Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")

Конспирация

Конспирация (conspiracy), соглашение между двумя или большим числом людей ради совершения чего-либо незаконного или предосудительного. К. ради совершения чего-либо незаконного считается преступлением во мн. странах с системами общего права, в отличие от стран с системами гражданского права. Обычно К. связана с подготовкой к преступлению, а не с самим преступлением. В 20 в. законодательство во мн. странах с учетом К. было значительно дополнено, чтобы вести борьбу с организованной преступностью, преступлениями белых воротничков, мошенничеством и подрывной полит, деят-тью. Судебные преследования часто вызывали споры из-за сложности доказать сговор, поскольку обвиняемые в К. могут быть обвинены в преступлениях, совершенных др. людьми. Обвинения в К. с целью совершения преступлений или подстрекательства к мятежу часто используются тоталитарными пр-вами (тоталитаризм) в кач-ве предлога для заключения в тюрьму своих противников.

Конституционное правление

Конституционное правление (constitutional government), форма правления, сдерживающего произвольное использование обществ, власти посредством конституции в целях обеспечения подотчетности правителей руководимому ими народу. При К.п. власти должны считаться с установленными юрид. и полит, ограничениями, отражающими права тех, кем правят. Это обеспечивается обычно рассредоточенностью (плюрализм) обществ, власти. Наиб, известными конструктивными тому гарантиями являются разделение властей и принцип господства права. По Конституции США (к-рую мн. позже сформированные демократии приняли за основу), власть распределяется между законодат. собранием, исполнит, и судебными органами, при этом предусматривается система сдержек и противовесов, препятствующая чрезмерной концентрации власти у к.-л. из этих ветвей. Предусматривается также проведение частых выборов на федер. и местном уровне и на уровне штатов. Наконец, конституц. Билль о правах (состоящий из первых десяти поправок к Конституции) закрепляет законные ср-ва для восстановления справедливости. Т.о., любая демокр. конституция создает равновесие прав и обязанностей между гражданами и пр-вом и, в частности, поддерживает веру в то, что правление основано на согласии и имеет опред. ограничения; действия, выходящие за пределы этих ограничений, становятся предметом юрид. возражений и судебного пересмотра. Осн. совр. формой К.п. хотя и не единств., является либеральная демократия. Конституция при этом обеспечивает стабильную и законную основу для гарантии признания и надежного закрепления личных прав, учета разл. интересов; полит, партии мирно ведут конкурентную борьбу за власть, а пр-ва подотчетны народу на основе регулярно проводимых свободных выборов. К.п. может быть подвержено разл. серьезным испытаниям. Плюралистический баланс интересов в об-ве может быть разрушен; личная свобода может пострадать в рез-те постоянного давления со стороны гос. власти; высшие должностные лица или др. полит, лидеры могут узурпировать власть или обойти конституц. преграды на пути к личному господству; чрезмерное партийное дробление может помешать подчинению установившимся правилам; слабое полит, или эконом, руководство может подорвать веру в действующую систему; наконец, недовольные группы нас. и разл. рода меньшинства могут прибегать к насилию и спровоцировать авторитарную реакцию. Неудивительно поэтому, что стабильное и успешно действующее К.п. является главнейшим полит, достижением незначит. числа стран.

Конституция

Конституция (constitution), правила, регулирующие объединение, и в особенности сочетание осн. правил и принципов, характеризующих устр-во, порядок и образование органов власти государства. К. является осн. законом, определяющим источники, цели, пути использования обществ, власти и ограничения, накладываемые на эту власть. К. контролирует, а также легитимизирует пр-во, организованное в соответствии с ней и действующее в ее рамках (конституционное правление). Почти все К. имеют полностью документированную основу, и конституция Великобритании, к-рая является неписаной государственное устройство Великобритании), представляет собой редкое исключение. Большинство К. определяют сферы ответственности пр-ва, а также права и обязанности граждан. Нек-рые не содержат правил и доктрин, контролирующих отправление власти, а выражают только нац. устремления. Стабильность и эффективность К. во мн. зависит от того, насколько хорошо в ней представлены основополагающие обществ, ценности, от уважения, к-рое питают к ней гражд. и воен. элиты, и от ее легитимности.

Консульство

Консульство (consulate), см. Посольство.

Консультативная психология

Консультативная психология (councelling), см. Психологическое консультирование.

Конт Огюст

Конт Огюст (Comte, Auguste) (1798-1857), франц. философ, ввел в науч. оборот термин социология. Считается, что К. и его соотечественник Сен-Симон (граф Клод-Анри де Рувруа) (1760-1825) стояли у истоков социологической науки. К. утверждал, что об-во подобно организму, каждая часть к-рого выполняет особую роль, обеспечивая жизнедеят-ть целого. Эти идеи оказали влияние на Дюркгейма и способствовали развитию функционализма. В своей гл. работе Курс позитивной философии (1830-42) К. сформулировал знаменитый закон трех стадий. Он полагал, что человеческое познание и об-во проходят в своем развитии три разл. стадии: теологич., метафиз. и позитивную. На первой стадии все объясняется волей богов, на второй - абстрактными факторами (такими, как природа), на третьей - посредством науч. открытий. К. рассматривал социологию как позитивную науку, основанную на анализе непосредственно наблюдаемых явлений, а свою систему назвал позитивизмом. Его девиз Порядок и прогресс начертан на гос. флаге Бразилии.

Континентальная философия

Континентальная философия (continental philosophy), термин, обычно используемый для обозначения традиции совр. филос. мысли, возникшей на Европейском континенте (преимущ. во Франции и Германии), в отличие от аналитической философии, преобладавшей в Великобритании и США. Пунктом, с к-рого началось расхождение этих двух традиций, часто считают развитие феноменологии, основанной нем. философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) в нач. 20 в. Отличительная черта феноменологического метода - стремление описать структуры сознания или, в более широком смысле, роль, к-рую разум играет в конституировании реальности. Особенность традиции К.ф. заключается в том, что подлинным объектом филос. исследования признается сфера жизни, отличная от реальности, объясняемой естественными науками, и принципиально более значимая. Эта традиция не исключала также претензий на суждения относительно метафизики и бытия (онтология). Феноменология послужила основой экзистенциализма Сартра и Хайдеггера, а впоследствии, в соединении со структурной лингвистикой, - постструктурализма Дерриды. На этом пути совр. К.ф. пришла к признанию абс. важности собственно проблем языка, его конкретных форм и ср-в анализа, являющихся гл. предметом аналитической философии.

Контроль за вооружениями

Контроль за вооружениями (arms control), политика сдерживания, проводимая одним или группой гос-в в области разработки и использования вооружений. Термин К. за в. употребляется гл.об. в отношении ядерных вооружений (ядерное оружие), его не следует путать с термином разоружение, подразумевающим сокращение или ликвидацию уже имеющихся вооруж. сил и вооружений. К. за в. - это стремление сдержать гонку вооружений, обеспечить опред. степень стабильности и предсказуемости в отношениях противостоящих гос-в, предельно снизить возможность возникновения войны, ограничить масштабы возникшего конфликта, сократить расходы на подготовку к войне. Договоры и соглашения о К. за в. между США и быв. Советским Союзом включают подписанные в 1972 и 1979 гг. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Временное соглашение и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), накладывающие ограничения на системы противоракетной обороны и стратег, вооружения дальнего радиуса действия; заключенный в 1987 г. Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, накладывающий ограничения на размещение вооружений в Европе; Договор об ограничении обычных вооружений в Европе 1990 г.; Договор о сокращении стратегических вооружений 1991 г. Ключевым вопросом успешного выполнения договоров о К. за в. является проверка: определение объема вооружений др. стороны посредством допуска наблюдателей к базам данных для проведения инспекций на местах в целях обеспечения соблюдения соглашений. В последние годы развитие спутниковых технологий позволяет проводить инспекцию из космоса.

Контроль качества

Контроль качества (quality control), система мер, призванная обеспечить соблюдение опред. норм в ходе производственного процесса. К.к. может включать след, стадии: проверку состояния и кач-ва материалов, полученных для производственного процесса; контроль за соблюдением установленных качеств, показателей в процессе произ-ва и, наконец, проверку соответствия готовой продукции стандартам кач-ва (выборочно проверяются образцы из каждой произведенной партии). Совр. методика делает упор на двух аспектах улучшения кач-ва: техн. и человеческом факторах. По яп. методике в штате сотрудников создаются кружки качества, объединяющие работников всех категорий, к-рые совместно трудятся над улучшением кач-ва в к.-л. области. Для контроля работы производственного оборудования широко используются компьютеры, останавливающие процесс, если статистические показатели контроля кач-ва выпускаемой продукции начинают ухудшаться. К.к. чрезвычайно важен. Если недостаточно высокое кач-во продукции не будет выявлено до продажи, это приведет не только к убыткам - может пострадать репутация производителя.

Контрразведка

Контрразведка (counter-intelligence services), спец. гос. орг-ции, задачей к-рых является защита информационных и разведывательных служб и сохранение их секретности. Подобные орг-ции множились на протяжении 20 в. одновременно с усилением шпионажа, пропаганды, терроризма и подрывной деят-ти, отражая общую озабоченность состоянием нац. безопасности. Гл. задачей К. является предотвращение проникновения в разведывательные службы с целью их подрыва изнутри, а также сохранение контроля над стратегически важной информацией, в т.ч. технолог. Это не исключает манипулирования разведывательными службами противника путем проникновения в них и подрыва изнутри благодаря использованию двойных агентов или дезинформации (передачи неточных или вводящих в заблуждение разведывательных данных). Кроме того, крупнейшие разведывательные службы часто прибегают к скрытым акциям - попыткам оказывать влияние на политику к.-л. пр-ва изнутри страны или из-за ее пределов, используя такие нелегальные методы, как дестабилизация, подрывная деят-ть или физ. уничтожение наиб, выдающихся политиков.

Контрреволюция

Контрреволюция (counter-revolution), попытка ликвидировать последствия революции, повернуть вспять ход событий, как правило, путем восстания или воен. действий. Мн. теории рев-ции предполагают, что силы К., или реакции, после первонач. поражения могут перегруппироваться и попытаться вновь прийти к власти, получив помощь из-за рубежа тех сил, чьи интересы оказались ущемлены в плане междунар. отношений или под чьим влиянием находилась данная страна. Рев. режимы Лат. Америки, напр., сандинистский режим Никарагуа (1979-90), также испытали нажим контррев, сил, часто при тайной или явной поддержке из США.

Конфедерация

Конфедерация (confederation), форма полит, союза между суверенными гос-вами ради достижений к.-л. общих целей. Действия конфедеративного пр-ва требуют единодушного одобрения всех государств-членов; как правило, конфедеративное пр-во не располагает собственными ср-вами налогообложения, законотворчества и принуждения. Федер. Конституции США предшествовал Конфедеративный договор 1781 г. федерализм). При существующей в наст, время тенденции к Централизации конфедерализм - редкое явление: Швейцария номинально является К., но фактически это федерация. Предлагались, но не были приняты конфедеративные решения для устранения противоречий в таких проблемных федерациях, как Югославия и быв. Советский Союз; нек-рые теоретики сравнивают с К. расширенный Европейский союз (ЕС).

Конференция по разоружению

Конференция по разоружению (Conference on Disarmament), орг-ция в рамках ООН, включающая 40 государств-членов, в т.ч. пять гос-в - офиц. заявленных обладателей ядерного оружия (США, быв. Советский Союз, Франция, Великобритания и Китай). Расположенная в Женеве, она способствовала проведению переговоров по контролю над хим. и бактериологическим оружием (химическая и бактериологическая война), запрещению ядерных испытаний, гонке вооружений в космосе и новым видам оружия массового уничтожения. До наст, времени К. по р. не сумела достичь значит, полож. рез-тов в силу нежелания разл. гос-в отказаться от вооружений как сдерживающего фактора, а также из-за трудности добиться значит, сокращения вооружений с обеих сторон и проблемы проведения проверок (контроль за вооружениями, разоружение).

Конфиденциальность, право на

Конфиденциальность, право на (privacy, right of), право на свободу от вмешательства и слежки, пользующееся особым пиететом в амер. законодательстве. В индивидуалистических зап. об-вах К. входит в понятие свободы личности, но в ряде об-в отношение к частной жизни бывает абсолютно иным и не считается правом или необходимостью. В США и Канаде конституция создает условия для права на К. и личную жизнь, хотя для известных категорий лиц это право не всегда предоставляется в полном объеме (диффамация). Развитие техн. возможностей получения и накопления информации ставит под угрозу право личности на К., в рез-те чего мн. страны приняли законы о защите данных.

Конформизм

Конформизм (в психологии) (conformity), аспекты убеждений, чувств и поведения человека, вызванные влиянием др. людей. Экспериментальные данные о силе такого влияния ставят под сомнение веру в самостоятельность поведения людей. К. отличается от покорности, являясь имитацией равенства людей. Конформист ощущает добровольность своего поведения, в то время как покорность является реакцией на указания вышестоящего лица и потому содержит элементы принуждения. В 1950-х гг. психолог Соломон Аш доказал, что обществ, давление может заставить людей отрицать совершенно очевидное. Он просил испытуемых, располагавшихся друг против друга небольшими группами, устно отвечать на вопросы. После тайного инструктажа всех членов каждой группы, за иск. одного, чтобы они неправильно отвечали на простые вопросы на понимание, трое из четырех, не получивших инструкций, по крайней мере один раз дали неправильный ответ, как все остальные. Большинство лгали лишь для того, чтобы избежать насмешек, - при ответах в частном порядке они не следовали примеру большинства. Позднее эксперименты франц. психолога Сержа Московичи наглядно продемонстрировали, что меньшинство в состоянии влиять на большинство и фактически изменять мнения др. членов группы. Это говорит о том, что заслуживающее доверия меньшинство вырабатывает убеждение, а у большинства возникает страх, не позволяющий ему противиться.

Конфуцианство

Конфуцианство (Confucianism, кит. жу цзя - школа ученых книжников), кит. религ. мировоззрение и свод жизненных правил, основанные на учении Конфуция. Гл. текстами К. являются разл. соч. в неск. сборниках, т.н. классич. книги, куда, в частности, входят Беседы и суждения (Лунь юй), где изложены осн. взгляды Конфуция. По большей части эти тексты не являются специфически конфуцианскими: Сишу, сборник из четырех самостоятельных кн., долгое время использовался как осн. конфуцианский учебник. Разработанный Конфуцием филос. и этич. кодекс превратился во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в гос. культ с весьма сложным церемониалом почитания императора и важных императ. чиновников. Экзаменационный ценз гос. службы и образовательная система были основаны на учении пяти классич. книг, а по всей империи воздвигались храмы в честь Конфуция. В тот же период К. восприняло такие традиц. элементы кит. мысли, как инь и ян и пять первоначал: дерево, огонь, земля, металл и вода. Позже представитель школы К. Чжу Си (ИЗО-1200) создал на основе конфуцианских доктрин целостное духовное и филос. мировоззрение, известное как неоконфуцианство (ли сюэ или дао сюэ), - отчасти в противовес набиравшим силу в Китае даосизму и буддизму. Чжу Си разработал метафиз. систему, основанную на двух взаимозависимых понятиях - ли (принцип) и ци (материальная сила), а также написал комментарии к классич. книгам, к-рые оставались офиц. текстами для гос. экзаменов вплоть до 1905 г. Всеобъемлющее влияние К. на жизнь Китая заметно ослабло в 20 в. вследствие упразднения в 1905 г. традиц. системы образования и установления в 1911 г. республики. При Мао Цзэдуне (1893-1976), когда господствовала идеология коммунизма, конфуцианские храмы были разрушены, а классич. тексты запрещены. Тем не менее К. глубоко проникло в разл. сферы кит. жизни, что ощущается по сей день; оно явно присутствует в совр. кит. социально-полит, и эконом, установках. Влияние К. велико во Вьетнаме, Корее, Сингапуре, на Тайване и в Японии, причем особенно оно сильно в Юж. Корее и на Тайване, где сохранились старые конфуцианские храмы и система образования.

Конфуций (Кун-цзы)

Конфуций (Кун-цзы) (Confucius) (ок. 551-479 гг. до н.э.), др.-кит. философ, великий мыслитель; его учение преобладало в Китае на протяжении более 2 тыс. лет. Как учитель и весьма образованный человек К. придавал осн. значение созданию свода правил поведения, к-рый может быть в равной мере использован и в сфере гос. службы, и в личном поведении. Он учил почитать предков, признавал верховную власть Неба, сам следовал религ. нормам, но осуждал нек-рые нар. религ. обряды, шаманизм и гадание. Гл. значение К. придавал св-ву жэнь, человеколюбию, и ли, благонравному, праведному поведению, опред. этикету, с помощью к-рого жэнь привносится в повседневную жизнь, а, в более широком масштабе, в политику. По мысли К., идеальное об-во должно управляться избранниками из числа выдающихся людей или достойных правителей, к-рых в большей мере отличает благородство поведения, чем знатность происх. На протяжении всей жизни К. искал возможность реализовать свои идеи в области гос. управления, но, если не считать кратковрем. пребывания в министерской должности, это ему не удалось. Осн. взгляды К. заложены в кн. Беседы и суждения (Лунь юй), составленной после его смерти и вошедшей в число классич. книг конфуцианства.

Концентрационный лагерь

Концентрационный лагерь (concentration camp), первоначально - место для укрытия мирного нас.; в таком кач-ве впервые К.л. были организованы лордом Китченером во время 2-й англо-бурской войны (1899- 1902). Буры, в осн. женщины и дети, спасались там от политики выжженной земли самого Китченера, но гл.об. их там держали для того, чтобы они не могли поддержать повстанцев. В этом К.л. погибло, преимущ. от болезней, ок. 20 тыс. заключенных. При нацистском режиме (нацизм) в Германии (1933-45) К.л. был местом заключения нежелательных элементов, особенно евреев, а также протест, и католич. диссидентов, коммунистов, цыган, умственно и физически неполноценных людей. К.л. подразделялись на раб. лагеря, где заключенные были организованы в трудовые команды, и лагеря уничтожения. В К.л. погибло ок. 4 млн. одних только евреев. В 1919 г. Ленин значительно расширил систему каторги царской России, в 1930 г. переименованную в ГУЛАГ (Главное управление исправительнотрудовых лагерей). По нек-рым оценкам, ок. 15 млн. чел. были заключены в ГУЛАГ во время сталинских чисток; мн. узники погибли от болезней и голода или были расстреляны.

Корона

Корона (Crown), власть монарха и акты, совершаемые от его имени. Понятие К. относится к властной функции, а не к конкретному лицу: как правило, его обладает наследственный монарх, олицетворяющий К. Все правление в Великобритании осуществляется от имени К., к-рая является юрид. лицом, представляющим государство и символизирующим его власть и целостность. В странах Содружества, no-прежнему признающих англ, монарха в кач-ве главы государства, прерогативы и иммунитеты К. остаются в силе.

Корреляция

Корреляция (correlation), множественное соотношение между двумя или более факторами, к-рое обычно устанавливается в статистическом анализе для систематически собранных данных. Напр., мн. исследования показали, что возрастание числа сердечно-сосудистых заболеваний связано с увеличением потребления нас. животных жиров. Однако К. между двумя факторами необязательно доказывает, что один является причиной др. Они могут действовать независимо, или скажется третий фактор. Напр., возрастание потребления животных жиров может совпасть с увеличением склонности к курению сигарет, и в совокупности это обернется ростом сердечно-сосудистых заболеваний. Проблемами К. занимаются в первую очередь социальные науки

Коса (кхоса)

Коса (кхоса) (Xhosa), вторая по величине после зулусов этнич. группа в Юж. Африке с собственным языком, относящимся к семье нигеро-конголезских языков. К. по традиции занимаются с.х. -- выращивают маис и сорго, держат скот, к-рый часто используется как свадебный выкуп. Мн. К. живут на спец. отведенных для африканцев терр. Транскей и Сискей, номинально считающихся независимыми гос-вами, созданными в русле политики отд. развития южноафрик. режима апартеида; однако нек-рые К., преимущ. мужчины, пополняют южноафрик. рынок труда в качве рабочих-мигрантов и пром. рабочих. Необходимость, заставляющая мужчин жить вдали от семей, в городских трущобах или общежитиях, разрушает традиц. семью и общинную жизнь К., к-рые в последние годы страдают от нищеты, дискриминации и межплеменной розни, в частности от постоянных стычек с зулусами.

Кочевой образ жизни

Кочевой образ жизни (nomadism), традиц. образ жизни, к-рый ведут народы, регулярно меняющие места обитания ради приобретения источников пищи и ср-в для жизни. В отличие от рабочих-мигрантов, к-рые, покидая свое место жительства, устраиваются где-нибудь на врем, или постоянную работу, кочевники всегда находятся в движении. Можно выделить три осн. категории кочевников. Во-первых, это охотники и собиратели, к-рые перемещаются в поисках растений и дичи. Во-вторых, это скотоводы (пастухи овечьих отар и стад рогатого скота), сезонно перегоняющие скот с одного пастбища на др., обычно прибл. в одни и те же места. В-третьих, это кочевники, занимающиеся ремеслом или торговлей, такие, как цыгане или туареги, к-рые регулярно перемещаются ради торговли или выполнения небольших ремесленных работ. Кочевники нередко имеют постоянные жилища в одном или неск. местах, но могут передвигаться, ночуя в шатрах и фургонах. По традиции мн. кочевые народы имеют сложные системы родства, основанные на происх. по отцовской или материнской линии. К.о.ж. испытал упадок в 20 в. гл.об. по эконом, причинам, таким, как индустриализация или прогресс в сельском хозяйстве, а также по причинам полит, характера, прежде всего из-за образования национальных государств, к-рые не поощряют свободного движения нас. через границы. Др. причинами упадка К.о.ж. являются разл. условия землевладения и неодобрительное отношение властей к образу жизни, не отвечающему общепринятым нормам и неподконтрольному пр-ву (африканские скотоводы).

Кошерная пища

Кошерная пища (kosher, иврит - подходящее), термин, обычно используемый применительно к пище и вину, приемлемых для евреев на основе изложенных в Торе запретов. Запрещено есть мясо парнокопытных животных, не жующих жвачку (свиньи), а также ракообразных, нек-рых птиц и большинство насекомых. Также запрещено смешивать мясные и молочные продукты и есть мясо, еще содержащее живую кровь. Эти правила относятся и к посуде, используемой для приготовления пищи, к-рая для каждого блюда должна быть отд. Строгое соблюдение кошерных предписаний поддерживается ортодоксальным иудаизмом, но не в такой степени, как реформистским иудаизмом и др. традиц. формами иудаизма.

Кощунство

Кощунство (blasphemy), речи, мысли или действия, оскорбительные для Бога и свящ. ин-тов. Критерии определения К. могут быть разными у разл. об-в и религий, но они считаются показателем того, от чего обво и его религ. ин-ты следует защищать для поддержания морали и религ. целостности. В иудаизме К. наказывали смертью; Иисус был обвинен в К., т.к. провозгласил себя Богом. Во мн. странах К. по-прежнему считается преступлением, преследуемым по закону. В Великобритании законы о К. применяются в наст, время лишь в случае клеветнических измышлений против христианства, хотя раздаются призывы распространить их и на др. религии. В исламском мире к наказанию за К. относятся по-разному, но не исключается и смертная казнь.

Коэффициент зависимости

Коэффициент зависимости (dependency ratio), зависимость детей и престарелых от людей работоспособного возраста (обычно от 15 до 64 лет). Страны с молодым и быстро растущим нас. имеют наивысший К.з. В Африке в нач. 1990-х гг. на каждые 100 чел. работоспособного возраста приходилось 88 детей и 6 престарелых. Напротив, в Сев. Америке эти цифры были соответственно 32 и 19. К.з. имеет важное значение для политики планирования семьи и деят-ти социальных служб.

Коэффициент рождаемости

Коэффициент рождаемости (birth rate), отношение числа рождений за установленный период времени к соответствующей числ. нас. Наиб, распространенный измеритель рождаемости, называемый общим К.р., обычно вычисляется как ежегодное число рождений на тысячу чел. В 1950-55 гг. и 1985-90 гг. общий К.р. снизился с 20 до 13 в Европе, с 43 до 28 в Азии, с 42 до 29 в Юж. Америке и с 49 до 45 в Африке. По прогнозу ООН, такое снижение будет продолжаться на всех континентах и ускорится в Африке. Несмотря на снижение К.р., ожидается, что рост населения неизбежно продолжится, гл.об. в рез-те будущего значит, увеличения числа женщин детородного возраста.

Кредит

Кредит (credit), долг, образовавшийся в связи с приобретением товаров и услуг на основе отсроченного платежа. Осн. формой К. является потребительский кредит. Банковский К. в форме овердрафтов и займов предоставляет своим клиентам банк (или аналогичное учреждение). Торг. К. предоставляется одним торговцем др. в процессе ведения бизнеса. К. имеет важное значение для рыночных сделок и оказывает существенное влияние на общий уровень эконом, активности. Пр-ву, желающему снизить инфляцию, возможно, придется ограничи ть кредитование путем повышения нормы процента (что сделает К. более дорогим, т.к. ссудный процент представляет собой цену займа) или прибегнуть к более жесткому контролю кредитования.

Кредитный союз

Кредитный союз (credit union), бесприбыльная орг-ция, уполномоченная оказывать услуги ограниченной группе людей. Получила распространение гл.об. в США. К.с., как правило, создаются наемными работниками компании или др. учреждения и обычно предоставляют более дешевые займы по сравнению с банками, хотя законодательно они ограничены в том, что касается величины и условий займов.

Крест

Крест (в христианстве) (cross), символ дерев, распятия, на к-ром был казнен Иисус Христос. К. - самый распространенный символ христианства, напоминающий о страданиях Христа и его смерти ради спасения человечества, что является основой христ. учения. Крестное знамение во время христ. богослужения может быть благословением, освящением, выражением веры или молитвой. Распятия (К. с изображением Иисуса) получили широкое распространение еще в период раннего христианства и поныне глубоко почитаются верующими, особенно в римской католической церкви, также как и изображения 14 остановок Христа на крестном пути, когда он нес К. к месту своего распятия. К. бывают разные: греч. - с четырьмя равными концами, лат. - с удлиненной основой, крест св. Антония - в виде буквы Т и др.

Кри

Кри (Сгее), группа индейцев канадского р-на Великих Озер. Когда в сер. 19 в. К. были переселены со своих земель, они раскололись на две группы. Одна из них - лесные К. - стала заниматься оседлым с. х., охотой и собирательством; др. - равнинные К. - переселилась в равнины и охотилась на диких бизонов. Обе группы по своей культуре и языку близки племенам оджибве.

Критическая теория

Критическая теория (critical theory), радикальная социальная теория, разработанная во Франкфуртском институте социальных исследований (Франкфуртская школа) в 1930-х гг. Следуя Марксу, авторы этой теории критиковали кап. об-во, полагая, что оно разрушает личность и попирает свободу, углубляя социальную несправедливость, в то время как крупные корпорации уничтожают конкуренцию и обогащаются. Франкфуртские теоретики анализировали эти явления и стремились выявить несоответствия провозглашенных целей реально преследуемым. К.т. оказала влияние на развитие самых разл. отраслей знания.

Кришна

Кришна (Krishna, санскрит - черный), одно из популярнейших индуистских божеств, герой мифов, особенно подробно изложенных в эпосе Махабхарата. Будучи восьмым воплощением (аватарой) Вишну, К. обычно почитается как самостоятельный бог. Его считают вдохновителем и дарителем любви и всякого рода привязанности, он является центром притяжения многочисл. культов бхакти (почитания). Наиб, часто встречающееся изображение К. - со свирелью, игрой на к-рой он околдовал свою возлюбленную Радху.

Кровная вражда

Кровная вражда (feud), состояние вражды между группами, подчиняющееся опред. правилам. Вражда может существовать между семьями, родственными группами (родство) или террит. общностями, такими, как кланы или роды, причем К.в. может длиться десятилетиями и переходить из поколения в поколение. Антропологи доказали, что К.в. не является анархическими вспышками насилия, напротив, она зачастую подразумевает соблюдение правил относительно применения насилия и ответных насильственных действий враждующими сторонами, напр., для защиты чести. К.в. наиб, характерна для об-в со слабой центр, властью; в таких об-вах К.в. может быть одной из форм  разрешения споров.

Кулинария, традиции

Кулинария, традиции (food customs), обществ, или рслиг. правила, касающиеся иск-ва приготовления пищи и сервировки стола, а также принятия еды и питья. Совместная трапеза - один из важнейших актов поведения людей - символизирует дружеское расположение и общность целей ее участников. Обильные застолья сопровождают обряды перехода, такие, как бракосочетание или религ. празднества (напр., Рождество), причем символическая трапеза (напр., христ. причастие) играет важную роль в некрых религиях (жертвоприношение). Пост, т.е. отказ от пищи, может также рассматриваться как религ. действо, напр., в аскетических культах (аскетизм) или в периоды врем, отказа от пищи (Рамадан). Разл. народы по-разному оценивают доступные им продукты, считая нек-рые из них несъедобными или запретными (табу). Мн. религии предполагают запрещение некрых видов продуктов или пищи. Напр., тотемизм (тотем) часто включает запрет на употребление в пищу животного или растения, считающихся групповым тотемом; по иудаистстским законам нельзя есть пищу, края не является кошерной; мусульманам строго запрещено употреблять алкоголь. Др. пищевые запреты могут быть календарного св-ва: т.е. нек-рые виды пищи нельзя есть в олред. дни или время года. Особая еда может также считаться привилегией высокопоставленного слоя людей и в этом смысле служить показателем социального статуса или ранга. У индусов или в южноафрик. об-вах употребление в пищу мяса (особенно говядины) может служить знаком принадлежности к низшей касте (кастовая система), а люди высшей касты обычно не едят пищи, приготовленной людьми низшей касты.

Культ предков

Культ предков (ancestor worship), почитание умерших предков, основанное на верованиях в то, что духи усопших сохраняют тесную связь с живыми родственниками и способны оказывать влияние на их жизнь. Духи предков могут быть мужскими и женскими, относиться к неск. последним поколениям предков и к мифическим прародителям. К.п. принимает разнообразные ритуальные формы, напр., искупительные моления, дары, жертвоприношения и торжественные чествования. К.п. присутствует во мн. африканских традиционных религиях, где духов вызывают для отвращения болезней, содействия хорошему урожаю или улучшения плодородия почвы. Религии Китая и синтоизм в Японии придают К.п. особое значение, хотя в совр. Китае вместе с ослаблением близких родственных связей снижается и значение К.п.

Культура

Культура (culture), основополагающее понятие, имеющее два широких значения: 1) обычаи, цивилизация и достижения опред. эпохи или народа; 2) иск-ва и др. проявления интеллектуальных достижений человечества в их совокупности. К. - одно из наиб, трудных с т.зр. определения понятий. Немало работ было написано только по поводу самого термина; это и сугубо консервативные Заметки к определению культуры (1948) англо-амер. поэта Т.С. Элиота, и работа амер. лит. критика Джорджа Стейнера В замке Синей Бороды: заметки к переопределению культуры (1971). Разл. значения термина К. условно могут быть сведены к двум осн. группам: антропологической и художеств. Первая группа значений определяет К. как способ жизни об-ва: верования и идеи, учреждения и орг-ции, законы и обычаи. Это определение впервые было предложено австрал. археологом В.Дж. Чайльдом в 1929 г., а затем использовано англ, лит. критиком Реймондом Уильямсом в его работе Культура и общество (1958), посвященной изучению образа жизни и истории англ, рабочих. Вторая группа значений определяет понятие К. более узко, но, по мнению представителей этой т.зр., более глубоко: цивилизованное поведение об-ва и, прежде всего, его отражение в иск-ве. До сих пор наилучшим выражением этой позиции может служить Культура и анархия (1869) англ, поэта и критика Мэтью Арнолда, к-рый определяет К. как стремление к пределу совершенства, к высшим образцам мысли и слова. В соответствии с первым значением понятия К. все люди могут считаться культурными, поскольку все они участвуют в культурном процессе, каков бы он ни был. Кроме того, каждый человек склонен подходить к др. культурам и оценивать их с позиции своей собственной К. Ключевой идеей антропологии и др. социальных наук является культурный релятивизм, с т.зр. к-рого все культурные стереотипы скорее относит., нежели абс. Согласно второму значению, однако, культурным в каждую эпоху может быть только меньшинство, поскольку К. - это утонченность, крую нужно вырабатывать и до к-рой придется возвыситься.

Кунгсаны (бушмены Калахари)

Кунгсаны (бушмены Калахари) (Kung-San), сокращающаяся по числ. группа кочевых охотников и собирателей, живущих в южноафрик. пустыне Калахари и говорящих на одном из койсанских языков. Традиц. социальная единица К. - стан, образованный группой родных и двоюродных братьев и сестер, кочующий в пределах доступных источников воды, часто скрытых в пещерах. Стены мн. скал до сих пор хранят рисунки К., свидетельствующие об их богатой мифологии и художеств, мастерстве. К. не считают терр., на к-рой живут, своей собственностью в строгом смысле слова и не имеют к.-л. полит, структуры: главой стана может быть как мужчина, так и женщина, чьи опыт и мнение пользуются уважением, однако решения принимают все сообща. К. живут собиранием плодов, ягод и орехов (чем занимаются женщины), а также охотой. Правда, их традиц. жизненный уклад быстро разрушается: заселяющие эти места фермерымигранты вносят в жизнь К. новые элементы; это касается прежде всего отношений собственности и наемного труда.

Курды

Курды (Kurds), народ, живущий гл.об. в Вост. Турции, Зап. Иране и Сев. Ираке, говорит на двух осн. диалектах курдского яз., относящегося к семье индоевропейских языков. По имеющимся оценкам, кол-во К. составляет ок. 12 млн. чел. в Турции, 5 млн. в Сирии, 4 млн. в Ираке и прим. 100 тыс. в Армении. К., быв. в прошлом кочевыми скотоводами, сейчас в осн. оседлые земледельцы; все больше К. уходят в поисках работы в города, пополняя армию рабочих-мигрантов. Традиц. социальная орг-ция продолжает играть у К. важную роль, причем местные религ. и полит, лидеры обладают значит, влиянием. Большинство К. являются мусульманами-суннитами, нек-рые - шииты, есть также небольшое кол-во христиан, иудеев, езидов и зороастрийцев. Веками К. сопротивлялись власти центр, пр-ва, после 1-й мировой войны Севрский договор предусматривал образование их независимого гос-ва Курдистан, однако это решение не было осуществлено. В Турции, пр-во к-рой лишь недавно признало само существование курдского меньшинства, К. постоянно подвергались притеснению и принудительному переселению, что привело к партизанской войне, развернутой промарксистской Курдской рабочей партией. В Иране попытка установить автономию сразу после рев-ции 1979 г. была подавлена. В Ираке, где исторически К. меньше страдали от притеснений в области культуры и в 1970-74 гг. даже были близки к созданию автономной пров., начиная с 1988 г. пр-во стало последовательно проводить в отношении К. политику репрессий, применяя даже слезоточивый газ и хим. оружие против мирного нас., разрушая курдские деревни, осуществляя насильственную депортацию К. Восстание партизан, или пешмергов (смертников), вспыхнувшее в 1991 г. после поражения Ирака в войне в Персидском заливе, принесло К. нек-рый успех, однако заставило сотни тысяч беженцев искать врем, прибежище на терр. Турции и Ирана.

Курение

Курение (smoking), вдыхание дыма табачных листьев. Табак содержит в-во никотин, к-рое является возбуждающим ср-вом и может вызвать привыкание. Доказано, что К. может стать причиной развития рака легких, ротовой полости, горла и пищевода, болезней дыхательных путей, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Мужчины традиционно курили больше, чем женщины, но в наст, время К. среди женщин возросло и создало доп. проблемы здравоохранению. Курящие женщины более подвержены риску заболеваний системы кровообращения, особенно при использовании противозачаточных таблеток; К. во время беременности чревато риском рождения ребенка с недостаточным весом, а также может сказаться на репродуктивной функции. Вероятность заболевания астмой и др. респираторными болезнями выше у детей курящих родителей. Исследования показали, что пассивное К. (вдыхание дыма при К. др.) также может иметь вредные последствия для здоровья, особенно тех, кто уже страдает сердечно-сосудистыми или легочными заболеваниями. Во мн: странах проводятся кампании борьбы против К., напр., помещают предостережение на пачках сигарет, запрещают курение в обществ, местах, рекламу сигарет и увеличивают налоги на табак, но эти меры сдерживаются лоббированием и влиянием междунар. табачной индустрии. В развитых странах К. сокращается. В последнее время оно возросло в развивающихся странах, где табачные компании ведут огромную маркетинговую работу. По оценке ВОЗ, это приведет к распространению болезней, связанных с последствиями К. Мн. развивающиеся страны являются гл. производителями и импортерами табачных изделий; табачные культуры занимают зем. угодья, к-рые могли бы быть использованы с большей пользой.

Кушитские языки

Кушитские языки (Cushitic languages), ветвь яз. афразийской семьи (афразийские языки), на к-рых говорят ок. 15 млн. чел. в Сомали, Эфиопии и Сев. Кении, а также в более сев. ареале (пересекающем егип.-суданскую границу) между Нилом и Красным морем. Языки, относящиеся к К.я., весьма разл. и делятся на пять подгрупп, к-рые для удобства называются сев., вост., юж., зап. и центр. К.я. Большинство ученых полагает, однако, что зап. яз. (на к-рых говорят 2 млн. чел. в Зап. Эфиопии и Сев. Кении) не могут быть включены в К.я. и что их следует выделить в особую группу омотских яз. Остальные четыре подгруппы охватывают ок. 40 яз. Вост. подгруппа, включающая яз. галла (оромо) и сомали, по числу говорящих является наиб, важной. Галла - самый распространенный из К.я., на его взаимопонимаемых диалектах говорят ок. 10 млн. чел. в Эфиопии и Кении. На сомали говорят ок. 5 млн. чел. в Сомали (где он является офиц. яз.), Эфиопии и Кении. Сев. подгруппа К.я. включает яз. бедауйе, на к-ром говорят в Египте, Судане и Эритрее. Центр. К.я. (агавские) первоначально, до вторжения носителей семитских языков, были преобладающими в Эфиопии. В наст, время они используются лишь в небольших изолированных языковых ареалах, к-рым грозит опасность поглощения. Значит, часть нас. использует также амхарский яз. или тиграй. Эфиопские евреи фалаша также относятся к числу говорящих на центр. К.я. Юж. подгруппа К.я. представляет собой изолированный ареал в Танзании. Все К.я. содержат языковые заимствования из араб., амхарского и нилосахарских яз. Они используют араб, письмо, хотя и не имеют лит. традиции.

Кущей праздник

Кущей праздник (Tabernacles, Feast of) (иврит, суккот - шалаш), иудейский осенний праздник, продолжающийся восемь дней; напоминает о жертвоприношениях, к-рые делали евреи после сбора урожая, а также о покровительстве Бога евреям, когда они после исхода (ок. 1300 г. до н.э.) скитались по пустыне. Во время праздничного шествия вокруг синагоги верующие несут арба миним - цитрусовые, ветви мирта, пальмы и ивы, - символизирующие соответственно: любовь, верность, честность и смирение. Считается, что эти кач-ва выражают поклонение Богу.

Кьеркегор (Киркегор) Сёрен Аби

Кьеркегор (Киркегор) Сёрен Аби (Kierkegaard, Soren Aabye) (1813-55), дат. философ. Получил теологич. образование. В своих, часто весьма полемических, соч., где этика соседствует с теологией, К. пишет о тяготах человеческой жизни с откровенно протест, т.зр. Осн. темы К. - вера, выбор, страх и душевные переживания - подчинены центр, теме: отношение человека к Богу. Объективизму диалектики Гегеля К. противопоставил субъективную (экзистенциальную) диалектику личности. В кн. Или - или (1843) К. описал принципиальный выбор, к-рый должен быть сделан между эстетич. и этич. формами человеческого существования. Согласно его экзистенциальной диалектике, личность проходит три стадии на пути к Богу: эстетич., этич. и религ. Соч. К. оказали значит, влияние на экзистенциализм. л

Предыдущая страница Следующая страница