Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")

Библия

Библия (Bible, греч. biblio - книга), свод кн., к-рые верующие считают богооткровенными, т.е. данными свыше, и называют Священным писанием. Все христ. церкви признают две части Б.: еврейское писание, т.н. Ветхий завет, и собственно христ. тексты, известные как Новый завет. Кроме того, нек-рые церкви, включая римскую католическую церковь, признают третью часть, т.н. апокрифы, содержащиеся в греч. переводе Ветхого завета (лат. Septuaginf). Каждая часть Б. состоит из отд. кн., написанных в разное время разл. авторами. Тем не менее большинство христиан убеждено, что все части Б. одинаково почитаемы. Ветхий завет у евреев делится на три части: Закон (Тора), или Пятикнижие, Пророки и Писания. Ветхозаветный канон вырабатывался в течение первых трех веков н.э. В Новый завет входят четыре Евангелия, к-рые сообщают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, Деяния апостолов - учеников Христа - о распространении ранней церкви (т.н. историч. кн.), 21 послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла (т.н. учительные кн.) и, наконец, мистическое Откровение Иоанна Богослова (т.н. пророческие кн.). Большая часть этих кн. была признана каноническими (т.е. свящ. и подлинными) к сер. 2 в. н.э. Апокрифами (греч. - сокрытое) называются сборники, составленные из произв., написанных между 300 г. до н.э. и 100 г. н.э. и не включенных в еврейский канон. Римская католическая церковь признает каноническими почти все эти кн.

Билингвизм

Билингвизм (bilingualism), двуязычие, социолингвистическое явление (социолингвистика), владение двумя или более (мультилингвизм) языками. Б. целостных сооб-в обусловлен миграцией (напр., наемные тур. рабочие в Германии), колониализмом, федеративным устрвом, включающим разл. языковые группы (фламандское и франкоязычное нас. в Бельгии), а также др. факторами. Использование отд. яз. часто связано со специфической областью деят-ти, напр., работа или школа, с одной стороны, и дом или церковь - с др., и обусловлено опред. социальной и полит, мотивацией. Иногда Б. трудно отличить от диглоссии.

Билль о правах

Билль о правах (bill of rights), конституц. или правовое положение к.-л. гос-ва, гарантирующее осн. гражданские права, такие, как свобода слова, собраний и вероисповедания, а также право на неприкосновенность личности. Как правило, Б. о п. - одна из составляющих конституц. рев-ции или конституц. преобразований. В Соединенных Штатах Б. о п. (принят в 1789 г.) включает первые 10 поправок к Конституции США. Идея сделать его частью конституции получила широкое распространение: напр., мн. гос-ва Африки и Карибского бассейна, Канада, Франция, Германия и Индия в наст, время имеют конституц. Б. о п., носящие разл. названия. Нек-рые из этих стран допускают судебный пересмотр законодательства в случае его несоответствия Б. о п. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии они пока еще не имеют такого статуса.

Бильярд

Бильярд (billiards), разновидность настольных игр, в к-рые играют с использованием разл. числа шаров и кия. В англ. Б. играют тремя шарами (белым, пятнисто-белым и красным) на спец. столе с шестью лузами.

Бине Альфред

Бине Альфред (Binet, Alfred) (1857-1911), франц. психолог, получивший известность благодаря изобретению тестов для проверки умственных способностей человека (тест на интеллект). Будучи одним из создателей первой лаборатории физиологической психологии в 1889 г. во Франции, Б. предвосхитил мн. идеи когнитивной психологии. В 1904 г. франц. пр-во предложило ему составить тест для оценки способностей детей. Б. и его коллега Теодор Симон (1873-1961) создали серию тестов, оценивавших способности к запоминанию и уровень логического мышления, а также словарь, где для упорядочения использовался принцип возрастающей сложности слов. На основе полученных данных детей подразделяли по т.н. умственному возрасту, к-рый мог не совпадать с их действительным возрастом. Предложенный в 1912г. Вильямом Штерном коэф. умственного развития (IQ) дал возможность определять степень ср. умственных способностей детей конкретного возраста. Эти тесты послужили моделью для всех последующих тестов по определению степени развития интеллекта. Б. и Симон описали свои рез-ты в кн. Развитие интеллекта у детей (1908). Именно в процессе составления тестов по заданию Симона Пиаже заинтересовался изучением разл. стадий умственного развития детей.

Бихевиоральная терапия

Бихевиоральная терапия (behaviour therapy), клиническое лечение с целью изменения образцов поведения лиц с плохой адаптацией, использующее приемы, заимствованные из экспериментов по научению. Принцип Б.т. исходит из того, что невротическому поведению учатся так же, как и нормальному, и от первого можно освободиться путем манипуляций со средой, что позволяет субъекту научиться новым и лучшим способам реагирования. Б.т. зародилась в 1950-х гг. на основе идей Уотсона и Скиннера о терапевтическом применении обусловливания. Классич. обоснование Б.т. содержится в кн. Джозефа Вольпе Психотерапия путем обратного торможения (1958). Он описал, как сначала вселял в кошек страх, а затем излечивал, заставляя принимать пищу, подвигая ее все ближе и ближе к источнику страха. Б.т. стала популярным методом лечения в форме десенсибилизации (т.е. восстановления норм, психич. состояния) при лечении фобий и навязчивых идей, а также нашла применение, и небезуспешное, при возникновении сексуальных проблем и злоупотреблении алкоголем и наркотиками, при попытках модифицировать антиобществ, поведение школьников. Но, как правило, в любом случае необходимо взаимопонимание с больным. Б.т. не ставит целью изменить модели понимания больными самих себя и окружающего их мира, поэтому она выглядит до некрой степени механистичной. Самые последние подходы (беспомощность наученная) акцентируют внимание на уверенности больных в своих силах.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (в психологии) (behaviourism, in psychology), теория, согласно к-рой поведение человека определяется обусловливанием, а не его мыслями или чувствами. Программа Б. была предложена в 1913 г. амер. психологом Уотсоном, утверждавшим, что предметом психологии должно стать описание поведения организмов как их реакции на внеш. стимулы. Науч. концепция Б. была предвосхищена трудами позитивистов 19 в., напр. Конта. На ее формирование большое влияние оказали также труды Павлова, разработавшего в лабораторных условиях экспериментальную методику контролируемых воздействий на животных с последующей регистрацией их реакций. С большим успехом бихевиористские исследования разворачивались в США, где Скиннер разработал и усовершенствовал экспериментальный анализ поведения, а теоретики Кларк Халл (1884-1952) и Эдуард Толмен (1886-1959) включили в свои модели научения и поведения по схеме S-R (стимул-реакция) такие ненаблюдаемые процессы (промежуточные переменные), как, напр., ожидание. В 1950-60-х гг. позиции программы Б. ослабли благодаря работам Хомского и канадского теоретика социального научения социального научения теория) Альберта Бандуры (род. 1925 г.), показавшим, что научение человека не может происходить лишь на основе связей по схеме S-R. Еще более ослабли позиции Б. в связи с подъемом этологии, акцентом на врожденных основах поведения конкретных видов и необходимости изучать животных в естественной среде обитания. В то же время развитие когнитивной психологии воскресило веру в то, что именно внутр. психич. процессы являются истинным предметом психологии. В кон. 20 в. осталось мало таких последовательных бихевиористов, как Скиннер, однако Б., как и психоанализ, до сих пор играет ведущую роль в развитии осн. направления психологии.

Благородный восьмеричный путь

Благородный восьмеричный путь (Noble Eightfold Path), основополагающее учение буддизма, раскрывающее практич. пути к освобождению от желаний и страданий, а тем самым - к достижению нирваны или к избавлению от бесконечных перерождений (сансара). В буддизме Б.в.п. - это последняя из Четырех благородных истин, известная также как срединный путь. Этот путь выводит из порочного круга существования и ведет вверх по созидательной спирали просветления. Восемь ступеней делятся на три этапа: праведный (совершенный) взгляд на мир и праведное стремление, т.е. понимание Четырех благородных истин и вступление на Б.в.п. для продвижения вперед; праведные речь, действия и образ жизни, т.е. все, что относится к праведному поведению; наконец, праведные усилие, внимание и сосредоточение, к-рые открывают доступ к более высоким уровням духовного понимания, преодолевают неумелые состояния духа и способствуют концентрации духовной силы через медитацию. Последняя сама по себе углубляет понимание и ведет к обретению мудрости, а сочетание добродетели, медитации и мудрости становится все более возвышенным, достигая в конце концов входа в поток, первого проблеска нирваны. Как только эта переходная ступень будет достигнута, за ней открывается более высокая форма Б.в.п., ведущая к состоянию архата.

Блум Бенджамин С.

Блум Бенджамин С. (Bloom, Benjamin S.) (род. 1912 г.), амер. психолог в области педагогики, специалист по учебным планам. Его работа по когнитивному развитию считается крупным достижением в деле совершенствования учебного процесса. В кн. Таксономия образовательных целей (1956) Б. утверждал, что можно ввести иерархию целей по трем осн. категориям: когнитивные (относящиеся к знаниям); аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности) и психомоторные (относящиеся к физ. и манипулятивным способностям). Начиная с 1968 г. Б. разрабатывал концепцию обучения мастерству (напр., в кн. Человеческие способности и школьное образование, 1976). Для выработки осн. навыков необходима опред. последовательность шагов, к-рым могут обучиться дети самых разных способностей при условии, что эти шаги будут осуществляться в нужном темпе, правильной последовательности и на родном яз. учащихся. Такой процесс обучения предусматривает тестирование, инструктаж, повторное тестирование - до тех пор, пока учащийся не овладеет соответствующими навыками.

Бог

Бог (god), трансцендентное представление, присущее религиям народов мира (религия). Религии различаются числом призываемых Б. В одних, политеистических, фигурирует целый сонм Б. (др.-греч. религия, религия Древн. Китая, Кореи, Японии, Индии, Древн. Востока). В др., монотеистических, напр. иудаизме и исламе, Б. - единый, всемогущий и всемилостивый; в христианстве образ Б. также занимает центр, место, но это образ сложный, триединый (бог-отец, бог-сын, бог- святой дух). Возможны также сочетания политеистических и монотеистических представлений о Б. Во мн. африканских традиционных религиях существует сложная иерархия почитаемых Б., из к-рых один обычно выступает как гл. В индуистской и др. религиях такого явного возвышения одного Б. над др. нет. В нек-рых разновидностях индуизма поклоняются Вишну и Шиве, к-рые воплощаются в др. Б. Согласно адвайта-веданте, в персонификации Б. нуждаются люди с ограниченными духовными потребностями, тогда как основой всего существующего является брахман - безличная, бестелесная и бесконечная субстанция. На протяжении веков существовали разл. формы богопочитания; это могло быть и жертвоприношение, и церковные службы, собиравшие толпы верующих, и просто молитва, к-рую человек возносил Б. в надежде, что он его услышит. При этих действиях могли проявляться самые разнообразные эмоции (трепет, страх, восторг, благодарность). Зачастую образ Б. приобретал мифологические черты. Б. наделяли человеческими чувствами, облекали в плоть, наделяли опред. полом. Он мог существовать явно и скрыто, быть справедливым и милосердным, добрым и злым, творцом и разрушителем, единым и многоликим. Но всегда воспринимался не как отвлеченное понятие, а как сама трансцендентность. В нач. 20 в. последователи религии задались вопросом, может ли существовать единая модель разных концепций трансцендентного? При этом нек-рые выступали в пользу эволюции от политеизма к монотеизму, др., напротив, в пользу обратной эволюции от первонач. монотеизма к политеизму и пантеизму. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос нет.

Богатство

Богатство (wealth), запасы активов, накопленных физ. лицами, домох-вами, предпринимателями или гос-вами. Они могут существовать в виде наличного имущества (как потребительские товары длительного пользования и здания), финанс. активов (как банковские счета и акции), человеческого капитала (как квалификация и способности) или природных ресурсов (как месторождения полезных ископаемых). Термин активы, приобретенные на рынке, применяется по отношению к активам, к-рые относительно ликвидны (ликвидность) и могут быть легко превращены в деньги. Б. может создаваться путем накопления части текущего дохода или быть унаследовано. В свою очередь оно может приносить доход. Напр., владельцы банковских счетов получают проценты, а владельцы акций - дивиденды. Гос-во считается богатым, если оно имеет высокий национальный доход на душу нас., высокий уровень жизни, высококвалифицированную раб. силу и богатые природные ресурсы. Однако необходимо принимать во внимание мн. факторы, в т.ч. связанные с состоянием окруж. среды. Промышленно развитое гос-во может иметь большой по объему ВНП, но страдать из-за многочисл. негативных внешних эффектов (таких, как загрязнение окруж. среды и чрезмерная урбанизация), к-рые снижают кач-во жизни. Кроме того, даже в богатой стране мн. могут жить в бедности.

Богоявление

Богоявление (Крещение Господне) (Epiphany), ежегодный христ. праздник, отмечаемый 6 (19 н.ст.) янв., первоначально знаменовавший явление божественной природы Иисуса при его крещении. Впервые упомянут Климентом Александрийским (217г. н.э.); к 4 в. праздновался повсеместно. На Западе Б. стало знаменовать первое откровение Иисуса язычникам во время поклонения магов, или волхвов.

Бодхисатва

Бодхисатва (bodhisattva, санскрит - тот, чья сущность - просветление), в буд. учении махаяна - глубоко почитаемое идеальное существо, земное и вместе с тем небесное. Земные Б. стремятся достичь личного и всеобщего просветления путем сострадания и следования достойному примеру. Небесные, или божественные, Б., уже достигшие просветления благодаря развитию в себе таких добродетелей, как великодушие, высокая нравственность, усердие, способность созерцания, мудрость, отказываются от нирваны и возвращаются на землю, чтобы помогать людям. Эта альтруистическая позиция отличает Б. от более индивидуалистического идеала учения тхеравада - архатов, стремящихся к личному совершенству и достижению нирваны. Кроме того, так часто называют историч. Будду до его просветления либо тех, кому предначертано стать буддами.

Боевые искусства

Боевые искусства (восточные единоборства) (martial arts), виды борьбы, зародившиеся на Востоке и ныне весьма популярные во всем мире. Б.и. требуют высокой степени физ. подготовки и хорошего владения телом. С одной стороны, они являются ср-вом самообороны, а с др. - одним из видов спорта. Джиу-джитсу - яп. метод самообороны, включающий броски, захват кистей и локтей, удары ногой, подсечки и удары кулаками, - породил совр. боевое дзюдо, к-рое является одним из видов борьбы из положения стоя. Обучающиеся иск-ву каратэ вырабатывают способность глубокой концентрации и контроля сознания для мобилизации скрытых сил, необходимых для нанесения смертельных ударов руками и ногами. Кун-фу - кит. вид борьбы с помощью ударов ногами; его разновидности существуют на Тайване и в Таиланде. Айки-до - яп. вид борьбы, в к-ром используются круговые движения, захват запястий и броски. Др. форма яп. борьбы - кендо, фехтование самураев на длинных палках; на соперниках толстые перчатки, нагрудные щиты и маски. Ее разновидность - тейквандо - происходит из Кореи.

Бой быков

Бой быков (bull-fighting), неотъемлемая часть исп. традиц. празднества, фиесты; распространен гл. об. в Испании, части Лат. Америки, на Ю. Франции, в Португалии. В обычной корриде де торрос (букв, бег быков) участвуют шесть быков. Три квадрильос (команды), каждая под предводительством одетого в мулету (красный плащ) матадора, ведут схватку с двумя быками и убивают их ловкими ударами шпаги в загривок, демонстрируя веками отработанные движения. В др. разновидностях Б.б. бык может быть убит оседлавшим его всадником (исп. rejoneo) или в рез-те схватки с командой ловцов (португ. forcado). В Юж. Франции участники Б.б. пытаются только сбить розетку, прикрепленную к рогам быка, причем животное не убивают, хотя сами подвергаются риску получить тяжелые увечья.

Бойкот

Бойкот (boycott), отказ иметь деловые (или иные) отношения с к.-л. человеком, группой людей или гос-вом, либо покупать, продавать и перевозить их товары (назван по имени капитана Бойкота, зем. агента в Ирландии, получившего подобный отказ в 1880 г.). Б. страны, политика к-рой вызывает осуждение, может по своему практич. воздействию неск. отличаться от применения санкций. Некрые из наиб, известных в последние годы случаев Б. имели место в области спорта, напр., решение США и др. стран запретить своим атлетам участвовать в Олимпийских играх в Москве (1980) в знак протеста против сов. вторжения в Афганистан, происшедшего годом раньше. Недовольство междунар. сооб-ва политикой апартеида, проводимой пр-вом ЮАР, также привело к получившему широкую огласку Б. как спортивных, так и иных связей с этой страной, поэтому южноафрик. спортсменам до нач. 1990-х гг. было запрещено участвовать во мн. важных междунар. спортивных соревнованиях.

Больница

Больница (госпиталь) (hospital), учреждение, в к-ром проводится терапевт, или хирург, лечение, а также обеспечивается соответствующий уход за больными или ранеными. В Б. общего профиля совр. системы здравоохранения обследуется и лечится большое число пациентов. Большинство людей в богатых странах рождаются и умирают в Б. Специализированные Б. имеют отделения длительного пребывания, предназначенные, как правило, для психиатрических больных или людей престарелого возраста. Др. вид Б. - хосписы, цель к-рых облегчить существование неизлечимо больных, обеспечив квалифицированный уход и спокойную атмосферу. В последние годы центр, роль Б. в системе здравоохранения поставлена под сомнение. В наиб, развитых странах мира контроль над ростом стоимости содержания больных в Б. подтолкнул к поиску путей ограничения кол-ва медикаментов и оборудования, сокращения времени пребывания пациентов в стационаре, а также более интенсивного использования больничных мест, при этом повышалась ответственность ср. мед. персонала, первичного здравоохранения, социального обслуживания и семьи, а также врачей. Развивающиеся страны редко обладают ср-вами для содержания необходимого числа хорошо оборудованных Б., доступ в них, как правило, открыт для богатых пациентов и жителей больших городов. Несмотря на это, Б. обычно поглощают две трети суммы, выделяемой по статье расходов на здравоохранение в гос. бюджете, а половина из нее уходит на содержание одной-двух крупных гос. Б. В связи с этим мн. страны пытаются повысить эффективность использования данных ср-в, направив часть из них на развитие профилактической медицины. Так, напр., широкомасштабная иммунизация в Пакистане финансировалась за счет приостановления на пять лет стр-ва одной гор. Б.

Больцано Бернард

Больцано Бернард (Bolzano, Bernhard) (1781-1848), чеш. философ, математик и теолог. В своей работе Наукоучение (1837) разработал методологию силы, пространства и времени. Как математик предложил доказательство биномиальной формулы и заложил основу теории действительных чисел, освободив дифференциальное исчисление от понятия бесконечно малых. Утверждая, что математика действительных чисел должна быть независимой от пространственной интуиции (значение этой мысли иллюстрируется его доказательством существования непрерывной функции, не имеющей производной), Б. выступил одним из гл. предшественников Фреге.

Большая семерка (Группа семи)

Большая семерка (Группа семи) (Group of 7, G7), группа из семи ведущих промышленно развитых демокр. стран. Б.с. была создана в 1975 г. с целью координации усилий по обеспечению роста и стабильности мировой экономики и поддержания обменных курсов осн. валют. Первоначально в группу входили 5 стран-членов (Великобритания, Зап. Германия, США, Франция и Япония), затем, в 1976 г., к ним присоединились Канада и Италия, а в 1977 г. - ЕС со статусом наблюдателя. Б.с. не имеет постоянно действующей штаб-квартиры, но проводит регулярные встречи на уровне мин. финансов и управляющих центр, банками стран-членов. Ежегодные встречи Б.с. на уровне глав гос-в приобретают все большее значение, круг обсуждаемых на них вопросов расширился до внешнеполит. В 1998 г. в состав группы вошла Россия, поэтому она изменила назв. на Большая восьмерка (G 8).

Большой теннис

Большой теннис (tennis lawn), игра в мяч с помощью ракетки. Обычно в Б.т. играют на открытых кортах, однако закрытые корты становятся все более популярными. Размер корта 24 х 8 м для одиночной игры, а для парной шире в обе стороны на две трамвайные линии. Подающий стоит на линии и подает мяч, обычно используя крученую подачу, через сетку в правую сторону корта на половину соперника. Игроки продолжают перекидывать мяч друг другу до тех пор, пока он не ударится в сетку и не сможет быть отбит игроком, не подскочит дважды на одной стороне или не выйдет из игры, вылетев за пределы корта. После этого необходимо подавать в др. (левую) часть корта соперника. Игрокам надо выиграть четыре раза, счет ведется след, образом: пятнадцать, тридцать, сорок и игра. Если оба набрали по сорок, то одному из них необходимо выиграть дважды подряд для того, чтобы партия осталась за ним. В наст, время при счете 6 : 6 проводится решающая игра, к-рая должна определить победителя. Матчи между женщинами состоят из трех сетов, а между мужчинами - обычно из пяти. Наиб, престижные чемпионаты по Т. проходят в Париже (Открытый чемпионат Франции), в Лондоне (Уимблдонский турнир), в Нью-Йорке (Открытый чемпионат США) и в Мельбурне (Открытый чемпионат Австралии). Б.т. происходит от древн. игры в королев, теннис. Это игра в мяч с ракеткой в закрытом помещении.

Борьба

Борьба (wrestling), рукопашная схватка двух соперников. Искусство Б. известно с древнейших времен у мн. народов. Многообразные виды Б. имеют свои правила. В Олимпийские игры включены два вида Б.: греко-римская и вольная. Спортсмены делятся по весу в соответствии с десятью классами - от 48 до 130 кг. Схватки длятся три раунда по три минуты, если ранее не были присуждены фол или дисквалификация. В греко-римской Б. запрещены захваты ниже талии и захват ногами. Вольная Б. более динамичная, разрешает любые захваты, броски и подножки. Исход схватки решается или по кол-ву набранных очков, или в рез-те фола, к-рый присуждается при удержании в течение секунды противника, положенного на спину и прижатого к мату. Борьбой сумо, для к-рой требуется как большая скорость, так и большой вес, занимаются на высшем уровне только в Японии. Победа присуждается борцу, к-рый прижимает противника к мату или канату, окружающему ринг.

Боулинг

Боулинг (bowling), игра, произошедшая от игры в кегли. Самая популярная форма - Б. с 10 кеглями: игроки бросают шар, к-рый может сбить макс. 10 кеглей, уста: новленных в форме треугольника в конце 18-метровой дорожки из полированного дерева. Шары весят до 7 кг и имеют углубления для большого и двух др. пальцев. В 19 в. европейцы привезли в Сев. Америку более ранний вариант игры, называвшийся девять кеглей. Позже была добавлена десятая кегля, и игра превратилась в популярный вид спорта для закрытых помещений. В Ирландии больше распространен дорожный Б.: два игрока соревнуются в катании жел. шара по длинной дорожке, побеждает тот, кто завершит игру с меньшим кол-вом бросков.

Боэций

Боэций (Boethius) (ок. 480-524 г.), рим. философ и гос. деятель, одно время приближенный остготского короля Теодориха. Будучи заключенным в тюрьму по обвинению в гос. измене, написал самое известное свое соч. Утешение философское, в к-ром доказывал, что душа может обрести счастье и в бедствии, если она сосредоточена на размышлении о реальности Бога. Осн. заслуга Б. состоит в том, что благодаря его трудам античная ученость была воспринята ср.-век. традицией. Сделанные им переводы и комментарии к соч. Аристотеля включали в себя почти все, что было известно христианам об этом философе вплоть до 12 в., и способствовали укоренению богатой лат. лексики филос. диспута.

Брайля, шрифт

Брайля, шрифт (braille), система письма (письменность) для слепых, использующая рельефно-точечный шрифт, ощущаемый при прикосновении кончиками пальцев; разработана франц. тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-52). Каждый знак состоит макс, из шести точек, образующих прямоугольники, выдавливаемых, как правило, на картоне. Знаки соответствуют буквам, цифрам, знакам препинания и нотным знакам.

Брак

Брак (marriage), социально признанные отношения между мужчиной и женщиной, к-рые определяют статус их потомства. Все об-ва строят и организуют отношения между мужчиной и женщиной, через к-рые они воспроизводят себя как целое, но между разными об-вами существуют большие различия в правах и обязанностях, связанных с браком. Чаще всего брак теоретически считается непрерывным и прекращается только через развод, но может быть временным. В Иране и др. мусульм. странах, напр., сохранившийся обычай врем, браков все еще сосуществует с непрерывным. На Западе большинство законов, принятых со времен 2-й мировой войны, обеспечивают обоим партнерам равные нрава, однако в нек-рых странах, напр., исламских (шариат), узаконено неравноправие. Брак - основа системы родства, и тип его влияет на всю структуру об-ва. Человек (мужчина или женщина) может иметь одного партнера (моногамия) или неск. (полигамия: полигиния, если мужчина имеет более одной жены, и полиандрия, если женщина имеет более одного мужа). В большинстве об-в существуют нормы, запрещающие браки среди опред. категорий родственников (инцест), поэтому люди выбирают партнеров за пределами своей родной группы (экзогамия). С др. стороны, партнера часто выбирают среди ограниченного круга (эндогамия), как, напр., при кастовой системе. В нек-рых об-вах вдова обязана выйти замуж за брата мужа. Хотя зап. об-во придает большое значение романтическим отношениям и личному выбору партнера, в устр-ве брака участвуют не только будущие супруги; в большинстве об-в родственники традиционно играют важную роль в выборе партнера, обмене подарками, в подготовке приданого и выплате калыма. Брак может рассматриваться как важный обряд, включающий опред. ритуалы, часто религ. характера, к-рые подчеркивают важность его для об-ва в целом. Однако сожительство не состоящих в браке партнеров - все более распространенное явление во всем мире.

Брахма

Брахма (Brahma), индуистское божество, бог-творец. Часто изображается появляющимся из цветка лотоса, к-рый растет из пупа спящего Вишну. Появляясь, Б. создает много миров, лишь один из к-рых - наша Вселенная. Его супруга, Сарасвати, - богиня иск-ва и учености, а также, согласно традиции, изобретательница санскрита.

Брахман

Брахман (Brahman), осн. теологич. понятие в индуизме, в первую очередь веданты. Означает высшую духовную сущность, всеобъемлющую душу или духовную реальность Вселенной; вечную, никем не созданную и бесконечную; источник всего живого и неживого. Доктрина Б. подробно изложена в Упанишадах, являющихся последней частью свящ. индуистских текстов, или Вед. Хотя брахман и считается источником и целью Вселенной, он концептуализован безлично. В веданте реальность Б. воплощается в адвайте как трансцендентном по отношению к языку понятии, реальности, к-рую невозможно объять путем наделения кач-вами и к-рую можно лишь прочувствовать (а не описать) как идентичную самой себе; вишиштадвайта (или ограниченный недуализм) считает Б. трансцендентным по отношению к языку с позиций логики, обладающим кач-вами с позиций понимания верующим Б. как личного божества, Б. состоящим из индивидуальных душ, являющимся нечто большим, чем их сочетанием; двайта (дуалистическая веданта) считает, что Б. может быть идентифицирован как бог-творец, божество, существующее независимо от душ отд. верующих.

Брентано Франц

Брентано Франц (Brentano, Franz) (1838-1917), нем. философ, уделявший особое внимание интенциональности как осн. кач-ву процесса мышления. Эта идея выдвинута в его самой известной кн. Психология с позиций эмпиризма (1874). Интенциональность определяется как предметная направленность человеческого действия; к примеру, нельзя просто удивляться, можно удивляться лишь чему-то. Идеи Б. получили дальнейшее развитие в работах его последователей, напр. Гуссерля (феноменология) и Мейнонга. Б. - профессор философии в Сюрцбурге (с 1872 г.) и Венского ун-та (1874-96). Среди его студентов были Фрейд и Томаш Масарик, президент Чехословакии (1918-35).

Брокер

Брокер (broker), независимый агент (называемый также маклером), выступающий на рынке в кач-ве посредника между покупателями и продавцами и получающий за это комиссионное вознаграждение. Эту функцию могут выполнять также торг, агенты, вексельные, страховые маклеры и Б. фондовой биржи, торгующие акциями. До принятия закона о финанс. услугах (1986) на фондовом рынке Великобритании биржевые спекулянты вели свои собственные книги учета акций и назначали цены на них; благодаря этому они выступали в кач-ве делателей рынка. Биржевые спекулянты не вели дел с частными лицами, а заключали сделки купли-продажи с Б., действующими от их имени. После принятия закона 1986 г. различие между Б. и биржевыми спекулянтами полностью исчезло. Любая инвестиционная компания может теперь выступать в кач-ве делателя рынка.

Брунер Джером

Брунер Джером (Bruner, Jerome) (род. 1915), амер. психолог. Внес большой вклад в социальную, когнитивную, а также образовательную и детскую психологию. В работе Изучение мышления (1956), написанной им совместно с Дж. Гудноу и Дж. Остином, Б. сделал акцент на последовательности решений, принимаемых при изучении проблемы. Эта кн. оказала существенное влияние на развитие когнитивной психологии. В 1960-х гг. Б. подчеркивал важность участия учеников в образовательном процессе, выступая за учебный план, составленный на основании интегрированной науки. В своих исследованиях в период 1970-х гг. Б. рассматривал способы развития у детей нелингвистических коммуникативных навыков еще до обучения их языку. Утверждение Б. о том, что развитие языка зависит от ряда нелингвистических навыков, расходится с т.зр. Хомского и содержится в его кн. Разговор ребенка: обучение языку (1983).

Будда

Будда (Buddha) (санскрит - просветленный), имя, крое буддисты присваивают любому существу (земному или трансцендентному), достигшему нирваны. Обычно, однако, этим именем называется историч. основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 гг. до н.э.). Согласно преданию, он отказался от жизни принца и стал странствующим аскетом, дабы постичь смысл существования. В возрасте 35 лет Б. испытал просветление под деревом Бодхи. Он постиг, что корень всякого существования - это страдание, но достичь просветления можно посредством срединного пути, лежащего между потворством себе и крайним аскетизмом. Б. странствовал по Сев. Индии в течение почти 45 лет, проповедуя и объединяя своих многочисл. последователей (сангха). В своем просветлении он обрел нирвану, а после смерти - окончательную нирвану (паринирвану). В учении буддизма осн. внимание сосредоточено скорее на абстрактных идеях Б., чем на его конкретной личности, но Б. тем не менее оказывается величайшее почтение как верховному учителю и образцу для подражания. Тхеравада рассматривает Гаутаму как единств. Б., в то время как махаяна признает множество его воплощений.

Буддизм

Буддизм (Buddhism), великая мировая религия, насчитывающая ок. 300 млн. приверженцев (точная оценка невозможна, поскольку Б. не препятствует исповеданию др. религий). Возник прибл. в 5 в. до н.э. в Сев. Индии. На развитие Б. оказал огромное влияние индуизм и его основатель - Сиддхартха Гаутама (Будда). При таких духовных лидерах (сангха), как Ашока (273-232 гг. до н.э.), к-рый обратился в Б. и способствовал его утверждению, эта религия стала служить стабилизирующим фактором полит, орг-ции в масштабе всей Индии. Но в то время как Б. постепенно через Центр. Азию проник в Китай, Корею и Японию, его популярность в самой Индии (где индуизм восстановил свои позиции) начала падать. Вследствие языкового разнообразия и географии распространения буд. учение, соч. и богослужебная обрядность отличаются значит, сложностью и разнообразием; тем не менее в основе учения Б. лежит совокупность ряда неизменных положений, одно из к-рых - отрицание к.-л. бога-творца, обладающего привилегией знания и власти. Вместо этого проповедуется доктрина зависимого происх., или обусловленного возникновения, согласно к-рой все явления связаны между собой бесконечной цепью перерождений (сансара). Б. учит, что спасение от сопутствующих жизни страданий заключается

в избавлении от цепи перерождений и погружении в нирвану. Выделяют три осн. формы Б. Наиб, консервативная - тхеравада - существует в наст, время В Юж. и Юго-Вост. Азии, в частности в Шри-Ланке, Таиланде, Мьянме (Бирма) и Лаосе. Канонические тексты тхеравады, Трипитака, суммируют осн. учение Будды: Четыре благородные истины и Благородный восьмеричный путь. Хотя это учение является общим для всего Б., тхеравада распространена не в такой мере, как махаяна, возникшая между 150 г. до н.э. и 100 г. н.э. В наст, время последняя представляет собой наиб, крупное течение в Б., преобладающее в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее. Конечная фаза распространения Б. после 7 в. н.э. связана с возникновением тантрического (тантра) и тибетского Б. (дзэн-буддизм).

Буддийские праздники

Буддийские праздники (Buddhist festivals). Буд. религ, год определяется по лунному календарю, разл. в разных буд. странах. Б.п., как правило, приходятся на новолуние или полнолуние. Во всех буд. странах отмечаются (но не обязательно в одно время) три гл. события из жизни Будды: его рождение, просветление и достижение нирваны. В странах, где придерживаются тхеравады, все три события отмечаются во время праздника весак, к-рый обычно устраивается в апреле. Праздник мага-пуджа посвящен учению Будды о правилах монашеской жизни, проходит в феврале. Др. важный Б.п., устраиваемый в осн. в этих странах, васса, отмечается в период сезона дождей; на него собираются монахи и др. последователи буддизма для молитвы, медитации, а также для важных церемоний посвящения в духовный сан и приобщения к религии. Он заканчивается катиной, радостным событием, во время к-рого монахам преподносят одежду и др. подарки. В странах, где придерживаются махаяны, вес три события из жизни Будды отмечаются отдельно. В Китае и Японии в авг.-сент. проводятся, кроме того, важные праздники поминовения усопших (улламбана - в Китае, бон - в Японии). В этих странах отмечают также годовщины, связанные с основателями тех или иных сект. Новый год - грандиозное массовое празднество, особенно в Тибете.

Буддийские святыни

Буддийские святыни (Buddhist sacred buildings), целый ряд сооружений, являющихся свящ. для буддистов. К ним относятся ступы (или раки), монастыри, алтари и помещения для медитаций; они бывают разных размеров - от простых домашних алтарей со статуей или изображением Будды до огромных храмов. Ступы были вначале пристройками к домашним алтарям; форма ранних североинд. ступ стала образцом для всех буд. храмов, будь то тибетские (чортен), шри-ланкийские (дагоба) или кит. (пагода). Служба в храме включает обход здания по часовой стрелке, по направлению движения солнца. В монастырях живут монахи, следящие за исполнением религ. обрядов и медитаций последователями буддизма; там же часто находятся алтари и помещения для медитаций. По традиции тхеравады во всех алтарях имеется статуя Будды и списки сутр (свящ. текстов). Перед статуями Будды в храмах можно оставлять скромные пожертвования. Верующие сидят на полу без обуви. По традиции махаяны в алтарях обычно размещаются разл. орнаментальные и цветные изображения, в первую очередь бодхисатвы Авалокитсшвары. Перед ними кладут разнообразные дары, включая свечи и цветы, сопровождая это, как правило, песнопением. Помещения для медитаций навевают спокойствие и содержатся в образцовом порядке, в них находится единств, изображение Будды и атрибуты, необходимые при медитации, напр., гобелены в тибетском буддизме или рукописные свящ. тексты в дзэн-буддизме.

Бусидо

Бусидо (bushido, яп. - путь воина), возникший в Средневековье строгий кодекс поведения, чести и тренировки самураев - традиционно правящего воен. сословия Японии. На Б. оказали влияние синтоизм, дзэн-буддизм и конфуцианство, но идеалами, лежащими в его основе, являются воен. иск-во, включая умение биться на мечах, служение императору или феодалу и особое отношение к понятию чести, что прослеживается во всем - от манеры речи до ритуального самоубийства, или сеппуку (менее правильно харакири). Б. продолжает оставаться образцом для подражания.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет (bookkeeping), регистрация всех финанс. сделок, производимых в орг-ции, обычно записываемых в виде дебетов или кредитов в зависимости от того, представляют они собой приток или отток денежных ср-в. Б.у. методом двойной записи основан на принципе баланса, когда каждая продажа фиксируется в виде притока денег и оттока продукции. Т.о., правильность записей очень легко проверить. В наст, время Б.у. в. осн. ведется с помощью компьютера.

Бушмены

Бушмены (Bushmen), см. Кунгсаны.

Бхагавадгита

Бхагавадгита (Bhagavadgita, санскрит - Песнь богов), 700-строчная часть эпоса Махабхарата, повествующая о том, как бог Кришна явился герою Арджуне накануне решительного сражения, дабы воодушевить его на исполнение жизненного долга в борьбе с силами зла. В Б., созданной предположительно в 1 или 2 в. н.э., активная жизненная позиция не противоречит идеалу аскетической отреченности и личная преданность Богу предстает как высший вид служения.

Бюджет

Бюджет (budget), составляемый семьей, компанией, првом план ожидаемых доходов и расходов. Б. центр, прва, как правило, составляется ежегодно, но в исключительных обстоятельствах это может происходить и чаще. Обычно отражает предполагаемые налоговые поступления и правит. расходы на след, финанс. год. Начиная с Кейнса гос. Б. был признан гл. инструментом регулирования спроса в масштабах всей экономики. Совокупный спрос имеет тенденцию к росту, если пр-во увеличивает свои расходы, так что они начинают превышать его доходы от налоговых поступлений, и уменьшаться, если правит. расходы растут медленнее налоговых поступлений. Когда доходы гос-ва равны его расходам, имеет место сбалансированный Б. Если доходы превышают (не покрывают) расходы, то имеет место бюджетный профицит (дефицит). Профицит означает, что пр-во выполняет свои долговые обязательства (в отношении собственных граждан или иностранцев); дефицит - что пр-во увеличивает свой долг (дефицитное финансирование, фискальная политика, долг).

Бюрократия

Бюрократия (bureaucracy), адм. структура, укомплектованная штатом проф. чиновников. Теоретически понятие Б. подразумевает точно опред. разделение задач в соответствии с формально установленными правилами и процедурами. Б. - это иерархическая структура со строгой дисциплиной. Власть не персонифицирована, ее источником являются правила, определяющие работу всего бюрократического аппарата. Совр. адм. системы, такие, как государственная гражданская служба, в основе своей бюрократические. Одна из проблем Б. - неизбежное противоречие между единообразием, необходимым при крупномасштабном администрировании, и гибкостью, без к-рой невозможно решить отд. задачи. На практике Б. бывают подчас весьма несовершенны, проявляя такие св-ва, как излишняя жесткость, неповоротливость и замедленная реакция (все негативное, что вкладывается в понятие бюрократизм), а также приводят к неоправданным издержкам, коррупции и злоупотреблению властью. В отд. странах общественность имеет возможность бороться с недобросовестным бюрократическим администрированием, используя административное право и подавая жалобы омбудсменам.

Предыдущая страница Следующая страница