Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Х"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

Хабеас корпус

Хабеас корпус (лат. habeas corpus), назв. закона о свободе личности, принятого англ, парламентом в 1679 г. (по первым словам текста). Согласно Х.к., никто без решения суда не может подвергнуть к.-л. задержанию или аресту. Каждый гражданин в случае ареста имеет право требовать, чтобы в течение суток ему было предъявлено судебное обвинение, а при отсутствии такового - освобождения из-под ареста. Х.к., относящийся к общему праву, считается важнейшей гарантией прав личности в Англии и др. странах, правовая система к-рых заимствована у англичан, напр., в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Х.к., как правило, отсутствует в системах гражданского права, хотя в ряде случаев и существует аналогичное законодательство. Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает схожее юрид. оправдание в суде ареста или задержания.

Хабермас Юрген

Хабермас Юрген (Habermas, Jtirgen) (род. 1929 г.), нем. философ и социолог, ведущий совр. представитель критической теории Франкфуртской школы. Занимается гл.об. теорией познания, в частности поиском рациональной позиции, позволяющей критиковать теорию и практику капитализма. В своей первой значит, работе Знание и человеческие интересы (1968) X. доказывал существование трех базовых форм человеческого познания, соответствующих трем центр, интересам человека: управлению природой, общению и взаимопониманию между людьми и освобождению от внеш. зависимости. При капитализме доминирующим стал первый интерес и родилась соответствующая ему форма познания - эмпирическая наука. X. попытался также определить альтернативную форму рациональности, анализируя, каким образом люди составляют представление друг о друге, если они собираются вступать в контакт. Предпосылки рациональной коммуникации принимаются для определения идеальной речевой ситуации, в к-рой можно использовать лишь доказательные способы убеждения людей в истинности высказываемого. X. полагал, что легитимность социальных норм может быть установлена путем соотношения их с такой идеальной речевой ситуацией.

Хаван (хома)

Хаван (хома) (havan, санскрит homa - жертва огню), один из элементов поклонения свящ. огню, или пуджи, у индусов. Восходит к ведическому ритуалу приношения. Жрец зажигает огонь на переносном алтаре и добавляет в него топленое масло. Во время брачных церемоний невеста и жених делают семь шагов вокруг этого жертвенного огня.

Хадисы

Хадисы (hadlth, араб. - традиции), предания о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составляющие сунну, к-рая лежит в основе жизненных правил шариата. Хотя в достоверности X. есть сомнения, их историч., моральное, религ. и культовое значение очень высоко и уступает лишь Корану. Сунниты признают достоверными шесть сборников X., составленных в осн. Бухари (810-70), шииты - только пять сборников X., основанных на авторитете халифа Али и др. имамов, т.е. ведомых Богом вождей шиизма.

Хайдеггер Мартин

Хайдеггер Мартин (Heidegger, Martin) (1889-1976), нем. философ, ученик Гуссерля (феноменология), один из основоположников экзистенциализма. В своей гл. работе Бытие и время (1927) X. предпринял попытку вернуть философию к первостепенно важному, по его мнению, вопросу: что такое бытие? X. никогда не утверждал, что способен ответить на этот вопрос, но тем не менее разработал новую систему филос. понятий, в к-рой традиц. метафизика и эпистемология уступили место анализу осн. х-к человеческого существования (бытие в мире). Нек-рые полагают, что филос. достижения X. перечеркнуты его связями с нацизмом.

Хайек Фридрих Август фон

Хайек Фридрих Август фон (Hayek, Friedrich August von) (1899-1992), австр. экономист и политолог, представитель эконом, либерализма. X. был либертарианцем (либертаризм), известным своей твердой приверженностью либеральным идеям невмешательства гос-ва в экономику и свободного рынка. Подверг острой критике идеи и практику социализма. В работе Дорога к рабству (1944) X. осуждал социал-демократию и идею государства всеобщего благоденствия как предвестников тоталитаризма. Особое значение имеют достижения X. в области теории капитала и циклов производства.

Ханукка

Ханукка (Праздник света) (Hanukkah), еврейский праздник, отмечаемый в нояб. или дек. Посвящен победе Маккавеев в борьбе с греч. завоевателями во 2 в. до н.э. Первоначально X. была праздником зимнего солнцестояния, но впоследствии стала относиться к событиям эпохи греко-сирийского владычества в Иудее: очищая Храм после победы над греч. язычниками, еврейские воины нашли уцелевший сосуд с маслом для зажигания храмового светильника. Этого масла могло хватить на одну ночь, но произошло чудо: масло горело восемь дней. И столько же длится праздник, в течение к-рого каждую ночь зажигают по одной свече светильника.

Хапиф

Хапиф (caliph, араб. - преемник, представитель), титул правителя, соединявшего духовную и светскую власть, возник после смерти Мухаммеда в 632 г. и трактуется Кораном как наследник или преемник Бога. Сунниты признают первых четырех халифов: Абу Бакра (632-34), прямого наследника Мухаммеда; Умара (634-44), первого X., носившего титул предводитель правоверных; Усмана (644-56) и Али. Шииты считают прямым представителем Мухаммеда Али. Ин-т халифата был отменен в 1922 г. после крушения Османской империи, но исламские фундаменталисты (исламский фундаментализм) в последние годы призывают к его возрождению.

Харакири

Харакири (hara-kiri, яп. - разрез живота), зап. назв. ритуального самоубийства самураев - вспарывания живота, к-рое правильнее называть seppuku. В дзэн-буддизме живот - духовный центр тела, поэтому X. имеет символический смысл. Самураи предпочитали смерть бесчестью и относились к X. как к законному и церемониальному процессу, позволявшему избежать позора, загладить вину в случае неисполнения долга или продемонстрировать преданность и решимость (бусидо).

Харе Кришна

Харе Кришна (Международное общество созна- ния Кришны) (Hare Krishna), совр. движение кришнаитов, основанное А.Ч. Бхактиведанта Свами, распространилось на Западе в 1960-х гг. Его участники посещают храмовую службу или, полностью посвящая свою жизнь служению и прославлению Кришны, становятся аскетами и монахами. Кришнаиты - вегетарианцы и не употребляют алкоголь. Последователи Х.К. слушают духовную музыку, ноют хором, особенно мантры Харе Кришна, Харе Рама, впадают в исступленный транс, концентрируясь на мысли о ревностном служении богу, являющемуся воплощением Вишну. Посвященные часто носят индуистские одеяния и живут по индуистским обычаям, они активно вовлекают в хоровое пение др. и даже вербуют людей в свои ряды на улицах.

Харизматическое движение

Харизматическое движение (charismatic movement), движение за духовное возрождение в рим. католич. и протест, церквах, прежде всего среди пятидесятников. Харизматики верят в возможность сошествия Св. Духа на каждого верующего, подобно тому, как это произошло с апостолами. Особый акцент они делают на крещении Св. Духом, что равносильно новому рождению (новому обращению к Иисусу), часто сопровождаемому духовными дарами. В ритуальной практике харизматики часто прибегают к глоссолалиям - имеющему высокий духовный смысл бессвязному силлабическому яз., ниспосланному Св. Духом. Х.д. особенно распространено в Лат. Америке и среди негритянских церквей (черные церкви); имеет тенденцию к росту и распространению во всем мире.

Хасиды

Хасиды (Hasidim, иврит - набожные), мистическое движение в иудаизме, зародившееся в 12 в. в Германии. Совр. хасидизм возник в 18 в. в Польше, его основатель Баал Шем Тов (1700 -60) учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, и призывал к тщательному исполнению всех заповедей, к благочестивому поведению. Движение X. во мн. опиралось на каббалу и отличалось крайним мистицизмом, требованием постоянных молитв и чтения псалмов; один из важных элементов ритуала - песнопения и танцы, олицетворяющие радостное восприятие Бога во всех аспектах повседневной жизни. Хасидизм быстро распространялся среди преследуемых еврейских общин Вост. Европы, но в новые времена пошел на убыль. В наст, время многочисл. группы X. обосновались в США и Израиле, где их лидеры - цадики (святые) - возглавляют движение за введение религ. законодательства и являются решительными защитниками ортодоксально го иудаизма. X. можно узнать по черной одежде, завитым локонам у висков, и - в соответствии с ортодоксальным иудейским запретом - нестриженой бороде.

Хауса

Хауса (hausa), народ (30-40 млн. говорящих) на С.-З. Нигерии и в Юж. Нигере. Язык X. - осн. яз. межэтнич. общения (лингва франка) в Зап. Африке (чадские языки). Большинство X. мусульмане-сунниты, приняли ислам в 13 в. Обществ, иерархия включает неск. классов, принадлежность к к-рым передастся по наследству. Род ведется по мужской линии. В сезон дождей члены рода совместно обрабатывают землю и выращивают для собственного потребления просо, сорго и кукурузу, а хлопок, табак и арахис служат важным источником денежного дохода. В сухой сезон X. занимаются торговлей или отхожими промыслами.

Хиджра

Хиджра (hijrah, араб. - переселение), бегство Мухаммеда и 100 его сторонников из Мекки в Медину (622), откуда и распространилось учение Мухаммеда. Значение этого события было осознано в период правления халифа Умара, объявившего 622 г. первым годом исламского календаря в знак признания того, что именно с этого времени началось обществ, развитие ислама.

Химическая и бактериологическая война

Химическая и бактериологическая война (chemical and biological warfare, CBW), применение синтет. отравляющих в-в или таких организмов, как болезнетворные микробы, в целях уничтожения или выведения из строя противника. К ним относятся хлор, иприт, или горчичный газ (впервые применен во время 1-й мировой войны), разл. нервно-паралитические газы, дефолианты (гербициды), вирусы и бактерии (напр., сибирской язвы). Применение хим. и биол. оружия запрещено Женевской конвенцией, но на его произв-во и хранение этот запрет не распространяется. В отличие от применявшегося в 1-й мировой войне, совр. хим. оружие стало более изощренным и может доставляться дальнобойной артиллерией или ракетами. Наибольший резонанс в последнее десятилетие вызвало применение хим. оружия Ираком против курдского меньшинства в 1988 г.; такое же оружие Ирак держал наготове, но не использовал во время войны в Персидском заливе в 1991 г. Согласно Конвенции 1972 г. биол. оружие запрещено, за иск. опытного произ-ва в оборонительных целях. Соглашение об ограничении произ-ва хим. и биол. оружия - один из гл. пунктов повестки дня Конференции по разоружению, однако мн. страны, особенно развивающиеся, не склонны от него отказываться, рассматривая этот вид вооружения как серьезный сдерживающий фактор. Проверка потенциала хим. и биол. оружия в к.-л. стране сопряжена с опред. трудностями: заявленный арсенал может быть предъявлен и уничтожен, но обнаружить незаявленное произ-во и хранение почти невозможно.

Хоккей на льду

Хоккей на льду (hockey, ice), вариант хоккея; две команды, по шесть игроков в каждой, играют на ледяном поле (ок. 60 х 26 м), огороженное бортом вые. до 1,2 м. Игроки клюшками должны забивать резиновую шайбу в ворота противника. X. на л. возник в Канаде в 1870-х гг., теперь это самая скоростная командная игра в мире. Все игроки одеты в защитные жилеты, у вратаря защищено почти все тело. В команде всего 20 игроков, к-рые (обычно за иск. вратаря) периодически сменяют друг друга на льду. Игра состоит из трех периодов по 20 мин каждый. Самые лучшие профессионалы мира играют в Национальной хоккейной лиге (ИХЛ) Сев. Америки. На Олимпийских играх наиб, выдающиеся команды выставляли США. СССР, Канада, Чехословакия, Швеция и Финляндия.

Хоккей на траве

Хоккей на траве (hockey, field), любительская игра, распространенная в Великобритании и странах Содружества, а также в Европе. По 11 игроков с каждой стороны клюшкой должны забить твердый мяч в ворота противника. Игровое поле (ок. 90 х 55 м) имеет ту же площадь, что и футбольное (футбол), но ворота меньше: штанги находятся на расстоянии 3,6 м, а перекладина - на вые. 2,1 м. Гол засчитывается только в том случае, если он забит с площадки, ограниченной перед воротами полукругом радиусом 15 м. Вратари надевают толстые защитные жилеты, наколенники, перчатки и пробковые шлемы. X. на т. - трудная игра, особенно на неровном поле, поэтому клубы все чаще используют поле с пластиковым покрытием, на к-ром можно играть в любую погоду.

Холдинговая компания

Холдинговая компания (holding company), Компания в группе компаний, владеющая акциями др. компаний, к-рые обычно, но не обязательно являются ее дочерними компаниями. Х.к. может контролировать одну или более компаний даже с большим, чем ее собственный, капиталом (конгломерат). Преимущества Х.к. состоят в том, что она может осуществлять централизованное руководство, предоставлять финанс. и маркетинговую экспертизу, сохраняя относит, рентабельность малого бизнеса.

Холи

Холи (Holi), гл. индуистский весенний праздник, отмечаемый в Сев. Индии в период полнолуния в фен.- марте, ведет свое начало от древн. праздника плодородия. Согласно мифу, молодой демон Прахлада, почитатель Вишну, спасся от огненной напасти вопреки демоническим козням Холики. В память об этом чудесном спасении зажигаются многочисл. костры, символизирующие триумф добра над злом. Праздник ассоциируется также с веселыми проделками молодого Кришны, поэтому он отмечается шумно и с элементами распущенности. Забываются обычные ограничения, связанные с кастой (кастовая система) и полом, ликующие участники праздника брызгаются подкрашенной водой и осыпают друг друга порошкообразными красками. Холодная война (cold war), см. Восток-Запад, отношения.

Хомский Ноам

Хомский Ноам (Chomsky, Noam) (род. 1928 г.), амер. философ и лингвист, профессор Массачусетского технологического ин-та. Публикация его кн. Синтаксические структуры (1957) произвела рев-цию в лингвистике (языкознание). X. является основоположником генеративной (порождающей) грамматики, задача к-рой состоит в точном и ясном описании грамматических систем языков, в частности трансформационной грамматики (версия генеративной грамматики, выводящая поверхностную структуру предложения из его абстрактной глубинной структуры). X. резко критиковал бихевиористский взгляд (бихевиоризм) на язык как всего лишь форму поведения и доказывал, что лингвистика должна иметь своим предметом не речь, не практич. употребление языка, а лежащее в его основе знание языковых законов. Гл. внимание X. уделял проблеме изучения языка, выступая против эмпиризма в поддержку рационалистической позиции, согласно к-рой овладение языком возможно лишь благодаря врожденным способностям. X. также известен как автор трудов по вопросам внеш. политики США и междунар. отношениям. Хопи (hopi), индейский народ группы пуэбло, живущий на С.-З. шт. Аризона, США. Оседлые земледельцы, выращивают кукурузу, фасоль и хлопок, занимаются также овцеводством. Каждое поселение состоит из кварталов, принадлежащих отд. кланам, во главе к-рых стоит вождь, он же - религ. лидер. Числ. X. невелика, но их религия и обычаи вдохновляли мн. европ. писателей и художников.

Христианская демократия

Христианская демократия (Christian Democracy), идеология ряда правоцентристских партий в послевоен. Европе, стремящихся применить христ. принципы к управлению индустриально развитым об-вом. Возникнув как реакция на классич. либерализм и марксизм, Х.д. пытается осуществить социальную гармонию и использовать гос-во в кач-ве ср-ва гуманизации кап. экономики. Гл., но не единств, источником ее вдохновения является католицизм. Большое значение Х.д. придает укреплению семьи, трудовым ассоциациям и др. формам обществ, объединений (община). В эконом, политике христ. демократы, как правило, придерживаются корпоративности; на междунар. арене выступают в защиту прав человека и являются твердыми сторонниками европ. интеграции. Позиции христ.-демокр. партий особенно сильны в Италии, Германии, Бельгии, где они часто находятся у власти; слабее - но все же ощутимо - их влияние во Франции и Нидерландах. После победы Кеннеди на президентских выборах 1960 г. произошел взлет Х.д. в Лат. Америке, причем особенно сильные партии образовались в Чили и Венесуэле; в 1980-х гг. такая же тенденция наметилась в большинстве стран Центр. Америки.

Христианская наука

Христианская наука (Christian Science), религ. орг-ция протест, ориентации (ок. 600 тыс. офиц. членов); основана Мэри Бэйкер-Эдди в 1870-х гг. Гл. принцип ее учения состоит в том, что излечение людей от болезней возможно лишь с помощью религ. веры. Центр Х.н., действующий во всех англоязычных странах, находится в Бостоне, шт. Массачусетс. Х.н. финансирует ежедневную газету Крисчен сайенс монитор.

Христианские церкви

Христианские церкви (Christian Churches). Распространение христианства по всему миру привело к образованию внутри его многочисл. и разнообразных Х.ц. Разделение христиан часто бывало рез-том доктринальных разногласий, хотя социальные и полит, факторы также имели опред. значение. Осн. ветви христианства имеют весьма четкую геогр. локализацию. Римская католическая церковь господствует во мн. странах Юж. Европы и их быв. колониях в Центр. и Юж. Америке, а также в Польше и Ирландии. Протестантские церкви, отколовшиеся от рим. католицизма в 16 в., сосредоточены в Сев. Европе и США. Эмиграция и миссионерская деят-ть способствовали распространению обеих ветвей, в первую очередь в Австралазии и Африке. Восточная православная церковь, окончательно оформившаяся в 11 в., преобладает в Белоруссии, Болгарии, Грузии, Молдове, России, в нек-рых рнах Украины и Бл. Востока и др. Вост. традиция - одна из самых древн. в христианстве - представляет собой сочетание двух направлений: несторианства и монофиситства (оба течения возникли в 5 в. на основе серьезных доктринальных расхождений). Несториане утверждали, что в Христе объединены две природы - божественная и человеческая, тогда как монофиситы признавали только одну - божественную. Монофиситы порвали с ортодоксальной христ. церковью в 6 в., образовав в итоге четыре влиятельные церкви, взаимно признающие свои духовенство и таинства: коптскую, эфиопскую православную, армянскую апостольскую и сирийскую православную. Эти церкви, иногда называемые ближневост. православ. церковью, с 1966 г. неоднократно вели переговоры об объединении с вост. православ. церковью.

Христианский год

Христианский год (Christian year), годовой цикл религ. праздников в христ. церквах, обычно начинающийся с Рождественского поста. Две осн. группы праздников таковы: великие праздники, посвященные событиям жизни и деяниям Иисуса Христа, напр. Рождество и Пасха, и поминальные праздники разл. святых, отмечаемые в опред. дни. На заре христианства гл. праздниками считались Пасха и Пятидесятница. Великий пост был установлен как время духовного приготовления к Пасхе, и, т.о., возник цикл: Великий пост - Пасха - Троица. Цикл Рождество - Богоявление формировался неск. иначе, путем преобразования языч. зимних праздников, причем Рождественский пост стал временем духовного приготовления к Рождеству. Дни, посвященные отд. святым, были исключительно популярны и многочисл. в рим. католич. церкви, пока 2-й Ватиканский собор (1962-65) не ограничил их число. Христ. церкви пользуются разл. способами календарного исчисления дат своих праздников, к-рые отмечаются соответственно исповеданию и местной культовой традиции.

Христианство

Христианство (Christianity), религия, в основе к-рой лежит вера в Иисуса Христа как воплощения Сына Божьего. Наиб, значит, мировая религия, X. возникло из секты иудаизма и сохраняет иудейскую веру в единого всемогущего Бога. Иисус, к-рый был евреем, считался Мессией, новым исполнением иудейских милленаристских (милленаризм) и эсхатологических эсхатология) пророчеств о Спасителе. Он провозгласил Новый завет между Богом и людьми. Стержнем X. является догмат о Троице, согласно к-рому Бог един в трех лицах - Отце, Сыне и Св. Духе. Иисус является одновременно и Богом и человеком. Смерть его на кресте представляет собой жертву (жертвоприношение) ради избавления людей (искупление) от первородного греха. Воскресение Христа символизирует надежду на вечную жизнь. Свящ. кн. X. - Библия, ее первая часть, Ветхий завет, почитается как свящ. писание и в иудаизме. Христиане признают моральный авторитет Десяти заповедей, но прибавляют к ним учение Иисуса о любви к ближнему, к-рое содержится во второй части Библии, Новом завете, соединяющем жизнеописание Иисуса с изложением учения раннехрист. церкви. Заповедь о любви к ближнему передает глубинную суть отношения Бога к человеку, и христианам предписано так же относиться к др. людям. Отличительные черты X. традиция совместного богослужения и хорошо разработанная обрядность, хотя литургия и формы богослужения в разл. христ. церквах неодинаковы. Христ. церкви различаются также по своему отношению к таинствам, но в подавляющем большинстве они признают крещение, через к-рое верующий приобщается к церкви, и евхаристию, во время к-рой хлеб и вино благословляются и раздаются верующим как напоминание о Тайной вечере, пасхальной трапезе (еврейская Пасха) Иисуса с учениками накануне его смерти. Христиане верят в жизнь после смерти, но разные церкви поразному объясняют загробную жизнь, рай и ад. X. широко распространено по всему миру; в наст, время число его приверженцев особенно быстро растет в Африке и Юж. Америке, где, напр., движение теология освобождения предприняло попытку применить христ. учение к решению проблем нищеты и социальной несправедливости. Междунар. орг-ции, особенно Всемирный совет церквей, способствуют консолидации христ. мира; в формировании высших церк. структур традиционно большую роль играют церковные иерархи, напр. папа римский, глава римской католической церкви, но можно ожидать, что и развивающиеся страны выдвинут своих религ. лидеров.

Хунта

Хунта (junta, исп. - совет, совещание), назв. объединений, союзов, комиссий, гос. органов, воен. пр-в в испаноязычных странах. X. называют также комитет, созданный после государственного переворота или революции, в отсутствие законного пр-ва. Термин широко применяется в Лат. Америке к таким воен. режимам, как, напр., режим генерала Галтиери в Аргентине в 1980-х гг. Узурпация власти в X. одним лидером или небольшой их группой может перерасти в диктатуру.

Предыдущая страница Следующая страница