Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Южноазиатские народы

Южноазиатские народы (South Asian societies), народы, проживающие на терр. совр. Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки и Непала. Нас. этого региона, несмотря на наличие больших городов и развивающуюся в нек-рых р-нах пром-ть, занято в осн. в с.х. и делится на многочисл. этнич. группы: шерпы, нага, пуштуны и др. Существует значит, различие между С. и Ю. региона, основанное на языке (на С. преобладают индоевропейские языки, тогда как на Ю. -дравидийские) и на с.-х. специализации (выращивание пшеницы на С., рисоводство на Ю.). Господствующая религия - индуизм, местные общины разделены на касты (кастовая система), накладывающие ограничения при заключении браков. Владение землей в Юж. Азии имеет большое эконом, и полит, значение, члены низших каст обычно ее лишены. Ислам распространен гл.об. в Пакистане и Бангладеш. Отд. представители Ю.н. исповедуют буддизм, джайнизм и сикхизм. Социальную opr-цию Ю.н., важными составляющими к-рой являются деревня, расширенная семья и домох-во, во мн. определил длительный период иностр. господства, сначала мусульм. захватчиков, затем брит, колонизаторов. После падения колон, режимов в 1940-х гг. региональные, языковые и религ. различия периодически угрожали полит, стабильности, перерастая порой в воен. конфронтацию, как, напр., в Пенджабе и Шри-Ланке.

Южноамериканские и карибские индейские языки

Южноамериканские и карибские индейские языки (South American and Caribbean Indian languages), семья индейских яз., распространенных в сев. части Юж. Америки и на близлежащих о-вах Карибского моря до появления европ. (преимущ. исп. и португ.) завоевателей. В наст, время мн. из этих языков уже плохо известны, а нек-рые исчезли еще до того, как о них можно было собрать к.-л. сведения; на сохранившихся яз. говорят ок. 12 млн. чел. Генетическая классификация описываемых яз. не разработана, но условно их делят на четыре большие группы, предположительно состоящие в родстве (хотя и очень отдаленном) как между собой, так и с америндскими яз. Сев. и Центр. Америки (мексиканские и центральноамериканские индейские языки, североамериканские индейские языки): чибчан-паэсскую, андскую, экваториально-туканскую и же-пано-карибскую. Чибчан-паэсские яз. (200 тыс. говорящих) распространены в осн. на зап. побережье Юж. Америки, хотя на них говорят также в Центр. Америке и Флориде, а отд. о-ва сохранились даже на С. центр, региона. Андские яз. распространены на обширной терр. от побережья Эквадора до юж. оконечности континента. Эта группа объединяет всего 20 языков, но говорят на них 9 млн. чел., из к-рых 6 млн. - на кечуа, быв. офиц. яз. империи инков, позже приспособленном испанцами для общения с индейцами, в 17-18 вв. он приобрел статус лит. яз., а в наст, время служит лингва франка. На экваториальных яз. - гл.об. аравакском и тупи - говорят 3 млн. жителей Карибских о-вов и сев. побережья Юж. Америки. На 50 туканских яз. говорят 35 тыс. чел., рассеянных по всей Бразилии. Жепано-карибские яз. распространены на обширной терр. Юж. Америки к В. от Анд, но насчитывают сравнительно мало говорящих. Ка334 рибские яз. сохранились на С., язык же - на В. (Бразилия), а язык пано - в Перу, Боливии и Бразилии. Ни один из этих яз. не имел письменности до 16 в., ее разработали католич. миссионеры, они же создали грамматику, словари и были первыми переводчиками христ. текстов.

Южно-Тихоокеанский форум

Южно-Тихоокеанский форум (South Pacific Forum), собрание глав пр-в независимых гос-в ЮжноТихоокеанского региона. Впервые такая встреча состоялась в 1971 г. С 1990 г. в ней обычно участвуют Австралия, Вануту, Зап. Самоа, Карибати, о-ва Кука, Маршалловы о-ва, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи. Неформальное обсуждение общих проблем происходит ежегодно и по мере необходимости. Ю.-Т.ф. не имеет устава, и решения его принимаются путем согласования. Напр., в 1985 г, было принято решение, объявить Южно-Тихоокеанский регион безъядерной зоной. На Ю.Т.ф. также обсуждаются проблемы, связанные с угрожающими изменениями климата (возможное повышение уровня океана в рез-те глобального потепления), а также с чрезмерным отловом рыбы. В 1989 г. Ю.-Т.ф. потребовал запретить использование дрифтерных сетей, к-рые раскидываются на поверхности до 48 км (30 миль), угрожая жизни морских видов. Осн. страны, занимающиеся рыболовством в регионе, Япония и Тайвань, вынуждены были в конце концов принять это требование. Секретариат Ю.-Т.ф. находится в г. Сува на о. Фиджи, его работа обеспечивается Южно-Тихоокеанским бюро экономического сотрудничества, к-рое также способствует развитию в регионе торговли, транспорта и туризма.

Юм Дэвид

Юм Дэвид (1711-76), шотл. философ, экономист и публицист. В русле локковского (Локк) направления эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единств, источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Ю. сводил к впечатлениям и ассоциациям все содержание сознания, в т.ч. понятия субстанции и причинности, в к-рой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Философия Ю. ограничивала роль разума в познании мира и мн. реакции человека объясняла на биол.уровне.

Юнг Карп Густав

Юнг Карп Густав (Jung, Carl Gustav) (1875-1961), швейц. психолог, психиатр, основатель аналитической психологии. Вместе с Фрейдом Ю. работал над теорий психоанализа, но, разочаровавшись в объяснительной модели Фрейда, сводившей психич. мотивацию к инстинктивной сексуальности и самосохранению, создал собственную концепцию индивидуального и коллект. бессознательного. Коллект. бессознательное и архетипы, в к-рых оно проявляется, лежат в основе индивидуального бессознательного. Ю. трактовал сны, к-рые описывали ему мн. пациенты, как отражение мифов и символов разл. культурных традиций. Так, мандалу, предмет и ср-во созерцания в тантрической йоге, он считал архетипическим символом самости. В развитии личности Ю. выделял процесс ее индивидуации, ведущий к экстраверсии (или интроверсии) и доминированию одной из четырех психич. функций - мышления, чувствования, интуиции и ощущения. Нарушение этого процесса оканчивается неврозом. Вера Ю. в оккультные и пророческие св-ва сновидений у мн. вызывала сомнение, однако его теория символов (символика) и работы о типах личности пользуются огромным авторитетом.

ЮНЕСКО

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESCO), межправит. орг-ция, специализированное учреждение ООН. Образовано в 1946 г. с целью содействия миру и междунар. сотрудничеству в области образования, науки, культуры и коммуникаций. Штаб-квартира находится в Париже. В области образования ЮНЕСКО способствует сохранению, углублению знаний (грамотность, продолжение образования и обязательное начальное образование); в области науки оказывает поддержку развивающимся странам и содействует междунар. обмену учеными. Особое место в деят-ти ЮНЕСКО занимает содействие и поощрение охраны историч., культурного и природного наследия, в частности нар. культуры (фольклора, музыки и танцев). В сфере коммуникаций ЮНЕСКО придерживается обязательства содействовать свободе информации.

ЮНКТАД

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) (UNCTAD), созданный в 1964 г. постоянный орган ООН со штаб-квартирой в Женеве; сессии проводятся раз в четыре года. Функции ЮНКТАД состоят в поощрении междунар. торговли, в частности между странами с разными социальными и эконом, системами. ЮНКТАД играет важную роль в поддержке экономики развивающихся стран, напр., добиваясь для них выгодных цен на сырьевые товары или обеспечивая протекционистский тариф на готовые изделия. На 1-й сессии ЮНКТАД в 1964 г. группа развивающихся стран образовала объединение, известное как Группа 77, придерживающееся единой позиции на переговорах по проблемам торговли и развития. Членами ЮНКТАД являются все страны ООН, включая Ватикан, обе Кореи, Лихтенштейн, Монако, Намибию, Сан-Марино, Швейцарию и Королевство Тонга.

Юридическая помощь

Юридическая помощь (legal aid), проф. юрид. совет и содействие, включая представительство в суде и трибунале, предоставляемые либо бесплатно, либо за незначит. сумму людям с низким доходом. Одно из осн. гражданских прав - право обращения в суд - теряет смысл, если человек не в состоянии оплатить расходы, связанные с судебным процессом. В криминальных делах обвиняемый в преступлении также не всегда может позволить себе квалифицированную защиту. В США постановление Верховного суда и Конституция страны гарантируют право на представительство в суде лицам, обвиняемым в серьезных преступлениях, Ю.п. им оказывают штатные юристы (обычно называемые гос. защитниками), плата к-рым начисляется из налоговых поступлений. В Великобритании, Франции и Германии гос-во оплачивает услуги юристов, занимающихся частной практикой, чтобы они могли оказывать Ю.п. как в уголовных, так и в гражд. делах. Во мн. странах Ю.п. предоставляют финансируемые об-вом юрид. центры, однако в силу ограниченности ср-в оплата труда юристов, участвующих в судебных процессах, бывает ниже обычной, что затрудняет привлечение компетентных специалистов. В последнее время предпринимаются усилия по удешевлению судебного процесса и изысканию более

Юрисдикция

Юрисдикция (jurisdiction), совокупность правомочий судебного или адм. органа оценивать действия лица или иного субъекта права с т.зр. их правомерности, в т.ч. разрешать споры и применять предусмотренные законодательством санкции. Под Ю. понимается также сфера отношений, на к-рую распространяются эти полномочия. В США и др. странах с федеративным гос. устр-вом (федерализм) Ю. по одним вопросам осуществляет федер. пр-во, а по др. - пр-ва штатов. Юриспруденция (jurisprudence), юрид. наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы орг-ции и деят-ти гос-ва и полит, системы об-ва в целом. Ю. связана с филос. и практич. сторонами права и правовых систем и охватывает четыре обширные области исследований. Во-первых, она изучает сущность правовых систем, их составные элементы - нормы, права, обязанности - и связи между ними. Известны разл. теории о взаимосвязи между правовыми нормами и моралью справедливость). Правоведы-позитивисты противопоставляли правовые системы системам, основанным на морали, с чем не соглашались сторонники теории естественного права. Во-вторых, Ю. изучает роль права в таких сферах деят-ти, как медицина, бизнес и экология. В-третьих, Ю. интересуют мотивы действий служителей закона и правовых учреждений (напр., полиции, законодательных властей, коллегии присяжных). Здесь ведущая роль принадлежит амер. правовым реалистам, утверждающим, что правовые нормы далеко не всегда служат решающим фактором, определяющим исход к.-л. дела. Их могут перевесить др. факторы, напр., межведомственное соперничество или отношение общественности к тому или иному преступлению. Накоразрешения нец, предметом Ю. являются обществ, механизмы, связанные с законом, особенно механизм установления порядка и разрешения споров. Проводившиеся антропологами исследования процессов разрешения споров, точнее их рез-ты, наряду с судебными решениями или вместо них, все более ощутимо влияют на ход примирительных процедур (особенно в семейном праве). Заимствованный из франц. яз. термин Ю. в более узком смысле относится к прецедентному праву, используемому судами, в первую очередь междунар.

Предыдущая страница Следующая страница