Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕЛ"-"СЛА")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Семантика (semantics), раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. По мнению одних лингвистов, С. включает в себя все аспекты содержания, информации, передаваемой языком или к.-л. его единицей; др., напротив, считают, что С. занимается лишь теми аспектами содержания, к-рые не зависят от контекста, в то время как иные его аспекты (такие, как выражение вежливости или речевое взаимодействие) относятся к области прагматики. Однако в любом случае С. имеет дело с такими явлениями, как многозначность (когда высказывание - слово или предложение - имеет более одного значения), синонимия (когда два высказывания означают одно и то же) и смысловое следование (когда одно высказывание вытекает из др.). С. опирается на исследования в области логики и философии. |
Семейная политика (family policy), помощь гос-ва семье, включающая поддержание ее жизнедеят-ти, воспитание детей и заботу об инвалидах. Тесно связана с Социальной политикой. В развитых индустриальных странах С.п. предусматривает выплату разл. денежных пособий (напр., пособие на ребенка), создание социальных служб, на к-рые возлагается задача помочь семье в воспитании ребенка социальная помощь). Во мн. странах С.п., с одной стороны, направлена на поддержание традиц. семьи, где отец - добытчик, мать - хранительница очага (патриархат), а с др. - сосредоточена на неполных семьях или семьях с работающими матерями. Еще одна проблема С.п., важность к-рой возрастает, - уход за инвалидами и стариками (пожилой возраст). В развивающихся странах С.п. часто подразумевает прежде всего контроль за рождаемостью (планирование семьи). Однако осуществить это реально довольно сложно, особенно в сельских р-нах. Гос-во иногда пытается полностью изменить образ жизни семьи - так, напр., в Румынии в период правления Чаушеску (1967-89) был провозглашен лозунг повысить рождаемость, чтобы увеличить трудоспособное нас. Израильские кибуцы - др. пример попытки отойти от стереотипа семьи: люди живут в общине и коллективно воспитывают детей, однако это не исключает тесного контакта между детьми и родителями. |
Семейная терапия (family therapy), консультирование или психиатрич. лечение нек-рых или всех членов семьи как отд. группы. При С.т. используются широкий спектр терапии и разл. типы диагностики, включая видеозаписи, позволяющие оценить собственное поведение, и ролевые игры. С.т. зародилась в США в 1940-50-х гг., в период господства ортодоксии классич. психоанализа и подкрепляющей его теории социального научения, когда психолог, развитие ребенка стали определять отношением к нему родителей. Англ, антрополог Грегори Бэтсон (1904-80) объяснял расстройство рассудка при шизофрении и притупление эмоций конфликтными отношениями в семье (На пути к экологии ума, 1972). Его соотечественник психиатр Рональд Дэвид Лэнг (1927-89) развил эту идею, заявив, что в семьях шизофреников больны все и всем необходимо лечение, иначе семья мешает ребенку аутентично развиваться (Здравый смысл, безумие и семья, 1964). Были разработаны методы терапии, особенно успешные в США и Италии, направленные на изменение взаимоотношений в семье и не позволявшие превращать в козла отпущения члена семьи с признаками душевного расстройства. Предпринимались попытки использовать С.т. при разл. заболеваниях, включая анорексию, ночное недержание мочи и шизофрению. Существует супружеская терапия, методы к-рой схожи с методами С.т. |
Семейное право (family law), отрасль права, регулирующая отношения между членами семьи. Включает семейное законодательство, науку семейного права и соответствующую учебную дисциплину. Исторически (а в традиц. об-вах и поныне) С.п. контролировало условия и порядок вступления в брак, когда при переходе женщин из одной семьи в др. предусматривалось приданое или калым. В сфере С.п. всегда были имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми. Издавна права личности, особенно женщин и детей, были подчинены интересам семейной группы. На Западе с принятием христианства и социальными переменами, вызванными индустриализацией, статус семейных пар укрепился, однако, как и ранее, юрид. власть целиком находилась в руках мужа, а расторжению семейных уз препятствовали усложненные бракоразводные законы (развод). После 2-й мировой войны в зап. странах бракоразводные законы были либерализированы и вопрос о равенстве прав мужа и жены приобрел особую значимость, поскольку там ввели ин-т алиментов. В последнее время во мн. странах актуальным является вопрос о правах детей в связи с участившимися случаями жестокого обращения с ними в семье. Требуют юрид. решения такие проблемы, как внебрачное сожительство, совместная жизнь людей одного пола (гомосексуализм), транссексуализм и статус родителей, дети к-рых зачаты с помощью искусств, методов оплодотворения. |
Семиотика (semiotics), наука, изучающая естественные и искусств. знаки и знаковые системы. С т.зр. С. коммуникация представляет собой код. В языке, напр., знаки (буквы и слова) расположены в опред. порядке соответственно правилам грамматики и образуют свою систему. Др. виды коммуникационных систем - жесты (невербальное общение), структура мифов, символические обряды, стили одежды, обычаи, связанные с едой. Семиотический подход к языку был предложен Соссюром, но др. лингвисты отвергли его как не позволяющий адекватно описать язык; по их мнению, понимание и интерпретация языка подразумевают не только раскодирование языкового знака, но и выяснение связей между элементами языка. |
Семитские языки (Semitic languages), обширная группа языков, на к-рых говорят в Сев. Африке, на Аравийском п-ове и Бл. Востоке. Разделяются на две осн. ветви: вост. и зап. Все совр. С.я. происходят из зап. ветви; языки вост. ветви были широко распространены в древности: на аккадском яз. (впоследствии развившемся в вавилонский и ассирийский) говорили в Древн. Месопотамии во 2-м и 1-м тысячелетиях до н.э. Клинописные (записанные клиновидным силлабическим письмом) таблички на этих яз. были обнаружены и расшифрованы в 19 в. Зап. С.я. делятся на юж. и центр. К юж. относится эфиосемитская группа с двумя осн. яз. - тигринья (используемый в пров. Тигре и Эритрея) и амхарский (офиц. яз. Эфиопии, 13 млн. говорящих). Центрально-семитская ветвь более обширна и включает араб., еврейский, финикийский и арамейский. Самый распространенный С.я. - араб.: св. 150 млн. чел. считают его родным яз., а значит, большее число людей пользуется им как вторым яз. Выделяют две разновидности араб, яз.: классич. араб., язык ислама, сохраняется практически без изменений с 7 в. н.э. и используется как лит. яз. и как лингва франка во всем араб, мире; разговорный араб. - состоит из многочисл. живых диалектов, разл. в разных регионах и далеко не всегда взаимопонятных. Мальтийский яз. также является версией араб, яз., хотя и записывается лат. алфавитом. Еврейский яз. имеет долгую историю. Первые еврейские тексты написаны на библейском иврите между 1200 и 200 г. до н.э.; но уже к кон. 6 в. до н.э. этот язык мало использовался как разговорный и ко времени Иисуса Христа почти полностью уступил место арамейскому. Тем не менее на протяжении мн. веков он сохранялся в еврейской среде как религ. и лит. яз., а в нач. 20 в. был возрожден (в модифицированном виде) как живой яз. В наст, время иврит - офиц. яз. Израиля, где на нем говорят ок. 4 млн. чел. Арамейский яз., сменивший еврейский в кач-ве разговорного яз. Палестины, лег в основу сирийского яз., насчитывающего лишь ок. 300 тыс. говорящих в разрозненных группах по всему Бл. Востоку. Не существующий ныне финикийский яз. имел большое значение в 1-м тысячелетии до н.э., будучи языком купцов и колонистов. С.я. входят в афразийскую семью языков - более обширную группу, объединяющую также др.-егип., берберские, чадские и кушитские яз. |
Семья (family), группа людей, связанных родством. У С. обычно неск. функций: обеспечение жильем, одеждой и питанием; воспитание и образование детей; забота о пожилых членах С. Образ поведения и мыслей ребенок с ранних лет воспринимает в С., взаимоотношения между ее членами определяют его психолог, развитие, поэтому семейные конфликты могут привести к тяжелым психич. последствиям. Насилие в семье, в т.ч. жестокое обращение с детьми, - одна из неблаговидных сторон семейной жизни. В разл. об-вах С. сильно различаются размерами, структурой и ролью родственных связей. Напр., простая (нуклеарная) С. обычно состоит из родителей (родителя) и их детей, родных или приемных. Расширенная, или сложная, С. может включать больше двух поколений родственников, к-рые живут вместе (домочадцы) и ведут общее домашнее хозяйство либо составляют разветвленную группу, связанную социальными взаимоотношениями. Отношения между отд. членами расширенных С. определяются традициями об-ва. В странах Запада в последние годы наблюдается рост кол-ва С. с одним родителем (неполных С.) - либо с незамужней матерью, либо с отцом или матерью, оставшимися без партнера после его смерти или развода. Это часто промежуточная стадия перед формированием новой С. Так же, как и об-во, каждая С. проходит свой цикл жизни, и большинство индивидов испытывают множество изменений в семейных ролях. С. играет важную роль в об-ве, является постоянным объектом внимания гос-ва, к-рое регулирует функции С. через семейное право и семейную политику. |
Сенат США (Senate, US), верхняя палата Конгресса США. В С. заседают по два сенатора от каждого штата, с 1913 г. они избираются прямым голосованием независимо от числ. нас. Треть сенаторов переизбирается каждые два года. В отличие от верхних палат др. гос-в С. США во мн. случаях наделен такой же властью, как и Палата представителей (законодат. собрание США). Числ. сенаторов меньше, чем членов Палаты представителей, но они избираются на шестилетний срок. С., оснащенный системой комитетов и подкомитетов, представляет собой серьезный противовес президенту. Кандидатуры назначаемых президентом на высшие федер. должности должны быть согласованы с С. и одобрены им, С. также уполномочен ратифицировать договоры с зарубежными странами и инициировать процедуру импичмента президента, проголосовав за нее двумя третями голосов. |
Сепаратизм (separatism), создание независимой полит, единицы, представляющей конкретную этнич., религ, или иную группировку. Сепаратистами движет осознание геогр., этнич. и культурной общности. Стремление контролировать судьбу группы в полит., эконом, и культурном отношении выливается в требования независимости, что выражается в мирных протестах, политическом насилии или в националистических выступлениях. С. может привести к внутр. конфликтам, гражданской войне и интервенции. Сепаратистские настроения распространены в инд. пров. Пенджаб, в Эритрее, среди басков в Испании и Франции. В нек-рых случаях призывы к С. удовлетворяются путем перераспределения полномочий, т.е. укрепления местного самоуправления или предоставления полуавтономного статуса. |
Сепира-Уорфа гипотеза (Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна. |
Сербскохорватский язык - см. Славянские языки. |
Сердечно-сосудистые заболевания (heart disease), врожденные или приобретенные дефекты строения или функционирования сердца. По оценкам, ок. половины смертей в развитых странах вызваны С.-с.з. К факторам риска этого заболевания относятся курение, чрезмерное потребление животных жиров, стресс и малоподвижный образ жизни. Очевидно, что инфаркт можно предотвратить (или по меньшей мере отдалить), если применять профилактические меры. Однако следует принимать во внимание наследственную предрасположенность, пол (мужчины более склоны к С.-с.з., чем женщины) и пр. В развивающихся странах число смертей в рез-те С.-с.з. возрастает при изменении традиц. образа жизни, особенно в городах. В Бразилии, напр., С.-с.з. являются наиб, распространенной причиной смертности. |
Серфинг (surfing), вид водного спорта, распространенный во всем мире. Спортсмены соревнуются на скорость, дальность передвижения по волнам на спец. пробковой или пенопластовой доске, стоя, без креплений. Зародившийся в Полинезии, где местным жителям, чтобы достигнуть берега, приходилось маневрировать, продвигаясь по большим прибойным волнам, С. как вид спорта стал популярен в 1920-х гг. на Гавайях. Сейчас С. занимаются везде, где есть волны достаточной высоты, особенно много его приверженцев в Австралии, США, Новой Зеландии, Юж. Африке и Лат. Америке. |
Сеть Интернет (Internet), глобальная компьютерная сеть, связывающая правит. коммерч., университетские и мн. др. компьютерные сети, а также индивидуальных пользователей. К кон. 1999 г. число пользователей С.И. превысило 200 млн., а объем доступных материалов составил свыше 800 млн. страниц. С.И. не является собственностью к.-л. компании или пр-ва. Предшественницей С.И. была сеть АРПАНЕТ (ARPANET), созданная в 1969 г. в США одним из исслед. агентств мин-ва обороны. Собственно С.И. возникла в 1984 г. для обеспечения доступа ун-тов к региональным суперкомпыотерным центрам. В 1991 г. специалисты Европейского центра ядерных исследований разработали Всемирную паутину (World Wide Web), ставшую первым браузером - программой, облегчившей доступ ко всем информационным ресурсам С.И., в т.ч. графическим, анимационным, звуковым. При помощи фирмпровайдеров любой обладатель персонального компьютера и модема может посылать и получать сообщения по электронной почте, заказывать и оплачивать товары в интернет-магазинах, приобретать авиабилеты и турист, путевки, знакомиться с электронными версиями газет и журналов, заказывать кн. в библиотеках, узнавать погоду и самые свежие новости, получать заочное образование и мн. др. Бурное развитие С.И. положило начало электронной коммерции, гл. преимущество к-рой в уменьшении числа посредников и ускорении всех форм расчетов. С.И. сделала возможным появление интернет-банков, не имеющих контор, интернет-изданий, не существующих в печатной форме. С.И. стала символом и наиболее ярким выражением т.н. информационной рев-ции, имеющей огромное влияние на все стороны жизни людей. Развитие С.И. поставило на повестку дня и ряд новых проблем, связанных с обеспечением неприкосновенности личной жизни, информационной безопасностью коммерч. предприятий и нац. систем обороны, защитой авторских прав и заключаемых через С.И. контрактов. |
Сефарды (Scphardim, иврит sefarad - испанский), представители юж. ветви евреев (17% от общей числ. евреев в мире). Большинство проживают в Израиле, где они составляли более половины нас. до 1990-х гг. С. называли евреев, живших в Португалии и Испании до их изгнания в 1492 г., когда они переселились в др. страны Европы, Азии и Сев. Африки. С. говорят на языке ладино, близком к исп. В наст, время С. обычно называют всех вост. евреев, т.е. выходцев из Сев. Африки и Бл. Востока, независимо от их происх. |
Сецессия (secession), объявление или попытка объявления независимости частью к.-л. гос-ва. Право С. может быть включено в конституцию гос-ва (напр., при федеративном устр-ве), но во мн. случаях попытка отделения подразумевает силовые действия, часто приводящие к острым конфликтам или к гражданской войне, в к-рую иногда втягиваются и соседние гос-ва. Самым ярким примером С. в 20 в. служит, вероятно, обретение независимости республиками быв. СССР (1991). Развитие федеративной системы в получивших независимость странах после распада Британской и др. империй, отчасти означавшее признание того, что национальные государства имеют в своем составе неравноправные этнич. группы и терр., вызвало неск. попыток С., в т.ч. попытку отделения Биафры от Нигерии (1969-71), и реальное отделение Бангладеш (быв. Вост. Пакистан) от Пакистана (1971) (сепаратизм). |
Сикхизм (Sikhism, санскрит shishya - ученик), монотеистическая религия, основанная в кон. 15 в. в Пенджабе гуру Нанаком. Соединяет элементы ислама и индуизма и сочетает веру в единого вечного и всемогущего Бога с индуистскими представлениями о карме и перевоплощении. С. проповедует равенство всех людей и отвергает кастовую систему. Верующий стремится искоренить в себе эгоизм и достичь единения с Богом, повторяя его многочисл. имена. Соединившись с Богом, сикх обретает мукти (понятие, тождественное индуистской мокше, - освобождение из круга рождения, смерти и возрождения). Нанак был первым в ряду десяти гуру, к-рый завершается Говиндом Сингхом, объявившим, что его преемником, вечным гуру, будет Адигрантх, свящ. кн. сикхов. Говинд Сингх учредил хальсу, братство святых воинов. В наст, время в нее входят как мужчины, так и женщины, прошедшие полное посвящение в веру. В С. нет священников; проводить богослужение может любой сикх независимо от пола. Сам культ включает в себя как индивидуальные моления, так и коллект. богослужения в гурдваре, сикхском храме. Центр, частью храмового богослужения является чтение кн. Адигрантх, к-рая почитается преемницей десяти историч. гуру. Кроме Харимандира, или Золотого храма, в Амритсаре (Индия), святыми местами сикхи почитают Патну (где род. Говинд Сингх), Анандпур (где была учреждена хальса) и Нандер (где умер Говинд Сингх). Важнейшие решения, касающиеся всей сикхской общины, принимаются собранием вождей, происходящих из этих святых мест. Большинство сикхов живут в шт. Пенджаб, где сикхский сепаратизм превратился в военизированное движение; в то же время мн. сикхи эмигрировали в Англию, США, Канаду, Вост. и Юж. Африку. Общее числ. сикхов достигает 14 млн. чел. |
Силлогизм (syllogism), схема доказательства, состоящая из двух посылок и вывода, устанавливающего соотношение двух понятий (терминов). Простейший пример: все афиняне - греки; все греки - европейцы; след., все афиняне - европейцы. Разл. типы совершенного С. впервые исследовал Аристотель. |
Символ веры (creed, лат. credo - верую), краткое изложение христ. догматов, безусловное признание крых православ. и католич. церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован Вселенским собором в 325 г. до н.э. Дальнейшие добавления к С.в. сделаны и признаются только католиками. |
Символика (symbolism), любая система значений, способная служить формой коммуникации. В кач-ве символа может выступать любой объект (предмет или явление), что-то означающий, выражающий или на что-то указывающий, напр., слово (письменное или устное), дорожный знак, жест, произв. иск-ва (или его часть). Такие символы, как идеограммы и пиктограммы, имеют простое, жестко фиксированное значение: красный сигнал светофора означает стоп, а красный нац. флаг - опред. страну. Др. символы могут восприниматься гораздо более сложным образом (символический интеракционизм). Во мн. произв. иск-ва символы сознательно используются для аллегорического выражения смысла или для большей выразительности; вместе с тем в художеств, творчестве коммуникация более произвольна и субъективна: напр., поэма или муз. произв. могут означать разное для разных людей. Каждая культура стремится выделить самые важные для нее символы. Юнг разработал теорию общих для всех культур архетипических символов, существующих в коллект. бессознательном. Антропологи, в частности Леви-Строс, утверждали, что путем анализа структуры С. можно выявить универсальные принципы мышления. Все ритуалы содержат элементы С. и сами могут рассматриваться как символическое выражение обществ, устр-ва или социальных связей, отражающее человеческую потребность в упорядочении мира. Часто символы помимо осн. своего значения обладают и др., доп. Это приводит к неоднозначности символа и возможности оспорить его значение. Однако неоднозначность символа может усилить его действенность, напр., как ср-ва полит, объединения людей разных убеждений; символы родства или национализма служат хорошими примерами действенности подобной неоднозначной С. |
Символический интеракционизм (symbolic interactionism), раздел социологии, делающий акцент на роли символов (символика) в социальном взаимодействии (интеракции). Тесно ассоциируется с амер. философом Чикагской школы Джорджем Г. Мидом (1863 - 1931) и социологом Тоффманом. С.и. уделяет особое внимание формированию человеческой личности в социальном взаимодействии, анализирует то, как люди вырабатывают отношение к самим себе, как учатся в процессе взаимодействия друг с другом и об-вом, однако реакции их чаще опосредованны. Люди могут никогда не видеть своего президента или монарха, но оставаться его подданными, зависимыми от его власти. В этом проявляется символическая природа интеракции. С.и., иногда рассматриваемый в кач-ве альтернативы функционализму, способствует выработке идей о и социализации. |
Синагога (synagogue, греч. - собрание), дом для молитвы, здание, где совершается иудейское богослужение (первоначально называлась бет ха кнессет - дом собрания). Центр религ. образования, духовной и обществ, жизни иудеев. С. возникли после Вавилонского пленения (586 г. до н.э.), а с разрушением в 70 г. н.э. Храма их число стало быстро расти, они сосредоточили в себе важнейшие функции религ. жизни евреев. С. могут быть любого размера, но их устр-во принципиально одинаково. Центром внутр. пространства является свящ. ковчег (арон ха-кодеш) - шкаф, в кром хранят свитки Торы, помещенный в нише стены, обращенной к Иерусалиму; ниша закрыта занавесом (парохет). Над ковчегом помещены две таблички с первыми двумя словами каждой из Десяти заповедей. Напротив находится источник света, нер тамид (вечный свет), к-рый символизирует присутствие Бога и непрерывность иудейской традиции. Во время службы свиток вынимается из ковчега и переносится на возвышение (бима), где его читают вслух. В нек-рых старых С. встречается миква - ритуальная купальня. Стены С. часто украшают узоры, орнаменты, библейские сюжеты, на значение здания указывают отд. иудаистские символы: пектаграмма - печать Соломона, шестиконечная звезда - щит Давида. В ортодоксальном иудаизме мужчины и женщины молятся раздельно, молитвы поют без аккомпанемента под руководством кантора, а служба идет на иврите. Во время службы иудеи надевают талес - молитвенное покрывало. В реформистском иудаизме в С. допускают семьями, разрешено муз. сопровождение и частичное проведение службы не на иврите. Либеральный иудаизм также допускает свободное размещение мужчин и женщин и муз. сопровождение; талесы надеваются редко, а служба (проводимая обычно в пятницу вечером) идет на местном яз. |
Сингон-буддизм (Shingon Buddism, яп. - школа истинного слова), одна из наиб, крупных эзотерических школ яп. буддизма, основатель - Кукай (774- 835 гг. н.э.). Подобно мн. др. школам махаяны, С.-б. признает, что просветление уже является всеобщим достоянием человечества. Это значит, что все мы являемся буддами, не сознавая того. Однако само учение Будды понятно только посвященным и передается от наставника ученику. Поскольку его нельзя выразить словами, оно распространяется с помощью мандал (сакральных символов), опред. жестов и поз, медитации и ритуалов. |
Синдикализм (syndicalism), вид воинствующего тред-юнионизма (профсоюз), ставящий в кач-ве конечной цели свержение капитализма и его замену той или иной формой социализма. Синдикалистское движение зародилось в неск. странах Запада, прежде всего во Франции, Италии и Испании, в кон. 19 - нач. 20 в. Радикально настроенные рабочие считали С. альтернативой парлам. соц. партиям. С. разделяет с анархизмом ненависть к гос-ву. Целью синдикалистов было об-во, в к-ром сами рабочие через посредство профсоюзов владели бы ср-вами произ-ва. Путь к переменам мыслился через производственную агитацию и всеобщую забастовку к революции. |
Сино-тибетские (китайско-тибетские) языки (Sino-Tibetan languages), вторая по величине группа мировых языков, насчитывающая св. 1 млрд. говорящих. С.-т.я. делятся на две ветви: кит., в к-рую входят диалекты кит. яз., распространенные в Китае, Сингапуре, Гонконге, на Тайване и в др. р-нах, и тибетобирманскую, включающую языки, на к-рых говорят в Тибете, Мьянме (Бирма), Непале, сев. р-нах Индии и Бангладеш. Все они используют тональную систему (высота и степень равномерности звучания) для различения слов, во всем прочем одинаковых. На кит. яз., самом значит, по числу носителей в мире, говорят 95% нас. Китая, 75% нас. Сингапура и почти все нас. Тайваня и Гонконга. Однако кит. яз. не представляет собой единого яз. и состоит как миним. из пяти языков, к-рые по полит, и культурным мотивам считаются диалектами, хотя не являются взаимопонятными, отличаясь друг от друга прибл. так же, как романские яз. Европы. 70% нас. Китая в наст, время использует мандарин, или совр. нормативный кит. яз. путунхуа, - единый разговорный яз., созданный в нач. 20 в. на основе пекинского диалекта. Др. диалектными группами являются хакка, минь, у и юэ; последняя включает кантонский диалект Гуанчжоу и Гонконга. Письменный кит. яз. понятен всем говорящим на С.т.я., поскольку иероглифы могут быть прочитаны носителями любого диалекта. Письмо является логографическим (отд. знак для каждого слова) и впервые засвидетельствовано в 18 в. до н.э. В совр. кит. яз. базовому уровню грамотности соответствует знание 2 тыс. иероглифов. В 1950-х гг. была официально принята система транслитерации на лат. алфавит, названная пиньинь (фонетическое произношение); она была создана с целью облегчить заучивание иероглифов и путунхуа и заменила более ранние системы, в частности систему Уэйда-Джайлда, до сих пор используемую в Гонконге. Так, напр., Пекин пишется как Bejing, а Мао Цзэдун - Мао Zedong. Двумя гл. яз. тибето-бирманской ветви являются тибетский (4 млн. говорящих) и бирманский (ок. 35 млн.); на этих яз. существует др.-буд. лит-pa, записанная письмом на основе инд. прототипа. Бирманский яз. содержит многочисл. словарные заимствования из пали - инд. яз., оказавшего на него огромное культурное влияние; ряд слов был заимствован также из монского (один из австроазиатских языков), а в последнее время - из англ. яз. девиации, роли |
Синтез (synthesis), соединение (мысленное или реальное) разл. элементов объекта в единое целое (систему); С. неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы). В диалектике Гегеля С. имеет более прикладное значение. Для Канта он представлял собой спонтанную деят-ть ума по сочетанию и объединению разрозненных чувственных данных. |
Синтоизм (Shinto) (кит.-яп. синто - путь богов), яп. религия, возникшая в глубокой древности, в ее основе лежит почитание ками, свящ. сил природы, духов гор или рек. С. не имеет развитой догматики, отличается терпимостью и совместимостью с др. религиями; осн. значение в нем придается безупречности поведения и ежедневным ритуалам, а не к.-л. учению. Официально признанных текстов С. не существует, хотя Кодзики (Записки древности) и Нихон-ги (Хроники Японии), основанные на устной традиции сборники 8 в., содержат мифы и рассказы о сотворении мира и богах. В 5 в. н.э. с распространением конфуцианства в С. вошел культ предков, а в 6 в. он впитал отд. положения буддизма, и нек-рые ками стали считаться воплощениями Будды, или бодхисатвами. В 19 в. подъем объединенного яп. гос-ва сопровождался укреплением С. как гос. религии; императора стали почитать как потомка богини солнца Аматерасу. С. превратился в господствующую религию, регламентировавшую всю жизнь об-ва и поощрявшую крайний национализм до тех пор, пока в 1945 г. ее не отверг император (под нажимом США). Офиц. С. заменила более древн. его форма - храмовый С., т.е. почитание ками в храмах и святилищах. В частных домах для ками сооружается семейный алтарь - ками-дан. Индивидуальные обряды состоят из ритуалов очищения и ежедневных молитв, обращенных к ками. Поскольку С. считается религией жизни, а буддизм - религией смерти, свадьбы обычно справляются по синтоистской традиции, а похороны сопровождаются буд. ритуалами. Паломничества в храмы и святилища, особенно горные, приурочены, как правило, к новогодним, весенним и осенним праздникам. Праздничное богослужение включает в себя распевание молитв, исполнение ритуальной музыки и жертвоприношение пищи. |
Сионизм (Zionism), движение, основанное в 1897 г. венг.-еврейским писателем Теодором Герцлем (1860- 1904) с целью возродить еврейское отечество в Палестине. В рез-те было образовано гос-во Израиль (1948). Будучи в осн. светским движением, С. берет начало в милленаристских чаяниях (милленаризм), согласно к-рым рассеянные по разным странам иудеи, Богом избранный народ, воссоединятся в своей праведной отчизне. Эти чаяния еще более укрепились после преследований и уничтожения евреев во время 2-й мировой войны. В наст, время С. играет заметную роль во внутр. политике Израиля и в полит, обстановке на Бл. Востоке. Фундаментальным принципом С. является признание права всех евреев, вне зависимости от страны проживания, эмигрировать в Израиль и принять израильское гражданство; для содействия еврейской эмиграции в Израиль создана независимая орг-ция - Всемирный сионистский конгресс. |
Сирийская православная церковь (Syrian Orthodox Church), или яковитская церковь, одна из монофиситских христианских церквей, разделяющая вероучение с армянской, коптской и эфиопской церквами. Приверженцы С.п.ц. (ок. 800 тыс. чел.) встречаются как на Бл. Востоке, так и на Малабарском побережье Индии. Ее центром является Антиохия (ныне Антакья в Турции), где находится резиденция патриарха. На Бл. Востоке насчитывается также ок. 80 тыс. сирийских католиков во главе с патриархом в Бейруте. Служба в С.п.ц. ведется на сирийском яз. (ветвь арамейского яз., на к-ром говорили в Палестине во времена Иисуса Христа) (семитские языки). |
Системы гражданского права (civil law systems), системы частного права с правовыми принципами, методами и терминологией, разработанными под влиянием римского права. Они существуют в Европе, Лат. Америке и в нек-рых странах Африки и Азии (в видоизмененной форме). В их основе лежит великая кодификация рим. права 6 в. - Corpus Juris Civilis (Сборник гражданского права). Развитие гос-в в Европе привело к кодификации нац. законов, из к-рых наиб, примечательны Кодекс Наполеона, принятый во Франции в 1804 г. (и в др. европ. странах, подвергшихся нашествию Наполеона), и гражд. кодекс Германии, вступивший в силу в 1900 г. С.г.п. переносились на новую почву в процессе колон, захватов (напр., в страны Африки и Лат. Америки) или заимствовались из уважения к интеллектуальной традиции (напр., в Японии). Важной особенностью кодексов гражд. права является разделение частного права на концептуальные и организационные категории, следующие компиляциям из рим. юрид. текстов: право индивида, собственность, обязательства и деликты гражданские правонарушения) и др. Вообще говоря, эти кодексы требуют не толкования, а применения, на практике же необходимо толкование и судебное развитие права. Скупое судебное обоснование опирается на логические выводы, следующие из принципов, заложенных в основу кодекса. Хотя прецедентное право приобрело важное значение как источник права, в нем отсутствует система закрепления судебного прецедента, свойственная системам общего права. Большую роль в развитии С.г.п. играют теоретич. и аналитические исследования университетских ученых; выступления адвокатов имеют даже меньшее значение в судопроиз-ве, нежели в системах общего права. Тем не менее, несмотря на различие методологий и традиций обеих систем, правовые методы их решения социальных, эконом, и полит, проблем часто весьма схожи. |
Системы общего (англосаксонского) права (common law systems), семейство правовых систем, происходящих из права, разработанного королев, судьями в Англии и Уэльсе после нормандского завоевания в 1066 г. К ним относятся англ, и ирланд. право, а также большинство юрид. систем в США и странах брит. Содружества, с необходимыми изменениями, соответствующими местным обычаям. Общее право не получило систематического развития на к.-л. теоретич. основе, подобно системам гражданского права, а эволюционировало как практич. реакция на опред. разногласия. Оно оставалось преимущ. в руках небольшой кучки профессионалов-практиков, получивших свои познания опытным путем; именно из их числа назначались судьи. Проф. солидарность судей означала сопротивление общего права влиянию римского права, хотя до знаменитых лекций Сэра Вильяма Блэкстоуна (1723-80) в Оксфорде в 1750-х гг. оно было единств., к-рое преподавалось в ун-тах. В связи с ограниченностью сферы общего права к нач. 16 в. канцлер Англии разработал свод принципов и правил, известных как право справедливости, обеспечивавших защиту в делах, не относящихся к юрисдикции общего права. Сегодня эти принципы интегрированы в осн. канву общего права. В С.о.п. препедентное право по-прежнему рассматривается как гл. источник права, даже если оно подчинено верховной власти статута. При судопроиз-ве по нормам общего права ведущая роль обычно отводится адвокатам: судья выносит решение скорее на основе материалов, представленных во время прений, нежели опираясь на абстрактные правовые принципы (состязательность). Т.о., общее право развилось в кач-ве отклика на особого рода дела и в меньшей степени, нежели гражд. право, было разработано правоведами теоретически. |
Сиу (Sioux), союз семи индейских племен; в сер. 18 в. были вытеснены племенами оджибве и поселились в Миннесоте, США. Подобно индейцам равнин, С. были кочевыми охотниками на бизонов, летом они собирались в племенные группы, а зимой разделялись на отд. семьи. В очередной раз С. были вытеснены с их святыни - Черных гор в Дакоте. Объявление гор открытыми для заселения белыми в 1874 г. привело к жесточайшему сражению, к-рое индейцы проиграли. В наст, время С. живут в шт. Миннесота, Небраска, Дакота и Монтана. |
Скандинавские языки (Scandinavian languages), см. Германские языки. |
Скачки (horse-racing), вид конного спорта, состязание верховых лошадей с наездниками (жокеями) в забеге на опред. дистанцию; зрители делают ставки на исход забегов. Осн. виды соревнований в Великобритании: летом - гладкие С. (по ровной местности), организуемые Жокей-клубом, зимой - скачки с препятствиями, подразделяющиеся на барьерные и стипл-чейз. проводимые в соответствии с нац. охотничьими правилами. Большинство жокеев, принимающих участие в этих соревнованиях, - профессионалы; для любителей местные охотничьи клубы устраивают С. по пересеченной местности. Помимо Великобритании С. особенно популярны в Ирландии, Франции, Италии и США. В Сев. Америке и России традиц. интерес вызывают конные бега (жокей сидит позади лошади в двуколке или экипаже). |
Скваттер (squatter), лицо, без разрешения захватывающее незанятые помещения или землю, преимущ. с целью проживания. Скваттерство возникает обычно в связи с недостатком жилья, при этом в богатых странах С. склонны тайно захватывать отд. здания, а в более бедных незаконный захват земли получил такое широкое распространение, что вынудил власти с этим смириться и предоставлять на захваченное юрид. права. Крупномасштабные захваты земли иногда осуществляются после тщательной разработки операции и очень быстро - буквально за одну ночь, что нашло отражение в назв. скваттерских поселений: в Мексике это barrios paracaidistas (парашютные поселения), в Турции - gecekondu (построенные за ночь). Избираемые С. земли чаще находятся не в частном, а в гос. владении, и на них никто не претендует, напр., из-за находящейся там свалки или опасности затопления. С. имеют также обыкновение занимать мелкие клочки земли, напр., вдоль автострады, и возводить там себе постройки, что приводит к образованию городов лачуг. Когда разрастание таких поселений приняло угрожающий характер в Лат. Америке в 1940-х и в Африке южнее Сахары - в 1960-х гг., реакцией пр-ва было выселение С. в отдаленные лагеря и снос возведенных ими сооружений. Однако стало очевидно, что это не остановит миграции в города, а только разрушит жилой фонд и дезорганизует занятость в неформальном секторе, и большинству пр-в пришлось терпеть незаконные поселения С. За последние годы быстрая урбанизация сократила площадь доступных гос. земель и обострила соперничество за обладание ими. |
Сквош (squash), скоростная игра с мячом и ракеткой, проводимая на закрытом прямоугольном корте размером 10 х 6 м. Подающий, стоя в небольшом квадрате на краю корта, бьет ракеткой по маленькому резиновому мячу так, чтобы тот ударился о противоположную стену и отскочил назад, на др. половину корта. Принимающий возвращает мяч, и это продолжается до тех пор, пока к.-л. из игроков не пропустит мяч, или мяч дважды не ударится об пол, или не выскочит за границы корта. Выигрывает первый набравший 9 очков, причем очки получает только подающий; если он потерял очко, подача переходит к противнику. В амер. варианте С. (в отличие от междунар. правил) корт почти на метр уже, мяч тяжелее, игра длится до 15 очков, к-рые присуждаются независимо от подачи. С., вероятно, возник в 19 в. как видоизмененный вариант более быстрой игры на корте, почти вдвое большем, чем совр., ракетки были тяжелее, с более длинными ручками, мяч меньше и тоже значит, тяжелее. Существуют корты (в осн. в Великобритании) для неск. игроков. Вариант С., приобретающий все большую популярность в США, - ракетбол. В него играют на закрытом корте прибл. той же площади. Ракетки аналогичны теннисным, но с более короткими ручками, мяч (больше, чем для С.) очень прыгучий и, в отличие от правил для С., может отскакивать от потолка, в остальном порядок игры и счет очков те же, что и в С. |
Скептицизм (scepticism), филос. позиция, с т.зр. крой наши представления о к.-л. предмете нельзя обосновать. Эпистемологию, или филос. теорию познания, часто рассматривали как поиск эффективного опровержения С. Выделяют С. всеобщий и локальный. Всеобщий С. затрагивает всю совокупность наших представлений о внеш. мире и означает принципиальную невозможность его познания. Локальный С. более избирателен и отрицает возможность познания лишь в нек-рых конкретных областях, напр., в этике. |
Скидка/дисконт (discount), сумма, на к-рую цена товара ниже его номинальной цены или изначально объявленной стоимости. 1. Снижение продавцом указанной в прейскуранте цены товара или услуги. 2. Сумма, на к-рую рыночная цена ценной бумаги ниже номинальной, - в этом случае С. называется премией. 3. Разница между выкупной стоимостью векселя при наступлении срока погашения и немедленной наличной ценой, к-рую можно получить за вексель на денежном рынке. 4. Процентная (учетная) (процент) ставка учетного рынка, по к-рой учитываются векселя. |
Скиннер Бэррес Фредерик (Skinner, Burrhus Frederic) (1904-90), амер. психолог, автор концепции оперантного научения. Будучи наиб, последовательным сторонником бихевиоризма Уотсона, С. полагал, что поведение контролируется подкреплением (поощрением и наказанием), но в отличие от Уотсона никогда не отрицал роли наследственности. Его открытия легли в основу бихевиоральной терапии и бихевиоральной модификации, к-рые применяются, напр., для коррекции поведения и поощрения нового поведения у умственно отсталых и трудных детей. С. создал оригинальный исследовательский прибор - ящик Скиннера, позволявший успешно следить за обучением (научением) крыс или голубей. В ящике простая реакция, напр., клевок или нажатие, вознаграждается пищей или питьем. Режим подкрепления бывает разным, напр., вознаграждение за каждые десять нажатий (фиксированный коэф. подкрепления). Разные режимы приводят к разной скорости научения и затухания, т.е. постепенного прекращения реакции, когда вознаграждение не выдается. Нерегулярное подкрепление на произвольной основе вызывает наиб. длительную реакцию у невознагражденного животного. С. сравнил это с поведением людей, играющих с игровым автоматом. В кн. Поведение организмов (1938) он дает отчет об экспериментах с обусловливанием, подтверждающих приобретение новых реакций. После 2-й мировой войны С. исследовал создание путем научения сложных бихевиоральных реакций. Его гл. задача состояла в том, чтобы продемонстрировать, как осн. принципы научения в социализации, образовании и бихевиоральной терапии объясняют и определяют все формы поведения человека. |
Слабоумие (dementia), состояние, приводящее к прогрессирующему ухудшению памяти, способности обучаться, думать и размышлять. Риск С. возрастает к старости: им страдает каждый пятый старше 80 лет. Болезнь Альцгеймера (впервые описана нем. невропатологом Элоизом Альцгеймером в 1907 г.) - наиб, распространенная форма Сосуществует гипотеза связи С. с генетическим фактором, хотя причины болезни до сих пор неизвестны и метода лечения не существует. Заболевший человек поначалу на короткое время теряет память, позже наступает дезориентация в знакомой обстановке, речь становится бессвязной, происходит изменение личности. В дальнейшем больной может страдать недержанием, потерять способность к движению, перестать узнавать людей и окружение. Распространение С. как рез-т старения населения означает, что почти повсеместно профилактика этого заболевания находится на недостаточном уровне. |