Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")

Вождь

Вождь (chief), глава племени, клана или общины. Как правило, тот, кто занимал такое высокое положение, считался избранником небес, имевшим свящ. предков. В. несет ответственность за общину; не только собирает налоги или дань и следит за распределением добычи, но и контролируют соблюдение религ. ритуалов. Его обязанность - разрешать споры и защищать терр. от набегов врагов. Такое управление сохраняется в нек-рых регионах, хотя на смену ему постепенно приходят др. формы власти, и ныне В. часто лишь присутствует на торжественных церемониях.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) (World Health Organization), межправит. учреждение, часть системы ООН. Членами ВОЗ, учрежденной в 1948 г., являются 166 гос-в. Ее штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Государства-члены снабжают ВОЗ финансами и определяют ее политику на ежегодной Всемирной ассамблее здравоохранения. У ВОЗ две функции: быть направляющей и координирующей силой в мировом здравоохранении и поощрять технолог, сотрудничество между государствамичленами. С этой целью ВОЗ развивает общественное здравоохранение; предоставляет информацию, консультации и помощь; содействует науч.-исслед. работе. В 1981 г. ВОЗ провозгласила глобальную стратегию здоровья для всех к 2000 году. Это явилось признанием здравоохранения неотъемлемым правом и подтвердило отношение ВОЗ к первой мед. помощи как ср-ву обеспечения равного доступа к мед. услугам и наиб, эффективному использованию ресурсов. ВОЗ наращивает усилия в области общественного здравоохранения, санитарной профилактики, призывает проводить иммунизациго всех детей против инфекционных заболеваний и улучшать питание. В сфере постоянного внимания ВОЗ такие эндемические заболевания, как малярия и туберкулез, и борьба с ними, а также обеспечение доступа к осн. лекарствам и службам планирования семьи.

Воздухоплавание

Воздухоплавание (ballooning), полеты на аппаратах легче воздуха. В. - вид спорта и становящееся все более популярным развлечение. Возд. шар, наполненный горячим воздухом, подогретым с помощью пропановой горелки, или водородом, поднимается естественным образом; спуском управляют, постепенно выпуская воздух или газ, подъем облегчают, сбрасывая мешки с песком (балласт) из корзины, в кач-ве якоря используют канатный тормоз. Пилоты соревнуются в установлении рекордов на продолжительность, дальность и высоту полета. Существует особый вид соревнований на приземление как можно ближе к назначенному месту.

Воздушные змеи

Воздушные змеи (kites), конструирование и запуск в полет змеев, к-рых делают из бумаги, пластика или ткани. Увлечение, зародившееся в Азии, распространилось по всему миру. Первоначально В.з. запускали, чтобы отгонять злых духов, летающих над домом в ночное время. В.з. очень красивы в полете. Наиб. распространенные их формы - гексагональная, ромбовидная, в форме коробки, бывают они с хвостом для поддержания равновесия или без хвоста. Для запуска В.з. необходим умеренный ветер (13-32 км/ч), к-рьтй позволяет поддерживать их в полете.

Вознесение

Вознесение (Ascension), один из гл. христ. праздников, отмечаемый на 40-й день после пасхального воскресенья (Пасха), в память о вознесении Иисуса. В. подтверждает последнее явление Иисуса Христа после воскресения и знаменует его прославление как небесного и земного владыки. О В. упоминается в Новом завете и апостольском символе веры; этот праздник широко отмечался уже к кон. 4 в.

Возобновляемые источники энергии

Возобновляемые источники энергии (energy, renewable), источники энергии, обладающие неограниченным потенциалом (ветер или солнце), в отличие от источников, ресурсы к-рых ограниченны (особенно уголь и нефть). Наиб, известные В.н.э. -солнце (дающее солнечную энергию), ветер и волны; приливы, энергия к-рых может быть получена с помощью речных плотин; текущая вода как источник гидроэлектроэнергии и вода, нагретая вулканич. породами (геотермальная энергия). Биомасса (материал биол. происх., напр., древесина и навоз) представляет собой еще один подобный источник при условии, что вместо каждого срубленного дерева сажается новое. Интерес к В.н.э. возрос в 1960-х гг. благодаря движению в защиту окруж. среды (экология) и в 1970-х гг. в рез-те роста цен на нефть, к-рый заставил задуматься о том, что запасы нефти, газа и угля не бесконечны. В.н.э. широко используются уже сейчас, особенно в развивающихся странах: если во всем мире гидроэлектростанции обеспечивают четверть вырабатываемой электроэнергии, то в развивающихся странах - три четверти. Существует много др. примеров успешного использования В.н.э.: в Бразилии сахарный тростник перерабатывается в этанол, используемый в кач-ве горючего для автомобилей; в Швеции сжигание мусора обеспечивает 8% отопления гор. р-нов; в Китае 4,5 млн. домашних биогазовых установок, к-рые перерабатывают всевозможные отходы и производят бытовой газ для 20 млн. чел.; во Франции существует более 40 геотермальных систем отопления домов. Использование В.н.э. более предпочтительно для окруж. среды, к тому же они, как правило, дешевле. Большая часть видов такой энергии почти или совсем не создают парниковый эффект и не вызывают загрязнения окруж. среды, при этом они не связаны с риском в отличие от ядерной энергии (к-рая обычно не относится к разряду В.н.э., хотя ее ресурсы теоретически неисчерпаемы). Важный вклад в решение мирового энергетического кризиса может дать и экономия энергии за счет улучшения теплоизоляции домов, создания машин и механизмов, более эффективно использующих энергию, переработки отходов и соответствующего изменения жизненного уклада.

Возраст

Возраст (в социальных науках) (age), понятие, лежащее в основе деления об-ва на поколения или отд. возрастные группы. Такое деление на возрастные группы встречается у мн. африк. народов. В нек-рых случаях возрастные группы могут действовать как форма геронтократии, или правление старейшин, при к-рой старейшие играют гл. роль в орг-ции об-ва (политическая организация). Старейшие всегда следили за соблюдением обрядов, контролировали семейные и имущественные отношения. Их власть опиралась на безусловный авторитет, знание традиций, передаваемых из поколения в поколение. В нек-рых случаях системы возрастных групп имеют много общего с др. элементами социальной орг-ции, такими, как родство и наследование. Молодых людей собирают вместе для обряда инициации, как у народностей ндембу и масаи. Разделение по В. - это не способ объединения в группировку, а скорее последовательное прохождение всех ступеней социальной лестницы всеми членами об-ва на протяжении жизни.

Возрастная структура населения

Возрастная структура населения (population, age structure of), распределение нас. по возрастным группам. В.с.н. как совокупный рез-т рождаемости, смертности и миграции важна для изучения демограф, и социально-эконом. процессов. Графически В.с.н. изображается возрастной пирамидой: по горизонтали откладываются пропорциональные численности (доли) отд. возрастных групп, а по вертикали - возраст. Поскольку вследствие смертности число людей в старш. возрастах, как правило, меньше, чем в мл., изображение для полного набора возрастов имеет форму пирамиды. Если уровни рождаемости и смертности не испытывали к.-л. внеш. воздействий, то возрастная пирамида имеет относительно ровные границы, причем при длительно сохраняющихся высоком уровне рождаемости и сравнительно высоком уровне смертности - широкое основание и узкую вершину (напр., во мн. развивающихся странах), а при низких уровнях рождаемости и смертности - узкое основание и широкую вершину (напр., во мн. индустриальных странах).

Возрастно-поповая структура населения

Возрастно-поповая структура населения (population, sex ratio in), соотношение числа мужчин к числу женщин в данном об-ве. Большинство подсчетов обычно показывают преобладание рождающихся мальчиков - 105 мальчиков на 100 девочек. Эта разница постепенно уменьшается с возрастом, отражая превосходящую ожидаемую продолжительность жизни женщин. Сильные отклонения от норм, соотношения полов (напр., в Индии перепись 1991 г. показала 110 мужчин на 100 женщин) отражает практику обеспечения выживания одних потомков (обычно мальчиков) за счет др. На соотношение полов может влиять миграция, как в Юж. Африке, где на протяжении мн. лет существенная часть чернокожего мужского нас. вынуждена отправляться на заработки и жить в отрыве от семьи.

Возрождение индуизма

Возрождение индуизма (Hindu revivalism), термин, к-рым принято называть совокупность течений 19 - нач. 20 в., явившихся реакцией индуизма на европеизацию. В.и. называют еще реформацией, ренессансом или неоиндуизмом. Для него характерна индуизация зап. понятий или интерпретация индуистских представлений в духе зап. категорий. С этим процессом ассоциируется целый ряд мыслителей и концепций. Предтечей нового индуизма был Раджа Рам Мохан Рой (1772-1833); он, выучив англ, яз., впервые, способствуя самопознанию в духе индуизма, совместил индуистские идеи с зап. идеями, а также основал реформистское движение Брахмо самадж (Общество Брахмы). Его преемником во главе этого об-ва был Дебендранат Тагор (1817-1905), к-рый открыто усомнился в непогрешимости Вед и призвал к новой духовности, основанной на афоризмах Упанишад. Кешаб Чандра Сен (1838-84) искал источник вдохновения, чтобы показать универсальную гармонию разл. религий - прежде всего христианства и индуизма веданты. Самой заметной фигурой в В.и. был Вивекананда (1863-1902), утверждавший, что веданта - индуистский пример единства, к к-рому стремились все религии, и что идея и практика терпимости и универсализма являются особым даром Индии всему миру; он восхищался зап. чувством уверенности в себе, науч. достижениями Запада и создал модель взаимного влияния, в к-рой Запад передавал Индии свои техн. знания в обмен на ее духовное учение. Банким Чандра Чаттерджи (1838-94) призывал к нац. самоидентификации, стремясь придать индуистской религ. традиции светское и гуманистическое звучание. Даянанда Сарасвати (1824-83), основатель Арья самадж (Общество ариев), акцентировал внимание на универсальном значении ведического учения. Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) использовал индуистскую культовую практику для выражения националистических чувств; Мадан Мохан Малавийя, основатель Бенаресского индуистского университета, стремился соединить зап. методологию с традиц. предметами изучения; Бипин Чандра Пал (1858-1932) впервые в новой Индии использовал нац. традицию для оформления полит, идеологии; наконец, Исвара Чандра Видьясагар (1820- 91) написал кн. по санскритской грамматике и истории Бенгалии, взяв за основу европ. рациональную методологию. Новая индуистская мысль выдвинула целый ряд характерных тезисов: индуизм как религ. доктрина, и в первую очередь адвайта-веданта, традиционно оставался открытым для восприятия разл. традиций, и в известном смысле все ост. религии мира стремятся к тем конечным духовным целям, к-рые предлагает индуизм; индуистский универсализм - это уникальный вклад Индии в мировую культуру; на нераздвоенности осн. духовного начала, засвидетельствованной адвайтой, базируется этич. и социальная ответственность, а также преобразующая деят-ть, жизнеспособная индуистская моральная философия прямо выводится из индуистской метафизики; индуистская духовность нужна Западу, а динамизм зап. рациональности и науки способен помочь новой Индии. Под В.и. иногда понимают идеологию национализма, якобы основанную на индуистских ценностях и исповедуемую нек-рыми группами совр. инд. политиков.

Воинская повинность

Воинская повинность (conscription), принудительный призыв на службу в вооруженные силы страны. Призывники обязаны нести воинскую службу, чтобы защищать отечество. В.п., как правило, используется для мобилизации нац. сил во время войны, но мн. страны сохраняют В.п. и в мирное время. Юноши, а иногда и девушки призываются на опред. срок для несения воинской службы, а по ее завершении - на периодич. сборы. После активной подготовки новобранец может быть переведен в резерв. Воинская служба иногда рассматривается в кач-ве важной составляющей в упрочении нац. единства, особенно в гос-вах, где принадлежность к разл. этносам представляет опред. угрозу сплоченности нации. В Великобритании В.п., сохранявшаяся после 2-й мировой войны, была отменена в 1957 г. В США выборочная служба (или призыв) также сохранялась после 2-й мировой войны, но во время вьетн. войны ок. 10 тыс. американцев отказались от В.п., мн. из них уехали за границу, и в 1973 г. США отменили призыв, создав проф. армию, подкрепленную добровольцами-резервистами.

Война

Война (war), состояние борьбы или конфликта между двумя или более гос-вами с использованием вооруженных сил. До наступления в 1950-х гг. ядерной эры самым влиятельным воен. теоретиком был прусский генерал Карл фон Клаузевиц. Его осн. труд по вопросам стратегии О войне (1833), в к-ром говорится, что война есть просто продолжение политики другими средствами, досконально изучали во всех воюющих странах, включая Германию, Японию, быв. Советский Союз и США. Клаузевиц подчеркивал огромное значение психолог, и привходящих факторов для воюющих сторон в их стремлении подавить вооруж. сопротивление, уничтожить ресурсы и сломить волю противника к продолжению борьбы. Масштабы В. могут быть разными (всеобщие, или мировые, локальные, ограниченные конкретными целями). Ср-ва ведения В. также варьируются (напр., обычные, ядерные или партизанские). В международном праве (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. и Женевские конвенции 1864, 1907, 1929, 1949 и 1977 гг.) зафиксированы правила и принципы, дающие гарантии справедливого отношения к военнопленным и гражд. лицам и создающие условия для установления связей между воюющими сторонами (напр., охранные свидетельства и парламентерские флаги).

Война с применением обычных вооружений

Война с применением обычных вооружений (conventional warfare), термин, относящийся к войне между гос-вами без применения ядерного, хим. или бактериологического оружия, напр., арабо-израильская война 1973 г., фолклендская война между Великобританией и Аргентиной 1982 г. и война в Персидском зал. между Ираком и возглавляемой США коалицией в 1991 г. Подобные войны обычно противопоставляются ядерной войне, допускающей использование в опред. пределах ядерного оружия, и нетрадиц. войне, связанной с тактикой партизанской борьбы или игнорирующей общепринятые различия между воюющими и гражд. лицами. В историч. ретроспективе можно выявить опред. правила, к-рых придерживались воюющие стороны, но последующее влияние науки и техники стерло прежние грани между характером войны и ср-вами ее ведения.

Волейбол

Волейбол (volleyball), популярная во всем мире игра с мячом; играют две команды по 6 игроков в каждой, на площадке, разделенной сеткой вые. 2,4 м для мужчин и 2,2 м для женщин. Размер площадки - 18 х 9 м. Цель - заставить мяч упасть на площадку в ее границах на половине противника. Подающий стоит слева от осн. линии и забрасывает мяч на половину противника. Принимающий пасует его игроку своей команды, к-рый может послать мяч назад через сетку или передать его стоящему на более удобной позиции игроку для удачного броска. Засчитать очко может только подающая команда, выигрывает команда, первой набравшая 15 очков (с отрывом в 2 очка). Исход матчей решает лучший рез-т в серии из трех-пяти игр.

Вооруженные силы

Вооруженные силы (armed forces), часть структуры гос-ва, предназначенная для оказания противодействия силам др. гос-ва, а также для защиты нац. интересов в случае нападения извне. Др. вооруж. формирования, такие, как полиция, милиция или служба госбезопасности, действуют исключительно внутри гос-ва. B.C. включают армию, воен.-морской флот и воен.возд. силы. Они комплектуются на основе всеобщей воинской повинности или на контрактной основе. Наемники, как правило, воюют в B.C. др. roc-в из-за материальных соображений. Оснащенность и боеспособность зависят от эконом, ресурсов и мобилизационных возможностей. Достижения в области новейших технологий, особенно в развитых странах, привели к появлению нового типа B.C., способных осваивать сложные системы вооружений и компьютерную технику.

Воскресение

Воскресение (resurrection), восстание из мертвых; в христианстве В. - чудесное возвращение к жизни Иисуса Христа, о чем повествуется в Новом завете и что традиционно празднуется в пасхальное воскресенье (Пасха). В. - ключевая идея христ. учения; вера христиан в то, что они могут обрести загробную жизнь - это вера в торжество Иисуса над смертью. Древн. вост. религии придавали огромное значение В.; греки, а затем римляне верили в бессмертие души. Христ. учение о В. основано на иудейских пророчествах, содержащихся в Ветхом завете. У мусульман и зороастрийцев мертвые воскресают перед Судным днем.

Восприятие

Восприятие (в психологии) (perception), вместе с ощущением выступает как отправной момент познания, опосредуется деят-тью мышления и проверяется практикой. Здравый смысл побуждает нас доверять нашим ощущениям, хотя исследователям знакомы зрительные иллюзии и др. ошибки в В. Первичное ощущение подразумевает изменения в ближайших к источнику воздействия нервных клетках, а также выбор между стимулами. Напр., при зрительном В. разл. распределение светового излучения вызывает ощущения цвета (красного, желтого, фиолетового), его яркости и насыщенности. Если встать на противоположную т.зр., то наша способность распознавать, запоминать и описывать предметы зависит от того, как мы их называем. Рисунок запомнится и получит разное описание в зависимости от того, как он назван. Кроме того, была выдвинута гипотеза о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (Сепира-Уорфа гипотеза). Попытки понять стадии В. часто связаны с х-ками нервных процессов. Напр., тот факт, что любое цветовое пятно может быть воспроизведено комбинацией лишь трех разл. источников света, вероятно, свидетельствует о наличии трех видов световых рецепторов, к-рые передают цвет на сетчатку глаза. Предпринимались попытки более детально разработать этот подход, т.е. объяснить, каким образом разл. изменения нервной деят-ти воздействуют на наши ощущения, или обнаружить нейрофизиологические состояния, соответствующие опред. воспринимаемым объектам. Предполагается, что единство нашего опыта обеспечивается несознаваемыми умозаключениями, связывающими, напр., расстояние до предмета с его размером на сетчатке глаза и одновременно с нашим знанием о действительном размере предмета. До наст, времени не удалось еще построить единую теорию В.

Восприятие межличностное

Восприятие межличностное (в психологии) (person perception), формирование людьми мнений о др. людях. Люди оценивают др. людей на основе ограниченной информации, т.о. они формируют свое первое впечатление о др. и, отталкиваясь от него, интерпретируют более позднюю информацию. Тем самым создается эффект ореола, когда мы переоцениваем в полож. сторону сведения о тех, кто нам нравится, но отказываемся видеть хорошее в тех, кто нам не нравится. Этот эффект проявляется и тогда, когда мы наблюдаем за теми, кто уже охарактеризован положительно или отрицательно. При В.м. люди полагаются также на имплицитную теорию личности, когда впечатление о др. человеке формируется на основании частных сведений о нем: напр., что он счастливый, разговорчивый, общительный. Это может привести к упрощенным и неточным суждениям.

Восток-Запад, отношения

Восток-Запад, отношения (East-West relations), отношения, существовавшие со времени 2-й мировой войны между США и их союзниками, с одной стороны (Запад), и быв. Советским Союзом и его союзниками - с др. (Восток). После войны США и Советский Союз превратились в сверхдержавы, имевшие противоположные идеологии и собственные глобалистские устремления. США сделали ставку на укрепление безопасности Зап. Европы, в то время как Советский Союз распространил свое влияние на страны Восточного блока, подавляя настроения недовольства в Вост. Европе, что привело к разрыву Югославии со Сталиным в 1948 г. и к сов. гонениям на инакомыслие в Польше, Чехословакии и др. странах. Обе стороны обладали все возраставшим ядерным потенциалом. Биполярное противостояние мировой политики со всей очевидностью воплотилось в системах воен. альянсов - НАТО и Организации Варшавского договора. Последовавший за этим период взаимного недоверия и вражды, характеризовавшийся идеолог, расхождением, распространением пропаганды, наращиванием вооружений, воен. угрозами, локальными конфликтами и кризисами, получил назв. холодная война. Каждая сторона наращивала свои ядерные арсеналы (гонка вооружений) и стремилась распространить сферу своего влияния на развивающиеся страны. Тем не менее жесткая полярность первого периода холодной войны была нарушена в нач. 1960-х гг. в рез-те идеолог, раскола между ком. режимами Китая и Советского Союза, а также формирования Движения неприсоединения, стремившегося сохранить независимость как от Востока, так и от Запада. В 1970-х гг. наступил период разрядки, когда отношения между Восточным и Западным блоками стали улучшаться, но весьма скоро вновь ухудшились в рез-те сов. вторжения в Афганистан (1979), к-рое привело ко второй холодной войне. Однако такие события 1980-х гг., как гласность и перестройка в Советском Союзе, прогресс на переговорах о разоружении (контроль за вооружениями), уход сов. армии из Афганистана в 1989 г., крушение коммунизма в Восточном блоке, объединение Германии в 1990 г. и роспуск Организации Варшавского договора в том же году, оказали огромное воздействие на В.-З.о. и знаменовали новый этап их развития. В связи с процессом демилитаризации и перспективами укрепления сотрудничества между двумя сторонами баланс сил между Востоком и Западом может утратить свою ключевую роль в формировании междунар. отношений.

Восточные православные церкви

Восточные православные церкви (Eastern Orthodox Churches), группа христианских церквей (исторически сосредоточенных в Вост. Европе, Греции, на Украине, в России, Грузии и на Бл. Востоке), признающих первенство (но не юрисдикцию) патриарха Константинопольского и насчитывающие ок. 100 млн. полноправных членов во всем мире. Объединение православ. церквей состоит из независимых, автокефальных, церквей со своим собственным управлением, признающих единую веру и учение. Существуют четыре вост. патриархата - в Константинополе, Александрии, Антиохии (Антакья) и Иерусалиме: русский, сербский, румынский, болгарский и грузинский патриархаты; православ. церкви Кипра, Греции, Чехии, Словакии, Польши и Албании, а также ряд автономных церквей. Службы В.п.ц. по традиции ведутся на нац. яз. (используются и мертвые яз., напр., церковнославянский), что в ряде случаев связывается с национализмом. Православ. церкви придают большое значение роли соборов в противоположность рим. католицизму, подчеркивающему авторитет папы. Осн. принципы их вероучения основываются на свящ. предании - решениях семи Вселенских соборов, проведенных до 787 г. н.э. Гл. отличием их вероучения от рим.-католич. являются догматы: триединства Бога, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Православие признает семь таинств, но с нек-рыми оговорками, поскольку, напр., погребение или пострижение в монахи также могут причисляться к таинствам. Причастие принимается лишь четыре или пять раз в год, а приходским священникам разрешен брак, хотя высшее духовенство, обычно монашествующее, дает обет безбрачия. В нек-рых случаях допускается и расторжение брака. Монашество играет значит, роль, но не имеет своего ордена, и каждый монастырь представляет собой самоуправляющуюся общину. Почитание икон, к-рым приписывается важная посредствующая роль, лежит в основе православ. культа. Православ. церкви отмечают праздники христианского года по др. календарю, нежели принятый в зап. церкви. Претерпев множество гонений в эпоху коммунизма в Вост. Европе и быв. Советском Союзе, православ, церкви в последнее время вновь обрели свободу и активизировали свою деят-ть.

Время

Время (time). Несмотря на кажущуюся понятность и широкое распространение временного фактора в наших повседневных мыслях, природа В. уже давно является предметом филос. дискуссий, в ходе к-рых поднимается множество общих и конкретных вопросов. Напр., является ли В. процессом, протекающим независимо от происходящих в нем событий, как это считают абсолютисты, и потому существует ли оно в неизменном виде? Является ли В. реальным в том смысле, что существует независимо от всех наблюдателей? Или же, как полагал Кант, В. - априорный элемент нашего концептуального мышления, фактор, к-рый мы навязываем реальности, чтобы познать мир? Более конкретные вопросы таковы: имеет ли В. начало и конец? Может ли оно идти по кругу? Или же необратимо движется в одном направлении? Существует ли рациональное зерно в возможности путешествия назад во В.? И наконец, недавно поднятый вопрос: какова связь между В. и причинностью? Роль В. в науч. теориях всегда была так велика, что участие науки в обсуждении этих вопросов ощущалось даже более, чем во мн. филос. дискуссиях. Так, в 17 в. Исаак Ньютон утверждал, что В. реально и абсолютно, и это привело его к конфликту с Лейбницем. Недавние теоретич. открытия в физике вызвали рев-цию в нашем отношении к категории В. Если ранее пространство и время рассматривались в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, то совр. наука соединяет их в единый четырехмерный континуум пространство- время.

Всемирный банк

Всемирный банк (World Bank), междунар. эконом, орг-ция и специализированное учреждение ООН, штаб-квартира к-рого находится в Вашингтоне. В.б. состоит из двух структур, отличающихся друг от друга в юрид. и финанс. отношении, но с единым управлением: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), основанного в 1945 г., и Международной ассоциации развития (MAP), учрежденной в 1960 г. Ср-ва во В.б. поступают от входящих в него странчленов (крупнейшим вкладчиком являются США) и от заимствований на мировом денежном рынке. Цель В.б., действующего совместно с Международным валютным фондом, заключается в предоставлении кредитов и оказании помощи в эконом, развитии стран - членов ООН. МБРР (к-рым в 1999 г. владели пр-ва 180 стран) кредитует страны, находящиеся на более высокой стадии эконом, развития, по процентным ставкам ниже рыночных. Нек-рые проекты, поддерживаемые МБРР, особенно связанные с крупномасштабным пром. развитием и строит, проектами (напр., сооружением дамб и дорог), подвергаются острой критике за обременение гос-в долгами и нанесение ущерба местному укладу и окруж. среде. Последние годы В.б. переносит акцент на инвестирование сельского хозяйства, малых предприятий, образования, планирования семьи (семейная политика), здравоохранения, питания, стремясь реально поднять благосостояние многочисл. бедного нас. развивающихся стран. MAP оказывает помощь беднейшим странам на более выгодных условиях, чем МБРР. Кредиты MAP, предоставляемые только пр-вам, рассчитаны на 40- 50 лет с 10-летним льготным периодом погашения и без процентов.

Всемирный Совет Церквей, ВСЦ

Всемирный Совет Церквей, ВСЦ (World Council of Churches, WCC), межконфессиональная орг-ция христианских церквей, созданная в 1948 г. В нее входит большинство христ. церквей, за иск. рим. католич. церкви, от к-рой представительствуют аккредитованные наблюдатели. ВСЦ, возглавляющий экуменическое движение, выступает в поддержку единства христ. церквей. Важной сферой деят-ти Совета является оказание помощи жертвам стихийных бедствий.

Всеобщая безопасность

Всеобщая безопасность (common security), концепция, впервые выдвинутая премьер-мин. Швеции Улофом Пальме, предложившим создать 300-километровую безъядерную зону по обе стороны границы между Восточным и Западным блоками (Восток-Запад, отношения) с целью обеспечения зоны безопасности, равно как и гарантии времени и возможности для разрешения неожиданно и/или по недоразумению возникающих проблем. Он также призывал к усилению роли ООН в обеспечении безопасности (коллективная безопасность). Дальнейшая разработка этой идеи теоретиками и политиками разл. силовых блоков подтвердила необходимость общей основы безопасности, к-рая заменила бы традиц. представление о безопасности как о дефицитном товаре, приобретаемом одним гос-вом за счет др. На более широком, междунар. уровне общая безопасность связана с развитием нового типа мирового порядка в том виде, как он был сформулирован Стокгольмской инициативой (1991). при к-ром безопасность рассматривается как коллект. благо.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека (Universal Declaration of Human Rights), междунар. декларация, принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН (воздержались шесть членов быв. сов. блока, Саудовская Аравия и Южно-Африканская Республика). В.д.п.ч. провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, равенство перед законом и др. права, к-рые не могут ущемляться из-за цвета кожи, пола, языка, полит, или религ. убеждений. Это прежде всего гражданские права, как свобода слова, совести, передвижения, мирных собраний и а ссо ц иац ий, а т а кже э к о но м . и социальные права, как право на труд, на подобающие жизненные условия, образование и участие в культурной жизни об-ва. Осуществление индивидуальных прав и свобод ограничено только уважением к аналогичным правам др. Декларация не является юрид. документом, но вместе с тем определяет все действия ООН, служит ориентиром как для нац., так и для международного права и универсальной основой для дискуссий по правам человека. В 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два соглашения Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, к-рые включают все перечисленные в В.д.п.ч. права и обладают силой закона.

Всеобщее среднее образование

Всеобщее среднее образование (comprehensive education), система образования для ср. школы, основанная на принципах всесторонности, а не выборочное™. В кач-ве модели часто используется модель высшей школы США, в к-рую могут быть приняты все дети из близлежащих окрестностей и к-рая предлагает как проф., так и академическое образование. В Европе и ряде др. регионов, напротив, ср. школа была доступна лишь для ограниченного контингента лиц, крым предназначалась роль социальной и интеллектуальной элиты. Со времен 2-й мировой войны возникло движение, к-рое часто подвергается критическим нападкам за видоизменение образовательной системы для избранных в систему всеобщего образования. Гл. аргументы за введение В.с.о. таковы: во-первых, оно обеспечивает равные для всех возможности, во-вторых, общепринятый возраст (11 лет) поступления в школы с разл. программами оказывается слишком ранним для детского развития, и, в-третьих, В.с.о. способствует адекватному и эффективному использованию ресурсов. Оппоненты, однако, утверждают, что система В.с.о. задерживает развитие особо одаренных детей. В Англии и Уэльсе система В.с.о. стала общей в рез-те изменения политики в области образования лейбористским пр-вом в 1964-70 гг. Ранее существовавшая система подразумевала наличие трех типов школ: ср. классич. школы, ср. совр. школы и ср. техн. школы, причем поступление в ср. классич. школу часто зависело от успешной сдачи экзамена 11 . Однако во всем мире ср. школа делится на потоки, в к-рых обучаются дети разной степени одаренности. Более того, во мн. странах существует система ср. образования, состоящая из двух ступеней: единой для мл. уровня и академической, или проф., для старш. уровня. В развивающихся странах, в к-рых школьное образование не является всеобщим, вопрос о гос. В.с.о. менее актуален.

Вуду

Вуду (voodoo), религ. культ, распространенный в юж. штатах США, странах Карибского бассейна и в Бразилии; осн. религия большинства нас. о. Гаити. В. был принесен в Карибский регион рабами из Зап. Африки; его назв. происходит от слова vodu, бог или дух на яз. народа фон в Бенине. Культ В. объединяет культ предков и веру в африк. божества с элементами рим. католицизма (римская католическая церковь). Т.н. loa, отождествляемые с предками, святыми или богами, общаются с людьми, к-рые одержимы духами (одержимость духами), во время публичных молений под руководством жрецов или жриц; моления сопровождаются песнопениями и барабанным боем, экстатическими танцами и ритуальными жертвоприношениями. В нар. представлении В. стал отождествляться с т.н. abeah, симпатическими магическими действиями, во время к-рых предметы или изображения (напр., куклы) играют роль реальных объектов; с В. связывается и вера в то, что колдун способен сделать умершего (зомби) своим рабом. Однако такого рода культовая практика не является типичной ими обычной для В. На Гаити рим. католич. церковь, мн. годы осуждавшая В., признала необходимость смириться с ним.

Вундт Вильгельм Макс

Вундт Вильгельм Макс (Wundt, Wilhelm Max) (1832-1920), нем. философ и физиолог, основатель экспериментальной и академической психологии. Самая известная работа В. Основания физиологической психологии (1873-74) рассматривает физиологическую психологию как особую науку и исходит из того, что она неразрывно связана с проблемами изучения анатомии и физиологии центр, нервной системы. В 1879 г. В. основал первую лабораторию экспериментальной психологии, к-рая стала эталоном для ин-тов психологии.

Выборка

Выборка (sample), в социологии выборочная совокупность,  представляющая часть нас., подлежащую социологическому изучению. Используется в тех случаях, когда нецелесообразно или невозможно провести исследование т.н. генеральной совокупности. В. - обязательный элемент опроса общественного мнения. Наиб, распространенным методом получения репрезентативной В. является случайный выбор, при к-ром любой член об-ва имеет равные шансы попасть в число респондентов. Но когда социолог хочет быть уверенным, что в В. непременно будет представлена какая-то опред. группа нас. (напр., люди старше 85 лет), то сначала прибегают к разл. способам разбивки всей совокупности нас. на однородные группы (в данном примере по возрасту) и в каждой затем осуществляют случайный выбор обычным методом.

Выборы

Выборы (elections), полит, выбор руководителей и должностных лиц путем голосования. При альтернативных В. всегда существуют варианты; гл. цель В. нац. масштаба - определить состав пр-ва. Однако реальный выбор существует лишь в трети гос-в мира. Во мн. развивающихся и сохранивших ком. строй странах В. проводятся на безальтернативной основе: др. кандидатов и полит, партий нет, а избирательный процесс существует лишь в кач-ве легитимной уловки, чтобы продемонстрировать мнимую поддержку пр-ва со стороны нас. Когда В. проходят свободно и честно, они укрепляют уважение к полит, системе, ее авторитет и стабильность; вырабатывают в гражданах чувство собственного достоинства благодаря праву голоса; наконец, устанавливают связь между политиками и народом, гарантируя, что пр-во будет прислушиваться к требованиям народа и с него можно спрашивать выполнение обязательств. Сроки В., отбор кандидатов и определение электората, правила голосования и методы подсчета голосов имеют значит, отличия в разл. странах (избирательные системы).

Выражение лица

Выражение лица (facial expression), важная форма невербальной коммуникации между отд. людьми.  Дарвин утверждал, что мимика и др. выразительные действия имеют врожденный характер. В подтверждение он приводил данные об универсальном характере выражения людьми своих эмоций и о сходстве между ними и др. млекопитающими, особенно приматами. Антропологи 20 в., напротив, дали описания огромного разнообразия экспрессивного поведения в разл. культурах. Труды последних лет подтверждают теорию Дарвина, хотя и с нек-рыми модификациями. В.л. при ощущении счастья и печали, скорее всего, одинаково; почти то же можно сказать о выражениях отвращения, гнева, страха и удивления. Эти шесть выражений чувств проявляются очень рано у слепых и слабоумных, как и у нормальных детей, и потому вряд ли этому можно научиться. Однако разные культуры имеют разл. правила приличия в выражении конкретных эмоций. Лицевые мускулы контролируются двумя нервными проводящими путями: один идет от коры головного мозга, являющейся высокоразвитым внеш. слоем мозга, др. - от расположенных ниже мозговых центров, регулирующих эмоции. Это объясняет, почему В.л. может быть связанным с опред, эмоциями, но врожденный механизм контролируется затем в процессе социального научения.

Высшее образование

Высшее образование (higher education), образование, получаемое в высшем учебном заведении после завершения полного среднего образования. В.о. получают в ун-тах или др. приравненных к ним учебных заведениях, таких, как педагогические и политехи, инты (колледжи) с дневной формой обучения, после окончания к-рых выпускникам присваивается соответствующая степень. Термин В.о. наряду с термином третье образование иногда используется для обозначения любой формы офиц. образования после ср. школы, в т.ч. и более краткосрочных курсов, дающих знания, уровень к-рых ниже предусмотренных дипломом о В.о. В наст, время в промышленно развитых странах и большей части Лат. Америки примерно каждый четвертый имеет возможность учиться в ун-те, ин-те или техникуме, тогда как в Африке и на Индийском субконтиненте третье образование доступно менее чем 10% юношей и 5% девушек. Относит, высокая стоимость В.о. - плата за учебный год иногда в 25 раз выше, чем за нач. образование, - гл. фактор в политике социально-эконом. развития и образования. Большая часть студентов, проучившись 3-4 года (для нек-рых профессий, напр., медиков, установлен более продолжительный срок), получают диплом первой степени. Меньшая часть продолжает обучение для получения степени магистра или доктора. В большинстве высших учебных заведений важную часть учебного процесса составляет науч.-исслед. работа. Совр. тенденции развития В.о. отличает более пристальное внимание к профессиональному образованию, увеличению числа обучающихся женщин и людей ср. возраста, внедрению новых методов, напр. заочного образования и обучения по телевидению, практикуемых в Открытом университете Великобритании (продолжение образования).

Вычислительная лингвистика

Вычислительная лингвистика (computational linguistics), термин, применяемый к двум разл. видам исследований. Это либо разного рода лингвистические исследования с использованием компьютеров для обработки и анализа данных (в первую очередь для статистических анализов текстов, составления сводных указателей и проверки грамматики), либо исслед. работа, цель к-рой - обучить компьютеры разными способами обрабатывать человеческий язык. Сюда входят работа над машинным переводом, системы распознавания речи и системы переложения устной речи на язык компьютера.

Предыдущая страница Следующая страница