаптированной латиницы. Сибирский эскимосский яз. пользуется кириллицей.

Эсперанто

Эсперанто (Esperanto), самый распространенный искусств, междунар. яз., изобретенный в 1887 г. Назв. его происходит от псевдонима создателя проекта поляка Л. Заменгофа (1859-1917) - Doktoro Esperanto (надеющийся). Кн. Основы эсперанто с детальным описанием структуры языка он опубликовал в 1905 г., в год первого междунар. конгресса по Э. Корневые основы слов в Э. заимствованы из европ. яз., преимущ. романских. Слова пишутся так, как произносятся. Грамматика отличается простотой и последовательностью. Напр., все существительные имеют окончание -о, к крому во мн. числе прибавляется еще j. Винительный падеж (аккузатив) образуется добавлением -п (т.е. окончание ед.ч. -on, а мн.ч. - ojn). Прилагательные оканчиваются на -а и согласуются с определяемым существительным в числе и падеже. Глаголы оканчиваются на -s во всех лицах. Врем, различия определяются прибавлением гласных перед окончанием: -а - в настоящем, i - в прошедшем и -о в будущем времени. Напр., я есть звучит как mi estas (=est a s). На Э. переведена значит, часть мировой лит-ры; на нем публикуются также оригинальные произв. и журналы. Нац. ассоциации Э. существуют более чем в 60 странах, но понимающих Э., вероятно, гораздо больше, чем свободно говорящих. Предложение включить Э. в число офиц. яз. ООН отклонено в 1966 г.

Эстетика

Эстетика (aesthetics), филос. наука, изучающая художеств, оценки, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.; обращаясь к художеств, творчеству, Э. изучает иск-во, законы его развития, художеств, формы и роль в об-ве. К сфере Э. относится также изучение отношения человека к природе, в той мере, в какой этим занимается теория лит-ры и пр. особые виды иск-ва. В концептуальном плане Э. следует отличать от психологии, а поскольку ее предметом является эстетический опыт (а не анализ смысла отд. произв. иск-ва), ее следует также отличать от художеств, критики и интерпретации. В классич. философии для Э. принципиальное значение имеют платоновская критика иск-ва как деят-ти, порождающей иллюзии (Государство, ок. 350 г. до н.э.) и аристотелевский анализ трагедии и вызываемых ею аффектов (страха и сострадания) как важнейшего ср-ва очищения (катарсиса) души (Поэтика, ок. 340 г. до н.э.). Выдающимся памятником эстетической мысли является соч. Канта Критика способности суждения (1790), где автор показал, каким образом субъективные эстетические суждения могут иметь общее для всех значение, а также провозгласил существование особого эстетического отношения, свободного от практич. интереса.

Эсхатология

Эсхатология (eschatology), религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Термин Э. использовался первоначально в христ. и иудейской теологии, тем не менее почти все религии имеют собственные эсхатологические представления, к-рые можно разделить на две группы: одни основаны на мифологических объяснениях происх. и конца мира (мифы о сотворении мира), др. - на историч. Библейские повествования об истории иудейского народа, учение и высказывания Иисуса служат примерами историч. Э., породившей в первом случае милленаристские (милленаризм) упования иудеев на приход Мессии, а во втором - христ. веру во второе пришествие. Такие эсхатологические представления резко контрастируют с ожиданием апокалиптического или катастрофического вмешательства Бога в историю. В индуизме и буддизме Э. сосредоточена на страстном желании освобождения от цикла рождений и возрождений (причинное зарождение, перевоплощение, сансара).

Этатизм

Этатизм (statisra), гос. контроль над всеми сферами жизни об-ва, особенно над экономикой. Э. - не столько единая доктрина, сколько рез-т действия др. доктрин, напр. соц. (социализм), отстаивающих национализацию пром-ти, или фашистских, проповедующих идею верховенства гос-ва (фашизм). В крайних проявлениях Э. становится тоталитаризмом.

Этика

Этика (ethics), раздел философии, изучающий мораль как одну из форм обществ, сознания, ее сущность, законы историч. развития и роль в обществ, жизни. Этич. теория в строгом смысле не является системой норм нравственного поведения (как, напр., христ. мораль) и не занимается анализом доводов в пользу конкретного морального решения (напр., о допустимости или недопустимости абортов). Осн. вопросом Э. принято считать обоснование морали, т.е. доказательство разумности морального действия. В Э. весьма условно можно выделить три направления. Первое, восходящее к Этике Аристотеля, отводит почетное место таким добродетелям, как справедливость, милосердие и великодушие, т.к. они не только способствуют реализации личных достоинств человека, но и приносят пользу об-ву. Аристотелевская Э. часто квалифицировалась как натуралистическая (натурализм), поскольку Аристотель стремился выявить гармонию между моралью и человеческой природой. Др. направление связано с именем Канта, полагавшего Э. наукой лишь о должном. Он считал, что единств, вещью, к-рая сама по себе есть благо в противоположность благу как только ср-ву, является добрая воля в безусловном согласии с долгом. Нравственный закон в Э. Канта (категорический императив) предписывает каждому действовать согласно правилу, к-рое он хотел бы видеть в кач-ве всеобщего закона. Воззрения Канта на мораль тесно связаны с его концепцией свободной воли. Третье направление Э. - утилитаризм, объявляющий целью обеспечение наибольшего счастья наибольшему числу людей. Развивший эту теорию Юм считал критерием нравственности полезность. На протяжении 20 в. Э. занималась преимущ. анализом значений языка морали. Так, в эмотивизме Айера значение моральных суждений состоит в выражении ими эмоционального отношения.

Этимология

Этимология (etymology), раздел языкознания, изучающий исходные структуры слова и его происх. Э. интересуют наиб, ранние формы и значения слов, т.е. общие корни неск. яз., напр., в индоевроп. праязыке (индоевропейские языки).

Этнические группы

Этнические группы (ethnic groups), исторически возникшие устойчивые группы людей - племена, народности, нации. Термин Э.г. близок понятию народ в этнографич. смысле. Иногда им обозначают неск. народов (этнолингвистические группы, напр., русские, украинцы, поляки и др. - славянская Э.г.), а также обособленные группы внутри народа (этнографич., или субэтнич.). Люди сознают свою принадлежность к опред. Э.г. или культуре именно в силу отличия от представителей др. групп или культур социальной идентичности теория). В доиндустриальных об-вах представления о нац. идентичности были, вероятно, менее отчетливыми. Существование разл. Э.г. - одна из проблем совр. национальных государств, основывающих свою легитимность на идее единого гос-ва для единой группы людей (нации) с общей культурой. Некрые совр. гос-ва стремятся распространить культуру, единую для всего нас., путем контроля за образованием и ср-вами массовой информации - газетами, радио, телевидением. В центре конфликтов с этнич. меньшинствами часто стоят проблемы образования и языка - как в ситуации с басками в Испании или тамилами в Шри-Ланке. И те и др. осознают свою этнич. идентичность, существованию и тех и др. угрожает центр, власть, контролируемая чуждыми им в культурном и языковом отношении людьми. В таких конфликтах Э.г. выдвигают требования отделения, и проблема переходит в плоскость национализма. В др. случаях - это относится, напр., к многочисл. иммигрантам в США - люди сознают и поддерживают свою принадлежность к опред. Э.г., хотя в целом они вполне приспособились к культуре и полит, системе своего нового гос-ва. В совр. мире наиб, острые этнич. проблемы возникают в быв. колониях, где адм. границы проводились без учета культурных и языковых особенностей. Вместе с тем рост числа межнац. конфликтов, подобных тем, что имеют место в республиках быв. СССР и в Вост. Европе, показывает, что проблема этнич. принадлежности отнюдь не является достоянием только развивающихся стран.

Этнический конфликт

Этнический конфликт (communal conflict), конфликт между разл. группами нас. (часто в одном госве), в основе к-рого лежат религ., расовые, языковые, культурные или историч. различия - факторы, в совокупности определяющие природу и особенности этнической группы. Э.к. может выражаться в общей напряженности, враждебности, конкуренции в борьбе за ограниченные ресурсы, в таких формах притеснения или предубежденности со стороны одной группы (часто большинства) в отношении др., как расизм, сегрегация и дискриминация. Э.к. может привести к волнениям или протестам, дестабилизирующим гос-во, сепаратистским движениям (сепаратизм), вооруж. конфликтам и даже гражд. войне, подрывающей целостность гос-ва. Они могут также служить осн. источником межгос. конфликтов, вспыхнуть из-за к.-л. частных разногласий (ярким примером тому служит спор о доступе к местам общего поклонения в Иерусалиме - святыне христиан, иудеев и мусульман; или ситуация в Айодхье, древн. инд. городе и одном из семи наиб, почитаемых в индуизме свящ. мест, когда индуисты попытались разрушить мечеть). Разногласия часто возникают из-за языка. Напр., языковые конфликты, подогреваемые религ, различиями, десятилетиями остаются причиной полит, напряженности в Канаде и Бельгии. В Великобритании нац. чувства уэльсцев, шотландцев или ирландцев были одной из важных причин, периодически вызывавших националистические выступления. Э.к. особенно распространены в быв. колониях, напр., в Африке, где гос. границы проводились без учета культурных и языковых особенностей. Они могут также явиться рез-том ослабления или ликвидации центр, власти, как, напр., противостояние армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе в 1980-х гг. В Шри-Ланке религ. и языковые различия стали основой жестокого конфликта между тамилами и сингальцами, сопряженного с серьезнейшими дестабилизирующими последствиями для всего Индийского субконтинента и потребовавшего вмешательства инд. армии. Сама Индия с ее почти 1500 языками и диалектами, семью религиями и разл. этнич. группами и кастами подвержена нескончаемым этнич. раздорам. В Ливане сложные отношения между христианами и мусульманами, с одной стороны, и мусульманами-суннитами и шиитами - с др., привели к длительной и кровавой гражд. войне, усиленной внеш. вмешательством, что фактически означало развал гос-ва. Сев. Ирландия стала полем затяжного конфликта между католич. меньшинством и протест, большинством. Известно, что конфликты, на первый взгляд кажущиеся чисто полит., идеологич. или эконом., часто имеют племенную, религ. или межобщинную подоплеку. Напр., в постколон. Анголе идеолог. конфликт между просоветскими и прозап. группировками точно воспроизводил соперничество между разл. этнич. группами. По оценкам, за последние годы половина независимых стран мира испытали ту или иную форму Э.к.; марксистский прогноз об исчезновении этнич. различий с выходом на арену мирового раб. класса, похоже, оказался опровергнутым прочностью этнич. связей, наиб, сильной, по мнению мн., формой полит, самосознания.

Этнография

Этнография (ethnography), наука, изучающая состав, происх., расселение и культурно-историч. взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Этнографич. исследования проводятся в двух разл., но взаимосвязанных направлениях - это полевые исследования в конкретном месте, основанные на личных наблюдениях этнографа, и анализ сведений, изложенных в письменных источниках. Э. обеспечивает первичным материалом всю совр. антропологию.

Этнолингвистика

Этнолингвистика (ethnolinguistics), направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихолог, факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании Э. рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов план содержания культуры, напр., психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т.п.). Э. в своих исследованиях опирается на этнографию, антропологию, собственно лингвистику. Изначально в сферу интересов Э. входят проблемы семантики. В науч. практике используется т.н. метод компонентного анализа, с помощью крого анализируются группы слов (термины родства, цветообозначения и т.п.), отражающие социальнокультурные особенности носителей языка. Э. частично пересекается с социолингвистикой.

Этология

Этология (ethology), биол. наука о поведении животных в естественных условиях; уделяет осн. внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) элементов поведения, а также проблемам эволюции поведения. Тесно связана с зоологией и генетикой. Э. базируется на теории Дарвина о естественном отборе в процессе эволюции поведенческих стереотипов и анатомических особенностей. Классич. формулировка задач Э. дана в работах австрийца Конрада Лоренца (1903-89) и голландца Николаса Тинбергена (1907-88), особенно в кн. последнего Изучение инстинкта (1951). Тинберген показал, что сложные поведенческие стереотипы могут возникать почти без влияния обучения, благодаря запрограммированным от рождения знаковым стимулам. Напр., птенцов серебристой чайки побуждает просить пищу оранжевое пятно на желтом клюве взрослой птицы. Открыв явление импринтинга, Лоренц продемонстрировал, каким образом опыт может направлять фиксированный поведенческий стереотип: гусята принимали его за мать, поскольку он был первым движущимся предметом, к-рый они заметили, вылупившись из яйца. Лоренц и Тинберген обычно преуменьшали роль обучения, но в 1950-60-х гг. стало ясно, что естественное поведение животных - особенно высших видов, таких, как приматы, - является более гибким. Совр. этологи подтверждают, однако, мнение Тинбергена, что любое поведение животного следует объяснять с т.зр. четырех причин: непосредственной; появления и динамики развития; адаптивной функции, т.е. повышения шансов вида на выживание; эволюционной истории, т.е. видового развития поведения как части общего его репертуара. Э. получила распространение и в области систематического изучения поведения человека, в первую очередь детей; она дает аргументы в пользу врожденности мимики и пр. способов невербального общения. Теория привязанности Боулби является еще одной сферой приложения идей Э.

Эфиопская православная церковь

Эфиопская православная церковь (Ethiopian Orthodox Church), или абиссинская церковь. Монофиситская христианская церковь, была тесно связана с коптской церковью, пока в 1950-х гг. не получила реальную независимость и собственного патриарха. Практикует нек-рые иудейские традиции - обрезание и соблюдение субботы (шабат). Библия Э.п.ц. включает неканонические тексты, напр. Первую книгу Еноха. Духовенство подразделяется на совершающих таинства, но не обязательно имеющих образование, и наставников, получивших образование, обычно в семинарии Аддис-Абебы. Э.п.ц. насчитывает ок. 7 млн. полноправных членов. Языком богослужения и религ. лит-ры является геэз, один из эфиосемитских яз. семитские яз.).

Предыдущая страница Следующая страница