Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕЛ"-"СЛА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕЛ"-"СЛА")

Сельское хозяйство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семантика

Семантика (semantics), раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. По мнению одних лингвистов, С. включает в себя все аспекты содержания, информации, передаваемой языком или к.-л. его единицей; др., напротив, считают, что С. занимается лишь теми аспектами содержания, к-рые не зависят от контекста, в то время как иные его аспекты (такие, как выражение вежливости или речевое взаимодействие) относятся к области прагматики. Однако в любом случае С. имеет дело с такими явлениями, как многозначность (когда высказывание - слово или предложение - имеет более одного значения), синонимия (когда два высказывания означают одно и то же) и смысловое следование (когда одно высказывание вытекает из др.). С. опирается на исследования в области логики и философии.

Семейная политика

Семейная политика (family policy), помощь гос-ва семье, включающая поддержание ее жизнедеят-ти, воспитание детей и заботу об инвалидах. Тесно связана с Социальной политикой. В развитых индустриальных странах С.п. предусматривает выплату разл. денежных пособий (напр., пособие на ребенка), создание социальных служб, на к-рые возлагается задача помочь семье в воспитании ребенка социальная помощь). Во мн. странах С.п., с одной стороны, направлена на поддержание традиц. семьи, где отец - добытчик, мать - хранительница очага (патриархат), а с др. - сосредоточена на неполных семьях или семьях с работающими матерями. Еще одна проблема С.п., важность к-рой возрастает, - уход за инвалидами и стариками (пожилой возраст). В развивающихся странах С.п. часто подразумевает прежде всего контроль за рождаемостью (планирование семьи). Однако осуществить это реально довольно сложно, особенно в сельских р-нах. Гос-во иногда пытается полностью изменить образ жизни семьи - так, напр., в Румынии в период правления Чаушеску (1967-89) был провозглашен лозунг повысить рождаемость, чтобы увеличить трудоспособное нас. Израильские кибуцы - др. пример попытки отойти от стереотипа семьи: люди живут в общине и коллективно воспитывают детей, однако это не исключает тесного контакта между детьми и родителями.

Семейная терапия

Семейная терапия (family therapy), консультирование или психиатрич. лечение нек-рых или всех членов семьи как отд. группы. При С.т. используются широкий спектр терапии и разл. типы диагностики, включая видеозаписи, позволяющие оценить собственное поведение, и ролевые игры. С.т. зародилась в США в 1940-50-х гг., в период господства ортодоксии классич. психоанализа и подкрепляющей его теории социального научения, когда психолог, развитие ребенка стали определять отношением к нему родителей. Англ, антрополог Грегори Бэтсон (1904-80) объяснял расстройство рассудка при шизофрении и притупление эмоций конфликтными отношениями в семье (На пути к экологии ума, 1972). Его соотечественник психиатр Рональд Дэвид Лэнг (1927-89) развил эту идею, заявив, что в семьях шизофреников больны все и всем необходимо лечение, иначе семья мешает ребенку аутентично развиваться (Здравый смысл, безумие и семья, 1964). Были разработаны методы терапии, особенно успешные в США и Италии, направленные на изменение взаимоотношений в семье и не позволявшие превращать в козла отпущения члена семьи с признаками душевного расстройства. Предпринимались попытки использовать С.т. при разл. заболеваниях, включая анорексию, ночное недержание мочи и шизофрению. Существует супружеская терапия, методы к-рой схожи с методами С.т.

Семейное право

Семейное право (family law), отрасль права, регулирующая отношения между членами семьи. Включает семейное законодательство, науку семейного права и соответствующую учебную дисциплину. Исторически (а в традиц. об-вах и поныне) С.п. контролировало условия и порядок вступления в брак, когда при переходе женщин из одной семьи в др. предусматривалось приданое или калым. В сфере С.п. всегда были имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми. Издавна права личности, особенно женщин и детей, были подчинены интересам семейной группы. На Западе с принятием христианства и социальными переменами, вызванными индустриализацией, статус семейных пар укрепился, однако, как и ранее, юрид. власть целиком находилась в руках мужа, а расторжению семейных уз препятствовали усложненные бракоразводные законы (развод). После 2-й мировой войны в зап. странах бракоразводные законы были либерализированы и вопрос о равенстве прав мужа и жены приобрел особую значимость, поскольку там ввели ин-т алиментов. В последнее время во мн. странах актуальным является вопрос о правах детей в связи с участившимися случаями жестокого обращения с ними в семье. Требуют юрид. решения такие проблемы, как внебрачное сожительство, совместная жизнь людей одного пола (гомосексуализм), транссексуализм и статус родителей, дети к-рых зачаты с помощью искусств, методов оплодотворения.

Семиотика

Семиотика (semiotics), наука, изучающая естественные и искусств. знаки и знаковые системы. С т.зр. С. коммуникация представляет собой код. В языке, напр., знаки (буквы и слова) расположены в опред. порядке соответственно правилам грамматики и образуют свою систему. Др. виды коммуникационных систем - жесты (невербальное общение), структура мифов, символические обряды, стили одежды, обычаи, связанные с едой. Семиотический подход к языку был предложен Соссюром, но др. лингвисты отвергли его как не позволяющий адекватно описать язык; по их мнению, понимание и интерпретация языка подразумевают не только раскодирование языкового знака, но и выяснение связей между элементами языка.

Семитские языки

Семитские языки (Semitic languages), обширная группа языков, на к-рых говорят в Сев. Африке, на Аравийском п-ове и Бл. Востоке. Разделяются на две осн. ветви: вост. и зап. Все совр. С.я. происходят из зап. ветви; языки вост. ветви были широко распространены в древности: на аккадском яз. (впоследствии развившемся в вавилонский и ассирийский) говорили в Древн. Месопотамии во 2-м и 1-м тысячелетиях до н.э. Клинописные (записанные клиновидным силлабическим письмом) таблички на этих яз. были обнаружены и расшифрованы в 19 в. Зап. С.я. делятся на юж. и центр. К юж. относится эфиосемитская группа с двумя осн. яз. - тигринья (используемый в пров. Тигре и Эритрея) и амхарский (офиц. яз. Эфиопии, 13 млн. говорящих). Центрально-семитская ветвь более обширна и включает араб., еврейский, финикийский и арамейский. Самый распространенный С.я. - араб.: св. 150 млн. чел. считают его родным яз., а значит, большее число людей пользуется им как вторым яз. Выделяют две разновидности араб, яз.: классич. араб., язык ислама, сохраняется практически без изменений с 7 в. н.э. и используется как лит. яз. и как лингва франка во всем араб, мире; разговорный араб. - состоит из многочисл. живых диалектов, разл. в разных регионах и далеко не всегда взаимопонятных. Мальтийский яз. также является версией араб, яз., хотя и записывается лат. алфавитом. Еврейский яз. имеет долгую историю. Первые еврейские тексты написаны на библейском иврите между 1200 и 200 г. до н.э.; но уже к кон. 6 в. до н.э. этот язык мало использовался как разговорный и ко времени Иисуса Христа почти полностью уступил место арамейскому. Тем не менее на протяжении мн. веков он сохранялся в еврейской среде как религ. и лит. яз., а в нач. 20 в. был возрожден (в модифицированном виде) как живой яз. В наст, время иврит - офиц. яз. Израиля, где на нем говорят ок. 4 млн. чел. Арамейский яз., сменивший еврейский в кач-ве разговорного яз. Палестины, лег в основу сирийского яз., насчитывающего лишь ок. 300 тыс. говорящих в разрозненных группах по всему Бл. Востоку. Не существующий ныне финикийский яз. имел большое значение в 1-м тысячелетии до н.э., будучи языком купцов и колонистов. С.я. входят в афразийскую семью языков - более обширную группу, объединяющую также др.-егип., берберские, чадские и кушитские яз.

Семья

Семья (family), группа людей, связанных родством. У С. обычно неск. функций: обеспечение жильем, одеждой и питанием; воспитание и образование детей; забота о пожилых членах С. Образ поведения и мыслей ребенок с ранних лет воспринимает в С., взаимоотношения между ее членами определяют его психолог, развитие, поэтому семейные конфликты могут привести к тяжелым психич. последствиям. Насилие в семье, в т.ч. жестокое обращение с детьми, - одна из неблаговидных сторон семейной жизни. В разл. об-вах С. сильно различаются размерами, структурой и ролью родственных связей. Напр., простая (нуклеарная) С. обычно состоит из родителей (родителя) и их детей, родных или приемных. Расширенная, или сложная, С. может включать больше двух поколений родственников, к-рые живут вместе (домочадцы) и ведут общее домашнее хозяйство либо составляют разветвленную группу, связанную социальными взаимоотношениями. Отношения между отд. членами расширенных С. определяются традициями об-ва. В странах Запада в последние годы наблюдается рост кол-ва С. с одним родителем (неполных С.) - либо с незамужней матерью, либо с отцом или матерью, оставшимися без партнера после его смерти или развода. Это часто промежуточная стадия перед формированием новой С. Так же, как и об-во, каждая С. проходит свой цикл жизни, и большинство индивидов испытывают множество изменений в семейных ролях. С. играет важную роль в об-ве, является постоянным объектом внимания гос-ва, к-рое регулирует функции С. через семейное право и семейную политику.

Сенат США

Сенат США (Senate, US), верхняя палата Конгресса США. В С. заседают по два сенатора от каждого штата, с 1913 г. они избираются прямым голосованием независимо от числ. нас. Треть сенаторов переизбирается каждые два года. В отличие от верхних палат др. гос-в С. США во мн. случаях наделен такой же властью, как и Палата представителей (законодат. собрание США). Числ. сенаторов меньше, чем членов Палаты представителей, но они избираются на шестилетний срок. С., оснащенный системой комитетов и подкомитетов, представляет собой серьезный противовес президенту. Кандидатуры назначаемых президентом на высшие федер. должности должны быть согласованы с С. и одобрены им, С. также уполномочен ратифицировать договоры с зарубежными странами и инициировать процедуру импичмента президента, проголосовав за нее двумя третями голосов.

Сепаратизм

Сепаратизм (separatism), создание независимой полит, единицы, представляющей конкретную этнич., религ, или иную группировку. Сепаратистами движет осознание геогр., этнич. и культурной общности. Стремление контролировать судьбу группы в полит., эконом, и культурном отношении выливается в требования независимости, что выражается в мирных протестах, политическом насилии или в националистических выступлениях. С. может привести к внутр. конфликтам, гражданской войне и интервенции. Сепаратистские настроения распространены в инд. пров. Пенджаб, в Эритрее, среди басков в Испании и Франции. В нек-рых случаях призывы к С. удовлетворяются путем перераспределения полномочий, т.е. укрепления местного самоуправления или предоставления полуавтономного статуса.

Сепира-Уорфа гипотеза

Сепира-Уорфа гипотеза (Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна.

Сербскохорватский язык

Сербскохорватский язык - см. Славянские языки.

Сердечно-сосудистые заболевания

Сердечно-сосудистые заболевания (heart disease), врожденные или приобретенные дефекты строения или функционирования сердца. По оценкам, ок. половины смертей в развитых странах вызваны С.-с.з. К факторам риска этого заболевания относятся курение, чрезмерное потребление животных жиров, стресс и малоподвижный образ жизни. Очевидно, что инфаркт можно предотвратить (или по меньшей мере отдалить), если применять профилактические меры. Однако следует принимать во внимание наследственную предрасположенность, пол (мужчины более склоны к С.-с.з., чем женщины) и пр. В развивающихся странах число смертей в рез-те С.-с.з. возрастает при изменении традиц. образа жизни, особенно в городах. В Бразилии, напр., С.-с.з. являются наиб, распространенной причиной смертности.

Серфинг

Серфинг (surfing), вид водного спорта, распространенный во всем мире. Спортсмены соревнуются на скорость, дальность передвижения по волнам на спец. пробковой или пенопластовой доске, стоя, без креплений. Зародившийся в Полинезии, где местным жителям, чтобы достигнуть берега, приходилось маневрировать, продвигаясь по большим прибойным волнам, С. как вид спорта стал популярен в 1920-х гг. на Гавайях. Сейчас С. занимаются везде, где есть волны достаточной высоты, особенно много его приверженцев в Австралии, США, Новой Зеландии, Юж. Африке и Лат. Америке.

Сеть Интернет

Сеть Интернет (Internet), глобальная компьютерная сеть, связывающая правит. коммерч., университетские и мн. др. компьютерные сети, а также индивидуальных пользователей. К кон. 1999 г. число пользователей С.И. превысило 200 млн., а объем доступных материалов составил свыше 800 млн. страниц. С.И. не является собственностью к.-л. компании или пр-ва. Предшественницей С.И. была сеть АРПАНЕТ (ARPANET), созданная в 1969 г. в США одним из исслед. агентств мин-ва обороны. Собственно С.И. возникла в 1984 г. для обеспечения доступа ун-тов к региональным суперкомпыотерным центрам. В 1991 г. специалисты Европейского центра ядерных исследований разработали Всемирную паутину (World Wide Web), ставшую первым браузером - программой, облегчившей доступ ко всем информационным ресурсам С.И., в т.ч. графическим, анимационным, звуковым. При помощи фирмпровайдеров любой обладатель персонального компьютера и модема может посылать и получать сообщения по электронной почте, заказывать и оплачивать товары в интернет-магазинах, приобретать авиабилеты и турист, путевки, знакомиться с электронными версиями газет и журналов, заказывать кн. в библиотеках, узнавать погоду и самые свежие новости, получать заочное образование и мн. др. Бурное развитие С.И. положило начало электронной коммерции, гл. преимущество к-рой в уменьшении числа посредников и ускорении всех форм расчетов. С.И. сделала возможным появление интернет-банков, не имеющих контор, интернет-изданий, не существующих в печатной форме. С.И. стала символом и наиболее ярким выражением т.н. информационной рев-ции, имеющей огромное влияние на все стороны жизни людей. Развитие С.И. поставило на повестку дня и ряд новых проблем, связанных с обеспечением неприкосновенности личной жизни, информационной безопасностью коммерч. предприятий и нац. систем обороны, защитой авторских прав и заключаемых через С.И. контрактов.

Сефарды

Сефарды (Scphardim, иврит sefarad - испанский), представители юж. ветви евреев (17% от общей числ. евреев в мире). Большинство проживают в Израиле, где они составляли более половины нас. до 1990-х гг. С. называли евреев, живших в Португалии и Испании до их изгнания в 1492 г., когда они переселились в др. страны Европы, Азии и Сев. Африки. С. говорят на языке ладино, близком к исп. В наст, время С. обычно называют всех вост. евреев, т.е. выходцев из Сев. Африки и Бл. Востока, независимо от их происх.

Сецессия

Сецессия (secession), объявление или попытка объявления независимости частью к.-л. гос-ва. Право С. может быть включено в конституцию гос-ва (напр., при федеративном устр-ве), но во мн. случаях попытка отделения подразумевает силовые действия, часто приводящие к острым конфликтам или к гражданской войне, в к-рую иногда втягиваются и соседние гос-ва. Самым ярким примером С. в 20 в. служит, вероятно, обретение независимости республиками быв. СССР (1991). Развитие федеративной системы в получивших независимость странах после распада Британской и др. империй, отчасти означавшее признание того, что национальные государства имеют в своем составе неравноправные этнич. группы и терр., вызвало неск. попыток С., в т.ч. попытку отделения Биафры от Нигерии (1969-71), и реальное отделение Бангладеш (быв. Вост. Пакистан) от Пакистана (1971) (сепаратизм).

Сикхизм

Сикхизм (Sikhism, санскрит shishya - ученик), монотеистическая религия, основанная в кон. 15 в. в Пенджабе гуру Нанаком. Соединяет элементы ислама и индуизма и сочетает веру в единого вечного и всемогущего Бога с индуистскими представлениями о карме и перевоплощении. С. проповедует равенство всех людей и отвергает кастовую систему. Верующий стремится искоренить в себе эгоизм и достичь единения с Богом, повторяя его многочисл. имена. Соединившись с Богом, сикх обретает мукти (понятие, тождественное индуистской мокше, - освобождение из круга рождения, смерти и возрождения). Нанак был первым в ряду десяти гуру, к-рый завершается Говиндом Сингхом, объявившим, что его преемником, вечным гуру, будет Адигрантх, свящ. кн. сикхов. Говинд Сингх учредил хальсу, братство святых воинов. В наст, время в нее входят как мужчины, так и женщины, прошедшие полное посвящение в веру. В С. нет священников; проводить богослужение может любой сикх независимо от пола. Сам культ включает в себя как индивидуальные моления, так и коллект. богослужения в гурдваре, сикхском храме. Центр, частью храмового богослужения является чтение кн. Адигрантх, к-рая почитается преемницей десяти историч. гуру. Кроме Харимандира, или Золотого храма, в Амритсаре (Индия), святыми местами сикхи почитают Патну (где род. Говинд Сингх), Анандпур (где была учреждена хальса) и Нандер (где умер Говинд Сингх). Важнейшие решения, касающиеся всей сикхской общины, принимаются собранием вождей, происходящих из этих святых мест. Большинство сикхов живут в шт. Пенджаб, где сикхский сепаратизм превратился в военизированное движение; в то же время мн. сикхи эмигрировали в Англию, США, Канаду, Вост. и Юж. Африку. Общее числ. сикхов достигает 14 млн. чел.

Силлогизм

Силлогизм (syllogism), схема доказательства, состоящая из двух посылок и вывода, устанавливающего соотношение двух понятий (терминов). Простейший пример: все афиняне - греки; все греки - европейцы; след., все афиняне - европейцы. Разл. типы совершенного С. впервые исследовал Аристотель.

Символ веры

Символ веры (creed, лат. credo - верую), краткое изложение христ. догматов, безусловное признание крых православ. и католич. церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован Вселенским собором в 325 г. до н.э. Дальнейшие добавления к С.в. сделаны и признаются только католиками.

Символика

Символика (symbolism), любая система значений, способная служить формой коммуникации. В кач-ве символа может выступать любой объект (предмет или явление), что-то означающий, выражающий или на что-то указывающий, напр., слово (письменное или устное), дорожный знак, жест, произв. иск-ва (или его часть). Такие символы, как идеограммы и пиктограммы, имеют простое, жестко фиксированное значение: красный сигнал светофора означает стоп, а красный нац. флаг - опред. страну. Др. символы могут восприниматься гораздо более сложным образом (символический интеракционизм). Во мн. произв. иск-ва символы сознательно используются для аллегорического выражения смысла или для большей выразительности; вместе с тем в художеств, творчестве коммуникация более произвольна и субъективна: напр., поэма или муз. произв. могут означать разное для разных людей. Каждая культура стремится выделить самые важные для нее символы. Юнг разработал теорию общих для всех культур архетипических символов, существующих в коллект. бессознательном. Антропологи, в частности Леви-Строс, утверждали, что путем анализа структуры С. можно выявить универсальные принципы мышления. Все ритуалы содержат элементы С. и сами могут рассматриваться как символическое выражение обществ, устр-ва или социальных связей, отражающее человеческую потребность в упорядочении мира. Часто символы помимо осн. своего значения обладают и др., доп. Это приводит к неоднозначности символа и возможности оспорить его значение. Однако неоднозначность символа может усилить его действенность, напр., как ср-ва полит, объединения людей разных убеждений; символы родства или национализма служат хорошими примерами действенности подобной неоднозначной С.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм (symbolic interactionism), раздел социологии, делающий акцент на роли символов (символика) в социальном взаимодействии (интеракции). Тесно ассоциируется с амер. философом Чикагской школы Джорджем Г. Мидом (1863 - 1931) и социологом Тоффманом. С.и. уделяет особое внимание формированию человеческой личности в социальном взаимодействии, анализирует то, как люди вырабатывают отношение к самим себе, как учатся в процессе взаимодействия друг с другом и об-вом, однако реакции их чаще опосредованны. Люди могут никогда не видеть своего президента или монарха, но оставаться его подданными, зависимыми от его власти. В этом проявляется символическая природа интеракции. С.и., иногда рассматриваемый в кач-ве альтернативы функционализму, способствует выработке идей о и социализации.

Синагога

Синагога (synagogue, греч. - собрание), дом для молитвы, здание, где совершается иудейское богослужение (первоначально называлась бет ха кнессет - дом собрания). Центр религ. образования, духовной и обществ, жизни иудеев. С. возникли после Вавилонского пленения (586 г. до н.э.), а с разрушением в 70 г. н.э. Храма их число стало быстро расти, они сосредоточили в себе важнейшие функции религ. жизни евреев. С. могут быть любого размера, но их устр-во принципиально одинаково. Центром внутр. пространства является свящ. ковчег (арон ха-кодеш) - шкаф, в кром хранят свитки Торы, помещенный в нише стены, обращенной к Иерусалиму; ниша закрыта занавесом (парохет). Над ковчегом помещены две таблички с первыми двумя словами каждой из Десяти заповедей. Напротив находится источник света, нер тамид (вечный свет), к-рый символизирует присутствие Бога и непрерывность иудейской традиции. Во время службы свиток вынимается из ковчега и переносится на возвышение (бима), где его читают вслух. В нек-рых старых С. встречается миква - ритуальная купальня. Стены С. часто украшают узоры, орнаменты, библейские сюжеты, на значение здания указывают отд. иудаистские символы: пектаграмма - печать Соломона, шестиконечная звезда - щит Давида. В ортодоксальном иудаизме мужчины и женщины молятся раздельно, молитвы поют без аккомпанемента под руководством кантора, а служба идет на иврите. Во время службы иудеи надевают талес - молитвенное покрывало. В реформистском иудаизме в С. допускают семьями, разрешено муз. сопровождение и частичное проведение службы не на иврите. Либеральный иудаизм также допускает свободное размещение мужчин и женщин и муз. сопровождение; талесы надеваются редко, а служба (проводимая обычно в пятницу вечером) идет на местном яз.

Сингон-буддизм

Сингон-буддизм (Shingon Buddism, яп. - школа истинного слова), одна из наиб, крупных эзотерических школ яп. буддизма, основатель - Кукай (774- 835 гг. н.э.). Подобно мн. др. школам махаяны, С.-б. признает, что просветление уже является всеобщим достоянием человечества. Это значит, что все мы являемся буддами, не сознавая того. Однако само учение Будды понятно только посвященным и передается от наставника ученику. Поскольку его нельзя выразить словами, оно распространяется с помощью мандал (сакральных символов), опред. жестов и поз, медитации и ритуалов.

Синдикализм

Синдикализм (syndicalism), вид воинствующего тред-юнионизма (профсоюз), ставящий в кач-ве конечной цели свержение капитализма и его замену той или иной формой социализма. Синдикалистское движение зародилось в неск. странах Запада, прежде всего во Франции, Италии и Испании, в кон. 19 - нач. 20 в. Радикально настроенные рабочие считали С. альтернативой парлам. соц. партиям. С. разделяет с анархизмом ненависть к гос-ву. Целью синдикалистов было об-во, в к-ром сами рабочие через посредство профсоюзов владели бы ср-вами произ-ва. Путь к переменам мыслился через производственную агитацию и всеобщую забастовку к революции.

Сино-тибетские (китайско-тибетские) языки

Сино-тибетские (китайско-тибетские) языки (Sino-Tibetan languages), вторая по величине группа мировых языков, насчитывающая св. 1 млрд. говорящих. С.-т.я. делятся на две ветви: кит., в к-рую входят диалекты кит. яз., распространенные в Китае, Сингапуре, Гонконге, на Тайване и в др. р-нах, и тибетобирманскую, включающую языки, на к-рых говорят в Тибете, Мьянме (Бирма), Непале, сев. р-нах Индии и Бангладеш. Все они используют тональную систему (высота и степень равномерности звучания) для различения слов, во всем прочем одинаковых. На кит. яз., самом значит, по числу носителей в мире, говорят 95% нас. Китая, 75% нас. Сингапура и почти все нас. Тайваня и Гонконга. Однако кит. яз. не представляет собой единого яз. и состоит как миним. из пяти языков, к-рые по полит, и культурным мотивам считаются диалектами, хотя не являются взаимопонятными, отличаясь друг от друга прибл. так же, как романские яз. Европы. 70% нас. Китая в наст, время использует мандарин, или совр. нормативный кит. яз. путунхуа, - единый разговорный яз., созданный в нач. 20 в. на основе пекинского диалекта. Др. диалектными группами являются хакка, минь, у и юэ; последняя включает кантонский диалект Гуанчжоу и Гонконга. Письменный кит. яз. понятен всем говорящим на С.т.я., поскольку иероглифы могут быть прочитаны носителями любого диалекта. Письмо является логографическим (отд. знак для каждого слова) и впервые засвидетельствовано в 18 в. до н.э. В совр. кит. яз. базовому уровню грамотности соответствует знание 2 тыс. иероглифов. В 1950-х гг. была официально принята система транслитерации на лат. алфавит, названная пиньинь (фонетическое произношение); она была создана с целью облегчить заучивание иероглифов и путунхуа и заменила более ранние системы, в частности систему Уэйда-Джайлда, до сих пор используемую в Гонконге. Так, напр., Пекин пишется как Bejing, а Мао Цзэдун - Мао Zedong. Двумя гл. яз. тибето-бирманской ветви являются тибетский (4 млн. говорящих) и бирманский (ок. 35 млн.); на этих яз. существует др.-буд. лит-pa, записанная письмом на основе инд. прототипа. Бирманский яз. содержит многочисл. словарные заимствования из пали - инд. яз., оказавшего на него огромное культурное влияние; ряд слов был заимствован также из монского (один из австроазиатских языков), а в последнее время - из англ. яз. девиации, роли

Синтез

Синтез (synthesis), соединение (мысленное или реальное) разл. элементов объекта в единое целое (систему); С. неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы). В диалектике Гегеля С. имеет более прикладное значение. Для Канта он представлял собой спонтанную деят-ть ума по сочетанию и объединению разрозненных чувственных данных.

Синтоизм

Синтоизм (Shinto) (кит.-яп. синто - путь богов), яп. религия, возникшая в глубокой древности, в ее основе лежит почитание ками, свящ. сил природы, духов гор или рек. С. не имеет развитой догматики, отличается терпимостью и совместимостью с др. религиями; осн. значение в нем придается безупречности поведения и ежедневным ритуалам, а не к.-л. учению. Официально признанных текстов С. не существует, хотя Кодзики (Записки древности) и Нихон-ги (Хроники Японии), основанные на устной традиции сборники 8 в., содержат мифы и рассказы о сотворении мира и богах. В 5 в. н.э. с распространением конфуцианства в С. вошел культ предков, а в 6 в. он впитал отд. положения буддизма, и нек-рые ками стали считаться воплощениями Будды, или бодхисатвами. В 19 в. подъем объединенного яп. гос-ва сопровождался укреплением С. как гос. религии; императора стали почитать как потомка богини солнца Аматерасу. С. превратился в господствующую религию, регламентировавшую всю жизнь об-ва и поощрявшую крайний национализм до тех пор, пока в 1945 г. ее не отверг император (под нажимом США). Офиц. С. заменила более древн. его форма - храмовый С., т.е. почитание ками в храмах и святилищах. В частных домах для ками сооружается семейный алтарь - ками-дан. Индивидуальные обряды состоят из ритуалов очищения и ежедневных молитв, обращенных к ками. Поскольку С. считается религией жизни, а буддизм - религией смерти, свадьбы обычно справляются по синтоистской традиции, а похороны сопровождаются буд. ритуалами. Паломничества в храмы и святилища, особенно горные, приурочены, как правило, к новогодним, весенним и осенним праздникам. Праздничное богослужение включает в себя распевание молитв, исполнение ритуальной музыки и жертвоприношение пищи.

Сионизм

Сионизм (Zionism), движение, основанное в 1897 г. венг.-еврейским писателем Теодором Герцлем (1860- 1904) с целью возродить еврейское отечество в Палестине. В рез-те было образовано гос-во Израиль (1948). Будучи в осн. светским движением, С. берет начало в милленаристских чаяниях (милленаризм), согласно к-рым рассеянные по разным странам иудеи, Богом избранный народ, воссоединятся в своей праведной отчизне. Эти чаяния еще более укрепились после преследований и уничтожения евреев во время 2-й мировой войны. В наст, время С. играет заметную роль во внутр. политике Израиля и в полит, обстановке на Бл. Востоке. Фундаментальным принципом С. является признание права всех евреев, вне зависимости от страны проживания, эмигрировать в Израиль и принять израильское гражданство; для содействия еврейской эмиграции в Израиль создана независимая орг-ция - Всемирный сионистский конгресс.

Сирийская православная церковь

Сирийская православная церковь (Syrian Orthodox Church), или яковитская церковь, одна из монофиситских христианских церквей, разделяющая вероучение с армянской, коптской и эфиопской церквами. Приверженцы С.п.ц. (ок. 800 тыс. чел.) встречаются как на Бл. Востоке, так и на Малабарском побережье Индии. Ее центром является Антиохия (ныне Антакья в Турции), где находится резиденция патриарха. На Бл. Востоке насчитывается также ок. 80 тыс. сирийских католиков во главе с патриархом в Бейруте. Служба в С.п.ц. ведется на сирийском яз. (ветвь арамейского яз., на к-ром говорили в Палестине во времена Иисуса Христа) (семитские языки).

Системы гражданского права

Системы гражданского права (civil law systems), системы частного права с правовыми принципами, методами и терминологией, разработанными под влиянием римского права. Они существуют в Европе, Лат. Америке и в нек-рых странах Африки и Азии (в видоизмененной форме). В их основе лежит великая кодификация рим. права 6 в. - Corpus Juris Civilis (Сборник гражданского права). Развитие гос-в в Европе привело к кодификации нац. законов, из к-рых наиб, примечательны Кодекс Наполеона, принятый во Франции в 1804 г. (и в др. европ. странах, подвергшихся нашествию Наполеона), и гражд. кодекс Германии, вступивший в силу в 1900 г. С.г.п. переносились на новую почву в процессе колон, захватов (напр., в страны Африки и Лат. Америки) или заимствовались из уважения к интеллектуальной традиции (напр., в Японии). Важной особенностью кодексов гражд. права является разделение частного права на концептуальные и организационные категории, следующие компиляциям из рим. юрид. текстов: право индивида, собственность, обязательства и деликты гражданские правонарушения) и др. Вообще говоря, эти кодексы требуют не толкования, а применения, на практике же необходимо толкование и судебное развитие права. Скупое судебное обоснование опирается на логические выводы, следующие из принципов, заложенных в основу кодекса. Хотя прецедентное право приобрело важное значение как источник права, в нем отсутствует система закрепления судебного прецедента, свойственная системам общего права. Большую роль в развитии С.г.п. играют теоретич. и аналитические исследования университетских ученых; выступления адвокатов имеют даже меньшее значение в судопроиз-ве, нежели в системах общего права. Тем не менее, несмотря на различие методологий и традиций обеих систем, правовые методы их решения социальных, эконом, и полит, проблем часто весьма схожи.

Системы общего (англосаксонского) права

Системы общего (англосаксонского) права (common law systems), семейство правовых систем, происходящих из права, разработанного королев, судьями в Англии и Уэльсе после нормандского завоевания в 1066 г. К ним относятся англ, и ирланд. право, а также большинство юрид. систем в США и странах брит. Содружества, с необходимыми изменениями, соответствующими местным обычаям. Общее право не получило систематического развития на к.-л. теоретич. основе, подобно системам гражданского права, а эволюционировало как практич. реакция на опред. разногласия. Оно оставалось преимущ. в руках небольшой кучки профессионалов-практиков, получивших свои познания опытным путем; именно из их числа назначались судьи. Проф. солидарность судей означала сопротивление общего права влиянию римского права, хотя до знаменитых лекций Сэра Вильяма Блэкстоуна (1723-80) в Оксфорде в 1750-х гг. оно было единств., к-рое преподавалось в ун-тах. В связи с ограниченностью сферы общего права к нач. 16 в. канцлер Англии разработал свод принципов и правил, известных как право справедливости, обеспечивавших защиту в делах, не относящихся к юрисдикции общего права. Сегодня эти принципы интегрированы в осн. канву общего права. В С.о.п. препедентное право по-прежнему рассматривается как гл. источник права, даже если оно подчинено верховной власти статута. При судопроиз-ве по нормам общего права ведущая роль обычно отводится адвокатам: судья выносит решение скорее на основе материалов, представленных во время прений, нежели опираясь на абстрактные правовые принципы (состязательность). Т.о., общее право развилось в кач-ве отклика на особого рода дела и в меньшей степени, нежели гражд. право, было разработано правоведами теоретически.

Сиу

Сиу (Sioux), союз семи индейских племен; в сер. 18 в. были вытеснены племенами оджибве и поселились в Миннесоте, США. Подобно индейцам равнин, С. были кочевыми охотниками на бизонов, летом они собирались в племенные группы, а зимой разделялись на отд. семьи. В очередной раз С. были вытеснены с их святыни - Черных гор в Дакоте. Объявление гор открытыми для заселения белыми в 1874 г. привело к жесточайшему сражению, к-рое индейцы проиграли. В наст, время С. живут в шт. Миннесота, Небраска, Дакота и Монтана.

Скандинавские языки

Скандинавские языки (Scandinavian languages), см. Германские языки.

Скачки

Скачки (horse-racing), вид конного спорта, состязание верховых лошадей с наездниками (жокеями) в забеге на опред. дистанцию; зрители делают ставки на исход забегов. Осн. виды соревнований в Великобритании: летом - гладкие С. (по ровной местности), организуемые Жокей-клубом, зимой - скачки с препятствиями, подразделяющиеся на барьерные и стипл-чейз. проводимые в соответствии с нац. охотничьими правилами. Большинство жокеев, принимающих участие в этих соревнованиях, - профессионалы; для любителей местные охотничьи клубы устраивают С. по пересеченной местности. Помимо Великобритании С. особенно популярны в Ирландии, Франции, Италии и США. В Сев. Америке и России традиц. интерес вызывают конные бега (жокей сидит позади лошади в двуколке или экипаже).

Скваттер

Скваттер (squatter), лицо, без разрешения захватывающее незанятые помещения или землю, преимущ. с целью проживания. Скваттерство возникает обычно в связи с недостатком жилья, при этом в богатых странах С. склонны тайно захватывать отд. здания, а в более бедных незаконный захват земли получил такое широкое распространение, что вынудил власти с этим смириться и предоставлять на захваченное юрид. права. Крупномасштабные захваты земли иногда осуществляются после тщательной разработки операции и очень быстро - буквально за одну ночь, что нашло отражение в назв. скваттерских поселений: в Мексике это barrios paracaidistas (парашютные поселения), в Турции - gecekondu (построенные за ночь). Избираемые С. земли чаще находятся не в частном, а в гос. владении, и на них никто не претендует, напр., из-за находящейся там свалки или опасности затопления. С. имеют также обыкновение занимать мелкие клочки земли, напр., вдоль автострады, и возводить там себе постройки, что приводит к образованию городов лачуг. Когда разрастание таких поселений приняло угрожающий характер в Лат. Америке в 1940-х и в Африке южнее Сахары - в 1960-х гг., реакцией пр-ва было выселение С. в отдаленные лагеря и снос возведенных ими сооружений. Однако стало очевидно, что это не остановит миграции в города, а только разрушит жилой фонд и дезорганизует занятость в неформальном секторе, и большинству пр-в пришлось терпеть незаконные поселения С. За последние годы быстрая урбанизация сократила площадь доступных гос. земель и обострила соперничество за обладание ими.

Сквош

Сквош (squash), скоростная игра с мячом и ракеткой, проводимая на закрытом прямоугольном корте размером 10 х 6 м. Подающий, стоя в небольшом квадрате на краю корта, бьет ракеткой по маленькому резиновому мячу так, чтобы тот ударился о противоположную стену и отскочил назад, на др. половину корта. Принимающий возвращает мяч, и это продолжается до тех пор, пока к.-л. из игроков не пропустит мяч, или мяч дважды не ударится об пол, или не выскочит за границы корта. Выигрывает первый набравший 9 очков, причем очки получает только подающий; если он потерял очко, подача переходит к противнику. В амер. варианте С. (в отличие от междунар. правил) корт почти на метр уже, мяч тяжелее, игра длится до 15 очков, к-рые присуждаются независимо от подачи. С., вероятно, возник в 19 в. как видоизмененный вариант более быстрой игры на корте, почти вдвое большем, чем совр., ракетки были тяжелее, с более длинными ручками, мяч меньше и тоже значит, тяжелее. Существуют корты (в осн. в Великобритании) для неск. игроков. Вариант С., приобретающий все большую популярность в США, - ракетбол. В него играют на закрытом корте прибл. той же площади. Ракетки аналогичны теннисным, но с более короткими ручками, мяч (больше, чем для С.) очень прыгучий и, в отличие от правил для С., может отскакивать от потолка, в остальном порядок игры и счет очков те же, что и в С.

Скептицизм

Скептицизм (scepticism), филос. позиция, с т.зр. крой наши представления о к.-л. предмете нельзя обосновать. Эпистемологию, или филос. теорию познания, часто рассматривали как поиск эффективного опровержения С. Выделяют С. всеобщий и локальный. Всеобщий С. затрагивает всю совокупность наших представлений о внеш. мире и означает принципиальную невозможность его познания. Локальный С. более избирателен и отрицает возможность познания лишь в нек-рых конкретных областях, напр., в этике.

Скидка/дисконт

Скидка/дисконт (discount), сумма, на к-рую цена товара ниже его номинальной цены или изначально объявленной стоимости. 1. Снижение продавцом указанной в прейскуранте цены товара или услуги. 2. Сумма, на к-рую рыночная цена ценной бумаги ниже номинальной, - в этом случае С. называется премией. 3. Разница между выкупной стоимостью векселя при наступлении срока погашения и немедленной наличной ценой, к-рую можно получить за вексель на денежном рынке. 4. Процентная (учетная) (процент) ставка учетного рынка, по к-рой учитываются векселя.

Скиннер Бэррес Фредерик

Скиннер Бэррес Фредерик (Skinner, Burrhus Frederic) (1904-90), амер. психолог, автор концепции оперантного научения. Будучи наиб, последовательным сторонником бихевиоризма Уотсона, С. полагал, что поведение контролируется подкреплением (поощрением и наказанием), но в отличие от Уотсона никогда не отрицал роли наследственности. Его открытия легли в основу бихевиоральной терапии и бихевиоральной модификации, к-рые применяются, напр., для коррекции поведения и поощрения нового поведения у умственно отсталых и трудных детей. С. создал оригинальный исследовательский прибор - ящик Скиннера, позволявший успешно следить за обучением (научением) крыс или голубей. В ящике простая реакция, напр., клевок или нажатие, вознаграждается пищей или питьем. Режим подкрепления бывает разным, напр., вознаграждение за каждые десять нажатий (фиксированный коэф. подкрепления). Разные режимы приводят к разной скорости научения и затухания, т.е. постепенного прекращения реакции, когда вознаграждение не выдается. Нерегулярное подкрепление на произвольной основе вызывает наиб. длительную реакцию у невознагражденного животного. С. сравнил это с поведением людей, играющих с игровым автоматом. В кн. Поведение организмов (1938) он дает отчет об экспериментах с обусловливанием, подтверждающих приобретение новых реакций. После 2-й мировой войны С. исследовал создание путем научения сложных бихевиоральных реакций. Его гл. задача состояла в том, чтобы продемонстрировать, как осн. принципы научения в социализации, образовании и бихевиоральной терапии объясняют и определяют все формы поведения человека.

Слабоумие

Слабоумие (dementia), состояние, приводящее к прогрессирующему ухудшению памяти, способности обучаться, думать и размышлять. Риск С. возрастает к старости: им страдает каждый пятый старше 80 лет. Болезнь Альцгеймера (впервые описана нем. невропатологом Элоизом Альцгеймером в 1907 г.) - наиб, распространенная форма Сосуществует гипотеза связи С. с генетическим фактором, хотя причины болезни до сих пор неизвестны и метода лечения не существует. Заболевший человек поначалу на короткое время теряет память, позже наступает дезориентация в знакомой обстановке, речь становится бессвязной, происходит изменение личности. В дальнейшем больной может страдать недержанием, потерять способность к движению, перестать узнавать людей и окружение. Распространение С. как рез-т старения населения означает, что почти повсеместно профилактика этого заболевания находится на недостаточном уровне.

Предыдущая страница Следующая страница