Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТОВ")

Табу

Табу (taboo), ритуальные запреты (ритуал) на опред. предметы или действия. У полинезийцев, откуда это слово пришло к европейцам, Т. было частью сложной системы ритуальных обычаев, связанных с социальной орг-цией. В более общем смысле Т. может обозначать, напр., пищевые запреты, также связанные с социальной иерархией. В антропологии 19 в. Т. обычно относилось к пищевым (тотем) и брачным (инцест) запретам.

Таинство

Таинство (sacrament), религ. действия, рассматриваемые как зримый знак духовной благодати. Православные и католики признают семь Т.: крещение, конфирмация (миропомазание), причащение (евхаристия), покаяние, рукоположение, елеосвящение (соборование) и брак. Протестанты отрицают Т., за иск. причащения и крещения, установленных, как они считают, Иисусом Христом. Квакеры и Армия спасения вообще не признают никаких внеш. обрядов. Англиканская церковь признает все семь Т., но отдает первенство причащению и крещению. Крещение - христ. обряд посвящения (обряды инициации), очищающий человека посредством окропления водой или погружения в нее, либо посредством помазания. Конфирмация, состоящая обычно в возложении рук и помазании, укрепляет душевную чистоту верующего и утверждает его в лоне церкви. Причащение, или действо вкушения хлеба и вина, якобы возрождает Тайную вечерю, во время к-рой Иисус и его ученики вкусили хлеба и вина, и напоминает об искуплении грехов человечества через крестную жертву Иисуса Христа. Христ. церкви по-разному понимают евхаристию: для рим. католич. и православ. церквей хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христа; большинство протест, церквей рассматривают причащение как символ жертвы Иисуса и единства верующих. При покаянии верующий кается в своих грехах, после чего священник прощает их от имени Бога и налагает епитимью. Елеосвящение - Т., совершаемое у постели больного.

Тайские языки

Тайские языки (Tai languages), группа из прибл. 60 родственных яз., на к-рых говорят св. 60 млн. чел. в Таиланде, Лаосе, Сев. Бирме, инд. шт. Ассаме, Сев. Вьетнаме и Юж. Китае. Т.я. принято делить на три подгруппы: сев., центр, и юго-зап. Наиб, распространена юго-зап. подгруппа, объединяющая тайский и лаосский - два самых крупных яз. группы. Т.я. различаются произношением и правилами орфографии, но имеют практически одинаковую грамматику; в этом отношении они сравнимы с романскими языками Европы. Большинство слов состоят из одного слога, поэтому тоновым х-кам (фонология) придается большое значение. Зажатые между гигантскими культурами Индии и Китая, Т.я. многое восприняли у своих великих соседей. Тайский, офиц. яз. Таиланда, - самый распространенный яз. группы; число говорящих на нем оценивается по-разному, но, видимо, приближается к 35 млн. Он содержит многочисл. заимствования из санскрита и пали (индо-иранские языки), особенно в области культурной и техн. лексики. Письмо заимствовано из кхмерского и восходит к инд. письму деванагари, приспособленном для тайского яз. в 13 в. Образованные тайцы считали лит. яз. пали, поэтому на тайском яз. не существует памятников древн. лит-ры. Лаосский, офиц. яз. Лаоса, насчитывает св. 15 млн. говорящих, на языке чжуан (сев. подгруппа) говорят св. 10 млн. жителей Юж. Китая. Т.я. иногда связывают с австронезийскими языками, объединяя их в макросемью австро-тайских яз., но эта гипотеза остается спорной.

Тамилы

Тамилы (Tamils), члены этнической группы, населяющей терр. Юж. Индии, Шри-Ланки и Малайзии. Т. делятся на разные подгруппы и касты, объединяет их тамильский яз., принадлежащий к дравидийским языкам. Подавляющее большинство Т. исповедуют индуизм, но на тамильском яз. говорят также мусульмане и христиане. Т., живущие в Индии, имеют собственный федер. шт. Тамилнад, тогда как Т. ШриЛанки считают себя ущемленными со стороны преобладающего сингальского нас., контролирующего пр-во. Возникшее в 1950-х гг. движение Т. за создание независимого штата и региональную автономию привело к конфликту, к-рый в 1980-х гг. перерос в гражд. войну.

Таможенные пошлины и акцизные сборы

Таможенные пошлины и акцизные сборы (customs and excise duties), непрямой налог, выплачиваемый на товары (налогообложение). Т.п. и а.с. - это соответственно тарифы, выплачиваемые на товары, ввозимые в страну (или в каких-то случаях вывозимые из нее), и сборы, взимаемые с продажи опред. товаров на внутр. рынке и с опред. видов деят-ти: произ-во и продажа алкогольных напитков, табачных изделий, автомобильного топлива, букмекерство.

Таможенный союз

Таможенный союз (customs union), см. Общий рынок.

Танец духов

Танец духов (ghost dance), милленаристское движение (милленаризм), распространенное среди североамер. индейцев равнин во второй половине 19 в. Считалось, что Т.д. предсказывает времена, когда белые колонисты уйдут и индейцы получат назад свои земли.

Тантра

Тантра (tantra, санскрит - ткань, основа), текст эзотерического традиц. направления в индуизме и буддизме. В основе тантризма лежат представления о духовном освобождении и единении с божественными силами с помощью магических текстов (мантра), медитации и особых ритуалов. Тантрическая практика в индуизме, допускающая несоблюдение обычных табу, направлена на пробуждение энергии шакти. Тантрический буддизм, или ваджраяна (алмазная колесница), является важным элементом тибетского буддизма. В медитации используются мед., оккультные и астрологические тексты, а также мантры, мудры (символические жесты) и мандалы (изображения сакральных символов).

Тапмуд

Тапмуд (Talmud, иврит. - изучение), сборник ученых толкований и комментариев к устному иудейскому закону, кодифицированному в Мишне. Толкования и комментарии к Мишне известны как Гемара. Существуют две гл. версии Т.: палестинский, или иерусалимский, Т. (составлен ок. 400 г. н.э.) и вавилонский Т. (составлен ок. 500 г. н.э.). Обе версии основаны на Мишне, но вавилонский Т. более полный и авторитетный. Т. представляет собой в первую очередь

свод законоучений, но в нем есть и иные разделы, называемые Агада (рассуждения). В стандартных изданиях Т. параллельно печатается текст Мишны и соответствующий текст Т. На основе Т. впоследствии была произведена кодификация иудейского закона (Галаха), самой важной частью к-рого является Шулхан Арух (Накрытый стол) (1565). Вплоть до 18 в. еврейские общины сохраняли юрид. автономность и подчинялись юрисдикции собственных раввинских судов. Впоследствии разл. реформистские движения породили разные взгляды на Т. и Галаху. Ортодоксальный иудаизм рассматривает Т. и Пятикнижие (Тора) как в равной мере божественные и неизменные источники закона. Реформистский иудаизм отвергает божественность устного закона и признает лишь Пятикнижие. Консервативный иудаизм занимает промежуточную позицию, считая, что применение закона может быть достаточно гибким. Т.о., религ, обычаи, напр., правила вкушения пищи или соблюдения субботы (шабат), по-разному соблюдаются в еврейских общинах разных стран мира. Исключение составляет Израиль, где гос-во признает и иудейский закон как источник светского законодательства, и раввинские суды (компетенция к-рых распространяется только на брачные отношения) - при сохранении гражд. юрисдикции по всем вопросам личного состояния (если стороны пришли к взаимному согласию); причем вопросы конституц., уголовного и частного права являются исключительной компетенцией светского законодательства, что противоречит требованию ортодоксального иудаизма превратить Израиль в гос-во, руководствующееся только Т.

Тарахумара

Тарахумара (Tarahumara), индейский народ на С.3. Мексики. Традиц. занятие - земледелие. Когда-то были кочевниками, в наст, время живут оседло. Хотя Т. формально католики, в быту они придерживаются причудливой смеси нехрист. религ. традиций.

Тариф

Тариф (tariff), налог, подлежащий уплате с импорта в виде либо процента от стоимости ввозимого товара (адвалорный Т.), либо установленной суммы на единицу кол-ва. Т. может вводиться для защиты отечественной пром-ти, для сокращения объема импорта в целях улучшения платежного баланса, в кач-ве ответной меры на введение протекционистских мер (протекционизм) иностр. гос-вом или нечестных условий торговли, а также для пополнения гос. доходов. Различают Т. недискриминационные, применяемые одинаково ко всем странам-экспортерам, преференциальные - в торговле с отд. странами - и дискриминационные - против нек-рых стран.

Тарский Альфред

Тарский Альфред (Tarski, Alfred) (1902-83), польск. математик, логик и философ. Получил известность благодаря своим работам 1930-х гг. о понятиях истины и логического следования (вошли в издание 1972 г.: Логика, семантика и метаматематика), крые составляют лишь небольшую часть его достижений в математике. Т. показал, как математически точно определить филос. понятия, во всяком случае в той мере, в какой они приложимы к формальным яз., используемым, напр., в арифметике и теории множеств. Первой реакцией философов было ощущение того, что они разом освободились от традиц. затруднений, связанных с проблемой истины. Но впоследствии, когда отношение к этой концепции стало более трезвым, философы выразили сомнение в ее адекватности теории истины как когерентной и согласованной системы.

Творческий потенциал

Творческий потенциал (creativity), изобретательность в науке и иск-ве. Хотя Т.п. - редкое кач-во, присущее лишь талантливым личностям, ценные открытия часто делают и обычные люди. Творческие личности - это не обязательно особый тип человека, часто они просто находятся в более выигрышном положении. Этому способствует художеств., науч. или муз. образование в сочетании с вдохновением и упорным трудом. Т.п. подразумевает умение видеть новое в привычных вещах и наличие свободной игры воображения. Считается также, что вспышки творческой активности часто приходят на смену инкубационному периоду, иногда даже депрессии, и происходят в рез-те подсознательной умственной деят-ти.

Теле- и радиовещание

Теле- и радиовещание (broadcasting), передача звука и изображения для массовой аудитории с помощью радиоволн. Сегодня благодаря радио и телевидению сотни миллионов людей во всем мире одновременно могут слушать поп-концерт или смотреть футбольный матч. На каждые 20 жителей Земли (преимущ. развитых стран) приходится восемь радиоприемников и три телевизора. Радио и телевидение - ключевые компоненты того, что мы называем средства массовой информации (масс-медиа), это осн. источник новостей и др. информации, развлечений и образования. В США теле- и радиовещание первоначально развивалось как местная служба, финансируемая за счет рекламы, федеральная комиссия по ср-вам коммуникаций финансировала только службу общего наблюдения и распределения частот. Общенац. сети поставляют программы дочерним станциям и борются за аудиторию и размещение рекламы. Похожая схема распространена по всему Американскому континенту. Напротив, в Великобритании централизованная система гос. и нац. службы теле- и радиовещания, финансируемая из ср-в лицензионного сбора, была создана вокруг некоммерч. службы Би-БиСи. Независимые службы радио и телевидения, финансируемые за счет рекламы и негласно регулируемые гос-вом, появились позднее. Подобный смешанный подход действует в большинстве стран Европы. В странах с тоталитарным или ком. режимом, где гос-во жестко контролирует обществ, мнение, управление радио и телевидением также централизовано. Пропагандистские возможности радио пропаганда) проявились во время 2-й мировой войны и полностью раскрылись в период холодной войны. А с тех пор как в 1950-60-х гг. ключевые позиции заняло телевидение, споры вокруг владения и управления телерадиовещанием разгорелись с новой силой. Как в индустриальных, так и в развивающихся странах весь широкий диапазон радиоволн был разделен согласно новому междунар. информационному порядку, разработанному в 1970-х гг. (ЮНЕСКО). Однако в 1980-х гг. повсеместно возросло давление со стороны коммерч. структур, добивавшихся пересмотра правил вещания и приватизации средств массовой информации, тем не менее кол-во радиостанций и телестудий росло. Новый импульс развитию телеи радиовещания придали кабельное телевидение, системы спутниковой связи и узкого вещания. Развитие сети Интернет создает возможность в будущем соединить ее с телевидением. Как радио, так и телевидение играют важную роль в заочном образовании.

Телевидение

Телевидение (television), важнейшее из средств массовой информации, в к-ром изображение и звук передаются посредством радиочастотных электромагнитных волн или по электрич. кабелю. Впервые Т. продемонстрировал Скот Джон Лоджи Бэрд в 1926 г. Черно-белое Т. начало регулярное вещание в Германии в 1935 г., за ним последовали передачи Би-Би-Си (1936) и Национальной радио и телевещательной компании США (Эн-Би-Си) (1939). В 1950-х гг. Т. начало вытеснять кино и радио, особенно после появления цветного изображения. В Америке всегда преобладало коммерч. Т., финансируемое за счет рекламы, но в др. странах существенна роль гос. Т. С самых первых прямых трансатлантических передач в 1962 г. и охвативших затем весь мир спутниковых трансляций Т. превратилось в такое же доступное ср-во передачи новостей, как и радио. Спутниковое и кабельное Т. оплачивается за сеанс или по подписке. Глобальная деревня, предсказанная канадским теоретиком масс-медиа Мак-Люэном, сегодня стала реальностью. Одну программу, напр., поп-концерт в пользу жертв голода в Эфиопии, могут смотреть сотни миллионов людей одновременно почти во всех странах мира. Видеомагнитофоны и телеприемники, передающие информационные базы данных, расширили возможности Т. В 1986 г. на 1 тыс. чел. в развитых странах приходилось 477 телевизоров, но в развивающихся странах - только 40, а, напр., в Индии - меньше 10. Это, однако, не отражает степень доступа людей во всем мире к Т., повсеместность к-рого вызвала дискуссии о его культурной и полит, роли. Обществ. службы вещания несут убытки из-за того, что права собственности на ср-ва массовой информации все больше концентрируются в руках неск. компаний. Тревога развивающихся стран по поводу информационного империализма привела к требованию перераспределения радиодиапазона и установления нового междунар. информационного порядка. Патриотически настроенные критики считают Т. ответственным за утрату обществ, идеалов, осуждая, в частности, показ насилия в развлекательных программах. Влияние рекламы на содержание передач также остается дискуссионной проблемой.

Телекоммуникации

Телекоммуникации (telecommunication), передача на большое расстояние звука или данных при помощи проводов, радио, компьютера или спутника. Телефонные и телеграфные системы, изобретенные в 19 в., преобразовывали речь или буквенные символы в электрич. импульсы для дальнейшей передачи. В то время как более ранние системы передавали каждый сигнал последовательно, совр. способны одновременно управлять тысячами сообщений, связывая между собой отдаленные точки. К совр. телекоммуникационным системам также относятся: телекс, где машинописное сообщение передается и выводится на печать; факс, при помощи к-рого документы и др. графические материалы передаются через телефон и распечатываются небольшим принтером; пейджер, радиотелефонное приемное устр-во, показывающее полученное от оператора текстовое сообщение на небольшом экране; сотовая телефонная связь, обеспечивающая владельцам мобильных (радио) телефонов разговор с любым абонентом; электронная почта - обмен компьютерными данными посредством телефонной связи. Традиционно на пользование телекоммуникационными системами сохранялась монополия правит. органов, ведающих почтовыми, телефонными и телеграфными службами. В США корпорация Американ телефон энд телеграф находится в частной собственности, но все же под гос. контролем. Появление у традиц. форм Т. конкурента - компьютерных коммуникаций - потребовало их демонополизации. Мощное давление со стороны пр-ва испытывает и гигантская компания телефонной и телеграфной связи в Японии, открыты телекоммуникационные рынки Австралии и Новой Зеландии, а большинство европ. стран предпочитают повышать техн. уровень и расширять возможности действующих телефонных служб. Использование усложненных систем Т. существенно меняет деловую, полит, и обществ, жизнь, сближая народы и ускоряя принятие решений.

Телеология

Телеология (teleology), любая теория или оценка, утверждающая, что естественные или социальные явления можно объяснить не только причинами, но и целями, к к-рым они направлены. Телеологическое объяснение дается с т.зр. целей, намерений или функций, как, напр., в след, случае: Бабушка, почему у тебя такие большие зубы? - Чтобы легче было съесть тебя, мой милый! Аристотель рассматривал телеологические объяснения как одну из самых ясных разновидностей каузального объяснения и противопоставлял их объяснениям на основании производящих причин, т.е. исходного состояния, вызывающего дальнейший ход мыслей. Для Аристотеля ценность телеологического объяснения основана на метафиз. теории форм (универсалии), осн. родов, к к-рым относятся все предметы и к-рые определяют их конечное назначение. Вне подобного метафиз. обоснования такие объяснения трудно оправдать; в частности, механистическое мировоззрение, в значит, мере разделяемое совр. наукой, придает значение лишь производящей причинности и почти не оставляет места для понятия целенаправленности. Великие достижения теории эволюции Дарвина показали механистическую основу нек-рых телеологических объяснений в биологии. Совр. философия науки живо обсуждает проблему, в какой мере возможно совмещение этих двух подходов. Вероятно, самым знаменитым телеологическим рассуждением является доказательство бытия Бога: эмпирически наблюдаемая упорядоченность и целостность окружающего мира вкупе с нашими представлениями о взаимосвязи порядка и замысла предполагает существование Творца.

Теократия

Теократия (theocracy), об-во, управляемое духовенством либо пр-вом, зависимым от религ. лидеров. Изначально Т. понимали как систему, в к-рой божественный закон составлял основу всех выработанных людьми законов, а религ. и полит, структуры образовывали единое целое, как в Тибете до кит. оккупации в 1951 г. В совр. мире не существует Т. в строгом смысле слова, термин применяется к тем об-вам, где пр-ва вынуждены считаться с мнением религ. лидеров, особенно в вопросах морали. Самым наглядным примером Т. в таком широком значении является Иран после свержения шаха в 1979 г. (религия и политика).

Теология

Теология (theology, греч. - учение о боге), изучение представлений о Боге и его отношении к миру; включает изучение свящ. текстов, философию, сравнительное религиоведение и историю церкви. Каждая религия имеет собственную теологич. систему. Наивысшего расцвета Т. достигла в монотеистических религиях - иудаизме, исламе, и особенно в христианстве. В иудаизме и исламе кодификация религ. законов (Талмуд и шариат) считалась особой дисциплиной и нередко подчиняла себе Т. Обе эти религии подчеркивают неделимое единство Бога и его непознаваемость для человека; поэтому иудейские и мусульм. богословы не уделяли такого внимания проблеме природы Бога, как христ. Напротив, в христианстве взаимодействие исконно иудейских представлений с идеями греко-рим. мира, постоянное стремление определить отношение Иисуса Христа к Богу-отцу и Св. Духу (Троица), соотношение божественной и человеческой природы Иисуса, значение его рождения, крестной смерти и воскресения создали древн. традицию теологич. рассуждения. Осн. догматы христ. вероучения были провозглашены на трех великих соборах - в Никее (325), Константинополе (381) и Халкедоне (451), решения к-рых признаются как вост. православ., так и рим. католич. церквами. За великим разделением церквей в 11 в. последовало создание разл. богословских систем. Вост. церковь в осн. осталась верной раннехрист. представлениям; на Западе же получила развитие схоластика. Возраставшие контакты между иудаизмом, исламом и христианством, перевод трудов греч. философов на лат. и араб. яз. способствовали интеллектуальному расцвету всех трех религий, к-рый нашел выражение в трудах таких великих богословов, как христиане Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и св. Фома Аквинский, мусульманин Авиценна и иудей Маймонид. Однако со временем схоластика утратила свое прежнее значение. Гуманизм Возрождения 15 в. бросил теологам вызов, на к-рый ответил Мартин Лютер (1483-1546), став инициатором Реформации, разделения зап. церкви на протест, и рим. католич. Центр, темой его богословских трудов является утверждение, что спасение (оправдание) достигается только верой. Это утверждение он выразил скорее в библейском, чем в филос. духе и не проявлял особого интереса к дискуссиям о природе Бога. Жан Кальвин (1509- 64), ведущий представитель протестантизма после смерти Лютера, развил учение об оправдании верой, подчеркивая значение благодати Божьей для спасения и опираясь на догмат о предопределении. В 18 и 19 вв. христ. Т. резко критиковали Локк, Юм, Декарт, Кант и Гегель, позже к ним присоединились ученые разных направлений: историки, приверженцы теории эволюции Дарвина, психоанализа Фрейда, а также марксисты (марксизм), во мн. способствовавшие распространению секуляризма. Теологи реагировали на критику, или занимая оборонительные позиции фундаментализм), или придавая христ. учению новую направленность (как в либеральной теологии 19 в.), или соединяя его с совр. движениями, напр., с феминизмом или теологией освобождения.

Теология освобождения

Теология освобождения (в христианстве) (liberation theology), богословское движение, развернутое преимущ. латиноамер. католич. церковью в ответ на обострение нищеты и социальной несправедливости. Опираясь на идеи марксизма и теорию зависимости, согласно к-рым неравенство в третьем мире порождено зависимостью развивающихся стран от эксплуататорского капитализма, Т.о. пытается поднять проблемы полит, и социального неравенства до уровня проблем духовных - единств, законной заботы церкви в об-ве, ставшем в 19 в. более светским. В кн. Густаво Гутьерреса Теология освобождения (1971) утверждается, что свобода должна распространяться как на полит., так и на религ. сферы жизни, изменяя не только людей, но и структуру об-ва. Т.о. отличается от др. теорий христ. богословов, напр. Рейнхольда Нибура, к-рый в кн. Моральный человек и аморальное общество (1932) признавал несправедливость и несовершенность человеческого об-ва, но подчеркивал особую важность в таких условиях внутр. духовной жизни. Т.о. ставит острые вопросы об отношении церкви с нехрист. учениями, о связи между религией и политикой и христ. восприятии социального неравенства и нищеты. Все это ведет к неприятию Т.о. со стороны нек-рых авторитетов рим. католич. церкви.

Теория домино

Теория домино (domino theory), полит, концепция, основанная на аналогии с тем, как падают одна за др. поставленные рядом фишки домино. Согласно Т.д., родившейся в годы холодной войны (Восток-Запад, отношения), полит, события в одной стране влекут за собой их повторение в др., как правило соседней. Термин впервые употребил в 1954 г. президент США Эйзенхауэр (1890-1969), имея в виду ком. угрозу в Юж. Вьетнаме. Он опасался, что приход к власти коммунистов в одной стране повторится в др., что и было подтверждено на практике, когда одно за др. пали неком. пр-ва Юж. Вьетнама (1975), Лаоса и Камбоджи.

Теория зависимости

Теория зависимости (dependency theory), концепция причин низкого уровня эконом, развития стран третьего мира, особенно распространенная в Лат. Америке кон. 1960-70-х гг. В основе Т.з. лежат идеи марксизма и националистические, антиимпериалистические постулаты латиноамер. структурализма. Согласно Т.з., бедность и полит, нестабильность мн. стран третьего мира (периферия) объясняется господством над ними богатых и сильных гос-в (центр). Ключевая работа по данной теме - кн. Ф.Х. Кардосо и Е. Фалето Зависимость и развитие в Латинской Америке (1979).

Теория организации

Теория организации (organizational theory), теория функционирования орг-ции и индивидуального поведения ее сотрудников. Человек на службе играет как формальную (менеджер, инспектор, работник), так и неформальную роль, может помогать или мешать функционированию орг-ции. В трудовой процесс привносятся особенности его личности, предпочтения, привычки и т.д. Руководителю предприятия важно учитывать это при планировании организационной структуры. К наст, времени разработано множество организационных теорий. В классич. модели осн. внимание уделено формальной структуре, ответственности, авторитету и параметрам управления. Теории человеческих отношений на работе заостряют внимание на важности хорошего микроклимата на предприятии для достижения высокой производительности труда. Теория систем рассматривает орг-ции как системы, преобразующие ресурсы (сырье, трудовые силы, идеи) в конечный продукт и услуги.

Теория стигмации (клеймения)

Теория стигмации (клеймения) (labelling theory), социологическая теория, объясняющая социальные процессы, исключающие личность или группу из широкого социального признания. Понятие стигмации тесно связано с именем амер. социолога Ховарда Беккера, автора кн. Посторонние (1963). Т.е. акцентирует внимание на обществ, реакции на девиацию и на ее социальной оценке, а не на причинах девиантного поведения. Так, Беккера и его последователей не интересуют мотивации гомосексуалистов, для них важно, почему в одних об-вах гомосексуализм заклеймен как девиация, а в др. - нет. По их мнению, доминирующие группы клеймят как девиантные, тем самым лишая их действия легитимности. Эти идеи критикуют за неспособность объяснить причины поведения человека. Тем не менее утверждение, что действие является девиантным потому, что считается таковым, а не в силу изнач. св-в, дало толчок к обществ, дебатам по таким, напр., проблемам, как наркомания.

Теософия

Теософия (theosophy, греч. - божественная мудрость), религ.-филос. учение, претендующее на постижение природы Бога и мироздания путем непосредственного восприятия - с помощью мистической интуиции (мистицизм), медитации, оккультизма и выяснения скрытого смысла свящ. текстов. К теософам причисляли неоплатоников и гностиков, но в наши дни ими, как правило, считаются члены Теософского общества, основанного в Нью-Йорке Еленой Блаватской (1831-91). Поскольку идеи этого об-ва в значит, мере восходят к индуизму, оно переместилось в Индию, где им руководила Анни Безант (1847-1933). Теософское об-во, имеющее отделения по всему миру, проповедует всечеловеческое братство и преследует цель - развивать сверхчувственность человека. Т. привлекала мн. интеллектуалов, в т.ч. педагога-просветителя Штейнера.

Терпимость

Терпимость (toleration), готовность принять или позволить высказывания или поведение, противоречащие собственным убеждениям. Как полит, идеал Т. играет важную роль в либерализме и, подобно ему, восходит к европ. религ. войнам 16-17 вв., завершившимся признанием отколовшихся церквей и сект (религия и политика). В последнее время Т. обсуждается в связи с сосуществованием разл. этнических и культурных групп внутри об-ва. В этом контексте под Т. понимают не просто воздержание от нанесения ущерба группам, отличным от собственной, а предоставление им возможности развиваться своим особым путем в кач-ве меньшинств. Часто возникают споры о допустимом пределе терпимости, напр., по поводу права на выступления и действия, к-рые др. считают морально неприемлемыми, как-то: Кощунство и подстрекательство к нац. ненависти. Большинство стран ради социальной гармонии и мира ограничивают свободу слова в этой области. Терроризм (terrorism), практика использования насильственных и устрашающих действий ради полит. целей. Государственный терроризм предполагает подавление оппозиции гос-вом методами террора либо гос. поддержку террористической дсят-ти. К. Т. прибегают полит, группировки, чтобы заставить власти согласиться на их полит, требования. Но чаще всего методами террора пользуются группировки, стремящиеся свергнуть существующую власть, а также националисты, выступающие за Самоопределение. Вооруж. террористы нападают на объекты собственности и на отд. лиц, часто глав гос-в, крупных полит, деятелей (убийство политическое) или представителей сил безопасности; распространены и др. методы террора - захват заложников, угон самолетов, поездов, кораблей и автобусов. Террористы редко действуют без разбора или наугад, но они сознательно создают такое впечатление, чтобы достичь желанного состояния всеобщего страха. Цель Т. довести до сознания общественности конкретную проблему; с помощью страха заставить полит, власть согласиться с выдвигаемыми требованиями; вынудить пр-во отказаться от приверженности свободе и демократии и пойти на отнюдь не либеральные меры по обеспечению безопасности. Действенность Т. заключается прежде всего в том, что он привлекает всеобщее внимание к той или иной проблеме как внутри страны, так и за рубежом, однако он редко приводит к свержению пр-ва или провозглашению нац. независимости. Наиб, известные группировки, использовавшие террористические методы: Организация освобождения Палестины (ООП) и ее ответвления; Ирландская республиканская армия (ИРА); Баскское националистическое движение (ЭТА); Красные бригады (Италия), группа Баадера- Майнхофа, ставшая фракцией красной армии (Германия). Междунар. сотрудничество в борьбе против Т. сталкивается со сложностями, т.к. необходимы согласованные действия властей и полиции (Интерпол) мн. стран, имеющих разное законодательство и разные междунар. и внешнеполит. интересы. Тем не менее такое сотрудничество организовано и успешно развивается. Значительно труднее выработать конкретные механизмы борьбы, напр., касающиеся безопасности аэропортов, а законы об экстрадиции, являющиеся предметом двусторонних договоров между гос-вами, часто приводят к юрид. осложнениям, препятствующих тому, чтобы лица, обвиняемые в Т., предстали перед судом.

Тест на интеллект

Тест на интеллект (intelligence test), измерение интеллектуальных способностей. Первый Т. на и. разработал Бине в 1908 г. Наиб, широко известен тест Векслера, в к-ром на основе анализа вербальных и невербальных способностей человека - словарного запаса, рассуждения (доказательства) по аналогии, памяти, пространственного воображения - рассчитывается коэф. интеллектуальности (IQ)- Ср. значение IQ равно 100; IQ выше 130 имеют не более 5% людей, квалифицируемых как интеллектуально одаренные. В Великобритании людей с IQ менее 70 официально относят к умственно неполноценным. В последние годы разработаны новые Т. на и., напр., задачи, ограниченные во времени, в к-рых мерой интеллектуальности служит точность и скорость ответа. Любой Т. на и. - неполная и неадекватная оценка человека. В частности, тестируемые х-ки человека не всегда значимы в повседневной жизни, а т.н. тесты на культурный уровень и вовсе перестают оправдывать свое назв., поскольку не учитывают такие факторы, как социально-культурные различия, индивидуальные языковые навыки, уровень взаимопонимания с тестирующим.

Технократия

Технократия (technocracy), правление науч.-техн. элиты. С нач. 19 в. мн. мыслители мечтали о том времени, когда гос-вом будут управлять инженеры и ученые. Видное место среди этих мыслителей занимал Анри де Сен-Симон (1760-1825); в своих многочисл. трудах, в т.ч. О промышленной системе (1821-22), он пропагандировал об-во, управляемое учеными и индустриалами. Для одних Т. - единственно рациональный путь орг-ции об-ва, для др. она равносильна разрушению человеческих ценностей во имя материального прогресса.

Тибето-бирманские языки

Тибето-бирманские языки (Tibeto-Burman languages), см. Сино-тибетские языки.

Тибетский буддизм

Тибетский буддизм (Tibetan Buddhism), самостоятельная форма буддизма махаяны, практикуемая в Тибете. Его главенствующую секту желтых шапок возглавляет далай-лама, соединяющий функции религ, и полит, лидера. Тибетские буддисты почитают Авалокитешвару, бодхисатву, наделенного безграничным состраданием, и верят, что каждый далай-лама является его новым перевоплощением. Большинство ритуалов Т.б. основано на эзотерической традиции тантризма (тантра), а также на древн. религии бон, существовавшей в Тибете до буддизма. Богослужение включает чтение мантр и молитв, пение гимнов под аккомпанемент рожков и барабанов. В тибетский свящ. канон входят Кангур (Трипитака) и Тенджур (доп. комментарии). Тибетская книга мертвых описывает пограничные состояния сознания между жизнью и смертью.

Тикопия

Тикопия (Tikopia), небольшой о-в в Полинезии. Коренные жители живут за счет земледелия и рыболовства, земля разделена в соответствии с интересами кланов, родов и правами вождя. Как и у др. полинезийцев, социальной единицей у жителей Т. является деревня, хотя в деревнях нет формальных вождей. Брак является вирилокальным (молодые проживают в семье мужа), родство основано на патрилинейном наследовании. Традиционно власть принадлежала вождям кланов, важную роль в процессе ее осуществления играли ритуалы. Однако в сер. 1950-х гг. большинство жителей о-ва перешли в христианство, и ритуалы перестали соблюдаться.

Тлинкиты

Тлинкиты (Tlingits), четырнадцать племен северозападных индейцев, расселившихся на Ю.-В. Аляски и в Брит. Колумбии. Т. традиционно делились на матрилинейные роды с экзогамными (вне группы) браками, объединявшиеся в три фратрии (группы родов). Фратрии не обладали полит, властью, не имели вождя, их гл. функцией был выбор партнеров для брака. Права на терр. для охоты и рыболовства, решение спорных вопросов находились в ведении рода. Ранги и иерархия определялись как наследованием, так и путем демонстрации богатства (потлач).

Товарищество

Товарищество (в бизнесе) (partnership), организационная форма бизнеса, основанная на правовом соглашении двух или более лиц с целью совместного ведения деловых операций. Т. обычно учреждаются в таких сферах проф. деят-ти, как, напр., бухгалтерский учет или судебное право, т.е. там, где требуется незначит. капитал. Т. отличаются и от единоличной собственности, и от компаний. Преимущество этой формы заключается в том, что партнеры разл. специальностей могут объединиться для ведения любого бизнеса. Однако се недостатком является требование полной согласованности действий партнеров.

Товарный рынок

Товарный рынок (commodity market), рынок, на кром ведется торговля сырьем или полуфабрикатами. Мн. из сырьсвых товаров имеют единые мировые цены или узкий диапазон цен на конкретный сорт продукции (напр.. нефть); большинство сделок заключается на опред. рынке. Напр., товарные металлы поступают и продаются преимущ. на лондонских биржах металлов. Между странами-производителями и/или странами-потребителями иногда заключаются соглашения о стабилизации цен на сырьевые товары, в одном ряду с ними стоят и более амбициозные попытки определять уровень цен в долговрем. перспективе, напр., создание нефтяного картеля ОПЕК. Для того чтобы стабилизационное соглашение работало, необходим централизованный фонд. Он используется для скупки опрсд. объемов сырья, когда цены оказываются ниже желаемого уровня. В дальнейшем, с повышением цен, эти запасы реализуются. Колебания мировых цен на сырьевые товары создают серьезные проблемы, особенно для развивающихся стран, экономика к-рых, как правило, зависит от экспорта ограниченных категорий продукции добывающей пром-ти (фьючерсные рынки) - гл. источника иностр. валюты.

Товары

Товары (в экономике) (goods), наличные Т., к-рые прямо или косвенно служат удовлетворению потребностей человека. Потребительские Т. (или Т. конечного потребления) - это Т., покупаемые нас. Их можно разделить на Т. кратковрем. пользования (продовольствие) и Т. длительного пользования (напр., холодильники). Промежуточные Т. - сырье, полуфабрикаты и осн. капиталы (здания и оборудование). Услуги также относятся к Т. Они, как правило, потребляются в момент их произ-ва, напр., при стрижке волос. О недоброкачеств. Т. говорят в том смысле, что они идут потребителю во вред и соответственно обладают отриц. стоимостью (напр., загрязнение окруж. среды). Обществ. Т., или блага, - это те, к крым одноврем. имеют доступ мн. индивиды (напр., освещение улиц или нац. оборона).

Предыдущая страница Следующая страница